Мышление в психологии определение: Мышление (психология) | это… Что такое Мышление (психология)?

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.132–143

Худякова Т. Л. Гридяева Л.Н. Клепач Ю.В. Петросянц В.Р.

подробнееСкачать PDF

450

Система профессиональной подготовки психологов МЧС России

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.116–131

Шойгу Ю. С.

подробнееСкачать PDF

352

Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий

Национальный психологический журнал 2022.

№ 4. c.102–115

Лобанова Т. Н.

подробнееСкачать PDF

225

Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.91–101

Бояринов Д.М. Губайдулина Л.М. Новикова Ю.А. Качина А.А. Барабанщикова В.В.

подробнееСкачать PDF

577

Хронический стресс и временная саморегуляция у ме- неджеров по продажам

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.80–90

Широкая М.Ю. Горбатых М.В.

подробнееСкачать PDF

468

Адаптивность как предиктор изменений функциональных состояний участников морской научной экспедиции в Арктику

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.65–79

Симонова Н.Н. Тункина М.А. Корнеева Я.А. Трофимова А.А.

подробнееСкачать PDF

105

Вклад диспозициональной осознанности в сопротивление острому и хроническому стрессу у медицинского персонала в период пандемии COVID’19

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.53–64

Блинникова И. В. Матюшин В.В. Гущин М.В. Ланге М.Д.

подробнееСкачать PDF

129

Стратегии самопрезентации в авторских текстах специалистов с разным профессиональным опытом

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.42–52

Абдуллаева М. М.

подробнееСкачать PDF

97

Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.29–41

Белякова Е.Г. Быков С.А.

подробнееСкачать PDF

115

Статус профессиональной идентичности как фактор психологической адаптации личности в юношеском возрасте

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.19–28

Карабанова О.А. Молчанов С. В.

подробнееСкачать PDF

123

Профессиональная идентичность в динамике технологического развития информационного общества

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.9–18

Емелин В.А.

подробнееСкачать PDF

134

Современные тенденции в развитии психологических исследований труда и трудящегося в динамичной профессиональной и организационной среде

Национальный психологический журнал . № . c.3–8

Барабанщикова В.В. Кузнецова А.С.

подробнееСкачать PDF

122

Как слово наше отзовется

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.126-130

Цукерман Г.А.

подробнееСкачать PDF

794

Жизнь с любовью как смысл бытия в экзистенциальной парадигме отношений

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.119-125

Утробина В.Г.

подробнееСкачать PDF

822

Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c. 108-118

Лидская Э.В. Панов В.И.

подробнееСкачать PDF

782

что это такое простыми словами, как развить

Критическое мышление — это способность мыслить рационально, подвергать факты сомнению и находить связи между разными идеями.

Разберемся, кому пригодится критическое мышление и какие навыки нужны, чтобы ему научиться. В конце бонус — конкретные методики развития и список интересных материалов по теме.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

Что такое критическое мышление?

Кому нужно критическое мышление?

В жизни
В учебе
В работе

Почему людям не нравится проверять каждый факт?

5 стадий процесса критического мышления

5 навыков критического мышления

Наблюдательность
Способность анализировать
Умение делать выводы
Навыки коммуникации
Креативность

Развитие критического мышления — технологии, приемы, упражнения

Отличаем факты от мнений
Методика «5W+H»

Методика IMVAIN

Что почитать и посмотреть — список книг и видео

Почитать
Посмотреть
Оценить свой уровень критического мышления

Что такое критическое мышление?

Простыми словами критическое мышление — это умение сомневаться в любой полученной информации. Это еще и важный soft skill (гибкий навык), так как люди, способные мыслить критически:

  • внимательны,
  • видят причинно-следственные связи между явлениями,
  • замечают ошибки в рассуждениях,
  • умеют подбирать аргументы,
  • легко доказывают свою точку зрения,
  • могут подвергать сомнению даже собственные убеждения и ценности.

Такого человека сложно запутать — он замечает нестыковки, нарушения логики и манипуляции фактами.

Читайте также: Что такое soft skills — 7 главных навыков, которые делают любого специалиста ценнее

Кому нужно критическое мышление?

Критическое мышление нужно всем, кто хочет адекватно воспринимать информацию, не попадаться на фейки и принимать верные решения. Оно пригодится в учебе, работе и повседневной жизни.

В жизни

В повседневной жизни критическое мышление помогает «фильтровать» информацию, не попадаться на ложные сообщения и принимать верные решения. Эта способность влияет на психологическое и физическое здоровье, финансы, личные отношения. 

Изображение: мультфильм «Сказка о золотом петушке» киностудии «Союзмультфильм»

Человек с развитым критическим мышлением не будет покупать акции по советам в Интернете или принимать лекарство, если в рекламе настойчиво обещают, что оно избавит от всех болезней. Он определит проблему, обратится к другим источникам, построит общую картину и только тогда примет решение.

В учебе

Школьная программа отстает от науки и не может дать ученику весь нужный объем информации. К тому же ребенок запоминает далеко не все, что рассказывали на уроке. Университет дает более адекватные знания, но только в узкой сфере — данные могут устареть уже через несколько лет.

Оставаться образованным и разносторонним человеком поможет критическое мышление, умение пользоваться поисковыми сервисами, находить нужную информацию и отличать авторитетные источники от недостоверных.

В работе

В 2020 году Всемирный экономический форум опубликовал отчет о будущем профессий. В нем говорится, что критическое мышление — один из самых востребованных навыков при приеме на работу в ближайшие пять лет. Он входит в топ 4 навыка, важных для соискателя к 2025 году.

В топ 15 навыков для 2025 года критическое мышление находится на 4 месте. Изображение: Future of Jobs Survey 2020

На высокооплачиваемых должностях востребованы люди, которые могут принимать нестандартные решения. В этом поможет критическое мышление — оно позволяет изучить проблему с разных сторон и увидеть то, что упускают коллеги.

Читайте также: 5 советов менеджерам по подбору персонала

Почему людям не нравится проверять каждый факт?

В психологии есть понятие когнитивной легкости. Это механизм адаптации, который помогает не находиться в постоянном стрессе. Мозг считает, что все знакомое — это хорошо, а незнакомое — плохо. Поэтому мы должны насторожиться и напрячься, если столкнемся с чем-то новым.

В состоянии когнитивной легкости вы чувствуете себя комфортно, вам нравится то, что вы видите и вы верите тому, что слышите. Это легко и приятно, но иногда мешает критически оценить ситуацию.

Например, если вы приходите в магазин в новой стране и видите много незнакомых товаров, вы, скорее всего, неосознанно выберете тот, который встречали на рекламных постерах. И не важно, что другие марки могут быть лучше.

Так же и с информацией: если мы слышали какой-то тезис несколько раз, он кажется нам верным — так формируются предубеждения и стереотипы.

Например, человек не любит есть цветную капусту. Он не послушает тех, кто говорит о пользе овоща, зато с удовольствием будет делиться новостью о заражении цветной капусты вредителями. Это называется мотивированным рассуждением.

Если человек еще не сформировал мнение по вопросу, он, скорее всего, доверится большинству. Это подтверждает серия экспериментов Соломона Аша, которую ученый провел в 50-х годах прошлого века.

Аш предлагал студентам поучаствовать в тесте на остроту зрения. На самом деле он проверял, пойдут ли испытуемые на поводу у мнения большинства.

Во время эксперимента в аудиторию рассаживали от семи до девяти участников — все, кроме одного, были подставными. Им показывали две карточки с вертикальными линиями. Нужно было определить, какая из линий на второй карточке той же длины, что линия на первой карточке. Таких пар карт показывали несколько. 

Одна из карточек, которые показывали участникам эксперимента Аша

Подставные участники намеренно называли неверный ответ, и сопротивляться мнению большинства оказалось тяжело. Из 123 испытуемых ни разу не ошиблись только 29. Но если студентам никто не противоречил, они выбирали верный ответ в 99% случаев.

В конце эксперимента с участниками провели интервью. Испытуемые считали, что большинство не может ошибаться, поэтому искали ошибку в себе. Кто-то думал, что неправильно понял инструкцию, кто-то посчитал, что у него ухудшилось зрение, а кто-то — что смотрел на рисунок не с того ракурса.

Этот эксперимент показывает, что человек склонен подчиняться мнению большинства, даже если подозревает, что они неправы. Хорошая новость в том, что теперь вы знаете об этом эффекте и можете более критически подходить к любой информации.

Читайте также: Эпистемология: откуда вы знаете, что знаете то, что знаете?

5 стадий процесса критического мышления

Саманта Агус, лектор TED-ed, выделяет пять стадий критического мышления. По ее мнению, таким алгоритмом можно пользоваться, чтобы решить любую проблему.

Стадии критического мышления согласно профессору Саманте Агус
  1. Определение проблемы и постановка цели. Например, вы хотите зарабатывать больше. Вам это нужно, потому что вы нуждаетесь в деньгах или потому что вы хотите повысить свой статус? Дальнейшая стратегия будет отличаться в зависимости от ответа на этот вопрос.
  2. Сбор информации. Так вы сможете узнать разные мнения и будете лучше разбираться в вопросе.
  3. Применение информации. Из всей информации нужно отобрать более достоверную и логичную — в этом помогут методики критического мышления, которые мы описываем дальше.
  4. Оценка последствий. Возможно, в моменте решение может казаться удачным, но в перспективе оно окажется не таким уж хорошим. Например, за первые 835 дней своего президентства Дональд Трамп озвучил 5 276 неправдивых высказываний. Можно ли было это предугадать, изучив предыдущие выступления миллионера? Люди, которые голосовали за него, об этом вряд ли задумывались.
  5. Изучение альтернативных точек зрения. Подумайте, чем руководствуются люди, которые придерживаются противоположных взглядов. Так вы сможете оценить плюсы других вариантов и принять более рациональное решение.

Читайте также: Полон сил и энергии: продуктивный день за 6 шагов

5 навыков критического мышления

Наблюдательность

Наблюдательные люди могут быстро идентифицировать новую проблему и найти ее причины. Часто они могут предсказать трудности еще до того, как они появится.

Например, весной 2022 года Илон Маск захотел купить Twitter — ему очень нравилась эта социальная сеть и он хотел вкладываться в ее развитие. Прежде, чем совершить сделку, Маск хотел убедиться, что Twitter не более 5% фейковых аккаунтов.

По оценке компаний SparkToro и Followerwonk в сервисе оказалось 19,42% ботов — это в четыре раза больше, чем рассчитывал предприниматель. Маск приостановил покупку. Если бы Илон поддался эмоциям, а не критическому мышлению, он мог бы нерационально потратить $44 000 000 000.

Твит Илона Маска: «Twitter утверждает, что >95% ежедневно активных пользователей — настоящие, уникальные люди. У кого-нибудь есть такое ощущение?»

Способность анализировать

Способность анализировать помогает понять, какая информация и факты важны для решения проблемы. Люди, обладающие этим навыком, ищут данные и исследования по проблеме и проверяют все факты.

Например, маркетологи компании Lucky Charms проанализировали целевую аудиторию и обнаружили, что их хлопья с зефиром покупают не только родители для детей, но и люди более старшего возраста — все дело в ностальгии по вкусу. Таких потребителей оказалось 40%. Если бы не это исследование, Lucky Charms могли потерять часть аудитории.

Изображение: Leah Kelley для Pexels

Умение делать выводы

Этот навык помогает обрабатывать собранную информацию и получать ответы на заданные вопросы.

Например, сразу после основания компания Mountain Dew продавала газировку только альпинистам и жителям горных деревень. Целевая аудитория была слишком маленькой, но в компании вовремя поняли, что напиток понравится геймерам — все из-за наличия кофеина. Mountain Dew изменили целевую аудиторию, и продажи напитка выросли.

Изображение: Anil Xavier для Unsplash

Навыки коммуникации

Общение — один из способов овладеть критическим мышлением. В диалоге человек высказывает, а иногда и доказывает свою точку зрения. Если это сделать легко, значит, он достаточно осведомлен в теме.

Общение помогает обнаружить пробелы в знаниях или недостаток логики в рассуждениях. Когда проблема обнаружена, с ней можно работать.

Изображение: Elevate Digital для Pexels

Навыки коммуникации важны, когда приходит время обсуждать проблемы и их возможные решения с другими людьми. Например, генеральный директор компании хочет продвигаться в новой социальной сети. Он приходит с этой идеей к маркетологу, показывает кейсы других компаний и предлагает повторить их успех.

Маркетолог с развитым критическим мышлением замечает, что все эти кейсы опубликованы от лица самой площадки. Он ищет другие источники информации и находит много независимых отзывов о том, что компания завышает реальную статистику охватов и переходов.

Маркетолог показывает эти отзывы руководителю и предлагает альтернативное решение. Компания не потратит деньги зря, а руководитель поймет ошибку и в следующий раз изучит разные источники информации.

Креативность

Креативность — это способность посмотреть на проблему с другой стороны и предложить необычное решение.

Например, бренд Gucci ориентировался только на зрелых состоятельных людей, потому что только они могли позволить купить себе дорогие вещи. Затем в компании стали думать шире — бренд стал позиционировать себя как прогрессивный и завоевал более молодую аудиторию.

Скриншот с официального сайта Gucci: коллаборация с Adidas ориентирована на более молодую аудиторию

Читайте также: 8 компаний, сменивших свою целевую аудиторию

Развитие критического мышления — технологии, приемы, упражнения

Критическое мышление не появляется в один момент. Это не похоже на таблицу умножения, которую мы учим в школе раз и навсегда, — навык нужно вырабатывать систематически и намеренно. Вот некоторые приемы, которые помогут развить критическое мышление.

Отличаем факты от мнений

Факт — это неоспоримая информация, которая подкреплена данными. Его можно проверить и подтвердить.

Мнение основано на личном опыте и его можно отличить по обилию прилагательных, которые не несут конкретного смысла. Например «успешный», «плохой», «эффективный», «полезный», «вредный».

Как отличить факт от мнения: примеры

Иногда мнение может маскироваться под факт. Это случается, если говорящий называет цифры «для красного словца».

Например, утверждение «90% текстов не приносят пользы людям» — это мнение. Никто не собирал все тексты в мире и не проверял, полезные они или нет. Тем более, что четких критериев полезности нет.

Методика «5W+H»

Метод представляет собой 6 вопросов, которые помогают удостовериться в правдивости информации или, наоборот, опровергнуть ее. Эти вопросы часто используют в науке, журналистике и расследовании преступлений. Ни на один из этих вопросов нельзя ответить «да» или «нет» — требуются только факты.

Попробуйте взять любую новость из Интернета и ответить на эти вопросы:

  • What? — Что произошло?
  • When? — Когда это произошло?
  • Where? — Где это произошло?
  • Why? — Почему это произошло?
  • Who? — Кто рассказал о происшествии?
  • How? — Как это произошло?

Если ответы вас устроили, скорее всего, новости можно доверять. 

Метод 5W+H позволяет получить полное представление о событии с помощью шести вопросов

Полезно также спросить себя, какие ощущения вы испытываете от полученной информации. Если вас захлестнули сильные эмоции, например страх, гнев, радость или эйфория, возможно, вами пытаются манипулировать. Подумайте, чем это может быть выгодно тому, кто сообщил новость.

Методика IMVAIN

Когда вы проверили новость, оцените источник, который ее сообщил. Сделать это можно по таким критериям:

  • Independent — независимость. Какой источник сообщает информацию? Может ли он преследовать личные интересы при распространении информации? Что он получит, если информация станет «вирусной»?
  • Multiple Sources — множественность источников. Есть ли другие источники, которые сообщают эту информацию? Могут ли все они преследовать общие интересы? А есть те, кто эту информацию оспаривают? Если источник один, то почему?
  • Verify — подтвержденность. Можно ли проверить эту информацию?
  • Authoritative — авторитетность. Можно ли верить источнику? Замечали ли его раньше в искажении фактов?
  • Informed — информированность. Был ли источник информации очевидцем событий? Если нет, откуда он получил информацию?
  • Named source — имя или название. Источник называет себя или он анонимный? Появлялся ли этот источник раньше? Анонимность источника может повлиять на достоверность информации?
Метод IMVAIN — это шесть критериев, по которым можно проверить источник информации

Этим критериям должна соответствовать не сама новость или информация, а источник, который ее опубликовал. Если вы не можете ответить хотя бы на два вопроса из шести, сказанному лучше не доверять.

Читайте также: Психология рынка: рекламные слова для привлечения клиентов

Что почитать и посмотреть — список книг и видео

Почитать

1. Книга Тома Чатфилда «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение».

Эта книга — практическое руководство о том, как анализировать информацию. Автор перечисляет конкретные признаки лжи и дает пять приемов критического мышления. В книге много примеров, а еще она написана с юмором.

2. Книга Даниэля Канемана «Думай медленно… Решай быстро».

Автор книги — нобелевский лауреат. С точки зрения психологии он рассказывает, как мы думаем и какие ошибки допускаем.

Часть исследований, которые проводил Канеман, невозможно повторить, поэтому некоторые фрагменты книги признали некорректными. Этот факт нельзя не упомянуть, если мы говорим о критическом мышлении, однако книга все равно стоит внимания.

3. Книга Аси Казанцевой «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов»

Научная журналистка Ася Казанцева исследует 12 спорных вопросов с научной точки зрения. Она опирается только на серьезные источники, которые приведены в конце книги.

Ее основная цель — не просто рассказать, что думает научное сообщество по тому или иному вопросу, но и показать, как она это выяснила. В конце книги Ася дает конкретные рекомендации, по каким признакам можно определить качественную научную статью.

Посмотреть

1. Лекция НИУ ВШЭ «Критическое мышление как навык XXI века»

Лектор — Тарас Пащенко, заместитель руководителя Школы философии НИУ ВШЭ и соавтор книги «Критическое мышление: Железная логика на все случаи жизни».

В часовой лекции он рассказывает о том, почему в современном мире любую информацию нужно воспринимать критически. Тарас начинает выступление с нескольких задачек, которые сразу помогут понять, достаточно ли у вас развито это умение.

2. Выступление Джулии Галеф на конференции TED «Почему вы думаете, что правы, даже когда ошибаетесь» есть русские субтитры

Джулия — основательница «Центра прикладной рациональности» и ведущая подкаста «Rationally Speaking». На выступлении она разбирает феномен мотивированного рассуждения.

За 11 минут она рассказывает и анализирует историю Альфреда Дрейфуса — французского офицера, которого обвинили в шпионаже только за то, что он еврей.

3. Лекция Александра Панчина о важности критического мышления

Александр Панчин — старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН. За 1 час и 20 минут Александр рассказывает об особенностях нашего мышления и его ловушках.

Лектор обращается к современным исследованиям. В середине выступления он даже сравнивает человеческую веру в приметы с поведением голубей — и это тоже подкреплено научными доказательствами.

Оценить свой уровень критического мышления

Чтоб понять, насколько развито ваше критическое мышление, пройдите тест от Школы критического мышления Никиты Непряхина. Он бесплатный и займет около 30 минут.

Тест состоит из 26 вопросов и оценивает восемь компетенций, например, логику, контроль над эмоциями и способности к анализу и синтезу.

Высоких вам конверсий! 

01-06-2022

Определение мышления в психологии

Во всех наших повседневных задачах мышление играет значительную роль. Это связано с постоянной активностью мозга, даже когда вы спите. Сны — результат неорганизованных мыслей во время сна. Мышление — это подлинная, но абстрактная деятельность, имеющая сложный механизм, который мы можем понять. О типах мышления и «Определении мышления в психологии» пойдет речь в этой статье.

Мышление – это когнитивное поведение, при котором встречаются или контролируются концепции, символы, ментальные образы или другие фиктивные компоненты разума. Это определение мышления в психологии охватывает широкий спектр деятельности; включая разработку концепций, свободные ассоциации, решение проблем, мечтание и вызов памяти. Для описания мышления можно использовать две характеристики: (а) оно скрыто, что означает, что его нельзя наблюдать непосредственно, но его следует вывести из поведения или самоотчетов; и (б) оно является символическим, что означает, что оно, по-видимому, включает в себя операции над ментальными символами или представлениями, природа которых до сих пор неизвестна и подлежит обсуждению.

Содержание

Что такое мышление?

Умственный процесс мышления, часто известный как «мышление», — это то, как люди создают психологические ассоциации и системы убеждений. Когда мы конструируем концепции, беремся за проблемы, рассуждаем и делаем выводы, мы манипулируем информацией. Больше идей генерируется в процессе мышления. Идея, изображение, звук или даже способность управлять эмоциями — все это примеры мысли.

Людям должна быть предоставлена ​​надлежащая возможность участвовать в позитивной, стимулирующей среде, которая поощряет творческое, аналитическое и критическое мышление, чтобы их мышление развивалось. Способность свободно мыслить необходима для развития творческих и абстрактных идей. В противном случае такая мысль задушена ненужными и ограниченными ограничениями. Кроме того, рост мыслительных процессов зависит от способности понимать язык и идеи, которые он выражает. Язык в высшей степени символичен, как и мысль.

Следовательно, если мы не способны интерпретировать символы и образы, мы не можем строить сложные понятия. Крайне важно, чтобы мы способствовали развитию языка с раннего возраста, потому что без практического знания языка мы рискуем сформировать плохие модели мышления, которые могут быть вредными.

В любой профессии высоко ценится способность к творческому и конструктивному мышлению. Учитывая эту информацию, мы должны стремиться стать лучше мыслить и развивать свои способности с помощью практики и поиска возможностей, которые побуждают нас быть более творческими, критическими и рефлексивными в своем мышлении.

Определение мышления в психологии

В психологии мышление имеет следующие определения:

Человеческий разум занимается мышлением как процессом для углубления связи между стимулом и реакцией.

Мышление — это логическое применение различных точек зрения к ранее накопленным знаниям, существовавшим в уме задолго до появления новых знаний.

Мышление может помочь вам запомнить вещи, и можно обсудить его связь с предполагаемым значением.

Путем преобразования информации из окружающей среды и символов, хранящихся в его памяти о прошлом, мышление представляет собой процесс обработки информации мысленно или познавательно.

Мышление — это точное и тщательное символическое представление последовательности мыслей, начавшейся с проблемы.

Мышление — это умственная деятельность, которая включает создание нового ментального представления посредством взаимодействия информации и характеристик, включая оценку умственной абстракции, логики, творчества и решения проблем.

мы можем сделать простой вывод об определении мышления в психологии:

«Мышление — это процесс сбора, систематизации и представления информации в уникальной последовательности».

Типы мышления в психологии

Мышление необходимо для обучения и решения проблем. Различные стили мышления, описанные в этой статье, должны быть выработаны людьми путем приобретения соответствующих знаний и опыта.

Креативное мышление

Творчески мыслить — значит уметь придумывать оригинальные, необычные или полезные мысли. Вы могли бы поверить, что только авторы или художники могут быть творческими. На самом деле есть несколько применений творческого мышления в бизнесе, технологиях и научных кругах. Почти каждый занимается инновационным мышлением!

Исследования указывают на связь между творчеством и интеллектом, хотя на творчество также влияет множество других элементов. На способность человека придумывать новые идеи могут влиять его воображение, окружающая среда и личность.

Разнообразное мышление

Как насчет решения проблем? Дивергентное мышление используется, чтобы помочь нам найти оптимальное решение, когда существует множество потенциальных решений, например, при попытке ответить или решить открытый вопрос. Есть множество вещей, которыми вы могли бы ответить, но вы хотите дать наилучший ответ.

Символическое мышление

Подумайте о том, чтобы посетить ближайший супермаркет. В своем воображении вы можете это представить? Какими улицами или дорогами вы будете пользоваться, чтобы добраться туда? Символическое мышление — это способность изобретать мысленные образы вещей, мест, событий или людей. Маленькие дети, играя с воображением, часто действуют таким образом. Игрушки и игровые наборы превращаются в представления реальных вещей. В сознании ребенка кукла превращается в настоящего младенца.

Игрушечный зверек превращается в настоящую собаку! Вы помните, что во время игры у вас была способность представлять новые миры? Младенцы в возрасте до шести месяцев не могут мысленно представлять предметы или людей. Это как если бы вещь или человек не существовали, если бы они не могли видеть это! Из-за этого ку-ку доставляет удовольствие малышам. Взрослые также должны ценить символическое мышление. Способность визуализировать пример чего-либо в нашем уме является необходимым навыком для многих профессий, задач и других видов мышления.

Критическое мышление

Критическое мышление является одним из самых трудных для освоения когнитивных процессов. Он требует реконструкции и отражения идей и опыта, чтобы мы могли интерпретировать, анализировать и делать выводы объективным и саморегулирующимся образом. Чтобы разобраться в ситуации, критически мыслящие люди должны отмежеваться от своих укоренившихся предубеждений и систем убеждений.

Рефлексивное мышление

Мы используем рефлексивное мышление, когда пытаемся справиться со сложными ситуациями. В попытке связать опыт и идеи, чтобы найти действенные ответы на проблемы, с которыми мы сталкиваемся, наш мозг перестраивает весь наш опыт, применимый к конкретной ситуации, чтобы сделать это. Следовательно, рефлексивное мышление можно рассматривать как интроспективный познавательный процесс. Рефлексивное мышление — это оглядывание прошлого и извлечение из него уроков.

Линейное и нелинейное мышление

Информация обрабатывается последовательно и последовательно, когда кто-то мыслит линейно. Это важно для решения вопросов, требующих пошаговой стратегии с четкими началом и концом. Аналитические занятия чаще всего используют этот тип мышления. При построении новых космологических теорий или уравнений математики и физики используют линейное мышление. Нелинейное мышление, с другой стороны, представляет собой стиль абстрактного мышления, который объединяет идеи и концепции из нескольких источников для решения проблемы, а не следует одной линии развития.

Критическое мышление — Психология — Оксфордские библиографии

Введение

Критическое мышление описывалось по-разному, но исследователи в целом согласны с тем, что критическое мышление включает в себя рациональное, целеустремленное и целенаправленное мышление (см. Определение критического мышления). Дайан Ф. Халперн определила критическое мышление как попытку повысить вероятность желаемого результата (например, принятия обоснованного решения, успешного решения проблемы) за счет использования определенных когнитивных навыков и стратегий. Критическое мышление — это больше, чем просто набор навыков и стратегий: это склонность к решению проблем. Критически мыслящие люди гибки, непредвзяты, настойчивы и готовы направить умственную энергию на решение сложных проблем. В отличие от людей с плохим мышлением, люди с критическим мышлением готовы признать, что они допустили ошибку в суждении, если сталкиваются с противоречивыми данными, и они гораздо меньше действуют на автопилоте, чем люди с плохим мышлением (см. Предрасположенность к критическому мышлению). Имеются убедительные доказательства того, что навыкам критического мышления и наклонностям можно научить (см. Обучение критическому мышлению). Это руководство включает в себя (а) источники, которые превозносят важность критического мышления, (б) исследования, которые определяют конкретные навыки критического мышления и концептуализации предрасположенности к критическому мышлению, (в) список лучших практик для обучения навыкам и предрасположенностям к критическому мышлению, а также (d) обзор исследований способов оценки навыков критического мышления и наклонностей (см. Оценки).

Общие обзоры

Источники, выделенные здесь, включают учебники, обзоры литературы и метаанализы, связанные с критическим мышлением. Этот вклад исходит как с психологической (Halpern, 2003; Nisbett, 1993; Sternberg, et al., 2007), так и с философской (Ennis, 1962, Facione, 1990) точек зрения. Многие из этих общих обзоров являются учебниками (Facione, 2011b; Halpern, 2003; Nisbett, 1993; Sternberg, et al., 2007), тогда как другие источники представляют собой обзорные статьи или комментарии. Большинство ресурсов предназначались для широкой аудитории, но Sternberg et al. 2007 был написан специально для критического мышления в психологии. Те, кто интересуется исторической справкой, отсылаются к Ennis 19.62, что, по мнению некоторых, возрождает современный интерес к критическому мышлению. Те, кто интересуется более поздней концептуализацией критического мышления, могут обратиться к Facione 2011a, которая представляет собой краткое введение в область критического мышления, подходящее для новичков в этой области, или Facione 1990, в которой резюмируется совместное определение критического мышления. среди философов, использующих метод Дельфи. Facione 2011b может быть ценным ресурсом для философов, преподающих курсы критического мышления или логики для широкой аудитории. Для психологов, преподающих курсы критического мышления для широкой аудитории, Halpern 2003, эмпирически основанный учебник, охватывает широкий круг тем; скоро ожидается новое издание. Fisher 2001 также предназначен для широкой аудитории и учит широкому кругу навыков критического мышления. Нисбетт 1993 решает вопрос о том, можно ли научить навыкам критического мышления, и предоставляет достаточно эмпирических данных для этой цели. Штернберг и др. 2007 — хороший ресурс для студентов-психологов, заинтересованных в том, чтобы узнать, как улучшить свои навыки научного мышления, определенный набор навыков мышления, необходимых студентам-психологам и другим естественным наукам.

  • Эннис, Роберт Х. 1962. Концепция критического мышления: предлагаемая основа исследований в области обучения и оценки критического мышления. Harvard Educational Review 32:81–111.

    Обсуждение того, как критическое мышление концептуализируется с точки зрения философа. Критиковал психологическое определение критического мышления того времени. Подчеркивает двенадцать аспектов критического мышления.

  • Фасионе, Питер А. 1990. Критическое мышление: Заявление о консенсусе экспертов для целей образовательной оценки и обучения; Резюме отчета Delphi. Милбрэй, Калифорния: Калифорнийское академическое издательство.

    Описывает движение критического мышления, определения критического мышления, согласованные философами, использующими метод Дельфи, оценку критического мышления и способы обучения критическому мышлению.

  • Фасионе, Питер А. 2011a. Критическое мышление: что это такое и почему оно имеет значение. Милбрэй, Калифорния: оценка понимания.

    Этот доступный документ дает определение критического мышления, подробно описывает конкретные навыки критического мышления и обсуждает, что значит иметь (или не иметь) склонность к критическому мышлению. Различают систему 1 (поверхностная обработка) и систему 2 (более глубокая обработка) мышления. Хороший ресурс для новичков в этой области.

  • Фасионе, Питер А. 2011b. ДУМАЙТЕ КРИТИЧНО . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.

    Написанный с философской точки зрения, этот учебник по критическому мышлению подчеркивает применение критического мышления в реальном мире и предлагает положительные примеры критического мышления. Главы посвящены индуктивным, дедуктивным, сравнительным, идеологическим и эмпирическим рассуждениям

  • Фишер, Алек. 2001. Критическое мышление: введение . Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Нажимать.

    Учебник, предназначенный для студентов колледжей, рассматривает различные типы рассуждений, причинно-следственных связей, анализа аргументов и принятия решений. Включает упражнения для студентов и преподавателей.

  • Halpern, Diane F. 2003. Мысль и знание: введение в критическое мышление . 4-е изд. Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Этот учебник, написанный когнитивным психологом, основан на теории и исследованиях в области наук об обучении и предлагает практические примеры. Главы включают введение в тему и корреляты критического мышления, памяти, мышления и языка, рассуждений, анализа аргументов, мышления как проверки гипотез, правдоподобия и неопределенности, принятия решений, развития навыков решения проблем и творческого мышления.

  • Нисбетт, Ричард Э. 1993. Правила рассуждений . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Этот текст изобилует эмпирическими доказательствами того, что навыкам критического мышления можно научить студентов и аспирантов. В каждой главе обсуждаются исследования в области рассуждений (например, статистические рассуждения, эвристики, индуктивные рассуждения) с особым акцентом на обучении применению этих навыков в повседневных задачах.

  • Штернберг, Роберт Дж., Генри Л. Редигер III и Дайан Ф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *