В православный семья общество человек поведение по руководство и: Кто в доме главный / Православие.Ru

Смиренный лидер? | Правмир

Православный лидер – эта фраза кажется сочетанием несочетаемого. Поэтому уже не первый месяц многие недоумевают и горячо спорят – зачем православному быть лидером, и в чем смысл привнесения в Церковь такого мирского и сомнительного понятия.

Святейший Патриарх Кирилл в своем слове к православной смене «Селигера» отметил, что православное лидерство – кардинально отличается от светского: «Спаситель — Царь царей, или, в категориях современности, Лидер лидеров — был кроток и смирен сердцем (см. Мф. 11:29). И именно в этом особенность православного лидерства. <…> Принимая решения, касающиеся других, лидер не должен считать себя лучше других, ибо каждый из тех, кому мы предводительствуем, может в чем-то превосходить и нас. Всякий, кто ведет за собой других, должен понимать, что он сам призван идти вослед Христу и подчинять свою волю Его воле. Благо подчиненных есть не средство, но цель лидера, и подлинное ответственное служение руководителя может простираться до жертвенного подвига.

Выживет ли кроткий лидер в современном обществе, состоится ли он как лидер? О природе и перспективе лидерства мы беседуем с ректором Российского Православного института игуменом Петром (Еремеевым). Сегодня РПИ готовится к перезапуску, ко второму рождению под руководством отца Петра и именно этот вуз должен стать кузницей православных лидеров – православных специалистов высокого класса.

Здание бывшего детского сада в центре Москвы. Летний вечер, пятница. Тороплюсь на интервью после работы и волнуюсь – застану ли я на месте отца ректора – рабочий день давно закончился. «Проходите, конечно, вы не поздно! Мы отсюда почти не уходим сейчас, самая работа кипит», — сообщает отец Петр, поднимаясь из-за заваленного бумагами стола. – «Только нам надо с вами до 21.00 закончить беседу – у меня назначено совещание с проректорами».

— Отец Петр, как вы думаете, услышит православная молодежь призыв Патриарха?

— Молодежь вообще самая восприимчивая к призывам и идеям аудитория. Пока старшее поколение будет дискутировать, молодежь с ходу перейдет к действию. Поэтому, думаю, что молодежь – именно та среда, которая как раньше, так и сегодня является самой отзывчивой и благодатной средой для обращения Пастыря. Я бы даже не стал, отвечая на Ваш вопрос, делить российскую молодежь по религиозному признаку, ведь Патриарх говорил вообще о жизненной позиции современного молодого человека.

Другое дело, что подобные слова, наполненные жизненной силой, опытом, переживаниями, кроме Святейшего Патриарха и, может быть, еще трех — пяти человек, сегодня в общенациональном масштабе нашей молодежи никто больше не говорит. Я скорее именно в этом вижу проблему, потому что отсутствие преемственности поколений, упразднение самого принципа передачи опыта от поколения к поколению, способно привести общество к потере традиционных ценностей и к деградации.

К сожалению, у Церкви всё еще недостаточно ресурсов, с помощью которых слово Патриарха было бы доступно самой широкой молодежной среде. Тем более слово, посвященное лидерству, жизненной позиции.

— Кто в Вашем понимании лидер?

Лидер – это тот человек, который является ориентиром для других людей, своеобразным флагманом. Недаром во многих зарубежных энциклопедиях под лидером понимается идущий впереди корабль, передовой дозорный, ведущий караван к цели. В человеческом обществе невозможно обойтись без настоящих лидеров, способных послужить людям, указать дорогу, повести их за собой и привести к нужной цели.

— Но как соотносятся между собой такие понятия как лидер и смирение. Лидерство и христианское смирение: не противоречат ли они друг другу?

— А как Вам такое словосочетание: «смиренный лидер»? Согласитесь, режет слух. Хотя примеров тому очень много, и первый – сам Спаситель, Земная жизнь нашего Господа представляет для верующих совершенный пример. Он заповедовал нам учиться у него смирению: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Христос явил нам образец настоящего лидерства, способного изменить людей и весь окружающий мир.

На «бытовом» уровне христианской жизни смиренное лидерство особенно хорошо видно на примере избрания настоятеля монастыря. Монашествующая братия выбирает себе в игумены человека наиболее искусного в добродетелях, а значит, и в смирении. В мирском понимании — выбранный игуменом монах становится лидером в этой группе людей. Свое лидерство он использует для духовного совершенствования братии монастыря, для служения им во их благо.

— Но для многих смирение – это уступчивость, слабость и даже трусливость?

По слову мыслителя Николая Бердяева, «смирение есть проявление духовной мощи в победе над самостью». Хотя для неверующих людей совершенно непонятно, в чем заключается духовная мощь смиренного человека, но именно смиренный человек, обладающий исключительной духовной силой, поданной ему Господом Иисусом Христом, способен повести за собой людей, совершить героический поступок, сделать что-либо, что не под силу иному человеку.

В христианском понимании смирение представляет собой противоположность эгоизму, гордыне. Эгоизм и гордыня, часто присущие лидерам современного мира, не позволяют им по-настоящему заботиться о близких, искренне служить окружающим людям, так как внутреннее «эго» поедает такого лидера изнутри. Являясь признанным лидером, имея атрибуты власти, подобный лидер не будет являться таковым по существу. За настоящим же лидером люди будут следовать не по приказу, а из-за высокой степени доверия и уважения к нему. Лидер, не обладающий качеством смирения, способен только брать, потому что ему нечего отдать другим людям, он способен вести людей только к своей цели, но не к цели, которая желанна другими людьми, полезна им. Важно отметить, что под смирением святоотеческая традиция часто понимает также и мирную жизнь человека, достижение внутренней гармонии.

Смирение заставляет человека пересмотреть и переоценить свое отношение к другим людям. Главное предназначение истинного лидера — отдавать и служить.

— Значит, если современный лидер не обладает христианским смирением, то он уже не может принести людям пользы?

Лидер, не обладающий смирением, не способен принести пользу обществу, окружающим его людям. Мне кажется, что именно отсутствие должных христианских качеств позволяет современным лидерам избирать путь обогащения, используя ту власть, которая оказалась в их руках. Мировая история дает нам множество свидетельств того, как цари, вожди, военноначальники, духовные лидеры, которые пренебрегали смирением, превращались в безумных, жестоких и честолюбивых правителей, принесших много бед людям. Конец таких лидеров известен.

Сейчас, имея перед собой яркие примеры из истории человеческой цивилизации и современной жизни, мы должны приложить все усилия, чтобы воспитать, взрастить из молодого поколения истинных лидеров, обладающих качествами честности, справедливости, милосердия и, конечно же, смирения, без которого не будет доброго пастыря, наставника, лидера.

— Но в мирском понимании лидерство рассматривается как путь к успеху, а не путь достижения некой добродетели?

К сожалению, это так. Многие молодые люди понимают лидерство как лестницу успеха, преуспевания, богатства, популярности. Современный мир извратил это понятие, наделив его свойствами сомнительного качества, которые молодежью воспринимаются в качестве истинных образцов поведения лидера.

На память приходит один случай, который произошел со мной в период моего дальневосточного церковного послушания. По приглашению Председателя Законодательной думы Хабаровского края я принял участие в ежегодном собрании молодых парламентариев края и всего региона, которое было посвящено теме лидерства и успеха. Ведущий представил меня как успешного лидера, который своей деятельностью достиг значимых результатов. Чтобы правильно построить разговор мне пришлось сразу признаться, что согласно современному пониманию лидерства и успешной карьеры, я скорее являюсь неудачником. Ну а как иначе современная молодежь в своем большинстве может расценить тот факт, что вчерашний проректор Московской духовной академии, оказывается на периферии страны проректором провинциальной семинарии!

Мне пришлось «перезагрузить» аудиторию, чтобы предложить собеседникам иной взгляд на лидерство, карьеру, успех. Мы говорили о том, что истинные добрые качества человека раскрываются и формируются в служении другим. В итоге оказалось, что с точки зрения возможности принесения большей пользы обществу, государству, Церкви, — а значит и себе, — мой переезд из столицы на Дальний Восток стал успешным этапом моей жизни.

Именно способность служить людям, заботиться о ближних, являются истинным показателем успешности жизненного пути человека. Насколько человек полезен обществу, насколько он отдает себя другим людям, с любовью и терпением совершая свое служение, настолько он успешен, настолько правильно развиваются его лидерские качества. Едва ли такие показатели, как количество наград, высота положения в «табелях о рангах» или материальный достаток могут быть истинными критериями успешности или благополучия, ведь часто высокопоставленные и богатые люди в душевном устроении глубоко несчастливы и неустроены.

— Как Вам кажется, что в первую очередь должен уметь настоящий лидер?

Настоящий лидер, в первую очередь, должен уметь учиться, слушать других людей. Истинный лидер слушается совета и принимает наставления. Лидер, которым властвует гордыня, не принимает наставлений и советов; он уверен, что он никогда не допустит ошибки и не сделает ничего неправильного. Лидер, способный слушать советы, признающий свои ошибки, является добрым наставником для людей, доверившихся ему.

Умение слушать и слышать других, смиренное отношение к себе порождают скромность, являющейся качеством, которое бесспорно украшает человека и свидетельствует о его внутренней духовной силе, о его собранности и чистоте.

— Как можно воспитать или развить стремление к лидерству у молодого человека, нужно ли это делать?

Думаю, что лидерские качества присуще не каждому человеку. У нас есть разные таланты, способности, которые необходимо развивать. Об это хорошо сказал апостол: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил» (1 Пет 4, 10).

В человеческом обществе есть разные социальные роли. И если все люди постараются взять на себя роль лидера, то это нарушит гармонию человеческих отношений. Человеческое общество должно представлять собой «тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена» (Еф. 4:16).

Но при этом нельзя допустить, чтобы человек, обладающий лидерскими качествами, зарыл свой талант в землю. Нужно помнить библейскую притчу о талантах и о том человеке, который, получив от Господина талант, так и не дал ему рост. Мы должны помочь молодым людям раскрыть свои таланты, способности, дары, которыми наделил их Господь. Нашему народу нужны лидеры, которые будут служить ему, беречь и защищать его.

Воспитывать же лидеров нужно на примерах жизни истинных лидеров, как об этом и сказал Святейший Патриарх. В первую очередь, совершеннейшим примером лидерства является Христос. Также примером лидерства могут послужить апостолы, святые Церкви, выдающиеся российские государственные мужи, деятели культуры и искусства, которые брали пример с Христа и нас призывают к тому же.

И личный пример современных настоящих лидеров через слово и поступок могут научить необходимым качествам молодежь, которая нуждается в близких, осязаемых примерах лидерства.

— Ваш институт переживает сегодня сложный этап возрождения. Ставите ли Вы перед вузом задачу подготовки лидеров, останется ли у Вас и у Ваших коллег силы формировать лидерские качества у студентов?

Наше теперешнее положение предоставляет нам с коллегам замечательную возможность на практике применить только что сказанные мной слова. В любой ситуации, и в большей степени в ситуации сложной, тяжелой, надо до конца оставаться верным христианским принципам.

Для себя я принял решение не получать заработную плату до тех пор пока институт не покроет все долги по зарплате преподавателям, которые образовались еще до моего назначения в РПИ. Как руководитель вуза я должен отвечать по долгам института, должен заботиться о людях. Не только в силу большого объема стоящих передо мною задач сегодня, но и в качестве личного примера, я должен первым приходить в институт и последним выходить из него. Такое поведение является для меня естественным, так меня учили и так поступали мои наставники и учителя.

Равным образом сегодня ведут себя и некоторые мои коллеги. Я рад, что постепенно в вузе формируется ядро единомышленников. Надеюсь, что со временем наша студенческая и профессорская общность будет единомышленна в подражании Христу. Эта внутренняя духовная работа конечно будет служить формированию, развитию у студентов и преподавателей лидерских качеств.

— А в РПИ планируется какая-либо специальная работа с молодежью?

Если Вы имеете в виду организованные формы работы с молодежью, то и они у нас обязательно будут. Сейчас мы разрабатываем программу внеучебной и воспитательной работы, в которой будет значительное внимание уделено формированию духовно-нравственных качеств студентов, выявлению и развитию лидерских качеств и иных способностей. Сам принцип работы остается неизменным. Мы надеемся создать такую атмосферу в институте, таким образом организовать занятия и свободное время студентов, чтобы у них развивались те качества, те таланты, которыми их наделил Господь.

— Отец Петр, большое спасибо Вам за интервью. Желаем Вам и преподавательскому составу Российского Православного института помощи Божией в воспитании смиренных и эрудированных лидеров!

Читайте также:

Добровольное и вынужденное смирение

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Что происходит с семьей? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

8 июля 2008 года Россия впервые отмечает новый праздник — День семьи, любви и верности. Наверное, такой праздник нам сейчас действительно нужен — как напоминание о тех ценностях, которые слишком многим уже не кажутся незыблемыми.

По статистике, в последнее десятилетие в стране наблюдалось постепенное снижение числа людей, регистрирующих свой союз, а количество «сожителей» стремительно росло. Сегодня общественное сознание подошло слишком близко к границе, за которой лежит отказ от семейных ценностей и замена их стандартами «партнерских отношений», адекватных законам свободного рынка. Однако важно вовремя определить ту грань, за которой активный поиск выгоды и комфорта может поставить под угрозу жизнь самой личности, ее способность чувствовать и творить, то есть посягнуть на замысел Божий в каждом из нас.

«Я ни от кого не хочу зависеть. Зачем мне нужна семья, дети, пока я не состоялся в карьере, не заработал денег, не купил квартиру и машину? Я готов лишь на свободные отношения».

Не являются ли эти слова нового поколения свидетельством начавшегося уже разрушения личности?

Ведь, отказываясь от брака в пользу «свободных отношений», человек, по сути, признает, что он не способен выйти из-под влияния «общества потребления и карьерного роста», что он раб системы и искренне готов играть по ее правилам. Он признает свою не-свободу в построении собственной жизни.

С другой стороны, вопрос «зачем семья?» демонстрирует стремление человека заранее определить для себя некую выгоду, которую принесет ему брак. Например, незамужняя тридцатилетняя женщина рискует подвергнуться насмешкам окружающих за собственную «невостребованность», — а семья способна улучшить ее «общественный имидж». В свою очередь, мужчина нередко хочет обрести посредством брака домашний уют, вкусную еду и всегда постиранную одежду. Кроме того, есть еще страх одиночества, желание кому-то выплакаться, решить квартирный вопрос и т. д. Но ведь, по сути, все эти мотивации

эгоистичны. Бесконечные «зачем?» вписывают семью в ряд «рентабельных проектов» современного человека, для которого разница между понятиями «жизнь» и «самореализация» постепенно стирается.

Фото Владимира Ештокина

Общество еще не осмыслило всех катастрофических последствий такого отношения к семье. Да, похоже, и не собирается осмыслить. Очевидно, всем нам необходимо сделать паузу в быстром темпе жизни — остановиться, чтобы оценить масштаб кризиса семейных ценностей, чтобы оглянуться на прошлое и понять, что мы утратили в настоящем.

Пытаясь вникнуть в христианское понимание семьи, мы не можем обойти стороной историю святых Петра и Февронии, в день памяти которых как раз и будет отмечаться новый праздник. Принимая решение о вступлении в брак, супруги ни разу не задают себе вопрос «зачем?». И это при том, что князь Петр и простолюдинка Феврония, создавая семью, обрекали себя на множество проблем, но… именно в браке они обрели счастье. Почему? Потому что отреклись от своего «Я» и силой любви открыли сердца Богу. Потому что искали в собственной судьбе Его (не своей!) воли и отказывались от всяких «трезвых расчетов». А воля Господа была — сделать их счастливыми — в земной жизни и в вечности… И это тот дар, который могут получить лишь отказавшиеся от эгоизма люди и заменить который не способен никакой комфорт «хорошо просчитанного» брака.

Важно помнить, что для христианина семья — это малая церковь, образ отношений между Богом и человечеством, в которых муж (Господь) и жена (Церковь) объединены взаимной любовью. Человек, отказавшийся от брака, лишает себя великой радости и чуда соприсутствия Бога в жизни двух любящих друг друга людей.

И на вопрос современного человека, прозвучавший в начале, «Зачем мне нужна семья?» — мы можем ответить просто. Семья — не зачем-то. Она — Божий дар двум любящим сердцам и уже в силу этого обладает самоценностью. Семья — не орудие для достижения какой-либо цели или благ. Она сама по себе благо и кладезь полноты телесной, духовной и душевной близости любящих людей.

Хочется верить, что 8 июля, в день памяти святых благоверных Петра и Февронии, мы будем не только говорить о важности государственной и общественной поддержки института семьи, но и честно ответим себе, насколько наши сердца готовы открыться великой и непостижимой тайне супружеской любви.

 

Читайте также другие публикации, посвященные Дню семьи.

 

На заставке фрагмент фото Kevin N. Murphy

Хасидские еврейские правила — ультраортодоксальные верования и практика

 

Правила и образ жизни хасидских евреев кажутся загадочными. Они придерживаются строгих убеждений и практик, которые кажутся сложными. Это руководство кратко объяснит основы их ультраортодоксальной культуры. В нем будут изложены некоторые фундаментальные факты и даны ответы на несколько общих вопросов.

 

Откуда евреи-хасиды?

Хотя еврейской религии более 4000 лет и она зародилась на Ближнем Востоке, ультраортодоксальная хасидская культура зародилась всего около 250 лет назад — в Восточной Европе. Было введено новое движение, в котором упор делался на физическую активность (пример: танцы) вместо изучения текста (пример: чтение талмудических книг). Это движение носило повышенный братский характер — участники образовывали чрезвычайно сплоченные общины, которые были сосредоточены вокруг великого лидера раввинов (известного как «Ребе»). Движение пережило притеснения, массовую эмиграцию и Холокост и в настоящее время базируется в основном в США и Израиле. Однако принадлежность хасидской еврейской общины основана на городе или городе, где жили их семьи в Европе. Существуют десятки сект, соответствующих разным местам происхождения. Например, одной из крупнейших сект является «Сатмар», названная в честь города Сату-Маре в Румынии. Другая секта называется «Вьен» и происходит из Вены. Хотя практически ни один из членов секты до сих пор не живет в этих городах, секты сохраняют свою принадлежность к этим городам происхождения.

 

 

 

Ad

 

Основы

Фундаментальный принцип хасидских еврейских верований и обычаев: «ничего не менять». То, как они вели свою жизнь в Восточной Европе, должно продолжаться вечно. Это относится к языку, одежде, еде и любому другому аспекту их образа жизни. Идиш является языком по умолчанию. Идиш — уникальный язык, основу которого составляют немецкий язык, смешанный с польским, русским, ивритом и английским языком. Гендерные роли традиционны, и почти все время (в школе, синагоге и т. д.) гендеры разделены. Браки заключаются, как правило, в возрасте 17, 18 или 19 лет.. Хасидская община очень братская – мужчины и мальчики проводят вместе значительное количество времени в синагоге. Часто они также участвуют в праздничных собраниях с Ребе, которые сопровождаются радостным пением и танцами. Ребе является абсолютным лидером секты, и он будет управлять всеми религиозными верованиями и практиками. Физическая скромность имеет первостепенное значение — тела должны быть полностью покрыты, а вся одежда должна быть формальной.

 

Одежда

Евреи-хасиды известны тем, что носят длинные черные сюртуки и шляпы. Это была мода среди дворянства в Польше, Украине и т. д. в 18-19 гг.й век. Меховая шапка, которую носят в шаббат (субботу) и праздники, называется «стреймель». Эта шляпа может стоить до 1000 долларов или больше!

Еврейские женщины-хасидки соблюдают строгие правила скромности. Юбки свисают ниже колен, а рукава доходят до локтей. Когда женщина выходит замуж, правило таково, что она всегда должна покрывать волосы. Обычно она носит парик, напоминающий настоящие волосы. Некоторые хасидские женщины бреют головы, которые покрывают, когда они находятся на публике. Причина этого в том, что они доводят правила скромности до крайности — если у нее нет волос, то мужчина не сможет их увидеть.

Подробнее о мужских и женских прическах хасидских евреев

 

 

 

Размер большой семьи

Евреи-хасиды известны тем, что у них большие семьи. Типично 6-10 детей, а иногда до 12 и более! Это еще одна практика: воспроизводить как можно больше. Это считается высшим правилом, которое было повелено непосредственно Б-гом. По этой причине, несмотря на то, что некоторые секты были почти уничтожены во время Холокоста, сейчас существуют общины, насчитывающие десятки тысяч человек! И это причина того, что хасидские кварталы в США переполнены маленькими детьми и школьными автобусами. Школьные часы длинные: подростки мужского пола могут быть в школе с 8:00 до 20:00 5 дней в неделю. Расписание будет состоять в основном из талмудических занятий утром и в начале дня, а во второй половине дня будут светские занятия (математика, история и т. д.).

 

 

 

Ad

 

Шаббат он же Субботний день недели2 90. Повестка дня – отдохнуть с семьей и провести время в поклонении. Молитвы всегда 3 раза в день — в Шаббат каждый молитвенный сеанс длиннее обычного. Определяющее правило Саббоса состоит в том, что «работа» запрещена. Интерпретация этого в подавляющем большинстве случаев распространяется почти на все аспекты повседневной жизни. Запрещенные действия включают вождение автомобиля, использование любого электрического устройства, приготовление пищи, покупки или обращение с деньгами. Еврейскому человеку даже не разрешается выносить какие-либо предметы за пределы своего дома. Все хасидские ультраортодоксальные правила применяются только к евреям — люди, не являющиеся евреями, не обязаны следовать этим обычаям или запретам. По этой причине иногда евреи-хасиды просят нееврея выполнить за них основную задачу, например, включить свет, включить кондиционер и т. д. При привлечении нееврея для помощи они будут старайтесь избегать прямой просьбы (пример: «Можете ли вы включить свет?»). Скорее, они намекнут на то, что им нужно, и надеются, что нееврей поймет и поможет им (пример: «Здесь очень темно, было бы светлее, если бы выключатель был включен»).

 

Основные праздники

Евреи-хасиды отмечают более 8 различных праздников. Праздник называется «Хаг» на иврите или «Юнтифф» на идише. Основные ограничения Шаббата (без электричества, без телефонов, без вождения и т. д.) действуют и в некоторые праздники. Единственным исключением является то, что приготовление пищи разрешено в праздничные дни, хотя в Шаббат это запрещено.

Вот основные праздники, которые наиболее открыто видны в ультраортодоксальном районе:

 

Суккот

Суккот – это 7-дневный осенний праздник. Он празднует искупление древних израильских евреев из Древнего Египта. Основной практикой является строительство временной хижины, называемой суккой, вне дома. Цель — вспомнить о 40-летнем скитании по пустыне, где евреи не имели постоянного пристанища и находились под защитой бога. Сукка должна иметь деревянную крышу, частично открытую небу. Правило состоит в том, что вся еда должна приниматься в сукке, и некоторые евреи-хасиды с более строгими убеждениями будут учиться в ней или даже спать в ней. Сукку можно построить из дерева, или в настоящее время существуют готовые сукки, которые можно купить и собрать самостоятельно. Они могут быть изготовлены из металла, пластика или стеклопластика.

Сукка Хижины для еврейского праздника Суккой

Pesach AKA ‘Пасхах

Песах — это 8 -дневный отпуск весной. Это также празднование еврейского искупления из Древнего Египта. Основная практика заключается в том, чтобы воздерживаться от употребления любой пшеницы и продуктов на ее основе. Еврей-хасид также должен полностью избавиться от них. Они должны провести тщательную уборку своего дома, собственности, транспортного средства или бизнеса, чтобы удалить все до единой крошки хлеба или продуктов на основе пшеницы. Целью этого правила является напоминание о следующем: Бог так быстро вывел евреев из Египта, что тесто, которое они готовили для еды, не успело подняться и стать хлебом. Пока они оставляли тесто, выпекалось на жарком солнце и превращалось в тонкую буханку под названием «маца». Правило Песаха заключается в том, что маца используется вместо хлеба или любого продукта на основе пшеницы. Есть 2 длинных праздника, каждый из которых называется «седер». Название «Пасха» происходит от того факта, что Бог посетил дом каждого древнего египтянина и убил их первенца. Однако Бог «обошел» дома всех правоверных евреев, миновав их и не причинив вреда их детям.

 

Ad

 

Пурим

Пурим – радостный еврейский праздник весны. Он прославляет то, как в Древней Персии Бог предотвратил заговор с целью искоренения еврейской расы, организовав серию небольших совпадений. Высокомерный злодей по имени Аман хотел напасть на евреев и забрать их имущество, но в итоге его повесили, а вместо этого евреи получили его имущества. Основная практика Пурима – празднично праздновать, напиваясь алкоголем. Другой основной практикой является маскарад в костюме. Весь день проходит большой праздник с застольем и весельем на улице.

Другой важной практикой является обмен подарками с едой (так называемый «шалах манос»). Каждый взрослый должен подготовить подарочные пакеты с едой и отправить их как минимум 2 людям. Обычно люди посылают десятки своим друзьям и семье. У них также будут подготовлены дополнительные услуги, потому что по этикету дарить подарочную упаковку тому, кто ее вам подарит. На Пурим также собирается очень большая сумма пожертвований на благотворительность.

 

 

Первое изображение: дети в маскарадных костюмах на праздник Пурим. Второе изображение: мужчины танцуют и празднуют на улице.

 

Ханука также известная как Ханука

Ханука (широко известная в США как Ханука) — восьмидневный праздник, который обычно приходится на декабрь. Он празднует чудо, которое произошло во время 2-го древнего Храма. Еврейское восстание отразило оккупационную империю Селевкидов, осквернившую Храм. Благочестивые еврейские священники стремились вновь зажечь гигантскую Менору (канделябр с 8 ножками, который исторически служил иконой еврейской культуры), но смогли найти только небольшой сосуд с чистым оливковым маслом. Этого количества масла должно было хватить ненадолго, но чудо заставило масло гореть 8 дней, пока не удалось приготовить новую партию масла.

Основной практикой Хануки является зажигание уменьшенной версии Меноры. Эта версия имеет 8 рычагов плюс еще 1 вспомогательный шток. Менору помещают в оконный или дверной проем, где она открыто видна на улицу. С наступлением темноты проводится церемония освещения, во время которой читаются молитвы. Затем обычно зажигают менору — от свечи или от фитиля и масла. В первую ночь горит одно плечо, во вторую ночь горят 2 плеча и т. д. до последней ночи, когда горят все 8 основных рукавов. Другой основной ханукальной практикой является употребление в пищу традиционной еды под названием «латкес». Это картофельные оладьи, которые обычно жарят. Традиция латкес принадлежит только евреям европейского происхождения.

 

 

Первое изображение: Ханукальная менора. 8 стеблей плюс 1 вспомогательный стебель в центре, который выше. Второе изображение: ханукальное лакомство из латкеса.

 

Ad

 

Этика — Православная Вики

Этика — это дисциплина, имеющая дело с тем, что хорошо и что плохо, а также с моральным долгом и обязательством, согласно определению словаря Merriam-Webster. Этика как отдельная дисциплина не может быть выделена в традиции Церкви. Однако в последнее время диалог между Православием и современным миром привел к появлению нескольких работ по этике таких православных богословов, как о. Стэнли Харакас, Георгиос Манцаридес, Христос Яннарас и Виген Гуроян. Они подходят к православной этике с точки зрения того, что этические вопросы решаются на протяжении всей жизни Церкви. Писание, богослужение, святоотеческие писания и каноническое право являются примерами локусов этического учения в жизни Православной Церкви.

Православный подход к этике сотериологический, т. е. этика понимается с позиции, что спасение есть конечная цель человека. Поскольку в православном понимании спасение неразрывно связано с христологией и учением о Троице, исходным пунктом православного подхода к этике является Тринитарный Бог. Именно в Боге и в отношениях между личностями Святой Троицы мы находим свои цели как человеческие существа, как отдельные человеческие существа и члены сообщества, например, семьи, церкви, общества.

Подобно тому, как православная антропология определяет человека в терминах отношений (с Богом, с другими людьми, со всем остальным творением), православная этика имеет место в контексте отношений внутри сообщества.

Поскольку «образцовой общиной» является община Святой Троицы, а отношения внутри Троицы определяются Божественной Любовью, высшей этической нормой в Православии является любовь. Любовь как этическая норма находит удовлетворительное обоснование только в рамках христианской веры и опыта Святой Троицы. Любовь, которую мы выражаем в наших отношениях и которая составляет основу нашего этического суждения, является ограниченным выражением тринитарной любви из-за наших ограничений как сотворенных существ.

Выражение любви в нашей повседневной жизни формирует нравственную жизнь и этику православных верующих. Опять же, эта нравственная жизнь основана на антропологии и сотериологии: для православных нравственная жизнь есть возрастание в подобие Божие; преображение нашей жизни, известное как обожение. Частью этого преображения является, по словам о. Стэнли Харакас, делать добро, быть нравственным и развивать устойчивый характер. Таким образом, нравственная жизнь есть одновременно и борьба со злом, грехом и падшестью, и активное стремление к добру.

Содержание

  • 1 Этика в Писании
  • 2 Этика в Таинствах
  • 3 Этика в святоотеческих писаниях
  • 4 Этика в каноническом праве
  • 5 Другие источники этики
  • 6 Статьи по этическим вопросам
  • 7 книг по православной этике
  • 8 См. также

Этика в Писании

Типичным примером библейского этического учения является Матфея 5:38-39: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: «Не противься злому человеку: если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую». . Истинность утверждения Христа можно увидеть в народном опыте о том, что насилие порождает еще большее насилие. Следовательно, это утверждение представляет собой основное правило нашего поведения. Однако, если подставление другой щеки наносит ущерб спасению другого (например, укрепляет модель насилия), то это может быть неподходящим курсом действий. Другие распространенные библейские источники этического учения включают Декалог и Нагорную проповедь.

Основным местом преображения в Православной Церкви является Литургия. Именно в Литургии мы приходим к наиболее полному переживанию Бога. Святитель Григорий Палама утверждал, что познание Бога по своей сути нравственно и преображающе. Человек «не может познать Бога в чистоте, если не очистит себя добродетелью» (свт. Григорий Палама, Триады ). Мы также видим в содержании богослужебных прошений и священнических молитв определенные этические заповеди, такие как мир, милосердие и прощение. Анафора св. Василия также показывает нам ряд этических заповедей, которыми мы должны руководствоваться в своей жизни: «Помяни, Господи, живущих в целомудрии и благочестии, в подвижничестве и святости жизни […] соблюдай их браки в мире и гармонии; воспитывай младенцев; наставляй молодежь; укрепляй стариков; придавай мужества слабонервным; воссоединяй разлученных… защищай вдов; защищай сирот; освобождай пленников; исцеляй больных».

Литургия, однако, не единственный центр этического обучения среди богослужений. В крещении мы отвергаем сатану и становимся на сторону Бога. Молитвы указывают на то, что жизнь во Христе должна иметь этическое измерение («чтобы он / она мог ходить путями заповедей Твоих»). В брачной службе в молитвах упоминается о даче нуждающимся взаимного послушания. Подобные примеры можно почерпнуть и из других таинств и служб.

Этика в святоотеческих писаниях

Святоотеческие примеры этических наставлений имеются в большом количестве. Такими рассуждениями святитель Иоанн Златоуст заканчивает большинство своих проповедей. Например,

Проповедь 22 на Евангелие от Иоанна говорит: «Невозможно, хотя мы и совершим десять тысяч других добрых дел, войти во врата Царствия без милостыни». В проповеди 60 он заключает: «Учитывая все это и то, сколько пользы мы принесем тем, кто находится в темнице, и самим себе, постоянно смешиваясь с ними, давайте проведем там время, которое мы привыкли проводить. на базаре». Святой Василий, в его Письмо 42 , своему ученику Хилону, дает такой совет: «Среди всех, с кем ты вступаешь в контакт, будь во всем безобидным, веселым, «любящим, как брат», приятным, смиренным , никогда не упуская знака гостеприимства из-за экстравагантности мяса, но всегда довольствуясь тем, что есть под рукой». Это лишь примеры учений, которые можно найти в писаниях святых как в ранние годы Церкви, так и в наше время.

Каноническое право также показывает ряд примеров как для духовенства, так и для мирян. В 27-м апостольском правиле сказано: «Если епископ, пресвитер или диакон ударит кого-либо из верных, согрешивших, или из неверных, согрешивших, с намерением устрашить их, повелеваем извергнуть его. наш Господь никоим образом не учил нас этому, но, напротив, когда Его били, Он не бил снова, когда Его поносили, Он не злословил снова, когда Он страдал, Он не угрожал». Каноны 42 и 43 показывают, что ожидания клира не отличаются от ожидания мирян. Так, правило 42 гласит: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, пристрастится к игре в кости или к пьянству, да или отдаст, или низложится». За этим следует тотчас же: «Если иподиакон, чтец или певец сотворит то же, да или предастся, или да будет отлучен. Так и миряне». Много других указаний о христианском образе жизни можно найти в канонах Церкви.

Другие источники этики

Есть несколько других соображений в развитии этики с православной точки зрения. Первым таким соображением является личность Христа. Как показывает наша гимнология, Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Поскольку мы верим, что совершенство человека достигается только в общении с Богом, мы стремимся к этому союзу. Это подражание Христу в самом полном понимании этого термина. Это не внешнее подражание действиям Христа, а жизнь в соединении со Христом в Духе, молитве и Евхаристии. Только в стремлении к такому союзу мы можем начать доверять нашим этическим решениям.

Следует отметить, что союз со Христом достигается в Духе и через него. Именно Святой Дух ведет Церковь к полноте истины, и, следовательно, именно Святой Дух должен руководить нашими этическими решениями. Но это может произойти только в том случае, если целью нашей жизни будет, как сказал преподобный Серафим Саровский, стяжание Святого Духа. На практике мы можем черпать вдохновение у тех, кто стяжал Святого Духа: у святых Церкви. Их жизнь, учения и высказывания могут быть ценными этическими ориентирами для современного мира. При этом мы должны помнить, что у каждого святого был свой путь к святости, и что жизнь, учение и высказывания каждого святого соответствовали особенностям времени и места, где он жил. Следовательно, не всякое учение святого может иметь всеобщее значение. Однако принципы, воплощенные в жизни святых (например, посвящение себя Христу и любовь к ближнему), — это те же самые принципы, которые нам необходимо воплотить в своей жизни, чтобы жить во Христе и обрести Святого Духа.

В Православной Церкви жизнь рассматривается как непрерывный процесс сближения с Богом. Следовательно, в этическом аспекте жизни также происходит процесс роста. Важность определения этики/моральной жизни по отношению к жизни во Христе и подобии Божию проявляется в тех случаях, когда нравственная традиция не дает четких ответов. В частности, биоэтика и медицинские технологии, вызвавшие проблемы начала и конца жизни, не имеют готовых ответов в православной традиции. Однако жизнь во Христе и знание традиции могут направить нас к подлинным решениям, отражающим православное понимание творения и его отношения к Творцу.

Фр. Харакас указывает, что достижение нравственной жизни требует воли, самоопределения и приверженности и что существует множество средств, которые вместе работают на достижение нравственной жизни. К ним относятся, по крайней мере, следующее: молитва, изучение, наличие отца-исповедника, знание Писания и Священного Предания, богословие, любовь, поклонение, послушание, таинства, миссионерство, благотворительность и социальная забота. Каждый из этих элементов не может быть взят отдельно. Скорее, каждый относится к другим элементам в списке. В конце концов, область этики с православной точки зрения не может быть отделена от общей жизни во Христе, которой мы призваны жить.

Статьи по этическим вопросам

  • Аборт
  • Антидепрессанты
  • Аскетизм
  • Вспомогательная репродукция
  • Помощь в самоубийстве
  • Практика захоронения
  • Деловая этика
  • Смертная казнь
  • Химеры
  • Обрезание
  • Клонирование
  • Контрацепция
  • Косметическая хирургия
  • Криогеника
  • Усыновление эмбриона
  • Экологическая этика
  • Эвтаназия
  • Фетоцид женского пола
  • Генная инженерия
  • гомосексуальность
  • Справедливая война
  • Интернет и киберпространство
  • Система жизнеобеспечения
  • Брак
  • Естественное планирование семьи
  • Донорство органов
  • Православие и Интернет
  • Православная жизнь
  • Обезболивающие
  • Политическая этика
  • Демографический контроль
  • Рекреационное употребление наркотиков
  • Секс
  • Модели социальной этики
  • Исследование стволовых клеток
  • Суррогатное материнство
  • Татуировки
  • Пытки
  • Ростовщичество

Книги по православной этике

  • Джон Брек, Священный дар жизни: православное христианство и биоэтика (1999) ISBN 978-0881411836
  • Джон Брек, Этапы жизненного пути: православные размышления о биоэтике , с Линн Брек (2006). ISBN 978-0881412994
  • Х. Тристрам Энгельхардт-младший, Основы христианской биоэтики (2000) ISBN
  • 1557X
  • Виген Гуроян, Примечания к восточно-православной этике. Журнал религиозной этики. Том. 9, № 2 (осень 1981 г.), стр. 228–244.
  • Виген Гуроян, Восприятие богослужения как этики: православный взгляд. Журнал религиозной этики. Том. 13, № 2 (осень 1985 г.), стр. 332–359.
  • Виген Гуроян, Жизнь к смерти: богословское и медико-этическое исследование (1996). ISBN 978-0802841902
  • Виген Гуроян, Воплощенная любовь: Очерки православной этики , 2-е исправленное и дополненное издание (2002 г.). ISBN 978-0268031695
  • Виген Гуроян, Этика после христианского мира: на пути к церковной христианской этике (2006). ISBN 978-1592447671
  • Стэнли Харакас, Современные моральные проблемы, стоящие перед православным христианином (1982).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *