Мотивировка в психологии виды: Мотивировка в психологии и её типы с примерами: почему происходит её утрата

Содержание

7.6. Мотивировка, ее психологические механизмы. Мотивация и мотивы

7.6. Мотивировка, ее психологические механизмы

Вскрытие структуры мотива означает не что иное, как «залезание в душу» себе или другому человеку, а этого хочется не каждому. Нежелание человека раскрываться перед другим или признаться самому себе в истинных причинах поступка приводит к появлению «защитных механизмов», о которых говорил 3. Фрейд: вытеснению, замещению, проекции, сублимации. В этих случаях психологу и педагогу приходится иметь дело уже не с мотивами, а с мотивировкой, при которой истинные причины заменяются выдуманными.

Мотивировка определяется как рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия (поступка). С помощью мотивировок личность иногда оправдывает свои действия и поступки, приводя их в соответствие с нормами поведения в обществе и со своими личностными нормативами. Вследствие этого мотивировки-высказывания могут не совпадать с действительными мотивами (причинами) поступка и даже сознательно их маскировать.

Герой романа А. Моруа «Скука» говорит:

* * *

Я только и делал, что приходил в студию и тут же уходил под любым ничтожным предлогом, какой только мог придумать, чтобы оправдать свой уход: пойти за сигаретами, которые были мне не нужны, или выпить кофе, которого совсем не хотелось, или купить газету, которая меня не интересовала[19].

На риторический вопрос: «Почему люди обманывают себя, одобряя в мотиве ложные цели?», К. Обуховский отвечает, что человек только тогда охотно смотрит правде в глаза, когда она ему приятна, а именно это и позволяет делать ложная цель, оправдывая поступок в собственных глазах. С помощью замещения как психологического механизма защиты (по 3. Фрейду) человек пытается уклониться от угрызений совести, упреков других людей и т. д. Мотивировка, следовательно, часто является тем, что в быту называют отговоркой.

Психологическим базисом для объяснения причины появления отговорок (мотивировок) может служить теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (L. Festinger, 1957)[20]. Согласно этой теории, система знаний человека о себе и о мире стремится к некоторому согласованию (консонансу). При возникновении рассогласованности (диссонанса) человек чувствует дискомфорт, от которого стремится избавиться. Таким образом, диссонанс является негативным побудительным состоянием, при котором субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» об одном и том же объекте или событии. Позднее Л. Фестингер определил диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора. Стремясь усилить оправдание поступка, человек либо изменяет свое отношение к объектам, с которыми связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других, либо изменяет поведение.

Л. Фестингер установил, что после принятия решения диссонанс обычно редуцируется. Это происходит за счет придания большей ценности решению, которое принято, а не тому, которое отвергнуто. Человек невольно начинает искать дополнительные, оправдывающие принятое решение аргументы и тем самым искусственно повышает для самого себя ценность избранной альтернативы. Одновременно с этим он обнаруживает склонность игнорировать неприятную для него информацию, говорящую о том, что принято не самое лучшее решение.

Субъект задним числом повышает ценность действия и в том случае, если оно приводит к нежелательному результату, чтобы уменьшить возникший диссонанс.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ Гурджиев не писал специально о природе буферов. Видимо, он просто не видел в этом необходимости. Если вы достигаете заметного успеха в самонаблюдении, то вы можете нейтрализовать действие буферов. Поэтому зачем тратить время на их

35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения

35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ Вводные комментарии Психологические механизмы являются четвертой категорией в описании развития личности. Под психологическими механизмами подразумеваются специфические образования, которыми оперирует индивид. В какой-то мере остается

Психологические механизмы

Психологические механизмы Хронологическая последовательность формирования защитных механизмов мало подвергалась теоретическому осмыслению, нечего сказать и о попытках экспериментального исследования. Анна Фрейд в своей книге «Эго и защитные механизмы» (21)

Психологические механизмы

Психологические механизмы На этом возрастном уровне не возникают новые защитные механизмы. Как упоминалось выше, частичная сублимация и реактивные образования — основные средства психологической защиты в латентный период. В соответствии со своей позицией Борнштайн

Психологические механизмы

Психологические механизмы Защитные механизмы в препубертатном периоде. Предпринимая усилия к восстановлению равновесия латентного периода, эго мобилизует все имеющиеся в его распоряжении защитные механизмы. Ландер (54) считает, что даже прорывы прегенитальных

Психологические механизмы воздействия на потребителя

Психологические механизмы воздействия на потребителя Каждый из нас – потребитель и потому объект воздействия. Многомиллиардные вложения в рекламу и пиар имеют единственную цель: заставить нас отдать деньги за тот или иной товар. Как ни стараемся мы отойти от экрана

5. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика

5. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика Существование ребенка в пространстве проблемной, дисфункциональной семьи с достаточно большой долей вероятности предопределяет его превращение в невротическую личность, лишая возможности стать личностью

2.2. Психологические механизмы самопроизвольного нарастания напряженности

2.2. Психологические механизмы самопроизвольного нарастания напряженности Ловушки восприятия Всякий человек «реагирует только на свой опыт, но его опыт – это совсем не то, что может обнаружить объективный сторонний наблюдатель, – это только то, что сам индивид там

Эгозащитные механизмы — механизмы психологической защиты

Эгозащитные механизмы — механизмы психологической защиты Механизмы эгозащиты впервые были описаны Анной Фрейд (1936–1966).

Не все психологи и психиатры принимают психоаналитические концепции и идею активного бессознательного. Д. Хамлин (1985), профессор философии

§ 7. Психологические механизмы саморегуляции больших социальных групп

§ 7. Психологические механизмы саморегуляции больших социальных групп Большая социальная группа — количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые базовые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы,

Самовосприятие («образ Я») и психологические механизмы зависимых отношений

Самовосприятие («образ Я») и психологические механизмы зависимых отношений Я все понимаю, Но Вам это лучше не знать. Почти как немая Вы силитесь что-то сказать. Нельзя мне помочь Вам Уж лучше я буду жесток, Чтоб зыбкая почва Совсем не ушла из-под ног. Все на

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ Воспитание как управление процессом формирования личности растущего человека имеет особые психологические механизмы.

Их исследование и составляет важнейшую задачу психологии воспитания. Известно, что общество на каждом

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения • Отклоняющееся поведение как результат научения • Схема анализа

МОТИВАЦИЯ И МОТИВИРОВКА — Студопедия

Поделись  


Мотивацией в современной психологии принято называть побуждения, вызывающие данную деятельность и определяю­щие ее направленность: 1) потребности и инстинкты; 2) стремле­ния и желания, т. е. эмоционально окрашенные субъективные переживания; 3) установки.

Мотивировку принято отличать от мотивации. Мотивировкой называют объяснение самим субъектом причин своих действий, обычно путем указания на приемлемые для него обстоятель­ства. Мотивировка может не совпадать с действительной моти­вацией, сознательно или неосознанно ее маскировать или ис­кажать.

Иногда с мотивацией смешивают объективно действующие факторы окружающей среды, чаще всего социальные и психо­логические (например, алкоголизм родителей рассматривается как мотивация аддиктивного поведения у подростка).

Мотивация начала злоупотребления алкоголем, наркоти­ками и другими токсическими веществами (инициальная моти­вация) и мотивация последующего злоупотребления может быть различной.

Когда формируется психическая зависимость, то основной мотивацией становится влечение—потребность изменить опре­деленным образом свое психическое состояние. Если возникает физическая зависимость, то главным мотивом злоупотребления делается страх мучительной абстиненции.

Инициальная мотивация у подростков представлена в основном несколькими наиболее частыми мотивами, которые встречаются при разных формах аддиктивного поведения—от алкоголизации до внутривенных вливаний опиатов. Однако при злоупотреблении разными веществами выступают на первый план неодинаковые мотивы. Например, для первого употребле­ния алкоголя в опьяняющих дозах мотивом чаще всего служит реакция группирования со сверстниками — желание не отстать от «своих», «быть, как все», «чтобы считали своим». Мотивация первого употребления галлюциногенов чаще сводится к стрем­лению испытать неизведанные раньше ощущения и пережива­ния («любопытство»).

Мотивация в определенной степени зависит от типа акцен­туации характера у подростка. Подросток неустойчивого типа просто ищет еще один способ поразвлечься. Гипертима и истероида привлекает необычность переживаемого и возможность завоевать престиж в компании. Шизоиду важно заглушить внутренние противоречия, облегчить контакты со сверстниками или стимулировать аутистические фантазии. Эмоционально-лабильному подростку более важна релаксация, возможность «забыться», уйти от трудностей и невзгод.

Описываются некоторые личностные особенности, которые определяют мотивацию при аддиктивном поведении у подрост­ков. К ним относят терпимость к отклонениям от социальных норм, недостаточная ориентация на достижение успеха своим упорным трудом, оппозиционная настроенность в отношении основных социальных требований, склонность к депрессиям [Brook J., 1985]. Многие из этих качеств входят в структуру неустойчивого типа акцентуации характера [Личко А.Е., 1977, 1983].

В зарубежной литературе как на частый мотив аддиктивного поведения у подростков и молодежи указывалось на конф­ронтацию поколений — протест в отношении духовных ценно­стей родителей и общества в целом [Robbins Е., 1970; Seibel S., 1976].

С неофрейдистской точки зрения [Фромм Э., 1986], глав­ный мотив аддиктивного поведения обусловлен развившимся в нашу эпоху культом потребительства (желанием «потреблять счастье как товар»).

В немецкой литературе была сделана попытка классифици­ровать мотивы злоупотребления [Hell D. et al., 1976]. Они были разделены на «позитивные» (наслаждение), «негативные» (устранение тоски и тревоги) и «нейтральные» (приспособле­ние к окружению). Несмотря на неудачные обозначения, по­добные мотивы, действительно, имеют место. К ним можно еще добавить, что около 20 % подростков верят в миф о стимуля­ции творческих способностей некоторыми наркотиками [Коломеец А. А., 1989], а в отношении алкоголя еще бытует кое-где мнение о его пользе для здоровья в умеренных количествах [Братусь Б.С., Сидоров П.И., 1984].

О мотивации часто судят по мотивировке, которую узнают от самого подростка. Как указывалось, истинная мотивация далеко не всегда совпадает с мотивировкой. Тем не менее по­следняя сама по себе представляет интерес.

Для изучения мотивировки обычно используются два ме­тода—анкетирование (заполнение опросников с предлагаемым списком вопросов или набором ответов для выбора) или кли­ническое интервью (выяснение мотивировки в индивидуальной беседе с подростком; желательно после того, как с ним был установлен достаточный контакт). Каждый из этих методов имеет преимущества и недостатки. Анкетирование более удобно для массовых исследований, интервью—при более тщательном знакомстве с пациентом в клинике. Но на одном и том же контингенте результаты, полученные с помощью этих двух ме­тодов, могут существенно отличаться. Например, сослались на влияние компании или соблазнившего приятеля при первом употреблении дурманящих веществ (экстрапунитивная моти­вировка—желание переложить вину на других) при письмен­ном анкетировании 76% подростков, а во время интервью— только 38% [Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б. Г., 1988]. Возможно, что стремление взвалить вину на других вы­ступает сильнее, когда опрос ведется в настораживающей под­ростка письменной форме.

Исследование мотивировки злоупотребления наркотиками и другими токсическими веществами, проведенное у 370 подрост­ков мужского пола в Ленинграде и Одессе [Битенский В. С., Личко А. Е., Херсонский Б.Г., 1988], при котором был использован метод клинического интервью, обнаружило следующее распределение:

  %
— пристрастились к транквилизаторам, назначенным врачом — «от скуки», «от нечего делать» — демонстративный протест перед старшими — замена алкоголя, ставшего недоступным — стимуляция творчества — желание показать сверстникам свою незаурядность — влияние старшего по возрасту соблазнителя — любопытство, желание испытать неизведанное — стремление «забыться», отключиться от неприятностей — поиск фантастических видений, галлюцинаций («пой­мать глюки») — намерение пережить эмоционально приятное состояние («кайф») — желание не отстать от компании, быть, «как все», в своей группе сверстников   Меньше 1   Меньше 1      

Влияние компании особенно велико при употреблении алко­голя, ингалятов, гашиша; желание испытать «кайф»—препара­тов опия; стремление забыться—транквилизаторов и гашиша;

испытать неизведанное и «поймать глюки» — галлюциногенов.

Мотивация злоупотребления алкоголем довольно детально разработана в отношении взрослых. Предложено разделять мотивы на 3 группы [Завьялов В.Ю., 1988]: 1) социально-пси­хологические; 2) отражающие потребность в изменении своего состояния и 3) «патологическую мотивацию». К социально-пси­хологическим мотивам отнесены традиции, особенности куль­туры, подчинение другим людям или референтной группе. Как потребность изменить свое состояние расценены мотивы гедо­нистические (желание испытать эйфорию), атарактические (устранение негативных эмоциональных переживаний) и гипе­рактивация (стимуляция физической работоспособности или творческой активности). Патологической мотивацией названы «фиксация патологического влечения в сознании» (т. е. сфор­мировавшаяся психическая зависимость), стремление избежать абстиненции и намеренное самоповреждающее поведение.

У подростков основные мотивы начала злоупотребления не­сколько отличны (Parquet Ph., Bailly D., 1988). Преобладают значение группирования со сверстниками, улучшение комму­никации с ними, стремление подчеркнуть свою «взрослость», желание избавиться от скуки или испытать необычное.

Мотивация воздержания имеет существенное значе­ние и для инициальной мотивации аддиктивного поведения и при сформировавшейся зависимости [Bearden W. et al., 1979]. Здесь встречаются культуральные и субкультуральные запреты (когда-то не нарушаемое мусульманами запрещение упот­реблять спиртные напитки, согласно завету Мухаммеда; «сухие законы», бытовавшие во многих студенческих строительных отрядах; запрет на алкоголь и наркотики в некоторых подрост­ковых и молодежных неформальных группировках).

Среди индивидуально-психологических факторов могут быть упомянуты страх навредить своему здоровью или превратиться в наркомана, а также реакция отрицательной имитации у под­ростков при тяжелом алкоголизме родителей [Личко А.Е., 1977; Булотайте Л.И., 1987].

После лечения алкоголизма и наркомании, особенно когда была выраженная физическая зависимость, мотивацией воздер­жания может стать страх рецидива этой зависимости.



Что такое мотивация и как нужно мотивировать себя

Рассказываем о стратегиях, помогающих повысить мотивацию и не опускать руки, несмотря на неудачи и трудности, а также основных теориях мотивации.

Валерия Скрипко

Pexels

Мотивация – одна из главных движущих сил человеческого поведения. Это решающий элемент в постановке и достижении наших целей. Как же сохранить мотивацию и непременно добиться успеха?

Содержание статьи

Что такое мотивация?

Мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает поведение, ориентированное на достижение цели. Это то, что заставляет вас действовать. Например, вы пьёте воду, чтобы утолить жажду, или читаете книгу, чтобы получить знания.

Мотивация включает в себя биологические, эмоциональные, социальные и когнитивные состояния, которые активируют поведение. В повседневной жизни термин «мотивация» часто используется для описания того, почему человек совершает какие-либо действия. Это движущая сила человеческих поступков.

Мотивация затрагивает не только факторы, которые активируют поведение, но и обстоятельства, направляющие и поддерживающие целенаправленные действия. В результате нам часто приходится делать выводы о причинах, по которым люди совершают определённые поступки, основываясь на наблюдаемых моделях поведения.

Что именно лежит в основе мотивов, по которым мы действуем? Психологи предложили различные теории мотивации, в том числе теорию влечений, теорию инстинктов и гуманистическую теорию (например, иерархию потребностей А. Маслоу). Реальность такова, что существует множество различных обстоятельств, которые направляют наши мотивы.

Виды мотивации

Мотивацию обычно разделяют на внешнюю и внутреннюю.

  • Внешняя мотивация — это то, что возникает извне вокруг человека и часто связано с наградами, включая призы, деньги, общественное признание или похвалу.
  • Внутренняя мотивация — это то, что возникает внутри человека, например, разгадывание сложного кроссворда исключительно для личного удовлетворения от решения проблемы.

Применение мотивации

Есть много разных применений мотивации. Она служит направляющей силой для всего человеческого поведения. Понимание того, как работает мотивация, а также факторов, которые могут на неё повлиять, имеет большое значение по целому ряду причин.

Понимание мотивации может:

  • помочь повысить эффективность людей, когда они работают над достижением целей;
  • помочь людям начать действовать;
  • поощрять людей вести здоровый образ жизни;
  • помочь людям избежать нездорового или неадекватного поведения, включая склонность к риску и зависимость;
  • помочь людям лучше контролировать свою жизнь;
  • улучшить общее самочувствие и помочь стать счастливее.

Влияние мотивации

Любой человек, у которого была какая-либо цель, например, желание сбросить несколько килограммов или пробежать марафон, вероятно, сразу понимает, что одного только желания достичь чего-то может быть недостаточно. Достижение цели требует выносливости и умения преодолевать препятствия, чтобы продолжать идти вперед, несмотря на трудности.

Есть три основных компонента мотивации: активация, настойчивость и интенсивность.

  • Активация подразумевает само решение запустить поведение, например, записаться на занятие по психологии.
  • Настойчивость — это постоянное стремление к цели, даже несмотря на препятствия. Примером настойчивости может быть посещение дополнительных курсов по психологии, чтобы получить степень, хотя это требует значительных затрат времени, энергии и ресурсов.
  • Интенсивность заключается в концентрации и энергии, которые способствуют достижению цели. Например, один студент может не прилагать особых усилий, в то время как другой будет регулярно заниматься, участвовать в дискуссиях и пользоваться исследовательскими возможностями за пределами учебного заведения. Первому студенту не хватает интенсивности, а второй, в свою очередь, преследует свои образовательные цели с намного большей интенсивностью.

Степень каждого из этих компонентов мотивации может повлиять на то, достигнете ли вы своей цели или нет. Высокая активация, например, означает, что вы с большей вероятностью начнёте преследовать цель. Настойчивость и интенсивность определяют, будете ли вы продолжать работать над достижением этой цели и сколько усилий вы приложите.

Советы по поиску мотивации

Всем людям бывает трудно сохранить мотивацию и силу воли. Иногда вы можете чувствовать воодушевление и сильное стремление к достижению своих целей, но потом вас вдруг одолевает равнодушие и неуверенность в том, чего вы хотите и как этого достичь.

Даже если у вас низкая мотивация, есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы двигаться вперед. Вот несколько действий, способствующих повышению мотивации:

  • измените свои цели, чтобы сосредоточиться на вещах, которые действительно для вас важны;
  • если вы беретесь за что-то слишком масштабное или слишком сложное, разбейте это на более мелкие шаги и постарайтесь для начала сосредоточиться на достижении первого шага, что будет способствовать прогрессу;
  • повысьте уверенность в себе;
  • напомните себе о том, чего вы достигли в прошлом и в чем ваши сильные стороны;
  • если есть вещи, в которых вы чувствуете себя неуверенно, попробуйте улучшить их, чтобы вы начали считать себя более опытным и способным.

Подводные камни мотивации

Есть несколько вещей, на которые следует обращать внимание, поскольку они могут навредить вашей мотивации. Вот некоторые из них.

  • Быстрые решения и мышление по принципу «всё или ничего». Легко чувствовать себя немотивированным, если вы не можете что-то исправить немедленно или получить все сразу. Напомните себе, что на достижение ваших целей требуется время.
  • Руководство принципом «единой мерки для всех». Тот факт, что определённый подход или метод сработал для кого-то другого, не означает, что он будет эффективен и в вашем случае. Если это не помогает вам достичь целей или заставляет чувствовать себя немотивированным, ищите что-то другое, что подойдёт именно вам.

Поговорите со своим психотерапевтом, если у вас постоянно плохое настроение и вы чувствуете симптомы апатии уже более двух недель. Иногда постоянное отсутствие мотивации может быть связано с психическим расстройством, таким как депрессия.

История мотивации

Что на самом деле побуждает нас действовать? На протяжении всей истории психологи предлагали различные теории для объяснения того, что движет человеческим поведением. Ниже приведены некоторые из основных теорий мотивации.

Инстинкты

Инстинктивная теория мотивации предполагает, что поведением движут инстинкты, которые считаются установленными и врожденными моделями поведения. Психологи, в том числе Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд и Уильям Мак-Дугалл, предложили ряд основных человеческих побуждений, мотивирующих поведение. Они могут включать биологические инстинкты, такие как страх, чистоплотность и любовь, которые важны для выживания организма.

Побуждения и потребности

Многие из ваших действий, такие как потребление пищи, воды и сон, побуждает совершать биология. У вас есть биологическая потребность в еде, воде и сне. Таким образом, вы мотивированы есть, пить и спать. Теория влечений предполагает, что у всех людей есть базовые биологические побуждения и что поведение мотивировано необходимостью удовлетворить их.

Уровни возбуждения

Теория возбуждения предполагает, что люди заинтересованы в определённых действиях и моделях поведения, которые помогают им поддерживать оптимальный уровень возбуждения. Человек с низкими потребностями в возбуждении может заниматься расслабляющими видами деятельности, такими как чтение книги, в то время как люди с высокими потребностями в возбуждении и стремящиеся к острым ощущениям могут быть заинтересованы в захватывающих действиях, к примеру, гонках на мотоциклах.

Итоги

Понимание мотивации помогает во многих сферах жизни: от воспитания детей до работы. Возможно, вы захотите ставить перед собой более высокие цели и установить верные системы вознаграждения, чтобы мотивировать других, а также повысить свою собственную мотивацию.

Знание мотивирующих факторов и манипулирование ими используется в маркетинге и других аспектах индустриальной психологии. Это область, где существует множество мифов, и каждый может извлечь пользу, зная, что работает, а что нет.

А вам бывает трудно найти мотивацию, чтобы сделать что-то важное?

Источник

Что это такое и как их использовать 2020

Внутренняя и внешняя мотивация являются двумя основными типами мотивации и представляют все мотивационные факторы. Внутренняя мотивация описывает все типы мотивации, основанные на внутренних вознаграждениях, в то время как внешняя мотивация описывает все типы мотивации, основанные на внешних вознаграждениях. Однако внутри этих двух широких категорий есть более детализированные типы мотивации, в которых выделяются конкретные мотивирующие факторы.

Хотя важно иметь базовое представление об общих внутренних и внешних вознаграждениях, типы мотивации, попадающие в эти широкие внутренние и внешние категории, лучше определяют конкретные вознаграждения и стимулы, которые вы можете использовать для мотивации. Поэтому мы начнем с основных категорий мотивации, а затем углубимся в их различные типы.

Основные типы мотивации

Вот основные типы мотивации и внутренние или внешние вознаграждения, которые они используют для мотивации: улучшение или помощь другу в беде. Например, вас может заинтересовать повышение по службе, потому что вы приобретете ценные навыки. И наоборот, вы можете быть мотивированы на успех, потому что хотите положительно повлиять на жизнь окружающих вас людей.

Однако, хотя приведенные выше примеры являются положительными, внутренняя мотивация может иметь и отрицательные факторы. Например, вы можете мотивировать себя узнавать что-то новое, потому что в противном случае вы будете чувствовать себя неудовлетворенным. Результат ваших действий положительный, но конкретный тип мотивации, который вы использовали, был направлен на предотвращение отрицательного результата, а не на создание положительного результата. По этой и другим причинам существует множество типов внутренней мотивации, все из которых сосредоточены на конкретном мотивационном вознаграждении или движущей силе.

Независимо от положительной или отрицательной, внутренняя мотивация, как правило, более устойчива, чем внешняя мотивация, поскольку она обычно фокусируется на положительных или альтруистических вещах, которые вы можете контролировать. И наоборот, внешняя мотивация обычно фокусируется на вещах, которые дает вам кто-то другой, и поэтому вы не можете напрямую контролировать их достижение.

2. Внешняя мотивация

Внешняя мотивация представляет собой все то, что мотивирует вас на основе внешних вознаграждений, таких как деньги или похвала. Эти типы мотивации более распространены, чем внутренние мотиваторы, и включают в себя достижение целей за счет материального стимула, страха или ожидания, все из которых зависят от внешних факторов. Например, люди хотят получить повышение из-за ожидаемого повышения.

Как и внутренняя мотивация, внешняя мотивация иногда может быть отрицательной. Например, вы можете быть мотивированы на то, чтобы лучше выполнять свою работу, из-за страха быть уволенным. Это показывает, что внешняя мотивация, как и ее коллега высокого уровня, имеет множество различных мотивационных типов, которые выделяют конкретный внешний мотивационный фактор и объясняют, насколько он эффективен в мотивации.

Как видите, мотивация сложнее, чем просто классифицировать ее как внутренний или внешний стимул. Для получения дополнительной информации об общих внутренних и внешних вознаграждениях, а также о том, как они сравниваются и противопоставляются, ознакомьтесь с моей статьей о внутренней и внешней мотивации. В противном случае продолжайте читать, чтобы узнать о конкретных типах мотивации, которые используют эти системы вознаграждения на детальном уровне и могут помочь вам преуспеть в жизни.0003

Типы внутренней мотивации

Вот конкретные типы внутренней мотивации и вознаграждения, которые они используют для мотивации:

3. Мотивация компетентности и обучения сам процесс, а не вознаграждение в конце. Причина в том, что люди, которые мотивированы мотивацией компетентности, буквально мотивированы актом обучения или совершенствования, поскольку они движутся к завершению цели или задачи, а не к самой цели.

Например, если вы хотите продвижения по службе, потому что вы приобретете ценные навыки, а не из-за более высокой ожидаемой зарплаты, вас мотивирует компетентность или мотивация к обучению. Это чрезвычайно ценный мотиватор, и его следует использовать практически в любой мотивационной стратегии. Это связано с тем, что новые, актуальные навыки часто более ценны, чем даже деньги, потому что, в отличие от материальных вещей, они являются активами, которые никто не может у вас отнять.

4. Мотивация отношения

Мотивация отношения относится к типу мотивации, который культивируется посредством желания изменить то, как вы или другие люди думаете и чувствуете. Хотя это имеет некоторое сходство с социальной мотивацией, ориентированной на внешний мир, описанной ниже, люди, которые мотивированы отношением, участвуют в действиях и взаимодействиях с явным намерением заставить себя и окружающих чувствовать себя лучше позитивным и воодушевляющим образом.

Например, если у вас есть мотивация работать в некоммерческой организации или стать волонтером в бесплатной столовой, потому что хорошее самочувствие людей заставляет вас чувствовать себя хорошо, вас мотивирует изменение отношения. Точно так же, если вы являетесь менеджером в компании и получаете удовольствие, помогая своим непосредственным подчиненным расти и добиваться успеха, вы также принимаете участие в мотивации отношения.

5. Мотивация достижения

Мотивация достижения гласит, что людьми движет желание преследовать и достигать определенных целей. Люди, которыми движет этот тип мотивации, желают достижения задачи или цели как таковой, и не обязательно из-за связанной с этим награды. Например, предприниматель может создать бизнес с целью создания организации мирового уровня, и не обязательно потому, что в этом есть деньги.

Если вами движет мотивация достижения, вы, как правило, самомотивированы и ориентированы на процесс, а это означает, что вы цените процесс совершенствования больше, чем сам конечный результат. Хотя достижение цели может показаться внешней наградой, на самом деле этот тип мотивации в значительной степени является внутренним. Это потому, что вы не очарованы блеском и гламуром вознаграждения, такого как деньги, а скорее чувством выполненного долга, которое вы получаете, когда выполняете достойную задачу.

6. Творческая мотивация

Многими людьми движет творчество или врожденное стремление к творческому самовыражению. Когда вы мотивированы желанием выразить себя, вы подключаетесь к творческой мотивации. Примеры творческой мотивации включают в себя то, в чем вы чувствуете себя обязанным творить, например, мотивация написать книгу, сняться в кино, сыграть на гитаре, создать продукт или начать бизнес.

Творческая мотивация обычно проявляется как внутреннее чувство, что вам есть что сказать, что нужно выговорить. Хотите ли вы, чтобы весь мир увидел ваше искусство или только несколько человек, все, что вы создаете в попытке самовыражения, движимо творческой мотивацией. Хотя вещи, которые вы создаете, могут быть осязаемыми, они также могут быть неосязаемыми или эфемерными.

7. Физиологическая мотивация

Часто людьми движет какая-то внутренняя сила, не поддающаяся объяснению. Например, так иногда бывает, когда вы преследуете кого-то из любви. Ваши действия мотивированы глубокими физиологическими чувствами, которые являются первичными и не могут быть проигнорированы, как бы мы ни старались. Это представляет физиологические мотивационные факторы, которые являются как внутренними, так и вне нашего контроля.

Рассмотрим иерархию потребностей Маслоу. Все люди мотивированы базовыми потребностями, такими как пища и кров, а также психологическими потребностями более высокого уровня и самореализацией. Эти потребности являются врожденными для всех нас, и мы внутренне мотивированы на их достижение любой ценой, что делает их полезными при попытке понять мыслительный процесс себя или других.

Типы внешней мотивации

Вот конкретные типы внешней мотивации и вознаграждения, которые они используют для мотивации:

8. Побудительная мотивация достижение самой цели. Вместо того, чтобы быть мотивированным выполнением задачи, те, кого мотивируют стимулы, побуждаются к действию из-за ожидаемого (и часто конкретного) вознаграждения. Например, если вы хотите продвижения по службе из-за более высокой зарплаты, а не потому, что новая ответственность заставляет вас чувствовать себя удовлетворенным, вас мотивируют стимулы, а не достижения.

Однако поощрительная мотивация не так уж и плоха. На самом деле, хотя это кажется противоположностью мотивации достижения, на самом деле их можно использовать вместе. Например, если вы хотите продвижения по службе, вас может мотивировать как более высокая заработная плата, так и более сложная и приносящая удовлетворение работа. В подобных сценариях это беспроигрышный вариант, потому что вы получаете внешнее вознаграждение, а также внутреннее удовлетворение. Ищите цели или задачи, которые имеют стимулы, а также элементы мотивации достижения.

9. Мотивация страха

Мотивация страха — это тип мотивации, который использует последствия для побуждения людей к действию. Мотивацию страха можно рассматривать как «отрицательный мотиватор», поскольку вы мотивированы не наградой, а избеганием боли или последствий. Вместо того, чтобы стимулировать себя или других позитивными мотиваторами, мотивация страха использует наказание или негативные мотиваторы — например, увольнение — как способ заставить вас продуктивно двигаться к конкретным целям, задачам или результатам.

Хотя мотив страха звучит плохо, на самом деле его можно использовать как положительный фактор. Например, если вам нужно привести себя в форму, вы можете запланировать летнюю вечеринку у бассейна в своем доме или жилом комплексе и использовать страх показаться не в форме в качестве мотивации, чтобы придерживаться тренажерного зала и соблюдать диету. Думайте о мотивации страха как о позитивных факторах стресса или позитивных ограничениях, которые помогут вам перехитрить себя в будущем, преодолеть вредные привычки и жить той жизнью, которой вы хотите (но, возможно, слишком боитесь идти дальше).

10. Силовая мотивация

Мотивация власти — это мотивационный фактор, говорящий о том, что люди мотивированы контролем над собственной жизнью и жизнью других. Каждый хочет иметь выбор, и люди часто мотивированы расширять свои жизненные возможности и контролировать окружающую среду. По этой причине силовая мотивация проявляется в стремлении влиять на направление своей жизни и жизни окружающих нас людей.

Мотивация к власти, доведенная до крайности, может быть замечена в реальных ужасах, таких как нацистская Германия, и других сценариях, где жажда контролировать других перевешивает любые моральные обязательства или кодексы. Однако при сокращении силовая мотивация может быть положительной. Например, хотя контролировать других может быть плохо, попытка установить контроль над своей собственной жизнью может быть хорошей вещью. Таким образом, мотивация силы побуждает вас быть преднамеренными в своих мыслях и действиях, чтобы вы воплощали жизнь, которую хотите.

11. Принадлежность и социальная мотивация

Люди являются социальными существами, и социальная мотивация, также известная как мотивация присоединения, гласит, что люди мотивированы социальными факторами, такими как принадлежность и признание. У людей есть врожденное желание общаться с другими, а социальная мотивация заставляет нас искать связи, внося свой вклад в социальную группу. Хотя это может показаться внутренне мотивирующим, принятие  часто является мотивирующим фактором, чего вы не можете дать себе в группе.

Эволюционная психология говорит нам, что все люди мотивированы этими социальными факторами. По этой причине важно всегда искать новые связи, а также продолжать развивать связи, которые у вас уже есть. Обретение группы людей, которые любят и принимают вас, может мотивировать вас на новые высоты и привести к истинному счастью.

Когда использовать разные типы мотивации

Лучшая мотивационная стратегия — смешивать несколько типов вместе, чтобы обеспечить себе максимальную мотивацию. Однако в определенных ситуациях может потребоваться определенное сочетание мотивационных сил и факторов. Чтобы помочь, проверьте различные ситуации ниже и какие типы мотивации лучше всего подходят для каждой из них.

Типы мотивации в бизнесе

Бизнес — это уникальная среда, потому что часто вы пытаетесь мотивировать себя, а также окружающих. Иногда вы пытаетесь мотивировать других даже больше, чем себя. Чтобы помочь вам достичь максимальной мотивации и продуктивности для вас и вашей команды, важно учитывать следующие типы мотивации.

Типы мотивации в бизнесе включают:

  • Мотивация достижения
  • Поощрительная мотивация
  • Мотивация страха
  • Силовая мотивация
  • Мотивация компетентности
  • Мотивация отношения
  • Творческая мотивация

Типы мотивации в спорте

Как и в бизнесе, мотивация в спорте может относиться как к команде, так и к личности. Для отдельных спортсменов как внутренняя, так и внешняя мотивация могут быть мощными движущими силами. Например, спортсмена может мотивировать желание стать лучше и повысить свою компетентность, а также бонусный чек за победу в крупной игре.

Для команд наиболее распространенный мотиватор является внешним и часто сосредоточен вокруг общей цели победы или навязывания своей воли кому-то другому. Тем не менее, команды с высокой химией могут быть внутренне мотивированы, например, общим желанием помочь друг другу добиться успеха.

Вот некоторые виды мотивации в спорте:

  • Мотивация достижения
  • Поощрительная мотивация
  • Мотивация страха
  • Силовая мотивация
  • Мотивация компетентности

Типы мотивации в образовании

В образовательных учреждениях мотивация обычно преподается в виде теорий, а не практических советов. По этой причине лучшие типы мотивации сосредоточены вокруг актуальных образовательных теорий мотивации, таких как теория мотивации ожидания, теория мотивации справедливости и теория мотивации возбуждения.

К счастью, при правильном использовании мотивационные теории могут стать эффективными и мощными мотивационными факторами для вас и других. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с моей статьей о лучших теориях мотивации, которые нужно знать и использовать.

Типы мотивации для студентов

Однако, если вместо этого вы ищете мотивацию как студент или ищете способ мотивировать своих студентов, тогда академические теории мотивации вам не подходят. Вместо этого вы захотите использовать определенные типы внутренних и внешних мотиваторов, описанные ниже.

Вот несколько хороших видов мотивации для студентов:

  • Мотивация достижения
  • Поощрительная мотивация
  • Мотивация компетентности
  • Творческая мотивация

Типы мотивации в психологии

Как и в случае с образованием, психологи и психологи больше интересуются теориями мотивации, чем практическими советами или прикладными науками. Вот почему большинство психологических теорий преподаются в системе образования. Такие теории, как теория мотивации ожидания, теория мотивации справедливости и теория мотивации возбуждения, наиболее применимы к психологии.

Если вы хотите узнать больше об основных теориях мотивации, перейдите по ссылке в разделе образования выше.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Что такое мотивация?

Мотивация — это побуждение или вознаграждение за то, почему человек вынужден действовать определенным образом. Он также представляет собой желание или готовность заниматься определенной мыслью, рутиной или привычкой. Вы можете увеличить или уменьшить свою мотивацию с помощью физических и умственных стратегий.

Сколько существует типов мотивации?

Существует множество различных типов мотивации. Наиболее широкими типами являются внутренняя и внешняя мотивация, которые представляют собой все внутренние и внешние вознаграждения. Однако внутри этих двух широких категорий 7-9конкретные виды мотивации, которые выделяют один мотивирующий фактор.

Какие есть методы мотивации?

Существует множество методов, используемых для мотивации как отдельных лиц, так и групп. Например, положительные стимулы, такие как повышение или продвижение по службе, а также отрицательные стимулы, такие как наказание, являются методами мотивации. В конечном счете, любой план действий, приводящий к повышению мотивации — у вас самих или у других, — считается мотивационной техникой.

Может ли мотивация быть положительной и отрицательной?

Да, мотивация может быть как положительной, так и отрицательной. Например, вы можете мотивировать кого-то как с помощью позитивных методов, таких как похвала, так и с помощью негативных методов, таких как наказание. Кроме того, можно либо мотивировать, либо демотивировать кого-то, в зависимости от выбранных вами действий.

Заключение: типы мотивации

В целом, несмотря на то, что все типы мотивации бывают внутренними или внешними, существует действительно много типов мотивационных стимулов, которые могут помочь вам добиться успеха. Каждый тип имеет свой собственный мотивирующий фактор, но вы можете использовать несколько типов мотивации вместе, чтобы достичь оптимального уровня мотивации. Убедитесь, что вы понимаете, когда и где использовать каждый из них, а также какие из них резонируют с вами и повышают вашу мотивационную силу.

Типы мотивации: внутренняя и внешняя мотивация

Цитируйте эту статью как: Правин Шреста, «Типы мотивации: внутренняя и внешняя мотивация», в Psychestudy , 17 ноября 2017 г., https://www.psychestudy.com /общие/мотивация-эмоция/типы-мотивация.

Мотивацию можно определить как причину (или причины), которая побуждает человека действовать определенным образом. Явление мотивации не ограничивается только людьми и встречается в каждом живом организме. Причины могут быть не всегда одинаковыми для двух людей, действующих определенным образом, но почти каждое действие направляется определенной мотивацией.

[ Связанная литература : Мотивационный цикл]

Мотивацию можно разделить на два разных типа.

  • Внутренняя мотивация
  • Внешняя мотивация

Оба вида мотивации в равной степени участвуют в повседневной жизни человека, и между ними есть основные сходства и различия. Давайте сначала обсудим различия.

Различия между внутренней мотивацией и внешней мотивацией

Внутренняя мотивация против внешней мотивации
Внутренняя мотивация Внешняя мотивация
Акт мотивации внутренними факторами для выполнения определенных действий и поведения называется Внутренняя мотивация. Всякий раз, когда человек совершает действие или поведение, потому что на него влияют вечные факторы, такие как награды или наказания, такая форма мотивации называется  Внешняя мотивация .
Нет ни давления, ни какого-либо вознаграждения за действия, которые вы совершаете из-за внутренней мотивации. Вы получаете обещанное вознаграждение за действия, совершаемые по внешней мотивации.
Потребности или причины, которые приводят к внутренней мотивации :
  • Автономия: потребность полностью контролировать свою жизнь.
  • Родственность: потребность поддерживать дружеские отношения или связь с другими.
  • Компетентность: потребность быть лучшим и/или добиваться успеха.
Потребности или причины, которые приводят к внешней мотивации (и не ограничиваются ими):
  • Деньги
  • Похвала
  • Конкуренция
  • Угроза наказания
Внутренние стимулы трудно вычислить. В классе или на рабочем месте разные люди будут/могут потребовать разных подходов. Внешние стимулы могут использоваться для мотивации целой группы, что повышает производительность на рабочем месте или создает лучшую учебную среду в классах.
Развитие внутренней мотивации может быть длительным процессом, требующим особого подхода. Внешняя мотивация часто возникает мгновенно, как только субъект понимает преимущества выполнения определенных действий.
Внутренняя мотивация длится дольше и часто приводит к более высокому уровню успеха. Внешняя мотивация может проявляться только в течение ограниченного периода времени, и человек прекращает выполнять действия после применения наказания или вознаграждения.
Пример 1:  Ученик посещает уроки игры на гитаре, потому что хочет. Был ли он вдохновлен некоторыми рок-звездами или просто наслаждался идеей играть перед толпой, такая мотивация классифицируется как внутренняя мотивация.

В приведенном выше примере у ученика больше шансов продолжать играть на гитаре и достичь славы в последующие годы.

Пример 1:  Ученик посещает уроки игры на гитаре, потому что его родители обещают удвоить его пособие.

В приведенном выше примере шансы ученика на эффективное изучение игры на гитаре довольно низки, так как ученик ищет только предлог, чтобы бросить занятия. Кроме того, ученик, скорее всего, откажется от игры на гитаре, если пособие не удвоится, как было обещано.

Пример 2:  В группе учащихся может не быть внутренней мотивации, что может снизить продуктивность занятий. Пример 2:  Группу студентов можно убедить обещанием вознаграждения или даже мотивировать страхом перед наказанием. Независимо от мотивации, весь класс будет хорошо работать, повышая общую производительность.

Сходства между внутренней и внешней мотивацией

Как внутренняя, так и внешняя мотивация имеют свои преимущества и недостатки. Трудно сказать, какой из них более выгоден, так как это во многом зависит от ситуации и мотивации людей. Применяемые методы различны, время, необходимое для каждого типа мотивации, различно, как и результаты. Однако, по сути, основная цель обоих видов мотивации остается одной и той же. Конечная цель  – мотивировать человека на выполнение работы.

В заключение отметим, что оба типа мотивации необходимы организму , который ведет организм к достижению целей.

Цитируйте эту статью как: Правин Шреста, «Типы мотивации: внутренняя и внешняя мотивация», в Psychestudy , 17 ноября 2017 г., https://www.psychestudy.com/general/motivation-emotion/types-motivation .

Четыре формы мотивации

Как бы вы описали свою работу пятилетнему ребенку?

В какое время года ты бы был?

Какую странную еду ты пробовал? Ты бы съел его снова?

Какая ваша любимая праздничная традиция?

Вы бы отправились на корабле-базе с инопланетянами, если бы они завтра приземлились на Земле?

Какое твое любимое время года?

Вы предпочитаете работать дома или в офисе?

Какое ваше самое раннее воспоминание об этой работе?

Какая лучшая вещь, которую вы купили в этом году?

Какую самую раннюю книгу вы помните?

Если бы вам пришлось переехать в другую страну, какую бы вы выбрали?

Ты лучший криминальный гений в мире. Какое преступление вы бы совершили, если бы знали, что вам это сойдет с рук?

Какой жанр фильмов ты любишь смотреть?

Что ты ел последним?

Кого из исторических личностей вы бы добавили на гору Рашмор?

Какой странный факт ты знаешь?

Что вам больше всего нравится в работе из дома?

Spice Girls были хорошей командой?

Представьте, что вы можете мгновенно выучить любой язык. Что бы вы выбрали?

Если бы вы могли жить в любом штате, какой бы вы выбрали?

Какая вымышленная команда является лучшей командой всех времен?

Кем ты хотел стать, когда вырастешь?

Что ты обычно ешь на обед?

Какую простую еду ты никогда не будешь есть?

Покажи нам сейчас самую странную вещь, которая есть в твоей комнате.

Вы бы предпочли остановиться в отеле или на AirBNB?

Какой жанр фильмов ты любишь смотреть?

Вы более продуктивны утром или вечером?

Кто в вашем сообществе имеет значение?

Кто был вашим самым уникальным питомцем?

Выберите одного известного человека из истории, которого вы хотите видеть в своей команде во время зомби-апокалипсиса.

Как можно отблагодарить сообщество?

Какую песню вы могли бы слушать снова и снова?

Хью Грант смешной?

Что ты любишь есть на завтрак?

Хотели бы вы сегодня иметь воображаемого друга? У вас был такой в ​​детстве?

Какого актера или актрису вы бы хотели сыграть в фильме о вашей жизни?

Какая самая лучшая суперсила?

Каково ваше новогоднее намерение?

Вы можете снова есть только один продукт до конца жизни. Что это?

Какой лучший рабочий отпуск?

Какой подарок вы помните первым?

Вы бы предпочли присоединиться к Metallica или Backstreet Boys?

Какой лучший пример сообщества вы видели?

Какой самый простой способ сделать кому-нибудь приятное?

Покажите нам фон вашего телефона и расскажите, почему вы выбрали это изображение.

Какой была твоя первая работа?

Выберите любую группу, которая будет играть на ваших похоронах.

Если бы у вас был неограниченный запас одной вещи на всю оставшуюся жизнь, что бы вы выбрали?

Какую суперсилу вы бы дали своему заклятому врагу?

Какую самую малоизвестную сверхспособность вы бы хотели?

Какой смайлик лучше всего описывает то, что вы сейчас чувствуете?

Если бы вы могли жить в любой стране, какую бы вы выбрали?

Вы бы предпочли жить в городе или в поселке?

Какой твой любимый праздник?

Чего вы достигли в составе команды?

Какой у вас стандартный обед в офисе?

Какое приложение для телефона вы чаще всего используете?

Какое твое любимое время года?

Вы когда-нибудь выигрывали в команде?

Представьте, что вы профессиональный игрок в бейсбол. Какая у вас вступительная песня?

Пляжный отдых или лыжная прогулка?

Вы когда-нибудь были на смешном комедийном шоу?

Вы бы предпочли жить на Северном полюсе или на Южном полюсе?

Какую песню тебе больше всего нравится петь?

Если бы вы могли жить в любом штате, какой бы вы выбрали?

Представьте, что вы можете телепортироваться куда угодно. Куда бы вы отправились прямо сейчас?

О какой самой необычной работе вы слышали?

Что ты ел последним?

Вы можете посетить любое вымышленное время или место. Что бы вы выбрали?

Что, по мнению вашей семьи и друзей, вы делаете весь день?

Какой фильм вы бы хотели пересмотреть в первый раз?

Покажите нам свои наиболее часто используемые смайлики.

Какой был самый уникальный стиль или модная тенденция, которую вы когда-либо использовали?

Какой фильм определил ваше поколение?

Вы оказались на отдаленном необитаемом острове. Вы один или со своим злейшим врагом?

Какая твоя любимая шутка про тук-тук?

Вы когда-нибудь говорили кому-нибудь, что Санта не настоящий?

Вы знаете, как говорить более чем на одном языке?

Насколько вы командный игрок по шкале от 1 до 10?

Что вы рекомендуете №1 в этом городе?

Какой твой любимый праздник?

Какой пункт списка дел вы больше всего хотите отметить в ближайшие шесть месяцев?

Какое ваше любимое мифическое существо?

Как вы впервые зарабатывали деньги?

Если бы вы могли быть лучшими в любом олимпийском виде спорта, что бы это было?

Какую песню вы могли бы слушать снова и снова?

Когда вы начали любить или ненавидеть грибы?

Где твое любимое место отдыха?

Вы берете свой ВОМ одновременно или другим способом?

Какой спектакль запомнился вам больше всего из детства?

Какой напиток лучше всего подходит к пицце?

Хотели бы вы, чтобы личный помощник повсюду следовал за вами и выполнял все, что вы от него просите?

Вы когда-нибудь встречали своего кумира?

Кем ты хотел стать, когда вырастешь?

Вы бы предпочли жить на 100 лет в прошлом или на 100 лет в будущем?

Какое у тебя хобби?

Когда вы один в машине, на какой громкости играет музыка?

Представьте, что вам больше не нужно работать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *