Мозговой штурм это в психологии: Мозговой штурм — Психологос

Мозговой штурм — Психологос

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — групповой метод нахождения идей для решения проблемы. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Идея метода

 

Фильм «День радио»

Чтобы взглянуть на трудную задачу с новой, неожиданной точки зрения, нужны творческие люди, которые легко генерируют нестандартные, творческие идеи. Чтобы идеи таких творческих людей были хоть как-то реалистичны, нужны реалистично мыслящие критики. А чтобы хорошие идеи воплотить, нужны практики-организаторы.

 

Как объединить все это в одно целое? Нужно собрать вместе несколько оригинально мыслящих людей, поставить перед ними актуальную проблему и побудить их к высказыванию как можно большего количества вероятных решений, сколь бы неожиданными и даже вздорными они ни казались. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было их оценки. Критики принимаются за дело на втором этапе. Они сортируют предложения по степени их выполнимости и ожидаемой эффективности, отбрасывают непригодные и отмечают перспективные. Затем наступает очередь реализаторов, которые намечают конкретные практические шаги для выполнения выбранного решения.

Подбор людей и распределение ролей

Подбор людей и распределение ролей — важный момент мозгового штурма. Чем более свободно и оригинально умеют думать участники мозгового штурма, тем лучше. Эффективность возрастает при разнополом составе участников, когда женская интуиция дополняет мужской прагматизм. Полезно привлекать специалистов разного профиля, так как решения часто лежат на стыке смежных и даже весьма отдаленных специальностей (например, некоторые сугубо технические решения позаимствованы из области функционирования живых организмов; так возникла целая научно-практическая отрасль — бионика). Однако, кроме креативщиков, для других этапов мозгового штурма нужны и критики, и практики.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы

Чтобы найти решение, вначале нужно четко понять, в чем проблема, а для этого необходимо определить, что нужно в результате и что этому мешает. (см. Ситуационный анализ). Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей

Здесь главное — количество идей. Этому способствуют:

  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Обоснования — не нужны, нужны только идеи. Не делайте никаких ограничений: необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. Допустимо использование любых гипотез, аналогий, сравнений, фантастических образов.
  • В любом случае нужен ведущий, который поощряет высказывающихся, а в случае необходимости прерывает излишние словоизвержения. Заранее следует установить регламент. Фонтан творческих идей не может бить долго — затянутое обсуждение рискует вылиться в переливание из пустого в порожнее. Обычно получаса вполне достаточно. При этом главная задача ведущего — создать раскованную и доброжелательную атмосферу для проведения штурма: если участники относятся друг к другу с недоверием и опаской, продуктивности от них ждать не приходится.
  • Если в процедуре участвуют коллеги разного звания, рекомендуется первым дать высказаться младшим (по возрасту и по должности), дабы потом на них не «давил» авторитет старших товарищей.
  • Проведение мозгового штурма можно считать успешным, если удалось сформулировать пять-шесть достаточно реалистичных предложений, которые впоследствии могут послужить основой для практического решения проблемы.
Группировка, отбор и оценка идей

Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

Метод синектики

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Техника мозгового штурма — основные эффективные техники, методы

Коучинг

28.05.2021  |   635 просмотров

Вернуться к статьям

Поделиться

Скрыть

Вебинар

Как реализоваться в коучинге и зарабатывать

Забронировать место

Вебинар

Как реализоваться в коучинге и начать зарабатывать

Подробнее

Скрыть

В любых сферах жизни возникают проблемы, решения которых не лежат на поверхности. Иногда даже непонятно, как к ним подступиться. В подобных ситуациях помогает техника мозгового штурма, о возможностях которой мы сейчас и поговорим.

Мозговой штурм — это метод генерации неожиданных идей, на основе которых удается построить нестандартное решение проблемы. Мозговой штурм — чаще всего командное взаимодействие, хотя существуют разновидности индивидуальной работы, например, фрирайтинг, техника «чистого листа» и другие. Одним из примеров практического применения мозгового штурма считается стратегия творчества и гениальности Уолта Диснея.

Основная особенность метода — стимулирование творческой активности участников мозгового штурма. Именно это свойство легло в основу применения педагогической техники «мозговой штурм» на уроках в школе. Примеры применения техники мозгового штурма в обучении показывают, что она позволяет решить следующие задачи:

  • повысить общую активность учащихся;
  • дать каждому возможность применить свои знания;
  • научить четко выражать свои мысли и анализировать их;
  • побудить учащихся размышлять над различными вариантами решения проблемы;
  • научить ребят командной работе и развитию идей друг друга;
  • сделать шаг к выбору направления своего дальнейшего развития и поиску работы своей мечты.

Техники мозгового штурма эффективно применяются в различных областях, например, в психологии, в бизнесе, маркетинге — там, где требуется быстро найти нестандартное решение сложной задачи. Кстати, телевизионная игра «Что? Где? Когда?» — отличный пример того, как работает техника мозгового штурма.

Техника проведения мозгового штурма — это одновременно и творческий процесс, и технология поиска решения.

Основные этапы мозгового штурма

Как любой процесс, мозговой штурм состоит из определенных этапов:

  1. Подготовка к мозговому штурму — определяется число участников, отбираются конкретные люди, выбирается ведущий, назначаются сроки и место проведения.
  2. Постановка целей — максимально понятное донесение до каждого участника цели обсуждения, а также предоставление имеющейся информации по решаемой проблеме.
  3. Предстартовая разминка — своеобразный «разогрев мозга». Ведущий предлагает немного поиграть всей группой, например, в ассоциации или любую другую несложную интеллектуальную игру. Это, с одной стороны, сделает участников более раскрепощенными, а с другой — настроит мышление на рабочую волну.
  4. Непосредственно мозговой штурм — главный этап всего процесса. Участники высказывают любые приходящие в голову варианты решения проблемы.
    На этом этапе важно зафиксировать все сгенерированные идеи. Чтобы ничего не потерялось весь процесс мозгового штурма записывают на аудио или видео. 
  5. Обработка сгенерированной информации — все высказанные идеи распределяются по категориям. Этим могут заниматься как участники мозгового штурма, так и специально созданная группа. Одновременно проходит анализ предложенных вариантов и самые слабые исключаются из дальнейшего рассмотрения.
  6. Обсуждение и формирование решения — творческий этап процесса завершен, теперь включается рациональное мышление. Результаты мозгового штурма исследуются на предмет практической реализации — перспективы развития, имеющиеся ресурсы, финансовые вложения и пр. Если позволяет время, данный этап проводится через несколько дней после самого мозгового штурма.

Для того, чтобы метод сработал по максимуму, необходимо придерживаться определенных правил.

Правила проведения мозгового штурма


  1. Подготовка мероприятия. Сюда входит оповещение участников, создание презентации и других информационных материалов по теме проблемы.
  2. Создание команды. Оптимальное число участников 6-10 человек. В зависимости от поставленной задачи приглашайте на мозговой штурм разных людей, например, разработчиков продукта и представителей целевой аудитории.
  3. Фиксация всех предлагаемых идей — в письменной форме, в аудио или видео форматах.
  4. Отказ от любой критики во время генерации идей — все обсуждения после.
  5. Использование различных техник визуализации предлагаемых решений.
  6. Управление процессом мозгового штурма, чтобы в нем принимали участие все приглашенные.
  7. Устранение отвлекающих факторов. Это в частности касается мобильных телефонов — рекомендуется выключить устройства.

Бесплатная консультация с коучем EDPRO


    Ошибки при мозговом штурме

    Часто встречающиеся ошибки при использовании метода мозгового штурма:

    • отсутствие четко сформулированной цели;
    • отсутствие интереса у участников процесса;
    • недостаточный уровень компетентности участников;
    • неудачно подобранный состав команды;
    • длинные паузы и снижение продуктивности обсуждения;
    • давление со стороны ведущего.

    Метод мозгового штурма может проводиться разными способами, например, от обратного, когда сначала предлагаются негативные варианты решений, а затем ищутся пути их трансформации в позитивное русло. Другой способ — ролевой мозговой штурм. Участники «примеряют» на себя разные роли и с этих позиций высказывают свои идеи.

    Хотите освоить профессию коуча и параллельно принять участие в мозговом штурме с опытным ведущим в рамках оффлайн факультатива? Приходите учиться в Академию EdPro на программу «Психологическое консультирование и коучинг».

    Вебинар

    13 января

    20:00

    Ведущий вебинара

    Вероника Сим

    Как реализоваться в коучинге и начать зарабатывать

    Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить

    Спасибо, что оставили свои контактные данные
    наш менеджер скоро с вами свяжется

     

    Даю согласие на обработку своих персональных данных

    Мозговой штурм — IResearchNet

    Мозговой штурм — это широко используемый метод стимулирования творческого подхода к решению проблем. На структурированном сеансе люди (обычно в группе) генерируют как можно больше творческих идей. Социальные психологи в основном изучали, эффективнее проводить мозговой штурм в группе или в одиночку, и пришли к парадоксальному выводу, что мозговой штурм часто лучше проводить в одиночку.

    В основе процедуры мозгового штурма лежат два основных принципа. Во-первых, людей поощряют придумывать как можно больше идей, потому что чем больше идей, тем выше вероятность того, что среди них есть хорошие («количество порождает качество»). Во-вторых, хотя в конечном итоге качество идей должно оцениваться, генерация идей и оценка строго разделены («отсрочка суждения»), потому что страх перед негативной оценкой мешает творчеству людей. Имеются доказательства обоих принципов: количество и качество идей положительно связаны, а боязнь оценки плохо влияет на качество идеи.

    Мозговой штурм обычно проводится в группах, и многие исследования изучали эффективность группового мозгового штурма. Эти исследования постоянно показывают, что люди генерируют больше идей и лучшие идеи, когда проводят мозговой штурм индивидуально, по сравнению с групповым мозговым штурмом. В этих исследованиях количество идей, выдвинутых группой, сравнивается с количеством идей того же количества людей, которые проводят мозговой штурм по отдельности. Подсчитав повторяющиеся идеи (идеи, созданные более чем одним человеком) только один раз, результаты показывают, что N человек генерируют больше идей, чем группа из N человек. Разница довольно велика и увеличивается с размером группы.

    Одним из основных факторов, вызывающих так называемую потерю продуктивности групп, является производственная блокировка: члены группы должны ждать своей очереди, чтобы высказать идеи, потому что в любой момент времени может говорить только один человек. Таким образом, члены группы блокируют вклад друг друга, что затрудняет генерацию их идей.

    В то же время люди, как правило, думают, что их творческие способности усиливаются в группе, и считают, что подслушивание идей других людей стимулирует. И на самом деле это тоже верно: есть свидетельства того, что слушание того, как другие генерируют идеи, помогает генерировать собственные идеи. Однако производственная блокировка полностью перекрывает эти положительные эффекты в обычных сеансах мозгового штурма. Если идеи не произносятся вслух, а излагаются на листах бумаги (мозговой штурм) или с помощью компьютеров (электронный мозговой штурм), производственная блокировка может быть устранена. Действительно, группы могут быть более продуктивными, чем отдельные люди, когда обмениваются идеями в письменных заметках или с помощью компьютеров, а не произносят их вслух.

    Ссылки:

    1. Паулюс П.Б., Дугош К.Л., Дзиндолет М.Т., Коскун Х. и Путман В.Л. (2002). Социальные и когнитивные влияния в групповом мозговом штурме: прогнозирование производственных выгод и потерь. В W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), Европейский обзор социальной психологии (том 12, стр. 299-325). Чичестер, Великобритания: Wiley.
    2. Стробе, В., и Дил, М. (1994). Почему группы менее эффективны, чем их члены: о потерях производительности в группах, генерирующих идеи. В W. Stroebe & M. Hewstone (Eds. ), Европейский обзор социальной психологии (том 5, стр. 271-303). Чичестер, Великобритания: Wiley.

    Как правильно проводить мозговой штурм | Psychology Today

    Источник: Unsplash

    Мозговой штурм — одно из самых часто употребляемых слов в современном бизнесе, а может быть, и во всех организациях. Каждый раз, когда люди пытаются придумать идеи, они называют это мозговым штурмом. И в результате методы, правила и методы мозгового штурма искажаются и злоупотребляются до такой степени, что все, кажется, ненавидят мозговой штурм, и кажется, что никто не делает его правильно.

    Итак, давайте вернемся к тому, с чего все началось, и посмотрим, что такое мозговой штурм, а что нет.

    Трудно придумать такой вездесущий термин, как «мозговой штурм» с изобретателем, но он есть. Был создатель мозгового штурма. Его звали Алекс Осборн. Осборн написал, возможно, первую книгу о творчестве на работе, Applied Imagination . Внутри книги он изложил систему генерации идей в группах, чтобы максимизировать количество идей, которые вы генерируете. Алекс также сформулировал четыре правила — четыре правила мозгового штурма, — которые многие помнят, но многие ошибаются.

    Вот эти четыре правила:

    1. Количество важнее качества, потому что мы знаем, что лучший способ получить хорошие идеи — начать с большого количества идей.
    2. Воздержитесь от критики, также говорят: «Ни одна идея не является плохой идеей».
    3. Поощряйте дикие идеи; просто раскрутиться и сойти с ума. (Вроде пункта второго правила.)
    4. Комбинируйте и улучшайте идеи.

    Если вы не следуете этим правилам, вы не проводите настоящий мозговой штурм (и, следовательно, вы можете не ненавидеть мозговой штурм).

    Теперь, когда вы посмотрите на часто обсуждаемые вещи о мозговом штурме, многие люди думают, что элемент «отсутствие идеи — это плохая идея» является самым важным из четырех правил. И это, вероятно, хорошо: многие люди самоцензурируют идеи и сдерживаются, чтобы не рисковать критикой.

    Но правда в том, что самым важным правилом является четвертое правило: комбинируйте и совершенствуйте идеи.

    Откуда мы это знаем? Мы знаем это из науки. В ходе ряда исследований ученые обнаружили, что мозговой штурм как инструмент простого генерирования идей на самом деле менее эффективен, чем когда такое же количество людей уходят сами по себе и генерируют идеи, а затем возвращаются и просто смотрят на результат. общее количество списков, созданных людьми. Некоторые даже зашли так далеко, что предположили, что эти исследования стали «концом мозгового штурма».

    Но настоящий гений мозгового штурма, настоящий гений объединения людей в одной комнате — это комбинации.

    Любой может составить список, но только когда вы соберетесь в команду, у вас будет коллекция различного прошлого опыта, связанного с темой сеанса. Эти разные точки зрения означают разные взгляды на идею и разные возможности для комбинирования. Когда вы соединяете эти две части вместе, вы начинаете создавать комбинации, которые лучше, чем отдельные идеи. Помните, что оригинальной идеи не бывает. Все идеи представляют собой комбинации ранее существовавших идей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *