Мозговой штурм примеры ситуаций с ответами: Мозговой штурм. Метод, примеры, решения, технология, суть проведения мозгового штурма

Содержание

Мозговой штурм: задачи, ответы на которые нашли спустя много лет | Статьи

В Швейцарии студент разгадал физическую головоломку, которую не могли объяснить на протяжении 100 лет. Ученые мужи не понимали, почему пузырек воздуха в очень узкой вертикальной трубке с жидкостью не поднимается вверх. Но студент-бакалавр из Федеральной политехнической школы Лозанны все-таки догадался, в чем загвоздка. О том, какие еще загадки получили ответы в последнее время, а за решение каких задач обещают хорошее вознаграждение, — читайте в материале «Известий».

Очень медленный ответ

Кто из нас не наблюдал такую картину: открываешь бутылку минералки, и все пузырьки воздуха устремляются вверх. Но почему пузырек воздуха так же не ведет себя в очень тонкой трубке с жидкостью (диаметром несколько миллиметров), ученые не могли понять целых сто лет. Гадали: может быть, дело в форме пузырька или он прилип?

Ответ нашел студент-бакалавр Васим Дауади из Федеральной политехнической школы Лозанны, пишет Neue Züricher Zeitung.

Фото: Global Look Press/ZUMA

Чтобы понять, как ведет себя загадочный пузырек воздуха, студент использовал интерферометрический метод. Дело в том, что разглядеть обычным глазом, что происходит в слое жидкости размером всего несколько миллионных долей миллиметра, невозможно. Дауади пошел по такому пути: направил свет на пузырек в трубке, а затем проанализировал, как распределяется интенсивность между светом, который отражается от внутренней поверхности трубки, и светом, отраженным от поверхности пузырька.

И тут стало понятно, что между пузырьком и трубкой есть ультратонкий слой, который не дает пузырьку разогнаться, как в бутылке с минералкой. Но и это еще не всё. Студент измерял, описывал и выяснил, что, оказывается, пузырек-то… движется! Только очень-очень медленно.

Васим Дауади предполагает, что результаты его эксперимента помогут исследовать явления, которые возникают при движении жидкостей в очень маленьком диапазоне.

Теорема о дощечках

В 2017 году российский математик Александр Полянский из МФТИ и его коллега из Израиля Цзылинь Цзян доказали многомерную версию теоремы, которую не могли решить 40 лет. Называется она «теорема о дощечках» и звучит так: шар можно полностью покрыть выпуклыми полосками (дощечками), совокупная ширина которых будет составлять как минимум половину длины его самой большой окружности. Эта проблема была сформулирована еще в 1973 году венгерским математиком Ласло Фейешем Тотом.

Если вы думаете, что ученым больше нечем заняться, кроме как решать подобные задачи, то имейте в виду: эта теорема — важнейшая часть дискретной геометрии (изучает комбинаторные свойства точек, прямых, окружностей и других геометрических объектов), а многие подобные задачи имеют практическое значение, потому что напрямую связаны с проблемами в химии, физике, IT. Например, задача о том, как наиболее плотно замостить плоскость одинаковыми кругами или пространство одинаковыми шарами, позволяет улучшить кодирование и исправление ошибок при передаче данных.

Фото: Depositphotos

К слову, простые доказательства «теоремы о дощечках» появились более 50 лет назад. Тогда теорема звучала куда проще: круг любых размеров нельзя покрыть дощечками, чья суммарная ширина меньше диаметра самой окружности. Но

интернациональный дуэт пошел дальше и доказал теорему в многомерном варианте. Что делать, время такое — мыслить нужно глобально, в многомерном пространстве.

Пошли от обратного: допустили, что ширина полосок (или дощечек) будет меньше половины длины окружности. Столкнулись с противоречием, чем и доказали свою версию.

Бастион пал

Пожалуй, самая известная и «долгоиграющая» теорема, которую не могли разгадать больше трех веков, — теорема Ферма.

Доказал ее в 1994 году (опубликовал в 1995-м) британский ученый Эндрю Уайлс, за что и стал обладателем Абелевской премии и выигрыша в $700 тыс.

Причем от доказательства до вручения премии прошло более 10 лет! Вероятно, ученые надеялись, что за это время появится решение попроще, а не как у британца — на 130 страниц. Впрочем, на то она и «великая теорема Ферма», как ее давно окрестили.

Кандидат физико-математических наук, доктор технических наук Александр Ильин представляет журналистам свое доказательство теоремы Ферма, Омск, 2005 год

Фото: ТАСС/Василий Мельниченко

Приз все-таки вручили в 2016 году с формулировкой «за потрясающее доказательство последней теоремы Ферма в виде гипотезы модульности для полустабильных эллиптических кривых, открывающей новую эру в теории чисел».

Свою теорему французский математик и, видимо, человек с неплохим чувством юмора, Пьер Ферма описал в 1637 году. Ну как описал — намекнул росчерком пера на полях «Арифметики» Диофанта: «…невозможно разложить куб на два куба, биквадрат на два биквадрата и вообще никакую степень больше квадрата, на две степени с тем же показателем». И готов был, кажется, даже объяснить, привести доказательства почему, но «поля книги слишком узки для него». Неудивительно, что какое-то время ученые мужи, отчаявшись решить эту головоломку, предположили, что математик просто пошутил. Но ведь и этот факт надо было доказать, но не получалось.

Итак, решение найдено, награда нашла героя. Или еще не конец? Некоторые до сих пор не оставляют надежды найти более простое доказательство «великой теоремы Ферма».

Хороший стимул

Как не вспомнить известного ученого-затворника Григория Перельмана. Ведь именно он доказал гипотезу Пуанкаре (озвученную еще в 1904 году), за которую математический институт Клэя (США) присудил ему $1 млн.

«Доказательство гипотезы Пуанкаре Григорием Перельманом стало завершением поиска решения этой задачи, который продолжался почти столетие, — восторгался тогда президент Института Джеймс Карлсон. — Это значительный прогресс в истории математики».

От денег ученый отказался, но кроме гипотезы Пуанкаре есть еще шесть математических проблем тысячелетия, за решение которых Институт Клэя обещает также щедро заплатить. Например, есть в этом списке уравнения Навье — Стокса, которые описывают движение жидкости или газа, многие типы турбулентных потоков.

Григорий Перельман

Фото: commons.wikimedia.org

Пока нет не только универсальных решений этих уравнений, но даже непонятно, каким образом их искать. Точные решения найдены лишь для небольшого числа частных случаев.

Как предполагают физики и математики, ответ на эту головоломку 1822 года позволит существенно изменить способы проведения гидро- и аэродинамических расчетов, да даже элементарно точнее давать прогноз погоды.

Кстати, в 2014 году математик Теренс Тао практически поднял белый флаг, поставив диагноз: современная математика бессильна. В своей работе он заявил, что решить проблему уравнения Навье — Стокса существующими на данный момент методами и средствами невозможно. А вдруг рано сдался?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мозговой штурм не работает. Почему тогда его до сих пор используют?

Давайте представим себе ситуацию: группе экспертов нужно решить сложную задачу. Она необычная и не решается стандартными способами. Одна из самых распространённых методик поиска решения таких задач — мозговой штурм. Его часто используют для поиска идей на заданную тему в командах проектирования и разработки.

В нашей команде достаточно опытных разработчиков, настоящих профессионалов своего дела, поэтому через какое-то время мы всё же нагуглили решение.

Bash.im

Наверняка многие из вас участвовали в мозговом штурме (или его подобии). Интересно, как они проходили? К сожалению, в представлении многих руководителей и тимлидов мозговой штурм чем-то похож на вечернее телевизионное ток-шоу. Каждый участник кричит что-то своё и никто друг друга не слушает. В итоге все расходятся довольными собой, но проблема так и остаётся нерешённой. Много вы видели ток-шоу, которые действительно предложили бы что-то разумное?

Это, конечно, утрированный пример. Он не совсем соответствует тому, что изначально предполагалось автором метода мозгового штурма. Но, к сожалению, даже если проводить мозговой штурм по всем правилам, он не работает. В теории мозговой штурм должен породить неожиданные и нестандартные идеи. На практике же такое получается крайне редко, как бы ни восхваляли его в своих отчётах адепты и популяризаторы этого метода.

Давайте разберёмся, почему так происходит.

Как должен работать мозговой штурм

Для начала познакомимся с теорией. Метод мозгового штурма предложил в конце 30-х гг. прошлого века копирайтер Алекс Осборн.

Сам Осборн был в восторге от своего метода: «Количественные результаты коллективного мозгового штурма не подлежат сомнению. Одна группа предложила 45 идей по поводу продвижения бытового прибора, 56 идей — об организации кампании по сбору средств и 124 идеи о том, как увеличить объём продаж шерстяных одеял. В другом случае 15 групп работали над решением одной и той же проблемы методом мозгового штурма и предложили 800 идей».

Классический мозговой штурм состоит из следующих этапов:

1. Постановка задачи. Как известно, правильно сформулированная задача уже содержит часть ответа на поставленный вопрос. К сожалению, этому этапу часто уделяют мало внимания. Бывает так, что организатор мозгового штурма формулирует только общее направление предполагаемых рассуждений, чёткая постановка задачи отсутствует. При таком подходе и результаты получаются размытыми и нечёткими.

2. Генерация идей. Это, собственно, сам мозговой штурм. Участники предлагают свои идеи для решения поставленной проблемы. При этом они должны соблюдать следующие правила:

  • Нужно предложить как можно больше идей, их количество ничем не ограничено.
  • Запрещены критика и любая другая оценка (в том числе — положительная) идей, предложенных участниками.
  • Приветствуются необычные, нестандартные, даже абсурдные идеи.
  • Допускается комбинирование и развитие идей, предложенных участниками.

Об этих правилах — о некоторых из них или обо всех сразу — часто забывают организаторы штурма. Уже на первых минутах он из процесса быстрой генерации идей превращается в одно из следующих действий:

  • Обсуждение деталей какой-то наиболее удачной идеи.
  • Формулирование причин, по которым та или иная идея не может быть реализована.
  • Спор между участниками, отстаивание своих идей.

Все эти сценарии не имеют ничего общего с мозговым штурмом.

Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого.

Закон Паркинсона

3. Экспертное заключение. На этом этапе специальная комиссия или сами участники внимательно просматривают список идей, которые они нагенерировали в ходе второго этапа, пытаются их систематизировать, оценить и проанализировать.

Каждая идея должна оцениваться на основе строгих критериев и показателей, таких как трудозатратность, стоимость, надёжность и прочих. Тут не место личным предпочтениям — только строгий конкурс со строгими справедливыми правилами. Предполагается, что на этом этапе должен быть сформулирован окончательный вариант решения поставленной задачи. К сожалению, это происходит далеко не всегда.

Идей много, но пользы может быть очень мало / Photo by Per Lööv on Unsplash

Часто строгие критерии уступают место личным предпочтениям. Например, выбирают идею самого харизматичного участника, который при её описании использовал более красочные выражения, чем остальные участники.

Получается, что «правильный» мозговой штурм совсем не похож на ток-шоу. Кажется, что если провести штурм по всем правилам, из него выйдет толк. Оставим на всех один переходящий микрофон, запретим критиковать чужие идеи, заставим сосредоточиться на выдумывании чего-то нового и необычного — и всё получится. Многие менеджеры и руководители до сих пор верят в эту теорию почти вековой давности. Но современные исследования показывают, что на практике всё не так замечательно.

Почему мозговой штурм не работает

В книге Сьюзан Кейн «Интроверты. Как использовать особенности своего характера» (я уже рассказывал об этой книге в статье о проблемах open space) приводится несколько примеров научных исследований, которые ставят под сомнение эффективность метода мозгового штурма.

Ещё в 1963 году профессору психологии университета штата Миннесота Марвину Даннетту пришла в голову мысль сравнить количество и качество идей, полученных в ходе мозгового штурма и в процессе индивидуального обдумывания. Эксперимент проводился в компании по производству стикеров 3M. В нём участвовали как учёные-исследователи компании, так и менеджеры по рекламе.

Профессор был убеждён, что менеджеры по рекламе как типичные экстраверты сгенерируют существенно больше полезных идей в ходе мозгового штурма. Насчёт учёных — в большинстве интровертов — у него были определённые сомнения.

Для эксперимента подобрали абстрактные задачи. Например, участники должны были ответить на вопрос, какие преимущества или трудности возникли бы у человека, родившегося с двумя большими пальцами руки.

Результаты этого эксперимента были вполне однозначными:

  • Участники генерировали больше идей в ходе самостоятельной работы.
  • Наиболее качественные идеи были предложены в ходе самостоятельной работы.
  • Менеджеры по рекламе показали во время групповой работы не лучшие результаты, чем ученые-исследователи, которых отнесли к числу интровертов.

После этого эксперимента разные группы учёных проводили свои исследования метода мозгового штурма. Самый главный результат этих исследований: эффективность процесса мозгового штурма снижается по мере увеличения численности группы. В пределе идеальное количество участников в группе — один.

Сьюзан Кейн перечисляет три основные причины провала коллективного мозгового штурма:

  1. Социальная леность. В то время, как один или несколько участников выполняют основную работу, остальные бездельничают.
  2. Блокировка продуктивности. В ходе офлайн-варианта мозгового штурма все одновременно говорить не могут: пока один говорит, остальные должны ждать своей очереди.
  3. Боязнь оценки. Несмотря на запрет критики, участники часто боятся сказать какую-то глупость и выглядеть дураками в глазах окружающих и начальства.

Последнее, пожалуй, самая существенная причина, которая заставляет участников хранить своё мнение при себе.

Когда мозговой штурм всё-таки работает

Справедливости ради, результаты исследований показывают, что если мозговой штурм проводится в онлайн-режиме, например, в виде чата, то всё происходит с точностью до наоборот: чем больше группа, тем лучше результат. Но всё встанет на свои места, когда мы осознаем, что «участие в онлайновой рабочей группе — это не что иное, как одна из форм самостоятельной работы».

Мы генерируем идеи в чате, воспринимая его как своего рода блокнот, в который мы вписываем мысли. Мы видим, что другие участники тоже генерируют свои идеи, можем их читать. Но если нам в голову пришла свежая оригинальная мысль, мы всегда можем абстрагироваться от происходящего в чате и спокойно её сформулировать. Нам не будут мешать другие участники, мы не будем слышать их голоса, ничто нас не будет отвлекать и сбивать с мысли. После этого мы можем вернуться в «общий поток», почитать, что написали другие участники — до следующего озарения. В офлайн-режиме мозгового штурма такое абстрагирование попросту невозможно.

Журналист Fast Company Ребекка Гринфилд подтверждает наблюдения по поводу того, как на самом деле проходят мозговые штурмы: «Во время мозгового штурма люди просто хватаются за первую подходящую идею, и всё обсуждение крутится вокруг нее. Кто-то говорит очевидную вещь, и ему достаётся вся слава, остальные стоят в сторонке». Как же решить эту проблему? Ребекка уверена, что «идеи не рождаются во время дискуссий, поэтому сначала нужно писать, а уж потом обсуждать». Да ведь это и есть онлайн-штурм в чате! Ребекка предлагает записывать все идеи на доске без упоминания имени автора, а затем всем вместе выбирать самые достойные из них и только после этого приступать к полемике.

Работайте в одиночку. Вы сможете создать наилучший продукт, только если будете работать одни. Не с помощниками. И не в команде.

Стив Возняк

Какие ещё есть проблемы у мозгового штурма

В разных публикациях всё больше учёных и руководителей делятся своими сомнениями по поводу эффективности мозгового штурма. Например, Кэвин Эштон, британский инженер, один из разработчиков технологии RFID, считает, что мозговой штурм не работает, поскольку идеи редко бывают оригинальными. «Попросите несколько независимых групп провести мозговой штурм на одну и ту же тему. Скорее всего, вы получите список примерно похожих идей». Хорошие идеи — на вес золота, они рождаются не из скачков, а из небольших шагов.

Действительно, всем известны примеры, когда хорошие идеи приходят после долгого размышления над проблемой — зачастую в «фоновом режиме». Методика мозгового штурма не предполагает никакого обдумывания и погружения в проблему. А это значит, что участники штурма предложат только поверхностные, очевидные способы решения проблемы.

Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто её создал.

Альберт Эйнштейн

В математике такое решение задачи называется нахождением локального максимума — об этом пишет в своей статье разработчик Андрей Лапин. Если ваша задача состоит в том, чтобы быстро найти приемлемое решение проблемы, то, пожалуй, мозговой штурм подойдёт. Впрочем, в этом случае, возможно, и не стоит устраивать столь сложное мероприятие — достаточно опросить экспертов. Если же ваша цель — найти самое эффективное решение проблемы, то потребуется длительное размышление.

Андрей приводит красивую аналогию с шахматами: «Есть блиц-турниры, где на размышление даётся по пять минут каждому игроку, и есть обычные турниры, где на размышление может даваться значительно больше времени. Блиц-турниры не блещут глубиной мышления, даже опытные игроки допускают в блиц-турнирах глупые ошибки. Мозговые штурмы напоминают как раз блиц-турниры, где глубины решения нет».

Также многие указывают на проблему конформизма участников. Профессор менеджмента Лоран Нордгрен заметил, что «идеи, высказанные в начале встречи, слишком сильно влияют на последующее обсуждение. Они задают стандарт, которому участники невольно пытаются соответствовать. Конформизм приводит к тому, что творческие решения, которые идут вразрез с начальными идеями, отвергаются».

Добавим, что существенное влияние на участников оказывает также должность и квалификация членов группы. Бывает так, что идея, высказанная опытным экспертом, принимается без возражений: «Зачем ещё что-то придумывать, если корифей уже высказал своё веское авторитетное мнение?» В некоторых коллективах бывает и так, что подчинённые не хотят или не осмеливаются спорить с начальником, высказавшим свою идею.

Почему мозговой штурм до сих пор используют

Организационный психолог Адриан Фернхем высказался по поводу мозгового штурма вполне однозначно: «Научные доказательства говорят о том, что бизнесмены, применяющие коллективный мозговой штурм, поступают неразумно. Если у вас есть талантливые люди, заинтересованные в успехе своей работы, их следует поощрять к самостоятельной работе, при условии, что творчество или эффективность имеет для вас наивысший приоритет».

Так почему же мозговой штурм до сих пор остаётся таким популярным? Сьюзан Кейн предполагает, что «этот процесс вызывает у людей чувство сопричастности». Действительно, многие руководители воспринимают мозговой штурм как своего рода тимбилдинговое мероприятие. Но это определение никак не влияет на его эффективность в качестве инструмента для творчества и решения задач.

Кроме того, возникает впечатление, что многие руководители просто не дают себе труда задуматься об эффективности используемой ими методики. Их научили в бизнес-школе методике мозгового штурма и с тех пор они считают её действенной и эффективной — ведь так написано в учебнике.

А в вашей команде всё ещё используют мозговой штурм?

10 примеров, методов и преимуществ (2023)

Мозговой штурм — это дивергентный мыслительный процесс сбора большого количества идей за короткий промежуток времени, которые вы будете анализировать и улучшать на следующих этапах.

Обычно это делается на листе бумаги или большой доске, где вы можете визуально изложить свои идеи. Тем не менее, это также может произойти в вашем уме. Это также может быть сделано индивидуально или в группах (Al-Samarraie & Hurmuzan, 2018).

Определение мозгового штурма

Слово «мозговой штурм» впервые было придумано в 1940-х годах менеджером по рекламе Алексом Ф. Осборном (Paulus & Kenworthy, 2019).

Осборн определил это как способ генерировать большое количество идей за короткий промежуток времени без какой-либо критики или осуждения.

Важно отметить, что мозговой штурм заключается в том, чтобы генерировать как можно больше идей, чтобы помочь преодолеть плато или мозговой блок. В идеале это поможет проявить креативность и нестандартное мышление, чтобы генерировать свежие и новаторские идеи (Litchfield, 2008).

Одним из ключевых преимуществ мозгового штурма является то, что он позволяет отдельному человеку или группе свободно мыслить и воздерживаться от суждения об идеях.

Это может привести к созданию и рассмотрению идей, которые иначе не были бы рассмотрены. Даже кажущаяся бесполезной идея может привести к плодотворному прорыву.

История мозгового штурма

Хотя акт мозгового штурма, вероятно, использовался в течение тысяч лет, сам термин берет свое начало в 1930-х годах, когда Осборн вместе со своими коллегами в рекламном агентстве начал использовать сеансы группового творчества для создания идеи для своих клиентов (Putman & Paulus, 2009 г.).

С появлением нового термина концепция стала более четкой и уточненной. Сегодня он стал популярным инструментом, используемым как в организациях, так и в личной жизни людей для генерации новых идей и решения проблем.

Популярные идеи мозгового штурма развивались с годами, и стратегии мозгового штурма адаптировались к различным ситуациям, отраслям и потребностям (Paulus & Kenworthy, 2019).

Например, его можно использовать для чего угодно: от идей для отпуска с семьей до разработки новых продуктовых линеек для крупных транснациональных корпораций.

Этапы мозгового штурма

Процесс мозгового штурма обычно включает три этапа: подготовка, формирование идей и оценка (Paulus & Kenworthy, 2019).

  • Подготовка: Основное внимание на этапе подготовки должно быть уделено установлению правил, структуры и культуры сессии. Например, это может побудить членов команды приходить в команду с достаточным базовым знанием и убедиться, что все люди в группе знают о важности создания непредвзятой среды.
  • Формирование идей: Стадия генерирования идей включает в себя обмен идеями, которые будут добавлены к заметкам мозгового штурма, например, на флипборде или общем экране во время группового видеозвонка (Litchfield, 2008). Именно здесь происходит собственно генерация идей. Участникам предлагается поделиться своими идеями, зная, что на данный момент нет «глупых идей».
  • Оценка: Имея широкий спектр собранных идей, группа должна классифицировать, просмотреть и выбрать наиболее многообещающие идеи. Это может включать установление связей между идеями, объединение идей вместе и выявление проблем с определенными идеями. На этом этапе важно убедиться, что выбранные идеи соответствуют цели.

10 Примеры мозгового штурма

Ниже приведены некоторые возможные ситуации, в которых мозговой штурм может быть очень эффективным.

Пример 1: Разработка продукта

Мозговой штурм можно использовать для создания новых идей продукта или улучшения существующих. Например, команда дизайнеров, инженеров и маркетологов может обсудить идеи для нового смартфона, который включает в себя передовые технологии и функции. Важно отметить, что команда должна состоять из экспертов по продуктовому рынку и, в идеале, из людей, обладающих предварительными знаниями о проблемах, связанных с текущей итерацией продукта, отзывами потребителей и пробелами на рынке.

Пример 2: Маркетинговые кампании

Мозговой штурм распространен в маркетинге и рекламе, и на самом деле этот термин был придуман профессионалом в области маркетинга.

Как правило, эта сессия включает в себя объединение команды креативщиков с хорошим знанием рынка, а также передовыми маркетинговыми методами, чтобы придумать идею кампании. Например, команда маркетологов может провести мозговой штурм идей для новой кампании в социальных сетях, которая использует силу влиятельных лиц для охвата аудитории.

Пример 3: Мозговой штурм для написания романа

Мозговой штурм может быть отличным способом улучшить технику письма, особенно при написании романа.

В этой ситуации я бы созвал нескольких коллег-писателей или личных наставников, у которых есть опыт разработки сюжетов, персонажей и тем, и рассмотрел бы то, что могло бы лучше подойти для вашего романа.

Анализируя структуру моего сюжета и понимая черты моего персонажа на основе их предыстории, я мог получить ценную информацию о том, как сделать историю более увлекательной.

Пример 4: Мозговой штурм для стратегических бизнес-планов

Мозговой штурм — отличный способ разработать стратегические планы для развития бизнеса на более высоком уровне.

Это помогает вам визуализировать, как ваш бизнес может выглядеть в будущем, позволяя участникам команды, участвующим в процессе разработки, получать информацию от всех отделов.

Группа руководителей может собраться за одним столом с отчетами и таблицами данных, объясняющими различные направления развития компании.

Пример 5. Мозговой штурм новых идей для занятий в классе

Мозговой штурм — один из лучших способов для учителей выработать новые идеи для составления учебных программ и планирования уроков.

Учителя должны рассмотреть возможность общения с коллегами, которые имеют многолетний опыт преподавания, вовлекая учащихся в различные сценарии, формируя у них положительные познавательные результаты.

Пример 6. Мозговой штурм по проектам домашнего декора

При ремонте дома мозговой штурм может помочь резко увеличить творческий потенциал с учетом таких факторов, как бюджет, стиль и функциональность.

Сотрудничество с дизайнером интерьера или друзьями, у которых есть вкус в домашнем декоре и проектах «сделай сам», может быть полезным для создания интересных идей, соответствующих требованиям домовладельца.

Пример 7: Мозговой штурм для планирования мероприятия

Мозговой штурм является важным инструментом, когда речь идет о планировании мероприятия, поскольку он помогает определить ключевые темы, поставщиков, кейтеринг и идеи оформления.

Лучшая часть мозгового штурма — это вовлечение организаторов мероприятий вместе с их клиентами в комнату или в виртуальную тусовку, чтобы обсудить свое видение события и генерировать идеи в режиме реального времени.

Пример 8. Мозговой штурм о целях личной жизни

Мозговой штурм может помочь вам установить достижимые личные цели и пролить свет на ваши желания.

В такие моменты может пригодиться лайф-коуч, который может включать в себя упражнения, в которых вы записываете все свои профессиональные или личные желания, такие как поездка в другие страны или покупка нового дома.

Пример 9: Мозговой штурм UX-проектов

При разработке цифровых продуктов, таких как веб-приложения или мобильные приложения, мозговой штурм играет ключевую роль.

В ходе групповых обсуждений между UX-дизайнерами и разработчиками они будут подчеркивать способы улучшения пользовательского опыта, определяя области, в которых предыдущие итерации не имели успеха.

Пример 10: Мозговой штурм по выбору карьеры

Мозговой штурм может помочь молодым людям, окончившим среднюю школу, составить для них дорожную карту на пути к лучшей карьере.

В этот период жизни люди обычно не имеют четкого представления о работе, которую они будут выполнять, но они могут иметь четкое представление о том, в чем они хороши, что им нравится делать и в каком направлении они хотят идти (белый воротничок, синий воротничок и т. д.).

Процесс принятия решения о том, что делать, может включать поиск наставников или посещение ярмарок вакансий, где люди могут предложить рекомендации и поддержку.

Методы эффективного мозгового штурма

Существует несколько методов, которые можно использовать для повышения эффективности сеансов мозгового штурма (Al-Samarraie & Hurmuzan, 2018). Как правило, это включает в себя введение четких групповых норм, в том числе:

  • Поощрение всех участников делиться своими идеями
  • Избегание критики и осуждения
  • Использование наглядных пособий для стимулирования творчества
  • Использование чужих идей
  • Объединение идей для создания новых решений
  • Установка ограничения по времени для поощрения быстрого создания идей

Преимущества мозгового штурма

Преимущества мозгового штурма многочисленны. Это может помочь людям и организациям генерировать новые идеи, решать сложные проблемы и принимать более обоснованные решения.

На рабочем месте это также может улучшить командный дух и укрепить командную сплоченность. Вовлекая людей в генерацию идей, компании могут создать культуру инноваций и творчества.

1. Инновации

Во-первых, мозговой штурм играет важную роль в стимулировании инноваций (Litchfield, 2008).

Когда мы сидим вместе и придумываем разные творческие идеи, мы склонны подходить к ситуациям с новой точки зрения, которую часто упускаем из виду в одиночку. Иногда наш разум может зайти так далеко, если его предоставить самому себе!

Обмен мыслями друг с другом чрезвычайно повышает творческий потенциал. Мозговой штурм в группе часто приводит к новым решениям, которые иначе не появились бы (Al-Samarraie & Hurmuzan, 2018).

2. Решение проблем

Во-вторых, мозговой штурм невероятно полезен для решения проблем.

Хотя все мы сталкиваемся с трудностями в жизни, мозговой штурм может стать полезным инструментом для решения и преодоления этих проблем.

При столкновении с проблемой сотрудничество нескольких людей в процессе принятия решения приводит к лучшим результатам, чем опора исключительно на точку зрения одного человека (Litchfield, 2008).

Кроме того, когда каждый участник вносит одинаково уникальные взгляды и предложения о возможных решениях, не отвергая вклад или идеи других, могут возникнуть новые стратегии, которые станут успешными подходами (Paulus & Kenworthy, 2019).).

3. Боевой дух и сплоченность команды

Побочным эффектом группового мозгового штурма является то, что он может сделать более сильную группу динамичной. Его ключевые принципы включают инклюзивность, непредубежденность и совместную работу.

Кстати, это также может сделать работу намного приятнее!

Сотрудничество в команде создает сплоченность внутри корпоративной культуры, поскольку все люди вносят свой вклад в достижение общих целей, а не в достижение индивидуальных достижений, связанных только с их должностью или описанием работы (Paulus & Kenworthy, 2019).).

Поддержка со стороны членов команды как в победах, так и в неудачах может повысить взаимное уважение коллег друг к другу и создать социальные связи.

4. Культура инноваций

Наконец, создание культуры инноваций становится достижимым при регулярном использовании задач мозгового штурма в среде компании.

Мозговой штурм может привести к творческим решениям, которые были бы невозможны без открытого, свободного процесса мозгового штурма (Paulus & Kenworthy, 2019).).

Проблемы мозгового штурма

Хотя мозговой штурм может быть очень эффективным инструментом для генерирования идей и решений, он не обходится без проблем. Некоторые общие проблемы включают в себя:

  • Групповое мышление: , когда люди подчиняются мнениям и идеям группы (Putman & Paulus, 2009). Это может произойти, если один доминирующий человек ведет сеанс мозгового штурма в определенном направлении.
  • Неравное участие: некоторые участники могут доминировать в обсуждении, в то время как другие участвуют минимально. Менее опытные или периферийные члены группы могут быть оттеснены.
  • Отсутствие фокуса: сеанс мозгового штурма может стать расфокусированным и потерять направление. В то время как творчество и непредубежденность полезны, сессия также может отклониться от своих первоначальных целей и в конечном итоге не соответствовать цели.
  • Критика и осуждение: в зависимости от культуры группы идеи могут быть подвергнуты критике или осуждению преждевременно, что может подорвать цель мозгового штурма. Именно здесь очень важна позитивная культура на рабочем месте (Litchfield, 2008).
  • Не способствует конвергентному мышлению: мозговой штурм — это тип дивергентного мышления, когда люди пытаются найти несколько решений одной проблемы. Это полезно только в определенное время (Putman & Paulus, 2009). Часто нам нужно сделать обратное: придумать одно решение, объединив несколько заранее определенных ответов.

Иногда людям может быть полезно провести мозговой штурм самостоятельно, прежде чем собраться вместе, чтобы поделиться своими идеями в группе (в образовании мы называем это методом «думай-пары-рассказы»).

Заключение

Мозговой штурм — это мощный инструмент, который можно использовать для генерации новых идей, решения сложных проблем и принятия лучших решений. Понимая процесс, методы и преимущества мозгового штурма, люди и организации могут раскрыть свой творческий потенциал и стимулировать инновации и рост. Хотя это не лишено проблем, тщательное планирование, фасилитация и участие могут помочь избежать этих ловушек и привести к успешным и продуктивным сеансам мозгового штурма.

Ссылки

Аль-Самаррайе, Х., и Хурмузан, С. (2018). Обзор методов мозгового штурма в высшем образовании. Навыки мышления и креативность , 27 , 78-91.

Личфилд, Р. К. (2008 г.). Переосмысление мозгового штурма: взгляд, основанный на цели. Academy of Management Review , 33 (3), 649-668.

Путман, В.Л., и Паулюс, П.Б. (2009). Мозговой штурм, правила мозгового штурма и принятие решений. Журнал творческого поведения , 43 (1), 29-40.

Паулюс, П. Б., и Кенворти, Дж. Б. (2019). Эффективный мозговой штурм. Оксфордский справочник по групповому творчеству и инновациям , 287-386.

Паулюс, П.Б., Кон, Н.В., и Ардитти, Л.Е. (2011). Влияние количественных и качественных инструкций на мозговой штурм. Журнал творческого поведения 45 (1), 38–46.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

10 вопросов для мозгового штурма для учебы и работы в 2023 году

Искусство задавать правильные вопросы является ключом к эффективному мозговому штурму. Это не совсем ракетостроение, но требуется немного практики и планирования, чтобы задавать правильные вопросы для мозгового штурма, чтобы создать восприимчивую и совместную среду.

Итак, для примеров мозгового штурма, вот руководство вопросов мозгового штурма с примерами для всех, чтобы изучить и улучшить свои сеансы мозгового штурма.

Содержание

  • Советы по взаимодействию с AhaSlides
  • Что такое мозговой штурм?
  • 5 вопросов для мозгового штурма для школы
  • 5 вопросов для мозгового штурма для команд

Советы по взаимодействию с AhaSlides

  • Как провести мозговой штурм: 10 способов научить свой разум работать с умом э в 2023
  • Как провести мозговой штурм для эссе с более чем 100 идеями в 2023 году
  • 14 лучших инструментов для мозгового штурма в школе и на работе в 2023 году


Нужны новые способы мозгового штурма?

Используйте забавную викторину на AhaSlides, чтобы генерировать больше идей на работе, в классе или во время встреч с друзьями!

🚀 Зарегистрируйтесь бесплатно☁️

Итак, что такое руководство по вопросам мозгового штурма?

Мозговой штурм — это процесс генерации идей, который помогает вашей команде или организации решать критические проблемы и ускорять успех. Основной принцип группового мозгового штурма — «нет глупых идей». Итак, если вы проводите сеанс мозгового штурма, вашим основным девизом должно быть введение совместных вопросов, которые побудят всех придумать как можно больше идей, не опасаясь насмешек или предвзятости.

Мозговой штурм не ограничивается корпоративным миром; они у вас есть в классах, в кемпингах, при планировании семейного отдыха; а иногда даже придумать сложную шутку. И хотя традиционный мозговой штурм требует, чтобы люди физически присутствовали на месте встречи, условия изменились после COVID. Виртуальный мозговой штурм процветает благодаря лучшему доступу в Интернет и более широкому разнообразию инструментов для видеоконференций и мозгового штурма.

С развитием технологий умение формулировать актуальные вопросы для мозгового штурма становится гораздо более ценным; тем более, что у нас нет четкого представления о языке тела участников. Важно, чтобы ваши вопросы были открытыми, но сбалансированными и чтобы все чувствовали себя непринужденно. Кроме того, каждый последующий вопрос должен поддерживать такую ​​среду, пока команда не достигнет своей цели.

Но что это за вопросы? А как ты их спрашиваешь? Вот здесь мы и вступаем. Оставшаяся часть этой статьи поможет вам составить подходящие вопросы для мозгового штурма в школе и на работе, в удаленной или живой среде. Обратите внимание, что эти вопросы являются всего лишь идеями и шаблонами для проведения эффективных мозговых штурмов; вы всегда можете изменить их в соответствии с повесткой дня собрания и условиями.

Получайте лучшие идеи от своей команды 💡

AhaSlides — это бесплатный инструмент, который позволяет проводить мозговые штурмы вместе. Собирайте идеи и пусть все голосуют!

Вопросы мозгового штурма

попробуйте ahaslides бесплатно

10 Золотых методов мозгового штурма

5 типов вопросов мозгового штурма в школе

Если вы новый учитель или кто-то, кто хочет улучшить свои навыки класс, это лучше всего иметь простой, прямой подход. Тем не менее, есть некоторые моменты, которые необходимо помнить для проведения плодотворного мозгового штурма в классе…

  1. Позаботьтесь о том, чтобы ваш тон был искренним любопытство и не авторитет . То, как вы сформулируете свои вопросы, либо вызовет у них возбуждение перед сеансом, либо подавит их энтузиазм.
  1. Дайте своим ученикам разумное время подумать, чтобы они набрались смелости и уверенности, чтобы представить свои ответы. Это особенно актуально для студентов, которым неудобно высказывать свое мнение в публичном пространстве.

#1. Что вы думаете об этой теме?

Это идеальный пример открытого вопроса для мозгового штурма, который побуждает учащихся говорить о теме/проекте, не отходя слишком далеко от нее. Будьте объективны, когда вы помогаете своим ученикам понять тему и даете им соответствующую информацию таким образом, чтобы это не повлияло на их независимый мыслительный процесс. Поощряйте их использовать эту информацию в соответствии со своей логикой и пониманием.

#2. Почему вы так думаете?

Это дополнительный вопрос, который всегда должен сопровождать предыдущий. Это заставляет учащихся сделать паузу и подумать о причинах, а не просто плыть по течению. Это подталкивает молчаливую/пассивную группу учеников выйти из своей скорлупы и думать не только о доминирующей мысли в классе.

#3. Как вы пришли к такому выводу?

Этот вопрос заставляет учащихся углубиться и исследовать взаимосвязь между их мыслями и логикой. Они применяют свои прошлые знания, концепции и опыт, чтобы доказать свою точку зрения.

#4. Вы узнали что-нибудь новое?

Спросите учащихся, помогло ли обсуждение развить их мыслительный процесс. Вдохновили ли их одноклассники на новый подход к теме? Этот вопрос побудил бы их обмениваться идеями друг с другом и поддержал бы их в ожидании следующего сеанса мозгового штурма.

#5. У вас есть еще вопросы?

Удачное завершение сеанса – этот вопрос вызывает любые сомнения или контраргументы проверенным идеям. В таких дискуссиях часто поднимаются интересные темы, которые можно использовать для будущих мозговых штурмов.

Итак, обучение продолжается.

Вопросы для мозгового штурма. Научите учащихся думать.

5 типов вопросов для мозгового штурма для команд

В современной среде удаленной работы, когда команды разделены не только по местоположению, но и по часовым поясам, правила мозгового штурма претерпели определенные изменения. Итак, вот несколько моментов, которые следует запомнить, прежде чем вы начнете следующий сеанс виртуального мозгового штурма…

  1. Обычно рекомендуется ограничить количество участников до 9 человек.0003 максимум 10 при мозговом штурме в сети. Команда должна состоять из сбалансированных людей, обладающих необходимыми знаниями в данной области, но также обладающих различными наборами навыков, характеристиками и точками зрения. Если вы пытаетесь вести надлежащую беседу, вы можете попробовать максимум 5.
  1. Отправьте вступительное электронное письмо всем участникам перед собранием, чтобы они знали, чего ожидать, и подготовились заблаговременно. время. Вы также можете проинструктировать их, чтобы они собрали идеи по теме и записали их в общий инструмент для составления карт разума для всеобщего блага.
  1. Используйте как можно больше визуальных подсказок , чтобы заинтересовать аудиторию. В виртуальной среде очень легко отвлечься или отключиться из-за чрезмерных онлайн-совещаний. Следите за темпом, обращайтесь к людям и распределяйте обязанности, связанные с собранием, чтобы они чувствовали себя вовлеченными.

Теперь давайте прочитаем вопросы.

#1. Вопросы для наблюдательного мозгового штурма

Вопросы для наблюдения — это вводные вопросы, которые вы, как фасилитатор, отправляете своим участникам во вводном электронном письме. Эти вопросы составляют основу их исследования и служат отправной точкой для сессии.

Типичные наблюдательные вопросы:

  • Что вы думаете об этом проекте?
  • Что вас больше всего поражает в этом продукте?
  • Каковы цели этой встречи?

После того, как участники введут свои мысли в общий инструмент для составления карт разума, начнется виртуальный мозговой штурм.

#2. Вопросы для размышления Вопросы для мозгового штурма

Вопросы для размышления — это список актуальных вопросов, которые вы отправляете участникам перед собранием и просите их максимально четко записать свои мысли. Эти вопросы побуждают их подробно изучить проект/тему и выделить основные характеристики. Поощряйте свою команду делиться своими ответами во время сеанса.

Типичные вопросы для созерцания:

  • Насколько легко или сложно перемещаться по веб-сайту?
  • Как эта стратегия обслуживает нашу целевую аудиторию?
  • Чувствуете ли вы мотивацию работать над этим проектом? Если нет, то почему?

Поскольку созерцательные вопросы требуют от вашей команды большого эмоционального и интеллектуального потенциала, важно, чтобы они чувствовали себя достаточно комфортно, чтобы честно делиться своими мыслями.

#3. Информативный Вопросы для мозгового штурма

С информативными вопросами вы делаете шаг назад, просите свою команду поделиться тем, что они сделали в прошлом и чем сейчас все по-другому. Эти вопросы помогают им подчеркнуть преимущества и/или недостатки прошлых процессов и извлеченные уроки.

Примеры информативных вопросов:

  • В чем был главный недостаток _____?
  • Как вы думаете, мы могли бы сделать лучше?
  • Чему вы научились на сегодняшнем занятии?

Информативные вопросы составляют последний этап встречи и помогают претворить общие идеи в практические действия.

Вопросы для мозгового штурма. Задавайте информативные вопросы, чтобы получить максимальную отдачу от вашей команды.

#4. Обратный Вопросы мозгового штурма

Непосредственно перед тем, как написать окончательный список действий, попробуйте провести обратный мозговой штурм. В обратном мозговом штурме вы подходите к теме/проблеме с другой точки зрения. Вы меняете вопрос, чтобы вызвать неожиданные новые идеи. Вы начинаете искать причины, которые могут провалить ваш проект или усугубить проблему.

Например, если проблема связана с «удовлетворенностью клиентов», вместо «Как повысить удовлетворенность клиентов» спросите: «Каковы худшие способы, которыми мы можем разрушить удовлетворенность клиентов?»

Поощряйте свою команду придумывать как можно больше пагубных способов подорвать удовлетворенность клиентов. Например:

  • Не отвечать на их звонки
  • Плохое поведение
  • Насмешки
  • Не отвечать на их электронные письма
  • Держите их в ожидании и т. д.

Чем хуже идеи, тем лучше . Как только ваш список будет завершен, переверните эти идеи. Запишите решения каждой из этих проблем и подробно проанализируйте их с вашей командой. Выберите лучшие из них, запишите их в качестве пунктов действий, расставьте приоритеты в соответствии со своей стратегией и работайте над созданием наилучшего возможного обслуживания клиентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *