Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»
Психологические характеристики культуры безопасности работников нефтеперерабатывающей компании
Национальный психологический журнал c.126-137
Кузьмин А.Ю. Родионова Е.А.
подробнееСкачать PDF
2
Связь риска суицидального поведения и личностных ресурсов обучающихся
Национальный психологический журнал c.114-125
Васягина Н.Н. Баринова Е.С. Григорян Е.Н. Шемпелева Н.И.
подробнееСкачать PDF
1
Применение культурно-исторической методологии к анализу анамнеза группы мальчиков-подростков с самоповреждающим поведением
Национальный психологический журнал c.101-113
Бурлакова Н.С. Олешкевич В.И.
подробнееСкачать PDF
2
Национальный психологический журнал c. 88-101
Булычева Е.В.
подробнееСкачать PDF
2
Анализ психофизиологических механизмов и подходов в коррекции звукопроизношения
Национальный психологический журнал c.77-87
Морковина А.Д. Шевченко А.О. Строганова В.В. Вартанов А.В.
подробнееСкачать PDF
2
Новые подходы в постановке и решениях проблемы сознания
Национальный психологический журнал c.66-76
Акопов Г.В.
подробнееСкачать PDF
3
Связь установок гендерного неравенства у партнеров и эмоциональных состояний женщин в близких отношениях
Национальный психологический журнал c.55-65
Опекина Т.П. Шипова Н.С. Крюкова Т.Л.
подробнееСкачать PDF
5
Влияние гормональной терапии на субъективное качество жизни у транссексуалов
Национальный психологический журнал c. 44-54
Кумченко С.К. Тхостов А.Ш. Рассказова Е.И.
подробнееСкачать PDF
3
Жизнестойкость и выбор способов реагирования на стрессовые ситуации в подростковом возрасте в связи с детско-родительскими отношениями
Национальный психологический журнал c.32-43
Данилова М.В.
подробнееСкачать PDF
5
Профиль интеллекта и личностные особенности у взрослых пациентов с высокофункциональным аутизмом
Национальный психологический журнал c.18-31
Козунова Г.Л. Новиков А.Ю. Чернышев Б.В.
подробнееСкачать PDF
3
Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями праксиса при поражениях головного мозга различной этиологии
Национальный психологический журнал c. 3-17
Баулина М.Е. Варако Н.А. Зинченко Ю. П. Ковязина М.С. Микадзе Ю.В. Скворцов А.А. Фуфаева Е.В.
подробнееСкачать PDF
3
Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.132–143
Худякова Т. Л. Гридяева Л.Н. Клепач Ю.В. Петросянц В.Р.
подробнееСкачать PDF
597
Система профессиональной подготовки психологов МЧС России
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.116–131
Шойгу Ю. С.
подробнееСкачать PDF
444
Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.102–115
Лобанова Т. Н.
подробнееСкачать PDF
306
Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.91–101
Бояринов Д.М. Губайдулина Л.М. Новикова Ю.А. Качина А.А. Барабанщикова В.В.
подробнееСкачать PDF
732
Мотивы и эмоции в потребительской психологии, или Что толкает людей к покупкам. Часть 1
Не так давно я размещала публикацию о потребительской мотивации, но в ней не был упомянут один из главных мотивов приобрести handmade – эстетическое наслаждение, и это вызвало много вопросов и негодования. Именно поэтому я хочу вспомнить всё то, что рассказывали нам преподаватели на «Психологии рекламы». Перетрясла конспекты… и вот что получилось.
Потребительская психология, если убрать всё лишнее и все научные сложности, говорит о том, что любая покупка происходит, если сходятся три фактора: личность покупателя, его мотивация и эмоции. Если в характере покупателя не заложено стремление к обладанию (например, он страшный скряга, или настолько неуверен в себе, что просто не считает возможным для себя обладать желаемым), то никакие мотивы (надобности) и никакие эмоции (ах, какая прелесть, мне бы такую!) не заставят его сделать покупку! Если покупателю не надо (нет мотива купить), то никакие личностные черты (будь он хоть трижды заслуженный шопоголик всея Руси) и никакие восторги (ах, какая восхитительная штучка!) не заставят его сделать покупку! Если покупателю не нравится (ну, не айс…), то никакие черты характера (хочу чтобы было!) и никакие мотивы (не просто хочу, надо!) не заставят его сделать покупку!
И если на характер вашего потенциального покупателя вы повлиять уже не сможете, то две другие составляющие вполне поддаются влиянию и коррекции. Чтобы всё сложилось, нужно, чтобы ваш покупатель понял, что ему это надо и ему это нравится. Охватить обе составляющие в одной публикации невозможно, поэтому в первой части данного материала поговорим о мотивах, а уж потом постараемся разложить по полочкам эмоции и способы их вызвать.
Итак, покупательские мотивы… Их рассмотрению посвящено великое множество материалов, как на Ярмарке мастеров, так и за её пределами. Однако давайте понимать, что большинство статей о мотивации продаж списаны с иностранных исходников, а то, что русскому хорошо, то немцу – смерть! То есть то, что работает на зарубежных рынках, не всегда работает в России. Менталитет-с не тот… Тем не менее, существует основа основ, опираясь на которую можно понять, какие основные движущие силы двигают (извините за тавтологию) покупателя в сторону покупки.
Чаще всего в руководствах по рекламе, маркетингу и продажам нам встречаются такие понятия как мотив (мотивация) и потребность. Чем же они отличаются и как зависят друг от друга и зависят ли вообще? Рассмотрим поподробнее и начнем с потребностей, ибо потребности – это психологический фундамент, на котором строится вся человеческая психология и, как следствие, все поступки людей. Фактически, потребности – это внутренняя нужда, которая заставляет человека что-то делать, чтобы эту самую внутреннюю нужду устранить. Особое шило в одном месте, стимулирующее нас делать или не делать что-либо.
Некоторые отечественные психофизиологии классифицируют потребности следующим образом:
- витальные (биологические) – потребности в пище, сне, воде, физическом комфорте, защите от вредных воздействий. Кстати, к витальным потребностям относится и потребность в экономии сил, так что даже лень вполне объяснимое явление!
- Социальные потребности – стремление принадлежать определенной социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, быть объектом уважения и любви.
- Идеальные потребности – потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своей жизни.
Какое к этому всему отношение имеет мотив? Самое прямое! Ибо, по мнению ученых, мотив – это опредмеченная потребность! Мотивы – это то, что побуждает человека к деятельности, а потребительская мотивация – это совокупность факторов, которые определяют готовность совершить покупку.
А теперь давайте с вами создадим некую классификацию потребительских мотивов! Итак, мотив первый – утилитарный, рациональный. Покупка совершается потому, что товар демонстрирует прочность, надежность, экономичность, простоту в эксплуатации, сделан из определенных материалов, он определенного цвета/размера/фасона. И именно поэтому его купят. И при продвижении товара проще всего делать упор именно на утилитарные характеристики товара или услуги, это всегда работает!
Мотив второй – эстетический! Стоит помнить, что очень часто желание приобрести тот или иной товар вызван именно привлекательностью вещи! Именно этот мотив рождает то самое «хочу», которое заставляет покупателя раскошелиться.
Мотив третий – престиж… Некоторые товары покупаются исключительно для того, чтобы продемонстрировать статус, материальный достаток, общественное положение. Престижное потребление может быть как демонстративным (когда покупка делается для того, чтобы заслужить внимание и оценку окружающих), так и недемонстративным (когда покупка делается для себя, ради собственного удовольствия).
Следующий мотив – мотив следования моде. Он, так же как и мотив престижа, основан на желании индивида через определенные вещи подчеркнуть принадлежность к определенной группе, собственное социальное положение, статус. Отличие от предыдущего мотива в распространенности, ибо мотив престижа работает в определенных локальных группах, а моде следует всё общество, и во временных рамках, так как мода скоротечна, а престижные вещи влиянию моды не подвластны.
Мотивы достижения и уподобления играют на желании потребителя быть похожим на кого-то или стать частью важной для него группы/среды. Особенно заметно такое поведение у подростков. «Хочу такую же вещь, как у….» — очень частый мотив покупки. Поэтому создавая тот или иной шедевр, похожий на штучку «как у звезды», вы вполне сознательно обрекаете его на успех. Главное, не забыть сообщить потенциальным потребителям, что это почти точь в точь как у очередного кумира.
Мотивы традиции. Немного потерявшие актуальность, но стремительно её возвращающие. Они обусловлены национально-культурными особенностями, традициями производства, семейными обычаями. Сейчас всё большую популярность набирают исконные народные промыслы, народные мотивы, семейные ценности. А значит и в глазах потребителей мотивы традиции приобретают всё большую ценность.
Мотив самосохранения – один из сильнейших мотиваторов потребления. Стремление избежать опасных воздействий, избавиться от чувства страха, ощутить безопасность — один из важнейших мотивов человеческих поступков. Угрозы многочисленны: угроза физическому существованию; возможность экономических потерь; ухудшение здоровья; потеря личного или группового (профессионального, национального, социального и др.) престижа; чувство вины и другие источники. Сюда же можно отнести желание контролировать впечатление, производимое на других и таким образом избежать потери престижа и внешней привлекательности.
Следующий мотив пусть не открыто, но действует на всех. Сексуальная мотивация! Недаром Зигмунд Фрейд считал, что наши скрытые сексуальные влечения оказывают влияние на наше поведение и являются мощнейшим стимулом для тех или иных решений! Однако, всегда нужно помнить и о второй стороне медали – слишком упирая на сексуальные мотивы без оснований можно добиться диаметрально противоположного эффекта!
Еще один долгоиграющий и сильнодействующий мотив – привязанность и забота. Если человек любит и хочет быть любимым, стремиться поддерживать и защищать, заботиться и оберегать – этот мотив будет ему близок и понятен, а значит, подтолкнет к покупке.
Сейчас вы, наверное, сидите и недоумеваете, к чему всё это вам? Всё просто! Зная, какие мотивы могут двигать покупателем, вы создадите то, что ищет покупатель, и без труда напишите такое описание к вашему товару, которое обыграет один или несколько потребительских мотивов! Ведь описание товара – это своеобразное УТП – уникальное торговое предложение, основа основ рекламы! Если вы сможете предложить потребителю что-то особенное – вы обязательно его заинтересуете! Вполне логично, что описываемый товар должен соответствовать обыгрываемым мотивам! Предлагая покупателю приобрести детскую шапочку, не стоит упирать на сексуальные мотивы, однако вполне пойдут в ход обещания защиты от холода (мотив заботы и привязанности), экологичности (мотив самосохранения), и супер-модности фасона (мотив следования моде)! А еще, стоит помнить, что на ярмарке есть возможность обозначать ценовую категорию товара! И это значит, что создавая описание для мега-дорогой сумки из кожи питона, не стоит вспоминать про рациональные мотивы! Лучше поднажмите на престиж, моду, эстетику!
Главное, всегда помните, что описание товара на Ярмарке мастеров – это рекламный текст! И он обязательно должен привлекать покупателя! Вспомните свои впечатления, при просмотре тех или иных рекламных роликов, или прочтении тех или иных рекламных текстов. Согласитесь, скупое «Продается корова. Тел….» всегда хуже чем «Продается молодая дойная корова, молочной породы. Удой до… литров молока в сутки. Характер спокойный, ласковый. Звоните:….». Оба объявления предлагают купить корову. Но первое не вызывает особого желания даже взглянуть на буренку, а второе представляет товар во всей красе! Не скупитесь на слова, описывая свой товар! Слава администрации Ярмарки, здесь, в отличие от рекламы в газетах, на ТВ и радио, за лишнее слово денег с вас не возьмут!
И еще несколько тонкостей:
- старайтесь избегать отрицаний! Частица «не» не должна встречаться в вашем описании. Это чистая психология! Человек так устроен, что если ему что-то предложить, начиная со слов «не хотите ли …», он на автомате ответит «Не хочу!».
- Забудьте про негативные слова! «Нет» и «Никогда» не должны встречаться в ваших описаниях. Но в них стоит включить слова, которые гарантированно (ученые доказали!) вызывают у человека эмоции положительные: бесплатно, первый, успешный, уникальный, любовь…таких слов много, не скупитесь!
- Кроме того, пусть ваше описание обращается к покупателю! Не стоит писать обезличенные тексты, обращайтесь конкретно к своему потенциальному покупателю!
- Еще стоит отказаться от выражений, типа «мог бы», «сделал бы», «решил бы», в общем, от сослагательного наклонения – это придает тексту неуверенность. Вместо этого выбирайте глаголы будущего времени: может, сделает, решит!
- И не злоупотребляйте сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями! Каждая фраза должна быть четкой и короткой. Изобилие сложных речевых оборотов запутает того, кто читает ваш текст. Простой язык – ваше всё!
Итак, подведем итог. Описание товара – это своеобразный рекламный текст, который обязательно должен содержать уникальное торговое предложение и показывать, что товар способен удовлетворить те или иные потребности покупателя, угадать его мотивы. А еще ваш текст должен вызывать определенные эмоции. Но об этом – в следующий раз.
мотивация — В чем разница между потребностью, стремлением и мотивом?
Задавать вопрос
спросил
Изменено 3 года, 7 месяцев назад
Просмотрено 27 тысяч раз
$\begingroup$
Следуя теории снижения влечений Халла, изложенной в Psychology , Ciccarelli, 4-е издание:
Потребность – это потребность в некотором материале (например, в пище или воде), необходимом для выживания организма. Когда у организма есть потребность, это приводит к психологическому напряжению, а также к физическому возбуждению, которое побуждает организм действовать, чтобы удовлетворить потребность и уменьшить напряжение. Это напряжение называется драйвом (Hull, 1943).
В реферате Mahatoo’s (1989) документ «Мотивы должны быть дифференцированы от потребностей, побуждений, желаний: последствия для стратегии», говорится следующее:
В предлагаемой модели мотивы предлагаются как особый мотивационный элемент, который направляет стремление потребителя к определенной реакции. Таким образом, в то время как потребности порождают склонность к ответу, мотивы определяют конкретное поведенческое действие.
Из этих двух источников информации я делаю следующие выводы:
1) Потребность – это физиологическая/психологическая потребность
2) Побуждение – это то, что побуждает организм к устранению дисбаланса
3) Мотив – это образ действий, предпринимаемый организмом при столкновении с побуждением.
Примером пункта 3 может быть случай, когда выздоравливающий наркоман, злоупотребляющий психоактивными веществами, чувствует стремление к рецидиву, он может не с помощью надлежащего клинического вмешательства, если его мотивом является достижение трезвости.
Мой вопрос: я прав? Если нет, я был бы признателен, если бы вы опубликовали исправление как для различий, так и для примера.
- мотивация
$\endgroup$
$\begingroup$
Упомянутые вами источники и теория довольно старые и могут быть устаревшими. Я узнал о побуждениях, потребностях и мотивах в более современном контексте во время вводного курса промышленной и организационной (I/O) психологии. Общие влечения — это скорее нечеловеческая концепция, которая слишком упрощена, чтобы объяснить сложное человеческое поведение (Landy & Conte, 2013). В настоящее время приведенные ниже определения часто используются психологами.
Согласно Buchanan and Hyczynski (2013), потребность является врожденной и связана с выживанием, например потребность в воде, кислороде и т. д. Потребности, вызванные депривацией, известны как побуждения
Buchanan and Hyczynski (2013) используют следующее описание мотива :
Социально приобретенная потребность, активизируемая желанием удовлетворения.
Побуждения и мотивы можно противопоставить, используя информацию, предоставленную Buchanan and Huczynski (2013): Диски 1. являются врожденными 2. иметь физиологическую основу 3. активируются депривацией 4. направлены на насыщение
Мотивы 1. выучены 2. иметь социальную основу 3. активируются окружающей средой 4. направлены на стимуляцию
Я знаю, что несколько приукрасил теорию, которую вы упомянули, но я посмотрел ее, и она кажется мне несколько устаревшей. Я надеюсь, что эта более свежая информация поможет ответить на ваш вопрос!
Дальнейшее чтение: Лэнди, Ф. Дж. и Конте, Дж.М. (2013). Работа в 21 веке: введение в промышленную и организационную психологию (6-е издание). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл. (Глава 8) Бьюкенен, Д. и Хучински, А. (2013). Организационное поведение: вводный текст (8-е издание). Эссекс, Великобритания: Pearson Education. (Глава 9)
$\endgroup$
$\begingroup$
Хотите улучшить этот пост? Добавьте цитаты из авторитетных источников, отредактировав пост. Сообщения с неисходным содержанием могут быть отредактированы или удалены.
В этом контексте мотив относится не к всеобъемлющей цели, а к более непосредственной цели. Судя по приведенным вами выдержкам, вот пример:
1) Моему организму нужно питательных вещества, чтобы выжить. 2) Эта потребность приводит к психологическому и физиологическому дискомфорту, также известному как 9.0031 диск : голод. 3) Из-за голода я заказываю еду на вынос.
То, как я концептуализирую различия, состоит в следующем: потребность -> побуждение -> мотив -> результирующее действие.
$\endgroup$
1
Спасибо за ответ на Stack Exchange по психологии и нейробиологии!
- Пожалуйста, не забудьте ответить на вопрос . Предоставьте подробности и поделитесь своим исследованием!
Но избегать …
- Просьба о помощи, разъяснении или ответ на другие ответы.
- Заявления, основанные на мнении; подкрепите их ссылками или личным опытом.
Используйте MathJax для форматирования уравнений. Ссылка на MathJax.
Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с нашими советами по написанию отличных ответов.
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Обязательно, но не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.Скрытые мотивы | Psychology Today
Источник: Deden Dicky Ram/Pexels
Существует тенденция сводить мотивацию людей к тому, что мы считаем их скрытыми мотивами: предполагать, что если у людей есть не очень хорошие скрытые мотивы, они не есть какие-либо чистые, и что любая веская причина, которую они могут предложить, является просто притворной причиной. Эта точка зрения с юмором резюмируется в замечании, сделанном миссис Уолтер Б. Хелм на ежегодном обеде в 1919 году.05: «Какой-то мудрый человек говорит: «Всегда есть две причины что-то делать: одна — хорошая причина, а другая — настоящая».[1]
Хотя важно не относиться к этому наивно и предполагать, что у людей нет скрытых мотивов, тенденция сбрасывать со счетов любой возможный хороший мотив, как только у нас появляется причина полагать, что присутствует скрытый мотив, ошибочна, по крайней мере, я собираюсь доказать это.
Рассмотрим Фанни, которая заботится о своем богатом дяде. Если мы подозреваем, что она хочет получить наследство, мы думаем, что это все она хочет. Теперь, возможно, мы просто ошибаемся насчет Фанни — что она заботливый человек, совершенно не заинтересованный в деньгах слабого человека, — но давайте представим, что она действительно хочет наследства. В этом мы правы. Отсюда не следует, что все , которые она хочет, это деньги ее дяди.
Подобные примеры можно умножить. Если мы думаем, что Герда делает Тому комплимент, потому что хочет заняться с ним сексом, мы склонны заключить, что ее желание заняться сексом с Томом исчерпывает ее мотивацию. Опять же, если Джек дарит своему руководителю поздравительную открытку, и мы полагаем, что он рассчитывает на повышение, мы можем аналогичным образом заключить, что он делает это только для повышения.
Но большинство людей сложны и совсем не похожи на дешевых книжных злодеев. У нас часто есть более одной причины для действия. Фанни может заботиться о своем дяде, и ее также могут интересовать деньги. Возможно, она будет заботиться о его потребностях независимо от того, есть у него деньги или нет, но наследство — желанный бонус.
То же самое для Джека. Он может осознавать, что доброта по отношению к своему начальнику увеличивает его шансы на повышение. Это осознание может отчасти быть тем, что побуждает его действовать. Но почему он думает, что все есть в его мотивации? Джек может, в конце концов, сочувствовать трудностям работы своего начальника — например, необходимости урегулировать конфликты между сотрудниками (возможно, даже в конфликте с участием самого Джека) — и он может захотеть сделать что-то хорошее в знак признания этого.
Здесь я должен отметить, что мы вполне готовы принять более одной причины для действия, если обе причины хороши. Когда у человека оказывается несколько хороших мотивов, мы не говорим, что один из них является настоящей причиной. Например, предположим, что Питер возвращает потерянный бумажник, который он нашел на улице. Мы знаем, что Питер исполнен долга и чуток. Он возвращает кошелек и потому, что считает это правильным, и потому, что сочувствует владельцу потерянного кошелька.
Здесь мы полностью согласны с тем, что каждый из этих мотивов может присутствовать. Действительно, каждого из них может быть достаточно. Например, Питер может быть достаточно чутким, чтобы вернуть кошелек, даже если он не чувствует себя обязанным это делать, или у него может быть такое сильное чувство долга, что даже если бедственное положение владельца кошелька его совсем не трогает, он все равно вернет бумажник. Если Питер и чуткий, и добросовестный, у нас нет склонности говорить, что на самом деле это только один из этих мотивов — забота или чувство долга — вот настоящая причина.
То же самое с двумя плохими мотивами. Здесь также ни один мотив не обесценивается из-за присутствия другого. Скажем, Фред украл ноутбук Джека. У него есть две причины для этого: он хочет ноутбук для себя и хочет создать помеху для Джека (возможно, Джек — архитектор, чьи текущие проекты сохраняются на его ноутбуке, и только там). В этом случае мы совершенно счастливы принять множество причин, не ища истинной причины. Фред хочет ноутбук для себя, и он также хочет навредить Джеку.
Но когда у человека есть и веская причина, и скрытая, дело обстоит иначе, по крайней мере, так мы предполагаем. Мы склонны вообще не учитывать вескую причину. Это как бы проверка мотивов на чистоту, а скрытый мотив рассматривается как своего рода загрязнитель, делающий невозможным дальнейшее существование добрых мотивов.
Возможно, на заднем плане действует какая-то схема «скрытой реальности», благодаря которой, как и в фильме «Матрица », когда мы обнаруживаем, что под поверхностью есть слой реальности, мы заключаем, что это реальность. То, что не скрыто, списывается как нереальное. Поскольку скрытый мотив обычно держится в секрете или, по крайней мере, публично не афишируется, может также показаться, что это и есть настоящий мотив.
Но мы должны знать из нашего собственного случая, что чистые и эгоистичные мотивы часто смешиваются. Вы можете отправить деньги на благотворительность, потому что вы заботитесь о голодающих детях, но и , чтобы освободить себя от чувства вины за то, что вы родились в богатой, а не бедной стране. Вы можете прыгнуть, чтобы спасти тонущего ребенка, потому что вы заботитесь о ребенке, а также потому, что хотите быть героем. (Вы можете предпочесть быть тем, кто сделает это, а не кем-то другим. Ребенок будет спасен в обоих случаях, но вы будете героем только в первом случае.)
Возможно, мы уже знаем, что мотивы могут смешиваться таким образом. Никто не удивится, узнав, что исследователь рака, который много работает, делает это не только потому, что заботится о больных раком, но и потому, что хочет прославиться. Точно так же журналист-расследователь может посвятить себя раскрытию дела о коррупции, но он также может надеяться, что его резкое разоблачение поможет привлечь к нему внимание и, в конечном итоге, свидание. В этих случаях мы не думаем, что скрытый эгоистичный мотив загрязняет все. Возможно, это потому, что здесь мы не очень или совсем не заботимся о мотиве. Мы хотим излечить рак, независимо от того, по какой причине исследователь рака работает над этим, и мы хотим, чтобы коррупция была разоблачена, независимо от того, прилагает ли журналист частично усилия для улучшения своей личной жизни. Может быть, добрые и великодушные поступки отличаются. Там нам важно не только действие, но и мотив: мы хотим, чтобы доброе дело совершалось только из доброты, с чистым сердцем.
Вопрос, однако, в том, что делать, если сердце не совсем чистое. Должны ли мы предположить, следовательно, что это полностью эгоистично?
Я хочу предложить, что мы не должны. Тот факт, что у журналиста и исследователя рака могут быть смешанные мотивы — некоторые из них эгоистичные, некоторые — общественно полезные, показывает, что скрытый эгоистичный мотив и хороший мотив вполне могут сосуществовать. Это правда, что у человека часто есть две причины что-то делать — веская причина и скрытая.