Мотивы человека могут изменяться: Тема 3.3 Мотивация

Тема 3.3 Мотивация

3.3.1. Сущность мотивации

3.3.2. Мотивационный процесс

3.3.3. Теории мотивации

Выводы

Контрольные вопросы

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации.

Мотивация — это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Существуют различные способы мотивации, из которых назовем следующие:

  1. Нормативная мотивация

    – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.;

  2. Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

  3. Стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ – стимулирование – косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов.

Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

  • что в деятельности человека находиться в зависимости от мотивационного воздействия.

  • каково соотношение внутренних и внешних сил;

  • как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

Прежде чем приступить к рассмотрению этих вопросов,

остановимся на уяснении смысла основных понятий, которые будут использованы в дальнейшем.

Потребности — это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и “требует” своего

устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняют. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Мотив

— это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. в частности если мотив вызывает действия по устранению потребности то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию- человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. поэтому

мотивационная структура человек может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий.

Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

Мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

В зависимости от того что преследует мотивирование, какие, задачи оно решает можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том. что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо Знать то какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: “Я даю тебе что ты хочешь, а ты даешь мне что я хочу”. Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивирования не сможет состояться. Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действии человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективном управлению человеком.

Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими членами.

Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике управления прогрессивно управляемыми организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей “раздражения”, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.

Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика.

Однако очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избрать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и не однозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование — это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, Осуществляя необходимые действия не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.

Если посмотреть, на что в деятельности человека оказывает воздействие мотивация, то выяснится, что это следующие характеристики деятельности:

  • усилие;

  • старание;

  • настойчивость;

  • добросовестность;

  • направленность.

Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия. Он может работать в полную силу, а может работать в полсилы. Также он может стремиться брать работу полегче, а может браться за сложную и тяжелую работу, выбирать решение попроще, а может искать и браться за сложное решение. Все это отражает то, какие усилия готов затрачивать человек. И зависит это от того, на- сколько он смотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.

Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в организации. Одному может быть 6езразлично качество его труда, другой может стремиться делать все наилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивать от работы, стремиться к повышению квалификации, совершенствованию своих способностей работать и взаимодействовать с организационным окружением.

Третья характеристика деятельности, на которую влияет мотивация, состоит в настойчивости продолжать и развивать начатое дело. Это очень важная характеристика деятельности, так как часто встречаются люди, которые быстро теряют интерес к начатому делу. И даже если они имели очень хорошие результаты деятельности в начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости может привести к тому, что они сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя свою роль на существенно более низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие настойчивости сказывается также негативно на доведении дела до конца. Работник может выдвигать прекрасные идеи и ничего не делать для их выполнения, что на практике будет оборачиваться для организации упущенными возможностями.

Добросовестность при исполнении работы, означающая ответственное осуществление работы, с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм, для многих работ является важнейшим условием их успешного выполнения. Человек может обладать хорошей квалификацией и знанием, быть способным и созидательным, много работать. Но при этом он может относиться к своим обязанностям “спустя рукава”, безответственно. И это может сводить на нет все положительные результаты его деятельности. Руководство организации должно хорошо представлять себе это и стараться таким образом строить систему мотивирования, чтобы она развивала у сотрудников эту характеристику их поведения.

Направленность как характеристика деятельности человека указывает на то, к чему он стремится, осуществляя определенные действия. Человек может выполнять свою работу потому что она приносит ему определенное удовлетворение (моральное или материальное) , а может делать ее потому, что он стремиться помочь своей организации добиться ее целей. Для управления очень важно знать направленность действий человека, однако не менее важно также уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении определенных целей.

Классификация мотивов потребителя | Высокий брендинг. Тамберг & Бадьин

Классификация мотивов потребителя

Потребность маркетолога в знаниях из области психологии бесспорна. В современном мире, рост конкуренции вынуждает все ближе изучать своего потребителя, подстраиваться под его желания, говорить в рекламе на его «языке». В противном случае, человек не захочет выделить конкретное сообщение из того информационного шума, который окружает его в повседневной жизни. В результате, рекламный бюджет будет израсходован впустую, а товар или услуга так и не найдут своего покупателя.

Ключевым моментом в изучении потребителя, создании адекватного товарного предложения и разработки коммуникационной стратегии является необходимость классификации мотивов потребителя. Очевидно, что товар или услуга, чтобы быть потенциально востребованными на рынке, должны опираться на актуальные или потенциально актуальные потребности человека. Исходя из картины имеющихся мотивов можно создавать карты рынка с расположением игроков не с точки зрения наших пожеланий но с точки зрения восприятия потребителя, исходя из возможных мотивов нужно создавать рекламу и точно также проверять ее на работоспособность: если сообщение не опирается на значимый для потребителя мотив, то глупо ждать что потребитель как-то отреагирует на такое сообщение.

Однако, как оказалось, все имеющиеся классификации мотивов человека совершенно непригодны для практического использования в маркетинге. Основные недостатки видны невооруженным глазом: чрезмерная абстрактность и наличие отвлеченных мотивов, не играющих никакой роли в процессе принятия решения о покупке. Даже концепция SABONE (безопасность (Securite), привязанность (Аffection), комфорт (Вien etre), гордость (Оrgueil), новизна (Nouveaute) Ж. Ф. Кролар, Франция, 1966 г.), созданная специально для анализа мотивов потребителя, является далеко не всеобъемлющей, не учитывающей всех основных мотивов в области именно потребления.

«Любимцем публики» в этой сфере был и остается Абрахам Маслоу со своей иерархичной моделью, но ее абстрактность едва ли делает эту модель эффективным инструментом планирования маркетинговой деятельности. В результате, маркетологи полюбили пирамиду, нарисованную последователями ученого не как средство достижения маркетинговых целей, но как способ постфактум оправдать успех или неудачу (статья авторов «Анти-Маслоу или еще раз о потребностях»). Вообще, оправдать можно практически все на свете, но мы все же нуждаемся в четкой основе для планирования действий а не в сборнике поводов для самооправдания. В результате, мы пришли к необходимости описания собственной классификации мотивов, «заточенной» под конкретные маркетинговые задачи.

Мы достаточно долгое время придерживались классификации мотивационных типов, выдвинутой Ш.Шварцем и В.Билски, однако неизбежно пришли к тому же выводу о неудобстве применения данной модели на практике. Эта концепция хорошо позволяет понять некоторые аспекты человеческой природы, но ее абстрактность со временем стала для нас серьезным препятствием. В итоге, родилась следующая классификация мотивов, которая, как нам видится, лишена многих недостатков предшествующих вариантов, а главное – она интуитивно понятна и помогает выделить базовые мотивы потребления для практически любого рынка.

Человеком вообще движут многие силы и стремления, но нас в данном случае, интересуют только мотивы, имеющие отношение к процессу принятия решения о покупке без привязки к конкретному рынку. Кроме того, мы избегаем деления мотивов на положительные и отрицательные, приемлемые или нет, и какого-либо их ранжирования. Иерархия мотивов для каждого человека может изменяться, также может варьироваться и форма их проявления. Но в наличии они есть у всех и всегда (разве кроме узкой группы религиозных фанатиков или людей «не от мира сего», но обе категории едва ли могут быть перспективной целевой аудиторией).

Мы обнаружили 8 базовых мотивационных целей, ведущих к потреблению. На некоторых рынках актуальны почти все из них, на некоторых – не более двух. Но какой-то мотив присутствует всегда: потребитель не покупает ничего, не имея на то причин.

1. Безопасность

Данная мотивационная цель (или мотивационная категория) включает в себя все аспекты безопасности – от безопасности пищевой до общественной. Человека окружает масса опасностей, избежать большинства которых практически невозможно. Можно сказать, что только этот факт уже ставит крест на концепции А. Маслоу, воплощенной в «пирамидке» : так как потребность «низкого уровня» не может быть удовлетворена, то «вышележащие» потребности даже не будут затронуты. Даже если человек в целом обезопасил себя в в какой-либо сфере свой жизнедеятельности, ситуация опасности достаточно легко создается в другой области. Побеждены «вредные» бактерии на кухне – появилась проблема аллергии, вредного электромагнитного излучения от сотовых телефонов, генетически модифицированные продукты и прочие напасти, которыми жизнь нас снабжает в избытке.

2. Доминирование

Каждый человек стремится в чем-то превзойти окружающих, стать лучше, выше, сильнее, абстрактно «круче», приобрести власть и влияние, пусть он в этом боится признаваться даже самому себе. Знакомых с этологией людей сей факт нисколько не удивит – это один из основных инстинктов человека, доставшийся нам от далеких волосатых предков. Формы реализации данного базового мотива очень широки – от банального карьеризма и агрессивного стремления разбогатеть любой ценой до невинного желания быть «не таким как все», ведь когда человек заявляет «я особенный», он тем самым хочет сказать: «я выше вас, я лучше обычных людей». Признак, объединяющий все варианты реализации этого мотива достаточно прозрачен: быть выше, доминировать над «серой массой», быть лучшим, сильным, успешным.

3. Секс

Инстинктивное стремление к продолжению своего рода человеческое существо мощью своего интеллекта развило до уровня, охватывающего почти все сферы жизни. Сила этого мотива колоссальна, что не проходит мимо специалистов: сексуальные мотивы в рекламе – одни из самых часто используемых, но все равно продолжающих оставаться актуальными. К этому мотиву можно отнести не только желание быть сексуально привлекательным, сюда можно отнести большинство естественных и насаждаемых моделей полового поведения, романтическое чувство и многое другое

4. Принадлежность

На первый взгляд, этот тип может показаться антагонистичным «доминированию». Однако, очень часто, принадлежность прекрасно уживается со стремлением доминировать: принадлежать к элите. Сюда относится и стремление получить одобрение группы, с которой человек хочет себя соотносить, мнение референтной группы и многое другое. На этот мотив во многом опирается феномен моды. В ряде случаев, принадлежность лишена компоненты доминирования: проявления патриотических чувств, понятие справедливости, стремление избежать одиночества и многое другое.

5. Экономия

Человек всегда испытывает потребность в экономии своих усилий и ресурсов, в какой-то мере это можно охарактеризовать как самосохранение. Купить что-то подешевле, затратить меньше усилий выполняя какую-то работу, отдыхать, беречь себя и многое другое. Лень вообще- двигатель прогресса и очень важный мотив потребления. Всевозможные предложения о скидках, бонусах, розыгрыше призов опираются именно на эту мотивационную категорию.

6. Исследование

Любой ребенок с раннего детства начинает процесс познания мира и самого себя. Даже самый нелюбопытный человек испытывает интерес к чему-то, что составляет важную часть его жизни. Вариантов реализации этого мотива также огромное количество – от потребности в профессиональной информации до духовных практик с целью «познать себя», от путешествий до интереса к новинкам на прилавке, от экстремальных видов спорта, опирающихся на желание познать свои возможности, испытать себя, до вуайеризма, эксплуатируемого всевозможными реалити-шоу и «желтой» прессой.

7. Гедонизм

Каждое живое существо, которое может испытывать удовольствие, будет к нему стремиться. Человек же, существо с высокоразвитым интеллектом и чувственной сферой, за время развития цивилизации создал огромное количество способов доставить себе наслаждение. Сфера мотива также широка – от чревоугодия и сексуального удовлетворения до возвышенного культурного или интеллектуального наслаждения, которое приносит музыка или хорошая книга. Ключевое понятие, в любом случае –получение удовольствия, наслаждения от обладания, использования или знакомства с предметом.

8. Забота

Последний по списку но не последний по важности мотив человека. Так сложилось, что человек может испытывать разнообразные теплые чувства и всячески заботиться об объектах своих теплых чувств: о своих детях, членах семьи, домашних животных, просто близких людях или тех, кто волею судеб стал таковыми. В отдельных случаях, это стремление может распространиться на значительную социальную группу, выделенную по какому-то макропризнаку, людей терпящих нужду (жителей «развивающихся» стран) или испытывающих потребность в помощи (жертв стихийных бедствий).

Как могут увидеть многие, а возможно и все данные мотивационные категории опираются на ряд базовых инстинктов человека, из этого следует ряд особенностей:

  • Данные мотивы не могут быть иерархично расположены в зависимости от своей важности, как не могут быть расположены и сами инстинкты: они присутствуют всегда и у каждого человека, и включают стратегии поведения, адекватные текущей ситуации. Отклонения от данного принципа легко нивелируются рекламным воздействием.
  • Исследования базовых мотивов для планирования маркетинговых действий зачастую не имеют смысла: многие мотивы являются неосознаваемыми людьми, при попытках выяснить причины инстинктивно обусловленного поведения, неочевидные для респондента, можно получить лишь подгонку под ответ но никак не информацию, которой можно оперировать.
  • Данную классификацию практически невозможно изобразить в виде плоской графической модели, мотивационные категории имеют слишком много точек пересечения и влияния друг на друга.

Описанные выше мотививационные категории при желании раскладываются на сотни, возможно даже тысячи составляющих – частных мотивов, существуют немало мотивов пограничных, находящихся на стыке разных мотивационных категорий, к тому же частные мотивы легко комбинируются друг с другом, увеличивая и без того огромное число вариаций. Однако, в конечном счете, каждый частный мотив, ведущий к потреблению, можно отнести к какой-либо из базовых мотивационных категорий, обозначенных авторами, отсюда можно вывести простой но действенный способ проверки эффективности как рекламных мероприятий, так и более широкой деятельности по созданию и управлению брендами. Каждый бренд, каждое рекламное сообщение должно четко соотноситься с какой-либо мотивационной категорией, все товары, выпускаемые под каким-то брендом обязаны удовлетворять какую-либо из потребностей, которую можно отнести к какому-либо из мотивационных категорий. Притом это соответствие должно быть постоянным, неменяющимся во времени, смена мотивационной категории на которую опирается рекламная стратегия бренда и сам бренд, то есть ребрендинг – вещь опасная и непредсказуемая, а стабильный успех может быть достигнут только стабильным воздействием на одну и ту же ценность, принадлежащую одной мотивационной категории. (Напоминаем, бренд это коммерческий стереотип, причина покупки бренда не должна меняться).

Как правило, рынки имеют множественные мотивы, и использование данной классификации значительно облегчает анализ рынка на предмет занятых и незанятых ниш. Для примера можно взять рынок продуктов питания, одежды и автомобилей и найти хоть по одной актуальной ценности из каждой мотивационной категории.

Мотив: Безопасность:

Продукты: экологическая безопасность, способ достижения здоровья.

Автомобили: безопасность передвижения

Одежда: защита от негативных воздействий – холода, механического воздействия (спецодежда от мотоциклетной до бронежилетов) и т.п.

Мотив: Доминирование

Продукты: «статусность», элитарность. Деликатесы, спиртное и многое другое.

Автомобили: демонстрация высокого социального статуса (представительский класс), превосходство на дороге (спортивные модели).

Одежда: демонстрация высокого статуса («статусные» марки).

Мотив: Секс

Продукты: диетические, как способ добиться сексуальной привлекательности.

Автомобили: дорогие или спортивные модели как способ подчеркнуть сексуальную привлекательность

Одежда: способ добиться сексуальной привлекательности основной мотив на рынке, по умолчанию присутствует почти у всех марок почти всех категорий.

Мотив: Принадлежность

Продукты: соответствие уровню потребления, бренд- лидер, то, что покупают все.

Автомобили: принадлежность к какому-либо соц.слою. Встречается в основном в комбинации с другими (принадлежность к элите). Иногда, чувство принадлежности возникает постфактум: клубы любителей Porsche, BMW, и т.п.

Одежда: принадлежность к соц.группе, будь то «экстремалы» или «бизнес-леди».

Мотив: Экономия

Продукты: больше за меньшие деньги, дешевизна, экономия времени и сил.

Автомобиль: экономичность.

Одежда: износостойкость, оптимальное соотношение ценакачество

Мотив: Исследование

Продукты: Новизна.

Автомобиль: Способность добраться до труднодоступных мест. (Большинство внедорожников)

Одежда: Способность помочь в исследовании мира, к примеру одежда для путешествий.

Мотив: Гедонизм

Продукты: самый распространенный мотив — наслаждение вкусом. Присутствует как правило по умолчанию почти во всех товарных категориях.

Автомобиль: комфорт, удовольствие от вождения.

Одежда: удобство.

Мотив: Забота

Продукты питания: забота о здоровье, о детях.

Автомобиль: семейные минивэны – забота об удобстве семьи.

Одежда: забота о детях, забота о здоровье.

Данная классификация не претендует на всесторонность, глобальные исследования человеческой природы не является основной целью маркетинга, нас, как создателей, интересовало лишь описание процесса потребления, достаточно общее обозначение базовых категорий мотивов, и мы считаем цель достигнутой. Мы отдаем себе отчет в том, что традиционная психология с легкостью опровергнет наши выводы. Однако, не стоит забывать один фактор, никак не рассматриваемый психологией, но очень важный в контексте маркетинга: потребитель принимает решение о покупке не на кушетке психоаналитика, а в своей повседневной деятельности, находясь под постоянным рекламным прессингом. Выбор потребителя не доброволен, но осуществляется по принуждению. И маркетингу, в наше время жесткой конкуренции, необходимо не только изучать некоторые врожденные или приобретенные склонности человека (которые, бесспорно, имеются) но и потенциал использования других, а не только явно демонстрируемых доминирующих мотивов. И в этом контексте, данная классификация и данный подход значительно ближе к реальному положению дел, нежели результаты самых сложных исследований по психографическому сегментированию потребительской аудитории.

Предложенная классификация позволяет понять базовые мотивы потребления практически на всех рынках, найти незанятые ниши, образованные актуальными мотивами, послужить основой для планирования более глубокого изучения частных мотивов, значимых для потребителя в каждом конкретном контексте, и в итоге, создать предложение, которое с большой долей вероятности, найдет отклик во внутреннем мире потребителя.
Опубликовано Marketing.spb.ru, e-xecutive.ru, Iteam.ru, 4p.ru

This entry was posted in Старые статьи and tagged Мотивация, Потребитель. Bookmark the permalink. or leave a trackback: Trackback URL.

Этапы перемен Модель

Посмотрим правде в глаза. Избавление от зависимости – непростая задача. На самом деле любые изменения обычно вызывают стресс и дискомфорт. Независимо от того, попытается ли кто-то выздороветь естественным путем или получит помощь, «что-то» должно измениться. Другими словами, «что-то» должно заставить их уйти от зависимости и выздороветь. Это «что-то» и есть мотивация к изменению.

В этом тематическом центре о зависимостях мы подчеркивали, что выздоровление в основном зависит от мотивации к изменению. В какой-то момент жизни каждого зависимого человека наступает момент, когда он понимает, что ему нужно измениться. Разница между теми, кто успешно вносит необходимые изменения, и теми, кто этого не делает, сводится к мотивации. Поскольку мотивация так важна для выздоровления, как терапевтам, так и участникам терапии важно понимать мотивацию изменений. Это включает в себя понимание степени мотивации; тип мотивации; а также понимание различных способов повышения мотивации. Когда люди достаточно мотивированы, они могут меняться и действительно меняются.

Большинство из нас понимает, что изменение — это не событие, которое происходит внезапно. Скорее, это процесс, который постепенно разворачивается во времени. По мере того, как этот процесс начинает разворачиваться, мотивация человека меняется. Наиболее популярной моделью для обсуждения мотивации к изменениям является Модель стадий изменений, разработанная Джеймсом Прочаской, доктором философии. и Карло ДиКлименте, доктор философии. Их работа началась в конце 1970-х, когда они заинтересовались тем, как люди меняются. Они разработали, протестировали и усовершенствовали модель этапов изменений. Эта модель является одной из наиболее широко используемых и признанных моделей в области лечения зависимости.

В «Изменении к лучшему» (1994) Прочаска и ДиКлементе описывают шесть стадий изменения:

Исследуйте свои возможности сегодня издержки их зависимости. Однако они не считают их столь значительными по сравнению с преимуществами. Конечно, другие могут смотреть на эту ситуацию по-другому. Характерными чертами этой стадии являются отсутствие интереса к изменениям и отсутствие плана или намерения измениться. Мы можем описать этого человека как неосведомленного.

Стадия №2: Созерцание

Люди на стадии созерцания осознают проблемы, связанные с их поведением. Однако они неоднозначно относятся к тому, стоит ли что-то менять. Характеристики этого этапа: изучение потенциала изменений; желание перемен, но отсутствие уверенности и стремления изменить поведение; и иметь намерение измениться в неопределенный момент в будущем. Мы можем описать этого человека как знающего и открытого для изменений.

Между этапами 2 и 3: принято решение. Люди приходят к выводу, что негативы в их поведении перевешивают позитивы. Они решают изменить свое поведение. Они берут на себя обязательство измениться. Это решение представляет собой событие, а не процесс.

Этап №3: Подготовка

На этом этапе люди берут на себя ответственность изменить свое поведение. Они оценивают и выбирают методы изменения поведения. Характеристики этого этапа включают: разработку плана необходимых изменений; укрепление уверенности и стремления к изменениям; и имея намерение измениться в течение одного месяца. Мы можем описать этого человека как человека, желающего измениться и ожидающего выгод от изменений.

Стадия #4: Действие

На этой стадии люди предпринимают самостоятельные усилия по изменению поведения, приобретая новые идеи и развивая новые навыки. Хотя эти усилия по изменению являются самостоятельными, можно обратиться за помощью извне. Это может включать реабилитацию или терапию. Характеристики этой стадии включают: сознательный выбор нового поведения; научиться преодолевать склонности к нежелательному поведению; и участие в действиях по изменению менее шести месяцев. Мы можем описать этого человека как человека, с энтузиазмом принимающего изменения и набирающего обороты.

Стадия #5: Поддержание

Люди на стадии поддержания овладели способностью поддерживать новое поведение с минимальными усилиями. У них выработались новые модели поведения и самоконтроля. Характеристики этого этапа включают в себя: сохранение бдительности в ситуациях высокого риска; уделение особого внимания предотвращению рецидивов; и поведенческие изменения, которые сохранялись шесть месяцев. Мы можем описать этого человека как настойчивого и консолидирующего свои усилия по изменению. Они интегрируют изменения в образ жизни.

Стадия #6: Прекращение

На завершающем этапе люди приняли новый образ себя, соответствующий желаемому поведению и образу жизни. Они не реагируют на искушение в любой ситуации. Характеристики этого этапа включают: уверенность; наслаждаясь самообладанием; и признание более здоровой и счастливой жизни. План предотвращения рецидивов превратился в стремление к осмысленному и здоровому образу жизни. Таким образом, возвращение к прежнему образу жизни становится почти немыслимым.

Примечание. Возврат к предыдущей стадии может произойти в любом месте во время этого процесса. Например, кто-то на стадии действия может вернуться к стадии созерцания или до созерцания.

Приложение Myndfulness

Разработано, чтобы ежедневно помогать вам чувствовать себя лучше ation: The Drive to Change

Согласно исследованию Dr. Андерс Эрикссон, мотивация является наиболее важным предиктором успеха.

Проще говоря, доктор Эрикссон обнаружил, что специалисты во многих сферах жизни, будь то спорт, музыка, шахматы, танцы или бизнес, посвятили своему ремеслу больше всего часов. Он придумал фразу: «Чтобы стать экспертом, нужно 10 лет и 10 000 часов».

Другое исследование показало, что чем дольше кто-то занимается карьерой, тем менее важной становится врожденная способность (т. е. интеллект) и тем более важной становится мотивация. Другими словами, самые успешные люди просто продолжают работать дольше, чем другие.

Почему связь между мотивацией и успехом так прочна? Потому что высокая мотивация обеспечит полную подготовку, которая, в свою очередь, обеспечит максимальную производительность и результаты.

Та же самая концепция мотивации применима и к изменениям в вашей жизни. Реальность такова, что измениться сложно, потому что, по всей вероятности, вы долгое время были таким, какой вы есть сейчас, и ваши привычки глубоко укоренились. Ваша способность находить и поддерживать мотивацию для значимых и долгосрочных изменений в конечном итоге определит, сможете ли вы избавиться от давних привычек и шаблонов.

Определение мотивации

Давайте сначала рассмотрим, что такое мотивация с практической точки зрения. Мотивацию можно определить следующими способами:

  • Внутреннее или внешнее побуждение, побуждающее человека к действию;
  • Способность инициировать и упорно идти к выбранной цели;
  • Вкладывать 100 процентов своего времени, усилий, энергии и внимания в достижение цели;
  • Способность добиваться изменений перед лицом препятствий, скуки, усталости, стресса и желания заниматься другими делами;
  • Решимость сопротивляться укоренившимся и нездоровым шаблонам и привычкам;
  • Делать все возможное, чтобы внести желаемые изменения в свою жизнь.

Воздействие мотивации

Одно дело сказать, что вы мотивированы на изменения и достижение своих целей; совсем другое дело, когда эта мотивация превращается в реальные действия для достижения этих целей.

Мотивация так важна, потому что она влияет на каждый аспект ваших усилий по изменению:

  • Подготовка к внесению изменений;
  • Терпение в том, чтобы дать себе время, чтобы изменения произошли;
  • Настойчивость, когда старые привычки и шаблоны сопротивляются вашим усилиям;
  • Настойчивость в преодолении препятствий и неудач;
  • Образ жизни, поддерживающий изменения;
  • Окончательное достижение желаемых изменений.

Мотивационная матрица

У каждого человека есть своя мотивация, которая побуждает его к достижению целей изменений. Мотивационная матрица разбивает мотивацию на два измерения: внутреннее и внешнее и положительное и отрицательное.

Полученные четыре квадранта могут обеспечить мотивацию, но приведут к разным результатам и опыту.

  • Внутренний положительный: вызов, желание, страсть, удовлетворение, самоутверждение (вероятный результат: успешное изменение, удовлетворение).
  • Внешний положительный: признание и оценка со стороны других, финансовое вознаграждение (вероятный результат: некоторые изменения, частичное удовлетворение, зависимость от других в отношении постоянных изменений и хороших чувств).
  • Внутренне-негативный: угроза, страх неудачи, неадекватность, незащищенность (вероятный результат: некоторые изменения, возможный рецидив).
  • Внешне-негативный: Страх потери работы или отношений, недостаточное уважение со стороны других, финансовое или социальное давление, давление со стороны значимых других, нестабильная жизнь (вероятный результат: некоторый успех, высокий риск рецидива).

Очевидно, что идеальным типом мотивации является внутренняя положительная, потому что мотивация исходит из места силы и безопасности. В то же время было проведено исследование, которое показало, что многие успешные люди движутся к достижению своих целей из-за неуверенности, предполагая, что внутренняя негативная или внешняя негативная мотивация может привести к изменениям (хотя и редко к счастью).

Как вы думаете, к какому квадранту вы принадлежите? Если вы не находитесь во внутреннем позитивном квадранте, возможно, вы захотите переоценить свои мотивы и работать над этим местом в матрице.

Усилия и цели

При прочих равных условиях, что бы вы ни вложили в свои усилия по изменению, вы получите от них то, что вам нужно. Проблема, которую я вижу у многих людей, которые говорят, что хотят измениться, — это несоответствие между их усилиями и их целями. Люди говорят, что действительно хотят измениться, но их усилия не отражают заявленную мотивацию. Это говорит мне о том, что часто существует разрыв между целями многих людей и усилиями, которые они прилагают для достижения этих целей.

Легко сказать, что ты хочешь измениться. Реально реализовать это гораздо сложнее. Если у вас такое разъединение, у вас есть два варианта. Вы можете либо понизить свои цели изменений, чтобы они соответствовали вашим усилиям, либо вы можете увеличить свои усилия, чтобы они соответствовали вашим целям. Нет правильного выбора. Но если вы действительно заинтересованы в переменах, вам лучше убедиться, что вы выполняете работу, необходимую для достижения своих целей.

The Grind

Сложность внесения изменений означает, что вы, вероятно, будете прикладывать усилия, которые выведут вас далеко за пределы того, что приносит вам вдохновение или удовольствие.

Этот перекресток я называю Измельчением, которое начинается, когда действия, необходимые для осуществления значимых изменений, становятся напряженными, утомительными и утомительными. Измельчение — это также точка, в которой действительно учитываются ваши усилия по изменению. Измельчение — это то, что отделяет тех, кто способен измениться, от тех, кто этого не делает.

Многие люди, достигшие этой точки в процессе перемен, либо расслабляются, либо сдаются, потому что перемены чертовски сложны. Но по-настоящему мотивированные люди достигают The Grind и продолжают идти дальше.

Многие гуру самопомощи скажут, что нужно любить The Grind. Я говорю, что, за исключением очень немногих сверхмотивированных людей, любви не суждено, потому что в The Grind не так много того, за что можно любить.

Но то, как вы реагируете на The Grind, зависит от континуума. Любовь к гринду встречается редко. На другом конце континуума находится «Я ненавижу The Grind». Если вы так себя чувствуете, вряд ли у вас останется мотивация к изменениям.

Я предлагаю вам не любить и не ненавидеть The Grind; просто примите это как часть сделки в стремлении стать лучше. Grind может показаться не очень хорошим, но что действительно приятно, так это то, что ваши усилия окупаются желаемыми изменениями.

Поиск мотивации

Поиск мотивации к изменениям означает последовательное выполнение ваших усилий, когда было бы легко сдаться. Это включает в себя делать все возможное для достижения ваших целей изменения.

Мотивация к изменению начинается с того, что я называю тремя D. Первая D обозначает направление . Прежде чем вы сможете начать процесс изменений, вы должны сначала рассмотреть различные направления, в которых вы можете двигаться в своей жизни. Вы можете продолжить свою жизнь, как сейчас, внести немедленные и кардинальные изменения или выбрать более медленный путь к изменению.

Второй D представляет решение . С этими тремя вариантами направления вы должны решить, в каком направлении двигаться. Ни одно из этих направлений не является обязательно правильным или неправильным, лучшим или худшим; это просто ваши варианты. Ваш выбор будет определять, вносите ли вы изменения в свою жизнь, а также количество времени и усилий, которые вы вкладываете в эти изменения.

Третий D означает посвящение . После того, как вы приняли решение, вы должны посвятить себя этому. Если вы решили внести существенные изменения в свою жизнь, будь то быстро или медленно, то этот последний шаг определит, будут ли реализованы эти изменения. Тогда ваше решение измениться станет главным приоритетом в вашей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *