Мозг человека работает только на 10: Учёные против мифов: на сколько процентов работает мозг и зависит ли интеллект от числа извилин — 12 сентября 2017

9 мифов о человеческом мозге, в которые вы верите абсолютно зря

9 апреля 2022 Образование

Пора узнать правду о том, какого цвета содержимое нашей черепной коробки и как самом деле на него воздействует алкоголь.

Миф 1. Существует правополушарный и левополушарный тип мышления

Изображение: Robina Weermeijer / Unsplash

Начнём с одного из самых распространённых мифов. Многие люди называют себя «левополушарными» или «правополушарными». Это примерно как «технари» и «гуманитарии», только звучит более научно.

Считается, что левое полушарие отвечает за логику и рациональность, а правое — за творческое мышление. И вообще‑то разумная основа у этого утверждения есть.

Существует такое понятие, как латерализация функций головного мозга, когда левая и правая его половины берут на себя разные психические функции.

Однако называть творческих людей «правополушарными», а аналитиков «левополушарными», неправильно, потому что у каждого человека латерализация мозга уникальна. Он развивается у всех по‑разному, и левая часть вполне способна мыслить творчески, а правая — аналитически.

Более того — то, что одна половина мозга нагружена больше другой, не значит, что оставшаяся простаивает. Они работают в тандеме. Например, у большинства людей левое полушарие обрабатывает содержание речи, а правое учитывает интонации, ударения и эмоциональную окраску речи.

Оба полушария сообща работают над решением общих задач, обмениваясь данными через область, называемую мозолистым телом

Миф о право- и левополушарных людях появился, когда нейрофизиолог Роджер Сперри в 1981 году исследовал связь половин этого органа, чтобы найти лечение от эпилепсии. Его эксперименты показали, что левая часть связана с языком, а правая — с обработкой пространственной информации. Журналисты подхватили осторожные предположения Сперри и раздули их в теорию о «дихотомии мозга».

Миф 2. Во время мигрени болит мозг

Изображение: Matteo Vistocco / Unsplash

Некоторые люди объясняют мигрени тем, что это болит мозг. Они рассуждают примерно так: череп состоит из кости, болеть там нечему, а значит, страдания испытывает именно вещество в черепной коробке. Однако это миф.

На самом деле мозг лишён болевых нейронов, или ноцицепторов, которые передают болевой сигнал.

Поэтому, кстати, хирурги могут оперировать этот орган, даже когда пациент находится в сознании.

На самом деле человек испытывает боль, когда раздражаются болевые рецепторы в оболочках мозга и сосудах рядом с ним в области головы, шеи и спинномозговых нервов, а также в надкостнице (это соединительная ткань, покрывающая кости). Так что считать, что от мигрени болит непосредственно мозг, неправильно.

Миф 3. Мозг серого цвета

Изображение: Robina Weermeijer / Unsplash

Мы привыкли считать человеческий мозг серым. Это довольно популярное заблуждение, которое появилось, скорее всего, из‑за фирменной фразы знаменитого персонажа — детектива Эркюля Пуаро: «Серые клеточки хорошо поработали!».

Кроме того, препарированный мозг в формалине может выглядеть также бесцветным, а иногда желтоватым.

На самом деле вещество живых тканей этого органа имеет серо‑коричневый цвет из‑за капилляров с кровью, пронизывающих его. Ещё в нём есть белые фрагменты, а также так называемое чёрное вещество, которое окрашено в тёмный цвет пигментом нейромеланином. Кроме того, в мозгу много красных оттенков из‑за кровеносных сосудов. Так что на самом деле мозг далеко не чисто серый.

Миф 4. После определённого возраста мозг перестаёт развиваться

Изображение: bruce mars / Unsplash

Некоторые люди считают, что, когда человеку исполняется 40, 50, 60 — или вставьте любое другое число — лет, то мозг перестаёт образовывать новые клетки. Соответственно, и обучаемость человека падает до нуля.

«У меня уже мозги не те!» — отшучиваются пожилые родственники, когда их пытаются научить пользоваться компьютером.

Но это очередное заблуждение. Человеческий мозг продолжает развиваться всю жизнь, и у пожилых людей нейрогенез, то есть образование новых клеток‑нейронов, происходит примерно с той же скоростью, что и у молодых.

Правда, с возрастом некоторые из рецепторов на поверхности нейронов могут начать работать не так хорошо, как раньше, и поэтому пожилым людям несколько сложнее даётся заучивание и игры на концентрацию. Но клетки не отмирают с возрастом — это байка.

Кроме того, у пожилых людей увеличивается ветвление нервных отростков, дендритов, и усиливаются связи между отдаленными областями мозга. Это позволяет лучше выстраивать логические связи. Кроме того, с возрастом улучшается контроль эмоций. А физические (преимущественно аэробные) и умственные упражнения позволяют пожилым людям поддерживать работу мозга.

Поэтому абсолютно неправильно говорить, что с возрастом люди ожидаемо глупеют. Этого можно избежать, если вести здоровый образ жизни и постоянно нагружать мозг, не давая ему простаивать.

Так что если ваши родные отказываются учиться пользоваться смартфоном — это лень, а не естественное состояние организма.

Миф 5. Мы используем мозг только на 10%

Кадр из фильма «Люси»

Ещё один популярный и долгоживущий миф, мелькающий в СМИ по крайней мере с 1998 года: люди задействуют ресурсы мозга только на 10%. Иногда также говорят о 5%.

А вот если бы раскрыть потенциал мозга на 100%, то можно стать умней Эйнштейна, да ещё и предметы силой мысли начать двигать, как Скарлетт Йоханссон в фильме «Люси».

Правда, непонятно, зачем нужны остальные 90%.

Учитывая, что этот орган поглощает больше половины глюкозы в теле даже у малоподвижных людей, было бы чрезвычайно расточительно кормить мозг, когда он по большей части простаивает. Это самая энергозатратная часть организма.

Кроме того, если бы для жизни были нужны только 10% мозга, повреждения этого органа были бы гораздо менее летальны.

На самом деле мозг работает целиком. И даже самые простые задачи вроде ходьбы и разговора задействуют орган полностью. Одни части в нём могут быть активнее других, но не существует областей, которые бы простаивали.

Миф о 10%, скорее всего, возник благодаря работам психолога и философа Уильяма Джеймса. В своей книге The Energies of Men 1908 года он написал: «Мы используем лишь небольшую часть наших умственных и физических ресурсов». А всякие мотивационные ораторы и коучи подхватили этот лозунг, взяли с потолка цифру в 10% и растиражировали её в СМИ.

Миф 6. У людей есть «рептилья» часть мозга

Изображение: Alex Williams / Unsplash.com

Возможно, вы слышали выражение «рептилий мозг». Это якобы самая древняя часть, которая досталась нам в наследство от пресмыкающихся.

Она отвечает за биологическое выживание, размножение, функционирование тела, защиту территории, желание всё контролировать и доминировать в иерархии. Рептильими называют заднюю и центральную части мозга, а также мозговой ствол и мозжечок.

Именно в них, по идее, рождаются самые агрессивные, примитивные и животные желания и инстинкты.

Согласно теории «триединого мозга», разработанной американским врачом и нейробиологом Полом Д. Маклином, поверх примитивных «рептильих» областей мозга у первых млекопитающих наросли более продвинутые части, составляющие лимбическую систему. Она отвечает за чувства и эмоции.

А у самых развитых млекопитающих, приматов, появился неокортекс — область коры, ответственная за память и мышление. Она якобы помогает контролировать животные позывы и держать в узде свою «рептилью природу». У примитивных млекопитающих неокортекс только намечен, а у человека составляет 76% объёма мозга.

Теория «рептильего мозга» была популярна до начала 1970‑х годов, но потом учёные раскритиковали её и признали мифом.

Согласно современным исследованиям, мозг развивается целиком, а не «слоями», как это представлял Маклин. Так называемая «рептилья», или, как правильнее говорить, базальная его часть претерпела огромное количество эволюционных изменений.

Мозжечок приматов развит несравнимо лучше, чем мозг пресмыкающихся. И да, сейчас известно, что люди не происходят от рептилий, как считалось в 60‑х годах. Наши эволюционные ветви разошлись намного раньше — около 320 миллионов лет назад, в каменноугольном периоде.

Миф 7. Отделённый от тела мозг ещё несколько минут остаётся в сознании

Изображение: Wikimedia Commons

Существует популярный миф, что, когда в 1536 году казнили королеву Анну Болейн, губы её продолжали шевелиться и после обезглавливания, будто она пыталась что‑то сказать.

Аналогичный случай якобы произошёл во время французской Революции, когда придумали гильотину. 17 июля 1793 года женщина по имени Шарлотта Корде была казнена с помощью этого адского девайса за убийство радикального журналиста Жана Поля Марата.

После обезглавливания палач (по другой версии, плотник, ставивший гильотину) поднял голову девушки и дал ей пощёчину. Лицо её якобы покраснело и исказилось от гнева.

Однако современная нейрофизиология утверждает, что эти случаи сильно преувеличены.

Некоторые насекомые, например тараканы, могут жить без головы некоторое время и умереть от голода. А змеи, черепахи, куры и некоторые другие животные способны временно продолжать двигаться после обезглавливания. Но у людей нервная система куда сложнее и без контроля головного мозга работать не будет.

Такие реакции, как моргание и подёргивание губ на отсечённой голове, — рефлекторные подёргивания мышц, а не сознательные действия. Отделение головного мозга от спинного и от кровеносной системы через 2–3 секунды вызывает кому, а затем смерть. Так что головы, пытающиеся передать сигналы глазами или произнести что‑то, — это выдумка.

Миф 8. Классическая музыка помогает мозгу развиваться

Изображение: Josh Hild / Unsplash

Существует популярное заблуждение, что регулярное прослушивание Моцарта, Баха и Бетховена благотворно сказывается на психическом и физическом состоянии организма, к какому бы биологическому виду тот ни принадлежал.

Дети от классической музыки становятся гениями, у взрослых повышается работоспособность, и вообще нейронные в мозгу связи крепнут и IQ растёт. А ещё под Паганини свёкла начинает колоситься и у коров надои повышаются.

А вот у тех, кто слушает тяжёлый рок, клетки мозга отмирать начнут. Металлисты, трепещите!

Это миф, появившийся в 90‑х годах из‑за исследований учёных Калифорнийского университета в Ирвайне. Они давали студентам слушать музыку разных жанров, а потом проводили тесты IQ. И те, кто наслаждался Моцартом, набирали в среднем на 8 баллов больше.

Компания Baby Einstein, производившая обучающие DVD для малышей, ухватилась за эту идею и стали штамповать диски с классической музыкой. А родители, желающие вырастить из отпрысков вундеркиндов, начали скупать их тоннами.

Некоторые даже стали слушать классику во время беременности, потому что это якобы хорошо влияло на формирующийся плод. В итоге благодаря рекламной кампании Baby Einstein в массовом сознании появился так называемый «Эффект Моцарта».

Однако на самом деле не существует никаких доказательств того, что прослушивание классики развивает головной мозг. Последующие исследования не зафиксировали никакого влияния музыки на интеллектуальные способности. Так что можете слушать любые жанры, которые вам нравятся, и не насиловать уши классикой, если её не любите.

Миф 9. Алкоголь убивает клетки мозга

Изображение: Gerrie van der Walt / Unsplash

Фанаты здорового образа жизни нередко утверждают, что спиртные напитки убивают клетки мозга, отчего головной орган «скукоживается». Некоторые особо впечатлительные личности даже добавляют, что отмершие клетки «вытекают с мочой».

В интернете нередко встречаются цитаты в духе «три пинты пива убивают 10 тысяч клеток мозга».

Но на самом деле это не так. Этиловый спирт может уничтожать живые клетки при непосредственном контакте, что делает его антисептиком. Но вы просто не сможете выпить столько этанола, чтобы стерилизовать мозг, — банальное отравление свалит вас с ног раньше.

Исследователи из Вашингтонского университета в Сент‑Луисе обнаружили, что алкоголь не убивает нейроны, даже если ввести его прямо в них. Он только блокирует связь между ними, мешая передавать информацию, что делает пьяных неуклюжими. Но если некоторое время не пить, этот эффект проходит и связи восстанавливаются.

Поэтому говорить, что алкоголь убивает клетки мозга, неправильно. Тем не менее выпивка плохо сказывается на здоровье сосудов, что увеличивает риск инсульта. Кроме того, большие дозы алкоголя также мешают нейрогенезу, то есть образованию новых клеток мозга. От сильного пьянства можно в буквальном смысле поглупеть.

Читайте также 🧐

  • 10 неочевидных фактов о человеческой натуре
  • 10 фактов о человеческом теле, которые кажутся фантастикой
  • 7 заблуждений врачей прошлого о человеческом теле и здоровье

Человеческий мини-мозг прижился в мозге крысы и среагировал на прикосновение к усам

Модели органа, сделанные из клеток человека, прижились и развились в мозге крыс, после чего повлияли на поведение грызунов

Ученые из США придумали, как улучшить создание моделей человеческого мозга. В исследовании, опубликованном в Nature, утверждается, что пересадка мозгового органоида новорожденным крысам позволяет добиться того, что не получалось раньше: искусственный мини-мозг приживается и взаимодействует с другими клетками в организме крысы, в том числе реагирует на внешние раздражители — например, на прикосновение к усам.

Поскольку изучать головной мозг и его патологии на человеке сложно, ученые вынуждены использовать для этой цели лабораторных животных — грызунов или даже собак. Проблема в том, что такие модели не отражают все характеристики человеческого мозга и процессы в нем. Поэтому ученые стараются сделать мини-модели головного мозга из стволовых клеток человека — мозговые органоиды.

Чтобы сделать структуру, похожую на человеческий мозг, ученые выращивают стволовые клетки в окружении, которое заставляет их становиться клетками мозга. После этого органоид переносят животным, чтобы проверить, как он работает. И вот тут начинаются проблемы. Из-за своего искусственного происхождения мини-мозги не могут нормально развиваться в организме, а значит и функционировать должным образом, взаимодействуя с другими частями мозга грызунов. Ученые стараются решить проблему, создавая новые подходы к созданию и пересадке органоидов.

Команда исследователей из Стэнфордского университета под руководством Серджиу Пашка (Sergiu P. Pașca) продвинулась в этом деле. Они перенесли мозговой органоид новорожденным крысам, а не взрослым, как делали их коллеги. В этот период мозг еще не завершил свое развитие, что позволило органоиду прижиться и встроиться в его структуру. Кроме того, у крыс не было тимуса, а значит их адаптивный иммунитет не смог атаковать трансплантат.

Мозговые органоиды не только прижились в мозгу крыс: ученые отметили девятикратное увеличение объема трансплантата через три месяца после операции. Более того, внутри него появились сосуды и клетки микроглии — макрофаги нервной системы.

Клетки мозгового органоида, который встроили в организм грызунов, стали отличаться от тех, что выращивали in vitro. Они больше и экспрессируют гены, связанные с созреванием нейронов, а значит — ученые добились развития органоида в живом организме.

Кроме того, ученые выяснили, что с помощью мозгового органоида можно влиять на поведение крыс, для чего использовали методы оптогенетики. Сначала исследователи сделали органоид, который экспрессировал светочувствительный канал. Это белок, который открывается под действием света и меняет активность клеток. Затем мозговой органоид перенесли крысам, а через три месяца в трансплантат добавили оптическое волокно, которое генерировало красный или синий свет. Животные получали награду, если пили во время действия синего света. Через пятнадцать дней те крысы, которым вживили мозговой органоид со светочувствительным белком, поняли этот принцип. Ученые сделали вывод, что клетки органоида интегрировались в мозг и стали активировать нейроны, чтобы получать награду. Еще одно доказательство интеграции трансплантата смогли обнаружить, потрогав крыс за усы. В ответ на такой внешний стимул ученые заметили активацию части клеток в мозговом органоиде.

С помощью пересадки органоида новорожденным крысам с иммунодефицитом, ученые смогли решить сразу несколько проблем: их мини-мозг прижился, начал развиваться внутри живого организма и активно с ним взаимодействовать.

Исследователи предлагают использовать свою модель не только для изучения нормы. Им удалось сделать мозговые органоиды из клеток людей с синдромом Тимоти. Это генетическое заболевание, при котором нарушается работа сердца. Нейроны в таком органоиде отличались от тех, которые были сделаны из клеток здоровых людей, а значит модель воспроизводит особенности патологических состояний и может быть полезна при изучении патологий и тестировании лекарств.

Ученые давно пытаются воспроизвести органы человека в лабораторных условиях. Кроме мозга, они создают мини-желудки, кожу и даже сердце. Исследовательский интерес — не единственное, что движет исследователями. В будущем, такие органоиды можно будет использовать для пересадки людям, в случае необходимости.

На мышах Нейронауки

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Развенчан миф: люди используют только 10% своего мозга

Какой процент нашего мозга мы используем?

Человеческий мозг сложен и загадочен. Возможно, именно поэтому, несмотря на множество доказательств обратного, остается так много неверных представлений о том, как функционирует мозг. Миф о 10% мозга, или представление о том, что люди используют лишь небольшую часть возможностей и потенциала своего мозга, является одним из самых распространенных заблуждений.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить бесплатный пробный тест и учебные материалы

+91

Подтвердите OTP-код (обязательно)

Я согласен с условиями и политикой конфиденциальности.

Распространенное мнение, что мы используем или имеем доступ только к 10 % мощности нашего мозга, часто используется для рассуждений о диапазоне человеческих навыков, если бы мы могли использовать только 10 % мощности нашего мозга. Люди часто сталкиваются со своими собственными умственными ограничениями, такими как непонимание сложной арифметической задачи или потеря важных знаний. Возможно, именно поэтому так много людей считают, что у них есть неиспользованный потенциал, если бы они только могли получить доступ к этой недоступной части своего мозга.

Почему некоторые люди считают, что мы используем только 10% нашего мозга?

Эта городская легенда, по мнению ученых, ходит с начала 1900-х годов. Возможно, на это повлияли люди, которые неправильно поняли или неверно истолковали результаты неврологических исследований. Миф о 10%, возможно, возник благодаря работам психолога и философа Уильяма Джеймса. В своей книге 1908 года «Энергии людей» он заметил: «Мы просто используем небольшую часть наших возможных умственных и физических ресурсов».

Как и другие городские легенды, эта история передавалась из поколения в поколение. Когда якобы неиспользуемые 90% мозга человека «разблокируются», фильмы показывают людей, способных на невероятные подвиги. Ошибка 10% часто используется благонамеренными людьми, такими как мотивационные ораторы или профессора, чтобы подчеркнуть, что каждый должен стараться максимально раскрыть свой потенциал. К сожалению, некоторые люди с менее благонамеренными намерениями воспользовались заблуждением, чтобы рекламировать и продавать товары и услуги, предназначенные для раскрытия скрытого потенциала вашего мозга.

Каково происхождение легенды?

Точно никто не знает. Согласно распространенному мнению, миф был увековечен писателем Лоуэллом Томасом, написавшим предисловие к бестселлеру Дейла Карнеги по саморазвитию «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Томас неверно процитировал Уильяма Джеймса, великого американского психолога, который сказал, что типичный человек «развивает только 10% своих скрытых умственных способностей». На самом деле Джеймс имел в виду нашу «скрытую ментальную энергию» в более общем смысле.

Другие утверждали, что интеллектуальные способности Эйнштейна объяснялись его способностью использовать более 10% своего мозга, однако это миф сам по себе. Еще одним источником мифа о 10% может быть открытие нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом в 1930-х годах «молчаливой коры» — областей мозга, которые, по-видимому, не функционируют при воздействии электричества. Теперь известно, что эти регионы функционируют.

Возможно ли, что легенда правдива?

Представление о том, что мы используем только 10% мозгового вещества, неверно. Даже когда мы спим, современные томограммы мозга показывают активность, протекающую по всему органу. Незначительная черепно-мозговая травма может иметь катастрофические последствия, которых вы не ожидали бы, если бы у нас было 90% резервной емкости.

Рассмотрим случай, когда мозговая ткань, представляющая конечность, становится избыточной из-за потери конечности. Соседние области вскоре задействуют эту ткань для новых ролей, например, для представления других частей тела. Это демонстрирует, как мозг использует всю доступную нервную ткань.

Мифы о человеческом мозге

Существует множество дополнительных заблуждений о мозге, которые вам следует развеять. Вот некоторые из них:

  • Люди делятся на две группы: левополушарные и правополушарные.
  • Амнезия — это когда ты теряешь представление о том, кто ты есть.
  • Половое созревание знаменует собой конец роста мозга.
  • Пока мы спим, мозг неактивен.
  • Повреждение головного мозга приводит к необратимой потере функций, особенно у пожилых людей.
  • Тренировка мозга повышает IQ и замедляет старение мозга.
  • В пожилом возрасте работа мозга существенно ухудшается.
  • Прослушивание музыки Моцарта или барокко может помочь вам больше учиться и улучшить свой IQ.

Что сделало Эйнштейна таким гениальным?

Альберта Эйнштейна обычно считают гением, но как он им стал? Многие эксперты пришли к выводу, что теория относительности и другие поразительные открытия, лежащие в основе современной физики, требовали очень необычного мозга. Согласно исследованию 14 недавно найденных фотографий его мозга, которые были сохранены для исследований после его смерти, мозг Эйнштейна был необычайно своеобразен во многих отношениях. Однако ученые до сих пор не уверены, как необычайные таланты Эйнштейна были связаны с дополнительными складками и извилинами мозга.

Так почему легенда живет?

Поскольку они понимают это с точки зрения человеческого потенциала, многие люди находят миф о 10% правдоподобным и заманчивым. Многие из нас считают, что если бы мы только сосредоточились на этом, мы могли бы выучить новые языки, играть на музыкальных инструментах и ​​улучшить свои спортивные способности. Несложно понять, как это переводится в предположение, что мы используем только 10% возможностей или потенциала нашего мозга.

Читайте также: Как оптимизировать рабочую память в классе?

Часто задаваемые вопросы

Вопрос 1: Правда ли, что люди используют только 10% своего мозга?

Ответ 1: Ошибочное представление о том, что человек использует только 10% своего мозга, опровергнуто. Согласно исследованиям фМРТ, даже базовые действия требуют активности практически всего мозга. Хотя о мозге еще многое предстоит узнать, ученые усердно работают над преодолением разрыва между наукой и фантазией.

Вопрос 2: Использует ли человеческий мозг весь свой потенциал?

Ответ 2: Существует несколько мнений о происхождении этого мифа, однако нет убедительных доказательств того, что люди используют только 10% или какую-либо другую конкретную или ограниченную часть нашего мозга. Напротив, все имеющиеся данные указывают на то, что люди в полной мере используют свой мозг.

Вопрос 3: Какой процент мозга Эйнштейна он использовал?

Ответ 3: Томас неправильно процитировал Уильяма Джеймса, великого американского психолога, который сказал, что типичный человек «развивает только 10% своих скрытых умственных способностей». На самом деле Джеймс имел в виду нашу «скрытую ментальную энергию» в более общем смысле.

Вопрос 4: Как мы можем получить доступ к 90% нашего мозга, которые мы не используем?

Ответ 4: Самая серьезная угроза вашему мозгу не в том, что большая его часть используется неэффективно. Инсульт, болезнь Альцгеймера и злокачественные новообразования являются основными причинами смерти. Лучший способ защитить себя от таких угроз — правильно питаться, регулярно заниматься спортом и высыпаться.

Связанный контент

JEE Advanced 2023
Программа подтверждения ранга NEET | Курс аварии NEET 2023
JEE MAIN 2023 Вопросные документы с решениями
JEE Main 2024 SYLLABUS
Лучшие книги для JEE Main 2024
JEE ADMADED AMED.
JEE Main 2024: Даты экзаменов, Программа, Критерии приемлемости
JEE 2024: Дата экзамена, Программа, Критерии приемлемости
Crash Course — Crash Course 2023
NEET Crash Cours своих мозгов. «Эта идея не только неверна, она не имеет никакого смысла», — говорит Эрл Миллер, профессор неврологии Института обучения и памяти Пикауэра при Массачусетском технологическом институте.
«Даже самые простые действия задействуют большую часть нашего мозга».

Но хотя это старое изречение о 10% является ложным, правда, что у многих из нас есть неиспользованные резервы остроты ума, которые, если их использовать, могут обострить наши способности к проницательности и анализу. По словам Миллера, ключ к доступу к этим резервам — оставаться сосредоточенным. «Главное, что мешает нашему познанию, — это рассеянность».

Отвлекающие факторы сильно истощают способность мозга концентрироваться, и один из лучших способов получить от ума больше — подарить себе непрерывные отрезки времени.

Думайте о своем разуме как о мышце, которую можно укрепить с помощью упражнений. Но последняя наука предполагает, что «упражнения» означают не игры для мозга на основе приложений или действия, такие как судоку, а периоды продолжительной непрерывной концентрации, говорит Миллер. Проще говоря, рассеянный мозг — это тупой мозг. К сожалению, «наш мозг любопытен и всегда интересуется тем, что происходит вокруг нас, поэтому очень сложно игнорировать все это и оставаться сосредоточенным».

Отвлекающие факторы вездесущи, появляются в виде предупреждений по электронной почте, текстовых сообщений и обновлений в социальных сетях. «Люди думают, что они могут выполнять несколько задач и проверять эти вещи, не теряя внимания, но у нас есть множество исследований, показывающих, что переключение между задачами приводит к ошибкам и возврату, а также тратит много времени», — говорит Миллер. И все эти перерывы, кажется, мешают более творческим, глубоким прозрениям. Когда ваш мозг бомбардируется отвлекающими факторами, «ваши мысли становятся более поверхностными, и вы не продвигаетесь так далеко по пути появления новых идей».

Другие эксперты согласны. Переключение между задачами может привести к феномену, называемому «остаточным вниманием», согласно работе Софи Лерой, доцента бизнеса Вашингтонского университета. Когда вы просите свой мозг быстро переключиться с одной задачи на другую, он изо всех сил пытается чисто отбросить первую и перейти к следующей. «Допустим, я работаю над проектом вплоть до встречи, — говорит она.

«Может быть, я и на встрече, но мой мозг все еще пытается найти завершение проекта, над которым я работал, поэтому вопросы и размышления об этом проекте мешают мне сосредоточиться».

Чем больше задач вы просите свой мозг выполнить за короткий промежуток времени, тем больше накапливается когнитивного беспорядка и тем больше снижается ваша производительность. Кэлвин Ньюпорт, адъюнкт-профессор компьютерных наук в Джорджтаунском университете и автор книги «Углубленная работа », описывает снижение производительности в реальном мире. «Как ни странно, кажется, что у большинства людей производительность и когнитивные способности падают на 50%, когда они отвлекаются», — говорит он. И хотя быстрый просмотр вашего почтового ящика или социальной ленты занимает всего секунду, «продолжительность этих проверок не коррелирует со степенью отвлечения внимания», — говорит Ньюпорт.

ЕЩЕ : Мои устройства портят мне мозг?

Ньюпорт осознал, насколько эти быстрые проверки снижают производительность его мозга, когда он писал свою последнюю книгу. Стремясь быть более продуктивным, он начал планировать блоки времени, чтобы проверить свой телефон или электронную почту, а остаток своего дня посвящал исключительно своей книге или своим исследовательским обязанностям в качестве академика. «У меня должно было быть меньше времени на мою обычную работу, потому что я также занимался исследованиями и писал эту книгу», — говорит он. «Но количество рецензируемых статей, которые я опубликовал в том году, увеличилось в два раза».

Один из лучших способов заострить ваше внимание — и, следовательно, увеличить ваши умственные способности — это запланировать такое непрерывное время, чтобы сосредоточиться на когнитивных задачах, которые важны для вас. «Люди, которые этим занимаются, нередко говорят о повышении своей производительности, — говорит Ньюпорт. Исследования показывают, что медитация может быть еще одним способом усилить способность вашего мозга концентрироваться.

Также важно выполнить одну умственную задачу, прежде чем переходить к другой. «Если у вас собрание в 11, большинство из нас будет работать до 10:59.а потом спешить на встречу, — говорит Лерой. «Это не дает мозгу времени понять, что он сделал или что еще нужно сделать, и поэтому нет закрытия». По ее словам, ваш мозг нуждается в этом закрытии, чтобы эффективно перейти к следующей работе.

ЕЩЕ : Мобильный телефон Отвлекшее внимание родителей может иметь долгосрочные последствия

Она рекомендует делать перерывы между умственными задачами — даже минуту или две — чтобы подумать о работе, которую только что проделал ваш мозг. «Запишите, где вы находитесь и что вы хотите сделать, когда вернетесь к заданию», — говорит она. В одном из ее экспериментов люди, которые следовали этому протоколу, улучшили свои результаты в тесте на принятие решений на 79%.% по сравнению с людьми, у которых не было времени собраться с мыслями между задачами.

Еще одна просто звучащая, но сложная рекомендация — добавить в свою жизнь больше скуки. «Не вытаскивайте телефон, стоя в очереди, а если вы где-то сидите в одиночестве, попробуйте, не глядя на экран», — говорит Ньюпорт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *