Мотивы смыслообразующие: Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы — Психологос

Смыслообразующие мотивы | Центр ABA-терапии

Елена Цымбаленко

В коррекционной работе с детьми с аутизмом и другими расстройствами развития особая роль отводится созданию мотивации. Мотив является побудительной, движущей силой любой деятельности. Побудительная сила мотива определяется силой влечения, сопряженного с этим мотивом. В АВА предлагается регулярно тестировать мотивационные стимулы для отслеживания побудительной функции каждого мотивационного стимула и использовать для работы только стимулы, обладающие наибольшей побудительной способностью. Как правило в качестве мотивационных стимулов в АВА используют съедобные поощрения, мотивационные занятия, жетоны, постепенно переходя на социальные поощрения – похвалу и т.д. Таким образом упор делается в основном на побуждающую роль мотива. Мотивация призвана побудить ребенка выполнить те или иные действия. Но не стоит забывать, что помимо побуждающей мотивация имеет и другую функцию, которая не менее важна – смыслообразующую.

Высшей целью любой коррекционной работы является воспитание самодостаточной автономной личности, способной успешной интегрироваться в социальную среду (приобрести профессию, работать, обслуживать себя в быту и т.д.) Формирование системы мотивов является неотъемлемой частью процесса развития и становления личности.  Система мотивов является структурообразующей основой личности. Все мотивы соподчинены друг другу и находятся в определенной иерархии. Множественные мотивы-цели подчинены ведущему мотиву и выступают в качестве средств осуществления этого мотива. Смыслы – это отношения между мотивами. Способность мотива порождать смыслы, устанавливать отношения с другими мотивами мы можем наблюдать, задавая вопрос к конкретному мотиву «Ради чего?» В качестве примера отследим как ряд нижележащих мотивов-целей подчинены вышележащему мотиву «Хочу пойти в школу».

Например:

Мотив: Хочу пойти в школу

Мотив-цель: Хочу научиться читать (Ради чего?  — Чтобы пойти в школу)

Мотив-цель: Хочу выучить буквы (Ради чего?  — Чтобы научиться читать)

Мотив-цель: Хочу идти на занятие и т. д. (Ради чего?  — Чтобы выучить буквы) и т.д.

Казалось бы, все достаточно просто. Но, несмотря на кажущуюся простоту, мотивационная система личности – достаточно сложное многовекторное образование со своеобразной системой подчинений. У каждого мотива в данной системе соотношение побуждающей и смыслообразующей функции очень разное.

Например, представьте следующую ситуацию: утро. Ребенку необходимо подниматься и идти в школу. Но ему очень хочется спать. В данной ситуации в нем борются два мотива:

Мотив 1: Хочу спать. (Побудительная функция очень сильная. Очень хочется спатьJ Смыслообразующая функция: «Ради чего?» — Чтобы выспаться)

Мотив 2: Нужно идти в школу. (Побудительная функция слабая. Смыслообразующая функция: «Ради чего?» — Чтобы увидеться с друзьями, чтобы интересно провести время, чтобы узнать что-то новое и т.д.)

Побудительная сила мотива 1 значительно выше побудительной силы мотива 2. Но, при этом, смысловая нагрузка мотива 1 значительно ниже смысловой нагрузки мотива 2.

Что же выберет ребенок? Тут возможны варианты. Чем более развита личность, тем более важное место в ее иерархии мотивов занимают мотивы с высокой смыслоообразующей ролью. И наоборот, в мотивационной сфере примитивной личности присутствуют несколько простейших мотивов, связанных с витальными потребностями (едой, сном и т.д.) Поэтому формирование смыслообразующей мотивации является необходимым условием успешной реабилитации детей с аутизмом и другими задержками развития. Обучение осознаванию собственных мотивов и иерархических отношений между ними позволит ребенку со временем научиться произвольно регулировать свою деятельность, что является обязательным компонентом успешного обучения, а впоследствии также успешной адаптации и социальной интеграции. В работе над формированием мотивационной иерархии очень важно как можно скорее отказаться от пищевых поощрений как от обладающих очень слабой смыслообразующей функцией. В данной ситуации мотивационные виды деятельности и социальные поощрения представляются намного более целесообразными, т.

к. несут в себе больше смысловой нагрузки. Необходимо активно расширять сферу интересов аутичного ребенка, т.к. чем шире круг мотивов, тем более широкой системой деятельности ребенок связан с окружающим миром. Также необходимо создавать ситуации выбора реакций, предполагающие воспитание воли как внутреннего усилия по преодолению субъективных или объективных препятствий. Выбор может быть из двух мотивов с низкой побудительной функцией: «Ты будешь заниматься физкультурой или читать?» Подавление побуждающего мотива и реализация других мотивов с более высокой смыслообразующей ролью создает основу для  формирования развитой личности с богатой мотивационной сферой.

Для более глубокого понимания роли мотивационной сферы в развитии личности рекомендую прослушать лекцию Умрихина Владимира Владимировича  «Становление личности и ее нарушения».

Tags

АВА Центр АВА-терапии Киев аутизм РАС коррекция реабилитация ава-терапия aba ABA aba-терапия киев центр aba-терапии киев

ANALYTICAL REVIEW OF THE MAIN APPROACHES TO THE STUDY OF MOTIVATION IN DOMESTIC PSYCHOLOGY

Главная Научные конференции XXX International Multidisciplinary Conference «Recent Scientific Investigation» ANALYTICAL REVIEW OF THE MAIN APPROACHES TO THE STUDY OF MOTIVATION IN DOMESTIC PSYCHOLOGY

ANALYTICAL REVIEW OF THE MAIN APPROACHES TO THE STUDY OF MOTIVATION IN DOMESTIC PSYCHOLOGY

Nadezhda Tukalskaya

postgraduate student, department of developmental and pedagogical psychology, «Grodno State University named after Yanka Kupala»,

Belarus, Grodno

Tamara Kazak

doctor of psychological sciences, professor, «Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics»,


Belarus, Minsk


 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тукальская Надежда Ильинична

аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии, «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»,

Республика Беларусь, г. Гродно

Казак Тамара Владимировна

д-р психол. наук, проф., Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники,

Республика Беларусь, г. Гродно

 

Изучение мотивации в рамках отечественной психологии началось с работ Л. С. Выготского. В своих трудах автор рассматривал проблему мотивации с помощью понятий воли и волевых решений. Он разделяет понятие «мотив» и «стимул». «Если под стимулом понимать более или менее простое раздражение, непосредственно действующее на уже сложившуюся, все равно каким образом, рефлекторную дугу, а под мотивом – сложную систему стимулов, связанную с построением, образованием или выбором одной из рефлекторных дуг, тогда различение между мотивом и стимулом можно было бы провести достаточно четко» [1, с. 337].

Д. Н. Узнадзе также рассматривал проблему мотивации с точки зрения феномена воли. Он понимает мотивацию как процесс, предшествующий волевому акту, как основание для принятия решения. Мотив, по Д. Н. Узнадзе, – это тот смысл и ценность, которые придаются тому или иному физическому проявлению, что делает из этого проявления – поведение. Он ввел понятие высшей потребности, которое связывал с витальными потребностями. Всякая витальная потребность удовлетворяется субъектом только через призму высшей. К высшим потребностям автор относит: интеллектуальные, моральные и эстетические потребности [2].

В теории деятельности А. Н. Леонтьева понятия «мотив» и «мотивация» –основополагающие понятия. Мотив, по мнению автора, определяет уровень деятельности. А. Н. Леонтьев раскрывает понятие мотива через понятие потребности. Потребность – это желание действовать для достижения какой-то цели, а мотив, в свою очередь – это то, каким образом субъект будет действовать для удовлетворения своей потребности. Потребность изначально не имеет своего предмета. Она приобретает свою предметность, когда воспринимаемый, представляемый или мыслимый предмет получает свою побудительную и направляющую функции и становится мотивом деятельности [3, с.

205].

Любая деятельность полимотивирована, она побуждается множеством мотивов, образующих иерархию. В деятельности появляются новые мотивы и развивается мотивация, образуя мотивационные структуры. Такие мотивационные структуры имеют свою динамику, которая может сопровождаться кратковременной или затяжной, едва заметной или же сильной борьбой мотивов, но окончательное решение «что и как делать?» принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентаций) [4].

В своих трудах А. Н. Леонтьев выделяет два вида мотивов: смыслообразующие и мотивы-стимулы. Смыслообразующие мотивы кроме побуждения к деятельности, придают этой деятельности личностный смысл. Мотивы-стимулы – выполняют роль побудительных факторов. Согласно автору, мотивация представлена системой мотивов, которая направляет деятельность человека [5].

М. Ш. Магомед-Эминов описывает мотив как отдельную мотивационную переменную, включающую в себя: 1) энергетический аспект – интенсивность; 2) ценностное содержание, задающее жизненное отношение человека с миром; 3) направляющий аспект [6].

Цель нашей статьи состояла в аналитическом обзоре основных подходов к изучению мотивации, а таким образом, и в изучении мотивов, ведь без мотивов невозможно существование мотивации. Исследуя приведенные определения, можно выделить несколько существенных моментов, которые и составляют основную сущность понятия мотива: — мотив — это образ того, чего мы хотим; — мотив побуждает субъекта к определенного рода активности; — мотив связан со смыслом деятельности.

С точки зрения многих авторов мотивация представляет собой деятельность, побуждаемая системой мотивов. А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Р. Р. Бибрих, И. А. Васильев, В. Э. Мильман и др. считают мотивацией всю совокупность мотивов человека [7].

По мнению Б. И. Додонова, мотивация представляет собой связанное с мотивом внутреннее побуждение к деятельности, в котором одновременно отражаются и предмет потребности, и состояние ее носителя [8]. Для автора было важнее понять структуры феномена мотивации. Он выделил 4 структурных компонента, то есть 4 мотива, от которых зависит деятельность: 1. Удовольствие от самого факта деятельности; 2. Значимость результата деятельности; 3. «Мотивирующая» сила вознаграждения за совершаемую деятельность; 4. Давление, принуждающее к действию, страх наказания.

В. Г. Асеев характеризует мотивацию как определяющий компонент личности человека. Он считает, что многие особенности личности и характера человека, на самом деле выражают мотивационную сторону личности [9].

М. Ш. Магомед-Эминов, в отличие от В. Г. Асеева, понимает мотивацию как особую форму психологической регуляции. Автор считает, что мотивация является тем интегративным единством, соединяющим в себе когниции и эмоциональные явления. Он рассматривает мотивацию и как структуру личности, и как механизм, запускающий деятельность. Он пишет, что в мотивации всегда есть неповторимая составляющая, присущая конкретному субъекту в конкретной ситуации, что и делает её частью личности [6].

Кроме подхода к мотивации как к побудителю деятельности, существует понимание мотивации как процесса. Так, мотивация по А. Г. Ковалёву это процесс, который начинается с ощущения и заканчивается выработкой алгоритма действия [10].

Е. П. Ильин равно как и А. Г. Ковалёв придерживается процессуального подхода в исследовании мотивации. Процесс мотивации у него состоит из трёх стадий: Первая стадия характеризуется формированием первичного мотива. На этом этапе возникает органическая нужда в чем-то, она приобретает личностный смысл, и у человека возникает желание эту потребность удовлетворить. Предмет удовлетворения потребности на этой стадии максимально абстрактен, однако провоцирует формирование побуждения к поиску конкретного предмета, который мог бы удовлетворить потребность. Появление побуждения означает окончание формирования первичного мотива. Вторая стадия заключается в выборе реального предмета удовлетворения потребности. В случае незнакомой ситуации – это реальная поисковая активность в окружающей среде; в нормальном состоянии – это мысленное перечисление всех возможных вариантов и выбор подходящего. Формируется цель для достижения. На третьей стадии осуществляется формирование намерения достижения выбранной цели. Именно это побуждение приводит к действию человека и с его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива [11].

Кроме базовых понятий «мотива» и «мотивации» в психологической литературе часто встречается понятие «мотивированная сфера личности» или же «мотивационные образования». В сущности, эти два понятия значат одно и тоже. Однако, первое относится исключительно к личности. Так, например, И. А. Зимняя писала про мотивационную сферу, которая «…понимается как стержень личности, к которому стягиваются такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики» [12, с. 219]. Схожего мнения придерживается и Е. П. Ильин, говоря о мотивационной сфере как о части личности, которая включает все мотивационные образования: мотивы, потребности, цели, аттитюды, поведенческие паттерны, интересы [11]. М. Ш. Магомед-Эминов к мотивационным образованиям относит: мотив, драйв, потребность, напряжение, импульс, факторы активации, факторы побуждения, мотивационную черту, силу, тенденцию, диспозицию, цель, установку и многие другие [6].

Проанализировав имеющиеся подходы к рассмотрению понятия мотивации в отечественной психологии, мы можем заметить несколько вариантов его трактовки: как деятельность, побуждаемая системой мотивов; как всю совокупность мотивов человека; как связанное с мотивом внутреннее побуждение к деятельности, в котором одновременно отражаются и предмет потребности, и состояние ее носителя; как определяющий компонент личности человека; как особую форму психологической регуляции; как процесс, который начинается с ощущения и заканчивается выработкой алгоритма действия.

 

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах / Л. С. Выготский, под ред. А. М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1983. – 368 c.
  2. Узнадзе, Д. Н. Психология установки. / Д. Н. Узнадзе. – СПб.: Питер, 2001.– 416 c.
  3. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. Том 2. / А. Н. Леонтьев, под ред. В. В. Давыдов [и др.]. – Москва: Педагогика, 1983. – 317 c.
  4. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2009. – 511с.
  5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. – 2-е изд.–Москва : Политиздат, 1977. – 304 с.
  6. Магомед-Эминов, М. Ш. Трансформация личности / М. Ш. Магомед-Эминов.– М.: ПАРФ, 1998. – 494 c.
  7. Бибрих, Р. Р., Васильев, И. А. Особенность мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. № 2. C. 20-30.
  8. Додонов, Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы 151 психологии. 1984. № 4. C. 126-130.
  9. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В. Г. Асеев.– М.: Мысль, 1976. – 158 c.
  10. Аверин, В. А. Психология личности / В. А. Аверин, Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В. А., 2001. – 192 c.
  11. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб : Питер, 2011. – 508 с.
  12. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 c.

Почему вы делаете то, что делаете

Две вещи движут человеческими действиями: потребности — еда, сон, избегание боли; и награды. Любой объект, событие или деятельность могут быть наградой, если они мотивируют нас, побуждают учиться или вызывают приятные чувства. Но как наш мозг вычисляет ценность вознаграждения и как это преобразуется в действие? Ответ кроется в схеме мозга, известной как «система вознаграждения».

Области мозга, составляющие «систему вознаграждения», используют для общения нейротрансмиттер дофамин. Нейроны, продуцирующие дофамин, в вентральной области покрышки (VTA) связываются с нейронами в прилежащем ядре, чтобы оценить вознаграждение и мотивировать нас на его получение.

Нейроны в различных областях мозга, составляющих систему вознаграждения, взаимодействуют с помощью дофамина: например, нейроны, продуцирующие дофамин, в вентральной области покрышки мозга взаимодействуют с нейронами в области, называемой прилежащим ядром, для обработки вознаграждения и мотивации поведения. . Нейроны, выделяющие дофамин, активируются, когда мы ожидаем получить вознаграждение.

Дофамин также усиливает воспоминания, связанные с вознаграждением. Он укрепляет синапсы — соединения, по которым нейроны передают сообщения — в центре обучения и памяти мозга, гиппокампе. Сигналы дофамина в областях мозга, которые обрабатывают эмоции — миндалевидное тело — и областях, участвующих в планировании и рассуждениях — префронтальной коре — также создают эмоциональные ассоциации с вознаграждением.

Исследовать Прилежащее ядро 3D МОЗГ

Не сама награда, а ожидание награды сильнее всего влияет на эмоциональные реакции и воспоминания. Обучение с вознаграждением происходит, когда мы сталкиваемся с чем-то неожиданным — когда фактическое вознаграждение отличается от того, что мы могли бы предсказать. Если вознаграждение больше, чем ожидалось, сигнализация дофамина усиливается. Если вознаграждение меньше ожидаемого, сигнализация дофамина снижается. Напротив, правильное предсказание вознаграждения не меняет сигнализацию дофамина, потому что мы не узнаем ничего нового.

Реакция дофамина у разных людей разная. Мозг одних людей сильнее реагирует на поощрения, чем на наказания, в то время как другие сильнее реагируют на наказания. Награда за обучение и мотивация находятся под сильным влиянием миндалевидного тела. Исследователи из Университета Вандербильта обнаружили, что «активисты», которые более склонны к усердной работе, имеют более сильные сигналы дофамина в стриатуме и префронтальной коре — двух областях, которые, как известно, влияют на мотивацию и вознаграждение.

Принятие решений часто включает в себя оценку рисков в дополнение к вознаграждениям. Нейробиологи исследуют, как мозг уравновешивает вознаграждение и риск и как эмоциональное состояние человека влияет на этот баланс.

Эмоционально ориентированный процесс принятия решений меняется с возрастом — возможно, потому, что латеральная префронтальная кора, отвечающая за саморегуляцию, постепенно созревает. Подростки могут вести себя более рискованно, потому что их мозг все еще созревает, и они очень чувствительны к принятию сверстниками. Пожилые люди также могут принимать более рискованные решения, поскольку функция префронтальной коры с возрастом снижается.

Система вознаграждения мозга усиливает поведение, связанное с вознаграждением, и предотвращает поведение, ведущее к наказанию. Но эта система может дать сбой при некоторых психических расстройствах. Например, латеральная габенула, главный узел в цепи вознаграждения мозга, по-видимому, кодирует наказание, подавляя выброс дофамина. Расстройства, связанные с неуместной агрессией, связаны с дисфункцией в этой области мозга. Кроме того, стимуляция некоторых областей миндалевидного тела может вызвать ярость и агрессию, а удаление определенных участков миндалины сделает лабораторных животных более послушными. Недавние исследования на лабораторных животных также показывают, что агрессия может быть результатом неадекватной активации системы вознаграждения мозга в ответ на насильственные социальные стимулы.


Эта статья была адаптирована из 8-го издания Brain Facts Алексис Внук.

Об авторе

Содержание предоставлено

Ссылки

Аберг, К.С., Мюллер, Дж., и Шварц, С. (2017). Пошаговая модуляция формирования ассоциативной памяти ошибкой предсказания вознаграждения и ожиданием вознаграждения, выявленная с помощью биологически правдоподобной вычислительной модели. Frontiers in Human Neuroscience, 11, 56. doi.org/10.3389/fnhum.2017.00056

Голден, С. А., Хешмати, М., Фланиган, М., Кристоффель, Д. Дж., Гиз, К., Пфау, М. Л., … Руссо, С. Дж. (2016). Базальные проекции переднего мозга к латеральной уздечке модулируют вознаграждение за агрессию. Природа, 534 (7609), 688–692. doi.org/10.1038/nature18601

Шульц, В. (2015). Нейрональные сигналы вознаграждения и решения: от теорий к данным. Физиологические обзоры, 95 (3), 853–951. doi.org/10.1152/physrev.00023.2014

Похожие темы Принятие решения Обучение и память Мышление и осознание Мышление, восприятие и поведение

10 наиболее распространенных источников мотивации

Мотивация обычно описывается как сила, которая побуждает нас добиваться цели (желаемого результата). Мотивация является отправной точкой для любого выбора (например, карьеры, супругов, хобби). В целом мы стремимся максимизировать удовольствие и минимизировать боль (Touré-Tillery & Fishbach, 2017). Однако в достижении своих целей людьми движет нечто большее, чем просто кнут/пряник (Sharot 2017).

  1. Внешние стимулы. Если вы хотите, чтобы люди что-то делали, акцентируйте внимание на наградах (например, деньгах). Но внешнее вознаграждение побуждает сосредоточиться на краткосрочных результатах в ущерб долгосрочным.
  2. Как избежать потерь. Мы любим побеждать, но ненавидим проигрывать. Мы чувствуем боль утраты глубже, чем радость приобретения. Например, потребители больше реагируют на повышение цены, чем на ее снижение. Неприятие потерь порождает инерцию или предвзятость к статусу-кво, что означает сильное желание придерживаться своего текущего статуса.
  3. Достижение «дна». Концепция «достижения дна» предполагает, что люди должны «достичь дна», прежде чем они смогут измениться. В области исследований алкоголя «достижение дна» считается важным мотивирующим фактором при обращении за лечением (Kirouac & Witkiewitz, 2017). Однако этот переломный момент может быть разным для каждого человека (например, потеря работы, супруга и дома, серьезные физические проблемы).
  4. Внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация относится к поведению, которое обусловлено внутренним вознаграждением (желание сделать что-то ради самого себя). Акцент делается на удовольствии, которое возникает от действия, а не от достижения какой-то конечной цели. С возрастом люди преследуют внутренние цели и отказываются от внешних целей. Они выбирают цели, которые отражают их более глубокие интересы, а не внешнее давление (Ryan & Deci, 2017). Это может объяснить, почему пожилые люди счастливее.
  5. Поддержание положительной самооценки. Люди мотивированы на то, чтобы их воспринимали благосклонно (например, доброта). Наши действия открывают окно в нашу личность и предпочтения. Например, дать денег попрошайке или изменить фотографии профиля в Facebook, чтобы почтить память жертв какой-то новой трагедии.
  6. Самопроверка . Люди также мотивированы проверять или подтверждать свои существующие представления о себе. Вот почему мы предпочитаем общаться с теми, кто видит нас такими, какими мы видим себя, и избегаем тех, кто этого не видит. Например, общение с партнером, который подтверждает ваше представление о себе как о супруге, заставляет вас чувствовать себя лучше.
  7. Любопытство . Аристотель утверждал, что «все люди по своей природе желают знать». Мы запрограммированы с желанием учиться и исследовать мир. Любопытство рассматривается как возникающее, когда внимание сосредотачивается на пробеле в своих знаниях. Любознательный человек мотивирован получить недостающую информацию, чтобы уменьшить или устранить чувство лишения. Как только нам говорят то, чего мы не знаем, мы хотим знать. Противоположностью любопытству является скука или отрешенность.
  8. Автономность. Людям нравится чувствовать себя под контролем. Мы биологически запрограммированы искать контроль. Это делает нас счастливее и здоровее во многих отношениях. Таким образом, предоставление людям чувства контроля (имеющих выбор) является мощной мотивацией.
  9. Текущее настроение . Должно быть соответствие между руководством (например, сообщениями о здоровье), которое мы предлагаем, и текущим настроением человека перед нами. Например, когда люди чувствуют угрозу, они гораздо более реагируют на негативную информацию. Плохое настроение побуждает человека думать о негативных вещах. Напротив, люди с большей вероятностью будут заниматься скучными делами, когда они в хорошем настроении. Так что согласовывайте то, что вы хотите сказать, с настроением другого человека.
  10. Другие люди . Мы социальные существа, и нам важно мнение других людей. Нами движет желание заслужить уважение наших товарищей. Люди предпочитают достижения, которые подтверждены, признаны и оценены другими людьми. Одобрение является необходимым условием для формирования и поддержания социальных связей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *