Объектом изучения психологии является: Предмет и объект психологии

Содержание

Общая психология

19 марта в 07:00

Научная психология,

Содержание статьи
  • Психология как наука (предмет, объект и задачи изучения)
  • Методы исследования
  • Место психологии в системе наук
  • Основные отрасли психологии
  • Литература

Психология как наука

Как научный термин «психология» появилась в 14 ‒ 16 вв. и использовалась как название науки о душе. Вначале изучались психические (душевные) явления, которые обнаруживали в результате самонаблюдения в собственном сознании. В 17 ‒ 19 вв. область исследований расширилась и включила в себя деятельность человека и неосознаваемые психические процессы (бессознательное). В 20 в. исследования учёных вышли за рамки тех явлений, которые были объектом изучения на протяжении веков, и термин «психология» утратил свой первоначальный узкий смысл. Но по сложившейся веками традиции и сейчас за этой наукой закрепилось прежнее название — психология. Уже с 19 века психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Предмет изучения психологии

Психология изучает закономерности развития и функционирования психики, следовательно предметом изучения психологии является психика. Психика включает в себя субъективные явления (познавательные процессы, психические свойства и состояния, особенности общения и поведения человека). Что в себя включают понятия «психика» и «психологические явления»?

Психика — это свойство отражения субъектом объективной реальности, возникающее в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром, которое регулирует их поведение и деятельность. Из этого следует, что психикой обладает не просто живая материя, а та, которая имеет специфические органы, которые определяют возможность существования психики.

Высокоорганизованная живая материя, которая обладает психикой, способна получать информацию об окружающем мире, создавать психический образ, который в определённой мере точности является копией материальных объектов реального мира. Кроме того, полученная информация служит основой для формирования и регуляции поведения и взаимодействия человека со средой обитания. Главная особенность психики — субъективное отражение объективного мира.

Все психические процессы, происходящие в психике человека именуют психическими явлениями. Существуют разные точки зрения на структуру психических явлений, но чаще их делят на три группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы являются первичными регуляторами поведения человека, они динамичны (имеют начало, течение и конец — это отличает их от других психических явлений). Психические процессы делятся на 3 группы: познавательные (представление, внимание, память, ощущения, восприятие, воображение, мышление, речь), эмоциональные (радость, негодование, возбуждение, злость и др.), волевые (борьба мотивов, преодоление трудностей, принятие решений, управление поведением и др. ). Выделяют иногда 4 группу — это неосознаваемые психические процессы, т.е. те, которые протекают вне сознания человека. Но они включают в себя не только динамичные, но и статичные явления.

Психические состояния характеризуют психику в целом. Они, как и процессы динамичны: имеют направленность, интенсивность, длительность и устойчивость. Влияют на течение и результат психических процессов, способствуют деятельности человека или тормозят её. Психические состояния: подъём, угнетённость, страх, бодрость, уныние и др.

Психические свойства личности более постоянны и устойчивы. Это наиболее существенные качества личности, которые обеспечивают количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер (подробнее: «Как формируется характер», «Типы темперамента»).

Предметом психологии является изучение психики и психических явлений не только одного человека, но групп и коллективов людей (этим занимается социальная психология). Без исследования связи психических явлений с жизнедеятельностью человека нельзя составить полную картину. Поэтому изучается и биологическая природа, и индивидуальный опыт, и социальная среда, и отношения человека с окружающими людьми, и его социальная роль.

Итак, предметом изучения психологии является психика и психические явления. Задача состоит в исследовании психических явлений. Объектом изучения является человек (группы людей) и животные, обладающие психикой.

Методы исследования в психологии

Методами научных исследований являются приёмы и средства, при помощи которых учёные получают достоверные сведения, необходимые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Важно, насколько методы надёжны (устойчивость и постоянство) и валидны (точность измерения исследуемых явлений).

Методы исследования в психологии можно разделить на 2 группы: объективные и субъективные.

Субъективные — наблюдения, опрос, тест.

Объективные — тест, эксперимент.

Иногда в отдельную группу выносят моделирование (логическое, техническое, математическое и др.). Субъективные методы основываются на самооценке испытуемого или экспертной оценке психолога. Объективные — на лабораторном эксперименте и измерении.

Субъективные методы в психологии

Наблюдение

Метод наблюдения включает в себя несколько видов: наблюдение внешнее (психолог осуществляет сбор данных о человеке путём прямого наблюдения за ним со стороны) и внутреннее (самонаблюдение: дневниковые записи и др.), включённое (психолог является членом группы испытуемых и его воспринимают как коллегу), свободное (нет чётких требований к процедуре исследования и регистрации данных, стандартное (наблюдение проводится по чёткому плану процедуры) и т.д.

Опрос

Опрос включает в себя процедуру, когда психолог задаёт ряд вопросов, затем идёт обработка результатов. Существует несколько вариантов опроса.

Стандартный опрос

или стандартизированный опрос, в котором задаваемые вопросы и возможные ответы заранее определены и ограничены определёнными рамками.

Письменный опрос

проводят, когда обследуют группу людей, но при этом невозможно заранее учесть реакцию отвечающих на содержание вопросов. Обычно используется в письменном опросе анкета.

Устный опрос

применим тогда, когда необходимо наблюдение за поведением и реакцией человека, отвечающего на поставленные вопросы. Устный опрос позволяет глубже проникнуть в психологию человека и требует немало времени на проведение исследования.

Свободный опрос

это разновидность устного и письменного, в котором задаваемые вопросы и возможные ответы не ограничены определёнными рамками. Это позволяет менять тактику исследования, содержание вопросов и получать нестандартные ответы.

Объективные методы в психологии

Тесты

Тесты — это стандартизированный метод психодиагностического обследования, который позволяет получить наиболее точную качественную и количественную характеристику изучаемого явления. Тест даёт возможность сопоставлять результаты исследования для дальнейшего практического применения и решения поставленных задач. Тесты содержат чёткую процедуру сбора и обработки данных обследования и психологическую интерпретацию результатов.

Выделяют несколько вариантов тестов: тест-опросник, тест-задание, проективные тесты. Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, имеющим разные профессии, разную культуру, разный уровень образования и разный опыт в жизни. Проективные тесты предъявляют повышенные требования к уровню интеллектуальной зрелости и образованности обследуемых. Тесты требуют и высокой профессиональной подготовки психолога. Они наиболее объективны, т.к. не используют самоотчёты испытуемых. Кроме того, психолог может свободно интерпретировать полученные результаты.

Эксперименты

Более объективные данные можно получить при помощи эксперимента, естественного или лабораторного. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой нужное изучаемое свойство можно лучше исследовать. Естественный эксперимент проводится в обычных жизненных условиях, в которых психолог не вмешивается в ход добытый, а фиксирует их в том виде, в котором они происходят. Полученные данные более соответствуют типичному жизненному поведению и психологии человека. Достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет более надёжно делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, научно обосновывать происхождение и развитие изучаемого психологического явления.

Моделирование

Метод моделирования используется в том случае, когда изучение явления предыдущими методами затруднено или невозможно. Тогда прибегают к созданию искусственной ситуации, в которой исследуют психологическое явление и делают выводы о его природе.

Следует учесть, что наиболее эффективное изучение психических явлений возможно при комплексном применении различных методов.

Место психологии в системе наук

Психологи без помощи философов испытывали бы трудность в обсуждении таких проблем человека как совесть, духовность, смысл жизни. ответственность. Философы на эти вопросы отвечают, опираясь на психологические знания о личности, изучаемой психологией.

В психологии объектом изучения является человек. В качестве предмета исследования он может рассматриваться как биологический объект, как носитель сознания, как социальное существо. Разнообразное проявление человека как природного и социального феномена привлекло и другие науки, изучающие человека. Следовательно, психология связана и с другими науками. особенно с философией. Это связано с тем, что длительное время психология человека изучалась в рамках философии. Сегодня также существует ряд научных проблем, которые необходимо решать с позиции психологии и философии: мировоззрение, политические взгляды, поиски цели и смысла жизни, моральные ценности, влияние общества на личность и личность на общество, сущность человеческого сознания и т.д.

В эпистемологии — науке о познании человеком окружающего мира, также необходимо сотрудничество психологов и философов. Жан Пиаже, швейцарский психолог и учёный, в Женеве создал Международный эпистемологический центр, в котором с помощью психологов, философов и логиков исследовалась природа человеческого интеллекта и его развитие.

Человеческая натура — это продукт исторической эволюции в синтезе с определёнными врождёнными механизмами и законами

Эрих Фромм — немецкий социолог, философ, социальный психолог.

Проблемы, связанные с обществом и личностью, социальными группами и отношениями в них изучаются совместно с психологами и социологами. Социология заимствует психологические наработки по изучению личности и человеческих отношений из социальной психологии. Психологи пользуются социологическими приёмами сбора информации: опрос, анкетирование. Различные социологические и психологические теории переплетаются в социологии и психологии, например, концепция социального изучения общепринята в возрастной и социальной психологии. Социология применяет психологическую теорию личности и малой группы и т. д.

С психологией тесно связана педагогика. Вопросы обучения и воспитания детей требуют участия педагогов и психологов. В учебных заведениях созданы психологические службы, в детских садах работают психологи в сотрудничестве с воспитателями, благодаря этому возникающие проблемы успешно решаются.

Изучение человека с его личностными свойствами и психологическими качества неразрывно связано с историей развития человечества. Э. Фромм писал: «Человеческая натура — это продукт исторической эволюции в синтезе с определёнными врождёнными механизмами и законами». То есть анализ истории, применительно к изучению человека, является источником понимания его психологии, современного состояния и поведения. Примером синтеза психологии и истории может служить создание общей научной теории, например, теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выготским.

Связь психологии с медицинскими и биологическими науками трудно переоценить.

Большинство психических явлений и процессов имеют физиологическую обусловленность. Поэтому знания, полученные биологами и физиологами, используются в психологии для изучения и понимания психических процессов и явлений. Например, известны факты взаимовлияния психосоматического и соматопсихического. Психическое состояние человека отражается на физиологическом состоянии, а в определённых ситуациях психические особенности могут отразиться на появлении заболеваний. Или, наоборот, хроническое заболевание отражается на психическом состоянии человека. В современной медицине связь психического и соматического учитывается, на основе этого разрабатываются методы психотерапевтического воздействия, использующие лечебные свойства слова.

Основные отрасли психологии

В настоящее время психология развилась в комплекс психологических наук. Каждая отрасль представляет собой относительно самостоятельное направление научных исследований в области психологии. Их можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные (базовые) изучают психологию и поведение людей независимо от того, кто они и какой деятельностью занимаются. Эти знания объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют те области психологии, которые используются на практике. Общие отрасли решают проблемы, важные для развития каждого научного направления без исключения. Специальные — выделяют вопросы особо важные для познания одной или нескольких групп явлений.

Например, общая психология изучает индивида, выделяя в нём познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь) и личность (способности, установки, мотивация, эмоции, темперамент, характер, воля). С помощью познавательных процессов человек познаёт окружающий мир, они участвуют в формировании знаний. Личность содержит свойства, определяющие дела и поступки человека.

Специальные отрасли психологии связаны с теорией и практикой обучения и воспитания детей, например, это генетическая психология (изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа), психофизиология (изучает физиологические основы психической деятельности и поведения человека), дифференциальная психология (выявляет индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования), возрастная психология (изучает индивидуальные возрастные различия и их изменения при переходе из одного возраста в другой), социальная психология (изучает человеческие взаимоотношения, явления в процессе общения и взаимодействия), педагогическая психология (изучает процесс обучения и воспитания, разрабатывает методы для разного возраста), медицинская психология, патопсихология, психотерапия (изучают отклонения от нормы в психике и поведении человека), юридическая психология (рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения), психодиагностика (решает проблемы уровня развития человека и их дифференциации) и др.

Изучение любой отрасли психологии начинается с изучения общей психологии, т.к. без глубокого знания основных психологических понятий невозможно будет разобраться в других направлениях изучения психологии.

Литература

  • Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1988
  • Бодалев А. А. Психология о личности. – М., Изд-во МГУ, 1988
  • Вунд В. Введение в психологию / Пер. с нем. – М., Космос, 1912
  • Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975
  • Немов Р. С. Общие основы психологии. Кн.1, – М., Владос, 2007
  • Ярошевский М. Г. Психология в 20 столетии: теоретические проблемы развития психологической науки – М., Политиздат, 1974
  • Кон И. С. Социология личности. – М., Политиздат, 1967

Тесты с ответами по Общей психологии

Тестовые задания по Общей психологии.

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Родоначальником психологии является…

— Ж. Пиаже;

— Аристотель;

+ В.Вундт.

2. Как определяется термин «психика»?

+ свойство самой высокоорганизованной материи;

— совокупность всех качеств индивида;

— процесс мыслительной деятельности.

3. В чем заключается ключевая особенность (специфика) психологии как науки?

— в методах изучения;

+ в совпадении объекта и субъекта исследования;

— в субъективности полученных данных.

4. Кто является автором теории «бессознательного»?

— Ш. Рише;

+ З. Фрейд;

— В. Джемс.

5. Какой вид темперамента подходит под описание (по Стендалю): «весёлый, жизнерадостный человек, приятный в общении, благожелательный и нежный к окружающим, но не отличающийся постоянством привычек и глубиной ума»?

— холерик;

+ сангвиник;

— флегматик.

6. Продолжите фразу: «безусловный стимул…»

— вызывает условную реакцию;

+ вызывает безусловную реакцию;

— вызывает условный рефлекс.

7. Бихевиоризм поставил предметом изучения психологии…

— явления сознания;

— высшую нервную деятельность;

+ поведение.

8. Что предполагает метод интроспекции?

+ изучение свойств и законов сознания с помощью самонаблюдения;

— изучение поведения индивида посредством наблюдения за его реакциями;

— исследование работы высшей нервной деятельности индивида посредством специальной аппаратуры.

9. В чем отличие метода интроспекции от самонаблюдения?

+ самонаблюдение представляет «сырой материал» для дальнейшего анализа;

— интроспекция не является основным способом исследования в психологии;

— самонаблюдение представляет собой опосредованное постижение фактов сознания.

тест 10. Что называется «ошибкой стимула» в экспериментах Э. Титченера?

— ситуация, в которой испытуемый описывает собственные ощущения от стимула;

+ ситуация, в которой испытуемый воспроизводит качества стимула, а не собственные ощущения;

— ситуация, в которой исследователь воздействует на стимул.

11. К эмоциональным психическим процессам относится:

— Ощущение;

— Воображение;

+ Чувства.

12. Чувственное познание всегда…

— Объективно;

— Дедуктивно;

+ Субъективно.

13. К особенностям чувственного познания относятся:

+ Непосредственность;

— Абстрактность и обобщенность;

— Опора на результаты чувственного познания.

14. Известная фраза «познай через самого себя» принадлежит:

— Аристотелю;

— Цицерону;

+ Сократу.

15. К школе Ассоцианизма относится:

+ Г.Мюллер;

— В.Вундт;

— Э.Титченер.

16. Как называется способность живых организмов реагировать на биологически важные воздействия внешней среды?

— Чувствительность

+ Раздражимость

— Рефлекс

17. Кто написал первое сочинение по психологии «Трактат о Душе»?

— Г.Хэд

+ Аристотель

— В. Вундт

18. Основной метод исследования в психологии сознания – это:

— наблюдение;

— эксперимент;

+ интроспекция.

19. Согласно теории З.Фрейда, сознание делится на:

+ Оно, Я, сверх-Я;

— сознательное, бессознательное, сверхсознательное;

— Я, Мы, Они.

тест-20. Гештальт – это…

— неполноценная структура, не воспринимающаяся как единое целое;

+ структура, которая воспринимается как единое целое и не сводится к совокупности её элементов;

— фигура, бессознательно выделяющаяся на периферии других фигур.

21. Каким термином определяется «фокус сознания»/«поле внимания»?

— область сознания с неразборчивыми, смутными и нерасчлененными объектами;

+ область сознания, концентрированная на каком-либо интересующем объекте;

— часть «поля сознания», предполагающая безынициативность, отсутствие интереса.

22. Свойством сознания является:

+ динамичность;

— конвергентность;

— дискриминантность.

23. Понятие «поток сознания» принадлежит:

— В.Вундту;

+ В.Джеймсу;

— Р.Декарту.

24. «Отражение» в психологии – это:

+ процесс и результат взаимодействия живых организмов с окружающей средой, формирование в психике высших организмов образов действительности;

— механизм социализации, следование образцу;

— процесс подражания, предполагающий следствие закономерностям поведения окружающих людей.

25. Какой термин подходит под определение: «закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения»

— характер;

— мировоззрение;

+ темперамент.

26. Как определяется термин «задатки»?

+ врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.

— предрасположенность к определенному виду деятельности, сложенная в онтогенезе;

— социально обусловленные интересы определенным родом занятий, моделями поведения.

27. В структуру понятия «личность» по Б.Г. Ананьеву входят:

— темперамент, задатки и способности, воля, характер, поведение;

+ темперамент, задатки и способности, мотивация, характер, воля, чувства;

— мотивация, воля, чувства, характер, мировоззрение, интересы.

28. Сознание – это:

+ высшая форма психического развития, присущая только человеку;

— форма психического развития, присущая человеку и некоторым животным;

— стадия психического развития, присущая всем живым существам.

29. Как определяется термин «эмоции»?

+ психический процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру;

— психический процесс долгой продолжительности, отражающий объективное отношение к сложившимся обстоятельствам;

— психический процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью, сопровождающийся выраженными изменениями в работе внутренних органов.

тест_30. Восприятие, в отличие от ощущения:

— предполагает частичное познание объекта;

— предполагает избирательность в познании объекта;

+ предполагает целостное познание объекта.

A Description of Psychology: Exploring the Modern Field

Наиболее точное описание психологии поможет будущим специалистам определить свои карьерные цели. Тем не менее, важно признать исторические события, которые эффективно сформировали дисциплину. В то же время они также должны быть в курсе событий, происходящих в настоящее время в этой области, потому что будущее психологии будет основано на сегодняшних исследованиях. Изучая следующие описания психологии — прошлое, настоящее и будущее — начинающие профессионалы могут узнать о текущих и будущих приложениях психологии.

Что такое психология?

В широком смысле психология — это наука о поведении и разуме. В целом научная дисциплина психологии может быть разделена на множество различных специализаций, наиболее заметными из которых являются следующие:

  • Клиническая — Применение науки и теории психологии для лечения психических заболеваний и инвалидности
  • Когнитивный — Изучение внутренних психических процессов, чтобы понять, как люди думают, учатся и общаются
  • Развитие — исследование того, как человеческий разум развивается в течение жизни человека
  • Криминалистика — Применение психологии для расследования преступного поведения
  • Здоровье — оценка того, как на физическое здоровье влияют определенные психологические факторы
  • Профессиональные — Получение информации о том, как профессионалы работают над улучшением методов ведения бизнеса в организации
  • Социальные — Изучение того, как люди могут влиять на психологию окружающих
Узнать больше

История психологии

Хотя сейчас психология является довольно известной научной дисциплиной, она имеет удивительно скромные корни. Психология стала классифицироваться как настоящая академическая дисциплина только в 1875 году, когда профессор Уильям Джеймс учредил первый формальный курс психологии в Соединенных Штатах в Гарвардском университете. Вскоре после этого, в 1878 г., Дж. Стэнли Холл стал первым американцем, получившим степень доктора психологии. Затем Вильгельм Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в 1879 году.в Германии, и психология стала изучаться в международном масштабе. До этого психология академически рассматривалась как ментальная философия, а не как собственная лабораторная наука. К 1892 году у Холла было достаточно коллег, чтобы основать Американскую психологическую ассоциацию, профессиональную организацию, предназначенную для облегчения взаимодействия между американскими психологами.

С течением времени специалисты провели обширные исследования, чтобы раскрыть реальность человеческого поведения и внутреннюю работу человеческого разума. Вот несколько примеров выдающихся психологов и краткие характеристики их профессиональных достижений:

Иван Павлов. Павлову приписывают разработку концепции «классического обусловливания» в 1906 году. Это процесс обучения, в котором используются стимулы окружающей среды и стимулы естественного происхождения, чтобы вызвать специфическую реакцию у человека, даже если только один стимул подарок.

Карл Юнг. За свою карьеру Юнг добился большого количества профессиональных достижений, но в основном известен как основатель аналитической психологии, в которой он обсуждал различия в личностях и изучал бессознательное.

Жан Пиаже. Пиаже посвятил свою карьеру изучению когнитивной психологии у детей. Он наиболее известен определением четырех стадий когнитивного развития, теории, используемой для определения общей способности ребенка думать и рассуждать.

Карл Роджерс. Роджерс помог основать множество теорий гуманистической психологии благодаря своему изучению личности, которая включает в себя представления и убеждения, которые делают человека таким, какой он есть.

Абрахам Маслоу. Самая выдающаяся теория Маслоу сосредоточена на изучении мотивации человека. В этом исследовании он определил «иерархию потребностей», которая по сути представляет собой список из пяти потребностей, которые люди должны удовлетворить, чтобы быть счастливыми.

Как психологи изучают разум?

В наши дни психология признана во всем мире уважаемой областью изучения. Поскольку так много академических институтов, частных организаций и государственных органов работают над тем, чтобы узнать больше о том, как работает человеческий разум, в последние годы было разработано много новых и инновационных методов исследования. Сложный аспект психологии заключается в том, что мысли, воспоминания и сны неосязаемы — их нельзя наблюдать и изучать. Вместо этого психологи должны разрабатывать и проверять свои гипотезы, почти полностью основанные на человеческом поведении, которое они наблюдают.

Вооружившись своими знаниями о человеческом поведении, психологи задают вопросы, собирают данные и создают теории или предлагают определенный образ действий на основе того, что они наблюдали в данных. Результаты этих исследований затем передаются профессиональным организациям. Как только обнаруживается, что процедура часто приводит к положительным изменениям в поведении клиентов, другие психологи могут применять эту процедуру, продвигая практику.

Как выглядит будущее психологии?

Знатоки психологии ожидают, что нейробиология и молекулярная биология станут гораздо более важными для клинической психологии. Хотя сегодняшние психологические исследования могут включать использование технологии нейровизуализации для наблюдения за мозгом, когда он обрабатывает мысли, эта технология еще далеко не полностью реализовала свой потенциал. Хотя неясно, какую именно пользу принесут эти инструменты, будущее психологии, вероятно, будет связано с открытием более практических применений оборудования для нейровизуализации в области психологии, таких как использование нейровизуализации для лучшего понимания когнитивных расстройств.

Глубокая стимуляция мозга — еще один пример передовой технологии, которая в настоящее время имеет мало применений, но может стать важным инструментом для улучшения психического здоровья пациентов. Глубокая стимуляция мозга — это процесс, в котором используются электроды для доставки контролируемых разрядов в определенные области мозга. Исследователи считают, что этот процесс помогает стимулировать выработку различных химических веществ в мозгу, но наука, стоящая за этим, не совсем конкретизирована. Поэтому ожидается, что в будущем стимуляция мозга станет гораздо более точной и эффективной. В целом, будущее психологии, вероятно, будет в большей степени зависеть от передовых технологий, а образованные психологи будут собирать доказательства, подтверждающие ценность многообещающих клинических процедур.

Психология — это постоянно развивающаяся область исследований. Для начинающих профессионалов получение степени бакалавра психологии является наиболее эффективным способом получить глубокие знания о человеческом поведении. По окончании обучения эти специалисты могут быть готовы эффективно использовать исследования и анализ для оценки мышления других людей. Выполнив все требования к образованию и обучению, эти преданные своему делу выпускники могут продолжить изучение различных профессиональных профессий, от клинической психологии до маркетинговых исследований. Узнайте больше о том, как получить степень бакалавра психологических наук онлайн в Университете Мэривилля.

Теперь, когда вы лучше понимаете определение современной психологии, узнайте о потенциальных возможностях карьеры психолога , доступных для выпускников.

Sources

BBC, What is Psychology

Britannica, William James

Psychology Today, «Неврология — будущее или конец психологии?

Бюро трудовой статистики США, психологи

Научный метод | Введение в психологию

Ученые занимаются объяснением и пониманием того, как устроен мир вокруг них, и они могут делать это, выдвигая теории, которые генерируют гипотезы, которые можно проверить и опровергнуть. Теории, выдержавшие испытания, сохраняются и уточняются, а не выдерживающие отбрасываются или модифицируются. Таким образом, исследования позволяют ученым отделить факты от простого мнения. Наличие достоверной информации, полученной в результате исследований, помогает принимать мудрые решения как в государственной политике, так и в нашей личной жизни.

В этом разделе вы увидите, как психологи используют научный метод для изучения и понимания поведения.

Научные исследования — важнейший инструмент для успешной навигации в нашем сложном мире. Без него мы были бы вынуждены полагаться исключительно на интуицию, авторитет других людей и слепую удачу. В то время как многие из нас уверены в своих способностях расшифровывать окружающий мир и взаимодействовать с ним, история полна примеров того, как сильно мы можем ошибаться, когда не осознаем необходимость доказательств в поддержку утверждений. В разное время в истории мы были бы уверены, что солнце вращается вокруг плоской земли, что земные континенты не двигаются и что психическое заболевание вызвано одержимостью (рис. 1). Именно благодаря систематическим научным исследованиям мы избавляемся от наших предвзятых представлений и суеверий и обретаем объективное понимание себя и нашего мира.

Рисунок 1 . Некоторые из наших предков считали, что трепанация — практика проделывания отверстия в черепе — позволяет злым духам покинуть тело, излечивая тем самым психические заболевания.

Цель всех ученых — лучше понять окружающий мир. Психологи сосредотачивают свое внимание на понимании поведения, а также на когнитивных (психических) и физиологических (телесных) процессах, лежащих в основе поведения. В отличие от других методов, которые люди используют для понимания поведения других, таких как интуиция и личный опыт, отличительной чертой научного исследования является наличие доказательств в поддержку утверждения. Научное знание является эмпирическим: оно основано на объективных, осязаемых доказательствах, которые можно наблюдать снова и снова, независимо от того, кто наблюдает.

Хотя поведение можно наблюдать, разум — нет. Если кто-то плачет, мы можем видеть поведение. Однако причину такого поведения определить сложнее. Человек плачет из-за грусти, боли или счастья? Иногда мы можем узнать причину чьего-то поведения, просто задав вопрос, например: «Почему ты плачешь?» Однако бывают ситуации, когда человек либо чувствует себя некомфортно, либо не желает честно отвечать на вопрос, либо не в состоянии ответить.

Например, младенцы не смогут объяснить, почему они плачут. В таких обстоятельствах психолог должен творчески подходить к поиску способов лучше понять поведение. Этот модуль исследует, как генерируются научные знания и насколько важны эти знания для принятия решений в нашей личной жизни и в общественной жизни.

Процесс научных исследований

Рисунок 2 . Научный метод – это процесс сбора данных и обработки информации. Он обеспечивает четко определенные шаги для стандартизации того, как научные знания собираются с помощью логического, рационального метода решения проблем.

Научное знание продвигается посредством процесса, известного как научный метод. В основном идеи (в виде теорий и гипотез) проверяются на реальном мире (в виде эмпирических наблюдений), и эти эмпирические наблюдения приводят к большему количеству идей, которые проверяются в реальном мире, и так далее.

Основные этапы научного метода:

  • Наблюдать за природным явлением и задать вопрос о нем
  • Предложите гипотезу или возможное решение вопроса
  • Проверить гипотезу
  • Если гипотеза верна, найдите дополнительные доказательства или найдите контрдоказательства
  • Если гипотеза ложна, создайте новую гипотезу или повторите попытку
  • Делайте выводы и повторяйте — научный метод бесконечен, и ни один результат не считается идеальным

Чтобы задать важный вопрос, который может улучшить наше понимание мира, исследователь должен сначала наблюдать за природными явлениями. Делая наблюдения, исследователь может определить полезный вопрос. Найдя вопрос, на который нужно ответить, исследователь может затем сделать прогноз (гипотезу) о том, каким, по его мнению, будет ответ. Этот прогноз обычно представляет собой утверждение о взаимосвязи между двумя или более переменными. После выдвижения гипотезы исследователь затем планирует эксперимент для проверки своей гипотезы и оценки собранных данных. Эти данные либо подтвердят, либо опровергнут гипотезу. Основываясь на выводах, сделанных на основе данных, исследователь затем находит дополнительные доказательства в поддержку гипотезы, ищет контрдоказательства для дальнейшего укрепления гипотезы, пересматривает гипотезу и создает новый эксперимент или продолжает использовать собранную информацию для ответа. исследовательский вопрос.

 

Видео 1.   Научный метод объясняет основные этапы большинства научных исследований.

Основные принципы научного метода

Двумя ключевыми понятиями в научном подходе являются теория и гипотеза. Теория  – это хорошо проработанный набор идей, предлагающих объяснение наблюдаемых явлений, которые можно использовать для прогнозирования будущих наблюдений. Гипотеза — это проверяемое предсказание, полученное логически из теории. Его часто формулируют как утверждение «если-то» (например, если я буду заниматься всю ночь, я получу проходной балл за тест). Гипотеза чрезвычайно важна, потому что она устраняет разрыв между царством идей и реальным миром. По мере проверки конкретных гипотез теории модифицируются и уточняются, чтобы отразить и включить результаты этих проверок (рис. 3).

Рисунок 3 . Научный метод исследования включает выдвижение гипотез, проведение исследований и создание или изменение теорий на основе результатов.

Другими ключевыми компонентами следования научному методу являются проверяемость, предсказуемость, фальсифицируемость и объективность. Проверяемость означает, что эксперимент должен быть воспроизведен другим исследователем. Чтобы добиться проверяемости, исследователи должны документировать свои методы и четко объяснять, как устроен их эксперимент и почему он дает определенные результаты.

Предсказуемость в научной теории подразумевает, что теория должна позволять нам делать предсказания о будущих событиях. Точность этих предсказаний является мерой силы теории.

Опровержимость относится к тому, может ли гипотеза быть опровергнута. Для того чтобы гипотеза была фальсифицируемой, должна существовать логическая возможность сделать наблюдение или провести физический эксперимент, который показал бы, что гипотеза не подтверждается. Даже если нельзя доказать, что гипотеза ложна, это не обязательно означает, что она неверна. Будущие испытания могут опровергнуть эту гипотезу. Это не означает, что гипотеза имеет , чтобы показать, что оно ложно, просто чтобы его можно было проверить.

Чтобы определить, подтверждается или не подтверждается гипотеза, исследователи-психологи должны провести проверку гипотезы с использованием статистики. Проверка гипотезы — это тип статистики, который определяет вероятность того, что гипотеза верна или ложна. Если проверка гипотез показывает, что результаты были «статистически значимыми», это означает, что гипотеза была подтверждена и что исследователи могут быть достаточно уверены в том, что их результат не был результатом случайности. Если результаты не являются статистически значимыми, это означает, что гипотеза исследователей не подтвердилась.

Справедливость подразумевает, что при оценке гипотезы необходимо учитывать все данные. Исследователь не может выбирать, какие данные оставить, а какие отбросить, или сосредоточиться конкретно на данных, которые поддерживают или не поддерживают конкретную гипотезу. Все данные должны быть учтены, даже если они опровергают гипотезу.

Попробуйте

Применение научного метода

Чтобы увидеть, как работает этот процесс, давайте рассмотрим конкретную теорию и гипотезу, которая может быть порождена этой теорией. Как вы узнаете из следующего модуля, теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоциональный опыт зависит от физиологического возбуждения, связанного с эмоциональным состоянием. Если вы вышли из дома и обнаружили на пороге очень агрессивную змею, ваше сердце забилось быстрее, а желудок скрутило. Согласно теории Джеймса-Ланге, эти физиологические изменения приведут к вашему чувству страха. Гипотеза, которая может быть выведена из этой теории, может заключаться в том, что человек, который не осознает физиологического возбуждения, которое вызывает вид змеи, не будет чувствовать страх.

Помните, что хорошую научную гипотезу можно опровергнуть или доказать, что она неверна. Вспомните из вводного модуля , что у Зигмунда Фрейда было много интересных идей для объяснения различных видов человеческого поведения (рис. 4). Однако основная критика теорий Фрейда заключается в том, что многие из его идей не поддаются фальсификации; например, невозможно представить себе эмпирические наблюдения, опровергающие существование Ид, Эго и Супер-Эго — трех элементов личности, описанных в теориях Фрейда. Несмотря на это, теории Фрейда широко преподаются во вводных текстах по психологии из-за их исторической значимости для психологии личности и психотерапии, и они остаются корнем всех современных форм терапии.

Рисунок 4 . Многие особенности (а) теорий Фрейда, такие как (б) его разделение разума на Ид, Эго и Супер-Эго, в последние десятилетия потеряли популярность, потому что они не поддаются фальсификации. В более широком смысле его взгляды заложили основу для большей части современного психологического мышления, например, в отношении бессознательного характера большинства психологических процессов.

Напротив, теория Джеймса-Ланге порождает фальсифицируемые гипотезы, такие как описанная выше. Некоторые люди, получившие серьезные травмы позвоночника, не могут ощущать телесные изменения, которые часто сопровождают эмоциональные переживания. Следовательно, мы могли бы проверить гипотезу, определив, как различаются эмоциональные переживания между людьми, способными обнаруживать эти изменения в своем физиологическом возбуждении, и теми, кто этого не делает. Фактически, это исследование было проведено, и хотя эмоциональные переживания людей, лишенных осознания своего физиологического возбуждения, могут быть менее интенсивными, они все же испытывают эмоции (Chwalisz, Diener, & Gallagher, 19).88).

Ссылка на обучение

Хотите принять участие в исследовании? Посетите веб-сайт «Психологические исследования в сети» и нажмите на ссылку, которая покажется вам интересной, чтобы принять участие в онлайн-исследовании.

Почему научный метод важен для психологии

Использование научного метода — одна из главных черт, отделяющих современную психологию от более ранних философских исследований разума. По сравнению с химией, физикой и другими «естественными науками» психология долгое время считалась одной из «социальных наук» из-за субъективного характера вещей, которые она стремится изучать. Многие понятия, которыми интересуются психологи, такие как аспекты человеческого разума, поведения и эмоций, субъективны и не могут быть непосредственно измерены. Вместо этого психологи часто полагаются на поведенческие наблюдения и данные, полученные от самих себя, которые некоторые считают незаконными или недостаточно методологически строгими. Таким образом, применение научного метода к психологии помогает стандартизировать подход к пониманию очень разных типов информации.

Научный метод позволяет воспроизвести и подтвердить психологические данные во многих случаях, при различных обстоятельствах и разными исследователями. Повторяя эксперименты, новые поколения психологов могут уменьшить количество ошибок и расширить применимость теорий. Это также позволяет проверять и подтверждать теории, а не просто догадки, которые невозможно ни проверить, ни опровергнуть. Все это позволяет психологам лучше понять, как работает человеческий разум.

Научные статьи, опубликованные в журналах, и статьи по психологии, написанные в стиле Американской психологической ассоциации (т. е. в «стиле АПА»), построены вокруг научного метода. Эти документы включают введение, в котором представлена ​​справочная информация и изложены гипотезы; раздел «Методы», в котором излагаются особенности того, как проводился эксперимент для проверки гипотезы; раздел «Результаты», который включает статистику проверки гипотезы и указывает, была ли она подтверждена или нет, а также «Обсуждение и заключение», в которых излагаются последствия обнаружения поддержки или отсутствия поддержки гипотезы. Написание статей и документов, придерживающихся научного метода, позволяет будущим исследователям легко повторить исследование и попытаться воспроизвести результаты.

Сегодня ученые согласны с тем, что хорошие исследования этичны по своей природе и основаны на уважении человеческого достоинства и безопасности. Однако, как вы узнаете из исследования сифилиса в Таскиги, так было не всегда. Современные исследователи должны продемонстрировать, что исследования, которые они проводят, являются этически обоснованными. В этом разделе показано, как этические соображения влияют на разработку и проведение исследований, проводимых сегодня.

Исследования с участием людей

Любой эксперимент с участием людей регулируется обширными и строгими правилами, разработанными для обеспечения того, чтобы эксперимент не причинил вреда. Любое научно-исследовательское учреждение, получающее федеральную поддержку для исследований с участием людей, должно иметь доступ к институциональный контрольный совет (IRB) . IRB представляет собой комитет отдельных лиц, часто состоящий из членов администрации учреждения, ученых и членов сообщества (рис. 1). Целью IRB является рассмотрение предложений по исследованиям, в которых участвуют люди. IRB рассматривает эти предложения с учетом принципов, упомянутых выше, и, как правило, для продолжения эксперимента требуется одобрение IRB.

Рисунок 5 . IRB учреждения регулярно собирается для рассмотрения экспериментальных предложений, в которых участвуют люди. (кредит: модификация работы Lowndes Area Knowledge Exchange (LAKE)/Flickr)

IRB учреждения требует наличия нескольких компонентов в любом одобренном им эксперименте. Во-первых, каждый участник должен подписать форму информированного согласия, прежде чем он сможет участвовать в эксперименте. В форме информированного согласия содержится письменное описание того, что участники могут ожидать во время эксперимента, включая потенциальные риски и последствия исследования. Это также позволяет участникам понять, что их участие является полностью добровольным и может быть прекращено без штрафных санкций в любое время. Кроме того, информированное согласие гарантирует, что любые данные, собранные в ходе эксперимента, останутся полностью конфиденциальными. В случаях, когда участники исследования моложе 18 лет, родители или законные опекуны должны подписать форму информированного согласия.

В то время как форма информированного согласия должна быть максимально честной в описании того, что именно участники будут делать, иногда обман необходим, чтобы не допустить, чтобы знание участниками точного вопроса исследования повлияло на результаты исследования. Обман предполагает намеренное введение участников эксперимента в заблуждение с целью сохранения целостности эксперимента, но не до такой степени, чтобы обман можно было считать вредным. Например, если нас интересует, как на наше мнение о ком-то влияет его одежда, мы можем использовать обман при описании эксперимента, чтобы это знание не повлияло на ответы участников. В случаях, когда речь идет об обмане, участники должны получить полные 9 баллов.0061 подведение итогов по завершении исследования — полная, честная информация о цели эксперимента, о том, как будут использоваться собранные данные, о причинах, по которым был необходим обман, и информация о том, как получить дополнительную информацию об исследовании.

Копать глубже: этика и исследование сифилиса в Таскиги

К сожалению, этические принципы, существующие сегодня для исследований, не всегда применялись в прошлом. В 1932 году бедные, сельские чернокожие издольщики из Таскиги, штат Алабама, были привлечены к участию в эксперименте, проведенном Службой общественного здравоохранения США с целью изучения сифилиса у чернокожих мужчин (рис. 6). В обмен на бесплатное медицинское обслуживание, питание и страховку на похороны 600 мужчин согласились принять участие в исследовании. Чуть более половины мужчин дали положительный результат на сифилис, и они служили экспериментальной группой (учитывая, что исследователи не могли случайным образом распределять участников по группам, это представляет собой квази-эксперимент). Остальные свободные от сифилиса лица служили контрольной группой. Тем не менее, те люди, которые дали положительный результат на сифилис, никогда не были проинформированы о том, что они больны.

Хотя на момент начала исследования не существовало лечения сифилиса, к 1947 году пенициллин был признан эффективным средством для лечения этого заболевания. Несмотря на это, участникам этого исследования не вводили пенициллин, и участникам не разрешалось обращаться за лечением в какие-либо другие учреждения, если они продолжали участие в исследовании. В течение 40 лет многие из участников неосознанно заразили сифилисом своих жен (а впоследствии и детей, рожденных от их жен) и в конце концов умерли, потому что никогда не лечились от этой болезни. Это исследование было прекращено в 1972, когда эксперимент был обнаружен национальной прессой (Университет Таскиги, nd). Возникшее в результате возмущение по поводу эксперимента привело непосредственно к Закону о национальных исследованиях 1974 года и строгим этическим принципам исследований на людях, описанных в этой главе. Почему это исследование неэтично? Как пострадали мужчины, участвовавшие в исследовании, и их семьи?

Рисунок 6 . Участник исследования сифилиса в Таскиги получает инъекцию.

Посетите этот веб-сайт CDC, чтобы узнать больше об исследовании сифилиса в Таскиги.

Исследования с участием животных

Многие психологи проводят исследования с участием животных. Часто эти исследователи используют грызунов (рис. 3) или птиц в качестве объектов своих экспериментов — по оценкам APA, 90% всех исследований на животных в психологии используют эти виды (American Psychological Association, n.d.). Поскольку многие основные процессы у животных достаточно похожи на процессы у людей, эти животные являются приемлемой заменой для исследований, которые считались бы неэтичными для участников-людей.

Рисунок 7 . Крысы, подобные показанной здесь, часто служат объектами исследований на животных.

Это не означает, что исследователи животных невосприимчивы к этическим проблемам. Действительно, гуманное и этичное обращение с объектами исследований на животных является критическим аспектом этого типа исследований. Исследователи должны спланировать свои эксперименты так, чтобы свести к минимуму любую боль или страдания, испытываемые животными, выступающими в качестве объектов исследования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *