Мышление как психический процесс. Виды мышления
Мышление как психический процесс. Виды мышления.
Среди всех познавательных процессов, представляющих собой формы отражения человеком окружающего мира, наивысшим и наиболее сложным является мышление. Если в процессе восприятия человек познает единичные и конкретные предметы, когда они непосредственно воздействуют на его органы чувств, то благодаря мышлению он познает такие особенности, свойства и признаки предмета, которые он мог и не воспринимать непосредственно.
Особенностью мышления является отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, закономерных связях и отношениях, которые существуют между частями, сторонами, признаками каждого предмета и между разными предметами и явлениями действительности.
Раскрыв связи, существующие между предметами, человек может заглянуть в глубь вещей и предвидеть их изменение под воздействием разных причин.
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности [4].
С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга. Для процесса мышления, прежде всего, имеют значения те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражителями, поскольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами объективного мира [22].
Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи, ассоциации, и составляют физиологическую основу процесса мышления.
При этом мышление обеспечивается системами, функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т. е. коды.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
1. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих её взаимосвязях, мышление глубже познает её сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях [23].
2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
3. Мышление всегда имеет опосредованный характер. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы.
4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. Только пользуясь средствами языка, человек, исходя из данных, полученных путем ощущений и восприятий, может подняться до отвлеченного мышления, отразить существенные закономерности наблюдаемых явлений [6].
5. Мышление, как познавательная теоретическая деятельность, теснейшим образом связано с действием. Человек познаёт действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.
6. Мышление имеет целенаправленный характер. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи.
Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Весь процесс мышления в целом представляется сознательно регулируемой операцией [24].
Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других – различны. Признание предметов сходными или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других – различными.
Сопоставляя вещи, явления, их свойства, сравнение вскрывает тождество и различие. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Классификация производится по какому-либо признаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Сравнивая, человек выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное значение для решения теоретической или практической жизненной задачи.
Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья и пр. В данном случае анализ – мысленное разложение целого на составляющие его части [14]. Анализ может быть и мысленным выделением в целом его отдельных свойств, признаков, сторон. Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем предмет или вообще любое целое, но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе. Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки, анализ хода мысли – доказательство, объяснения и пр. [8]
Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вместе с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова – в предложения, предложения – в те или иные разделы текста. Или вспомним рассказ о любом событии – отдельные эпизоды, их связь, зависимость и т.д.
Так же как и анализ, синтез может осуществляться при непосредственном восприятии предметов и явлений или при мысленном представлении их. Различаются два вида синтеза: как мысленное объединение частей целого (например, продумывание композиции литературно-художественного произведения) и как мысленное сочетание различных признаков, свойств, сторон предметов и явлений действительности (например, мысленное представление явления на основе описания его отдельных признаков или свойств).
Анализ и синтез часто возникают в начале практической деятельности. Мы фактически расчленяем или собираем предмет, что является основой для выработки умения производить эти операции мысленно. Развиваясь на основе практической деятельности и наглядного восприятия, анализ и синтез должны осуществляться и как самостоятельные, чисто умственные операции. В каждом сложном процессе мышления участвуют анализ и синтез. Например, путем анализа отдельных поступков, мыслей, чувств литературных героев или исторических деятелей и в результате синтеза мысленно создается целостная характеристика этих героев, этих деятелей.
Нередко при изучении какого-либо явления возникает необходимость выделить какой-либо признак, свойство, одну его часть для более углубленного познания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во внимание. Например, чтобы усвоить доказательство геометрической теоремы в общем виде, надо отвлечься от частных особенностей чертежа – мелом или карандашом он выполнен, какими буквами обозначены вершины, абсолютная длина сторон и пр.
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других признаков или свойств и становятся самостоятельными объектами мышления. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия – смелость, красота, дистанция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость и пр.
Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается.
В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определениях выводах, правилах. Детям нередко трудно совершить обобщение, так как не всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие признаки предметов, явлений, фактов.
Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По существу, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В особенности важна она в объяснениях, даваемых учителем детям. Выбору примера следует уделять серьезное внимание. Привести пример иногда бывает нелегко. В общем, виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не удается.
Это происходит при нормальном усвоении знаний, когда усваиваются общие положения, а содержание остается неясным. Поэтому учитель не должен довольствоваться тем, что дети правильно воспроизводят общие положения, а должен добиваться конкретизации этих положений: приведение примера, иллюстрации, конкретного частного случая.
Все мыслительные процессы: анализ, синтез, абстракция, обобщение, а также суждения и умозаключения – происходят у человека при помощи языка, при помощи внешней или внутренней речи.
Мышление может осуществляться с помощью практических действий или на уровне оперирования представлениями (образами), а так же словами, то есть во внутреннем плане. Таким образом, исходя из формы мыслительной деятельности, выделяют:
Понятийное (абстрактно-логическое) мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к задачам, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятной форме, суждениях, умозаключениях. Понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Степень его логичности зависит от того, насколько умело и настойчиво человек контролирует и направляет свои мыслительные процессы, согласуя их в своей практике с познаваемой действительностью.
Понятийное мышление позволяет получить конкретное субъективное её восприятие, которое не менее реально, объективно-понятийное. Без того, или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.
Отличительная черта наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). В ходе познавания человек отчетливо представляет себе объект и мыслит наглядными образами, возникшими раньше. Вместе с наглядными образами в данном виде мышления используются и знания, полученные в процессе обучения исполнения этой деятельности.
Образное мышление является сложным и гибким, обобщенным и свободным мышлением по отношению к познаваемым единичным предметами практическим действиям, направленным на овладение ими. Однако наглядно-образное мышление не в состоянии отражать сложные процессы и явления объективной действительности, не выражаемым каким-либо наглядным образом. Например, у людей нет таких образов, которые непосредственно могли бы отразить такое понятие как «сила», «стоимость», «справедливость», «добро», «честность», «истина» и др. Познание таких явлений возможно благодаря абстрактно-логическому мышлению.
Важной особенностью этого способа мышления является то, что способами преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб. При выявлении скрытых свойств и связей объекта дети используют метод проб и ошибок, который в определенных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным [10]. Этот метод основан на отбрасывании неправильных вариантов действия и фиксации правильных, результативных, т.е. выполняет роль мыслительной операции.
Таким образом, из данного параграфа можно выделить, что как и все психические процессы, мышление представляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем.
Мышление имеет целенаправленный характер, он всегда направлен на разрешение какой-то задачи. Оно опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества.
Мышление рассматривается как психическая деятельность, которая включает ряд операций. К основным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Мышление осуществляется с помощью практических действий или на уровне образов, слов, что позволяет выделить три вида мышления: словесно –логическое, наглядно – образное и наглядно – действенное.
25. Виды мышления » Шпоры для студентов
Рассмотрим основные виды мышления.
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением Эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.
Проводится также различие между Интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.
Важным является различение Продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».
Необходимо также отличать Непроизвольные мыслительные процессы от Произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
По С. Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя Цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом Решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, Напряженное в начале и Удовлетворенное в конце.
Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.
Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.
От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.
В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.
Применение правила включает две мыслительные операции:
· определить, какое именно правило привлечь для решения;
· применение общего правила к частным условиям задачи.
Автоматизированные схемы действия можно считать Навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.
Свойства материалов — введение — Science Learning Hub
Добавить в коллекцию
Материя — это все, что имеет массу и занимает пространство. Полезный способ начать думать о материи — подумать о различных материалах или субстанциях, из которых она может быть превращена.
Эти материалы составляют окружающие нас объекты, и каждый из этих материалов обладает различными свойствами или характеристиками, которые можно наблюдать или проверять. Ученые, технологи и инженеры исследуют эти материалы — экспериментируют с ними, сравнивают их свойства и соотносят результаты с возможными вариантами использования.
Типы материалов
Существует множество различных типов материалов. Некоторыми примерами повседневных материалов являются пластмассы, металлы, ткань и стекло.
Узнайте больше о пластиковых изделиях в статье Пластмасса и переработка.
Узнайте больше о металлах и о том, что происходит при их смешивании, в статье Металлы, сплавы и соединения металлов.
Керамические материалы используются для изготовления традиционной керамики, вплоть до современной керамики, используемой в технике и медицине. Эти изобретения требуют от ученых понимания свойств минералов. Подробнее можно узнать в статье Что такое полезные ископаемые?
Шерсть — еще один традиционный материал, подвергшийся инновациям. Изучите свойства шерсти и то, как они связаны с ее использованием, в ученическом задании «Изучение свойств шерстяного волокна».
Некоторые другие интересные, менее известные материалы включают нановолокна, биологические материалы и композиты.
Примеры свойств
Когда мы говорим о свойствах материала, мы говорим о свойствах, которые мы можем ощущать, измерять или тестировать. Например, если перед нами образец металла, мы можем определить, что этот материал серый, твердый и блестящий. Испытания показывают, что этот материал способен проводить тепло и электричество и вступает в реакцию с кислотой. Это некоторые свойства металла.
Важно решить, исследуете ли вы свойства материала или объекта. Например, вы определяете свойства ложки (предмета) или изучаете свойства материала, из которого она сделана, например, нержавеющей стали? Такие свойства, как форма и масса, могут быть разными для разных объектов, даже если они сделаны из одного и того же материала. Плотность является полезным свойством для сравнения различных материалов.
Используйте это упражнение, чтобы узнать больше о плотности.
Другие свойства материалов могут включать их вязкость и электропроводность.
Обычно говорят о свойстве – это состояние или фаза материи. В настоящее время известно пять различных состояний вещества: твердое тело, жидкость, газ, плазма и конденсат Бозе-Эйнштейна. Последние два из них менее известны.
Важно отметить, что состояние вещества относится к положению и движению частиц, из которых состоит материал, а не к самому материалу.
Подробнее о состояниях материи вы можете узнать в статье Состояние материи.
Физические и химические
Иногда бывает полезно провести различие между различными типами свойств. Физические свойства относятся к свойствам, которые можно наблюдать или измерять без изменения состава материала. Примеры включают цвет, твердость и запах, а также точки замерзания, плавления и кипения.
Химические свойства обнаруживаются путем наблюдения за химическими реакциями. К ним относятся температура воспламенения, реактивность с кислотами и токсичность.
Изменение свойств материалов
Такие процессы, как смешивание, нагревание и охлаждение, могут изменять материалы и их свойства. Это может быть полезно, поскольку новые свойства могут лучше подходить для конкретных целей. Например, смешивание некоторых металлов может создать одновременно прочный и легкий материал.
Связанный контент
Хотите изучить больше химических идей и химии в различных контекстах? Взгляните на широкий спектр контента, который у нас есть на Hub, включая свойства материи, а также концепции атомов и молекул.
Ознакомьтесь с нашими соответствующими ресурсами о смесях, переработке, плавлении и возгорании или посетите наши статьи по химии на основе контекста, посвященные элементам, известняку, плазме и химии пищеварения.
У нас также есть два записанных вебинара PLD для учителей: Упрощенная химия – свойства материи и Упрощенная химия – атомы.
Опубликовано 19 октября 2018 года.0003
Загрузить 0 шт.
Загрузить все
Покупка арендной недвижимости: что нужно знать
Готовы совершить рывок и стать инвестором в недвижимость? Вот несколько советов, которые помогут вам найти и купить новый дом для сдачи в аренду.
1. Решите, покупаете ли вы за наличные или берете ипотеку
У вас может возникнуть соблазн купить за наличные и отказаться от ежемесячных платежей по ипотеке, но это может привести к тому, что все ваши деньги будут привязаны к дому. Кроме того, вы можете упустить проценты по ипотечному кредиту, если вы покупаете наличными. Посмотрите, сколько денег вы накопили, и решите, можете ли вы позволить себе покупку, не беря кредит. Если нет, изучите варианты финансирования и выберите тип кредита, который лучше всего соответствует вашим потребностям и вашему бюджету.
2. Сэкономьте на своем первоначальном взносе
Первоначальный взнос, необходимый для инвестиционной собственности, как правило, выше, чем первоначальный взнос, необходимый для основного дома. Если вы покупаете недвижимость для сдачи в аренду, вам потребуется первоначальный взнос в размере от 15% до 25%, в зависимости от типа кредита. Хорошая идея — начать копить, как только вы почувствуете, что заинтересованы в инвестировании в недвижимость. Если у вас по-прежнему не хватает наличных, вы можете взять кредит, чтобы покрыть оставшуюся часть первоначального взноса. Проконсультируйтесь с финансовым специалистом, чтобы обсудить лучшие варианты для вашей уникальной ситуации.
3. Получите предварительное одобрение
Получение ипотечного кредита на сдаваемое в аренду имущество, также называемое кредитом, не занимаемым владельцем, мало чем отличается от получения ипотечного кредита на основное место жительства.
В большинстве случаев вы будете использовать кредит Fannie Mae или Freddie Mac для приобретения инвестиционной недвижимости, и это будет ипотечный кредит с фиксированной или регулируемой процентной ставкой.
Как всегда, важно начать с предварительного одобрения, так как оно показывает процентные ставки и условия, на которые вы имеете право. Предварительное одобрение также показывает, что вы серьезный и надежный покупатель — все это хорошие признаки ответственного нового арендодателя.
4. Узнайте свое местонахождение
Найдите арендуемую недвижимость в безопасном и престижном районе. Изучите местные удобства, школьные округа, доступ к общественному транспорту и статистику преступности, прежде чем выбрать недвижимость. Чем привлекательнее ваш район и популярнее район, тем больше вероятность того, что вы сможете сдать дом в аренду.
Наша дочерняя компания Rocket Homes℠ может связать вас с местным агентом по недвижимости, который поможет вам найти подходящую недвижимость для сдачи в аренду.
5. Проверьте рынок аренды и цены на аренду
Посмотрите статистику аренды по району. Какова средняя стоимость аренды? Сколько спален и ванных комнат являются общими для этого района? Большинство жителей предпочитают покупать дом или арендовать свое пространство? Сколько вакансий сейчас на рынке?
Вакансии и арендная плата будут напрямую влиять на вашу прибыль как арендодателя. Вам нужно установить цену на свою квартиру, чтобы конкурировать с другими вакантными арендными единицами, но вам также нужно взимать достаточную арендную плату, чтобы зарабатывать деньги.
Ищите недвижимость в районах с более высокими средними арендными ставками и более низкой долей вакантных площадей, чтобы максимизировать свою прибыль.
6. Рассмотрим Fixer-Uppers Vs. Квартиры, готовые к аренде
Вам также необходимо учитывать состояние сдаваемой в аренду недвижимости, прежде чем инвестировать. Как арендодатель, вы несете юридическую ответственность за обеспечение безопасного жилья для ваших арендаторов.