Мужчина татарин отношение к женщине: Татарские мужчины по отношению к женщине

Статья Психология — Особенности семейных отношений в татарских семьях

И. Г. Дорошина

Пензенская государственная технологическая академия,

г. Пенза, Россия

 

Проблема рождаемости в нашей стране на сегодняшний день является одной из важнейших. Демографический спад обусловлен многими причинами: низким уровнем жизни, отсутствием уверенности в завтрашнем дне, невозможностью иметь собственное жилье, увеличением случаев бесплодия и т.д. Но как доказывают ученые, вымирает не только нищая Россия, но и благополучная Европа. В то же время одним из самых плодовитых народов России являются татары, живущие в тех же самых неблагоприятных социально-экономических условиях. Эти факты позволяют нам предположить, что демографический кризис обусловлен в первую очередь этнопсихологическими особенностями семей. Рождение и воспитание ребенка требует наличия стабильной семьи, желающей детей и умеющей их воспитывать. Естественно, молодая семья вряд ли может обладать соответствующим собственным опытом, поэтому ей может помочь опыт старших поколений. Взаимодействие между родственниками разных возрастных групп очень отличается в семьях разных народов. Так же является различным желание иметь детей или, наоборот, жить для себя.

Издавна татары строили семейную жизнь на основе Корана и шариата. Именно религия во многом послужила формированию татарской культуры, традиции. Вера всегда была объединяющим звеном, служила, помогала быть единым духом и телом перед многими тяготами, выпадавшими на долю народа. И по сей день именно вероисповедание не дает раствориться  татарам среди русскоязычного населения. Религия удерживает от размывания нравственных ценностей, что является необходимой нормой существования общества.

Семья всегда высоко ценилась и ценится татарами, а вступление в брак считается естественной необходимостью. В прошлом семья являлась единственной возможной формой полнокровного функционирования любого хозяйства, также гарантией обеспеченной старости. Среди татар, как и среди других народов, исповедающих ислам, вступление в брак считалось священной обязанностью мусульманина: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком»  [2. С. 147]. «Детей приучали жить законами шариата. В воспитании детей решающей была власть отца. Девочка с ранних лет слышала о том, что надо быть покорной мужу, «ибо повиновение ему равно повиновению богу», а мальчик знал, что ему предстоит быть господином над женой» [1. С. 57].

В прошлом на выбор брачного партнера у татар влияло экономическое соображение: семье нужна невестка – работница, способная к деторождению. Основной формой заключения брака был брак по сватовству. Основные требования, согласно традициям, предъявляемые к невесте, сохраняются  поныне. Она должна обладать добрым характером и трудолюбием, а также с глубоким почтением относиться к родителям мужа. При выборе невесты обязательно обращали внимание на её трудовые навыки, за которыми наблюдали во время участия девушки в сезонных работах. На этом основании судили о трудолюбии потенциальной невестки. Иметь невестку и продолжать хлопотать по хозяйству считалось недостойным для свекрови. Недопустимым считалось, если невестка вставала утром позднее свекрови. Она не могла сидеть без дела, в то время как свекровь занималась хозяйством. Главной заботой свекрови было соблюдение обычаев и традиций в семье, а также присмотр за детьми.

Свободное общение молодежи у татар было несколько стеснено нормами шариата. Несмотря на это, юноши и девушки всегда находили возможность встретиться – во время уборки урожая или сенокоса, у родника, куда девушки ходили за водой. Юноши,  решившиеся жениться, специально ездили в поисках невесты в соседние деревни, к родственникам или друзьям. Существовал даже особый термин для таких поездок (высмотреть девушку). В честь приезжего юноши собирались на девичьи или молодежные игры на околице или устраивали «аулак», т.е. молодежные посиделки. Такие посиделки были порою единственной легальной формой молодежных встреч. Строгие нормы шариата запрещали вольности между влюбленными. К тому же воспитание самих девушек закрепляло в их сознании нежелательность излишне бойкого общения с молодыми людьми. Это могло сойти за легкомысленность. И речи не было о разрешении интимных отношений, ведь даже лишняя улыбка девушки могла нанести вред её репутации.

«Брачный возраст» для девушек был 16–17, иногда 14–15 лет или даже 12–13 лет. Для юношей нормальным возрастом для брака считались 16–18 лет, мужу полагалось быть старше жены на 3–5 лет.

Среди критериев брачного выбора немаловажное (если не первостепенное) значение имела и имеет социальная и национальная принадлежность жениха и невесты. При заключении брака обязательно обращали внимание на происхождение и родословную будущего семейного партнера. Такое же значение придавали здоровью: нет ли в роду хронических заболеваний. Жена должна была иметь чистое, хорошее происхождение – не была бы незаконнорожденной и дурного поведения; чтобы исполняла обряды мусульманской веры, была девственна; если вдова и разведенная женщина, чтобы была в состоянии иметь детей. При рассмотрении всех сторон родословной двигало стремление сохранить и укрепить будущее поколение, поэтому не удивительна щепетильность в вопросах здоровья рода, с которым собирались породниться. У татар, как у многих других народов, существует обычай соблюдения старшинства среди братьев и сестер при вступлении в брак, который сохраняется за редким исключением до сих пор. Поселение молодых у мужа или у его родителей было характерным явлением, отступление от нормы считалось позором. В народе недаром говорили: «Йортка кергенче – утка кер» (дословно: «Лучше войти в огонь, чем зятем в дом»).

Традиционная татарская семья моногамна и основана на патриархальных принципах; для женщин существовал обычай избегать мужчин. Главной особенностью патриархальной семьи является резкое разделение полов по их социальным и социально-психологическим функциям. Разница в поведении полов настолько очевидна, что можно говорить о формировании мальчиков и девочек, юношей и девушек в двух мало соприкасающихся, почти параллельных мирах.

Брак в исламе рассматривается как естественные узы между мужчиной и женщиной. С самых истоков ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения – это источник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение к женам, что говорится в высказываниях Пророка Мухаммеда.

Брак в патриархальной семье рассматривается как завершающий акт в воспитании молодого поколения, который должен способствовать укреплению семьи и рода в целом, поэтому роль родителей, семьи в момент выбора жениха и невесты является определяющей.

Была еще одна мрачная сторона брака, порождавшая нередко истинные традиции. Браки между приверженцами разной веры запрещались, один из них должен был сменить вероисповедание. Были случаи добровольного ухода, когда одна из родственных сторон не соглашалась с выбором сына или дочери. Молодые уходили к родителям, принявшим их сторону, порывая все связи с другой стороной. По истечению года или по случаю рождения первенца родители с обеих сторон должны были встретиться и признать родственников, а брак детей считать действительным. Также в случае насильственного похищения невесты, родители невесты должны были признать родню и брак детей после рождения ребенка.

После заключения брака жена переходила не только во власть, но и на иждивение своего супруга. Родители невесты не вмешивались во взаимоотношения молодых, более того, они ориентировали дочерей на покорность мужьям даже в тех случаях, когда взаимоотношения в семье бывали сложными. Женщина не могла по своему усмотрению покинуть дом мужа и уйти к родителям или родственникам. Разводы у татар случались крайне редко, инициатива исходила обычно от мужчины. При разводе он возвращал ту часть калыма, которая предназначалась на ее содержание. Женщина могла забрать с собой свои личные вещи.

Тезис о приниженном положении женщин, при тщательном анализе этого вопроса, мог бы стать поводом для дискуссии. Фактически роль женщины в семье часто оказывалась совсем не такой, как можно себе представить, рассматривая внешнюю сторону семейного мусульманского права, которая проявлялась в отсутствии права выбора жениха, в выдаче замуж несовершеннолетних, в тяжелом положении в семье жены, снохи, в меньшей доле при разделе имущества, в запрете ходить с открытым лицом на улице. Об этом свидетельствует роль и место старейшей женщины  в большой семье или матери главы семьи  в малой. И, наконец, власть старшей жены над младшими, если мужчина имел несколько жен. В конце XIX века случаи многоженства у татар были довольно редким явлением. В отдельных случаях мужчина мог позволить себе иметь двух жен. Чаще всего это делали зажиточные крестьяне и богатые горожане.

Вся полнота власти сосредоточивалась у главы семьи, обычно им был старший мужчина – дед, отец, брат. Он определял внутренний распорядок жизни семьи, мог вмешаться в личные дела и отношения взрослых членов семьи, имел решающее слово при выборе жениха или невесты.  Обязанности, как правило, справедливо разделены между членами семьи. Но в принципе по-разному, конечно, бывает, но в современных татарских семьях действительно муж и жена играют, скорее, роль равноправных партнёров, что зачастую нехарактерно для многих других мусульманских народов.

Вплоть до конца XIX в. общинные и семейные, родственные отношения в ос­новном регулировались народными обычаями (адат) в сочетании с нормами брачно-семейного права или свода мусульманских законов (шариата). Действовали характерные для всех татар правила родственной помощи, а также соседского права, по которому сосед приравнивался к родственнику. Татарам и по сей день свойственно сохранение родственных и соседских связей. В условиях социально-экономических и финансовых затруднений, которые испытывает основная масса населения в современности, поддержание таких связей становится актуальным.

Мусульманское право окружено предрассудками, в исламе разрешена полигамия, женщина носит одежду, полностью скрывающую наиболее привлекательные места ее тела, некоторые лимиты в ее поведении вызывают волну непонимания и даже осуждения со стороны немусульман, ведь все это так контрастирует с нравами и правилами нашей современной, повседневной жизни. Чтобы понять эти особенности мусульманского  брачно-семейного права, надо заглянуть «за ширму» мусульманской семьи, и тогда можно увидеть, что она из себя представляет в действительности.

Моральные и этические нормы шариата запрещают посторонним мужчинам и женщинам смотреть друг на друга. Мужчинам запрещено смотреть даже на волосы посторонней женщины, не говоря уж о лице или руках, на которые нельзя ни просто взглянуть, ни, конечно, полюбоваться. Причем мусульманину разрешается смотреть на лицо и руки «женщины священного писания» (христианки или иудейки), но, не нарушая законы шариата, он не может видеть другие части тела христианки или иудейки. А от мусульманок шариат требует закрыть тело и волосы от посторонних мужчин, желательно и от несовершеннолетних мальчиков, которые «отличают хорошее от плохого». (В шариате часто употребляется это выражение в отношении несовершеннолетних мальчиков. При этом имеются в виду мальчики, уже что-то знающие об интимных отношениях полов.)

При бракосочетании, если муж ставит условие, что женится на девственнице, и если выясняется, что это не так, он имеет право расторгнуть брак. Если мужчина за неимением жены нарушил запрет ислама, т.е. имел интимные отношения с женщиной, шариат требует, чтобы он женился на ней.  Учитывая легкость мусульманского развода, это требование шариата не создает никаких хлопот для мужчины. Однако с точки зрения мусульманской этики такой поступок может иметь неприятные последствия как для мужчины, так и для женщины, особенно если он станет известен посторонним, а именно – общественное порицание, которое может повлечь отказ от вступления в брак с таким человеком.

В мусульманском обществе брак, сопровождающийся рождением детей, является религиозной обязанностью, а безбрачие – прискорбным состоянием. Коран допускает, чтобы верующий имел одновременно четырех жен. В суре Корана, которая называется «Женщины», сказано: «Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах – и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной…»

Социально-экономические нужды занимают главное место в правовых нормах шариата, касающихся брачно-семейных отношений.

Жена обязана:

·      жить в доме мужа;

·      допускать его к половому общению с собою в подобающем месте и в надлежащее время, сообразуясь с требованиями приличия и здоровья;

·      подчиняться его приказаниям, если они не безрассудны;

·      строго соблюдать супружескую верность с момента подписания брачного договора, не зависимо от того, был ли уплачен махр или нет;

·      избегать предосудительной близости с посторонними мужчинами;

·      не показываться без уважительных причин в публичных местах;

·      без разрешения мужа жена не имеет права ни приобретать имущества, ни нанимать прислуги. Следует отметить, что непослушная жена не может претендовать на содержание ее мужем в течение всего срока, пока она не подчиняется его воле.

В случае невыполнения женою указанных требований муж может развестись с ней и отказать ей в содержании. Непокорную жену муж в праве лишать свободы и после увещеваний подвергать легким телесным наказаниям.

Муж обязан:

·      содержать взрослую жену сообразно со своим и ее состоянием, а при неравенстве условий – по среднему расчету. Муж содержит жену в постоянном браке, после дачи развода по желанию мужа, при разводе в случае беременности жены. Отлучка мужа из дома на срок 6 месяцев и отказ содержать жену на протяжении того же срока являются поводом для развода;

·      если у мужа более одной жены, то он обязан дать каждой отдельное спальное помещение, имеющее свой отдельный выход во двор, и по возможности равно делить между ними свое имущество, обращаясь с ними одинаково и в других отношениях;

·      в случае отказа мужа от брачного сожительства, жена может обратиться к народному судье, который, впрочем, действует на супругов одним лишь увещанием;

·      муж обязан позволять жене посещать ее родителей раз в неделю, детей от прошлого брака – посещать их достаточно часто, а также позволять ей посещать и принимать ее собственных родных;

·      Муж не подвергается взысканию (ни гражданскому, ни уголовному) за несоблюдение супружеской верности, за исключением случая содержания в одном доме с женой наложницы-язычницы. Это может быть рассмотрено как оскорбление религиозного чувства жены, составляющее акт «жестокости», в широком смысле этого слова, оправдывающее жену за нежелание жить с мужем и предоставляющее ей право требовать от него содержания, несмотря на отказ жить с ним;

·      муж должен хорошо относиться к жене и обращаться с ней так, как того требуют обычаи;

·      муж обязан покупать жене различную одежду для лета и зимы, для ношения днем и ночью, а также все необходимое белье, одеяло, подушки, ковры и т.д.

Развод по мусульманскому праву, в отличие от многих других светских и религиозных законодательств мира, отличается своей поразительной легкостью и отсутствием каких-либо формальностей. Поразительно то, что ислам так ревностно борющийся против безбрачия и монашества, создает очень легкие условия для расторжения брака и разрушения семьи.

В деле развода мужчина более свободен в своих действиях, чем женщина, хотя формально аналогичное право дается и последней. Единственные условия, которые шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись, – он должен быть в здравом уме и никем не принуждаем к разводу. Женщина, получившая развод, как и вдова, не может сразу выйти замуж. Шариат устанавливает следующие правила: сразу после развода может выйти замуж женщина, которой не исполнилось девяти лет, и вдова старше 50 лет, так как считается, что женщины ни в том, ни в другом возрасте не могут иметь детей и потому им не требуется ожидать истечения после разводного срока, установленного шариатом [3].

Традиционно татары стремились всегда иметь как можно больше детей, а именно мальчиков, как продолжателей рода, надежную опору в старости, как рабочую силу для ведения хозяйства. Многодетные семьи встречали одобрение в обществе. Многодетность была естественным явлением в татарских семьях. Средняя численность индивидуальной семьи составляла 8–10 человек. И современная татарская семья считает, что в семье должны быть дети. Но сейчас очень много семей, где женщина по тем или иным причинам не может иметь детей. Эти супруги берут на воспитание чужих детей из детских домов, а чаще всего из родильных домов, где от младенцев отказываются женщины, или есть случаи, когда берут новорожденного ребенка из родственной многодетной семьи. При этом считается, что бог воздаст за благой поступок, семья будет прочная, таких родителей уважают в обществе, тепло отзываются и стараются помочь советом и делом. Татары всегда считали, что женщина должна рожать, а нерожающая женщина становилась объектом пересудов, сплетен окружающих. О таких женщинах говорили, что они «пустоцветы».

Основные принципы традиционного семейного этикета, строившегося на безупречном уважении и почитании старших младшими, родителей детьми, трудолюбии сохраняются в большинстве татарских семей. Особым уважением пользуются дедушка и бабушка (бабай, эби). Их спальные места располагаются в передней (гостевой) части дома, а во вре­мя общей трапезы они сидят на почетных местах. Более успешна передача народных традиций, национального самосознания  («Мы – татары», «Мы – трудолюбивый и поэтому преуспевающий народ») происходит в трехпоколенных семьях, где главную роль играет пожилое поколение – бабушки и дедушки.

Важнейшей функцией современной семьи остается воспитание детей. Недаром татары говорят: «Балалы ей – базар, баласыз ей – мазар» (дословно: «Дом с детьми – базар, дом  без детей – кладбище»).

Воспитание морально-нравственных качеств также считается одной из главных задач родителей, которые предостерегают своих детей от поступков, осуждаемых обществом. В этом родители руководствуются традициями, уходящими в глубокую древность, на которых были воспитаны все предшествующие поколения. Распределение ролей родителей в передаче детям народных традиций имеет свою специфику. Отцы в большей степени причастны к воспитанию национального самосознания, тогда как матери в основном передают особенность национальной культуры и быта на содержательном уровне. В современной семье сохраняется и традиция поддержки взрослыми его членами авторитета отца перед детьми.

К труду детей приучают с раннего возраста. Мальчики, как правило, выполняют работу, считающуюся мужской, а девочки во всем помогают матерям и ухаживают  за младшими братьями и сестрами.  В процессе труда дети не только воспринимают трудовые навыки, в них воспитываются такие нравственные качества, как чувство коллективизма, ответственности, долга, забота и внимание по отношению к окружающим, уважение к старшим.

Сохраняется и традиция соблюдения возрастного ранга между детьми: младшие дети должны слушаться старших братьев и сестер, которые в свою очередь должны оберегать младших и заботиться о них. У татар принято обращение к старшим братьям и сестрам, даже при небольшой возрастной разнице, не по имени, а с помощью звательных форм терминов родства: апа – старшая сестра, абый (абзий) – старший брат. Такие же формы обращения употребляются по отношению к братьям и сестрам родителей.

Ислам предписывает мужчинам заботиться о своих матерях, сестрах, дочерях и женах. Татары проявляют особое отношение к матери. В одном из достоверных хадисов (хадис – высказывание  пророка и сообщение его сподвижников о его учении и образе жизни) сказано, что «рай находится под ногами матери», а значит, отношение к матери определяет благополучие мужчины.

Традиционный характер носила опека над осиротевшими детьми. Осиротевшие дети не отдавались в детские дома. Заботу о них принимали на себя родственники, а иногда просто односельчане.

Татары очень гостеприимный народ. Вы никогда не уйдёте из татарской семьи без угощения. Это у них в крови. Татарский народ добрый, доброжелательный, чистоплотный: даже не имея бытовых условий, водопровода, ни одна татарская женщина не будет готовить, не причесавшись, не укрыв голову. Потом, честность всегда была свойственна татарину: даже во время войны никогда не было замков на домах. Предки татар – булгары – были земледельцами, отсюда, соответственно, трудолюбие. У большинства татар сохранилась коммерческая жилка, они всегда были лучшие «купи-продай», официанты. Татарам также свойственна преданность родству.

В процессе изменений в социально-политической жизни среди татарского населения влияние ислама упало. Вопросы семьи и брака перешли в ведение государственных органов. В наше время брак стал актом создания новой семейной ячейки на основе добровольного союза молодых, объединенных взаимной любовью и уважением. Отношения в современной татарской  семье более демократичные, они предполагают уважение личного достоинства каждого ее члена, но традиционный этикет в основном соблюдается. Семья выступает оплотом национального духа, символом незыблемости и сохранности семейных устоев, носителем высоких, нравственных и эстетических начал, хранительницей культуры традиций и языка.

Список использованной литературы:

1.    Аминов, А. М. Татарская и русская народная культура / А. М. Аминов. – Казань, 1998.

2.    Вагабов, М. В. Ислам и семья / М. В. Вагабов. – М., 1980.

Сюкияйнен, Л. Р. Мусульманское право и семейное законодательство стран Арабского Востока / Л. Р. Сюкияйнен. – М., 1984.

Как должен вести себя женатый татарин — starik319 — NewsLand

Только после женитьбы мужчина-татарин может считаться полноценным членом общества. Это негласное правило существует и сегодня среди тех семей Татарстана, которые стараются придерживаться своих национальных и религиозных традиций. И если светские татарские семьи уже почти не отличить от русских, то мусульманские татарские семьи диктуют жесткие правила поведения настоящего семьянина.

У татар есть негласное правило: мужчина считается полноценным человеком, ответственным членом общества только после того, как он женился. Существует в татарском языке и соответствующее выражение о мужчине после женитьбы: «башы булды» – «стал головой». То есть семья в татарской культуре сравнивается с телом человека, головой которого является мужчина – он думает и направляет всех остальных членов семьи.

Женитьба накладывает негласную обязанность на мужчину: коль уж ты женился, вся ответственность защиты семьи, материального её обеспечения ложится на тебя. И это не должно быть обузой. Ведь мужчина-татарин, становясь семейным человеком, всё равно что становится начальником фирмы, и управлять правильно делами в семье — не менее почетно, такой человек достоин не меньшего уважения.

Мужчина — глава семьи, поэтому, говорят татары, в большинстве семей, где сохранились традиции, царит патриархат. При этом такие семьи можно разделить на два типа — светские и религиозные.

Традиции светских татарских семей наиболее полно сохранились в деревнях. Там четко разграничены обязанности мужчины и женщины: муж занимается тяжелым физическим трудом, а на жене — весь домашний быт. При этом, отмечают эксперты, в отличие от, например, русских семейных мужчин, муж-татарин более активно настроен на защиту семьи и на её материальный достаток. На нём же в светской семье лежит воспитание детей – он держит их в строгости: не позволяет им много разговаривать в своем присутствии, учит их быть послушными, исполнительными и уважать взрослых. Он же должен следить за тем, чтобы жена содержала детей опрятными.

Экспертное мнение Диляра Ларина

семейный психолог, мусульманка, замужем, мать двоих детей

В татарских семьях мужчины более активные и напористые, чем, к примеру, в русских. Тут царит патриархат. Это трудолюбивые мужчины, хозяйственные, тяжелым физическим трудом добывают средства. Домашний быт на женщинах. И дети воспитываются в духе труда и работы. Мужчины в татарской семье нацелены именно на то, чтобы зарабатывать – он работает с утра до ночи, чтобы дать детям образование, чтобы они были воспитаны. У татар строго в этом плане: чтобы лишнего не сказал, был опрятным, взрослых уважал и маленьких не обижал.

Мужчина же поддерживает в семье традиции — праздники Сабантуй, Курбан-Байрам: как правило, он ведет свою семью на майдан, знакомит с другими людьми.

ВСЁ НА ЕГО ПЛЕЧАХ

В городской среде татарская светская семья в наши дни практически утратила все свои национальные особенности, говорят эксперты. Однако если в брак вступают татары, исповедующие ислам, то и мужчина, и женщина получают целый набор строгих правил, которым они должны следовать в семейной жизни. В такой семье обязанности мужчины регламентированы очень четко, ведь согласно представлениям мусульман, в загробной жизни перед Аллахом мужчина будет отвечать и за себя, и за свою жену.

Экспертное мнение Диляра Ларина

семейный психолог, мусульманка, замужем, мать двоих детей

В мусульманских семьях обязанности более строгие. Тут уже всё на плечах мужчины лежит. Ведь в загробной жизни перед богом он должен будет и за себя, и за жену отвечать. Он обеспечивает семью, одевает, кормит, дает образование своим детям.

Он не должен кричать на жену — он должен её воспитывать.

Жена имеет право совсем не работать, и даже если она захочет, муж может ей это запретить. Конечно, не во всех татарских религиозных семьях мужчина имеет возможность содержать семью, и иногда женщина, только получив на это благословение мужа, вынуждена идти работать. Но и в этом случае муж становится главным распорядителем денег — он решает, на что их нужно потратить в первую очередь.

По факту, большинство мужчин стремятся соблюдать и культурные традиции, которые в народе существуют, и нормы шариата. Но у них не всегда получается. В татарских семьях муж считает себя главным добытчиком, он стремится держать в руках основной источник дохода. Тем не менее, это далеко не всем удается. Многие жены тоже работают и зарабатывают. Но в религиозных семьях стараются сделать так, чтобы жены вообще не работали. Это было в татарских семьях и в советское время. Я знаю семью, где жена не работала и до сих пор не работает, хотя в СССР за безработицу была статья.

КАК ПАСТУХ В СЕМЬЕ

Часто в татарских семьях мужчина сосредотачивается только на заработке, забывая другие свои обязанности перед семьей. Однако ислам говорит, что муж также должен позаботиться о воспитании жены и детей.

Часто бывают перекосы, когда мужчина думает, что должен только материально обеспечивать семью. Но есть ещё и воспитание. Он – как пастух в своей семье, должен воспитывать свою жену и детей.

Причем эта забота распространяется и на образование жены. Муж в мусульманской семье, говорят татары, хочет, чтобы его жена посещала курсы, изучала различные науки, в основном связанные с исламом. Он сам выбирает ей занятия и оплачивает их — таким образом он заботиться и о своих детях, ведь именно на женщине в религиозной семье возложены основные функции по их воспитанию.

Экспертное мнение Диляра Ларина

семейный психолог, мусульманка, замужем, мать двоих детей

Мужчина следит, чтобы жена образовывалась, ведь только образованная женщина может воспитать достойных детей.

Если, например, он разрешает светское образование – она учится в вузе, если религиозное – то в группах, на курсах. В основном идут к учителю. При мечетях есть воскресные школы. При этом муж читает дома жене книги, они вместе разбирают какие-то отрывки. Благодаря этому женщина больше уважает мужчину, и дети тоже смотрят на папу как на мудрого человека и стремятся ему подражать.

Мужчина в такой семье играет роль мудрого и немного недосягаемого в представлении ребенка человека. Обязанностью своей татарские мусульмане считают также домашнее чтение духовных книг в кругу семьи.

Обязанности татарского мужчины — стать главой в семье, быть для нее гордостью и наглядным примером мужественности, ответственности, а для детей — авторитетом. Муж должен научить детей нашим обычаям – это в основном касается сыновей, а для дочерей основным учителем является мать.

ПОДАРИТЬ ЖЕНЕ РЕБЕНКА

В мусульманском браке, говорят татарки, мужчина старается быть снисходительным к женской природе. Его обязанность — поднимать жене настроение, шутить с ней, но так, чтобы не уронить своего достоинства. Коран предписывает мужчине использовать мягкую речь при общении с женщиной, терпеливо относиться к её легкомыслию. Кроме того, за хорошее поведение жены он обязан дать ей возможность родить детей. Надо понимать, что с появлением ещё одного ребенка на мужчину ложиться ещё больший груз ответственности. Любопытно, отмечают эксперты, что в Татарстане становится все больше многодетных татарских семей: если раньше нормой было иметь не меньше двух детей, то сегодня — минимум трех.

Мужчина уважительно относится к своей жене. Аллах говорит: будьте добры к своим женам. Это самое первое.

Очень часто последнее время, говорят религиозные деятели Татарстана, мужчины-мусульмане в республике заводят себе вторую, третью и даже четвертую жену. Хотя официально такие браки в РФ не фиксируются, в исламе все жены признаются равными, если с ними читается никах — мусульманский обряд венчания. В этом случае шариат прописывает мужу строго поровну делить между всеми женами свои материальные блага, свое внимание и любовь. Грубо говоря, если он купил квартиру одной жене, то второй и третьей он должен купить точно такую же; если он переночевал в доме одной жены, то следующую ночь обязан провести у другой жены.

Экспертное мнение Раис Сулейманов

исламовед, эксперт Института национальных стратегий

Муж должен всем уделять внимание, а не так, чтобы одну избрать в роли самой-самой, а к остальным изредка заходить. Эти требования в наших условиях очень трудно выполнять, поэтому позволить себе такую роскошь как многоженство могут либо богатые и здоровые мужчины, либо мужчины, которые будут нарушать нормы шариата, предписывающие мужу любить всех жен равно и содержать их.

ОПУСКАТЬ ВЗОР В ПРИСУТСТВИИ ЧУЖОЙ ЖЕНЫ

Примечательно, что за друзей и знакомых семьи в татарском религиозном браке (по негласному правилу) отвечает мужчина. После того, как он вводит в круг знакомых семьи новых людей, женской обязанностью становится поддерживать отношения с женами и детьми друзей. В татарской семье принято, чтобы мужчины и женщины общались отдельно и ужинали за разными столами. Делается это для того, чтобы между семейными людьми не возникло незаконного влечения.

Круг знакомств, друзей создает в семье тоже мужчина. Когда гости приходят, мужчина сам их встречает, с ними общается, и мужчины сидят отдельно от женщин, в домах есть так называемая женская половина. Чтобы потом не оказалось, что у кого-то завелись отношения.

Мужчина встречает гостей, проводит их в комнаты, и заводит беседу. Однако объятия, поцелуи — даже дружеские – мужчине запрещены. Более того, ему предписывается опускать взор при общении с чужой женой.

Если мужчина берет себе жену, то он законно может позволить себе ещё три жены. Но в присутствии других женщин он должен опускать свои взоры, как и женщина в присутствии других мужчин. Общение очень ограниченное. Если у мужчины есть жена, то он общается только с ней. Он должен держать дистанцию с другими женщинами. Если по работе, то, конечно, он вынужден разговаривать. Но при этом общение не должно вызывать желания. Он должен смотреть по своим силам, возможностям, может ли он противостоять своим чувствам или всё-таки ему не работать на такой должности.

Другая обязанность мужа – ревностно опекать свою жену от её же собственных плохих поступков, контактов с другими мужчинами. Впрочем, сильная ревность, говорят мусульманки, является природным качеством татарских мужчин.

Мой муж сразу сказал, что он человек очень ревнивый. Он не хочет, чтобы в моем телефоне были мужские имена, это провоцирует к агрессивным поступкам. В то же время это разумный, а не чрезмерный контроль. Конечно, он понимает, что я могу общаться по работе, с родными.

Поддержание отношений с родственниками — тоже лежит на плечах мужчины. Только с его разрешения жена может пригласить своих родителей в гости или сама поехать к ним. В то же время, даже если родители жены или его собственные не исповедуют ислам, он должен оказывать им почтение, общаться с ними.

Экспертное мнение Диляра Ларина

семейный психолог, мусульманка, замужем, мать двоих детей

Он должен приглашать родственников в гости и учитывать обе стороны. И даже если папа и мама не мусульмане, он должен их ценить и уважать, и почитать. Но, конечно, без разрешения мужа жена не может уехать к своим родителям.

Источник: http://smartnews.ru/regions/kazan/18208.html

1

11471

«В начале XX века татарки были самыми эмансипированными среди всех мусульманок России» — Реальное время.ру

09:00, 10.03.2016

Рождение татарского феминизма: разведенные лидеры, советский гинеколог в королевстве Сауд и первые женщины в рознице

Сегодня женщин можно найти практически в любой профессии – за прилавком в магазине, в школе, больнице, за рулем, в Раде, у токаря или на МКС. Сто лет назад это трудно было представить, особенно женщинам-мусульманкам. О том, как татарские женщины «выбивали» свои права, как менялось отношение народа к «женскому вопросу» — в статье историка Лилии Габдрафиковой.

Результат буржуазных реформ

Одной из наиболее острых проблем татарского общества конца XIX – начала XX вв. был «женский вопрос». Когда на Западе женщины требовали равных избирательных прав, мусульманки избавлялись от чапанов, открывали женские медресе и мечтали о моногамных семейных отношениях. Но многие моменты в женских движениях были схожи. В европейских странах долгое время сохранялось снисходительное отношение к женскому полу как к существам с ограниченными интеллектуальными возможностями. Мусульмане не учили женщин писать, полагая, что образованные девушки начнут писать заметки.

Пробуждение женского самосознания явилось результатом буржуазных реформ в России, модернизации всех сфер жизни, в том числе религиозно-нравственных норм. Так, в пору реформ женщины из более бедных слоев общества стали пополнять ряды мужчин-рабочих на фабриках и заводах. Их детей отправляли не в традиционные мактабы и медресе, а на фабрики и городские колледжи.

Дочери дворян и чиновников с конца XIX века учились в русских женских гимназиях, проявили себя в благотворительной деятельности. Домашнее образование получали в основном представители духовенства и купеческого сословия. В этот период они открыли свои женские школы и курсы. В Казани были школы Магруя Барудия, Магруя Музаффария, Лябибы Хусаиния, Фатихи Аитовой. Последняя школа в 1916 была преобразована в женскую гимназию. Это была первая татарская гимназия во всей России.


Женский журнал Söyembikä

Женская литература

Значительную роль в пропаганде идеи феминизма сыграли мужчины, особенно представители интеллигенции. На рубеже XIX-XX веков в татарской публицистике и литературе имел место «женский вопрос». Об этом много писали Исмаил Гаспринский, Ризаэтдин Фахретдин, Гаяз Исхаки, Фатих Амирхан.

Более того, писатели-мужчины брали женские псевдонимы, чтобы привлечь еще больше внимания к этой проблеме. Например, романист Г. Гафуров (Чыгтай) опубликовал свой рассказ «Тутам» («Моя тетя») в 1905 г. под авторством некой «Галимы».

Через некоторое время появилась литература, созданная на самом деле женщинами. В газетах и ​​журналах были специальные женские страницы. Иногда эти приложения редактировались женщинами. Как, например, Фатима Наурузова в уфимской газете «Тормыш». 19 октября13 марта в Казани началось издание женского журнала Söyembikä.

Сельское освобождение

Что касается сельской местности, то до 1914 года в татарских семьях существовало строгое разделение мужских и женских обязанностей. Женский мир, как правило, ограничивался работой по дому, а вся полевая и прочая работа оставалась прерогативой мужа.

Но татарки, жившие в центральных губерниях России, были другими. Мужчины этих уездов в основном занимались подобными ремеслами, выезжали на заработки в столицу и другие города. Поэтому женщины хорошо справлялись с левыми обязанностями, отличались более раскрепощенным поведением. Этому способствовало проживание в смешанной этнической среде. Неслучайно и первая женщина-врач (Разия Кутлуярова), и первая известная певица (Марьям Искандерова), и первая женщина-математик (Сара Соколова) были родом из Касимовского уезда Рязанской губернии.

Неустроенная личная жизнь феминисток

Эмансипация изменила традиционную женскую роль.

Мухлиса Буби, первая и единственная женщина-казий (судья) в Оренбургском мусульманском духовенстве, была разведенной дамой

Если обратиться к судьбам татарских феминисток, то у некоторых из них не сложились личные жизнь. Как правило, они были либо разведены, либо не женаты. Мухлиса Буби, первая и единственная женщина-казий (судья) в Оренбургском магометанском духовенстве, была разведенной дамой. Наряду с расторжением браков возникали конфликты с родителями: не все девушки подчинялись их воле. Во время Первой мировой войны, поссорившись с родителями, из дома сбежала поэтесса Захида Бурнашаева (Гиффет Туташ), будущая актриса Ашраф Синяева. Каждый из них вершил профессиональную судьбу по своему усмотрению.

Светские и религиозные споры

В дискуссиях по «женскому вопросу» светская интеллигенция выступала за полное раскрепощение татарских женщин, реформаторы и кадимисты, не отрицая значения женского образования, подчеркивали, что женщины должны находиться под мужской опекой.

Богослов Муса Бигиев не одобрял «слишком частое фигурирование женщин на собраниях, балах, балетах, фарсах, спектаклях, маскарадах, плясках», но приветствовал «как в высшей степени полезное явление присутствия женщин с открытое лицо в школах, университетах, храмах науки, на публичных собраниях».

С одной стороны, джадиды, как и кадимисты, принижали роль женщины в обществе, с другой — демонстрировали ее особый статус, потребность в защите.

Поссорившись с родителями, поэт Захида Бурнашаева (Гиффет Туташ) сбежала из дома во время Первой мировой войны

Самые эмансипированные мусульманки их деятельность вне дома (поле, завод, фабрика, торговля и другие сферы). Война значительно ускорила протекавшие в конце XIX века процессы эмансипации татарских женщин.

Если представители зажиточных семей в этот период завоевали видное место в политической и культурной жизни и тем самым решили свой «женский вопрос», то материально нуждающиеся женщины вышли на работу наравне с мужчинами и переопределили там свои гендерные роли. Война вынуждала женщин осваивать ранее неизвестные работы, например, в сельском хозяйстве, торговле. Были женщины-продавщицы. Татарские женщины-учительницы представляли значительную социально-профессиональную группу. Несмотря на работу мужчин в тылу, часть женщин в качестве медсестер отправлялась на фронт. Так, на Кавказском фронте пропала художница Хадича Акчурина.

К 1917 году работающая женщина, будь она врачом или учительницей, перестала восприниматься как предательница религиозных устоев. С 24 по 27 апреля 1917 года в Казани проходил Всероссийский съезд мусульманок. Делегаты приехали из разных регионов, также было еще 300 делегатов-женщин. Они поднимали вопросы равноправия мужчин и женщин, отмены многоженства и выкупа за невесту, права женщин на развод и другие социальные проблемы. Татарки не только участвовали в женских съездах, но и стали участвовать в других общественных собраниях. В этот период председателем Уфимской городской думы был избран певец Абруй ​​Сайфи. Она была единственной женщиной, вошедшей в Национальное Законодательное Собрание – Милле Меджлис. Также в 1917 марта на Всероссийском мусульманском съезде в Москве Мухлиса Буби стала первой в мусульманской истории казый-женщиной (судьей).


Всероссийский съезд мусульманок в Казани, 1917 г.

В начале XX века татарки были самыми эмансипированными среди других мусульманок России. Они работали врачами, учителями, актрисами на Кавказе и в Средней Азии, они стали вдохновляющим примером для женщин-мусульманок в этих регионах. А еще в начале 1930-х годов гинеколог Амину Алимбекову направили работать врачом во Дворец короля Саудовской Аравии по предложению Наркомздрава СССР. Все это было плодом большой работы по «женским вопросам», проводившейся в татарском обществе задолго до революционного 19-го года.17.

Феминизм у татар во многом был обусловлен стремлением самих мужчин иметь образованных и самостоятельных женщин, достойных представительниц татарской нации.

Лилия Габдрафикова

Справка

Габдрафикова Лилия Рамилевна – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Марджани Академии наук Республики Татарстан.

Программа DHS — Анкеты DHS

Обследования DHS собирают первичные данные с использованием четырех типов типовых вопросников. Анкета домохозяйства используется для сбора информации о характеристиках жилой единицы домохозяйства и характеристиках обычных жителей и посетителей. Он также используется для выявления членов домохозяйства, имеющих право на индивидуальное собеседование. Затем отвечающие критериям респонденты опрашиваются с использованием индивидуального вопросника для женщин или для мужчин . Биомаркер 9Анкета 0087 используется для сбора данных о биомаркерах у детей, женщин и мужчин. Для получения специальной информации по темам, не вошедшим в типовые анкеты, доступны дополнительные Модули анкет . Интервью проводятся только в том случае, если респондент дает добровольное информированное согласие.

На этой странице

  • Обзор анкет DHS
  • Темы вопросника домохозяйства
  • Темы вопросника для женщин
  • Анкета мужчины Темы
  • Темы анкеты по биомаркерам
  • Модули анкеты

Обзор типовых вопросников DHS

В большинстве страновых обследований собирается информация по основным демографическим темам и вопросам здравоохранения. В типовых вопросниках программы DHS особое внимание уделяется основным показателям и гибкости. В большинстве обследований МДИ лица, имеющие право на индивидуальное интервью, включают женщин репродуктивного возраста (15–49 лет) и мужчин в возрасте 15–49, 15–54 или 15–59 лет. Индивидуальные анкеты включают информацию о фертильности, смертности, планировании семьи, браке, репродуктивном здоровье, здоровье детей, питании и ВИЧ/СПИДе.

Некоторым странам требуется специальная информация по темам, не включенным в типовые вопросники. Чтобы удовлетворить эту потребность и достичь определенного уровня сопоставимости между странами, которым необходимо собирать такие данные, дополнительные модули вопросника охватывают различные дополнительные темы.

Кроме того, обычно добавляются вопросы по конкретной стране, соответствующие местным условиям и потребностям. Анкеты, используемые в одной стране, хотя и содержат по существу одну и ту же информацию, могут во многом отличаться от анкет, используемых в другой стране. Также важно понимать, что типовые анкеты со временем меняются. Типовые вопросники и модули вопросников менялись с каждым этапом DHS, и текущие вопросники DHS-8 существенно изменились по сравнению с теми, которые использовались на первом этапе DHS, проведенном в 1980-е годы.

В качестве дополнения к вопросникам DHS-8 был также разработан краткий итоговый документ, в котором освещается процесс пересмотра и новое содержание основных вопросников.

Темы Вопросника домохозяйства

Анкета домохозяйства содержит информацию по следующим темам:

  • Расписание домохозяйства: Для обычных членов домохозяйства и посетителей собирается информация о возрасте, поле, отношениях с главой домохозяйства, образование, оставление в живых родителей и место жительства, а также регистрация рождения.
  • Характеристики домохозяйства: Вопросы касаются источника питьевой воды, туалетов, топлива для приготовления пищи, активов домохозяйства и подверженности пассивному курению. Кулинарная соль проверяется на содержание йода. В районах с высокой распространенностью малярии задаются вопросы об использовании противомоскитных сеток.

Темы анкеты для женщины

Анкета для женщины содержит информацию по следующим темам:

  • Основные характеристики: Вопросы о возрасте, семейном положении, образовании, занятости, освещении в СМИ и месте жительства предоставляют информацию о характеристиках, которые могут оказать влияние демографическое поведение и поведение в отношении здоровья.
  • Репродуктивное поведение и намерения. Вопросы охватывают даты и статус выживания всех рождений, беременностей, которые не закончились живорождением, текущий статус беременности, предпочтения в отношении фертильности и будущие намерения каждой женщины в отношении деторождения.
  • Контрацепция: вопросы касаются знания и использования конкретных методов контрацепции, источника методов контрацепции, воздействия сообщений о планировании семьи, осознанного выбора и неудовлетворенной потребности в планировании семьи. Для женщин, не использующих противозачаточные средства, включены вопросы о знании источника контрацепции.
  • Дородовое, родовое и послеродовое наблюдение. В анкете собирается информация об антенатальном и послеродовом наблюдении, месте родов, присутствовавших при родах, массе тела при рождении и характере осложнений во время беременности для недавних родов.
  • Грудное вскармливание и питание: вопросы касаются методов кормления, продолжительности грудного вскармливания, потребления детьми жидкой и твердой пищи, а также добавок питательных микроэлементов.
  • Здоровье детей: вопросы касаются охвата иммунизацией, добавок витамина А, недавних случаев диареи, лихорадки и кашля у маленьких детей и лечения детских болезней.
  • Статус женщин: В анкете задаются вопросы о различных аспектах расширения прав и возможностей женщин, включая принятие решений, автономию, владение домами и землей, препятствия для получения медицинской помощи и отношение к домашнему насилию.
  • ВИЧ и другие инфекции, передающиеся половым путем: вопросы оценивают знания женщин о ВИЧ и других инфекциях, передающихся половым путем, источники их знаний о ВИЧ, знания о способах предотвращения заражения ВИЧ, тестировании на ВИЧ, стигматизации и дискриминации, а также сексуальном поведении высокого риска.
  • Предыстория мужа: замужних женщин спрашивают о возрасте, образовании и роде занятий их мужей.
  • Другие темы:  Вопросы изучают поведение, связанное с гигиеной окружающей среды, употреблением табака и медицинским страхованием.

Темы анкеты для мужчин

Анкета для мужчин похожа на Анкету для женщин, но короче. Он собирает информацию по следующим темам:

  • Исходные характеристики: вопросы о возрасте, образовании, статусе занятости, семейном положении, освещении в СМИ и месте жительства включены для предоставления информации о характеристиках, которые могут повлиять на поведение мужчин.
  • Репродукция: собираются данные о количестве детей, родившихся у мужчины за всю его жизнь, статусе выживания рождений, количестве женщин, от которых у него родились дети, дородовом уходе и родовспоможении для последнего ребенка, родившегося за предыдущие 3 года, и его знания о методах кормления детей с диареей. Также задаются вопросы о предпочтениях в отношении фертильности и будущих намерениях каждого мужчины в отношении деторождения.
  • Знание и использование противозачаточных средств: вопросы предназначены для определения знаний и использования конкретных методов планирования семьи. Мужчин также спрашивают об их подверженности сообщениям о планировании семьи как через средства массовой информации, так и от медицинских работников, о наиболее фертильных днях в женском цикле и об источниках презервативов (мужских и женских).
  • Занятость и гендерные роли: мужчин спрашивают об их работе и роде занятий, а также об их отношении к различным аспектам расширения прав и возможностей женщин, таким как принятие решений, деторождение, автономия женщин и насилие в семье.
  • ВИЧ и другие инфекции, передающиеся половым путем: вопросы оценивают знания мужчин о ВИЧ и других инфекциях, передающихся половым путем, источники их знаний о ВИЧ, знания о способах предотвращения заражения ВИЧ, тестировании на ВИЧ, стигматизации и дискриминации, а также сексуальном поведении высокого риска.
  • Другие проблемы со здоровьем: мужчин спрашивают о различных проблемах со здоровьем, таких как обрезание, инъекции, употребление табака, медицинская страховка, а также здоровье и уход за их детьми.

Темы анкеты по биомаркерам

Анкета по биомаркерам содержит информацию по следующим темам:

  • Антропометрия : Измерение роста и веса детей, женщин и мужчин для определения их статуса питания.
  • Анемия : Уровень гемоглобина в крови измеряют с помощью взятия образца капиллярной крови из пальца. Уровень гемоглобина используется для определения того, страдает ли респондент анемией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *