Мозговые механизмы высших психических функций. Клинико-психологическая характеристика психоорганического синдрома
Похожие главы из других работ:
Анатомия человека
2. Опишите по схеме черепно-мозговые нервы №2, 9
Зрительный нерв представляет собой нерв специальной чувствительности. Волокна зрительного нерва берут начало от мультиполярных нервных клеток сетчатки глаза и, прободая сосудистую и белочную оболочки…
Аспекты оказания психиатрической помощи. Вопросы стигматизации
Дестигматизация при психических заболеваниях
Программа дестигматизации: 1. Пациент, поступающий в отделение, а также его родственники должны встретиться прежде всего с таким отношением со стороны персонала…
Детский церебральный паралич
7. Синдромы нарушений высших психических функций
В соответствии с концепцией А.Р. Лурия о мозговой системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ) каждая психическая функция может быть связана с «работой» разных участков мозга, которые организуются в систему…
Клинико-психологическая характеристика психоорганического синдрома
Синдромный анализ нарушения высших психических функций
В соответствии с теорией системной динамической организации высших психических функций, при локальных поражениях головного мозга нарушается не какая-то одна психическая функция, а их совокупность…
Маниакально-депрессивный психоз: судебно-психиатрическая оценка
2. Причины психических заболеваний
ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ, или расстройства психической деятельности человека, какой бы природы они ни были, всегда обусловлены нарушениями работы головного мозга. Но не всякое нарушение приводит к психическим заболеваниям. Известно, например…
Маниакально-депрессивный психоз: судебно-психиатрическая оценка
3. Симптомы психических болезней
Наиболее частыми симптомами психических 6олезней являются галлюцинации, бред, навязчивые состояния, аффективные расстройства, расстройства сознания, расстройства памяти, слабоумие…
Нарушения высших психических функций при инсульте
2.1 Происхождение высших психических функций, их строение и механизм функционирования
Высшие психические функции — это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Это особый вид психический функций, полностью отсутствующий у животных…
Нарушения высших психических функций при инсульте
2.2 Условия диагностики нарушений высших психических функций
Личность овладевает языком и культурой на протяжении многих лет, вступая в усложняющиеся виды деятельности (эмоциональное общение со взрослыми, игра с предметами, социально ролевая игра, школьное обучение…
Нарушения высших психических функций при инсульте
2.3 Общая характеристика нарушений высших психических функций при инсультах
При инсульте возникают деструктивные изменеия нервной ткани, обусловленные нарушениями мозгового кровообращения. Последующая нормализация кровотока не приводит ни к восстановлению микроциркуляции в данной области…
Острые психические расстройства. Эпилепсия
1.1 Симптомы психических заболеваний
Наиболее частыми симптомами психических болезней являются галлюцинации, бред, навязчивые состояния, аффективные расстройства, расстройства сознания, расстройства памяти, слабоумие. Галлюцинации…
2. ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ ОБОЛОЧЕЧНО-МОЗГОВЫЕ РУБЦЫ
В исходе открытой черепно-мозговой травмы дефект кости и твердой мозговой оболочки замещается плотной соединительно-тканной пластинкой, образованной из двух слоев, обозначаемой по Смирнову Л.И., как менингеальная часть руб-цового комплекса…
Повреждения от механических факторов, причины, течение и распознавание психических болезней
2.1 Общие сведения о причинах психических заболеваний, классификация психических болезней
В большинстве случаев современная психиатрия не располагает точными данными о происхождении душевных болезней, за долгие годы своего существования эта наука прошла значительную часть пути к пониманию данной проблемы. Основными причинами…
Повреждения от механических факторов, причины, течение и распознавание психических болезней
2.2 Течение психических заболеваний
Течение психических болезней, в том числе и одного и того же заболевания, может быть различным, но вместе с тем возможно выделение его определенных типов или форм. Некоторые психические болезни, раз начавшись…
Синдромы психических болезней
1. Синдромы психических болезней
Критериями выделения какого-либо состояния в самостоятельную нозологическую форму Нозологическая форма — определенная болезнь…
Сон: отдых и лекарство
§ 2. Расстройства при психических болезнях. Лечение сном психических больных
Расстройства сна при психических болезнях являются постоянным психопатологическим симптомом начала болезни и при выздоровлении очень часто исчезают последними. Выделяют два основных типа таких расстройств — гиперсомнию и инсомнию…
med.bobrodobro.ru
Локализация высших психических функций | PSYERA
Значительная роль в развитии представлений о функциональной организации мозга принадлежит советскому психологу, основоположнику нейропсихологии в СССР Александру Романовичу Лурия (1902 — 1977).
Нейропсихология посвящена изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Развивая идеи советского психолога Льва Семеновича Выготского (1896 — 1934), А. Р. Лурия, разработал нейро-психологическую теорию системной динамической локализации высших психических функций. Согласно этой теории психические функции человека необходимо рассматривать как сложные системные образования, которые формируются прижизненно, являются произвольными и опосредованными прежде всего речью. Физиологической основой психических функций выступают функциональные системы, включающие афферентные и эфферентные звенья. Каждое звено этой системы связано с определенной мозговой структурой, при этом у различных функциональных систем существуют общие звенья, которые могут участвовать в реализации многих психических функций. При нейропсихологических поражениях этих звеньев происходит возникновение определенных сочетаний нарушений психических функций, объединяющихся в определенные нейропсихологические синдромы.
В своих исследованиях А. Р. Лурия приходит к выводу, что поражение каждой из корковых зон может привести к распаду всей функциональной системы и «симптом» (нарушение или выпадение той или иной функции) еще ничего не говорит о ее локализации. Анализ клинических случаев средствами нейропсихологии позволил ему выдвинуть концепцию о существовании трех основных функциональных блоков мозга.
- Первый — блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга (энергетический блок). Важнейшей частью блока являются ретикулярная формация среднего мозга, неспецифическая система таламуса, гиппокамп и хвостатое ядро, работающие под мощным контролем коры больших полушарий.
- Второй — блок приема, переработки и хранения информации. Сюда включают все задние отделы коры, в том числе зрительную, слуховую и соматическую сенсорные области (т.е. все проекционные поля), и межпроекционную теменную область (задний ассоциативный полюс).
- Третий — блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности
. В его состав входят префронтальные (лобные) отделы коры мозга. Их нарушения сказываются в наиболее высоком уровне регуляции психических процессов с помощью системы речевых связей. А. Р. Лурия пишет: «Роль лобных отделов в синтезе предпусковых афферентаций, в формировании двигательных задач, в сличении эффекта действия с исходными намерениями — не подлежит сомнению». Он относил задние и передние ассоциативные корковые поля к разным функциональным блокам и при этом подчеркивал, что лобные доли выполняют гораздо более универсальную функцию общей регуляции поведения, чем та, которую имеет «задний ассоциативный центр» (теменная доля).
Итак, с одной стороны, любая, даже самая простая психическая функция, есть результат интегративной деятельности целого мозга. С другой стороны, весь опыт неврологической и нейрохирургической клиники свидетельствует о том, что повреждение целого ряда мозговых зон влечет за собой необратимый некомпенсируемый дефект функции.
psyera.ru
Мозговые механизмы высших психических функций — лекция
Мозговые механизмы высших психических функций
В теории системной динамической локализации высших психических функций человека Лурия – Выготского было пересмотрено само понятие «функция». «Высшие психические функции» как психологические образования стали рассматриваться с позиций отечественной психологической науки как социальные по генезу (т. е. прижизненные, обусловленные социально-историческими факторами), опосредованные психологическими орудиями (главным образом, речью), системные по строению, осознанные, динамичные по своей организации (т. е. различные по психологической структуре на разных этапах онтогенеза), произвольные по способу управления. Таким образом, представление о недифференцированных психических функциях как о далее неразложимых «способностях» было заменено современными представлениями о психических функциях как о «психологических системах», обладающих сложным психологическим строением и включающих многочисленные компоненты.
Опираясь
на достижения отечественной
В
отечественной нейропсихологии
пересмотрено и понятие «локализация».
Локализация психических
Системная локализация высших психических функций предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции. Это неизбежно вытекает из сложного многокомпонентного состава функциональных систем, на которые опираются высшие психические функции.
Одним
из первых исследователей, указавших
на иерархический принцип
Локализация высших
Существуют многочисленные физиологические доказательства справедливости идеи о динамичности, изменчивости мозговой организации функций. К ним относятся прежде всего экспериментальные исследования П.К. Анохина и его учеников, показавших, что не только относительно сложные поведенческие акты (пищедобывательные, оборонительные и др.), но и сравнительно простые физиологические функции (например, дыхание) обеспечиваются сложными функциональными системами, где возможно замещение одних звеньев другими.
В трудах Н.А. Бернштейна также находят дальнейшее развитие идеи пластичности, динамичности мозговой организации функций. Изучая физиологию движений, Н.А. Бернштейн сформулировал ряд принципиальных положений о построении любой функции. К их числу относится положение о том, что двигательная система (как и любые функции, включая и психические) построена по «топологическому», а не «метрическому» принципу, где инвариантны задача и конечный эффект, но вариативны способы осуществления задачи.
Принцип
динамической локализации высших психических
функций человека опирается и
на современные анатомические
Принцип
динамической локализации функций
впервые был сформулирован И.П.
Павловым и А.А. Ухтомским. Он противопоставлялся
идее локализации функции в
Идеи И.П. Павлова и А.А. Ухтомского о динамической локализации (или мозговой организации) функций получили подтверждение и в работах Н.П. Бехтеревой и ее коллектива. Эти исследования, проведенные методом регистрации импульсной нейронной активности различных глубоких структур головного мозга, показали, что любая сложная психическая деятельность (запоминание слов, решение задач и т. п.) обеспечивается работой сложных констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы. Некоторые из этих звеньев являются «жесткими», т.е. принимают постоянное участие в реализации психической функции, другие — «гибкими», которые включаются в работу лишь при определенных условиях. «Гибкие» звенья системы составляют тот подвижный динамический аппарат, благодаря которому достигается изменчивость функции.
В
нейропсихологии принцип
Перечисленные выше принципы являются общими для локализации и психических и физиологических функций. Именно поэтому А.Р. Лурия для аргументации положений теории локализации функций привлекал анатомические и физиологические данные, полученные на животных.
Однако высшие психические функции человека обладают не только большей сложностью по сравнению с психическими функциями животных и тем более с физиологическими функциями, они характеризуются качественным отличием — осознанностью, опосредованностью речью, произвольным способом управления; они формируются под влиянием социальных факторов прижизненно. Эти качественные отличия высших психических функций от более элементарных психических функций животных и физиологических функций проявляются и в особенностях их мозговой организации. Еще Л.С. Выготский писал о том, что сравнительное изучение локальных мозговых поражений в детском и взрослом возрасте обнаруживает различные нарушения высших психических функций при одних и тех же поражениях и что эти факты могут трактоваться лишь как следствие различий в мозговой организации высших психических функций у ребенка и взрослого. В современной нейропсихологии накоплено большое количество данных о специфике нарушений психических функций и нейропсихологических синдромов в целом у детей по сравнению со взрослыми. Эти данные подтверждают справедливость представлений Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о хроногенном принципе локализации высших психических функций человека. Формируясь прижизненно, под влиянием социальных воздействий, высшие психические функции человека меняют свою психологическую структуру и соответственно свою мозговую организацию. Наиболее демонстративно это проявляется на примере речевых функций. Если у взрослого грамотного человека (правши) корковые поля средних отделов левого полушария играют ведущую роль в мозговом обеспечении речевых процессов, то у детей, не владеющих грамотой (до 5—6 лет), речевые процессы (понимание устной речи и активная речь) обеспечиваются мозговыми структурами и левого, и правого полушарий. Поражение корковых «речевых зон» левого полушария не ведет у них к выраженным речевым расстройствам. Таким образом, принцип динамической локализации функции у человека конкретизируется и в виде хроногенной локализации, т. е. в изменении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе.
Мозг человека характеризуется четко выраженной межполушарной асимметрией. Межполушарную асимметрию можно рассматривать в качестве важнейшей фундаментальной закономерности работы мозга человека. Хотя межполушарная асимметрия не является уникальной особенностью мозга человека, как это предполагалось раньше, а присуща и мозгу животных однако у человека она достигает максимального развития. Между человеком и животными (даже высшими приматами) в этом отношении существует не только количественное, но и качественное различие. Межполушарная асимметрия, проявляясь в моторных и сенсорных функциях, наиболее отчетлива в высших психических функциях.
Межполушарные
различия в мозговой организации
высших психических функций
Возможно этот принцип справедлив и для мозговой организации определенных психических функций у животных, как об этом пишут некоторые авторы, однако у человека он приобретает универсальное значение, характеризуя мозговую организацию любой психической функции. И значение этого принципа в онтогенезе, по-видимому, возрастает.
Человеческий мозг характеризуется мощным развитием лобных долей мозга. По площади, занимаемой корой лобных долей мозга, человек превосходит всех остальных представителей животного мира. «Лобный мозг» у человека претерпевает огромное развитие в онтогенезе и окончательно формируется лишь к 12–14 годам. Являясь мозговым субстратом произвольных, сложнопрограммируемых форм поведения, «лобный мозг» постепенно, по мере созревания включается в реализацию всех высших психических функций человека как одно из важнейших звеньев функциональных систем. О прогрессирующем участии передних отделов мозга в осуществлении гностических, мнестических и интеллектуальных функций свидетельствуют, в частности, ЭЭГ-данные, полученные методом пространственной синхронизации потенциалов у детей разных возрастов, а также материалы сравнительных клинических наблюдений за результатами поражения лобных долей мозга у детей и взрослых. Безусловное участие лобных долей мозга в мозговой организации всех высших психических функций (т. е. сознательных, социально-детерминированных, опосредованных речью произвольно управляемых форм психической деятельности) доказано многочисленными исследованиями результатов поражения лобных долей мозга (особенно левой лобной доли) у взрослых больных.
С позиций теории системной динамической локализации высших психических функций человека эту закономерность можно сформулировать как принцип обязательного участия лобных конвекситальных префронтальных отделов коры больших полушарий в мозговом обеспечении высших психических функций. Этот принцип специфичен для мозговой организации всех сознательных форм психической деятельности человека.
Итак, согласно теории системной динамической локализации высших психических функций человека каждая высшая психическая функция обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высокодифференцированных разделов (систем, зон), каждый из которых вносит свой вклад в реализацию функ-ции. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые осуществляются в соответствующих мозговых структурах. Нарушение этих физиологических процессов (факторов) ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов (первичных и вторичных нейропсихологических симптомов), составляющих в целом закономерное сочетание нарушений (высших психических функций — определенный нейропсихологический синдром..
Теория системной динамической локализации высших психических функций, разработанная Л.С. Выготским и А.Р. Лурия, составляет центральный раздел в понятийном аппарате отечественной нейропсихологии. Она обладает большой эвристической ценностью, позволяя не только объяснять разнообразную клиническую феноменологию, но и предсказывать новые факты и планировать новые исследования. Вместе с тем, безусловно, эта теория — лишь один из этапов в решении сложнейшей проблемы мозгового субстрата психических процессов — проблемы, изучением которой занимается почти все современное естествознание.
Основные принципы строения мозга.
Мозг как субстрат психических процессов представляет собой единую систему, единое целое, состоящее, однако, из различных дифференцированных отделов (участков или зон), которые выполняют различную роль в реализации психических функций. Это основное положение теории локализации высших психических функций человека опирается не только на сравнительно-анатомические, физиологические данные и результаты клинических наблюдений, но и на современные сведения об основных принципах строения мозга человека.
Что такое мозг как субстрат высших психических функций? Какие отделы мозга играют ведущую роль в их реализации? Все данные (и анатомические, и физиологические, и клинические) свидетельствуют о ведущей роли коры больших полушарий в мозговой организации психических процессов. Кора больших полушарий (и прежде всего новая кора) является наиболее дифференцированным по строению и функциям отделом больших полушарий головного мозга. В недавнем прошлом коре больших полушарий придавалось исключительное значение, ее считали единственным субстратом психических процессов. Эта точка зрения подкреплялась учением об условных рефлексах И.П. Павлова, считавшего кору больших полушарий единственным мозговым образованием, где могут замыкаться условные связи — основа психической деятельности.
turboreferat.ru
А. мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений мозга
А. эйфория
Б. эксплозивность
В. депрессия
Г. апатия
4. Для психопатического уровня психических нарушений не свойственна …
а.стабильность личностных расстройств
б. стойкая дисгармония личности
в. социальная дезадаптация
г. интеллектуальная недостаточность
5. К нарушениям личности Б.В.Зейгарник относит …
а.дезориентировку в месте, времени, ситуации
б. искажение процессов обобщения
в. нарушения опосредованности и иерархии мотивов
г. эмоциональную лабильность
6. Расстройства восприятия с проявлением зрительных, слуховых или иных образов, возникающие без наличия раздражителя – это …
А. галлюцинации
Б. иллюзии
В. дереализация
Г. агнозии
7. Симптомокомплекс диссоциации личностно-мотивационной сферы мышления с эмоционально выхолощенным резонерством называется …
А. шизофреническим
Б. органическим
В. психопатическим
Г. олигофреническим
8. Нарушения мышления, когда в суждениях больного доминируют непосредственные представления называется …
А.резонерством
Б. искажением процессов обобщения
В. бредовым мышлением
Г. снижением уровня обобщения
9. Нейропсихология представляет собой отрасль психологической науки, сложившуюся на стыке психологии, неврологии, нейрохирургии и физиологии, изучающую …
А. мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений мозга
Б. закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями протекания психических процессов в норме
В. закономерности аномалий психического развития и систематизацию в детском возрасте
Г. влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний
10. Нарушения памяти, связанные лишь с определенной модальностью стимулов и распространяющиеся только на раздражители, адресующиеся только к одному анализатору, в нейропсихологии называются …
А.псевдоамнезией
Б. модально-неспецифическими
В. модально-специфическими
Г. прогрессирующей амнезией
11. Слуховая агнозия возникает при поражении слухового анализатора на уровне …
А.рецептора
Б. коры головного мозга
В. продолговатого мозга
Г. среднего мозга
12. Нарушения произвольных движений и действий, которые не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами вследствие нарушений мышечной силы и тонуса и которые возникают при поражении коркового уровня двигательных функциональных систем, в нейропсихологии называются …
А.параличами
Б. парезами
В. гиперкинезами
Г. апраксиями
13. Нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности, в нейропсихологии называются …
А. афазией
Б. дизартрией
В. аграфией
Г. логоневрозом
14. Продемонстрировал важность эмоций в происхождении как психических, так и соматических расстройств, в частности, роль психики в конверсионных реакциях …
А.Э.Кречмер
Б. В.М.Бехтерев
В. З.Фрейд
Г. Ф. Данбер
15. Преодоление болезни и связанных с ней трудностей в современной психосоматике называют термином …
А. копинг-механизма
Б. отреагирование
в. психологическая защита
г. сила Я
16. Определил и описал конфликтные модели, характерные для определенных психосоматических расстройств основатель современной психосоматики …
А. Ф. Александер
Б. З.Фрейд
В. Г.Гроддек
Г. Г. Селье
17. Все то, что испытывает и переживает больной, его общее самочувствие, его самонаблюдение, его представления о своей болезни и ее причинах в отечественной психосоматике определяется понятием …
А.переживание болезни
Б. внутренняя картина болезни
В. отражение болезни
Г. отношение к болезни
18. Кем было введено понятие «внутренняя картина болезни»?
А.Кречмер
Б. Гольдшейдер
В. Лурия
Г. Бергман
19. Нарушение темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а также нарушение соотношения компонентов развивающейся психики детей и подростков называется …
А. психическим дизонтогенезом
Б. общим психическим недоразвитием
В. искаженным психическим развитием
Г. задержанным психическим развитием
20. Такие патогенные факторы, как асфиксия, внутричерепная родовая травма, последствия перенесенных в раннем возрасте заболеваний (менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга и др.) относятся к группе …
А. приобретенных нарушений
Б. патохарактерологического формирования личности
В. врожденных нарушений
Г. социально-психологических
21. В основу современной классификации отклонений в развитии, принятой в отечественной клинической психологии, положен подход …
А.Николаевой В.В.
Б. Выготского Л.С.
В. Лурия Р.А.
Г. Лебединского В.В.
22. Развитие, характеризующееся замедлением темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах называется …
А.искаженным психическим развитием
Б. общим психическим недоразвитием
В. задержанным психическим развитием
Г. дисгармоническим психическим развитием
23. Психическое развитие, связанное с тяжелыми нарушениями анализаторных систем (зрительного, слухового, двигательного анализаторов) называется …
А.диспропорциональностью
Б. поврежденным
В. дефицитарным
Г. олигофренией
24. Противопоказанием для психоанализа является все нижеуказанное за исключением …
А.олигофрении
Б. галлюцинаторно-параноидной шизофрении
В. маниакально-депрессивного психоза
Г. перверсной психопатии
25. Основными механизмами психологической защиты организма, по Фрейду, являются перечисленные реакции за исключением …
А. верификации
Б. вытеснения
В. проекции
Г. сублимации
26. Болезненное расстройство психики, проявляющееся неадекватным отражением реального мира с нарушением поведения, обычно с возникновением галлюцинаций и бреда относится к __ уровню психических нарушений
А.аффективному
Б. невротическому
В. психопатическому
Г. психотическому
27. _ — способность к сохранению и воспроизведению прошлого опыта и любой информации о внешнем мире и внутреннем состоянии организма.
А.восприятие
Б. мышление
В. память
Г. сознание
28. Постепенное, со временем полное и необратимое опустошение всех запасов знаний и приобретенного опыта называется
А. прогрессирующей амнезией
Б. гипомнезия
В. Корсаковский амнестический синдром
Г. слабоумие
29. Возникающее на болезненной почве ложное суждение, не поддающиеся коррекции называется …
А. навязчивой идеей
Б. олигофренией
В. деменцией
Г. бредовым мышлением
30. Согласно определению Ганса Селье, стресс представляет собой общий адаптационный синдром, обеспечивающий мобилизацию организма и имеет три стадии развития: …
А.мобилизации, тревоги, болезни
Б. тревоги, резистентности, истощения
В. приспособления, мобилизации, истощения
Г. тревоги, истощения, болезни
31. Вторичная профилактика направлена на …
А.работу с переболевшими людьми, направленную на предотвращение инвалидизаци
Б. формирование представления о здоровом образе жизни
В. выявление групп повышенного риска заболеваний, медико-психологическую коррекцию
Г. формирование ценности здоровья
32. Бессмысленное повторение одних и тех же слов, фраз и речевых оборотов называется …
А. речевыми стереотипиями
Б. аморфностью
В. детализацией
Г. резонерством
33. К какой группе психопатологии мышления относятся резонерство, аморфность, витьеватость: нарушение …
А. целенаправленности мышления
Б. подвижности мышления
В. мышления по содержанию
Г. скорости мышления
34. Искаженное восприятие реально существующего объекта по форме, цвету, величине – это: …
А.анестезия
Б. галлюцинации
В. сенестопатии
Г. иллюзии
35. Основателем отечественной клинической (медицинской) психологии является …
А.И.М.Сеченов
Б. С.С.Корсаков
В. В.М.Бехтерев
Г. Б.В.Зейгарник
36. Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана при психиатрической клинике Казанского университета В.М.Бехтеревым в … году.
А. 1885
Б. 1889
В. 1908
Г. 1890
37. В Москве клиническая психология стала развиваться с 1889 года, когда открылась вторая в нашей стране психологическая лаборатория под руководством …
А.Кандиского В.Х.
Б. Бехтерева В.М.
В. Сикорского И.А.
Г. Корсакова С.С.
38. Неспособность к обучению, формированию понятий, абстрагированию, дефицит общих сведений и знаний, примитивность и конкретность мышления соответствуют симптомокомплексу …
А.шизофреническому
Б. олигофреническому
В. органическому
г. психопатическому
39. Основной вклад в развитие отечественной патопсихологии сделал …
А.А.Н.Бернштейн
Б. А.Р.Лурия
В. Б.В.Зейгарник
Г. В.М.Бехтерев
40. Основной вклад в развитие отечественной нейропсихологии сделал …
А.А.А.Ухтомский
Б. А.Р.Лурия
В. П.К.Анохин
Г. А.Н.Бернштейн
41. В каком разделе клинической психологии решается топическая диагностическая задача?
А. в нейропсихологии
б. в патопсихологии
в. в психосоматике
г. в психологии аномального развития
42. В каком разделе клинической психологии решается задача изучения «внутренней картины болезни»?
А.психологии аномального развития
Б. патопсихологии
В. нейропсихологии
Г. психосоматики
43. Предметом психологии аномального развития являются …
В. псевдогаллюцинациями
г. гипнагогическими
46. Нарушения хронологии в памяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее называется …
А.криптомнезиями
Б. конфабуляциями
В. псевдореминисценциями
Г. прогрессирующей амнезией
47. Потеря памяти на тот или иной период, следующий за патологическим состоянием, приведшим к этому расстройству называется …
А.ретроградной амнезией
Б. парамнезией
В. антероградной амнезией
Г. прогрессирующей амнезией
48. Корсковский амнестический синдром преимущественно имеет место при …
А. хроническом алкоголизме
б. эпилепсии
в. неврозах
г. депрессиях
49. Расстройство мышления в виде резонерства характерно для _ симптомокомплекса.
А. олигофренического
Б. психопатического
В. шизофренического
Г. органического
50. Расстройство мышления в виде обстоятельности суждений и снижения уровня обощений характерно для _ симптомокомплекса
А. олигофренического
Б. психопатического
В. шизофренического
Г. органического
51. Апатия – состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием и ослаблением …
А. порога чувствительности
Б. памяти и внимания
В. побуждений и интересов
Г. контактов с окружающей действительностью
52. Крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью это …
А. астения
Б.аутизм
В. апатия
Г. депрессия
53. Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях …
А. подкорковых структур
Б. премоторной области мозга
В. коры левого полушария мозга (у правшей)
Г. теменно-затылочной области
54.Характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга это …
А.пространственная апраксия
Б. динамическая афазия
В. нейропсихология индивидуальных различий
Г. функциональнаяасимметрия головного мозга
55. Нарушение сознания, искаженное отражение действительности, сопровождающееся галлюцинациями, бредом, двигательным возбуждением это …
А. сумеречное расстройство сознания
Б. делирий
В. онейроид
Г. аменция
56. Вид помрачения сознания, при котором наблюдается дезориентировка в окружающем, сочетающаяся с развитием галлюциноза и острого чувственного бреда, аффектом тоски, злобы и страха, неистовым возбуждением это …
А. аменция
Б. делирий
В. онейроид
Г. сумеречное расстройство сознания
57. Определенное сочетание признаков какого-либо явления, объединенных единым механизмом возникновения это …
А. симптом
Б. критерий
В. болезнь
Г. синдром
58. Эхолалия – …, наблюдаемые при некоторых психических заболеваниях
А. ложные ощущения
Б. автоматические повторения чужих слов
В. автоматическое повторение движений
Г. нарушении отражения реального мира
59. Патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств личности, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде это …
А. акцентуации характера
Б. психопатии
В. аномальное развитие
Г. психогении
60. Психосоматика это направление клинической психологии, изучающее …
А. лечебное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека
Б. отклонение от нормального психического развития
В. влияние психологических факторов на возникновение соматических заболеваний
Г. закономерности распада психической деятельности
61. Состояние чрезмерного внимания к своему здоровью называется …
А. обсессией
Б. ипохондрией
В. навязчивым состоянием
Г. психологической защитой
62. Расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм называются …
А. посттравматическими стрессовыми расстройствами
Б. нервно-психическими расстройствами
В. неврозами
Г. психогениями
63.Возникающий у больного целостный образ своего заболевания это …
А. деперсонализация
Б. диссимуляция
В. внутренняя картина болезни
Г. ипохондрия
64. Бредовые идеи представляют собой …
А. тягостные мысли, побуждающие к действию
Б. не соответствующие реальности умозаключения
В. болезненно-тягостных переживаний неудачи
Г. навязчивые состояния, выявляющиеся в переживаниях
65. Специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги это …
А. копинг-поведение
Б. паническая атака
В. деперсонализация
Г. психологическая защита
66. Группа нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе которых лежит противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, конфликт между Ид и Эго — это …
А. психозы
Б. психопатии
В. неврозы
Г. истерии
67. Неблагоприятное изменение психического состояния, возникающее в результате ненамеренного воздействия специалиста на клиента называется …
А. психокоррекция
Б. ятрогения
В. диссимуляция
Г. внутренняя картина болезни
68. Ипохондрия – состояние …
А. отрицательного эмоционального фона
Б. изменения самосознания
В. чрезмерного внимания к своему здоровью
Г. тягостных мыслей
69. Ложные воспоминания, наблюдающиеся при нарушениях памяти — …
А. псевдореминисценции
Б. конфабуляции
В. фиксационные амнезии
Г. ретроградные амнезии
70. Отнесение высших психических функций к конкретным мозговым структурам – это …
А. функциональная ассиметрия мозга
Б. внутренняя картина болезни
В. локализация высших психических функций
Г. локальное поражение мозга
71. Установить соответствие между понятиями:
А) Патопсихология – 1) раздел медицины, изучающий наиболее типичные симптомы и синдромы болезненных состояний, генез и этиологию психического заболевания.
Б)Психосоматика – 2) отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, неврологии, нейрохирургии и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений мозга.
В)Психопатология – 3) психологическая дисциплина, изучающая закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.
Г)Психотерапия – 4) отрасль клинической психологии, направленная на изучение закономерности аномалий психического развития и систематизацию их психологических закономерностей в детском возрасте.
Д)Психология аномального развития – 5) система психологических воздействий, используемых для лечения нервных, психических и соматических заболеваний.
Е)Нейропсихология – 6) направление клинической психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний.
А-3
Б-6
В-1
Г-5
Д-4
Е-2
72.Расположите в правильной хронологической последовательности следующие события:
1 Открытие психологической лаборатории Корсаковым в Москве
2 издание первого учебника по медицинской психологии Кречмером
3 открытие экспериментальной психологической лаборатории Бехтеревым в Казани
4 создание психологической лаборатории Крепелином
73. К критериям нарушенного сознания, выделенных К.Ясперсом, относятся все, кроме одного:
1 Дезориентировка в месте, времени, ситуации
2 Разные степени бессвязности мышления
3 Отсутствие отчетливого восприятия окружающего
Апатия
74. Выбрать правильное определение:
Искажение процессов обобщения – это…
1 Остановка течения представлений и мыслей
2 Наличие в суждениях большого количества побочных, несущественных деталей
3 Механическое сочетание не связанных между собой мыслей.
4 Нарушения мышления, при которых суждения отражают лишь случайную сторону явления, а не существенные отношения между предметами.
75.Установить соответствия между понятиями
1патологический аффект
2 эйфория
3 дисфория
4 эксплозивность
5 депрессия
6 эмоциональная лабильность
7 апатия
а) кратковременное психическое расстройство, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и ыражающееся в концентрации сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следует общая расслабленность, безразличие и часто глубокий сон, частичная или полная амнезия.
б) Повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к бурным проявлениям аффекта, реакция гнева с агрессией, неадекватная по силе реакция
в)Благодушие, беспечное, беззаботное настроение, переживание полного удовлетворения своим состоянием, недостаточная оценка происходящих событий.
г) Неустойчивость настроения, изменение его под влиянием незначительных событий.
д)Бесчувственность, безразличие к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствие желаний, побуждений и полная бездеятельность.
е) Злобно-тоскливое настроение с переживанием недовольства собой и окружающими с реакциями гневливости и ярости.
ж) Грустное, подавленное, тоскливое настроение.
А
В
Е
Б
Ж
Г
Д
76. Какое эмоциональное расстройство наиболее типично для эпилепсии?
1 Эйфория
2 Апатия
3 депрессия
4 эксплозивность
77. Нарушения памяти, проявляющиеся в трудностях произвольного запоминания любых по модальности стимулов — это
1 модально-неспецифические нарушения
2 модально-специфические нарушения
3 конфабуляции
4 псевдореминисценции
78.Какое психическое расстройство обусловлено преимущественно экзогенными факторами?
Эндогенная депрессия
Шизофрения
Р.А.Лурия
2 Гольдшейдер
3 Кречмер
4 Бергман
83. Найти соответствие между понятиями:
А – иллюзии
Б — истинные галлюцинации
В – псевдогаллюцинации
1 — яркие, конкретные образы, не приуроченные к определенному внешнему пространству и направлению, воспринимаемые в субъективном пространстве — это
2 — искажения восприятия, когда действительно существующие предметы или явления воспринимаются не в полном соответствии с действительностью, а в измененном виде –
3 — расстройства восприятия с проявлением тактильных, зрительных, слуховых или каких-либо иных образов, возникающие без наличия раздражителя – это:
Ответ: А -2, Б — 3, В – 1.
84. Утрата способности сохранять и воспроизводить имеющийся запас знаний – это
апраксия
Амнезия
афазия
агнозия
85. Установить соответствие между понятиями:
А – ретрограданая амнезия
Б – антероградная амнезия
В – прогрессирующая амнезия
1 – амнезия, при которой больной не помнит события, следующие непосредственно после заболевания.
2 – закономерно-последовательный распад памяти от новых приобретенных в последнее время знаний к старым.
3 – выпадение из памяти событий, непосредственно предшествующих настоящему заболеванию
Ответ: А – 3, Б – 1, В – 2.
86. Яркие, конкретные образы, не приуроченные к определенному внешнему пространству и направлению, воспринимаемые в субъективном пространстве — это
иллюзии
агнозии
Истинные галлюцинации
Псевдогаллюцинации
87. Прогрессирующая амнезия характеризуется всеми нижеследющими признаками, за исключением:
Нарушения памяти на прошлые события
Гипермнезия
Дезориентировка в месте и времени
88. При Корсаковском синдроме преимущественно страдает…память
Опосредованная память
Долговременная
Непосредственная память
Произвольная
89. Какой тип нарушения памяти характерен для больных с сенильным слабоумием и болезнью Альцгеймера?
Антероградная амнезия
Ретроградная амнезия
Прогрессирующая амнезия
90. При какой психической патологии имеет место заторможенное мышление?
Депрессия
Хронический алкоголизм
Психопатии
Олигофрения
91. Установить соответствие между понятиями
1) олигофрения
2) деменция
3) бредовое мышление
а) возникающие на болезненной почве, неверные, ложные суждения или умозаключения, не поддающиеся коррекции.
б) врожденное или приобретенное в раннем детстве недоразвитие психики, характеризующееся преобладанием интеллектуального дефекта.
в) стойкие, выраженные, трудно обратимые нарушения мышления, вызванные влиянием патогенных факторов, воздействовавших на организм в более поздние периоды жизни.
Ответ: 1-б; 2-в; 3-а.
92. Какие из следующих видов нарушения мышления наиболее характерны для эпилепсии:
Разорванность мышления
Маниакальной стадии МДП
94. Нарушения мышления, обусловленные снижением уровня обобщения, характеризуются:
выраженной тенденцией к абстрагированию
протеканием мыслительных процессов в различных планах
повышенной отвлекаемостью
Шизофрении
Олигофрении
97. К какому виду нарушений эмоционально-личностной сферы относится неустойчивость настроения, изменение его под влиянием незначительных событий?
апатия
Эмоциональная лабильность
депрессия
эксплозивность
98. Каким фактором обеспечиваются закономерности совместной работы правого и левого полушария мозга?
Общемозговым фактором
В
А
Б
100. Психический дизонтогенез, связанный с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, опорно-двигательной сферы называется:
Антероградная амнезия
Ретроградная амнезия
Прогрессирующая амнезия
103. Установить соответствие между понятиями:
1) резонерство
2) патологическая обстоятельность
3) разорванное мышление
а) возникновение в ходе мышления не только существенных, но и большого количества побочных, случайных суждений.
б) пустые рассуждения, высказывания, не наполненные содержанием.
в) механическое сочетание не связанных между собой мыслей
Ответ: 1 – б: 2-а; 3-в
104. Патологические страхи присущи:
неврастении
истерии
Онейроидное
А. эйфория
Б. эксплозивность
В. депрессия
Г. апатия
4. Для психопатического уровня психических нарушений не свойственна …
а.стабильность личностных расстройств
б. стойкая дисгармония личности
в. социальная дезадаптация
г. интеллектуальная недостаточность
5. К нарушениям личности Б.В.Зейгарник относит …
а.дезориентировку в месте, времени, ситуации
б. искажение процессов обобщения
в. нарушения опосредованности и иерархии мотивов
г. эмоциональную лабильность
6. Расстройства восприятия с проявлением зрительных, слуховых или иных образов, возникающие без наличия раздражителя – это …
А. галлюцинации
Б. иллюзии
В. дереализация
Г. агнозии
7. Симптомокомплекс диссоциации личностно-мотивационной сферы мышления с эмоционально выхолощенным резонерством называется …
А. шизофреническим
Б. органическим
В. психопатическим
Г. олигофреническим
8. Нарушения мышления, когда в суждениях больного доминируют непосредственные представления называется …
А.резонерством
Б. искажением процессов обобщения
В. бредовым мышлением
Г. снижением уровня обобщения
9. Нейропсихология представляет собой отрасль психологической науки, сложившуюся на стыке психологии, неврологии, нейрохирургии и физиологии, изучающую …
А. мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений мозга
Б. закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями протекания психических процессов в норме
В. закономерности аномалий психического развития и систематизацию в детском возрасте
Г. влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний
10. Нарушения памяти, связанные лишь с определенной модальностью стимулов и распространяющиеся только на раздражители, адресующиеся только к одному анализатору, в нейропсихологии называются …
А.псевдоамнезией
Б. модально-неспецифическими
В. модально-специфическими
Г. прогрессирующей амнезией
11. Слуховая агнозия возникает при поражении слухового анализатора на уровне …
А.рецептора
Б. коры головного мозга
В. продолговатого мозга
Г. среднего мозга
12. Нарушения произвольных движений и действий, которые не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами вследствие нарушений мышечной силы и тонуса и которые возникают при поражении коркового уровня двигательных функциональных систем, в нейропсихологии называются …
А.параличами
Б. парезами
В. гиперкинезами
Г. апраксиями
13. Нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности, в нейропсихологии называются …
А. афазией
Б. дизартрией
В. аграфией
Г. логоневрозом
14. Продемонстрировал важность эмоций в происхождении как психических, так и соматических расстройств, в частности, роль психики в конверсионных реакциях …
А.Э.Кречмер
Б. В.М.Бехтерев
В. З.Фрейд
Г. Ф. Данбер
15. Преодоление болезни и связанных с ней трудностей в современной психосоматике называют термином …
А. копинг-механизма
Б. отреагирование
в. психологическая защита
г. сила Я
16. Определил и описал конфликтные модели, характерные для определенных психосоматических расстройств основатель современной психосоматики …
А. Ф. Александер
Б. З.Фрейд
В. Г.Гроддек
Г. Г. Селье
17. Все то, что испытывает и переживает больной, его общее самочувствие, его самонаблюдение, его представления о своей болезни и ее причинах в отечественной психосоматике определяется понятием …
А.переживание болезни
Б. внутренняя картина болезни
В. отражение болезни
Г. отношение к болезни
18. Кем было введено понятие «внутренняя картина болезни»?
А.Кречмер
Б. Гольдшейдер
В. Лурия
Г. Бергман
19. Нарушение темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а также нарушение соотношения компонентов развивающейся психики детей и подростков называется …
infopedia.su
Мозговые механизмы высших психических функций — лекция
Второй блок — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т. е. исходящей из внешней среды) информации включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимые для осуществления высших психических функций. Модально-специфические (или лемнисковые) пути проведения возбуждения имеют иную, чем неспецифические пути, нейронную организацию и четкую избирательность в реагировании лишь на определенный тип раздражителей. Все три основные анализаторные системы opганизованы по общему принципу, а именно: они состоят из периферического (рецепторного) и центрального отделов. Центральные отделы анализаторов включают несколько уровней, последний из которых — кора больших полушарий. Периферические отделы анализаторов осуществляют анализ и дискриминацию стимулов по их физическим качествам (интенсивности, частоте, длительности и т. п.). Центральные отделы анализируют и синтезируют стимулы не только по их физическим параметрам, но и по их сигнальному значению. В целом анализаторы—это аппараты, подготавливающие ответы организма на внешние раздражители. Каждый из уровней анализаторной системы представляет собой последовательное усложнение процесса переработки информации. Максимальной сложности и дробности процессы анализа и переработки информации приобретают в коре больших полушарий. Анализаторные системы характеризуются иерархическим принципом строения, причем нейронная организация различных уровней анализаторных систем различна.
Кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих черт, позволяющих объединить ее в единый блок мозга. В коре задних отделов мозга выделяют «ядерные зоны анализаторов» и «периферию» (по терминологии И.П. Павлова) или первичные, вторичные и третичные поля (по терминологии Кэмпбелла и Геншена). К ядерным зонам анализаторов относят первичные и вторичные поля, к периферии — третичные поля. В ядерную зону зрительного анализатора входят 17, 18 и 19-е поля, в ядерную зону кожно-кинестетического анализатора — 3, 1, 2, частично 5-е поля; в ядерную зону звукового анализатора — 41, 42 и 22-е поля, из них первичными полями являются 17, 3 и 41-е. Остальные — вторичные. Первичные поля коры по своей цитоархитектонике принадлежат к кониокортикальному или пылевидному типу коры, которая характеризуется широким 4-м слоем с многочисленными мелкими зерновидными клетками. Эти клетки принимают и передают пирамидным нейронам 3-го и 5-го слоя импульсы, приходящие по афферентным проекционным волокнам из подкорковых отделов анализаторов.
Так, первичное 17-е поле коры содержит в 4-м слое крупные звездчатые клетки, откуда импульсы переключаются на пирамидные клетки 5-го слоя (клетки Кахала и клетки Майнерта). От пирамидных клеток первичных полей берут начало нисходящие проекционные волокна, поступающие в соответствующие двигательные «центры» местных двигательных рефлексов (например, глазодвигательных). Эта особенность строения первичных корковых полей носит название «первичного проекционного нейронного комплекса коры». Все первичные корковые поля характеризуются топическим принципом организации («точка в точку»), согласно которому каждому участку рецепторной поверхности (сетчатки, кожи, кортиевого органа) соответствует определенный участок в первичной коре, что и дало основание называть первичную кору проекционной. Однако величина зоны представительства того или иного рецепторного участка в первичной коре зависит от функциональной значимости этого участка. Так, область fovea представлена в 17-м поле коры значительно больше, чем другие области сетчатки. Первичная кора организована по принципу вертикальных колонок, объединяющих нейроны с общими рецептивными полями. Первичные корковые поля непосредственно связаны с соответствующими реле-ядрами таламуса. Функции первичной коры состоят в максимально тонком анализе различных физических параметров стимулов определенной модальности, причем клетки-детекторы первичных полей реагируют на соответствующий стимул по специфическому типу (не проявляя признаков угашения реакции по мере повторения стимула).
Вторичные
корковые поля по своей цитоархитектонике
характеризуются большим развитием клеток,
переключающих афферентные импульсы 4-го
слоя на пирамидные клетки 3-го слоя, откуда
берут свое начало ассоциативные связи
коры. Этот тип переключений носит название
«вторичного проекционно-ассоциационного
нейронного комплекса». Связи вторичных
полей коры с подкорковыми структурами
более сложны, чем у первичных полей. Ко
вторичным полям афферентные импульсы
поступают не непосредственно из реле-ядер
таламуса, а из ассоциативных ядер таламуса
(после их переключения). Иными словами,
вторичные поля коры получают более сложную
переработанную информацию с периферии,
чем первичные. Вторичные корковые поля
осуществляют синтез раздражителей, функциональное
объединение разных анализаторских зон,
принимая непосредственное участие в
обеспечении различных гностических видов
психической деятельности.
Третичные поля коры задних отделов больших полушарий находятся вне «ядерных зон» анализаторов. К ним относятся верхне-теменная область (поля 7-е и 40-е), нижне-теменная область (39-е поле) – средневисочная область (поле 21-е и частично 37-е) и, зона ТРО – зона перекрытия височной (temporalis), теменной (parietalis) и затылочной (occipitalis) коры (поля 37-е, частично 39-е). Цитоархитектоника этих зон определяется в известной степени строением соседних ядерных зон анализаторов. Для третичных полей коры характерен «третичный ассоциативный комплекс», т.е. переключение импульсов от звездчатых клеток 2-го слоя к клеткам 3-го слоя (средним и верхним подслоям). Третичные поля не имеют непосредственной связи с периферией и связаны лишь с другими корковыми зонами. Функциональное значение третичных полей коры многообразно. С их участием осуществляются сложные надмодальностные виды психической деятельности — символической, речевой, интеллектуальной. Особое значение среди третичных полей коры задних отделов больших полушарий имеет зона ТРО, обладающая наиболее сложными интегративными функциями.
Третий структурно-функциональный блок мозга — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности — включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и большим числом двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора со всеми ее корковыми и подкорковыми связями. Как уже говорилось выше, медиальные и базальные отделы коры лобных долей входят в состав первого энергетического блока мозга. Кора лобных долей мозга занимает 24% поверхности больших полушарий. В лобной конвекситальной коре выделяют моторную кору (агранулярную — 4-е, 6-е поля и слабо-гранулярную — 8-е, 44-е, 45-е поля) и немоторную (гранулярную — 9-е, 10-е, 11-е, 12-е, 46-е, 47-е поля). Эти области коры имеют различное строение и функции. Моторная агранулярная лобная кора составляет ядерную зону двигательного анализатора и характеризуется хорошо развитым 5-м слоем — слоем моторных клеток-пирамид.
В 4-м первичном поле двигательного анализатора, построенном по самототопическому принципу, различные участки поля иннервируют различные группы мышц на периферии. В 4-м поле представлена вся мышечная система человека (и поперечно-полосатая и гладкая мускулатура). Раздражая различные участки 3-го и 4-го поля, У. Пенфилд уточнил конфигурацию «чувствительного» и «двигательного человечка» — зон проекции и представительства различных мышечных групп. «Двигательный человечек» имеет непропорционально большие губы, рот, руки, но маленькие туловище, ноги в соответствии со степенью управляемости тех или иных групп мышц и их общим функциональным значением. В 5-м слое 4-го поля содержатся самые большие клетки ЦНС — моторные клетки Беца, дающие начало пирамидному пути. В 6-м и 8-м полях коры 5-й слой — менее широк, но по типу своего строения (наличию пирамид в 5-м и 3-м слоях) эти поля также относятся к моторным агранулярным корковым полям. 44-е поле (или «зона Брока») имеет хорошо развитые 5-й и 3-й слой, моторные клетки которых управляют оральными движениями и движениями речевого аппарата. Прецентральная моторная и премоторная кора (4, 6, 8-е поля) получает проекции от вентролатеральных ядер зрительного бугра; префронтальная конвекситальная кора является зоной проекции мелко-клеточной части ДМ (дорсомедиального) ядра таламуса. В прецентральной (моторной) и премоторной коре берут начало пирамидный и экстрапирамидный пути. Эти области коры тесно связаны с различными базальными ганглиями: стрио-паллидарной системой, красным ядром, люисовым телом и другими подкорковыми звеньями экстрапирамидной системы. Префронтальная конвекситальная кора связана многочисленными связями с корой задних отделов больших полушарий и с симметричными отделами коры лобных долей другого полушария. Таким образом, многочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи конвекситальной коры лобных долей мозга обеспечивают, с одной стороны, возможности переработки и интеграции самой различной афферентации, с другой — осуществления различного рода регуляторных влияний. Анатомическое строение третьего блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании и контроле за протеканием психических функций, в формировании замыслов и целей психической деятельности, в регуляции и контроле за результатами отдельных действий, деятельности и поведения в целом. Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р. Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной опосредованной речью осознанной психической деятельности осуществляются с обязательным участием всех трех блоков мозга.
Как известно, согласно современным психологическим представлениям, каждая психическая деятельность имеет строго определенную структуру: она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов, которые затем превращаются в определенную программу деятельности, включающую «образ результата» и представление о способах реализации программы, после чего продолжается в виде фазы реализации программы с помощью определенных операций. Завершается психическая деятельность фазой сличения полученных результатов с исходным «образом результата». В случае несоответствия этих данных психическая деятельность продолжается до получения нужного результата. Эта схема (или психологическая структура) психической деятельности, в соответствии с моделью «трех блоков», может быть соотнесена с мозгом следующим образом.
В первичной стадии формирования мотивов в любой сознательной психической деятельности (гностической, мнестической, интеллектуальной) принимает участие преимущественно первый блок мозга. Первый блок мозга обеспечивает также оптимальный общий уровень активности мозга и избирательные, селективные формы активности, необходимые для осуществления конкретных видов психической деятельности. Первый блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание «успеха-неуспеха»). Стадия формирования целей, программ связана преимущественно с работой третьего блока мозга так же, как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия деятельности осуществляется преимущественно с помощью второго блока мозга. Поражение любого из трех блоков (или поражение каких-либо отделов этих блоков) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации. Данная общая схема функционирования мозга как субстрата сложных сознательных форм психической деятельности находит конкретное подтверждение при нейропсихологическом анализе нарушений различных высших психических функций, возникающих вследствие локальных поражений головного мозга.
turboreferat.ru
СТРОЕНИЕ И МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВПФ) — КиберПедия
В отечественной нейропсихологии психические функции, рассматриваются как функциональные системы, которые не могут локализоваться в узких ограниченных участках мозга. Для их осуществления необходимы “сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга” (А.Р.Лурия, 2002, с.77).
Таким образом, вывод, касающийся локализации психических функций можно сформулировать следующим образом. Материальной основой для любой психической функции является “весь мозг в целом, но мозг как высокодифференцированная система, обеспечивающая различные стороны целого” (А.Р. Лурия, 1969,с.34).
Поскольку каждый участок мозга вносит дифференцированный вклад в работу функциональной системы, то вопрос о локализации превращается в вопрос не о том, где локализуется психическая функция, а о том, как локализуются отдельные части, звенья целой функциональной системы и каков вклад каждого звена в осуществление психической функции. В нейропсихологии «собственная функция» каждой зоны мозга и вклад, вносимый ею в обеспечение психических функций, описывается с помощью термина «нейропсихологический фактор».
Нарушение работы каждой зоны мозга (разная локализация мозгового повреждения) будет приводить к страданию разных компонентов психической функции, и проявляться в разных симптомах ее нарушения.
Для установления соотношения симптома и локализации А.Р. Лурия разработал процедуру синдромного анализа, опирающуюся на качественную квалификацию симптома, т.е. “детальный анализ психологической структуры возникающего нарушения”, позволяющую выявить те ближайшие причины и тот нейропсихологический фактор, которые лежат в основе распада функциональной системы (А.Р. Лурия, 2002, с.77).
Нейропсихологический синдромный анализ состоит из ряда этапов:
1. выявление симптомов нарушения разных психических функций;
2. квалификация симптомов, то есть анализ психологической картины наблюдаемых симптомов, выявление их первичного или вторичного характера;
3. определение первичного дефекта, поиск нейропсихологического фактора, объединяющего выявленные симптомы в нейропсихологический синдром;
4. определение локализации мозгового повреждения в соответствии с обнаруженным фактором.
Системная организация психических процессов проявляется в том, что каждый раз нарушение функциональной системы носит специфический характер, оно зависит от того, какой дефект является первичным, какие системные следствия он вызвал. Эта специфика описывается с помощью понятий «первичные нарушения», «вторичные или системные следствия нарушения», «функциональные перестройки или третичные следствия нарушения».
«Первичный симптом» – нарушение психической функции, непосредственно связанное с поражением определенного участка мозга, вносящего определенный вклад в работу функциональной системы, иными словами, нарушение психической функции, связанное с выпадением определенного фактора.
«Вторичный симптом» – нарушение психической функции, возникающее как системное следствие первичного дефекта по законам их системных связей.
«Третичный (или компенсаторный) симптом» – изменение в работе психической функции, связанное с функциональной перестройкой патологически работающей системы (Лурия А. Р., 1969).
Основные виды нейропсихологических факторов можно классифицировать в соответствии с концепцией трех функциональных блоков мозга (А.Р.Лурия, 2002).
1 блок – регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга выполняет функцию общей, генерализованной и избирательной, специфической активации всего мозга и отдельных мозговых структур. Материальным субстратом этого блока мозга выступают структуры ретикулярной формации подкорковые образования и медиальные отделы лобной и височных областей мозга.
Работа различных структур этого блока мозга отражается в нейродинамических характеристиках психических процессов.
2 блок — приема, переработки и хранения информации выполняет функцию приема и сохранения информации, поступающей от разных анализаторных систем, и занимает задние отделы мозга. На уровне коры представительство каждой модально-специфической системы включает в свой состав первичные, вторичные и третичное поля. Функцией первичных (ядерных, проекционных) полей, в которые по проводящим путям поступает информации от рецепторов, является отображение физических параметров стимулов.
Функция вторичных (гностических) полей заключается в синтезе поступающей из первичных полей информации в целостный, перцептивный образ соответствующей анализаторной системе модальности.
Третичное поле или задняя ассоциативная область находится на стыке теменной, височной и затылочной областей. В функцию этого поля входит синтез информации, идущей от разных анализаторных систем, результатом которого становится полное отображение и речевое опосредование окружающей субъекта действительности во всех ее связях и отношениях.
Работа различных структур этого блока мозга связана с нейропсихологическими факторами, обеспечивающими модально-специфические, пространственно-временные и символические (речевые) синтезы поступающей информации.
3 блок— программирования, регуляции психической деятельности и контроля ее протекания выполняет функцию организации и регуляции поведения человека. Префронтальные отделы (передняя ассоциативная область) связаны с формирование программ психической деятельности.
Премоторная и моторная области обеспечивают координированные и целенаправленные действия в окружающем мире в ответ на поступающую информацию. Премоторная область выполняет функцию вторичной моторной коры, отвечая за правильную последовательную реализацию целостных действий в соответствии с общей программой деятельности.
Моторная область (первичная моторная кора) работает по соматотопическому принципу и адресует нервные импульсы конкретным группам мышц для выполнения тех или иных операций.
Осуществление деятельности контролируется на основе обратных афферентаций, которые сопоставляются с исходной программой и при необходимости регулируется за счет внесения изменений в эту программу.
Работа различных структур этого блока мозга связана с нейропсихологическими факторами, обеспечивающими программирование, контроль, регуляцию выполняемой психической деятельности, включая серийную организацию движений и действий.
Для осуществления любого вида психической деятельности необходима совместная работа всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в целостное поведение. Нарушения психических функций могут возникать, таким образом, при поражении структур каждого их трех блоков мозга и проявляться в виде симптомов, отражающих «собственные функции» этих блоков.
В неврологической и нейропсихологической литературе также получил широкое распространении термин «когнитивные расстройства», применяемый как зонтичное понятие, указывающее на общее снижение познавательных способностей при различных поражениях головного мозга, приводящее к изменению функционального статуса пациента.
cyberpedia.su
Локализация Высших Психических Функций — это… Что такое Локализация Высших Психических Функций?
- Локализация Высших Психических Функций
- Локализация высших психических функций — теоретический концепт, выражающий собой более или менее однозначное соответствие определенных участков мозга и психических процессов. Проблема связи психики — и мозга ставилась еще в труд
Психологический словарь. 2000.
- Лозоискательство
- Локк Дж. Отрывки
Смотреть что такое «Локализация Высших Психических Функций» в других словарях:
локализация высших психических функций — (от лат. localis местный) отнесение высших психических функций к конкретным мозговым структурам (см. мозг). Проблема Л. в. п. ф. разрабатывается нейропсихологией, нейроанатомией, нейрофизиологией и др. История изучения Л. в. п. ф. восходит к… … Большая психологическая энциклопедия
Локализация высших психических функций — Исторически сложилась в дискуссиях между локализационизмом и эквипотенциализмом. В советской нейропсихологии концепция Л.в.п.ф. разработана А.Р. Лурия и его школой. Базируется на понимании психических функций как сложных системных образований, а… … Толковый словарь психиатрических терминов
Локализация высших психических функций динамическая — (лат. localis греч. dynamikos относящийся к силе, сильный) теория А.Р.Лурия, согласно которой материальным субстратом психологических функций являются сложные нейропсихологические структуры, образованные путём системной интеграции активности… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ДИНАМИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — множество высокоспециализированных отделов мозга (субстрата психических функций, работающего как единое целое), каждый из которых выполняет свою специфическую роль, обеспечивает не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те… … Психомоторика: cловарь-справочник
восстановление высших психических функций — (восстановление высших психических функций) раздел нейропсихологии, посвященный изучению механизмов и методов восстановления функций психических высших, нарушенных вследствие поражений локальных мозга головного. На базе представлений об… … Большая психологическая энциклопедия
ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — см. Локализация высших психических функций, Лурия А. Р. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко … Большая психологическая энциклопедия
локализация функций в коре больших полушарий — психофизиологическая концепция, обосновывающая соотнесение высших психических функций с определенными участками головного мозга. Причем непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ДИНАМИЧЕСКАЯ — согласно теории системной динамической локализации высших психических функций мозг рассматривается как субстрат, состоящий из дифференцированных по своим функциям отделов и работающий как еди ное целое … Психомоторика: cловарь-справочник
функция психическая высшая: локализация — отнесение функций психических высших к конкретным мозговым структурам. Представители узкого локализационизма рассматривали психологические функции как единые, неразложимые на компоненты «психические способности», реализуемые ограниченными… … Большая психологическая энциклопедия
нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга (см. компенсация… … Большая психологическая энциклопедия
dic.academic.ru