Читать онлайн «Мотивация и мотивы», Е. П. Ильин – Литрес
Учебное пособие посвящено основным вопросам теории и методологии изучения мотивации и мотивов человека. Особое внимание в нем уделяется анализу представлений о сущности мотива, его структуре и разновидностям. Автор предлагает собственную концепцию мотивации и мотивов, базирующуюся на критическом рассмотрении и синтезе имеющихся в психологии взглядов на эту проблему. В пособии излагаются закономерности формирования мотивационной сферы человека в онтогенезе и в различных видах поведения и деятельности, рассматриваются нарушения мотивации при патологии. Представленные в пособии психодиагностические методики могут быть с успехом использованы в практической деятельности специалистов системы образования, спортивной и производственно-организационной сферы.
Для психологов, психофизиологов, педагогов, а также студентов факультетов психологии и педагогических учебных заведений.
Предисловие
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Б. Ф. Ломов, например, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. «Трудность здесь состоит в том, – пишет он, – что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач» (Б. Ф. Ломов, с. 205).
Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, П. М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.).
Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом. Очень мало внимания (особенно в отечественной литературе) уделяется анализу причин столь значительного расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов; как правило, имеет место либо простое изложение взглядов других авторов на проблему, либо довольно поверхностная критика всех отличных от собственной точек зрения, без поиска и развития того рационального, что имеется в подходах предшественников. Между тем непредвзятый анализ позволяет увидеть в различных гипотезах и формулировках много ценной информации, которую можно использовать при построении целостной и непротиворечивой концепции мотивации и мотива.
В данной книге мною предпринята именно такая попытка. В основу этой работы положен интегральный подход к рассмотрению сущности и структуры мотивации и мотива, снимающий, как я надеюсь, большинство имеющихся противоречий. Этот подход позволяет по-новому взглянуть на ряд положений, казавшихся аксиоматичными и незыблемыми в психологии мотивации, а также обосновать положение С. Л. Рубинштейна о том, что мотивы составляют ядро личности человека. Таким образом, зная особенности личности, можно в значительной мере судить о мотивационной сфере человека, а изучая мотивационную сферу, мы тем самым изучаем и личность.
Изложение проблемы мотивации осуществлено в книге таким образом, чтобы склонить читателя к размышлению, к критическому подходу при рассмотрении различных точек зрения и, в конце концов, к самостоятельному поиску истины, поскольку многие из высказанных в книге положений не могут рассматриваться как истина в последней инстанции, а лишь отражают мой подход к указанной проблеме, попытку увидеть противоречия в существующих концепциях и наметить пути устранения этих противоречий.
Данная книга является расширенным переизданием моей книги, вышедшей в позапрошлом году (Ильин Е.П. Мотивы человека (теория и методы изучения). – Киев: Вища школа, 1998). В ней появились новые главы и разделы, в которых значительное внимание уделено вопросам формирования мотивов с помощью различных психологических и педагогических приемов, существенно расширено приложение, в котором приведены методики изучения мотивов.
Несмотря на то что эта книга выходит самостоятельным изданием, идейно она является продолжением изложения проблемы воли (произвольного управления), начатого в другой книге (Ильин Е. П. Психология воли. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000). По существу, в данной книге лишь подробно рассматривается одна из функций воли – самодетерминация.
Книга рассчитана на психологов и на тех, кто готовит себя к этой профессии; на физиологов, изучающих поведение человека; на педагогов, желающих лучше ориентироваться в данной проблеме и узнать о том, какие имеются подходы к исследованию мотивации учащихся.
Книга может быть полезна практикам (школьным психологам, педагогам и всем, кто занят изучением поведения человека) еще и по той причине, что в конце ее приведены методики изучения мотивов.
Книга снабжена научным и бытовым словарями терминов, относящихся к мотивации, а также списком работ по данной проблематике.
1. Побудительные механизмы активности (поведения) человека и животны
1.1. Краткий экскурс в историю изучения детерминации активности человека и животных
Потребностные теории мотивации. Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.
Гераклит подробно рассматривал побудительные силы, влечения, потребности. По его мнению, потребности определяются условиями жизни, поэтому свиньи радуются грязи, ослы золоту предпочитают солому, птицы купаются в пыли и золе и т. д. Говоря о связи побудительных сил и разума, Гераклит отмечал, что всякое желание покупается ценою «психеи», поэтому злоупотребление вожделениями ведет к ее ослаблению. В то же время умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека.
Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. Человек не может преодолеть свою природу и выйти из-под зависимости от других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желаниями и поведением. Люди, не способные укрощать свои побуждения, являются рабами телесных страстей и внешней действительности. Поэтому человек должен стремиться к минимизации потребностей и удовлетворять их только тогда, когда они становятся действительно насущными. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, и главные усилия воли и разума он смог бы направлять на поиск истины и смысла жизни.
У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделеющую», или «низшую», душу которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души».
Аристотель сделал значительный шаг вперед в объяснении механизмов поведения человека. Он полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. Таким образом, любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природные основания.
Близки к этим воззрениям и взгляды Лукреция. Источниками воли, по его мнению, являются желания, вытекающие из потребностей.
Голландский философ Б. Спиноза считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой. Если влечение осознается, то оно превращается в желание.
Особое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVIII века. Э. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. Благодаря потребностям, полагал он, возникают все душевные и телесные привычки.
П. Гольбах также подчеркивал определенную роль потребностей в жизни человека, но делал это глубже и последовательнее. Потребности, писал он, выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Через мотивы, представляющие собой реальные или воображаемые предметы, с которыми связано благополучие организма, потребности приводят в действие наши ум, чувства и волю и направляют их к тому, чтобы предпринять определенные меры для поддержания существования организма. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. П.Гольбах в учении о потребностях утверждал, что для объяснения активности человека достаточно одних внешних причин, и полностью отвергал традиционное представление идеализма о спонтанной активности сознания, познавательной, эмоциональной и волевой деятельности.
К.Гельвеций источником активности человека считал страсти. Физические, или природные, страсти возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Последние он отождествлял с ощущениями.
Большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н. Г. Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей. Первичными являются органические потребности, удовлетворение которых ведет и к появлению нравственно-эстетических потребностей. Животные наделяются лишь физическими потребностями, которые и определяют их поведение и психическую жизнь.
Также значительную роль в психической активности человека отводил потребностям Р. Вудвортс. Благодаря им организм оказывается чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим, что, таким образом, не только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира (здесь смыкаются взгляды Р. Вудвортса и А. А. Ухтомского на доминанту и, по существу, рассматривается потребность как доминантный очаг возбуждения).
В 20-е и последующие годы нашего столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин [К. Levin, 1926]; Г. Олпорт [G. Allport, 1937] и др.). Здесь, наряду с органическими, выделены вторичные (психогенные) потребности, возникающие в результате обучения и воспитания (Г. Мюррей [Н. Murrey, 1938]). К ним отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, потребность в независимости и противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т. д. Свою классификацию потребностей человека дал и А. Маслоу (A. Maslow, 1954) (см. раздел. 9.7).
Как видим, в XX веке понятие «мотивация» остается тесно связанным с понятием «потребности». При этом потребностные теории мотивации противопоставлялись взглядам на мотивацию бихевиористов, согласно которым поведение развертывается по схеме «стимул – реакция».
Бихевиористские теории мотивации. Бихевиористы отмечали, что термин «мотивация» слишком общий и недостаточно научный, что экспериментальная психология под этим названием фактически изучает потребности, влечения (драйвы), имеющие чисто физиологическую природу. Бихевиористы объясняют поведение через схему «стимул – реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Для них проблема мотивации не стоит, так как, с их точки зрения, динамическим условием поведения является реактивность организма, т. е. его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Правда, при этом отмечается, что организм не всегда реагирует на воздействующий извне стимул, в связи с чем в схему введен фактор (названный мотивацией), объясняющий различия в реактивности. Но снова этот фактор свелся к чисто физиологическим механизмам: различию в чувствительности организма к данному стимулу, т. е. к порогам ощущений. Исходя из этого, мотивацию стали понимать как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилизатор.
Наиболее видный представитель динамической психологии американец Р. Вудвортс (R. Woodworth, 1918), критикуя бихевиористов, трактовал ответ на внешнее воздействие как сложный и изменчивый акт, в котором интегрируются прошлый опыт и своеобразие внешних и внутренних наличных условий. Этот синтез достигается благодаря психической активности, основой которой служит стремление к цели (потребность).
В обыденной жизни принято считать, что поведение человека определяется планом и стремлением реализовать этот план, достичь цели. Эта схема, как отмечает Ж. Нюттен (J. Nutten, 1984), соответствует реальности и учитывает сложное человеческое поведение, в то время как бихевиористы в качестве модели принимают лишь элементарную психическую реакцию. Необходимо помнить, пишет Ж. Нюттен, что поведение – это еще и поиск отсутствующих или еще не существующих ситуаций и предметов, а не просто реагирование на них. На этом и основываются взгляды психологов, рассматривающих мотивацию[1] как самостоятельный специфичный механизм организации поведения человека и животных.
Когнитивные теории мотивации. Еще У. Джемс в конце прошлого века выделял несколько типов принятия решения (формирования намерения, стремления к действию) как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мысли, задерживающие окончательное действие или благоприятствующие ему, он называет основаниями, или мотивами, данного решения.
Во второй половине XX века появились мотивационные концепции Дж. Роттера (J. Rotter, 1954), Г. Келли (G. Kelly, 1955), X. Хекхаузена (Н. Heckhausen, 1955), Дж. Аткинсона (J. Atkinson, 1964), Д. Макклелланда (D. McClelland, 1971), для которых характерным явиляется признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.
Р. Кеттелл (R. Cattell, 1957) построил «динамическую решетку устремлений». Он выделил мотивационные диспозиции типа «эргов» (от греч. ergon – энергия, работа), в которых видел своего рода биологически обусловленные влечения, и «эн-граммы», природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта.
Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, становится принятие решения.
Психоаналитические теории мотивации. Новый этап изучения детерминации поведения начался в конце XIX века в связи с появлением учения Зигмунда Фрейда (S. Freud, 1895) о бессознательном и влечениях человека. Он придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. В основном сексуальными (либидо) и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые «цензором» личности – «Сверх-Я», т. е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными нормами и ценностями. Если у У. Джемса мотивация в решающей степени связывалась с сознательным принятием решения (с учетом многих внешних и внутренних факторов), то у 3. Фрейда и его последователей в детерминации поведения решающая роль отводилась бессознательному, подавление побуждений которого со стороны «Сверх-Я» приводит к неврозам.
В этом же направлении разрабатывал свою теорию и У. Макдауголл (W. McDougall, 1923), который считал, что у человека имеется восемнадцать инстинктов. Он выдвинул «гормическую» концепцию, согласно которой движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная (инстинктивная) энергия («горме»), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту соответствует своя эмоция, которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций – предрасположений к действию. Таким образом, он пытался объяснить поведение индивида изначально заложенным в глубинах его психофизиологической организации стремлением к цели.
Биологизаторские теории мотивации. Среди них можно отметить те, которые обращаются к понятию «мотивация» лишь для объяснения причин активности организма (см. работу Ж. Нюттена, 1975). О мотивации в этом случае говорят как о мобилизации энергии. При этом исходят из представлений, что естественным для организма является состояние неактивности и, чтобы произошел его переход к активности, необходимы какие-то особые побудительные силы. Если же рассматривать живой организм как активный, то понятие «мотивация», с точки зрения этих ученых, становится лишним. Несостоятельность этих взглядов в том (как показал отечественный физиолог Н. Е. Введенский в конце XIX – начале XX века), что состояние физиологического покоя является тоже активным состоянием.
Мотивация в работах отечественных ученых. Среди отечественных психологов начала XX века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, следует отметить прежде всего А. Ф. Лазурского, опубликовавшего в 1906 году книгу «Очерк науки о характерах». В ней довольно большое место отводится обстоятельному обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов; высказанные положения не утратили актуальности и в настоящее время[2].
О влечениях, желаниях и «хотениях» человека, в связи с вопросами о воле и волевых актах, рассуждал в своих работах и другой крупный отечественный психолог Н. Н. Ланге (1914). В частности, он дал свое понимание отличий влечений от «хотений», полагая, что последние – это влечения, переходящие в активные действия. Для него «хотение» – это деятельная воля.
В 20-х годах и позже вопросы мотивации поведения рассматривал В. М. Боровский (1927), Н. Ю. Войтонис (1929, 1935), стоявший на биологизаторских позициях. Л. С. Выготский в своих работах тоже не оставил без внимания проблему детерминации и мотивации поведения человека. Так, в учебном пособии «Педология подростка» (1930–1931) он отводит большую главу вопросу о сущности интересов и их изменении в подростковом возрасте. Он считал, что проблема соотношения влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено прежде всего эволюцией интересов и поведения ребенка, изменением структуры направленности его поведения. Несмотря на некоторую односторонность в вопросе об интересах, несомненно положительным в его взглядах было убеждение, что интересы не являются навыками, как считали в то время многие психологи. В другой работе – «Истории развития высших психических функций» – Л. С. Выготский уделяет большое внимание вопросу о «борьбе мотивов». Одним из первых он стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации. В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д. Н. Узнадзе (1966), говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает.
* * *
Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, является принятие решения. Недостатком этих теорий мотивации является рассмотрение лишь отдельных сторон мотивационного процесса, без попыток их объединения. Это связано с тем, что их авторы отрицают принципиальную возможность создания универсальной теории мотивации, одинаково удовлетворительно объясняющей поведение животных и человека.
📖 Мотивация и мотивы. Ильин Е. П. Читать онлайн
Евгений ИльинПравообладателямСкачать:›fb2›rtf
Учебное пособие посвящено основным вопросам теории и методологии изучения мотивации и мотивов человека. Особое внимание в нем уделяется анализу представлений о сущности мотива, его структуре и разновидностям. Автор предлагает собственную концепцию мотивации и мотивов, базирующуюся на критическом рассмотрении и синтезе имеющихся в психологии взглядов на эту проблему. В пособии излагаются закономерности формирования мотивационной сферы человека в онтогенезе и в различных видах поведения и деятельности, рассматриваются нарушения мотивации при патологии. Представленные в пособии психодиагностические методики могут быть с успехом использованы в практической деятельности специалистов системы образования, спортивной и производственно-организационной сферы. Для психологов, психофизиологов, педагогов, а также студентов факультетов психологии и педагогических учебных заведений.
- Предисловие
- 1. Побудительные механизмы активности (поведения) человека и животны
- 1.1. Краткий экскурс в историю изучения детерминации активности человека и животных
- 1.2. Сходства и различия в детерминации поведения животных и человека
- 1.3. Трудности в изучении мотивации и мотивов человека
- 2. Потребность как внутренний побудитель активности человека
- 2.1. Понимание потребности как нужды
- 2.2. Потребность как предмет удовлетворения нужды
- 2.3. Понимание потребности как отсутствия блага. потребность как ценность
- 2.4. Потребность как необходимость
- 2.5. Потребность как состояние
- 2.6. Потребность личности как системная реакция
- 2.7. Вторичные потребности личности
- 2.8. Этапы формирования потребности личности
- 2.9. Классификация потребностей
- 2.10. Характеристики и индивидуальная выраженность потребностей
- 3. Монистические представления о сущности мотива
- 3.1. Мотив как потребность
- 3.2. Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности)
- 3.3. Мотив как побуждение
- 3.4. Мотив как намерение
- 3.5. Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции)
- 3.6. Мотив как состояние
- 3.7. Мотив как формулировка
- 3.8. Мотив как удовлетворенность
- 4. Мотивация как процесс
- 4.1. Понимание термина «мотивация»
- 4.2. Экстринсивная и интринсивная мотивация
- 4.3. О положительной и отрицательной мотивации
- 4.4. Стадиальность мотивационного процесса
- 5. Внутреннеорганизованная мотивация
- 5.1. Мотивация, обусловленная потребностями личности
- 5.2. Мотиваторы
- 5.3. «Укороченная» мотивация. автоматизированные и импульсивные («немотивированные») действия и поступки
- 6. Внешнеорганизованная мотивация
- 6. 1. Мотивация, обусловленная внешними второсигнальными стимулами
- 6.2. Неимперативные прямые формы внешней организации мотивационного процесса
- 6.3. Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива
- 6.4. Императивные прямые формы организации мотивационного процесса
- 6.5. Манипуляция
- 6.6. Мотивация, вызванная привлекательностью объекта
- 6.7. Индивидуальные особенности мотивации
- 7. Мотив как сложное интегральное психологическое образование
- 7.1. Границы и структура мотива
- 7.2. Проблема полимотивации поведения и деятельности
- 7.3. Функции мотива
- 7.4. Характеристики мотива
- 7.5. Осознаваемость мотива
- 7.6. Мотивировка, ее психологические механизмы
- 7.7. Что означает «борьба мотивов»?
- 7.8. О классификации мотивов
- 8. Виды мотивационных образований
- 8. 1. Мотивационные состояния
- 8.2. Мотивационная установка
- 8.3. Мечта как разновидность мотивационной установки
- 8.4. Влечения, желания, хотения
- 8.5. Склонность
- 8.6. Привычки
- 8.7. Интересы
- 8.8. Направленность личности
- 8.9. Мотивационные свойства личности
- 8.10. Мотивационная сфера личности
- 9. Онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива
- 9.1. Период младенчества
- 9.2. Период раннего детства (1–3 года)
- 9.3. Период дошкольного детства
- 9.4. Период младшего школьного возраста
- 9.5. Период среднего школьного возраста (отрочество)
- 9.6. Период старшего школьного возраста
- 9.7. Доминирующие потребности в различные возрастные периоды
- 9.8. Возрастные изменения направленности личности
- 9.9. Онтогенетическое развитие интересов
- 9.10. Возрастные особенности представленности в сознании структуры мотива
- 10. Мотивация общения
- 10.1. Что такое «потребность в общении»
- 10.2. Цели общения
- 10.3. Застенчивость как отрицательный мотиватор общения
- 10.4. Возрастные особенности мотивации общения
- 10.5. Классификация мотивов общения
- 11. Мотивация просоциального поведения
- 11.1. Мотивация нормативного поведения
- 11.2. Мотивация помощи и альтруистического поведения
- 11.3. Мотивация семейной жизни
- 11.4. Мотивация самосовершенствования
- 11.5. Мотивация политического выбора избирателями
- 11.6. Мотивация читательской деятельности
- 11.7. Мотивы интеллектуальной миграции
- 12. Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения
- 12.1. Общие представления о девиантном поведении и его причинах
- 12.2. Мотивация агрессивного поведения человека
- 12.3. Мотивация эгрессивного поведения
- 12.4. Мотивация преступного (делинквентного) поведения
- 12. 5. Мотивы аддиктивного поведения
- 12.6. Мотивы суицидального поведения
- 13. Мотивация учебной деятельности
- 13.1. Мотивация учебной деятельности в школе
- 13.2. Формирование мотивов учебной деятельности школьников
- 13.3. Мотивация учебной деятельности студентов
- 14. Мотивация профессиональной деятельности
- 14.1.Мотивация трудовой деятельности
- 14.2. Мотивы педагогической деятельности
- 14.3. Особенности мотивации научной деятельности
- 14.4. Особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя
- 14.5. Мотивация учебно-физкультурной и спортивной деятельности
- 15. Мотивация и эффективность деятельности
- 15.1. Сила мотива и эффективность деятельности
- 15.2. Мотивационный потенциал различных видов стимуляции
- 16. Патология и мотивация
- 16.1. Неудовлетворенные потребности и влечения и невротические расстройства личности
- 16. 2. Особенности мотивации и мотивов при различных заболеваниях
- 17. Методы изучения мотивации и мотивов
- 17.1. Методы изучения мотивировок и мотиваторов
- 17.2. Наблюдение и оценка причин действий и поступков человека
- 17.3. Экспериментальные методы выявления мотивов
- Приложение
- I. Научный словарь терминов, характеризующих мотивационную сферу личности
- II. Бытовой словарь терминов, характеризующих мотивационную сферу личности
- III. Фразеологический мотивационный словарь
- IV.Методики изучения мотивации и мотивов
- Литература
Читайте еще:
Ничего страшного: неуспеваемость излечима!Револь ОливьеЧасть II. Не такое уж я ничтожество— Вовремя поставленный диагноз, терпеливые родители, позитивный настрой ребенка и совместная забота.
Выгоняют очередных продавцов и управляющих, вновь обучают новый персонал, затрачивая значительные средства на подготовку. Затем все повторяется вновь. Персонал ловится в типичной ситуации, на типичном грехе и типичным образом увольняется.
Семь дорог ЖенственностиЗинкевич-Евстигнеева ТатьянаЖенщина излучает и уберегается Женской УверенностьюБороться с ненавистью и мстительностью крайне сложно. Ведь они, к тому же, подкреплены ложным чувством справедливости… И все же несколько рекомендаций сформулировать можно.
Медико-психологическое сопровождение специальных операцийСыропятов Олег§ 8.7 Методика физической подготовки сотрудников подразделений специального назначения МВДДля воспитания этого навыка собираются, в первую очередь, те, кто уже имеет соответствующий опыт. Как правило, это люди «фокусники», «манипуляторы», картежники.
Эмоции и чувстваИльин Евгений2 — слабое отрицательное: слабое неудовольствиеИнструкция испытуемым для первой части: «Вам будут предъявлены 5 музыкальных произведений (киносюжетов). Ваша задача состоит в том, чтобы в процессе их
Психотерапия. Учебник для ВУЗовБурлачук ЛеонидГлава 3. Индивидуальная психология Альфреда Адлера.Первоначально когнитивная терапия использовалась для лечения невротических расстройств, униполярной депрессии, расстройств тревожного ряда. В настоящее время она стала применяться и при личностных расстройствах, токсикомании, психотических состояниях. Как отмечают Прохазка и Норкросс (Prochaska…
Законы преступного мира молодежиПирожков ВикторУсвоение норм и ценностей криминальной субкультуры является своеобразной формой самоутверждения личности, по каким-либо причинам не получившей признания или неудовлетворенной своей социальной ролью в системе официальных отношений. В условиях всеобщей неудовлетворенности жизнью приобщение к…
Почему дети лгут? Где ложь, а где фантазияОрлова ЕкатеринаОсобенности взаимодействия с подросткамиОбработка результатов производится по трем шкалам: «Экстраверсия», «Нейротизм», «Ложь». Вам необходимо подсчитать, сколько баллов набрал ребенок по каждой шкале. За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется один балл.
Разоблачение магии, или Настольная книга шарлатанаГагин Тимур5 ИНТЕРВЕНЦИЯПоэтому вы плетете заклинания: «…если сделать это определенным образом, тогда давление само по себе естественным образом падает. Так что вот тебе моча — срединная порция. На, пей. «Чай, не химия какая, чай, природные дары».
Писатель СталинВайскопф МихаилРеволюционное движение Запада идет в гору275 Цит. по сб.: Ленин / Сост. В. Крайний и М. Беспалов. Под ред. Д. Лебедя. 2-е изд. Харьков, 1924. С. 66. См. также комментарий Цехновицера. — Указ. соч. С. 10.
Как стать несчастным без посторонней помощиВацлавик ПаулГлава 13. ОХ УЖ ЭТИ ИНОРОДЦЫ!Кстати, раз уж мы заговорили о Латинской Америке, то вы, возможно, знаете или уж по крайней мере слышали о таком феномене, как «латинский любовник» – идеальное воплощение мужской силы и мужественности. В сущности, это, как правило, милейший человек с вполне уживчивым и совершенно безобидным…
Тайны человеческой психикиЖелезняк ГалинаЗАГАДОЧНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКАПервый мировой рекорд суточного проплыва установил 23 июня 1912 года Леонид Алексеевич Романченко, преподаватель французского языка из Баку. За 24 часа 10 минут он проплыл по Каспийскому морю 48 верст. С тех пор максимальная дистанция, преодолеваемая человеком, равно как и длительность плавания…
Motive vs. Motivation – Kathleen W Curry
Приложение для проверки орфографии большинства программ для обработки текстов не улавливает опечатку в этих двух словах. Проверка орфографии ищет слова, которых нет в его словаре, и слова, которые напоминают слова в его словаре, но, возможно, написаны неправильно. Проверка орфографии не идеальна. Он не знает и не может угадать, какое слово вы хотели или какое слово имели в виду, он может только судить о словах на странице. Если вы использовали слова, которые все написаны правильно, это все равно дает вам пропуск.
Автозамена предлагает слова, начинающиеся с одинаковых букв. Он подсказывает, какое слово вам может понадобиться, чтобы сэкономить время, но довольно часто его подсказки не соответствуют действительности. Они не помогут вам, но они заставят вас смеяться.
Мотив (произносится как «мох-тихв») — существительное. Это означает отношение или основу для принятия определенного курса действий. В правоохранительных органах ключевой тактикой раскрытия преступлений является определение мотива убийства и, исходя из этого, того, кто обладал этим мотивом.
Мотивация (произносится как «moh-tih-veh-shun») — существительное.
- Это означает состояние энергичности и сосредоточенности на выполнении задач или проблем.
- Также может означать источник или основу для набора действий.
- В живых театральных постановках или фильмах актеры могут спросить: «Какова мотивация моего (персонажа)?» Они просят об этом, чтобы узнать их характер и взгляды этого человека на жизнь. Они спрашивают об этом, чтобы более эффективно встать на место этого персонажа и представить его максимально реалистично.
В следующем рассказе правильно используются оба слова:
У Майора не было никакой мотивации все лето косить газон для своих родителей. Так он и сделал, но самым неряшливым, непривлекательным образом. Когда его родители вернулись домой с работы, они увидели, как ужасно выглядит газон. Его мама спросила: «Почему ты так плохо работаешь на нашей лужайке? Каков твой мотив?»
«Если бы я сделал работу достаточно плохо, вы бы не просили меня сделать это снова. Просто наймите газонокосилку, как это делают нормальные люди».
«Я не выношу такого отношения, сынок. Стрижка газонов — отличный способ заработать на будущее. Я думаю, тебе стоит присоединиться к команде газонов. Не только узнать, как правильно косить газон, но и что такое трудовая этика. Ваши дни видеоигр закончились в течение трех месяцев, и вы получаете телефон-раскладушку. Никаких соцсетей тоже».
Майор ударился лбом о стену. Это действительно имело неприятные последствия.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Теги: #currying_favor, #легко запутанные слова, #ECW, #englishsecondlanguage, #ESL, #grammarmistakes, #kathleenwcurry, #motivation, #motive, #nanofiction, #soundsrightspelledwrong, #TOEFLCategories: Легко запутанные словаСлова могут показаться слишком обычными, чтобы быть захватывающими, но они касаются всего. Это то, как мы воспринимаем, переживаем и интерпретируем наш мир. Это то, как мы делимся своими интерпретациями с другими, и как они делятся своими интерпретациями с нами. Они налаживают связи с другими и создают точки соприкосновения. Слова помогают указать на проблемы. Слова выражают восхищение или неудовольствие. Слова обозначают позицию. Слова формируют то, как мы видим себя, и влияют на то, как нас видят другие. Таким образом, как бы ни были распространены слова, они выполняют важные функции. Так почему бы не вести блог о самих словах и о том, насколько они увлекательны. Когда вы снимаете слои, вы обнаруживаете человеческую историю и многое другое. Возможно, вы наткнулись на этот блог. Может быть, вы следите за историями, которые публикуются несколько раз в неделю. В любом случае, спасибо за чтение. Свяжитесь со мной для копирайтинга или создания другого необходимого вам контента. Посмотреть все сообщения от kathleenwcurry
Обучение по замыслу — мотив, мотивация, мотивация: почему мои ученики это делают?!
Обучение по дизайну
Мотивация
Поведение
Принятие решений на основе данных
10 апреля 2018 г. тот, который делает вещи хуже .
By
Меган Кейв
|
10 апреля 2018 г.
Когда вы заполняете служебную дисциплинарную справку (ODR), вы заполняете некоторую стандартную информацию для документирования инцидента:
- Имя учащегося
- Время, когда это произошло
- Где это произошло
- Предпринятые действия
Вы когда-нибудь включали свое лучшее предположение о том, почему учащийся сделал то, что сделал? Воспринимаемая мотивация (или функция поведения) может не учитываться при заполнении ODR, но она имеет решающее значение при принятии решения о том, как улучшить социальные и академические результаты учащегося. Откуда вы знаете, как остановить проблемное поведение, если вы не знаете, что его поддерживает?
Причины, по которым учащийся отыгрывает, коренятся в одной из двух мотиваций: получение чего-либо или избегание чего-либо, в частности деятельности, внимания или стимула.
Студент либо хочет что-то получить, либо хочет этого избежать. Либо она хочет стать первой на баскетбольной площадке, либо хочет вообще отказаться от баскетбольных тренировок. На бумаге назвать функцию поведения ученика достаточно просто.
И еще…
В 2016-17 учебном году было 5,290 881 направление по дисциплине в офисе (ODR), написанное в Общешкольной информационной системе (SWIS). SWIS — это онлайн-приложение, которое школы используют для ввода направлений в офисную дисциплину (ODR) и создания отчетов на основе этих данных для принятия решений. Из этих направлений почти 33% указали «Неизвестно» в качестве воспринимаемой мотивации поведения учащегося. Возможно, определение функции поведения не так ясно, как кажется. Что происходит?
Начнем с того, почему так важно знать функцию поведения.
Исследование
В двух отдельных исследованиях были выявлены учащиеся, чье поведение ограничивало их успеваемость в школе.[1],[2] Каждое исследование начиналось с определения проблемного поведения, которое больше всего влияет на каждого учащегося в течение дня. Определив, когда они, скорее всего, столкнулись с таким поведением, исследователи пришли к максимальному предположению, почему эти студенты делали то, что делали. Работая со своей гипотезой, они попросили учителей реализовать два типа вмешательств: одно направлено на функцию поведения, а другое нет. Можете ли вы догадаться, что произошло?
Вот что произошло с одним студентом (Ingram, Lewis-Palmer and Sugai, 2005):
Рисунок выше принадлежит студенту по имени Картер. Проблемное поведение Картера означало, что он пропускал уроки примерно в 50% случаев. Гипотеза заключалась в том, что Картер хотел избежать сложных задач. Реализованное функциональное решение позволяло ему иногда передохнуть. Нефункциональное решение основывалось на общешкольных подходах к проблемному поведению: учителя напоминали Картеру об ожиданиях в классе и давали ему наградной билет, когда он вел себя соответствующим образом. Функциональное вмешательство не только уменьшило его проблемное поведение, но и создало последовательность в его поведении.
Оба исследования показали одинаковые результаты для каждого ученика, за которым они наблюдали. Проблемное поведение возникало чаще, когда учителя предлагали вмешательства, не основанные на функциях, чем когда вмешательства основывались на том, что мотивирует ученика.
Чтобы отточить функцию поведения учащегося, специалисты используют процесс, называемый функциональной поведенческой оценкой (FBA). FBA — это набор процедур, используемых для выявления вещей в окружении учащегося, которые мотивируют и усиливают его проблемное поведение. Процесс основан на интервью с учителями и учениками, а также на ряде наблюдений, ведущих человека, проводящего FBA, к конечному результату. Детали, которые вы получаете от формального FBA, невероятно полезны. Однако из-за его формальности определяющая функция кажется чем-то сложным, и лучше поручить это специалистам. Этого не должно быть.
Др. Шелдон Ломан и Крис Боргмайер знали, насколько важна мотивация для создания планов поддержки поведения, которые действительно работают. Они также знали, что полагаться на специалистов для проведения формальных FBA — это дорогостоящий ресурс, который можно использовать для более мелких проблем поведения. Они придумали стратегию под названием «Практический FBA» — способ взять концепции формального FBA и упростить их, чтобы любой человек в здании мог их активно использовать. Как только они создали инструменты, учителям потребовалось обучение.
Тренинг
Доктора Крис Боргмайер, Шелдон Ломан и Кэтлин Стрикленд-Коэн разработали тренинг, направленный на ознакомление школьных групп с концепциями FBA и внедрением планов поддержки поведения (BSP). Помимо того, что это было полезно для команд, они хотели создать что-то, чем можно было бы поделиться в школе с каждым сотрудником в здании. Обучение всех учителей и сотрудников функциональному мышлению может дать им навыки, необходимые им для лучшего понимания и решения проблемного поведения в классе[3]. После личного тестирования пришло время поделиться тренингом с более широкой аудиторией…
Базовое обучение FBA доступно онлайн бесплатно прямо сейчас!
Независимо от того, решите ли вы пройти полный 7-модульный курс или сокращенный 2-модульный общешкольный курс, везде будут одинаковые компоненты. Каждый модуль включает в себя введение в содержание и интерактивные действия, позволяющие вам практиковаться с материалом. Вы получаете обратную связь в процессе, если вы ответили на вопрос правильно или нет, а также возможность вернуться и прослушать урок еще раз, если вы пропустили его в первый раз. Предусмотрено даже домашнее задание — способ взять то, что вы только что узнали, и применить это в своем собственном классе. Сертификат о прохождении обучения знаменует окончание обучения. Каждый модуль занимает около часа.
Я проверил общешкольный тренинг — два модуля, предназначенные для обучения всех в здании функциям поведения. Вот некоторые из основных моментов.
Знай свою азбуку…
…Или, в данном случае, Предшественник, Поведение, Последствие. Существуют специальные термины, используемые для обозначения функции. Прежде чем вы сможете ожидать, что все будут участвовать в сборе данных о мотивации, вам нужно заставить всех говорить на одном языке. Азбуки являются фундаментальными.
Предшественник : контекст, в котором поведение наиболее вероятно. Это сочетание места (рутины) и события (триггера), создающее идеальный сценарий для определенного поведения. Встретьтесь со мной в конференц-зале на работе после того, как я только что отредактировал технический документ, и вы получите от меня другой набор действий, чем если бы мы в счастливый час наслаждались патио солнечным пятничным днем. То же самое верно и для проблемного поведения учащихся; они, скорее всего, произойдут в определенных контекстах, описанных как Предшественник.
Поведение : что-то, что вы можете наблюдать и описать кому-то другому, чтобы они узнали это, когда увидят. В этом разница между тем, чтобы сказать, что ученик вел себя разрушительно, что может означать любое поведение, и тем, чтобы сказать, что ученик кричал через всю комнату.
Последствие : то, что происходит сразу после поведения. Это может быть студент, который идет в офис, или другие студенты, которые смеются над шуткой, которую кто-то только что рассказал. Следствие, которое следует отметить, является наиболее значимым для ученика.
Идентификация этих трех компонентов — ABC — дает любому, кто наблюдает за проблемным поведением, полную картину того, как развивался инцидент.
Одно направление не создает всего вмешательства или плана… но каждое направление добавляет часть информации, необходимой для понимания функции поведения учащегося. Лучше предположить, чем пропустить эту информацию.
Используйте это в предложении
Это моя любимая стратегия из модулей: вставьте азбуку в предложение в стиле mad-lib, и вы получите контекст. (Примечание: подпрограмма плюс триггер создают антецедент.)
Во время [вставить процедуру] , когда [вставить триггер] , учащийся [вставить наблюдаемое поведение] и в результате [вставить следствие ] .
Завершено, предложение может выглядеть примерно так:
- Во время математики , когда я задал лист многозначного умножения , Мартин сломал карандаш и положил голову на парту , и в результате я подошел к его столу и помог ему начать .
- Во время чтения , когда ученики выполняют самостоятельную работу , Элла что-то шепнула двум другим ученикам , и в результате ее друзья смеялись и продолжали разговаривать с ней .
Предложение организует предшествующее, поведение и последствие, чтобы создать смысл и, возможно, даже выявить связь, которую вы не заметили, поскольку все произошло в данный момент. Контекст, в котором происходит поведение, приводит нас прямо к функционированию. Как объясняет доктор Боргмайер: «Когда люди думают о поведении изолированно — без учета триггеров и реакций — они с большей вероятностью возлагают ответственность за поведение на ученика и восхищаются проблемой. Когда мы определяем поведение в контексте, это может привести к тому, что мы начинаем думать о вещах, которые мы можем изменить в окружающей среде, чтобы поддержать ученика.
Ищите закономерности
Просить учителей сделать наилучшее предположение о предполагаемой мотивации учащегося, когда они никогда не задумывались об этом раньше, может быть сложной задачей.
«Что, если я угадаю и ошибусь?»
«Что, если мой ученик делает это по совершенно другой причине?»
Проходя по модулям, я отчетливо почувствовал это чувство в шестом разделе первого модуля. Я написал направление к офисной дисциплине (ODR), включив в него свои предположения о воспринимаемой мотивации учащегося на основе видео-примера. Я несколько раз сомневался в себе, прежде чем решился на «Избежать задачи». На следующем слайде написанное мной направление появилось рядом с несколькими другими рекомендациями, которые студент получил за подобное поведение. Несмотря на то, что в моем реферале не было выявлено той же мотивации, что и в других, была наблюдаемая закономерность.
Урок здесь таков: Одно направление не создает всего вмешательства или плана… но каждое направление добавляет часть информации, необходимой для понимания функции поведения учащегося. Лучше предположить, чем пропустить эту информацию.
Научите замену
Когда поведение учащегося становится разрушительным и становится хроническим, иногда ему просто нужно знать, что есть альтернатива. Соблазнительно ожидать, что ученики просто сделают то, что нужно, когда вы спросите. Также маловероятно, что учащиеся сразу перейдут от проблемного поведения к соответствующему поведению; это проблемное поведение служит цели.
Замещающее поведение — это более подходящее поведение, выполняющее ту же функцию, что и проблемное поведение. Например, предположим, вы просите класс приступить к математическому заданию, и один ученик делает все возможное, чтобы избежать этого задания. Неразумно ожидать, что если попросить его перестать ломать карандаши и просто начать выполнять задание, это заставит его изменить свое поведение. Мотивация его поведения состоит в том, чтобы вообще избежать задачи. Поведение замены должно выполнять ту же функцию. Если научить его просить небольшой перерыв во время работы, это даст ему то, что он ищет, а также подтолкнет его к тому, чтобы начать работу с этим рабочим листом. Изменение поведения — это процесс, и замена поведения — хороший первый шаг.
Знайте, когда обращаться за помощью
Все эти стратегии хороши для деструктивного поведения, которое больше раздражает, чем опасно. Каждый раз, когда ученики начинают делать что-то, что представляет опасность для них самих или для других в классе, или они просто продолжают делать то, что делали, несмотря на все ваши усилия, пришло время попросить еще одну пару глаз. У специалистов есть более подробные оценки и опыт, которые они могут использовать для обсуждения. Используйте доступные вам ресурсы, чтобы получить необходимую помощь.
Планы поддержки учащихся могут выполнять одно из трех действий: ухудшать положение, вообще ничего не делать или улучшать положение. Выявление того, что поддерживает проблемное поведение учащегося — избегание или получение чего-либо — имеет решающее значение. Команды полагаются на шаблоны учащихся для разработки планов, которые соответствуют функции и улучшают ситуацию в ваших классах. Когда вы документируете проблемное поведение, ваша лучшая догадка о мотивации учащегося лучше, чем ее полное отсутствие. Помните, что никто не будет создавать полный план поддержки поведения на основе одного направления, но одно направление позволяет команде узнать, как поведение выглядит в вашем контексте, и дополняет шаблон.
Если вы считаете, что вам, школьным командам по поведению или даже всей школе может быть полезен обзор, базовый курс FBA — отличное место для начала.
Онлайн-тренинг Basic FBA полон практических стратегий и нюансов, касающихся мотивации проблемного поведения. Это также эффективный способ провести вводное обучение для большого количества людей бесплатно. Если вам трудно информировать всех в вашем здании о мотивации, поделитесь этими модулями со своей школой. Используйте их как способ представить концепции и ответить на их вопросы на собрании персонала. Когда каждый знает не только то, как определить, что мотивирует проблемное поведение, но и то, почему у некоторых учащихся есть конкретные планы поддержки поведения, вся система работает более эффективно.
1. Новичок, Л. и Льюис, Т. (2004). Функциональная поведенческая оценка.
Журнал эмоциональных и поведенческих расстройств , 12(3), стр. 168-181.2. Ингрэм К., Льюис-Палмер Т. и Сугай Г. (2005). Функциональное планирование вмешательства. Journal of Positive Behavior Interventions , 7(4), стр. 224-236.
3. Боргмайер К., Ломан С.