Мозговой штурм как метод обучения – Мозговой штурм как один из наиболее эффективных методов интерактивного обучения

Мозговой штурм как один из наиболее эффективных методов интерактивного обучения

Вспомните свои школьные годы… Как нам нравилось играть на переменах и как нас огорчала необходимость читать скучные учебники, запоминать длинные заумные фразы? Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на неинтересных занятиях, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. Возникает вопрос – почему же многие из педагогов продолжают использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение когда-то у них самих? Нужно приложить усилия для изменения этой ситуации. Серьезная потребность в этом уже давно назрела.

В современной педагогической практике активно внедряются так называемые методы интерактивного обучения. Среди них деловые и ролевые игры, кейс-методы, метод мозгового штурма. Интерактивное обучение можно назвать диалоговым обучением, поскольку в ходе него осуществляется взаимодействие не только между учащимися и педагогом, но и между самими детьми. Его

целью является создание благоприятных условий для обучения, в процессе которого ребята могут проявить свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Занятия, построенные по интерактивному принципу, позволяют дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания и освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия и активности участников.

Мне бы хотелось детально рассмотреть один из методов интерактивного обучения – метод мозгового штурма, изобретателем которого является Алекс Осборн (США, 40-е годы 20-го века). Он является автором нескольких книг, посвящённых рекламе и мышлению.

Его основная идея такова: отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика.

Мозговой штурм – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности, это хороший способ быстрого включения всех учащихся группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Цель такого занятия – создание комфортных условий обучения, при которых учащиеся чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

– стимулирование творческой активности учащихся;

– гармоничное сочетание теоретических знаний с практикой;

– активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

– формирование у обучающихся собственного мнения и отношения к теме;

– формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

– формирование жизненных и профессиональных навыков;

– установление воздействия между детьми, обучение работе в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Для применения мозгового штурма необходимо подбирать темы и задачи, которые интересны детям и способны развивать их исследовательский потенциал. Для этого важно, чтобы проблема имела большое количество возможных решений. Таким образом, появляются новые подходы к изучению темы.

Особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимно направленной активности учащихся, их взаимодействия, эмоциональное, духовное единение ребят. Интерактивные методы не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

При использовании метода «мозговой штурм» педагог вначале сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить,

обосновывает задачу для поиска решения. Учащиеся должны знать, что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки. Они должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить.

Затем педагог знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес учащихся. Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, – возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Для проведения мозгового штурма дети либо работают вместе, либо делятся на две группы: генераторы и аналитики идей. Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями учащихся, но группы должны быть примерно равными по числу участников.

Генераторы идей – это творческие люди, учащиеся, обладающие подвижным, активным умом, умеющие и любящие фантазировать, выдвигать нестандартные идеи, мысли. Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом соблюдая важные правила,

такие как:

– исключается доминирование какого-либо участника;

– называя идеи, нельзя повторяться;

– чем больше список идей, тем лучше, т.к. чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи;

– подходить к решению проблемы нужно с разных сторон;

– запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от решения основной задачи и сбивает творческий настрой;

– необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Как бы ни была невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена с одобрением. Не стоит думать, что поставленная проблема может быть решена только известными способами. Требуется создать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие.

Вторая группа – аналитики, получает от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривает каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за наилучшие, по его мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая – два, третья – один. Идея, набравшая наибольшее количество голосов, и есть решение.

На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Педагог определяет время работы для экспертов – примерно 15-20 минут.

На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение о результатах мозгового штурма. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы лучших (наиболее актуальных, интересных, целесообразных) идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику.

Приведу пример занятия в творческом объединении «КИТ» «Основы рекламного дела», тема – «Рекламная кампания». Создаём в игровой форме компанию, которая занимается интернет-рекламой и генерацией креативных рекламных идей. Наша компания решает поучаствовать в тендере на создание новогодней рекламной кампании для банка. Для начала определяем главную задачу участия в тендере: выиграть и получить заказ. Чтобы опередить конкурентов, нужно предложить такую идею, которая окажется интересней чем у конкурентов.

Создаем группу, в которую входят люди, относящиеся к разработке рекламы и креатива. Вместе они обсуждают какие могут быть идеи, какие лучше подойдут для этого банка, какие идеи можно применить, а какие нельзя. Все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом – в роли критиков. Итог такого занятия – топ лучших идей, придуманных в ходе штурма.

Другая форма организации мозгового штурма – учащиеся делятся на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения, создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.

Таким образом, мы достигаем больших результатов в обучении. Для облегчения работы групп возможно использование доски, мела, листов бумаги, фломастеров, разноцветных стикеров, ноутбука, планшетов, медийного оборудования.

Мозговой штурм – это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс. Для учащихся, как правило, время пролетает незаметно. Поэтому педагог должен следить за регламентом и напоминать, сколько остаётся времени. Участники должны знать, сколько времени им выделено. Знание того, что время ограничено и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки, стимулирует участников к активности.

Как и любой другой метод обучения, метод мозгового штурма имеет свои недостатки:

– при разделении участников на группы может возникнуть доминирование лидеров в одной из них;

– «зацикливание» участников на однотипных идеях.

Для того чтобы этого избежать, педагогу необходимо своевременно координировать направления поиска. Рекомендуется при разделении участников учитывать их личностные характеристики и объединять в группы детей разного уровня подготовленности.

Отдельно стоит оговорить роль педагога в ходе мозгового штурма. Она резко меняется, перестаёт быть центральной, педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Со стороны педагога нежелательна критика мнений и предложений. В случае, когда группа нарушает правила работы, например, начинает обсуждать или критически оценивать идею, педагог в тактичной и доброжелательной форме помогает группе вернуться в «рабочее состояние».

Если позволяет время, то рекомендуется в начале мозгового штурма провести разминку. Она проводится фронтально со всей группой. Цель этапа – помочь участникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, педагог сам должен выдвинуть 1-2 варианта ответа. Как только участники начинают с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, педагог подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы. Разминка помогает участникам оживиться, подготовиться перед началом мозговой атаки. Время разминки может составлять 10-15 минут.

Таким образом, рассмотрев метод мозгового штурма, можно сделать

вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса создания новых идей без их критического анализа и обсуждения. Успех проведения мозгового штурма основывается на принципе запрета остановки генерации идей субъективной оценкой. В мозговом штурме эти стадии разделены, и на первом этапе реализуется только первая функция, потому что, если выдвигаемая идея сразу же столкнется с оценочным суждением в свой адрес, у учащегося, который является автором идеи, наступает так называемый «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений.

По-моему мнению, мозговой штурм может стать неотъемлемой частью процесса принятия решений в учебном коллективе, процесса поиска творческих идей, развития межличностных отношений, самоактуализации учащихся. Это позволяет детям не только поучаствовать в интеллектуальной конкуренции, но и сблизиться с коллективом в учебной группе. Несомненно, что грамотный педагог должен всегда держать на вооружении данный метод.

Список литературы

1. Осборн А. Управляемое воображение. – 1953.

2. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, – Спб, 2005.

3. Халлерн Д. Психология критического мышления – СПб.: Питер, 2000.

io.nios.ru

Мозговой штурм - технология метода

Мозговой штурм – это эффективный метод в решении проблем, базирующийся на стимулировании творческой деятельности участников группы, которые обсуждая актуальные вопросы, предлагают идеи, варианты для решения, собирая самое большое количество всевозможных вариантов. Потом из всех заявленных идей отбираются самые удачные и практичные.

Для организации мозгового штурма отбирается группа из квалифицированных экспертов. Оценки каждой идеи и выводы совершаются в процессе заседания. Экспертов распределяют на две группы. Первой группой генерируются идеи и выставляются оценки, второй – они анализируются. Критика любых идей категорически запрещается. Те идеи, с которыми соглашается большинство экспертов, считаются самыми верными и берутся во внимание.

Прием мозговой штурм разрабатывается специально, чтобы получить максимальное количество разнообразных предложений. Эффективность данного метода просто поразительна, так в среднем, шестеро индивидов могут за полчаса сгенерировать сто пятьдесят непохожих идей. Группа разработчиков никогда бы не пришла к такому количеству идей при использовании обычных методов, они даже не смогли бы поверить, что решаемая проблема сможет иметь такое большое разнообразие аспектов.

Прием мозговой штурм обладает большими преимуществами, чем некоторые другие методы. Разнообразие решений достигается благодаря тому, что группу мозгового штурма составляют специалисты одной деятельности, которые отличаются по опыту и знаниям, поэтому видят решение проблемы по своему, по-разному. Плюс данного приёма заключается в том, что целая группа всегда дает больше эффективных результатов, нежели единичные идеи отдельных лиц. Во время применения данного метода возникают интересные аналогии на стыке разных дисциплин и сфер человеческой практики, которые активно обсуждаются другими специалистами.

Метод мозгового штурма

Данный метод позволяет отыскать разнообразные решения проблем посредством применения правил обсуждения, что широко используется разными организациями при поиске нетрадиционных уникальных решений в преодолении разнообразных заданий.

Мозговой штурм является очень известным методом, и используется для стимулирования творческого мышления. Он имеет несколько определений в различных интерпретациях.

Мозговой штурм – это метод коллективного продуцирования свежих оригинальных идей, которые базируются на свободном высказывании ассоциаций. Общий смысл метода составляет то, что групповая работа позволяет сгенерировать такие идеи, которые отдельному человеку не могли и в голову прийти. Даже из одной мысли может развиться целый ряд идей, так как один человек высказывает, второй развивает идею, а третий её завершает. Этот метод позволяет объединить в одном процессе самых разных людей и если группа находит решение, её участники становятся приверженцами реализации идей. Применение метода в бизнес-организациях улучшает качество работы команды.

Мозговой штурм является техникой, поощряющей выдвижение большого количества решений и идей, к непредвзятому отношению и стремлению к отыскиванию компромиссов. Посредством данного метода решаются проблемы любого типа, которые требуют разнообразия решений. Проблемы, требующие ограниченного количества решений, также слишком общие и абстрактные, не смогут рассматриваться этим методом.

Если проблемная ситуация слишком запутанная или сложная, тогда стоит разделить её на несколько заседаний и разбить на подпроблемы.

Данный прием с успехом используется при сборе информации, определении источников и формулировки вопросов анкеты.

Мозговой штурм, как метод обучения может легко применяться в школах, вузах, на различных тренингах, курсах. Мозговой штурм, как метод обучения предполагает наличие лидера, которым становится учитель, преподаватель, ведущий или участник группы, которого выбирают.

Мозговой штурм примеры, взятые из школьной программы:

—  урок литературы: изучение стихотворения, при котором учитель просит проанализировать смысл и высказать каждого ученика личное мнение того, что хотел донести автор читателям;

—  урок истории: учитель может спросить, какими были мотивы, что подвигли определенное государство начать войну, и каждый ученик может предложить свое мнение;

— урок правоведения: ученики по очереди отвечают, зачем гражданину знать о своих правах.

Умение высказываться способствует раскрепощению детей, развитию критического мышления.

Мозговой штурм примеры из повседневной жизни:

— компания размышляет над тем, где провести отпуск, один записывает идеи, а остальные по очереди сообщают свои предложения;

— человек спрашивает у компании друзей, что подарить близкому человеку, и каждый озвучивает свое мнение;

— мужчина провинился перед женой, и не знает, чем загладить вину, собирает круг друзей и просит каждого озвучить свое предложение.

Технология мозгового штурма

Прием мозговой штурм основал руководитель рекламной организации А. Осборн. Он выделил два базовые принципа: откладывание вынесения вердикта относительно идеи и качество рождается из количества. Основная задача мозгового штурма является исключением оценочного компонента на первоначальных этапах формирования идеи, что предполагает некоторые специальные правила.

В мозговом штурме приветствуется полет фантазии, члены группы должны попытаться как можно сильнее раскрепостить воображение. Каждому разрешается говорить самые фантастические и абсурдные мысли. Каждое решение, приходящее на ум является верным, и не может считаться ни непрактичным, ни несуразным.

Во время дискуссии должно быть много предложений от одного участника. Ни одна из всех предъявленных мыслей не может подвергаться критике, как и её авторы. Идеи могут комбинироваться между собой и усовершенствоваться, для этого участников специально просят развивать собственные задумки, размышлять над ними, думать о каждом отдельном аспекте.

Участники мозгового штурма подбираются по той сфере деятельности, в которой поставлен вопрос, если это закрытая группа. Если метод используется в организации, тогда лучше будет, если группу будут составлять работники, имеющие небольшой стаж и опыт работы, поскольку у них пока нет выработанных стереотипов и их способ мышления гораздо эффективнее. Однако есть ситуации, когда проблема требует решения, которое могут выдвинуть лишь опытные и зрелые специалисты.

Рекомендуется формировать группы смешанного типа, то есть которые бы включали одновременно женщин и мужчин, это оживит атмосферу. Разница возраста и в служебном положении членов группы должна стать минимальной, чтобы предотвратить конфликт поколений.

Присутствие начальства в группе может тормозить процесс мозгового штурма, поскольку каждый работник будет очень хорошо думать, что говорить, дабы не упасть в глазах начальника. Так многие предположения и мысли могут и остаться невысказанными.

Организаторы проведения мозгового штурма должны подумать о том, чтобы там не присутствовали скептически настроенные сотрудники или руководители, даже если они не будут непосредственными участниками, а только наблюдателями. Будет очень целесообразным периодически приводить в группу новых работников, которые внесут новые взгляды, стимулирующие мышление.

Количество членов группы должно быть от шести до двенадцати людей, самым оптимальным считается количество участников в семь человек. Все они должны работать сплоченно, и не разбиваться на мелкие подгруппы по двое людей. Количество людей должно учитываться при подборе группы. Если в группе преобладают активные личности, то количество людей должно быть меньше, если больше умеренных, то наоборот.

Этапы мозгового штурма

Сам прием мозговой штурм содержит три этапа, отличающихся правилами проведения и способом организации.

Предварительный этап (первый), на нём совершается постановка проблемы, отбор участников, определение ведущего.

Второй – генерация идей. На данном этапе должны соблюдаться правила. Так, участник должен ориентироваться на большое количество сгенерированных идей, не ограничивая свою фантазию. Критика и высказанная положительная оценка идей должна отсутствовать, поскольку это сильно отвлекает участников от главного задания, сбивая их творческий настрой.

Третий этап – систематизация, отбор, оценка. На нем проводится выделение ценнейших идей, а позже дается окончательный результат. Методы, осуществления анализа и приписывания оценки решениям являются разнообразными. Успех этого этапа напрямую зависит оттого, каким образом участники понимают и используют критерии оценки идей.

Обычно для проведения метода мозгового штурма формируются две группы: одну составляют участники, предлагающие самые различные варианты со способами решения заданий, во второй находятся члены комиссии, задание которых обрабатывать (анализировать) предложенные варианты.

Вначале процесса данного метода задумки не очень оригинальны, они довольно просты, банальны. Только по истечении времени, как все стереотипные решения исчерпают себя, участники начинают выходить за грани шаблона и мыслить нестереотипно, они рождают оригинальные идеи, что сразу регистрируются ведущим.

Прием мозговой штурм достаточно надежен и оперативен в использовании. Благодаря нему за короткий промежуток времени генерируется масса идей, которые не критикуются другими, а только дополняются и модифицируются с их идеями. Доброжелательная обстановка дает участникам возможность раскрыться, импровизировать, что увеличивает позитивный настрой.

Виды мозгового штурма

Данный прием обладает большой разновидностью, большинство этих методов допустимо использовать на деловых встречах при решении профессиональных заданий, в обучении, и просто, если нужно решить какое-то задание.

Обратный метод – употребляется, если требуется создать новый или улучшенный образец предмета, при формировании новой услуги, разработке концепции, созданию усовершенствованного продукта потребления. При этом решаются такие творческие задачи, как выявление в уже имеющихся услугах, изделиях и идеях всевозможных недостатков, недоработок, изъян и предельное устранение этих проблемных моментов в разрабатываемом, улучшенном изделии.

Целью метода является собирание наиболее полного и достоверного списка недостатков анализируемого объекта, предмета, идеи или услуги, на которые падает неограниченная ничем критика. В итоге применения метода вырабатывается максимально глубокий перечень потенциальных проблем и имеющихся дефектов, прогнозируются возможные изъяны и трудности в эксплуатации на много следующих лет, чтобы данный список обеспечил длительную конкурентоспособность всех объектов.

Не каждый может вести творческую деятельность при присутствии или активном вмешательстве других людей. Поэтому применяя метод мозгового штурма на совещании, будет целесообразным для одной части генераторов концептов создать условия присутствия и одновременного отсутствия. Чтобы решить эти противоречия нужно использовать метод теневого мозгового штурма.

Теневой вид мозгового штурма проводится с распределением генераторов идей на подгруппы. Одну составляют исключительно сами генераторы, они создают и называют свои концепции вслух, соблюдая условия критики. Вторую подгруппу представляют «теневые» участники, они следят за процессом генераторов и не берут в самом обсуждении прямого участия.

Каждый индивид записывает мысли, возникающие в процессе обсуждения, которое проводится активной подгруппой. Список созданных генераторами идей, решения, которые были предложены всеми членами теневой подгруппы, передаются по окончанию тренинга группе экспертов, которые занимаются не только одной оценкой, но также развитием и комбинированием концепций. Сам творческий процесс этой группы переключается в следующую фазу.

Комбинированный метод мозгового штурма является комбинацией использования теневого и обратного методов.

Метод двойного прямого мозгового штурма значит, что после проведения первого прямого мозгового штурма делают перерыв на два дня, после которого повторяют метод еще раз. В процессе этого перерыва в участников (специалистов) делового совещания в работу включается мощный аппарат для решения самых творческих заданий – это подсознание, которое синтезирует неожиданные идеи.

Обратно-прямой тип мозгового штурма применяется в прогнозировании развития самого мозгового штурма. Благодаря этому методу определяют все дефекты и слабые или недостаточно проработанные стороны имеющихся идей или объекта, выделяют самые главные среди них. Потом применяют метод обратного мозгового штурма, чтобы устранить главные выявленные недостатки и создают проект новейшего решения. Чтобы увеличить время, необходимое для прогнозирования данный цикл нужно повторить.

Индивидуальный мозговой штурм не отличается существенно от методов мозгового штурма, который используется в коллективе. Он проводится по тем самым правилам. Главное отличие – сеанс проводится только одним специалистом, который создает концепции сам и их регистрирует, также часто дает оценку своим мыслям. Длительность этого сеанса не может превышать десять минут. Все идеи, которые возникают, сразу записываются на бумаге. Также к их оцениванию автору следует не сразу преступать, а только через время. Чтобы применение метода индивидуального мозгового штурма было более успешным нужно научиться ставить себе самому вопросы со всеми возможными альтернативными вариантами ответа.

Метод под названием брейнрайтинг основывается на методе мозгового штурма, здесь участники группы не высказывают вслух свои предложения, а записывают на бумаге, после чего обмениваются ими с другими. Обмен происходит на протяжении 15 минут.

При визуальном мозговом штурме идеи появляются, как правильно очень быстро, сменяя друг друга. Эскиз, сделанный в момент сотворения новой концепции, не только позволит зафиксировать хорошую мысль, и поможет не потерять ритм в процессе раздумья.

Метод мозгового штурма с помощью доски предусматривает, чтобы в помещении, где проводится совещание, находилась специальная доска. На этой доске сотрудники должны размещать листочки с записями своих творческих идей, какие только приходят им на ум во время рабочего дня. Доска должна стоять на хорошо заметном месте. Для привлечения внимания нужно в центре доски написать большими и разноцветными буквами название проблемы, которая требует разрешения.

Мозговой штурм под названием «соло» используется в индивидуальной или коллективной работе. Когда какой-то специалист хочет использовать технику мозгового штурма самостоятельно, тогда лучше для всех своих идей создать некую картотеку. Картотека будет содержать все идеи, и удачные, и нет, или вовсе пустые и абсурдные. Потом все идеи из картотеки должны быть рассортированы, чтобы было видно, что им требуется что-то прибавить или улучшить, позже подвести итоги, выбрав только мысли, которые, на взгляд автора, могут способствовать быстрейшему достижению назначенной цели и решению имеющейся проблемы.

Метод мозгового штурма «японский» используется при принятии решений. Для рассмотрения подготавливается проект новшества, который предлагается для обсуждения всем сотрудникам, представленным в списке руководителя. Каждый член списка должен рассмотреть предложение, и выдвинуть собственные замечания, но только письменно. После этого организовывают совещание, на которое приглашаются отдельные специалисты, взгляды которых не очень понятны для руководителя. Экспертная группа принимает решение соответственно с персональными предпочтениями. Если эти решения не совпадают, образуется вектор предпочтений, который определяют посредством одного из принципов: диктатора (принимается мнение одной персоны) или большинства голосов.

psihomed.com

Методическая разработка по теме: МАСТЕР-КЛАСС «Интерактивная методика обучения» (Мозговой штурм)

Министерство образования и науки РФ

ФГОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

МАСТЕР-КЛАСС

«Интерактивная методика обучения»

(Мозговой штурм)

Преподаватель    Захарова М.А.

Жердевка

2010

МАСТЕР-КЛАСС «Интерактивная методика обучения -  Мозговой штурм»

Цель: Познакомить преподавателей с особенностями проведения занятия методом мозгового штурма.

Задача:

 - показать практическое применение метода мозгового штурма, стимулирующего мыслительную и творческую деятельность студентов;

 - выделить стратегию и тактику педагогического взаимодействия преподавателя со студентами (участниками) мастер-класса;

 - совместно отработать методический подход  решения поставленной в программе мастер-класса проблемы

 - сконцентрировать внимание на режиссуре современного учебного занятия.

Основная форма проведения мастер-класса: лекция – практикум.

Оснащение рабочего места: карточки с ситуациями, бумага.

Предварительная работа: преподавателем выдается ситуация для обдумывания решений, группа разбивается на микрогруппы по 10 человек.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент – 5 мин.
  2. Лекция по теме «Методика мозгового штурма».(Приложение 1)

Время – 10 мин.

  1. Практикум.

Практикум включает два этапа.

I этап. Время – 5 мин.

1. Организационный момент: пояснение преподавателем порядка работы в микро-группах.

2. Работа в микро-группах. Обсуждение и принятие решений ситуации.(Приложение 2)

3. Дискуссия.

Время – 5 мин.

По одному лидеру от каждой микро-группы, в также привлечение к обсуждению остальных участников урока.

II этап. Круглый стол по результатам мастер-класса.

Время – 5 мин.

ОСНОВНОЙ МЕТОД – СЛОВЕСНЫЙ (ДИСКУССИЯ) И ПРАКТИЧЕСКИЙ

Форма организации участников: фронтальная.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Традиции и новшества метода мозгового штурма на современном учебном занятии.
  2. Глубина, полнота, научность учебно-методической информации.
  3. Передача опыта слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы.
  4. Эффективность организации самостоятельной деятельности слушателей по разработке собственной модели приемов работы в режиме технологии урока.

Литература

1."Бизнес-журнал" №15 от 03 Августа 2004 года.

2. Крупнейший форум по решению бизнес-задач www.triz-ri.ru/forum

3. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Исследование систем управления. — М.: Экзамен, 2008.

Приложение 1

Методика мозгового штурма.

Одной из важнейших задач современного образования на данный момент является обеспечение и развитие максимальной мыслительной и творческой активности студентов.

Методики творчества начали интенсивно развиваться с середины прошлого века, при чем отнюдь не в гуманитарных областях, а в первую очередь в области военной техники. И вовсе не вследствие духовной практики философов, а в силу ряда более прозаических причин, прежде всего в связи с усиливающимся противостоянием враждующих военных блоков.
Методика «мозгового штурма» хорошо известна психологам и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Один из вариантов методики «мозгового штурма» хорошо знаком нам по любимой не одним поколением телезрителей передаче «Что? Где? Когда?». Однако, как показывает опыт, психологический потенциал этой методики явно недостаточно используется в сфере образования.

Как показывает практика, при помощи традиционных методов обучения студента трудно научить навыкам работы с людьми.

Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу наряду с красивым названием еще некий героический шарм, столь важный для детей. Расскажите эту историю детям.

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен Великих географических открытий Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.) К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался: бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно?

Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в 1960-е годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.

На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:

1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

Для решения конкретной задачи собирается группа специалистов из 5-15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения записывают и анализируют другие люди, которые и формулируют окончательное решение. Все вроде бы просто, да не совсем. Генерирование идей - дело тонкое. Как вы заметили, Осборн решение проблемы разделил на два этапа:

- генерирование идей без всякой критики;

- осмысление, критика, анализ идей и выработка решения.

Почему Осборн сделал так? Он нашел решение противоречия:

- противоречие 1: если новые идеи жестко критиковать, то они приобретут "прочность", улучшатся, но при этом у "генераторов идей" пропадет всякая охота генерировать новые идеи, а генерировать их надо;

- противоречие 2: если новые идеи не критиковать и не обсуждать, то это не отбивает охоты генерировать новые идеи, но принимать сырые идеи к исполнению без критики неразумно.

Как быть?

Как вы поняли, Осборн эти два процесса - генерирование и критику - разнес во времени и поручил разным людям. Это, помимо основного эффекта (у генераторов сохранилась охота генерировать, а идеи будут спокойно осмыслены), дало сверхэффект: появилась возможность для этих двух операций подобрать людей с нужными способностями.

Итак, особенности этапа генерирования идей.

Во-первых, для генерирования идей приглашаются специалисты разного профиля: активные, раскованные, могущие генерировать нестандартные идеи с позиций разных наук. Прирожденных скептиков, критиканов, нытиков на первый этап не приглашают.

Во-вторых, создается благожелательная, раскованная, уважительная, радостная атмосфера общения умных, заинтересованных в хорошей идее людей.

В-третьих, строго запрещается не только критика высказываемых идей, но даже намек на критику, а тем более насмешки. Известно, что даже ожидание критики убивает желание генерировать идеи. Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению. Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается, но поощрительные замечания, особенно развитие идей коллег и составление их комбинаций - приветствуются. Сеанс генерирования идей продолжается до прекращения выдвижения идей. Обычно это занимает 20-60 минут, а количество идей может составить не один десяток.

В-четвертых, все идеи записываются.

Следующий этап - анализ идей и выработка решения.

Для работы на этом этапе приглашаются другие люди - аналитики, которые не спеша, с учетом конкретных условий и требований постановщика задач, анализируют предложенные идеи на предмет содержания в них рациональных соображений.

Замечено, что человек продолжает думать над задачей и после штурма, поэтому можно на следующий день провести повторный штурм. Можно вводить и совместное обсуждение окончательного решения, на котором могут появиться дополнительные идеи.

Надо отметить большую роль руководителя обсуждения. Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть терпеливым, благожелательным и остроумным. От того, как он настроит аудиторию и будет управлять процессом генерирования, зависит успех обсуждения. Желательно, чтобы руководитель сказал о важности хорошего решения для постановщика задач, стимулировал наградой за сильное решение. Руководитель должен следить за уровнем идей. Если стали поступать только банальные, практичные идеи без "изюминки", он должен либо сам предложить фантастическую идею, либо предложить группе в течение 5-10 минут генерировать только фантастические, сказочные идеи. Руководитель должен следить за развитием "цепочек идей", не допускать "потери идеи": если кто-то предложил новую идею, открывающую новое направление, и все забыли про старую цепочку идей, то надо найти подходящий момент и вернуть аудиторию к старой идее.

Осборн говорил: "Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно".

.Достоинства метода мозгового штурма:

- Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.

- Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.

- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

- Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

- Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу (класс).

- Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

- Можно научить детей позитивной критике.

- Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.

Известно одно любопытное применение эффекта раскованности при изучении иностранных языков. На первом занятии создается совершенно раскованная, веселая обстановка. Все шутят, дурачатся, создается атмосфера, будто все уже умеют говорить на иностранном языке, - и на третий-четвертый день действительно начинают говорить. Плохо, используя и иностранные и русские слова, но говорить! Барьер - трудно начать говорить - пройден, потому что не ставился. А секрет прост: учащимся не надо опасаться критики, неудач и насмешек.

Недостатки метода мозгового штурма:

- Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач. Например, такой: "Свободен ли солдат от этических норм?" Это дискуссионный вопрос, ведь солдат принял присягу выполнять любые приказы. А если приказ безнравственный?

- Метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.

- Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.

- Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм - от него зависит половина успеха.

- Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма.

Области применения метода мозгового штурма

Методом мозгового штурма хорошо решать:

- организационные задачи, особенно если есть дефицит времени и информации;

- проблемы применения и улучшения продукции, проблемы менеджмента и маркетинга...

Обратный мозговой штурм

Следует упомянуть о любопытной разновидности мозгового штурма - обратном мозговом штурме. В этом методе обратной является не цель и не методика, а тема обсуждения. Экспертам предлагается искать не способы положительного решения, а пути того, как еще более усугубить проблему, как довести конфликт до крайности. Это нужно, чтобы обозначить проблему, выявить недостатки и скрытые причины создавшегося положения, а потом сделать все наоборот, то есть их решить.

2) Сам мозговой штурм (генерация идей)

Можно кратко ознакомить участников с особенностями метода мозгового штурма, но это не является обязательным условием.

Модератор записывает задачу на доске.

Участникам группы даётся 1-5 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги.

Перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения:

Технология работы студента с конкретной ситуацией

Для более эффективной работы над проблемой студентам раздают материал с текстом. Обучающиеся получают возможность наглядно ознакомиться с проблемой, продумать варианты решения.

Для совместного анализа конкретной проблемы и выработки решения формируют малые группы по 5-6 человек.

Перед началом обсуждения преподаватель  устанавливает жесткое ограничение времени. (20-25 мин).

Группа выбирает лидера, он представит перед аудиторией решение группы. Однако можно предоставить выбор лидера преподавателю, чтобы избежать выдвижение одних и тех же студентов.

Необходимое условие при обсуждении – оформление мыслей в письменном виде. Это необходимо, чтобы не забыть ни один из вариантов решения проблемы и не возникло спора об авторстве идеи. После обсуждения и критики проблемы проводится представление решений.

Требование к этому этапу:

 - каждое выступление длится не более 3-5 минут;

 - нельзя перебивать выступающих;

 - нельзя критиковать идеи.

Приложение 2

Ситуация

Во время перемены в преподавательской классная руководительница беседовала с матерью студента 1 курса о его учебе, поведении и т.д. Он стоял, опустив голову. Мать плакала, сознавая и свою вину перед учителями, и свою беспомощность как-то исправить поведение сына. Преподаватели, входя в учительскую, видели эту беседу, и каждый старался дополнить перечень проступков студента, вспомнить все его «грехи». Никто из преподавателей не проявил сочувствия, не сказал доброго слова. Подросток все ниже опускал голову, но на лице уже не было смирения и раскаяния, а скорее недоумение и озлобление. И когда классный руководитель спросила: «Понял, к чему ты идешь, как к тебе относятся преподаватели, да и мать до чего довел?! Она в слезах, а тебе хоть бы что!», он злобно взглянул на классного руководителя и выбежал из учительской.

Как исправить классному руководителю сложившуюся ситуацию?

Как нужно себя вести, чтобы предотвратить такую же ситуацию в будущем?

nsportal.ru

Введение

23

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Орловский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра технологии психолого-педагогического

и специального образования

Реферат на тему: «Использование метода мозгового штурма в работе методиста с воспитателями»

Выполнила:

студентка 4 курса,

0 группы

Чернецова Е. Н.

Проверила:

К.п.н, доцент

Сухоленцева Е. Н.

Орел-2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Мозговой штурм как метод обучения…………………………………..4

  2. Методика проведения мозгового штурма………………………………9

  3. Использование метода мозгового штурма в работе методиста……..16

Заключение…………………………………………………………………….18

Список используемой итературы………………………………………..19

Приложение……………………………………………………………………20

Актуальность проблемы. В настоящее время в связи с развитием научного прогресса широко стали использовать методы активного обучения, одним из которых является метод мозгового штурма. Метод «мозгового штурма» (другие названия: метод мозговой атаки, метод КГИ — коллективной генерации идей) в современном мире имеет большую известность и практическое распространение.

В современном мире раз­личные модификации метода широко используются в науч­ных коллективах, и руководством детского сада, для повышения квалификации воспитателей. Метод спо­собствует развитию динамичности мыслительных процессов, абстрагирования от существующих ограничений и привыч­ных взглядов на явления и процессы, формирует умение сосредоточиваться на какой-либо узкой и актуальной цели.

Использование метода мозгового штурма показало бесспорную эффективность в творческом решении многих сложных воспитательных и образовательных проблем. Он применяется при разработке управленческих решений различного класса.

Именно по этому я взяла тему исследования «Использование метода мозгового штурма в работе методиста с воспитателями».

Цель: определить возможности использования мозгового штурма в повышении квалификации воспитателей.

Задачи:

1. Теоретически обосновать мозговой штурм как метод обучения.

2. Изучить методику проведения мозгового штурма.

3. Определить возможности использования метода мозгового штурма в работе методиста с воспитателями.

4. Разработать занятие по повышению квалификации воспитателей в форме мозгового штурма.

1. Мозговой штурм как метод обучения

Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления [4,С.35].

Во время второй Мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду — может быть, она свернет в сторону.

Бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.

В 1953 году вышла книга А. Осборна “Управляемое воображение”, в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления.

     Общепринятое определение метода звучит так: мозговой штурм — это метод группового коллективного продуцирования новых идей. Он используется в самых разных областях — от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в сложных социальных или личных ситуациях [2,С.54].

Сущность метода «мозговой атаки» состоит в коллектив­ной творческой работе по обсуждению и разрешению какой-то сложной проблемы. Участники все вместе думают над про­блемой, дополняют друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, опровергают другие в поисках истины. Этот ме­тод позволяет выявить и развить творческие способности и творческое мышление участников, чему способствует эмо­циональный подъем участников — обязательный спутник творческой деятельности [6,С. 64].

При этом проблема не должна иметь слож­ную структуру, т.е. не должна разлагаться на многочислен­ные мелкие проблемы и отдельные вопросы. При проведении «мозговой атаки» необходимо получить как можно больше идей и ни в коем случае не оценивать идеи и их авторов.

Целесообразность использования метода «мозгового штурма» определяется оценкой сложности и оригинальности исследовательской проблемы и наличием специалистов, способных эффективно участвовать в процессах «мозгового штурма». Большое значение в успехе «мозгового штурма» имеет постановка и формулировка цели исследования, а также его предмета — проблемы. Результаты обсуждения считаются плодом коллективного труда всей группы. Это вполне закономерно. Ведь любая идея, высказанная в данный момент любым из участников сессии, могла бы ранее «мысленно принадлежать» его коллеге, ожидающему слова. На рассмотрение сессии не рекомендуется выносить проблемы, затрагивающие приоритет, в том числе научный. Что же касается оптимальной численности группы участников мозгового штурма, то наиболее продуктивными могут быть признаны группы численностью не более 10 человек[2,С.57].

Области применения данного метода. Во-первых, методика мозгового штурма применяется для выявления новых направлений решения проблемы при поиске решений в сфере, которая для участников процесса является недостаточно исследованной. Во-вторых, технология мозгового штурма используется для решения некоторого класса интеллектуальных задач, для которых трудно отыскать оптимальное решение, работая над ними индивидуально. И, наконец, немаловажный довод в пользу предпочтения именно этого метода состоит в том, что создание специальной группы людей, между которыми особым образом организуется взаимодействие, рассчитанное на получение группового эффекта — синергии, является эффективным способом повышения качества и скорости принятия нужного решения по сравнению с индивидуальным его поиском.

Достоинства метода мозгового штурма:

- Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения.

- Это коллективный метод решения задач - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей и возможности развивать идеи друг друга.

- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания.

- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

- Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

- Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение.

- Можно поднять статус робкого человека, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

Недостатки метода мозгового штурма:

- Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач.

- Метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.

- Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.

- Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм - от него зависит половина успеха.

- Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма [3,С. 79].

При проведении занятий методом «мозговой атаки» ве­дущему и участникам необходимо соблюдать некоторые пра­вила и условия коллективной работы:

-нацеленность творческого поиска на один объект, не­допустимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления;

-краткость и ясность высказываемых мыслей участни­ками «мозговой атаки»;

-недопустимость критических замечаний по поводу вы­сказываний других участников «мозговой атаки», работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям;

-недопустимость повтора сказанного другими участни­ками «мозговой атаки»;

-нежелательность отвода предложений участников вы­сказаться под предлогом, что все уже сказано;

-стимулирование любой самостоятельной мысли или суждения обучаемых, приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи;

-гласность в показе идей, получивших признание;

-возможность и желательность дальнейшего развития положений и мыслей, высказанных участниками ранее;

- до и во время проведения мозгового штурма необходимо создать обстановку максимального психологического комфорта;

- в процессе генерации идей необходимо поддерживать непринужденную и доброжелательную атмосферу общения [6,С.47].

     Наряду с правилами существуют и особенности процесса, которые надо знать и учитывать. Приведем некоторые из них. Работа может быть эффективной только в отдельном, изолированном помещении. Желательно обеспечить равенство участников, для чего они должны быть рассажены в режиме «круглого стола». Форма стола может быть любой, важно только обеспечить психологическое равенство. Идеи должны оперативно фиксироваться любым доступным способом. Записанные идеи необходимо оперативно расшифровывать. Ведущий должен контролировать время работы. Оптимальное время процесса генерации при постановке одной проблемы – 40 минут, при необходимости решения нескольких задач время колеблется от 15 до 30 минут на каждую.

Продолжительность штурма необходимо оговорить заранее и придерживаться регламента. Идеальная длительность для дискуссии от 20 до 40 минут. Участники должны знать, что время ограничено и им необходимо выдать, как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует их, заставит выложиться в отведенное время [1,С. 46].

Метод «мозгового штурма» как метод исследования проблем и поиска их решения имеет множество разновидностей. Одной из них является метод коллективного обсуждения фиксированных идей. Суть его заключается в том, что все участники творческого процесса фиксируют на специальных карточках свои идеи относительно решения какой-либо проблемы. Далее карточки смешиваются и раздаются в случайном порядке всем участникам. Каждый из них должен дать гласную оценку попавшей к нему идее. Вокруг этого может возникнуть полемика, которая позволяет отточить идею или ее отбросить как нереальную. В процессе полемики могут возникать и новые идеи [3,С.63].

Следует упомянуть о любопытной разновидности мозгового штурма - обратном мозговом штурме. В этом методе обратной является не цель и не методика, а тема обсуждения. Экспертам предлагается искать не способы положительного решения, а пути того, как еще более усугубить проблему, как довести конфликт до крайности. Это нужно, чтобы обозначить проблему, выявить недостатки и скрытые причины создавшегося положения, а потом сделать все наоборот, то есть их решить.

Итак, использование метода мозгового, штурма показало бесспорную эффективность в творческом решении многих сложных воспитательных и образовательных проблем. Именно мозговой штурм — наиболее употребительный из всех эвристических методик способ решения проблем. Это не удивительно — для проведения штурма достаточно кабинета с круглым (или овальным) столом, группы сотрудников и пары часов рабочего времени [4,С. 84].

studfiles.net

Мастер - класс «Мозговой штурм как метод интерактивного обучения» | Педагогическая мастерская

Мастер - класс «Мозговой штурм как метод интерактивного обучения»

Автор: Мурзина Валентина Ивановна

Организация: СОШ ГАОУ ВО МГПУ

Населенный пункт: г. Москва

Мастер - класс

«Мозговой штурм как метод интерактивного обучения»

Автор - Мурзина Валентина Ивановна, учитель начальных классов, Университетская школа Московского городского педагогического университета

 

Цель: познакомить участников семинара с особенностями проведения занятия методом мозгового штурма

Задачи:

  • показать практическое применение метода мозгового штурма, стимулирующего мыслительную и творческую деятельность учащихся;
  • активизировать учебно-познавательную деятельность обучаемых;
  • формировать у обучающихся своё мнение и отношение;
  • обучать работе в команде, проявлению терпимости к любой точке зрения, уважению права каждого на свободу слова, уважению его достоинства.

Оборудование: презентация, этапы работы на бумаге, коробочка с подарком, листы формата А-2, А-4, ручки, цветные карандаши, маркеры, мячик, клей, ножницы, картинки и цветная бумага для коллажа, листы с дополнительной информацией – справкой их энциклопедии.

Методы работы: беседа, мозговой штурм, ассоциации, игра, работа в группе, синквейн.

Ход мастер - класса:

 

1.Организационный момент.

Ведущий: Здравствуйте ребята. Добрый день уважаемые гости.

Сегодня мы вместе собрались, чтобы на деле посмотреть, как работает метод мозгового штурма в рамках решения одного конкретного вопроса.

(Слайд 1)

Эпиграфом нашей встречи я взяла китайскую притчу: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».

2. Разминка:

Ведущий: Перед началом любой деятельности полезно размяться. Это создаст нам настрой на продуктивную работу. Можно поискать, например, 20 способов использования пуговицы или найти 10 ассоциаций на слово «пирожок». Но мы сегодня поиграем в игру “Передай сверток”.

(Ведущий предлагает всем участникам встать в круг. В руках у ведущего коробочка, в которой подарок)

Ведущий: Послушайте условия игры:

В руках у меня коробочка, в ней завернутый в бумагу, в несколько слоёв, маленький подарок. На каждом слое бумаги написано задание для вас или вопрос. (Например, назови свой любимый цвет, как тебя зовут, спой детскую песенку, обними человека, который стоит от тебя справа и т.п.)

Пока будет звучать музыка вы будете передавать сверток по кругу. Когда же я остановлю музыку, то участник, у которого окажется коробочка, снимает один слой бумаги, читает свое задание или вопрос и выполняет его. Игра будет продолжаться до тех пор, пока все слои не будут развёрнуты, а задания не выполнены. Подарок же достается тому участнику, который снимет последний слой бумаги.

Ведущий: Итак, начинаем!

(После того, как участники зарядились хорошим настроением, все рассаживаются на свои места.)

3.Постановка задач:

 

Ведущий: Я - учитель начальных классов и, конечно, меня интересует вопрос:

«С чем у вас ассоциируется понятие начальная школа?»

(ведущий помещает этот вопрос на доску)

Чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос, ваша задача: получить как можно больше идей за отведённое команде время. Я предлагаю использовать для этого метод мозгового штурма.

(на доске появляется табличка – мозговой штурм)

 

Ведущий: Мозговой штурм можно назвать самым распространенным способом командной работы. Это такая технология коллективного сотворчества, которую используют для выработки большого количества идей с целью решения какой –либо проблемы или поиска ответа на какой-либо вопрос. А работая вместе, каждый член команды может проявить все свои, даже скрытые, способности.

Ведущий: Чтобы выполнить задание, нам обязательно понадобится умение работать с ассоциациями.

(на доске появляется табличка – ассоциации)

 

3. Подготовка к мозговому штурму. Образование команд.

Для выполнения поставленных перед нами задач: выдвижения, обсуждения идей, обработки информации всем участникам необходимо разделиться на четыре команды.

 

(Для этого участники рассчитываются на 1,2,3,4 и расходятся к своим столам)

(Слайд 2)

Ведущий: Команды готовы. Напомню этапы работы

 

Этапы проведения мозгового штурма:

1.Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

4. Постановка задач каждой команде.

Первый стол занимает команда участников под номером «один» и будет выдвигать - генерировать идеи, которые запишет в алфавитную сетку. Чем больше, тем лучше. Мы их назовём – генераторы.

(Команда рассаживается за свой стол с табличкой генераторы, ведущий участникам даёт листы с алфавитом и фломастеры)

 

Второй стол займут участники под номером «два» – эта команда займётся анализом идей, которые выдвинут генераторы и отберёт самые интересные на их взгляд. Это наши аналитики.

 

Задача команды участников под номером «три» провести в своем роде экспертизу,

подвести итоги проделанной до них работы двух команд, заполнить таблицы и сообщить нам о результатах. Это наши эксперты.

 

Номеру «четыре» предстоит представить информацию наглядно и создать коллаж на тему «начальная школа». Назовём вашу команду коллажисты.

 

(Слайд 3)

 

Ведущий: Задачи поставлены. А теперь давайте вспомним, каких принципов нужно придерживаться в работе?

 

Принципы мозгового штурма:

  • максимум идей за короткий отрезок времени
  • полет фантазии
  • отсутствие какой-либо критики
  • это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей

 

5. Проведение мозгового штурма

 

Ведущий: Итак, можно начинать.

1команда - Генераторы идей - это творческие люди, которые должны в течение короткого времени выдвинуть, предложить, как можно больше вариантов ответов на вопрос «С чем у вас ассоциируется понятие начальная школа?» и занести в алфавитную сетку.

 

2 команда - Аналитики идей – обрабатывают информацию, полученную от первой группы, выбирают лучшие на их взгляд ассоциации.

3 командаЭксперты - запишут решение в итоговые таблицы и сделают сообщение о результатах мозгового штурма.

4 командаКоллажисты создадут коллаж, который тоже будет ответом на сегодняшний вопрос.

Справка для команды (лежит на столе)

Коллаж (от фр. collage -приклеивание)-технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами.

Для работы вам понадобятся:

  • фотографии
  • цветная и оберточная бумага
  • однотонная бумага для фона
  • ножницы
  • клей
  • полет фантазии

Ведущий: Удачи! Помните о регламенте.

Справка: Мозговой штурм – это быстро протекающий творческий процесс. Участники должны знать, сколько времени им выделено. Это заставит команды как можно быстрее активизироваться. Ведущий следит за регламентом и напоминает, сколько остаётся времени.

 

(Слайд 4)

Ведущий: (беседует с теми участниками, которые пока не заняты – команда 2 и 3)

Ребята, а чему можно научиться, работая в группе?

(предполагаемые ответы)

  • сотрудничать
  • ставить вопросы
  • решать проблемы
  • договариваться
  • распределять роли и ответственность
  • слушать других
  • убеждать других
  • отвечать за себя

(Слайд 5)

Ведущий: А знаете ли вы как родилась идея создания метода мозгового штурма?

(Историческая справка:

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн переправлял военную технику и продукты питания. Однажды судно оказалось без охраны, а была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Судно было беззащитно. Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать? Один матрос предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду. К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался – смелая мысль спасла жизни, что-то здесь есть! Так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в шестидесятые годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.)

6. Работа групп

 

7.Подводим итоги.

Итак, «начальная школа» – это…

Третья команда зачитывает ответы на вопрос, а четвёртая показывает коллаж.

8. Рефлексия

Каждая группа составляет синквейн по итогам работы.

(Справка:

Синквейн пятистрочная стихотворная форма. Правила составления:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – ассоциация с первым словом. )

Синквейн от первой группы:

Школа

Трудолюбивая, интересная

Веселит, развивает, сплачивает

Наша школа самая лучная

Дети-выпускники!

Синквейн от второй группы:

Идея

Умная, коллективная

Думать, слушать, выбирать

Выдвижение идей помогает стать более умными и дружными

Творчество

Синквейн от третьей группы:

Мозговой штурм

Весёлый, увлекательный

Развлекает, развивает, заинтересовывает

Работать было очень интересно!

Коллектив

Синквейн от третьей группы:

Дом

Прекрасный и чудесный

Учит мыслить и дружить

И со всеми в мире жить!

Школа!!!

 

Литература:

 

  1. https://iq.hse.ru/more/psychology/metod-mozgovogo-shturma
  2. http://www.stimul.biz/ru/ru/lib/articles/brainstorming/
  3. http://www.metodolog.ru/00072/00072.html
  4. https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/02/20/master-klass-interaktivnaya-metodika
  5. http://magazine.mospsy.ru/nomer9/s07.shtml

 

 

 

 

 

Приложения:

  1. file2.docx.. 28,4 КБ
  2. file3.pptx.zip.. 5,1 МБ
Опубликовано: 02.10.2017

www.1urok.ru

«Мозговой штурм» как один из наиболее эффективных методов интерактивного обучения

«Мозговой штурм» как один из наиболее эффективных методов интерактивного обучения

Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. Самой древней формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения. К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не отвечали потребностям общества. Стали возникать первые зачатки группового обучения.

В современной педагогической практике активно внедряются так называемые методы интерактивного обучения. Среди них - круглый стол, метод мозгового штурма, деловые и ролевые игры, мастер-класс. Интерактивное обучение можно назвать диалоговым обучением, поскольку в ходе него осуществляется взаимодействие не только между студентом и преподавателем, но и между самими студентами. Его целью является создание благоприятных условий для обучения, в процессе которого студент может проявить свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Занятия, построенные по интерактивному принципу, позволяют дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Рассмотрим детально один из методов интерактивного обучения - метод мозгового штурма.

Изобретателем метода мозгового штурма является Алекс Осборн, автор нескольких книг, посвящённых рекламе и мышлению. В 1953 году он выпустил книгу «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления», где впервые описал принцип мозгового штурма.

Мозговой штурм - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач. Он формирует способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; формирование жизненных и профессиональных навыков; установление воздействия между студентами, обучение работе в команде, проявлению терпимости к любой точке зрения, уважению права каждого на свободу слова, уважению его достоинства.

При использовании метода «мозговой штурм» в студенческой группе преподаватель вначале сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Учащиеся должны знать, что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки. Они должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить.

Затем преподаватель знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес учащихся. Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, - возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей. Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями учеников, но группы должны быть примерно равными по числу участников.

Генераторы идей - это творческие люди, студенты, обладающие подвижным, активным умом, умеющие и любящие фантазировать, выдвигать нестандартные идеи, мысли. Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом соблюдая важные правила, такие как: исключается доминирование какого-либо участника; называя идеи, нельзя повторяться; чем больше список идей, тем лучше, т. к. чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи; подходить к решению проблемы нужно с разных сторон; запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой; необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена с одобрением; не стоит думать, что поставленная проблема может быть решена только известными способами.

Требуется создать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие.

Вторая группа - аналитики, получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за наилучшие, по его мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая - два, третья - один. Идея, набравшая наибольшее количество голосов, и есть решение.

На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возможность, аналитикам на время работы можно перейти в другое помещение, чтобы группа не мешала им. Учитель определяет время работы для экспертов - примерно 15-20 минут.

На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение о результатах мозгового штурма. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику.

Для облегчения работы групп возможно использование доски, мела, листов бумаги на планшетах, фломастеров, разноцветных стикеров, ноутбука в связке с проектором.

Мозговой штурм - это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс, для участников, как правило, время пролетает незаметно. Поэтому ведущий должен следить за регламентом и напоминать, сколько остаётся времени. Участники должны знать, сколько времени им выделено. Знание того, что время ограничено и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки, заставит участников как можно быстрее активизироваться.

Как и любой другой метод обучения, метод мозгового штурма имеет свои недостатки. Среди них, во-первых, то, что при разделении участников на группы может возникнуть доминирование лидеров в одной из них. Во-вторых, «зацикливание» участников на однотипных идеях. Для того чтобы этого избежать, преподавателю нужно своевременно скоординировать направление поиска. Рекомендуется также при разделении участников учитывать личностные характеристики учащихся и объединять студентов разного уровня подготовленности.

Отдельно стоит оговорить роль преподавателя в ходе мозгового штурма. Она резко меняется, перестаёт быть центральной, преподаватель лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Можно сказать, что во время мозгового штурма преподаватель выступает в роли «заказчика». Он кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. Со стороны преподавателя запрещается критика любых мнений и предложений. Учителю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы, например, начинает обсуждать или критически оценивать идею, преподаватель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние. Ведущий поочередно даёт слово генераторам идей, чтобы они не выкрикивали все одновременно. Следит, чтобы все участники штурма имели равную возможность высказаться.

Доброжелательность ведущего стимулирует рождение новых идей у членов группы. Но он не должен слишком хвалить даже явно удачные гипотезы, чтобы не нарушить равенство участников штурма.

Искусство ведущего мозговой атаки заключается в умении раскрепостить мышление членов творческой группы, вдохновить их на свободное самовыражение.

Если позволяет время, то рекомендуется вначале мозгового штурма провести разминку. Она проводится фронтально со всей группой. Цель этапа - помочь участникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1-2 варианта ответа. Как только участники начинают с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, учитель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы. Таким образом, разминка помогает участникам оживиться, подготовиться перед началом мозговой атаки. Время разминки может составлять 15-20 минут.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы. Совместная деятельность подразумевает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности участников. Использование метода мозгового штурма необходимо при обучении будущих менеджеров, специалистов социально-культурной сферы.

Список использованной литературы

учебный стимулирование мозговой штурм

1. Кафидов В. В. Исследование систем управления : учеб. пособие для вузов. - 2-е изд.- М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2005.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ ; Акад. народн. хоз-ва при Правительстве РФ. - М. : Дело, 2000. - 701 с.

3. Панфилова А. П. мозговые штурмы в коллективном принятии решений. - СПб., 2005.

infourok.ru

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

В современном постоянно развивающемся мире необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования и иметь установку на непрерывное самообразование. Образование сегодня — это воспитание личности творческой и ответственной перед собой, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к саморазвитию.

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления школьников.

Один из наиболее известных методов психологической активизации мышления — «Мозговой штурм». Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разных задач. Он активно развивает концентрацию внимания. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Психолог А.Осборн считается отцом классического мозгового штурма –brainstorming'a. В 1953 г. вышла книга А. Осборна «Управляемое воображение», в которой раскрыты принципы в процедуры творческого мышления. Что же пробудило к жизни метод мозгового штурма?

Прежде всего — преодоление стереотипов мышления. Именно на решение этой задачи направлены все известные эвристические методики (метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, ТРИЗ и т. д.). В определенный момент становится ясно, что типовые решения не работают, необходимы новые пути, необходимо творчество. Но известно, что и творческая деятельность часто не выходит за рамки шаблонных схем. Одна из частных задач мозгового штурма — как можно быстрее снять «пласт стереотипов», дать людям возможность высказать их и забыть.

Второе преимущество мозгового штурма А.Осборна — разделение процессов генерации и анализа. Так как способность к творчеству у разных людей развита неодинаково: многим проще заниматься аналитикой, экспертизой идей.

Метод мозгового штурма разделяется на два этапа решения задачи: сначала генерируются идеи, а на потом они анализируются и развиваются. Таким образом, группа делится на «автора» и «критика», которые реализуются в разное время.

Именно мозговой штурм — наиболее употребительный из всех эвристических методик решения проблем, ведь для проведения штурма достаточно кабинета, группы сотрудников и пары часов рабочего времени.

Задачи модератора:

1)                 Не позднее, чем за 2 дня разослать всем участвующим оповещение о мозговом штурме и времени его проведения с кратким описанием вопроса обсуждения (проекта), целей, имеющихся препятствий для решения задачи и т. д.

2)                 На дискуссии следить за тем, чтобы она протекала с вышеописанными требованиями.

3)                 В случае «зависания» процесса дать новый импульс, направить мысли участников в другую сторону, предложить неожиданные ассоциации.

4)        Не давать оценок высказанным идеям и самим участникам как личностям и специалистам.

5)        Постараться максимально раскрыть творческий потенциал каждого.

6)        Фиксировать (записывать) все поступающие идеи,даже те, которые кажутся абсолютно бесполезными.

7)        Продолжительность штурма необходимо оговорить заранее и придерживаться регламента. Идеальная длительность для дискуссии — от 20 до 40 минут.

8)        Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в сокращенные сроки. Это активизирует их выложится в данное время.

9)        Во время мозгового штурма необходимо создать обстановку максимального психологического комфорта.

10)    В процессе генерации идей необходимо поддерживать доброжелательную атмосферу общения.

11)    Идеи могут быть любые — несбыточные, сумасшедшие, шутливые.

12)    Обоснование идей не требуется.

Во-первых, на обоснование нет времени. Во-вторых, участники и не способны к грамотному обоснованию — они, по определению, не являются профессионалами.

Неприемлема критика, анализ, развитие идей, высказанных участниками. Позволительно лишь комбинирование идей, помощь участников друг другу при формулировке высказываний, моральная содействие.

13)  Кризис и анализ производят группы экспертов.

Метод контрольных вопросов и аналогии должны использоваться для развития творческих идей в мозговом штурме. Контрольные вопросы — это наводящие вопросы, которые помогают модератору дать новое течение мыслям участников, проскочить период «зацикливания» на круге сходных идей. Один из классических списков контрольных вопросов принадлежит английскому изобретателю Т.Эйлоарту. Вот некоторые из них:

1)      Попробовать «национальные» решения.

Как бы решил проблему английский лорд? Предложите изящное французское решение и проч.

2)      «Метод эмпатии».

Эмпатия — вживание, представление себя на месте другого. («Я есть объект, о котором идет речь»)

3)      «Прямая аналогия»

Рассматриваемый объект, часть проблемы, сравнивается с другим объектом в природе, технике и т. д.

4)      «Символическая аналогия»

Суть проблемы или ее возможные решения предлагается сформулировать в виде метафор.

А.Осборн рекомендовал так готовить и анализировать ее результаты:

1)        Продумайте все аспекты проблемы. Отберите подпроблемы для «атаки». Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.

2)        Обдумайте, какие данные могут пригодиться.

3)        Отберите самые предпочтительные источники информации.

4)        Придумайте всевозможные идеи — «родники» к проблеме. Это часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не перебиваемой критическим мышлением.

5)        Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению.

6)        Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь мы опять нуждаемся в творческом мышлении. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.

7)        Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, быть строгим и последовательным. Отобрать те способы, которые кажутся наиболее убедительными.

8)        Необходимо представить себе все возможные области применения. Даже если окончательное решение подтверждено экспериментально, необходимо иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях.

9)        Дайте окончательный ответ.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь теоретических знаний с практикой; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; обучение работе в команде, проявлению терпимости к чужой точке зрения.

В современной культуре творческое мышление — общепризнанная ценность. Его формирование и развитие — одна из часто провозглашаемых задач современного образования в разных странах мира.

 

Литература:

 

1.                              Сокращено по источнику: Введение в ТРИЗ. «Основные понятия и подходы» (Официальное издание Фонда Г.С,Альтшуллера) http://www.altshuller.ru) Электронная книга.

Основные термины (генерируются автоматически): мозговой штурм, идея, творческое мышление, решение, участник, время, задача.

moluch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о