Мотивация избегания неудач: Исследование мотивации достижения и мотивации избегания

Мотивация на успех или избегание неудач

S: 6 431

Мотивация на успех — излюбленная тема для статей, тренингов, книг, но есть ещё  мотивация на избегание неудач. Рассмотрим в этой статье основные положения книги Гэлворсон и Хиггинс. «Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки». Мы рассмотрим только те элементы, которые влияют на выбор вида деятельности и управление сотрудниками, способствуют развитию и достижения успеха в профессиональной деятельности. Прежде чем давать и принимать советы нужно понять причину, можно ли изменить то, что на первый взгляд кажется минусом, а может лучше найти правильное применение.

Справка: Хайди Грант Хэлворсон и Тори Хиггинса, (Heidi Grant Halvorson, E. Tory Higgins), специалисты из Центра изучения мотивации при бизнес-школе Колумбийского университета. На основе исследований пришли к выводу, что преобладание одной из двух мотивационных установок, «Мотивация на успех или избегание неудач», лежит в основе всей нашей деятельности: от работы до воспитания детей.   

Содержание страницы:

Мотивация на достижение или избегание неудач

Существует также два типа внутренней мотивации: стремление к успеху или желание избежать неудач.

Люди 1 типа: Главный мотив для них – победить, поэтому они готовы взяться за любое дело, идут на риск. Для них плохо – не использовать свой шанс, упустить возможность. Но готовность к риску и желание победы делает их более уязвимыми для ошибок, они реже продумывают все до конца. Для них плохо не выиграть — не использовать свой шанс, упустить возможность движения вперёд.

 Люди 2 типа: Главное для них  чтобы не проиграть. Они стремятся к безопасности. Иными словами, главное для них – избежать неудачи. Они не ввязываются в авантюры, быстрее скажут «нет» на какое-либо предложение, все просчитывают заранее. Но работают они обычно более тщательнее, аккуратнее, лучше планируют свои действия.

Хотя каждого человека заботит как успех, так и неудача, у большинства людей есть доминирующая мотивация. От этого зависит на что вы больше обращаете внимание, что цените, какова ваша стратегия, и эмоции, когда вы добиваетесь успеха или терпите неудачу. Это влияет на сильные и слабые стороны как в личном, так и в профессиональном плане. От этого зависит, как вы управляете своими подчинёнными, как воспитываете детей. Доминирующая мотивация влияет на все.

Таким образом, стремление к успеху заставляет добиваться успеха и не упускать возможности, идти вперёд, не отступая. Желание избегать неудачи вынуждает человека минимизировать потери. Стремясь избегать неудач, мы стараемся защитить своё благополучие, не совершать ошибок.

Стремление к успеху наполняет жизнь позитивом. Когда мы достигаем того, к чему стремимся, нас охватывают положительные эмоции. Желание избегать неудачи ведёт нас к потребности в защите. Находясь в безопасности, под защитой, мы испытываем сдержанные эмоции покоя: спокойствие, расслабленность, облегчение, которые также приносят удовлетворение.

Для чего нужно понимать тип мотивации

В принципе каждого человека заботит как успех, так и отсутствие неудач. Однако доминирует всегда один тип мотивации. Например, на работе мы можем стремиться к успеху, а дома к отсутствию неудач. Зная, преобладающий тип мотивации человека, мы можем более грамотно выстраивать с ними взаимодействие. Например, понимая мотивы клиента, мы точнее донесем самую важную для него информацию о товаре, услуге что увеличит продажи. Чтобы правильно взаимодействовать с коллегами или подчиненными, надо понимать их мотивацию.

Почему мотивация бывает доминирующей?

Мотивация на успех или желание избегать неудачи, как правило закладывается ещё в детстве.

Воспитание стремления к успеху – это когда достижения приветствуются с энтузиазмом, любовью и восхищением, а неудачи встречают сухо и отказывают во внимании. Дети, которых так воспитывали, воспринимают свои цели как возможность завоевать любовь и похвалу.

Воспитание стремления избегать неудачи — это когда за плохие проступки наказывают, а достижения воспринимают как само собой разумеющееся, как ситуацию, когда не случилось ничего плохого. Такие дети ставят перед собой цели, позволяющие избегать неодобрения и остаться в безопасности.

На то, какие цели мы перед собой ставим, влияет и характер человека. Тот, кто с детства отличался спокойным темпераментом, скорее всего, вырастет склонным избегать неудач. На поведение человека могут повлиять культура, в которой он пребывает, и атмосфера, в которой он работает.

Люди не всегда настроены одинаково. Даже человек с одной доминирующей мотивацией часто переключается на другую, если того требуют ситуация или обстоятельства. Если текущая обстановка предполагает только победу или поражение, запускается подходящая мотивация.

Людям, которыми движет избегание неудач, обычно свойственны осторожность и внимательность, они предпочтут сказать «нет», если не убеждены на «все сто».

Следует отметить, что, когда настроенным избегать неудачи людям угрожает опасность, они могут потерять осторожность. В экстремальных ситуациях они сделают все, рискнут всем, чтобы опять оказаться в своём уютном мире.

Почему две мотивации лучше, чем одна? Каждая мотивация подходит для разных этапов достижения цели.

Настрой на успех заставляет вас начать новое дело с искренним энтузиазмом. Он помогает помнить о выигрыше в результате достижения цели. Но, чтобы не сойти с дистанции, понадобятся осторожность и осмотрительность.

Никто не застрахован от неудач. Неудачи сказываются на самооценке того, кто настроен на успех. Люди, настроенные на успех, воспринимают неудачи как потерю, они переживают отрицательные эмоции: печаль, угнетённость, уныние.

Для людей, настроенных избегать неудачи, важна уверенность в себе. Когда им не удаётся выполнить работу хорошо, именно отсутствие уверенности оказывается для них самым тяжёлым.

Оптимисты и пессимисты

Есть ещё одна классификация – оптимисты и пессимисты. Как правило, оптимисты отличаются более крепким здоровьем и быстрее поправляются после болезни. Они лучше приспосабливаются к переменам и легче справляются с проблемами. Обычно оптимисты чаще достигают своих целей, чем пессимисты, потому, что не бросают начатое, как только перед ними возникает препятствие.

А есть ли люди, которых мотивирует возможная неудача? Если вас мотивирует стремление избегать неудачи, то вы не можете позволить себе расслабиться. Стараясь не совершить ошибку и готовясь к возможным проблемам, вы будете вести себя с осторожностью, будете постоянно напряжены. При этом культивируется пессимизм или скептицизм — они помогают не расслабляться.

Люди, настроенные на успех, не обязательно счастливее тех, кто стремится избегать неудач, ведь приносить пользу можно с любой мотивацией. Лучше всего, когда воздействуют обе мотивации. Люди, достигшие высот в обеих доминантах, лучше справляются с проблемами жизни.

Что важно знать для управления организацией

А как использовать эти знания для управления организацией, коллективом. Что нужно учитывать при наборе сотрудников. Как правильно определить лучшее приложение их способностей и типа мотивации.

  1. Искусство набора сотрудников. Разобравшись в том, как работает стремление к успеху или желание избегать неудачи, вы получаете преимущество: точные, надёжные критерии оценки сильных и слабых сторон человека, которые покажут, хорошо или плохо он будет работать в конкретной корпоративной культуре.
  2. Креативность и новаторство. Настраиваясь на успех, люди, чаще всего, легче находят креативное решение проблем. Это связано с тем, что эти люди легче идут на риск. Их меньше беспокоит, хорошо ли продумана идея и они открыты большему количеству возможностей. Людям второго типа, напротив, нужны безупречные и безопасные идеи. Их критический образ мыслей порой препятствует креативности. Их лучше задействовать на рутинных операциях.
  3. Скорость или тщательность. Стремление к успеху заставляет работать быстро. Те, кто настроен на осторожность и предусмотрительность, работают неторопливо. Для одних дел нужно действовать быстро, а с другими лучше действовать медленно.
  4. Стабильность или перемены. В целом, осторожность и предусмотрительность заставляют нас предпочитать стабильность, а не перемены (возможны потери). Но, настроившись на стремление к успеху, мы готовы заменить старые вещи на новые, бросить то, что делаем, и заняться чем-то новым, поскольку перемены несут в себе большой возможностей.
  5. Переговоры. Восприятие цели с точки зрения стремления к успеху помогает переговорщику сохранять сосредоточенность на своей «идеальной» цене. А вот предусмотрительность заставляет беспокоиться о неудаче или о том, что переговоры могут зайти в тупик, и поэтому он идёт на менее выгодные условия.
  6. Предпринимательство. Рецепт предпринимательского преуспевания требует хорошей порции обеих мотиваций: стремления к успеху для создания идей, чтобы рисковать, хвататься за благоприятные возможности и действовать быстро; желания избежать ошибок для оценки идей, их всестороннего анализа и преодоления преград. Новые предприятия ждет неудача, если их лидеры будут лишены необходимого баланса мотивации. Без стремления избежать неудачи, с реалистичным взглядом на повседневную рутину ваши идеи могут никогда не воплотиться в жизнь. Вам не обойтись без людей с обоими типами мотивации, которые будут принимать решения с учетом всех мелочей.

В целом, в каждой организации стремятся к успеху, но и неудачи стараются избежать. Чтобы понять, какой стиль лидерства сработает, нужно хорошо знать экономическую среду, в которой действует ваша компания — стабильна она или динамична?

В стабильной среде потребители имеют предсказуемые предпочтения.

В динамичной среде вкусы потребителей постоянно меняются. Чтобы оставить конкурентов позади, нужно быстро откликаться на перемены, быть новатором.

Чтобы быть успешными придётся преуспевать как в новаторстве, так и в защите; как в скорости, так и в точности.

Выбор решения в зависимости от целей

А как принимаются решения исходя из рассмотренных выше ориентиров?

  •  Ориентированные на успех люди обычно принимают решения, исходя из ответа на следующий вопрос: «Почему сделать Х — хорошая идея, и что я упущу, если не соглашусь на неё?». Если ответ достаточно убедителен, они действуют. Если все выглядит не так радужно, они остаются «при своих».
  •  Склонные избегать неудачи люди обычно принимают решения, исходя из ответа на другой вопрос: «Почему делать Х не стоит, и какие неприятности мне грозят, если я пойду на это?» Если ответ не слишком пугает их, они действуют. Если он вызывает серьёзную тревогу, они переходят к чему-то другому.

Способов всегда несколько. Ориентированный на стремление к успеху человек, рассматривает несколько альтернативных предложений. А склонные к избеганию неудачи, находят одно решение, которое, по их мнению, сработает наверняка, и придерживаются его. Для них каждое новое решение — ещё одна возможность ошибки.

Как сделать выбор? Стремящийся не допускать ошибок, делая выбор, предпочитает сравнивать каждый критерий в отдельности. Люди, настроенные на успех, предпочитают сравнивать критерии в целом, чтобы увидеть «картину целиком».

Новое или хорошо проверенное старое? Люди, настроенные на успех, стремятся найти то, что отличается от их прошлого выбора, потому что новый опыт — новые возможности движения вперёд. Люди, настроенные на осторожность, напротив, перемен не любят. Они предпочитают стабильность, то, что знакомо и традиционно.

Слушаться разума или сердца? Формируя своё мнение, настроенные на успех люди больше полагаются на субъективный опыт — свои ощущения. Склонные к избеганию неудач люди предпочитают логику и разум.

Сколько времени это займёт? Люди, которым свойственно стремление к успеху, скорее проигнорируют потенциальные препятствия и не продумают мелкие детали, необходимые для достижения цели, поэтому они чаще недооценивают, сколько времени уйдёт на выполнение задачи. Те, что ориентированы на предупреждение неудач, склонны предполагать, что на каждом этапе что-то может не заладиться.

Что мы покупаем? Настроенным на успех людям нравятся новые продукты, они любят технические новинки, готовы рисковать. Кто настроен избегать неудачи, не готов тратить деньги на то, что не обладает некой историей. Они более чувствительны к манипулированию и возможному мошенничеству.

А как насчёт политического влияния? Людей, сосредоточенных на том, что они могут приобрести, скорее убедят политические заявления, предлагающие перемены, улучшения и красивую жизнь. Но те, кого волнует минимизация потерь, страшатся перемен. Их больше заинтересуют политические заявления, взывающие к их потребности в повышении безопасности и сохранении статус-кво.

Опасности изменений? Мнение большинства склоняется к избеганию неудач, они обычно имеют сильную мотивацию сберечь то, что имеют. А стремление к успеху — это настроение меньшинства. Они хотят перемен, которые улучшат их положение в обществе. И, по некоторым оценкам, их меньше 20%.

«Мы» или «они», «я» или «ты»? Те, кто настроен избегать неудач, ощущают большую зависимость от других и включают в границы своей «Я-концепции» важных для себя людей. Они делят мир на «нас» и «их». А те, кто стремится к успеху, больше склонны к индивидуализму, они чаще противопоставляют своё «Я» — «всем остальным».

Что происходит, когда оппонент непредсказуем? Люди, склонные к осторожности и осмотрительности, ощущают сильную тревогу, когда кто-то не оправдывает их ожиданий. Они избегают такого общения. Настроенные на успех люди готовы общаться с человеком, чьи качества или действия поставили под сомнение их убеждения. Они стремятся понять, в чём были не правы и какие убеждения верны.

Учет других возможностей и традиций

Конечно, обычные люди больше реагируют на обещания, которые им по душе. Их в большей степени убеждают аргументы и идеи, выраженные языком их доминирующей мотивации.

  1.  Возрастные ключи. Чем старше мы становимся, тем больше держимся за то, что заработали тяжким трудом. У нас больше опыта боли и потерь, мы кое-чему научились на собственном опыте. Следовательно, в процессе взросления мы все больше склоняемся к избеганию неудач.  Молодежь, напротив, готова пуститься в омут с головой, поэтому у молодых сотрудников чаще преобладает мотивация на успех.
  2. Культурные ключи. Люди, живущие в тесных сообществах, больше мотивированы на осторожность и предусмотрительность. Там, где люди не так сильно связаны друг с другом и где «проходит все», больше стремления к успеху и рискам.
  3. Карьерные ключи. Предусмотрительные люди скорее будут выполнять роль администраторов, бухгалтеров и рабочих на производстве. Эти занятия требуют глубоких знаний правил и норм, точного исполнения. Они ценят работу за стабильность, хорошие условия и высокую зарплату. Тот, кто жаждет успеха, предпочитают творческую работу: журналист, артист, изобретатель. Это работа, где требуется нестандартное мышление, где людей ценят за творческие и новаторские наклонности, где не так важна практичность.
  4. Спортивные ключи. Многое может рассказать о человеке вид спорта, которым он занимается. Так, игроки в футбол и баскетбол, в среднем, больше настроены на успех, чем игроки в теннис и гимнасты. Роль в команде также может рассказать о вашей доминирующей мотивации.
  5. Речевые ключи.  Любимые высказывания стремящихся избегать неудачи: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». (Зачем рисковать, если все и так неплохо), «Не клади все яйца в одну корзину». (Не будь уязвим перед лицом несчастья), «Поспешишь — людей насмешишь». (Не спеши. Будь внимателен.).
    Любимые высказывания стремящихся к успеху: «Плёвое дело!», «Лучше поздно, чем никогда», «Отбросьте все сомнения», «Победителей не судят».
  6. Ценности. Свидетельством стремления к успеху или избеганию фиаско заметны в том, что люди ценят. Предусмотрительные люди дорожат традициями. Те, кто стремится к успеху, больше ценят движение вперёд, развитие и новый опыт.

Варианты изменения мотивации 

Изменение мотивации возможно, по крайней мере — на время. А временного переключения обычно достаточно, чтобы принять решение или выполнить задачу с оптимальной мотивацией.

Что случится, если я это сделаю? Самый простой способ изменить вашу или чужую мотивацию — задуматься о том, что произойдёт, если вы совершите определённое действие. Чтобы настроиться на успех, человек должен представить, чего он достигнет в конкретной ситуации. Чтобы настроиться на избегание неудачи, человек должен обдумать, что он потеряет, если не выполнит задачу, или примет неправильное решение.

Некоторые рекомендации и упражнения

Личная мотивация

Людей можно ориентировать на успех, предложив составить список позитивных моментов, которые могут открыться им.

  • Вспоминайте прошлое или думайте о будущем. Напишите короткий текст о надеждах и ожиданиях (идеалах, мотивирующих на стремление к успеху) или долге и ответственности (обязанностях, настраивающих на избегание неудачи).
  • Установите рамки. Фрейминг задач — предлагать людям сделать одно и то же, но дать им разные причины, почему это стоит сделать. Чтобы настроить человека на успех, ему следует дать понять, что за успешное решение ему полагается вознаграждение. Чтобы ориентировать человека на избегание неудачи, пригрозите оштрафовать, если решение будет неудачным.
  • Загляните «в другого себя». Рассматривая проекты индивидуально, люди чаще ощущают независимость (и больше стремятся к успеху), а работая в команде, они больше полагаются друг на друга и настроены на стремление не совершать ошибок.
  • Модели имеют значение. Достаточно подумать о человеке с сильной мотивацией, чтобы направить свою мотивацию в его русло. А если лично не знаете такого человека, представьте себе какую-нибудь знаменитость или ролевую модель.

Коллективная мотивация

Девиз тоже важен. На коллективную мотивацию группы можно повлиять через девизы, в которых вы отражаете свои ценности и философию. Хотя в команду входят люди с разными точками зрения и взглядами, со временем они приходят к согласию в том, как относиться к работе и выполнять ее на основе стремления к успеху или желания избегать неудачи.

Если бокал подходит, пей из него. Мотивация человека, который пьёт хорошее вино, — стремление к успеху. Однако бокал, из которого вы пьёте вино, связан, скорее, не с тем, что люди хотят пить, а с тем, как они употребляют напиток. Пить из лучшего бокала, значит поддерживать цель пить лучшее вино.

Ощутите соответствие. Поступая смело, вы скорее выиграете, не упустите благоприятные возможности. Поступая осторожно, вы скорее обезопасите себя от потерь, ошибки.

Два пути к убеждению. Мотивационное соответствие влияет на отношение к идее или продукту через два разных механизма, в зависимости от того, насколько важен этот продукт или идея.

Когда это очень важно. Когда информация касается того, что важно — ощущение правильности повышает уверенность в собственном суждении. Так, оно усиливает вашу реакцию (позитивную или негативную) на то, что вы видите и слышите. И, в результате, ваше первоначальное ощущение или мнение только усиливается.

Когда это, в сущности, не важно. Если информация не имеет для вас значения, вы не станете взвешивать все «за» и «против». Вам будет безразлично. Вы просто используете «ощущение правильности» как руководство к действию: это правильно (из-за мотивационного соответствия), поэтому должно быть хорошо. Если это неправильно (несоответствие мотивации), значит плохо.

Мы видим соответствие (вот и всё). Люди сами регулярно создают соответствие своей мотивации, обращая внимание на те аспекты послания, что им ближе.

Соответствие справедливо. Мотивационное соответствие создаёт ощущение справедливости, потому что оно не даёт человеку, который услышал плохие новости, думать о том, что «могло бы» случиться или «следовало бы» сделать.

Делай, как они. Мотивацию человека можно усилить, позволив работать так, как ему нравится. Люди с сильным стремлением к успеху предложат несколько ответов на заданный вопрос и захотят начать тестировать свои идеи как можно скорее. Они будут делать ошибки, которых можно было избежать, если бы они так не рвались вперёд. Но заставить их работать по-другому не удастся. Почувствовав, что на них давят, они потеряют энтузиазм и эффективность.

Люди, склонные к осторожности и предусмотрительности заранее проверят, не помешают ли ему недоразумения, подводные камни или чья-то излишняя медлительность. Такие люди часто лучше работают, если им что-то мешает.

Выбери правильный стимул. Важно выбрать стимул, который повысит или поддержит правильную мотивацию. Описания, создающие мотивационное соответствие повышают ценность предложения, люди выражают большее намерение воспользоваться предложением.

Как приятно сделать дело. Когда людьми руководит подходящий лидер, они больше ценят свою работу, реже хотят сменить ее. Они более лояльны, их производительность выше, в такой организации меньше текучесть кадров, а это способствует повышению прибыли компании.

Если сотрудниками движет стремление к успеху, их результаты повышаются, когда руководитель хвалит их за достижения. Если доминирующая мотивация сотрудников — избегание неудач, их результаты повысит критика. Не нужно выдумывать причины, чтобы поощрять или критиковать сотрудников — слова всегда должны быть правдивы.

Шесть инструментов влияния

Роберт Чалдини назвал 6 инструментов влияния, помогающие направить поведение человека в нужное русло.

  1. Взаимный обмен. Люди чувствуют, что обязаны тем, кто сделал для них что-то хорошее.
  2. Обязательства и последовательность. Людям очень важно выполнять обязательства, которые они публично взяли на себя.
  3. Социальное доказательство. Мы выбираем то, что выбирают другие люди — как вещи, так и действия.
  4. Симпатия. Гораздо проще воздействовать на человека, который испытывает к вам симпатию.
  5. Авторитет. Легче убедить человека, если вы — признанный эксперт или авторитетная фигура.
  6. Дефицит. Люди ценят то, чего мало или что редко встречается.

Соответствие полезно для здоровья. Важно правильно сформулировать обращённые к человеку слова так, чтобы создать соответствие мотивации. Если оппонент не считает, что сильно рискует, лучше использовать формулировки, соответствующие стремлению к успеху, делать акцент на выигрыш.

Помогите финансировать социальные инициативы. Чтобы убедить аудиторию, для начала необходимо записать аргументы. Затем найти в них ключевые слова, соответствующие стремлению к новым достижениям или избеганию неудачи (успех, движение вперёд или предотвращение, защита, ухудшение). Проработайте каждое предложение так, чтобы все они указывали в одном мотивационном «направлении».

Мотивационное послание и влияние на покупки

Как, используя правильное мотивационное послание, влиять на покупки людей.

Соответствие заставит вас по-настоящему хотеть. Мотивационное соответствие в тот момент, когда мы смотрим рекламу, имеет влияние на наши намерения. Ощущая мотивационное соответствие от рекламы, мы чувствуем, что сильнее увлеклись продуктом и просто обязаны его купить.

5 из 5 потребителей предпочли соответствие. Согласование фрейминга рекламы с настроем аудитории или с мотивацией, которую должен поддерживать продукт, улучшает восприятия бренда. Вызвав у людей ощущение того, что один бренд более правильный, чем остальные, мы заставим их выбрать именно его.

Обращение к новой аудитории через соответствие. Предложения для «молодых и неуязвимых» должны подчёркивать выигрыш, преимущества и вознаграждение.

Обращение к разным культурам через соответствие. Реклама, создающая мотивационное соответствие для выросших в одном месте, не будет работать в другом.

Соответствие опустошает кошельки. Люди готовы израсходовать гораздо больше, если принимают решение в момент мотивационного соответствия.

Создание мотивационного соответствия

 Создание мотивационного соответствия можно разделить на три этапа.

1-й этап. Разберитесь с мотивацией. Начните с вопроса:

  • чего хочет моя аудитория?
  • какова ее мотивация в отношении этого вопроса?
  • какова ее цель?

Две разные мотивации потребуют разные формулировки, которые создадут мотивационное соответствие в разных аудиториях.

2-й этап. Разработайте соответствующий материал. Важно точно определить, чего вы хотите от аудитории — каких действий и какова мотивация этих действий или решений, — стремление к успеху или избегание неудач, или любое из двух.

3-й этап. Используйте выражения, создающие мотивационное соответствие.

 Десять методов хорошего предложения:

  1. Напишите текст с акцентом на выигрыш или поражение.
  2. Подчёркивайте, почему или как. Рассказ почему стоит сделать то, к чему вы призываете, или как это сделать.
  3. Используйте прилагательные или глаголы.
  4. Подчеркните, как добиться успеха или избегать неудачи.
  5. Подчёркивайте перемены или стабильность.
  6. Не упусти свой шанс или будь осторожен.
  7. Подчеркните чувства или аргументы.
  8. Жестикулируйте или ведите себя сдержанно. Выражая энтузиазм, вы много жестикулируете — стремление к успеху. Выражая осмотрительность, вы ведёте себя более сдержанно — избегание неудачи. 
  9. Подчёркивайте части или целое. Настроенные на успех предпочитают сравнивать продукты или варианты, проводя целостную обработку имеющейся информации. Настроенные на осмотрительность люди предпочитают атрибутивную обработку — изучают один из критериев каждого продукта и затем переходят к следующему.
  10. Позвольте соответствию сдвинуться. Люди легко путают, откуда взялись их ощущения. Поэтому если они пережили мотивационное соответствие перед тем, как выслушать ваше обращение, оно вызовет в них ощущение «правильности».

Ещё раз про любовь

Очень интересен подход авторов книги к тому, как доминирующая мотивация влияет на романтические отношения. Тот, кто настроен на успех, уверен — его чувства взаимны, он предпочитает бурное развитие романа. Тот, кто избегает неудач, напротив, будет медлить, ему гораздо сложнее сделать первый шаг. Возникает вопрос, какие пары лучше?

Роман-ураган — оба стремятся к успеху. Такие люди вступают в отношения семимильными шагами. С одной стороны, они помогают друг другу развиваться, становиться лучше. Но, с другой стороны, один из партнеров может не ценить этого или рассуждать: «И так все прекрасно, не надо, чтобы кто-то меня улучшал».

Неспешный роман — оба стремятся избегать ошибок. Такой роман авторы называют «электричкой со всеми остановками». Партнеры медленно разгоняются, однако впоследствии они особенно преданны друг другу. Они лучше приспосабливаются друг к другу, готовы идти на жертвы, чтобы партнер мог чего-то достичь. Да, они не изливают чувств на публике, но их это мало волнует.

Разделяй и властвуй — один стремится к успеху, второй хочет избежать неудач. Он — пессимист, она — оптимист. Казалось бы, катастрофа, однако самые крепкие союзы получаются, когда люди обладают разной доминирующей мотивацией. В такой паре каждый отвечает за дела, которые он лучше всего умеет делать. При этом он знает, что партнер сделает остальное. Семейная жизнь таких пар находится в большем равновесии. Дети знают, что такое оптимизм и реализм, так как родители учитывают точку зрения как стремления к успеху, так и избегания неудач.

Резюме

Теория боязни потерь – гласит, что люди сильнее реагируют на потерю, а не на приобретение. Однако они не понимают, что боязнь потери — феномен желания избегания неудачи.

Люди, настроенные на будущие достижения, гораздо чувствительнее к приобретениям, чем к потерям.

Более эффективно влиять практически на все, что вы делаете можно благодаря работе с тем, что соответствует мотивации, использовать свои сильные стороны так, чтобы это было выгодно вам, компенсируя ими свои слабости.

 

проблемы и возможности ~ Саморазвитие без фокусов

Мотивация в изначальном, чисто психологическом смысле (не обезображенном, если не сказать сильнее, различными приемами по самомотивации) — это психологический процесс, заключающийся в побуждении человека к тому или иному действию. Грубо говоря, мотивация — это то, что лежит в основе поведения человека, то, что заставляет его что-то делать.

В самом примитивном виде дело обстоит так: потребности порождают мотивацию, она, в свою очередь, толкает индивида на определенное поведение, связанное с удовлетворением потребностей.

Короче, мотивация — это не только то, что нам пытаются подороже продать разнообразные «гуры» (об этом подробно тут, тут и еще тут). Это еще и свойство психики, неотъемлемая часть любой личности.

Не открою Америку, если напишу, что в отношении достижения целей, обретения успеха, это свойство принято подразделять на два вида. Во-первых, это мотивация достижения успеха: направленность личности на работу во имя своих целей, решение поставленных задач. Во-вторых, это мотивация избегания неудач: направленность личности не на победу, а на отсутствие поражения.

Чудовищно упрощая, ситуацию можно пояснить на примере: человек с первым типом личности утром вскакивает и с удовольствием бежит на работу, потому что у него не доделан важный проект, которым он хочет блеснуть перед шефом и забраться повыше на карьерной лестнице. Другой же человек тоже идет на работу и тоже садится на проект — потому что боится головомойки босса за непопадание в сроки.

Понятно, что в чистом виде тот или иной тип встречается редко, можно говорить только о преобладающей мотивации.

Широко распространена такая точка зрения: в плане жизненного успеха и вообще благополучия гораздо лучше принадлежать к первому типу людей.

С этим трудно не согласиться: если хочешь чего-то сделать или добиться, то намного эффективнее стремиться именно к этому, а не к чему-то еще.

Какие «минусы» в себе содержит в себе мотивация избегания неуспеха?

  • стремление заниматься в основном срочными делами, пренебрегая важными;
  • боязнь начать новое дело, что ведет к упущенным возможностям;
  • постепенно стиль мышления «от негатива» может стать привычкой — это означает заниженную самооценку, отсутствие веры в себя,  отсутствие радости жизни и так далее (все не так ужасно, говорим о том, что МОЖЕТ быть).

Итак, подобный тип мышления и поведения может быть помехой на пути к успеху и гармоничной жизни. Разумеется, встает вопрос: «А как тогда избавиться от мотивации избегания и переключиться на более продуктивный ее вид«?

Вот несколько возможных советов в данной ситуации (они не являются альтернативами, напротив, взаимосвязаны).

1. Определиться с наиболее важными целями, с мечтами, которые важны и зовут за собой.

Определиться с личным смыслом жизни, написать личную миссию. А потом — естественно! — начать идти к этим целям. Логично: если мечта настоящая, живая, горячая, то и идти к ней можно с удовольствием.

2. Заняться делом, к которому, как теперь модно говорить, у вас призвание. Тем, которое вам нравится как процесс. Тогда мотивировать себя не понадобится, самой мысли об этом не возникнет. Как нам советуют наши любимые «бизнес-тренеры»: «Любишь вырезать из дерева ложки? Во! И занимайся этим. Сделай сайт, зарегистрируй ИП, продавай ложки через Интернет и живи в свое удовольствие!»

3. Нужда в возне со словом на букву М (надоело уже его печатать…;)) да и не относится оно к числу моих любимых) также отпадает, если вы обладаете достаточным уровнем самодисциплины. Ставите цель, которой хотите добиться — а затем добиваетесь его не благодаря м…ции, а благодаря четкому плану и его выполнению. По данной теме у меня написано достаточно: вводная статья о самодисциплине, как развить самодисциплину.

Эти три совета лежат на поверхности. Их вам даст любой «коуч» или «учитель жизни», удосужившийся прочитать пару-тройку популярных книжек по успеху и начавший добиваться  своего успеха, обучая других, как это делать.

Поймите меня правильно. Советы хорошие и верные. Беда только в том, что мы, люди, недостаточно хороши для них. Мы с вами почему-то имеем наглость быть более сложными, более неоднозначными существами, с большими индивидуальными особенностями, чем этого хотелось бы «гуру».

Попробуем посмотреть на проблему с другой стороны.

Для начала  я вас обрадую. «Мотивация избегания» — это не приговор. Помимо минусов, она может нести и плюсы. Люди с таким типом личности в чем-то благополучнее тех, кто нацелен на успех. (

Вообще, применительно к человеку очень редко можно сказать однозначно что такое хорошо и что такое плохо — если только речь не идет о патологиях).

Например, «достигаторы» зачастую плохо умеют отдыхать, проходят мимо простых радостей жизни, забывают о том, что надо жить и сейчас. А люди, стремящиеся убежать от неудачи, могут быть, например, более творческими личностями (вспомним студенческие годы и экзамены: отличник тупо выучит материал, хорошист придумает хитрый план с шпаргалками, отвлечением внимания преподавателя, лихо выкрутится на дополнительных вопросах — а значит, сэкономит уйму сил и времени для более важных дел).

Перечислять можно долго, но вернемся к нашим баранам. Что делать, если несмотря на все прекрасности, м…ция избежания как-то мешает жить?

Прежде чем кидаться переделывать себя, нужно как следует запомнить, что любой вид мотивации — это часть вашей личности. И угробив ее, переделав «по образцам успешных людей», вы можете огрести милый букетик разнообразных психологических проблем. Об этом я уже писал здесь: Как избавиться от комплексов?

(способ 1)
Исходя из этого соображения можно предложить вот какой путь. Можно попытаться не ломать себя, а «поймать волну» избегания неудачи. Многие люди говорят, что обязаны всем, чего добились, ряду ситуаций, когда нельзя не работать на результат: пан или пропал. Некоторые специально ставят себя в такие условия. Не могу сказать, что всецело одобряю такой метод: зачем искать лишнего риска? Но сама идея не так плоха, как может показаться: ведь ее суть в том, чтобы поставить себя в условия, в которых ты можешь работать хорошо и в то же время не ломать свою психику.

Может, есть смысл слегка изменить подход. Задумайтесь над своей жизнью, осознайте свои истинные цели (как сказано выше) и поймите, что их недостижение — это тоже неудача. Прожить жизнь как все, не поднявшись над общим уровнем, как миллионы других людей, будучи запертым в клетке своих слабостей — это разве не неудача? Причем глобального масштаба!? Вот и избегайте ее!

Может, есть смысл повысить планку, установить более высокий уровень здоровых амбиций? Подумайте над этим!

(способ 2)
Второй путь, который лично мне нравится больше, заключается в том, чтобы нейтрализовать последствия «не такой» мотивации. Определитесь, чем именно она вам мешает. Выше есть короткий перечень — не обращайте на него внимания, составьте свой, подходящий только вам. И теперь подумайте, как убрать эти последствия, не насилуя собственную психику. О подобном подходе я писал в статье про низкую самооценку. В самом деле, нам важные не какие-то результаты психологических тестов, а реальные результаты в жизни. Если убрать то, что мешает их добиваться — какая разница, как у вас обстоит дело со словом на букву М?

Напоследок считаю своим долгом напомнить, что далеко не всегда есть смысл приносить в жизнь психологические понятия и открытия. Многих проблем попросту нет до тех пор, пока мы не прочитаем их описание — таково уж свойство человеческой психики. Так, например, хорошо известен «синдром второго курса» у студентов-медиков, когда они начинают отыскивать у себя признаки несуществующих болезней. Тут немного другое: определив проблему, вы можете только усилить ее вред, начиная о ней беспокоиться. Лекарство же от всех проблем с психологическими корнями — это умение (и желание!) спокойно и трезво анализировать собственную жизнь, свои желания, успехи и провалы.

Успехов!

p.s. Если кто не понял. В статье шла речь не о самомотивировании в прикладном смысле, о чем много и с удовольствием пишут любители поп-психологии (на эту тему я высказался не раз и не два, в том числе в своей PDF-клинописи. Разговор был о глубинном свойстве личности, ее направленности и побуждающих причинах деятельности. Это разные вещи.

Неудача, мотивация и устойчивость | Лабораторная школа

Преподаватели и сотрудники лаборатории

12.01.2018

Как неудача ослабляет мотивацию — и как мы можем побудить учащихся проявлять упорство перед лицом неудачи?

Исследования описывают мотивацию избегать неудач и добиваться успеха как «неявную потребность», управляющую поведением людей (1). Теоретики самоэффективности предполагают, что после неудачи мотивация и усилия падают, потому что неудача подрывает уверенность человека в своей способности добиться успеха (2). С другой точки зрения, неудача может привести к «адаптивной тенденции к экономии ресурсов», тем самым снижая мотивацию к задачам, которые вряд ли будут успешными (3). Восприятие неудачи в предыдущей целенаправленной задаче может привести к тому, что человек дважды подумает даже перед повторной попыткой выполнить задачу; например, в неопределенных обстоятельствах студенты колледжей, получившие ложноотрицательные отзывы о своей работе над задачами на словесные ассоциации, с большей вероятностью будут экономить свои усилия и уделять больше внимания сумме вознаграждения, которое они могут получить (3). Предыдущие неудачи могут заставить человека думать о следующей задаче как о более сложной, что, в свою очередь, может привести к снижению мотивации и дополнительным неудачам (4). Переживание неудач снова и снова может также ограничить ожидания в отношении будущих задач (5), «что, в свою очередь, приводит к дефициту мотивации, что приводит к слабым результатам» (6). После повторяющихся неудач может возникнуть явление, известное как выученная беспомощность, когда люди больше не пытаются реагировать на задачу и становятся пассивными (7).

Нажмите на следующие ссылки для цитирования научных статей, цитируемых в этом разделе:

  1. Castella, Byrne, & Covington, 2013
  2. Бандура, 1986, 1991
  3. Ананд и др., 2016
  4. Форд и Брем, 1987
  5. Аткинсон, 1964
  6. Брунштейн и Голлвитцер, 1996, стр. 395
  7. Миллер и Селигман, 1975 г .; Овермайер и Селигман, 1967; Селигман и Майер, 1967

Неадекватная и адаптивная реакция на отказ

  • Неадаптивные реакции

«Я не могу этого сделать». «Я не очень хорош в этом». «Нечестно! Это слишком сложно!» «Мой учитель не очень хорошо объяснил это». «Моя собака не давала мне спать слишком поздно прошлой ночью»

Безусловно, учителя много раз слышали такие комментарии, когда работали с группой учащихся над сложным заданием. Проецирование вины за неудачу на задачу или других, чрезмерное беспокойство или размышления о задаче после ее завершения, а также участие в негативных разговорах с самим собой — все это считается 9. 0031 неадекватные реакции на отказ . Это может отвлечь ученика от эффективной работы (1). Другая возможная реакция — защитный пессимизм, то есть подготовка к неудаче путем установления нереалистичных, очень заниженных ожиданий от деятельности, которые затем «защитят» учащегося от столкновения между его стремлениями и неудобным результатом (2).

Несмотря на то, что все мы время от времени прибегаем к такого рода дезадаптивным реакциям, частые неудачи связаны с привычной моделью негативных реакций. «Выученная беспомощность» — это феномен, при котором люди намеренно избегают проблем и проявляют низкую настойчивость, когда сталкиваются с трудностями. Исследователи беспомощности утверждают, что этот паттерн возникает, когда люди узнают, что они ничего не могут сделать, чтобы повлиять на результаты задачи, или что их ответы и последующее подкрепление не влияют друг на друга (3). Эксперименты с животными показали, что, когда животные часто и неоднократно терпят неудачу, они часто становятся пассивными, даже если им предоставляется возможность действовать так, чтобы изменить их обстоятельства. Выученная беспомощность похожа на то, что описывается как «амотивация» или отсутствие мотивации, при котором учащиеся проявляют пассивность, отсутствие инициативы и высокую вероятность отказа (4).

  • Адаптивные ответы

«Хорошо, попробуем по-другому». «Интересный; Такого я еще не видел». «Я могу сделать это.» — Думаю, в следующий раз мне придется постараться.

Неудача не обязательно ведет к снижению мотивации и плохому преодолению трудностей. «Хотя опыт с неудачей часто подрывает последующую производительность, он также часто стимулирует ее», возможно, за счет повышенной мотивации (1). Эксперименты со студентами-медиками показали, что у людей появляется мотивация продолжать работу после того, как они терпят неудачу при выполнении задания, которое было представлено как 9.0007 соответствует  своей профессиональной идентичности (1). Опросы семиклассников показали, что в то время как некоторые будут учиться меньше или подумают о списывании на последующем тесте после гипотетической неудачи, другие на самом деле будут изучать усерднее  (5). Соответственно, ощущение воспринимаемой компетентности в решении актуальных задач может возникать в результате надлежащего или адаптивного преодоления неудач при выполнении учебных задач (6). В одном исследовании типично развивающиеся мальчики школьного возраста эффективно использовали метакогнитивные стратегии, такие как разговор с самим собой для конкретных задач, и, таким образом, могли самостоятельно преодолевать сложные действия после первоначальной неудачи (7). Учащиеся, у которых происходят позитивные изменения мотивации в ответ на неудачу, демонстрируют дополнительные адаптивные механизмы выживания, такие как обращение за помощью, самопоощрение и решение проблем (8).

Итак, какие факторы отличают ученика, который сталкивается с неудачей и хочет сдаться, от ученика, способного поддерживать мотивацию перед лицом неудачи? Ищите наше следующее резюме, посвященное тому, как индивидуальные различия могут привести к различным реакциям на опыт испытания.

Нажмите на следующие ссылки для цитирования научных статей, цитируемых в этом разделе:

  1. Brunstein & Gollwitzer, 1996
  2. Ананд и др., 2016 г.
  3. Миллер и Селигман, 1975 г .; Овермайер и Селигман, 1967; Селигман и Майер, 1967
  4. Скиннер, Питцер и Брюле, 2014 г.
  5. Двек, 2015
  6. Каллен, 1985
  7. Шунк, 1982
  8. Скиннер (в печати)

Вы мотивированы избеганием неудач или достижением величия?

07.05.2014

0 комментариев

 

Дэвид Духовны наиболее известен своей актерской карьерой в возрасте 9 лет.Агент 0105 Малдер в хите «Секретные материалы» и текущая роль Хэнка Муди в хите
Showtime «Блудливая Калифорния». Чего большинство людей не знает, так это того, что он играл в студенческий бейсбол
в Принстонском университете. Вот человек, достигший
вершин актерского мира благодаря славе, деньгам и почестям. Тем не менее, он говорит
, что радость от успеха на бейсбольном поле — величайшее чувство в мире
. Я предварю эту запись следующим вопросом. Какая форма мотивации
ведет к повышению производительности? Мотивация достижения успеха или
избежать неудачи?
 
Что вас мотивирует? Одобрение, похвала, продвижение по службе, деньги,
и слава или избегание осуждения, неодобрения, понижения в должности, бедности и
безвестности? Что лежит в основе этих внешних форм
мотивации лично для вас? Вы более мотивированы, чтобы избежать низкой самооценки, или
вы более мотивированы, чтобы достичь высокой самооценки? Вас больше мотивирует
страх проиграть или радость от победы?
 
Эта тема постоянно повторялась на моих терапевтических сеансах.
Кажется, что многие люди сразу же заявляют, что
больше мотивирует их избегать боли проигрыша и неудачи, чем получать радость от победы
и успеха. Как спортсмен я бы сказал, что ненавижу проигрывать больше, чем люблю
побед, потому что я чувствовал, что это то, что хотели услышать тренеры. Я здесь, чтобы
бросить вызов этому распространенному мнению.

Рассмотрим следующий пример. Эшли и Джессика входят в
одну и ту же команду по лакроссу (не стесняйтесь заменять команду по лакроссу на корпорацию, 9группа 0105, урок рисования, урок математики, родительская группа, юридическая фирма, отдел продаж…) Они
равны по физическим характеристикам, прошлому опыту, интеллекту,
и навыкам. Чаще Эшли мотивируется достижением высокой самооценки. Ее
мысли и фантазии, связанные со спортом, сосредотачиваются на великих делах и
большом успехе. И наоборот, Джессика мотивирована тем, что избегает низкой самооценки. Ее
мыслей и фантазий сосредоточены на том, как избежать ошибок. В результате Эшли
, как правило, получает больше удовольствия, становится более расслабленной и уверенной в себе,
, в то время как Джессика начинает бояться этого опыта, напряжена и
не уверена в себе.

Большинство людей не предпринимают попыток тщательного и глубокого
самоанализа своих мыслей и чувств, способствующих мотивации. Там
есть общее представление о том, влияют ли на мотивацию человека хорошие или плохие чувства,
но настоящего самоанализа, хотя и полезного, не хватает. Четкое понимание
«почему», стоящего за мотивацией, может помочь исполнителям понять, почему они более
0105 или менее мотивированы в разное время, почему они являются/не склонны к риску и почему
они лучше/хуже своих сверстников.

Вернемся к Эшли и Джессике, особенно к их
уверенности и мотивации. Уверенность и мотивация Эшли высоки, потому что
у нее обычно приятные мысли о лакроссе. Она проводит больше времени,
визуализируя свои успехи, что вызывает чувство надежды и радости.
Уверенность и мотивация Джессики низки, потому что она регулярно и, вероятно,
подсознательно визуализирует ошибки и неудачи на поле. В конце
Джессика напряжена и не получает удовольствия, поэтому она склонна к провалу на поле
. Джессика была бы похожа на студента, который постоянно представляет себе, как
получает неудовлетворительную оценку, на делового человека, поглощенного мыслями о понижении в должности
, на музыканта, который не может отделаться от мысли о том, чтобы забыть текст
на сцене, или на родителя, одержимого воображаемым негативом. решение от
других родителей. Всех этих людей поглощают мысли, порождающие беспокойство,
гнев, депрессия, раздражительность, напряжение и общее недовольство. Кроме того,
, когда люди сосредотачиваются на ошибках, повышается вероятность самоисполняющегося пророчества
. Бедняжка Джессика всегда ищет следующую ошибку,
становится напряженным на поле и в конечном итоге совершает ошибки.

Меня как тренера и психолога воодушевляют спортсмены
, которые говорят, что любят побеждать больше всего на свете. И наоборот, я устаю от спортсмена, который говорит, что избегание проигрыша — самый сильный мотиватор, и «я
».0105 больше всего на свете ненавидит проигрывать. Интересно, будет ли этот игрок тем
, кто избегает рискованных ходов или решений, потому что она поглощена неудачей. Как тренер
, который любит побеждать больше, чем я ненавижу проигрывать, я ищу игрока, который
достаточно уверен в себе, чтобы пойти на риск, который может окупиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *