Мышление как психический процесс формы виды: Мышление как психический процесс: виды, формы, операции.

Мышление как психический процесс: виды, формы, операции.

Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

В отличие от восприятия и ощущения, которые получают знание о мире с помощью чувств, мышление является рациональной формой познания реальности.

Психология мышления — один из самых увлекательных и вместе с тем наиболее трудных разделов психологии. Это обусловлено как сложностью самого предмета, так и многообразием аспектов его изучения, теоретических и практических.

 Стремление человека познать законы мышления задолго до оформления психологии в самостоятельную науку. Мышление всегда было и до сих пор остается предметом изучения самых разных дисциплин: гносеологии и логики, педагогики, физиологии, кибернетики.

Вопрос о природе мышления (сознания) и его отношении к бытию явяется основным вопросом философии.

 В марксистско — ленинской философии мышление понимается как процесс отражения объективной действительности, представляя высшую ступень человеческого познания. В отличие от ощущений и восприятия мышление выходит за границы только чувственного отражения, имеет обобщенный и опосредованный характер и позволяет получать знания о существенных свойствах и связях реального мира.

 Диалектико — материалистическое понимание высших познавательных процессов составляет основу изучения мышления в советской психологии. Однако оно не снимает необходимости поиска собственного психологического определения мышления. Напротив, с переходом от философского к психологическому аспекту изучения мышления возникает необходимость в различении таких фундаментальных понятий, как мышление и сознание и познание. Выделение специфики научно — психологического исследования мышления является достаточно острой проблемой.

Только при изучении темы мышления мысль обращается на саму себя, пытаясь понять собственные законы. Вместе с тем она направлена на изучение внешнего мира, в процессе познания которого создаются различные науки о нем. Не случайно поэтому наука о самом мышлении впервые возникла как результат выделения и обобщения адекватных правил научного познания, средств и способов рассуждения. Речь идет о формальной логике, основные понятия которой позволяли в отвлеченной форме описывать любые мыслительные процессы.

 Независимо от успехов результатов логической науки логистический подход к мышлению, и в особенности интерпретация выделенных правил как своего рада «законов» мышления, имел негативное значения для психологии. Долгое время реальный процесс мышления, его содержание, динамика и конкретные особенности фактически не изучались.

Итак, в настоящее время психология мышления имеет дело с широким спектром феноменов и процессов, которые по разным критериям входят в изучаемую ею область. Необходимо определить эту область, сформулировать то определение мышления, которое фактически служит основой для его мышления в современной психологии.

Ввиду разнообразия современных исследований высших познавательных процессов необходимо определить мышление в широком и в узком смысле.

 В широком смысле мышление человека понимается как активная познавательная деятельность, а так же как внутренний процесс планирования и регулирования внешней деятельности. Вопрос о том, как мы мыслим, с этой точки зрения означает: как мы «видим», представляем и понимаем окружающий мир и себя в нем и как используем эти знания для управления своим поведением. Такое понимание мышления позволяет учитывать его связь с другими психическими процессами и характеризует , прежде всего, исследования развития познавательной деятельности, ее качественных стадий и способов осуществления, а также исследования практического интеллекта.

 Определение мышления в узком смысле используется в первую очередь в его экспериментально — психологических исследованиях. Оно восходит к первым попыткам выделить специфические особенности мыслительного процесса с простым течением представлений, подчиняющихся ассоциативным законам, т.е. просто умственной деятельностью. В качестве таких особенностей были выделены целенаправленный и продуктивный характер мыслительного акта. Таким образом, мышление в узком смысле понимается как процесс решения творческой задачи.

Рассмотрим основные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные операции:

определить, какое именно правило привлечь для решения;

применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.

Мышление как психический процесс

I. Понятие мышления.

Мышление – одна из наиболее важных способностей человека. Она удовлетворяет его потребности в знаниях о мире, о других людях, о самом себе, в ценностных ориентациях и общении с другими, в передаче опыта от одного поколения к другому. Благодаря мыслительному процессу возможно производство нового знания, прогнозирование и принятие решений, анализ и разрешение проблемных ситуаций, поиск новых способов существования и развития самого человека.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Мышление – высшая форма познавательной деятельности.

 

Сущностью мышления является установление связей и отношений между познаваемыми предметами и явлениями объективной реальности.

Причем, в мышлении отражаются не только внешние, воспринимаемые свойства предметов, но и внутренние, существенные связи и отношения. И это одна из главных особенностей, отличающих мышление от других познавательных процессов (опосредованность). Т.е. мышление носит опосредованный характер – познается то, что непосредственно в восприятии не дано. Другой особенностью мышления является обобщенность. Т.е. мышление носит знаковый характер и выражается словом. Материальной основой мышления является речь.

 

Мышление это психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при непосредственном участии речи.

II. Фазы мыслительной деятельности.

Важнейшей особенностью мышления является его проблемный характер. Всякий мыслительный процесс по-своему строению является действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Мышление при этом имеет фазовый характер. В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на решение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз.

1. Начальная фаза мыслительного процесса: осознание проблемной ситуации, постановка проблемы. Оно может начаться с чувства удивления (с которого, по Платону, начинается всякое знание), вызванного ситуацией. Затруднения в плане действия сигнализируют проблемную ситуацию, а удивление дает почувствовать ее. Мыслить человек начинает, когда у него есть потребность что-то понять. Мы начинаем думать не тогда, когда все понятно и известно, а тогда когда что-то еще остается непонятным, неизвестным. Главным мотивом выдвижения проблемы является потребность познания.

2. Фаза выдвижения и перебора гипотез, гипотез относительно этой проблемы.

3. Фаза умственной проверки гипотезы (сопоставления, сравнения и т.д.).

4. Фаза вывода, заключения, суждения.

Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса.

Мыслительный процесс совершается как система сознательно регулируемых интеллектуальных операций.

По мере того, как мы формулируем нашу мысль, мы ее и формируем. Мышление – это сознательный процесс. Ее важнейшие характеристики: проверка, критика, контроль.

Следует различать мышление и интеллект. Интеллект – общая способность к познавательной деятельности, определяющая готовность человека к усвоению знаний, использованию опыта и т.д.

 

Thought — Wikiwand

  • Introduction
  • Definition
  • Theories of thinkingPlatonismAristotelianism and conceptualismInner speech theoryLanguage of thought hypothesisAssociationismBehaviorismComputationalism
  • Types of thinkingEntertaining, judging, and reasoningConcept formationProblem solvingDeliberation and decisionEpisodic memory and imaginationUnconscious thought
  • In various disciplinesPhenomenologyMetaphysicsPsychologyPsychoanalysis
  • Связанные концепции и теории вещей мышления мышления. процессы, которые могут происходить независимо от сенсорной стимуляции. Наиболее парадигматическими их формами являются суждения, рассуждения, формирование понятий, решение проблем и обсуждение. Но часто включаются и другие психические процессы, такие как обдумывание идеи, память или воображение. Эти процессы могут происходить внутренне независимо от органов чувств, в отличие от восприятия. Но в самом широком смысле любое психическое событие можно понимать как форму мышления, включая восприятие и бессознательные психические процессы. В несколько ином смысле термин мысль относится не к самим ментальным процессам, а к ментальным состояниям или системам идей, вызванным этими процессами.

    Мыслитель Родена (1840–1917), в саду Музея Родена

    Были предложены различные теории мышления, некоторые из которых направлены на то, чтобы уловить характерные черты мышления. Платоники считают, что мышление состоит в различении и рассмотрении платонических форм и их взаимосвязей. Это включает в себя способность различать чистые платоновские формы и простые имитации, встречающиеся в чувственном мире. Согласно Аристотелизм , думать о чем-либо — значит воплощать в уме универсальную сущность объекта мысли. Эти универсалии абстрагируются от чувственного опыта и не понимаются как существующие в неизменном умопостигаемом мире, в отличие от платонизма. Концептуализм тесно связан с аристотелизмом: он отождествляет мышление с мысленно вызываемыми понятиями, а не с воплощением сущностей. Теории внутренней речи утверждают, что мышление — это форма внутренней речи, в которой слова безмолвно выражаются в уме мыслителя. По некоторым данным, это происходит на обычном языке, таком как английский или французский. гипотеза языка мысли , с другой стороны, утверждает, что это происходит в среде уникального ментального языка, называемого менталезским . Центральное место в этой идее занимает то, что лингвистические репрезентативные системы строятся из атомарных и составных репрезентаций и что эта структура также встречается в мышлении. Ассоциативисты понимают мышление как последовательность идей или образов. Их особенно интересуют законы ассоциации, управляющие ходом мысли. Бихевиористы , напротив, отождествляют мышление с поведенческими предрасположенностями к публичному разумному поведению как реакции на определенные внешние стимулы. Вычислительный подход — самая последняя из этих теорий. Он рассматривает мышление по аналогии с тем, как компьютеры работают с точки зрения хранения, передачи и обработки информации.

    В научной литературе обсуждаются различные типы мышления. суждение есть ментальная операция, в которой вызывается предложение, а затем либо утверждается, либо отрицается. Рассуждение , с другой стороны, представляет собой процесс получения выводов из предпосылок или доказательств. И суждение, и рассуждение зависят от обладания соответствующими понятиями, которые приобретаются в процессе формирования понятий . В случае решения проблемы мышление направлено на достижение заранее определенной цели путем преодоления определенных препятствий. Обсуждение — важная форма практического мышления, состоящая в формулировании возможных направлений действий и оценке причин за и против них. Это может привести к решению путем выбора наиболее благоприятного варианта. Оба эпизодическая память и воображение представляют объекты и ситуации внутренне, в попытке точно воспроизвести то, что было ранее пережито, или в виде свободной перестановки, соответственно. Бессознательная мысль — это мысль, которая возникает без непосредственного переживания. Иногда предполагается, что это объясняет, как решаются сложные проблемы в тех случаях, когда сознательное мышление не использовалось.

    Мысль обсуждается в различных академических дисциплинах. Феноменология интересуется опытом мышления. Важным вопросом в этой области является вопрос об опытном характере мышления и о том, в какой степени этот характер можно объяснить с точки зрения чувственного опыта. Метафизика среди прочего интересуется отношениями между разумом и материей. Это касается вопроса о том, как мышление может вписаться в материальный мир, описываемый естественными науками. Когнитивная психология стремится понять мысль как форму обработки информации. Психология развития , с другой стороны, исследует развитие мышления от рождения до зрелости и задается вопросом, от каких факторов зависит это развитие. Психоанализ подчеркивает роль бессознательного в психической жизни. Другие области, связанные с мышлением, включают лингвистику, неврологию, искусственный интеллект, биологию и социологию. Различные концепции и теории тесно связаны с темой мысли. Термин «закон мысли» относится к трем фундаментальным законам логики: закону противоречия, закону исключенного третьего и принципу тождества. Контрфактическое мышление включает мысленные представления нереальных ситуаций и событий, в которых мыслитель пытается оценить, что было бы, если бы все было иначе. Мысленные эксперименты часто используют контрфактическое мышление, чтобы проиллюстрировать теории или проверить их правдоподобие. Критическое мышление — это форма мышления, которая разумна, рефлексивна и сосредоточена на определении того, во что верить или как действовать. Позитивное мышление предполагает сосредоточение внимания на положительных аспектах ситуации и тесно связано с оптимизмом.

    Развитие мыслительной обработки: работоспособность, рабочая память и мышление

    . 2002;67(1):i-viii, 1-155; обсуждение 156.

    Андреас Деметриу 1 , Константинос Христу, Джордж Спаноудис, Мария Платсиду

    принадлежность

    • 1 Департамент образования Кипрского университета, почтовый ящик 537, 1678 Никосия, Кипр. [email protected]
    • PMID: 12360826

    Андреас Деметриу и др. Monogr Soc Res Child Dev. 2002.

    . 2002;67(1):i-viii, 1-155; обсуждение 156.

    Авторы

    Андреас Деметриу 1 , Константинос Христу, Джордж Спаноудис, Мария Платсиду

    принадлежность

    • 1 Департамент образования Кипрского университета, почтовый ящик 537, 1678 Никосия, Кипр. [email protected]
    • PMID: 12360826

    Абстрактный

    Эта монография направлена ​​на то, чтобы внести свой вклад в обработку информации, дифференциальное моделирование и моделирование развития разума, а также превратить их в интегрированную теорию. С этой целью представлено лонгитюдное исследование, в котором исследуются отношения между эффективностью обработки информации, рабочей памятью и решением задач в возрасте от 8 до 16 лет. В исследовании приняли участие 113 участников, примерно поровну отобранных среди 8-, 10-, 12- и 14-летних при первом тестировании; эти участники были протестированы еще два раза с интервалом в один год. Участники были протестированы с большим набором задач, направленных на эффективность обработки (т. е. скорость обработки и торможения), рабочую память (с точки зрения модели Баддели, фонологическую память, зрительную память и центральный исполнитель рабочей памяти) и решение проблем. (количественное, пространственное и вербальное мышление). Подтверждающий факторный анализ подтвердил наличие каждого из вышеперечисленных параметров и показал, что они организованы в виде трехслойной иерархии. Первая страта включает в себя все отдельные измерения, упомянутые выше. Эти измерения организованы на втором уровне в виде трех конструктов: эффективность обработки, рабочая память и решение задач. Наконец, все конструкты второго порядка тесно связаны с общим фактором третьего порядка. Эта структура была устойчива во времени. Моделирование структурными уравнениями показало, что различные измерения взаимосвязаны каскадным образом, так что более фундаментальные измерения являются частью более сложных измерений. То есть скорость обработки является наиболее важным аспектом эффективности обработки, и она полностью связана с состоянием торможения, указывая на то, что чем эффективнее человек в кодировании и идентификации стимула, тем эффективнее он в торможении. В свою очередь, эффективность обработки тесно связана с состоянием исполнительных процессов в рабочей памяти, что, в свою очередь, связано с состоянием двух модально-специфических хранилищ (фонологического и зрительного). Наконец, решение проблем связано с эффективностью обработки информации и рабочей памятью, в частности с центральным исполнительным органом. Все измерения, по-видимому, систематически меняются со временем. Моделирование роста показало, что существуют значительные индивидуальные различия в достижениях каждого из трех исследованных аспектов разума. Более того, каждый из трех аспектов разума, а также их взаимосвязь по-разному изменяются в процессе развития. Моделирование смешанного роста показало, что существует четыре типа развивающихся людей, каждый из которых определяется различной комбинацией результатов в этих аспектах разума. Некоторые типы являются более эффективными и стабильными разработчиками, чем другие. Этот анализ показал, что эффективность обработки информации является фактором, тесно связанным с различиями в развитии при решении задач, тогда как рабочая память связана с индивидуальными различиями. Моделирование с помощью логистических уравнений выявило скорость и форму изменений в различных измерениях и их взаимные взаимодействия во время разработки. Эти результаты обсуждаются с точки зрения обработки информации, дифференциальных и эволюционных моделей мышления, и предлагается интегративная модель.

    Похожие статьи

    • Когнитивные и психомоторные эффекты рисперидона при шизофрении и шизоаффективном расстройстве.

      Хутхофд С.А., Морренс М., Саббе Б.Г. Хутхофд С.А. и др. Клин Тер. 2008 сен; 30 (9): 1565-89. doi: 10.1016/j.clithera.2008.09.014. Клин Тер. 2008. PMID: 18840365 Обзор.

    • Когнитивные функции, их развитие и современные методы диагностики.

      Класик А., Янас-Козик М., Крупка-Матушчик И., Аугустыняк Е. Класик А и др. Пшегль Лек. 2006; 63 Приложение 1:29-34. Пшегль Лек. 2006. PMID: 17471820 Обзор. польский.

    • Время обработки, образы и пространственная память.

      Кайл Р. Кайл Р. J Exp Детская психология. 1997 января; 64 (1): 67-78. doi: 10.1006/jecp.1996.2337. J Exp Детская психология. 1997. PMID: 9126628

    • Мышление за углом: развитие способностей к планированию.

      Каллер С.П., Рам Б., Шпреер Дж., Мадер И., Унтеррайнер Дж.М. Каллер С.П. и соавт. Познание мозга 2008 г., август; 67 (3): 360-70. doi: 10.1016/j.bandc.2008.02.003. Epub 2008, 25 апреля. Познание мозга 2008. PMID: 18440114

    • Функциональная и связанная с развитием организация когнитивных последовательностей развития.

      Деметриу А., Кириакидес Л. Деметриу А. и др. Br J Educ Psychol. 2006 г., июнь; 76 (часть 2): 209–42. дои: 10.1348/000709905X43256. Br J Educ Psychol. 2006. PMID: 16719961

    Посмотреть все похожие статьи

    Цитируется

    • Изменение приоритетов в развитии познавательной компетентности и школьного обучения: общая теория.

      Деметриу А. , Спанудис Г.К., Грейфф С., Макрис Н., Панаура Р., Кази С. Деметриу А. и др. Фронт Псих. 2022, 29 сентября; 13:954971. doi: 10.3389/fpsyg.2022.954971. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36248549 Бесплатная статья ЧВК.

    • Эффекты памяти, специфичные для подростков: данные рабочей памяти, немедленная и долговременная память распознавания у детей в возрасте 8–30 лет.

      Skalaban LJ, Cohen AO, Conley MI, Lin Q, Schwartz GN, Ruiz-Huidobro NAM, Cannonier T, Martinez SA, Casey BJ. Скалабан Л.Дж. и соавт. Выучить Мем. 2022 11 августа; 29 (8): 223-233. doi: 10.1101/lm.053539.121. Печать 2022 авг. Выучить Мем. 2022. PMID: 35953104

    • В какой степени общий интеллект имеет отношение к каузальному мышлению? Исследование развития.

      Дюндар-Коке С. Дюндар-Коке С. Фронт Псих. 2022 6 мая; 13:692552. doi: 10.3389/fpsyg.2022.692552. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35664216 Бесплатная статья ЧВК.

    • Нейронные цепи, поддерживающие развитие визуального именования, выявляемые модуляциями внутричерепной когерентности.

      Арья Р., Эрвин Б., Бурокер Дж., Грейнер Х.М., Бярс А.В., Рожков Л., Скоч Дж., Хорн П.С., Фринк С., Шолле С., Лич Дж.Л., Мангано Ф.Т., Глаузер Т.А., Холланд К.Д. Арья Р. и др. Фронтальные нейроски. 2022 19 мая;16:867021. doi: 10.3389/fnins.2022.867021. Электронная коллекция 2022. Фронтальные нейроски. 2022. PMID: 35663562 Бесплатная статья ЧВК.

    • Спонтанное открытие новых решений задач у детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *