ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ТАК ГРУБЫ И НЕУВАЖИТЕЛЬНЫ С ОКРУЖАЮЩИМИ
И действительно, почему так? Вспомните, сколько раз вы задавали себе этот вопрос, когда в очередной раз сталкивались с, мягко говоря, недостойной реакцией некоторых людей в той или иной жизненной ситуацией, особенно когда такая реакция была совершенно неоправданной и неподходящей к ситуации?
Всем нам давно стоило бы признать, что человеческое общество никогда не было местом, где все вокруг отличаются добротой, обдумывают свои слова и относятся друг к другу с уважением — и, к сожалению, пока нет предпосылок к тому, что оно когда-либо станет им в будущем.
В общем, ничего нового…
В этом мире были, есть и всегда будут грубые, невежливые и неуважительные люди.
У нас есть письменные свидетельства того, что на это жаловались даже греческие философы еще две тысячи лет назад — сам Платон неоднократно жаловался на неуважительное поведение современных ему юнцов, совершенно лишенных каких-либо манер.
Как правило, именно на плечи нас, более уравновешенных и разумных людей, ложится обязанность определения того, что мы считаем недопустимым поведением, и соответствующим образом на него реагировать. Стараясь при этом уменьшить интенсивность пламени негатива, а не распалить его еще сильнее.
Когда у меня хорошее настроение, я смотрю на мир более благосклонно и стараюсь представлять человека, только что на пустом месте накричавшего на меня, или взбесившего меня, вклинившись передо мною в очередь, в виде младенца или маленького ребенка.
Я пытаюсь понять, какие именно жизненные ситуации временно или постоянно превратили их в агрессивных и неприятных людей, ведущих себя так, будто хорошие манеры вымерли вместе с динозаврами.
Когда у меня выдается не самый лучший день, моя реакция зачастую бывает куда менее благосклонной и терпимой… но я открыто это признаю, и, в конце концов, никто не идеален!
Грубость на подъеме
По данным современных социологических исследований, примерно 79% американцев считает недостаток вежливости современного общества серьезной проблемой, а около 60% считают, что грубости и неуважительности вокруг с каждым днем становится все больше.
Иногда это выглядит, как эпидемия или лесной пожар — один грубый поступок ведет за собою второй, тот — третий и четвертый, и мало-помалу это создает все расширяющуюся спираль грубости.
Представьте себе такую ситуацию: поутру, по дороге на работу в собственной машине, вполне нормального и хорошего человека «подрезает» другой водитель, по-хамски вклиниваясь перед ним. Доехав до работы, этого человека приветствует коллега, но тот лишь невнятно огрызается в ответ на приветствие, и немудрено — мысли его заняты лишь ситуацией на дороге, и он вновь и вновь обдумывает, что бы он сделал с тем водителем, угоди тот в его руки.
Коллега же, восприняв такое поведение, как личное оскорбление, и зная, что он ничем не заслужил такого отношения к себе, становится раздражительным, и вскоре срывается на следующего человека, появившегося на работе. Этот следующий человек отыгрывается на ком-то еще, и так далее.
Эта спираль грубости с каждым витком раскручивается все сильнее и сильнее, словно водоворот, втягивая в себя все новых и новых людей — и все из-за одного хама на дороге, решившего, что ему не писаны правила дорожного движения.
7 основных причин грубости
Хотя высокий темп и насыщенность событиями современной жизни определенно являются фактором, влияющим на повышение уровня грубости и хамства в окружающем нас обществе, есть множество других причин и условий, заставляющих людей хамить, грубить и в целом наплевательски относиться друг к другу.
Так что давайте взглянем на жизнь более трезвым и взвешенным взглядом, взяв за аксиому то, что за ростом уровня грубости в современном обществе может стоять что-то еще, кроме бешеного ритма жизни в XXI веке.
Итак, какие еще причины могут быть у, казалось бы, беспричинной грубости и хамства?
1. Низкая самооценка.
Внимательно присмотревшись к многим грубым людям, мы с удивлением видим, что на самом деле они очень неуверенны в себе, у них сильно занижена самооценка, и они отличаются недостатком понимания человеческого поведения.
Как мудро отменил бразильский романист Пауло Коэльо, «То, как люди относятся к окружающим, напрямую зависит от того, как они относятся к себе самим».
Если человек постоянно смотрит на себя исключительно в негативном и критическом свете, этот взгляд на самих себя не может не повлиять на то, как они относятся к окружающим.
Люди с низкой самооценкой, неуверенные в себе и своих способностях, часто компенсируют свою неуверенность, пытаясь поигрывать вербальными мускулами, хамя всем, кто не может огрызнуться в ответ, и вступая в перепалки на повышенных тонах с теми, кто может. Словом, они делают все, что в их силах, чтобы хотя бы временно почувствовать себя сильными и доминирующими личностями.
2. Личные проблемы.
Никто из нас, увы, не имеет иммунитета к стрессу, вызываемому нашими личными отношениями, работой, а также множеством других факторов.
Неважно, насколько хорошо, как мы сами считаем, мы справляемся со всеми этими жизненными ситуациями, бывают времена, когда копящийся на задворках нашей души гнев и раздражение прорываются наружу, и это заставляет нас огрызаться на людей в ситуациях, в которых обычно мы бы отшутились или перевели разговор в нейтральную плоскость.
Столкнувшись с людьми, ведущими себя подобным образом, стоит вспомнить о том, что и мы сами в таких ситуациях часто ведем себя грубо и неуважительно.
Ведь когда уровень стресса в нашем организме очень высок, мы зачастую перестаем думать прежде, чем что-то делать, и наше поведение становится в лучшем случае неуважительным, а в худшем — откровенно грубым.
Так что столкнувшись с грубым поведением окружающих, стоит быть с ними чуть более снисходительными. Ведь вы никогда не знаете наверняка, насколько неудачными могут быть жизненные обстоятельства этих людей в данный момент.
3. Приобретенные привычки.
Сколько семей — столько и систем ценностей, и не бывает двух людей, которых в разных семьях воспитывали совершенно одинаково. Так что если вы росли в доме, где жесткие и грубые слова были нормой жизни, и члены семьи в раздражении были не прочь побросаться друг в друга предметами обстановки, то вам, скорее всего, все это будет казаться вполне допустимым.
А порою все может быть намного хуже… и часто бывает. Такие люди привыкают жить на грани, и вести себя с окружающими так, словно те — их потенциальные недруги. И когда их что-то бесит, такие люди могут буквально взорваться потоком грубости, неприличных жестов, а то и рукоприкладства.
Эти люди просто не умеют вести себя иначе — их никто этому не учил, и они реагируют на стресс способом, которому когда-то научились у водителей или опекунов.
4. Проблемы с психикой.
Немного расширим и дополним предыдущий пункт. Детство, проведенное в окружении, переполненном стрессом, гневом и грубостью (подобном описанному выше) может привести к появлению вполне реальных проблем с психикой, в свою очередь ведущих к поведению, внешне воспринимаемому, как невежливое, грубое или неуважительное.
Впрочем, вряд ли стоит удивляться подобному поведению людей, чьи границы социально допустимого поведения при взаимодействии с другими людьми не были четко установлены в детские годы — тогда, когда это еще можно было сделать.
Люди с такими психическими расстройствами, как пограничное расстройство личности и нарциссическое расстройство личности, часто кажутся грубыми и черствыми людьми, так как они, как правило, отличаются недостатком эмпатии и склонностью не обращать внимание на чувства других людей.
5. Культурные различия.
В современном мультикультурном и многонациональном, постоянно уменьшающемся в размере мире, в котором мы постоянно сталкиваемся с людьми из других стран, отличающихся совершенно другими наборами социальных норм и этикета, это имеет куда большее значение, чем нам могло казаться раньше.
Почему? Все просто: то, что в одной культуре является грубым и недопустимым поведением, в другой культуре может быть вполне допустимым, или даже поощряться.
Так, к примеру, большинство немцев не считают чем-то грубым прямо говорить окружающим все, что они думают, и сразу же переходить в разговоре к делу, а вот англичане считают необходимым перед переходом к сути дела сначала обменяться полным набором принятых в обществе любезностей.
Поэтому англичанину немецкая прямота может показаться слишком грубой и оскорбительной, а немец будет вне себя от желания перейти, наконец, к делу, пока англичанин справляется о погоде и здоровье родственников.
6. Нагрузка на мозг, вызванная информационной перегрузкой.
Появление и развития цифровой стороны современного мира, а также использующих ее устройств и гаджетов привело к экспоненциальному ускорению темпа жизни.
Сжимая в руке смартфоны со скоростным мобильным интернетом, бомбардируемые со всех сторон запросами из социальных сетей и утопающие в потоке новостей и прочей информации, современные люди сталкиваются с таким количеством вещей, требующих их внимания, которое было бы непросто представить еще даже 15 лет назад.
Этой бесконечный поток информации, часто требующей немедленного реагирования, может создавать изрядную нагрузку на мозг, ведущую к увеличению уровня тревожности и стресса, зачастую проявляющихся в виде раздражительности и агрессивного поведения.
Люди чувствуют себя перегруженными, ошеломленными и постоянно уставшими, и в результате часто приносят вежливость и спокойствие на алтарь технологии. Неизвестно, стоит ли оно того.
7. Эмоциональная незрелость и низкий эмоциональный интеллект.
Некоторые люди по определенным причинам даже во взрослом возрасте остаются незрелыми в эмоциональном плане. Возможно даже, их эмоциональный возраст и вовсе никогда не догонит биологический.
Их эмоциональный интеллект остается на крайне низком уровне, и когда они своими словами или поступками оскорбляют других людей, они во многом это делают потому, что просто не осознают грубости и оскорбительности своих действий.
И, так как они не осознают свое поведение, как негативное, грубое и оскорбительное, они не видят ни малейших причин вести себя иначе. У них просто нет в разуме ментальных ограничителей, способных вовремя остановить их внутренним криком «Да что же ты делаешь?!».
Как справляться с грубым поведением
Итак, мы рассмотрели самые распространенные причины, по которым кто-то может вести себя с вами грубо и неуважительно, а теперь постараемся дать несколько советов о том, как конструктивнее всего вести себя с такими людьми.
1. Старайтесь отфильтровывать грубость.
Каждый раз напоминайте себе о том, что испытываемое вами на себе грубое поведение других людей может быть вызвано и другими причинами, кроме желания причинить вам боль, и старайтесь отфильтровывать вашу инстинктивную реакцию.
В большинстве случаев у поведения, которое вы расцениваете, как негативное или недопустимое, есть какая-то причина, будь она эмоциональной, социальной, психологической или культурной.
И какой бы она ни была, одной из перечисленных выше, или одной из целого сонма других, вы, скорее всего, никак не сможете на нее повлиять, как бы вам того ни хотелось — зато можете повлиять на то, как вы на все это отреагируете.
2. Не принимайте вещи слишком близко к сердцу.
Все мы отлично знаем, как легко вспылить от грубых слов, особенно если мы расцениваем их, как личное оскорбление.
Но вы вполне можете лишить эти жалящие в самое сердца слова власти над собою, если твердо, раз и навсегда решите, что вся эта грубость является проблемой хамящего вам человека, а ничуть не вашей. Помните о том, что лишь вам решать, как реагировать на чужие слова и поступки, и ответ негативом на негатив редко бывает разумным или конструктивным.
3. Узнайте причину их поведения.
Не торопитесь сразу же реагировать на грубое поведение. Постарайтесь узнать, что его вызвало, и не можете ли вы чем-то помочь. Возможно, у этого человека просто выдался нелегкий день, или на него сегодня навалилось столько всего, что у него просто не остается времени и сил на вежливость.
Кстати, весьма возможно, что он даже не понимает, насколько грубо ведет себя с окружающими. Словом, вы никогда не узнаете точно, пока не спросите, и ответ может вас изрядно удивить!
4. Просто развернитесь и уйдите.
Постарайтесь наступить на горло собственным инстинктам, и не отвечать на грубость грубостью. Поверьте, ответив на негатив негативом, вы не исправите ситуации, и не поможете ни этому человеку, ни даже себе самому.
И если вы не готовы попытаться помочь грубящему вам человеку, или докопаться до причин такого их поведения, то лучшее, что вы можете сделать — отстраниться от него, чтобы избежать потока все новых и новых грубостей и оскорблений со стороны этого человека.
Так что просто развернитесь и уйдите — даже если такой человек утверждает, что еще не все вам сказал!
Если вам нагрубил незнакомец, то вам и вовсе нечего терять, так как вы, скорее всего, никогда не повстречаете его снова. Так к чему выслушивать все это?
Ну а если вы столкнулись с грубостью со стороны друга или коллеги, то, поступив так, вы явно и недвусмысленно покажете ему, что грубить вам просто бессмысленно, и он этим ничего не добьется. Возможно, это подведет их у мысли, что в следующий раз им стоит вести себя адекватнее.
В любом случае вы оставляете последнее слово за собой.
5. Помните о культурных различиях.
Во многих случаях не стоит автоматически предполагать, что человек, поведение которого вы воспринимаете в качестве недопустимого, разделяет ваши культурные нормы и традиции.
Когда вы поймете и осознаете, что раздражающее вас поведение для тот или иного человека для него абсолютно естественно, и он не видит в нем ничего дурного, вам будет намного проще его терпеть.
Кстати, стоит помнить и о том, что вы, сами того не понимая, можете непроизвольно раздражать людей других культур абсолютно естественным для вас поведением.
6. Боритесь с грубостью с помощью доброты.
Хотя этот подход и может показаться вам странным, один из лучших способов разрядить напряженную обстановку, общаясь с грубящим вам человеком, является проявление доброты и доброжелательности. Это дает ему возможность успокоиться, перестать воспринимать вас, как угрозу, и обдумать свое поведение. Конечно, он вовсе не обязательно воспользуется этим шансом, но все возможно…
7. Перестаньте раскручивать спираль грубости.
Не позволяйте раздражительному, грубому поведению или словам других людей испортить вам день и заставить вас продолжить этот порочный цикл, срываясь на других, в общем-то ни в чем не повинных людей.
Остановитесь на секундочку, сделайте глубокий вдох, и постарайтесь вспомнить о том, что проблемы другого человека, из-за которых он вам нахамил — это его проблемы, а не ваша ответственность, улыбнитесь, и идите дальше с высоко поднятой головой. Возможно, этот ваш поступок окажется способен хотя бы немного затормозить раскрутку спирали грубости и сделать этот мир чуть светлее!
Ошеломленнные обстоятельствами
Люди лучше, чем вы о них думаете. Да-да, правда в том, что большая часть человечества состоит из вполне приличных людей, которые лишь иногда оказываются настолько ошеломленными обстоятельствами, что вербально срываются на окружающих, и отыгрываются за свое раздражение на ни в чем не виновных людях.
К счастью, мы очень редко встречаем людей, которые грубят окружающим просто потому, что им это нравится. Нет, они, конечно же, существуют, но определенно не являются нормой, и даже поведение этих люди, скорее всего, вызвано какими-то страданиями или травмой в прошлом, а то и в настоящем.
Для общения с грубыми и негативными людьми требуется просто огромное количество эмпатии и терпения. Иногда даже может показаться, что ответственность за то, чтобы изменить эту ситуацию к лучшему, и не дать ей ухудшиться, лежит на вас, а вовсе не на грубияне.
Но представьте, какова альтернатива этому: если вы ответите грубостью на грубость, вы дадите этому человеку настоящий, реальный и осязаемый повод сделать то же самое с будущем и с вами. И тогда спираль грубости действительно станет бесконечной и ее невозможно будет остановить…
Будьте добрее… будьте человеком.
Как реагировать на оскорбления? Как ответить хаму? Как реагировать на грубость?
freewoman.club
Как отвечать на грубость умно, достойно и красиво
Содержание статьи
Любому из нас приходится иногда сталкиваться с человеческой грубостью и выслушивать в свой адрес обидные слова и выражения. У кого-то напряженная обстановка царит дома, а кому-то сильно не повезло с работой, где преобладает скандальная атмосфера, готовая в любой момент взорваться потоком брани и оскорблений. Так как отвечать на грубость и хамство?
Зачем нужно отвечать на грубость, а не молчать?
Психологи установили, что каждая агрессивная выходка со стороны порождает в нормальном человеке аутоагрессию, со временем выливающуюся в депрессивное настроение, снижение работоспособности, заниженную самооценку и т.п. Такая реакция организма не несет с собой ничего хорошего, а, следовательно, нужно учиться эффективной защите от проявлений чужеродной агрессии и правильной реакции на нее.
Причины грубого поведения
Одной из наиболее частых причин грубых нападок на человека является его недостаточно развитая психологическая сила. Такие люди гораздо чаще становятся жертвами хамства, чем сильные и уверенные в себе индивидуумы. Хамы и грубияны отличаются довольно хорошо развитым чутьем и никогда не станут связываться с тем, кто сможет дать им достойный ответ.
Если же перед ними человек из другой категории, то почему бы не позабавить себя и не сказать ему что-нибудь грубое. Чаще всего в число обиженных попадают следующие типы людей:
- высококультурные и воспитанные в старых традициях;
- обладающие заниженной самооценкой;
- старающиеся избегать конфликтных ситуаций;
- с высоким чувством вины;
- опасающиеся задеть и обидеть других людей.
В данной ситуации реакция на грубость может быть разной, но предварительно следует поработать над собственной самооценкой и уверенностью, чтобы не быть постоянной жертвой плохо воспитанных граждан. Обретение внутренней силы навсегда избавит от сторонней агрессии, ведь сильный человек не может быть объектом для нападок.
Как отвечать на грубость достойно и красиво — 10 методов
Метод «Спокойствие»
При столкновении с потенциальными обидчиками никогда не следует демонстрировать им свою растерянность. Выражайте мысли четко и твердо, и не произносите никаких слов в свое оправдание и защиту. Интонация голоса должна быть максимально спокойной и расслабленной, так как именно она быстрее всего выбьет хама из колеи. Своими нападками он хочет вывести свою жертву из себя, чтобы получить подзарядку порцией негативной энергии. Не нужно доставлять грубияну такой радости.
Например, на гневные слова раздраженной кондукторши об отсутствии у нее сдачи с крупной купюры, нужно спокойно переспросить, чтобы она снова повторила свою речь, а потом вежливо, но настойчиво попросить решить ее эту проблему.
Метод «Психологическое айкидо»
Применение данной защитной методики основывается на использовании отрицательной энергетики грубияна против него самого. Оппоненту необходимо соглашаться с критическими замечаниями в свой адрес, запутывая и доводя до абсурда взаимное общение. Можно даже подхваливать противника за своевременную и полезную критику. Овладение методом требует определенной практики и разрыва существующих поведенческих шаблонов.
В качестве наглядного примера можно привести следующий диалог:
Грубиян: «Куда прешь! У тебя что, глаз нет?! Не видишь, здесь очередь стоит!»
Оппонент: «А у меня и, правда, нет глаз, а вы такой внимательный, сразу это заметили и указали на мой промах».
Грубиян: «Мы же все стоим, а ты чего лезешь вперед?!»
Оппонент: «Ну, да, все стоят, а я лезу, самый умный тут нашелся»… и далее в таком стиле.
Как правило, бывает достаточно двух или трех взаимных перепалок, чтобы психологически дезориентировать противника. К тому же, окружающие люди могут серьезно помочь вам, оценив всю нелепость и комичность ситуации. Хаму придется ретироваться в своих намерениях, и он едва ли станет еще продолжать.
Метод «Юмор»
Намереваясь произнести что-нибудь плохое, человек напрягается и старается набрать воздуха в дыхательные пути. Если в это время попробовать его рассмешить, он расслабится, и первый порыв гнева пройдет. Можно также улыбаться и отпускать комплименты оппоненту.
Например, секретарь, войдя в кабинет директора, случайно спотыкается и падает, опрокидывая чашки с подноса. Глядя на гневное лицо шефа, женщина говорит ему, что он просто сногсшибателен, намекая на причину падения. Подобная шутка вызывает смех у присутствующих и улыбку директора, вместо ожидаемого разноса.
Метод «Констатация»
В некоторых ситуациях можно усмирить хама, просто назвав его прилюдно тем, кем он является на самом деле. В частности, можно прямо сказать: «Вы — грубиян», а можно сориентироваться по ситуации и подключить собственное воображение и фантазию.
Например, на грубость, адресованную в ответ на вашу забывчивость, можно посетовать, что, к сожалению, таблеток от хамства еще не изобрели.
Метод «Чихание»
Является эффективной ответной реакцией в том случае, когда хамский монолог грозит затянуться надолго. Если ваш оппонент все больше распаляется и никак не может остановиться, необходимо ему в этом помочь. До поры, до времени слушайте молча, пока хам не возомнит себя полным хозяином положения. Потом нарочито громко чихните, и в мгновение затишья, скажите, что у вас аллергическая реакция на разную чушь. Далее вежливо попросите оппонента продолжать свою речь.
В ответ на обидные замечания можно использовать еще такие фразы:
«Это все?»
«Ну, и что?»
«Вы, случайно, не оговорились?»
«Поверьте, хамство вам совершенно не к лицу»
«Зачем вы стремитесь выглядеть хуже, чем на самом деле»
«У меня нет времени разбираться в ваших комплексах» и т.п.
Другой причиной хамства являются люди, которые без него просто не могут жить. Они сознательно выбрали подобный стиль общения с окружающими и чувствуют себя при этом вполне комфортно. В ответ на такие модели поведения эффективны будут следующие методики.
Метод «Настойчивая вежливость и безграничное терпение»
Основным правилом при общении с хроническим грубияном будет абсолютная вежливость и терпимость. Главное, не сорваться в ответ на хамские выходки и не поддаваться на провокации, становясь лишь ведомым. Надо помнить, что основная цель хама вызвать в сопернике ответную реакцию, тогда как, не получая ее, он теряет подпитку к дальнейшим действиям. Улыбка и внешняя доброжелательность настолько непривычны для него, что могут абсолютно выбить из колеи.
Подобный сценарий для человека, привыкшего к грубому обхождению, совершенно нетипичен, так что у вежливого оппонента есть возможность взять ситуацию в свои руки. Если у противника имеется серьезная зацикленность на негативе, можно попробовать также общаться вежливо, но произносить слова более громко, чем обычно. Такая нестандартная выходка может заставить его примолкнуть.
Проиллюстрировать поведение сторон можно на следующем примере:
Продавщица: «Женщина, долго вы еще будете здесь все рассматривать?! Покупаете или нет?»
Покупатель: «Будьте добры, покажите еще вон ту кофточку».
Продавщица: «Сколько можно! Я что здесь, девочка на побегушках?!»
Покупатель (вежливо, но гораздо громче): «Будьте добры, покажите вон ту кофточку».
Метод «Занудливость»
Придется кстати для людей работающих администраторами в различных интернет-проектах. Не секрет, что некоторые пользователи хронически пренебрегают установленными правилами, а потом обрушивают всю свою неадекватность на администраторов. Когда разумных доводов у человека нет, начинается откровенное хамство.
Конечно, можно просто забанить строптивого пользователя, а можно сделать «сухое» замечание казенным языком. Вскоре интерес у воинственно настроенного противника остынет, и он прекратит выпускать пар. На практике такое общение может выглядеть следующим образом:
Участник форума: «По какой причине я получил бан?! Это что за самоуправство! Творите, что в голову взбредет!»
Администратор форума: «Вы нарушили правило №2 внутреннего регламента, от такого-то числа. Согласно пункту 3-му этого правила, вам полагается бан на три ближайших недели».
Участник форума: «Не было у меня никаких нарушений, это все ваши выдумки. Мои фотки самые классные, а вы ничего в это не смыслите!»
Администратор форума: «За оскорбительные высказывания в адрес администрации срок бана будет продлен еще на 10 дней».
Метод «Шокирование»
Для разрыва стереотипного поведения хама можно попробовать разорвать его привычный шаблон, путем шокирования. Для этого, в ответ на грубое замечание нужно отвечать что-то, совершенно не относящееся к делу, сбивая, тем самым противника с толка. Например, на грубость продавца, можно поинтересоваться с каким счетом закончился вчерашний футбольный матч.
Кроме вышеописанных методов для достойного ответа грубиянам можно заготовить следующие фразы:
«Жаль, но вы далеко не оригинальны»
«Ну, вот, а все так хорошо начиналось»
«Что-то мне расхотелось продолжать наше дальнейшее общение»
«Жаль, что не услышал от вас ничего оригинального»
«Не слишком остроумно, но есть к чему стремиться»
«Оценил глубину ваших мыслительных способностей» и т.п.
Еще одной причиной хамства является страх обидчика перед оппонентом. В этой ситуации он стремится напасть первым, маскируя свою неуверенность, трусость и зависть перед более успешными людьми. Хамство, в данном случае, служит лишь своеобразной маскировкой и прикрытием.
Метод «Забота о ежике»
Мысленно представьте ежика, который имеет колючие иглы, но, в то же время, является всего лишь маленьким, испуганным зверьком. Проведите ассоциацию со своим обидчиком, принимая по отношению к нему снисходительную и покровительственную позицию. Кроме того, в данной ситуации хорошо подойдут вышеописанные способы «Спокойствие» и «Психологическое айкидо». Из дополнительных фраз можно взять на вооружение следующие:
«У вас все еще обязательно получится»
«Что еще у вас на душе?»
«Вам хочется меня обидеть? А зачем?»
«Хамство никому ни к лицу, а уж вам и подавно»
«Благодарю за пристальное внимание к моей персоне» и т.п.
Метод «Игнорирование»
Данный способ психологической защиты является универсальным для всех причин внешней агрессии. Иногда молчание, действительно, золото. Особенно, это касается тех ситуаций, когда вам нет никакой нужды общаться с обидчиком, или вы чувствуете, что эмоционально не готовы к схватке с ним, а также в тех случаях, когда перед вами находится явно психически нездоровый человек.
Игнорирование очень эффективно помогает против любого вида хамства, если осуществлять его правильно. В частности, не нужно проявлять никаких эмоций, чтобы обидчик вдруг не подумал, что вы молча проглатываете обиду, и он будет распаляться все больше и больше. Все должно выглядеть таким образом, будто бы перед вами пустое место, а вам — такому успешному и удачливому человеку, совершенно некогда обращать внимание на всякие досадные помехи и мелочи.
Скачайте и распечатайте данный файл ниже, чтобы помнить про эти 10 методов, как реагировать на грубость.
Вложения
Файл | Размер файла | Кол-во скачиваний |
---|---|---|
10 методов как реагировать на грубость | 757 KB | 1525 |
pikacho.ru
советы психологов и правила поведения
В прекрасный летний день мы с подругой решили выбраться на пляж. Погода замечательная, настроение отличное, автобус с кондиционером. И тут какой-то пассажир, проходя мимо нас, бросает грубую фразу о том, что стоять на проходе вовсе не обязательно, загородили, дескать, проход пигалицы. Лёгкий шок сменился испорченным настроением. Слава Богу, это быстро прошло, но случай заставил призадуматься: как реагировать на грубость и хамство, и при этом не испортить настроение себе любимой?
Транспорт, работа, случайные прохожие могут стать источником грубости или откровенного хамства, которое надолго выбьет вас из колеи. Поэтому мы изучили советы психологов и вот что выяснили.
Почему люди грубят?
Психологи уверены, что при помощи хамства, упрямства, грубости, человек пытается заставить окружающих уважать себя. Так можно значительно поднять статус, показать силу, уверен грубиян. На самом деле, это свидетельство человеческой слабости. У грубияна недостаточно терпения, достоинства, уверенности, чтобы завоевать расположение иными способами.
к оглавлению ↑Если вам грубят и оскорбляют
А стоит ли вообще отвечать на грубость? Представьте ситуацию: в лесу вам встретился пень, который почему то захотелось пнуть. И это делают все, кому не лень (а не лень многим, как призналось большинство людей). Дальнейшее развитие событий зависит от самого пня: если он трухлявый и частично развалится, следующим желанием пинателя будет окончательное уничтожение пня. Он ведь не нужен никому: ни посидишь на нем, ни на дрова не годится. А если пень ещё тверд? Можно ведь и ногу повредить! А теперь представьте, что пень – это вы (простите за нелестное сравнение), а тот, кто пинает его, – обидчик ваш.
Если люди бурно реагируют на колкости и оскорбления, грубияну во что бы то ни стало, хочется этих людей разломать, как трухлявый пень. Если же потерпевший остается спокойным, приставать к нему в следующий раз уже не захочется. Такие реакции особенно ярко можно пронаблюдать у детей. Поэтому если вы не будете реагировать на грубость, как того хочется обидчику, он очень скоро оставит вас в покое.
к оглавлению ↑Иногда реагировать на грубость все-таки нужно
Иногда нас выбивают из колеи бестактные вопросы или утверждения знакомых и незнакомых людей. А почему вы еще не замужем? А сколько вам лет? О, да вы снова поправились? Это самая настоящая грубость, но нередко человек, задающий подобные вопросы, сам того не понимает. Как реагировать на подобные выпады?
Лучшим выходом будет ответ вопросом на вопрос. Вы можете спросить: «Почему вас это интересует?». Или: «Зачем вам знать такие подробности из моей личной жизни?». А то и сказать: «Извините, но я отвечать не хочу». Получается и прямо, и вежливо.
к оглавлению ↑Как реагировать на грубость
Чтобы правильно реагировать на хамство и грубость, психологи рекомендуют овладеть техниками ассертивного поведения. Звучит по-научному непонятно, но на самом деле, освоить эту технику несложно. Вы не позволите эмоциям захватить власть над вами и будете спокойно отвечать на недоброжелательные выпады. Для этого необходимо самой проговаривать вслух те недостатки, в которых вас обвиняют. Это очень эффективно, поскольку не соответствует ожиданиям обидчика, который думал услышать гневную реакцию и уже внутренне готов к маленькому или большому сражению. Но слышит: «Да, я виновата, переложила документы в другое место, а предупредить забыла». После этого повиснет пауза, поскольку обвиняющий вас человек не сразу ответит на это (готовился-то совсем к другим событиям). А если он, когда ступор пройдет, снова продолжит вас обвинять, согласитесь с его мнением, и у него снова не останется козырей – вы с ним согласны, продолжать грубить просто бесполезно. Если же обидчик найдет в себе силы продолжать односторонний спор, выглядеть в глазах коллектива он будет, мягко говоря, непривлекательно. На вас же будут смотреть как на жертву несправедливого обращения, даже если вы действительно виноваты.
к оглавлению ↑Что делать в ответ на хамство посторонних?
Не путайте хамство и критику. Если критика, пусть даже и жесткая, направлена всегда на какой-либо результат, то хамство – это один из видов неоправданной агрессии, которая направлена на конкретного человека или группу людей. Когда вам хамят – это, конечно, неприятно, но научиться реагировать, не теряя при этом чувства собственного достоинства, можно и нужно.
Лучшее, что можно сделать – это проигнорировать хама. Если вы сделаете вид, что не слышали его, и поведете себя так, словно это вас не касается, он потеряет к вам интерес и будет искать другой объект, чтобы направить на него свою агрессию. Ведь хамы ждут ответной реакции. А чем она эмоциональнее, тем активнее вам будут хамить.
загрузка…
Обиду свою показывать не стоит. В конце концов, именно этого и добивался хам. Зачем доставлять ему удовольствие? Скажите, что его слова вам неприятны, но не более того.
Если оставить колкости и оскорбления незамеченными не получается, пожалейте обидчика. Ведь если он так поступает, он неадекватен. Проблемы у него какие-то. Этот человек действительно несчастен. Он недолюблен, недоласкан, недослушан родителями, а может быть, избранниками. Вот и пытается компенсировать всё грубостью, которую считает защитной реакцией. Если вы отнесетесь к нему, словно к убогому, его планы насчет вас резко поменяются. Главное, чтобы ваша реакция не служила оправданием обидчику.
- Загрузить философией или ответить шуткой
Если вам грубят, можно ответить сложной умной фразой. В лоб задайте обидчику какой-то умный вопрос, желательно даже, чтобы он был риторическим. Едва ли грубиян поймет, что именно от него хотят, но остановится он однозначно. Например: «Конфуций говорил, что на добро надо отвечать добром, а на зло – справедливостью. Как вы думаете, прав был великий Конфуций?»
Ответить на хамство тонкой шуткой – это высший пилотаж. Но если шутки в тему на ум не идут, сделайте сочувственно-веселое выражение лица, на котором грубиян прочитает в свой адрес слова «ну ты и дурак!». Или ответьте так: «Хамить изволите, батенька? А зачем? Хотите меня обидеть что ли? И зачем вам это нужно?»
Хамства в нашем мире, к сожалению, столько, что самый лучший способ ответить на него – проявить равнодушие. Если вы будете обходить грубиянов стороной, жить вам будет гораздо легче. Научиться не реагировать на окружающих можно, используя следующую медитацию: «Я – листочек на обочине дороги. Все проходят мимо, никто меня не замечает». Повторяйте эту фразу про себя, если вы стали объектом внимания хама.
- Ответить грубостью на грубость
«Око за око, зуб за зуб»? Мы намеренно поставили этот способ в конце, поскольку он имеет существенный недостаток, хотя так реагировать на грубость – первое, что обычно приходит в голову. Если вы ставите грубияна на место, отвечая ему тем же, вы опускаетесь до его уровня, не сохраняете чувство собственного достоинства. Отвечать грубостью на грубость – короткая дорога к тому, чтобы самому прослыть хамом.
Итак, хамство начинается тогда, когда вы готовы его терпеть. Если вы не собираетесь это делать, вам не будут хамить, независимо от того, слышите ли вы это или нет. Свободные люди хамства не терпят. Если вы слышите унизительные высказывания по отношению к вашему народу или стране, если вас плохо обслужили в кафе, если слышите в свой адрес наглую ложь – не терпите подобного отношения. Это не значит, что вы должны отвечать грубостью на грубость, мы рассмотрели массу иных способов. Ведь вы свободный человек. А терпят только люди с рабским восприятием действительности. Но есть один случай, когда на хамство реагировать не нужно вообще. Это хамство в Интернете.
к оглавлению ↑Как реагировать на грубости в Интернете
Тут мы регулярно сталкиваемся с негативными комментариями, агрессивными выпадами, которые носят характер текстовых сообщений. Многие люди сильно расстраиваются по этому поводу. Было время, когда я сама заходила на форум по 20 раз в день, чтобы проверить, не оставила ли мне новых публичных сообщений моя обидчица, а в перерывах между заходами, прокручивала в голове, что напишу в ответ на очередной её выпад.
На самом деле, огорчаться совершенно нелепо, поскольку эти эмоции направляются в пустоту. Поймите и примите то, что это люди совершенно нездоровые, о чем свидетельствует избыток агрессии, которую они выплескивают в интернет. А как мы относимся к больным людям? Правильно, мы их жалеем.
Поэтому на хамство в Интернете не стоит реагировать. Ведь таким людям нужно именно ваше внимание, они стремятся привлечь его к себе. А когда мы отдаем внимание чему-либо, мы отдаем собственную энергию. Вступая в перебранку с этими людьми, вы даете то, что им необходимо. Своими ответами вы подкрепляете их, поддерживаете агрессивную реакцию. Чтобы они перестали выплескивать агрессию на пользователей Сети, ведите себя с ними так, как принято в отношении маленьких детей, когда те хулиганят. Игнорируйте полностью – это наилучшая тактика. Тем более, это вообще неизвестно кто, и находится он неизвестно где, и лично к вам не имеет ни малейшего отношения. Другое дело, если перебранка в Сети возникла у вас с близким человеком. Тут лучше встретиться с глазу на глаз и обсудить возникшие проблемы.
Есть люди, которые в реальной жизни постоянно подавляют в себе агрессию, но время от времени выплескивают её в Интернет. Причина понятна, ведь Всемирная Сеть – анонимная среда. Но это личные проблемы тех людей, которые не имеют ни малейшего отношения к вам. Поэтому берегите свою энергию, она вам пригодится для более важных дел.
к оглавлению ↑Видео о способах борьбы с хамами
Лена Каспиркевич
3ladies.su
Как реагировать на хамство. Советы психолога. Культура поведения :: SYL.ru
Родители учат своих детей вежливо относиться к другим людям. Ребятам прививаются правила культурного поведения: не хамить старшим, уважительно обращаться с младшими. Но, к сожалению, не все люди следуют таким рекомендациям. Для некоторых хамство — это основной способ доказать другому человеку свою правоту. С такой ситуацией можно встретиться в любом месте: в транспорте, в магазине, на работе. Грубые слова глубоко ранят, и не всегда сразу сообразишь, что ответить обидчику. А настроение на весь день испорчено. Чтобы не происходило подобных ситуаций, следует знать, как реагировать на хамство.
В чем причины?
Хамство — это особое желание поступком, словом оскорбить собеседника или окружающих. При этом оно основано на безответственности и анонимности. Если у хама спросить его должность, место работы, фамилию, тональность его разговора заметно изменится.
Именно благодаря безнаказанности грубость так процветает. Раньше с неприятным обращением человек сталкивался в магазине, на работе, в некоторых общественных местах. Сегодня с ростом числа автомобилей и расширением социальных сетей недостойное поведение встречается все чаще.
Чтобы знать, как реагировать на хамство, следует понять, в чем его причины. Итак, психологи считают, что грубое поведение свойственно следующим категориям людей:
- Лица, не получившие в детстве достаточно любви. В этом случае человек старается, чтобы окружающие его заметили. Ведь он все время испытывает дефицит внимания, любви, общения. Это люди, которых в детстве не хвалили, не уделяли времени для общения с ними. Ведь каждый ребенок нуждается в любви и понимании родителей. Не получая необходимой ласки и тепла обычным, естественным путем, малыш прибегает к грубому, ужасному поведению. И именно в это время родители осуществляют желаемое — реагируют на него, начинают ему потакать. Такой метод в сознании ребенка формируется как единственный способ привлечь к себе внимание. Соответственно, во взрослой жизни человек продолжает его использовать.
- Люди, стремящиеся к самоутверждению. Такая картина наблюдается, если собеседник не может достойно ответить. В этом случае грубиян возвышается в собственных глазах и с еще большей силой продолжает унижать человека. Таким образом, он пытается самоутвердиться. Зачастую такая ситуация складывается, если грубиян – начальник, обладающий даже минимальной властью, либо хам по определенным причинам вызывает у собеседника боязнь.
- Состояние отчаяния, разочарования, усталости. В такой ситуации даже культурный человек может сорваться и нахамить. Конечно, за этим последуют извинения. И вот здесь все зависит от того, какова культура поведения у собеседника. Воспитанный человек примет извинения и конфликт будет улажен. Но если столкновение произошло с хамом, то он уже будет на взводе. Никакие извинения здесь не помогут.
Кроме того, к хамству способно привести неумение четко аргументировать свои доводы. Иногда можно наблюдать следующую картину, когда спорят два человека. Первый приводит конкретные доказательства, подтверждающие его точку зрения. Другой, будучи уверен в своей правоте, аргументировать ее не может, но стремится идти в споре до конца. Зачастую в такой ситуации, не имея веских доводов, он срывается и переходит на хамство. И, как правило, терпит фиаско. При этом в глазах окружающих эта особа демонстрирует, насколько низка у нее культура поведения.
Хамы на дорогах
Любой водитель знает, что на трассе встречаются нормальные и неадекватные участники движения. Ко второй категории относятся те, кто подрезает, перестраивается из одного ряда в другой, требует немедленно пропустить, сигналит без причины, постоянно мигает дальним светом или жаждет разобраться и доказать, иногда даже при помощи кулаков, свою правоту.
Как реагировать на хамство? И на каком языке общаться с дорожным грубияном? К сожалению, универсальной инструкции не существует. Поскольку неадекватные ситуации всегда непредсказуемы. Однако психологи рекомендуют придерживаться определенных правил. Их соблюдение позволит не только свести на нет хамство на дорогах, но и в некоторых ситуациях обезопасить жизнь.
Советы для водителей
Как вести себя в сложных ситуациях? Психологи дают следующие рекомендации:
- Невнимательный водитель. Иногда случается такая ситуация, что загорается зеленый свет, и все машины стоят из-за одного участника движения. Водитель отвлекся либо задумался, и попросту не заметил, как переключился светофор. Люди, которые торопятся, начинают отчаянно сигналить. Это простая ситуация, но она очень раздражает. Если вы оказались в роли «спящего» водителя, то лучшее, что вы можете сделать, это аварийкой сказать спасибо тем, кто вам сигналил. Оказавшись в роли нетерпеливого водителя, постарайтесь «разбудить» помягче. Например, поморгайте дальним светом. Таким образом, борьба с хамством должна начаться именно с вас. Оставайтесь на дороге всегда адекватным.
- Экономьте время. На разбирательство с грубияном тратятся не только нервы, но и драгоценные часы. Два водителя, которые на узкой дороге не уступают друг другу, очень напоминают баранов из детской сказки. Если вам не нравится такое сравнение, уступите путь оппоненту. При этом успокойте себя тем, что, в отличие от него, отлично ездите задним ходом. Кроме того, искренне улыбнитесь хаму, и прекрасное настроение вам будет обеспечено на весь день.
- Неконтролируемая ситуация. Если встречи с неадекватным водителем избежать не удалось, знайте, что общего языка вы с ним не найдете. Поэтому лучше всего тщательно приготовиться. Закройте окна и двери, в автомобиле включите видеорегистратор либо мобильный телефон. Так вы сможете зафиксировать неправомерные действия, совершенные в ваш адрес. Не пытайтесь самостоятельно что-либо объяснять наглому водителю. Очень легко можно сорваться и пустить в ход подручные средства, кулаки. Но впоследствии доказать, что вы действовали в рамках самозащиты, сложно. Лучше всего попытаться привлечь внимание окружающих гудком либо аварийкой. Можно вызвать на помощь полицию или близких.
- Снятие стресса. После встречи с неадекватным водителем всегда остается неприятное чувство в душе. Психологи рекомендуют позвонить родным людям и рассказать о том, что с вами случилось. Попросту пожаловаться. Получив поддержку и понимание близкого человека, вы быстро избавитесь от негатива и сможете спокойно продолжить движение.
- Необходимый отдых. Иногда вы сами можете испытывать раздражение при виде других участников движения. Если все вокруг воспринимаются как гонщики или не умеющие ездить водители, вам необходимо немного передохнуть. В такой ситуации очень важно выполнить следующие советы психолога. Выйдите из автомобиля на свежий воздух. Сделаете 10 приседаний. Если такая разрядка не помогла, то проделайте еще десяток упражнений.
Грубости на работе
К сожалению, сегодня это не редкость. Хамство на работе со стороны начальника встречается очень часто. «Жертва» зачастую старается не обращать внимания на грубые высказывания руководства. Ведь сделать замечание вышестоящему коллеге без негативных последствий для себя не всегда возможно.
Конечно же, нельзя постоянно не обращать внимания на неприятные высказывания. Однако как пресечь хамство начальника? В определенных ситуациях, если поведение руководства либо высказывания выходят за нормы допустимого (рамки, установленные законодательством), такие лица могут быть привлечены к суду.
Но зачастую хамство руководства проявляется в постоянном игнорировании. В общении используются повышенные тона, применяется уничижительная интонация. Иногда подчиненный ощущает пренебрежительное отношение. В таких ситуациях привлечь к юридической ответственности грубияна не удастся. Здесь лучше применить рекомендации психологов.
Хамство или конструктивная критика?
Но прежде чем пользоваться советами психолога, следует внимательно разобраться в ситуации. Некоторые люди, в результате своей эмоциональной тревожности, могут воспринимать критику как хамство. В этом случае они теряют очень ценную и важную информацию о себе.
Как же отличить хамство и оскорбление от конструктивной критики? Ответ очень прост. Хамство направлено на разрушение психологической целостности и мешает дальнейшему развитию. Критика позволяет восстанавливаться личности. Она мотивирует к совершенствованию.
Как вести себя на работе?
Если хамское обращение с подчиненными является стилем руководства, то лучше всего отнестись к нему философски. Ведь это просто тренирует вашу выдержку.
В таких ситуациях вам помогут следующие советы психолога:
- Отвечайте руководству механически: «Все сделаю», «Вы правы».
- Можно честно признаться, что вы теряетесь от крика. Главное, не переходите на ехидный тон. В противном случае начальник подумает, что вы издеваетесь над ним.
- Скажите шефу, что дорожите его мнением. Поэтому хотите понять, за что он злится, и обсудить это в спокойной атмосфере. Такое поведение просто обезоруживает хамов.
Многие люди пытаются противостоять грубиянам. При этом они совершают ошибки, которые в еще большей степени вызывают хамство, грубость начальника в ответ. Рассмотрим их:
- Оправдание. Подобное поведение напоминает ребенка. Кроме того, оправдание — это признание вины. К тому же достаточно униженное. Такая ситуация только раззадорит руководство. Запомните: оправдания совершенно никому не нужны, их не хотят слышать и не ждут.
- Хамство в ответ. Очень легко ввязаться в скандал. В этом случае начальник получит даже больше, чем ожидал. Единственным исключением может быть ехидная ответная реплика острослову.
- Молчание. Его часто воспринимают как пренебрежительное игнорирование. Такое поведение вызывает еще большую агрессию. Обязательно отвечайте. При этом сохраняйте холодный, вежливый тон. Отвечайте немногословно. А затем можете замолчать.
- Перебивание начальства. Обязательно дайте шефу высказаться. И только дождавшись паузы, отвечайте.
Хамство в магазине
Очень часто грубость исходит от некомпетентных чужих людей. Они пытаются таким способом подчеркнуть свою значимость и повысить статус. Совершенно не следует воспринимать их всерьез. А тем более переживать по этому поводу.
Конечно, очень трудно сдержаться, если слышишь публичные оскорбления в магазине. Хамство продавцов ставит в неприятное положение.
Рекомендации психологов
Итак, если вы столкнулись с грубостью в магазине, как реагировать на хамство? Советы психологов позволяют достойно выйти из ситуации:
- Универсальные фразы. Услышав от продавца грубость, необходимо отвечать ему, приводя факты, которые невозможно оспорить. При этом используйте общие фразы: «Люди различны. Они по-разному живут. Их интересует разнообразные вещи. Разные события вызывают различные реакции». Прекрасным примером, иллюстрирующим, как использовать такие фразы, является следующий. Хамство продавца: «Ты чего помидоры тыкаешь грязными пальцами?». Ответ: «Спелость помидоров разные люди проверяют по-разному».
- Обращайтесь к вышестоящим органам. Если продавец начинает нагло вам хамить, это расценивается как посягательство на ваши права. Совершенно бесполезно отвечать ему тем же. Это лишняя трата энергии и сил. Но как защититься от хамства? Лучше уточнить у менеджера, кто является руководителем, и обратиться к нему с жалобой. Нельзя оставлять хамство безнаказанным. Можно потребовать книгу жалоб и описать в ней произошедшую ситуацию.
Еще несколько советов
Простые рекомендации психологов позволят понять, как противостоять хамству в различных ситуациях:
- Старайтесь не позволить грубияну захватить контроль над создавшейся ситуацией. Независимо от того, каким является статус вашего оппонента, вы имеете право требовать уважения к себе. Дайте это понять наглецу.
- Как реагировать на хамство, если грубиян настолько увлечен своей игрой, что полностью теряет контроль? В этом случае поставьте его на место. Постарайтесь умерить пыл этого человека. Не следует накапливать негативные эмоции. В противном случае вы выплеснете их дома на родных и близких. К тому же многие грубияны полностью верят в безнаказанность. Постарайтесь развеять этот миф. Однако не переходите черту допустимого, не теряйте контроль. В противном случае вы опуститесь до уровня невоспитанного человека. Ваше «выступление» не должно носить показательный характер. Не следует размахивать руками или громко кричать.
- Все негативные фразы не принимайте на свой счет. Просто посочувствуйте грубияну. Такой человек недоволен жизнью. Поэтому заслуживает жалости. Особа, опускающаяся до хамства, обладает слабым характером. Следовательно, разве можно воспринимать всерьез ее оскорбления? Полностью проигнорируйте весь тот негатив, который прозвучал в ваш адрес.
- Отвечайте на хамство юмором. Постарайтесь пошутить над попытками человека обидеть либо унизить вас. Можно даже улыбнуться в ответ на наглость. Этим вы дадите понять грубияну, что его замечания вам безразличны. Ваша ехидная улыбка спровоцирует бурю негодования. Просто рассмейтесь в лицо такому человеку. Он поймет, что потерпел поражение, и не вызвал у вас в ответ негативную реакцию. Можете «добить» оппонента такими фразами: «Что-то вас задело?», «Почему вы так разнервничались?». Постарайтесь, чтобы последнее слово осталось за вами.
- Проявите жалость. Грубиян подпитывается энергетикой конфликта. Поэтому вежливый, умный и совершенно адекватный человек, услышав хамство, не будет отвечать тем же. Он проигнорирует подобное обращение. Прекрасный способ подавить негатив — это пожалеть такого человека. Не забывайте, что зачастую такие люди в детстве от родителей не получили должного воспитания и заботы. Они, как правило, неуспешны в жизни. Их не любит противоположный пол. Они заслуживают сострадания. Поэтому ваше нестандартное отношение к ситуации полностью разрушит планы энергетического вампира «подпитаться» переживаниями и нервами.
- Включите свою фантазию. Если грубиян высказывает вам в лицо все, что он думает, постарайтесь представить, будто этот человек находится за стеклом. Вы не слышите того, что он говорит. Данный прием является достаточно забавной тактикой. Ведь вы видите, как грубиян шевелит губами, размахивает руками, но не улавливаете ни единого слова.
- Поговорите с человеком. Иногда складывается такие ситуации, когда проигнорировать, а тем более высмеять грубость невозможно. Это касается общения с близкими, друзьями, знакомыми, коллегами. В таких случаях лучше откровенно поговорить с человеком. Постарайтесь выяснить, что произошло у него сегодня, как его здоровье. Вы поймете, чем спровоцировано подобное поведение. Кроме того, позволите грубияну посмотреть со стороны на себя и переосмыслить недостойное общение.
- Настройтесь на позитив. Хамство — это удел людей, обладающих негативным мировоззрением. Поэтому старайтесь контролировать свои мысли. Не притягивайте к себе неуважительного отношения.
Последняя рекомендация
И самое важное: будьте в себе уверены! Только такая модель поведения дает возможность красиво выходить из любой ситуации, при этом полностью сохранять собственное достоинство и не ощущать себя жертвой.
www.syl.ru
Хамство: почему люди хамят, и как реагировать? | Интересное | Лазарев Сергей Николаевич. Человек будущего
Хамство: почему люди хамят, и как реагировать?
Четверг, 08 Фев. 2018За последние годы хамство стало буквально нормой в современном мире. Нам грубят кондукторы в общественном транспорте, люди в поликлиниках, водители на дорогах, продавцы в магазинах, клиенты на работе, особенно “везучим” даже из дома не надо выходить, можно и там нарваться.
Почему люди хамят? Основных причин три:
1. Недостаток внимания, любви, заботы в детстве. Рос себе такой маленький Вася как сорнячок, не получая в детстве достаточно внимания со стороны родителей, и вырос в отчуждённого и злого мужчину. И его поведение теперь просто попытка выделиться, стать замеченным. Дефицит внимания сподвигает его включаться в словесные перепалки по каждому удобному случаю, хамить, относиться неуважительно к людям вокруг. И в этом взрослом внешне Василии все тот же маленький обиженный Вася, которому до сих пор не хватает маминой любви. Он помнит, что когда он сильно капризничал, то родители уделяли ему порцию своего «драгоценного» времени. И его сознание автоматически запомнило метод манипулирования, как единственный вариант привлечения внимания. Вот и кричит Василий не потому что гад злой, а потому что внимания хочет…
2. Самоутверждение за счет других. Ведь не каждый человек способен дать отпор хаму, и это позволяет ему чувствовать власть по отношению к другим. Хотя, как показывают исследования, хамство больше исходит от людей, наделенных минимальным количеством власти.
3. Плохое настроение, усталость и отчаяние (они чаще всего являются источниками хамского поведения). Банальный фактор, но частая подверженность стрессам, регулярный недосып, напряженные отношения в семье и другие причины могут непроизвольно спровоцировать индивида на хамство в самый неподходящий момент.
Каждый человек по-разному реагирует на хамство, поэтому универсального совета «Как пережить хамство?» — нет. Но как защититься от хамства, не опускаясь до него?
6 рабочих советов:
1. Понимание
Первом порывом в ответ на грубость будет желание тут же нахамить в ответ. Но если абстрагироваться? Появляется что-то даже похожее на сочувствие и жалость.
Чтобы выработалась оптимальная тактика общения с хамом (особенно, когда этот хам постоянный), хорошо бы разобраться в причинах его поведения. Мотивов может быть миллион, но они всегда будут про недостаток самоуважения, про желание самоутвердиться и доказать свою силу. Через столкновение с миром компенсируется внутренняя слабость и завоевывается пространство. Конечно, вы скажете — с какого перепуга я должен понимать хама, вместо того чтобы защищаться от него? Но дело в том, что одно только осознание и понимание во многом защищает нас — помогает не принимать слова грубияна близко к сердцу. Все, что он говорит, не относятся к вам лично и точка.
2. Дистанция или игнорирование
Как только мы начинаем бояться грубости и показывать свой страх, то мы на крючке. Главная цель хама — вовлечь нас в диалог, который он выстроил по своим правилам. Как только мы «включились» — все! Жертва попалась в сети и хам начинает нас вампирить.
Большинство хамов пытаются привлечь к себе внимание именно таким способом, поэтому выход из ситуации – не обращать на него внимание. Это самый простой и легкий метод в борьбе с хамством.
И еще — выстраивайте свои личностные рамки, которые нельзя нарушать. Они будут ощущаться незримо и хамство будет отлетать от вас, как от стеклянного купола.
3. Юмор
Юмор в борьбе с хамами вещь незаменимая! Смех не только продлевает жизнь, но и ставит в тупик любого некультурного человека.
Сломался у вас факс на работе, пришел к вам сисадмин на помощь, а оказалось, что факс просто включен не был И начинается вселенское возмущение — «что нельзя было все проверить заранее? Это ж даже мартышке понятно!».
Улыбаемся и отвечаем — «а я и родилась в год обезьяны, мне простительно» Хамство не получило развития, потому что нет реакции и вовлечения в унизительный диалог.
4. Поставить хама на место
Если поведение хама переходит все границы, то просто необходимо дать ему отпор, иначе в следующий раз будет сложнее бороться с такими ситуациями. Но делайте это достойно, сдержанно и тонко. Нахамить красиво невозможно. Хамство – это всегда агрессия. Будьте выше этого.
5. Фантазия
Если с каким-то хамством вы встречаетесь регулярно и не можете его игнорировать, то эта техника вам поможет. В моменты непосредственного контакта с грубияном представляйте, что он находится за стеклом (в доме). Если это представить, то такие жесты, как размахивание рук, мимика, шевеление губами, выглядят нелепо. Таким способом улучшается настроение, происходит «отключение» от действий хама. Проще говоря, все слова проходят мимо «ушей».
6. Комплимент
Мой любимый способ! Особенно круто работает с женщинами. Начинает кто-то рядом с вами устраивать концерт и показывать весь свой хамский талант, а вы в ответ — комплимент! Бурчит кондуктор в троллейбусе? Просто скажите — «вы, наверное, так устали за день! у вас действительно сложная работа!». Или в магазине возмущается и орет кассир? А вы ей — «Вы такая красивая, когда улыбаетесь! Я часто в вашем магазине бываю! Улыбнитесь «.
7. Поговорить с хамом
Иногда хамство можно встретить и у себя дома. И в этом случае просто поговорите с близким человеком по душам: выясните причины его такого поведения, а также предложить помощь и поддержку. Часто достаточно простой фразы — «Ты просто устал/устала и тебе хочется отдохнуть? Что я могу для тебя сделать?»
И главное — помните, что Вам хамят не потому, что вы плохой, а ровно наоборот!
Евгения Анохина
Источник: https://vk.com/im?msgid=40014&sel=136123828Комментарии
Чтобы размещать комментарии, вам нужно зарегистрироваться
lazarev.org
Как красиво ответить на хамство и грубость
Как неприятны, допустим, дорожные хамы, которые мешают нормальному движению остальных автомобилей. Как выводят из себя интернет-тролли, которые выплескивают негатив на совершенно посторонних людей. А еще хуже, когда хамом является кто-либо из членов семьи.
Что способствует хамству?
Само слово «хам» знакомо человечеству очень давно. Именно так звали грешного сына Ноя, спасшегося от Всемирного потопа. В более поздний период хамами стали звать людей, принадлежащих к низшим социальным слоям – слуг, лакеев. Сегодня хамом может быть и достаточно обеспеченный финансово человек, но несостоятельный духовно и недобрый, в котором нет уважения ни себе, ни к окружающим.
Хамить может представитель общества по различным причинам
- Хамят те, кто в детстве недополучил родительской любви.
- Или же те, кто глубоко несчастен в семейной жизни и таким образом выплескивает эмоции.
- Невежливыми бывают люди, которым для внутреннего спокойствия необходимо кого-то унизить.
- Часто становятся хамами те, кто выдохся, устал, отчаялся. Они могут быть резки, но после сказанных слов обычно стараются попросить прощения.
- Говорят нелицеприятные вещи и те, кто не может в силу обстоятельств аргументировать свою правоту. Проще говоря, берут своего противника в оборот при помощи громкого голоса.
Словом, причин для грубости немало. Как же бороться с хамством, чтобы не скатиться до уровня обидчика, но при этом не чувствовать себя униженным.
Как реагировать на хамство, не опускаясь до него
Перво-наперво постарайтесь понять причину хамства.
Естественно, если вы обижены, то это будет не слишком легким делом. С чего вы должны понимать того, кто сказал вам неприятные слова (подставил по работе, повысил голос и пр.)? Но постарайтесь войти в положение нахамившего ради себя. Подумайте, почему человек вам нахамил? Возможно, у него проблемы в семье, он недавно узнал о какой-то болезни, может, просто завидует всем и вся? Это, конечно, не повод срывать злость на окружающих. Но вы сможете не принимать его слова на свой счет. Если причин не нашли, допустите, что у человека просто случился непростой день.
Не начинайте хамить в ответ.
Конечно, в некоторых ситуациях так и подмывает сказать колкость на замечание прохожего или поставить на место распоясавшегося начальника. Но отвечая грубостью на грубость, вы превращаетесь из достойной дамы в “кондукторшу Любку” либо из адекватного мужчины в “трудовика Сан Саныча”. В итоге перебранки победителей все равно не будет, но нервы вы потреплете изрядно.
Не бойтесь хама.
Реагируйте на его слова спокойно, будто даже не видите его поведения и не слышите гадких слов. Можете представить неприятеля под стеклянным куполом, блокируя таким образом его слова. Иначе говоря, дистанцируйтесь от неприятного человека: покиньте помещение, переключите свое внимание, представьте, что не замечаете грубияна. Ваши волнение, замешательство, слезы только заставят обидчика чувствовать удовлетворение. Иногда хама можно просто проигнорировать, слегка улыбнувшись потоку неприятных слов. Это выведет его из себя. Правда, чтобы сохранить спокойствие с изрядно надоевшим хамоватым экземпляром, нужно тренироваться и тренироваться.
Представьте себе, что вы взрослый, а хам – незрелая личность.
Допустим, если вас обидит 5-летний ребенок, вы же не будете ему грубить и мстить в ответ? Спокойным тоном, достаточно доброжелательно скажите: «Чем я могу помочь вам?». Или: «Я вижу, что вы рассержены, мне очень жаль». Будьте снисходительны, не обижайтесь на хамовитого собеседника ради своего же блага.
Научитесь переключать свое внимание.
Если в теории вы знаете, как отвечать на хамство, но ваш характер слишком мягок для этого, лучше промолчите. А после не мучайте себя весь день, обдумывая, почему к вам были грубы и что “надо было бы” сказать в ответ. Лучше позвоните приятелю, кратко расскажите про ситуацию и отпустите. Или порадуйте себя чем-то, до чего не доходили руки. Не вздумайте выплескивать негатив на домашних или коллег, если вам нагрубили в кафе, магазине или на парковке. Так вы превратитесь в такую же “занозу”, которая третирует близких.
Как ответить на хамство
Не всегда есть возможность сохранять спокойствие, когда, к примеру, продавец в магазине швыряет сдачу в лицо. Или когда руководитель несправедливо указывает на вашу несостоятельность в профессиональном плане, хотя до этого вы были уверены в своей компетенции на 100%. Да, и далеко не каждый способен проглотить обиду. Тогда нужно учиться реагировать на хамство спокойно, деликатно ставя на место невежливого визави.
Как красиво ответить на хамство, чтобы не потерять достоинства?
Если вас несправедливо в чем-то обвиняют (упрекают, подозревают)? при этом обидчик-хам не скупится в выражениях, избегайте фраз вроде «на себя посмотри», «да ты сам такой» и т.п. Лучше задайте хаму вопрос: «На каком основании вы меня уличаете в неблаговидном поступке?» Или: «Почему вы задаете мне такие вопросы?».
Если на вас сорвали злость, но вы еще не успели разобраться, что в сказанном вас особенно обидело, можно спросить: «Ваши слова – это утверждение обо мне?». Или: «Ваши слова – это побуждение к тому, чтобы я начал вести себя иначе?».
Говорите мирным тоном, старайтесь не показывать волнения. Не получая реакции в ответ, агрессору скучно будет продолжать перепалку.
Указание грубому человеку на его поведение – лучший способ, как красиво ответить на хамство. Когда на вас, к примеру, кто-то накричал, скажите: «Что заставило вас сказать мне это?». Этот вопрос отрезвит нападающего, заставит переключиться с вас на собственные мысли.
Если на вас кто-то кричит, не стесняйтесь спокойно сказать: «Зачем вы повышаете голос?». Если в ответ на вежливое обращение вам хамят, не бойтесь спросить: «Почему моя просьба вывела вас из себя?». Или другой пример, когда в свой адрес вы слышите бранные слова. В этом случае не стесняйтесь спросить: «Отчего вы позволяете говорить обо мне в подобном ключе?». То есть будет лучше, если вы собьете хама с толку, задав ему косвенный вопрос, который заставит задуматься. Помните, что сквернословие и крик – пример того, как отвечать на хамство не нужно: они – блажь на душу любому хаму.
Хамство сотрудников организаций
В крайних случаях бороться с хамством можно при помощи кратких и спокойных замечаний или же действий. К примеру, вам нахамил работник медучреждения. Вы вправе обратиться к вышестоящему по должности (например, заведующему поликлиникой), чтобы тот разобрался в ситуации. Не бойтесь обращаться к вышестоящим сотрудникам – это не унижает вас, к тому же сохраняет нервы. Подобные попытки приструнить хама часто приводят к тому, что тот сиюминутно становится милым и учтивым. Правда, подобного рода «месть» пригодна в тех случаях, когда обидчиком выступает незнакомый человек, а не друг или родственник.
Как отвечать на хамство близким
Итак, как отвечать на хамство посторонним понятно. Но ведь порой некрасиво ведут себя и наши родные. Бывает, что муж вымещает злобу на жене, если самого довели на работе. Или сестра срывается на нас, потому что рассорилась с другом. Понятно, что в этих случаях нам будет тяжело проглотить обиду. Да и отвечать агрессией на выпад тоже будет неверно. Как же быть?
- Постарайтесь найти причины, по которым вам нахамил друг, родственник, коллега. Не спешите обижаться, если выслушали в свой адрес критику. Возможно, вы сами спровоцировали человека, который вам нахамил. Проанализируйте свое поведение, не могли ли вы сами обидеть человека?
- Если своей вины вы не нашли, считаете, что вам нахамили просто так, не молчите. Скажите обидчику: «Ты на меня накричал, тем самым обидел меня» либо «Ты меня обвинил, хотя я не могу понять, чем обидел тебя?».
- Спросите, когда успокоитесь, чего нахамивший человек хотел от вас добиться при помощи грубости. К примеру, вопрос может звучать так: «Я хочу разобраться в причинах нашей ссоры, чтобы тебе не пришлось хамить мне в следующий раз. Давай попробуем решить вопрос мирно?».
piter-trening.ru
почему люди хамят, и как реагировать? — 44030
За последние годы хамство стало буквально нормой в современном мире. Нам грубят кондукторы в общественном транспорте, люди в поликлиниках, водители на дорогах, продавцы в магазинах, клиенты на работе, особенно “везучим” даже из дома не надо выходить, можно и там нарваться.
Почему люди хамят? Основных причин три:
1. Недостаток внимания, любви, заботы в детстве. Рос себе такой маленький Вася как сорнячок, не получая в детстве достаточно внимания со стороны родителей, и вырос в отчуждённого и злого мужчину. И его поведение теперь просто попытка выделиться, стать замеченным. Дефицит внимания сподвигает его включаться в словесные перепалки по каждому удобному случаю, хамить, относиться неуважительно к людям вокруг. И в этом взрослом внешне Василии все тот же маленький обиженный Вася, которому до сих пор не хватает маминой любви. Он помнит, что когда он сильно капризничал, то родители уделяли ему порцию своего «драгоценного» времени. И его сознание автоматически запомнило метод манипулирования, как единственный вариант привлечения внимания. Вот и кричит Василий не потому что гад злой, а потому что внимания хочет…
2. Самоутверждение за счет других. Ведь не каждый человек способен дать отпор хаму, и это позволяет ему чувствовать власть по отношению к другим. Хотя, как показывают исследования, хамство больше исходит от людей, наделенных минимальным количеством власти.
3. Плохое настроение, усталость и отчаяние (они чаще всего являются источниками хамского поведения). Банальный фактор, но частая подверженность стрессам, регулярный недосып, напряженные отношения в семье и другие причины могут непроизвольно спровоцировать индивида на хамство в самый неподходящий момент.
Каждый человек по-разному реагирует на хамство, поэтому универсального совета «Как пережить хамство?» — нет. Но как защититься от хамства, не опускаясь до него?
7 рабочих советов:
1. Понимание
Первым порывом в ответ на грубость будет желание тут же нахамить в ответ. Но если абстрагироваться? Появляется что-то даже похожее на сочувствие и жалость.
Чтобы выработалась оптимальная тактика общения с хамом (особенно, когда этот хам постоянный), хорошо бы разобраться в причинах его поведения. Мотивов может быть миллион, но они всегда будут про недостаток самоуважения, про желание самоутвердиться и доказать свою силу. Через столкновение с миром компенсируется внутренняя слабость и завоевывается пространство. Конечно, вы скажете — с какого перепуга я должен понимать хама, вместо того чтобы защищаться от него? Но дело в том, что одно только осознание и понимание во многом защищает нас — помогает не принимать слова грубияна близко к сердцу. Все, что он говорит, не относятся к вам лично и точка.
2. Дистанция или игнорирование
Как только мы начинаем бояться грубости и показывать свой страх, то мы на крючке. Главная цель хама — вовлечь нас в диалог, который он выстроил по своим правилам. Как только мы «включились», все — жертва попалась в сети, и хам начинает нас вампирить.
Большинство хамов пытаются привлечь к себе внимание именно таким способом, поэтому выход из ситуации – не обращать на него внимание. Это самый простой и легкий метод в борьбе с хамством.
И еще — выстраивайте свои личностные рамки, которые нельзя нарушать. Они будут ощущаться незримо и хамство будет отлетать от вас, как от стеклянного купола.
3. Юмор
Юмор в борьбе с хамами вещь незаменимая! Смех не только продлевает жизнь, но и ставит в тупик любого некультурного человека.
Сломался у вас факс на работе, пришел к вам сисадмин на помощь, а оказалось, что факс просто включен не был. И начинается вселенское возмущение: «Что нельзя было все проверить заранее? Это ж даже мартышке понятно!».
Улыбаемся и отвечаем: «А я и родилась в год обезьяны, мне простительно». Хамство не получило развития, потому что нет реакции и вовлечения в унизительный диалог.
4. Поставить хама на место
Если поведение хама переходит все границы, то просто необходимо дать ему отпор, иначе в следующий раз будет сложнее бороться с такими ситуациями. Но делайте это достойно, сдержанно и тонко. Нахамить красиво невозможно. Хамство – это всегда агрессия. Будьте выше этого.
5. Фантазия
Если с каким-то хамством вы встречаетесь регулярно и не можете его игнорировать, то эта техника вам поможет. В моменты непосредственного контакта с грубияном представляйте, что он находится за стеклом (в доме). Если это представить, то такие жесты, как размахивание рук, мимика, шевеление губами, выглядят нелепо. Таким способом улучшается настроение, происходит «отключение» от действий хама. Проще говоря, все слова проходят мимо «ушей».
6. Комплимент
Мой любимый способ! Особенно круто работает с женщинами. Начинает кто-то рядом с вами устраивать концерт и показывать весь свой хамский талант, а вы в ответ — комплимент! Бурчит кондуктор в троллейбусе? Просто скажите: «Вы, наверное, так устали за день! У вас действительно сложная работа!». Или в магазине возмущается и орет кассир? А вы ей: «Вы такая красивая, когда улыбаетесь! Я часто в вашем магазине бываю! Улыбнитесь».
7. Поговорить с хамом
Иногда хамство можно встретить и у себя дома. И в этом случае просто поговорите с близким человеком по душам: выясните причины его такого поведения, а также предложить помощь и поддержку. Часто достаточно простой фразы: «Ты просто устал/устала и тебе хочется отдохнуть? Что я могу для тебя сделать?»
И главное — помните, что вам хамят не потому, что вы плохой, а ровно наоборот!
Евгения Анохина
44030.kz