Мотив определение обществознание: Деятельность человека — основные виды и типы

Мотивы и предпочтения.

Шпаргалка по обществу для ЕГЭ 2023 (new)
АВТОРСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЕГЭ 2023

 

10 сентября 2021

Мотивы и предпочтения.

Обществознание ЕГЭ.

Мотивом называется побудительное желание человека совершать определенную деятельность. Зачастую мотивом выступает желание человека удовлетворить свою какую-нибудь потребность. Мотив выступает основой всех действий и поступков человека. Мотивом деятельности может выступать потребность, убеждения, интересы, влечения, социальные установки.

Потребность – это необходимость человека в том, что поможет ему достойно существовать в обществе. Потребности могут быть как биологически обусловлены, так и вызваны социальными факторами, а иногда и духовными.

Мотив всегда субъективен, в том плане, что у каждого человека свои мотивы для той или иной активности. Один и тот же вид активности человека может вызываться разными потребностями.

Вот, например, результаты опроса школьников относительно их мотивов обучения:

У 59% респондентов мотивом учебы в школе является желание познавать мир; 35% выбрали ответ потому, что так нужно обществу; лишь 5% опрошенных высказались о внешних факторах, влияющих на их выбор в пользу учебы, и 1% высказались о негативном отношении к учебной деятельности.

Мотивы спортсмена: стремление достичь высоких результатов, достижение успеха, самоутверждение.

Мотивы ученого: самореализация, познавательный интерес, материальный мотив, социальный мотив.

Мотивы менеджера: стремление к власти, самоутверждение, материальный мотив.

Мотивы бывают осознанные и неосознанные, внешние и внутренние.

Направленность мотивов личности:

·         Личные мотивы — эгоистическая направленность (себялюбие, личные интересы)

·         Деловая направленность – направленность на задачу, где мотив связан непосредственно с самой деятельностью.

·         Просоциальные мотивы – общественная направленность, мотивы, связанные с интересами других людей (альтруизм)

Эмоциональные мотивы:

1.       Страх

2.       Самореализация

3.       Свобода

4.       Любовь

5.       Радость

Социальные и нравственные мотивы:

1.       Справедливость

2.       Порядочность

3.       Защита окружающей среды

Предпочтения – это внимание, интерес к чему-то.

Предпочтения также влияют на поведение людей. Так, например, если у человека будет выбор, поиграть в карты или посмотреть фильм, то он выберет то, что ему будет интересней, следовательно, его дальнейшая досуговая деятельность будет зависеть от его предпочтений. Предпочтения человека не устойчивы во времени и могут меняться с возрастом.

Вернуться к списку

Мотивы деятельности

Вы уже знаете о том, что деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на удовлетворение потребностей, достижение поставленных человеком целей.

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, например, если человек хочет есть, то он может приготовить себе пищу или сходить перекусить в кафе или ресторан.

Но что же непосредственно оказывает влияние на деятельность человека и его поведение? Почему и для чего он вообще совершает какие-либо поступки? Что его побуждает к тому или иному действию?

Психологи называют это мотивом, то есть тем, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определённой потребности.

Мотивы индивидуальны для каждого человека.

Однажды прохожий, идя мимо стройки Шартрского собора, спросил у каменщиков: «Что они здесь делают?»

– Мне нравится таскать камни, – ответил первый.

– Я зарабатываю на пропитание, – сказал второй.

– А я строю храм.

Как мы видим, в трёх ответах людей, занятых общим делом (постройкой собора), отражены совершенно разные мотивы.

Мотивы человека – это важный фактор для достижения успеха в любой деятельности. Мотив заставляет человека не останавливаться на полпути к достижению цели, а работать с полной отдачей сил и избегать разочарования.

Иногда мотивы могут вступать в противоречие один с другим, и более сильный на данный момент мотив выталкивает более слабый. Например, мотив дочитать главу может стать слабее мотива поесть, если возникает чувство голода.

Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: «Для чего я это делаю?».  «Я учусь для того, чтобы …» «Я хочу получить профессию… чтобы…»

Говоря простым языком, мотив – это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека.

Стоит отметить что мотив очень часто путают с такими понятиями, как потребность или цель.

Потребность – это прежде всего желание человека восполнить нехватку чего-либо.

Цель – это конечный результат, на достижение которого направлена деятельность человека.

Например, голод – это потребность человека в еде, желание поесть – это мотив, ну а сама

еда – это конечная цель.

Психологи выделяют следующие виды мотивов человека.

По мнению психологов, можно выделить следующие виды мотивов: внутренние и внешние, положительные и отрицательные, устойчивые и неустойчивые.

Внешние мотивы. Это мотивы, которые не связаны с содержанием какой-то деятельности, а обусловлены внешними для человека обстоятельствами. Например, если у вашего друга появился новый сотовый телефон, то у вас может появиться мотив заработать денег и купить себе такой же или даже лучше.

Внутренние мотивы. Связаны с деятельностью только самого человека. Например, вы занимаетесь спортом, потому что это доставляет вам положительные эмоции.

Причём если вы поделитесь своими соображениями со своими друзьями, то для кого-то ваш внутренний мотив может стать внешним.

Положительные мотивы основаны на положительных стимулах. Например, если я буду хорошо учиться, то родители купят мне новую игровую приставку. 

Отрицательные мотивы основаны на отрицательных стимулах. Зачастую отрицательные мотивы связаны с угрозой наказания. Например, если я утром не встану вовремя, то опоздаю в школу и могу получить запись в дневнике.

Устойчивые мотивы. Эти мотивы основаны на удовлетворении естественных потребностей человека. Жажда, голод, отсутствие боли и так далее.

Неустойчивые мотивы постоянно требуют внешней поддержки. Например, желание похудеть, отказаться от вредных привычек и так далее.

Все эти виды мотивов выполняют три основные функции.

Во-первых, побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;

Во-вторых, направление деятельности. С помощью этой функции человек определяет, за счёт чего он сможет добиться поставленной цели и удовлетворить свою потребность.

В-третьих, контроль и поддержание поведения, направленного на достижение поставленной цели. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учётом её достижения.

Однако превыше всех видов мотивов, формирующих поведение человека, стоит самомотивация – это воздействие человека на своё состояние, когда мотивация извне перестаёт действовать на него должным образом.

Например, когда у вас что-то не получается и дела идут из рук вон плохо, хочется всё бросить, опустить руки, но вы сами для себя находите причины продолжать стараться.

Самомотивация очень индивидуальна, так как каждый самостоятельно решает, как нужно себя мотивировать. Тем не менее, по мнению психологов, есть общие методы, которые оказывают положительное влияние на большинство людей.

Например, возьмите чистый лист бумаги и разделите его линией на две части.

С левой стороны напишите то, что, по вашему мнению, оказывает на вас отрицательное влияние, а с правой – положительное. Например, «Мне не нравится ходить в школу, там скучно» – в левом столбике, и «Я люблю ходить в школу, так как там я весело провожу время со своими друзьями» – в правом. Затем разрежьте лист и оставьте только часть с положительными фразами. Теперь вам останется только читать их сразу после пробуждения или перед сном. Сделайте такое чтение своей каждодневной практикой и через некоторое время вы станете замечать перемены в себе и своей жизни.

Также к общим методам самомотивации психологи относят самовнушение, развитие силы личности, знакомство с биографиями известных и успешных людей, добившихся выдающихся результатов в своей сфере деятельности, а также метод визуализации, который заключается в мысленном представлении желаемого.

Social Motivation — Serious Science

Видео является частью проекта британских ученых, созданного в сотрудничестве между Serious Science и Британским Советом.

Мотивация — это то, что побуждает нас делать что-то каждый день, будь вы голодны, устали или испытываете жажду. Социальная мотивация — это идея о том, что у людей в целом есть мотивация взаимодействовать с другими людьми, взаимодействовать с другими людьми. Это было очень важно для выживания человечества: люди, как правило, не очень хорошо выживают сами по себе. И работа с другими людьми, проведение времени с другими людьми — довольно важная стратегия. Социальная мотивация — это идея, которая существует уже очень давно, но я особенно заинтересовался ею в последнее время, потому что появилась теория социальной мотивации аутизма, предполагающая, что люди с аутизмом, которых мы знаем, отличаются во многих аспектах. социального взаимодействия, могут также иметь различия в их мотивации к взаимодействию с другими людьми. Поэтому они могут избегать других людей, они могут не так много смотреть на других людей, они могут не так многому учиться у других людей.

Это очень интересная идея, но ее было нелегко проверить и точно определить такие мотивационные факторы. Как вы можете на самом деле оценить чью-то мотивацию взаимодействовать с тем или иным человеком? Если вы спросите людей: «Что ты любишь делать субботним вечером? Нравится ли вам ходить в ресторан с друзьями или, может быть, вы предпочитаете оставаться дома в своей комнате и играть в компьютерную игру в одиночестве?» вам некоторые намеки на социальную мотивацию людей. Но на самом деле это не позволяет нам поставить этому число и разработать научную теорию.

Чтобы посмотреть на это, мы пытались разработать несколько новых способов количественной оценки мотивации. Например, мы разработали задачу, в которой люди могут выбирать между двумя или тремя разными фильмами, которые они хотят посмотреть, каждый фильм длится всего две или три секунды. Таким образом, социальный фильм может быть фильмом о человеке, который смотрит в камеру и улыбается, и он довольно общителен и довольно весел. Несоциальным фильмом может быть фильм, в котором есть небольшой проигрыватель с некоторыми предметами домашнего обихода, стоящими на проигрывателе. Поворотный стол медленно перемещается, поэтому вы можете видеть предметы домашнего обихода, но обычно это не очень интересные предметы домашнего обихода.

Мы показываем людям коробки разного цвета, например, синюю коробку и оранжевую коробку. Они знают, что если они выберут синюю коробку, то увидят социальный фильм, а если выберут оранжевую коробку, то увидят фильм о предметах домашнего обихода. Глядя на выбор, который делают люди, мы можем затем попытаться оценить их социальную мотивацию: насколько они мотивированы видеть социальные вещи? Затем мы немного усложняем им жизнь, потому что устанавливаем стоимость некоторых коробок. Итак, иногда, если вы хотите открыть синюю коробку, вам нужно выполнить последовательность из трех действий, что немного скучнее и требует больше времени, чем выполнение одного действия. Итак, опять же, включив эти затраты, мы можем получить показатели мотивации, а затем попытаться количественно определить, насколько велика разница в мотивации между разными людьми.

Мы можем сделать это с помощью сканеров мозга и получить представление о том, как это связано с системами мозга для мотивации. Вы много знаете о системах мозга, которые участвуют в вознаграждении за несоциальные вещи, когда людям дают еду или деньги с помощью сканеров мозга. Мы знаем много других систем мозга, которые активируются там, но мы можем видеть, задействуют ли социальные вознаграждения, например, вид улыбающихся людей, некоторые из таких систем мозга. Мы также смогли изучить различия в социальной мотивации между людьми, у которых есть аутизм, и людьми, у которых его нет.

В исследовании, которое мы недавно опубликовали, у нас была группа взрослых с аутизмом и группа обычных взрослых, и мы дали им задание на социальную мотивацию, и в этом задании они могли смотреть три разных фильма. . Это может быть фильм о человеке, который смотрит прямо на вас и устанавливает с вами зрительный контакт, или фильм о человеке, который отводит от вас взгляд и не смотрит вам в глаза, или фильм о предметах домашнего обихода. Мы обнаружили, что типичные люди предпочитают зрительный контакт фильмам без зрительного контакта, но люди с аутизмом не делают различий. Люди с аутизмом отдавали предпочтение людям, а не предметам домашнего обихода. Так что дело не в том, что они вообще избегают всех людей, а в зрительном контакте есть что-то особенное. Часто анекдотически сообщают, что люди с аутизмом избегают зрительного контакта, они находят зрительный контакт немного пугающим, они не совсем уверены, что с этим делать.

Такого рода исследования могут предоставить некоторые из первых конкретных доказательств, так что вы можете присвоить им числовое значение и сказать, в чем разница с точки зрения того, как люди с аутизмом хотят смотреть на зрительный контакт и какую пользу они извлекают из этого. Мы думаем, что понимание того, сколько различных социальных сигналов влияет на мотивацию, будет очень интересным в будущем. Нам также очень интересно более подробно изучить зрительный контакт и выяснить, что заставляет людей стремиться к зрительному контакту или избегать его, а также в чем разница, например, между людьми с аутизмом, которые могут избегать зрительного контакта, и людьми с социальными проблемами. тревожное расстройство, которые также избегают встречи с другими людьми, у них нет мотивации общаться с другими людьми, но, возможно, по совершенно другим причинам. Растет количество исследований, направленных на то, чтобы попытаться раскрыть мотивы и на самом деле количественно оценить их научным способом, а не просто говорить в общих чертах.

Одной из областей, о которой работа над социальной мотивацией заставляет нас задуматься, является идея взгляда и зрительного контакта. Взгляд часто используется в качестве меры мотивации, потому что с экспериментальной точки зрения очень просто показать людям изображение лица или набор изображений, отследить их глаза и увидеть, на какие части изображения они смотрят. Существует множество исследований с использованием отслеживания взгляда. Например, обычно показывается, что если у вас есть фотография лица и айтрекер, взрослый или ребенок, смотрящий на это изображение, как правило, смотрит в глаза лица и рот лица, а не на волосы. , или одежду, или фон, в то время как человек с аутизмом может не смотреть в глаза.
Это гораздо более противоречивый результат: некоторые исследования показывают, что они смотрят в глаза, другие — что нет. Это были очень неоднозначные результаты. Но кажется, что все чаще, если мы используем более натуралистические стимулы, то есть вместо неподвижного изображения мультфильма или чего-то еще, мы используем видео реального человека, который говорит, тогда гораздо более четкие различия между тем, что мотивированы типичными детьми или взрослыми смотреть и на что мотивированы смотреть люди с аутизмом. Это с точки зрения совершенствования наших методов: чем ближе наши методы в лаборатории становятся реальными, тем лучше результаты, которые мы можем получить.

Есть также несколько интересных открытий, предполагающих, что у обычных людей, если вы покажете им просто фотографию лица, они легко посмотрят в глаза, но если они смотрят видео в Skype другого человека, как человек оглядывается на них, тогда они не будут так много смотреть в глаза. Так что это будет совсем другой паттерн, потому что, когда вы вступаете в подлинное социальное взаимодействие с кем-то, тогда ваша мотивация и сигналы, которые они посылают, совершенно другие. Если вы смотрите на неподвижную фотографию, то вы можете без смущения смотреть куда угодно и просто собирать любую социальную информацию, которая вам нравится. Но если вы смотрите на другого реального человека, то если вы слишком долго смотрите на его собственного, это будет посылать странные социальные сигналы и может привести к сбоям в социальном взаимодействии. Таким образом, люди будут мотивированы совершенно по-другому и будут вести себя в реальном взаимодействии совсем по-другому, по сравнению с тем, что они делают в некоторых наших типичных лабораторных исследованиях, где мы просто используем неподвижные изображения на экране. В области социальной неврологии становится все более очевидным, что нам действительно необходимо изучать эти интерактивные контакты в реальном мире, чтобы получить хорошие показатели мотивации и поведения людей, тогда как то, что мы делаем в лаборатории, не отделено от реальности на миллион миль. что происходит в реальном мире.

Что касается очень интересной работы, которая проводится в будущем в последние несколько лет и проводится сейчас с точки зрения понимания социальной мотивации, понимание социального взаимодействия заключается в том, чтобы выйти за рамки некоторых традиционных лабораторных методов и сделать вещи интерактивными. Так что вы оглядываетесь на кого-то, кто смотрит на вас, чей взгляд отвечает вам, или вы измеряете вещи в гораздо более богатом, более реальном контексте. Делая подобные вещи, когда вы переносите свою науку за пределы лаборатории, в реальный мир и в интерактивные контексты, мы можем получить гораздо более точные показатели мотивации и попытаться понять, как на самом деле ведут себя люди, что их мотивирует, что ими движет. в повседневной жизни. Мы думаем, что это даст нам гораздо лучший способ понять индивидуальные различия в поведении не только при аутизме, но и при других состояниях, таких как социальное тревожное расстройство, любые психические расстройства, влияющие на социальное взаимодействие, которых существует великое множество. нам нужно действительно изучать социальное взаимодействие в этом интерактивном контексте.

Тема социальной мотивации в целом очень важна для понимания индивидуальных различий в социальном поведении, потому что у каждого человека свои мотивы и их мотивации могут даже меняться в течение дня, в течение недели, на протяжении ход их жизни. У подростков могут быть очень разные социальные мотивы по сравнению со взрослой жизнью и на разных этапах взрослой жизни. Если у нас есть способы количественной оценки такого рода вещей и понимание того, откуда они берутся, то это даст нам гораздо лучшую научную основу, на которой мы сможем узнать, почему люди принимают те или иные решения определенным образом, и как мы можем затем помогите людям, которые борются в социальных ситуациях с самыми разнообразными социальными психическими состояниями, многие из которых имеют какой-то мотивационный аспект. Таким образом, это будет долгосрочной целью такого рода исследований.

Антония Гамильтон

Кандидат наук. в области неврологии, читатель социальной неврологии и руководитель группы социальной неврологии в Институте когнитивной неврологии (UCL).

биология, британские ученые, познание, мотивация, нейропсихология, нейробиология, психология

Страницы содержания Энциклопедии религии и социальных наук

gif» bgcolor=»#993333″ valign=»middle» align=»center»>

Энциклопедия религии
и общество
Уильям Х. Сватос-младший Редактор

Содержание | Обложка | Редакторы  | Авторы | Введение | Веб-версия

МОТИВ (МОТИВАЦИЯ)

Традиционно считается относящимся к любому состояние или событие в организме, которое побуждает или направляет поведение к достижение цели; современное социологическое использование радикально отличается от этого использования.

Для Макса Вебера понятие мотива, определяемое как комплекс субъективных значений, который кажется самому действующему лицу или наблюдателю достаточное основание для рассматриваемого поведения» (1964: 98), было центральным в wissenschaftlich («научная») социология. Ибо, как только действие человека было идентифицировано посредством процесса прямого наблюдения социолог должен был заниматься «объяснительное» или «мотивационное» понимание поступка. Однако, эта центральная роль, отводимая мотиву в социологическом анализе действия, не нашла отражения последующими поколениями.

В частности, C. Wright Mills (1940) радикально изменил фокус внимания от исследования мотива, рассматриваемого либо как инициирующий, либо поддержание силы или даже как причина или причины действия, к словам, использованным в процессе оправдания перед другими. Таким образом, Миллс (вместе с Берком, 1969) помог инициировать традицию исследования «словаря мотивов», которая пришла к преобладают в дисциплине социологии, подход, впоследствии одобренный Лайманом и Скотт (1989 [1964]) и Блюм и Макхью (1971).

Этот подход, сохранившийся до наших дней, эффективно относится к человеческому поведению так, как если бы оно было немотивированным, сосредотачиваясь вместо этого на тема «мотивированного разговора» (Семин и Манстед, 1983). У современных социологов в основном приняли этот подход (хотя см. Кэмпбелл [1996] для резкого несогласия точки зрения), придерживаясь широко функциональной теории о том, как акторы служат для удовлетворения потребностей, испытываемых в социальных ситуациях, и, таким образом, служат «оправдания», «извинения», «извинения» или «отказ от ответственности» за свои действия. Следовательно, изучение мотивов в Веберовский смысл отсутствует в современной социальной науке.

Мотивация — психологический термин, не получивший широкого распространения. занятых в области социальных наук. Оно относится к любому состоянию организма, которое мобилизует деятельность, является в некотором смысле избирательным или директивным по отношению к окружающей среде.

Колин Кэмпбелл

Каталожные номера

А. Ф. Блюм и П. Макхью, «The Социальная атрибуция мотивов», Американское социологическое обозрение 36 (1971): 98-109

К. Берк, Риторика мотивов (Беркли: University of California Press, 1969)

К. Кэмпбелл, «О концепции Мотив в социологии», Социология 30 (1996): 1-14

С. М. Лайман и М. Б. Скотт, А Социология абсурда (Дикс Хиллз, Нью-Йорк: General Hall, 1989 [1970])

К. В. Миллс, «Ситуативное действие» и словарь мотивов», American Sociological Review 5 (1940): 904-913

М. Б. Скотт и С. М. Лайман, «Accounts», American Sociological Review 33 (1968): 46-62

Семин Г.Р. и Манстед А.С.Р., Ответственность за поведение (Лондон: Academic Press, 1983)

М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *