Основные мотивы общения
Прежде чем перейти к вопросу о возникновении мотивов общения, необходимо коротко остановиться на том, как мы понимаем, что такое «мотив» вообще.
Понятие мотива в концепции деятельности А.Н.Леонтьева. Мотив тесно связан с потребностью. «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом» (1983. Т.2.с.205). Таким образом мотив деятельности совпадает с её предметом. Следовательно, для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению. В случае коммуникации с взрослым мотивом общения, побуждающим ребенка обратиться к взрослому, совершив инициативный акт общения, или ответить ему, совершив реактивное действие, является сам взрослый человек.
Но и ровесник и взрослый очень сложны и разнообразны. Кроме того, они постоянно изменяются под влиянием различных событий и обстоятельств. В разные периоды детства ребенок способен увидеть в своем партнере лишь часть его действительных качеств. Взрослея, ребенок постигает других людей в их все более существенных и глубоких свойствах. Параллельно изменяется и то в партнере, что мотивирует социальные акты детей на различных ступенях дошкольного детства. Так возникают разные категории мотивов общения и происходит развитие каждой из них.
Очень важно учитывать тот факт, что в процессе общения активны все участники взаимодействия. Следовательно, если между ребенком и взрослым разворачивается общение, то не только взрослый оказывается мотивом социального поведения ребенка: ребенок тоже обязательно становится объектом – а значит, и мотивом – деятельности общения у взрослого человека.
Эти два мотива принадлежат разным людям: один – ребенку, а другой – его партнеру, но они функционируют в едином взаимодействии этих людей и поэтому взаимно обусловливают друг друга. Изучая мотивы общения детей с взрослыми и сверстниками, мы столкнулись с переплетением их встречных мотивов, настолько тесным, что в большинстве случаев разделить их можно только путем сложного анализа. Мы постоянно вынуждены говорить не только о том, что привлекает ребенка в партнере, но и о том что он получает от него, становясь мотивом (объектом) активной коммуникативной деятельности последнего.Итак, мотив – это опредмеченная потребность. Естественно поэтому, что для выделения основных мотивационных категорий общения необходимо отыскать те главные потребности маленького ребенка, которые он не может удовлетворить самостоятельно. В поисках помощи взрослого дети адресуются к окружающим людям. Между ними развертывается взаимодействие, в процессе которого ребенок узнает их со стороны того качества, которое они проявили в ходе общения, и в следующий раз вступает в контакт с этими (или другими) взрослыми ради этого их качества, уже заранее рассчитывая на него.
Каковы же ведущие потребности детей, порождающие их различные коммуникативные мотивы?
Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми. Анализируя результаты экспериментальных работ, мы пришли к выводу, что мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с 3 главными потребностями: 1) потребность во впечатлениях, 2) потребность в активной деятельности, 3) потребность в признании и поддержке. Общение с взрослым составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, в основе которого лежат указанные нужды детей.
После появления на свет ребенок обнаруживает тягу к новым впечатлениям, жадно ловя лучи света, напряженно прислушиваясь к разным звукам, замирая от прикосновения к своему телу. При этом чем сложнее и необычнее (т.е. информативнее) объект, чем больше он приковывает внимание, тем дольше к нему интерес ребенка. С течением времени потребность во впечатлениях постоянно увеличивается и возрастает. Но возможности удовлетворения этой потребности у ребенка не велики. Длительность состояния беспомощности приводит к тому, что долгое время лишь через посредство взрослых дети могут насытить свою жажду впечатлений. Таким образом, потребность в новых впечатлениях рождает у детей стремление вступить в контакт с взрослыми. Так возникает первая группа мотивов общения, которые мы называем
Потребность в активной деятельности присуща детям столь же очевидно, как и потребность во впечатлениях.
На протяжении первых 7-ми лет активность, проявляемая детьми, достигает высокого уровня развития и по своей форме и по содержанию. Но для достижения макс. эффективности детям всегда требуется участие и помощь взрослого. Так, потребность детей в активной деятельности становится источником побуждений для обращения к взрослому и порождает особую группу мотивов общения, которые мы назвали деловыми, подчеркнув тем самым основную роль того дела, которым занят ребенок, и служебную, подчиненную роль общения, в которое ребенок вступает с целью скорейшего достижения некоторого практического результата (предметного или игрового). Согласно развиваемым представлениям, деловым мотивом общения является взрослый в своем особом качестве – как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий (Эльконин, 1978).
Потребность детей в признании и поддержке подчеркивается многими исследователями, — это их стремление к общению, потому что только в результате этой деятельности они могут получить от окружающих оценку своей личности и реализовать стремление к общности с другими людьми.
Это общение не составляет «служебную» часть более широкой деятельности ребенка – познавательной или продуктивной, а обособлено от остальных видов взаимодействия и замыкается на себя. Характерной особенностью описываемого рода общения следует признать его сосредоточенность на личности людей – на личности самого ребенка, который ищет поддержки; на личность взрослого, который выступает как носитель правил нравственного поведения, и других людей, познание которых служит в конечном счете делу самопознания детей и познания ими социального мира. Поэтому мы и назвали мотивы третьей группы
Можно предполагать, что при общении сверстников перечисленные мотивы тоже имеют значение, хотя и отличаются некоторым своеобразием. Например, маленькие дети, общаясь с ровесниками, мало видят их самих, но зато очень пристально всматриваются в свое собственное отражение в их «зеркале». Они не редко не могут узнать среди трех товарищей того, с кем 15 раз (!) перед этим встречались наедине и подолгу играли. Даже дошкольники после 3-5 совместных занятий не всегда могут сказать, как зовут их друга; почти никогда не расспрашивают ровесников об их жизни. Если ребенок этого возраста встречается с взрослым, то личный интерес к нему оказывается неизмеримо более глубоким.
Ведущие мотивы общения. Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих.
Мотивы общения — презентация онлайн
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. ВыготскогоКейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1.
Мотивы общенияВыполнили: студентки 2 курса,Психология, группа 341709
Деряга Валерия, Фельдт
Светлана, Прасолова Вера,
Добрынина Ксения
Общение – это частный вид коммуникации.
• Получение информации или обмен ею
• Обмен эмоциями.
Человеческое общение – это связь между людьми, проявляющегося
в передаче партнеру по общению информации (вербальной и
невербальной), и целью которой является установление
взаимопонимания и взаимопереживания.
Девять групп коммуникативных потребностей:
1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
2) в принадлежности к социальной общности;
3) в сопереживании и сочувствии;
4) в заботе, помощи и поддержке со стороны других;
5) в оказании помощи, заботы и поддержки другим;
6) в установлении деловых связей для осуществления совместной
деятельности и сотрудничестве;
7) в постоянном обмене опытом, знаниями;
8) в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;
9) в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения
объективного мира и всего происходящего в нем.
Две тенденции – надежда на аффилиацию и боязнь отвержения.
Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивации общения:
* высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к
отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назойливости;
* низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к
отвержению; в этом случае потребность в поддержке, понимании
остается неудовлетворенной и человек уходит в мир своих переживаний;
* низкие надежды на аффилиацию и чувствительность к отвержению; в
этом случае человек предпочитает одиночество;
* высокие надежды на аффилиацию и чувствительность к отвержению; у
человека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к
общению и в то же время избегает его.
5. Классификация мотивов общения
В основе лежат различные виды потребностей:• мотив-потребность,
• мотив-интерес,
• мотив-привычка,
• мотив-каприз
• мотив-долг.
6. Классификация мотивов общения
• взаимодействующие (которые в процессе общения сближаютсяпо содержанию друг с другом, будучи первоначально даже
разными)
• противодействующие (которые исключают друг друга,
противоположны по направленности – один желает узнать
правду, а другой не хочет ее говорить)
• независимо протекающие (не влияющие друг на друга: у
общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против
цели другого).
7. Классификация мотивов общения
• Деловые• Неделовые (личностные) – имеют отношение к знакомству,
дружбе, привязанности, любви.
В соответствии с двумя видами общения (желание или нежелание
общаться с данным человеком):
• желательное
• нежелательное
English Русский Правила
Мотивы межличностного общения и поведения человека. — 932 Words
Человеческое поведение и отношение направляются внутренними процессами и, более конкретно, волей человека изменить что-то в своей близости.
Мотивация межличностного общения является одним из ключевых факторов, играющих важную роль в том, почему люди общаются и чего они достигают в своей жизни. Мотивация межличностного общения определяется через причины и желания действий, процесс, в котором человек динамично разрабатывает план, и он обрамляется тем, что кто-то делает.
Некоторыми из ключевых характеристик мотивации в общении являются направленность, решительность, активность, терпение и человеческая способность удовлетворять то, что первично для человека.
Человеком, который внес большой вклад в теории мотивации межличностного общения, является Абрахам Маслоу. Его иерархия потребностей ясно объясняет, почему люди мотивированы делать определенные вещи. Дошло до того, что возникли строгие потребности, которыми люди руководствуются всю жизнь.
Теория причин общения Маслоу утверждает, что люди генетически предрасположены действовать определенным и конкретным образом, сосредоточенным на удовлетворении физиологических и психологических потребностей. Внешние факторы или окружающая среда, а также внутренние потребности и желания или личность человека устанавливают критерии, которые определяют, как человек ведет себя и к каким целям он стремится. Одним из наиболее важных вкладов Абрахама Маслоу является иерархия потребностей.
Он устанавливает конкретные критерии, по которым люди действуют в соответствии со своими потребностями и желаниями. В нижней части пирамидальной диаграммы находятся основные потребности. Это основные атрибуты, необходимые для выживания, такие как еда, убежище и вода. Они характеризуются как физиологические потребности всех людей, независимо от их возраста, расы или жизненных целей.
Следующим подразделением потребностей человека является безопасность и защита от любых внешних раздражителей. Для человека не было бы смысла жить и быть мотивированным к участию в социальных отношениях, если бы вся приобретенная пища не приводила к безопасности в доме и на прилегающей территории. Столь же важны потребности социального аспекта, такие как принадлежность к определенной группе, но наиболее важным в этом разделении является любовь и привязанность близких родственников и людей.
Доказано, что всем, особенно детям, необходимо чувствовать себя желанными и любимыми, чтобы они росли уверенными в себе и здоровыми личностями. Понятно, что физическое выживание жизненно важно для человека в продолжении жизни, но на другой стороне спектра находятся психологические потребности и желания любого человека. Из этих потребностей вытекает большая часть мотивов межличностного общения (Маслоу, 2013).
Предполагалось, что человек обладает неограниченным потенциалом, поэтому можно предположить, что причины для общения могут существовать во многих формах или психологических расширениях. Одним из объяснений является количество раз, когда кому-то представлялась определенная ситуация или качество, которые психологически определяли, насколько они привыкли к такого рода понятиям. В свою очередь, это делает необходимым стать частью поведения через действие и желание общаться (Браун, 2007).
Нельзя отрицать, что люди являются психологическими существами, и все, что происходит в жизни человека, записывается в генах и передается из поколения в поколение в виде генетического кода, известного как ДНК. Именно здесь Абрахам Маслоу признал, что у людей есть внутренняя и индивидуальная потребность, специфичная для их характера и генов, которая требует, чтобы они действовали определенным образом, в соответствии с их моралью и индивидуальностью. Следующие шаги в пирамиде связаны с психологическими потребностями и начинаются с самооценки, признания и статуса.
Люди должны иметь такое понимание себя и уважение, которое позволяет им чувствовать себя уверенно во всем, что они делают. Если кто-то не уверен в своих силах, он не сможет преследовать свои цели и мечты, довольствуясь тем минимумом, что у них есть. Завершающей стадией мотивации людей к общению является цель осознать, что определяет человека, кто он есть на самом деле, а самопоиск и актуализация становятся доминирующими во всем персонаже (Гобл, 2004).
Очевидно, что в мире есть много вещей, которые могут повлиять на то, как люди общаются, как описано Маслоу. Употребление наркотиков, алкоголя или других веществ может усилить определенные химические вещества в мозге, которые нарушат баланс. Так, причины общения с другими будут смещаться с одной потребности на другую.
Одно можно сказать точно, людям нужно выживать, так как никто не хочет останавливаться на достигнутом, отсюда и дальнейшее стремление к цели и необходимость общения с другими для сотрудничества. Мозг не только проявляет и делает видимой генетическую информацию, которая передавалась из поколения в поколение, но также записывает новое понимание и хранит его. Информация отражается от существующих знаний и потребностей, создавая новые перспективы и возможности для появления.
Результат межличностного общения человека очень сильно зависит от количества информации о чем-либо и его способности представить способы достижения поставленных целей. Иерархия потребностей Маслоу устанавливает критерии, по которым люди функционируют, но существует множество индивидуальных различий, которые играют важную роль. Уровень значимости в детерминации является индивидуальной характеристикой, присущей всем людям в мире (O’Neil, 2012).
Несмотря на то, что мозг по-прежнему остается загадочным местом, созданным потребностями выживания и эстетическими желаниями, не совсем ясно, почему люди любят или предпочитают определенные вещи. Так или иначе, мотивация межличностного общения в виде потребностей и желаний играет одну из важнейших ролей в поведении человека и жизни в целом.
Браун, Л. (2007). Психология мотивации . Нью-Йорк, США: Nova Publishers.
Гобл, Ф. (2004). Третья сила: психология Абрахама Маслоу. Чапел-Хилл, США: Морис Бассет.
Маслоу, А. (2013). Теория мотивации Маслоу и ее применение в образовании. Получено с https://web.cortland.edu/andersmd/maslow/homepage.html
О’Нил, Х. (2012). Мотивация: теория и исследования . Хиллсдейл, США: Рутледж.
Эта исследовательская работа о мотивах межличностного общения и человеческом поведении была написана и представлена вашим научным сотрудником. студент. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.
Запрос на удаление
Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.
Запросить удаление
Мотивы межличностного общения (МКМ)
Мотивы межличностного общения (МКМ)
Рубин и др. , 1988
1.
2. потому что мне просто нужно иногда говорить о своих проблемах.
3. помочь другим.
4. чтобы получить то, чего у меня нет.
5. хорошо провести время.
6. потому что это захватывающе.
7. потому что мне нужно с кем-то поговорить или побыть с кем-то.
8. потому что это меня расслабляет.
9. потому что это позволяет мне расслабиться.
10.говорить другим, что делать.
11.потому что это возбуждает.
12.потому что я хочу, чтобы кто-то что-то сделал для меня.
13.потому что это интересно.
14.потому что мне больше нечего делать.
15. чтобы уйти от того, что я делаю.
16.потому что мне это нравится.
17.потому что это меня бодрит.
18.потому что знать, что кто-то есть, успокаивает.
19. отложить то, что я должен сделать.
20. чтобы другие знали, что мне не все равно.
21. Чтобы уйти от давления и ответственности.
22.поблагодарить их.
23.потому что это заставляет меня чувствовать себя менее одиноким.
24.поощрять других.
25.потому что это интересно.
26.потому что я беспокоюсь о них.
27.потому что это приятный отдых.
28. Потому что это снимает напряжение.
Удовольствие
· Я разговариваю с отцом, потому что это весело.
· Я разговариваю с отцом, потому что это интересно.
· Я разговариваю с отцом, чтобы хорошо провести время.
· Я разговариваю с отцом, потому что это волнует.
· Я разговариваю с отцом, потому что это стимулирует.
· Я разговариваю с отцом, потому что это интересно.
· Я разговариваю с отцом, потому что мне это нравится.
· Я разговариваю с отцом, потому что это меня бодрит.
Любовь
· Я разговариваю с отцом, чтобы помочь ему.
· Я разговариваю с отцом, чтобы дать ему понять, что мне небезразличны его чувства.
· Я говорю с отцом, чтобы поблагодарить его.
· Я разговариваю с отцом, чтобы поддержать его.
· Я разговариваю с отцом, потому что беспокоюсь о нем.
Включение
· Я разговариваю с отцом, потому что мне нужно с кем-то поговорить или побыть с кем-то.
· Я разговариваю с отцом, потому что иногда мне просто нужно поговорить о своих проблемах.
· Я разговариваю с отцом, потому что так чувствую себя менее одиноким.
· Я разговариваю с отцом, потому что знать, что он рядом, успокаивает.
Побег
· Я разговариваю с отцом, чтобы отложить то, что мне следует сделать.
· Я разговариваю с отцом, чтобы отвлечься от того, что я делаю.
· Я разговариваю с отцом, потому что мне больше нечего делать.
· Я разговариваю с отцом, чтобы избавиться от давления и ответственности.
Расслабление
· Я разговариваю с отцом, потому что это меня расслабляет.
· Я разговариваю с отцом, потому что это позволяет мне расслабиться.
· Я разговариваю с отцом, потому что это приятный отдых.
· Я разговариваю с отцом, потому что это снимает напряжение.
Управление
· Я разговариваю с отцом, потому что хочу, чтобы он кое-что для меня сделал.
· Я разговариваю с отцом, чтобы сказать ему, что делать.
· Я разговариваю с отцом, чтобы получить то, чего у меня нет.
Удовольствие (α = 0,97), привязанность (α = 0,91), включение (α = 0,91), побег (α = 0,85), расслабление (α = 0,96) и контроль (α = . 81)
5 – Точно‚ 4 – Много‚ 3 – Немного‚ 2 – Немного‚ 1 – Совсем немного‚
Этот инструмент можно найти в Интернете по адресу: /JMCS/article-full-text-pdf/EF7FE7311173
Рубин, Р. Б., Персе, Э.