Мозговой штурм метод обучения – Мозговой штурм на уроке: описание метода, примеры — Методические приемы — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Мозговой штурм-как метод обучения.

on 05 Февраль 2012.

 

 

 

Практически все методы обучения предполагают совместную работу учителя и учащихся. Для этого существует множество технологий, которые помогают выработать общую стратегию, позволяют принимать коллективные решения. Вот одним из вариантов такой технологии, которая позволит с краткие сроки выработать новую идею или принять коллегиальное решение, найти коллективный способ решения проблемы и является технология «мозгового штурма». По традиции эту технологии часто называют методом, хотя на самом деле «мозговой штурм» является формой работы.

В чем суть технологии? Для начала учитель задает тему, ставит конкретный вопрос. Участников можно разбить на группы, выдвинув в каждой лидера, либо работать со всем классом. После постановки вопроса для начала все участники оценивают проблему, высказывают всю информацию, которой они владеют по данному вопросу. То есть на данном этапе идет  оценивание проблемы. Вся информация должна фиксироваться (на доске, на листе ватмана, на мониторе компьютера и так далее).

Далее каждый участник предлагает свой вариант решения проблемы, выдвигает свою идею. На данном этапе идеи не обсуждаются, а только фиксируются рядом с оценками, сделанными на предыдущем этапе работы.

На следующем этапе начинается обсуждение идей. Из всех предложенных выбираются самые рациональные с точки зрения большинства. Все высказанные идеи соотносят с информацией о проблеме, которая была собрана в самом начале. Некоторые идеи отбрасываются, другие объединяются.  На данном этапе очень важна роль учителя, который в доброжелательной манере будет направлять выбор в правильном направлении. Важно не критиковать идеи, если они, с точки зрения учителя неправильные, а предложить ученикам самим в ходе дискуссии понять несостоятельность того или иного варианта решения.

После того, как отобраны наиболее продуктивные идеи, участники «мозгового штурма» приходят к окончательному выбору самого конструктивного решения.

В самом финале ставится вопрос: «Решена ли предложенная проблема?» Здесь очень важно помнить то, что все учащиеся должны понимать, почему выбран именно такой вариант разрешения вопроса.

«Мозговой штурм» как метод обучения наиболее приемлем для групп, в состав которых входит не более 12 человек. Оптимальное время на проведение — максимум 30 минут.

«Плюсы» и «минусы» «мозгового штурма».

Положительные стороны:

— все учащиеся участвуют на равных позициях;

— возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;

— создаются условия для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.

Недостатки:

— при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;

— возможно «зацикливание» на однотипных идеях.

Для того чтобы избежать подобного развития ситуации, учителю нужно своевременно скоординировать направление поиска. Рекомендуется также при разделении класса учитывать личностные характеристики учащихся и объединять детей разного уровня подготовленности.


Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

< Предыдущая   Следующая >

school-box.ru

План-конспект: Мастер класс«Мозговой штурм как метод интерактивного обучения»

«Мозговой штурм как метод интерактивного обучения»

Цель: познакомить участников семинара с особенностями проведения занятия методом мозгового штурма

Задачи:

показать практическое применение метода мозгового штурма, стимулирующего мыслительную и творческую деятельность участников.

Оборудование: презентация, этапы работы на бумаге, листы формата А-2, А-4, ручки, цветные карандаши, маркеры, клей, ножницы, картинки для коллажа, листы с дополнительной информацией – справкой из энциклопедии.

Методы работы: беседа, мозговой штурм, ассоциации, работа в группе, синквейн.

Ход мастер — класса:

 1.Организационный момент.

Добрый день уважаемые гости.

Сегодня мы вместе собрались, чтобы на деле посмотреть, как работает метод мозгового штурма в рамках решения одного конкретного вопроса.

Эпиграфом нашей встречи я взяла китайскую притчу: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».

2. Разминка:

Перед началом любой деятельности полезно размяться. Это создаст нам настрой на продуктивную работу. Можно поискать, например, 10 способов использования пуговицы или найти 10 ассоциаций на слово «пирожок».

3.Постановка задач:

 Я — учитель начальных классов и, конечно, меня интересует вопрос:

«Что такое начальная школа?» для каждого из вас.

Чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос, ваша задача: получить как можно больше идей за отведённое команде время. Я предлагаю использовать для этого метод мозгового штурма.

 Мозговой штурм можно назвать самым распространенным способом командной работы. Это такая технология коллективного сотворчества, которую используют для выработки большого количества идей с целью решения какой – либо проблемы или поиска ответа на какой-либо вопрос. А работая вместе, каждый член команды может проявить все свои, даже скрытые, способности.

Чтобы выполнить задание, нам обязательно понадобится умение работать с ассоциациями.

 4. Подготовка к мозговому штурму. Образование команд.

Для выполнения поставленных перед нами задач: выдвижения, обсуждения идей, обработки информации всем участникам необходимо разделиться на четыре команды.

 (Для этого участники рассчитываются на 1,2,3,4 и расходятся к своим столам)

(Слайд 2)

Команды готовы. Напомню этапы работы

 Этапы проведения мозгового штурма:

1.Постановка задачи.
2. Выдвижение идей.
3. Обсуждение идей.
4. Принятие решения.

5. Постановка задач каждой команде.

Первый стол занимает команда участников под номером «один» и будет выдвигать — генерировать идеи, которые запишет на листок. Чем больше, тем лучше. Мы их назовём – генераторы.

(Команда рассаживается за свой стол с табличкой генераторы, ведущий участникам даёт листы и фломастеры)

 Второй стол займут участники под номером «два» – эта команда займётся анализом идей, которые выдвинут генераторы и отберёт самые интересные на их взгляд. Это наши аналитики.

 Номеру «три» предстоит представить информацию наглядно и создать коллаж на тему «начальная школа». Назовём вашу команду коллажисты.

Задачи поставлены. А теперь давайте вспомним, каких принципов нужно придерживаться в работе?

 Принципы мозгового штурма:

максимум идей за короткий отрезок времени

полет фантазии

отсутствие какой-либо критики

это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей

 6. Проведение мозгового штурма

 Итак, можно начинать.

1команда — Генераторы идей — это творческие люди, которые должны в течение короткого времени выдвинуть, предложить, как можно больше вариантов ответов на вопрос «С чем у вас ассоциируется понятие начальная школа?» и записать.

 2 команда — Аналитики идей – обрабатывают информацию, полученную от первой группы, выбирают лучшие на их взгляд ассоциации.

3 команда – Эксперты — запишут решение в итоговые таблицы и сделают сообщение о результатах мозгового штурма.

4 команда – Коллажисты – создадут коллаж, который тоже будет ответом на сегодняшний вопрос.

Справка для команды (лежит на столе)

Коллаж (от фр. collage -приклеивание)-технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами.

Для работы вам понадобятся:

фотографии

цветная и оберточная бумага

однотонная бумага для фона

ножницы

клей

полет фантазии

Ведущий: Удачи! Помните о регламенте.

Справка: Мозговой штурм – это быстро протекающий творческий процесс. Участники должны знать, сколько времени им выделено. Это заставит команды как можно быстрее активизироваться. Ведущий следит за регламентом и напоминает, сколько остаётся времени.

 А знаете ли вы как родилась идея создания метода мозгового штурма?

(Историческая справка:

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн переправлял военную технику и продукты питания. Однажды судно оказалось без охраны, а была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Судно было беззащитно. Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать? Один матрос предложил «гениальную» идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду. К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно «отдул» сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался – смелая мысль спасла жизни, что-то здесь есть! Так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в шестидесятые годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.)

7. Подводим итоги.

Итак, «начальная школа» – это…

Вторая команда зачитывает ответы на вопрос, а третья показывает коллаж.

8. Рефлексия

Каждая группа составляет синквейн по итогам работы.

(Справка:

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма. Правила составления:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – ассоциация с первым словом. )

Синквейн:

Школа

Трудолюбивая, интересная

Веселит, развивает, сплачивает

Наша школа самая лучная

Дети-выпускники!

 

nsportal.ru

«Мозговой штурм» как метод обучения в начальной школе

«Мозговой штурм» как метод обучения в начальной школе

мастер-класс подготовила Шевчук Т.В.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 15

г.Севастополь

2017 год

Цель мастер-класса:

передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов

Задачи мастер — класса:

  • Познакомить коллег с понятием, целью, задачами и этапами работы метода «Мозговой штурм»;
  • Познакомить с правилами проведения данного метода на уроке в начальной школе;
  • Рассмотреть достоинства и недостатки работы метода на различных этапах урока;
  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер – класса.

Упражнение «Поздоровайся глазами»

Мозговой штурм- способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.

Цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Метод «Мозгового штурма» создан в 1941 году Алексом Осборном.

Он служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании  творческой активности  людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения.

Задачи метода

  • Творческое усвоение учебного материала;
  • Связь теоретических знаний с практикой;
  • Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
  • Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
  • Формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Этапы метода:

  • Постановка проблемы
  • Генерация идей
  • Отбор, систематизация и оценка идей

1. Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

2.Генерация идей

Основной этап, от которого во

многом зависит успех всего мозгового штурма.

Правила этого этапа:

  • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
  • Необычные, фантастические и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3 . Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап.

Посредством этого этапа выделяются эффективные идеи и приводится весь мозговой штурм к общему знаменателю.

В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются.

Правила проведения «Мозгового штурма»

  • Участвуют все.
  • Все высказываются и все слушают.
  • Все имеют равные права.
  • Все способствуют мирному разрешению конфликтных ситуаций.
  • Высказанные мысли и предложения не критикуются и не обсуждаются.

Преподаватель:

  • регулирует процесс и занимается общей организацией,
  • готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах,
  • даёт консультации,
  • контролирует время и порядок выполнения намеченного плана,
  • дает равную возможность высказаться всем участникам штурма.
  • критика любых мнений и предложений.
  • вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им.
  • когда группа нарушает правила работы, в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние, поочередно даёт слово генераторам идей, чтобы они не выкрикивали все одновременно.

Достоинства метода «Мозговой штурм»

  • Во-первых , совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, многократно усиливает результат поиска решений.
  • Во-вторых , процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, преобразуясь в увлекательную коллективную игровую деятельность.
  • И,  в-третьих , дружественная и позитивная обстановка позволяет участникам конструктивно воспринимать любую критику, импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению

доверия и

положительного

настроя.

Недостатки метода «Мозговой штурм»

  • При мозговой атаке участники часто уходят от поставленной задачи
  • В потоке разнообразных предложений трудно найти подходящую идею
  • Метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи
  • Возрастают затраты времени на обсуждение всех идей

План «Мозгового штурма»

  • Предложить проблему.
  • Разделить учащихся на две группы (5-6 человек, но не более 8-10).
  • Выбрать

ответственного,

ведущего записи.

4. Обсуждение

проблемы и путей ее

решения

5. Обобщение, корректировка и ранжирование по значимости.

6. Выработка единого мнения.

7. Выбор докладчика итогового решения.

Применение «Мозгового штурма» на практике

  • Вначале мозгового штурма фронтально проводится разминка со всем классом. Разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1-2 варианта ответа.
  • Цель этапа помочь участникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров.

Разминка :

Вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

ЭВРИКА !!!

— Добавить холодную воду, заварку или молоко. — Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску. — Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга. — Добавить много варенья или сахара. — Переливать через воронку. — Погружать холодные ложки. — Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.

Проблемная задача ( на примере отрывка из сказки)

Цели этапа –научить формулировать, высказывать и обосновывать свое мнение (идеи) в соответствии с поставленной задачей

Ашик-Кериб (турецкая сказка 1 урок)

Нет, милая, я положил зарок на свою душу: обещаюсь 7 лет странствовать по свету и нажить себе богатство либо погибнуть в пустынях…

  • Сдержит ли Ашик- Кериб свое слово?
  • Дождется ли его Магуль – Мегери?
  • Как Ашик – Кериб сможет разбогатеть за 7 лет?

Рефлексия

  • Мне понравилось решение, которое предложил________________________, оно было__________________ .
  • Оценка своей работы:

Моё решение было: (удачным, практичным, интересным, подходящим для другой ситуации, необычным, _______________________________).

В наших с вами руках будущее и мы должны сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя любимым, нужным,   а главное – успешным

multiurok.ru

Мозговой штурм-как метод обучения.

on 05 Февраль 2012.

 

 

 

Практически все методы обучения предполагают совместную работу учителя и учащихся. Для этого существует множество технологий, которые помогают выработать общую стратегию, позволяют принимать коллективные решения. Вот одним из вариантов такой технологии, которая позволит с краткие сроки выработать новую идею или принять коллегиальное решение, найти коллективный способ решения проблемы и является технология «мозгового штурма». По традиции эту технологии часто называют методом, хотя на самом деле «мозговой штурм» является формой работы.

В чем суть технологии? Для начала учитель задает тему, ставит конкретный вопрос. Участников можно разбить на группы, выдвинув в каждой лидера, либо работать со всем классом. После постановки вопроса для начала все участники оценивают проблему, высказывают всю информацию, которой они владеют по данному вопросу. То есть на данном этапе идет  оценивание проблемы. Вся информация должна фиксироваться (на доске, на листе ватмана, на мониторе компьютера и так далее).

Далее каждый участник предлагает свой вариант решения проблемы, выдвигает свою идею. На данном этапе идеи не обсуждаются, а только фиксируются рядом с оценками, сделанными на предыдущем этапе работы.

На следующем этапе начинается обсуждение идей. Из всех предложенных выбираются самые рациональные с точки зрения большинства. Все высказанные идеи соотносят с информацией о проблеме, которая была собрана в самом начале. Некоторые идеи отбрасываются, другие объединяются.  На данном этапе очень важна роль учителя, который в доброжелательной манере будет направлять выбор в правильном направлении. Важно не критиковать идеи, если они, с точки зрения учителя неправильные, а предложить ученикам самим в ходе дискуссии понять несостоятельность того или иного варианта решения.

После того, как отобраны наиболее продуктивные идеи, участники «мозгового штурма» приходят к окончательному выбору самого конструктивного решения.

В самом финале ставится вопрос: «Решена ли предложенная проблема?» Здесь очень важно помнить то, что все учащиеся должны понимать, почему выбран именно такой вариант разрешения вопроса.

«Мозговой штурм» как метод обучения наиболее приемлем для групп, в состав которых входит не более 12 человек. Оптимальное время на проведение — максимум 30 минут.

«Плюсы» и «минусы» «мозгового штурма».

Положительные стороны:

— все учащиеся участвуют на равных позициях;

— возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;

— создаются условия для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.

Недостатки:

— при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;

— возможно «зацикливание» на однотипных идеях.

Для того чтобы избежать подобного развития ситуации, учителю нужно своевременно скоординировать направление поиска. Рекомендуется также при разделении класса учитывать личностные характеристики учащихся и объединять детей разного уровня подготовленности.


Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

< Предыдущая   Следующая >

school-box.ru

2. Методика проведения мозгового штурма

Особенность мозгового штурма Осборна – это разделение процессов генерации и анализа. Способность к творчеству у различных людей присутствует в различной степени — многим гораздо проще и природосообразней заниматься аналитикой, разбором, развитием, экспертизой идей.

Метод мозгового штурма представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе генерируются идеи, а на втором они анализируются, развиваются. Таким образом, “автор” и “критик” искусственно разводятся — эти функции реализуют разные группы участников и в разное время [6,С. 48].

Первый этап (генерации идей) предполагает следующие принципы:

— Принцип формирования группы по способностям к научному воображению и развитой интуиции, антидогматическому мышлению, интеллектуальной раскованности, разнообразию знаний и научных интересов, позитивному скептицизму.

— Отбор группы для генерации идей можно делать по результатам специального тестирования, которое позволит выявить и учесть критерии этого принципа. Кроме того, можно и весьма полезно учитывать другие социально-психологические характеристики человека, такие как увлеченность, коммуникабельность, независимость.

— Все это нужно для того, чтобы создать в работе этой группы атмосферу непринужденности, творчества, взаимоприемлемости.

— Принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей. Надо исключить эту естественную потребность человеческого общения. Можно предлагать лишь дополнительные идеи, отличные от высказанной. Нельзя «присоединяться к мнению» или «расшифровывать» свои или чужие идеи.

— Принцип мотивации разнообразных идей, снятия ограничений по области знаний, богатству опыта, должностному статусу, возрасту, социальному положению. Можно высказывать абсолютно нереальные и фантастические идеи, более того, именно это и надо мотивировать в работе группы.

— Такая мотивация определяется подбором группы и организацией ее работы. В группу могут входить специалисты в различных областях знаний, разного опыта и научно-практического статуса. Разнообразие участников работы способствует генерации идей.

— Принцип регламента времени на выдвижение идей. Желательно, чтобы идеи выдвигались на основе озарения, поэтому для выдвижения идей устанавливается ограничение времени на раздумья, чтобы исключить возможность «зацикливания» в противоречиях, опасениях, неуверенность, психологические комплексы [5,С.71].

На втором этапе «мозгового штурма» (этапе анализа) также действует ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа.

— Принцип полноты анализа идей и их обобщения. Ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не должна исключаться из практического анализа. Все представленные идеи должны быть классифицированы и обобщены. Это помогает освободить их от возможных эмоциональных моментов, внешних отвлекающих факторов. Именно аналитическое обобщение идей иногда дает очень удачные результаты.

— Принцип аналитического потенциала. Группа должна состоять из аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования. Это должны быть люди, обладающие чувством повышенной ответственности, терпимостью к чужим идеям, четким логическим мышлением.

— Принцип критериальной четкости в оценке и анализе идей. Для обеспечения объективности оценки и анализа идей должны быть сформулированы предельно четкие критерии, которыми должны руководствоваться все члены аналитической группы. Основными из них должны быть: соответствие цели исследования, рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами, в том числе, — а иногда и главным образом — ресурсом времени.

— Принцип дополнительной разработки идеи и ее конкретизации. Многие первоначально высказанные идеи нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении. Они могут быть проанализированы, приняты либо исключены из анализа только после соответствующей доработки.

— Принцип позитивизма в анализе идей. Можно проводить анализ на основе различных подходов: негативизма и позитивизма. Первый проводится по установке на критические оценки, скептицизм, жесткость практических критериев. Второй — по поиску рационального, позитивного, конструктивного в любых их проявлениях.

— Принцип конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, реальность, программу действий, осуществлять увязку идей [5,С.72].

А. Осборн рекомендует готовить процедуру и анализировать ее результаты следующим образом:

1.Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.

2.Отберите подпроблемы для “атаки”. Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.

3.Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Мы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдадим себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего.

4.Отберите самые предпочтительные источники информации. Ответив на вопрос о видах необходимой информации, перейдем к принятию решения о том, какие из источников следует изучить в первую очередь.

5.Придумайте всевозможные идеи — “ключи” к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.

6.Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.

7.Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь мы опять нуждаемся в творческом мышлении. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.

8.Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будем строги и последовательны. Отберем те способы, которые кажутся наиболее убедительными.

9.Представьте себе все возможные области применения. Даже если наше окончательное решение подтверждено экспериментально, мы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о том, что может сделать неприятель.

10.Дайте окончательный ответ [6,С.50].

Методика проведения «мозговой атаки» включает в себя следующие этапы.

1. Формулирование проблемы, которую необходимо ре­шить; обоснование задачи для поиска решения; определение условий коллективной работы; доведение до участников правил поиска решения проблемы и поведения в процессе «моз­говой атаки»; формирование экспертной группы, в обязан­ности которой входит разработка критериев, оценка и отбор наилучших идей;

2. Тренировочная интеллектуальная разминка, которая помогает привести обучаемых в рабочее психологическое состояние за счет активизации их знаний. Она носит крат­ковременный характер и включает в себя, как правило, выполнение упражнений на быстрый поиск ответов на по­ставленные вопросы или проведение «интеллектуальной раз­минки». При ре­шении методом «мозговой атаки» производственных про­блем в рамках повышения квалификации действующих специалистов разминка осуществляется в форме экспресс-опроса по вопросам «мозговой атаки».

3. Непосредственный «штурм» поставленной проблемы. Предварительно еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются некоторые правила коллективной работы. Ге­нерирование идей начинается по указанию ведущего одно­временно всеми участниками. При создании рабочих групп к каждой из них прикрепляется эксперт из числа обучаемых, задача которого фиксировать на бумаге все выдвигаемые идеи.

4. Сообщение ведущего о результатах «мозговой атаки». Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Выступление экспер­тов. Принятие коллективного решения о лучших идеях ре­шения проблемы. Заключительное слово ведущего [3,С. 82].

Варианты проведения занятий методом «мозговой атаки» зависят от творческого подхода ведущего и уровня подго­товки участников занятия.

     Сама процедура мозгового штурма может иметь много вариантов. Рассмотрим двухэтапную технологию мозгового штурма, предложенную Еленой Петровой.

1-й этап: выдвижение идей (генерация) Время, необходимое для реализации данного этапа — около 40 минут, хотя в реальности некоторые штурмы достигают длительности в несколько часов. Регламент — до двух минут на выступление. Как правило, считается хорошим результатом штурма генерация 50 идей.

     На этом этапе можно выделить несколько значимых шагов:- «включение» — создание рабочей обстановки; — «наполнение» — основная фаза, в течение которой происходит выдвижение большей части идей; — «прорыв» — когда производится генерация идей по ключевому пункту проблемы или по одному из перспективных направлений; — «индукция» — поиск новых и доработка выявленных ранее направлений решаемой проблемы с использованием уже полученной информации.

     Порядок осуществления процесса ведение дискуссии таков: ведущий формулирует перед группой тему обсуждения, она должна быть сформулирована четко и ясно, а также должен быть обозначен конкретный результат, который планируется получить во время штурма [4,С.68].

         Процедура ведения процесса: участники высказывают как можно больше вариантов решения проблемы, принимаются любые идеи. Тут важно остановить попытки перейти к обсуждению этих идей и сосредоточиться только на их сборе. Сам ведущий не предлагает вариантов решения. Он следит за тем, чтобы каждый участник чувствовал себя максимально комфортно, поддерживает атмосферу доброжелательности, подбадривает участников и поощряет выдвижение самых, казалось бы, невозможных идей. Кроме того, он стремится организовать по возможности равное количество высказываний каждого присутствующего.

     В определенный момент, если все предыдущие правила и нюансы процедуры были соблюдены, наступает прорыв, и идеи начинают рождаться свободно и в большом количестве — происходит так называемая непроизвольная генерация гипотез. На следующем этапе из всего многообразия высказанных идей к серьезному рассмотрению будут приняты не более 15%, но пока идет их сбор, принимаются все высказывания, причем все сказанное записывается на доске.

2-й этап: оценка идей и работа с ними. На этом этапе происходит анализ предложений. Идет работа со стенограммой, оцениваются и выбираются лучшие идеи. Обычно создается группа экспертов, которая осуществляет оценку идей и предложений. Возможен вариант, когда та же самая группа, которая продуцировала идеи, после перерыва возвращается к работе над своими же предложениями, но уже в роли экспертов. Перерыв необходим для того, чтобы участники группового обсуждения почувствовали завершение одного процесса — генерации идей — и переход к другому процессу — экспертизе предложений. Может оказаться более эффективным, если оценивать предложение будут только специалисты, причем те, которые не принимали участия в генерации идей [6,С.53].

     Целью ведущего на этом этапе является максимальное содействие развитию отобранных направлений, приданию им облика, позволяющего судить о возможности практической реализации выбранных решений. Анализировать идеи можно бесконечно долго, и поэтому одна из основных задач ведущего — удержать группу от излишней увлеченности процессом обсуждения. На этом этапе необходима уже конкретизация предложенных ранее идей.

     Конечно, новые идеи тоже будут появляться, поэтому тут важно рационально подойти к их принятию и обсуждению. Следует иметь в виду возможность организации повторного этапа генерации по перспективному, но непроработанному направлению, а также по частным вопросам применения отобранных решений, вариантам их реализации. При проведении реальных штурмов в организации ведущий, как правило, самостоятельно выполняет работу по обобщению идей, рассматривая аналитиков как экспертов, в чьи функции входит обоснование применения сформулированной обобщенно идеи в конкретных условиях[4,С.73].

     Следует учитывать требования, предъявляемые к участникам группового процесса. Целесообразно привлекать людей, отличающихся хорошими творческими способностями, высокой креативностью, большой скоростью мыслительных процессов, легкостью включения в новые ситуации, гибкостью, способностью быстро переключать внимание с одного аспекта на другой. Умение отойти от привычных установок и психологических ограничений позволяет расширить область возможностей каждого из участников штурма. Люди, обладающие повышенной чувствительностью к информации, к очень тонким ассоциациям, способны продуцировать неожиданные, оригинальные, а иногда — шокирующие творческие находки. При взаимодействии с такими людьми в силу их повышенной чувствительности особо внимательно нужно следить за созданием для них в ходе мозгового штурма комфортной обстановки [2,С. 63].

Задачи экспертов. Без последующей экспертизы идей сама процедура мозгового штурма не может считаться продуктивной. Сухой остаток первого этапа — список идей, зафиксированных модератором в краткой форме, часто с сокращениями, торопливо, иногда с элементами субъективной редактуры. Использование техники для фиксации представляется часто проблематичным — оператор с видеокамерой, как включенный наблюдатель, безусловно, разрушает атмосферу, влияет на результат. Аудиозапись грешит наложением голосов друг на друга, что приводит иногда к полной невозможности расслышать некоторые высказывания [6,С. 54].

Итак, варианты осуществления мозгового штурма разнообразны: все зависит от задачи, которую призван решать процесс. В одном случае собирается группа специалистов определенной узкой области, а в другом — возникнет необходимость объединить специалистов разных областей. С точки зрения анализа метода наиболее интересный состав участников группового процесса — это когда наряду со специалистами определенной области в группу приглашаются люди из совершено других сфер деятельности. Благодаря этому появляется возможность найти что-то действительно необычное, новое, что могло бы остаться «за кадром» из-за своей непривычности.

studfiles.net

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология на уроках иностранного языка

Статья посвящена рассмотрению сущности мозгового штурма. Показаны классификации основных разновидностей мозгового штурма, его этапы, преимущества и ограничения.

Ключевые слова: мозговой штурм, мозговая атака, круговой мозговой штурм, разновидности мозгового штурма, этапы, преимущества, ограничения.

 

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить некоторые ключевые аспекты ее проведения. Метод «мозгового штурма» это один из оперативных методов решений той или иной проблемы, который основывается на стимулировании творческой активности учащихся. Основной целью «учебного мозгового штурма» является развитие творческого мышления. Обычно, данный вид технологии проводится в группах от 5 до 7 человек. Участники «мозгового штурма» предлагают всевозможные варианты решения проблемы, из которых выбираются только те идеи, которые могут быть использованы на практике (в среднем обсуждение ограничивается по времени — от 1 до 5 минут). Число возможных вариантов решений какой-либо проблемы прямо зависит от выбранной темы.

Существуют следующие разновидности «мозгового штурма»:

1.                  Метод группового брейнрайтинга. Данный метод зачастую применяется в тех группах учащихся, в которых предпочитают обсуждать идеи в письменной форме. Учащиеся записывают свои идеи и передают их другим участникам брейнрайтинга, каждый последующий ученик развивает эту идею или использует ее, как базу, для выдвижения какой-либо новой идеи. Данный метод может быть использован в больших группах. Преимуществом данного вида является то, что все идеи записаны на листе бумаги могут быть использованы для выдвижения каких-либо новых идей. [1;2;3]

2.                  Круговой мозговой штурм устанавливает порядок ответов, которые даются по кругу, принцип «одна идея за один раз». Данный метод представляет всем равный шанс для выражения своей мысли, обеспечивает активное участие каждого из членов команды, поощряет более сдержанных членов команды и ограничивает активность более доминантных участников. [1;2;3]

3.                  При использовании метода группового обмена учащиеся рассаживаются по кругу или за столом и предлагают свои идеи в быстром темпе. Такой метод не позволяет учащимся долго и упорно размышлять над идеями, что присуще при добровольных ответах.

4.                  Более свободными и открытыми вариациями мозгового штурма являются игровой и ролевой. Игровой штурм проводится в форме игры — соревнования. В данном типе мозгового штурма атмосфера веселья преобладает над конкуренцией, а преподаватель, в свою очередь, гарантирует, что в игре не может быть проигравших. Что касательно ролевого мозгового штурма, то предполагается, что учащийся отожествляет себя с другой личностью и рассматривает решения проблем с разных точек зрения. Данный метод предполагают поочередную смену ролей. [1;2;3]

Техника мозгового штурма может быть использована при обучении иностранному языку. Для учеников важно знать, что в таком типе задания не может быть неправильных ответов, все, что скажут, вспомнят, будет изначально считаться верным. При использовании данной технологии, хорошо развивается творческое и ассоциативное мышление, благодаря чему, в памяти закрепляются слова, выражения и исчезает языковой барьер. Такая технология хорошо подходит для начала изучения новой темы или же для закрепления материала за несколько минут до конца урока. Данный вид деятельности не менее важен для преподавателя, так как дает понять, насколько хорошо или плохо ученик усвоил пройденный материал (лексику, грамматику), но, если мозговой штурм используется в начале изучаемой темы, он показывает, каким словарным запасом и какими грамматическими навыками уже обладает ученик, что помогает понять, на что преподавателю нужно обратить внимание.

Этапы использования технологии «мозговой штурм» на уроке иностранного языка могут быть следующими:

1.                  Первый этап заключается в создании множества идей для всевозможных решений проблемы, которые будут приниматься и фиксироваться на доске. На данном этапе не рекомендуется критиковать и комментировать предложенные варианты идей. Первый этап длится до 15 минут.

2.                  Во время второго этапа ученики должны обсуждать идеи и предложения в коллективе. Необходимо найти в любом предложении решения проблемы что-то рациональное и попытаться объединить их.

3.                  На третьем этапе учащиеся должны выбрать наиболее перспективные идеи, полагаясь на имеющиеся ресурсы. Данный этап можно перенеси на следующий урок.

Например, технология мозгового штурма может быть использована на предтекстовом этапе, как интерактивная организация группового обсуждения. Первый шаг — разминка. Преподаватель предлагает ученикам провести мозговой штурм на тему «Teenage life in Britain», которую они проходили на протяжении нескольких уроков, и назвать как можно больше идей, которые ассоциируются у них с этой темой. Следует составить ментальную карту, среди идей будет фигурировать «Teenage problems». Вторым шагом мозгового штурма будет объединение учащихся в мини-группы. Преподаватель четко говорит проблему, которая требует решения. Например, можно предложить провести мозговой штурм в группах по 5 человек по проблеме текста, который предстоит прочитать учащимся «Teenage life in Britain». Главная задача ученика — записать свои мысли перед тем, как прочитать текст, а после его прочтения, сделать вывод, какие проблемы присуще подросткам в Великобритании, а какие свойственны только подросткам России.

Во время использования «мозгового штурма» критика не допускается, все высказываемые мысли должны восприниматься как что-то стоящее, даже если они сначала могут показаться глупыми, смешными, невыполнимыми. Нельзя одобрять и критиковать свою или чужую идею. Желательно все предлагаемые решения проблемы записывать. Авторские права недопустимы при использовании «мозгового штурма». Неважно кто из учеников придумал первоначальный вариант или что его натолкнуло на нужную мысль, идеи должны вытекать одна из другой. Чем больше будет предложенных вариантов, тем больше вероятность найти правильное решение. Не стоит забывать о сигнале готовности выступить — правило «поднятой руки», не нужно говорить одновременно, прерывать и проявлять неуважение или грубость к оратору.

Несмотря на множество преимуществ «мозгового штурма», есть некоторые ограничения. Например, если использовать классический вид группового мозгового штурма, то достигается не вся широта охвата. При групповом мозговом штурме учащиеся накапливают множество идей, но если же ученики в то же самое время будут заниматься мозговым штурмом индивидуально, то их идеи окажутся намного представительней. Смешанная модель может исправить ситуацию. Каждый из учеников проводит мозговой штурм сам по себе и только после этого вносит родившиеся идеи в общий список. После чего можно провести групповой мозговой штурм, в ходе которого и будут предлагаться дополнительные идеи. Также в результате проведенного «мозгового штурма» появляется множество интересных идей, которые нужно отсортировать, определив наиболее важные и перспективные. Для того, чтобы избежать конфликта, из-за многообразия открывшихся возможностей, нужно предложить ученику выбрать, по его мнению, наиболее рациональные идеи из общего списка и вычеркнуть те, которые ему не по душе.

Мозговой штурм является одной из самой широко используемой и эффективной технологией для создания различных вариантов решений проблем. Творческое и дивергентное мышление одно из основных преимуществ мозгового штурма, благодаря которому рождается большое количество разнообразных идей. Также благодаря мозговому штурму развиваются командные воздействия, коллективная работа, которая способствует возникновению разнообразных точек зрения и повышению групповой сплоченности.

 

Литература:

 

1.      Brainstorming. Generating many radical, creative ideas. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.mindtools.com/brainstm.html

2.      Creativity Techniques [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.iturls.com/English/TechHotspot/TH_ct.asp

3.      Proctor T. Creative Problem Solving for Managers. Developing skills for decision-making and innovation. Second edition. Taylor Francis Croup London and New York. -2005. -320p.

moluch.ru

МОЗГОВОЙ ШТУРМ КАК ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. Самой древней формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения. К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не отвечали потребностям общества. Стали возникать первые зачатки группового обучения.

В современной педагогической практике активно внедряются так называемые методы интерактивного обучения. Среди них – круглый стол, метод мозгового штурма, деловые и ролевые игры, мастер-класс. Интерактивное обучение можно назвать диалоговым обучением, поскольку в ходе него осуществляется взаимодействие не только между студентом и преподавателем, но и между самими студентами. Его целью является создание благоприятных условий для обучения, в процессе которого студент может проявить свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Занятия, построенные по интерактивному принципу, позволяют дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Рассмотрим детально один из методов интерактивного обучения – метод мозгового штурма.

Изобретателем метода мозгового штурма является Алекс Осборн, автор нескольких книг, посвящённых рекламе и мышлению. В 1953 году он выпустил книгу «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления», где впервые описал принцип мозгового штурма.

Мозговой штурм – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач. Он формирует способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; формирование жизненных и профессиональных навыков; установление воздействия между студентами, обучение работе в команде, проявлению терпимости к любой точке зрения, уважению права каждого на свободу слова, уважению его достоинства.

При использовании метода «мозговой штурм» в студенческой группе преподаватель вначале сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Учащиеся должны знать, что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки. Они должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить.

Затем преподаватель знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес учащихся. Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, – возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей. Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями учеников, но группы должны быть примерно равными по числу участников.

Генераторы идей – это творческие люди, студенты, обладающие подвижным, активным умом, умеющие и любящие фантазировать, выдвигать нестандартные идеи, мысли. Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом соблюдая важные правила, такие как: исключается доминирование какого-либо участника; называя идеи, нельзя повторяться; чем больше список идей, тем лучше, т. к. чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи; подходить к решению проблемы нужно с разных сторон; запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой; необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена с одобрением; не стоит думать, что поставленная проблема может быть решена только известными способами.

Требуется создать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие.

Вторая группа – аналитики, получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за наилучшие, по его мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая – два, третья – один. Идея, набравшая наибольшее количество голосов, и есть решение.

На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возможность, аналитикам на время работы можно перейти в другое помещение, чтобы группа не мешала им. Учитель определяет время работы для экспертов – примерно 15–20 минут.

На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение о результатах мозгового штурма. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику.

Для облегчения работы групп возможно использование доски, мела, листов бумаги на планшетах, фломастеров, разноцветных стикеров, ноутбука в связке с проектором.

Мозговой штурм – это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс, для участников, как правило, время пролетает незаметно. Поэтому ведущий должен следить за регламентом и напоминать, сколько остаётся времени. Участники должны знать, сколько времени им выделено. Знание того, что время ограничено и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки, заставит участников как можно быстрее активизироваться.

Как и любой другой метод обучения, метод мозгового штурма имеет свои недостатки. Среди них, во-первых, то, что при разделении участников на группы может возникнуть доминирование лидеров в одной из них. Во-вторых, «зацикливание» участников на однотипных идеях. Для того чтобы этого избежать, преподавателю нужно своевременно скоординировать направление поиска. Рекомендуется также при разделении участников учитывать личностные характеристики учащихся и объединять студентов разного уровня подготовленности.

Отдельно стоит оговорить роль преподавателя в ходе мозгового штурма. Она резко меняется, перестаёт быть центральной, преподаватель лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Можно сказать, что во время мозгового штурма преподаватель выступает в роли «заказчика». Он кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. Со стороны преподавателя запрещается критика любых мнений и предложений. Учителю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы, например, начинает обсуждать или критически оценивать идею, преподаватель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние. Ведущий поочередно даёт слово генераторам идей, чтобы они не выкрикивали все одновременно. Следит, чтобы все участники штурма имели равную возможность высказаться.

Доброжелательность ведущего стимулирует рождение новых идей у членов группы. Но он не должен слишком хвалить даже явно удачные гипотезы, чтобы не нарушить равенство участников штурма.

Искусство ведущего мозговой атаки заключается в умении раскрепостить мышление членов творческой группы, вдохновить их на свободное самовыражение.

Если позволяет время, то рекомендуется вначале мозгового штурма провести разминку. Она проводится фронтально со всей группой. Цель этапа – помочь участникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1–2 варианта ответа. Как только участники начинают с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, учитель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы. Таким образом, разминка помогает участникам оживиться, подготовиться перед началом мозговой атаки. Время разминки может составлять 15–20 минут.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы. Совместная деятельность подразумевает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности участников. Использование метода мозгового штурма необходимо при обучении будущих менеджеров, специалистов социально-культурной сферы.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

· Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

· Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

· Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

· Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

· участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

· члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *