Опрос в психологии: методы, виды, требования, особенности
Существуют разные способы сбора информации о человеке. Опрос в психологии — результативный метод исследования. С помощью опросников можно изучить интересующую область углубленно или затронуть несколько тем одновременно. Методика имеет ряд преимуществ и недостатков, которые нужно изучить перед ее применением.
Сущность
Опросные методы в психологии — популярный способ получения интересующей информации. Специалист изучает данные, которые человек предоставляет при ответе на письменные вопросы.
Задачи и сферы применения
Главная задача — получить информацию о человеке, его интересах, отношении к работе, особенностях характера. Сферы применения методики:
- Маркетинг. Необходима для выявления тенденций по развитию, отсеиванию некачественной продукции.
- Управление персоналом. Чтобы набрать подходящих сотрудников, нужно получить информацию о кандидатах на должность.
- Медицина. Применяется для получения данных о самочувствии пациента.
- Педагогика. Преподаватели опрашивают детей для определения уровня знаний учащихся, выявления их интересов, сильных сторон.
- Журналистика. Применяется для получения информации о знаменитостях, ученых.
Опрос активно применяется в психологии. Он позволяет узнать особенности психики человека, выявить скрытые страхи, психологические барьеры.
Виды
Виды:
- Экспертный. Применяется для определения мнения специалистов.
- Проблемный. Изучается конкретная ситуация или проблема, происходит поиск решений.
- Ситуационный. Исследование нужно для выявления мнения большой аудитории в конкретный промежуток времени или отдельный момент.
- Панельный. Специалисты обращаются к одной аудитории несколько раз. Первый раз задаются общие вопросы, второй раз — углубленные.
Зависимо от способа взаимодействия, опросы делятся на две группы — дистанционные и личные. Личные проводятся напрямую с респондентом, дистанционные через видеосвязь, социальные сети или письма.
Требования
Чтобы при проведения опроса получить точную информацию, нужно соблюдать определенные требования. Они касаются проведения процедуры, составления вопросов, анализа полученных данных.
К процедуре
Исследование нужно проводить в спокойных условиях. Опрашиваемому должно быть удобно, его не должен никто отвлекать, сбивать с мысли, внушать собственное мнение, которое может повлиять на ответы.
Также нужно уделить внимание самочувствию опрашиваемого. Человек должен быть здоров. В день проведения исследования индивид не должен нервничать, ссориться. Если в ближайшие дни предстоит важное событие, лучше перенести процедуру на другую неделю.
К вопросам
От составления опросника зависит качество полученной информации. Вопросы должны быть:
- Отдельными, логичными.
- Простыми. Не допускается использование узкоспециализированных терминов.
- Без подсказок, двусмысленности.
- Конкретными.
- На языке, которым владеет опрашиваемый.
Должны присутствовать адекватные варианты ответа.
Нет смысла спрашивать человека о неизвестных ему темах. Психологи советуют заранее провести беседу с опрашиваемыми людьми, изучить их биографию. Так будет проще подготовить ряд интересующих вопросов.
Виды:
- Субъективные. При их выборе учитывается мнение респондента.
- Открытые. Применяются для выявления личного мнения респондента. При их обработке могут возникать некоторые сложности.
- Закрытые. Это могут быть односложные или многосложные вопросы с несколькими вариантами ответа. Ответы легко обрабатываются, но часто полученная информация является неточной.
Отдельная группа — проективные вопросы. В них спрашивается о третьем лице.
К анализу полученных данных
Анализ данных должен выполняться непредвзято. Лучше, чтобы его проводил человек, который не общался с респондентами.
Для создания статистики, сравнительного анализа можно использовать только достоверные данные из проводимых раньше исследований.
Методы
Методы:
- анкетирование;
- интервью;
- тесты.
Анкета — составленный заранее список вопросов, которые могут быть односложными или многосложными. Виды анкетирования:
- аудиторное;
- групповое;
- индивидуальное;
- массовое.
Зависимо от типа контакта специалиста и респондента анкетирование может быть очным или заочным.
Интервью — опрос, объединенный с беседой. Главное отличие от анкетирования — вопросы задаются устно, без заполнения письменных бланков. Виды:
- Стандартизированное. Вопросы и их последовательность выбирается заранее.
- Ненаправленное. Психолог заранее составляет план проведения интервью, но действует зависимо от ситуации.
- Полустандартизированное. Комбинация ненаправленного и стандартизированного интервью.
Тест — исследование, которое проводится для получения точной характеристики об объекте исследования. Виды:
- Ситуационные. Нужны для оценки поведения личности.
- Объективные. Проводятся для оценки действий, поведения в определенной ситуации.
- Личностные. Необходимы для определения личности человека.
- Проективные. С их помощью можно оценить реакцию человека на раздражители.
Преимущества и недостатки
Положительные стороны:
- Полученные данные можно обрабатывать с помощью компьютерных программ, сравнивать их со статистической информацией, чтобы делать соответствующие выводы.
- Допустимо проводить углубленный анализ данных.
- Готовый опросник можно отправить человеку по почте, чтобы он заполнил его дистанционно.
- Если опрос проводится среди группы людей, темы одинаковые.
- Можно получать информацию на выбор. Можно углубиться только в одну тему или охватить несколько.
- Одновременный опрос нескольких людей.
При проведении дистанционного исследования психолог не может задавать уточняющие вопросы, что делает невозможным получение раскрытого ответа.
Подготовка
Подготовка:
- Концептуализация. Исследователи должны назначить цель для проведения процедуры, уточнить понятия, выдвинуть гипотезы.
- Схематизация. Поиск побочных методик, которые будут дополнять опрос, выбор подходящих практик.
- Подготовка инструментария. Специалисты должны подготовить бланки.
- Планирование. На этом этапе исследователи должны решить материально-технические, организационные, финансовые и административные проблемы.
- Выбор респондентов для одной группы.
Проведение процедуры
Процедура проведения опроса состоит из нескольких этапов:
- Проведение инструктажа между респондентами. Психолог должен объяснить, как будет проходить процедура, ответить на интересующие моменты. Инструктор выдает респондентам инструменты для проведения опроса.
- Предварительное тестирование. Необязательный этап, который позволяет сократить количество ошибок при работе с опросником. Психолог объясняет, как правильно заполнять опросник. Может показать выполнение теста на примере.
- Начало опроса. При проведении процедуры специалисты должны отслеживать, как она продвигается, помогать в спорных ситуациях, следить, чтобы участники не переговаривались.
- Контрольная проверка. Психолог разговаривает с каждым участником опроса по отдельности, собирает анкеты.
Когда процедура подойдет к концу, психологи собирают информацию, отправляют ее на анализ.
Анализ данных
После окончания опроса, нужно собрать полученные данные, приступить к их анализу. С помощью опросников получить точную информацию получается не всегда. Причины:
- Неправильно сформулированные вопросы.
- Предвзятое отношение к опрашиваемому.
- Неправильный выбор людей для группы.
Психологический опрос — метод получения интересующей информации. Может проводиться как отдельное исследование, но лучше использовать их в комплексе с другими методами. Это поможет получить точные данные, исключить недостатки опросников.
21. метод опроса в социальной психологии, Ответы на вопросы
метки:Опрос, Ответ, Анкета, Вопрос, Интервью, Применение, Например, Опросник
21 Метод опроса в социальной психологии.
План:1общая характеристика метода опроса
2виды
3Устный опрос
4Письменный опрос
5Метод анкетирования
6Тесты
7Лэддеринг
8стандартизированные и нестандартизированные опросы
9Правила составления вопросника:
10Виды вопросов
11Принципы вопросника
12Область применения опроса в социальной психологии:
Выделяют два вида опроса:
- Анкетный опрос – опосредованный способ сбора информации, касающейся объективных и субъективных факторов. Информация обобщается при помощи анкеты, причем респондент сам читает вопросы и сам фиксирует ответы.
- Интервью – прямой способ сбора информации, осуществляющийся при непосредственном взаимодействии респондента и исследователя.
Анкетный опрос:
Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Индивид — особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода; отдельный представитель общества, народа, класса, социальной группы.
2. Виды опросов
Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
*Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
13 стр., 6361 слов
Анкетный опрос как метод сбора социальной информации
… методами сбора первичной информации. Исследование, к которому стремится социолог, предполагает опрос определенных лиц, и … на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного … по уровню стандартизации — полностью или частично стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов ( закрытыми или полузакрытыми). …
*Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Метод анкетирования -психологический вербально-коммуникативный метод. Анкетирование -опрос при помощи анкеты, (вербально-коммуникативный метод — психологический и психодиагностический метод на основе речевого (устного или письменного) общения), анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. Пионерами его применения в психологии являются также С. Холл, А. Бине, Г.М. Андреева, Э. Ноэль.
Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое).
Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля над качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.
Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
10 стр., 4800 слов
Тема 4. Методы социологических опросов
… полученные ответы. Вопрос – это исследовательский инструмент опроса. Вопросы должны быть точными, пониматься всеми людьми однозначно. Большое внимание надо уделять языку опросника. Он должен … проведения: одноразовые и многоразовые. Специфическим видом опроса является опрос экспертов – специалистов в исследуемой области. Достоинства метода опроса Опрос – это незаменимый прием получения информации …
В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.
Личностные тесты. Очень свободное значение — любой прием или инструмент для оценки личности. Как правило, прямые тесты (например, Миннесотский многопрофильный личностный опросник) различаются с косвенными или проективными тестами (например, тестом Роршаха).
Миннесотский многопрофильный личностный опросник — один из самых широко распространенных самоотчетных опросников для оценки личности. Опубликованная в 1942 г. первая версия состояла из основного набора в 550 пунктов, каждый из которых представлял собой описательное утверждение относительно характерных чувств или моделей поведения, с которым субъект выражал свое согласие или несогласие.
Тест Роршаха (чернильные пятна) — называется так потому, что его разработал швейцарский ученый доктор Герман Роршах. Тест состоит из десяти симметрично раздавленных на бумаге чернильных клякс — и цветных и черных. Человек, проходящий обследование, должен, рассмотрев каждое такое пятно, ответить на вопрос, что он в нем видит или что оно напоминает ему. Точно так же, как ясным летним днем рассматривая облака, плывущие по небу, в них можно обнаружить что-то похожее на корабль, на скачущего всадника и на тысячу других предметов.
Метод лестницы. Метод лестницы или лэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов, частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление причинно-следственных связей между свойствами (attributes) продукта или бренда, выгодами от использования (consequences) и ценностями (values) потребителей. Опрос происходит таким образом: интервьюер задает вопрос: «Почему Вы покупаете этот продукт/бренд»? Респондент отвечает, после этого интервьюер задает вопрос: «А почему?», «Почему?» и т.д. Таким образом, постоянно повышается уровень абстракции — отсюда название метода.
Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные.
Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме.
5 стр., 2279 слов
Ответы к тестам по психологии труда
Адаптационно-производственный 2. Социально-адаптационный 3. Ценносто-смысловой. 5. Основные направления (разделы) изучения человека в трудовой деятельности, выделенные Пряжниковым Н.С. и Пряжниковой Е.Ю.: 1. Психология труда в традиционном понимании. & …
Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
Правила составления вопросника:
- При составлении вопросов нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.
- Вопросы должны быть краткими.
- Вопросы должны быть конкретными.
- Вопросы не должны содержать подсказку.
- Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
- Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
- Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
- Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
Виды вопросов:
- Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
- Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
Принципы вопросника:
- Учёт специфики культуры
- Частные вопросы ставить первыми, после – обобщающие.
- Распределение вопросов по степени сложности. Сложные вопросы – в конце.
- В конце указать , кто и для чего проводил опрос.
Так же вопросы могут быть проективные и субъективные.Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.
Надёжность данных анкетного пороса зависит от:
- Распространённости практики применения анкет в обществе
- Правильности выбора адресата
- Умения мотивировать адресата
- Соответствие анкетных вопросов цели исследования
- Соблюдения правил построения вопросника
- Понятности инструкции
- Чёткости и понятность в формулировках вопросов
- Полноты списка вопросов
- Использования разных типов вопросов
- Отсутствия намёка на желаемый ответ
Интервью:
Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью).
Беседа является более «психологичной» формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям.
Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.
В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.
10 стр., 4757 слов
Вопрос №4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика …
… и понимания роли ранних периодов жизни для психического развития человека. Вопрос №4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика их применения при изучении разных возрастных … беседы, учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика) и от искренности даваемых ответов. Вопрос №5. Зарубежные теории психического развития Биологизаторский подход к развитию психики ребенка. …
Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании — стандартизированное и нестандартизированное интервью.
Виды интервью:
Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Преимущества данного типа интервью:
- Данные могут быть сравнены
- Оно более надёжно
- Сведение к минимуму ошибок в вопросах
- Могут быть использованы интервьюером с низким уровнем квалификации.
Недостатки:
- Ошибки понимания смысла вопросов
- Формальный характер.
Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента. Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашиваемого. При этом интервьюер должен избегать навязывания («подсказывания») опрашиваемому лицу возможного варианта ответа, исключить субъективное истолкование его высказывания. Трудность проведения интервью связана с задачей поддержания в течение всего времени беседы необходимой глубины контакта с респондентом. В литературе описаны разнообразные приемы стимулирования активности (ответов) опрашиваемого, среди них наиболее часто упоминаются: выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание), использование коротких пауз, частичное несогласие, уточнение путем неправильного повторения сказанного, указание на противоречия в ответах, повторение последних слов, требование пояснений, добавочной информации и др.
Достоинства нестандартизированного интервью:
- Возможность уточнить смысл вопроса
- Естественные и индивидуальные ответы
- Гибкость в задавании вопроса
- Более глубокая информация
Недостатком является сложность обработки и сравнения данных.
Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.
Виды интервью по стадии исследования:
- Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования. (Пилотажное исследование — предварительное пробное исследование, проведенное с целью проверки и уточнения целей, задач, гипотез, основных понятий, пригодности, надежности, исследовательского инструментария основного исследования.)
- Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
- Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.
Виды интервью по количеству участников:
10 стр., 4824 слов
IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.
… опроса (используется, когда объект исследования более или менее однороден). Преимущества метода глубинного интервью: — возможность получить глубинную информацию об … интервью интимно-личностных вопросов, и в условиях, ограничивающих возможность людей воспринимать информацию на слух. Применение карточек позволяет придать интервью более наглядный характер; конкретизировать обсуждаемый вопрос; …
- Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
- Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
- Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.
Выделяют также другие виды интервью, например, фокусированное, терапевтическое и др. Каждый из перечисленных видов интервью характеризуется определенными ограничениями по целям применения и характеру получаемой информации. Принято выделять ключевые фазы установление контакта: основная и завершение интервью.
Критерии эффективности интервью:
- Полнота (широта) — оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы;
- Специфичность (конкретность) — в нем должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы;
- глубина (личностный смысл) — оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст — интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.
Область применения опроса в социальной психологии:
а) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;
б) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных;
в) как основной метод сбора эмпирической информации.
Специфика применения опроса в социальной психологии связана со следующим:
а) в социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, например, по сравнению с социологией;
б) опрос, как правило, не используется для выборочных исследований;
в) применяется как сплошной опрос на реальных социальных группах;
г) чаще всего проводится в очной форме;
д) в социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты др.) изучения объекта и др.
Существуют специальные техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение надежности и достоверности информации: определение представительности выборки и мотивации участия в опросе; конструирование вопросов и композиции вопросника; проведение опроса.
Наиболее часто упоминают такие внешние признаки, связанные с недостатками в составлении анкеты, как отсутствие порядка в ответах (пропуски вопросов) вследствие неудачного формулирования вопросов, использования специальных терминов, затрудняющих их понимание; преобладание единообразных ответов типа «все или ничего», т.е. отсутствие различий в ответах у респондентов — результат высокой стереотипности вопроса; большое количество ответов «не знаю, затрудняюсь ответить» — расплывчатость, неопределенность вопросов; большое количество неуместных комментариев опрашиваемых — неполный перечень возможных альтернатив ответа; значительный процент отказов — плохая композиция анкеты, неудовлетворительная инструкция анкеты и др.
10 стр., 4773 слов
Вопросы и ответы по Социальной Коммуникации
… дисциплины, которая изучает данный предмет. Гносеология имеет ряд проблемных вопросов: 1. Взаимодействие коммуникации и социальных стр-р (т. е. зависимость коммуникативных стр-р … в систематической обработке сообщении. Использование эвристик как кратчайший путь к принятию информации. 20. Коммуникавистика – отрасль обществоведения. Идей современной американской коммуникавистики ( Бжединский, …
Опросное исследование – Методы исследования в психологии и неврологии
6.1 Обзор исследований
Что такое обзорное исследование?
Опросное исследование представляет собой количественный подход, который имеет две важные характеристики. Во-первых, интересующие нас переменные измеряются с помощью самоотчетов. По сути, исследователи-опросники просят своих участников (которых часто называют респондентами в исследованиях-опросах) напрямую сообщать о своих мыслях, чувствах и поведении. Во-вторых, значительное внимание уделяется вопросу выборки. В частности, исследователи, проводящие опросы, отдают предпочтение большим случайным выборкам, потому что они дают наиболее точные оценки того, что является истинным в популяции. На самом деле, опросное исследование может быть единственным подходом в психологии, в котором обычно используется случайная выборка. Помимо этих двух характеристик, в опросных исследованиях используется почти все. Опросы могут быть длинными или короткими. Они могут проводиться лично, по телефону, по почте или через Интернет. Они могут касаться намерений голосовать, потребительских предпочтений, социальных установок, здоровья или чего-либо еще, о чем можно спросить людей и получить содержательные ответы.
Большинство обзорных исследований не являются экспериментальными. Он используется для описания отдельных переменных (например, процент избирателей, предпочитающих того или иного кандидата в президенты, распространенность шизофрении среди населения в целом), а также для оценки статистических связей между переменными (например, связи между доходом и здоровьем). Но опросы могут быть и экспериментальными. Исследование Лернер и ее коллег является хорошим примером. Использование ими показателей самоотчетов и большой национальной выборки идентифицирует их работу как исследовательскую работу. Но их манипулирование независимой переменной (гнев против страха) для оценки ее влияния на зависимую переменную (оценку риска) также определяет их работу как экспериментальную.
История и использование опросных исследований
90 004 Опросное исследование может иметь свои корни в английских и американских «социальных опросах», проводившихся на рубеже 20-го века исследователями и реформаторами, которые хотели задокументировать масштабы социальных проблем, таких как бедность (Converse, 1987). К 1930-м годам правительство США проводило исследования для документирования экономических и социальных условий в стране. Необходимость делать выводы обо всей совокупности способствовала развитию процедур выборки. Примерно в то же время несколько исследователей, уже сделавших себе имя в исследованиях рынка, изучая потребительские предпочтения американских предприятий, обратили свое внимание на опросы общественного мнения. Переломным событием стали президентские выборы 1936 между Альфом Лэндоном и Франклином Рузвельтом. Журнал «Литературный дайджест» провел опрос, разослав избирательные бюллетени (которые также были запросами на подписку) миллионам американцев. Основываясь на этом «соломенном опросе», редакторы предсказали, что Лэндон победит с большим перевесом. В то же время новые социологи использовали научные методы с гораздо меньшими выборками, чтобы предсказать как раз обратное — что Рузвельт победит с большим перевесом. На самом деле, один из них, Джордж Гэллап, публично критиковал методы «Литературного дайджеста» перед выборами и почти гарантировал, что его прогноз будет верным. И, конечно, это было. (Мы рассмотрим причины, по которым Гэллап был прав, позже в этой главе.)
Из маркетинговых исследований и опросов общественного мнения опросы перешли в несколько академических областей, включая политологию, социологию и общественное здравоохранение, где они продолжают оставаться одним из основных подходов к сбору новых данных. Начиная с 1930-х годов психологи добились значительных успехов в разработке анкет, включая методы, которые используются до сих пор, такие как шкала Лайкерта. Опросные исследования имеют сильную историческую связь с социально-психологическими исследованиями взглядов, стереотипов и предубеждений. Ранние исследователи установок были также одними из первых психологов, которые искали более крупные и разнообразные выборки, чем удобные выборки студентов колледжей, которые обычно использовались в психологии (и до сих пор используются).
Опросные исследования продолжают играть важную роль в психологии и сегодня. Например, данные обследований сыграли важную роль в оценке распространенности различных психических расстройств и выявлении статистических взаимосвязей между этими расстройствами и различными другими факторами. Национальное исследование сопутствующих заболеваний — это крупномасштабное исследование психического здоровья, проводимое в Соединенных Штатах (см. http://www.hcp.med.harvard.edu/ncs). Только в одной части этого опроса в 2002 и 2003 годах около 10 000 взрослых были даны структурированные интервью о психическом здоровье у себя дома. Очевидно, что такого рода информация может быть очень полезной как для фундаментальных исследователей, стремящихся понять причины и корреляты психических расстройств. расстройств, а также врачам и политикам, которым необходимо точно знать, насколько распространены эти расстройства.
И, как становится ясно из первого примера, опросные исследования можно даже использовать для проведения экспериментов по проверке конкретных гипотез о причинно-следственных связях между переменными. Такие исследования, когда они проводятся на больших и разнообразных выборках, могут быть полезным дополнением к лабораторным исследованиям, проводимым со студентами колледжей. Хотя это нетипичное использование опросного исследования, оно, безусловно, иллюстрирует гибкость этого подхода.
Ключевые выводы
· Опросное исследование – это количественный подход, в котором используются показатели самоотчета по тщательно отобранным образцам. Это гибкий подход, который можно использовать для изучения широкого спектра фундаментальных и прикладных исследовательских вопросов.
· Опросы берут свое начало в прикладных социальных исследованиях, исследованиях рынка и опросах на выборах. С тех пор он стал важным подходом во многих академических дисциплинах, включая политологию, социологию, общественное здравоохранение и, конечно же, психологию.
6.2 Составление опросных листов
Основой любого исследовательского проекта является вопросник. Хотя придумать интересные вопросы людям несложно, составить хорошую анкету для опроса совсем не просто. Проблема в том, что на ответы, которые дают люди, могут непреднамеренным образом повлиять формулировка вопросов, порядок вопросов, предоставленные варианты ответа и многие другие факторы. В лучшем случае эти влияния добавляют шум к данным. В худшем случае они приводят к систематическим искажениям и вводящим в заблуждение результатам. Поэтому в этом разделе мы рассмотрим некоторые принципы составления вопросников для обследования, чтобы свести к минимуму эти непреднамеренные эффекты и, таким образом, максимально повысить надежность и достоверность ответов респондентов.
Опрос Реагирование как психологический процесс
Рассмотрим следующий пункт вопросника:
Сколько алкогольных напитков вы обычно выпиваете в день?
_____ намного больше среднего
_____ несколько выше среднего
_____ среднее
_____ несколько меньше среднего
_____ намного меньше среднего
Хотя этот пункт на первый взгляд кажется простым, он вызывает у респондентов ряд трудностей. Во-первых, они должны интерпретировать вопрос. Например, они должны решить, включают ли «алкогольные напитки» пиво и вино (а не только крепкие напитки) и является ли «обычный день» обычным будним днем, типичным выходным днем или и тем, и другим. После того, как они интерпретировали вопрос, они должны извлечь соответствующую информацию из памяти, чтобы ответить на него. Но какую информацию они должны получить и как они должны ее получить? Они могут смутно думать о недавних случаях, когда они употребляли алкоголь, они могут тщательно пытаться вспомнить и подсчитывать количество алкогольных напитков, которые они выпили на прошлой неделе, или они могут вспомнить некоторые существующие у них убеждения о себе (например, «Я мало пьющий»). Затем они должны использовать эту информацию, чтобы прийти к предварительному суждению о том, сколько алкогольных напитков они выпивают в обычный день. Например, это может означать деление количества алкогольных напитков, которые они выпили на прошлой неделе, на семь, чтобы получить среднее количество алкогольных напитков в день. Затем они должны отформатировать этот предварительный ответ с точки зрения фактически предоставленных вариантов ответа. В этом случае варианты создают дополнительные проблемы интерпретации. Например, что означает «средний» и что будет считаться «несколько больше» среднего? Наконец, они должны решить, хотят ли они сообщить об ответе, который они придумали, или они хотят каким-то образом отредактировать его. Например, если они считают, что пьют гораздо больше, чем в среднем, они могут не захотеть сообщать об этом, опасаясь плохо выглядеть в глазах исследователя.
С этой точки зрения то, что на первый взгляд кажется простым вопросом, как спросить людей, сколько они пьют (и получить от них прямой ответ), оказывается гораздо более сложным.
Влияние контекста на ответы анкеты
Опять же, эта сложность может привести к непреднамеренному влиянию на ответы респондентов. Их часто называют эффектами контекста, поскольку они связаны не с содержанием элемента, а с контекстом, в котором он появляется (Schwarz & Strack, 19). 90). Например, существует эффект порядка элементов, когда порядок, в котором представлены элементы, влияет на ответы людей. Один элемент может изменить то, как участники интерпретируют более поздний элемент, или изменить информацию, которую они получают, чтобы ответить на более поздние элементы. Например, исследователь Фриц Штрак и его коллеги опросили студентов колледжа как об их общей удовлетворенности жизнью, так и о частоте свиданий (Strack, Martin & Schwarz, 1988). Когда пункт удовлетворенности жизнью стоял первым, корреляция между ними составляла всего -0,12, что позволяет предположить, что эти две переменные слабо связаны. Но когда на первое место вышла частота свиданий, корреляция между ними составила +0,66, что позволяет предположить, что те, кто чаще встречается, имеют сильную тенденцию быть более удовлетворенными своей жизнью. Сообщение о частоте свиданий сначала сделало эту информацию более доступной в памяти, чтобы они с большей вероятностью основывали на ней свой рейтинг удовлетворенности жизнью.
Предоставленные варианты ответов также могут непреднамеренно влиять на ответы людей (Schwarz, 1999). Например, когда людей спрашивают, как часто они «действительно раздражаются», и дают варианты ответов от «реже, чем раз в год» до «чаще, чем раз в месяц», они, как правило, думают о серьезных раздражениях и редко сообщают о раздражении. Но когда им дают варианты ответа от «реже одного раза в день» до «несколько раз в месяц», они склонны думать о незначительных раздражениях и сообщают о частом раздражении. Люди также склонны считать, что средние варианты ответов представляют собой то, что является нормальным или типичным. Поэтому, если они считают себя нормальными или типичными, они склонны выбирать средние варианты ответов. Например, люди, скорее всего, сообщат, что смотрят телевизор больше, если варианты ответов сосредоточены на среднем варианте 4 часа, чем когда центрированы на среднем варианте 2 часа.
Написание пунктов анкеты опроса
Типы предметов
Пункты вопросника могут быть как открытыми, так и закрытыми. Открытые элементы просто задают вопрос и позволяют участникам отвечать любым удобным для них способом. Ниже приведены примеры открытых вопросов анкеты.
«Чему важнее всего научить детей, чтобы подготовить их к жизни?»
«Пожалуйста, опишите случай, когда вы подверглись дискриминации из-за вашего возраста».
«Есть что-нибудь еще, о чем вы хотели бы нам рассказать?»
Открытые вопросы полезны, когда исследователи не знают, как участники могут отреагировать, или хотят избежать влияния на их ответы. Они, как правило, используются, когда у исследователей есть более расплывчатые вопросы исследования — часто на ранних стадиях исследовательского проекта. Открытые вопросы относительно легко написать, потому что нет вариантов ответов, о которых нужно беспокоиться. Однако они требуют больше времени и усилий со стороны участников, и исследователю труднее их анализировать, поскольку ответы должны быть расшифрованы, закодированы и подвергнуты той или иной форме контент-анализа.
Закрытые элементы задают вопрос и предоставляют участникам набор вариантов ответов на выбор. Только что упомянутый алкогольный товар является примером, как и следующие:
.Сколько тебе лет?
_____ До 18 лет
_____ от 18 до 34 лет
_____ от 35 до 49
_____ от 50 до 70
_____ старше 70 лет
По шкале от 0 (вообще нет боли) до 10 (самая сильная боль из когда-либо испытанных), насколько сильно вы испытываете боль в данный момент?
Вы когда-нибудь в своей взрослой жизни были в депрессии продолжительностью 2 недели и более?
Закрытые вопросы используются, когда исследователи имеют хорошее представление о различных ответах, которые могут дать участники. Они также используются, когда исследователи заинтересованы в четко определенной переменной или конструкции, такой как уровень согласия участников с некоторым утверждением, восприятие риска или частота определенного поведения. Закрытые вопросы написать сложнее, потому что они должны включать соответствующий набор вариантов ответа. Тем не менее, они относительно быстры и легки для участников. Их также намного легче анализировать исследователям, потому что ответы можно легко преобразовать в числа и ввести в электронную таблицу. По этим причинам закрытые элементы встречаются гораздо чаще.
Все закрытые вопросы включают набор вариантов ответа, из которых должен выбрать участник. Для категориальных переменных, таких как пол, раса или предпочтения политической партии, обычно перечисляются категории, и участники выбирают одну (или несколько), к которой они принадлежат. Для количественных переменных обычно предоставляется рейтинговая шкала. Рейтинговая шкала представляет собой упорядоченный набор ответов, из которых участники должны выбирать.
Что такое шкала Лайкерта?
Читая о психологических исследованиях, вы, вероятно, встретите термин «шкала Лайкерта». Хотя этот термин иногда используется для обозначения практически любой оценочной шкалы (например, шкалы удовлетворенности жизнью от 0 до 10), он имеет гораздо более точное значение.
В 1930-х годах исследователь Ренсис Лайкерт (произносится как ЛИКЕРТ) разработал новый подход к измерению отношения людей (Лайкерт, 1932). Он включает в себя предоставление людям нескольких утверждений, включая как благоприятные, так и неблагоприятные утверждения, о каком-либо человеке, группе или идее. Затем респонденты выражают свое согласие или несогласие с каждым утверждением по 5-балльной шкале: Полностью согласен, Согласен, Ни согласен, ни не согласен, Не согласен, Категорически не согласен. Каждому ответу присваиваются номера (при необходимости с обратным кодированием), а затем они суммируются по всем пунктам, чтобы получить оценку, отражающую отношение к человеку, группе или идее. Весь набор пунктов стал называться шкалой Лайкерта.
Таким образом, если вы не измеряете отношение людей к чему-либо, оценивая уровень их согласия с несколькими утверждениями об этом, лучше не называть это шкалой Лайкерта. Вероятно, вы просто используете «рейтинговую шкалу».
Запись эффективных элементов
Теперь мы можем рассмотреть некоторые принципы написания пунктов анкеты, которые сводят к минимуму непреднамеренные эффекты контекста и максимизируют надежность и достоверность ответов участников. Примерное руководство по написанию пунктов вопросника дается моделью BRUSO (Peterson, 2000). Аббревиатура BRUSO означает «краткий», «актуальный», «недвусмысленный», «конкретный» и «объективный». Эффективные пункты анкеты должны быть краткими и по существу. Они избегают длинных, чрезмерно технических или ненужных слов. Это облегчает их понимание респондентами и ускоряет их заполнение. Эффективные пункты анкеты также имеют отношение к вопросу исследования. Если сексуальная ориентация, семейное положение или доход респондента не имеют значения, то пункты о них, вероятно, не следует включать. Опять же, это ускоряет заполнение анкеты, но также позволяет не раздражать респондентов вопросами, которые они справедливо сочтут неуместными или даже «любопытными». Эффективные пункты вопросника также недвусмысленны; их можно интерпретировать только одним способом. Частично проблема с пунктом об алкоголе, представленном ранее в этом разделе, заключается в том, что разные респонденты могут иметь разные представления о том, что представляет собой «алкогольный напиток» или «обычный день». Эффективные вопросы анкеты также специфичны, чтобы респондентам было ясно, о чем должен быть их ответ, а исследователям было ясно, о чем он. Распространенной проблемой здесь являются предметы с закрытым концом, которые являются «двойными стволами». Они задают два концептуально разных вопроса, но допускают только один ответ. Например: «Пожалуйста, оцените степень беспокойства и депрессии». Этот пункт, вероятно, следует разделить на два отдельных пункта — один о тревоге и один о депрессии. Наконец, эффективные вопросы анкеты объективны в том смысле, что они не раскрывают собственного мнения исследователя и не заставляют участников отвечать определенным образом. Таблица 6. 2 «Модель BRUSO для написания эффективных пунктов вопросника плюс примеры» показывает несколько примеров неэффективных и эффективных пунктов вопросника на основе критериев BRUSO.
Таблица 6.2 Модель BRUSO для написания эффективных пунктов вопросника, плюс примеры
Критерий | Бедный | Действующий |
B—Краткий обзор | «Вы сейчас или когда-нибудь владели огнестрельным оружием?» | «У тебя когда-нибудь было оружие?» |
R — актуально | «Какова ваша сексуальная ориентация?» | Не включайте этот элемент, если он не имеет прямого отношения к исследованию. |
U — однозначный | «Вы вооруженный человек?» | «Есть ли у вас в настоящее время оружие?» |
S—специфический | «Как много вы читали о новых мерах по контролю над оружием и налоге с продаж?» | |
О—Цель | «Насколько вы поддерживаете новую меру контроля над оружием?» | «Что вы думаете о новой мере контроля над оружием?» |
Для закрытых вопросов также важно создать соответствующую шкалу ответов. Для категориальных переменных представленные категории, как правило, должны быть взаимоисключающими и исчерпывающими. Взаимоисключающие категории не пересекаются. Например, для предмета религии категории христиан и католиков не исключают друг друга, но протестанты и католики являются взаимоисключающими. Исчерпывающие категории охватывают все возможные ответы. Хотя протестантизм и католицизм исключают друг друга, они не являются исчерпывающими, поскольку существует множество других религиозных категорий, которые респондент может выбрать: иудеи, индуисты, буддисты и т. д. Во многих случаях невозможно включить все возможные категории, и в этом случае хорошим решением является категория «Другое» с местом, где респондент может указать более конкретный ответ. Если респонденты могут принадлежать более чем к одной категории (например, раса), им следует дать указание выбрать все подходящие категории.
Для рейтинговых шкал пять или семь вариантов ответов обычно обеспечивают примерно такую точность, на которую способны респонденты. Однако иногда могут быть уместны числовые шкалы с большим количеством опций. Для таких параметров, как привлекательность, боль и вероятность, шкала от 0 до 10 будет знакома многим респондентам и им будет легко ее использовать. Независимо от количества вариантов ответа, наиболее экстремальные из них, как правило, должны быть «сбалансированы» вокруг нейтральной или модальной средней точки. Пример несбалансированной оценочной шкалы, измеряющей предполагаемую вероятность, может выглядеть следующим образом:
Маловероятно | Скорее всего | Вероятно | Очень вероятно | Весьма вероятно
Сбалансированная версия может выглядеть так:
Крайне маловероятно | Несколько маловероятно | Скорее всего, нет | Скорее всего | Весьма вероятно
Обратите внимание, однако, что средний или нейтральный вариант ответа включать необязательно. Исследователи иногда предпочитают опускать его, потому что хотят побудить респондентов более глубоко обдумать свой ответ, а не просто выбирать средний вариант по умолчанию.
Шкалы числовых оценок часто начинаются с 1 и доходят до 5 или 7. Однако они также могут начинаться с 0, если самый низкий вариант ответа означает полное отсутствие чего-либо (например, отсутствие боли). Они также могут иметь 0 в качестве средней точки, но важно подумать о том, как это может изменить интерпретацию людьми вариантов ответов. Например, когда людей просят оценить, насколько они успешны в жизни по шкале от 0 до 10, многие люди используют числа в нижней части шкалы, потому что они интерпретируют это как означающее, что они лишь частично добились успеха в жизни. Но когда их просят оценить, насколько они успешны в жизни по шкале от -5 до +5, очень немногие люди используют числа в нижней половине шкалы, потому что они интерпретируют это как означающее, что они на самом деле не достигли успеха в жизни (Шварц, 19 лет).99).
Форматирование анкеты
Написание эффективных пунктов — это только одна часть составления анкеты. Во-первых, каждая анкета должна иметь письменное или устное введение, выполняющее две основные функции (Peterson, 2000). Один из них заключается в том, чтобы побудить респондентов принять участие в опросе. Во многих типах исследований в таком поощрении нет необходимости либо потому, что участники не знают, что они участвуют в исследовании (как при естественном наблюдении), либо потому, что они являются частью пула испытуемых и уже продемонстрировали свою готовность участвовать, записавшись и показав на учебу. Опросное исследование обычно застает респондентов врасплох, когда они отвечают на звонки, заходят в почтовый ящик или проверяют электронную почту, и исследователь должен убедительно обосновать, почему они должны согласиться на участие. Таким образом, введение должно кратко объяснять цель опроса и его важность, предоставлять информацию о спонсоре опроса (опросы, проводимые университетами, как правило, дают более высокий процент ответов), признавать важность участия респондента и описывать любые стимулы для участия. .
Второй функцией введения является получение информированного согласия. Помните, что это означает описание респондентам всего, что может повлиять на их решение об участии. Это включает в себя темы, охватываемые опросом, количество времени, которое он может занять, возможность респондента отказаться от участия в любое время, вопросы конфиденциальности и т. д. Письменные формы согласия обычно не используются в опросных исследованиях, поэтому важно, чтобы эта часть введения была хорошо задокументирована и четко и полностью представлена каждому респонденту.
За введением должны следовать основные пункты вопросника. Но сначала важно представить четкие инструкции по заполнению анкеты, включая примеры того, как использовать любые необычные шкалы ответов. Помните, что именно в этот момент респонденты обычно проявляют наибольший интерес и меньше всего утомляются, поэтому рекомендуется начинать с наиболее важных элементов для целей исследования и переходить к менее важным элементам. Элементы также должны быть сгруппированы по темам или по типу. Например, пункты, использующие одну и ту же шкалу оценок (например, 5-балльную шкалу согласия), должны быть сгруппированы вместе, если это возможно, чтобы сделать работу быстрее и проще для респондентов. Демографические вопросы часто представляются последними, потому что они наименее интересны участникам, но к ним легко ответить, если респонденты устали или им стало скучно. Безусловно, любой опрос должен заканчиваться выражением признательности респонденту.
6.3 Проведение опросов
Существует четыре основных способа проведения опросов: личное собеседование, по телефону, по почте и через Интернет. Как и в случае с другими аспектами дизайна опроса, выбор зависит как от целей исследователя, так и от бюджета. Очные интервью имеют самый высокий процент ответов и обеспечивают самый тесный личный контакт с респондентами. Личный контакт может быть важен, например, когда интервьюер должен видеть респондентов и делать суждения о них, как в случае некоторых интервью по психическому здоровью. Но личное собеседование, безусловно, является самым дорогостоящим подходом. Телефонные опросы имеют более низкий уровень ответов и все же обеспечивают некоторый личный контакт с респондентами. Они также могут быть дорогостоящими, но, как правило, дешевле, чем личные интервью. Традиционно телефонные справочники обеспечивали довольно обширные основы выборки. Опросы по почте все еще менее затратны, но, как правило, имеют еще более низкий уровень ответов, что делает их наиболее восприимчивыми к систематической ошибке, связанной с отсутствием ответов.
Ключевые выводы
· Ответ на элемент опроса сам по себе является сложным когнитивным процессом, который включает в себя интерпретацию вопроса, получение информации, вынесение предварительного суждения, преобразование этого суждения в требуемый формат ответа и редактирование ответа.
· Ответы на анкеты опроса подвержены многочисленным контекстным эффектам из-за формулировок вопросов, порядка элементов, вариантов ответа и других факторов. Исследователи должны учитывать такие эффекты при построении опросов и интерпретации результатов опросов.
· Элементы анкеты опроса могут быть открытыми или закрытыми. Открытые элементы просто задают вопрос и позволяют респондентам отвечать так, как они хотят. В закрытых заданиях задается вопрос и предлагается несколько вариантов ответов, из которых респонденты должны выбрать один из них.
· Согласно модели BRUSO, пункты анкеты должны быть краткими, релевантными, недвусмысленными, конкретными и объективными.
Ссылки из главы 6
Конверс, Дж. М. (1987). Обзорное исследование в Соединенных Штатах: корни и появление, 1890–1960 гг. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
Лайкерт, Р. (1932). Техника измерения отношения. Архив психологии, 140, 1–55.
Петерсон, Р. А. (2000). Составление эффективных анкет. Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Шварц, Н., и Страк, Ф. (1990). Эффекты контекста в опросах отношения: применение когнитивной теории к социальным исследованиям. В W. Stroebe M. Hewstone (Eds.), Европейский обзор социальной психологии (том 2, стр. 31–50). Чичестер, Великобритания: Wiley.
Шварц, Н. (1999). Самоотчеты: как вопросы формируют ответы. Американский психолог, 54, 93–105.
Страк, Ф., Мартин, Л.Л., и Шварц, Н. (1988). Подготовка и общение: социальные детерминанты использования информации в суждениях об удовлетворенности жизнью. Европейский журнал социальной психологии, 18, 429–442.
Судман С., Брэдберн Н. М. и Шварц Н. (1996). Думая об ответах: применение когнитивных процессов в методологии опроса. Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс.
опросов | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Статистические обследования используются для сбора количественной информации об элементах совокупности. Опросы населения и институтов распространены в политических опросах и исследованиях правительства, здравоохранения, социальных наук и маркетинга. Опрос может быть сосредоточен на мнениях или фактической информации в зависимости от его цели, и многие опросы включают в себя задавание вопросов отдельным лицам. Когда вопросы задаются исследователем, опрос называется структурированным интервью или опросом, проводимым исследователем. Когда вопросы задаются респондентом, опрос называется анкетой или самостоятельным опросом.
Содержание
- 1 Структура и стандартизация
- 1.1 Серийные обследования
- 2 Преимущества и недостатки обследований
- 3 Преимущества и недостатки самостоятельных обследований
- 4 Методы обследования
- 5 Телефонные опросы
- 6 Почтовые опросы
- 6.1 Онлайн-опросы
- 6.2 Персональный опрос на дому
- 7 Подходы к выборке в методах исследования
- 8 См. также
- 9 Каталожные номера
- 10 Внешние ссылки
Структура и стандартизация
Вопросы обычно структурированы и стандартизированы. Структура предназначена для уменьшения предвзятости (см. структуру вопросника). Например, вопросы должны быть расположены таким образом, чтобы вопрос не влиял на ответ на последующие вопросы. Опросы стандартизированы для обеспечения надежности, обобщаемости и достоверности (см. количественные маркетинговые исследования). Каждому респонденту должны быть представлены те же вопросы и в том же порядке, что и другим респондентам.
В организационном развитии (OD) тщательно разработанные инструменты опроса часто используются в качестве основы для сбора данных, организационной диагностики и последующего планирования действий. Некоторые специалисты по ОП (например, Фред Николс) даже рассматривают разработку на основе опроса как sine qua non ОД.
Серийные опросы
Серийные опросы — это те, которые повторяют одни и те же вопросы в разные моменты времени, создавая данные временных рядов. Обычно они делятся на два типа:
- Поперечные обследования, при которых каждый раз формируется новая выборка. В некотором смысле любой разовый опрос также будет перекрестным.
- Продольные обследования, при которых выборка из первоначального обследования повторно связывается с более поздним периодом, чтобы задать те же вопросы.
Преимущества и недостатки обследований
- Преимущества методов обследований
- Это эффективный способ сбора информации от большого числа респондентов. Возможны очень большие выборки. Статистические методы могут использоваться для определения достоверности, надежности и статистической значимости.
- Опросы являются гибкими в том смысле, что они позволяют собирать широкий спектр информации. Их можно использовать для изучения отношений, ценностей, убеждений и поведения в прошлом.
- Поскольку они стандартизированы, они относительно свободны от нескольких типов ошибок.
- Их относительно легко администрировать.
- Сбор данных экономичен благодаря тому, что стандартизированные вопросы позволяют сфокусироваться на нем. Задаются, записываются, систематизируются и анализируются только вопросы, представляющие интерес для исследователя. Время и деньги не тратятся на второстепенные вопросы.
- Недостатки методов обследования
- Они зависят от мотивации субъектов, их честности, памяти и способности реагировать. Субъекты могут не осознавать причин своих действий. Возможно, они забыли свои причины. Они могут быть не мотивированы давать точные ответы, более того, они могут быть мотивированы давать ответы, которые предстают в выгодном свете.
- Структурированные опросы, особенно с закрытыми вопросами, могут иметь низкую достоверность при исследовании аффективных переменных.
- Несмотря на то, что лица, выбранные для обследования, часто представляют собой случайную выборку, могут иметь место ошибки из-за отсутствия ответов. То есть люди, решившие ответить на опрос, могут отличаться от тех, кто не ответил, что приведет к смещению оценок.
- Выбор ответов на вопросы опроса может привести к нечетким наборам данных, потому что иногда они относятся только к личному абстрактному понятию, касающемуся «силы выбора». Например, выбор «умеренно согласен» может означать разные вещи для разных испытуемых и для любого, кто интерпретирует данные для корреляции. Даже ответы «да» или «нет» проблематичны, поскольку испытуемые могут, например, поставить «нет», если выбор «только один раз» недоступен. == Преимущества и недостатки самостоятельных опросов ==
- Недостатки самостоятельных обследований
- Респонденты с большей вероятностью перестанут участвовать в опросе на полпути (выпадение)
- Респонденты не могут запрашивать разъяснения
- Низкая скорость отклика в некоторых режимах
- Интервьюер не может вмешиваться для зондирования или объяснения
- Часто респонденты, вернувшиеся в опрос, представляют крайности населения – искаженные ответы
- Респонденты могут прочитать всю анкету, прежде чем отвечать на какие-либо вопросы
- Преимущества самостоятельных опросов
- Меньше неправильно понятых вопросов и неуместных ответов.
- Меньше неполных ответов.
- Более высокая скорость отклика.
- Больше контроля над средой, в которой проводится опрос.
- Дополнительную информацию можно получить у респондента
- Недостатки самостоятельных обследований
Преимущества и недостатки самостоятельных обследований
- Недостатки самостоятельных обследований
- Респонденты с большей вероятностью перестанут участвовать в опросе на полпути (выпадение)
- Респонденты не могут запрашивать разъяснения
- Низкая скорость отклика в некоторых режимах
- Интервьюер не может вмешиваться для зондирования или объяснения
- Часто респонденты, вернувшиеся из опроса, представляют крайности населения – искаженные ответы
- Респонденты могут прочитать всю анкету, прежде чем отвечать на какие-либо вопросы
- Преимущества самостоятельных опросов
- Меньше неправильно понятых вопросов и неуместных ответов.
- Меньше неполных ответов.
- Более высокая скорость отклика.
- Больше контроля над средой, в которой проводится опрос.
- Дополнительную информацию можно получить у респондентов
Методы обследования
Существует несколько способов проведения опроса, в том числе:
- использование интервьюеров побуждает лиц из выборки давать ответы, что приводит к более высокому уровню ответов. [1]
- интервьюеров могут улучшить понимание вопросов, отвечая на вопросы респондентов.
- довольно экономичный, в зависимости от структуры платы за местные звонки
- подходит для крупных национальных (или международных) инструментов выборки
- нельзя использовать для неаудиоинформации (графики, демонстрации, пробы вкуса/запаха)
- три типа:
- традиционные телефонные интервью
- набор номера с помощью компьютера
- Автоматизированные опросы по телефону
- Почта
- доля ответов 5% — 30% [Как ссылаться на резюме или текст]
- анкеты могут быть вручены респондентам или отправлены им по почте, но во всех случаях они возвращаются исследователю по почте. Стоимость
- очень низкая, так как в большинстве стран почтовые пересылки дешевы
- длительные задержки, часто несколько месяцев, прежде чем опросы будут возвращены и можно будет начать статистический анализ
- не подходит для очень сложных вопросов
- предвзятость интервьюера не введена
- можно получить большой объем информации: некоторые почтовые опросы имеют длину до 50 страниц Скорость отклика
- можно повысить с помощью почтовых панелей.
- членов панели согласились участвовать Панели
- можно использовать в лонгитюдных планах, когда одни и те же респонденты опрашиваются несколько раз
Онлайн-опросы
- можно использовать через Интернет или по электронной почте
- Интернет предпочтительнее электронной почты, поскольку можно использовать интерактивные HTML-формы
- Частота ответов иногда составляла 90% до 2000 г., но с тех пор она быстро снижается (сейчас 2–30%)
- часто недорог в управлении
- очень быстрые результаты
- легко модифицируется
- уровень ответов можно улучшить с помощью онлайн-панелей — члены панели согласились участвовать
- , если не защищен паролем, легко манипулировать, выполняя несколько раз, чтобы исказить результаты
- создание данных, обработка и отчетность могут быть автоматизированы 90 335 наборов данных, созданных в режиме реального времени 90 338
- некоторые из них основаны на поощрении
- можно использовать через Интернет или по электронной почте
Индивидуальный опрос на дому
- респонденты опрашиваются лично, у них дома (или у входной двери)
- очень высокая стоимость
- процент ответов 40% — 50% [Как ссылаться и ссылаться на сводку или текст]
- подходит для графических изображений, запахов или демонстраций
- подходит для длительных съемок
- подходит для мест, где телефон или почта не развиты
- Персональный опрос по перехвату торгового центра
- покупателей в торговых центрах перехватывают — либо опрашивают на месте, проводят в комнату и опрашивают, либо отводят в комнату и дают анкету для самостоятельного заполнения
- скорость ответа около 50% [Как сделать ссылку и ссылку на резюме или текст]
- социально приемлемый — люди считают торговый центр более подходящим местом для проведения исследований, чем их дом
- возможность предвзятости интервьюера
- быстро
- легко манипулировать, выполняя несколько раз, чтобы исказить результаты
- Методы, используемые для повышения частоты ответов
- краткость — по возможности на одной странице
- финансовые стимулы
- предоплата
- выплачивается по завершении
- неденежные стимулы
- раздача товаров (ручки, блокноты)
- участие в лотерее, розыгрыше или конкурсе
- купоны на скидку
- обещание пожертвовать на благотворительность
- предварительное уведомление 90 335 техник «нога в двери» — начните с небольшой несущественной просьбы 90 338
- персонализация запроса — обращение к конкретным лицам
- дополнительных запросов — несколько запросов
- заявлено о принадлежности к университетам, исследовательским институтам или благотворительным организациям
- эмоциональных обращений
- заявок на сочувствие
- убедить респондента, что они могут изменить ситуацию
- гарантия анонимности
Подходы к выборке в методах исследования
Выбор выборки имеет решающее значение для достоверности информации, которая представляет изучаемые группы населения. Метод выборки помогает определить направленность исследования и позволяет лучше принять сделанные обобщения. Осторожное использование предвзятой выборки может быть использовано, если это оправдано, и до тех пор, пока отмечается, что полученная выборка может не быть истинным представлением генеральной совокупности исследования. Существует два разных подхода к выборке в опросных исследованиях:
- Существует метод невероятностной выборки. При таком подходе не гарантируется, что все элементы, участвующие в исследовании, будут включены в выборку. Мы не можем рассчитать вероятность того, что каждый элемент будет представлен. Наиболее часто используемым методом выборки невероятности является подход выборки по удобству. С помощью этого метода он выбирает только тех, кто доступен и готов участвовать в опросе. Использование этого подхода обеспечивает удобство для исследователя и возможную небольшую выборку при возможной потере достоверности данных из-за отсутствия представления.
- Метод вероятностной выборки для исследовательских методов дает каждому элементу равные шансы быть включенным в выборку. Этот метод ближе к истинному представлению населения. Его может быть трудно использовать из-за размера выборки и стоимости получения, но полученные на его основе обобщения, скорее всего, будут ближе к истинному представлению населения. Вероятностная выборка включает в себя специальные процедуры выборки, такие как простая случайная выборка и стратифицированная случайная выборка, которые позволяют выборке представлять совокупность в большей степени, чем невероятностный подход.
- Метод простой случайной выборки , каждый элемент генеральной совокупности имеет равные шансы быть включенным в выборку.
- Метод стратифицированной случайной выборки , совокупность делится на подсовокупности (называемые стратами), после чего из страт берутся случайные выборки. Такой подход увеличивает представительство населения.
См. также
- Опросы потребителей
- Оценка курса
- Сбор данных
- Весы Лайкерта
- Маркетинг
- Маркетинговые исследования
- Оценка потребностей
- Опрос общественного мнения
- Количественные маркетинговые исследования
- Составление анкеты
- Анкеты
- Методология обследования
Ссылки
- ↑ Groves, R.