Мышление и речь в психологии: Мышление и речь. Формирование понятий

Содержание

Мышление и речь (Лев Выготский)

279 ₽

220 ₽

+ до 33 бонусов

Купить

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В наличии

88

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

«Мышление и речь» — сборник работ Выготского, в котором он исследует связь между сознанием и внешним миром. Выготский изучает становление речевой функции и ее роль в формировании личности, отмечая, что в конечном счете речь становится основой человеческого сознания.

Описание

Характеристики

«Мышление и речь» — сборник работ Выготского, в котором он исследует связь между сознанием и внешним миром. Выготский изучает становление речевой функции и ее роль в формировании личности, отмечая, что в конечном счете речь становится основой человеческого сознания.

Эксмо

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Для тех , кто интересуется научной деятельностью

Плюсы

Полезный глоссарии, база для педагога и психолога.

Минусы

Низкое качество печатной продукции , но это не влияет на качество и смысл изложенного материала.

Выготский — это всегда качественный материал

Минусы

В некоторых моментах хотелось бы предложения более конкретные, а не чересчур вычурные и размазанные

Книга «Мышление и речь» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Лев Выготский «Мышление и речь» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Лекция «Мышление и речь»

Лекция «Мышление и речь»
Лекции и практикум по психологии — Общая психология

1. Понятие мышления и стадии развития мышления.
2. Функции речи и языка.
3. Основные мыслительные операции.
4. Виды мышления.

А задумывались ли вы, сколько проблем вам приходится решать в один день? Простые задачи — что мне съесть, одеть; сложные — как успеть приготовиться к занятиям, когда ко мне приехали долгожданные родственники издалека? Решение бывает принять очень трудно, т.к. это влечет за собой серьезные последствия. Информация, получаемая из внешнего мира, позволяет человеку представлять предметы в их отсутствии, совершать мыслительные акты. Мышление отлично от ощущений и восприятия, оно соотносит данные разных ощущений, раскрывает отношения.

Мышление — это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление проходит несколько стадий своего развития.
1. Инстинктивное поведение — такое поведение, при котором восприятие признаков ситуации запускает программу сложного поведения — безусловного рефлекса. (Специальные признаки самосохранения организма: сосание, глотание, дыхание, сужение зрачка на свету, сжимание кулачка новорожденного — хватание и многое другое.).
2. Перцептивное поведение — поведение возникает при многократном повторении одной и той же ситуации, вырабатывается новый способ поведения. (Закрепляется навык, например, «рука — глаз» — вижу и пишу; чтение; ходьба; речь.).
3. Интеллектуальное поведение — для человека это основная форма сознательной деятельности, у животных в зачаточном состоянии. Здесь выделяется определенная схема действий:
1) Формируется конкретная задача;
2) Создается общая стратегия действий;
3) Вычленяется операция выполнения;
4) Возникают контрольные средства и механизмы действия, которые помогают соотносить последующие действия с исходными намерениями.
В зоопсихологии известны исследования на обезьянах, которые доказали, что им присущи некоторые зачатки неформального мышления.
Мышление может условно разделиться на формальное и неформальное или творческое, которое трудно определить, обозначить и измерять. Логическое мышление предсказуемо. По определенным признакам ситуации можно предугадать решение задачи, предсказать события. Это механическое мышление, машинное («Если то, то это; а если это, то то.»). Творческое или креативное мышление поражает своей быстротой протекания, спонтанностью, мало поддается осознанию. (Что-то происходит быстро, поняли и все, а как поняли — не знаем, как произошел процесс.).
Психолог Келлер предоставлял обезьяне возможность увидеть высоко висящий банан. Рядом бросал большой ящик, ящик маленького размера и палку. Но обезьяна повела себя нелогично. Она запрыгнула на лысую голову исследователя и сразу достала банан. Обезьяна мыслит с предметами только в ситуации наглядной, т.е. видит предметы непосредственно перед собой.
Также ведет себя и ребенок. В определенный момент времени у ребенка происходит отрыв от конкретной ситуации, у него появляется речь. Он может объяснить при помощи речи ситуацию, которой нет.
Как развивается речь?
Первый вариант речи, который существует у ребенка — это эгоцентрическая речь.
Ребенок — центр вселенной. Часто говорит разные звуки и прочее вслух, о себе в третьем лице: «Саша хочет», «Маша не будет» и т.д. Здесь ребенок может смотреть на мир только с одной позиции — конкретное мышление.
Например:
— У тебя есть брат?
— Да.
— Как его зовут?
— Костя.
— А у Кости есть брат?
— Нет!
Это позиция конкретного мышления.
Ребенок играет с куклой, на его глазах куклу помещают за какой-то большой предмет и просят ребенка описать этот предмет с позиции куклы, т.е. с другой стороны. Ребенок опишет только то, что видит сам, что видит прямо перед собой.
Креативное мышление — мышление без слов. Рождается мысль, содержание, а к ней подбираем слова, чтобы выразить. Это сложный процесс.
Например, ситуация, в которой хотим что-то обозначить и не можем. Начинаем описывать «это как…» и думаем. Другие люди, что находятся рядом, пытаются нам помочь, называют синонимы, но это все словно не то. Если удается «впихнуть» мысль в слово, то мы испытываем радость.
Поместили наше креативное в сознательное изложение мысли, в логичное, теперь все становится понятным. А в ситуации непонятного слишком много тревожного — это трудно переносить.
Мышление с помощью слов очень медленно, это как замедлять себе чтение, читая при этом слова вслух. Мышление позволяет человеку переходить от конкретных ситуаций и образов к абстрактным, обобщенным. Возникает понятийное мышление. Объединение групп, свойств и т.д. через систему языка может вырабатывать отвлеченные понятия и делать логические выводы, которые выходят за пределы только чувственного восприятия мира, следовательно выделяем некоторые законы, которые логичны, но прямо опыту не доступны. Это так называемое каузальное мышление, которое формируется долго. Анализируя ситуацию, выделяем причину и следствие и позже их соотносим, делаем вывод. Итак, язык — это сложившаяся система кодов. Речь — это психологический процесс формулирования и передачи мысли средствами языка. С помощью языка реализуется мышление.

Функции речи и языка

Функции речи и языка многообразны в жизни человека. Через речь, ее внешние проявления и закрепления в письменной речи, можно говорить о трансляции опыта, передачи основных идей, взглядов, теорий, этапов и механизмов развития знания человека о мире и о самом себе. Формируются исторически определенные взгляды и позиции по отношению к определенному явлению, поведению, жизни и деятельности целого народа. Речь выступает здесь не только как средство общения, но и средство мышления, через речь человек осуществляет определенные мыслительные операции.
Стоит отличать язык и речь. Если язык чаще всего един у целой общности людей, то речь индивидуальна, уникальна у каждого. В речи человека закрепляются и проявляются индивидуально-психологические черты человека.

Также важным аспектом является то, что в речи, через язык передается значение, то, что обобщенно отражает действительность, которая существует несколько вне сознания говорящего. В речи человека проявляется смысл — уникальное, личное, это то, что отражает субъективное содержание каждого человека. На одно и тоже слово у каждого свой смысл.

Основные мыслительные операции

При помощи речи в актах мышления человек совершает определенные мыслительные операции. Это анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение и конкретизация. Через эти операции человек выстраивает определенные знания о мире в систему, производит действия с предметом.
Анализ — мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. (Анализ составных частей предмета. Если человек не применяет других операций, то разложив на части, дальше не знает, что делать с предметом. Например, разобрал какой-то прибор и дальше не понимает, что делать, как починить, прибор сломан.).

Синтез — мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Это противоположность анализу. Это не просто суммирование определенных частей, признаков, особенностей предмета, а соединение их по определенному основанию, задаче и т.п. Для того, чтобы получилось нечто целое, некоторый обобщенный предмет. (Не набор металлических предметов, а машина с определенными деталями, которая способна двигаться.).
Сравнение — установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому. Можно сравнивать по одному признаку или сразу по нескольким, учитывать у разных (отличающихся) предметов одни и те же компоненты.
Абстракция — суть в том, что человек вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого предмета, отвлекается от остальных. Предметом мышления выступает какой-то признак, а не объект, конкретное что-то. Например, синий цвет успокаивающе воздействует на организм; свежий ветер, воздух — полезен человеку. Отдельный признак мыслится независимо от всех остальных. Абстрагирование выстраивается в результате анализа. А уже позже создаются абстракции: длинны, высоты, объема, количества, веса и пр.
Конкретизация осуществляется для раскрытия содержания путем возвращения от общего или абстрактного к конкретному, частному. Если что-то не понимаем целостно, понятийно, то конкретизируем единицы, рассматриваем на примере.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, стол, стул, комод, доска, диван и этажерка — это предметы мебели. Здесь обобщение и в целях экономии единиц па-
мяти, и в целях укрупнения смысловых единиц, а в мышлении главное — получение результата. (Раскрываем существенные связи предметов и на их основе этого объединяем, обобщаем предметы.).
Все мыслительные операции связаны друг с другом, часто они помогают совершать более сложные акты мыслительной деятельности — систематизацию, классификацию предметов и др.

Виды мышления

По характеру решаемых задач мышление делится на теоретическое и практическое. Часто теоретическое мышление предшествует практическому. Человек что-то осмысляет, открывает законы, закономерности, признаки. Практическое мышление — зрелая форма мышления взрослого человека. Способность ставить цели, разрабатывать стратегии и планы, реализовать проекты, часто при нехватке времени.
Распространена в психологии классификация видов мышления по содержанию решаемой задачи: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Предметно-действенное имеет своей особенностью то, что задачи решаются при прямом, реальном, физическом преобразовании ситуации. (Например, ребенок до трех лет может взаимодействовать с тем, что может увидеть, потрогать — так называемое «ручное» мышление.).
Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Человек, решая задачу, оперирует образами, сравнивает, обобщает, синтезирует и др. Важно здесь представлять себе образ, воспринимать его.
Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств — используются понятия, логические конструкции, которые часто материально не существуют (стоимость, цена, долг и пр.). Человек определяет и устанавливает закономерности, предвидит развитие некоторых процессов, обобщает наглядный материал.
Если рассмотреть этапы процесса мышления, то можно обнаружить, что прежде всего в нем проявляется самостоятельность и инициативность.
Самостоятельность — умение увидеть и поставить новый вопрос, решить их особым путем.
Инициативность — постоянное стремление именно самому находить пути, способы и средства решения.
Свойства мышления, которые обнаруживаются в процессе решения задач
— это:
— широта способность охватить вопрос в целом;
— критичность — осмысление и проверка всех противоречивых и необоснованных доводов;
— гибкость — возможность действовать другим способом, не тем, что уже есть в опыте, без косных, шаблонных стереотипов. Где стереотип есть устоявшаяся модель поведения.

Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. — Изд. перераб. и доп. — Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание

Проблемы общей психологии : в том числе Объемное мышление и речь

  • ID корпуса: 141721272
  title={Проблемы общей психологии: в т. ч. Объем мышления и речи},
  автор={Л. С. Выготский, Роберт В. Рибер и Аарон Сасс Картон},
  год = {1987}
} 
  • Л. С. Выготский, Р. Рибер, А. С. Картон
  • Опубликовано в 1987 г.
  • Психология

Пролог к ​​английскому изданию.- Развитие мысли Выготского: введение.- Думайте ing и речь.- Предисловие.- 1. Проблема и метод исследования.- 2. Проблема речи и мышления в теории Пиаже.- 3. Теория развития речи Штерна.- 4. Генетические корни мышления и речи.- 5. Экспериментальное исследование развития понятий. .- 6. Развитие научных понятий в детстве.- 7. Мысль и слово.- Лекции по психологии.- Лекция 1. Восприятие и… 

Диалектика и диалогика: сущность педагогики Выготского

    Г. Дэниэлс

    Психология

  • 2012

Польза от обучения — фундаментальное свойство человека. «Основной вклад Выготского заключался в разработке общего подхода, который сделал образование как фундаментальную человеческую деятельность…

Дополнительный вклад Холлидея и Выготского в «Языковую теорию обучения»

    Г. Уэллс

    Психология

  • 1994

Проблема личности в советской и российской педагогике. Вестник исследований 86.

    Лыйли Ронконен, Игорь Скрипюк

    Психология

  • 1994

В советской и российской педагогике нет комплексного понимания идеи личности. Прошлые дискуссии о личности были сосредоточены на ориентации личности, как это определено…0016 Лингвистика

Исследования по изучению второго языка

  • 2006
  • В этой статье рассматривается влияние двух центральных конструктов социокультурной теории (SCT) на развитие второго языка (L2): опосредование и интернализация. В ней сначала рассматривается выготский…

    Из теории понятийного мышления о совместно-диалогической познавательной деятельности

      Якупов С., Якупов М., Толегенова А., Жубаназарова Н., Токсанбаева Н.

      Психология

    • 2013

    В статье мы собираемся рассмотреть возможности концептуального аппарата семантической теории мышления, который позволил бы разработать концепцию совместной и диалогической когнитивной…

    Переосмысление психолингвистики Выготского

      Синхэ Лю

      Психология

    • 2020

    Аннотация Происхождение и природа сознания занимали человечество с тех пор, как люди осознали себя мыслящими существами. Поиск ответов на эти вопросы был в центре внимания…

    По следам Вильгельма Вундта: исследования в области дисциплинарных границ психологии и Völkerpsychologie.

      В. Вонг

      Психология

      История психологии

    • 2009
    Изучение широты вклада Вундта, реакции на его работы со стороны международного психологического сообщества и общей траектории его академической карьеры, в том числе его взгляд на природу психологии и ее связь с другими дисциплинами.

    Разработка Гальпериным Выготского

      Верч Й.

      Образование

      Развитие человека

    • 2000

    концепции В. Гальперин В. Рациональность В. Выготский В середине 1970-х гг. s Я наблюдал за несколькими занятиями английского языка для детей младшего возраста. в Москве. Этот класс вела Елена Негневицкая,…

    Неразделимость познания и эмоций при изучении второго языка

      М. Суэйн

      Лингвистика, психология

      Преподавание иностранных языков

    • 2011

    Научная литература о процессе изучения второго языка (L2) в значительной степени сосредоточена на когнитивных процессах. Остались в стороне вопросы о том, как эмоции вписываются в…

    Шаг в правильном направлении развития: аргументы в пользу концептуального обучения в Оманском классе ESP

      Амер Ахмед, И. Ленчук

      Education

      Arab World English Journal

    • 2020

    В этой статье сообщается о результатах исследования действия, проведенного в университетском классе ESP в Омане. Толчком к этому исследованию послужила неудовлетворенность практиков существующей практикой…

    Глава 10. Мышление и язык

    Вы здесь

    Главная » AP Psychology » Outlines » Psychology, by David G. Myers, 7th Edition Textbook

    Printer Дружелюбие

    Мышление

    • Познание: умственная деятельность, связанная с обработкой, пониманием и передачей информации
    • Чтобы думать о многих вещах, мы группируем их в понятия: мысленное группирование сходных объектов, событий или людей
    • Прототип: Лучшее воплощение концепции. т.е. Собака может быть хорошим примером концепции четвероногих животных
    • .
    • Алгоритм: логическая процедура, гарантирующая решение проблемы. Этот метод медленный, но с меньшей вероятностью допускает ошибки. т.е. расшифруйте буквы в SOSIA, чтобы найти слово. Алгоритмический подход состоял бы в том, чтобы попробовать все возможные комбинации букв.
    • Эвристика: использование стратегий «эмпирического метода» для эффективного решения проблем и вынесения суждений. Этот метод более быстрый, но с большей вероятностью допускает ошибки. т.е. Расшифруй СОСИЮ. Эвристический подход не будет пытаться комбинировать 2 SS вместе.
    • Озарение: Внезапная вспышка вдохновения и решение проблемы приходит к вам. Это контрастирует со стратегическими методами решения проблем.
    • Предвзятость подтверждения: вы склонны искать ответы, подтверждающие ваши собственные ожидания/догадки
    • Фиксация: Неспособность взглянуть на проблему с другой точки зрения.
    • Ментальная установка: тип фиксации, который работает на предыдущих успешных решениях. Как будто ваш разум настроен на ментальную установку
    • .
    • Функциональная фиксированность: Вы склонны думать о вещах в их обычном предназначении. т.е. Неспособность увидеть, что скрепку можно использовать как крючок вместо вырезки бумаги.
    • Репрезентативная эвристика: Склонность судить о вещах по тому, насколько они соответствуют прототипу. Мышление в терминах хорошо что-то «представляет» другое. т.е. если я скажу, что человек сильный, мускулистый и быстрый, вы можете подумать, что это какой-то спортсмен, потому что эти качества лучше всего представляют спортсмена. Тем не менее, человек вполне может быть подходящим профессором.
    • Эвристика доступности: тенденция основывать вероятность событий на том, насколько ярко вы их помните. Насколько «доступен» экземпляр в вашей памяти. т.е. Если ваш принтер однажды сломался, и вам потребовалась вечность, чтобы починить его, так что вы хорошо запомнили этот случай, в следующий раз, когда вы будете советовать кому-то принтер, вы, скорее всего, скажете, что принтеры легко ломаются.
    • Излишняя самоуверенность: переоценка точности своих суждений. То же, что и самоуверенность.
    • Фрейминг. Способ отображения или настройки информации. Точно так же, как что-то «обрамлено», как при обрамлении картины. Если на картине фрукты и рама выглядит как переплетенная деревянная нить, то картина выглядит очень натурально. Если изображение поместить в серую металлическую рамку, эффект будет совсем другим. Точно так же, как если бы я «сформулировал» утверждение: существует 70% шансов на победу, а не 30% шансов проиграть.
    • Предвзятость убеждений: склонность воспринимать то, что противоречит нашим убеждениям, как нелогичное.
    • Стойкость убеждений: Тенденция к тому, чтобы ваши убеждения оставались или «сохранялись», даже если вы сформулировали убеждение из неправильного источника. т.е. если Джим скажет вам, что собаки могут бегать быстрее кошек, и вы в это поверите, то даже если вы узнаете, что Джим — психически больной, ваша вера в то, что собаки быстрее кошек, все равно останется.
    • Искусственный интеллект (ИИ): компьютеризированные системы, имитирующие мыслительные способности человека.
    • Нейронные сети: компьютерные схемы, напоминающие настоящие «нейронные сети» взаимосвязанных нейронов в мозге

     
    Язык

    • Язык: комбинация жестов, устных и/или письменных слов для передачи значения.
    • Фонема: наименьшая звуковая единица. т.е. В рыбе 3 фонемы: ф, и, ш
    • Морфема: наименьшая значимая единица (сюда входят префиксы/суффиксы). т.е. I, a, dog, -ed, un-, me ~ — все это морфемы.
    • Грамматика: Правила на языке, который позволяет нам правильно его понять.
    • Семантика: как мы получаем значение от морфем, слов и предложений.
    • Синтаксис: Как объединять слова в осмысленные предложения.
    • Стадия лепета:  (3–4 месяца после рождения) Стадия развития речи, на которой младенец произносит звуки, отличные от родного языка.
    • Стадия одного слова: (1-2 года) Стадия речевого развития, на которой младенец произносит отдельные слова
    • Стадия двух слов: (2 года) Младенцы говорят фразами из двух слов, которые напоминают телеграфную речь – речь, подобную «телеграмме», т. е. Хочешь конфеты, я играю, не ешь… и т. д.
    • Ребенок может выучить любой язык и спонтанно изобретать осмысленные слова, чтобы передать свои желания. Однако после 7 лет способность овладевать новым языком значительно снижается.
    • Животные также общаются, будь то звук или поведение, подобно тому, как пчелы определяют местонахождение нектара с помощью замысловатого танца.
    • Аллен Гарднер и Беатрис Гарднер, исследователи из Университета Невады, успешно обучили шимпанзе языку жестов как средству общения.

    Мышление и язык

    • Лингвист Лингвистическая теория относительности Бенджамина Ли Уорфа утверждает, что язык определяет то, как мы думаем. Наиболее ярко это проявляется у полилингвов (говорящих на 2 и более языках). т.е. Тот, кто говорит по-английски и по-китайски, будет чувствовать себя по-разному в зависимости от того, какой язык он использует. В английском языке много слов, описывающих личные эмоции, а в китайском много слов, описывающих межличностные эмоции.
    • Однако Мышление могло происходить и без языка. Это очевидно у пианистов и художников, где мысленные образы питают разум.
    • Таким образом, мышление и язык влияют друг на друга в постоянном цикле.

    Библиография

    Майерс, Дэвид Г., Психология, пятое издание. Worth Publishers, Inc. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк © 1998
     

    Тема: 

    Психология

    Тема X2: 

    Психология

    ‹ Глава 09 – Память вверх Глава 11 — Разведка ›

    Нужна помощь?

    Мы надеемся, что ваш визит был продуктивным. Если у вас возникли проблемы или вы хотите оставить отзыв, мы будем рады услышать от вас.

    Для получения общей помощи, вопросов и предложений посетите наши специализированные форумы поддержки.

    Если вам необходимо связаться с командой веб-опыта Course-Notes.Org, воспользуйтесь нашей контактной формой.

    Нужны заметки?

    Несмотря на то, что мы стремимся предоставить наиболее полные заметки для как можно большего количества школьных учебников, мы, безусловно, будем пропускать некоторые из них.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *