Метод мозгового штурма 📝 применяем на экзамене
- Суть
- Эффективность
Очевидно, что дать правильный и исчерпывающий ответ на экзамене крайне сложно. Если бы это было не так, то все студенты были бы круглыми отличниками. Память может подвести, даже если знания имелись. Хуже, когда их нет совсем. Но даже в такой ситуации приходится отвечать на билет, и лучше придумать хоть какой-то ответ, чем признаться в полном незнании. При принятии сложных решений в корпоративной среде используется способ «мозгового штурма», который может быть полезен и на экзамене. Его ценность и способ применения в подобных ситуациях описаны в этой статье.
Мозговой штурм традиционно применяется группами сотрудников и состоит в оперативном вынесении множества вариантов ответов на проблемный вопрос. Каждый участник процесса получает возможность сформулировать свой ответ, который на первом этапе не обсуждается. Всякая критика запрещена – допускаются любые, даже самые абсурдные и фантастические предложения.
Когда все идеи высказаны и записаны, участники мозгового штурма переходят ко второму этапу принятия решений – анализу и обсуждению. Варианты ответа на проблемный вопрос сравниваются, из них выбираются лучшие, из которых в свою очередь находится оптимальный.
Не нашли что искали ?
Просто напишите и мы поможем
Нужна помощь
Во время экзамена
Разумеется, ни о какой коллегиальной составляющей во время поиска ответа на экзаменационный вопрос говорить нельзя. Студент остается наедине со своими мыслями, и идеи ему приходится генерировать самостоятельно. Это, однако, не исключает возможности мозгового штурма.
Работает все точно так же, как и в группе, с той лишь разницей, что студент ищет варианты ответов сам, фиксирует их, а затем выбирает оптимальный или комбинирует их таким образом, чтобы получить наиболее развернутый и полный ответ.
Как все сделать правильно
Прежде всего, чтобы не загнать себя в тупик, нужно избегать следующих ошибок:
- Неясная постановка вопроса. Нельзя отвечать на вопрос «чтобы такое придумать?», уж лучше искать ответ на вопрос «что я знаю о…. холодном ядерном синтезе?», к примеру;
- Одновременное решение нескольких вопросов. Важно в одночасье думать только над одним, остальные подождут своей очереди;
- Нельзя отметать на первый взгляд несостоятельные идеи. Их тоже надо фиксировать, и только на втором этапе сравнивать с прочими.
Сложно разобраться самому?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Перевод с ин. языка
Статья
Магистерская диссертация
Следует учитывать, что мозговой штурм, используемый на экзамене, рассчитан, прежде всего, на стимулирование нашей памяти. Если мы что-то учили, и вот сейчас не можем вспомнить, то смена темпа и способа принятия решения позволяет задействовать оперативную память, вычленив из ее долговременной составляющей те сведения, которые подходят в данный момент.
В остальных же случаях, когда ответ не связан со знанием предмета, а предполагает применение творческого подхода (выбор лейтмотива для сочинения, разработка управленческой стратегии, бизнес-плана и пр. ) мозговой штурм хорош тем, что позволяет определить не просто лучшие варианты, а наиболее оригинальные, интересные, нестандартные. А это часто тоже оценивается, например, на всякого рода олимпиадах, где ставятся неординарные задачи.
Для того, чтобы пользоваться этим методом с наибольшей эффективностью, стоит попрактиковаться в нем заранее (индивидуально и в группе). Это поможет получить опыт и представление о том, как принять правильное решение. Даже если точный ответ на вопрос неизвестен, из тех крупиц знаний, которые удалось выудить из памяти, можно сформировать связный и вполне удовлетворительный вариант.
Что такое мозговой штурм и как он помогает найти гениальные решения
Когда не получается найти решение проблемы, попробуйте применить мозговой штурм. Разбираемся, что это за метод, чем эффективен и как им пользоваться. Подробно опишем основные техники брейнсторминга. Перечислим правила, которых следует придерживаться для получения результата, и расскажем об основных ошибках.
- Что такое мозговой штурм
- Преимущества и недостатки мозгового штурма
- Развитие творческого потенциала
- Синергия от совместной работы
- Повышение сплоченности коллектива
- Возможность проявить себя
- Когнитивные помехи
- Социальная лень
- Правила эффективного брейнсторминга
- Подготовка
- Достаточное количество участников
- Выбор ведущего
- Знакомство участников org/ListItem»> Уточнение задачи
- Время на размышления
- Записи
- Отсутствие критики
- Максимум идей
- Этапы мозгового штурма
- Подготовка и постановка темы
- Разминка org/ListItem»> Генерация идей
- Систематизация
- Отбор и оценка
- Действия
- Техники брейнсторминга
- Процедура Шаретт
- Обратный мозговой штурм
- Мини-штурм org/ListItem»> Техника рыбьей кости
- Техника Post-Up
- Техника NUF
- Частые ошибки метода мозгового штурма
- Отсутствие конкретной темы
- Отклонения от темы
- Неподходящий ведущий
- Некомфортные условия org/ListItem»> Большое количество участников
- Наличие критики
- Порядок выступлений
- Паузы
- Однотипность членов команды
- Неверный настрой
- Заключение
Что такое мозговой штурм
Мозговой штурм — это метод решения задачи, при котором один или несколько участников генерируют максимальное количество идей, от простейших до абсурдных. Затем идет отбор лучших из них, доработка и реализация.
Основоположником метода брейнсторминга является Алекс Осборн. Он был совладельцем рекламного агентства BBDO и пытался повысить уровень креативности сотрудников. В 1940-х Осборн представил метод, с помощью которого можно расширить границы привычного мышления и создать оригинальную идею.
Иногда мозговым штурмом занимаются в одиночку, но, как правило, это происходит в группе. Сначала участники предлагают идеи, потом комиссия выносит оценки.
Хотя данный метод не лишен недостатков, его применение дает хорошие результаты при соблюдении правил. Можно выделить следующие плюсы.
Развитие творческого потенциала
В ходе брейнсторминга для креативности отсутствуют рамки, можно отпустить фантазию на волю и не бояться критики. В результате рождаются необычные, иногда прорывные идеи.
Синергия от совместной работы
Каждый участник смотрит на ситуацию с позиции своего опыта и компетенций. Разные взгляды на задачу позволяют решить ее наиболее эффективно, с учетом всех нюансов, на которые отдельный человек не обратит внимание.
Повышение сплоченности коллектива
Если добиться доброжелательной атмосферы во время мозгового штурма, все участники будут вовлечены в процесс, ощутят свою значимость для общего дела. Когда один сотрудник обозначает идею, а другие развивают ее, это улучшает взаимопонимание между ними.
Сплочение коллектива — один из бонусов мозгового штурмаВозможность проявить себя
Во время мозгового штурма каждый имеет право высказаться по теме, не опасаясь критики. Возможно, скромный тихоня вынашивает гениальную идею, которая выведет компанию на новый уровень. Но даже если никто не предложит ничего экстраординарного, брейнсторминг поможет зажатым сотрудникам стать увереннее в себе.
Переходим к минусам.
Отсутствие управления мышлением
Зачастую наблюдается ситуация, когда участники постепенно развивают хорошую идею, способную стать решением проблемы. Но тут кто-нибудь озвучивает новое предложение и сбивает общий ход мысли. Нет никаких инструментов, чтобы придерживаться определенной траектории.
Психологические блоки
В группах для брейнсторминга люди нередко малознакомы или не поддерживают общение. Свободно высказываться в таких условиях довольно сложно. Присутствует недоверие, боязнь критики после штурма, опасение, что остальные не поймут идею и сочтут автора чудаком.
На успех мозгового штурма влияют отношения внутри командыКогнитивные помехи
При работе в группе участникам приходится одновременно концентрироваться на идее говорящего в данный момент, обдумывать свои мысли и стараться не забыть уже высказанные предложения. Естественно, что эффективность страдает.
Социальная лень
Научное название этого явления — эффект Рингельмана. Заключается он в том, что при росте численности группы личная производительность ее членов падает. Размывается чувство ответственности, проявляется ревность, зависть, стеснение и так далее. Но с этим можно бороться, если соблюдать определенные условия — о них речь ниже.
Бесплатная CRM для маркетинга и продаж
Принимайте заказы, контролируйте ход сделок с покупателями, собирайте базу контактов и запускайте маркетинговые кампании с помощью одного инструмента.
Попробовать бесплатно
Правила эффективного брейнсторминга
Чтобы мозговой штурм принес результаты, требуется выполнять ряд правил.
Подготовка
Предупредите участников за два-три дня, чтобы у них была возможность обдумать задачу и прийти с минимальным набором идей. Подготовьте помещение и все необходимое для брейнсторминга, создайте комфортные условия.
Достаточное количество участников
В идеале пять-семь человек с неодинаковыми профессиями либо универсалов, способных смотреть на вопрос под разными углами. Например, на собрание инженеров можно пригласить дизайнера и маркетолога, чтобы привнести свежие идеи. Больше десяти участников одновременно — перебор.
Выбор ведущего
Необходимо следить, чтобы обсуждение не уходило в посторонние темы и соблюдались правила, а также фиксировать все идеи. Иногда для этого приглашают специалистов со стороны, которые не имеют внутреннего интереса и предубеждений. Чаще функции ведущего выполняет сотрудник компании, в таком случае обучите его заранее.
Знакомство участников
Если не все знакомы, представьте людей друг другу.
Все участники брейнсторминга должны быть знакомыУточнение задачи
Подробно опишите задачу, которую необходимо решить, зафиксируйте ее письменно. Убедитесь, что все правильно понимают цель, ради которой вы собрались.
Время на размышления
Определите продолжительность мозгового штурма — от часа до двух-трех, больше не нужно, иначе все устанут, и продуктивность упадет. Дайте присутствующим собраться с мыслями в самом начале и не торопите при обдумывании идей.
Записи
Фиксируйте все предложения на доске или офисном мольберте. Хорошо, если кроме ведущего каждый будет делать записи у себя. В таком случае вы точно ничего не упустите.
Во время мозгового штурма записывайте все идеиОтсутствие критики
На этапе генерации идей негативные оценки запрещены. Даже если предложение кажется нелепым и бессмысленным, не отметайте его. Порой самые странные идеи превращаются в гениальные решения. Мозговой штурм про выход за рамки привычного, помните об этом.
Максимум идей
Пусть участники не стесняются и озвучивают все мысли по теме, даже сыроватые по их мнению. Остальные подхватят и доведут до ума, если идея стоящая.
Этапы мозгового штурма
Брейнсторминг включает несколько этапов, каждый из которых важно выполнить в полной мере.
Подготовка и постановка темы
Обозначьте тему мозгового штурма, отберите подходящих людей и распределите роли. Убедитесь, что команда четко понимает поставленную задачу. Чтобы получить ответ, нужно задать правильный вопрос. Перефразируйте предмет обсуждения следующим образом: с «Как бы мы могли получать больше качественных лидов?» на «Как мы можем улучшить наш сервис, чтобы выделиться среди конкурентов?». Сообщите правила.
Обеспечьте приятную обстановку: светлое просторное помещение, комфортная температура, удобные стулья, наличие воды, отсутствие духоты и неприятных запахов. Подготовьте все необходимые материалы: доска, маркеры, стикеры и то, что посчитаете нужным добавить.
Проводите брейнсторминг в уютной обстановкеПознакомьте между собой тех участников, которые видят друг друга впервые. Постарайтесь создать в меру неформальную атмосферу, чтобы все расслабились.
Разминка
Этот этап нередко пропускают как несущественный, но разминка помогает настроиться перед основной работой. Используйте игры и упражнения на развитие творческого мышления, попробуйте «взять штурмом» менее масштабную задачу.
Генерация идей
Основной этап — непосредственно мозговой штурм. Пусть каждый участник выложит все идеи, который уже появились в голове. Обычно это то, что лежит на поверхности, и избавившись от банальностей, можно приступать к настоящему креативу. К тому же не зря говорят: все гениальное просто. Вдруг вы найдете решение проблемы в очевидной мысли?
Если простые идеи не устроили, переходите к более творческим. Посмотрите на проблему с совершенно неожиданного угла. Представьте, что вы переместились во времени или оказались в другой стране — как вы справитесь в этом случае? Что бы вы сделали, имея неограниченный бюджет? Как будете действовать, если какой-то закон физики перестанет работать?
Если возникли проблемы с вдохновением, попробуйте поискать его в статье «Как создавать креативную рекламу. Приемы, примеры, советы опытных креативщиков».
Систематизация
Скорее всего, вы получите много идей, удачных и не очень. Чтобы удобнее ориентироваться в этой массе и комбинировать разные предложения, сначала разбейте их на группы. Например, при поиске дизайнерского решения для сайта можно выделять задумки, подходящие под различные стили. Для замыслов, которые не вписываются ни в одну из категорий, сделайте колонку «Разное».
Систематизируйте идеи, полученные в ходе мозгового штурмаОтбор и оценка
Как правило, для оценки формируется отдельная группа людей. Они решают, что из предложенного можно доработать и реализовать. Комиссия проводит анализ и доводит идею до результата, который всех устраивает.
Действия
Это скорее «после штурменный» этап. Вы отобрали идеи для реализации, теперь нужно решить: какой шаг следующий, кто ответственный, когда приступать и прочие насущные вопросы.
Техники брейнсторминга
В зависимости от ситуации и условий можно использовать разные техники мозгового штурма. Разберем самые известные.
Процедура Шаретт
В правилах мы указывали, что оптимальная численность группы для мозгового штурма — пять-семь человек, больше десяти не рекомендуется. Но если участников 15-25, и нужно учитывать мнение каждого, используйте процедуру Шаретт для эффективной организации труда. Когда планируется обсуждение двух и более тем, эта техника тоже подходит.
Поделите присутствующих на группы, в каждой назначьте ведущего. Если тем несколько, группы выбирают по одной для себя. Установите временной интервал для обсуждения — обычно короткий, минут десять. Можно начинать мозговой штурм.
Когда время вышло, результаты группы номер один получает вторая группа, а ее записи передаются третьей, и так до тех пор, пока круг не замкнется. Когда идею одного автора переосмысливает другой, могут возникнуть неожиданные творческие решения.
После этого каждая группа определяет самые достойные по их мнению идеи. Затем записи передают ведущему, который подводит итоги этапа. Далее начинается совместное обсуждение. На первом плане идеи-фавориты. Если их разбор не принес желаемых результатов, тогда переходят к оставшимся предложениям.
Обратный мозговой штурм
У вас есть задача. Подойдите к ней с противоположной стороны. Задайте команде вопросы: как создать проблему или ухудшить ситуацию? Как добиться эффекта, обратного желаемому? Мозговой штурм на такие темы должен пройти продуктивно, ведь ломать легче, чем строить.
Посмотрите на итоги брейнсторминга. Возможно, решение уже перед вами. По крайней мере, вы получили список пунктов «как делать не надо» и поупражнялись в креативности. Если результаты не устраивают, можно воспринимать это как разминку и переходить к другим техникам.
Мини-штурм
Создает нужный настрой перед «основным броском», но и в процессе мини-штурма возможно найти решение.
Каждый участник получает карточку и записывает максимум идей, которые приходят в голову. Заранее определите время сессии, чтобы процесс не затянулся.
Ведущий собирает карточки и размещает на доске. После анализа и систематизации команда пробует комбинировать идеи.
Затем каждый участник получает еще одну карточку и задание: на основе комбинированной идеи создать новую задумку. Ведущий размещает на доске эти карточки, а старые убирает. Начинается анонимное голосование за лучшие идеи.
После этого участники разделяются на группы по три-четыре человека и обдумывают план SMART-действий. В этой модели «S» означает Specific, «M» — Measurable, «A» — Achievable, «R» — Relevant, «T» — Time bound. То есть действия для реализации цели должны быть:
- Конкретные.
- Измеримые.
- Достижимые.
- Значимые.
- Ограниченные во времени.
Затем идет презентация результатов всей команде и обсуждение. Если требуется выбрать одну идею, проводится итоговое анонимное голосование.
Техника рыбьей кости
Здесь используется диаграмма Исикавы, чаще называемая диаграммой «рыбьей кости». Это инструмент для причинно-следственного анализа, который применяется в самых разных сферах. Впервые был опробован для улучшения качества производственных процессов в автопроме Японии.
Сформулируйте проблему на доске. Участники мозгового штурма выделяют факторы, которые формируют эту проблему: техника, поставщики, новинка конкурентов и так далее. Изобразите их крупными линиями — «костями».
Для каждого названного фактора команда определяет свои подпричины. Они фиксируются на доске в виде тонких линий, отходящих от основных. Таким образом, получается как бы рыбный скелет, отображающий причинно-следственную связь.
Так выглядит диаграмма Исикавы в мозговом штурме. ИсточникТеперь можно детально обсудить все факторы, увидеть слабые места и определиться с решением.
Техника Post-Up
Каждый участник получает стикеры, на каждом из которых можно зафиксировать только одну идею. Авторы поочередно прикрепляют их на доску и зачитывают вслух. Если после прослушивания чужих предложений у кого-то появилась новая идея, нужно тоже поместить ее на доску.
В результате перед вами много идей — мешайте их, объединяйте и получайте нестандартные решения.
Техника NUF
NUF — это техника рационального креатива для проверки идей по трем параметрам. Если предложение содержит элементы новизны, способно решить проблему, применимо на практике с технической точки зрения, тогда проверка пройдена.
Дайте каждой идее оценку по десятибалльной шкале по этим параметрам: новая, полезная и пригодная для использования.
Частые ошибки метода мозгового штурма
Чтобы брейнсторминг не разочаровал вас и остальных участников, не допускайте следующие ошибки.
Отсутствие конкретной темы
Важно, чтобы все присутствующие четко понимали цель, ради которой они собрались. Сформулируйте ее максимально точно.
Отклонения от темы
Если ведущий понимает, что обсуждение уходит не в ту сторону, нужно напомнить тему и озвучить вопросы, которые требуют ответов.
Неподходящий ведущий
Этот человек должен уметь занимать позицию наблюдателя-секретаря и при этом обладать навыками организатора. Выбирайте того, кто будет непредвзят к участникам и их идеям.
Некомфортные условия
Для продуктивного брейнсторминга необходима соответствующая обстановка — в правилах уже говорилось об этом.
Большое количество участников
Чтобы не сработал эффект социальной лени, не собирайте большие группы. Если участников много, используйте процедуру Шаретт.
Наличие критики
Во время мозгового штурма критика запрещена, но она может выражаться неявно, в виде скептической улыбки, смешков и разных жестов. Объясните всем на этапе подготовки, что такие проявления тоже недопустимы.
Порядок выступлений
Если на собрании присутствуют люди разного профессионального масштаба — например, главный дизайнер, другие дизайнеры и стажер, — пусть они высказываются в порядке возрастания статуса. В противном случае может наблюдаться психологический эффект согласия с начальством.
Паузы
В идеале мозговой штурм это непрерывная генерация идей. Но если вы решили устроить масштабное мероприятие на 3 часа, то пара коротких передышек допускается. Больше не рекомендуется.
Однотипность членов команды
Желательно собрать людей с разными взглядами, чтобы получить разное видение ситуации. Участники смогут дополнять идеи друг друга, и шансы найти верное решение возрастут.
Неверный настрой
Если сотрудники полны скептицизма, не в меру консервативны и серьезны, вряд ли получится что-то дельное. Наличие прямых конкурентов среди присутствующих тоже мешает созданию атмосферы творчества. Постарайтесь донести посыл: сейчас все заодно, нужно расслабиться и подумать о том, как помочь общему делу.
Заключение
Мозговой штурм — эффективный метод решения разнообразных задач, как в работе, так и в личных делах. Он не лишен недостатков, но при соблюдении ряда правил вы получите пул крутых идей, которые помогут разобраться с проблемой.
А если вам нужны решения по автоматизации бизнеса и повышению конверсии, воспользуйтесь сервисом SendPulse. В удобном конструкторе создавайте email рассылки, запускайте чат-ботов в Telegram, WhatsApp, Facebook Messenger и ВКонтакте.
В SendPulse можно легко и быстро сделать лендинг, мультиссылку Instagram или интернет-магазин. Для автоматизации продаж и общения с клиентами доступна бесплатная CRM-система. В SendPulse также есть инструменты для настройки пуш-уведомлений в браузере и рассылок по SMS и в мессенджерах. В общем, широкий функционал для продвижения бизнеса, который закрывает много потребностей на одной платформе.
12+ самых популярных примеров мозгового штурма
Взгляните на 12 шаблоны, которые использовались 15 241 раз 🚀
Приоритет идеи
Неужелительственная генерация для идей, отсортированная по воспринимаемой срочности
— Низкий приоритет
— Средний приоритет
— Высокий приоритет
.0009
Добавьте вопросы для общего собрания, а затем проголосуйте за них.
— Стратегия
— Условия труда
— Управление
DOT голосование
Этот метод очень хорош для мозгового штурма, вы можете генерировать множественные идеи и хотите приоритетно и сходящиеся на сходящих согласованное решение.
— Темы | Идеи
4 Комнаты для переодевания
Модель 4 комнат показывает смену тем на протяжении определенного периода времени, когда человек находится в хорошем состоянии, и человек этому рад (удовлетворенность). Однако могут быть темы вокруг продукта/ команды …
— Удовлетворенность (удовлетворение)
— Обновление
— Отказ
— Стушение
Moscow Techniqu метод определения приоритетов, при котором мы разделяем функции, результаты, ожидаемые результаты, задачи или любой тип работы, которым необходимо приоритизировать, в 4 столбца: «Должен быть», «Должен быть», «Может быть» или «Не будет». …
— Должен иметь
— Должен иметь
— может иметь
— не будет иметь
Проблема, корневая причина, решение
Сначала все. затем для каждой проблемы они указывают основную причину, а затем определяют любой возможный подход, чтобы предотвратить повторение этой проблемы.
— Проблема
— Основная причина
— Как предотвратить
Диалог обнаружения и действий (освобождение структур)
См. http://www.liberatingstructures.com/10-discovery-action-dialogue/
— 9000 когда проблема X присутствует?
— Как вы вносите эффективный вклад в решение проблемы X?
— Что мешает вам делать это или совершать эти действия постоянно?
— Знаете ли вы кого-нибудь, кто может часто решать задачу X и преодолевать барьеры? Какое поведение или практика сделали возможным их успех?
— Есть идеи?
— Что нужно сделать, чтобы это произошло? Есть добровольцы?
— Кого еще нужно привлечь?
Learning Canvas
Неотложное обучение — способ Learning Canvas Что, если люди смогут извлечь уроки из своего прошлого опыта? Что, если мы сможем собрать всех людей вместе, чтобы поделиться тем, что они знают и что у них есть внутри о сп. ..
— [прошлое] Проблемы
— [Прошлое] Опыт
— [будущее] Идеи
— [Будущее] Ожидаемые результаты
— [будущее] Попробуйте это!
Мозговой штурм школьной поддержки
Это для мозгового штурма со школьными профессионалами в сообществе практики. Мы проведем это через комнаты обсуждения, а затем поделимся в большей группе.
— Как вы работаете, чтобы поддержать студентов и их семьи во время каникул?
— Как вы поддерживаете себя и своих сотрудников?
— Размышляя о последнем семестре, за что вы благодарны или чем гордитесь?
Структурное напряжение
Основа для решения любой задачи
— Характеристики идеального состояния (если бы она работала, что бы вы увидели?)
— Текущая реальность — Что сейчас работает
— Текущая реальность — Что мешает?
— Возможные действия по усилению того, что работает
— Возможные действия по устранению препятствий Этот формат обсуждения создает демократически согласованную повестку дня для тем, которые действительно относятся к участникам обсуждения. …
— Предложенные темы
Темы для голосования, 3 лучших будут обсуждаться по 15 минут каждая
— Обсуждается
Сейчас обсуждается. Лимит 1 предмет, лимит 15мин.
— Готово
Готово обсуждая
— Действия
Любые полученные действия, которые необходимо выполнить после окончания обсуждения
«Идея Beetle». и предлагает участникам ответить на шесть ключевых вопросов об этом, чтобы проверить его, прежде чем развивать его дальше. Предоставлено: Мастерская палубы PIP; Происхождение: …
— Чем он отличается от того, что уже существует?
— Эмоциональна ли эта идея? как это заставляет вас чувствовать?
— Опишите идею одним предложением?
— Как вы могли бы развить/масштабировать эту идею?
— Зачем людям использовать это снова и снова?
— Конкретна ли идея? Можете ли вы представить это в своей голове?
Полный список смотрите в нашем Ретроспективные шаблоны страницу и выбрать лучший для вашей следующей встречи!
Как проводить мозговой штурм на работе (с примерами) – Zippia
- Что такое мозговой штурм?
- Как провести мозговой штурм
- Как провести мозговой штурм с группой, когда вы все работаете удаленно
- Правила мозгового штурма
- 5 Методы и примеры мозгового штурма
- Преимущества мозгового штурма
- Дополнительные советы 2
4
Показать больше
Если вам нужно придумать яркую подпись для социальных сетей или разработать весь процесс адаптации для компании, мозговой штурм часто является лучшим способом решить проблему или достичь цели.
Ключевые выводы:
Мозговой штурм — это метод решения проблем, при котором идеи для проблемы или цели рассматриваются без суждений до того, как идеи будут отредактированы.
Убедитесь, что участники мозгового штурма выбраны с умом, что проблема ясна, сессия организована, есть запись сессии и опирайтесь на свои идеи.
Во время виртуального мозгового штурма вы можете попробовать собрать всех по телефону, разбить людей на более мелкие группы или создать общий документ для редактирования.
Во время мозгового штурма не забудьте начать с абстракции, чтобы перейти к конкретике, и установите таймер.
5 методов мозгового штурма: составление карты разума, запись с опозданием, совместное мозговое письмо, анализ движущих сил и мозговой штурм по ступенчатой лестнице.
Что такое мозговой штурм?
Мозговой штурм — это процесс, при котором любые идеи о достижении цели или решении проблемы вытекают без осуждения. Делая это, вы позволяете своему уму быть настолько творческим, насколько это возможно, что часто приводит к намного лучшей идее намного быстрее, чем вы могли бы получить в противном случае.
Вторая часть этого процесса заключается в построении и редактировании этих идей, пока вы не найдете решение. Вряд ли вам удастся придумать идеальный план с первой попытки, но если вы продолжите работать с мыслью, она может перерасти в решение, которое вы ищете.
Вы можете пройти весь этот процесс в одиночку, в группе или вдвоем: все зависит от того, чего вы пытаетесь достичь с помощью сеанса мозгового штурма.
Как провести мозговой штурм
Существует множество способов проведения мозгового штурма: в одиночку или в группе, в течение определенного периода времени или в течение недели или двух, лично или удаленно.
Как бы вы это ни делали, есть несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы этот процесс прошел максимально гладко:
Если вы проводите групповой мозговой штурм, выбирайте участников с умом. Вместо того, чтобы просто пригласить всех, кого вы можете придумать, кто может быть связан с проблемой или целью, начните с того, что подумайте о том, какой опыт вам нужен, чтобы найти наиболее эффективное решение.
Как только вы это сделаете, найдите людей на эти роли. Возможно, вам даже придется поспрашивать рекомендации о том, кто будет лучше. Вы можете оказаться с группой людей, с которыми вы раньше не работали, но часто именно здесь рождаются лучшие идеи.
Убедитесь, что проблема устранена. Проводите ли вы мозговой штурм в одиночку или в группе, убедитесь, что все понимают проблему, которую вы пытаетесь решить. Это включает в себя все различные аспекты, которые должно охватывать решение.
Например, если вы выбираете тему вечеринки, вы должны начать с определения бюджета, временных ограничений и требований к месту, прежде чем идеи начнут поступать.
Поддерживайте порядок. Если вы ведете групповой мозговой штурм, вы обязаны следить за тем, чтобы обсуждение было продуктивным. Не бойтесь перенаправить его, если он слишком долго остается на одном направлении мысли или слишком не по теме.
Вы также можете помочь людям, которые менее склонны к высказываниям, найти место для высказывания, гарантируя, что более естественно говорящие люди не будут привлекать к себе внимание на протяжении всей встречи.
Убедитесь, что вы идете на сеанс мозгового штурма с определенной целью и уходите, достигнув этой цели, или, по крайней мере, с конкретным планом того, как двигаться дальше.
Ведите учет. Независимо от того, проводите ли вы мозговой штурм с другими или в одиночку, важно записывать каждую вашу идею, хорошую или плохую.
Вы можете сделать это, просто делая заметки на клочке бумаги, записывая каждую идею на отдельном стикере или попросив кого-нибудь сделать заметки, а затем отправить их группе для последующего редактирования.
В конце концов, ваш сеанс мозгового штурма практически бесполезен, если у вас нет записи ваших идей после того, как вы закончите.
Опирайтесь на свои идеи. Часто лучшие идеи приходят не во время мозгового штурма, а после него.
Вы, вероятно, думали о его корне там, но он может быть не полностью сформирован, пока вы не подвергнете его большему размышлению и повторению. Именно так и должен работать мозговой штурм, так что не бойтесь заканчивать сеанс без идеальной идеи.
Если вы находитесь в конце сеанса и у вас нет решения, продолжайте общаться с остальной частью группы и, возможно, даже запланируйте еще одну встречу, на которой вы сможете вернуться и развить свои основные идеи, пока не найдете решение.
Как провести мозговой штурм в группе, когда вы все работаете удаленно
Большое количество сотрудников все чаще работает удаленно или в дополнительных кампусах. У этого есть свои преимущества, но также есть и недостатки для таких вещей, как сеансы мозгового штурма.
Если вы не можете собраться в конференц-зале, что вы делаете? Вот несколько советов по удаленному мозговому штурму:
Постарайтесь, чтобы все присоединились виртуально. Если у вас есть несколько членов группы, которые могут встретиться лично, может возникнуть заманчивость, чтобы они провели собрание, пригласив всех остальных. Хотя в теории это звучит как отличная идея, она редко проходит так, как ожидалось, поскольку это легко для тех, кто звонит, чтобы остаться неуслышанным или отключиться.
Вместо этого сделайте удаленную конференц-связь для всех. Даже если участники собрания сидят по соседству друг с другом, то, что все они звонят, выравнивает игровое поле и позволяет всем быть в курсе собрания и делиться своими мыслями.
Начните процесс индивидуально или в небольших группах. Поскольку на виртуальном собрании труднее услышать все голоса, попробуйте организовать мозговой штурм в одиночку или в небольших группах.
Разошлите проблему, которую вы пытаетесь решить, и попросите всех прийти подготовленными с несколькими идеями или пусть каждая группа придумает несколько идей, чтобы поделиться ими с остальной командой.
Создайте документ, который каждый сможет редактировать и добавлять. Сделайте запись совещания общедоступным документом, чтобы каждый мог продолжить развивать идеи друг друга даже после завершения совещания. Если вы также откроете его во время мозгового штурма, это может быть еще одним хорошим способом для менее активных членов группы поделиться своими идеями.
Правила мозгового штурма
Хотя не существует единственно правильного способа проведения мозгового штурма, есть несколько общих правил, которые помогут ему пройти более гладко, независимо от того, как вы это сделаете:
Отсутствие идеи — это плохая идея. Это самое важное правило мозгового штурма. Чтобы быть максимально креативным, важно отключить фильтры и позволить идеям течь. Даже если вы сразу поймете, что один из них не сработает, просто запишите его и продолжайте. Вы можете вернуться и пересмотреть его позже.
Если вы проводите групповой мозговой штурм, важно установить эту культуру с самого начала, так как именно так вы получите свои лучшие идеи. Вы даже можете бросить вызов своей команде, чтобы она не использовала ластик и не нажимала клавишу удаления, пока вы генерируете идеи.
Каждую идею можно улучшить или изменить. Легко привязаться к своим собственным идеям, но очень важно держать все свободно во время мозгового штурма. Не бойтесь улучшать свои идеи и не обижайтесь, когда кто-то добавляет или убирает ваши идеи. Так появляются лучшие решения.
Опять же, это еще одно важное ожидание от вас, руководителя собрания, которое нужно установить в начале собрания, чтобы обуздать любые запреты на редактирование чужой работы.
Начните с абстракции, а затем переходите к конкретике. Во время мозгового штурма хорошо начинать широко, но не останавливайтесь на достигнутом. Поощряйте свою команду или дисциплинируйте себя продолжать работу над своими идеями, пока они не станут достаточно конкретными, чтобы быть полезными.
Это означает, что если вы проводите мозговой штурм на тему вечеринки, вы можете начать с таких идей, как «элегантная» или «вечеринка года», но в итоге вы хотите получить более конкретные и действенные идеи, такие как «маскарад». ” и “шоколадный фонтан”.
Оттуда вы можете составить план того, как ваша команда собирается реализовать все это.
Установить таймер. Особенно, если вы работаете в одиночку, установка таймера на то, как долго вы собираетесь проводить мозговой штурм, жизненно важна для того, чтобы вы оставались сосредоточенными и продуктивными.
Цель мозгового штурма — прийти к цели или решению, поэтому если вы позволите себе постоянно думать об этом, это сведет на нет цель.
Если вы проводите мозговой штурм в группе, это также важно, чтобы вы уважали время каждого и удерживали внимание каждого. Делайте перерывы во время встречи, чтобы активизировать творческие способности и дать мозгу отдохнуть.
5 Методы мозгового штурма и примеры
Существует множество методов и теорий мозгового штурма, как для групп, так и для отдельных лиц. Вот несколько самых популярных, которые вы можете попробовать, если вам нужна помощь в вращении колес:
Интеллект-карты. Это один из самых популярных методов мозгового штурма, так как он добавляет в процесс визуальный элемент и позволяет мыслителям увидеть, как одна проблема связана с другой или влияет на нее. Наличие визуального элемента также помогает держать вас и остальную часть вашей команды в курсе, чтобы вы могли найти эффективное решение.
Чтобы начать создание интеллект-карты, напишите свою проблему или цель в центре белой доски или листа бумаги (при желании вы также можете найти программное обеспечение для составления интеллект-карт в Интернете). Например, если вы пытаетесь повысить уровень удовлетворенности клиентов, запишите это. Затем запишите любые проблемы или идеи, связанные с этой главной целью, и нарисуйте линии, соединяющие их с ней.
В этом случае вы можете написать «старая телефонная система», «плохие веб-формы» и «требуется дополнительное обучение для представителей службы поддержки клиентов».
Затем вы снова сделаете то же самое с этими идеями. Например, «плохие веб-формы» могут превратиться в «устаревший веб-сайт», «перегруженный работой отдел графического дизайна» и «несогласованность на веб-сайте».
Это может привести вас к идее нанять веб-разработчика по контракту для обновления и улучшения вашего веб-сайта.
Повторяйте этот процесс для «старой телефонной системы» и «дополнительного обучения представителей службы поддержки клиентов», пока не найдете решения для всех из них.
Написание бланков. Также называемый мозговым письмом, этот метод полезен, если вы хотите услышать идеи от большой группы и избежать феномена группового мышления.
Это когда люди, которые обычно решают проблему совершенно по-разному друг от друга, все захвачены одним и тем же ходом мыслей, когда обсуждают ее в группе.
При использовании метода записи на листочках каждый член группы анонимно записывает свои идеи на карточках.
Затем вы соберете карточки для заметок и либо попросите одного человека прочитать их все вслух, либо перепутаете их и раздадите группе для совместного использования. Затем члены команды могут обсудить их все, критикуя и добавляя по мере необходимости.
Таким образом, люди могут честно делиться своими мнениями и идеями, не опасаясь смущения, так как никто не узнает, кто их придумал.
Совместное мозговое письмо. Это отличное решение для генерирования анонимных идей без созыва собрания. Для этого повесьте большой лист бумаги или плакат в общественном месте офиса (вдали от вашего взгляда) и напишите на нем свой вопрос, проблему или цель.
Сообщите людям, что вы хотите, чтобы они записывали все свои идеи на доске объявлений в течение следующей недели или нескольких дней. Затем, по истечении установленного периода времени, у вас будет коллекция творческих идей с разных точек зрения.
Например, предположим, что вы пытаетесь провести мозговой штурм о чем-то вроде улучшения присутствия вашей организации в социальных сетях. Хотя сотрудники, которые не работают с социальными сетями ежедневно, возможно, не смогут предоставить вам технические ответы на этот вопрос, у них могут быть отличные идеи для контента.
В этом случае вы можете написать: «Какой контент вы хотите видеть в наших социальных сетях?» и посмотреть, что влезет.
Анализ драйверов. За каждой проблемой или вызовом обычно стоит неожиданный драйвер, и ключом к решению этой проблемы или вызова является выяснение того, что это за драйвер. Проведение анализа драйверов или работа с командой, чтобы выяснить, что скрывается за проблемой, — лучший способ сделать это.
Например, если в вашей организации высокая текучесть кадров, и вы пытаетесь выяснить, как ее снизить, это будет отличным упражнением. Вы можете обсудить, как отсутствует процесс адаптации, как новые сотрудники не обязательно знают, к кому обратиться за помощью, и как некоторые аспекты корпоративной культуры могут вызывать выгорание.
Когда вы пытаетесь найти этих водителей, спросите честное мнение вашей команды, а затем продолжайте спрашивать: «Почему?» углубиться и проанализировать, что стоит за сильными и слабыми сторонами компании.
Лестница Мозговой штурм. Это интерактивный метод мозгового штурма для больших групп. Начните с того, что разошлите всем приглашение разработать собственные идеи по решению проблемы за пределами конференц-зала. Тем не менее, держите в комнате двух человек, и пусть они вместе начнут работать над решением.
По прошествии нескольких минут вызовите еще одного человека, чтобы он добавил свои идеи, и продолжайте это до тех пор, пока остальные участники группы не войдут и не поделятся своими идеями.
Это эффективный способ убедиться, что голос каждого человека услышан, и это означает, что вы получите широкий спектр идей для работы.
Преимущества мозгового штурма
Очевидно, что мозговой штурм — это больше, чем просто набор слов на доске. Есть много способов сделать сеанс мозгового штурма эффективным. Если все сделано правильно, преимущества мозгового штурма включают в себя:
Способствует творческому мышлению. Мозговой штурм дает людям возможность мыслить нестандартно, ослабляя ограничения. Это способствует творческому мышлению сотрудников, которое может продолжаться вне сеанса мозгового штурма.
Добавляет разнообразные идеи на рабочее место. Люди будут охотнее делиться новыми идеями на мозговых штурмах, где их не будут осуждать. Это помогает держать рабочее место открытым для новых идей, некоторые из которых, возможно, никогда не были бы реализованы, если бы не мозговой штурм.
Укрепляет командную работу и групповой боевой дух. Мозговой штурм дает людям возможность внести свой вклад и вместе найти решение. Это дает людям чувство свободы действий и стимулирует сотрудничество.
Предлагает множество идей за короткое время. Мозговой штурм позволяет за короткое время рассмотреть проблему со всех сторон. Вам предоставляется возможность работать с целым набором возможных решений.
Заключительные мысли
Мозговой штурм — ценный инструмент на рабочем месте.