Что значит пессимист: Что-то пошло не так (404)

Содержание

Пессимист | это… Что такое Пессимист?

Наполовину полон или наполовину пуст?

Пессимизм (нем. Pessimismus от лат. pessimus — наихудший) — отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни.

Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Очевидно, что люди субъективно особо чувствительны к бедствиям своего времени, и этот вид пессимизма — естественная и практически неизбежная иллюзия. Теоретически мы от нее освобождаемся тогда, когда узнаем факт её повторения в разные эпохи, в самых разных исторических условиях.

Пессимистическому взгляду на историю противопоставляется идея постоянного возрастания человеческого благополучия[1]. Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причём с крайним отрицательным ответом является пессимизм безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Гартмана.

Содержание

  • 1 В.Соловьёв и Буддизм
    • 1.1 Четыре благородные истины
  • 2 Шопенгауэр и Гартман
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки
  • 5 Примечания

В.Соловьёв и Буддизм

Четыре благородные истины

Русский философ Владимир Соловьев полную формулу безусловного пессимизма ошибочно пытался найти в основном буддийском учении «Четыре благородные истины»:

1) Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. — болезнь и страдание): «Моё страдание есть результат моего неблагого мышления и плохой кармы». Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.

2) Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая — источник дуккхи): «Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других». Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти — в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истине, ошибочное понимание реальности.

3) Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха — прекращение дуккхи): «Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы». Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.

4) Истина о путях к прекращению страдания (марга или магга — путь, ведущий к прекращению дуккхи): «Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Нирвана — понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, «высшего счастья». По своей сути нирвана — трансцендентное состояние непреходящего покоя и удовлетворённости.

Спасение от «сансары» (бесконечного страдания) возможно только через указанный Восьмеричный путь.

Философ обращает внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание.

Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретивши нищего, больного, калеку и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нём ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть — общий удел живых существ: такой Пессимизм существ, опирающихся на свое ограниченное существование, есть аксиома.

Однако уверенность в возможности обрести спасение от страданий заставляет царевича испытав сполна путь аскезы и отбросив его как заблуждение, обнаружить Срединный путь. Дхарма Будды в равной мере критикует как нигилизм (отрицание существования), так и этернализм (самостоятельность, независимость существования), определяя цепь взаимозависимого возникновения как единственный механизм формирования ограниченных миров существования (Сансары). Одно из наиболее детальных определений безграничности и беспредельности Нирваны дает Сутра Сердца Праджняпарамиты: «Нет невежества, нет избавленья от него, нет старости, нет смерти, также нет от них и избавленья.

Нет страданий, нет и их возникновенья, прекращенья нет, пути нет, нет познанья, Также нет и достиженья, так как нечего достигнуть». Преодоление представлений о границах собственного существования приводит к осознанию пустоты всякого обозначения «себя» и таким образом преодолевается привязанность к возникновению и прекращению существования отдельных форм: «своего» тела, «своего» ума. Но эта точка зрения необоснованна,ибо страдание природа сансарического бытия,обусловленного заблуждениями. Нирвана это прекращение именно сансарического бытия. В случае сравнения с потухшей свечёй топливом являются заблуждения.Огонь это страдание. Что же до несуществования ничего,в буддийской онтологии отрицается бытиё не обусловленное причиной и следствием.Бытиё обуслувленное признаётся.

Шопенгауэр и Гартман

Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается — а сознание для философии П.

есть не более как мозговое явление (Gehirnphänomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти.

Шопенгауэр и Гартман много говорят о «мировом страдании», но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть его единое метафизическое начало — «воля», «бессознательное» и т. п. — не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своём органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания — людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются.

Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать «за пределами своей кожи», то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его « кожи», то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный Пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти её значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство.

Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нём истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления — и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своём пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали.

Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это — высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма логически исключает всякую другую этику.

Если все дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. — На самом деле безусловный пессимизм как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», приводит размышляющий ум к истинному заключению, что «мир весь во зле лежит», чем и исчерпывается правда пессимизма.

Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чём не основано, но и ведёт к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье — за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный пессимизм и в нравственной сфере.

Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признаёт реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится многими философскими и большинством религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов.

См. также

  • Оптимизм
  • Реализм
  • Прогресс
  • Теодицея

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Примечания

  1. (см. Прогресс).

Пессимист — кто это такой и что такое пессимизм

Обновлено 23 июля 2021 Просмотров: 130 836 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В блогах, на YouTube и постах Instagram часто можно услышать призыв к позитивному мышлению. Там говорят о том, что только стоит поверить в чудо, и оно обязательно произойдёт.

Написано много книг о том, как развивать такую черту личности, и насколько оптимизм благополучно влияет на качество жизни.

А что же делать людям, у которых негативное мышление, и менять его он не собираются? Пессимист – кто это такой, и действительно ли так плохо смотреть на жизнь через наполовину пустой стакан?

Давайте посмотрим на ситуацию под разными углами.


Источники пессимизма

В философии и литературе пессимистические теории были сформированы преимущественно молодыми людьми. Поскольку с возрастом приходит «чувство жизни». Именно так утверждал невропатолог Мёбиус феномен Шопенгауэра, у которого к старости мысли приобрели оптимистический оттенок.

Помимо философов Шопенгауэра, Майнлендера, Гартмана, пессимистическим мировоззрением с людьми делились и поэты: Вольтер, Байрон, Леопарди. Последний лирик писал о том, что жизнь – это сплошная скука и разочарование; людей ждёт только скука; нужно покинуть любую надежду и презирать себя.

Лермонтов и Пушкин – представители русской поэзии, стихи которой отличались негативизмом. Они искали ответ на вопрос, что является целью человека на этой земле. Оптимистичных мыслей по этому поводу не оказалось.

Упоминая источник пессимизма, нельзя не вспомнить учение Будды, которое граничит между философией и религией.

Он утверждал, что всё вокруг – страдание (читайте про круг Сансары и Нирвану): «Рождение — страдание, старость — страдание, смерть — страдание, связь без любви — страдание, разлука с любимым — страдание, неудовлетворенное желание — страдание; кратко сказать: всякая усиленная привязанность ко всему земному — страдание».

С востока мировоззрение распространилось в Египет и Европу в виде философии Гегезия. В ней говорилось о том, что надежда, как правило, несёт разочарование. А наслаждение вызывает отвращение от перенасыщения.

С одной стороны, философы, писатели и поэты отображали в своих теориях состояние людей в то время. С другой – транслировали свои внутренние переживания на читателей, которые поддавались влиянию.

Пессимист — это…

Пессимист — это человек с отрицательной оценкой человеческой и вообще жизни. Он во всём видит зло, мрак, и считает, что всё стремится только к худшему. Жизнь приносит недостаточно радости.

Пессимизм – это неуверенность в себе и своих действиях, категоричная негативная оценка окружающей обстановки. Мысли о неприятностях, как о том, что встречаются «очень часто» или даже «всегда».

Психологи утверждают, что ожидание плохих новостей, уже является стрессогенным фактором. Поэтому такие люди склонны к сильной тревоге, подозрительности, недоверии к окружающим, замкнутости, переутомляемости, усталости, головной боли.

Органы, которые страдают от пессимизма:

  1. Миндалевидное тело – отвечает за эмоции и передачу информации всему организму.
  2. Спинной мозг – по нему проходят импульсы, которые передают сигналы о повышении готовности к чему-то плохому.
  3. Надпочечники – вырабатывают чрезмерно и без повода гормон страха – адреналин.
  4. Почки и кишечник – сосуды сокращаются, поэтому в этих органах замедляется обработка пищи и мочи.
  5. Печень – в большом количестве перерабатывает глицин (что это?) в глюкозу – организм готовится к нагрузке.
  6. Дыхательная система – из-за учащения дыхания организм требует больше кислорода.
  7. Сердце – учащаются сокращения.

Пессимист часто впадает в длительную и затяжную депрессию. Физическое здоровье также часто подводит. Из-за неуверенности в себе им сложно добиться больших успехов как в карьере, так и личной жизни.

Учёные утверждают, что мышление человека зависит от выработки биологически активных веществ – нейропептидов Y. Чем меньше их выделяется, тем более пессимистичный взгляд на жизнь будет иметь человек. И наоборот: чем больше, тем оптимистичный.

Негативизм – это черта, которая передаётся генетически. Именно нейропептид Y определяет то, что человек не будет ждать от жизни ничего доброго и приятного, и считать, что все попытки граждан произвести положительные изменения в стране – тщетны.

Пессимист – это тот, кто не радуется даже явно положительным событиям. Поскольку он считает, что после него должно случится что-то плохое. Ведь «не может всё постоянно быть хорошо».

Таким людям часто не сообщают о важных событиях (дне рождения, свадьбе), поскольку они не смогут оценить и весело отреагировать.

Полезный пессимизм

Выше было описано, насколько пессимизм заставляет смотреть на мир в серых красках.

Но в некоторых случаях готовность к худшему является выгодной позицией. А некоторые учёные считают, что быть пессимистом и вовсе лучше, чем оптимистом.

Более продуктивная работа

В 1980-е годы в Мичиганском университете ввели новый термин – защитный пессимизм. Это означает, что, программируя себя на низкий результат, человек меньше тревожится. Поэтому работа и задание будут выполнены более качественно и продуктивно именно людьми с негативным мышлением.

Такую теорию подтвердили экспериментами. Но нужно понимать, что главную роль играет занижение своих ожиданий. А другие аспекты (что это?), которые могут проявляться при пессимизме – зацикливание на себе или обвинение других в негативном результате — не влияют на продуктивность.

Успешность

Если человеку присуще именно защитное негативное мышление, то он будет более успешным среди своих коллег. Это объясняется тем, что в его голове постоянно крутится ироничный закон Мерфи: «Все, что может пойти не так, обязательно пойдет не так».

Именно поэтому пессимисты глубоко анализируют каждую ситуацию и все моменты, в которых можно оплошать. Такие люди лишний раз себя подстраховывают.

Например, им предстоит важное выступление перед аудиторией. Они, естественно, переживают, что могут забыть свою речь. Поэтому потратят на её изучение достаточно много времени. После чего успешно выступят. Или же выедут значительно раньше, чтобы не опоздать на собеседование.

Приобретение уверенности

Профессор психологии Джулия Норем наблюдала за студентами на протяжении 4-х лет и сделала заключение. Поскольку пессимисты не уверены в своих знаниях, перед экзаменами они садились за изучение материала, его повторение. Поэтому на сдаче предмета они чувствовали себя решительно и сдавали на высокие оценки.

Спасение от тоски и разочарования

Не всегда собеседование, работа, общение, отдых, погода приносят удовольствие. И если всегда надеяться, что всё будет оптимистично, то часто будем чувствовать разочарование и тоску.

Когда же человеку с защитным пессимизмом удаётся отлично провести время на море, то он удивляется и радуется этому факту.

Забота о здоровье

Когда в осенний дождливый сезон вспыхивает эпидемия инфекционной болезни, то пессимисты стоят первые в очереди за вакциной. Они более склонны приходить на обследование, даже если ничего не тревожит. Также они тщательно проводят профилактику хронических заболеваний.

Заключение

Люди склонны считать пессимистический взгляд на мир за преступление. Но это такая же черта личности, как и другие, которые передались нам генетически. Если научиться её правильно применять, то можно стать более успешным и продуктивным человеком.

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Пессимист — значение слова, определение

Пессимист – это человек с резко негативными жизненными убеждениями, которому свойственна отчужденность, тревожность и категоричность. Пессимист всегда имеет одно универсальное объяснение всем своим неудачам, склонен капитулировать по всем направлениям, если неуспех постигает его только в одной области. Для этого человека, если что-то начинается плохо, тогда и заканчивается так же. Во всех неприятностях обвиняет исключительно себя одного, жалуется насколько он слабый, и недостоин, чтобы сделать выдающееся дело.

Что значит пессимист? Определение понятия пессимист имеет несколько значений. Первое значение слова пессимист – человек, склонный к негативизму, настроенный пессимистическим образом. Второе значение слова пессимист – личность пессимистического склада характера, которая все на свете сводит к худшему.

Существует и такое определение слова пессимист – это характеристика индивида, который во всем, что вокруг видит лишь зло, на все вещи смотрит слишком мрачно.

Пессимиста можно выделить из общего числа людей по отличительным чертам: крайне выраженная неуверенность в собственных действиях, категоричность негативной оценки всего окружающего, склонность к постоянному переживанию отрицательных эмоций, отчужденность, угрюмость и закрытость. Эти черты являются и свойствами, и факторами, которые определяют психические личностные процессы, какие отвечают за все действия человека. Из этого выходит, что постоянная настроенность человека на неприятности становится фактором, который делает его пессимистом. Человек с пессимистичными взглядами считает, что жизнь не доставляет ему счастье, не приносит радость.

Пессимист очень легко впадает в длительную и сильную депрессию. Физическое здоровье пессимиста не отличается высоким качеством, наоборот, часто беспокоит его, поэтому такой человек почти всегда больной. В области личных успехов – это человек, который редко добивается значительных результатов деятельности, и часто в этом ему мешает неуверенность и низкая самооценка своих способностей.

Кто такой пессимист

Человек с пессимистическим мировоззрением, мрачно смотрит не только лишь на будущее социума, но на собственную жизнь также, не ждет ничего доброго от неё. Можно сказать, он даже не признает, что жизнь может иметь белую и черную полоску, для него она серая. Поэтому даже радостное событие этот индивид воспринимает, как опасное, потому что предвещает, что за ней следует угроза.

Что значит пессимист? Это понятие обозначает личность особенного человека, которая выражается в его взглядах, отличающихся от убеждений большинства людей, поскольку большинство являются оптимисты. Пессимистам сложно поверить в искренность доброжелательных намерений людей, им тяжело допустить вероятность того, что другие могут захотеть совершать положительные и милосердные поступки по отношению к ним.

Пессимист волнуется о судьбе общества, не ожидает ничего доброго и приятного от новостей, не верит в реальный прогресс, ему трудно представить себе улучшение текущего состояния дел, процветание и благополучие своей страны. Такой человек думает, что напрасно всё, что пытаются сделать граждане его страны ради положительных изменений, и подкрепляет это своими наблюдениями, в которых высказывает, что негативных последствий всегда происходит больше, нежели позитивных, поэтому не видит смысла стараться.

Пессимистически настроенный индивид считает, что особенно очень счастливое событие это плохо, так как оно будет иметь еще больше трагических последствий. Из-за пессимистической настроенности он становится не способным искренне радоваться жизненным событиям.

Пессимист живет в мире, в который не позволяет другим входить, чтобы те даже не пытались его понять. Поэтому ему очень сложно существовать, когда большинство людей вокруг позитивные личности. Можно только предположить, что ощущает пессимистически настроенный человек, ведь он живет, не надеясь на лучшее, не доверяя людям, их чувствам и искренности, живет практически без веры. Это не значит, что другие люди смотрят на всё через розовые очки, ведь не стоит также игнорировать негативные жизненные стороны. Однако если негативные моменты всё-таки присутствуют в жизни, значит нужно с ними бороться, исправлять ситуацию, добиваться лучшего результата, «не опускать руки» и не ссылаться на несправедливость судьбы.

Пессимистом называют человека, который всё сводит к самому худшему итогу, тогда как все не настолько плохо. Трудно заставить его порадоваться чему-то, поскольку призмы радости, через которую этот человек смог бы оценить событие, не имеет. Поэтому этого человека часто не извещают о случившихся событиях — таких, как день рождения, свадьба, и другие. Просто люди знают, что не дождутся поздравлений, вместо этого услышат, что все не имеет значения. Не только лишь к радостным событиям пессимист относится так категорично, грустные ситуации воспринимает так же.

Пессимист всегда ассоциируется с нытиком, неудачником, человеком, жалующимся на жизнь и все его жизненные события. Однако он тоже человек, значит, ему надо также заниматься определенным делом в социуме. Зачастую у него стабильная работа, которая предусматривает конкретные обязанности. Но часто пессимистам тяжело найти оптимальное занятие для себя, они начинают заниматься одним, если не удается, то пробуют другое, если в этом провал, тогда начинают третье, ну если в третий раз не удалось, тогда впадают в депрессию. Однако всему этому есть объяснение. Часто пессимист не может добиться желаемого, поскольку ему не хватает терпения, усилий, уверенности – ведь это является важным в достижении успеха. Также его способны сбить с прямого пути высказывания людей, что вызывают сомнения.

Настроенность на ожидание неприятностей и бед, свойственное всем пессимистам, является очень сильным стрессогенным фактором, который увеличивается в условиях напряженной жизни: неудачи в отношениях, проблемы на работе. Но стресс может случиться у каждого. Выходит, что оптимисты также могут переживать нервозные состояния. Это значит, что человек с оптимистическим настроем, как и с пессимистическим, могут попасть в равные условия. Здесь важным есть то, как далее поведет себя человек, таким образом можно сразу определить кто он. Оптимист скорей всего, невзирая на неудачу, увеличит свою работоспособность и активность, чем придет к положительному итогу. Пессимист же станет беспомощным и обречёт себя на провал. Однако если он бы попытался, то сумел бы добиться успеха, потому что вероятность этого самого успеха есть.

Несмотря на вышеописанные качества пессимиста, не нужно его недооценивать. Иногда его качества весьма полезны. Пессимизм во многих ситуациях может возвращать человека в реальность, поэтому он редко разочаровывается, поскольку не надеется ни на что. Пессимист может дать критичную, объективную оценку ситуации. Пессимисты почти всегда сосредоточены, поэтому могут держать контроль над внешней ситуацией.

Как становятся пессимистами

Большинство психологов и ученых приходят к выводу: станет человек пессимистом или нет – зависит лишь от него одного, образа жизни, способа поведения, мировоззрения, его окружения.

Бывают люди, что в своём детстве были серьезными неудачниками, однако в дальнейшем будущем это не помешало стать им успешными людьми. Это даже положительно повлияло на них, так как закалило дух. Другое дело, если стабильность дел успешного человека начинает рушиться, у него начинаются неприятности, которые ломают дух. Из-за чего человек теряет былую хватку и уверенность. Замечено, что многие с возрастом становятся пессимистами. Большинство молодых, юных людей являются оптимистами. Но приходит время, когда человек переосмысливает вещи, находит новый смысл, перестаёт торопиться, становится более осмотрительным и расположенным к самоанализу. Этот человек хоть и пессимистически настроен, но неудачником не является. Такой пессимизм выражается в мудрости и опыте.

Хорошо ли то, что человек становится пессимистом? Об этом можно утверждать в конкретной ситуации.

Самыми неприятными являются те пессимисты, которые жалуются на личную жизнь, насколько плохи их дела. Отдельные люди пытаются исправить такого человека, но, если он является таким всю жизнь, тогда изменить его будет непросто, так как для него пессимизм – это жизненный уклад, не нуждающийся в изменениях. Стоит принять его таким, и избегать частого общения, если это слишком угнетает.

Пессимистический настрой закладывается также в детстве. Родители особенно влияют на мировоззрение ребенка, поэтому тот копирует их поведение. Ребенок, который видит, что родители неадекватно относятся к действительности, выставляя события в мрачных тонах, начинает это подсознательно копировать. Есть большая вероятность, что ребенок, который вырастит в этих отношениях, будет чаще подвержен депрессиям.

Человек сам непосредственно влияет на возникновение у себя пессимизма. В силу неуверенности, низкой самооценки и тревожности, человек будет винить себя самого в возникающих проблемах. Негативно настроенный человек не способен объективно оценить происходящее. Такой способ восприятия жизни очень неправильный и приводит к тому, что человек начинает так жить.

Мышление пессимистов приводит к их постоянным невезениям. Они зациклены на том, что причиной всех плохих событий являются сами, такими мыслями только притягивая еще больше неудач, лично создавая для себя черную полосу.

Пессимистами становятся нерешительные люди, которые сами делают свою жизнь серой и боятся ее изменить, затягивая себя в пропасть. Индивид, имеющий пессимистическое мировоззрение, ложно полагает, что лучше переживать негативные эмоции, нежели вообще никакие. Считает, что благодаря этому чувствует, что живёт.

Из-за реальной ненасыщенности жизни, пессимисты могут создавать выдуманные трагедии. Конечно же, случаются грустные и трагические события, которые ломают человека и тот теряет позитив. Поэтому очень важно по жизни сберечь оптимизм, отпустить боль, осознать чувства и извлечь опыт.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н. А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Пессимизм | Психология сегодня

Цинизм, негативное мышление

Отзыв от Psychology Today Staff

Стакан наполовину пуст, а над головой нависают грозовые тучи, никогда не с серебряной подкладкой. Пессимистов часто критикуют за их склонность к негативу и склонность ожидать худшего в большинстве ситуаций.

Помимо психического здоровья, может пострадать и физическое здоровье. Пессимизм, хотя он может быть полезен в отдельности или в умеренных количествах, связан с беспокойством, депрессией, нарушениями сна, враждебностью, высоким кровяным давлением и сердечными заболеваниями.

Содержимое
  • Как справиться с негативом
  • Положительная сторона пессимизма

Как справиться с пессимизмом

Наличие реалистичных ожиданий вместо того, чтобы занимать исключительно положительные или отрицательные позиции, на самом деле может быть рецептом хорошего здоровья и счастья. Возможно, неудивительно, что низкий уровень пессимизма, а не высокий уровень оптимизма, на самом деле был связан с лучшим здоровьем.

Другими словами, пессимизм может быть фактором риска сердечных заболеваний и других физических и психических заболеваний, но оптимизм не обязательно предотвратит заболевание. Вместо того, чтобы постоянно стремиться к яркой улыбке и солнечному настроению или поддаваться общему негативному настрою, целью должен быть умеренный оптимизм с ежедневной дозой пессимизма.

Как я могу бороться с собственным пессимизмом?

Отмечайте негативные мысли, когда они возникают, а затем отбрасывайте их. Не обращайте на них внимания; это только делает их более мощными. Уменьшите масштаб и сосредоточьтесь на чем-то другом (положительном или нейтральном). Вместо того, чтобы бросаться сразу к следующей задаче, замедлитесь. Признайте любые тяжелые эмоции, которые вы можете испытывать, и освободите место для радости.

Как я могу помочь тому, кто слишком негативно относится к жизни?

Вместо того, чтобы избегать пессимистичных людей, обратитесь к ним. Постарайтесь выявить возможные источники их негатива. Возможно, они переживают трудные времена, такие как потеря работы или тяжелый разрыв, и им нужно выслушать сочувствие. Понимание причины пессимистического мировоззрения человека может привести к творческим идеям, которые сделают его счастливым.

Что заставляет людей становиться пессимистами?

Пессимизм обычно не является сознательным выбором. Некоторые люди генетически предрасположены к более негативному поведению, чем другие. Однако пессимизм чаще развивается в результате внешних обстоятельств, таких как тяжелый разрыв отношений, потеря работы, травма, болезнь или другая травма. Пессимисты также могут оттолкнуть своих близких именно тогда, когда они больше всего в них нуждаются.

Заразен ли пессимизм?

Подобно другим негативным чувствам, пессимизм может передаваться от одного человека к другому, если они проводят достаточно времени вместе. Семейным или романтическим партнерам может быть особенно трудно избежать циничного взгляда. Некоторые факторы, которые могут сделать человека более восприимчивым к пессимизму, включают, среди прочего, его генетику, личную историю и уровень стресса.

Положительная сторона пессимизма

Пессимисты иногда становятся лучшими лидерами, особенно там, где есть необходимость спровоцировать социальные изменения. Их скептицизм может сделать их более устойчивыми к пропаганде и ложной рекламе. Степень пессимизма, испытываемая человеком или группой, часто может быть связана с политическими и экономическими условиями в их личной жизни и в их обществе. Кроме того, защитный пессимизм оказался полезной когнитивной стратегией для некоторых людей; они занижают свои ожидания, а затем превосходят их, заранее тщательно готовясь к широкому спектру негативных последствий.

Есть ли преимущества в том, чтобы быть пессимистом?

В меньших дозах пессимизм может быть адаптивным, поскольку предупреждает людей об угрозах. Например, пессимизм и недоверие к другим могут быть сигналом выгорания на работе. Осознание этих проблемных областей в жизни позволяет изменить вредное поведение и принять более здоровое и менее циничное отношение.

Смотрят ли негативные или депрессивные люди на мир более реалистично?

Люди с депрессивным настроением могут демонстрировать более точное суждение о событии (реальном или воображаемом) и более реалистичное восприятие своих способностей и ограничений. Это явление называется депрессивным реализмом. Это наблюдается как у людей, находящихся в состоянии депрессии, так и у долгоживущих «чертовых» пессимистов.

Делает ли мышление пессимиста людей более или менее успешными?

Ответ зависит от человека и его личности. В то время как многие люди извлекают выгоду из позитивного мировоззрения, некоторые люди работают лучше, когда они предаются своему естественному пессимизму. Например, представление отрицательного результата непосредственно перед тестом или выступлением может мотивировать их делать свою работу лучше всех. Принятие беспокойства и проведение времени, представляя наихудший сценарий, могут дать дополнительный толчок к успеху.

Основные материалы для чтения

Последние сообщения

Путь счастливого пессимиста. Примите человеческое состояние и оставайтесь… | by Sam Woolfe

Photo by Vinicius Wiesehofer on Unsplash

Быть счастливым пессимистом может показаться противоречием, но на самом деле нет ничего несовместимого по своей сути в том, чтобы быть и счастливым, и пессимистом. Здесь я должен провести различие между философским пессимизмом и тем, что можно назвать диспозиционным пессимизмом.

Первое есть философское мировоззрение, сторонники которого считают точным восприятием реальности, тогда как второе — своего рода психологическая предрасположенность, эмоциональная склонность.

Пессимизм, как преобладающее настроение или склонность, включает сосредоточение внимания на негативе, видение худших аспектов вещей, веру в то, что худшее произойдет, и безнадежность. Это мрачное мышление.

Философский пессимизм, в отличие от диспозиционного пессимизма, является общим термином для широкого круга убеждений. Однако то, что объединяет эти убеждения, — это цель противостоять суровым реалиям существования.

Например, философский пессимизм включает в себя веру в то, что существование является чистым негативом, обычно потому, что плохие вещи в жизни перевешивают хорошие либо с точки зрения того, как часто нас посещают нежелательные вещи, либо из-за более сильного воздействия, которое неприятные переживания оказывают на нас. чем приятные переживания. Этой точки зрения придерживаются немецкие философы Артур Шопенгауэр и Эдуард фон Гартман, а также южноафриканский философ Давид Бенатар.

Еще одно философско-пессимистическое убеждение состоит в том, что человеческое существование абсурдно.

Французско-алжирский писатель Альбер Камю утверждал в Миф о Сизифе (1942), что, как люди, мы жаждем смысла, но мир не предлагает его нам. Вместо этого наша жизнь бесполезна и абсурдна. Камю сравнивает наше положение с положением Сизифа в греческой мифологии, который был наказан богами и вынужден катить гигантский валун в гору только для того, чтобы он покатился на дно, как только он достиг вершины. Топ. Это ему пришлось повторять целую вечность. Для Камю это сравнимо с современной трудовой жизнью.

Норвежский экзистенциалист Петер Вессель Цапффе сделал аналогичные заявления, хотя и добавил, что причина этой абсурдной ситуации в том, что у нас чрезмерно развитый интеллект, избыток сознания. В документальном фильме 1990 года «Быть ​​человеком » Цапффе утверждает:

«Человек — трагическое животное. Не из-за его малости, а потому, что он слишком хорошо обеспечен. У человека есть стремления и духовные потребности, которые реальность не может удовлетворить. Мы ожидаем справедливого и нравственного мира. Человеку нужен смысл в бессмысленном мире».

Философские пессимисты могут полагать, что скука присуща человеческому существованию. Когда мы перестаем стремиться и быть активными, нам предсказуемо становится скучно. В книге «Проблемы с рождением » (1973) румынский философ Эмиль Чоран утверждает, что это не относится к другим видам, которые вполне довольны однообразием. Другой пессимистический взгляд состоит в том, что знание о нашей смертности и неудержимом течении времени является постоянным источником страданий и страха.

Кроме того, некоторые философы-пессимисты озабочены идеей прогресса, включая социальный и моральный прогресс, и будущее человеческого благополучия. Хартманн выражает пессимистический взгляд на человеческий прогресс в своей работе Философия бессознательного (1869): «Каким бы ни был велик прогресс человечества, он никогда не избавит или хотя бы только уменьшит величайшие из страданий — болезни, старость, зависимость от воли и власти других, нужду, и недовольство».

Если вы придерживаетесь любого из этих пессимистических убеждений, как вы можете быть счастливы? На первый взгляд может показаться, что философский пессимизм и диспозициональный пессимизм идут рука об руку. Однако нет никакой причины, чтобы быть философским пессимистом имеет , чтобы сделать вас несчастным. Вы можете принять буддийское убеждение, содержащееся в Первой Благородной Истине, что жизнь — это дуккха (термин, означающий неудовлетворенность), но при этом стремиться к счастью и достигать его.

Во-первых, хотя пессимисты-философы утверждают, что мир не дает нам смысла, это не означает, что жизнь в конечном счете бессмысленна. Вы по-прежнему можете вести осмысленную жизнь, веря, что не существует никакого космического или трансцендентного смысла.

Психиатр Виктор Франкл утверждал, что людьми движет поиск смысла («воля к смыслу», как он это называл), но также считал, что мы можем его достичь. Согласно Франклу, есть три возможных источника значения: создание работы или совершение поступка, отношения и отношение, которое мы занимаем по отношению к страданию. Все три элемента доступны как философскому пессимисту, так и философскому оптимисту. И для Франкла только в поисках и достижении смысла через эти аспекты жизни мы можем испытать истинное психологическое благополучие.

Счастье возникает как «непреднамеренный побочный эффект» поиска смысла, согласно Франклу; но это не тот результат, к которому мы должны стремиться, поскольку он утверждает, что поиск смысла является нашей основной мотивацией в жизни. Давайте теперь обратимся к трем способам, которыми люди могут найти смысл.

Прежде всего, это значимая работа или значимый поступок, который может включать в себя работу или действие, которое положительно влияет на жизнь других, например, улучшение чьего-либо благосостояния или знаний. (Интересно, что философский пессимизм может пробуждать сострадание легче, чем философский оптимизм, поскольку это мировоззрение, направленное на то, чтобы как можно яснее и полнее увидеть страдания всех разумных существ.)

Многие из нас находят работу и действия значимыми, когда они направлены на нечто большее, чем мы сами, например, на дело. Целенаправленная работа может также включать художественные проекты. Первый источник смысла для Франкла носит творческий характер.

Второй источник значения фокусируется на том, как мы относимся к другим людям, природе и миру. Мы можем найти смысл в переживании истины, красоты, добра и любви по отношению к чему-то или кому-то. Например, Франкл следующим образом описывает смысл переживания любви:0003

«Любовь — это единственный способ понять другого человека в сокровенной сути его личности. Никто не может полностью осознать саму сущность другого человека, если он не любит его. Благодаря своей любви он может видеть в любимом человеке существенные черты и черты; и более того, он видит в себе то потенциальное, что еще не осуществилось, но еще должно осуществиться. Кроме того, своей любовью любящий человек позволяет любимому человеку реализовать эти возможности. Заставив его осознать, кем он может быть и кем он должен стать, он реализует эти потенциальные возможности».

В своих книгах Я и Ты (1923), еврейский экзистенциалист Мартин Бубер аналогичным образом утверждал, что люди находят смысл жизни через свои отношения, но только через определенный вид отношений, который он назвал Я-Ты : это относится к живым, прямым и взаимным отношениям с другим (который для Бубера не обязательно должен быть другим человеком; это также может быть нечеловеческое животное, природа или Бог). В таких отношениях другой человек, например, не отделен дискретными границами. В Я-Ты отношения, другой человек становится присутствием, переживаемым в своей целостности. Это настоящая форма диалога, который может быть как устным, так и молчаливым.

Это контрастирует с тем, что Бубер называет отношением Я-Оно . Это когда вы относитесь к другому человеку как к далекой вещи, которую переживаете, анализируете, сравниваете и которой манипулируете. Бубер утверждает, что «вся настоящая жизнь — это встреча» — и только через Я-Ты мы переживаем по-настоящему значимые отношения с другим. Встреча, состоящая в подлинном диалоге, для Бубера — редкое событие. Это почти мистический опыт, который позволяет нам встретиться с Богом, которого Бубер называл «Вечным Ты». Бог — единственный Ты, Который не может стать Это .

Даже если вы не согласны с религиозным аспектом диалогического экзистенциализма Бубера (экзистенциализма, основанного на диалоге), вы, тем не менее, можете придерживаться его представления о человеческих отношениях, обладающих потенциальной значимостью.

Третий источник смысла Франкла — это то, как мы свободно реагируем на неизбежные страдания. Это включает в себя преобразование страдания в триумф, личное достижение. Как проницательно выразился Франкл: «Когда мы больше не в состоянии изменить ситуацию, перед нами стоит задача измениться самим». Растя через страдание или находя в нем ценность или смысл, мы наполняем его смыслом. Точно так же Фридрих Ницше считал, что большое величие в людях обусловлено сильным страданием, добавляя, что мы должны сделать страдание значимым, чтобы вынести его.

Счастье доступно и философскому пессимисту в форме ателической/аутотелической деятельности. Ательическая деятельность относится к любой деятельности, которая не имеет конечной точки или цели, и аутотелическая деятельность, по сути, означает то же самое: деятельность, которая осуществляется ради самой деятельности, потому что сама деятельность является главной целью. Философ Массачусетского технологического института Киран Сетия утверждает, что, когда мы сосредотачиваемся на деятельности, которая доставляет удовольствие сама по себе, а не на целеориентированной деятельности (телической деятельности), мы с большей вероятностью будем испытывать длительное удовлетворение в жизни.

Это происходит потому, что телесные действия (например, получение работы или покупка дома) имеют точку завершения, в то время как ательические/аутотелические действия не могут быть исчерпаны наслаждением. Примеры последнего включают время, проведенное с друзьями и любимыми, творческие занятия, прослушивание музыки, восхищение искусством, путешествия, походы и времяпрепровождение на природе.

У многих читателей возникает один существенный вопрос: если вы живете счастливой жизнью, разве это не обесценивает философский пессимизм? Если, как философ-пессимист, вы верите, что жизнь определяется страданием, но наслаждаетесь жизнью, то разве тогда ваша жизнь не определяется радостью?

В ответ на это замечание (и это важно сделать) мы можем сказать, что ни философ-пессимист, ни философ-оптимист не могут прожить полностью счастливую жизнь. Даже если кто-то спланировал свою жизнь так, чтобы счастье перевешивало страдание (что многие философы-пессимисты отрицали бы правдоподобность), вы все равно могли бы быть пессимистом в отношении понятий смысла, цели, прогресса и связи.

Что касается связи, вы помните, что Бубер утверждал, что искренний диалог бывает редко. В самом деле, хотя мы все можем стремиться относиться друг к другу эмпатически, многие философы-пессимисты считают, что изоляция неизбежна: как отдельные умы, всегда будет барьер, который мешает нам по-настоящему понять опыт друг друга.

Конечно, это не обязательно означает, что отношения являются только полноценными, если они основаны на редком опыте Я-Ты . Вы по-прежнему можете получать большое удовлетворение от отношений, основанных на сопереживании, любви, юморе, уважении, доверии и восхищении; но в то же время считают, что люди страдают от фундаментальной изоляции. Вы также можете рассматривать бессмысленность и тщетность как основы на космическом уровне, но по-прежнему получать счастье от дел на планетарном, общественном, межличностном и индивидуальном уровне.

Философ-пессимист может посвятить себя поиску смысла и наслаждений (как указано выше), испытывать счастье большую часть времени и находить жизнь стоящей и благословенной во многих отношениях. Однако это не исключает опыта — и связанного с ним убеждения — в том, что человеческая жизнь содержит множество ненужных страданий и неудовлетворенности.

Можно, как рекомендовали Будда или Шопенгауэр, стремиться отделить себя от влечения или желания, пытаясь страдать минус . Если вы философ-пессимист, вы можете отрицать возможность полного устранения страдания (это состояние известно как просветление в буддийской традиции и мокша в индуистской). Вы также можете отвергнуть представление о том, что вы могли бы быть счастливы или чувствовать себя довольным большую часть времени, чем нет.

Но опять же, философский пессимизм не обязательно должен быть связан с тем, является ли ваша конкретная жизнь чистым позитивом или чистым негативом. Вы можете, приложив серьезные усилия, добиться в первую очередь насыщенной жизни посредством осмысленных и приятных занятий. Тем не менее, состояние человека вообще , в своем обычном состоянии, отмечен скорее страданием, чем счастьем, согласно философским пессимистам, таким как Шопенгауэр. Интересно, что даже если Шопенгауэр утверждал это убеждение, это не обязательно означает, что он был жалким брюзгой. В своем эссе «Шопенгауэр как педагог » (1874 г.) Фридрих Ницше хвалил Шопенгауэра за его «жизнерадостность», в то время как Айрис Мердок аналогичным образом описывала его как «веселого» с «веселым» стилем его письма, несмотря на мрачное мнение реальность, которую он рисовал.

Возможно, философскому оптимисту легче дается счастье, чем философскому пессимисту. Если вы считаете, что вещи лучше, чем они есть на самом деле (что известно как принцип Поллианны), то это может поднять ваше настроение изо дня в день, а также предложить вам более продолжительное счастье по сравнению с пессимистичным прогнозом. Однако вы можете возразить, что это форма счастья, основанная на самообмане, чего не любят философские пессимисты.

Цель философского пессимизма состоит в том, чтобы принять все человеческие затруднения такими, какие они есть, свободными от утешительных иллюзий и предубеждений (насколько это возможно, во всяком случае). Более того, поскольку пессимисты-философы стараются воздерживаться от всех иррациональных надежд, это часто приводит к спасению людей от разочарования в отношении определенных результатов или, по крайней мере, меньшему разочарованию по сравнению с оптимистом-философом, у которого могут быть более нереалистичные убеждения и ожидания в отношении жизни.

Как я надеюсь, показало это обсуждение, это желание быть реалистом совместимо со следующим: желанием получать счастье от жизни, значительными усилиями, затрачиваемыми на это стремление, и способностью достигать плодотворных результатов от этого стремления. Это путь счастливого пессимиста.

Мы знаем, что философия иногда может показаться сложной. Для простоты мы собираем лучшие статьи, новости, списки для чтения и другие бесплатные ресурсы, которые помогут вам в вашем путешествии. Чтобы продолжить с нами, следите за нами на Medium и подпишитесь на нашу бесплатную рассылку.

PESSIMIST Synonyms: 16 Synonyms & Antonyms for PESSIMIST

See definition of pessimist on Dictionary.com

  • noun person who expects bad outcome

synonyms for pessimist

  • cynic
  • беспокойный
  • жалобщик
  • пораженец
  • depreciator
  • downer
  • killjoy
  • misanthrope
  • sourpuss
  • worrywart
  • crepehanger
  • gloomy
  • party pooper
  • prophet of doom
  • wet blanket

antonyms for pessimist

MOST RELEVANT

  • optimist

Тезаурус Roget’s 21st Century, третье издание Copyright © 2013, Philip Lief Group.

ПОПРОБУЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ пессимист

Посмотрите, как выглядит ваше предложение с разными синонимами.

Символы: 0/140

ВИКТОРИНА

Просто случайная викторина по синонимам!

НАЧАТЬ ВИКТОРИНУ

Как использовать слово «пессимист» в предложении

«Некоторые из нас оптимисты, некоторые — пессимисты, а некоторые — посередине», — говорит Сваффер.

КОНТЕНТ О ДЕМЕНЦИИ НАБИРАЛ МИЛЛИАРДЫ ПРОСМОТРОВ В TIKTOK. ЧЬЮ ИСТОРИЮ ЭТО РАССКАЗЫВАЕТ?0003

Сценаристам ситкомов требуется несколько эпизодов, чтобы создать химию в актерском ансамбле, и я хочу большего от Джесси, чем играть роль пессимиста по отношению к оптимисту Зои.

КАК Я ВСТРЕЧАЛСЯ С ВАШИМ ОТЦОМ И НЕВЫНОСНАЯ ИСТОРИЯ СИТКОМА LOVELORN DUDEELIANA DOCKTERMANUARY 20 ЯНВАРЯ 2022ВРЕМЯ

Существует огромное неравенство, поляризация, популизм, и я не принадлежу к числу пессимистов в отношении Америки.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ США МЕНЕЕ КОРРУПЦИОННЫ, ЧЕМ КИТАЙ? (EP. 481)СТИВЕН Дж. ДУБНЕР4 НОЯБРЯ 2021 г.ФРИКОНОМИКА

Те, кто считают себя оптимистами, могут слишком быстро игнорировать или преуменьшать проблемы технологий, в то время как самопровозглашенные технологические пессимисты или скептики прогресса могут слишком неохотно верить в решения.

ПОЧЕМУ Я ГОРДЮСЬ РЕШЕНИЕМ ДЖЕЙСОН КРОУФОРД 13 ИЮЛЯ 2021 ОБЗОР ТЕХНОЛОГИЙ MIT

В основе своей мы должны быть не оптимистами и не пессимистами, а сторонниками решений.

ПОЧЕМУ Я ГОРДЯСЬ РЕШЕНИЕМ ДЖЕЙСОН КРОУФОРД 13 ИЮЛЯ 2021 ОБЗОР ТЕХНОЛОГИЙ Массачусетского технологического института

Если горячее желание помочь Человеку вместо того, чтобы тратить время на молитву «Богу», является пессимизмом, то я пессимист.

ТИРАНИЯ ГОДЖОЗЕФА ЛЬЮИСА

Я не из тех, кого называют пессимистами, но я плохо думаю о большинстве вещей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *