Корниенко А.Ф. — Деятельность, как сознательная форма поведения человека
А.Ф. Корниенко
Статья по общей психологии
Вестник ТГГПУ. – 2010. – № 2 (20). – С. 304-308.
Статья посвящена рассмотрению сущности понятия «деятельность» как специфической человеческой формы поведения, характеризующейся наличием мотива и цели. Рассматривается классификация форм побуждения, лежащих в основе поведения и деятельности человека. Предлагается общая схема внутренней психологической структуры и механизмов регуляции деятельности.
Ключевые слова: деятельность, формы побуждения, психологическая структура, механизмы регуляции.
Как известно [1], понятие «деятельность» в психологию было введено М.Я. Басовым, кото-рый предложил использовать его вместо понятия «поведение», прочно ассоциируемого в то время с бихевиоризмом и рефлексологией, чтобы подчеркнуть специфику поведения человека как активного деятеля во взаимодействии со средой в отличие от реактологических форм поведения животных, описываемых известным в бихевиоризме соотношением «S R».
Принципиальное отличие деятельности от других форм поведения состоит в том, что она представляет собой сознательную форму поведения человека и характеризуется наличием мотива и цели. «Немотивированной, так же как и нецеленаправленной, деятельности просто не может быть» — отмечает Б.Ф. Ломов [2, с. 205]. Обычно под мотивом понимается отражение в сознании человека потребности в деятельности (осознание ее необходимости), что выражается в наличии у него субъективно-переживаемого побуждения к этой деятельности. Цель есть не что иное, как осознаваемый результат деятельности, то есть то, что должно быть достигнуто в результате деятельности. Если в поведении человека отсутствует мотив и цель, то есть человек не осознает необходимости в данном поведении, и нет осознания того, что он хочет добиться или достичь в результате этого поведения, значит, это не та форма поведения, которая может быть названа деятельностью.
У животных в силу отсутствия сознания и, соответственно, процессов осознавания не может быть ни мотивов, ни целей поведения; следовательно, у них не может быть и деятельности. Хотя побуждение к определенной форме поведения за счет актуализации потребности и реализации побуждающей функции эмоциональных психических процессов у них может возникать, как может возникать в их психике и образ результатов поведения. Однако без процессов осознавания это будет всего лишь интеллектуальная форма поведения.
Среди побуждений, которые лежат в основе любых форм поведения и являются их движущей силой, можно выделить четыре особые формы:
- потребности, в которых отражается то, что необходимо для существования и развития организма, субъекта, личности;
- мотивы, представляющие собой осознаваемые потребности;
- отражаемая в эмоциональных психических процессах субъективная значимость объектов и явлений действительности;
- интересы, в которых сочетаются осознание познавательной потребности субъекта и субъективная значимость (эмоциональная привлекательность) того, что отражается в познавательных психических процессах.
Выделение потребностей и мотивов в качестве побуждений поведения и деятельности осо-бых проблем не составляет – здесь мнение психологов практически единодушное. Однако хотелось бы обратить внимание на встречающуюся иногда в психологической литературе трактовку мотива как предмета внешней объективной действительности, который может удовлетворять потребность. Такое понимание мотива было сформулировано А.Н. Леонтьевым и до сих пор продолжает воспроизводиться. «Термин «мотив», – пояснял А.Н. Леонтьев, – мы употребляем не для обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» [3, с. 243]. Л.И. Божович, определяя мотив как то, «ради чего осуществляется деятельность», добавляет, что «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира…» [4, с. 53]. Поскольку любые предметы внешнего мира могут отражаться в психике человека и могут им осознаваться, на основе понятия мотива как предмета или объекта, удовлетворяющего потребность, возникает понятие об осознаваемых и неосознаваемых мотивах. Однако если считать, что «мотив» является одной из базовых категорией психологии [5], то следует признать, что он представляет собой явление субъективное. И поэтому предмет или объект внешнего мира как объективное материальное образование никак не может быть мотивом. В лучшем случае речь может идти об отражении, об образе этого объекта в психике, на что, собственно, также обращается внимание в одном из высказываний А.Н. Леонтьева.
Противоречивая трактовка мотива дается в работе С.Л. Рубинштейна [6]. Подчеркивая, что «всякое действие, направляясь на определенную цель, исходит из тех или иных побуждений», С. Л. Рубинштейном называет мотивом «более или менее адекватно осознанное побуждение»
[6, с. 443] и буквально через несколько строк отмечает: «мотивы поведения, как они осознаются действующим субъектом, представляют собой отражение его побуждений». Однако если мотив – это «осознанное побуждение», то зачем нужно еще раз осознавать то, что уже является осознанным?Несмотря на существующие разногласия в научных определениях мотива, все психологи единодушны в том, что он является формой побуждения поведения или деятельности.
Не вызывает особых проблем выделение в качестве особой формы побуждения поведения эмоциональных процессов, точнее отражаемой в них субъективной значимости объектов и явлений действительности. Во-первых, потому, что понятие о субъективной значимости близко по смыслу понятию мотива в определении А.Н. Леонтьева. Во-вторых, положение о том, что эмоциональные психические процессы выполняют функцию побуждения, принимается многими психологами.
Несколько сложнее дело обстоит с интересами. Как показано в работе Т.В. Шороховой, «проблема интереса очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а скорее наоборот, ведет к еще большей путанице» [9]. В принципе, среди психологов нет особых возражений против того, что интересы являются формой побуждения.
Проблемы возникают с указанием их специфики относительно других форм побуждений и с научным определением понятия «интерес».Истоки указанных проблем кроются, на наш взгляд, в этимологии слова «интерес», которое в переводе с латинского «interesse» означает «иметь важное значение» [100]. С одной стороны, в этом слове отражается наличие важности (в смысле необходимости) чего-то для субъекта, что непосредственно соотносит интерес с потребностью субъекта, а при осознании потреб-ности и с мотивом. Однако в силу отсутствия в психологической литературе четкой дифференциации понятий «мотив» и «потребность», интерес часто называется то потребностью, то мотивом, в результате чего теряется специфика интереса как особой формы побуждения. С другой стороны, наличие в смысловой структуре слова «интерес» понятия «значения» в смысле «значимости» обусловливает возможность соотнесения интереса с эмоциональными психическими процессами, функцией которых как раз и является отражение субъективной значимости объектов и явлений действительности.
В нашем определении интерес выступает как форма побуждения, в которой сочетаются признаки мотива (осознание познавательной потребности) и субъективной значимости (эмоциональной привлекательности). Кроме того, мы полагаем, что на основе интересов происходит формирование у человека новых потребностей. Если в результате неоднократной реализации интереса к чему-либо у человека возникают устойчивые положительные эмоциональные реакции (положительные переживания), то интерес переходит в потребность.
Поскольку интерес может быть связан как с объектом действительности, ставшим эмоционально привлекательным для субъекта, так и с каким-то действием по отношению к нему, на основе интереса могут формироваться как предметные потребности, так и операциональные, т.е. потребности в определенных действиях. Трансформация интереса в потребность представляет собой общий психологический механизм воспитания личности, выработки у нее социально приемлемых форм поведения и нормативной системы ценностей. Однако, если удовлетворение потребностей, образованных на основе интересов, сопряжено с переживанием состояния эйфории, то возможно развитие и негативных форм поведения, в частности, различного рода зависимостей, например, наркотической или игровой [12]. Спонтанно возникающие или специально формируемые у человека интересы играют очень существенную роль в регуляции его поведения и деятельности.
Учитывая, что интересы связаны с процесса-ми осознавания познавательной потребности, их можно рассматривать, с этой точки зрения, в качестве особой разновидности мотивов. Выделенные нами формы побуждения поведения и деятельности и их соотношение представлены в виде схемы на рисунке 1.
Рис. 1. Формы побуждений, лежащих в основе поведения и деятельности человека, и их соотношение.
При разработке теории деятельности как сознательной формы поведения человека и психологических механизмов ее регуляции следует учитывать, на наш взгляд, три фундаментальных положения. Во-первых, это положение Б.Ф. Ломова о том, что «мотив и цель образуют своего рода «вектор» деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении» [2, с. 205]. При этом мотив «побуждает к деятельности», а цель ««конструирует» конкретную деятельность, определяя ее характеристики и динамику. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель – к предмету, на который деятельность направлена» [2, с. 207]. Второе положение сформулировано в работе В.А. Орлова [13] и было использовано нами при разработке общепсихологической модели формирования психологической зависимости [12]. Суть его состоит в том, что «побуждение к определенным действиям обусловливается у человека не столько необходимостью в удовлетворении определенной потребности, сколько ожиданием положительных переживаний, которые он может испытать в результате предполагаемых действий» [12, с. 133]. Третье положение касается динамичности условий, в которых осуществляется поведение и деятельность человека, и необходимости в связи с этим непрерывной коррекции реализуемых форм поведения и выбора предполагаемых действий сообразно изменяющимся условиям.
Учитывая указанные положения, мы попытались представить внутреннюю психологическую структуру и механизмы регуляции деятельности как сознательной формы поведения человека в виде схемы, доступной для наглядного обозрения. То, что у нас получилось, показано на рисунке 2.
Рис. 2. Внутренняя психологическая структура и механизмы регуляции деятельности
как сознательной формы поведения человека.
Рассматривая деятельность как сознательную форму поведения, мы не должны забывать о том, что исходное понятие «поведение» определяется как внешне проявляемая форма двигательной активности организма. Однако в психологии кроме внешне проявляемых форм активности и внешне-предметных действий рассматриваются, так называемые, «внутренние умственные действия» (в концепции П.Я. Гальперина [14]) и «внутренняя психическая деятельность» (в концепции А.Н. Леонтьева [15). При определении «действий» и «деятельности» как внешних форм двигательной активности использование их в сочетании с прилагательным «внутренний» было бы не корректным. Тем не менее, поскольку явления, описываемые и П.Я. Гальпериным, и А.Н. Леонтьевым все же существуют, и они действительно являются внутренними, их необходимо как-то обозначить. Наиболее подходящим, на наш взгляд, может быть использование понятия «процесс», тем более что сам А. Н. Леонтьев часто употреблял выражения «умственные процессы», «мозговые процессы», а также «психические процессы». Поэтому вместо понятий «внутренние умственные действия» и «внутренняя психическая деятельность» лучше использовать понятия «умственные процессы» и «психические процессы». При этом нет необходимости добавлять прилагательное «внутренние», так как эти процессы, протекая в психике, и так уже являются внутренними.
Вместе с тем в психике человека как субъекта, обладающего сознанием, могут протекать психические процессы, инициируемые не только внешними, но и какими-то внутренними факторами. Например, когда человеку для чего-то нужно что-то вспомнить или что-то понять, он запускает процессы памяти и мышления. При этом человек осознает не только причину запус-ка процессов – «для чего», но и необходимый результат, который должен быть достигнут. Следовательно, есть и мотив, и цель, но не внешней, а внутренней активности, поведенческие проявления которой могут быть и скрыты. Очевидно, в этом случае также имеет смысл говорить о деятельности, но не о «внутренней психической деятельности», а просто об умственной деятельности, как деятельности, протекающей в умственном или мысленном плане на основе определенной совокупности психических процессов. И тогда можно говорить как о процессах памяти или мышления, так и о мнемической или мыслительной деятельности человека. Причем в осуществлении и мнемической, и мыслительной деятельностях могут принимать участие не только процессы памяти и, соответственно, мышления, но и все другие психические процессы – и познавательные, и эмоциональные, и волевые. Как указывал Б.Ф. Ломов, вектор «мотив-цель» «высту-пает в роли системообразующего фактора, который организует всю систему психических про-цессов и состояний, формирующихся и развора-чивающихся в ходе деятельности» [2, с. 206].
Появление у человека сознания и сознательных форм поведения, конечно же, не означает, что у него не могут проявляться формы поведения, присущие животным. Новые, более сложные формы поведения, которые возникли на высшей стадии развития психики, не исключают возможность реализации тех формы поведения, которые стали возможны на каждой из предшествующих стадий. Каждые новые формы поведения надстраиваются над предыдущими, обогащая общую совокупность форм поведения и образуя определенную иерархическую многоуровневую структуру, в которой формы поведения ниже лежащего уровня оказываются подчиненными формам поведения более высокого уровня. Как отмечал Н.А. Бернштейн, «ведущий уровень [А.К. – построения движений] явно распространяет свой контроль на все нижележащие, фоновые уровни, участвующие в данном движении, так что каждый из последних исполняет свою партию в оркестре движения, но уже теряя в какой-то мере свое индивидуальное лицо и звуча только из-под палочки уровня-дирижера» [16, с. 53].
Литература:
1. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. – М.: Мысль, 1996. – 416 с.
2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 445 с.
3. Леонтьев А.Н. Возникновение и эволюция психики //Избранные психологические произведения: В 2-х т. – Т. I. – М.: Педагогика, 1983. – С. 143-279.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практиче¬ской психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 496 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.
7. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.
8. Вилюнас В.К. Эмоции и деятельность // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – С. 285-302.
9. Шорохова Т.В. Проблема определения кате-гории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике // URL: http://www.eidos.ru/ journal/2004/0205.htm (дата обращения: 9.03.2010).
10. Этимологический словарь. URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/fasmer.html (дата обращения: 9.03.2010)
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 384 с.
12. Корниенко А.Ф. Общепсихологическая модель формирования психологической зависимости //Вестник КГПУ. – 2003. – № 1. – С.131-140.
13. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
14. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Университет, 2000. – 336 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: В 2-х т. – Т. II. – М.: Педагогика, 1983. – С. 94-231.
16. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Медгиз, 1947. – 255 с.
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.Виды мотивов в психологии: 1. Мотив самоутверждения. Данный мотив тесно переплетается с чувством собственного достоинства индивида, его самолюбием и честолюбием. Личность пытается доказать социуму, что он чего-то стоит, хочет, чтобы его ценили и уважали, стремится к определенному статусу в обществе. Мотив самоутверждения представляет собой достаточно эффективный побудительный фактор, который еще с самого маленького возраста с личности пытаются активизировать воспитатели, учителя, тренеры и руководители. 2. Мотив идентификации. Данный мотив основывается на желании быть похожим на кумира, героя, определенную авторитетную личность. Мотив побуждает к развитию и работе над собой. Мотив идентификации особенно распространен среди молодежи и детей, пытающихся быть похожими на других людей в своих определенных действиях. 3. Мотив власти основывается на стремлении субъекта заполучить власть и возможность влиять на окружающих людей. Потребности во власти во все времена была одной из основных, движущих человеческими действиями, сил. Данный мотив достаточно сильный. Он позволяет индивиду преодолевать значительные трудности и прикладывать к достижению цели огромные усилия. 4. Процессуально-содержательные мотивы представляют собой побуждение к активности человека посредством содержания и процесса деятельности. Человек любит выполнять именно эту деятельность, он проявляет инициативу и свою физическую или интеллектуальную активность. Процессуально-содержательные мотивы – это то, когда человеку нравится содержание и процесс выполняемой работы. 5. Мотив саморазвития – это один из главных мотивов, который заставляет личность к работе над собой и развитию. Движение вперед и саморазвитие часто достаточно тесно связаны с внутриличностными конфликтами, но не являются насилием над самим собой. 6. Мотив достижения – стремление к достижению отличных результатов и высокого мастерства в своей деятельности. Такое стремление обычно проявляется в том, что индивид выбирает достаточно сложные задания и пытается их выполнить. Человек, который наделен высоким уровнем мотивации достижения, настойчиво работает над собой ради достижения поставленной цели. 7. Просоциальные мотивы – это мотивы, связанные с собственным осознанием общественного значения деятельности, с ответственностью перед обществом. Когда действуют такие мотивы, происходит идентификация группы с индивидом. 8. Мотив аффилиации представляет собой стремление к поддерживанию взаимоотношений с другими людьми, к общению и контакту с ними. Смысл аффилиации заключается в самоценности общения. 9. Негативная мотивация является побуждением, которое вызвано осознанием возможных неприятностей, наказаний, неудобств, которые имеют место в случае невыполнения деятельности. Потребности и мотивы психологии напрямую зависят от окружающего человека общества. Потребности всегда выступают лишь источниками побудительной силы мотивов. Мотив и мотивация в психологии определяются выбором направленности деятельности, которая определяется актуальными потребностями, ограничениями и возможностями, которые заложены в определенной ситуации. Диагностические методики, тесты, опросники в виде карточек, содержащих информацию об изучаемых психологических характеристиках, возрастные особенности испытуемых, включают описание методик и рекомендации по их использованию, содержат рецензии ведущих специалистов, описание преимущества или недостатков тех или иных диагностических методик, отражают области применения, а также перечень рекомендованной научной литературы Скачать 19.27 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
теорий о мотивации | Введение в психологию
Цели обучения
- Описать основные теории мотивации, включая такие концепции, как инстинкты, снижение влечения и самоэффективность
Рисунок 1 . а) Уильям Джеймс предложил инстинктивную теорию мотивации, утверждая, что поведение управляется инстинктами. (b) У людей инстинкты могут включать в себя такие действия, как стремление младенца ухватиться за сосок и сосание. (кредит b: модификация работы «Mothering Touch»/Flickr)
Другая ранняя теория мотивации предполагала, что поддержание гомеостаза особенно важно для управления поведением. Вы можете вспомнить из ранее прочитанного, что гомеостаз — это тенденция поддерживать баланс или оптимальный уровень в биологической системе. В системе организма центр управления (который часто является частью мозга) получает информацию от рецепторов (которые часто представляют собой комплексы нейронов). Центр управления направляет эффекторы (которые могут быть другими нейронами) на исправление любого дисбаланса, обнаруженного центром управления.
Согласно теории мотивации отклонения от гомеостаза создают физиологические потребности. Эти потребности приводят к состояниям психологического влечения, которые направляют поведение на удовлетворение потребности и, в конечном счете, возвращают систему к гомеостазу. Например, если вы давно не ели, уровень сахара в крови упадет ниже нормы. Этот низкий уровень сахара в крови вызовет физиологическую потребность и соответствующее состояние влечения (например, чувство голода), которое заставит вас искать и потреблять пищу (рис. 2). Прием пищи устранит чувство голода, и, в конечном счете, уровень сахара в крови вернется к норме. Интересно, что теория влечений также подчеркивает роль привычек в типе поведенческой реакции, которой мы занимаемся. А привычка — это модель поведения, которой мы регулярно занимаемся. Как только мы добились поведения, которое успешно ослабляет влечение, мы с большей вероятностью повторим это поведение всякий раз, когда столкнемся с этим влечением в будущем (Graham & Weiner, 1996).
Рисунок 2 . Голод и последующее переедание являются результатом сложных физиологических процессов, поддерживающих гомеостаз. (кредит «слева»: модификация работы «Грейси и Вив»/Flickr; кредит «в центре»: модификация работы Стивена Деполо; кредит «справа»: модификация работы Моники Ренаты)
Расширения теории влечений учитывают уровни возбуждения в качестве потенциальных мотиваторов. Точно так же, как теория влечения стремится вернуть тело к гомеостазу, теория возбуждения стремится найти оптимальный уровень возбуждения. Если мы недостаточно возбуждены, нам становится скучно, и мы ищем какую-то стимуляцию. С другой стороны, если мы чрезмерно возбуждены, мы будем вести себя так, чтобы снизить возбуждение (Berlyne, 1960). Большинство студентов испытывали эту потребность поддерживать оптимальный уровень возбуждения в течение своей академической карьеры. Подумайте о том, какой стресс испытывают студенты ближе к концу весеннего семестра. Они чувствуют себя перегруженными кажущимися бесконечными экзаменами, бумагами и важными заданиями, которые необходимо выполнить вовремя. Они, вероятно, жаждут отдыха и релаксации, которые ждут их во время продолжительных летних каникул. Однако, как только они заканчивают семестр, не проходит много времени, прежде чем они начинают скучать. Как правило, к началу следующего семестра осенью многие студенты вполне счастливы вернуться в школу. Это пример того, как работает теория возбуждения.
Рисунок 2 . Здесь представлена концепция оптимального возбуждения по отношению к выполнению задачи. Производительность максимальна при оптимальном уровне возбуждения и снижается при недостаточном и чрезмерном возбуждении.
Так какой же оптимальный уровень возбуждения? Какой уровень обеспечивает лучшую производительность? Исследования показывают, что лучше умеренное возбуждение; когда возбуждение очень сильное или очень низкое, производительность, как правило, страдает (Yerkes & Dodson, 1908). Подумайте о своем уровне возбуждения перед сдачей экзамена по этому классу. Если ваш уровень очень низкий, например, скука и апатия, ваша производительность, скорее всего, пострадает. Точно так же очень высокий уровень, например крайняя тревожность, может парализовать и мешать работе. Рассмотрим пример команды по софтболу, сталкивающейся с турниром. Им нравится выигрывать свою первую игру с большим отрывом, поэтому они вступают в игру с более низким уровнем возбуждения и проигрывают менее опытной команде.
Но оптимальный уровень возбуждения сложнее простого ответа, что средний уровень всегда лучше. Исследователи Роберт Йеркс (произносится как «Йерк-ЭЭС») и Джон Додсон обнаружили, что оптимальный уровень возбуждения зависит от сложности и сложности выполняемой задачи (рис. 4). Это соотношение известно как закон Йеркса-Додсона , согласно которому простая задача выполняется лучше всего при относительно высоком уровне возбуждения, а сложная задача лучше всего выполняется при более низком уровне возбуждения.
Рисунок 4 . Выполнение задачи лучше всего, когда уровни возбуждения находятся в среднем диапазоне, при этом сложные задачи лучше всего выполнять при более низких уровнях возбуждения, а простые задачи лучше всего выполнять при более высоких уровнях возбуждения.
Попробуйте
Самоэффективность и социальные мотивы
Самоэффективность — это вера человека в свою способность выполнить задачу, которая может включать в себя ранее успешное выполнение конкретной задачи или аналогичной задачи. Альберт Бандура (1994) предположил, что чувство собственной эффективности человека играет ключевую роль в мотивации поведения. Бандура утверждает, что мотивация проистекает из наших ожиданий относительно последствий нашего поведения, и, в конечном счете, именно оценка нашей способности участвовать в данном поведении будет определять то, что мы делаем, и будущие цели, которые мы ставим перед собой. Например, если вы искренне верите в свою способность достичь высочайшего уровня, вы с большей вероятностью возьметесь за сложные задачи и не позволите неудачам помешать вам довести задачу до конца.
90–10 Ряд теоретиков сосредоточили свои исследования на понимании социальных мотивов (McAdams & Constantian, 1983; McClelland & Liberman, 1949; Murray et al. , 1938). Среди мотивов, которые они описывают, потребности в достижениях, принадлежности и близости. Именно потребность в достижениях движет достижением и производительностью. Потребность в принадлежности побуждает к позитивному взаимодействию с другими, а потребность в близости заставляет нас искать глубокие, значимые отношения. Генри Мюррей и др. (1938) разделил эти потребности на домены. Например, потребность в достижениях и признании относится к области амбиций. Доминирование и агрессия были признаны потребностями в сфере человеческой власти, а игра была признанной потребностью в сфере межличностной привязанности.Ссылка на обучение
Посмотрите это видео из выступления Дэна Пинка на тему «Удивительная правда о том, что нами движет». Подумайте о том, что мотивирует вас , и как вы ожидаете, что вы можете отреагировать на типы стимулов, объясненные в выступлении.
Вы можете просмотреть стенограмму «RSA ANIMATE: Drive: Удивительная правда о том, что нас мотивирует» здесь (откроется в новом окне).
Попробуйте
Глоссарий
теория влечений: отклонений от гомеостаза создают физиологические потребности, которые приводят к психологическим состояниям влечений, которые направляют поведение на удовлетворение потребности и в конечном итоге возвращают систему к гомеостазу
инстинкт: видоспецифический образец поведения, которому не научились
мотивация: желание или потребность в таком поведении, направленном на достижение какой-либо цели
Закон Йеркса-Додсона: простые задачи лучше всего выполняются при относительно высоком уровне возбуждения, тогда как сложные задачи лучше всего выполняются при более низком уровне возбуждения
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Факторы, влияющие на мотивацию — Мотивация
Мотивация — это сложное психологическое и поведенческое явление, на которое могут влиять различные факторы более низкого уровня, такие как потребности, инстинкты, возбуждение и побуждения.
Мотивация часто возникает из-за неудовлетворенных потребностей , которые могут быть физическими или психологическими. Инстинкт — это биологическая врожденная склонность к определенному поведению, которое приводит к удовлетворению потребности. Поскольку инстинкты не основаны на опыте, все люди имеют одни и те же базовые инстинкты. Например, младенцы рождаются с инстинктом поиска соска для кормления и сосания, который возникает из-за физиологической потребности в питании.
Еще одним важным фактором развития мотивации является возбуждение , физиологическое и психологическое напряжение. Высокое возбуждение вызывает попытки вернуться к идеальному и более комфортному уровню возбуждения. Побуждения — это побуждения к определенным действиям для разрешения физиологического возбуждения, когда это возбуждение вызвано биологическими потребностями организма. Многие влечения способствуют поддержанию физиологического гомеостаза. Одним из ярких примеров драйва является жажда. Подобно гормональным процессам, жажда действует как система отрицательной обратной связи . Когда организм обезвожен, жажда усиливается, что увеличивает стремление пить воду, чтобы регулировать осмолярность крови. Этот процесс запускается изменениями объема крови и связи между почками и мозгом. Как только произошло потребление воды, достигается гомеостаз, и влечение к питью снижается.
Практические вопросы
Хан Академия
MCAT Официальный подготовка (AAMC)
Практический экзамен 1 P/S Секция 3 Вопрос 15
Практический экзамен 1 P/S/S S. Отрывок 8 Вопрос 40
Практический экзамен 4 P/S Отрывок 2 Вопрос 8
Ключевые моменты
• Мотивация – это сложное психологическое и поведенческое явление, на которое может влиять множество факторов более низкого уровня, таких как потребности. , инстинкты, возбуждение и влечения.
• Мотивация часто возникает из-за неудовлетворенных потребностей, которые могут быть физическими или психологическими.
• Основные факторы развития мотивации включают потребности, инстинкты, возбуждение и побуждения.
Ключевые термины
мотивация : психологический фактор, который обеспечивает направляющую силу или причину поведения
инстинкт: основное биологическое побуждение (например, голод, жажда, секс, агрессия), которое необходимо реализовать для поддержания физического и психологического равновесия. возбуждение, когда это возбуждение вызвано биологическими потребностями организма
возбуждение : физиологическое и психологическое напряжение
система отрицательной обратной связи : используется для поддержания гомеостаза и достижения заданного значения в системе. Они характеризуются своей способностью усиливать или ослаблять стимул, подавляя способность стимула продолжаться, как это было до восприятия рецептора 9.