Мышление в психологии это кратко: Мышление в психологии — Психологос

Содержание

Коротко о мышлении

   Для человека свойственен высший познавательный процесс, название которому — мышление. В житейской практике мышление может ассоциироваться со здравым смыслом, интуицией… В действительности, оно не имеет ничего общего ни с тем, ни с другим. Оно представляет собой способность учиться, решать поставленную задачу. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Оно порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы.

Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Психология выделяет следующие виды мышления:

Теоретическое понятийное мышление

   Это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление

   Оно отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы чело­век в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Наглядно-образное мышление

   Отличительная особенность — мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно-действенное мышление

   Сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Операции мышления

   Перечисленные виды мышления выступают одно­временно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. В житейской практике отмечалось, что, например, наглядно-действенное мышление встречается у людей, занятых реальным производственным трудом, а наглядно-образное — у людей, которым приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь. Теоретическое понятийное мышление — это мышление ученого. Доминирующее свойство мышления, безусловно, оставляет свой отпечаток на личности, поэтому задолго до выделения этих свойств психологической наукой они были отмечены в житейской практике.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи операций мышления — анализа и синтеза. Анализ-это рас­членение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

Абстракция

   Выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза.

Обобщение

   Соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация

   Операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Мышление как производство умозаключений

   Мышление — процесс производства умозаключений с логическими операциями над ними. Почти так, но в этот процесс, изменяя его, вмешиваются эмоции. Эмоции, впрочем, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Из жизни известны примеры того, как под влиянием эмоционального подъема человек оказывался способен на неожиданные, неординарные решения проблем. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты на­хождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции.

Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что из­бранный ход направления мысли ошибочен.

Патологические мыслительные процессы

   Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников) , а также у тех, кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

Характер мышления

   Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального или иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:

1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.

Теоретические модели

   Теории, объясняющие процесс мышления, можно разделить на 2 большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно.

Идея заранее существующих интеллектуальных способностей — задатков — характерна для многих работ в области мышления, выполненных в немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в гештальттеории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.

В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий прослеживается в понятии схемы. Давно замечено, что мышление, если оно не связано с какой-либо конкретной, внешне детерминированной задачей, внутренне подчиняется определенной логике. Эту логику, которой следует мысль, не имеющая внешней опоры, называют схемой.

Предполагается, что схема рождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутреннюю стройность и последовательность, логичность. Схема не есть нечто раз и навсегда заданное. Она имеет свою историю развития, которое происходит за счет усвоения логики, средств управления мыслью. Если некоторая схема используется довольно часто без особых изменений, то она превращается в автоматизированный навык мышления, в умственную операцию.

Другие концепции интеллекта предполагают признание неврожденности умственных способностей, возможность и необходимость их прижизненного развития. Они объясняют мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого.

 


См. также

Мышление и речь

  • Классификация явлений мышления
  • Мыслительные операции
  • Общие закономерности мышления
  • Определение мышления
  • Определение речи
  • Психологические основания мыслительных процессов
  • Сущность мышления
  • Язык и мышление

 


   RSS     [email protected] 

Мышление — определение, виды, функции, свойства

Познание окружающей действительности — обязательное условие жизни любого организма, в том числе человека. Процесс познания можно условно разделить на два уровня: чувственный и рациональный. Чувственное познание, связанное с работой органов чувств, является основой всех познавательных процессов, ведь других способов получения информации из окружающей среды у нас нет. Все, что мы знаем, мы знаем благодаря нашим органам чувств. Рациональное познание опирается на чувственный опыт, однако этим не ограничивается. Процесс рационального познания можно назвать мышлением.

Содержание

  • Определение понятия “мышление”
  • Законы правильного мышления
  • Мыслительные операции
  • Виды мышления

Определение понятия “мышление”

В психологии существует множество определений мышления, приведем одно из них: мышление — процесс отражения в сознании реального мира (познания), основанный на образовании и непрерывном пополнении запаса понятий и выводе новых суждений и умозаключений. Поскольку понятия, суждения и умозаключения имеют словесное выражение, мышление неразрывно связано с речью.

Рис. 1. Определение мышления Помимо связи с речью, мышление обладает и другими важными особенностями:

  • Познание через мышление носит опосредованный характер. Что это значит? Если мы получаем информацию на чувственном уровне, мы делаем это непосредственно: яблоко красное, потому что мы так его видим. Однако у некоторых объектов есть свойства, которые мы не можем получить в непосредственном чувственном опыте. Тогда нам на помощь приходит мышление. Например, мы не видим магнитные поля, но можем изучать их через поведение тел, на которые они воздействуют. Для такого изучения нам необходимо связывать факты между собой, логически выводить одно из другого — этот процесс и будет мышлением.
  • Вторая особенность мышления — его обобщенность. Когда мы обращаемся к чувственному опыту, любой объект конкретен, потому что мы можем его почувствовать. Мы говорим, например, про конкретную книгу: у нее есть обложка определенного цвета, толщина, величина, стертый правый нижний уголок обложки и другие особенности. Это конкретный объект. Если мы обращаемся к самому понятию “книга”, ее образ будет обобщенным, объединяя только существенные свойства объекта.

Законы правильного мышления

Изучением законов правильного мышления занимается формальная логика. Согласно логике, базовой единицей мышления является понятие. Понятие и есть то обобщенное представление об объекте, выраженное в слове.

Рис. 2. Функции мышления Три из четырех современных законов правильного мышления сформулировал еще Аристотель. Рассмотрим эти законы подробнее:

  • Закон тождества. В рамках одной цепочки умозаключений всякое понятие и суждение должно быть тождественно самому себе. Что это значит? Это значит, что под одним и тем же словом или фразой мы на протяжении всего рассуждения понимаем один и тот же смысл. К примеру, если мы сначала используем слово “чувство” в значении “ощущение” (зрительное чувство, чувство боли), а затем это же слово используем в значении “эмоционального переживания” (чувство страха), то мы как бы ставим знак равно между ощущением и эмоциональным переживанием. Это является логической ошибкой — подменой понятия.
  • Закон непротиворечия. Два противоречащих друг другу суждения не могут быть истинны одновременно в рамках одного и того же контекста. Если старший брат говорит маме, что младший взял конфеты, а младший говорит, что он их не брал, между этими суждениями существует противоречие, и кто-то из братьев точно обманывает.
  • Закон исключенного третьего. Если два суждения друг другу противоречат, ложно либо одно, либо другое, третьего (объединяющего их) не дано. Часто мы можем встретить ситуации, где это третье по факту дано, и в каждом из суждений содержится лишь доля истины. Однако здесь имеются в виду те суждения, которые не могут быть одновременно истинными. Если на примере, кубик может быть и черным, и белым одновременно (с разных граней), но он не может одновременно быть белым и не быть белым.
  • Закон достаточного основания. Для утверждения чего бы то ни было нужно достаточное основание, то есть доказательство истинности суждения.

Важно! Нарушение законов логического мышления приводит к логическим ошибкам, искажающим истинный смысл рассуждения. Иногда логические ошибки допускаются специально с целью манипуляции, когда нужно доказать ложное суждение. Так, к логическим ошибкам относят подмену понятия, нарушение закона тождества. Она позволяет приписать понятию те свойства, которых у него на самом деле нет, изменяя смысл этого понятия в ходе рассуждения.

Рис. 3. Виды мышления

Мыслительные операции

В процессе мышления можно выделить конкретные приемы, или мыслительные операции, посредством которых конструируются новые понятия, выводятся суждения и умозаключения. Это — своего рода методы, которыми мы пользуемся в нашем мышлении. Список возможных мыслительных операций можно продолжать долго, приведем основные:

  • Анализ/Синтез. Это — две противоположные мыслительные операции. Анализ (буквальные перевод — разложение) предполагает разделение целого на части или выделение отдельных качеств объекта, его структуры и т.п. Синтез, в свою очередь, объединяет части, качества, свойства в целое.
  • Сравнение предполагает выделение общего и различного между двумя понятиями. Ему предшествует анализ — сначала мы выделяем отдельные  свойства, а затем сравниваем два понятия на их основе.
  • Обобщение, абстрагирование/Конкретизация. Обобщение и абстрагирование почти всегда применяются вместе. Обобщение представляет собой фиксацию существенных свойств данного класса объектов (ножницы — острые). В случае абстрагирования мы берем существенные свойства понятия как бы в отрыве от него самого (что есть острота сама по себе?). Конкретизация, напротив, связывает конкретный объект со всеми его характеристиками — как существенными, так и случайными.

Рис. 4. Основные формы мышления

Виды мышления

Вернемся в рамки психологии и обратимся к классификациям видов мышления. Наиболее популярна классификация мышления по форме, или как еще ее называют, по генезису. Дело в том, что эти формы мышления формируются последовательно одна за другой в процессе развития ребенка. Итак, по форме различают мышление:

  • Наглядно-действенное. Этот вид мышления формируется первым в процессе взросления и опирается непосредственно на восприятие. Задача решается путем пробы преобразования ситуации и наблюдения за результатом. К примеру, мы берем головоломку, крутим ее в руках, пробуем менять положение деталей, смотрим, стало ли так лучше и т.д.
  • Наглядно-образное. Постепенно развивается память и воображение, становится возможным представление образа объекта без непосредственного наблюдения. Ребенок понимает, что будет, если он произведет действие над объектом, может прогнозировать результат и как бы решать задачу “в голове”. Если раньше, чтобы пройти лабиринт, нужно было вести карандашом линию, теперь можно проследить путь глазами, представить его и найти выход.
  • Словесно-логическое. Еще может называть абстрактным мышлением. На этом уровне понятия настолько сложны, что могут не иметь визуального образа. Мышление отделяется от непосредственного восприятия и переходит на уровень чистых логических операций. Этот вид мышления характерен в большей степени для взрослого человека.

Рис. 5. Операция процесса мышления Другая классификация разделяет типы мышления по его характеру:

  • Теоретическое мышление характерно для научной деятельности, хотя и не ограничивается этой сферой. Оно позволяет мысленно, не касаясь объекта напрямую, вскрыть его существенные свойства и отношения между этими свойствами.
  • Эмпирическое (практическое) мышление связано с деятельностью. По сути, это мысленное решение конкретной практической задачи. Составление плана эксперимента для проверки гипотезы может являться примером практического мышления. Здесь также имеется взаимосвязь с понятием “интеллект”, которое включает, помимо способности мыслить в принципе, умение принимать решения и действовать в соответствии с ситуацией.

По степени новизны выделяют:

  • Репродуктивное мышление, то есть, воспроизведение уже готового способа действия в условиях данной ситуации.
  • Продуктивное (творческое) мышление, предполагающее изобретение субъектом нового (для него самого) способа решения задачи.

Предыдущая

ФилософияЧто такое мораль, ее категории и функции

Следующая

ФилософияИслам — история возникновения религии, основные положения

Виды мышления: какие бывают, классификация и их характеристика в психологии, таблица с примерами

Содержание

  • 1 Особенности
  • 2 Каким бывает мышление: основные виды и их характеристики
    • 2.1 Наглядно-действенное
    • 2.2 Наглядно-образное
    • 2.3 Абстрактное (словесно-логическое)
  • 3 Другие психологические классификации видов мышления
    • 3.1 По характеру задач
      • 3.1.1 Теоретическое
      • 3.1.2 Практическое
    • 3.2 По степени рефлексии
    • 3.3 По предмету
    • 3.4 По степени новизны
    • 3.5 По степени произвольности
  • 4 Операции мышления
  • 5 Виды мыслительных нарушений
  • 6 Бессознательное осмысление
  • 7 Что относится к основным видам мышления в зависимости от личностных особенностей
    • 7. 1 Мужское
    • 7.2 Женское
    • 7.3 Позитивное
    • 7.4 Негативное
    • 7.5 Стратегическое
    • 7.6 Идеалистическое
    • 7.7 Иррациональное
    • 7.8 Рациональное
    • 7.9 Аналитическое
    • 7.10 Синтезирующее
  • 8 Заключение

Благодаря умению мыслить люди могут анализировать информацию, делать выводы, проводить аналогии и заниматься познавательной деятельностью. Таким образом, рамки окружающего мира расширяются и не ограничиваются только его материальными аспектами. В этой статье я расскажу, какие виды мышления существуют в психологии, дам им характеристики, используя таблицы, и приведу примеры.

Особенности

  • Отражение посредством обобщения. Участниками мыслительного процесса всегда являются общие представления человека о явлениях, предметах и событиях. Люди выстраивают причинно-следственную связь, обобщая огромное количество фактов, с которыми они сталкивались в прошлом.
  • Опосредованность познания. В своих мыслях каждый индивид опирается на собственные чувства, эмоции и опыт.
  • Решение различных ситуаций. Поиск пути разрешения той или иной проблемы всегда имеет примерно один сценарий: сначала происходит анализ происходящего, затем – отбор наиболее подходящих вариантов действий. Искания могут проходить через метод проб и ошибок, рациональным или иррациональным образом.
  • Непосредственная связь с речью. Мышление напрямую связано с речевыми функциями личности. Любая идея, замысел, задумка формулируется вербально и выражается словесно.

Основные характеристики предметов и явлений, а также их взаимосвязи и взаимоотношения определяют понятия. Они применимы и чем более важные черты послужили для них фундаментом, тем наиболее эффективной будет человеческая деятельность.

Суждение является отражением связи между объектами в виде утвердительных или отрицательных высказываний. Оно основывается не только на знаниях о чем-либо, но и на субъективных оценках, исходящих из отношения к его истинности.

Умозаключение – это совокупность нескольких соображений, которые в итоге способны трансформироваться в логический вывод. Мыслительная деятельность базируется на дедукции, индукции и использовании аналогий.

Каким бывает мышление: основные виды и их характеристики

Главную роль в зарождении мыслей играют нейронные связи. Нейроны обмениваются различными электрохимическими импульсами, обрабатывая информацию определенным образом.

Знания, получаемые нами в процессе жизни, необходимы лишь в качестве основы для протекания мыслительной деятельности. По-настоящему умным человек становится, когда осмысляет новую информацию, анализирует и синтезирует ее.

Мозг работает с полученными данными в двух направлениях:

  • Правое полушарие обращает внимание на сенсорные и эмоциональные образы. То есть для него внешний мир – это набор звуков, изображений, ощущений, запахов, вкусов. Это яркие и чувственные фрагменты.
  • Левое обрабатывает абстрактные знаки: числа, слова, тексты, формулы.

 

Наглядно-действенное

Производя обработку информации таким образом, человек подключает не только понятия об объектах, но и совершает с ними ряд действий, основанных на существующих у него знаниях и опыте. Например, дети часто ломают игрушки, желая узнать, что у них внутри.

Наглядно-образное

Мыслительная деятельность осуществляется посредством конкретных образов. В основе лежат понятия, поступки, ощущения и эмоции. Пример: стилисты придумывают новый имидж, а модельеры конструируют одежду, взглянув на определенного человека.

Этот вид мышления начинает развиваться еще в дошкольном возрасте. Тогда объекты и явления мира получают особые свойства, часто довольно нестандартные, что достигается благодаря воображению. Именно этот вид мыслительной активности преобладает у творческих личностей: писателей, музыкантов, художников, дизайнеров.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Абстрактное (словесно-логическое)

В его основе лежат уже имеющиеся, логически доказанные теории. Другими словами, это можно назвать манипулированием существующими понятиями с помощью их классифицирования, упорядочивания. Этот образ мысли свойственен философам и научным деятелям. Так, например, электрон изучают без осуществления практических опытов.

Перечисленные разновидности развиваются у человека последовательно. На ранних этапах (во младенчестве) ребенок начинает исследовать предметы, формируя наглядно-действенный образ мысли. Позже, в дошкольном возрасте, когда он уже умеет разглядывать картинки, воспринимать тексты песен и сказок, смотреть мультики, возникает фундамент для становления наглядно-образного способа осуществления мыслительной деятельности. Уже придя в школу или начав серьезное обучение чтению, вычислениям и письму, дети эффективно работают с абстракциями.

Другие психологические классификации видов мышления

Ниже опишу иные варианты выделения разновидностей мыслительной деятельности.

По характеру задач

В зависимости от цели мысль человека может быть направлена на выстраивание теорий или получение наглядного, практического итога.

Теоретическое

Предполагает изучение законов и правил, которое проводится на базе существующих знаний. Человек производит анализ предмета, выявляя основу, на которой формируются все проявления этого объекта. После этого проводится сопоставление признаков изучаемого элемента и их классификация. В результате такого анализирования информации формируются обобщенные представления о сущности вещей и явлений. На этом базируются физика, математика, психология и философия.

Практическое

В этом формате мышления важно применение теории на практике. На основе теоретических мыслей возникают конкретные способы преображения действительности. Они могут иметь форму проекта или схемы. Характерной чертой является отсутствие достаточного количества времени для проверки предположений, а также наличие риска в случае ошибки.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Здесь нет цели – создать ряд правил и законов. Главной задачей является как можно более скорый переход от мысли к действию.

По степени рефлексии

Аналитический тип основывается на логике. Он протекает поэтапно и растянут во времени. Каждый последующий шаг проистекает из предыдущего. Интуитивный мыслительный процесс, наоборот, проходит быстро, порой даже неосознанно. Это простой импульс без логически выстроенных стадий.

По предмету

Реалистическое формируется на основе адекватной, рациональной оценки окружающего мира. Индивид, прибегающий к такому типу, стремится исходить из существующего положения дел, ограничивая влияние своих ожиданий и желаний на образ мысли. Главное для него – истина, какой бы она ни была. Как правило, людям такого склада ума свойственна повышенная критичность. Им требуется доказательство для каждого утверждения.

Аутистическое мышление формируется на основе внутренних потребностей человека, которые могут и не иметь ничего общего с действительностью. Главная задача – найти иллюзию, которая будет устраивать его в данный момент. Здесь нет места логической критичности: все, что не соответствует желаемому, просто отметается.

Эгоцентрический тип присущ несформированным личностям, например, детям. Для них в центре всего располагается собственное эго. Окружающий мир воспринимается исключительно через призму «Я-образа», а переживания других людей во внимание не берутся.

По степени новизны

Творчество предполагает участие воображения, которое использует все, что однажды  было воспринято разумом, и выдает абсолютно новый, уникальный образ и идею. Индивид может посмотреть на ситуацию под разными углами.

Репродуктивное – познание целиком опирается на уже имеющиеся шаблоны, полученные ранее из тех или иных источников. Однако задачу необходимо соотнести с существующими правилами решения, что также требует некоторой самостоятельности. Нацелено на воспроизведение прошлых знаний и их практическое применение.

По степени произвольности

Произвольное рождается благодаря воле и сознанию личности. Оно полностью контролируется разумом. Непроизвольное осуществляется без приложения дополнительных усилий. Оно проявляется в ситуациях, когда действия совершаются неосознанно или под влиянием внешних факторов.

Операции мышления

  • Сравнение – сопоставление предметов или явлений, поиск у них сходств и различий.
  • Анализ – выявление в объекте конкретных характеристик и свойств.
  • Синтез – объединение ряда элементов в целое.
  • Абстракция – отвлечение от общего и выделение одной стороны.
  • Обобщение – умение группировать подобные признаки.

Виды мыслительных нарушений

На качество мысли влияют ошибки в восприятии и обработке информации. К таким, например, относятся нарушения внимания, памяти, слуха или зрения – то есть из внешнего мира человек получает данные, несоответствующие действительности. Исходя из них он делает неверные выводы и умозаключения.

Другой причиной искаженного образа мышления является психоз. Мозг перестает работать в базовом режиме, что приводит к беспорядочным соображениям.

Бессознательное осмысление

Подсознание хранит в себе практически все, что было у индивида в прошлом: опыт, установки, сомнения, чувства, страхи, эмоции. Оно не стремится найти решение, а скорее просто не замечает его. Этой частью психики самостоятельно управлять нельзя. Однако с ее помощью принимаются наиболее верные решения, а вовсе не благодаря логическому анализу. Именно неосознанная составляющая внутреннего «Я» подмечает определенные явления, объекты, фиксирует их и анализирует. Эта информация таится в глубинах разума долгое время, пока не возникает актуальная для нее задача.

Что относится к основным видам мышления в зависимости от личностных особенностей

На образ мысли могут влиять и определенные характеристики личности.

Мужское

Как правило, оно основывается на логическом анализе и нацелено на создание плана конкретных действий. Ему присущи целенаправленность, рациональность и отчуждение разума от ощущений. Мужчины стремятся перейти от обдумывания к поступкам и достижению определенного результата, а эмоции только мешают процессу осмысления.

Женское

Чаще всего имеет интуитивную основу, которая практически всегда сопровождается чувственным опытом. Важную роль играют конкретизация и детализация информации. Ход мышления женщины может меняться под воздействием настроения, хотя многим девушкам присущи и логика, и рационализм, и умение планировать, анализировать. Однако тенденция показывает, что их эмоциональность все равно оказывает сильное влияние на восприятие окружающего мира: порой помогает, а иногда мешает думать.

Задайте вопрос

Девушкам бывает непросто понять самих себя и разобраться в хитросплетениях действительности. В таких ситуациях я с радостью приду на помощь. Записывайтесь мою консультацию, и я подскажу, как действенно и эффективно использовать внутренние ресурсы и превратить женственность в мощный источник энергии.

Позитивное

Люди с этим типом мышления чаще склонны видеть вокруг возможности, а не препятствия. Что бы ни происходило, они стремятся сохранить оптимистичный настрой, при этом реалистично и конструктивно оценивая обстановку и находя в ней то, что способствует достижению успеха.

Негативное

Сопровождается эмоциями, связанными с недовольством жизнью и пессимизмом. Люди такого склада ума склоняются к пассивной критике происходящего, выражению своих неприятных ощущений и мыслей, но далеко не всегда берут на себя ответственность для решения возникшей проблемы.

Стратегическое

Им обладают личности, которые предпочитают планировать свою деятельность далеко вперед и умеют ставить долгосрочные цели. Они придерживаются своего плана и видят самые эффективные пути достижения задуманного. Как правило, это хорошие управленцы и бизнесмены.

Идеалистическое

Вместо познания мира, идеалисты создают в голове его модель, которую они пытаются наложить на реальность. Чаще всего эти картинки не совпадают, что вызывает у человека негативные эмоции, переживания. Индивид с таким складом ума может не замечать очевидного из-за этого стремления к иллюзиям.

Иррациональное

Иррационалу не всегда удается увидеть и осознать причины своих поступков. Он не анализирует, не критикует, а просто верит в то, чем занимается. Для него важнее всего – результативность действий, а не логичность или объективность оценки.

Рациональное

В отличие от предыдущего, рационал обращается только к фактам, знаниям и навыкам. Ощущения, эмоции он отодвигает на второй план, предпочитая мыслить трезво, конструктивно, быстро и логично решая поставленные задачи.

Аналитическое

Человек с этим образом мысли опирается исключительно на логику. Он уверен, что все имеет причинно-следственную связь, поэтому для решения проблемы нужно долго анализировать, изучать ситуацию и докопаться до первопричины.

Синтезирующее

Хорошо развито у тех, кто способен из отдельных частей информации воссоздать полную и понятную картинку действительности. Такие люди не пугаются рутинной работы и предпочитают скорее стабильность, чем перемены. Окружающий мир воспринимается ими с настороженностью. Часто из личностей такого склада получаются выдающиеся ученые. Они успешно справляются с офисными задачами, умеют грамотно собирать и структурировать данные, а также верно их преподнести, прибегают к составлению схем, таблиц для наглядности.

Заключение

То, как мы мыслим, зависит от личностных особенностей и формируется на основе врожденных качеств. Все это влияет и на эффективность мыслительных операций, восприятие мира, и на решение различных проблем. В большинстве случаев мировосприятие можно скорректировать (например, негативное сменить на позитивное).

Вот несколько советов, которые помогут вам научиться думать глубоко, качественно и действенно:

  • Читайте больше книг и делайте это осознанно: анализируйте, систематизируйте прочитанное.
  • Играйте в развивающие игры, периодически разгадывайте головоломки.
  • Изучайте математику.
  • Учите иностранные языки.

Попробуйте определить, какое мышление преобладает в психологии вашего сознания, опираясь на его основные виды (по форме и содержанию), кратко и наглядно перечисленные в этой статье. Если вам покажется, что такой способ оценки окружающего пространства недостаточно эффективен и требует некоторой перезагрузки, записывайтесь на мою консультацию. На ней вы научитесь успешно выстраивать коммуникации с действительностью и получать от нее личную пользу.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

3 психологических стратегии для более глубокого погружения

Разум и тело

Выход за пределы настоящего.

Брюс Рольф/UIG/Collection Mix: Subjects/Getty Images

Пол Ван Ланге, Дэвид Рэнд и Knowable Magazine

убил миллионы; изменение климата усугубляет наводнения и пожары, а грань между достоверной и ложной информацией становится все более размытой в эпоху социальных сетей.

Люди склонны думать об этих кризисах как о разных событиях, каждый со своими проблемами. Но у всех у них есть что-то общее. Это социальные дилеммы: ситуации, определяемые конфликтом между краткосрочными личными интересами и долгосрочными коллективными интересами.

Во время пандемии сильное желание общаться и жить как обычно идет вразрез с защитой здоровья как отдельных людей, так и общества в целом. Что касается изменения климата, то радость и удобство от путешествия на самолете, поедания мяса или вождения автомобиля угрожают благополучию будущих поколений, выделяя избыточный углекислый газ. В сети мгновенное возбуждение от публикации провокационных сообщений без проверки их правдивости может поставить под угрозу наш коллективный разум.

Очевидно, что большинство людей считают привлекательным действовать в своих непосредственных интересах. Краткосрочные искушения конкретны и приносят немедленное удовлетворение; долгосрочные выгоды более абстрактны и требуют самоконтроля или жертв. Хотя личный интерес является сильным мотивом, это не , а только мотив, который есть у людей. Люди также по своей природе просоциальны — они хотят действовать так, чтобы приносить пользу не только себе, но и другим людям. Действительно, люди склонны доверять и сотрудничать друг с другом, в том числе с незнакомцами.

«Заставляя причиненный вред и жертвы чувствовать себя более личными, можно активировать просоциальные импульсы людей».

Но группы разные. По сравнению с отдельными людьми, группы, как правило, не доверяют друг другу и гораздо чаще подходят к другим группам с конкурентным мышлением — они хотят получить для себя лучшую сделку и ожидают, что другие группы будут вести себя так же. Это может привести к несправедливому распределению вакцин против Covid-19, распространению «фейковых новостей» оппозиционными политическими партиями или странами, которые перекладывают на себя бремя сокращения выбросов. Такая конкуренция, например, привела к слабым международным соглашениям на переговорах ООН по изменению климата, в том числе на недавних переговорах в Глазго.

Как психологи и ученые-когнитивисты, мы разделяем сильное увлечение этими социальными дилеммами. Можно ли убедить людей действовать таким образом, чтобы способствовать поведению, которое служит долгосрочным коллективным интересам? К счастью, да. Вот три способа использовать человеческую психологию во благо.

3. Сокращение психологической дистанции к себе

В первые дни Covid-19 все последствия пандемии казались абстрактными для людей, не знавших лично никого, кто пострадал или умер. Молодые люди, в частности, часто испытывали лишь легкие симптомы и имели сильную мотивацию общаться с друзьями. Это помогло недооценить безотлагательность и серьезность пандемии.

«Родство… может быть мощной силой».

Один из способов, которым защитники здоровья сделали пандемию более актуальной для этих групп, заключался в подчеркивании несмертельных побочных эффектов, таких как потеря обоняния и вкуса или хроническая усталость, или в разъяснении графических деталей интубации — всего, что эти группы интересовали. скорее опыт, чем смерть. Еще одна стратегия для того, чтобы проблема ощущалась как насущная, — это продемонстрировать истории тех, кто действительно сталкивается с серьезными последствиями Covid-19.. Акцент на личных историях, а не на абстрактных данных — это хорошо известный способ сделать проблемы более конкретными и понятными.

Та же самая стратегия может быть применена к изменению климата и дезинформации: если причиненный вред и жертвы станут более личными, это может активировать просоциальные импульсы людей.

2. Сократите психологическую дистанцию ​​до будущего

Когда коллективные последствия кажутся очень далекими — как это иногда бывает, например, в случае изменения климата — людям может быть особенно легко отмахнуться от них. Один из способов изменить это восприятие — заставить будущее чувствоваться ближе. А это значит вызвать интерес тех, кто генетически связан с нами: наших детей, племянниц, племянников и внуков.

Эволюционная наука показывает, что родство является сильным и глубоко укоренившимся стимулом для просоциального поведения и, вероятно, было важной частью того, как люди пришли к сотрудничеству. Это может быть мощной силой. У многих из крупнейших источников выбросов углерода на планете, таких как руководители компаний, политики или семьи, которые каждый год берут многократные длительные отпуска, есть о детях или внуках, о которых нужно думать. Кампании по общественному просвещению могут использовать сигналы родства, чтобы сообщить о важности здорового будущего для «наших» детей и внуков.

Эту логику можно применить и к дезинформации — искаженная информационная среда подрывает наши демократические институты и угрожает миру, который унаследуют будущие поколения.

1. Используйте заботу о своей репутации

Большинство людей хотят хорошо выглядеть в глазах других. Такие репутационные проблемы являются мощным двигателем человеческого поведения и могут быть использованы для поощрения просоциального поведения.

Если общественность в значительной степени считает, что изменение климата, пандемия и дезинформация являются серьезными проблемами, то сделать поведение людей в этих областях наблюдаемым для других — например, с помощью электромобилей, Covid-19паспорта вакцины или значки качества информации в социальных сетях — могут повысить вероятность того, что люди будут действовать в соответствии с общественным благом.

Интересы общества также могут побуждать лидеров к проявлению конкурентного альтруизма. Например, такие награды, как European Green Capital Award, могут побудить политиков сделать все возможное.

Репутационные преимущества также могут помочь мотивировать пользователей социальных сетей проверять сообщения, которые они видят в Интернете. Исследования показали, что для этого не обязательно нужны профессионалы: всего лишь небольшое количество неспециалистов, оценивающих заголовок и вводное предложение статьи, дают приблизительное согласие с более тщательной проверкой фактов профессионалами. Задача состоит в том, чтобы заставить пользователей ставить оценки. Продвижение контента, который понравился или которым поделились те, кто ставит высокие оценки качества, может помочь решить эту проблему.

Огромные кризисы, связанные с изменением климата, Covid-19 и дезинформацией, возможно, являются величайшими социальными дилеммами нашего времени. Этот диагноз является первым шагом к поиску многообещающих, психологически обоснованных решений, которые могут быть использованы политиками и другими лицами, стремящимися изменить человеческое поведение. Наука и общество — близкие друзья, которые нужны друг другу — сейчас и в будущем.

Эта статья изначально была опубликована в Knowable Magazine , независимом журналистском0024 Ежегодные обзоры . Подпишитесь на рассылку новостей.

Примечание редактора: Это авторское эссе.

Похожие теги

  • Психология
  • Психическое здоровье

Поделиться:

Краткое руководство по обучению и оценке критического мышления в психологии – Ассоциация психологических наук – Преподаю студенту первого курса колледжа

900 подошел ко мне однажды после занятий и вежливо спросил: «Что вы имели в виду под словом «доказательства»?» Я попыталась скрыть свое потрясение от того, что сочла очень наивным вопросом. Однако после дальнейших размышлений я понял, что на самом деле это был хороший вопрос, на который обычные подходы к преподаванию психологии давали слишком мало ответов. В течение следующих нескольких лет я разработал уроки и методы, чтобы помочь студентам-психологам научиться оценивать сильные и слабые стороны научных и ненаучных доказательств и помогать им делать обоснованные выводы. Мне казалось, что изучение качества доказательств и получение надлежащих выводов из научных исследований занимают центральное место в обучении критическому мышлению (КТ) в психологии.

В этой статье я попытался предоставить преподавателям психологии рекомендации по преподаванию КМ, описав методы, которые я разработал за 20 лет преподавания. Что еще более важно, методы и подход, описанные ниже, поддерживаются научными исследованиями. Примеры в классе иллюстрируют использование рекомендаций и то, как оценивание может быть интегрировано в обучение навыкам CT.

Обзор рекомендаций

Путаница в отношении определения КТ была основным препятствием для его преподавания и оценки (Halonen, 1995; Уильямс, 1999). Чтобы решить эту проблему, мы определили КТ как рефлексивное мышление, связанное с оценкой доказательств, имеющих отношение к утверждению, с тем, чтобы из этих свидетельств можно было сделать обоснованный или правильный вывод (Bensley, 1998). Одним из достоинств этого определения является то, что его можно применять ко многим задачам мышления в психологии. Утверждения и выводы, которые делают ученые-психологи, включают гипотезы, теоретические утверждения, интерпретацию результатов исследований или диагнозы психических расстройств. Доказательством могут быть результаты эксперимента, тематического исследования, естественного наблюдения или психологического теста. Менее формально доказательствами могут быть анекдоты, интроспективные отчеты, убеждения здравого смысла или авторитетные заявления. Оценка доказательств и получение соответствующих выводов наряду с другими навыками, такими как различение аргументов от неаргументов и поиск предположений, в совокупности называются навыками анализа аргументов. Многие эксперты КМ считают навыки анализа аргументов фундаментальными навыками КМ (например, Эннис, 19 лет).87; Халперн, 1998). Студентам-психологам необходимы навыки анализа аргументов, чтобы оценивать психологические утверждения в своей работе и в повседневном общении.

Некоторые преподаватели ожидают, что их ученики улучшат навыки КТ, такие как навыки анализа аргументов, просто погрузив их в сложную курсовую работу. Другие ожидают улучшения, потому что используют учебник со специальными вопросами или модулями КТ, читают лекции с критическим обзором литературы или заставляют студентов выполнять письменные задания. Хотя эти и другие традиционные методы могут помочь, растущее число исследований показывает, что их недостаточно для эффективного получения измеримых изменений в навыках КТ. Наше исследование приобретения навыков анализа аргументов в психологии (Бенсли, Кроу, Бернхардт, Бюхнер и Оллман, в печати) и навыков критического чтения (Бенсли и Хейнс, 1995; Spero & Bensley, 2009) предполагает, что необходимо более подробное, прямое обучение навыкам КТ. Эти результаты совпадают с результатами более раннего обзора программ КТ Chance (1986) и недавнего метаанализа Abrami et al. (2008).

Основываясь на этих и других выводах, следующие рекомендации описывают подход к четкому обучению, при котором инструкторы могут напрямую внедрять навыки и оценку КТ в свои курсы. С помощью Infusion преподаватели могут использовать соответствующий контент для обучения правилам и концепциям CT наряду с предметом. Непосредственное внедрение навыков КТ в курсовую работу включает в себя ориентацию на конкретные навыки КТ, четкое изложение правил, критериев и методов КТ, предоставление управляемой практики в форме упражнений, ориентированных на оценку навыков, и предоставление отзывов о практике и оценках. Эти компоненты аналогичны компонентам эффективного прямого обучения (Walberg, 2006). Они также напоминают подходы к обучению КМ, предложенные Анджело (19).95), Бейер (1997) и Халперн (1998). Важно отметить, что этот подход оказался успешным при обучении навыкам КМ в психологии (например, Bensley, et al., в печати; Bensley & Haynes, 1995; Nieto & Saiz, 2008; Penningroth, Despain, & Gray, 2007). Непосредственное внедрение обучения навыкам КТ также может обогатить обучение содержанию без ущерба для изучения предмета (Solon, 2003). Следующие семь руководств, проиллюстрированные уроками и оценками КМ, разъясняют этот процесс.

Семь рекомендаций по обучению и оценке критического мышления

1. Мотивируйте учащихся критически мыслить

Критическое мышление требует усилий. Без должной мотивации студенты менее склонны заниматься ею. Поэтому хорошо сразу же вызывать интерес и поощрять стремление к совершенствованию КМ на протяжении всего курса. Одна из мотивационных стратегий состоит в том, чтобы объяснить, почему КМ важен для эффективного профессионального поведения. Часто рассказ убедительной истории, иллюстрирующей последствия неспособности мыслить критически, может мотивировать учащихся. Например, трагическая смерть 10-летней Кэндис Ньюмейкер от рук ее терапевтов, практикующих терапию привязанности, иллюстрирует опасность использования терапии, не подтвержденной надежными эмпирическими данными (Lilienfeld, 2007).

Преподаватели также могут вызвать интерес, приняв участие в опросе класса, задав интересный вопрос, по которому у учащихся может сложиться мнение. Например, спрашивая учащихся, многие ли думают, что полнолуние может привести к увеличению аномального поведения, можно использовать, чтобы показать разницу между эмпирическим фактом и мнением или верой здравого смысла. Спросив студентов, как психологи отвечают на такие вопросы, преподаватели могут обратиться к метаанализу Роттона и Келли (1985). Их обзор показал, что почти все из 37 исследований, которые они рассмотрели, не показали связи между фазой луны и аномальным поведением, и только несколько, обычно плохо контролируемых исследований, подтверждали это. Величина эффекта во всех исследованиях была очень небольшой (0,01). Преподаватели могут использовать это, чтобы проиллюстрировать, как психологи делают выводы на основе качества и количества исследований, в отличие от того, во что многие люди обычно верят. Другие интересные мыслительные ошибки и заблуждения, связанные с психологией, см. в Bensley (19).98; 2002 г.; 2008 г.), Халперн (2003 г.), Руссио (2006 г.), Станович (2007 г.) и Штернберг (2007 г. ).

Отношение и склонность также могут влиять на мотивацию к критическому мышлению. Если учащимся не хватает определенных склонностей к КТ, таких как непредубежденность, беспристрастность и скептицизм, они с меньшей вероятностью будут мыслить критически, даже если у них есть навыки КТ (Halpern, 1998). Преподаватели могут указать, что даже великие ученые, известные своей способностью рассуждать, иногда не могут критически мыслить, когда они не расположены использовать свои навыки. Например, Альфред Рассел Уоллес, который использовал свои значительные навыки КТ, чтобы помочь разработать концепцию естественного отбора, также верил в спиритуалистический контакт с мертвыми. Несмотря на многочисленные доказательства того, что медиумы, утверждающие, что контактировали с мертвыми, на самом деле симулировали такой контакт, Уоллес продолжал верить в это (Bensley, 2006). Точно так же великий американский психолог Уильям Джеймс, чьи способности к рассуждению помогли ему вырастить семена важных современных теорий, верил в спиритизм, несмотря на доказательства обратного.

2. Четко сформулируйте цели и задачи КТ для вашего класса

Как только студенты будут мотивированы, инструктор должен сосредоточить их внимание на том, над какими навыками они будут работать в течение курса. Целевая группа APA по целям и задачам обучения психологии включила КМ в число 10 основных целей для студентов (Halonen et al., 2002). При критическом мышлении у них есть дополнительные конкретные результаты, такие как оценка качества информации, определение и оценка источника и достоверности информации, распознавание и защита от ошибок и заблуждений мышления. Преподаватели должны публиковать цели, подобные этим, в своих целях курса CT в своих учебных планах и, более конкретно, в качестве целей заданий в своих заданиях. Учитывая прагматичную склонность студентов к изучению того, что необходимо для успеха в курсе, это должно помочь мотивировать и сфокусировать их.

Чтобы обучение было эффективным, цели курса и задачи урока должны быть четко нацелены на улучшение навыков КТ. Цели должны определять поведение, которое будет меняться так, чтобы его можно было измерить. Цель курса может гласить: «После прохождения этого курса вы сможете анализировать аргументы, встречающиеся в психологических и повседневных дискуссиях». Если целью урока является отработка и совершенствование определенных микронавыков, составляющих анализ аргументов, цель задания может звучать так: «После успешного выполнения этого задания вы сможете выявлять различные виды доказательств в психологическом обсуждении». Или другой вариант может гласить: «После успешного выполнения этого задания вы сможете отличать аргументы от неаргументов». Учащиеся могут продемонстрировать, что они достигли этих целей, продемонстрировав поведение, правильно называя виды свидетельств, представленных в отрывке, или указывая, был ли сделан аргумент или просто утверждение. Сформулировав цели в виде оцениваемых моделей поведения, инструктор может проверить их как оценочные гипотезы.

Иногда, когда цель состоит в том, чтобы научить студентов решать, какие навыки КТ подходят в той или иной ситуации, инструктор может не захотеть указывать конкретные навыки. Вместо этого цель урока может звучать так: «После успешного выполнения этого задания вы сможете решить, какие навыки и знания подходят для критического анализа дискуссии по психологии».

3. Найдите возможности внедрить КТ, соответствующие содержанию и навыкам вашего курса

Чтобы улучшить свои навыки КТ, учащимся должна быть предоставлена ​​возможность попрактиковаться в них. Различные курсы представляют различные возможности для вливания и практики. Автономные курсы КТ обычно предоставляют больше возможностей для инфузии КТ. Например, на факультете психологии Фростбургского государственного университета есть семинар для старших под названием «Думай как психолог», на котором студенты проходят уроки, давая им практику анализа аргументов, критического чтения, критической оценки информации в Интернете, отличия науки от лженауки, применения своих знаний. и навыки CT в моделировании психологической практики и других видов деятельности.

В более типичных предметно-ориентированных курсах инструкторы должны найти конкретное содержание и типы заданий, способствующие четкому обучению навыкам КТ. Например, курсы по методам исследования предоставляют несколько возможностей для обучения навыкам анализа аргументов. Преподаватели могут предложить учащимся критически оценить качество доказательств, представленных в исследованиях с использованием различных методов исследования и дизайнов, которые они находят в PsycINFO и источниках в Интернете. Это, в свою очередь, могло бы помочь учащимся писать более качественные критические оценки исследований для отчетов об исследованиях.

Преподаватель когнитивной психологии может дать критическую оценку доказательствам по интересному вопросу, обсуждаемому в обзорах учебников. Например, учащиеся могут оценить доказательства, относящиеся к вопросу о том, есть ли у людей вспышки воспоминаний, такие как точное запоминание теракта 9-11. Это дает им возможность научить их тому, что многие исследования, хотя и информативные, являются квазиэкспериментальными и не могут показать причинно-следственную связь. Или учащиеся могут анализировать аргументы в телевизионной программе, например, в увлекательной программе Nova 9. 0023 Похищены инопланетянами о людях, которые помнят, что их похитили инопланетяне.

4. Используйте управляемую практику, явно моделируя и поддерживая КТ.

Управляемая практика включает в себя моделирование и поддержку отработки целевых навыков, а также предоставление обратной связи о прогрессе в достижении навыков. Исследования показали, что управляемая практика помогает учащимся более эффективно приобретать мыслительные навыки, чем неуправляемые и исследовательские подходы (Meyer, 2004).

Преподаватели могут моделировать использование правил, критериев и процедур КТ для оценки доказательств и формулирования выводов различными способами. Они могут предоставить проработанные примеры задач, образцы написания, демонстрирующие хороший КТ, или реальные примеры хорошего и плохого мышления, найденные в средствах массовой информации. Они также могут думать вслух, оценивая аргументы в классе, чтобы смоделировать процесс мышления.

Чтобы помочь учащимся научиться использовать сложные правила в мышлении, инструкторы должны изначально поддерживать их мышление. Скаффолдинг включает в себя предоставление руководств по продукту, правил и других рамок для поддержки процесса мышления. В Таблице 1 приведены рекомендации, подобные тем, которые можно найти в Bensley (1998), описывающие ненаучные виды доказательств, которые могут поддержать усилия студентов по оценке доказательств в повседневных психологических дискуссиях. Аналогичным образом, в Таблице 2 представлены рекомендации, подобные тем, которые можно найти у Бенсли (19).98) и Wade and Tavris (2005), описывающих различные виды методов и планов научных исследований, которые различаются по качеству доказательств, которые они предоставляют для психологических аргументов.

На когнитивном уроке по запоминанию вспышек, описанном ранее, учащиеся используют структуру, приведенную в Таблице 2, для оценки видов доказательств в обзоре литературы. Таблица 1 может помочь им оценить виды доказательств, найденных в видео Nova , похищенном пришельцами . В частности, они могли бы использовать его для противопоставления научного авторитета менее заслуживающему доверия авторитету. Видео включает заявления научных авторитетов, таких как Элизабет Лофтус, основанные на ее обширных исследованиях, в отличие от ненаучного авторитета Бада Хопкинса, художника, ставшего гипнотерапевтом и автора популярных книг о похищениях инопланетянами. Лофтус утверждает, что воспоминания о похищении инопланетянами у детей, у которых брал интервью Хопкинс, были реконструированы на основе наводящих на размышления вопросов, которые он задавал для интервью. Таким образом, его вывод о том, что дети и другие люди на видео вспоминали реальный опыт похищения, был основан на анекдотах, ненадежных самоотчетах и ​​других слабых доказательствах.

Моделирование, строительные леса и практические занятия с гидом особенно полезны для того, чтобы помочь учащимся овладеть навыками компьютерной томографии. Однако после достаточной практики инструкторы должны отказаться от них и предложить учащимся выполнять более сложные задания без этой поддержки, чтобы способствовать переносу.

5. Согласуйте оценку с отработкой конкретных навыков КТ

Тестовые вопросы и другие оценки эффективности должны быть аналогичны практическим вопросам и задачам по целевым навыкам, но отличаться по содержанию. Например, мы разработали ряд практических вопросов и вопросов викторины о видах доказательств, приведенных в Таблице 1, которые используются в повседневных ситуациях, но различаются по предмету от практики к викторине. Аналогичным образом, в других вопросах используются примеры научных данных, соответствующие таблице 2. В вопросах учащимся предлагается определить виды доказательств, оценить качество доказательств, отличить аргументы от неаргументов и найти предположения в примерах с практическими примерами, отличающимися по содержанию от элементов оценки.

6. Предоставляйте обратную связь и поощряйте учащихся к размышлению над ней

Преподаватели должны сосредоточить обратную связь на степени достижения целей навыка КТ на уроке или оценке. Цель обратной связи – помочь учащимся научиться исправлять ошибочное мышление, чтобы в будущем они следили за своим мышлением и избегали подобных проблем. Это должно повысить их метапознание или осознание и контроль над своим мышлением, что является важной целью обучения КМ (Halpern, 19).98).

Студенты должны использовать свои отзывы, чтобы улучшить свои навыки КТ. В упражнениях CT и заданиях по критическому чтению учащиеся получают обратную связь в виде исправленных ответов и письменных отзывов на открытые вопросы. Им следует сообщить, что, обращая внимание на отзывы о предыдущей работе и оценках, они должны улучшить свои результаты при более поздних оценках.

7. Обдумать отзывы и результаты оценок, чтобы улучшить преподавание CT

Преподаватели должны использовать отзывы, которые они предоставляют учащимся, и результаты текущих оценок, чтобы «замкнуть цикл», то есть использовать эти результаты для устранения недостатков в обучении. производительность и улучшить обучение. На практике стратегии обучения и оценивания редко работают оптимально с первого раза. Инструкторы должны быть готовы возиться с ними, чтобы внести необходимые улучшения. Анализ надежных и достоверных результатов оценивания предоставляет научные средства для систематического улучшения обучения и оценивания.

Заключение

Преподаватели могут счесть метод прямой инфузии, изложенный в семи рекомендациях, эффективным, особенно в том, что касается помощи учащимся в приобретении основных навыков КТ, как показали исследования. Они могут особенно оценить то, как это позволяет им применять научный подход к совершенствованию обучения. Хотя метод прямого вливания, по-видимому, эффективно способствует приобретению навыков КМ, необходимы дополнительные исследования, чтобы выяснить, переносят ли учащиеся свои навыки за пределы класса или этот подход нуждается в корректировке для содействия передаче.

Таблица 1. Сильные и слабые стороны ненаучных источников и видов доказательств

Подход

Сильные стороны

Слабые стороны

Вера здравого смысла

Неформальные верования и народные теории сознания, которые обычно считаются истинными

— это мнение разделяют многие, а не только несколько человек.

— знаком и нравится

повседневного опыта.

— не основан на осторожности,

систематических наблюдений.

— может быть предвзятым из-за культурных особенностей

и социальные влияния.

— часто не тестируется.

Анекдот

История или пример, часто биографический, используемый в поддержку заявления

— может ярко проиллюстрировать способность, черту, поведение или ситуацию.

— пример «реального мира».

— не основан на тщательном систематическом наблюдении.

— может быть уникальным, неповторяемым и не может быть обобщен для больших групп.

Личный опыт

Сообщения о собственном опыте, часто в форме свидетельств и интроспективных самоотчетов

— говорит о том, что человек может чувствовать, переживать или осознавать в данный момент.

— привлекателен и легко узнаваем.

— часто субъективен и

необъективно.

— может быть ненадежным, потому что

человек часто не знает о

реальные причины их

поведения и опыта.

Заявление о полномочиях

Заявление, сделанное лицом или группой лиц, предположительно обладающих специальными знаниями или опытом

— может быть верным или полезным, если орган обладает соответствующими знаниями или опытом.

— удобен тем, что приобретение собственных знаний и опыта занимает много времени.

— вводит в заблуждение, когда предполагаемый орган не имеет или делает вид, что обладает специальными знаниями или опытом.

— возможно необъективно.

Таблица 2. Сильные и слабые стороны методов/проектов научных исследований, используемых в качестве источников доказательств

Метод/дизайн

Сильные стороны

Слабые стороны

Практический пример

Подробное описание

один или несколько субъектов

— предоставляет много информации об одном человеке.

— может сообщать о человеке с особыми или редкими способностями, знаниями или характеристиками.

— может быть уникальным и трудно воспроизводимым.

— нельзя обобщать на других людей.

— не может показать причину и следствие.

Натуралистическое наблюдение

Наблюдения за поведением в поле или в естественной среде

— позволяет легко обобщать наблюдения на реальный мир.

— может быть источником гипотез.

— позволяет немного контролировать посторонние переменные.

— нельзя тестировать лечение.

— не может показать причину и следствие.

Обзорное исследование

Такой метод, как опросник, который позволяет задавать много вопросов

— позволяет экономить на сборе большого количества данных.

— позволяет изучать сразу много разных вопросов.

— могут быть проблемы с собой

сообщения о нечестности,

забывание и искаженное представление о себе.

— может включать предвзятую выборку.

Метод нахождения количественной связи между переменными — позволяет исследователю вычислить

сила и направление

отношения между переменными.

— можно использовать для предсказаний.

— не допускает случайного назначения участников или значительного контроля предметных переменных.

— нельзя тестировать лечение.

— не может показать причину и следствие.

Квазиэксперименты

Метод сравнения

условия лечения без случайного распределения

— позволяет сравнивать методы лечения.

— позволяет некоторый контроль над посторонними переменными.

— не допускает случайного назначения

участников или много

контроль предметных переменных.

— Невозможно показать причину и следствие.

Эксперименты

Метод сравнения

Условия лечения, при которых переменные можно контролировать путем случайного распределения

— позволяет настоящие манипуляции

условий лечения.

— допускает случайное назначение и большой контроль над посторонними переменными.

— может показать причину и следствие.

— нельзя манипулировать и тестировать некоторые переменные.

— может настолько контролировать переменные и условия, что они становятся искусственными и

не похож на «реальный мир».

Ссылки

Абрами П.С., Бернард Р.М., Бороховски Э., Уэйд А., Суркес М.А., Тамим Р. и др., (2008). Учебные вмешательства, влияющие на навыки критического мышления и склонности: метаанализ стадии 1. Review of Educational Research, 4 , 1102–1134.

Анджело, Т.А. (1995). Классная оценка критического мышления. Преподавание психологии , 22(1), 6–7.

Бенсли, Д.А. (1998). Критическое мышление в психологии: единый подход к навыкам. Пасифик-Гроув, Калифорния: Брукс/Коул.

Бенсли, Д.А. (2002). Наука и лженаука: Учебник по критическому мышлению. В М. Шермер (ред.), Скептикская энциклопедия лженауки. (стр. 195–203). Санта-Барбара, Калифорния: ABC – CLIO.

Бенсли, Д.А. (2006). Почему великие мыслители иногда не умеют мыслить критически. Skeptical Inquirer, 30, 47–52.

Бенсли, Д.А. (2008). Можно ли научиться думать как психолог? Психолог, 21, 128–129.

Бенсли, Д.А., Кроу, Д., Бернхардт, П., Бакнер, К., и Оллман, А. (в печати). Обучение и оценка навыков критического мышления для анализа аргументов в психологии. Преподавание психологии .

Бенсли, Д.А. и Хейнс, К. (1995). Приобретение стратегических знаний общего назначения для аргументации. Преподавание психологии, 22 , 41–45.

Бейер, Б.К. (1997). Улучшение мышления учащихся: комплексный подход . Бостон: Аллин и Бэкон.

Шанс, П. (1986) Мышление в классе: обзор программ . Нью-Йорк: Instructors College Press.

Эннис, Р. Х. (1987). Таксономия склонностей и способностей критического мышления. В JB Baron & RF Sternberg (Eds.). Обучение навыкам мышления: теория и практика (стр. 9–26). Нью-Йорк: Фримен.

Халонен, Й.С. (1995). Демистификация критического мышления. Преподавание психологии, 22 , 75–81.

Халонен, Дж.С., Эпплби, Д.К., Брюэр, К.Л., Бускист, В., Гиллем, А.Р., Халперн, Д.Ф., и др. (Целевая группа APA по основным компетенциям бакалавриата). (2002) Основные цели и результаты обучения психологии бакалавриата: отчет. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. Проверено 27 августа 2008 г. с http://www.apa.org/ed/pcue/reports.html .

Халперн, Д. Ф. (1998). Обучение критическому мышлению для переноса между областями: расположение, навыки, структурное обучение и метакогнитивный мониторинг. Американский психолог , 53 , 449–455.

Халперн, Д.Ф. (2003). Мысль и знание: Введение в критическое мышление . (3-е изд.). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Лилиенфельд, С.О. (2007). Психологические методы лечения, причиняющие вред. Перспективы психологической науки , 2 , 53–70.

Мейер Р.Э. (2004). Должно ли быть правило трех ударов против чистого обучения открытиями? Дело за управляемыми методами обучения. Американский психолог , 59 , 14–19.

Нието, А.М., и Саиз, К. (2008). Оценка «структурного компонента» Халперна для улучшения критического мышления. Испанский журнал психологии , 11 ( 1 ), 266–274.

Пеннингрот, С.Л., Деспейн, Л.Х., и Грей, М.Дж. (2007). Курс предназначен для улучшения психологического критического мышления. Преподавание психологии , 34 , 153–157.

Роттон, Дж., и Келли, И. (1985). Много шума из-за полнолуния: метаанализ лунных исследований. Психологический бюллетень , 97 , 286–306.

Руссио, Дж. (2006). Критическое мышление в психологии: Отделение смысла от бессмыслицы. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Солон, Т. (2007). Общее вливание критического мышления и изучение содержания курса по вводной психологии. Журнал учебной психологии , 34 (2), 972–987.

Станович К.Е. (2007). Как правильно мыслить о психологии . (8-е изд.). Бостон: Пирсон.

Штернберг, Р.Дж. (2007). Критическое мышление в психологии: это действительно важно. В RJ Sternberg, HL Roediger и DF Halpern (Eds.), Критическое мышление в психологии. (стр. 289–296) . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

Уэйд К. и Таврис К. (2005) Приглашение в психологию. (3-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.

Уолберг, Х. Дж. (2006). Повышение продуктивности образования: обзор существующих исследований. В RF Subotnik & HJ Walberg (Eds.), Научная основа продуктивности образования (стр. 103–159). Гринвич, Коннектикут: век информации.

Уильямс, Р.Л. (1999). Оперативные определения и оценка когнитивных конструкций высшего порядка. Обзор психологии образования , 11 , 411–427.

Думать как психолог – Введение в психологию

Модуль 1. Как думают психологи

1.1 Понимание психологии

1.2 Думать как психолог о психологической информации

1.3 Наблюдение за ошибками в рассуждениях

Модуль 2: Как психологи узнают то, что они знают

2.1 Процесс психологического исследования

2.2 Методы исследования, используемые для описания людей и определения взаимоотношений

2. 3 Методы исследования, используемые для определения причины и следствия

2.4 Статистические процедуры для повышения значимости данных исследований

2,5 Этика в исследованиях

Модуль 3: Что психологи думают о области психологии

3.1 Подполя и перспективы психологии

3.2 Варианты карьеры для специальности психология                                                  

Модуль 4: Наука психологии: напряжение и конфликт в динамической дисциплине

Хотел бы я:

  • Вернитесь в прошлое и вспомните, каково это быть ребенком.
  • Заглянуть внутрь памяти людей.
  • Читать мысли людей.
  • Посмотрите, что видят другие.

— Дуг, 6 лет

К этому можно добавить и нас. Вот почему мы решили изучать психологию.

Вы когда-нибудь задумывались:

  • Почему вы можете запомнить одну важную информацию, но забыть другую, не менее важную информацию?
  • Почему одни люди любят школу и работу, а другие ненавидят?
  • Как работает мозг?
  • Действительно ли родители понимают непонятные звуки, исходящие изо рта их двухлетнего ребенка?
  • Останетесь ли вы тем же человеком через 15, 25 или 50 лет? А если вы будете другим, то как вы будете другим?
  • Почему одни люди счастливы в отношениях, а другие прыгают от одних плохих отношений к другим?
  • Почему некоторые люди ненавидят?
  • Почему люди влюбляются?
  • Действительно ли работает реклама и как?
  • Высыпаетесь ли вы, и что будет, если не выспаться?
  • Что такое депрессия, тревожные расстройства и другие психологические расстройства и почему у одних людей они развиваются, а у других нет?

Мы тоже. Вот почему мы решили изучать психологию.

  определяется как наука о поведении и психических процессах. Это широкое определение, потому что, как вы увидите в этом курсе, психология — очень широкая дисциплина. Двумя основными частями определения являются (1) предмет, а именно поведение и психические процессы, и (2) методы, используемые для их изучения, которые являются методами науки. Этот первый раздел книги посвящен роли науки в психологии, так что у нас будет возможность рассказать вам об этом очень скоро.

Однако сначала следует кратко описать другую часть определения, поведение и психические процессы.   — это любая наблюдаемая реакция организма, обычно человека (хотя некоторые психологи изучают и других животных). Если вы видите двух людей, которые вместе идут по коридору, держась за руки, вы наблюдаете за поведением (фактически за несколькими видами поведения). Точно так же человек, оскорбляющий или ранящий соперника, является поведением. Так же как и ответы на вопросы анкеты, бегство от дождя, еда, плач, сон и так далее. Короче говоря, все, что делает человек, является поведением и законной частью предмета психологии. Между прочим, поведение не всегда требует наблюдения невооруженным глазом. Пока реакцию можно надежно измерить, она считается поведением. Например, когда вы нервничаете, ваши ладони потеют. Пот увеличивает электропроводность вашей руки; это называется кожно-гальванической реакцией, и ее можно измерить. Электрическую активность мозга тоже можно измерить, поэтому она считается поведением.

В первой половине 20-го века в Соединенных Штатах психология была почти исключительно наукой о поведении. Современные психологи пытаются не только измерить поведение, но и выяснить, какие , или функции в мозге ответственны за возникновение наблюдаемого поведения. В качестве простого примера предположим, что вы наблюдаете двух человек, которые идут по коридору, держась за руки. Как сторонний наблюдатель, вы могли бы догадаться или сделать вывод из этого поведения, что они нравятся друг другу. Симпатия не может наблюдаться напрямую, но воспринимается как психический процесс, связанный с наблюдаемым поведением, держанием за руки. Хотя понятия, которые используют психологи, немного сложнее, а наблюдения, которые они делают, более тщательны и спланированы, их выводы о психических процессах в основном аналогичны тому, что мы делаем в нашей повседневной жизни.

Психология — это предмет, которому трое авторов этого учебника решили посвятить свою профессиональную жизнь несколько десятилетий назад. Мы выбрали его отчасти потому, что темы, которые мы изучали на наших курсах психологии для студентов, были очень значимы для нас. Проще говоря, мы стали замечать и даже использовать материал из курсов психологии в нашей повседневной жизни. В двух словах, это и есть наша самая важная цель в этой книге — подчеркнуть значимость психологии в вашей жизни. Таким образом, эта книга организована вокруг тем, которые, как мы надеемся, будут для вас лично значимыми. Мы познакомим вас с увлекательным и сложным миром психологии, разделив темы, которые изучают психологи, на шесть тем, относящихся к повседневной жизни, каждая из которых является разделом учебника:

  • Первый блок. Думай как психолог
  • Второй блок. Понимание и использование принципов памяти, мышления и обучения
  • Третий блок. Понимание человеческой природы
  • Четвертый блок. Развитие на протяжении всей жизни
  • Часть пять. Проживание в социальном мире
  • Блок шесть. Достижение физического и психического благополучия

Итак, первый раздел этой книги — «Думай как психолог». Почему это первая тема, рассматриваемая в этой книге? Действительно ли психологи думают лучше других людей? Возможно. Мы, безусловно, верим, что психологи могут что-то сказать о том, как мы можем лучше понять себя и других. Кроме того, психология глубоко привержена научным рассуждениям и критическому мышлению. Оба этих навыка помогут вам оценить исследования, аргументы и другие утверждения, с которыми вы столкнетесь в психологии и других дисциплинах. Короче говоря, если вы начнете мыслить как психолог, вы почти наверняка станете более проницательным наблюдателем за людьми и окружающим миром.

Устройство разделено на четыре модуля (рассмотрите модуль как короткую главу):

Модуль 1 «Как думают психологи» знакомит вас с ролью науки в психологии и описывает, как вы должны относиться к психологической информации, с которой вы сталкиваетесь в этом курсе и в других местах.

Модуль 2

«Как психологи узнают то, что они знают» содержит множество подробностей о методах, которые психологи используют для изучения человеческого поведения и психических процессов. Короче говоря, речь идет о дизайне исследования.

Модуль 3 «Как психологи думают о психологии» описывает, как подразделяется дисциплина психология, и дает вам информацию о возможностях карьеры для специалистов в области психологии.

В конце раздела и в конце каждого раздела книги находится специальный модуль, который будет немного отличаться от предыдущих. Целью этих модулей является объединение предыдущего материала и предоставление дополнительного исторического и психологического контекста прочитанному материалу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *