Мышление и деятельность | ЕГЭ по обществознанию
Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:
Животное | Человек | |
Взаимодействие с окружающей средой | Приспособление к окружающей среде | Приспособление и преобразование природных и социальных условий |
Цель | Задаётся инстинктом | Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком, творческий характер. |
Поведение | Целесообразное, т. е. сообразующееся с целью | Целесообразное и целеполагающее (целеполагание — это способность ставить новые цели и определять средства их достижения). |
Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Структура деятельности | ||||
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей | Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность | Средство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы | Действия — это проявление волеизъявления людей | Результат – это конечный итог, завершающий деятельность |
Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.
Мотивы деятельности | ||||
Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития | Социальные установки – это ориентация человека на что-либо | Убеждения — это эмоционально-ценностные отношения к действительности | Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами | Влечения — это психические состояния , выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость) |
Классификация действий в зависимости от мотивов | |||
Целерациональные | Ценностно-рациональные | Аффективные | Традиционные |
Характеризуются постановкой цели, а также средствами и предполагаемым результатом | Характеризуются направленностью и ориентацией на убеждения и ценности | Характеризуются эмоциональным состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребности | Характеризуются зависимостью от длительной привычки |
Деятельность | ||
Практическая | ||
Направлена на изменение | Связана с преобразованием сознания людей | |
природы | общества | Познавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах |
Это материально-производственная деятельность | Это социально-преобразовательная деятельность | Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения |
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности | ||
Все эти виды деятельности связаны между собой |
Созидательная | Разрушительная |
Результатом является «вторая природа» (культура) | Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности |
Деятельность — благо | Деятельность — зло |
Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.
Творчество или продуктивная деятельностьТворчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.
Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.
Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата.
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого человека.
Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.
Разные подходы к связи деятельности и общения | ||
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельности | Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности | Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности |
Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.
Субъект общения | ||
Реальный, т. е. существующий в жизни | Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности | Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности |
Реальный, т. е. существующий в жизни | Иллюзорный, т. е. тот, на кого переносят свойства реального субъекта | Воображаемый, т. е. существующий в воображении |
Друг, родитель, знакомый | Животное, игрушка | Бог, внутренний голос |
Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.
Средства общения | ||||
Вербальные (словесные) | Невербальные (несловесные) | |||
Речь (язык) | Это все средства общения, кроме речи | |||
Внутренняя | Внешняя | Знаковые системы | Сигналы | Облик человека |
Мысли | Устная, письменная | Рисунки, чертежи | Горн, свисток, светофор | Мимика, жесты, тембр голоса |
Содержание общения — это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние).
Цели и функции общения | ||
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе) | Общение — самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством | Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками |
Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.
Сущность | Обмен информацией (взаимная передача) | Односторонняя передача |
Участники | Субъект — объект, активно взаимодействующие | Субъект — объект, обособление |
Действия | Равнозначные | Односторонние |
Обратная связь | Активная, обогащает информацию | Отсутствует или формальна |
Информация | Обогащается, дополняется, видоизменяется, уточняется | Воспринимается с потерями или без них |
Сознание | |||
Познание | Самосознание | Воля | Переживание |
Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Структура сознания | ||
Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми | Переживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни |
Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.
Широкое значение: это все умственные процессы | Узкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.) |
Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).
Особенности мышления | |
Опосредованный характер | Обобщённость |
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известное | Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного |
Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:
Конкретно-действенное, или практическое | Конкретно-образное, или художественное | Абстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое |
Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельности | Характеризуется воплощением отвлечённых мыслей, обобщений в конкретные образы | Направлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе |
Бессознательное – это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.
Конспект по обществознанию на тему «Мышление и деятельность»
ЛЕКЦИЯ 5.
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ходе жизни человек постоянно получает информацию из окружающего мира и осмысливает её. Такая форма обработки информации называется мышлением.
Мышление – это познавательная способность, благодаря которой человек получает знания о мире и самом себе, а также планирует и осуществляет свою деятельность.
Мышление (в широком смысле) – способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных, временных и др.) объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека.
Мышление — это взаимодействие субъекта с
• объективным миром;
• познаваемым объектом, в ходе которого осуществляется аналитическая деятельность;
• понятийным аппаратом языка.
На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Например, мы знаем, нельзя курить на автозаправочной станции, и даже не пробуем этого делать. Наше сознание выстроило логическую связь между взрывоопасностью бензина и курением и дало прогноз того, что может произойти в случае нарушения правил техники безопасности.
Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Главными особенностями протекания процесса мышления являются:
1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.
2. Связь с практической деятельностью.
3. Неразрывная связь с речью.
4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.
ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ
Для совершения мыслительного процесса необходимо последовательное прохождение ряда этапов.
· Формулировка вопроса
· Ответ на поставленный вопрос получение нового знания
· Решение определённых задач для его ответа
ОПЕРАЦИИ (ПРИЁМЫ), МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ | |
Анализ | Мысленное разложение предмета на составляющие его элементы |
Синтез | Мысленное объединение отдельных элементов целого |
Сравнение | Установление сходства или различия объектов |
Обобщение | Переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к свойствам их классов и родов |
Абстрагирование | Мысленное отвлечение от ряда качеств познаваемого объекта в целях выявления и ясного понимания какого-то одного из них |
Моделирование | Исследование свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях |
Индукция | от частного к общему |
Дедукция | от общего к частному |
Процесс мышления непосредственно связан с физиологией человека (строением и работой мозга) и языком. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек благодаря мышлению познаёт скрытые свойства, связи и отношения предметов.
Язык — определённая знаково-символическая система, в которой сохраняется и передаётся информация.
ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ
Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх форм.
· Понятие — мысль, фиксирующая существенные общие признаки объекта, группы, класса объектов.
· Суждение — форма мысли, в которой на основе связи понятий утверждается или отрицается наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей.
· Умозаключение — форма мысли, в которой на основе имеющихся суждений логически выводится новое суждение.
В МЫШЛЕНИИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ТРИ ГРУППЫ:
ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ | ОСОБЕННОСТИ | ВОПЛОЩЕНИЕ |
Практическое мышление. Конкретно-действенное | Решение конкретно поставленных задач. | Практическая деятельность людей. (Ремонт автомобиля, конструирование) |
Художественное мышление. Конкретно-образное | Использование отвлечённых мыслей и обобщения. | Конкретные образы. (Картины, рассказы, музыка) |
Абстрактное мышление. Словесно-логическое | Поиск закономерностей природы и общества. | Общие связи и отношения. (Теория относительности, операционная система). |
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ
Наименование типа | Его сущность |
Образное | Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом её решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций |
Понятийное (теоретическое) | Задача поставлена как теоретическая. Способом её решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку |
Знаковое | Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука всё чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности |
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ
ВИД МЫШЛЕНИЯ | ОСОБЕННОСТЬ |
1. ПО ФОРМЕ | |
Наглядно-действенное
| подразумевает, что человек наблюдает за реальными предметами, животными, людьми и постигает взаимоотношения между ними в конкретной сложившейся ситуации. |
Наглядно-образное
| предполагает создание представлений о некой ситуации или образах. То есть человек использует наглядные изображения через их образные представления. |
Словесно-логическое
| предполагает применение логических знаний о том или ином событии, предмете, существе. И таким образом человек постигает существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи реальных событий или объектов. |
Абстрактно-логическое | (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. |
2. ПО ХАРАКТЕРУ | |
Теоретическое | Мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законов и правил. |
Практическое | Мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности. |
3. ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ | |
Дискурсивное (аналитическое) | Мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. |
Интуитивное | Мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. |
4. ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ | |
Репродуктивное | Мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. |
Продуктивное | Мышление на основе творческого воображения. |
Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств:
КАЧЕСТВО (СВОЙСТВО) МЫШЛЕНИЯ | СОДЕРЖАНИЕ КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ |
Быстрота | Способность находить правильные решения в условиях дефицита времени |
Гибкость | Умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения |
Глубина | Степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи |
Комплексный характер | Оптимальное сочетание абстрактно-логического и образного мышления |
Критичность | Способность находить недостатки в собственном мыслительном процессе или способность адекватно реагировать на критику своего мышления со стороны |
Самостоятельность | Умение собственными силами разглядеть проблемную ситуацию и разрешить ее своим оригинальным способом, не поддаваясь влиянию стереотипов и авторитетов |
Целенаправленность | Способность не отклоняться в сторону от намеченной цели в процессе мышления |
Широта | Способность интегрировать знания из различных областей человеческой деятельности |
Интуитивный характер | Способность решать задачи при недостатке исходных данных |
Экономичность | Число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность |
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
• Социально по своей природе, несмотря на то что является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
• Неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познаёт объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Эти элементы играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
• Обобщённое отражение действительности: в процессе мышления субъект познания обращается к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла и т. д.
• Опосредованный характер: познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
• Возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы.
• Имеет место только тогда, когда существует проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.
• Личностный характер проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познаёт, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.
• Предполагает включение в мыслительный процесс эмоционально-волевых сторон личности.
• Представляет собой сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
Мышление связано с речью.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка (системы знаков, которая существует и реализуется через речь).
Процесс речи предполагает, с одной стороны, выражение мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.
Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, сохранять и передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям.
Речь имеет внешнее (звуковое и письменное) и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.
В зависимости от формы общения выделяют устную (говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение) речь.
В процессе говорения и письма задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:
• формирование смысла речевого высказывания;
• построение грамматической структуры высказывания, поиск нужных слов, выбор определённой звуковой или графической системы;
• физический процесс речевого высказывания.
Качества речи:
· Содержательность
· Выразительность
· Действенность
· Понятность
В чистом виде те или иные типы мышления увидеть трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы и используя их в дальнейшем познании, человек стал активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Деятельность — это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого человек сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.
Дeятeльнoсть человека является ключевым условием развития общества, а также самореализации индивида.
OCHOBHЫЕ ЧЕРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
· Приспособление к природной и социальной среде путём её преобразования
· Способность целенаправленно изготавливать сложные средства труда
· Способность к целеполаганию
· Продуктивный, творческий характер деятельности
Человек способен определять цели и ставить конкретные задачи, планировать свою деятельность, подбирать необходимые средства для её осуществления, а также при необходимости корректировать свою деятельность.
Субъектом деятельности является человек (социальные группы, общество в целом).
Объектами деятельности (то тот, на что/кого направлена деятельность) могут выступать предметы, явления и процессы окружающего мира, люди, социальные группы, общество в целом.
Человек ощущает недостаток чего-либо необходимого для его существования (потребность). осознав который (мотив), намечает цель (образ желаемого результата деятельности). Дальше он определяет необходимые ему средства, выбирает способы деятельности.
Компоненты любой деятельности — это мотив, цель, метод, процесс и результат.
Для того чтобы цель была достигнута, необходимо тщательно обдумывать каждый свой шаг, отбирая лучшие средства и способы достижения цели. Нужно обязательно подумать о возможных отрицательных последствиях своих действий и постараться свести их к минимуму.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ (ВИДЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
ИГРА | УЧЕНИЕ\ПОЗНАНИЕ | ТРУД | ОБЩЕНИЕ |
свободная развивающая деятельность, осуществляемая, как правило, по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности | целенаправленный процесс получения знаний и умений, необходимых для жизни в обществе и профессиональной деятельности; — форма деятельности человека, целью которой является отражение окружающей действительности в его сознании и создание рационально обоснованной картины мира. | создание в процессе взаимодействия с окружающим миром предметов (продуктов), необходимых для удовлетворения личных потребностей и потребностей общества | взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, навыками, умениями, а также результатами деятельности |
Если в процессе своей деятельности человек создает что-либо новое, оригинальное, ранее не существовавшее, то говорят о творческом характере деятельности.
Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Успешность выполнения определенного рода деятельности зависит от сочетания способностей, которые обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям и умениям.
Человек рождается на свет, не имея определенных способностей к той или иной деятельности. Наследственность определяет лишь задатки – потенциальные возможности человека.
Задатки — присущие каждому от рождения физические качества, особенности строения мозга и нервной системы. Они составляют природную основу развития способностей.
Если человек даже с самыми многообещающими задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Способности формируются постепенно в процессе обучения и деятельности.
Одаренность — это такое сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения значительного успеха в выполнении той или иной деятельности.
Задача любого человека — понять, какие возможности есть лично у него и как правильно их реализовать
Общие способности помогают достичь успеха в самых разных занятиях.
Специальные способности помогают достигать высоких результатов в какой-либо определённой области деятельности.
Талант — это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. Талант может проявиться в любой деятельности. Талантливый человек успешно решает в какой-либо области знания или практики сложные творческие задачи, способен создавать новые материальные и духовные ценности.
Гениальность — это наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных. Это создание уникальных творений, которые открывают новую эпоху в развитии культуры, жизни общества.
Развитие способностей, успешность деятельности и жизненный успех в целом зависят от личной активности человека, его последовательности и целеустремленности.
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами.
Мышление и речь презентация, доклад
Мышление и речь
Мышление
Мышление – это:
1. высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.
Оно характеризуется общностью и единством с речью.
Основные функции мышления:
понимание – осознание сущности объектов, их атрибутов, а также взаимосвязей и взаимозависимостей между ними;
целеполагание – порождение новых целей, программ поведения и деятельности;
целевыполнение – решение проблем, задач для достижения поставленных целей;
рефлексия – осознание субъектом своих внутренних действий, осмысление полученных результатов.
Основными элементами мышления являются :
— понятия (отражение общих и существенных признаков каких-либо предметов и явлений),
— суждения (установление связи между предметами и явлениями; оно может быть истинным и ложным),
— умозаключения (вывод из одного или нескольких суждений нового суждения),
— а также образы и представления.
Основные операции мышления:
анализ (мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением),
синтез (объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически заданных частей),
конкретизация (применение общих законов к конкретному случаю, операция, обратная обобщению),
абстрагирование (выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует),
обобщение (мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений),
сравнение и классификация.
Виды мышления
Основными видами мышления являются теоретическое (к которому, в свою очередь, относят понятийное и образное), а также практическое (к нему относятся наглядно-образное и наглядно-действенное).
Взаимосвязанные виды мышления
В процессе исторического развития человечества интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности.
Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).
На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.
Высшая ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление. Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой.
В процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления.
Так, бытовые дела требуют практически-действенного мышления, а доклад на научную тему — теоретического мышления и т. п.
Мыслительный процесс
Мыслительный процесс направлен на решение определенной задачи.
Этапы решения задач:
Изучение условий задачи, определение того, что дано, и что необходимо найти.
Разработка стратегии решения задачи, включая общий план предполагаемых действий.
Выбор конкретного метода (способа, инструмента) и поиск решения.
Оценка полученных результатов.
Стратегии решения задач
В процессе решения задачи используются различные стратегии:
случайный перебор («метод проб и ошибок») – из некоторого множества возможных вариантов решения случайным образом выбирается какой-то один, который затем подвергается оценке; перебор и оценка различных вариантов осуществляется до тех пор, пока не будет найдено правильное решение;
систематический (полный) перебор – поиска решения исчерпыванием всех возможных вариантов;
рациональный перебор («последовательное приближение») – оптимальное решение задачи находится путем отсева подмножеств допустимых решений, заведомо не содержащих оптимальных решений.
Мышление и речь. Язык и речь
Проблему речи в психологии обычно ставят в контексте – мышление и речь.
Генетически речь возникла вместе с мышлением и развивалась в единстве с ним в процессе общественно-исторического развития человека.
Язык – строго нормализованная система средств общения, система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл.
В индивидуальном развитии язык служит средством общения, мышления и самоанализа.
Речь
Речь – это применение языка в процессе общения для передачи мыслей и чувств. Речь – это язык в действии.
Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке.
Отличия языка от речи
Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл.
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам не связанным ни с психикой, ни с его поведением.
Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Функции речи
средство общения,
средство мышления,
носитель сознания, памяти, информации,
средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.
В психологии принято разделять речь на внутреннюю и внешнюю.
Внешняя речь подразделяется на устную ( говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).
Устную речь можно подразделить: на монологическую и диалогическую.
Внутренняя речь:
Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью.
Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя речь.
Краткие выводы
Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.
Оно характеризуется общностью и единством с речью.
Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
В качестве единицы связи между мышлением и речью рассматривается слово, представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление).
Первоначальная функция речи — коммуникативная. Исходя из этого, значение слова нужно рассматривать не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации.
Мышление и речь Льва Выготского, Глава 1. Мышление и речь. Проблема и метод исследования
Советская психология: Мышление и речь Льва Выготского, Глава 1. Мышление и речь. Проблема и метод исследованияМышление и речь. Выготский 1934
Глава 1
Проблема и метод исследования
Первый вопрос, с которым необходимо столкнуться при анализе мышления и речи, касается соотношения между различными психическими функциями, соотношения между различными формами деятельности сознания. Этот вопрос лежит в основе многих проблем психологии. При анализе мышления и речи центральной проблемой является проблема отношение мысли к слову. Все остальные вопросы второстепенны и логически подчинены; их нельзя даже правильно сформулировать, пока не будет решен этот более фундаментальный вопрос. Примечательно, что вопрос о взаимоотношениях между различными психическими функциями остался почти совсем неисследованным. По сути, это новая проблема для современной психологии.
Напротив, проблема мышления и речи так же стара, как и сама психология. Однако наиболее запутанной и наименее разработанной стороной проблемы остается вопрос об отношении мысли к слову. Атомистическая и функциональная формы анализа, господствовавшие в психологии в последнее десятилетие, привели к анализу психических функций в отрыве друг от друга. Психологические методы и исследовательские стратегии развивались и созревали в соответствии с этой тенденцией к изучению отдельных, изолированных, абстрактных процессов. Проблема связи между различными психическими функциями, проблема их организации в целостной структуре сознания не вошла в сферу исследования.
Нет, конечно, ничего нового в том, что сознание есть единое целое, что отдельные функции связаны друг с другом в деятельности. Однако традиционно единая природа сознания — связи между психическими функциями — просто принималась как данность. Они не были объектом эмпирического исследования. Причина этого становится очевидной только тогда, когда мы осознаем важное молчаливое предположение, которое стало частью фундамента психологических исследований. Это допущение (никогда четко не сформулированное и совершенно ложное) состоит в том, что связи или связи между психическими функциями постоянны и неизменны, что отношения между восприятием и вниманием, памятью и восприятием, мышлением и памятью неизменны. Это предположение подразумевает, что отношения между функциями можно рассматривать как константы и что эти константы не обязательно учитывать в исследованиях, посвященных самим функциям. Как мы упоминали ранее, в результате проблема межфункциональных отношений осталась в значительной степени неисследованной в современной психологии.
Это неизбежно оказало серьезное влияние на подход к проблеме мышления и речи. Любой обзор истории этой проблемы в психологии сразу бросается в глаза, что центральный вопрос, вопрос об отношении мысли к слову, постоянно игнорировался.
Попытки решить проблему мышления и речи всегда колебались между двумя крайними полюсами, между идентификацией или полным слиянием мысли и слова и столь же метафизического, абсолютного и полного разделения двух, разрыва их отношений. Теории мышления и речи всегда оставались в одном и том же заколдованном кругу. Эти теории либо выражали чистую форму одного из этих крайних взглядов, либо пытались объединить их, занимая некую промежуточную точку, постоянно перемещаясь между ними.
Если начать с античного утверждения, что мысль есть «речь минус звук», то можно проследить развитие первой тенденции — тенденции отождествлять мышление и речь — вплоть до современного американского психолога или рефлексотерапевта. Эти психологи рассматривают мышление как рефлекс, в котором моторный компонент заторможен. Не только решение проблемы отношения мысли к слову, но и сама постановка вопроса невозможна в этих перспективах. Если мысль и слово совпадают, если они суть одно и то же, то не может быть исследования отношения между ними. Нельзя изучать отношение вещи к самой себе. Таким образом, с самого начала проблема неразрешима. Основная проблема просто избегается.
Точки зрения, которые представляют другую крайность, точки зрения, которые начинаются с концепции, что мышление и речь независимы друг от друга, очевидно, находятся в лучшем положении для решения проблемы. Представители вюрцбургской школы, например, пытаются освободить мысль от всех чувственных факторов, в том числе и от слова. Связь между мыслью и словом рассматривается как чисто внешнее отношение. Речь представляется как внешнее выражение мысли, как ее облачение. В этих рамках действительно можно поставить вопрос об отношении между мыслью и словом и попытаться разрешить его. Однако такой подход, общий для нескольких разрозненных психологических традиций, неизменно приводит к неспособности решить проблему. Действительно, в конечном итоге он не может дать надлежащую постановку проблемы. Хотя эти традиции не игнорируют проблему, они скорее пытаются разрубить узел, чем распутать его. Словесное мышление расчленено на его элементы; она расчленяется на элементы мысли и слова, которые затем представляются как сущности, чуждые друг другу. Изучив особенности мышления как такового (т. е. мышления, независимого от речи), а затем речи, изолированной от мышления, делается попытка восстановить связь между ними, восстановить внешнее, механическое взаимодействие двух различных процессов.
Например, недавнее исследование взаимосвязи этих функций привело к выводу, что двигательные процессы, связанные с речью, играют важную роль в облегчении мыслительного процесса, в частности, в улучшении понимания испытуемым трудного вербального материала. Вывод этого исследования заключался в том, что внутренняя речь способствует закреплению материала и создает впечатление того, что необходимо понять. Когда внутренняя речь включалась в процессы понимания, она помогала испытуемому ощущать, схватывать и отделять важное от неважного в движении мысли. Выяснилось также, что внутренняя речь играет роль облегчающего фактора при переходе от мысли к открытой речи.
Как показывает этот пример, раз исследователь разложил единое психологическое образование словесного мышления на составные элементы, он вынужден установить чисто внешнюю форму взаимодействия между этими элементами. Это если бы он имел дело с двумя совершенно разнородными формами деятельности, с формами деятельности, не имеющими внутренней связи. Представители этой второй традиции имеют преимущество перед представителями первой в том, что они, по крайней мере, способны поставить вопрос об отношении мышления к речи. Слабость этого подхода в том, что его постановка проблемы ложна и исключает возможность ее правильного решения. Эта неправильная постановка задачи является прямым следствием метода разложения целого на его элементы, метода, исключающего изучение внутреннего отношения мысли к слову. Таким образом, решающим вопросом является метод. Если мы хотим успешно решить проблему, мы должны начать с выяснения вопроса о том, какие методы следует использовать при ее изучении.
Исследование любого психического образования предполагает анализ, но этот анализ может принимать одну из двух принципиально различных форм. Все неудачи, с которыми столкнулись исследователи в своих попытках решить проблему мышления и речи, можно объяснить тем, что они полагались на первую из этих двух форм анализа. На наш взгляд, второе представляет собой единственное доступное средство для продвижения к истинному решению этой проблемы.
Первая из этих форм анализа начинается с разложения сложного психического целого на его элементы. Этот способ анализа можно сравнить с химическим анализом воды, при котором вода разлагается на водород и кислород. Существенной особенностью этой формы анализа является то, что его продукты имеют иную природу, чем целое, из которого они были получены. У элементов отсутствуют характеристики, присущие целому, и они обладают свойствами, которыми оно не обладало. Подходя к проблеме мышления и речи, разлагая их на элементы, мы прибегаем к стратегии человека, который прибегает к разложению воды на водород и кислород в поисках научного объяснения свойств воды, ее способности потушить огонь или его соответствие закону Архимеда, например. Этот человек, к своему огорчению, обнаружит, что водород горит, а кислород поддерживает горение. Ему никогда не удастся объяснить характеристики целого, анализируя характеристики его элементов. Точно так же и психология, разлагающая словесное мышление на элементы в попытке объяснить его особенности, будет напрасно искать единство, свойственное целому. Эти характеристики присущи явлению только как единому целому. Когда целое анализируется на его элементы, эти характеристики исчезают. В попытке реконструировать эти характеристики исследователю не остается иного выхода, как искать внешние, механические формы взаимодействия элементов.
Поскольку в результате получаются продукты, утратившие характеристики целого, этот процесс не является формой анализа в истинном смысле этого слова. Во всяком случае, это не «анализ» по отношению к проблеме, к которой он предназначался. На самом деле, с некоторым основанием, его можно считать антитезой истинному анализу. Химическая формула воды имеет устойчивую связь со всеми характеристиками воды. Это относится к воде во всех ее формах. Это помогает нам понять характеристики воды, проявляющиеся в великих океанах или в каплях дождя. Разложение воды на элементы не может привести к объяснению этих характеристик. Этот подход лучше понимать как средство перехода на более общий уровень, чем как средство анализа нас таковых, как средство членения в собственном смысле этого слова. Этот подход не способен пролить свет на детали и конкретное многообразие отношений между мыслью и словом, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни; он не способен проследить явление от его первоначального развития в детстве до его последующего разнообразия.
Противоречивость этой формы анализа ясно проявляется в ее приложениях в психологических исследованиях. Вместо того, чтобы объяснять конкретные характеристики интересующего нас целого, он подчиняет это целое велениям более общих явлений. То есть целостное подчиняется велениям законов, которые позволили бы нам объяснить то, что является общим для всех речевых явлений или всех проявлений мышления, для речи и мышления как абстрактных общностей. Поскольку она заставляет исследователя игнорировать единый и целостный характер изучаемого процесса, эта форма анализа приводит к глубокому заблуждению. Внутренние отношения единого целого заменяются внешними механическими отношениями между двумя разнородными процессами.
Нигде отрицательные результаты этой формы анализа не проявляются так ярко, как при исследовании мышления и речи. Слово сравнимо с живой клеткой в том, что оно представляет собой звуковую и смысловую единицу, содержащую в простой форме все основные характеристики целостного явления словесного мышления. Форма анализа, разбивающая целое на элементы, фактически разбивает слово на две части. Перед исследователем феномена словесного мышления встает тогда задача установить какую-то внешнюю механическую ассоциативную связь между этими двумя частями единого целого.
По мнению одного из виднейших представителей современной лингвистики, звук и значение в слове не связаны. Они объединены в знаке, но сосуществуют в полной изоляции друг от друга. Неудивительно, что эта точка зрения дала лишь самые жалкие результаты в исследовании звука и значения в языке. В отрыве от мысли звук теряет все те своеобразные черты, которые свойственны ему как звуку человеческой речи, черты, отличающие его от других видов звуков, существующих в природе. В результате применения этой формы анализа к области словесного мышления были изучены только физические и психические свойства этого бессмысленного звука, только то, что является общим для всех звуков в природе. То, что характерно для этой конкретной формы звука, осталось неисследованным. Как следствие, это исследование не смогло объяснить, почему звук, обладающий определенными физическими и психическими характеристиками, присутствует в человеческой речи или как он функционирует как компонент речи. Сходным образом и изучение значения было определено как изучение понятия, понятия, существующего и развивающегося в полной изоляции от его материального носителя. Несостоятельность классической семантики и фонетики в значительной степени была прямым следствием этой тенденции отделять значение от звука, этого разложения слова на отдельные элементы.
Это разложение речи на звук и значение и легло в основу изучения развития речи ребенка. Однако даже самый полный анализ истории фонетики в детстве бессилен объединить эти явления. Точно так же изучение развития значения слова в детстве привело исследователей к автономной и самостоятельной истории детской мысли, истории детской мысли, не имевшей связи с фонетическим развитием детской речи.
На наш взгляд, совершенно иная форма анализа имеет основополагающее значение для дальнейшего развития теорий мышления и речи. Эта форма анализа основана на разделении сложного целого на единицы. В отличие от термина «элемент» термин «единица» обозначает продукт анализа, обладающий всеми основными свойствами целого. Единица является жизненно важной и непреложной частью целого. Ключ к объяснению свойств воды лежит не в изучении ее химической формулы, а в изучении ее молекулы и ее молекулярных движений. Точно в том же смысле живая клетка является реальной единицей биологического анализа, поскольку сохраняет основные черты жизни, присущие живому организму 9 .0003
Психология, занимающаяся изучением сложного целого, должна понять это. Он должен заменить метод разложения целого на его элементы методом разбиения целого на его части. Психология должна выявить те единицы, в которых присутствуют признаки целого, даже если они могут проявляться в измененной форме. Используя этот способ анализа, он должен попытаться решить стоящие перед нами конкретные проблемы.
Что же такое единица, обладающая характеристиками, присущими целостному феномену словесного мышления и не поддающаяся дальнейшему разложению? На наш взгляд, такую единицу можно найти во внутреннем аспекте слова, в его значении.
По этому аспекту слова было проведено очень мало исследований. В большинстве исследований значение слова было объединено с набором явлений, который включает в себя все сознательные представления или мыслительные акты. Существует очень близкая параллель между этим процессом и процессом, посредством которого звук, оторванный от значения, слился с совокупностью явлений, включающих в себя все существующие в природе звуки. Следовательно, подобно тому как современная психология ничего не может сказать о характеристиках звука, присущих только звукам человеческой речи, она не может сказать ничего и о словесном значении, кроме того, что применимо ко всем формам мысли и представления.
Это справедливо как для современной структурной психологии, так и для ассоциативной психологии. Мы знали только внешнюю сторону слова, ту сторону слова, которая непосредственно перед нами. Его внутренний аспект, его смысл остается таким же неизведанным и неизведанным, как обратная сторона Луны. Однако именно в этой внутренней стороне слова мы находим возможность решения проблемы отношения мышления к речи. Узел, представляющий явление, которое мы называем вербальным мышлением связан по смыслу слова.
Для прояснения этого вопроса необходимо краткое теоретическое рассмотрение психологической природы значения слова. Ни ассоциативная, ни структурная психология не дают удовлетворительной точки зрения на природу значения слова. Как покажут наши собственные экспериментальные исследования и теоретические анализы, сущность значения слова, внутренняя природа, определяющая его, лежит не там, где ее традиционно искали.
Слово относится не к одному предмету, а к вся группа или класс объектов. Следовательно, каждое слово есть скрытое обобщение. С психологической точки зрения значение слова есть прежде всего обобщение. Нетрудно убедиться, что обобщение есть словесный акт мысли ; его отражение действительности радикально отличается от непосредственного ощущения или восприятия.
Сказано, что диалектический скачок есть не только переход от неспособной к ощущению материи к материи, способной к ощущению, но и переход от ощущения к мысли. Отсюда следует, что реальность отражается в сознании качественно иначе, в мышлении, чем в непосредственном ощущении. Это качественное различие в первую очередь является функцией обобщенное отражение действительности. Следовательно, обобщение в значении слова есть акт мышления в истинном смысле слова. Однако в то же время значение составляет неотъемлемую часть слова; оно принадлежит не только области мысли, но и области речи. Слово без смысла — это не слово, а пустой звук. Слово без значения больше не принадлежит к области речи. Нельзя сказать о значении слова то, что мы сказали ранее об элементах слова, взятых в отдельности. Слово означает речь или мысль? Это и то, и другое в одно и то же время; это единица словесного мышления. Таким образом, очевидно, что наш метод должен быть методом семантического анализа. Наш метод должен опираться на аналитику смысловой стороны речи; это должен быть метод изучения вербального значения.
Мы можем разумно ожидать, что этот метод даст ответы на наши вопросы об отношении между мышлением и речью, поскольку это отношение уже содержится в единице анализа. Изучая функцию, структуру и развитие этой единицы, мы поймем многое, имеющее непосредственное отношение к проблеме отношения мышления к речи и к природе словесного мышления.
Методы, которые мы намерены применить в нашем исследовании отношений между мышлением и речью, позволяют провести синтетический анализ сложного целого. Значимость такого подхода иллюстрирует еще один аспект проблемы, остававшийся на заднем плане в предшествующих исследованиях. Именно исходной и основной функцией речи является коммуникативная. Речь — это средство социального взаимодействия, средство выражения и понимания. Способ анализа, который разлагает целое на его элементы, отделяет коммуникативную функцию речи от ее интеллектуальной функции. Конечно, общепризнано, что речь сочетает в себе функцию социального взаимодействия и функцию мышления, но эти функции мыслились как существующие изолированно друг от друга, как действующие параллельно, без взаимообусловленности. Всегда понималось, что обе функции так или иначе сочетаются в речи. Но традиционная психология оставила совершенно неизученными такие вопросы, как соотношение между этими функциями, причина их присутствия в речи, характер их развития и характер их структурных взаимоотношений. Это в значительной степени относится и к современной психологии.
Однако в том же смысле, в каком значение слова есть единица мышления, оно также является единицей обеих этих речевых функций. Мысль о том, что для социального взаимодействия необходима некая форма посредничества, можно считать аксиомой современной психологии. Более того, социальное взаимодействие, опосредованное чем-либо, кроме речи или другой знаковой системы, — социальное взаимодействие, которое часто встречается, например, у нечеловеческих животных, — чрезвычайно примитивно и ограничено. Действительно, строго говоря, социальное взаимодействие посредством тех видов выразительных движений, которыми пользуются нечеловеческие животные, не следует называть социальным взаимодействием. Правильнее было бы назвать его 9.0008 загрязнение. Испуганный гусь, увидев опасность и разбудив стадо своим криком, не столько сообщает стае увиденное, сколько заражает стадо своим страхом.
Социальное взаимодействие, основанное на рациональном понимании, на преднамеренной передаче опыта и мысли, требует некоторой системы средств . Человеческая речь, система, возникшая при необходимости социального взаимодействия в процессе труда, всегда была и всегда будет прообразом такого рода средств. Однако до недавнего времени этот вопрос сильно упрощался. В частности, предполагалось, что знак, слово и звук являются средствами социального взаимодействия. Как и следовало ожидать, эта ошибочная концепция является прямым результатом неправильного применения метода анализа, который начинается с разложения целого на его элементы. Это продукт применения этого способа анализа ко всему кругу проблем, связанных с природой речи.
Предполагалось, что слово, как оно проявляется в социальном взаимодействии, есть только внешняя сторона речи. Это означало, что сам звук может ассоциироваться с любым опытом, с любым содержанием психической жизни и, следовательно, может быть использован для передачи или передачи этого опыта или содержания другому человеку.
Более глубокий анализ этой проблемы и связанных с ней вопросов, касающихся процессов понимания и их развития в детстве, привел к совершенно иному пониманию ситуации. Оказывается, как невозможно социальное взаимодействие без знаков, так оно невозможно и без смысла. Чтобы передать опыт или какое-либо другое содержание сознания другому человеку, оно должно быть отнесено к классу или группе явлений. Как мы уже отмечали, для этого требуется обобщение. Социальное взаимодействие предполагает обобщение и развитие словесного значения; обобщение становится возможным только при развитии социального взаимодействия. Высшие формы психического социального взаимодействия, являющиеся столь важной характеристикой человека, возможны лишь потому, что — думая — человек обобщенно отражает действительность.
Практически любой пример показал бы эту связь между этими двумя основными функциями речи, между социальным взаимодействием и обобщением. Например, я хочу сообщить кому-то, что мне холодно. Я могу, конечно, передать это выразительными движениями. Однако истинное понимание и общение происходят только тогда, когда я могу обобщить и назвать то, что я испытываю, только когда я могу связать свой опыт с определенным классом переживаний, известных моему партнеру.
Дети, не обладающие соответствующим обобщением, часто не могут передать свой опыт. Проблема не в отсутствии подходящих слов или звуков, а в отсутствии подходящего понятия или обобщения. Без последнего невозможно понимание. Как указывает Толстой, ребенок обычно не понимает не самого слова, а того понятия, которое слово выражает (1903, с. 143). Слово почти всегда готово, когда есть понятие. Поэтому, возможно, целесообразно рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи , а как единство обобщения и социального взаимодействия, единство мышления и общения.
Эта постановка задачи имеет огромное значение для всех вопросов, связанных с генезисом мышления и речи. Во-первых, он раскрывает истинный потенциал причинно-генетического анализа мышления и речи. Только когда мы научимся видеть единство обобщения и социального взаимодействия, мы начнем понимать ту действительную связь, которая существует между познавательным и социальным развитием ребенка. Наше исследование связано с решением обеих этих фундаментальных проблем — проблемы отношения мысли к слову и проблемы отношения обобщения к социальному взаимодействию.
Однако, чтобы расширить наш взгляд на эти проблемы, мы хотели бы упомянуть несколько вопросов, которые мы не смогли решить непосредственно в нашем исследовании, вопросы, которые стали очевидными для нас только в процессе его проведения. В самом прямом смысле наше признание важности этих вопросов является самым важным результатом нашей работы.
Во-первых, мы хотели бы поднять вопрос о отношении между звуком и значением в слове. Мы не занимались этим вопросом широко в наших собственных исследованиях. Тем не менее недавний прогресс в этом вопросе в лингвистике, по-видимому, напрямую связан с проблемой аналитических методов, которую мы обсуждали ранее.
Как мы уже говорили, традиционная лингвистика концептуализировала звук как независимый от значения в речи; он концептуализировал речь как комбинацию этих двух изолированных элементов. В результате индивидуальный звук считался основной единицей анализа при изучении звука в речи. Однако мы видели, что когда звук отрывается от человеческой мысли, он теряет характеристики, делающие его уникальным звуком человеческой речи; он находится в ряду всех других звуков, существующих в природе. Вот почему традиционная фонетика прежде всего занималась не психологией языка, а акустикой и физиологией языка. Это, в свою очередь, является причиной того, что психология языка была так беспомощна в своих попытках понять отношение между звуком и значением в слове.
Что же является наиболее существенной характеристикой звуков человеческой речи? Работы современной фонологической традиции в лингвистике — традиции, хорошо воспринятой в психологии — показывают, что основная характеристика звука в человеческой речи состоит в том, что он функционирует как знак, связанный со значением. Звук как таковой, звук без смысла, не есть единица, в которой связаны различные стороны речи. Это не отдельный звук, а фонема — основная единица речи. Фонемы — единицы, не поддающиеся дальнейшему разложению и сохраняющие признаки целого, признаки означающей функции звука в речи. Когда звук не является осмысленным звуком, когда он оторван от осмысленной стороны речи, он утрачивает эти характеристики человеческой речи. В языкознании, как и в психологии, единственным продуктивным подходом к изучению звука в речи является тот, который опирается на членение целого на его единицы, единицы, сохраняющие в речи как звуковые, так и смысловые характеристики.
Здесь не место для подробного обсуждения достижений, достигнутых благодаря применению этого способа анализа в лингвистике и психологии. Однако, на наш взгляд, эти достижения являются наиболее эффективной демонстрацией его ценности. Мы использовали этот метод в своей работе.
Ценность этого метода можно проиллюстрировать, применив его к широкому кругу вопросов, связанных с проблемой мышления и речи. Однако на данный момент мы можем упомянуть лишь некоторые из этих проблем. Это позволит нам указать возможности будущих исследований с использованием этого метода и уточнить значение метода для всей этой системы проблем.
Как мы предполагали ранее, проблема отношений и связей между различными психическими функциями была недоступна для традиционной психологии. Мы утверждаем, что она доступна исследователю, желающему применить метод единиц.
Первый вопрос, который возникает при рассмотрении отношения мышления и речи к другим аспектам жизни сознания, касается связи между интеллектом и аффектом. К числу самых основных недостатков традиционных подходов к изучению психологии относится оторванность интеллектуального от волевой и аффективной сторон сознания. Неизбежным следствием обособления этих функций стало превращение мышления в автономный поток. Мышление само стало мыслителем мыслей. Мышление было оторвано от всей жизненной силы, от мотивов, интересов и склонностей мыслящей личности. Мышление превращалось либо в бесполезный эпифеномен, процесс, ничего не меняющий в жизни и поведении человека, либо в самостоятельную и автономную первобытную силу, влияющую своим вмешательством на жизнь сознания и жизнь личности.
Изолируя мышление от аффекта с самого начала, мы эффективно отсекаем себя от любой возможности каузального объяснения мышления. Причинный анализ мышления предполагает выявление его движущей силы, выявление потребностей, интересов, побуждений и тенденций, направляющих движение мысли в ту или иную сторону. Точно так же, когда мышление изолировано от аффекта, эффективно исключается исследование его влияния на аффективные или целеустремленные аспекты психической жизни. Каузальный анализ психической жизни не может начаться с приписывания мысли магической силы определять человеческое поведение, способности определять поведение через одну из собственных внутренних систем индивидуума. Столь же несовместимо с причинным анализом превращение мысли в лишний придаток поведения, в его слабую и бесполезную тень.
Направление, в котором мы должны двигаться в нашей попытке решить эту насущную проблему, указывает метод, который опирается на анализ сложного целого на его единицы. Существует динамическая смысловая система, которая составляет единство аффективных и интеллектуальных процессов. Каждая идея содержит некоторый остаток аффективного отношения индивида к тому аспекту реальности, который она представляет. Таким образом, анализ на единицы позволяет увидеть связь между потребностями или наклонностями индивида и его мышлением. Это позволяет увидеть и обратное отношение, связывающее его мысль с динамикой поведения, с конкретной деятельностью личности.
Мы отложим обсуждение нескольких смежных проблем. Эти проблемы не были непосредственным объектом нашего исследования в настоящем томе. Мы кратко обсудим их в заключительной главе этой работы в рамках обсуждения открывающихся перед нами перспектив. Здесь мы просто повторим утверждение о том, что метод, который мы применяем в этой работе, не только позволяет нам увидеть внутреннее единство мышления и речи, но и позволяет более эффективно исследовать отношение словесного мышления к всю жизнь сознания.
В качестве нашей последней задачи в этой первой главе мы наметим общую структуру книги. Как мы уже говорили, наша цель состояла в том, чтобы разработать комплексный подход к чрезвычайно сложной проблеме. Сама книга состоит из нескольких исследований, посвященных отдельным, хотя и взаимосвязанным вопросам. Включены несколько экспериментальных исследований, а также другие исследования критического или теоретического характера. Мы начнем с критического анализа теории речи и мышления, которая представляет собой лучшее представление об этой проблеме в современной психологии. Тем не менее, это полная противоположность нашей точки зрения. В этом анализе мы затрагиваем все вопросы, лежащие в основе общего вопроса об отношении между мышлением и речью, и пытаемся проанализировать эти вопросы в контексте наших текущих эмпирических знаний. В современной психологии изучение такой проблемы, как отношение мышления к речи, требует концептуальной борьбы с общетеоретическими взглядами и конкретными идеями, противоречащими нашим собственным.
Вторая часть нашего исследования представляет собой теоретический анализ данных, касающихся развития (как филогенетического, так и онтогенетического) мышления и речи. С самого начала мы пытаемся выявить генетические корни мышления и речи. Неудача в этой задаче была основной причиной всех ложных взглядов на проблему. Экспериментальное изучение развития понятий в детстве, исследование, состоящее из двух частей, составляет центр этой второй части исследования. В первой части этого исследования мы рассматриваем развитие того, что мы называем «искусственными понятиями», понятий, которые формируются в экспериментальных условиях. Во второй мы пытаемся изучить развитие реальных понятий ребенка.
В заключительной части нашей работы мы пытаемся проанализировать функцию и структуру общего процесса словесного мышления. Теория и эмпирические данные включены в это обсуждение.
Объединяет все эти исследования идея развития, идея, которую мы пытаемся применить в нашем анализе значения слова как единства речи и мышления.
Почему обществознание важно? 8 причин учиться
Обществознание. Мы все должны принять это, и учителя должны учить этому. Но почему? Какие аспекты социальных исследований делают их настолько важными, что они всегда включены? Социальные науки — это дисциплина, которая включает гуманитарные науки, такие как география, история и политология. Почему важны социальные науки? Давайте выясним, почему.
«Основная цель социальных исследований — помочь молодым людям принимать информированные и обоснованные решения на благо общества как граждан культурно разнообразного демократического общества во взаимозависимом мире».
– Национальный совет социальных исследований
Что такое социальные науки?
Социальные науки также можно отнести к социальным наукам. Это область, которая имеет дело с человеческим поведением, отношениями, ресурсами и институтами.
Конкретные темы общественных наук, которые изучаются в школьных курсах, включают географию, антропологию, экономику, историю, социологию, политологию и обществоведение.
Фото NeONBRAND на Unsplash
Цель и назначение социальных исследований
Основная цель преподавания общественных наук – научить учащихся стать хорошими гражданами. Мы живем в разнообразном обществе, которое требует знания социальных наук, чтобы добиться успеха. Имея образование в области социальных наук, дети становятся взрослыми, способными участвовать в жизни нашего демократического общества.
Социальные науки в 21 веке
Социальные науки связывают учащихся с реальным миром. В современном взаимосвязанном мире учащиеся должны быть готовы взаимодействовать с людьми всех культур и сообществ, и обществознание готовит их к этому.
Важность социальных наук в школьной программе
Все дети, прошедшие школьную программу, становятся кем-то, когда заканчивают школу. И что бы это ни было, им нужно будет взаимодействовать с другими людьми из разных культур и социально-экономических слоев. Студенты должны изучать, как работает общество и как люди работают в обществе, чтобы все это работало, когда они входят в общество после окончания учебы.
8 причин: почему обществознание важно для учащихся?
Учащиеся изучают навыки с помощью социальных исследований, которые помогают им преуспеть в дальнейшем образовании, а также в жизни. Вот все удивительные способы изучения социальных наук, которые приносят пользу детям и обществу вместе:
1. Лучшее чтение и обучение
Социальные науки — это одна из областей образования, где интеграция контента является ключевой. Студентам предоставляется материал для чтения, который соответствует текущим учебным темам. Предоставление материалов для чтения в контексте помогает учащимся лучше читать. Они также лучше учатся, потому что их просят использовать анализ, критическое мышление и письмо, чтобы показать понимание.
2. Обязанности и ценности граждан
Как мы можем ожидать от молодых людей положительного вклада в жизнь общества, участия в дискуссиях и процветания в демократическом обществе, если они не знакомятся с темами и аспектами истории и жизни, которые сделали общество как это? Студенты должны понимать историю, политологию, культуру и все гуманитарные науки, чтобы понять, почему важно быть хорошим гражданином.
3. Понимание культур
Учащиеся должны знакомиться с культурами, выходящими далеко за рамки того, с чем они сталкиваются каждый день. Не каждый студент имеет возможность ежедневно взаимодействовать с другими культурами. Нам нужно, чтобы учащиеся узнавали, понимали и ценили культурные различия, если мы ожидаем, что в будущем они будут иметь конструктивное взаимодействие с людьми любого происхождения.
4. Экономическое образование
Экономика является важной частью социальных наук, независимо от того, изучается ли она сама по себе или как часть истории, антропологии или политологии. Изучая экономику, молодые люди понимают, как их финансовые решения влияют на их будущее, а также на будущее общества.
Фото Element5 Digital на Unsplash
5. Критическое мышление
Критическое мышление является частью социальных наук — студентов учат оценивать решения других и устанавливать связи между влияниями и обстоятельствами. Молодые люди получают возможность учиться на чужих ошибках с помощью социальных наук.
6. Понимание реального мира
Изучение социальных наук дает учащимся понимание реального мира вокруг них. Учащиеся узнают о местах, культурах и событиях по всему миру, о том, что сделало их такими, какие они есть, и могут сделать выводы о том, как устроен остальной мир.
7. Политические навыки
На уроках обществознания учащиеся узнают о правительстве, политических идеях, экономике и ресурсах страны и многом другом. Студенты приобретают политические навыки, анализируя и оценивая существующие системы и представляя будущее места, в котором они живут.
8. Уважайте историю
История — это то, что сделало мир таким, какой он есть, и очень важно, чтобы люди изучали ее, чтобы ценить и понимать, как устроен мир. Изучение истории — это то, что позволяет извлекать уроки из прошлого и планировать будущее.
Осмысление мира: обществознание для юных студентов
Одной из причин обучения молодых людей общественным наукам является предоставление им возможности участвовать в жизни демократического общества. Дети начинают понимать окружающий мир еще в детском саду, и школы должны последовать их примеру и как можно раньше начать преподавать такие понятия социальных наук, как общение, критическое мышление и культура.
Фото Хэла Гейтвуда на Unsplash
Качества целенаправленных социальных исследований
1. Осмысленность
Социальные науки должны быть значимыми для учащихся. Учителя должны учитывать естественные интересы учащихся и планировать темы с учетом этих интересов.
2.
ИнтегративныйИнтеграция всех аспектов жизни является ключом к успешной учебной программе по общественным наукам. Следует интегрировать не только текущие события и другие классы, но и аспекты повседневной жизни. Каждый момент — это обучающий момент.
3. Ценностно-ориентированный
Ключевыми ценностями демократии являются возможности, равенство, справедливость и свобода слова. Эти ценности должны быть отражены во всех разделах социальных исследований.
4. Сложная задача
Учителя могут бросать детям вызовы на уроках обществознания так, как они не могут или не могут решать задачи на других уроках. Должен быть реализован глубокий критический анализ — побуждение учащихся к размышлению и размышлениям поможет им вовлечься и побудит их заботиться о том, что происходит вокруг них.
5. Активный
Активизируйте учащихся с помощью дебатов, дискуссий, ролевых игр, проектов и моделирования. Это одна из областей школы, в которую дети должны действительно вникать!
Преподавание учителей в Народном университете
Преподавание социальных наук — это увлекательная задача и способ реально повлиять на будущее поколения. В Народном университете мы учим учителей, как быть самыми эффективными и страстными учителями, какими они могут быть. Более того, наши степени можно получить онлайн и бесплатно, а это значит, что вы можете учиться где угодно и когда угодно, не беспокоясь.
Итак, если вы задаетесь вопросом: «Почему важны социальные науки?» Теперь у вас есть бесчисленное множество ответов! Социальные исследования помогают учащимся и обществу стать лучше, чем они могут быть.
Важно не то, что вы говорите, а то, как вы это говорите
Кристофер Лукас решает давние вопросы политической науки, используя новые вычислительные методы и ранее неиспользованные наборы данных, в том числе звук политической речи.
Christopher Lucas«Не будет преувеличением сказать, что за последние два десятилетия в изучении политических наук произошла революция, — сказал Кристофер Лукас, доцент кафедры политических наук. В более ранние эпохи политологи, такие как Лукас, обычно ограничивались данными из таких источников, как опросы и результаты выборов. Теперь, объясняет он, «большая часть политической жизни задокументирована на компьютерах через социальные сети, онлайн-новости и мобильные данные». Наряду с быстрым прогрессом в статистических методах, этот взрыв данных резко изменил то, что социологи могут изучать количественно.
В недавно оцифрованном политическом ландшафте Лукас ставит свои исследования на передний край больших данных и политологии. В одной из его недавних публикаций «Динамическая модель речи для социальных наук» в журнале American Political Science Review представлены методы, разработанные им и его давним сотрудником Дином Ноксом для анализа звука речи. Применяя свой метод к устным выступлениям в Верховном суде, Лукас и Нокс продемонстрировали, как интонация голоса кодирует важную информацию, которая не передается только текстом. Работа олицетворяет давний подход Лукаса к сложным проблемам политической науки.
Вернувшись в аспирантуру, Лукас работал над проектом, который адаптировал широко используемые методы компьютерных наук, первоначально предназначенные для описательного обобщения больших объемов текста, для лучшего применения в социальных науках. Благодаря этому опыту он осознал ценность междисциплинарных исследований, которые адаптируют методы из других областей к новым вопросам.
«Не будет преувеличением сказать, что за последние два десятилетия в изучении политических наук произошла революция».
— В социальных науках нас в основном интересуют причинно-следственные объяснения, — сказал Лукас. «Исследователи хотят сделать шаг за пределы количественного описания к объяснению того, почему мы наблюдаем описательные различия в данных. Готовые подходы из компьютерных наук и смежных областей редко нацелены на эти причинные величины напрямую. В контексте текстовых данных мы хотим не только обобщить, например, темы, освещаемые в средствах массовой информации, но и причинно-следственные эффекты этого освещения в новостях на другие важные виды поведения, такие как явка на выборах и общественное мнение».
Это понимание подстегнуло интерес Лукаса к новым источникам данных, таким как политические тексты или звуки политической речи, и его исследования повернулись в сторону разработки статистических методов, которые непосредственно нацелены на существенно интересные величины в ранее игнорировавшихся источниках данных. Сочетая свой опыт в вычислительных методах со случайным интересом к музыке и игре на гитаре, Лукас обнаружил, что задается вопросом, что мы можем упустить из затянувшихся, неизученных и часто игнорируемых источников просто потому, что хорошие модели для изучения этих сложных и беспорядочных данных не подходили. еще существуют.
Звук, включая человеческую речь, был явным кандидатом на внимание Лукаса. Ученые, занимающиеся количественной оценкой, в значительной степени игнорировали аудиоданные, возможно, потому, что методы работы с ними оставались сложными по сравнению с теми, которые доступны для других видов данных, таких как текст. До нынешнего момента. Лукас разработал модель аудио- и речевой структуры (MASS), инструмент, который расширяет подходы в статистике и информатике для анализа речи и диалога в основе политической коммуникации.
Иллюстрация избранных звуковых характеристик из недавней статьи Лукаса «Динамическая модель речи для социальных наук». В левом столбце указан класс сводок аудио, которые используются для представления необработанных аудиоданных. Последующие столбцы содержат текстовые описания и графические изображения аудиоисточников, для которых соответствующий признак имеет относительно низкие и высокие значения.«Выброшенный аудиоканал содержит информацию огромной ценности для социологов», — написали Лукас и Нокс в своей статье. «Моделируя тон, который он передает, MASS не только открывает двери для новых исследовательских вопросов, но также может пролить новый свет на существующие загадки».
Результаты говорят сами за себя. В статье Лукаса, анализирующей речь Верховного суда с помощью MASS, сообщается, что его аудиоизмерения значительно превзошли более раннюю текстовую работу по прогнозированию поведения судей на основе выражения судьей скептицизма во время устных прений. На самом деле, аудиоанализ был в три раза лучше, чем предыдущие текстовые, что является замечательным результатом.
Опираясь на этот успех, Лукас недавно получил грант Национального научного фонда на продолжение своей работы в области вычислительных методов анализа речи. Он будет изучать новые приложения для своей модели анализа речи, собирать новые данные для применения модели к различным контекстам и расширять статистическую мощность модели, что позволит исследователям делать больше с меньшим количеством данных. В каком-то смысле он подходит к работе с игривым интересом, экспериментируя с текущими методами.
«Это похоже на то, как если бы вы получили новый телескоп на свой день рождения, первое, что вы сделали бы, — это навели бы его на небо и посмотрели бы, какие интересные вещи вы можете увидеть», — сказал Лукас. «Затем, после того, как вы увидите кое-что, вы в конечном итоге обнаружите пределы того, что можете видеть, поэтому вы возвращаетесь и работаете над телескопом, улучшая свои инструменты, чтобы вы могли видеть больше».
«Самым важным для меня было размышление о том, как мы можем изучать новые данные принципиальным способом, который дает правильное понимание вопросов, которые долгое время озадачивали нас, а также позволяет задавать новые вопросы».
У Лукаса также есть предстоящие исследования, которые продолжат его плодотворное взаимодействие между приложениями и методами. Один из таких проектов исследует динамику разговора между людьми с дополнительным компонентом, изучающим влияние речи на слушателей, не участвующих в разговоре. Эта работа имеет явное применение к политическим дебатам и поведению при голосовании, как и предстоящая работа Лукаса по изображениям и видеоданным, включая противоречивые и все более изощренные дипфейки. Визуальные данные — еще один печально известный большой и сложный набор данных, которым политологи интересовались, по крайней мере, еще в 19 веке.60 дебатов между Кеннеди и Никсоном, но до сих пор не удалось провести здравый и принципиальный подход.
— Это не временное явление, — заметил Лукас. «Мы не близки к тому, чтобы доступность данных стабилизировалась, поэтому в этой области очень признательны за то, что наличие инструментов и знаний для их изучения таким образом, чтобы давать правильные ответы, невероятно важно». По словам Лукаса, некоторые из наиболее насущных проблем носят практический характер: университеты часто не имеют достаточной вычислительной инфраструктуры или поддержки для вычислительных социальных наук, где наборы данных, такие как у Лукаса, могут достигать сотен терабайт.
К счастью, отдел политологии WashU очень силен в политической методологии, с намеренным акцентом на расчеты и поддержку этой работы на всех уровнях, в том числе со стороны канцлера Эндрю Мартина, который является членом Общества политической методологии. Текущая Инициатива цифровой трансформации в искусстве и науке также направлена на то, чтобы в ближайшие годы привлечь еще больше опыта и ресурсов для работы в области науки о данных.
Когда дело доходит до анализа больших неструктурированных наборов данных, Лукас советует, не пугайтесь беспорядка. «Мы часто игнорируем потенциально богатые источники данных не потому, что думаем, что они не имеют значения, а потому, что анализ сложен и запутан», — сказал Лукас.