Мышление это в логике: Мышление как объект логики

Содержание

Мышление как объект логики

Имея в виду, что в рассуждении проявляется мышление, объектом логики следует признать мышление в целом,   под которым понимается высшая форма целенаправленного и систематизированного психического отражения окружающего мира.

Отражение — всеобщее свойство материи.  Все, что нас окружает, находится во взаимосвязи и взаимодействии. Вступая во взаимодействие, одно тело вызывает в другом соответствующее изменение. Воспроизведение особенностей воздействующего тела в изменениях другого, на которое осуществляется воздействие, составляет сущность отражения.  Изменение отражает форму, структуру, способ, интенсивность и другие особенности воздействия, по нему можно судить с той или иной степенью достоверности о том, какому воздействию подвергается данный объект. Эта возможность широко используется в разделе криминалистики, изучающей следы преступления.

Отражение может быть физическим (материальным) и психическим (идеальным).

Физическое отражение  имеет форму отпечатка (например отпечаток пальца), следа (след ноги), изменения формы или структуры (повреждение или разрушение) и т.

п.

Психическое отражение,  образующее основу мышления, принимает форму образа .  Отпечаток, след, изменение структуры — это формы отражения, которыми обладает любой материальный объект. Образ как форма отражения присущ только особым образом организованной материи — мозгу. Получая соответствующую информацию из внешней среды, от предметов или явлений окружающего мира, мозг человека закрепляет форму и признаки этих предметов и явлений в виде их образов, копий. Он как бы фотографирует их, но получаемые при этом фотографии не двумерные, а многомерные, голографические. Более того, эта копия, как правило, отражает форму предмета или явления в совокупности с их некоторыми качествами, свойствами и отношениями. Глядя, например, на уголовный кодекс, мы воспринимаем не только его внешнюю атрибутику, но также его содержание и назначение.

Сформированный образ в течение некоторого времени, в зависимости от степени его значимости для носителя, сохраняется в сознании и может быть многократно воспроизведен. Благодаря такой способности человек имеет возможность сопоставлять, выявлять сходства, различия и взаимосвязи между отражаемыми объектами действительности, т. е. получать данные об этих объектах, познавать их. Отражение человеком окружающей действительности образует основу познания им мира, а обнаружение новых для него признаков этой действительности составляет знание.

Мышление — высшая форма отражения действительности  и именно в таком качестве оно интересует логику. Высшая форма психического отражения именуется рациональным или логическим мышлением. К низшим формам психического отражения относятся ощущения, восприятия и представления, образующие чувственный, эмпирический уровень психической деятельности. Логика учитывает его как основу мышления, в частности образования таких его форм, как понятие и суждение.

В основе мышления лежит преимущественно опытное, эмпирическое или чувственное познание окружающего мира. Человек познает мир с помощью органов чувств — обоняния, осязания, зрения и т. п., в том числе и усиленных приборами. С их помощью он получает данные об отдельных свойствах, качествах и отношениях, т. е. признаках познаваемого предмета или явления. Этот исходный этап познавательной деятельности именуется ощущением.   Ощущение субъективно и разнообразно, ибо зависит от чувствительных способностей человека.

Ощущение фрагментарно, оно не позволяет познать изучаемый объект во всей его полноте более или менее целостном виде. Можно обладать множеством разрозненных фактов, но не приблизиться к решению задачи, к истине. Для этого необходим синтез, соединение логической связью данных, полученных с помощью разных органов чувств, о различных сторонах исследуемого объекта.

Эта задача решается на следующем этапе чувственной познавательной деятельности — восприятия,   под которым понимается формирование и закрепление в сознании целостного образа познаваемого объекта.
Закрепившись в сознании, эмпирический образ объекта сохраняется в нем, откладывается в памяти наподобие фотоснимка в альбоме, но при необходимости может быть извлечен и использован в процессе рассуждения. Воспроизведение в сознании воспринятого ранее образа того или иного объекта или явления образует третий этап чувственного познания — представление.   Собственно, представление создает основу понятия как главной формы мышления, из которой развивается суждение и умозаключение.

Мышление — форма целенаправленного отражения сознанием предметов и явлений.  Познание осуществляется с определенной целью, поскольку за ним стоят соответствующие потребности и мотивы, какие-то интересы. При отсутствии интереса сознание «скользит» по поверхности того или иного объекта, порой не замечая его и во всяком случае не проникая в его суть, а значит, не запуская мыслительный механизм. Только с возникновением цели объект актуализируется, формируется внимание, включается память, образуются ассоциативные связи, начинается процесс анализа, абстрагирования, синтеза и сравнения, завершающийся умозаключением с соответствующим выводом, т. е. то, что образует собственно мышление.

Мышление — обобщенное и систематизированное отражение предметов и явлений окружающего мира.   Человеческое сознание недостаточно развито, чтобы воспринимать всю полноту и глубину системной взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира. Тем не менее, мышление в какой-то мере отражает эту взаимосвязь, те свойства, связи и отношения, которые характерны для предметов и явлений объективной действительности. И это отражение происходит фрагментарно, выделяя отдельные сферы в том объеме и на той глубине, которые соответствуют знаниям, возможностям и поставленным целям.

Мышление является объектом познания не только логики, но и других научных дисциплин, в связи с чем возникают вопросы о том, что интересует логику в мышлении и как она связана со смежными научными знаниями.

Кроме логики, мышление представляет собой основной предмет психологии, психиатрии, философии и ряда других наук. Психология  рассматривает мышление в связи с деятельностью субъекта, она изучает влияние мышления на личность и ее поведение, способы актуализации мышления. Логику же мышление интересует с точки зрения ее соответствия действительности, истине.

«Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии являются протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания».

Психология в своей разновидности, именуемой юридической психологией, смыкается с юридической логикой на личности юриста, осуществляющего правоприменительную деятельность, и личности правонарушителя, изучаемого юристом в процессе применения нормы права. Логика дополняет психологию общими приемами научного анализа, синтеза и вывода; по логичности рассуждения человека психолог получает о нем соответствующее представление; используя логические правила рассуждения, психолог решает задачи психодиагностики, психовоздействия и коммуникаций.

Психиатрия  исследует расстройства психической деятельности на уровне как чувственных восприятий и представлений, так и мыслительных процессов. Логика и психиатрия — также тесно взаимодействующие дисциплины: логика пользуется выводами психиатрии об отклонениях в психической деятельности, получая представления о норме поведения, на фоне которой разворачиваются логические мыслительные процессы, психиатрия же, используя выводы логики о формах, законах и правилах рассуждения, получает возможность констатировать отклонения в психике по признакам нелогичности мышления.

Философия  изучает мышление как явление объективной действительности. Она исследует наиболее общие вопросы возникновения мышления, источники и движущие силы его развития. Кроме того, философия рассматривает мышление в аспекте познания, как познавательный процесс, как движение от незнания к знанию, от знания одного уровня к знаниям другого, более высокого уровня. В этом процессе философию интересует основной вопрос — обеспечение истинности знания. И здесь она смыкается с логикой, которая также изучает условия истинности вывода.

Философская теория познания образует диалектическую логику, логику всеобщей взаимосвязи предметов и явлений и отражения этой взаимосвязи в мышлении. В процессе познания мышление развивается диалектически, подчиняясь всеобщим законам развития бытия. Установление истины в той или иной деятельности, в том числе юридической, возможно лишь при соблюдении диалектических законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в новое качество, отрицания отрицания.

Логика своими законами и правилами, дополняющими всеобщие законы диалектики, обеспечивает истинность мышления. Познание интересует ее не в движении, как философию, а в статике. Логика вырабатывает рекомендации относительно того, как обеспечивается истинность конкретного вывода. Причем истина ее интересует преимущественно не как соответствие мысли действительности, а как соответствие данной мысли другой. По логике, если одна мысль правильно выведена из другой, то она должна быть истинной, т. е. соответствовать действительности.

Логика, которая в отличие от диалектической именуется формальной, изучает мышление как форму отражения действительности в понятиях и их связях между собой, т. е. в суждениях и умозаключениях. Основной предмет логики — правила формирования понятия, адекватно отражающего объекты и явления действительности, и построение рассуждения, соответствующего объективно существующим связям объектов и явлений. Правильно оперируя понятиями, понимая отношения между ними, соблюдая законы и правила логического вывода, можно получить новое знание, соответствующее истине, не прибегая, порой, к практической проверке.

Логика изучает мышление с учетом ряда его свойств.
1. Мышление

как психическое отражение действительности является результатом взаимодействия головного мозга с окружающим миром.

Следовательно, мышление осуществляется в понятиях, которые отражают реально существующие предметы и явления, их свойства и отношения. Никто не может мыслить категориями, не имеющими реального содержания. Даже мифические представления и представления о том, чего никто никогда не видел и видеть не мог, например о Боге, рае, аде, жизни в других мирах и т. д., содержат в себе искаженное отображение реальных, земных предметов и явлений либо их сочетаний.

Связь мышления с реальной действительностью создает определенные гарантии того, что выводы, основанные на логических рассуждениях, соответствуют истине, тому, что существует реально.

Вместе с тем мысленное отображение действительности не может охватить всей ее сложности, всего многообразия составляющих эту действительность предметов и явлений. Мышление дает лишь приблизительно верное представление об объекте, оно всегда беднее его. Мышление выхватывает лишь отдельные стороны отражаемого объекта или явления; чтобы познать объект в целом, необходимо рассмотреть его со всех сторон. Кроме того, в мышлении всегда присутствует субъективное начало, познание осуществляется в том объеме и на той глубине, которое определяется уровнем знания познающего субъекта и его интересами. Отсюда, в частности, вытекает возможность несовпадения выводов отдельных лиц об одном и том же событии.

Юридическая деятельность учитывает эти особенности мышления. Законы и юридическая практика требуют, чтобы при расследовании уголовных дел обеспечивались объективность и полнота изучения обстоятельств дела и соответствующих доказательств, чтобы противоречия в доказательствах по одному и тому же обстоятельству устранялись, чтобы ни одно доказательство не имело заведомо обязательной силы, каждое из них подвергалось критическому осмыслению следователем и судом и оценивалось в совокупности с другими.

2. Логическое значение имеет свойство мышления быть истинным, в связи с чем возникает проблема определения критерия истинности  мышления, в том числе в юридической деятельности.

Истина — это выражение мыслью реальности, того, что существует на самом деле.  Но вывод об истине не абсолютен, он имеет относительный характер. Всякий вывод, всякая оценка отражает реальность в определенных процессах, в определенном аспекте, в определенном отношении, под определенным углом зрения, взятую, как правило, в статике, без учета постоянно происходящих в ней (реальности) изменений. То, что считается истиной, таково лишь приблизительно, условно и субъективно, в связи с чем возникает вопрос о критериях истинности.

Соответствие мысли отражаемому ею объекту создает основу для определения этого критерия. Мышление, будучи необходимым условием деятельности человека, одновременно является и результатом этой деятельности. Процесс логического рассуждения отражает взаимосвязь предметов и явлений объективной реальности, обозначаемых понятиями, используемыми в рассуждении. Так, утверждение того, что «камень, брошенный вверх, падает обратно на землю», основывается на закрепленной в практике соответствующей картине бытия. Отсюда следует основной вывод о практике как критерии истинности мышления.

Не всякий логический вывод столь очевидно подкрепляется фактическими данными, истинность некоторых суждений и умозаключений, сделанных в соответствии с логическими правилами, условна в том смысле, что она допускается лишь в данной, заранее оговоренной системе связей. Так, утверждение, что «2×2 = 4», верно применительно к существующей десятичной системе исчисления и неприемлемо к двоичной системе, применяемой в ЭВМ; утверждение того, что «сейчас идет 2002 год», соответствует истине лишь применительно к нашему григорианскому календарю и вовсе не соответствует, например, юлианскому летоисчислению либо летоисчислению по лунному календарю, принятому в ряде мусульманских стран. В этих случаях практика также остается критерием истины, но практика — принятая в данной системе связей, соответствующая заранее установленным в ней требованиям.

Примерно такой же условностью характеризуется истина в юридических, в том числе нормативных высказываниях. Правовые нормы вообще не могут оцениваться с общепринятой точки зрения на истину, они выражают договоренность, соглашение об определенной трактовке понятия. Например, утверждение, что «кража есть тайное похищение чужого имущества», не может быть оценена с позиций истинности или ложности, оно выражает законодательную договоренность о том, как именовать деяние, выражающееся в противоправном завладении чужим имуществом тайным способом. Но практика как критерий истины в подобных высказываниях также присутствует; ее смысл заключается в том, что подобные деяния действительно имеют место.

Нельзя также судить традиционным способом и об истинности санкций, например о наказании за какое-либо деяние в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет. Сказать с очевидностью о том, что оно соответствует или не соответствует чему-то, имеет или не имеет аналоги в объективной реальности, нельзя. Санкция сама образует эту реальность в виде законоположения, с которым должно сверяться с позиций истинности назначаемое судом наказание. Вместе с тем практика как критерий истины должна применяться и здесь. Поскольку речь идет о законоположении как о логической конструкции, необходимо иметь гарантии соответствия его реальности. Реальность санкции — ее способность достичь цели наказания, сформулированные в УК РФ. Если практика применения данной санкции соответствует этим целям, она истинна. В противном случае (например при высоком рецидиве преступлений), ее истинность может быть поставлена под сомнение.

Своеобразна также трактовка истинности юридических решений, последние нельзя рассматривать как утверждение или отрицание событий, наблюдавшихся очевидцем. Истинность решения выводится из соответствия его закону и оцениваемым фактическим обстоятельствам, как они закреплены в источниках доказательства (например в показаниях свидетелей, потерпевших и т. п.). При соответствии — принятое решение признается истинным, если же решение противоречит фактам либо закону — оно ложное и подлежит отмене.

Таким образом, истинность юридических решений складывается из ее соответствия установленным опосредованным путем фактическим обстоятельствам и одновременно требованиям материального и процессуального законов.  Кроме того, следует отметить, что эта истина конкретна, решение должно соответствовать обстоятельствам, которые установлены на момент его принятия. Спустя некоторое время могут появиться новые факты, противоречащие принятому решению (вновь открывшиеся обстоятельства), которое будет отменено. Но отмена решения не означает переоценки его истинности, оно остается таковым для ситуации, в которой принималось, поскольку не противоречило фактам и законам. Не исключено, что второе решение тоже впоследствии будет признано ошибочным и отменено, а первое — восстановлено.

3. Существенное значение для логики имеет то обстоятельство, что мышление обладает свойством самостоятельности, т. е. независимости от бытия.  Самостоятельность мышления относительна. По своему содержанию мышление «привязано» к бытию, зависит от него. Все, что мыслится, есть отражение реальной или предполагаемой действительности, причем последняя (предполагаемая действительность) также фигурирует в сознании в признаках объективной реальности.

Самостоятельность мышления с очевидностью проявляется в восприятии и представлении. Созданный, закрепленный в сознании и воспроизводимый образ получает самостоятельное существование, независимое от объекта, который дал этому образу жизнь. Появляется возможность мысленно «манипулировать» этим объектом: раскладывать на элементы и признаки, сопоставлять и сравнивать с другими объектами, выяснять отношения между разными объектами, формировать понятия, высказывать суждения, делать умозаключения, в целом — создавать и передавать знания.

Благодаря самостоятельности мышления образ объекта и понятие о нем воспринимаются другими людьми, непосредственно этот объект не изучавшими. Возникает процесс обучения, передачи и накопления знаний.

Самостоятельность мышления создает уникальную способность воображения ,  под которым понимается создание эмпирически не воспринимавшегося ранее образа какого-то объекта или его отдельных признаков. Можно воображать о том, что было, не зная точно, что было на самом деле, можно представлять и дальнейшее развитие события. Эти новые образы в зависимости от исходных данных и аналитических и иных способностей субъекта могут соответствовать действительности, но могут оказаться и ошибочными. Но сама способность воображать обладает исключительной познавательной ценностью, она позволяет строить предположения, гипотезы, которые затем подвергаются фактической проверке. На основе воображения осуществляется установление и исследование юридически значимых фактов, которые в начале процесса их познания выдвигаются лишь в качестве предположений.

Самостоятельность, активность мышления проявляется и на первых этапах эмпирического познания — этапах ощущения и восприятия. Данные о свойствах изучаемого объекта существуют не сами по себе, и осознание, в общем-то, — это не процесс фотографирования. Получив то или иное данное, сознание соотносит его с имеющимися знаниями, оценивает, отыскивает место в системе имеющихся данных, пытается включить в известное понятие. Так, обнаружив на месте преступления какие-то следы, следователь оценивает их как, например, отпечатки ноги человека, а не какого-либо животного. Но чтобы сделать такой вывод, он должен соотнести воспринятый образ следа с понятием следа человеческой ноги, со знаниями об особенностях следообразования и т. д. Если какой-то факт не укладывается в систему знаний, то это является основанием для возникновения самостоятельного познавательного процесса.

Самостоятельность мышления позволяет получать знания о таких событиях и процессах, которые познающий сам лично не наблюдал. Так, следователь воссоздает в своем сознании событие преступления, опираясь на свидетельские показания.

Самостоятельность мышления, давая человеку громадные преимущества в познании окружающего мира, в то же время имеет и ряд существенных недостатков. В частности, образ объекта, «оторвавшись» от самого объекта, оказывается уже не вполне соответствующим ему. Объект со временем изменяется, а образ сохраняет те признаки, которыми объект обладал в момент его восприятия. Оперирование таким образом в процессе рассуждения может привести к неправильным выводам. Поэтому, согласно логике, говорить что-либо об объекте можно лишь применительно к конкретно определенному времени.

Образ объекта дает лишь приблизительное, более или менее верное представление о нем. Объект всегда богаче образа. Образ объекта и понятие о нем отражают не только фактические свойства объекта, но и свойства познающего субъекта, имеющиеся у него знания, познавательные способности. Имеет значение и то, под каким углом зрения воспринимается объект. Например, «дерево» воспринимается одним человеком как проявление живительной силы природы, другим — как поэтический образ, третьим — как источник питания, четвертым — в качестве составляющей благоприятной природной среды, а пятый видит в нем только древесину.

Образ объекта, отложенный в памяти, со временем может деформироваться, искажаться. Активность мышления приводит к тому, что образ данного объекта, вступив в ассоциативную связь с образами других объектов, осмысливается и переосмысливается таким образом, что первоначальное представление об объекте может быть гипертрофировано, к ранее воспринятому объекту могут «присоединяться» такие признаки, которыми он не обладал. При этом действительные свойства могут забываться, стираться в памяти и замещаться новыми, вымышленными. Этим объясняются, в частности, фантазии ребенка, который, например, на вопрос о том, что он видел вчера в зоопарке, называет и то, что он смотрел вчера в кино.

Названные особенности мышления следует учитывать в юридической деятельности. В частности, в процессе логического анализа свидетельских показаний, встретив в них неполноту либо противоречия, нельзя поспешно обвинять свидетелей в даче ложных показаний, следует разобраться в противоречиях, учесть давность событий, психические особенности и интеллектуальные способности лиц, дающих показания.
4. Мышление по сравнению с чувственным, эмпирическим этапом познания способно отражать не только внешние, очевидные признаки познаваемых предметов и явлений, но и признаки внутренние, сущностные, не всегда очевидные.  Именно эти признаки отражаются в понятиях. Благодаря им существует возможность отграничить одно понятие от другого, один объект от других.
5. Принципиально важным для логики является связь мышления с языком.  Мышление, даже если оно не проявляется вовне (в устной, письменной или иной знаковой форме), всегда выражается в терминах либо каких-то иных символических знаках. Язык, слово материализуют мысль. Посредством языка осуществляется передача и фиксация мысли, язык выступает как средство общения, коммуникации и способ передачи информации.

Вместе с тем мышление и язык — не тождественные понятия, это разные явления. Хотя мысль и выражается в языке, тем не менее она не сводима к нему. Мысль богаче языка, последний не способен выразить мысль во всей ее сущности.

Логика изучает мышление только в той части, в какой оно имеет языковое значение. Предметом логики служит языково оформленное мышление. Логические понятия, суждения и умозаключения имеют знаковые формы, а логические законы и правила применяются лишь с учетом грамматических правил.

Логическое мышление — Психология человека

Что такое логика, как не искусство доказывать?
Жан Пиаже

Простая с виду вещь – логика, которой мы все, даже не зная о ее законах, интуитивно пользуемся в своих рассуждениях и размышлениях. Мы связываем одни известные нам факты с другими и получаем определенную картину событий, которая помогает нам понять произошедшее, происходящее или то, может произойти. Однако, если посмотреть на решения многих людей, то нередко можно заметить, что их решения нелогичны. Ну или по крайней мере логика у них несовершенная. Вроде бы, если подумать, то все расчеты говорят, что человек должен был поступить так, а он почему-то поступил иначе. И дело не только в том, что люди часто принимают решения на эмоциях, которые, если так можно выразиться, имеют свою логику, несколько странную, но и в том, что логика у людей не всегда одинаковая, так как зависит от того, что они знают и чего не знают, и следовательно, логическое мышление, даже будучи очень хорошо развитым, не позволяет нам всегда делать точные расчеты. Что-то мы, да упустим из виду и потому совершим ошибку. Я расскажу вам, как это происходит. А также вкратце расскажу, что такое логическое мышление и как его правильно развивать, чтобы реже ошибаться.

Сразу скажу, что не собираюсь известные логические законы и правила пересказывать, их вы и без меня можете изучить. Материалов в сети по логике более чем достаточно. Я расскажу вам о своем понимании и восприятии логического мышления и используемых мною способах его развития. Вначале дадим краткое определение логики.

Что такое логика

Логика – это наука об условно-правильном мышлении. Почему оно условно правильное? Потому что руководствуясь в своих рассуждениях известными правилами логики не всегда можно получить верные ответы на поставленные вопросы. Логика упирается в известные человеку факты и если он чего-то не знает, то его расчет окажется неверным, как бы идеально он не рассуждал. Да и сами эти законы могут быть не совсем верными. Просто другие мы пока не открыли.

А что такое логическое мышление, именно как процесс? В чем конкретно это выражается? Логическое мышление, оно же, условно-правильное мышление, это способность человека проводить связи между разными известными ему фактами, используя для этого известные законы логики, чтобы сформировать складную картину чего-либо, какой-то действительности, какого-то события. Вот, допустим, что-то произошло, какое-то событие, как можно его объяснить с помощью логического мышления? Нужно определить все возможные причины, которые укажут на закономерность произошедшего и выбрать среди них такую, которая имеет больше всего доказательств в свою пользу. Тогда мы поймем, почему это событие произошло, выявив главную причин и ряд второстепенных причин. А как понять, что это событие означает? Надо на примере других аналогичных или хотя бы похожих событий, уже ранее происходивших, предположить, какие у этого события могут быть последствия. И опять-таки, чем больше будет доказательств в пользу одной из версий, тем больше оснований полагать, что она верная и что именно таких последствий следует ожидать.

Вот так логика помогает нам, можно сказать, собрать кино жизни, ну или отдельный ее эпизод, благодаря склейке разных кадров, то есть, фактов. А клеем служат доказательства в пользу определенной связи между фактами и законы логики, которые эти связи доказывают или опровергают. Чтобы мыслить логически, нужно начать задаваться вопросами о причинах чего-либо и следствиях, к которым могут привести какие-то действия, какие-то события. Почему что-то происходит так, как происходит? Почему что-то устроено так, а не иначе? С какими последствиями мы столкнемся, приняв то или иное решение? К чему приведет так или иная тенденция? Ничего тут сложного нет. Но ответы на эти вопросы нужно уметь обосновывать. Нельзя просто сказать, что я так думаю. И даже нельзя сослаться на свой прошлый опыт объяснений и предсказаний чего-либо. Обо всякий опыт ограничен теми условиями, в которых он стал возможен, тогда как у других людей опыт может быть другим. Нужно больше разных доказательств, подтверждающих или опровергающих различные связи между фактами, чтобы рассуждения, размышления человека выглядели логичными.

Логика помогает нам мыслить целостно, складно, широко. Логическое мышление, вместе с мышлением системным, позволяет целую картину события собрать, а не кусками довольствоваться и не отрывками информации о ней располагать, по которым ничего непонятно, откуда взялось одно, к чему приведет другое. Таким образом, для хорошо логически мыслящего человека нет необъяснимых, незакономерных явлений и такой человек может сделать более или менее точный прогноз на будущее, оценивая происходящее в настоящем с помощью своего логического мышления. Нужно лишь задаться вопросом о том, с какими фактами могут быть связаны те факты, которые в настоящий момент имеются и как выглядит эта связь. Если все будет идти так, как идет сейчас, то к чему это приведет? И что привело к тому, что мы сейчас имеем?

Причинно-следственные связи

Обычно мы говорим о способности проводить причинно-следственные связи, говоря об умении мыслить логически. Потому что в логике мы связываем друг с другом в основном такие факты, которые разбросаны по времени. Например, какой-то факт предшествовал возникновению другого факта или ведет к новым, предполагаемым нами фактам. Причем причина – это не просто факт, это целое стечение обстоятельств, это специальные условия, в которых возможно возникновение какого-то явления, которое мы потом называем следствием. Другими словами, несколько фактов, включая основной, предшествуют возникновению нового основном факта и несколько сопутствующих фактов.

Факт – это событие, явление, которое реально произошло. Но это событие, явление произошло при определенных условиях, которые тоже надо учитывать, говоря о причинно-следственных связях. Нельзя сказать, к примеру, что брошенное в землю семечко стала причиной появления ростка, потому что дело не только в семечке, хоть и можно назвать ее бросание в землю основным фактом, предшествовавшим появлению нового факта – ростка. Потому что дело и во множестве других факторов, которые повлияли на то, что семечко проросло. Это и влага, и климат, и особенность почвы, да много чего еще, менее значимого, но необходимого для прорастания семечка. Поэтому, у каждого следствия, как факта, существуют причины в виде других фактов, в которых есть основной факт и ряд второстепенных. Вот это мы можем назвать условиям, благодаря которым становится возможно какие-то явление, событие. Хорошо понимая, в каких условиях становится возможным то или иное явление, мы можем прекрасно объяснять случившееся и делать расчеты на будущее, выстраивая цепочку мыслей, именуемой причинно-следственными связями. Если сложатся такие-то условия, если возникнет такое-то стечение обстоятельств, то это приведет к таким-то последствиям. И для человека в жизни уже не будет такого количества неожиданностей, которые бывают в жизни людей, плохо мыслящих логически.

Мы объясняем случившееся или происходящее в настоящий момент, изучая предшествующие этим событиям факторы в виде совокупности фактов, которую называем условиями. Что-то всегда из чего-то вытекает и все к чему-то ведет. Но любопытно то, что логика не всегда может быть достаточно стройной, как раз-таки потому, что у каждого следствия может быть несколько причин, которые не так-то просто учесть. Вот, допустим, если бросить спичку на легко воспламеняющиеся вещи, то с высокой степенью вероятности произойдет пожар. Логично? Логично. Но следует ли из этого, что всякий пожар можно объяснить брошенной зажженной спичкой, даже в тех случаях, когда это действительно произошло? Очевидно, что нет.

Не всегда к пожару приводит только брошенная зажженная спичка. Даже если ее бросили и из-за нее что-то воспламенилось, в дальнейшем пожар мог развиться из-за совсем другого стечение обстоятельств. Например, из-за которого замыкания или из-за взрыва газа. Да что угодно могло стать причиной, даже с учетом известной нам причины в виде брошенной зажженной списки. А значит, если мы видим пожар, то не зная дополнительной информации о нем, мы не сможем объяснить его причину только известными нам фактами. Наша логика будет ошибочной, пока мы не найдем все нужные нам улики, чтобы учесть их в своих расчетах. Причем, известных улик тоже может оказаться недостаточно, чтобы выяснить причину пожара, потому что их нам могут подкинуть, чтобы, допустим, скрыть факт умышленного поджога, который был совершен для прикрытия другого преступления, например, воровства. Поэтому, чтобы рассуждать логично при поиске причин чего-то, в частности пожара, нужно знать обо всех возможных его причинах и дальше уже искать доказательства, которые либо подтвердят, либо опровергнут ту или иную версию. Иначе логика будет слишком суженной и потому неэффективной.

Связь между фактами

Чтобы мыслить логически, нужно проводить связь между различными фактами, о которых прежде, конечно, надо узнать. Чем больше фактов знаешь, тем больше всяких связей можешь провести, чтобы нарисовать нужную картину событий. Но как вот эту связь провести? Как понять, что один факт связан с другим? А здесь, если мыслить системно, то мы можем допустить, что в этом мире все со всем связано каким-либо образом. Поэтому, связь зависит от того, насколько часто и близко какие-то факты расположены друг к другу. Плотность связи определяется частой и близостью возникающих друг с другом фактов. Изучение похожих друг на друга ситуаций и проведение экспериментов помогает нам найти нужную связь между фактами. Вот, допустим, если какие-то слова и какое-то поведение человека часто встречаются в конфликтных ситуациях, ну значит между такими словами и поступками, и конфликтной ситуацией есть связь, даже если напрямую их друг с другом связать не получается. Вроде бы человек никого не обидел, не оскорбил, не унизил, вроде ничего такого плохого другим людям не делал, делая что-то, а конфликт все равно возник. Значит косвенная связь есть и надо смотреть, как другая сторона воспринимают такие слова и такое поведение, с виду не конфликтные, но приводящие впоследствии к конфликту. Логика не всегда бывает стройной и очевидной, но она есть всегда. Вот что важно помнить. Логика есть всегда и во всем. Вопрос только в том, как связать одни факты с другими. Вот для этого и нужны примеры, и эксперименты.

И знания, без них никуда, без них логика невозможна. Нельзя провести связь между тем, о чем просто не знаешь. Можно сказать, что дыма без огня не бывает, поэтому, если ты видишь дым, значит где-то есть и огонь, который его создает. Но чтобы вот так рассуждать, человек должен знать, что дым сопровождает огонь, а если ты этого никогда не видел и не знаешь, ты не свяжешь одно с другим. Чем больше важных фактов вы знаете, тем логичнее вы сможете рассуждать, связывая эти факты друг с другом в контексте времени. И наоборот, не знание важных фактов, сделает вашу логику корявой и примитивной или вовсе абсурдной. Вот, например, что из чего вытекает — ветер дует, потому что деревья колышутся или наоборот? Ну разве вы сможете рассуждать логично в этом моменте, не обладая определенными знаниями в области физики?

Логика – это ниточка, которая связывает между собой различные части целого, чтобы позволить собрать общую картину. Ну чтобы было что с чем связывать, человеку нужны факты.

Неправильная логика

Мы настолько привыкли к некоторым вещам, как к якобы логичным, что видим логику там, где ее нет. Вот приведу вам пример, который когда-то изучал достаточно глубоко. Это пример с признанием человеком своей вины. Представим, что совершено преступление, пусть это будет кража, а не что-то более страшное. Правоохранительные органы арестовывают вора-рецидивиста, который проживает недалеко от того места, где было совершено преступление. И этот человек дает признательные показания. Логичным будет посчитать его виноватым в краже и наказать? Нет, нет и еще раз нет! Категорически нет! Ни в коем случае нельзя принимать его признание, если, конечно, мы хотим, чтобы свершилось правосудие, в качестве хоть какого-то доказательства вины человека. Потому что, это нелогичное для человека поведение – признаться в совершении преступления, зная, что понесешь за это наказание. Люди так не поступают.

Человек в трех случаях может признать свою вину: если его как-то подкупят, если его запугают или выбьют из него признание, либо если у него какие-то нездоровые убеждения в голове или вообще проблемы с ней. Во всех трех случаях, поведение человека будет неестественным и нездоровым. А как можно что-то неестественное и нездоровое принимать в качестве доказательств? Ну с какой стати нормальный человек будет в чем-то признаваться? А если на него оказали воздействие, тогда о каком правосудии может идти речь? Или, если он нездоров, если у него какие-то проблемы с головой, поэтому он и признался, чтобы понести наказание, тогда его надо лечить, а не судить. Больных людей легче всего во всем обвинить.

Поэтому, признание вины – это не царица доказательств. Это противоестественное поведение. Что бы не побудило человека признаться в содеянном, это нельзя принимать в качестве доказательства его вины, иначе правосудие не свершится. В судебной практике всякое признание вины вообще следует рассматривать, как повод провести дополнительную проверку и посмотреть, как вообще проводилось следствие, если в итоге человек признал свою вину. Ибо не исключено, что человека или пытали, или обманули, ну или чем-то шантажировали, чтобы добиться от него признания. Поэтому, пока признание вины является доказательством этой самой вины, люди будут подвергаться террору со стороны правоохранительной системы, которой гораздо проще добиться от человека признания, чем найти другие доказательства его вины. Если мы хотим жить в цивилизованном обществе, а не в людоедском, признания людей в преступлениях нельзя рассматривать в качестве доказательства их вины! Напрямую такие вещи, как признание и вина не связаны, это нелогично. Они связаны только через дополнительные условия, из-за которых признание стало возможным.

Почему признаваться в том, за что тебя могут наказать, значит действовать нелогично? Потому что всякий здоровый человек должен защищать себя от любой опасности, в том числе и от любого наказания. Совершил ты преступление или нет, не имеет значения. Если ты не псих, ты не будешь признавать свою вину, это просто глупо. Всячески отрицать свою вину, даже когда все доказательства против тебя, вот это логичное поведение. А признание в содеянном – нелогичное. Человек имеет право себя защищать. А если он в чем-то признается, за его могут наказать, тогда такое доказательство надо отвергать. Иначе людей будут вынуждать сознаваться во многих преступлениях несмотря на то, что они их не совершали. Надеюсь, в будущем система правосудия полностью откажется принимать признание людьми своей вины в качестве хоть какого-то доказательства. А те общества, в которых такая практика сохранится, будут считаться отсталыми и бесчеловечными. Потому что в них обязательно будут практиковать выбивание признания из обвиняемых. И вы должны понимать, если вас как следует побить, то вы сознаетесь в чем угодно. Так что, видите, зная закономерности человеческого поведения мы можем сделать правильный вывод о том, что видим и слышим, пользуясь своим логическим мышлением.

Но пока, видите, общество, руководствуясь своим примитивным восприятием подобных фактов, а потому и нелогично рассуждает. Очень многие люди верят в логичность того, что если человек признался в чем-то, значит он это действительно совершил. Поэтому признание и принимается в качестве доказательства чьей-то вины.

Что еще является неестественным, а потому и нелогичным в поведении людей, в чем мы при этом привыкли видеть логику? Ну, например, говорить публично правду, за которую могут наказать. Люди не будут говорить открыто от своего имени то, из-за чего у них могут возникнуть проблемы, страх не позволит. Некоторые, конечно, говорят, но вообще для человека это неестественно. Поэтому многие предпочитают лгать, лишь не навлечь на себя беду. А вот анонимность может сделать людей более искренними. И, собственно, делает. Именно благодаря анонимности люди способны говорить правду, потому что в таком случае чувствуют себя в безопасности. Как сказал Оскар Уайльд: „Человек очень смущается, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам всю правду.“ Поэтому, когда говорят о том, что для того, чтобы люди были ответственными за свои слова, надо лишить их анонимности – это неправда. Люди будут бояться наказания, а не ответственными станут. Именно поэтому, когда люди голосую на выборах, они делают это анонимно, чтобы ни перед кем потом не отчитываться за свое решение и не бояться, что к ним будут какие-то претензии со стороны тех, кто недоволен их выбром. Почему же в таком случае, в том же интернете следует убирать анонимность? Чтобы люди стали больше лгать и лицемерить, чтобы качество информации в сети снизилось? Подумайте логически, чтобы понять, к чему это приведет.

Как развивать логическое мышление

Что же, давайте теперь подумаем о том, как следует развивать логическое мышление, желательно на примере повседневных дел, чтобы не заниматься этим специально, на что требуется время. А когда человек развивает мышление, занимаясь повседневными делами, он сочетает необходимое с полезным и желательным. Это как всегда и везде учиться, в любой ситуации.

Интуитивно мы все используем логику. Но как показывают вышеприведенные примеры, связывая различные факты между собой только потому, что мы привыкли так делать, считая такую связь верной, мы можем мыслить ошибочно, но при этом думать, что наша логика безупречна. Как дважды два. Поэтому, первое, с чего следует начать развивать логическое мышление – это отказ от мыслительных шаблонов. Все старые связи, которые мы считали логическими, но при этом не сравнивали их с другими, нужно заново проверить. Свою логику нужно доказывать, а не принимать ее, как прописную истину. И прежде всего ее нужно доказать самому себе. Вот, допустим, вы лично хоть как-то проверяли вопрос с дымом без огня – возможно такое или нет? Можете в прямом смысле пример этот рассматривать, можете в переносном. Главное, выясните, проверяли вы какую-то известную вам логическую связь или нет. Если нет, почему вы считаете эту логическую конструкцию логичной, какие доказательства убеждают вас в ее верности? Я часто на такую логику наталкиваюсь, занимаясь развитием мышления с людьми. Они говорят, что вот это логично, то логично, но почему то или это логично, не объясняют. Потому что они сами эту логику не проверяли. Просто легче взять на вооружение такую установку, где из А вытекает Б, особенно, если где-то когда-то тебя этому научили. Другие варианты при этом не рассматриваются. Только не забывайте, что официальная наука тоже часто ошибается в своих выводах. Поэтому, всегда надо иметь веские основания считать какую-то связь между фактами логичной, постоянно доказывая себе ее логичность. Иначе у вас не логичное мышление будет, а догматическое.

Широта познаний – еще одно важное условие для развития логики. Необязательно и невозможно знать все. Но какой-то конкретный, важный для человека вопрос он должен изучить со всех возможных сторон, все имеющиеся на него точки зрения должен рассмотреть, чтобы иметь возможность провести множество связей между разными фактами и понять, какая из них логичнее всего. Какая-то из этих связей окажется самой сильной, а значит и самой логичной. В этом смысл логики – убедиться в правильности и силе определенной связи между фактами. Это как выбирать в магазине какой-то товар, лучше всего в интернете, так как в нем выбор больше. Соотношение важных для человека характеристик и цены товара может быть разным. Одно предложение смотришь, другое, третье, чтобы найти самое лучшее. В некоторых случаях может показаться, что нашел лучший вариант, когда наткнулся на что-то симпатичное по ряду показателей. Но если не спешить и продолжать выбирать, то можно будет найти еще более подходящие варианты, еще более симпатичные. И вот самый лучший вариант из всех изученных – это и самый логически обоснованный вариант. Но чтобы на него наткнуться, нужно перебрать массу разных вариантов. Так и с информацией, чтобы найти самую сильную связь между фактами, которая будет самой логичной, нужно множество разных фактов и связей между ними изучить. Потому что, многое со многим можно связать, все может быть логичным, та же софистика это показывает. Но если нам нужна правильная связь, когда действительно одно вытекает из другого, что попало и с чем попало связывать не стоит.

Ну и теперь самое главное – это вопросы. Отказавшись от всех логических шаблонов, ну или по крайней мере от тех из них, которые сильнее всего связаны с вашей жизнью, чтобы не закрывать себя эту тему, считая ее изученной и узнав о чем-то как можно больше, следует начать задаваться вопросами о причинах того, почему что-то устроено именно так, как устроено. Надо ставить перед собой правильные вопросы, направленные на объяснение наблюдаемых закономерностей, чтобы находить нужные связи и привыкать это делать на постоянной основе. Есть вопрос, значит есть мысль. Потому что вопрос вынуждает искать ответ, а значит и думать. Но при этом, ответ нам нужен обоснованный, доказанный, а не абы какой. Наблюдая за различными явлениями, следует задуматься о причинах их происхождения. Почему что-то именно такое, какое оно есть, почему происходят именно такие вещи, а не какие-то другие. Почему, например, некоторые люди, если сделать им доброе дело, в ответ делают тебе зло? Надо объяснить эту логику, надо понять, почему так бывает. Различные события не должны восприниматься человеком, как набор отдельно взятых эпизодов, кусков жизни. Их надо связывать в целый фильм, а точнее, в сценарий. И если при системном мышлении мы все со всем связываем, то при логическом, мы ищем связи в каком-то определенном событии, в каком-то определенном ходе вещей. Почему из А вытекает Б? Почему ни как-то иначе? А может есть и другие связи, может из А вытекает Г? Как это узнать, как это проверить?

Еще одна категория вопросов направлена в будущее, когда человек задумывается над тем, что произойдет, если что-то будет идти так, как идет сейчас, если он сделает что-то определенным образом. То есть, нужно просчитывать наперед события, задаваясь вопросами о вероятном будущем и предполагая, каким оно может быть в каком-то определенном направлении. Что произойдет, если вы сделаете, скажете то, что вы делаете и говорите сейчас? Можете это предположить? Сделайте это. А потом обоснуйте, докажите свои предположения. Что будет если сохранится существующая тенденция в определенной области и почему вы так считаете? Давайте, сделайте прогноз по поводу чего-либо и докажите его правильность. Скажите: «Я считаю, что при нынешнем раскладе дел мы придем к тому-то и тому-то» и объясните, почему вы так считаете. Или, объясните себе, зачем вы делаете то, что делаете или зачем другие люди делают то, что делают. Вопросы, направленные на предположение того, каким будет будущее и поиск ответов на них. Вот так вы можете тренировать свое логическое мышление.

Но, в этом моменте некоторые люди возражают, говоря, что как можно узнать, каким будет будущее, если оно еще не наступило. Невозможно знать то, чего еще нет. Ну, может быть, и можно допустить, что завтра солнце снова встанет, как это было многие тысячи лет, но в других-то вопросах не все так очевидно, чтобы быть уверенным в своем прогнозе. Так вот, чтобы узнать будущее, надо получше узнать прошлое. Ничто не ново под луной. Хотя, конечно, это слишком громкое заявление, но все же хорошо изученное прошлое открывает нам глаза на вероятное будущее. Мы его не можем узнать наверняка, но логика может помочь нам с высокой степенью вероятности предположить, каким оно может оказаться при определенном раскладе. Если вы видите, что ребенок играет со спичками, то разве вы, зная о том, что бывает в таких ситуациях, не сделаете предположение о том, что может случиться пожар? Вот так и вот многих других делах. Так что, чем больше знаешь о том, что и как бывает в жизни, при определенных обстоятельствах, тем легче будет ответить на вопрос о том, что будет, если сделать, то или это, или если текущее положение дел сохранится.

Вот так, задаваясь вопросами, которые помогут вам объяснить происходящее и предположить, каким может быть будущее и находя на них ответы, которые надо обосновать и доказать, вы будете развивать свое логическое мышление. Самое главное здесь, как вы понимаете, не лениться это делать. Мы мыслим шаблонами, потому что так легче и быстрее. Мы проводим такие связи между фактами, которые легче всего провести. И потому можем ошибаться. А когда мы ставим перед собой вопросы, особенно такие, которые не имеют готовых ответов, мы начинаем мыслить. При условии конечно, что мы старательно ищем на эти вопросы ответы и затем обосновываем их, доказываем их правильность, сравниваем с другими ответами, чтобы убедиться, что эти ответы самые верные. В результате, чем сильнее будет связь между фактами, так, что и не докопаешься, тем крепче будет ваша логика. Это будет, как принято говорить, железная логика.

Что такое логическое мышление на рабочем месте?

Логическое мышление нужно не только для решения загадок; работодатели активно ищут кандидатов с этим ценным навыком. Логически мыслящие люди критически подходят к рабочим проблемам и предлагают действенные решения, которые помогут компании добиться успеха. В этом руководстве мы рассмотрим:

  • Что такое логическое мышление?
  • Примеры логического мышления
  • Навыки логического мышления
  • Как продемонстрировать навыки логического мышления в заявлении о приеме на работу
  • 4 способа улучшить логическое мышление
  • Почему логическое мышление важно в 2022 году?

Почему фураж?

Наши бесплатные курсы предназначены для того, чтобы помочь вам привлечь внимание лучших мировых работодателей и приобрести практические, ценные, реальные карьерные навыки.

Исследуйте курсы

Что такое логическое мышление?

Определение логического мышления – это анализ ситуации или проблемы с использованием разума и поиск возможных решений. Логически мыслящие люди собирают всю возможную информацию, оценивают факты, а затем методично решают, как лучше двигаться вперед.

Логическое мышление — важный инструмент на рабочем месте, помогающий анализировать проблемы, проводить мозговой штурм и находить ответы. Работодателям нужны сотрудники, которые могут предложить правильные решения, которые являются финансово обоснованными, вероятными и действенными.

Примеры логического мышления

Логическое мышление — это общий термин, обозначающий различные способы достижения основанного на фактах разумного вывода. Примеры типов логического мышления включают:

  • Вывод
  • Индуктивное рассуждение
  • Дедуктивное рассуждение

Вывод

Вывод происходит, когда мы предполагаем что-то новое на основе уже известных фактов. Например:

Когда вы делаете вывод, вы проводите линию между двумя фактическими точками.

Индуктивное рассуждение

Индуктивное рассуждение — это тип рассуждения, который движется от частного к общему. Вы начинаете с конкретного наблюдения и распознавания образов, а затем приходите к общему выводу.

Не все выводы верны в этом типе логического мышления, потому что конкретные обстоятельства не всегда применимы к общему правилу. Тем не менее, вы закончите с общим выводом, который вы можете затем исследовать. Например:

В этом примере общий вывод не обязательно верен. Однако теперь вы можете проверить эту теорию с помощью дальнейших исследований и опросов.

Дедуктивное мышление

В отличие от дедуктивного мышления, этот тип логического мышления движется от общего к частному. Вы начинаете с общей предпосылки, а затем применяете ее к конкретной предпосылке. Возьмем эти два примера:

Пример 1

Пример 2

Подобно выводам индуктивных рассуждений, не все выводы дедуктивных рассуждений обязательно правильны. Вам понадобится истинная общая посылка, истинная конкретная посылка и веский логический аргумент между двумя посылками, чтобы прийти к правильному заключению.

В первом примере Марисса может работать четырехдневную рабочую неделю, а Джулия может работать пятидневную рабочую неделю, но утверждение, что Марисса счастливее только из-за своего графика работы, не является веским аргументом, потому что логически вывод не следует. С другой стороны, второй пример является хорошим аргументом, потому что обе посылки верны, и между посылками и заключением существует четкая и действительная логика.

Навыки логического мышления

Логическое мышление требует нескольких навыков, которые вам понадобятся на разных этапах решения задач. Эти навыки включают в себя:

  • Решение проблем
  • Критическое мышление
  • Творчество
  • Рассуждение

Решение проблем

Целью логического мышления является решение проблем. Решение проблем состоит из трех частей: определение причин возникновения проблемы, мозговой штурм решений и принятие решения о том, с каким решением двигаться дальше. Этот навык требует как анализа, так и творческого подхода, поскольку сильный специалист по решению проблем анализирует факты и находит творческие решения.

Критическое мышление

Люди часто считают критическое мышление синонимом логического мышления, однако критическое мышление чаще всего вступает в игру в начале процесса решения проблем. Критически мыслящие люди анализируют проблемы, чтобы добраться до сути фактов и доказательств. Они объективны, непредвзяты и ориентированы на точность.

Креативность

Когда мы думаем о слове «логический», мы можем не думать о творчестве, но именно оно позволяет логически мыслящим мыслить нестандартно и находить инновационные решения. Логическое мышление заключается не только в следовании фактам, но и в выяснении того, как их соединить и раскопать ожидаемым образом.

Рассуждение

Рассуждение — это способность логически и рационально оценивать вещи. Рассуждение обычно приходит на более поздних стадиях процесса логического мышления, когда вы выбираете между несколькими способами двигаться вперед. Затем вы можете использовать рассуждения, чтобы сравнить решения на предмет их преимуществ и недостатков.

Как продемонстрировать навыки логического мышления в заявлении о приеме на работу

В резюме

Вам не нужно указывать «логическое мышление» в своем резюме, чтобы доказать, что вы мыслите логически; вместо этого вы можете продемонстрировать свои навыки логического мышления через хобби или внеклассные мероприятия, которые вы включите в свое резюме.

«Если кандидат упоминает о своих увлечениях, что он играет в шахматы, настольные игры или стратегические видеоигры, это всегда заставляет меня думать, что они мыслят логически», — говорит Мацей Кубяк, руководитель отдела кадров PhotoAiD. «Эти интересы требуют анализа и дедуктивных рассуждений, чтобы найти жизнеспособное решение».

Изучите другие основные навыки, которые можно включить в резюме.

На собеседовании

Хотя ваше резюме может показать, что вы логичный человек, описание вашей методологии работы на собеседовании — лучший способ продемонстрировать этот навык. Будьте конкретными и предписывающими, когда описываете, какие шаги вы предприняли для решения рабочей проблемы или какие шаги вы предпримете в потенциальном сценарии.

Вопросы для собеседования на логическое мышление

Работодатели, которые ищут этот навык на собеседовании, часто не используют термин «логическое мышление». Вместо этого они часто будут спрашивать вас о шагах, которые вы предприняли или предпримете для решения проблемы. Вот примеры таких вопросов для собеседования:

  • Были ли у вас когда-нибудь разногласия с коллегой по поводу наилучшего способа действий? Как вам удалось убедить их попробовать ваш способ?
  • Вам когда-нибудь приходилось принимать важное решение в сжатые сроки? Каким был ваш процесс принятия этого решения?
  • Какие упреждающие шаги вы предпринимаете для предотвращения проблем с вашими рабочими проектами?

Ничего страшного, если вы сначала озадачены, когда интервьюер просит вас продемонстрировать свои навыки логического мышления; не торопитесь и обдумайте свой ответ, прежде чем что-то сказать.

«Не произносите первую мысль, которая приходит в голову», — рекомендует Дэвид Биттон, соучредитель и директор по маркетингу DoorLoop. «Хотя вы не хотите затягивать слишком долго, пауза и размышление на несколько минут могут помочь. Если вы не можете дать подходящий и уверенный ответ, не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы».

Когда вы отвечаете, можно — и даже рекомендуется — давать несколько решений.

Тем не менее очень важно соблюдать правильный баланс между тщательностью и краткостью, особенно при объяснении вашего мыслительного процесса.

«Уметь поэтапно описать, как вы решили проблему, но не забывайте о времени, — говорит инженер-программист Адина Миньогна. «Когда я беру у кого-то интервью, нет ничего хуже, чем они продолжают и продолжают. Научитесь лаконично объяснять и отвечать».

Если вы сможете ответить лаконично, вы также докажете менеджеру по найму, что можете доносить сложные идеи и информацию до других, что является еще одним ценным навыком межличностного общения.

4 способа улучшить свое логическое мышление

Хотя логическое мышление является мягким навыком, его легко практиковать и ощутимо совершенствовать, как и большинство сложных навыков, которые вы можете освоить в классе. Кроме того, вам не нужно сталкиваться с проблемой на рабочем месте, чтобы работать над своим логическим мышлением; есть способы развивать этот навык в личной жизни.

1. Развивайте творческие привычки

«Уделяйте больше времени творческим увлечениям, таким как музыка, разгадывание загадок и чтение», — говорит Кристиан Величков, соучредитель Twiz. «Это некоторые хобби, которые могут стимулировать ваш ум и лучше развивать логическое мышление. Креативное мышление естественным образом возникает из увлечений, связанных с решением проблем. Чем больше вы бросаете вызов своему разуму, чтобы отвечать и решать различные проблемы на работе, тем лучше вы со временем развиваете свои навыки логического мышления».

Игры в слова, рисование, рисование и рукоделие — это другие творческие привычки, которые стоит попробовать.

2. Овладение новым навыком

Овладение новым навыком требует терпения, времени, усилий и сосредоточенности — всего, что вам нужно при попытке решить новую проблему. Однако вам не нужно учиться кодировать или заниматься программной инженерией, чтобы улучшить навыки логического мышления, связанные с работой. Например, научиться вязать крючком или играть на новом инструменте поможет вам развивать логическое мышление по мере развития нового навыка.

3. Практикуйтесь в разбивке

Если вы мыслите масштабно, вам может быть сложно рассмотреть все детали, прежде чем погрузиться в них и попытаться предложить решения. Однако ключевой частью логического мышления является разложение отдельных фактов и соединение их с разумным выводом. Начните с разбивки задач, которые вы должны выполнять в повседневной жизни. Например, если ваша задача — «собраться на работу», разбейте ее на такие задачи, как «почистить зубы», «принять душ» и «одеться». Эта практика поможет выработать привычку фокусироваться на более мелких компонентах более крупных проблем.

4. Наблюдайте за другими

Мы можем быть ограничены в подходе к проблемам; например, мы можем попытаться подойти к проблеме так, как всегда, потому что обычно это работает для нас. Однако мы можем упустить другие пути и решения, о которых даже не подумали бы.

Будьте в курсе того, как другие решают проблемы и какие стратегии они используют, будь то рабочая встреча, лекция в классе или групповой проект. Поинтересуйтесь, почему они делают определенный выбор и движутся в определенном направлении.

Выделитесь из толпы

Создайте выигрышное резюме с помощью курса Forage по написанию резюме.

Начать

Почему логическое мышление важно в 2022 году?

Согласно глобальному отчету Monster «Будущее работы: 2022», решение проблем — важнейший аспект логического мышления — является одним из трех основных навыков, которые ищут работодатели. Тем не менее, именно в этом же навыке работодатели видят наиболее значительный разрыв в навыках между тем, что им нужно от кандидата, и уровнем навыков кандидата.

Так что продвигайтесь вперед в поиске работы, постоянно улучшая свои навыки логического мышления и демонстрируя их краткими, но методичными ответами на вопросы интервью. У вас есть это — и если вам нужна дополнительная помощь в повышении уровня ваших профессиональных навыков, попробуйте программу развития профессиональных навыков Two Sigma.

Изображение предоставлено: Karolina Grabowska / Pexels

Что такое логическое мышление: значение, компоненты и примеры

цели, решать проблемы. Вы можете столкнуться с множеством проблем в своей жизни, когда начнете работать или продвинетесь по карьерной лестнице. Поэтому вам нужны сильные логические способности для решения ваших проблем.

Но вы должны знать, что такое логическое мышление, прежде чем двигаться вперед или предлагать решения

Что такое логическое мышление?

Логическое мышление — это ваша способность дисциплинированно мыслить или основывать важные мысли на доказательствах и фактах. Этот процесс включает в себя включение логики в мыслительные способности человека при анализе проблемы для разработки решения. Для логического мышления могут потребоваться курсы Soft Skills, потому что они включают в себя системы прогрессивного анализа.

Теперь, когда вы знаете значение логического мышления, вы можете пройти обучение в хижине знаний, чтобы стать вероятным, разумным и действенным в своих мыслях. Многие области, такие как управление проектами, могут извлечь выгоду из навыков логического мышления. Кроме того, рассмотрите возможность получения некоторых аккредитованных программ сертификации PMP.

Важность логического мышления


Согласно глобальному отчету, решение проблем, аспект критического и логического мышления, является одним из главных навыков, которые работодатели ищут в кандидатах на работу. Таким образом, это объясняет потребность в логическом мышлении или способностях рассуждать.

Вы уже прошли логические рассуждения ранее. Теперь пришло время понять его важность через следующие пункты.

1. Поощряет независимые способности

Вам может потребоваться несколько демонстраций и примеров из жизни, чтобы изучить и понять процессы. Однако длительные и частые демонстрационные системы не работают, потому что решение проблем требует рассуждений и анализа. Итак, вы должны приобрести независимые способности к рассуждению, определяющие логическое мышление.

2. Способствует творчеству и инновациям

Думайте нестандартно, чтобы разрабатывать творческие решения ваших проблем. Вот где логическое мышление пригодится, потому что оно позволяет вам предлагать лучшие идеи и придавать контролируемый смысл событиям, происходящим в вашей жизни.

3. Помогает улучшить аналитическое мышление

Вы взвешиваете все возможные результаты и оцениваете различные варианты, чтобы обеспечить благоприятный исход своих решений. Логическое мышление позволяет вам решать вопросы с несколькими вариантами ответов различными способами, чтобы получить желаемый ответ, лучше обдумав решение.

4. Это помогает укрепить мозг

Если вы думаете о значении логического мышления, то оно включает в себя разнообразные задачи, которые помогают активировать различные части вашего мозга — память, зрительно-образную память, вербально-логическую память и т. д. Процесс помогает укрепить ваш мозг и позволяет различать важные аспекты жизни.

5. Помогает улучшить концентрацию

Логическое мышление — один из лучших способов улучшить концентрацию. Тесты на способность рассуждать требуют, чтобы вы сосредоточились на решении проблем, и включают несколько методов и стратегий, которые помогут вам удержаться на крючке и развить положительную самооценку.

Способы улучшить ваше логическое мышление

Определение способности к логическому мышлению поможет вам понять, что вы должны обладать этим важным навыком, чтобы двигаться вперед в жизни. Итак, вы должны совершенствовать и развивать свое логическое мышление с помощью соответствующих занятий и упражнений.

Вот несколько советов, которые помогут улучшить ваши способности к логическому мышлению.

  1. Учитесь на ошибках своей жизни.
  2. Предвидеть, что ждет вас впереди и другие события в будущем.
  3. Пройдите комплексные психологические тесты.
  4. Стимулируйте свой мозг различными видами деятельности.
  5. Различие между наблюдением и выводами.
  6. Попробуйте распознать повторяющиеся шаблоны, такие как последовательность чисел.
  7. Побалуйте себя аналитическими ценностями, такими как критическое мышление, интерпретация, решение и заключение фактов.

Навыки логического мышления

Лучший способ определить навыки логического мышления — это способность сосредоточиться на задачах и действиях, следуя цепочке мыслительных процессов и связывая утверждения друг с другом. Процесс позволяет найти логическое решение вашей проблемы.

Как развивать навыки логического мышления?

Работайте над развитием своего логического мышления, чтобы улучшить свои способности решать проблемы. Вот разбивка методов, которые помогут вам преодолеть ваши мыслительные препятствия и понять, что такое концепция логического мышления.

  1. Не смотрите на вещи со своей точки зрения и прислушивайтесь к мнению других людей.
  2. Подумайте, прежде чем начать что-то делать, разрабатывая эффективные стратегии.
  3. Тщательно анализируйте значение слов и предложений.
  4. Развивайте свои мыслительные способности с помощью игр и детективных книг.

Как логически мыслить за пять шагов?

Логическое мышление означает рационализацию ваших мыслей и достижение положительных результатов. Этот процесс сочетает в себе ситуационную осведомленность и способность регулировать эмоции, чтобы обеспечить эффективное принятие решений. Вот как вы можете логически подумать, прежде чем принимать решения.

1. Примите участие в творческой деятельности

Творческая деятельность, такая как рисование, письмо, рисование, музыка и т. д., помогает стимулировать ваш мозг и развивать логическое мышление. Креативное мышление также помогает развивать способности решать проблемы, что делает вас более эффективным.

2. Тренируйтесь задавать осмысленные вопросы

Старайтесь регулярно задавать вопросы, чтобы получить полное представление о фактах. Это позволит вам подходить к проблемам творчески и логически и разрабатывать решения стратегически.

3. Проводите время с другими людьми

Попробуйте наладить содержательные отношения с другими людьми, чтобы расширить свои взгляды и перспективы. Общение с ними поможет вам мыслить логически и предоставит альтернативные точки зрения на решения.

4. Изучите новые навыки

Вы должны часто изучать новые навыки, чтобы оттачивать свои способности к логическому мышлению. Используйте возможности для обучения как можно чаще и ежедневно практикуйте свои навыки, чтобы помочь вдумчиво подходить к ситуациям.

5. Визуализируйте результаты своих решений

Вы должны учитывать свои решения и их влияние на ваше будущее, чтобы помочь оценить положительные результаты. Визуализация результатов вашего выбора и решений поможет вам укрепить навыки логического мышления

Компоненты логического мышления

Когда кто-то спросит вас, что означает логическое мышление, ваш ответ должен быть эмоциональным мышлением и интеллектом. Это означает, что вы обладаете самосознанием своих чувств и предотвращаете их влияние на процесс принятия решений.

Вы должны знать четыре важных компонента после того, как поймете, что такое концепция логического мышления.

1. Дедуктивное рассуждение

Дедуктивное рассуждение или дедукция является важным компонентом логического мышления, направленным на достижение конкретных выводов. Этот процесс облегчает получение упрощенного понимания и позволяет заниматься рациональным и логическим мыслительным процессом.

2. Индуктивное рассуждение

Индуктивное рассуждение или индукция позволяет вам мыслить более логично и полагаться на обобщения. Ваши общие представления зависят от анекдотического опыта, фактов и личных наблюдений за вашей жизнью, которые либо верны, либо ложны.

3. Причинно-следственный вывод

Причинно-следственный вывод включает в себя признание изменений и эволюции в рассуждениях, чтобы помочь вам мыслить логически. Этот процесс позволяет предпринимать определенные действия и делать логические или причинно-следственные выводы для обоснования своих действий.

4. Аналогия

Рассуждения по аналогии или аналогия позволяют найти вещи между двумя разными точками зрения. Аналогия помогает вам узнать и понять каждую ситуацию, чтобы помочь вам мыслить логически и принимать рациональные решения.

Примеры логического мышления в различных случаях 

Источник

Что такое пример логического мышления? Если вы задаете себе этот вопрос, посмотрите на следующие ситуации для справки.

1. Логическое мышление, когда вы не согласны

Вы и ваш друг обсуждаете предстоящий матч по крикету, и оба расходятся во мнениях относительно того, кто будет первым игроком с битой. Вы пытаетесь логически обосновать факты и отказываетесь, заявляя, что предсказание вашего друга верно.

2. Логическое мышление для завершения работы

Вы запланировали день с друзьями на выходных, но у вас остались незавершенные дела. Логичным способом разобраться в ситуации было бы заранее завершить свою работу и отправиться в отпуск.

3. Логическое мышление при принятии трудного решения

Вы получаете хорошую работу в другом городе, но это вызывает у вас эмоциональные мысли о том, что вам придется покинуть свой родной город. Логичный способ — подумать о возможностях, ожидающих вас в другом месте, и решить устроиться на работу.

4. Логическое мышление, когда вы не знаете ответа

Если вы не знаете ответа на несколько вопросов о своем недавнем задании, логичным способом их решения будет обратиться к учителю и попросить разъяснений.

5. Другие примеры логического мышления

Логическое мышление включает в себя навыки рассуждения для изучения проблем и поиска рациональных выводов или решений. Одним из лучших примеров является следующая ситуация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *