На сколько процентов использует человек мозг: люди используют мозг на все 100% — T&P

Содержание

Какой процент мозга работает. Сколько процентов мозга использует человек? Один неоспоримый факт

Сюжет многих художественных фильмов и литературных произведений построен вокруг ответа на вопрос, сколько процентов мозга использует человек. Обычно говорится об активности 10-15% этого органа, отсюда и предположение об открытии сверхчеловеческих возможностей при полном его использовании. Но есть ли какое-то научное подтверждение таким выводам, или это всего лишь неуемная фантазия писателей?

Сколько процентов мозга использует человек?

Для начала стоит сказать, что и по сегодняшний день мозг человека является самым малоизученным органом, поэтому его всегда окружала масса мифов. К примеру, долгое время считалось, что размер мозга человека оказывает влияние на уровень интеллекта. Современные исследования показали ошибочность этого мнения, доказав отсутствие такой взаимосвязи. Умственные зависят от количества нервных клеток и их способности быстро передавать сигналы, но большой размер мозга вовсе не означает их высокую концентрацию. Такие ошибки были нередки на заре нейробиологических исследований, вот и с определением работы мозга человека в процентах вышел конфуз.

Давно велись разговоры о необходимости ранней подготовки детей, которая может существенно увеличить показатели IQ. На примере Уильяма Сидиса (IQ 250) эта теория была доказана. В результате возникли сомнения в полноценном использовании мозга, и были предприняты попытки вычислить действительный уровень активности этого органа. Самым простым способом для существовавших на тот момент технологий было измерить количество активных нейронов в небольшом участке мозга. На основании этих данных было сделано заключение об активности органа в целом, отсюда и взялись эти 10%, описывающие, на сколько работает мозг человека.

Подтверждал эту теорию и тот факт, что незначительные повреждения головного мозга могли не оказывать серьезного воздействия на работу организма в целом. Но более поздние исследования доказали, что это мнение абсолютно неверно. Сканирование мозга показывает отсутствие неактивных зон, они могут появиться только при серьезных повреждениях. Также нельзя сбрасывать со счетов эволюцию, которая быстро избавляется от всего ненужного и неэффективного. То есть вопрос, сколько процентов мозга использует человек, совершенно неуместен. К тому же, неиспользуемые нервные клетки склонны к вырождению, чего не наблюдается повсеместно.

Возможности мозга человека

Если с точки зрения науки человек полностью использует свой мозг, значит, и надеяться на расширение его способностей не стоит? Вроде бы все логично, раз наш «центр управления» полностью загружен, то и дополнительным ресурсам взяться неоткуда. Но тут есть одна тонкость, которая снова приводит вопросу, на сколько процентов работает мозг человека. Но речь уже не о количестве активных нейронов, а о качестве их использования.

Дело в том, что современная техника не способна дать ответ на вопрос о способе возникновения сложных связей, формирующих сознание. Строение мозга у всех одинаково, а вот умственные способности могут существенно отличаться. Это может означать как то, что кому-то достаются «бракованные» нервные клетки, так и наличие нераскрытых способностей мозга. За вторую теорию говорит и то, что умственные способности поддаются тренировке, мы все этим занимаемся в период обучения, кто делает это усерднее, тот и получает лучшие результаты. Получается, что возможности мозга зависят от того, насколько человек его использует.

Так что при желании стать сверхчеловеком может каждый, другое дело, что не у всех хватит времени и терпения, чтобы тренировать способности своего ради призрачных перспектив.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

В предлагаемой вашему вниманию статье мы поговорим на очень актуальную тему, которая волнует сегодня умы многих людей – это . Уже на протяжении довольно продолжительного времени существует мнение, что человек использует свой мозг всего лишь на 10%. Однако в наше время это мнение было опровергнуто многими исследователями, благодаря чему оно перешло в разряд так называемых мифов.

Говоря об этом мифе более конкретно, можно сказать, что мнения по поводу 10% разнятся: одни учёные склоняются к тому, что человек использует мозг не 10%, а на 7%, другие говорят, что обычные люди используют мозг вообще только 5%, а 10% — только гении, такие как, к примеру, Альберт Эйнштейн.

Есть также гипотеза, что каким-то образом человек может повысить показатели использования своего мозга. Но как бы то ни было, в настоящее время процент использования мозга, согласно мифу, ничтожно мал по сравнению со всеми его возможностями.

В качестве одной из версий происхождения этого мифа приводятся результаты работы двух философов – Уильяма Джеймса и Бориса Сайдиса. В далёком 1890 году они разрабатывали теорию ускоренного развития ребёнка. Испытуемым был сын Бориса Сайдиса Уильям Сайдис. В результате их работы уровень IQ вундеркинда достиг максимального показателя 250-300. Сам же Уильям заявлял, что люди используют потенциал своего мозга по минимуму, а профессор Джеймс говорил, что этот минимум как раз и составляет 10%.

Есть и вторая версия происхождения мифа – это недопонимание или неверная трактовка проводившихся на рубеже XIX-XX веков нейробиологических исследований. Так, например, функции большого количества отделов головного мозга настолько сложны для изучения и понимания, что последствия каких-либо повреждений неочевидны, что значительно затрудняло понимание учёными их назначения.

Профессор психологии Джеймс Калат отмечает, что уже в первой половине XX века нейробиологам были известны особые «локальные» нейроны, но их функции были неизвестны. Это также могло послужить причиной для возникновения рассматриваемого нами мифа о 10%.

Даже в наши дни, когда технологии и наука достигли высочайшего уровня, а функции многих отделов мозга достаточно изучены, остаются загадкой некоторые особенности взаимодействия клеток, которое приводит к расстройствам и сложному поведению. Наиболее же трудным для понимания является вопрос того, как благодаря совместной работе отделов мозга формируется сознание. Никакой единый центр сознательной деятельности ещё не определён, поэтому учёные умы и склоняются к мнению, что сознание – это результат совместной работы всех отделов.

Переходя к вопросу о развитии интеллекта, стоит заметить, что при помощи определённых упражнений его действительно можно развить, но идея о частичном использовании мозга не имеет серьёзных оснований. Здесь нужно ещё раз заметить, что представленные рассуждения основаны на мнении учёных, опровергающих идею о 10%, и могут отличаться от мнения как её сторонников, так и самого автора настоящей статьи. Так вот: согласно последним данным, все части мозга отвечают за выполнение своих функций, и до сих пор не было найдено ни одной такой части, которая не отвечала бы ни за что. К тому же, позитронно-эмиссионные исследования и магнитно-резонансная томография показали, что даже в состоянии сна все области мозга активны, а неактивные участки могут присутствовать только в случае серьёзных повреждений.

Теперь же можно поговорить непосредственно об опровержении мифа о 10% использования мозга. Американский нейробиолог Барри Гордон, например, заявил, что миф от 10% является ошибочным и абсурдным. В доказательство этого он приводит несколько причин. Во-первых, если повреждены неиспользуемые части мозга, значит и деятельность его не должна нарушаться, но даже небольшое повреждение вызывает нарушения в работе. Во-вторых, функционирование мозга – это очень энергозатратный процесс, значит, те 90% мозга, которые не используются человеком, со временем просто исчезли бы – мозг бы стал меньше. В-третьих, посредством томографии удалось обнаружить, что неактивные участки мозга появляются лишь в результате его повреждений. И, в-четвёртых, как уже было сказано, каждый отдел мозга выполняет свою функцию, а «не рабочего» отдела просто не было найдено.

Нейробиолог и психолог Барри Бейерштейен, в свою очередь, также приводит ряд аргументов, которые опровергают миф о 10%.

  • Изучение повреждений головного мозга показали, что даже малейшие травмы способны привести к серьёзным последствиям. Из этого следует вывод, что неактивных зон мозга быть просто не может, т.к. в ином случае повреждения никак бы на мозговой деятельности не сказывались.
  • Т.к. мозг требует огромного количества кислорода и почти 20% всей энергии, находящейся в распоряжении человека, то в случае со «свободными» 90% мозга в процессе эволюции преимущество было бы на стороне тех, у кого наименьший, но наиболее эффективный мозг. Другие особи просто не смогли бы выдержать условий естественного отбора. Да и сам мозг такого размера, какого он есть сейчас, не смог бы сформироваться, ведь в нём не было бы никакой потребности.
  • Вместо того чтобы представлять собой одну единую массу, мозг разделяется на отделы, каждый из которых отвечает за свои функции.
    И снова речь заходит о том, что долгие годы изучений человеческого мозга, его отделов и их функций не выявили никаких признаков наличия отдела, который бы бездействовал.
  • Современные научные разработки позволяют учёным регистрировать особенности деятельности отдельных нейронов и наблюдать за тем, как происходит процесс жизнедеятельности одной клетки. И если бы 90% мозга находилось бы в состоянии бездействия, то аппараты, при помощи которых проводятся наблюдения, сразу бы это зафиксировали.
  • У клеток мозга есть такая особенность: если они долгое время не используются, то происходит их постепенное вырождение. Это означает, что если бы человек использовал лишь 10% своего мозга, то при вскрытии мозга практически любого взрослого человека можно было бы зафиксировать масштабное вырождение его неиспользуемых клеток.
  • Мозг большого размера требует и черепа, который бы ему соответствовал. А наличие крупного черепа существенно увеличивает вероятность смерти при рождении. Соответственно, если бы 90% мозга были не нужны, то в процессе эволюции череп человека постепенно становился бы меньше, т. к. мозг должен был бы сократиться в размерах.

Несмотря на большое количество противников мифа об использовании человеком 10% потенциала своего мозга, эта тема нашла и продолжает находить своё отражение в современной культуре. Идея о минимальном использовании главного органа ЦНС послужила основой нескольких художественных фильмов: «Газонокосильщик» (1992 год), «Области тьмы» (2011 год), сериал «Кайл XY» (2006-2009 годы), а также легла в основу рассказа Айзека Азимова «Чтобы мы не помнили» (1982 год). Но наибольшую популярность возымел нашумевший кинофильм Люка Бессона, вышедший в 2014 году, под названием «Люси», со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Благодаря возможностям современной компьютерной техники в фильме в мельчайших подробностях описана работа мозга при увеличении человеком процентов его использования.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что есть как противники мифа о 10%, так и его сторонники. Чью позицию займёте вы – выбирать лично вам. Но в любом случае стоит задуматься о том, что сугубо научный подход всегда был склонен к опровержению всего необъяснимого: телепатия, телекинез, психокинез и другие психические способности; осознанные сновидения и выход астрального тела; шаманские путешествия в нижние миры и на другие планеты – всего это воспринимается многими учёными с усмешкой и скепсисом на лице.

Можно, конечно, оценивать всё с позиции взаимодействия нейронов и синапсов, и искать тайну возникновения человеческого сознания в химических реакциях и строении атомов клеток. Но как же всё-таки становится приятно от мысли о том, что есть какая-то тайна в человеческом существе. И пусть её не удаётся раскрыть, а всевозможные приборы и датчики говорят о её невозможности. Наверное, так и должно быть, ведь это можно лишь прочувствовать на своём собственном опыте, только пережив самому. Это же касается и наших 10%. Нам не дано сейчас узнать, как обстоит всё на самом деле. Но одно ясно точно: если 90% мозга мы действительно не используем, то у нас в руках ценнейшее из сокровищ – огромный потенциал для саморазвития и раскрытия своих способностей!

А что думаете по этому поводу вы, наши уважаемые читатели? Как вы относитесь к легенде/мифу о 10% использования человеком своего мозга?

Если условно убрать в сторону мозг и обратить внимание на свою душу, то можно обнаружить и осознать, как душа (чувства и эмоции) управляет мозгом (компьютером), проявляя действия наяву, а не на оборот.

Разве можно определить, почему мозг одного из близнецов работает правильно, а у второго есть нарушения в… мозгу? А если это нарушение не в мозгу, а в сознании, которое проявляет мозговую деятельность? Но для того, чтобы понять этот механизм, нужно признать, что душа – это настоящая реальность, которая закрыта для многих умов, признающих факты только через физические глаза и уши.


Как можно перепрограммировать свой мозг? 3 главных шага

Я прочитал много подобных статей в интернете о том, чтобы выбраться из любой стрессовой ситуации нужно просто перепрограммировать свой мозг, а именно:

  1. Изменить свое мышление;
  2. Думать позитивно;
  3. Отдыхать;
  4. Отвлекаться.
  5. Заставлять свой мозг чаще регистрировать приятные моменты в жизни и т.п.

Вроде все это звучит правильно, но…

Многие авторы на своих сайтах описывают мозг, как инструмент, компьютер, который запросто можно запрограммировать на позитив. Они только забывают сказать, как это нужно делать. Каким таким местом нужно собраться и решиться на такой шаг − перепрограммировать свой мозг.

Написано немало книг по психологии и психотренингов, которые говорят о том, что нужно «правильно» думать, но никто не говорит, где взять сил, чтобы начать так думать.

Если человек находится в депрессии, или погряз в зависти, или его душит ненависть, или мучает ревность… из какого такого источника появятся силы и желание перепрограммировать мозг на позитив? Как заткнуть ревность, которая рисует картинки измены, или месть, которая строит мысли о том, как побольней отомстить?

Ведь даже самые умные и логичные люди подвержены негативным чувствам, эмоциям и мыслям и, не смотря на хорошее структурирование своего ума, логическое мышление и интеллект, не могут справится с ними. Авторы по этому поводу не приводят объяснений.

Да, эти 5 пунктов, которые описаны выше действительно дают возможность переключится и отдохнуть от негатива. Только негатив этот не исчезает в никуда, а ждет своего момента. Ведь детские обиды и разочарования вспоминаются с болью даже в пожилом возрасте, несмотря на прошедшее время (отпуск, отдых, приключения, позитивные моменты и т.д.).

Когда человека мучают «больные» мысли, очень тяжело думать позитивно. Можно играть наружно «я думаю позитивно», а внутри все равно кошки скребут. И наоборот, если человеку хорошо на душе, то все вокруг кажется чудесным.

Ведь если бы мы так легко могли перепрограммировать свой мозг, как утверждают многие авторы, разве мы бы выбрали страдать? Разве мы бы добровольно страдали, мучаясь мыслями обиды и ненависти, мыслями об измене и предательстве, болезнях и смерти? Мы бы все добровольно выбрали думать позитивно, ведь это и приятно и здорово. Чтобы изменить свое мышление и запрограммировать себя на позитив нужно «лечить» свой внутренний мир (свою душу).

3 главных шага, которые помогут изменить свое мышление и заставить мозг работать на позитив:

  1. Освоить начальные техники медитации. Для начала достаточно выделять на медитацию от 10 до 15 мин. в день.
  2. С помощью медитации заниматься чисткой своего астрального тела. Что такое астральное тело, читайте в этой статье:
  3. Убирать вредоносные ментальные программы из своего ментального тела. Подробнее, смотрите здесь:

В современных знаниях, кроме беллетристики на тему позитива, ничего нет. Потому что никакие методы «современные» и «древние», как их любят называть, не дают возможность перестать болеть и понять себя (свой внутренний мир) − только пустые напутствия о позитивном думании.

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

О том, как работает важнейший орган человеческого тела, головной мозг, существует множество легенд и псевдонаучных теорий. Самое частое утверждение гласит: по проведенным исследованиям он тратит не более десяти процентов потенциала. Правда ли это? На сколько процентов работает человеческий мозг на самом деле?

Как работает мозг человека

Мозг — наиболее сложный орган у всех живых существ. Каждое мгновенье ему нужно обработать огромное количество информации, передать сигналы другим системам организма. Ученым до настоящего времени не удалось полностью изучить его структуру и функциональные особенности. У человека орган отвечает за такие процессы, как: , сознание, речевые функции, координация, эмоции, рефлекторные функции.

Центральная нервная система нормального человека состоит из спинного и головного мозга. В состав этих органов входят 2 разновидности клеток: нейроны (носители информации) и глиоциты (клетки, выступающие в качестве каркаса).

Все тело человека пронизано сетью нервов, являющихся продолжением ЦНС. Через нейроны информация от мозга расходится по всему организму и поступает обратно для обработки. Все нервные клетки создают с ним единую информационную сеть.

Миф об использовании 10% мозга

Нет достоверных данных, откуда появилась теория «Десяти процентов», предположительно все произошло так:

  1. На стыке 19 и 20 веков двое исследователей Сидис и Джеймс изучали способности детей, проверяя теорию ускоренного развития человека, и пришли к выводу, что человеческий мозг имеет огромный потенциал, который не используется полностью. Позже Томас, другой знаменитый ученый, при написании предисловия к труду Карнеги, вспомнил эту теорию и предположил, что мозг человека на самом деле работает только на десять процентов своего потенциала.
  2. Группа научных работников, проводя исследования по нейробиологии, изучая и кору его полушарий, вывели заключение, что в каждую секунду он задействован на десять процентов. Позже на вопрос, сколько же процентов мозга работает у человека, в книгах и телевизионных передачах начали приводить усеченный ответ.

Так расхожий миф превратился в реальность. Легенда о том, что среднестатистический человек использует только десятую часть своего потенциала, приобрела большую популярность. Она постоянно муссируется в художественной литературе и кино, на ее основе создано множество книг и фильмов.

Нечистоплотные психотерапевты и различного рода экстрасенсы хорошо наживаются на существующем мифе, предлагая программы тренингов, проводя дорогостоящие курсы, где человеку:

  • обещают тренировать мозг до достижения стопроцентного раскрытия потенциала;
  • гарантируют, что каждый умный ребенок станет гением, при использовании предложенных методик;
  • предлагают найти и раскрыть скрытые паранормальные способности, якобы дремлющие в каждом человеке.

Что на самом деле

А как же в действительности, насколько работает мозг и как проверить, применяет ли человек свой потенциал полностью?

Аргументация, свидетельствующая о полном использовании мозга:

  • Не стоит опираться на умозаключения ученых, сделанные в конце девятнадцатого века. В те времена просто не существовало технической возможности для подсчета в процентном соотношении количества нейронов, задействованных в работе.
  • Многолетние эксперименты, тесты и исследования показали, что при выполнении простого действия (общение, чтение и другое) активизируются все участки органа. Следовательно, он работает не на 10, а на 100 процентов.
  • Тяжелая часто приводит к серьезным нарушениям в работе организма, потере многих функций. При использовании десятой части деятельности мозга человек не заметил бы разницы, орган мог бы компенсировать травму и задействовать остальной потенциал.
  • Природа экономна, ведь на мозговые процессы, протекающие в организме человека, затрачивается около двадцати процентов энергии. Вряд ли на орган, который используется частично, тратилось бы столько энергии.
  • Величина мозга также свидетельствует о том, что он использует куда больший процент вещества. Все органы человеческого тела прямо пропорциональны функциям. Мозг, который использует только десятую часть потенциала, весил бы столько же, сколько он весит у овечки.
  • Ускорение мыслительных процессов в мозгу происходит в том случае, если применяются правильные методики обучения и упорный труд, а не произошла активация неработающих участков с помощью дорогостоящих курсов.

Мистические способности

Человек в критической ситуации может почувствовать в себе просто мистические способности для решения проблемы. Известны случаи, когда люди в момент опасности поднимали огромные тяжести, принимали нужные решения за краткие доли секунды, увеличивали скорость восприятия информации.

Что же происходит в таких случаях: мобилизация организма и выброс в кровь адреналина или пробуждение остальной части органа? Достоверно известно, что, пережив экстремальную ситуацию, человек чувствует сильнейшую усталость, ведь организм затратил большое количество энергии на действия. Следовательно, дело не в мистических способностях, которые дремлют в мозгу, а в мобилизации органа для решения важной задачи.

Наверняка сейчас нет человека, который хотя бы раз не слышал мнения, будто человеческий мозг используется только на 7 либо на 10%, и тот, кто научится использовать весь мозг, станет гением со сверхъестественными способностями. Эта теория была очень популярна во второй половине ХХ и начале XIX века, и даже сейчас, несмотря на многократное развенчание мифа о частичном использовании человеком мозга, в и псевдонаучных СМИ время от времени появляются статьи и репортажи о том, что мозг рядового человека работает только на 5, 7, 10 или 20%. Но что послужило основой для формирования теории о частичном использовании ресурсов мозга? И на сколько процентов человек использует мозг на самом деле?

Как возникло мнение, что люди используют не весь мозг, а только его малую часть?

Происхождение теории о том, что люди используют свой мозг не полностью, точно неизвестно, так как в ее истоках могли стоять сразу несколько научных светил прошлого и позапрошлого века – мыслитель психологии Уильям Джеймс, нейробиолог Сэм Ван, нейрохирург Уайлдер Пенфилд или другие ученые первой половины ХХ века, проводившие исследования в области нейробиологии. Все вышеперечисленные специалисты в своих трудах делали вывод, что люди не используют весь интеллектуальный потенциал, а останавливаются в развитии. Также ученые того времени еще не имели точного представления о функциях разных отделов головного мозга, поэтому не могли точно установить, в какие моменты задействуются те или иные участки ЦНС. Тем не менее, ни один из признанных специалистов в области нейробиологии, психиатрии и нейрохирургии никогда не утверждал, будто мозг человека работает всего на 10, 15 или 20%.

Несмотря на то, что истоки мифа о 10% использовании мозга точно неизвестны, современные психологи и биологи точно знают, каким образом эта теория стала достоянием широкой общественности. В 1936 году гениальный мыслитель, оратор и психолог Дейл Карнеги выдал свою книгу « и оказывать влияние на людей», и эта книга сразу же стала бестселлером. Предисловие к данному литературному труду писал не сам Карнеги, а писатель Лоуэлл Томас, и для того, чтобы привлечь внимание читателей к книге, он заявил, будто учеными установлено, что человек использует мозг всего на 10%.

Точно сказать, зачем Лоуэлл Томас в аннотации к книге Карнеги сделал голословное заявление о частичном использовании человеком мозга, невозможно, однако написанное им восприняли как истину миллионы читателей, которые купили книгу Карнеги. И согласно результатам опроса, уже в 90-х годах ХХ века более 60% рядовых граждан считали, что мозг человека работает всего на 10%, причем они были уверены, будто эта теория о 10% подтверждена учеными. И даже сейчас многие далекие от науки люди по-прежнему не сомневаются в истинности данной теории, хотя ученые твердят обратное.

На сколько процентов человек использует мозг на самом деле?


Современные нейробиологи отвечают на вопрос, насколько работает мозг человека, однозначно: на 100%.
В любой момент человеческий мозг использует все свои ресурсы, чтобы осуществлять контроль над остальными системами организма, обеспечивать процессы запоминания, мышления и осознания. И даже когда человек спит, деятельность мозга не останавливается, ведь разные его отделы контролируют протекание обменных процессов, сердцебиение, дыхание, а также обрабатывают полученную за день информацию, благодаря чему люди .

Мозг человека состоит из двух типов клеток: нейронов и глиальных клеток, причем первые отвечают за получение, передачу и обработку внутренних и внешних сигналов, а вторые обеспечивают жизнедеятельность самих нейронов. Нейроны и глиальные клетки образуют 6 главных отделов мозга, каждый из которых имеет свое назначение и выполняет определенные функции. Эти отделы следующие:


По мнению современных ученых, в случае, если какой-либо участок мозга поврежден вследствие травмы или болезни, другие доли могут расширить свою специализацию и частично либо полностью «взять на себя» его обязанности, чтобы сохранить жизнеспособность всего организма. И в то же время нейроны, которые не задействуются в работе мозга, очень быстро отмирают, что еще раз доказывает ошибочность теории о том, будто мозг работает только на 10%.

Однако тот факт, что мозг любого человека работает на все 100%, не значит, что люди не могут развивать свой интеллектуальный потенциал. Дело в том, что когда человек тренирует свою память, занимается мыслительной деятельностью, узнает новую информацию или обретает новые навыки, в его мозге формируются новые нейронные связи , которые будут отвечать за сохранение полученных знаний и навыков. И предел в развитии такого потенциала неизвестен, ведь ученые полагают, что количество нейронных связей и цепочек, которые при необходимости может создавать наш мозг, практически безгранично.

«Это миф, что мы используем мозг на 5%»: интервью с директором Института мозга Михаилом Дидуром

Здоровье

Главный специалист Петербурга по спортивной медицине Михаил Дидур уже три года поднимает российскую нейрофизиологию, возглавляя Институт мозга человека им. Бехтеревой, которому в 2020 году исполнилось 30 лет. «Собака.ru» поговорила с доктором медицинских наук о том, какие исследования сейчас проводят в институте и почему успехи в спорте зависят от работы мозга.

Школьные учителя любят говорить, что человек использует возможности мозга лишь на 5 %. А что тогда делают остальные 95?!

Этой легенде уже почти сто лет. У мозга очень молодая ткань, в нем происходят дико энергоемкие процессы — спросите у студентов, которые во время сессий килограммами едят шоколад и не толстеют. Мозг при массе 2% от массы тела потребляет 20% всей энергии. Мы ходим, говорим, думаем, работаем, учимся, и что, вы хотите сказать, что на это все хватает 5 %? Вы же не можете сказать, что используете руку на 1 %? Тем более даже Карл Маркс говорил, что рука — это мозг, который вывели на периферию. Тут, правда, возникает другой вопрос — почему одни становятся великими учеными и талантливыми программистами, а другие нет? Просто потому что 100 % работы мозга можно использовать эффективно и не очень. А вот как достичь этой эффективности — вопрос, на который пытаются ответить все нейрофизиологи мира.

Это тайна мозга, которую все хотят разгадать?

Биология и медицина очень прагматичны, мы работаем со знанием или незнанием, а никак не с тайнами. Сейчас мы знаем, как формируются и функционируют речь, память, движение, но пока не понимаем, как эти процессы гармонично сочетаются, то есть не можем собрать коннектом мозга, его полную «дорожную карту». Это такая же глобальная задача, как расшифровка генома человека. Пока что коннектом мозга собран только на уровне кольчатого червя.


100 % работы мозга можно использовать эффективно и не очень. А вот как достичь эффективности — вопрос, на который пытаются ответить все нейрофизиологи мира.

Хорошо, а что команда института сделала первой в российской или мировой науке?

В 1960‑е годы нейрофизиолог и внучка знаменитого психиатра Наталья Петровна Бехтерева (основательница института, в честь которой он и назван) первой в мире описала общемозговой механизм детекции ошибок. То есть сделала понятной важную штуку — какие именно реакции происходят в мозгу, когда в поведении человека или с организмом что-то не так. Это работает, например, при диагностике эпилепсии: вживленные электроды оценивают готовность мозга к эпилептическому припадку, меняют «настройки» и купируют приступ. По аналогии с кардиостимулятором. Еще ни у кого в стране нет такого большого, как у нашего института, опыта работы с позитронно-эмиссионным томографом, это такой диагностический аппарат вроде аппарата МРТ, но с более широким функционалом. С его помощью мы (опять-таки первыми в России!) больше десяти лет назад разработали систему диагностики онкологических заболеваний головного мозга — у нас вообще одно из лучших в стране оборудований для распознавания рака и эпилепсии.


8 фактов о самой знаменитой исследовательнице мозга Наталье Бехтеровой

Главное достижение института под вашим руководством?

Организационное! Когда я пришел в институт, речь шла о его ликвидации, но мы смогли увеличить ­бюджет в два раза, а научных исследований стало больше в 10 раз! Выросло и число тематик исследований, с 6 до 18. Короче говоря, сейчас институт — полноценный игрок в российской науке, а не аутсайдер.

Что это за исследования?

Они узкоспециальные, но одно из новых направлений — адресная доставка препаратов к областям мозга, зараженным онкозаболеваниями. Здесь мы работаем в коллаборации с химико-фармалогическим университетом — есть запатентованные разработки. Еще вместе с ФМБА занимаемся изучением последствий травм мозга у профессиональных спортсменов.

Вы педиатр по врачебной специальности, затем погрузились в спортивную медицину, а в итоге руководите нейрофизиологами. Как так вышло?

Педиатрия — дела минувших дней. Я долго занимался исследованиями в области пульмонологии, сердечно-сосудистых заболеваний, в 1986 году пришел в спортивную медицину, в 2002 стал деканом факультета спортивной медицины в Первом меде им. Павлова. Хоть я и не нейрофизиолог, но спорт — это сфера, напрямую завязанная на функциях мозга. Однако возглавить Институт мозга меня пригласили не поэтому, а потому что у меня был опыт в управлении: работал в институте экспериментальной медицины, не говоря уже о ректорстве в том самом Первом меде! Назначение в институт им. Бехтеревой было немного неожиданным, но кажется, мы с коллегами справились — коллектив работает, планы исследований расписаны на три года вперед.


Дидур — эксперт по терапевтическому использованию запрещенных субстанций в РУСАДА — российском антидопинговом агентстве. Помимо работы в институте им. Бехтеревой, Дидур — главный вне­штатный специалист по спортивной медицине в комитете по здравоохранению Правительства Петербурга.

Успехи в спорте и правда так сильно зависят от работы мозга?

Не то слово! Спортсмены ведь задействуют предельные возможности организма, а так как мозг — это командный пункт, он должен работать без сбоев. В Китае в спорте используют народные медицинские практики, на Западе и в России — фармакологию (речь не о допинге, существует много вполне разрешенных препаратов). Поиском этого баланса я в спортивной медицине и занимаюсь.

Вы заведуете кафедрой спортивной медицины в Первом меде. Как вам уровень выпускников, за будущее медицины можно быть спокойным?

Хотел бы быть оптимистом, но буду реалистом. У нас постоянно реформируют медицинское образование, обновляют стандарты каждые три года, и студенты вместе с преподавателями за ними не успевают. На выходе мы можем получить выпускника, знания которого уже устарели, хотя он не проработал по специальности ни минуты! В общем, ситуация тревожная, наблюдаем.  

Текст: Игорь Топорков

Фото: Алексей Корзов

Следите за нашими новостями в Telegram

Автор:

Катерина Резникова,

Теги:

Мозг

Материал из номера:

Октябрь

Мозг – самый жирный орган, на 60% он состоит из жира

Изображение: Alamy/TASS

Доктор Кох заведует отделом изучения мозга в Институте Аллена (Сиэтл, США), и сотрудники его лаборатории уже много лет работают над картированием и описанием семи тысяч связей нейронов круглого червя Caenorhabditis elegans, а их всего-то 302.

Что и говорить о человеческом мозге с его 86 миллиардами нейронов и 100 триллионами синапсов (связей между ними).

Конечно, нейробиологам известно уже немало, но еще больше предстоит узнать.

«Периодическая таблица» клеток

Серое вещество мозга, расположенное в коре больших полушарий и являющееся главным компонентом центральной нервной системы, состоит из клеточных тел нейронов и глиальных (вспомогательных) клеток. И те, и другие достаточно разнообразны, но ученые пока далеки от сколько-нибудь стройной их классификации.

В Институте Аллена исследователи используют ряд параметров для характеристики типа клетки, причем каждый из них изучается целой командой исследователей.

Клетка мозга характеризуется тем, какие гены она «включает» и «выключает», по ее геометрической форме, по тому, какие участки мозга она соединяет, по ее электрическим параметрам.

Довольно непросто собрать всю это информацию и рассортировать клетки по группам на ее основе.

По словам Коха, исследователи стремятся создать что-то вроде периодической таблицы клеток мозга, подобной менделеевской классификации химических элементов. Это грандиозная работа, до завершения которой еще очень далеко.

Тайны коммуникацииКоммуникация нейронов. Изображение: YAY\TASS

Из школьных учебников биологии нам известно, что нейроны коммуницируют друг с другом через синапсы при помощи специальных сигнальных молекул, которые называют нейромедиаторами или нейротрансмиттерами.

Лучше всех изучены два нейромедиатора, выполняющие противоположные функции: глутамат передает возбуждающий сигнал по цепи нейронов, а гамма-амино-масляная кислота тормозит их.

Ученые, однако, до сих пор не понимают, как именно большинство сигнальных молекул передают свои «послания».

Более того, врачи используют в практике антидепрессанты, влияющие на баланс нейротрансмиттеров, при этом не до конца понимая механизмы их действия.

Подойти ближе к разгадке тайны коммуникации нейронов должен проект MICrONS (Machine Intelligence from Cortical Networks), осуществляемый тремя крупными американскими научными центрами, Институтом Аллена, Медицинским колледжем Бейлора и Принстонским университетом.

В его рамках ученые составляют карту связей в зрительном отделе коры мышиного мозга, который по размеру не больше песчинки. При этом он содержит в себе миллиард синапсов. После того, как карта будет завершена, а это самый масштабный проект такого рода из до сих пор предпринимавшихся, можно будет приступить к изучению сигнальных молекул в разных типах синапсов.

Откуда берутся болезниЭлектроэнцефалографическое изучение мозга. Фото: Alamy/TASS

Большинство нервных и психических расстройств не являются заболеваниями всего мозга. Они начинаются с конкретных типов нейронов или других клеток и развиваются по мере их изменения и влияния на другие структуры.

Для того, чтобы понять, как начинается та или иная болезнь, какие именно классы клеток уязвимы при конкретном расстройстве, нужно хорошо представлять себе эти классы, что возвращает нас к первой задаче.

Когда у исследователей мозга будет своя периодическая таблица, они смогут отследить какие клетки отмирают, какие растут избыточно или меняются иным образом при заболевании мозга. И тогда возможным станет создание прицельных терапий, направленных на конкретные типы клеток.

Первые шаги в этом направлении уже делаются. Например, известно, что при синдроме Драве, редкой и очень тяжелой форме ранней детской эпилепсии, страдает определенный класс нейронов в результате мутации одного единственного гена.

Сейчас ученые Института Аллена совместно с Педиатрическим исследовательским институтом Сиэтла пытаются создать прицельную терапию, влияющую именно на эти нейроны.

Вода, жир и энергияНа выставке «Мозг: разум как материя», Манчестер. Фото: PA Photos/ТАСС

Отмечая всемирный день мозга, было бы неправильно сосредоточиться лишь на том, чего ученые еще не знают об этом органе. Вот несколько занятных фактов, которые хорошо известны нейробиологам, но не всегда – широкой публике.

Наверняка вы знаете, что мозг человека весит от 1 до 2 с лишним килограммов, но отдаете ли вы себе отчет в том, что на 60% он состоит из жира? По сути, это один из самых жирных органов нашего тела – факт, важный с практической точки зрения.

В последние десятилетия жир демонизируется, а холестерин и вовсе превращен в страшилку. Между тем, он совершенно необходим для нормальной работы мозга.

Во-первых, он содержится в синаптических мембранах и играет важную роль в передаче сигнала от нейрона к нейрону.

Во-вторых, он является важной частью миелина, вещества, покрывающего нервные волокна и играющего роль изоляции электропроводки. Димиелинизация волокон приводит к серьезным заболеваниям, например, к рассеянному склерозу.

Отсюда вывод: не пренебрегайте качественными жирами в своей диете.

Мозг дорого обходится организму. Он использует 20% его объема крови и 20% всего потребляемого кислорода. Кстати, длина кровеносных сосудов мозга составляет более 160 тысяч километров.

Главным энергетическом ресурсом, питающим мозг, является глюкоза. Сам же он в состоянии бодрствования генерирует порядка 23 Ватт электроэнергии.

А вот еще один важный факт с практической точки зрения. На 75% наш мозг состоит из воды.

Вы удивитесь: а как же 60% жира? Что-то тут не сходится.

Объяснение простое. Живой мозг – как и весь организм человека – состоит на 75% из воды. Если же его вынуть и слить жидкость, то «сухой остаток» будет на 60% жировым.

А практический вывод заключается в том, что для нормальной работы мозга человеку необходимо выпивать в день от 2 до 3 литров воды. Обезвоживание негативно сказывается на всех его функциях, включая память.

Как уже говорилось выше, в мозге присутствуют более 80 миллиардов нейронов. Цифра впечатляющая. Но еще больше способна поразить скорость, с которой увеличивается количество нейронов на раннем этапе внутриутробного развития эмбриона. Она поистине гигантская – 250 000 новых клеток в минуту!

Мозг ребенка в течение первого года жизни увеличивается в объеме в три раза, а затем продолжает расти равномерно примерно до 18 лет.

И, наконец, давайте развенчаем распространенный миф о том, что человек использует только 10% возможностей своего мозга. На самом деле, мы задействуем его полностью, и даже когда спим, для поддержания функций организма и снов нам нужно гораздо больше 10%.

Золотой век нейробиологииДоктор Кристоф Кох в Институте изучения мозга Аллена.  Фото: alleninstitute.org

Как говорит доктор Кох, мозг не заботится о том, чтобы дать нам простую и логичную картину того, как он устроен и как функционирует.

«Ему все равно, понимаете вы его или нет», – добавляет он.

Между тем, осознавая, как много до сих пор белых пятен на карте мозга, ученые признают, что наше время – это золотой век нейробиологии.

Во многом благодаря компьютерам, мы обладаем сегодня огромным ресурсом для хранения и интеграции данных, для построения моделей и проверки гипотез.

«Мы имеем такое количество ресурсов и научных центров, подобных нашему, что сегодня мы можем ставить перед собой вопросы, немыслимые еще 20 лет назад», – говорит Кох.

Рано или поздно наш мозг справится с одной из самых сложных задач во Вселенной – познает самое себя, классифицирует все свои клетки, разберется со всеми их связями, найдет причины своих болезней и научится их лечить.

Источники:

Interesting Facts About The Human Brain

5 unsolved mysteries about the brain

Оценка энергетического баланса мозга

1. Кларк Д.Д. и Соколофф Л. (1999) в Основах нейрохимии: молекулярные, клеточные и медицинские аспекты, под ред. Сигель Г.Дж., Агранофф Б.В., Альберс Р.В., Фишер С.К. и Улер М.Д. (Липпинкотт, Филадельфия), стр. 637–670.

2. Sokoloff L., Mangold, R., Wechsler, R., Kennedy, C. & Kety, S.S. (1955) J. Clin. Инвестировать. 34 , 1101-1108. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

3. Raichle M. E. (1998) Проц. Натл. акад. науч. США 95 , 765-772. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

4. Smith A.J., Blumenfeld, H., Behar, K.L., Rothman, D.L., Shulman, R.G. & Hyder, F. (2002) Proc. Натл. акад. науч. США 99 , 10765-10770. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

5. Hyder F., Rothman, D.L. & Shulman, R.G. (2002) Proc. Натл. акад. науч. США 99 , 10771-10776. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

6. Абелес М., (1991) Corticonics: Neural Circuits of the Cerebral Cortex (Cambridge Univ. Press, Нью-Йорк).

7. Брайтенберг В. и Шуз А. (1998) Кортекс: статистика и геометрия нейронной связи (Спрингер, Нью-Йорк).

8. Attwell D. & Laughlin, S.B. (2001) J. Cereb. Кровоток Метаб. 21 , 1133-1145. [PubMed] [Google Scholar]

9. Sibson N.R., Dhankhar, A., Mason, G.F., Rothman, D.L., Behar, K.L. & Shulman, R.G. (1998) Proc. Натл. акад. науч. США 95 , 316-321. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

10. Шиен Н. Р., Петерсен К. Ф., Бехар К. Л., Никсон Т. В., Мейсон Г. Ф., Петрофф О. А. К., Шульман Г. И., Шульман Р. Г. и Ротман Д. Л. (1999) Тр. Натл. акад. науч. США 96 , 8235-8240. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

11. Raichle M.E., MacLeod, A.M., Snyder, A.Z., Powers, WJ, Gusnard, D.A. & Shulman, G.L. (2001) Proc. Натл. акад. науч. США 98 , 676-682. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

12. Gusnard D.A. & Raichle, M.E. (2001) Nat. Преподобный Нейроски. 2 , 685-694. [PubMed] [Google Scholar]

13. Fox P. T. & Raichle, ME (1986) Proc. Натл. акад. науч. США 83 , 1140-1144. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Fox P.T., Raichle, M.E., Mintun, M.A. & Dence, C. (1988) Science 241 , 462-464. [PubMed] [Google Scholar]

15. Блумквист Г., Зейтц Р. Дж., Шегрен И., Халлдин К., Стоун-Эландер С., Уиден Л., Солин О. и Хаапаранта М. (1994) Acta Physiol. Сканд. 151 , 29-43. [PubMed] [Google Scholar]

16. Raichle M.E. (2000) в Brain Mapping: The Systems, eds. Тога, А. В. и Мацциотта, Дж. К. (Академический, Сан-Диего), стр. 33–75.

17. Ogawa S., Tank, D.W., Menon, R., Ellermann, J.M., Kim, S.-G., Merkle, H. & Ugurbil, K. (1992) Proc. Натл. акад. науч. США 89 , 5951-5955. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

18. Квонг К.К., Белливо, Дж.В., Чеслер, Д.А., Голдберг, И.Е., Вайскофф, Р.М., Понселе, Б.П., Кеннеди, Д.Н., Хоппель, Б.Е., Коэн, М.С. , Тернер Р., 9 лет0063 и др. (1992) Proc. Натл. акад. науч. США 89 , 5675-5679. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

19. Thulborn K.R., Waterton, JC, Matthews, P.M. & Radda, G.K. (1982) Biochim. Биофиз. Acta 714 , 265-270. [PubMed] [Google Scholar]

20. Ogawa S., Lee, T.M., Kay, A.R. & Tank, D.W. (1990) Proc. Натл. акад. науч. США 87 , 9868-9872. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Огава С., Ли Т. М., Найчик А. С. и Глинн П. (1990) Маг. Резон. Мед. 16 , 9-18. [PubMed] [Google Scholar]

22. Уэки М., Линн Ф. и Хоссманн К.-А. (1988) Дж. Цереб. Кровоток Метаб. 8 , 486-494. [PubMed] [Google Scholar]

23. Magistretti P.J., Pellerin, L., Rothman, D.L. & Shulman, R.G. (1999) Science 283 , 496-497. [PubMed] [Google Scholar]

24. Shulman R.G., Hyder, F. & Rothman, DL (2001) Proc. Натл. акад. науч. США 98 , 6417-6422. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

25. Логотетис Н.К., Паулс Дж., Аугат М., Тринат Т. и Олтерманн А. (2001) Nature (Лондон) 412 , 150-157. [PubMed] [Google Scholar]

26. Lauritzen M. (2001) J. Cereb. Кровоток Метаб. 21 , 1367-1383. [PubMed] [Google Scholar]

27. Шварц В. Дж., Смит С. Б., Дэвидсен Л., Саваки Х., Соколофф Л., Мата М., Финк Д. Дж. и Гейнер Х. (1979) Наука 205 , 723-725. [PubMed] [Google Scholar]

28. Мата М., Финк Д. Дж., Гейнер Х., Смит С. Б., Дэвидсен Л., Саваки Х., Шварц В. Дж. и Соколофф Л. (1980) Дж. Нейрохим. 34 , 213-215. [PubMed] [Google Scholar]

29. Salinas E. & Sejnowski, TJ (2001) Nat. Преподобный Нейроски. 2 , 539-550. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

30. Freeman WJ, (1975) Mass Action in the Nervous System (Academic, New York).

31. Shadlen M.N. & Newsome, W.T. (1994) Curr. мнение Нейробиол. 4 , 569-579. [PubMed] [Google Scholar]

32. ван Вресвейк К. и Сомполинский Х. (1996) Наука 274 , 1724-1726. [PubMed] [Google Scholar]

33. Тонони Г. и Эдельман Г. М. (1998) в книге «Сознание: на рубежах нейронауки», под ред. Джаспер, Х.Х., Дескаррис, Дж.Л., Кастеллуччи, В.Ф. и Россиньол, С. (Липпинкотт, Филадельфия), Vol. 77.

34. Salinas E. & Sejnowski, T.J. (2000) J. Neurosci. 20 , 6193-6209. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

35. Фриман В. Дж., (2000) Как мозг принимает решения (Columbia Univ. Press, Нью-Йорк).

36. Horwitz B., Friston, K.J. & Taylor, J.G. (2000) Neural Netw. 13 , 829-846. [PubMed] [Google Scholar]

Старение и мозг — PMC

1. Свеннерхольм Л., Бострём К., Юнгбьер Б. Изменения веса и состава основных мембранных компонентов человеческого мозга на протяжении взрослой жизни шведов. Acta Neuropathol 199794345–352. [PubMed] [Google Scholar]

2. Scahill R, Frost C, Jenkins R. et al Продольное исследование изменений объема головного мозга при нормальном старении с использованием серийной регистрации магнитно-резонансной томографии. Арка Нейрол 200360989–994. [PubMed] [Google Scholar]

3. Раз Н. Старение мозга: структурные изменения и их последствия для когнитивного старения. В: Диксон Р., Бекман Л., Нильссон Л., ред. Новые рубежи в когнитивном старении. Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2004 115–134.

4. Андертон Б. Старение мозга. Разработчик старения меха 2002123811–817. [PubMed] [Google Scholar]

5. Колб Б., Уишоу И. Пластичность мозга и поведение. Annu Rev Psychol 19984943–64. [PubMed] [Академия Google]

6. Троллор Дж., Валенсуэла М. Старение мозга в новом тысячелетии. Austr NZ J Психиатрия 200135788–805. [PubMed] [Google Scholar]

7. Murphy D, DeCarli C, McIntosh A. et al Половые различия в морфометрии и метаболизме головного мозга человека: количественное исследование магнитно-резонансной томографии и позитронно-эмиссионной томографии in vivo на влияние старения . Arch General Psychiatry 199653585–594. [PubMed] [Google Scholar]

8. Barnes C. Длительное потенцирование и старение. Philos Trans Royal Soc Lond B Biol Sci 2003358765–772. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

9. Levine B, Cabeza R, McIntosh A. et al Функциональная реорганизация памяти после черепно-мозговой травмы: исследование с помощью H 2 15 O позитронно-эмиссионной томографии. J Neurol Neurosurge Psychiatry 200273173–181. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

10. Bartzokis G, Cummings J, Sultzer D. et al Структурная целостность белого вещества у здоровых пожилых людей и пациентов с болезнью Альцгеймера. Арка Нейрол 200360393–398. [PubMed] [Академия Google]

11. Tullberg M, Fletcher E, DeCarli C. et al Поражения белого вещества нарушают функцию лобных долей независимо от их локализации. Неврология 200463246–253. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]

12. Head D, Buckner R, Shimony J. et al Дифференциальная уязвимость переднего белого вещества при старении без деменции с минимальным ускорением при деменции типа Альцгеймера: данные из изображение тензора диффузии. Кора головного мозга 200414410–423. [PubMed] [Академия Google]

13. Artero S, Tiemeier H, Prins N. et al Нейроанатомическая локализация и клинические корреляты поражений белого вещества у пожилых людей. J Neurol Neurosurg Psychiatry 2004751304–1308. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Compton J, Van Amelsoort T, Murphy D. ЗГТ и ее влияние на нормальное старение мозга и деменцию. Br J Clin Pharmacol 200152647–653. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Hultsch D, Macdonald S. Индивидуальная изменчивость производительности как теоретическое окно на когнитивное старение. В: Диксон Р., Бекман Л., Нильссон Л., ред. Новые рубежи в когнитивном старении. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2004 65–88.

16. Галлахер М., Рапп П. Использование животных моделей для изучения влияния старения на когнитивные функции. Annu Rev Psychol 199748339–370. [PubMed] [Google Scholar]

17. Ганнинг-Диксон Ф., Раз Н. Нейроанатомические корреляты отдельных исполнительных функций у людей среднего и пожилого возраста: проспективное МРТ-исследование. Нейропсихология 20034111929–1941. [PubMed] [Google Scholar]

18. Паркин А. Память и амнезия. Oxford: Blackwall, 1997

19. Ребер А С. Словарь по психологии. Лондон: Пингвин, 19 лет95

20. Нюберг Л., Бекман Л. Когнитивное старение: взгляд с визуализации мозга. В: Диксон Р., Бекман Л., Нильссон Л., ред. Новые рубежи в когнитивном старении. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2004 135–160.

21. Кабеса Р. Комментарий: неврологические границы когнитивного старения: подходы к когнитивной нейробиологии старения. В: Диксон Р., Бекман Л., Нильссон Л., ред. Новые рубежи в когнитивном старении. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2004 179–198.

22. Lustig C, Buckner R. Сохраненные нейронные корреляты прайминга в пожилом возрасте и деменции. Нейрон 200442865–875. [PubMed] [Академия Google]

23. Cabeza R, Daselaar S, Dolcos F. et al. Независимые от задач и специфичные для задач возрастные эффекты на мозговую активность во время рабочей памяти, зрительного внимания и эпизодического поиска. Кора головного мозга 200414364–375. [PubMed] [Google Scholar]

24. Кабеса Р. Когнитивная нейронаука старения: вклад функциональной нейровизуализации. Scand J Psychol 200142277–286. [PubMed] [Google Scholar]

25. Розен А., Прулл М., О’Хара Р. и др. Различные эффекты старения на вклад лобных долей в память. Нейроотчет 2002132425–2428. [PubMed] [Академия Google]

26. Фридман Д. Познание и старение: очень избирательный обзор данных о потенциале, связанном с событием (ERP). J Clin Exp Neuropsychol 200325702–720. [PubMed] [Google Scholar]

27. Mukherjee J, Christian B, Dunigan K. et al Визуализация мозга 18 F-Fallypride у здоровых добровольцев: анализ крови, распределение, повторное тестирование и предварительная оценка чувствительности к влиянию старения на дофаминовые D-2/D-3 рецепторы. Синапс 200246170–188. [PubMed] [Академия Google]

28. Mattson M, Maudsley S, Martin B. BDNF и 5-HT: динамический дуэт при возрастной пластичности нейронов и нейродегенеративных расстройствах. Trends Neurosci 200427589–594. [PubMed] [Google Scholar]

29. Волчегорский И., Шемяков С., Турыгин В. и др. Возрастная динамика активности моноаминоксидазы и уровня продуктов перекисного окисления липидов в головном мозге человека. Neurosci Behav Physiol 200434303–305. [PubMed] [Google Scholar]

30. Тоеску Э., Верхрацкий А., Лэндфилд П. Ca 2+ регуляция и экспрессия генов при нормальном старении мозга. Trends Neurosci 200427614–620. [PubMed] [Google Scholar]

31. Мелов С. Моделирование функции митохондрий в стареющих нейронах. Trends Neurosci 200427601–606. [PubMed] [Google Scholar]

32. Craig M, Cutter W, Wickham H. et al Влияние долгосрочной терапии эстрогенами на дофаминергическую реакцию у женщин в постменопаузе — предварительное исследование. Психонейроэндокринология 2004291309–1316. [PubMed] [Академия Google]

33. Herlitz A, Yonker J. Влияние гормонов на познание у взрослых. В: Диксон Р., Бекман Л., Нильссон Л., ред. Новые рубежи в когнитивном старении. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2004 253–278.

34. Tan Z, Seshadri S, Beiser A. et al Минеральная плотность костей и риск болезни Альцгеймера. Арка Нейрол 200562107–111. [PubMed] [Google Scholar]

35. Ng C, Panay N. Обновление заместительной гормональной терапии. Гериатрическая медицина 20043427–34. [Академия Google]

36. Sytze van Dam P, Aleman A. Инсулин – подобный фактору роста-I, познание и старение мозга. EUR J Pharmacol 200449087–95. [PubMed] [Google Scholar]

37. Ibáñez V, Pietrini P, Furey M. et al Метаболизм глюкозы в мозге в состоянии покоя не снижается у здоровых мужчин с нормальным артериальным давлением во время старения после коррекции атрофии головного мозга. Брэйн Рес Булл 200463147–154. [PubMed] [Google Scholar]

38. Элиас М., Салливан Л., Агостино Р. и др. Фрамингемский профиль риска инсульта и снижение когнитивных функций. Инсульт 200435404–409. [PubMed] [Google Scholar]

39. Lobo A, Launer L, Fratiglioni L, for the Neurologic Diseases in the Elderly Research Group et al Распространенность деменции и основных подтипов в Европе: совместное исследование популяционных когорт . Неврология 200054S4–S5. [PubMed] [Google Scholar]

40. Atwood L, Wolf P, Heard-Costa N. et al Генетическая изменчивость гиперинтенсивного объема белого вещества во Фремингемском исследовании. Инсульт 2004351609–1613. [PubMed] [Академия Google]

41. Petkov C, Wu C, Eberling J. et al Корреляты функции памяти у пожилых людей, проживающих в сообществе: важность гиперинтенсивности белого вещества. J Int Neuropsychol Soc 200410371–381. [PubMed] [Google Scholar]

42. Kuo H, Lipsitz L. Изменения белого вещества головного мозга и гериатрические синдромы: есть ли связь? Дж. Геронтол 200459A818–826. [PubMed] [Google Scholar]

43. Marstrand J, Garde E, Rostrup E. et al Церебральная перфузия и цереброваскулярная реактивность снижаются при гиперинтенсивности белого вещества. Инсульт 200233972–976. [PubMed] [Google Scholar]

44. Moody D, Thore C, Anstrom J. et al Количественное определение афферентных сосудов показывает снижение плотности сосудов головного мозга у субъектов с лейкоареозом. Радиология 2004233883–890. [PubMed] [Google Scholar]

45. Mezzapesa D, Rocca M, Pagini E. et al Доказательства тонких патологических изменений серого вещества у здоровых людей с неспецифической гиперинтенсивностью белого вещества. Арка Нейрол 2003601109–1112. [PubMed] [Академия Google]

46. Kövari E, Gold G, Herrmann F. et al Кортикальные микроинфаркты и демиелинизация значительно влияют на когнитивные функции при старении мозга. Инсульт 200435410–414. [PubMed] [Google Scholar]

47. Goldstein I, Bartzokis G, Guthrie D. et al Амбулаторное артериальное давление и атрофия головного мозга у здоровых пожилых людей. Неврология 200259713–719. [PubMed] [Google Scholar]

48. Taki Y, Goto R, Evans A. et al Морфометрия человеческого мозга на основе вокселей с возрастом и цереброваскулярными факторами риска. Neurobiol Aging 200425455–463. [PubMed] [Академия Google]

49. Финч С. Нейроны, глия и пластичность при нормальном старении мозга. Нейробиол Старение 200324S123–S127. [PubMed] [Google Scholar]

50. Кемперманн Г., Вискотт Л., Гейдж Ф. Функциональное значение нейрогенеза у взрослых. Curr Opin Neurobiol 200414186–191. [PubMed] [Google Scholar]

51. Ли Д., Сонг Х., Коламарино С. и др. Нейрогенез во взрослом мозге: новые стратегии лечения заболеваний центральной нервной системы. Annu Rev Pharmacol Toxicol 200444399–421. [PubMed] [Академия Google]

52. Риддл Д., Зоннтаг В., Лихтенвальнер Р. Пластичность микрососудов при старении. Старение Res Rev 20032149–168. [PubMed] [Google Scholar]

53. De Leeuw F, Barkhof F, Scheltens P. Болезнь Альцгеймера — один клинический синдром, два рентгенологических проявления: исследование артериального давления. J Neurol Neurosurg Psychiatry 2004751270–1274. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

54. Schneider J, Wilson R, Cochran E. et al Связь церебральных инфарктов с деменцией и когнитивной функцией у пожилых людей. Неврология 200311082–1088. [PubMed] [Академия Google]

55. Ланга К., Фостер Н., Ларсон Э. Смешанная деменция. ЯМА 20042922901–2908. [PubMed] [Google Scholar]

56. Fratiglioni L, Launer L, Anderson K, for the Neurologic Diseases in the Elderly Research Group et al Заболеваемость деменцией и основными подтипами в Европе: совместное исследование популяционных когорт . Неврология 200054S10–S15. [PubMed] [Google Scholar]

57. Голд Г. Переоценка роли сосудистых изменений в дифференциальной диагностике болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Евро Нейрол 199840121–129. [PubMed] [Google Scholar]

58. Torre J. Болезнь Альцгеймера как нозологический признак сосудистого заболевания. Инсульт 2002331152–1162. [PubMed] [Google Scholar]

59. Blauw G, Bollen E, Buchem M. et al Деменция в пожилом возрасте: клиническая конечная точка атеросклеротического заболевания. Европейское сердце J 2001 (дополнение 3) N16–N19. [PubMed]

60. Баркер В., Луис С., Кашуба А. и др. Относительная частота болезни Альцгеймера, тельца Леви, сосудистой и лобно-височной деменции и склероза гиппокампа в мозговом банке штата Флорида. Ассоциативная болезнь Альцгеймера 200216203–212. [PubMed] [Академия Google]

61. Sparks D, Scheff S, Liu H. et al Повышенная частота нейрофибриллярных клубков (NFT) у людей без деменции с гипертензией. J Neurol Sci 1995131162–169. [PubMed] [Google Scholar]

62. Джеллингер К. Болезнь Альцгеймера и цереброваскулярная патология: обновление. J Neural Trans 2002109813–836. [PubMed] [Google Scholar]

63. Бретелер М. Участие сосудов в снижении когнитивных функций и деменции. Энн Нью-Йорк, Академия наук, 2000

7–465. [PubMed] [Академия Google]

64. Ellis R, Olichney J, Thal L. et al Церебральная амилоидная ангиопатия головного мозга у пациентов с болезнью Альцгеймера: опыт CERAD, часть XV. Неврология 1996461592–1596. [PubMed] [Google Scholar]

65. Еллингер К., Миттер-Ферстл Э. Влияние цереброваскулярных поражений на болезнь Альцгеймера. Дж. Нейрол 20032501050–1055. [PubMed] [Google Scholar]

66. Lee J, Olichney J, Hansen L. et al Небольшие сопутствующие сосудистые поражения не влияют на скорость снижения когнитивных функций у пациентов с болезнью Альцгеймера. Арка Нейрол 2000571474–1479. [PubMed] [Google Scholar]

67. Стюарт Р. Сердечно-сосудистые факторы при болезни Альцгеймера. J Neurol Neurosurge Psychiatry 199865143–147. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

68. Rigaud S, Seux M, Staessen J. et al Церебральные осложнения гипертонии. J Hum Hypertens 200014605–616. [PubMed] [Google Scholar]

69. Schmidt R, Schmidt H, Fazekas F. Сосудистые факторы риска при деменции. Дж. Нейрол 200024781–87. [PubMed] [Google Scholar]

70. Xuereb J, Brayne C, Dufouil C. и др. Невропатологические данные у очень пожилых людей. Энн Нью-Йорк, Академия наук, 20001–496. [PubMed] [Google Scholar]

71. Wen W, Sachdev P. Топография гиперинтенсивности белого вещества на МРТ головного мозга у здоровых людей в возрасте от 60 до 64 лет. НейроИзображение 200322144–154. [PubMed] [Google Scholar]

72. Silver M, Newell K, Brady C. et al Различие между нейродегенеративным заболеванием и безболезненным старением: корреляция нейропсихологических оценок и невропатологических исследований у долгожителей. Психосом Мед 200264493–501. [PubMed] [Google Scholar]

73. Перлз Т. Долгожители, которые избегают деменции. Trends Neurosci 200427633–636. [PubMed] [Google Scholar]

74. Хоф П., Моррисон Дж. Старение мозга: морфомолекулярное старение корковых цепей. Trends Neurosci 200427607–613. [PubMed] [Google Scholar]

75. Arneiz E, Almkvist O, Ivnik R. et al Легкие когнитивные нарушения: межнациональное сравнение. J Neurol Neurosurg Psychiatry 2003751275–1280. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

76. Grundman M, Petersen R, Ferris S, для совместного исследования болезни Альцгеймера и др. Легкие когнитивные нарушения можно отличить от болезни Альцгеймера и нормального старения для клинических испытаний. Арка Нейрол 20046159–66. [PubMed] [Google Scholar]

77. Пфеффербаум А., Салливан Э., Кармелли Д. Морфологические изменения в структурах мозга по-разному зависят от связанных во времени воздействий окружающей среды, несмотря на сильную генетическую стабильность. Нейробиол Старение 200425175–183. [PubMed] [Академия Google]

78. Тетер Б., Финч К. Наследие Калибана и генетика старения нейронов. Trends Neurosci 200427627–633. [PubMed] [Google Scholar]

79. Мэттсон М., Чан С., Дуан В. Модификация старения мозга и нейродегенеративных расстройств с помощью генов, диеты и поведения. Физиол Ред. 200282637–672. [PubMed] [Google Scholar]

80. Shepherd J, Blauw G, Murphy M, от имени исследовательской группы PROSPER и др. Правастатин у пожилых людей с риском сосудистых заболеваний (PROSPER): рандомизированное контролируемое исследование. Ланцет 20021–8. [ПубМед]

81. Budge M, Johnston C, Hogervorst E. et al Общий гомоцистеин в плазме и когнитивные функции у пожилых добровольцев. Энн Нью-Йорк, Академия наук, 2000

7–410. [PubMed] [Google Scholar]

82. Йостен Э. Гомоцистеин, сосудистая деменция и болезнь Альцгеймера. Клиническая химическая лабораторная медицина 200139717–720. [PubMed] [Google Scholar]

83. Sastre A, Grimley Evan J. Влияние лечения сахарного диабета II типа на развитие когнитивных нарушений и деменции. Кокрейновская библиотека. Issue 2. Oxford: Update Software, 2003

84. Fontbonne A, Berr C, Ducimetiere P. et al. исследование старения. Лечение диабета 200124366–370. [PubMed] [Google Scholar]

85. Брюс Д., Кейси Г., Грейндж В. и др. Когнитивные нарушения, инвалидность и симптомы депрессии у пожилых пациентов с диабетом: исследование Фримантла при диабете. Диабет Res Clin Pract 20036159–67. [PubMed] [Google Scholar]

86. Принс Н., Ден Хейер Т., Хофман А. и др. Гомоцистеин и когнитивные функции у пожилых людей. Неврология 2002591375–1380. [PubMed] [Google Scholar]

87. Kado D, Karlamangla A, Huang M. et al Гомоцистеин в сравнении с витаминами фолиевой кислотой, B6 и B12 как предикторы когнитивной функции и снижения у пожилых высокофункциональных взрослых: исследования Макартура успешного старения. Am J Med 2005118161–167. [PubMed] [Академия Google]

88. Otsuka M, Yamaguchi K, Ueki A. Сходства и различия между болезнью Альцгеймера и сосудистой деменцией с точки зрения питания. Энн Нью-Йорк, Академия наук, 2002977155–161. [PubMed] [Google Scholar]

89. Mattson M. Будет ли ограничение калорийности и фолиевая кислота защищать от AD и PD? Неврология 200360690–695. [PubMed] [Google Scholar]

90. Barja G. Свободные радикалы и старение. Trends Neurosci 200427595–600. [PubMed] [Google Scholar]

91. Bodles A, Barger S. Цитокины и старение мозга — то, о чем мы не знаем, может нам помочь. Trends Neurosci 200427621–626. [PubMed] [Академия Google]

92. He K, Song Y, Daviglus M. et al Потребление рыбы и частота инсультов. Метаанализ когортных исследований. Инсульт 2004351538–1542. [PubMed] [Google Scholar]

93. Занди П., Энтони Дж., Хачатурян А., для исследовательской группы округа Кэш и др. Снижение риска болезни Альцгеймера у пользователей антиоксидантных витаминных добавок. Арка Нейрол 20046182–88. [PubMed] [Google Scholar]

94. Макдэниел М., Майер С., Эйнштейн Г. «Специфические для мозга» питательные вещества: лечение памяти? Питание 200319957–965. [PubMed] [Google Scholar]

95. Heijer T, Vermeer S, Dijk E. et al Потребление алкоголя в связи с результатами магнитно-резонансной томографии головного мозга у пожилых людей без деменции. Ам Дж. Клин Нутр 200480992–997. [PubMed] [Google Scholar]

96. Mukamal K, Kuller L, Fitzpatrick A. et al Проспективное исследование потребления алкоголя и риска развития деменции у пожилых людей. ЯМА 20032891405–1413. [PubMed] [Google Scholar]

97. Руйтенберг А., Свитен Дж., Виттеман Дж. и др. Потребление алкоголя и риск развития деменции: исследование в Роттердаме. Ланцет 2002359281–286. [PubMed] [Google Scholar]

98. Larrieu S, Letenneur L, Helmer C. et al Факторы питания и риск развития деменции в продольной когорте PAQUID. J Nutr Health Aging 20048150–154. [PubMed] [Google Scholar]

99. Крамер А., Хан С., Коэн Н. и др. Старение, фитнес и нейрокогнитивные функции. Природа 1999400418–419. [PubMed] [Академия Google]

100. Colcombe S, Erickson K, Raz N. et al Аэробика снижает потерю мозговой ткани у стареющих людей. Дж. Геронтол 200358A176–180. [PubMed] [Google Scholar]

101. Piguet O, Grayson D, Broe A. et al Нормальное старение и исполнительные функции у «старых-старых» жителей сообщества плохая работа не является неизбежным результатом. Int Psychogeriatr 200214139–159. [PubMed] [Google Scholar]

102. Shenkin S, Bastin M, MacGillivray T. et al Детство и текущие когнитивные функции у здоровых 80-летних: исследование DT-MRI. НейроОтчет 200314345–349. [PubMed] [Google Scholar]

103. Staff R, Murray A, Deary I. et al Что обеспечивает церебральный резерв? Мозг 20041271191–1199. [PubMed] [Google Scholar]

104. Грин С., Кэй Дж., Болл М. Исследование старения мозга в штате Орегон: нейропатология, сопровождающая здоровое старение у самых пожилых людей. Неврология 200054105–121. [PubMed] [Google Scholar]

105. Rabbitt P, Chetwynd A, McInnes L. Умный мозг стареет медленнее? Дальнейшее исследование результата монахини. бр дж психол 20039463–71. [PubMed] [Google Scholar]

106. Hertzog C. Подтверждают ли продольные данные теории когнитивного старения, полученные на основе перекрестных данных? В: Диксон Р., Бекман Л., Нильссон Л., ред. Новые рубежи в когнитивном старении. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2004–41–64.

11 забавных фактов о вашем мозге

Здоровые советы

Опубликовано в октябре 2019 г.

3 фунта замечательной материи

Мозг, состоящий из миллиардов нейронов (или нервных клеток), соединенных триллионами соединений, называемых синапсами, является одним из самых сложных и увлекательных органов в вашем теле. Поддержание вашего мозга здоровым и активным жизненно важно. Узнайте, насколько это мощно, с этими интересными фактами.

  1. Шестьдесят процентов человеческого мозга состоит из жира . Мало того, что это самый жирный орган в человеческом теле, эти жирные кислоты имеют решающее значение для работы вашего мозга. Убедитесь, что вы правильно подпитываете его здоровыми, стимулирующими работу мозга питательными веществами.
  2. Ваш мозг не полностью сформирован до 25 лет. Развитие мозга начинается с задней части мозга и продвигается вперед. Поэтому ваши лобные доли, отвечающие за планирование и рассуждение, в последнюю очередь укрепляют и структурируют связи.
  3. Объем памяти вашего мозга считается практически безграничным. Исследования показывают, что человеческий мозг состоит примерно из 86 миллиардов нейронов. Каждый нейрон образует соединения с другими нейронами, что может составить до 1 квадриллиона (1000 триллионов) соединений. Со временем эти нейроны могут объединяться, увеличивая емкость памяти. Однако, например, при болезни Альцгеймера многие нейроны могут быть повреждены и перестать работать, что особенно влияет на память.
  4. Мозговая информация распространяется со впечатляющей скоростью 268 миль в час. При стимуляции нейрон генерирует электрический импульс, который передается от клетки к клетке. Нарушение этой регулярной обработки может вызвать эпилептический припадок.
  5. В среднем ваш спинной мозг перестает расти в возрасте 4 лет. Ваш спинной мозг, состоящий из пучка нервной ткани и опорных клеток, отвечает за отправку сообщений из мозга по всему телу.
  6. Спинной мозг является основным источником связи между телом и головным мозгом. БАС, или боковой амиотрофический склероз, вызывает гибель нейронов в головном и спинном мозге, влияя на контролируемое движение мышц. Другим заболеванием, поражающим как головной, так и спинной мозг, является рассеянный склероз (РС). При рассеянном склерозе иммунная система атакует защитный слой, покрывающий нервные волокна, вызывая проблемы со связью между мозгом и телом.
  7. Это миф, что вы используете только 10 процентов своего мозга. Вы на самом деле используете все это. (Да, даже когда вы спите.) Неврологи подтверждают, что ваш мозг всегда активен.
  8. Человеческий мозг весит 3 фунта. (Это примерно столько же, сколько полгаллона молока.) Однако размер не всегда означает интеллект. Мужчины, как правило, имеют больший мозг, чем женщины.
  9. Заморозка мозга на самом деле является клиновидно-небной ганглионевралгией. Эта боль возникает при воздействии холода на рецепторы внешней оболочки головного мозга, называемые мозговыми оболочками. Холод вызывает расширение и сужение артерий, вызывая быстро возникающую головную боль.
  10. Кусочек мозговой ткани размером с песчинку содержит 100 000 нейронов и 1 миллиард синапсов. Однако повреждение нейронов может иметь серьезные последствия. Во время инсульта, например, кровь не может доставить кислород к мозгу. В результате клетки мозга могут умереть, а способности в этой конкретной области мозга могут быть потеряны. Точно так же болезнь Паркинсона возникает, когда клетки части вашего мозга, называемой черной субстанцией, начинают умирать.
  11. Человеческий мозг может генерировать около 23 Вт энергии (достаточно для питания лампочки). Вся эта сила требует столь необходимого отдыха. Адекватный сон помогает поддерживать пути в вашем мозгу. Кроме того, лишение сна может увеличить накопление белка в вашем мозгу, связанного с болезнью Альцгеймера.

У вашего мозга большая работа. Обязательно позаботьтесь об этом.

Вам также может понравиться

Здоровые советы

подробнее о Карта вашего позвоночника [инфографика]

Карта вашего позвоночника [инфографика]

Ваш позвоночник состоит из 33 позвонков, которые разделены на пять секций, которые поддерживают все ваше тело.

arrow_forward Читать далее

Здоровые советы

подробнее о Советы по жизни с диабетом

Советы по жизни с диабетом

Знание уровня сахара в крови является ключом к вашему здоровью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *