Мышление в психологии: Виды мышления — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Мышление и речь

Учебная литература по юридической психологии


 

Пашин В.М., Деулин Д.В., Маслак О.Н.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.

Учебное пособие
Домодедово, 2013.

 


Мышление — это процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Оно дает возможность юристу познать такие стороны объективной действительности, которые скрыты от его глаз.

Мышление — познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни. Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функции, то есть, функции общения.

Особое значение приобретает выражение мышления в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы — всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее поняли другие люди. «Мышление, — писал И.П. Павлов, — ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация — это есть момент рождения мысли»[1].

Мышление человека непрерывно связано с речью. Ведь мыслим мы словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, как правило, на родном языке, то есть мышление происходит, по сути, в речевой форме.

Мышление по своей природе социально, то есть познание человеком окружающего мира, его умственное развитие совершаются путем усвоения знаний, выработанных до него человечеством в процессе общественно — исторического развития и закрепленных с помощью языка и письменной речи и переданные ему во время воспитания, учебы, жизнедеятельности.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является ребенок Виктор, выросший в джунглях и описанный Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды — человеческого общества[2].

Л.С. Выготский замечает, что «…речевое мышление представляет собой не природную, натуральную форму поведения, а форму общественно-историческую и потому отличающуюся в основном целым рядом специфических свойств и закономерностей, которые не могут быть открыты в натуральных формах мышления и речи»

[3].

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, конкретизации.

Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность — у одних к анализу, у других к синтезу.

Абстракция — это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) — это отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества.

Мыслительная деятельность протекает в определенных формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.

Понятие — это такой вид мышления человеком, при котором отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений (например, понятия «металл», «атом»), закрепленных словом; то есть

понятие присуще всем однородным предметам и явлениям; может расширяться, углубляться, изменяться.

Суждение — это вид мышления человека, который содержит простейшие утверждения или отрицания какого-либо положения (например, эта река — судоходная), позволяющий устанавливать связи между познаваемыми феноменами. Но для того чтобы высказать суждение, человек должен знать содержание понятий, входящих в состав суждения (например, психика — функция головного мозга). В итоге истинность суждений проверяется практикой человека.

Умозаключение — это сложная мыслительная деятельность, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим или частным выводам (например, постановка диагноза при заболевании). Человек в своей деятельности пользуется двумя видами умозаключений: индуктивным и дедуктивным.

Индукция — это способ рассуждения человека от частных суждений к общему суждению (например, к общим правилам).

Дедукция — это способ рассуждения человека от общего суждения к частному суждению (например, отдельных явлений).

Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словеснологическое мышление.

Наглядно-действенное мышление называют еще практически действенным, или просто практическим мышлением. Оно протекает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических производственных задач, с организацией учебного процесса. Как замечает Ж. Пиаже, этот тип мышления «представляет собой, прежде всего, мысленно осуществленное действие: перелить, привести в соответствие, включить, расположить в ряд и т. д. — все это пока еще схемы действия, в которых представление ассимилирует реальную действительность»

[4].

Наглядно-образное мышление связано с решением мыслительных задач, основанных на образном материале. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образное мышление тесно связано с практическим мышлением.

Словесно-логическое мышление называют еще отвлеченным, или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высокий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.

Особенности мыслительной деятельности человека.

Процесс мышления у людей неодинаков. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности — это, прежде всего, результат развития ума каждого человека в процессе жизни и ее познания, воспитания, образования, трудовой деятельности. Безусловно, развитие этих особенностей также зависит от типа темперамента, динамики основных нервных процессов возбуждения и торможения, и, наконец, от преобладания первой или второй сигнальной системы.

Наиболее существенными качествами мышления (ума) человека являются широта и глубина, самостоятельность и критичность, гибкость, быстрота и продуктивность ума. Они в процессе жизни становятся своеобразными свойствами личности человека. Рассмотрим эти качества подробнее.

Широта ума — определяет обширность познания человеком окружающей его действительности, во всестороннем и творческом подходе к изучаемым вопросам теории и практики. Это качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях.

Глубина ума — заключается в умении человека проникнуть в сущность сложнейших вопросов жизни, науки, искусства, ремесла. При этом ему свойственно понять причины возникновения тех или иных явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие и находить пути и способы познания окружающей действительности.

Развитие широты и глубины ума обуславливается интеллектом человека, его опытом и знаниями, практической деятельностью, наличием устойчивых познавательных процессов.

Самостоятельность мышления — характеризуется умением личности находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей. Но людям свойственны также сознательное понимание и творческое применение опыта и знаний других. Человек, не обладающий самостоятельным мышлением, усваивает чужие знания и опыт, опираясь исключительно на готовые формулы, шаблоны и трафареты, не стремясь находить собственные пути и способы их решения.

Критичность ума — определяется умением человека объективно оценивать свои и чужие мысли, дела и поступки, доказывать и проверять выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые. Он стремится их проверить на практике. Критичный ум — это, прежде всего дисциплинированный ум, строгий и ответственный, ничего не принимающий на веру, особенно то, что он познает и усваивает; который при суждениях, несоответствующих действительности, не колеблясь, отбрасывает их и ищет новые доказательства и методы решения.

Гибкость ума — характеризуется у человека легкостью свободой мысли при выборе способа решения новых задач, умением при необходимости быстро переключаться с одного способа решения на другой.

Быстрота ума — это способность человека разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять оптимальное решение. Находчивые и сообразительные — это люди с быстрым умом. В то же время быстрота мышления — результат всестороннего развития умственных способностей человека. Она зависит от знания предмета, образования, опыта, темперамента, степени владения логическим мышлением, развития мыслительных навыков, индивидуального темпа мыслительной деятельности (в основе которой лежит ее большая подвижность в коре головного мозга).


Психологи выделяют также и торопливость ума — но это уже отрицательный признак, при котором доминирует своеобразная лень ума, отсутствуют критика, воля и привычка к длительной и упорной работе. Человек с ленивым умом стремится меньше думать, быстрее перестает мыслить. В принципе это — поверхностный ум с односторонним мышлением и более прямолинейным рассмотрением проблемы.

Продуктивность ума — это обобщенная функция памяти человека, складывающаяся из ее объема, быстроты запоминания, точности воспроизведения, длительности сохранения (ретенции) и готовности.

Таким образом, несмотря на то, что мышление человека носит обобщенный характер, в то же время оно имеет дело с признаками предмета, отражает общие закономерности, связи между ними, дает возможность знать и судить о том, что личность непосредственно не наблюдает и не воспринимает; но может предвидеть ход событий и предполагать результаты действия в будущем.

Речь и речевой процесс являются средством передачи мысли, орудием общения людей, способом передачи чувств и переживаний от одного человека другому. Как известно, мышление также осуществляется в речевой форме.

В то же время язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Язык и речь представляют единое целое. Но если люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком (например, каким в настоящее время является латынь). «История развития языка, — как отмечает А.Р. Лурия, — является историей эмансипации слова от практики, выделения речи как самостоятельной деятельности, наполняющей язык и его элементы — слова — как самостоятельной системы кодов, иначе говоря — историей формирования языка в таком виде, когда он стал заключать в себе все необходимые средства для обозначения предмета и выражения мысли»[5].

Речь всегда связана со всеми психическими процессами: восприятием, наблюдением, запоминанием и т.д. Большое значение в речи придается интонациям. Именно ее оттенки помогают передавать свои чувства людям.

Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Люди воспринимают слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые сигналы, произносят сами звуки при помощи мышечного голосового аппарата. Речь опирается на координированную работу нервных клеток коры головного мозга, в которой участвуют три центра речи (слуховой, двигательный, зрительный).

Речь в деятельности юриста выступает как носитель информации и как средство воздействия. Воздействие при помощи речи бывает разных типов: воздействие человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию и др. Речевая деятельность работника юридического труда — это главным образом воздействие человека на человека и человека на группу[6].

Виды речи. По особенностям и функционированию различают речь внешнюю (устную и письменную) и речь внутреннюю.

Устная речь — это обычная звуковая разговорная речь, которая используется при непосредственном общении людей; она может быть диалогической (диалог, беседа) и монологической (монолог, лекция, доклад).

Письменная речь — эта речь, которая изображается графически, с помощью знаков, и должна быть развернутой и связанной, с полным выражением мысли, действий, намерений, желаний, обстановки и т.д. Она отличается от устной способами и средствами выражения, способствует и закрепляет познавательную деятельность в культуре, истории и т.д.

Внутренняя речь — это речь внутри себя, которая используется в процессе мышления, как правило, на основе родного языка даже тогда, когда человек ее не произносит. Перед тем как выразить мысль устно или письменно, человек проговаривает ее про себя во внутренней речи. Она более короткая, свернутая, не требует развернутых словесных формулировок. При решении мыслительных задач повышается и активность органов речи, но процесс внутреннего проговаривания увеличивается по времени.

Ю.В. Чуфаровский указывает на специфику речи человека, занятого «юридическим ремеслом». По его мнению такая речь должна передавать знания, содействовать переходу их в убеждения. Она должна учить, воспитывать, иметь цель повлиять на личность и коллектив, на их настроение, мнения, интересы, поведения и чувства. Для достижения целей устного выступления работнику юридического труда нужна высокая речевая и умственная культура. Его речь по содержанию должна быть научной, соответствовать правовым нормам, а по форме — логичной, яркой, образной. Юристу нужно умело связывать содержание своего выступления с жизнью, учитывать состояние и запросы слушающих его людей, пользоваться различными языковыми средствами выразительности (паузы, интонации, ударения и т.п.). Успех такого выступления зависит и от его знаний, профессионального опыта, искренности, свободного владения материалом, самообладания, выдержки, правильного внешнего выражения своих чувств[7].

Речь и личность человека. Установлено, что индивидуальные особенности речи в известной степени отражают особенности личности человека. Содержание речи, преобладающая тематика его разговоров в той или иной степени подтверждают эти особенности.

Личность проявляется и во внешних особенностях речи: в наиболее часто употребляемых выражениях, в стиле речи, искренности, лживости, культуре речи, жестикуляции и т.д. В то же время речь может показать и умственную ограниченность человека, несдержанность, болтливость, а также скрытность, и его замкнутость.

Таким образом, мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).



[1]  Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.,1951. Т. 3. С.232.

[2]   См.: Столяренко Л. Д. Указ. раб.

[3]  Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М., 1999. С.92.

[4] Пиаже Ж. Психология интеллекта: пер. с англ. А.М. Пятигорского. СПб., 2003. 36

[5] Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1998. С.31. 38

[6]  См.: Чуфаровский Ю.В. Указ. раб.

[7]   См.: Там же.






НАВЕРХ

что это такое простыми словами, как развить

Критическое мышление — это способность мыслить рационально, подвергать факты сомнению и находить связи между разными идеями.

Разберемся, кому пригодится критическое мышление и какие навыки нужны, чтобы ему научиться. В конце бонус — конкретные методики развития и список интересных материалов по теме.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

Что такое критическое мышление?

Кому нужно критическое мышление?

В жизни
В учебе
В работе

Почему людям не нравится проверять каждый факт?

5 стадий процесса критического мышления

5 навыков критического мышления

Наблюдательность
Способность анализировать
Умение делать выводы
Навыки коммуникации
Креативность

Развитие критического мышления — технологии, приемы, упражнения

Отличаем факты от мнений
Методика «5W+H»
Методика IMVAIN

Что почитать и посмотреть — список книг и видео

Почитать
Посмотреть
Оценить свой уровень критического мышления

Что такое критическое мышление?

Простыми словами критическое мышление — это умение сомневаться в любой полученной информации. Это еще и важный soft skill (гибкий навык), так как люди, способные мыслить критически:

  • внимательны,
  • видят причинно-следственные связи между явлениями,
  • замечают ошибки в рассуждениях,
  • умеют подбирать аргументы,
  • легко доказывают свою точку зрения,
  • могут подвергать сомнению даже собственные убеждения и ценности.

Такого человека сложно запутать — он замечает нестыковки, нарушения логики и манипуляции фактами.

Читайте также: Что такое soft skills — 7 главных навыков, которые делают любого специалиста ценнее

Кому нужно критическое мышление?

Критическое мышление нужно всем, кто хочет адекватно воспринимать информацию, не попадаться на фейки и принимать верные решения. Оно пригодится в учебе, работе и повседневной жизни.

В жизни

В повседневной жизни критическое мышление помогает «фильтровать» информацию, не попадаться на ложные сообщения и принимать верные решения. Эта способность влияет на психологическое и физическое здоровье, финансы, личные отношения. 

Изображение: мультфильм «Сказка о золотом петушке» киностудии «Союзмультфильм»

Человек с развитым критическим мышлением не будет покупать акции по советам в Интернете или принимать лекарство, если в рекламе настойчиво обещают, что оно избавит от всех болезней. Он определит проблему, обратится к другим источникам, построит общую картину и только тогда примет решение.

В учебе

Школьная программа отстает от науки и не может дать ученику весь нужный объем информации. К тому же ребенок запоминает далеко не все, что рассказывали на уроке. Университет дает более адекватные знания, но только в узкой сфере — данные могут устареть уже через несколько лет.

Оставаться образованным и разносторонним человеком поможет критическое мышление, умение пользоваться поисковыми сервисами, находить нужную информацию и отличать авторитетные источники от недостоверных.

В работе

В 2020 году Всемирный экономический форум опубликовал отчет о будущем профессий. В нем говорится, что критическое мышление — один из самых востребованных навыков при приеме на работу в ближайшие пять лет. Он входит в топ 4 навыка, важных для соискателя к 2025 году.

В топ 15 навыков для 2025 года критическое мышление находится на 4 месте. Изображение: Future of Jobs Survey 2020

На высокооплачиваемых должностях востребованы люди, которые могут принимать нестандартные решения. В этом поможет критическое мышление — оно позволяет изучить проблему с разных сторон и увидеть то, что упускают коллеги.

Читайте также: 5 советов менеджерам по подбору персонала

Почему людям не нравится проверять каждый факт?

В психологии есть понятие когнитивной легкости. Это механизм адаптации, который помогает не находиться в постоянном стрессе. Мозг считает, что все знакомое — это хорошо, а незнакомое — плохо. Поэтому мы должны насторожиться и напрячься, если столкнемся с чем-то новым.

В состоянии когнитивной легкости вы чувствуете себя комфортно, вам нравится то, что вы видите и вы верите тому, что слышите. Это легко и приятно, но иногда мешает критически оценить ситуацию.

Например, если вы приходите в магазин в новой стране и видите много незнакомых товаров, вы, скорее всего, неосознанно выберете тот, который встречали на рекламных постерах. И не важно, что другие марки могут быть лучше.

Так же и с информацией: если мы слышали какой-то тезис несколько раз, он кажется нам верным — так формируются предубеждения и стереотипы.

Например, человек не любит есть цветную капусту. Он не послушает тех, кто говорит о пользе овоща, зато с удовольствием будет делиться новостью о заражении цветной капусты вредителями. Это называется мотивированным рассуждением.

Если человек еще не сформировал мнение по вопросу, он, скорее всего, доверится большинству. Это подтверждает серия экспериментов Соломона Аша, которую ученый провел в 50-х годах прошлого века.

Аш предлагал студентам поучаствовать в тесте на остроту зрения. На самом деле он проверял, пойдут ли испытуемые на поводу у мнения большинства.

Во время эксперимента в аудиторию рассаживали от семи до девяти участников — все, кроме одного, были подставными. Им показывали две карточки с вертикальными линиями. Нужно было определить, какая из линий на второй карточке той же длины, что линия на первой карточке. Таких пар карт показывали несколько. 

Одна из карточек, которые показывали участникам эксперимента Аша

Подставные участники намеренно называли неверный ответ, и сопротивляться мнению большинства оказалось тяжело. Из 123 испытуемых ни разу не ошиблись только 29. Но если студентам никто не противоречил, они выбирали верный ответ в 99% случаев.

В конце эксперимента с участниками провели интервью. Испытуемые считали, что большинство не может ошибаться, поэтому искали ошибку в себе. Кто-то думал, что неправильно понял инструкцию, кто-то посчитал, что у него ухудшилось зрение, а кто-то — что смотрел на рисунок не с того ракурса.

Этот эксперимент показывает, что человек склонен подчиняться мнению большинства, даже если подозревает, что они неправы. Хорошая новость в том, что теперь вы знаете об этом эффекте и можете более критически подходить к любой информации.

Читайте также: Эпистемология: откуда вы знаете, что знаете то, что знаете?

5 стадий процесса критического мышления

Саманта Агус, лектор TED-ed, выделяет пять стадий критического мышления. По ее мнению, таким алгоритмом можно пользоваться, чтобы решить любую проблему.

Стадии критического мышления согласно профессору Саманте Агус
  1. Определение проблемы и постановка цели. Например, вы хотите зарабатывать больше. Вам это нужно, потому что вы нуждаетесь в деньгах или потому что вы хотите повысить свой статус? Дальнейшая стратегия будет отличаться в зависимости от ответа на этот вопрос.
  2. Сбор информации. Так вы сможете узнать разные мнения и будете лучше разбираться в вопросе.
  3. Применение информации. Из всей информации нужно отобрать более достоверную и логичную — в этом помогут методики критического мышления, которые мы описываем дальше.
  4. Оценка последствий. Возможно, в моменте решение может казаться удачным, но в перспективе оно окажется не таким уж хорошим. Например, за первые 835 дней своего президентства Дональд Трамп озвучил 5 276 неправдивых высказываний. Можно ли было это предугадать, изучив предыдущие выступления миллионера? Люди, которые голосовали за него, об этом вряд ли задумывались.
  5. Изучение альтернативных точек зрения. Подумайте, чем руководствуются люди, которые придерживаются противоположных взглядов. Так вы сможете оценить плюсы других вариантов и принять более рациональное решение.

Читайте также: Полон сил и энергии: продуктивный день за 6 шагов

5 навыков критического мышления

Наблюдательность

Наблюдательные люди могут быстро идентифицировать новую проблему и найти ее причины. Часто они могут предсказать трудности еще до того, как они появится.

Например, весной 2022 года Илон Маск захотел купить Twitter — ему очень нравилась эта социальная сеть и он хотел вкладываться в ее развитие. Прежде, чем совершить сделку, Маск хотел убедиться, что Twitter не более 5% фейковых аккаунтов.

По оценке компаний SparkToro и Followerwonk в сервисе оказалось 19,42% ботов — это в четыре раза больше, чем рассчитывал предприниматель. Маск приостановил покупку. Если бы Илон поддался эмоциям, а не критическому мышлению, он мог бы нерационально потратить $44 000 000 000.

Твит Илона Маска: «Twitter утверждает, что >95% ежедневно активных пользователей — настоящие, уникальные люди. У кого-нибудь есть такое ощущение?»

Способность анализировать

Способность анализировать помогает понять, какая информация и факты важны для решения проблемы. Люди, обладающие этим навыком, ищут данные и исследования по проблеме и проверяют все факты.

Например, маркетологи компании Lucky Charms проанализировали целевую аудиторию и обнаружили, что их хлопья с зефиром покупают не только родители для детей, но и люди более старшего возраста — все дело в ностальгии по вкусу. Таких потребителей оказалось 40%. Если бы не это исследование, Lucky Charms могли потерять часть аудитории.

Изображение: Leah Kelley для Pexels

Умение делать выводы

Этот навык помогает обрабатывать собранную информацию и получать ответы на заданные вопросы.

Например, сразу после основания компания Mountain Dew продавала газировку только альпинистам и жителям горных деревень. Целевая аудитория была слишком маленькой, но в компании вовремя поняли, что напиток понравится геймерам — все из-за наличия кофеина. Mountain Dew изменили целевую аудиторию, и продажи напитка выросли.

Изображение: Anil Xavier для Unsplash

Навыки коммуникации

Общение — один из способов овладеть критическим мышлением. В диалоге человек высказывает, а иногда и доказывает свою точку зрения. Если это сделать легко, значит, он достаточно осведомлен в теме.

Общение помогает обнаружить пробелы в знаниях или недостаток логики в рассуждениях. Когда проблема обнаружена, с ней можно работать.

Изображение: Elevate Digital для Pexels

Навыки коммуникации важны, когда приходит время обсуждать проблемы и их возможные решения с другими людьми. Например, генеральный директор компании хочет продвигаться в новой социальной сети. Он приходит с этой идеей к маркетологу, показывает кейсы других компаний и предлагает повторить их успех.

Маркетолог с развитым критическим мышлением замечает, что все эти кейсы опубликованы от лица самой площадки. Он ищет другие источники информации и находит много независимых отзывов о том, что компания завышает реальную статистику охватов и переходов.

Маркетолог показывает эти отзывы руководителю и предлагает альтернативное решение. Компания не потратит деньги зря, а руководитель поймет ошибку и в следующий раз изучит разные источники информации.

Креативность

Креативность — это способность посмотреть на проблему с другой стороны и предложить необычное решение.

Например, бренд Gucci ориентировался только на зрелых состоятельных людей, потому что только они могли позволить купить себе дорогие вещи. Затем в компании стали думать шире — бренд стал позиционировать себя как прогрессивный и завоевал более молодую аудиторию.

Скриншот с официального сайта Gucci: коллаборация с Adidas ориентирована на более молодую аудиторию

Читайте также: 8 компаний, сменивших свою целевую аудиторию

Развитие критического мышления — технологии, приемы, упражнения

Критическое мышление не появляется в один момент. Это не похоже на таблицу умножения, которую мы учим в школе раз и навсегда, — навык нужно вырабатывать систематически и намеренно. Вот некоторые приемы, которые помогут развить критическое мышление.

Отличаем факты от мнений

Факт — это неоспоримая информация, которая подкреплена данными. Его можно проверить и подтвердить.

Мнение основано на личном опыте и его можно отличить по обилию прилагательных, которые не несут конкретного смысла. Например «успешный», «плохой», «эффективный», «полезный», «вредный».

Как отличить факт от мнения: примеры

Иногда мнение может маскироваться под факт. Это случается, если говорящий называет цифры «для красного словца».

Например, утверждение «90% текстов не приносят пользы людям» — это мнение. Никто не собирал все тексты в мире и не проверял, полезные они или нет. Тем более, что четких критериев полезности нет.

Методика «5W+H»

Метод представляет собой 6 вопросов, которые помогают удостовериться в правдивости информации или, наоборот, опровергнуть ее. Эти вопросы часто используют в науке, журналистике и расследовании преступлений. Ни на один из этих вопросов нельзя ответить «да» или «нет» — требуются только факты.

Попробуйте взять любую новость из Интернета и ответить на эти вопросы:

  • What? — Что произошло?
  • When? — Когда это произошло?
  • Where? — Где это произошло?
  • Why? — Почему это произошло?
  • Who? — Кто рассказал о происшествии?
  • How? — Как это произошло?

Если ответы вас устроили, скорее всего, новости можно доверять. 

Метод 5W+H позволяет получить полное представление о событии с помощью шести вопросов

Полезно также спросить себя, какие ощущения вы испытываете от полученной информации. Если вас захлестнули сильные эмоции, например страх, гнев, радость или эйфория, возможно, вами пытаются манипулировать. Подумайте, чем это может быть выгодно тому, кто сообщил новость.

Методика IMVAIN

Когда вы проверили новость, оцените источник, который ее сообщил. Сделать это можно по таким критериям:

  • Independent — независимость. Какой источник сообщает информацию? Может ли он преследовать личные интересы при распространении информации? Что он получит, если информация станет «вирусной»?
  • Multiple Sources — множественность источников. Есть ли другие источники, которые сообщают эту информацию? Могут ли все они преследовать общие интересы? А есть те, кто эту информацию оспаривают? Если источник один, то почему?
  • Verify — подтвержденность. Можно ли проверить эту информацию?
  • Authoritative — авторитетность. Можно ли верить источнику? Замечали ли его раньше в искажении фактов?
  • Informed — информированность. Был ли источник информации очевидцем событий? Если нет, откуда он получил информацию?
  • Named source — имя или название. Источник называет себя или он анонимный? Появлялся ли этот источник раньше? Анонимность источника может повлиять на достоверность информации?
Метод IMVAIN — это шесть критериев, по которым можно проверить источник информации

Этим критериям должна соответствовать не сама новость или информация, а источник, который ее опубликовал. Если вы не можете ответить хотя бы на два вопроса из шести, сказанному лучше не доверять.

Читайте также: Психология рынка: рекламные слова для привлечения клиентов

Что почитать и посмотреть — список книг и видео

Почитать

1. Книга Тома Чатфилда «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение».

Эта книга — практическое руководство о том, как анализировать информацию. Автор перечисляет конкретные признаки лжи и дает пять приемов критического мышления. В книге много примеров, а еще она написана с юмором.

2. Книга Даниэля Канемана «Думай медленно… Решай быстро».

Автор книги — нобелевский лауреат. С точки зрения психологии он рассказывает, как мы думаем и какие ошибки допускаем.

Часть исследований, которые проводил Канеман, невозможно повторить, поэтому некоторые фрагменты книги признали некорректными. Этот факт нельзя не упомянуть, если мы говорим о критическом мышлении, однако книга все равно стоит внимания.

3. Книга Аси Казанцевой «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов»

Научная журналистка Ася Казанцева исследует 12 спорных вопросов с научной точки зрения. Она опирается только на серьезные источники, которые приведены в конце книги.

Ее основная цель — не просто рассказать, что думает научное сообщество по тому или иному вопросу, но и показать, как она это выяснила. В конце книги Ася дает конкретные рекомендации, по каким признакам можно определить качественную научную статью.

Посмотреть

1. Лекция НИУ ВШЭ «Критическое мышление как навык XXI века»

Лектор — Тарас Пащенко, заместитель руководителя Школы философии НИУ ВШЭ и соавтор книги «Критическое мышление: Железная логика на все случаи жизни».

В часовой лекции он рассказывает о том, почему в современном мире любую информацию нужно воспринимать критически. Тарас начинает выступление с нескольких задачек, которые сразу помогут понять, достаточно ли у вас развито это умение.

2. Выступление Джулии Галеф на конференции TED «Почему вы думаете, что правы, даже когда ошибаетесь» есть русские субтитры

Джулия — основательница «Центра прикладной рациональности» и ведущая подкаста «Rationally Speaking». На выступлении она разбирает феномен мотивированного рассуждения.

За 11 минут она рассказывает и анализирует историю Альфреда Дрейфуса — французского офицера, которого обвинили в шпионаже только за то, что он еврей.

3. Лекция Александра Панчина о важности критического мышления

Александр Панчин — старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН. За 1 час и 20 минут Александр рассказывает об особенностях нашего мышления и его ловушках.

Лектор обращается к современным исследованиям. В середине выступления он даже сравнивает человеческую веру в приметы с поведением голубей — и это тоже подкреплено научными доказательствами.

Оценить свой уровень критического мышления

Чтоб понять, насколько развито ваше критическое мышление, пройдите тест от Школы критического мышления Никиты Непряхина. Он бесплатный и займет около 30 минут.

Тест состоит из 26 вопросов и оценивает восемь компетенций, например, логику, контроль над эмоциями и способности к анализу и синтезу.

Высоких вам конверсий! 

01-06-2022

Что такое критическое мышление в психологии?

В этой статье вы узнаете, чему можно научиться с помощью Shortform. В Shortform есть лучшие в мире справочники по более чем 1000 научно-популярных книг, а также другие ресурсы, которые помогут вам ускорить процесс обучения.

Хотите учиться быстрее и становиться умнее? Подпишитесь на бесплатную пробную версию здесь.

Что такое критическое мышление в психологии? Что вы можете сделать, чтобы улучшить свои навыки критического мышления?

В психологии критическое мышление представляет собой активный процесс мышления, который включает в себя понимание и применение различных уровней познания для улучшения понимания. В частности, критическое мышление включает в себя оценку информации на предмет слабых сторон, недостатков и несоответствий.

Ниже мы рассмотрим, что такое критическое мышление, что происходит, когда его не хватает, и почему современная культура его не поощряет. Затем мы дадим несколько советов по развитию навыков критического мышления.

Рассуждая, мы естественным образом полагаемся на обычное мышление и нашу интуицию, которая представляет собой нашу способность рассуждать подсознательно. Однако обычное мышление и интуиция формируются из негибких предположений, а это значит, что они могут быть жесткими.

Например, практика кровопускания — взятия чьей-либо крови в лечебных целях — была частью традиционной медицинской практики, потому что она четко согласовывалась с юморизмом, теорией о том, что мы состоим из четырех дош (кровь, слизь, черная желчь и желтая желчь). Поскольку юморизм был укоренившимся предположением, он привел к твердой вере в эффективность кровопускания примерно на 3000 лет, пока эта практика не была в значительной степени дискредитирована в конце 1800-х годов.

В свете этой негибкости традиционное мышление и интуиция могут ввести нас в заблуждение в ситуациях, когда они неуместны. Например, в случае кровопускания общепринятые предположения юморизма ввели врачей в заблуждение, заставив их причинить вред своим пациентам.

Хотя в наши дни ничего подобного не произойдет, этот пример иллюстрирует, что происходит, когда мы полагаемся на традиционное мышление и интуицию вместо критического мышления: мы верим в то, во что не должны верить, и это может быть опасно.

В наши дни отсутствие навыков критического мышления заставляет людей делать вредные псевдонаучные заявления. Многие люди верят, что среди нас есть инопланетяне, или что кристаллы содержат некую форму космической энергии, которую можно использовать, и что где-то в глубинах океана находится затерянный город Атлантида. Такие убеждения взывают к нашим эмоциям — они могут вселить в нас чувство удивления, отход от обыденности нашей повседневной жизни.

Однако такие сверхъестественные и псевдонаучные убеждения могут причинить немалый вред. По мере того как они становятся более распространенными, растет и наше чувство доверчивости — наша склонность верить во что-то без доказательств. Доверчивое общество будет менее критично и менее открыты, потому что большинство из нас просто верят в то, во что хотят верить.

Как коммерческая культура препятствует критическому мышлению

Коммерческая культура разрушает наши критические способности, чтобы зарабатывать деньги. Скептицизм не продается. Во-первых, у вас гораздо больше шансов столкнуться с ложными или вводящими в заблуждение утверждениями из различных источников средств массовой информации (телевидение, радио, газеты), чем с фактической наукой. Преувеличенные заголовки и лженаука взывают к нашим эмоциям, привлекают больше внимания и, таким образом, приносят больше прибыли.

По этой причине вы, вероятно, столкнетесь со многими ложными или вводящими в заблуждение заявлениями через различные источники средств массовой информации (телевидение, радио, газеты и онлайн-источники): Кроме того, культура потребления регулярно обманывает и вводит своих клиентов в заблуждение, чтобы продавать продукты. Нас постоянно призывают покупать вещи, не слишком задумываясь о том, что мы покупаем , или о том, верны ли утверждения об эффективности продукта. Даже «настоящие ученые» продвигают продукты для личной выгоды, в равной степени за счет потребителя и науки. Коммерческая культура культивирует общее чувство доверчивости среди населения, которое затем используется, чтобы накормить вас еще большим вздором и получить больше ваших денег.

НАЗВАНИЕ: Мир, одержимый демонами /the-demon-haunted-world-cover.png
BOOK_SUMMARYURL: the-demon-haunted-world-summary-carl-sagan
AMZN_ID: XYZ

Как улучшить навыки критического мышления

Итак, как можно вы совершенствуете свои навыки критического мышления, чтобы не стать жертвой вредных псевдонаучных утверждений и лжи СМИ?

В психологии критическое мышление — это способ мышления, при котором вы оцениваете аргумент на предмет его недостатков и слабых мест. Чтобы раскрыть их, задайте себе следующие вопросы: 

  • Что не так с этим аргументом?
  • Какие недостатки?
  • Что может пойти не так?
  • Что произойдет, если… (отрицательное событие)?
  • Что происходило в прошлом, когда люди пытались это сделать?
  • Чем мы рискуем, принимая этот курс действий?
  • Каков наихудший возможный исход?

Важно отметить, что критическое мышление в значительной степени опирается на прошлое: оно рассматривает прошлый опыт и использует его для логических прогнозов на будущее.

Большинство критических мыслей вращается вокруг слова «но»: 

  • «Этот маркетинговый план звучит неплохо, но я не уверен, что он подходит для текущей среды розничной торговли».
  • «Раньше ложиться спать детям — отличная идея. Но будет сложно привлечь их на борт».

НАЗВАНИЕ: Six Thinking Hats
АВТОР: Эдвард де Боно
ВРЕМЯ: 21
ПРОЧИТАНО: 99.1
IMG_URL: https://www. shortform.com/blog/wp-content/uploads/2021/09/six-thinking -hats-cover.png
BOOK_SUMMARYURL: six-thinking-hats-summary-edward-de-bono
AMZN_ID: XYZ

Остерегайтесь предвзятости авторитета

Помимо поиска несоответствий и слабых мест в аргументах, критическое мышление включает в себя вопрос об источнике⁠ — откуда поступает информация. Когда вы принимаете информацию за чистую монету, потому что она исходит из авторитетного источника, вы становитесь жертвой того, что известно как 9.0026 предвзятость авторитета в психологии. Критическое мышление — это еще и способность смотреть за пределы источника, каким бы авторитетным он ни казался.

Например, Аристотель утверждал, что объекты разного веса будут падать с разной скоростью, и это утверждение считалось верным на протяжении более тысячелетия. Галилео Галилей, как известно, решил проверить эту идею и обнаружил, что тела падают с одинаковой скоростью независимо от веса.

При этом он выявил предвзятость в своем фундаментальном понимании: утверждение, в которое он поверил только потому, что это знание было передано авторитетом. Когда он усомнился в этом утверждении и решил проверить его на себе, ему удалось починить сломанный кусок фундамента.

Предвзятость властей может иметь гораздо более серьезные последствия, чем увековечивание неправильных представлений о гравитации.

Стэнли Милграм известен своим экспериментом, который продемонстрировал влияние предвзятости авторитета на наше поведение. Его намерение состояло в том, чтобы изучить, как людей можно было убедить совершать зверства, такие как Холокост. Результаты показали, что большинство участников подчинялись приказам причинить другому человеку физическую боль, потому что им велел сделать это кто-то, кто казался авторитетом.

Эта концепция отражает идеи, изложенные в трудах Ханны Арендт, которая придумала фразу «банальность зла». Арендт утверждала, что большинство людей, устроивших Холокост, не были психопатами или людьми, которых не беспокоили человеческие страдания, а были людьми, которые не смогли изучить и подвергнуть сомнению то, что им велели делать авторитетные лица. Она предполагает, что именно отсутствие критического мышления приводит к таким злодеяниям.

Исходя из этого, кажется логичным, что использование метода мышления, который разрушит этот тип предубеждений, может не только принести пользу человеку, но также может послужить предотвращению широкомасштабного разрушительного или вредоносного поведения, такого как война и геноцид.

Тем не менее, несмотря на то, что метод Галилея мог быть идеальным, у большинства из нас нет ресурсов, чтобы лично проверять каждую полученную информацию. Особенно с учетом того, что Интернет расширил нашу способность делиться идеями, жизненно важным инструментом в навигации по всей этой информации является возможность оценить надежность источника информации.

Опрос, пожалуй, лучший способ сделать это, и эксперты предлагают некоторые специальные методы опроса, чтобы выяснить, насколько доверять тому или иному источнику.

Они особенно рекомендуют вам оценить: 

  • Является ли источник актуальной информацией 
  • Имеет ли она отношение к тому, о чем вы пытаетесь узнать 
  • Какими знаниями обладает источник по данному вопросу 
  • Откуда источник получил информацию
  • По какой причине источник должен был опубликовать эту информацию

Иногда источник не только предвзят, но и намеренно дезинформирует для достижения личных или политических целей. Этот тип дезинформации или пропаганды часто обращается к нашим эмоциям, чтобы манипулировать нами, и часто может быть идентифицирован с помощью критического мышления.

Final Words

Мы настолько уверены в своей рациональности, что думаем, что все наши решения хорошо обдуманны. Однако большинство людей сильно переоценивают свои способности критического мышления: они игнорируют данные и неправильно взвешивают факты. Если мы хотим создать разумное общество, мы должны научиться мыслить критически и учить наших детей делать то же самое.

Если вам понравилась наша статья о критическом мышлении в психологии, ознакомьтесь со следующими рекомендациями для дальнейшего чтения: 

Подумайте еще раз 

Вы, вероятно, считаете, что точные знания ценны, а твердые убеждения свидетельствуют о честности. Тем не менее, социолог и профессор Уортона Адам Грант не согласен с этим, утверждая, что переосмысление или способность пересмотреть свои взгляды гораздо ценнее, чем знание или верность своим убеждениям.

Исследование Гранта показывает, что знания и опыт часто ограничивают вас узким мышлением, ограничивающим ваш потенциал. Он утверждает, что вместо того, чтобы стремиться к опыту, вы должны практиковаться и стремиться к переосмыслению, потому что оно открывает новые двери для обучения и самосознания, а переосмысление как обучаемый навык — это то, что вы можете развивать, делиться с другими и применять в своей жизни и жизни. работа.

Думая о ставках

Каждое решение сопряжено с риском. Мы не всегда думаем с точки зрения риска, и, возможно, поэтому мы склонны принимать иррациональные решения. Но что, если бы мы работали над тем, чтобы держать риск в центре нашего внимания?

Энни Дьюк рассказывает, как многолетняя покерная карьера помогла ей разработать стратегию принятия решений, основанную на идее, что все решения — это ставки. Погружение в игру позволило ей наблюдать, как люди принимают решения в обстановке, где каждый выбор ведет к четкому результату — выигрышу или проигрышу денег. Вот что такое ставка: решение с измеримым риском.

Хотите ускорить свое обучение? С Shortform вы получите
информацию, которую больше нигде не найдете .

Вот что вы получите, если зарегистрируетесь на Shortform :

  • Сложные идеи объясняются простым и кратким языком
  • Интеллектуальный анализ, связывающий то, что вы читаете, с другими ключевыми понятиями
  • Пишите без лишних слов, потому что мы знаем, как важно ваше время

Начните бесплатную пробную версию сегодня!

Психология негативного мышления

Доктор Ханна Роуз

•   Время чтения: 6 минут.

Конечно, у всех нас время от времени возникают негативные мысли. В конце концов, на наши мыслительные процессы влияет то, что мы переживаем вокруг себя, и переживать как хорошие, так и плохие времена — это нормально. Однако когда негативное мышление становится нормой, оно может способствовать возникновению проблем с психическим здоровьем, включая социальную тревожность, низкую самооценку и даже депрессию. Чтобы не попасть в этот шаблон, давайте изучим науку о негативном мышлении и о том, как вы можете развить более осознанное отношение к своим мыслям.

Наука негативного мышления

Наши мыслительные процессы тесно связаны с тем, как мы себя чувствуем. Когда вы чувствуете себя довольным, ваши мысли, как правило, отражают это. В счастливые времена вы можете быть более удовлетворены своим карьерным ростом, воспринимать свои личные отношения как более безопасные или иметь лучший образ тела. И наоборот, если вы встревожены или несчастны, вы можете заметить, что начинают появляться негативные мысли. Это может быть стресс из-за работы, беспокойство о своей внешности или сомнения в лояльности друзей.

В 1970-х годах психолог Аарон Бек предположил, что негативные модели мышления, которые он назвал «негативными схемами», усиливают негативные эмоции. В своей книге «Когнитивная терапия » Бек объяснил: «Главная особенность теории заключается в том, что содержание мышления человека влияет на его настроение». Это бесконечный цикл: когда вы уже чувствуете тревогу или депрессию, поддавшись негативным стереотипам мышления, к сожалению, вы можете ухудшить свое самочувствие.

Работа Бека часто цитировалась за последние пятьдесят лет, в том числе психологом Ли Гоггинсом и его коллегами, которые заявили, что «негативная интерпретационная предвзятость» может быть фактором, поддерживающим продолжение депрессивного настроения.

Кроме того, исследования показывают, что среди студентов университетов автоматические мысли тесно связаны с самооценкой. Если вы регулярно испытываете негативные мысли, это когнитивное искажение может, к сожалению, ухудшить и без того плохое психическое здоровье, приводя к плохому настроению, низкой самооценке и беспокойству.

Что еще хуже, склонность к негативному мышлению увеличивает вероятность того, что вы будете тратить время на размышления об ошибках или на размышления о том, что пошло не так, как вы надеялись. Негативное предубеждение или склонность сосредотачиваться на негативном опыте могут затуманить ваши суждения. Решения будут казаться более сложными, чем они есть на самом деле, что затруднит понимание того, как справляться с трудными ситуациями.

Депрессия и негативные мысли имеют взаимную связь, при которой одно усугубляет другое, и наоборот. При наличии обоих факторов запускается порочный круг. Таким образом, умение распознавать негативные мысли и справляться с ними может стать ключом к разрыву этого порочного круга плохого психического здоровья, а также поможет вам избежать ловушек предвзятости к негативу.

Принципы управления негативными мыслями

У всех нас есть негативные мысли, но было показано, что некоторые принципы помогают управлять частотой их появления, а также помогают уменьшить влияние негативных мыслей.

Сначала вам нужно распознать негативное мышление, когда оно возникает. Автоматические негативные мысли часто сосуществуют с плохим психическим здоровьем. У некоторых они будут присутствовать в течение многих лет, и их распознавание может занять некоторое время. Когда ситуация вызывает мысль, обратите на нее внимание. Негативные мысли могут включать в себя: «Я провалюсь на этом собеседовании», «Я никогда не похудею», «Никому нет до меня дела» и т. д.

катастрофические мысли? Как только вы научитесь распознавать негативные мысли, когда они возникают, вы можете начать исследовать свои автоматические модели мышления. Вместо того, чтобы позволять негативной мысли контролировать ваши эмоции, спросите себя, правдива ли эта мысль или полезна. Если негативная мысль не представляет никакой ценности, пришло время сместить фокус, перестроив свои мыслительные модели.

Может возникнуть искушение попытаться навязать позитивные мысли в надежде, что они заменят негативные. Однако управление негативным мышлением предполагает преобразование наших мыслей, а не замену их. Этот процесс требует от вас изменить то, как вы реагируете на свои негативные мысли, а также контролировать их влияние. Давайте посмотрим на некоторые практические способы применения этих принципов.

Как преобразовать свои негативные мысли

Негативные мысли могут укорениться. Но вы можете использовать простые стратегии, чтобы распознавать эти негативные схемы и отделяться от них, делая их менее влияющими на ваши эмоции. Это, в свою очередь, может помочь разорвать бесконечную петлю плохого настроения, беспокойства и низкой самооценки.

1. Дистанцируйтесь от своих мыслей. Обратите внимание на свои автоматические мысли и начните обозначать их как субъективные мысли. Например, вы можете сказать вслух или про себя: « Мне кажется, что Я плохо справляюсь со своей работой» или « Мне кажется, что Я совсем один». Такое обозначение мыслей поможет вам отстраниться от критического внутреннего голоса, из-за которого искаженная мысль кажется правдой. Подобно практике медитации, это способ просто наблюдать за мыслью, а не активно взаимодействовать с ней.

2. Заведите дневник мыслей. Ведение дневника мыслей — отличный способ справиться с негативным мышлением. Запишите дату, время, событие, вызвавшее эмоцию, и возникшую в результате негативную мысль. В своей книге психиатр доктор Дэниел Сигел объясняет, что вам нужно «назвать это, чтобы приручить». Умение называть свои эмоции и возникающие в результате мысли поможет вам понять взаимосвязь между внешними триггерами и внутренними убеждениями.

3. Используйте методы декатастрофизации. Негативное мышление часто ведет к катастрофизации. Если допущенная ошибка приводит к мысли, что возможен наихудший сценарий, декатастрофизация может предотвратить спираль негативного мышления. Возможно, вам будет полезно спросить себя:

  • О чем я беспокоюсь?
  • Возможно ли, что мои опасения сбудутся?
  • Что самое худшее может случиться, если мои опасения сбудутся?
  • Если мое беспокойство сбудется, что, скорее всего, произойдет?
  • Несмотря на мое беспокойство, я могу быть в порядке через неделю (или месяц, год и т. д.)?

После того, как вы распознаете негативные мысли, с ними можно будет справиться, чтобы уменьшить их влияние на ваше эмоциональное благополучие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *