Мотив к действию: Мотив | Понятия и категории

Мотив как побуждение

Еще с прошлого века мотив многими психологами трактовался как побудительная (движущая) сила, как побуждение (говорить о «побудительных» мотивах, как часто делается, это все равно что сказать «масло масляное»: мотив всегда побуждает либо что то делать, либо не делать). При этом, как всегда, нестрогость в использовании понятий привела к тому, что за мотив стала приниматься любая причина, вызывающая побуждение, а не только само побуждение. Отсюда мотивами стали любые стимулы, а «побудитель» и «побуждение» стали синонимами. При этом биологи, физиологи и психологи бихевиористы за мотив в основном принимали внешний стимул (даже И. М. Сеченов писал, что первая причина всякого человеческого действия лежит вне его). Между тем Г. Олпорт справедливо отмечает, что в качестве объектов, побуждающих деятельность человека, могут выступать и отсутствующие (представляемые или воображаемые) объекты. Таким образом, побудителей (детерминант) поведения может быть много, и они могут быть как внешними, так и внутренними (например, боль).

Однако не все они могут быть отнесены к мотивам. Возникает вопрос: что может служить критерием различения мотивационных и немотивационных детерминант, т. е. какие причины можно рассматривать как мотивационное побуждение, а какие — нет?

В западной психологии распространенным решением этого вопроса является различение способа (как) и причины (почему) поведения: к мотивации относят только причины. При этом считается, что мотивация отвечает за стратегическую направленность поведения на цель; тогда как способ поведения, его тактическая реализация определяются не причиной, а опытом и научением. Но, как отмечает Ж. Нюттен, в этом случае понятие «мотивация» становится излишним, так как процессы стимуляции и научения достаточны для объяснения поведения. Кроме того, с точки зрения В. К. Вилюнаса (1990), отдельные механизмы мотивации отвечают именно за способ поведения, т. е. за то, как делается.

Разграничение мотивационных и немотивационных причин, т. е. побуждения и стимула, целесообразно осуществлять и по механизму ответных реакций человека: произвольному или непроизвольному. «Мотивация — через психику реализующаяся детерминация», — писал С. Л. Рубинштейн. Поэтому должна быть детерминирована не только и не столько физиологическая реакция, сколько психическая,  затрагивающая высшие уровни психической регуляции, связанная с осознанием стимула и приданием ему той или иной значимости. Только после этого у человека может появиться желание или осознание необходимости реагировать на стимул тем или иным способом, определяется цель и появляется стремление к ее достижению. Вследствие этого большинство отечественных и зарубежных психологов считают, что мотив — это не любое возникшее в организме человека побуждение (понимаемое как состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, стимул вызывает (побуждает) действие или поступок не прямо, а опосредованно, через мотив: побудителем мотива является стимул, а побудителем действия или поступка — внутреннее осознанное побуждение, принимаемое многими психологами в качестве мотива.
X. Хекхаузен по этому поводу пишет, что мотивация — это побуждение к действию определенным мотивом (обратим внимание: не стимулом, а именно мотивом).

Последовательным сторонником точки зрения, что мотив — это осознанное побуждение, является В. И. Ковалев. Побуждение он рассматривает как самостоятельный психологический феномен, хотя и проистекающий от отражения в сознании потребностей, но имеющий свою специфику. В связи с этим он отделяет мотив от установок, целей, отношений, состояний, влечений, желаний. У М. Ш. Магомед

Эминова (1987) мотив — только один из видов побуждений, наряду с потребностями, диспозициями (устойчивыми свойствами личности), интересами и т. п. В то же время ряд психологов (в частности, А. А. Файзуллаев, 1985, 1987, 1989) не сводят мотив к побуждению и даже более того — отделяют мотив от побуждения.

Таким образом, различные соотношения между мотивом и побуждением, декларируемые разными авторами, можно представить в виде следующих схем:

  • мотив → побуждение → действие {X. Хекхаузен),
  • побуждение (мотив) → действие (В. И. Ковалев),    
  • побуждение → мотив → действие (А. А. Файзуллаев).

Ограниченность этих схем очевидна. Если оторвать побуждение от мотива, то он теряет побудительную силу и говорить о нем становится просто бессмысленным. В то же время свести мотив только к побуждению также нет достаточных оснований.

Во первых, побудительностью обладает и потребность, о чем уже говорилось в предыдущей главе, причем побуждение можно рассматривать как состояние внутреннего (потребностного) напряжения — состояние, одинаковое для разных мотивов.

Во вторых, побуждение в силу своей неспецифичности не раскрывает содержательную сторону мотива, не объясняет причину и смысл проявляемой человеком активности (если, конечно, не принимать, как это, к примеру, у В. И. Ковалева, за побуждение сам мотив).

Например, побуждение к занятиям спортом может быть сначала обусловлено необходимостью укрепления здоровья, затем получением удовольствия от процесса выполнения физических упражнений, потом — стремлением достигнуть определенного спортивного результата и т. д.

Как видим, побуждение не дает ответов на вопросы — почему, для чего, из за чего? А ведь понятие мотива нужно, прежде всего, для того, чтобы получить ответы на эти вопросы. Неслучайно X. Хекхаузен, говоря о мотивации, делает упор на том, что она должна дать ответ на вопрос «зачем?»; он отмечает, что по отношению к непроизвольной активности этот вопрос лишен смысла, поскольку ей нельзя приписать намерения.

В третьих, мешает принятию побуждения за мотив и то, что у человека имеются поступки, связанные с обоснованным (мотивированным) отказом что то делать. Причина отказа есть, а побуждения к действию нет. Поэтому трудно согласиться с утверждением, что мотив — только то, что заставляет человека действовать. В соответствии с мотивом можно и бездействовать. Такие мотивы называют отрицательными.

Признавая в большинстве случаев за мотивом побудительную силу (функцию), психологи, естественно, задумываются о том, откуда эта побудительная энергия берется. И тут снова возникают различия во взглядах об истоках побудительности.

Одни считают, что побуждение берется от потребности, другие — от предмета удовлетворения потребности. Кроме того, и сама роль побуждения рассматривается по разному. У одних — это побуждение к действию, у других — это то, что побуждает к постановке целей. Наконец, в ряде случаев побуждение как состояние, как энергетический заряд подменяется причиной побуждения: идеалами, ценностными ориентациями, потребностями, целями, интересами.

9.1. Понятие мотивации

Мотивация — процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым удовлетворяя их личные желания и потребности. Потребности — это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Потребности представляют собой то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения.

Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести стадиях, следующих одна за другой.

Процесс мотивации

Первая стадия — возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы: физиологические, психологические, социальные.

Вторая стадия —поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия — определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов: что я должен получить, чтобы устранить потребность; что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю; в какой мере я могу добиться того, чего желаю; насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия — осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия — получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется, насколько выполнение действий дало желаемый результат в зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия — устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности Из множества разработанных мотивационных моделей можно выделить следующие: кнута и пряника; содержательные теории мотивации; процессуальные теории мотивации.

Метод «кнута и пряника» применялся тысячи лет. В течение всего периода промышленной революции в странах Запада тяжелые социальные и экономические условия принуждали людей работать за плату, которой едва хватало, чтобы выжить. В начале XX в. менеджеры уже осознали несостоятельность работы на грани голода. И они сделали мотивацию по типу «кнута и пряника» более эффективной (введение понятия «достаточной дневной выработки», сдельной и сдельно-прогрессивной системы оплаты труда).

В качестве развития метода «кнута и пряника» Д. Мак-Грегор сформулировал, по крайней мере, два определенных подхода, которые менеджер может использовать для управления подчиненными. Эти подходы известны как теория X и теория У.

Теория X — авторитарный взгляд на управление, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю. Теория предполагает, что исполнители в своем большинстве нуждаются в принуждении, контроле, руководстве, и стимулирование добросовестной работы требует страха наказания.

Для того чтобы работник эффективно трудился, необходимо осуществлять жесткий контроль в отношении его действий. В соответствии с теорией X:

1. Человек изначально не любит работать и будет избегать работы

2. Человека следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации

3. Средний человек предпочитает, чтобы им управляли; он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.

Теория У стимулирует и поддерживает делегирование полномочий, обогащение содержания работы, улучшение взаимоотношений руководитель — подчиненный, коллективное (партисипативное) решение проблем и признание того, что мотивация людей происходит на основе сложной совокупности психологических потребностей и ожиданий. Предполагается, что при создании и поддержании определенных достаточно демократичных условий труда работник способен плодотворно реализовывать свои творческие способности, принимать ответственные решения и реализовывать их. Этот факт делает управление типа «У» гораздо более эффективным. В соответствии с теорией У:

1. Человеку нравится работать.

2. Внешний контроль — не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен.

3. Средний человек стремится к ответственности.

На практике успешно работающие руководители должны быть способны адаптировать свой стиль управления применительно:

— к ситуации. В кризисной ситуации или когда требуется значительное напряжение, могут применяться как жесткий организационный контроль, так и полное отсутствие организационного контроля. В нормальной ситуации более подходящим является демократический стиль.

— к разным подчиненным. Для одних — это лишь авторитарное управление, основанное на постоянном контроле, для других — делегирование ответственности и полномочий, повышение разнообразия работ.

— к типу вышестоящего руководителя.

Выходные данные учебника:

Основы менеджмента. Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. — ред.-сост., Изд.: ИТК «Дашков и К», НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.

Motives for Action

В этих статьях личный коуч и инструктор Питер Койен объясняет, как интернационалисты в Амстердаме могут «жить своей жизнью и поступать по-своему».

Мотивация похожа на бег. Вы начинаете, вы продолжаете и останавливаетесь. И это так же, как мотивация в жизни. Вы начинаете что-то, продолжаете и останавливаетесь.

Все дело в мотивах действий. Джим Рон однажды сказал: «Мотивация — это то, что заставляет вас начать, привычка — это то, что заставляет вас двигаться». И это правда!

Но вам также нужна мотивация, чтобы двигаться вперед. Как и в случае с новогодними обещаниями, такими как занятия спортом, отказ от курения или здоровый образ жизни, вам нужна мотивация, чтобы продолжать двигаться вперед… вам нужна мотивация, чтобы поддерживать свои намерения.

Зачем нужна мотивация?
Людям нужна мотивация для достижения целей. Маслоу определял основные человеческие потребности, начиная с физических потребностей и заканчивая потребностью в безопасности, потребностью в социальных контактах, потребностью в оценке и признании и потребностью в саморазвитии.

Допустим, вы хотели бы добиться большего в своем личном развитии. Итак, вы начинаете искать в Интернете обучающий курс, находите его, разговариваете с кем-то по телефону, сравниваете его с другими, и именно этот тренинг вызывает у вас самые приятные ощущения. Ваш мотив действий — саморазвитие.

Каковы мотивы действий?
Мотивы действий – это сознательные или неосознанные намерения и цели. Возьмем пример. Предположим, что я хочу начать бегать, чтобы улучшить свое здоровье.

Ваше намерение обычно более абстрактно — это отправная точка. Ваша цель обычно более конкретна и имеет определенную конечную точку. В этом случае вашей целью будет «что, когда, как и почему», применяемое к бегу и определяемое более конкретным образом.

Итак, например, моя цель — бегать два раза в неделю в течение следующих шести месяцев и наращивать темп от трехкилометрового пробега до возможности пробежать марафон.

Ключ в том, чтобы сначала найти свое намерение, потому что есть много других способов удовлетворить намерение «улучшить свое здоровье». В успешной мотивации у вас есть как ваше намерение, так и определенная цель с действиями. Мотивы к действию!

Как нам получить мотивацию и сохранить мотивацию?
Ну, это интересный вопрос. Есть много разных способов получить мотивацию.

Одним из примеров является якорение, техника НЛП, которая изучает сознательное и бессознательное поведение и общение. Привязка запускает определенное состояние.

Как человеческие существа мы связаны с природой и воспитанием. И в любом случае наш мозг и тело связаны очень сложной нейронной системой… Якорение тесно связано с обусловливанием.

Если у вас есть опыт, связанный с чем-то, что вы видите (например, праздничная картинка), что-то, что вы слышите (например, музыкальное произведение, когда вы впервые влюбились), или что-то, к чему вы прикасаетесь, что вызвало у вас хорошее чувство, тогда есть большой шанс, что когда вы воспроизведете физический опыт (например, снова услышите это музыкальное произведение), вы автоматически испытаете хорошее чувство, связанное или закрепленное в памяти.

Итак, все сводится к следующему: чем больше вы повторяете и чем сильнее чувство, тем сильнее становится якорь.

Думаю, сейчас я собираюсь пробежаться. Посмотрим, смогу ли я начать. И продолжайте!

Питер Койен руководит in2motivation, международной компанией по личному развитию. Для получения дополнительной информации о вводных семинарах и международных учебных курсах по НЛП в Амстердаме посетите веб-сайт или отправьте электронное письмо по адресу info[at]in2motivation[dot]com.

Каковы мотивы ваших действий?

Вы знаете, откуда взялось слово «мотивация»?

Обычно я начинаю свои семинары с вопроса: «Что бы вы хотели получить сегодня?» В списке ответов неизменно присутствует слово «Мотивация».

Слово «Мотивация» означает «Мотив к действию» или другой способ сказать: «Какова ваша причина для этого», что бы это ни было.

Какой у вас мотив действия? Что движет вами вперед?

Когда я отвечаю на вопрос людям, у каждого есть свои причины, от денег до гордости, амбиций, лучшего образа жизни, поддержки семьи и т. д.

Итак, как вы себя мотивируете?

Из этого следует, что если мотивация означает «мотив к действию», то, что вам нужно сделать, чтобы мотивировать себя, — это сосредоточиться на том, каковы ваши «мотивы к действию — причины, по которым вы это делаете»… Это «для чего это нужно». фактор меня.

Чем больше «причин для этого» вы можете придумать, тем больше мотивации вы становитесь, чтобы это сделать!

Иногда мы все ищем легкий выход, когда мы хотим, чтобы кто-то другой мотивировал нас: «Мне просто нужна мотивация» или «Мне нужно, чтобы вы меня мотивировали» или «Если бы я только мог получить мотивацию».

Мотивация – это чувство…

Мотивация – это чувство, отношение, эмоция, она исходит изнутри. Кто-то другой может вдохновить вас, но вам нужно научиться мотивировать себя.

Когда вы смотрите на кого-то, вы часто можете сказать, что он чувствует и каков его уровень мотивации, потому что язык его тела говорит о многом.

Подумайте об этом, каков язык тела того, кто счастлив? Злой? Грустный? Депрессия? Как выглядят эти эмоции?

В качестве альтернативы, каков язык тела мотивированного человека? Они сидят, сгорбившись в кресле, с округлыми плечами, глядя в землю? Конечно нет, это язык тела депрессивного человека, именно так вы «делаете» депрессию.

Итак, как вы делаете мотивацию? Как вы сидите? Как вы двигаетесь? Как ты звучишь? Какой у тебя тембр голоса? Какие слова вы используете? На чем вы фокусируетесь? С кем ты проводишь время? Что вы слушаете? Как вы общаетесь?

Мотивация — это то, что вы делаете…

Самый быстрый способ мотивировать себя — изменить свою физиологию. Подумайте об этом, когда вы чувствовали мотивацию перед тем, какова была ваша физиология? Что бы это ни было, сделайте это снова… поставьте себя в то же физическое состояние, делайте то же самое, что вы делали со своим телом, когда в последний раз были мотивированы, и вы почувствуете себя более мотивированным.

Я знаю, что может быть проще сидеть, рухнув, перед телевизором и смотреть какую-то бессмысленную чепуху с бокалом вина или чем-то еще в руке… но это не то, как вы делаете мотивацию.

Я знаю, что может быть проще сидеть в учительской и жаловаться на всех и вся, но мотивация так тоже не работает.

Мотивация исходит из сосредоточенности…

У вас должен быть фокус, цель, а не моя цель или чья-то еще цель, ваша цель, ваша причина делать что бы то ни было.

Ваша цель — это ваша цель, так что же это? Если вашим «мотивом к действию» являются деньги, сколько денег вы хотите получить и к какому сроку? Если вашим мотивом к действию является лучший образ жизни, какой образ жизни вы хотите и к какому сроку? Если вашим «мотивом к действию» являются амбиции, чего вы хотите достичь, какого положения, какой работы, к какому вознаграждению вы стремитесь?

Люди, добившиеся успеха в жизни, — это люди, которые сосредоточены, они знают, чего хотят, и сосредоточены на том, чтобы получить это, у них есть ясный «мотив действия».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *