Мышление в психологии свойства: Свойства мышления — Психологос

Свойства мышления

Мышление представляет собой процесс, в ходе которого происходит моделирование систематических отношений окружающей среды. Существует множество других определений, которые подходят к этому процессу с разных сторон. Свойства мышления – это значимые характеристики, которые помогают лучше разобраться в сути этого явления и его направленности.

Основные свойства мышления

Благодаря конкретным свойствам человеческого мышления мы воспринимаем окружающую действительность именно так, как мы ее воспринимаем. Итак, в перечень свойств входят следующие:

  1. Основное свойство мышления – его направленность. Это говорит о том, что у него всегда есть некая конечная цель, мысли отвечают на поставленный вопрос (не всегда важный или значимый, иногда и произвольный).
  2. Мышление может быть позитивным или негативным. К каждой ситуации человек может отнестись по-разному, исходя из того, как именно он привык думать. Одни люди привыкли переживать, отмечать в происходящем только плохие стороны (негативное мышление), другие же всегда настроены на то, чтобы даже в неприятной ситуации найти плюсы (позитивное мышление). Психологи уверены: более счастливыми являются последние.
  3. Мышление может быть направленным в прошлое или в будущее. В первом случае человек склонен рассуждать на тему того, что произошло, как произошло, как следовало бы поступить и так далее. Если размышления направлены в будущее, то человек будет склонен рассуждать о том, как можно выйти из ситуации.
  4. Мышление обязательно формирует понятия. Ситуацию, явление, предмет оно стремится характеризовать, упорядочить, сравнить, найти отличия от подобных и так далее.
  5. Мышление не может быть объективным, оно всегда субъективно. Так или иначе в него всегда вмешиваются личные мысли, чувства, эмоции. Благодаря этому свойству, творческое мышление заставляет человека заниматься самовыражением посредством создания чего-либо, передающее его образы и идеи.
  6. Мышление логично. Логика может быть не всегда верно построенной. Но присутствует она обязательно.
  7. Мышление может быть развитым или не развитым. Неразвитое мышление встречается только у детей и у недалеких людей, которые не стремятся анализировать ситуацию и готовы жить, опираясь разве что только на инстинкты и простейшие потребности.
    У подавляющего большинства взрослых людей мышление развито и продолжает развиваться в течение всей жизни.

Свойства мышления в психологии характеризуют мыслительный процесс с разных сторон и позволяют глубже проникнуть в сложную суть самого явления, которое происходит ежесекундно с каждым человеком в состоянии бодрствования.

 

Статьи по теме:

Как бороться с завистью?

как известно, зависть далеко не самое светлое чувство. В этой стать мы расскажем о том, как бороться с этой деструктивной эмоцией, во избежание негативных последствий.

Белая зависть

Зависть — пагубное и разрушающее чувство, вызывающее не самые лучшие эмоции. Эта статья расскажет о причинах зависти, ее механизмах и о, так называемой, белой зависти.

Суждение в логике

Все чаще люди стали обращаться в глубь психологии, для того, чтобы осознать и до конца понять возникающие механизмы на психологическом уровне. В этой статье мы расскажем о суждении в логике.

Мышление и речь

В этой статье мы поговорим о мышлении и речи с точки зрения психологии, механизмах возникновения,их тесной связи и воздействии мышления на речь и наоборот.

 

Мышление, его виды и формы (часть 1)

Часть первая. Мышление. Как происходит мыслительный процесс

Ход урока

Изучение мышления началось сравнительно недавно, гораздо позже исследования восприятия, внимания и памяти. Это объясняется сложностью данного психического процесса, недоступностью его внутренней динамики для внешнего наблюдения. Народная пословица гласит: «Чужая голова — потемки». Долгое время единственным способом изучения мышления считалось самонаблюдение (интроспекция). Сейчас спектр научных средств изучения мышления значительно расширился: от наблюдения и самонаблюдения до лабораторного и естественного эксперимента, от тестирования мыслительных особенностей, психофизиологических способов регистрации мыслительных действий (детектор лжи) до создания компьютерных программ, способных моделировать мысли человека (компьютерный игрок в шахматы). Пока не изобретено способа узнать мысли другого человека, — мы можем только догадываться об их содержании с большей или меньшей достоверностью. Но как велико стремление человека к раскрытию этой охраняемой природой с особой тщательностью загадки! Сюжетами скольких фильмов и книг является создание аппарата для чтения мыслей (миелофон в «Гостье из будущего»), роботов-андроидов, искусственного интеллекта, телепатия! Вполне вероятно, что когда-нибудь, в результате длительной работы, это станет реальностью. Изучать мышление очень сложно, но чрезвычайно интересно.

Мышление — это сложная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, отделяющая их от случайных совпадений. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Путем умозаключения можно узнать намного больше того, что дается нам непосредственно через органы чувств. Мыслительные навыки формируются у человека только при жизни в человеческом обществе, они не даются от рождения. Известны случаи, когда человеческие дети вырастали среди животных. Их поведение ничем не отличались от звериного, и в дальнейшем почти не удавалось научить их говорить, уже не говоря о том, чтобы рассуждать и анализировать. То есть у новорожденных есть зачатки мышления, предпосылки его возникновения, но их надо развивать, чтобы человек стал человеком. Причем развиваются мыслительные способности только до определенного возраста, в дальнейшем приходится пользоваться уже сформированными умениями сравнивать, анализировать, рассуждать. Очень важно развивать ребенка в течение первого года жизни. Самым важным периодом, в течение которого развиваются психические функции (остающиеся у человека на всю последующую жизнь), является первые 5 лет жизни. В дальнейшем развить что-то оказывается намного сложнее. Мышление интенсивно развивается до юношеского возраста (20-24 года). Пик его продуктивности приходится на 30-40 лет. Затем ясность и острота ума постепенно слабеют. Но при соответствующей поддержке (умственной работе, широте интересов, социальной активности) возможно длительное поддержание мыслительных процессов на хорошем уровне. Людям среднего возраста, ведущим активный образ жизни, занимающимся интересным делом, продолжающим познавать мир вокруг себя, их ум верно служит на протяжении многих лет. У тех же, кто остановился в своем развитии, утратил интерес и цель жизни, сосредоточился на еде и отдыхе, быстро дряхлеет тело и ум. Именно с тем, что основная масса людей, вырастив детей и уйдя на пенсию, считает свою жизненную миссию выполненной и не видит смысла в дальнейшем существовании, и связан миф о том, что после 40-50 лет человек деградирует. Мышление — это функция мозга; как и любая часть тела и психики, если ею не пользоваться, она теряет свою силу.

С чего начинается мышление? Как оно возникает? Начальным моментом является проблемная ситуация, возникновение вопроса. Для решения задачи и достижения цели требуется проделать мысленную работу в несколько этапов. Наиболее сложна первая фаза — подготовка, умение увидеть проблему и осознать ее. При этом появляется чувство понимания («ага-эффект», инсайт — внезапное озарение, догадка). Происходит формулирование гипотез и выбор подходящих средств и способов. Длительность первой фазы у разных людей различна: кто-то «схватывает на лету», до кого-то «доходит» медленнее. Многие методы исследования мышления посвящены изучению именно этой фазы, например исследование активности мыслительных процессов.

Задание «Определение активности мышления». Активность мышления — это степень его продуктивности в решении задач различного типа; один из самых важных показателей, свидетельствующий о сохранности, действенности, нормальном психофизиологическом и эмоциональном состоянии человека. При низкой активности человек «не может сосредоточиться», «мысли другим заняты», «голова не работает».

Каждая задача выполняется в течение 1 минуты (учитель дает сигналы начала и завершения).

1-е задание. «Запишите в тетрадях любые женские имена (мужские имена, названия городов, рек и пр.), начинающиеся на букву Р (В, Д, О и др.)». Подсчитайте количество правильно записанных слов.

2-е задание. Подготавливаем заготовку — рисуем в тетрадях 6-8 небольших кружочков (квадратов, треугольников). Нужно будет рисовать различные объекты, включая форму кружка в рисунок. Инструкция: «Нарисуйте в течение минуты, используя кружки, объекты, относящиеся к классу „Флора“ („Спортивный инвентарь“, „Живые/неживые предметы“, „Фрукты“ и пр.)». Подсчитайте количество правильно нарисованных объектов.

3-е задание. «В течение минуты составьте и запишите предложения из четырех слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л». Например: «Постепенно Исчезли Опавшие Листья». Подсчитайте количество правильно составленных предложений.

4-е задание. Учитель рисует на доске какой-либо фрагмент без смысловой нагрузки: крест, пересекающиеся линии, спираль, волнистую линию, ромб и т.д.. Инструкция: «В течение минуты вмонтируйте этот фрагмент в как можно большее число законченных рисунков». Подсчитайте их количество.

Сравните ваши результаты с показателями общей выборки: для 1-го задания — 5 имен, для 2-го — 5 рисунков, для 3-го — 4 предложения, для 4-го — 5 рисунков. Можно подсчитать средние результаты для вашего класса.

Проводя подобную экспресс-диагностику в различное время суток — утром, днем, вечером, а также при разном эмоциональном состоянии, можно вычислить периоды своей наибольшей работоспособности.

(На следующее занятие нужно принести по коробке спичек на 2-3-х человек)

Следующая часть 2

Психология, мышление и интеллект, что такое познание?

Нервная система человека способна обрабатывать бесконечные потоки информации. Органы чувств служат интерфейсом между разумом и внешней средой, получая раздражители и переводя их в нервные импульсы, которые передаются в мозг. Затем мозг обрабатывает эту информацию и использует соответствующие фрагменты для создания мыслей, которые затем могут быть выражены с помощью языка или сохранены в памяти для будущего использования. Чтобы усложнить этот процесс, мозг собирает информацию не только из внешней среды. Когда формируются мысли, мозг также извлекает информацию из эмоций и воспоминаний (рис. ). Эмоции и память сильно влияют как на наши мысли, так и на поведение.

Ощущения и информация принимаются нашим мозгом, фильтруются эмоциями и воспоминаниями и обрабатываются, чтобы стать мыслями.

Чтобы упорядочить это ошеломляющее количество информации, мозг создал своего рода картотеку. Различные файлы, хранящиеся в картотеке, называются концепциями. Понятия — это категории или группы лингвистической информации, образов, идей или воспоминаний, таких как жизненный опыт. Понятия во многом представляют собой большие идеи, которые генерируются путем наблюдения за деталями, а также классификации и объединения этих деталей в когнитивные структуры. Вы используете понятия, чтобы увидеть отношения между различными элементами вашего опыта и сохранить информацию в своем уме организованной и доступной.

Понятия основаны на нашей семантической памяти (вы узнали об этом понятии, когда изучали память) и присутствуют во всех аспектах нашей жизни; однако одно из самых простых мест, где можно заметить концепции, — это классная комната, где они обсуждаются в явном виде. Когда вы изучаете историю Соединенных Штатов, например, вы узнаете не только об отдельных событиях, которые произошли в прошлом Америки. Вы усваиваете большое количество информации, слушая и участвуя в дискуссиях, изучая карты и читая рассказы из первых рук о жизни людей. Ваш мозг анализирует эти детали и формирует общее представление об американской истории. В процессе ваш мозг собирает детали, которые информируют и улучшают ваше понимание связанных понятий, таких как демократия, власть и свобода.

Понятия могут быть сложными и абстрактными, как правосудие, или более конкретными, как виды птиц. В психологии, например, стадии развития Пиаже представляют собой абстрактные понятия. С некоторыми понятиями, такими как толерантность, соглашаются многие люди, потому что они использовались по-разному на протяжении многих лет. Другие понятия, такие как характеристики вашего идеального друга или традиции дня рождения вашей семьи, являются личными и индивидуальными. Таким образом, концепции затрагивают каждый аспект нашей жизни, от нашей повседневной рутины до руководящих принципов, лежащих в основе функционирования правительств.

Другой метод, используемый вашим мозгом для организации информации, — это идентификация прототипов концепций, которые вы разработали. Прототип — лучший пример или представление концепции. Например, для категории гражданского неповиновения вашим прототипом может быть Роза Паркс. Ее мирное сопротивление сегрегации в городском автобусе в Монтгомери, штат Алабама, является узнаваемым примером гражданского неповиновения. Или вашим прототипом может быть Мохандас Ганди, которого иногда называют Махатма Ганди («Махатма» — почетный титул) (рисунок).

В 1930 году Мохандас Ганди возглавил группу мирных протестов против британского налога на соль в Индии.

Мохандас Ганди служил ненасильственной силой за независимость Индии, одновременно требуя, чтобы буддийские, индуистские, мусульманские и христианские лидеры — как индийские, так и британские — мирно сотрудничали. Хотя ему не всегда удавалось предотвратить насилие вокруг себя, его жизнь представляет собой стойкий пример прототипа гражданского неповиновения (Фонд конституционных прав, 2013). Точно так же, как понятия могут быть абстрактными или конкретными, мы можем провести различие между понятиями, являющимися функциями нашего непосредственного опыта взаимодействия с миром, и понятиями, имеющими более искусственную природу.

Мышление по принципу «все или ничего» чаще встречается у людей с тревогой, депрессией и суицидальными мыслями — Ассоциация психологических наук — APS

Черно-белое мышление разделяет мир на крайности: хорошее и плохое, да и нет. Эта двойственность может помочь нам понять мир, но правда в том, что к большинству вещей можно подходить с разных точек зрения, добавляя оттенки серого к четким ответам. Тенденция игнорировать эти альтернативы и сложности, известная как абсолютистское мышление, может способствовать формированию проблемных моделей мышления.

Абсолютистское мышление, или мышление в терминах тотальности, передается такими словами, как «всегда», «ничего» или «полностью», и часто появляется в мыслительных процессах людей с диагнозом расстройство пищевого поведения (ЭП) и аффективным расстройством. расстройства, такие как пограничное расстройство личности (ПРЛ) и суицидальные мысли. Понимание того, как люди, страдающие аффективными расстройствами, думают, а не только то, что они думают, представляет интерес для когнитивных психологов. Прошлые исследования показывают, что два аспекта языка — слова с отрицательными эмоциями и использование местоимений от первого лица — связаны с депрессией и другими аффективными расстройствами. Однако то, как человека пишут о своем опыте, может служить имплицитным маркером когнитивных процессов.

В статье в Clinical Psychological Science исследователи Мохаммед Аль-Мосаиви и Том Джонстон объясняют, что «смещение акцента на то, как мы думаем, а не на то, что мы думаем, может дать более глубокое понимание возможных когнитивных механизмов, лежащих в основе аффективных расстройств».

В своей статье Аль-Мосаиви и Джонстон представляют исследование, посвященное изучению абсолютистского мышления и его связи с различными аффективными расстройствами. Только предварительная эмпирическая работа исследовала его связь с другими аффективными расстройствами, такими как тревога и депрессия, даже несмотря на то, что он рассматривается в когнитивной терапии этих расстройств.

Аль-Мосаиви и Джонстон провели три исследования для изучения абсолютистского мышления, используя компьютерную программу для анализа текстов 63 интернет-форумов и сообщений от более чем 6000 участников. Форумы позволяли наблюдать за естественным языком, увеличивая обобщаемость, которую не обеспечивал структурированный формат ответа.

Исследователи разработали для программы абсолютистские и неабсолютистские словари. Абсолютистский словарь содержал такие слова, как «полностью» и «целиком», в то время как неабсолютистский словарь определял такие слова, как «скорее» и «несколько». Программа контролировала ложные срабатывания, такие как отрицание перед абсолютистским словом (то есть «не совсем»).

Во всех трех исследованиях программа создала индекс, основанный на проценте абсолютистских слов, используемых в группе форума. Чтобы исключить другие факторы, связанные с аффективными расстройствами, такие как отрицательные эмоции и личные местоимения, упомянутые выше, программа также прогнала сообщения по 73 другим ранее существовавшим словарям.

В первом исследовании исследователи сравнили форумные группы людей, страдающих тревогой, депрессией и суицидальными мыслями. Чтобы устранить потенциальные смешанные характеристики, исследователи создали «общие» группы сравнения, которые включали форумы для контроля пола (например, Ladies Lounge, Askmen), возраста (например, студенческая комната для молодой группы и форум пенсионеров для старшей группы), хронических заболеваний. физические болезни (форумы по астме и диабету) и рак (форма тяжелого физического и психологического расстройства). Абсолютистское словесное содержание каждого из этих форумов не различалось, что позволило исследователям объединить эти общие группы в единую контрольную группу.

Группы с тревогой, депрессией и суицидальной идеологией имели значительно более высокие показатели абсолютизма, чем контрольная группа.

Кроме того, абсолютистский индекс для форума суицидальных мыслей был значительно выше, чем для форумов, посвященных тревоге и депрессии. Сравнив абсолютистский словарь с 73 альтернативными словарями и неабсолютистским словарем, исследователи обнаружили, что абсолютистский словарь был самым сильным индикатором групп тревоги, депрессии и суицидальных мыслей.

Авторы отмечают, что словари для «негативных эмоций», «грусти», «аффекта» и «чувства» сообщают о более высоких абсолютистских индексах в тревоге и депрессии, чем в форуме суицидальных мыслей, парадоксальный результат, который несовместим с убеждением, что люди с суицидальными мыслями имеют большее количество негативных эмоций.

Второе исследование показало, что абсолютистские слова отражают абсолютистское мышление, а не психологическое расстройство. Авторы сравнили форумные группы для ПРЛ и ЭД, которые тесно связаны с абсолютистским мышлением, с двумя группами, связанными с аналогичными негативными эмоциями, но менее связанными с абсолютистским мышлением: посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и шизофренией.

Группы с ПРЛ и ЭД имели значительно более высокие показатели абсолютизма, чем группы с посттравматическим стрессовым расстройством и шизофренией. Группа с суицидальными мыслями из первого исследования также имела гораздо более высокий индекс абсолютизма, чем группы с ПРЛ и ЭД.

В третьем исследовании исследователи проанализировали подфорумы депрессии и суицидальных мыслей у людей, выздоравливающих от этих расстройств, чтобы определить, сохраняется ли абсолютистское мышление как возможная когнитивная уязвимость для переживания другого эпизода в будущем. Абсолютный индекс подфорумов восстановления был значительно выше, чем у контрольных групп из первого исследования. Этот результат особенно важен, поскольку он предполагает, что люди продолжают демонстрировать когнитивную уязвимость, связанную с расстройствами, даже когда они выздоравливают.

Некоторые аспекты дизайна исследования могут ограничивать интерпретацию и применение результатов. В частности, наблюдательный дизайн исследования предлагает низкий экспериментальный контроль. Аль-Мосаиви и Джонстон также отмечают, что, помимо базовой проверки, они не смогли подтвердить, действительно ли каждый человек был представителем группы.

Кроме того, абсолютистский индекс нельзя использовать в качестве диагностического или клинического инструмента, поскольку он является просто средством наблюдения и сравнения между группами. В отдельной статье Аль-Мосаиви и Джонстон объясняют, что «конечно, можно использовать язык, связанный с депрессией, не будучи в депрессии».

Будущие исследования могут использовать альтернативный дизайн, гарантирующий, что участники представляют интересующие их группы, а также включающие меры, учитывающие их мотивацию к письму. Поскольку абсолютистское мышление также варьируется внутри человека и, таким образом, влияет на аффективные симптомы, исследователи также должны проверить экспериментальные манипуляции абсолютистским мышлением на отдельных участниках.

Ссылки

Аль-Мосаиви, М., и Джонстон, Т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *