Мышление и восприятие: Влияние мышления на восприятие

34. Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.

Восприятие — это процесс порождения образов в результате непосредственного воздействия информации на органы чувств человека, причем соответствующая информация касается реально существующих предметов и явлений, которые воздействуют на органы чувств в данный момент времени. Восприятие — это процесс порождения образов в отсутствие реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Иными словами, в восприятии образы рождаются лишь тогда, когда связанные с ними предметы и явления присутствуют в окружающем мире и воздействуют на органы чувств человека, а в воображении образы возникают, когда соответствующие предметы и явления отсутствуют. В этом заключается первое отличие воображения от восприятия. Второе отличие воображения от восприятия состоит в том, что образы восприятия более или менее точно отражают объективно существующие явления и предметы и обычно не имеют в себе такого, чего не было бы в этих предметах и явлениях.

Образы, рождаемые воображением человека, всегда несут в себе нечто, чего нет в реальной действительности. Иногда они являются продуктом чистой фантазии, то есть ничему в реальной действительности не соответствуют вообще. Достаточно близка к воображению человека его образная память. Но и здесь можно увидеть существенные отличия воображения от памяти. Прежде всего, память может воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил. В ней нет ничего такого, чего не было бы в памяти человека, долговременной или оперативной. Правда, могут иметь место искажения, ошибки памяти, но и они не являются случайными и по своему содержанию практически всегда чем-то напоминают то, что сохранилось в памяти. Образы, рождаемые воображением, всегда имеют в себе нечто не существовавшее в памяти.

Воображение, особенно творческое, напоминает мышление. Как продукт, так и результат творческого воображения представляют собой придуманный человеком образ. Однако когда мы говорим о мышлении, под ним мы понимаем целе­направленный процесс решения задачи, результат которого как бы известен заранее.

Приступая к творческому мышлению, человек знает, что он собирается создать, и постоянно сверяет продукт своего образного мышления с намеченной целью. Для творческого воображения никакой заранее намеченной цели не существует. В творческом воображении рождаемый фантазией человека образ непредсказуем, появляется и изменяется в самом процессе и почти всегда является в чем-то неожиданным для самого человека.

воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?

Общее заключается в следующем:

1.        воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;

2.        воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаются в следующем:

1.        опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;

2.        в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов и представлений и организованная система понятий. В основе воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышления — возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны — например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью:

35. Диагностика способностей к творческому воображению и изучение его психологических механизмов.

Воображе́ние — способность сознания создавать 

образыпредставленияидеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделированиепланированиетворчествоигра. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов[1].

Тесты творческих способностей разработаны в Калифорнийском университете Дж. Гилфордом и его коллегами. В духе своих факторно-аналитических работ Дж. Гилфорд разработал категории дивергентного и конвергентного мышления. Конвергентное мышление приводит к единственному правильному, обусловленному данными фактами решению. Дивергентное мышление, согласно автору,— тип мышления, идущего в различных направлениях (J. Guilford, 1959). Такое мышление меньше ограничено заданными фактами; оно допускает изменение путей решения проблемы и приводит к неожиданным выводам и результатам. При обсуждении творческой продуктивности в искусстве Дж. Гилфорд высказал мысль, что некоторые из факторов дивергентной продуктивности, имеют важное значение. Так, вербальные факторы связаны с литературным творчеством, а изобразительные — связаны с графическим искусством.

Показатели тестов творческого мышления определяются следующими качествами: легкость, оригинальность и точность. Каждый тест может отражать 2, 3 фактора.

Беглость (легкость, продуктивность) характеризует беглость, легкость творческого процесса и определяется общим числом данных ответов.

Оригинальность — фактор, характеризующий оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

Точность характеризует стройность, логичность, строгость творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Мышление вне понятий. Осознанное восприятие.

Главная › Записи › Записи ZVS

Систематизация и связи

Основания философии

Гносеология

Натурфилософия

Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Фрэнсис Бэкон

Поскольку о мышлении в понятиях сказано немало, и тут, автором этих строк в частности, то пришло время рассмотреть и иной вид мышления. Отрицанием, как и дополнением, мышления в понятиях до мышления вообще(как такового), примем  , в самом общем виде, мышление вне понятий.

 Что же такое остаётся в мышлении если исключить из него понятия, иначе знаки, символы, образы? На первый взгляд совершенно ничего. Однако, как и нуль в математике, это «ничего» весьма и весьма значимо. Ещё Ф.Бэкон писал:
«..если бы люди взялись за механические работы голыми руками, без помощи орудий, подобно тому как в делах разума они не колеблются приступать к работе почти лишь только с усилиями ума, то невелики были бы те вещи, которые они могли бы подвинуть
 и преодолеть, хотя бы они посвятили этому усердные и притом соединенные усилия.. 
 Так люди с подобным же неразумным рвением и бесполезным единодушием принимаются за дело разума, когда они возлагают большие надежды на многочисленность умов или на их превосходство и остроту.
.».
        Можно возразить, что Ф.Бэкон имеет в виду опыт, как источник знания о природе. Но что такое опыт в приведённом высказывании, 
как не иное, внеположенное умственным рассуждениям?! Именно в таком ключе мы и будем рассматривать  мышление вне понятий. И опытное основание  нам заменит то, посредством чего оно  и становится доступным разуму, и основанием для последующих умозаключений. 

        Итак, темой нашего топика будет осознанное восприятие(чувствование, в широком смысле). Кто-то может вспомнит, что ещё Г.Лейбниц предложил термин:Апперцепия; как нечто весьма близкое. Однако с той поры термин  во многом изменил своё первоначальное значение, и вообще скорее имеет пихологический смысл, чем философский. 

         В метафизике опыт, казалось бы, не может быть источником какого-либо знания, ввиду отсутствия его предмета  в сфере наших чувств(восприятия). Что можно почувствовать(ощутить, увидеть) там, где на первый взгляд нет ничего доступного 

чувствам? Ничего, если мы твёрдо знаем пределы наших чувств, что им доступно «весомо,зримо,грубо..», а что нет. И тут можно обнаружить,что сами чувства(восприятие), как предмет размышлений давно, хотя и неявно, выведены за рамки какого-либо 
философского дискурса. Каковы границы восприятия и есть ли они? Задача в том, что для  размышления о  восприятии(как таковом), требуется   предельное обобщение его частных проявлений, представление в виде высшей абстракции и её производных, соответственно. На мой взгляд, данный вопрос на сегодня, находится далеко на периферии 
философии. Более того, по определению в словаре:
«восприятие
— целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей 
на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает
 непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Это вообще  сугубо физиологический процесс! Совершенно понятно.
И нечего тут философствовать. Не карлосы какие-то там. Но мы попробуем.

Определение:
Восприятие-способ непосредственного получения знаний!

Осознанное восприятие- высший уровень этого способа.

Вот это первичное обобщение, которое мы предлагаем взять за основу дальнейших рассуждений и умозаключений.

ZVS, 25 Февраль, 2017 — 09:24

Восприятие и критическое мышление | Пример статьи по психологии

  1. Введение
  2. Влияние пяти органов чувств на восприятие
  3. Значение восприятия для критического мышления
  4. Заключение
  5. Список литературы

Восприятие информации представляет собой сложный процесс, а анализ информации, получаемой от восприятия,

  • 6 900 его точность влияет на мыслительные способности человека. Таким образом, критическое мышление представляет собой специфический тип мышления, когда человек использует логику и рассуждения для того, чтобы делать определенные выводы, связанные с объектами или ситуациями окружающего мира. Критическое мышление также необходимо всем специалистам для повышения качества своей работы. Точное восприятие, основанное на информации от всех пяти органов чувств, важно для критического мышления, поскольку в этом случае более эффективны просмотр и оценка полученных данных, а также исправление возможных ошибок.

    Cut 15% СКИДКА на первый заказ

    Мы доставим бумагу Cognitive Psychology в соответствии с вашими требованиями с хорошей скидкой

    Люди получают информацию об окружающем мире с помощью таких пяти органов чувств, как зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Дефицит даже одного чувства приводит к проблемам с восприятием, а все пять чувств имеют решающее значение для наблюдения и понимания мира. Важно констатировать, что информация, подаваемая только одним органом чувств, также ограничена по своему характеру, а анализ сред осуществляется на основе данных всех пяти органов чувств. В этом случае человек может точно воспринимать и понимать необходимую информацию, которая может влиять на действия человека (Rubenfeld & Scheffer, 2014, с. 24). Все органы чувств необходимы человеку для совершенного исследования мира и дальнейшего отбора наиболее важной информации для восприятия. Отбор информации, производимой в процессе восприятия, для дальнейшей интерпретации важен для того, чтобы сосредоточить внимание человека на критических аспектах тех или иных объектов или процессов.

    Акцентируя внимание на роли восприятия в логическом или критическом мышлении, необходимо отметить, что воспринимаемая информация является основным источником данных для дальнейшего анализа и оценки, чтобы сделать выводы. Восприятие есть результат непосредственного опыта людей, информация о котором точно интерпретируется и может быть использована для критического мышления. Одним из основных качеств восприятия, которое используется для мышления, является избирательность (White, Duncan, & Baumle, 2010, стр. 38). Люди не воспринимают все, что они могут увидеть, попробовать на вкус или услышать.

    Кроме того, восприятие знакомых данных позволяет человеку быстро оценивать информацию, тогда как восприятие новой информации позволяет более эффективно использовать возможности мозга для точного анализа. Точное восприятие увеличивает шансы на успешное критическое мышление. Также важно отметить, что восприятие, на которое влияет использование всех пяти чувств, наиболее важно для критического мышления, потому что человек может работать с тщательно организованными данными для выполнения более сложных операций (Берков, Виркстис, Стюарт, Аронсон и др. ). Донохью, 2011 г., стр. 169.). С этого момента роль восприятия в критическом мышлении невозможно переоценить. Если у человека проблемы с восприятием, он не может оценить данные, исправить ошибки и определить, что нужно соответствующим образом изменить.

    Заключение

    Эффективное восприятие должно зависеть от информации, собранной с помощью всех пяти органов чувств. Если восприятие не ограничено, а задействованы все пять чувств, у человека может улучшиться критическое мышление. Важно обращаться к восприятию, развивая способности критического мышления, анализируя данные, оценивая факты и делая разумные выводы. Таким образом, восприятие дает необходимые основания для критического мышления.

    Ссылки

    Беркоу С., Виркстис К., Стюарт Дж., Аронсон С. и Донохью М. (2011). Оценка критического мышления индивидуальной медсестры, работающей на передовой. Journal of Nursing Administration , 41 (4), 168-171.

    Своевременная доставка!

    322 Специалист онлайн

    , Шеффер, М. , Рубен, 3 часа 3 часа

    322 . Тактика критического мышления для медсестер . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Jones & Bartlett.

    Уайт, Л., Дункан, Г., и Баумле, В. (2010). Основы сестринского дела . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Cengage Learning.

    Мышление и восприятие | enableme

    Где я?

    • Дом
    • Ресурсы
    • Мышление и восприятие

    • Прочитай мне эту страницу

    • Информационные бюллетени
    • Подкасты
    • pageResults|filter:{templateName:’document’}).length > 0 || (searchResponse.pageResults|filter:{templateName:’resourceLink’}).length > 0″> Ресурсы
    • вопросов
    • Форумы
    • Видео
    • Голы
    • Блоги
    • Вернуться к началу
    • Поделиться страницей
    • Видео: Мышление и восприятие

    Инсульт может повлиять на ваши мыслительные способности или познание. Это может включать проблемы с:

    • Ориентация — не зная, какой сегодня день, а также не зная, где вы находитесь и кто окружающие вас люди
    • Кратковременная память – не помнить того, что произошло недавно
    • Внимание – у вас короткая продолжительность концентрации внимания и легко отвлекается
    • Решение проблем – проблемы с решением проблемы, требующие памяти, планирования и способности принимать решения
    • Планирование и определение последовательности — невозможность начать задачу, потому что вы не знаете, с чего начать, или делаете что-то в неправильном порядке
    • Суждение – принятие решений, которые не имеют смысла или делают вас небезопасными или неудобными
    • Проницательность трудности с пониманием своих способностей и ограничений.

    Из-за усталости, эмоционального состояния или стресса вам может быть трудно ясно мыслить. Оживленная или шумная обстановка также может усложнить задачу.

    Раньше исследователи полагали, что проводящие пути мозга фиксированы или неизменны. Это означало, что если какая-то функция выполнялась определенной областью мозга, она могла только выполняться этой областью. Они считали, что любое повреждение, которое не будет устранено в течение нескольких месяцев, станет необратимым. Однако современные исследования показывают, что мозг способен изменяться. Это называется нейропластичностью, и она оказывает большое влияние на наше когнитивное восстановление после инсульта.

    Поговорите со своим врачом, если у вас проблемы с мышлением. Эрготерапевт или нейропсихолог могут оценить вас, чтобы определить ваши конкретные проблемы и предложить то, что может помочь. Могут помочь простые стратегии, такие как ведение дневника, использование диспетчера лекарств или телефонных сигналов. Ограничьте шум и другие отвлекающие факторы, когда пытаетесь сосредоточиться. Заручитесь помощью или семьи и друзей. Самое главное, находите время для отдыха и расслабления — восстановление — это тяжелая работа.

    Инсульт может повлиять на ваше мышление.

    Восстановление после инсульта

    Мозг может восстановиться после повреждения.

    Это называется нейропластичностью .

    Эрготерапевт или нейропсихолог могут помочь вам улучшить ваше мышление

    У вас могут быть проблемы с памятью.

    Вы можете делать простые вещи, такие как:

    • вести дневник
    • используйте менеджер лекарств
    • установить будильник, чтобы напоминать вам о делах

    Восстановление — это тяжелая работа!

    Попросите помощи у семьи и друзей.

    Самое главное, находите время для отдыха и расслабления.

    Распространенные проблемы с «мышлением»

    Ориентация

    Вы не знаете, какой сегодня день.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *