Мышление в психологии виды: Виды мышления

Понятие и виды мышления реферат по психологии | Сочинения Психология

Скачай Понятие и виды мышления реферат по психологии и еще Сочинения в формате PDF Психология только на Docsity! 2 3 4 5 6 Содержание . Введение . Понятие о мышлении .Виды мышления . Особенности пространственного мышления . Особенности развития пространственного мышления . Заключение . Литература Введение Среди духовных способностей человека есть такая, которая на протяжении многих столетий была предметом пристального внимания ученых и которая вместе с тем до сих пор является труднейшим и загадочным предметом науки. Это способность мыслить. С ней мы постоянно сталкиваемся в труде, в учении, в быту. Любая деятельность рабочего и агронома, школьника и ученого неотделима от мыслительной работы. Во всяком настоящем деле необходимо поломать голову, пораскинуть умом, т.е., говоря языком науки, нужно осуществить мыслительное действие, интеллектуальную работу. Известно, что задача может быть решена, и не решена, один справится с нею быстро, другой думает долго.

Есть задачи посильные и ребенку, а над некоторыми бьются годами целые коллективы ученых. Значит, есть умение мыслить. Одни им владеют лучше, другие хуже. Что это за умение? Какими путями оно возникает? Как его приобрести? Об этом и пойдет речь в моем реферата. При наглядно-образном мышлении преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит прежде всего в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык значений. Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой- либо задачи.
В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно- исследовательского) характера. В психологии выделяют и исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов деятельности, содержащих в себе и те и другие операции. Мышление подразделяется на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое может быть понятийным и образным, а практическое — наглядно-образным и наглядно- действенным. Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов. Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и образное — в действительности сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное обобщенное отражение действительности; теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное.
Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле. Отличительная особенность следующего вида мышления — наглядно- образного — состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, у людей, так называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя.
Наконец, последний из обозначенных нами видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит в том, что «они по-разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач… тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей». И теоретическое, и практическое мышление, в конечном счете, связано с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно, проверяются практикой здесь и теперь.
Теоретический же ум выступает как опосредованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы. Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу. Для создания образа, как мысленной картины существенным моментом является выбор исходной точки отсчёта, что также отличает образ от понятия (словесного знания). Итак, пространственное мышление, обладая всеми характерными особенностями образного мышления, выполняет специфическую функцию в познании и обучении. Оно позволяет вычленять из реальных объектов, теоретических (графических) моделей пространственные свойства и отношения, делать их объектом анализа и преобразования. Основной оперативной единицей пространственного мышления являются пространственные образы, в которых отражаются не все свойства, признаки предметного мира, а лишь пространственные свойства и отношения.
Пространственное мышление, в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими для него являются зрительные образы. Роль пространственного мышления в овладении различными видами деятельности особенно возросла в настоящее время в связи с широким использованием в науке и технике графического моделирования, позволяющего более наглядно, и вместе с тем достаточно формализовано, выявлять и описывать исследуемые теоретические зависимости, прогнозировать их проявление в различных областях действительности. Отличительной особенностью, труда в условиях современного производства, является опосредованный характер управления автоматически действующими техническими объектами и процессами, на основе сигнализирующих устройств, различных не только по своему производственному содержанию, но и тем требованиям, которые они предъявляют к пространственному мышлению. С этой точки зрения все применяемые в настоящее время в технике сигнализирующие устройства различают на воспроизводящие реальные свойства объектов и обозначающие их с помощью специальной системы символов и знаков.
Технологические исследования показывают, что в этих условиях скорость, надёжность приёма и переработки зрительной информации об управляемых объектах зависит, главным образом, от умения создавать адекватные зрительные образы, свободно переходить от одной знаковой системы к другой, «перекодировать» поступающую информацию с учётом динамики сигналов-кодов, не допуская рассогласования между восприятием непосредственно поступающей на пульт управления звуковой информации и образами конкретных производственных объектов. Вся эта деятельность протекает в уме, без зрительной опоры на реально действующие механизмы и процессы, что требует хорошо развитого пространственного мышления. В последнее время, при конструировании технических систем, особое значение придаётся разработке специальной разновидности сигналов-символов, отображающих различные признаки управляемого объекта в виде целостной пространственной структуры – пространственного кодирования. Аналогичные тенденции наблюдаются и в инженерной графике, где усиливается роль схематизации, формализации изображений, замены наглядных изображений условными обозначениями с целью придания им более универсального значения позволяющего тем самым отображать большое количество реальных объектов, отличающихся разнообразием свойств и функций.
Во многих отраслях научного знания (биология, химия, физика, математика и др.) также широко используются обобщенные графические средства, моделирующие свойства и соотношения изучаемыхобъектов. Особенности развития пространственного мышления Задача развития пространственного мышления младших школьников имеет особую значимость, она должна с первых дней пребывания детей в школе, т.к. развитие мышления, а в особенности наглядно-образного и пространственного тесно связано с интеллектом человека. Человеческое существо с самого своего рождения погружено в социальную среду, которая воздействует на него в той же мере, что и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическая среда, общество не просто воздействует на индивида но непрестанно трансформирует самого его структуру, ибо оно не только принуждает его к принятию фактов, но и представляет ему вполне установившиеся системы знаков, изменяющиеся мышление индивида, предлагает ему новые ценности и возлагает на него бесконечный ряд обязанностей.
Это позволяет сделать очевидный вывод, что социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие трёх посредников: языка (знаки), содержание взаимодействий субъекта с объектами (индивидуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические или дологические нормы). Каким же образом развивается мышление у ребёнка? Как человек переходит от одного вида мышления к следующему? Что оказывает влияние на этот процесс? На этот счет психологи придерживаются разных точек зрения. Ряд зарубежных психологов во главе с известным психологом Ж.Пиаже считают, что процесс умственного развития является самостоятельным и независимым от обучения, он имеет свои собственные внутренние закономерности. Обучение может лишь задерживать или ускорять сроки появления у ребёнка соответствующих видов мышления, не изменяя их последовательности и особенностей. Жан Пиаже писал: «это большая ошибка думать, что ребёнок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно и спонтанно. У Б.Рассела была совершено другая точка зрения. Он считал, что психология максимально подчинена логистике. «Когда мы воспринимаем белую розу, говорит Рассел, мы постигаем одновременно два понятия — понятия розы и белизны. Это происходит в результате процесса, аналогичного процессу восприятия: мы схватываем непосредственно и как бы извне «универсалии», соответствующие ощущаемым объектам, которые «существуют» и ощущаются независимо от мышления субъекта. Он считал, что свойства истинности и ложности прилагаются к понятиям независимо ни от чего. Что касается законов, управляющих универсалиями и регулирующих действительности. В деятельности возникает соподчинение основной и вспомогательной целей. Возникают образы, отражающие отношения между производимыми и планируемыми действиями. И.С. Якиманской систематически изучалось развитие образного мышления школьников. Создание образов и оперирование ими – это уровни развития пространственного мышления. Деятельность представления, по И.С. Якиманской, характеризуется особыми условиями создания образа (отвлечением от наглядной основы разного вида), содержанием деятельности представления (типами преобразования образов), уровнем сложности (числом и характером преобразований), качественным своеобразием способов преобразования образов. Уровень развития самой деятельности представливания проявляется в степени ее развернутости, произвольности, осознанности, в типе оперирования пространственными образами. Были выделены три типа оперирования пространственными образами: 1) изменение положения воображаемого объекта на плоскости, в пространстве по отношению к другим объектам или их элементам; 2) изменение его структуры; 3) комбинация этих преобразований. Меняется широта оперирования образами, под которой понимается степень свободы манипулирования образом, с учетом той графической основы, на которой образ первоначально создавался. И.С. Якиманская выявила следующие критические точки развития пространственного мышления: 1) переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно; 2) переход от фиксированной в себе точки отсчета (координат) к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета. В настоящее время доказана возможность более быстрого целенаправленного формирования у ребенка тех или иных особенностей его мышления, однако всегда возникает вопрос о необходимости и целесообразности использования этих возможностей. Наглядно-образное мышление, эмпирические обобщения играют важную роль в жизни взрослого человека, они не являются лишь временным этапом, который нужно пройти как можно быстрее, чтобы «заменить его» вербально-логическим, теоретическим мышлением. А.В.Запорожец совершенно справедливо писал: «ум человека, у которого в детские годы не сформировалось должным образом непосредственное восприятие окружающего и наглядно-образное мышление, может получить впоследствии одностороннее развитие, приобрести чрезмерно отвлеченный, оторванный от конкретной действительности характер». А.В.Запорожец подчеркивал так же, что при перестройках педагогического процесса, при совершенствовании программ обучения и воспитания «необходимо предусмотреть не только то, чего ребенок данного возраста способен достигнуть при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить». Заключение Задача развития образно-пространственного мышления имеет особую значимость, т.к. развитие мышления, а в особенности образно- пространственного тесно связано с интеллектом человека. В практической работе мы провели изучение уровня развития образного мышления В наших уроках мы попытались объединить два разноплановых по способу овладения ими учебных предмета: математику, изучение которой носит теоретический характер, и трудовое обучение, формирование умений и навыков в котором носит практический характер. В практической части работы мы провели изучение уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления до проведения интегрированных уроков математики и трудового обучения. Результаты первичного исследования показали, что уровень развития этих видов мышления носит слабый характер. После проведения интегрированных уроков было проведено контрольное исследование с помощью той же диагностики. Сравнивая полученные результаты с выявленными ранее, мы установили, что эти уроки оказались эффективны для развития рассматриваемых видов мышления. Таким образом, можно сделать вывод, что интегрированные уроки математики и трудового обучения способствуют развитию наглядно- действенного и наглядно-образного мышления.

📖 Основные виды мышления, Глава X. Мышление. Основы общей психологии. Рубинштейн С. Л. Страница 77. Читать онлайн


. . .

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребёнок разрешает встающие перед ним затруднения, и система мыслительных операций, посредством которой учёный разрешает научную проблему о закономерностях протекания каких-либо сложных процессов. Можно, таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень её обобщений насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности, от одного определения сущности ко всё более глубокому её определению. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлечённое, теоретическое.

Психология bookap

Теоретическое мышление, раскрывающее закономерности своего предмета, является высоким уровнем мышления. Но было бы совершенно неправильно сводить мышление в целом исключительно к теоретическому мышлению в абстрактных понятиях. Мы совершаем мыслительные операции, не только решая теоретические проблемы, но и тогда, когда, прибегая к абстрактным теоретическим построениям, мы с более или менее глубоким учётом объективных условий осмысленно решаем любую задачу, оставаясь в рамках наглядной ситуации. Существует не только отвлечённое, но и наглядное мышление, поскольку в некоторых случаях мы разрешаем стоящие перед нами задачи, оперируя в основном наглядными данными.

Наглядное мышление и мышление отвлечённо-теоретическое многообразными способами переходят друг в друга. Различие между ними относительно; оно не означает внешней полярности, но оно существенно.

Всякое мышление совершается в более или менее обобщённых, абстрактных понятиях, и во всякое мышление включаются более или менее наглядные чувственные образы; понятие и образ-представление даны в нём в неразрывном единстве. Человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от чувственной наглядности; он не может также мыслить одними лишь чувственно-наглядными образами, без понятий. Поэтому нельзя говорить о наглядном и о понятийном мышлении как о внешних противоположностях; но, тем не менее, поскольку представление и понятие не только связаны друг с другом, но и отличны друг от друга, внутри единого мышления можно различать, с одной стороны, наглядное, с другой — абстрактно-теоретическое мышление. Для первого характерно то, что единство представления и понятия, единичного и общего осуществляется в нём по преимуществу в форме наглядного образа-представления; для второго так же характерно то, что единство наглядного образа-представления и понятия осуществляется в нём по преимуществу в форме общего понятия.

Будучи различными уровнями или ступенями познания, образное и абстрактно-теоретическое мышление является вместе с тем в известном смысле разными сторонами единого процесса и равно адекватными способами познания различных сторон объективной действительности. Понятие отвлечённого мышления отражает общее; но общее никогда не исчерпывает особенного и единичного; это последнее отражается в образе. Поэтому мысль, особенно последовательно проведённая в системе Г. Гегеля, будто образ является только низшим уровнем познания, который на высшем должен и может быть безостаточно заменён понятием, является заблуждением рационалиста, ошибочно воображающего, что можно исчерпать действительность понятием. Мы поэтому различаем наглядно-образное мышление и абстрактно-теоретическое не только как два уровня, но и как два вида или два аспекта единого мышления; не только понятие, но и образ выступает на всяком, даже самом высшем, уровне мышления.

В том, что образ обогащает мысль, можно убедиться на примере любой метафоры. Всякая метафора выражает общую мысль; понимание метафоры требует поэтому раскрытия в образной форме её общего смыслового содержания, так же как при употреблении метафорического выражения требуется подыскать образы, которые бы адекватно выразили общую мысль. Но метафорические выражения были бы совершенно никчёмным украшением и собственно излишним балластом, если бы образ ничего не прибавлял к общей мысли. Весь смысл метафоры — в тех новых выразительных оттенках, которые привносит метафорический образ; вся её ценность в том, что она прибавляет к общей мысли, выражая её. Метафорические образы выражения общей мысли имеют смысл, только поскольку они содержат больше того, что даёт формулировка мысли в общем положении.

Так, если кто-либо скажет: «Моя звезда закатилась», он этим образно передаёт мысль, допускающую отвлечённую формулировку: он больше не пользуется успехом. Но образное выражение передаёт ещё много дополнительных оттенков ему лишь свойственной выразительности. Оно передаёт не только голый факт, но и отношение к нему. Сравнение с небесным светилом говорит о том, что с точки зрения говорящего речь идёт не о банальной неудаче, а о судьбе человека, в которой было что-то значительное, возвышенное, величавое. Оно оттеняет также момент стихийности, независимость происшедшего от воли человека и этим устраняет момент личной вины. Оно говорит вместе с тем об эпическом отношении говорящего к своей судьбе и постигшим его неудачам. (См. работу В. Штелина «К психологии и статистике метафор» (R. Stahlin, Pur Psychologie und Statistik der Detaphern. Eine methodologishe Untersuchung), «Archiv fur die gesamate Psychologie», Bd. 31, H. 1-2.) Образное метафорическое выражение и вполне адекватно выражает общую мысль и выходит за её пределы, вводя дополнительные оттенки и моменты, не заключённые в общем положении. Метафорическое выражение может поэтому служить ярким доказательством как единства общей мысли, понятия и образа, так и качественного своеобразия образа, его отличия от понятия. Специфическим для поэтического образа является при этом не наглядность, а выразительность его. 118 Это положение существенно для понимания художественного мышления.


118 Немногочисленные психологические исследования понимания метафор детьми (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский) исходили до сих пор из рационалистических установок и сводили весь вопрос к тому, в состоянии ли ребёнок выявить ту общую мысль, которая заключена в метафоре. Мысль о том, что подлинное понимание метафоры включает понимание не только общей мысли, но и специфических выразительных оттенков, выходящих за её пределы, легла в основу работы А. П. Семёновой «Психологический анализ понимания аллегорий, метафор и сравнения (образ и понятие)» // «Учёные записки Государственного педагогического института им. Герцена», т. XXXV, 1941, стр. 138-200.


В художественном мышлении сам образ, отображая единичное, конкретное, вместе с тем выполняет и обобщающую функцию; будучи не бескровной абстрактной схемой, а изображением живого конкретного индивида, полноценный художественный образ вместе с тем возвышается до типичного, т. е. общего. В корне ошибочно было бы видеть в образе только единичное. Образ так же в той или иной мере заключает в себе единство единичного и общего: они необходимо в той или иной мере взаимосвязаны в нём, потому что они взаимосвязаны в объективной действительности, которая в нём отображается.

Психология bookap

В силу того, что образ в художественном мышлении выполняет и обобщающую функцию, образное содержание художественного произведения может быть носителем его идейного содержания. Если бы наглядный образ не мог включать в себя идейное содержание, то художественное произведение, которое всегда оперирует наглядным образным материалом, было бы либо безыдейным, либо тенденциозным, потому что тенденциозно и нехудожественно было бы такое произведение, которое давало бы идейное содержание вне и помимо образов, в общих формулах, и безыдейным такое, которое не давало бы его вовсе.

По существу всякое художественное произведение не только может, но и неизбежно должно иметь то или иное идейное значение, так как каждое художественное произведение выражает в какой-то мере определённую идеологию. Весь вопрос в том, насколько совершенно оно это делает. В подлинно художественном произведении, одновременно идейном и художественном, само его образное содержание и только оно является носителем его идейного содержания, но оно выражает его иначе, чем это можно сделать в отвлечённых формулах и общих положениях. Образное мышление является, таким образом, специфическим видом мышления.

Наряду с вопросом о наглядно-образном и теоретическом мышлении в современной психологии встаёт и вопрос о теоретическом и практическом мышлении. Традиционная психология исходила из внешнего противопоставления мышления и практической деятельности, при исследовании мышления имелись в виду исключительно отвлечённые задачи научного мышления и теоретическая деятельность, направленная на их разрешение. Вопрос о соотношении мышления и деятельности — практической, поскольку он ставился, разрешался большей частью просто: теоретические интеллектуальные операции принимались как нечто первичное; эти операции совершаются во внутреннем плане сознания; затем деятельность строится на их основе. Разумная деятельность с этой точки зрения лишь переносит во внешний план действия результаты теоретического мышления. Вопреки глубокому слову гетевского Фауста — «вначале было дело», для традиционной психологии вначале было мышление, а затем действие. Отношение мышления к действию всегда мыслилось как односторонняя зависимость деятельности от абстрактного мышления; притом эта зависимость представлялась неизменной на всех ступенях исторического развития. Всякое действие, которое не было реализацией теоретического мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакцией, — словом, не интеллектуальной операцией; поэтому создавалась альтернатива: либо действие не имеет интеллектуального характера, либо оно — отражение теоретического мышления. Исследования В. Келера над человекоподобными обезьянами дали толчок для иной, тоже в конечном счёте неправильной, постановки вопроса; в связи с этими исследованиями возникло понятие так называемого практического интеллекта. Опыты, построенные по типу экспериментов Келера над шимпанзе, были затем — сначала Келером, а потом К. Бюлером — повторены над детьми; за ними последовал целый ряд исследователей, проводивших свои опыты над нормальными и умственно-отсталыми детьми и взрослыми.

Сам термин «практическое мышление», или «практический интеллект», чрезвычайно знаменателен. Он, с одной стороны, как будто выражает преодоление той точки зрения, которая усматривала интеллект лишь в теоретических операциях абстрактного словесного мышления в понятиях: практика и интеллект, практика и мышление объединяются в единстве одного понятия. Однако в противопоставлении практического интеллекта теоретическому нередко сказывался проникший в само понимание интеллекта и потому в известном смысле ещё углубившийся старый дуализм теоретического мышления и практики.

С практикой связано в конечном счёте всякое мышление; лишь характер этой связи может быть в различных случаях различным. Теоретическое мышление, опираясь на практику в целом, не зависимо от отдельного частного случая практики; наглядно-действенное мышление непосредственно связано с той частной практической ситуацией, в которой совершается действие.

Психология bookap

У человека существует единый интеллект. Не может быть и речи о двух различных интеллектах как различных биологических механизмах. Но внутри единства, в зависимости от различных условий, в которых совершается мыслительный процесс, дифференцируются различные виды мыслительных операций и характер их протекания.

В этом плане можно различать «практическое мышление» от теоретического, если под практическим мышлением понимать мышление, совершающееся в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач, — в отличие от мышления, выделенного из практической деятельности в качестве особой теоретической деятельности, направленной на разрешение отвлечённых теоретических задач, лишь опосредованно связанных с практикой. Перед теоретическим и «практическим» мышлением в выше указанном смысле стоят прежде всего разные задачи. При этом в отношении в частности практического мышления возможны ещё разные случаи: в одних случаях практическое мышление, т. е. мышление, включённое в практическую деятельность, должно по характеру тех задач, которые ему приходится разрешать, использовать и результаты отвлечённой теоретической деятельности. Это сложная форма практического мышления, в которое теоретическое мышление входит в качестве компонента. Такова мыслительная деятельность изобретателя при решении сложных задач, когда требуются более или менее сложные теоретические соображения.

Но возможен и другой случай, при котором для решения встающей в ходе практической деятельности задачи отвлечённое теоретическое мышление и не требуется: встречаются такие элементарные задачи, для разрешения которых нужно только сориентироваться в данной наглядной ситуации. В таких случаях практическое мышление, т. е. мышление, включённое в практическую деятельность и направленное непосредственно на решение частичных практических задач, принимает форму наглядно-действенного мышления. Наглядно-действенное мышление — это элементарная форма практического мышления, направленного на разрешение элементарных практических задач.

Психология bookap

В доказательство существования особого практического интеллекта часто ссылаются на то, что некоторые люди прекрасно справляются с очень сложными теоретическими задачами, обнаруживая при их решении высокий уровень мышления, но оказываются иногда очень беспомощными, если им нужно найти выход из сколько-нибудь затруднительной практической ситуации, и обратно — люди, которые прекрасно ориентируются в очень сложных практических ситуациях, оказываются иногда беспомощными, если перед ними встаёт даже довольно элементарная теоретическая проблема. Для объяснения этого факта нужно вскрыть различия между мыслительными операциями, которые требуются в одном и другом случае. Прежде всего нужно учесть объективное различие самых задач, подлежащих разрешению. Некоторые задачи по самому существу своему требуют выхода за пределы единичной проблемной ситуации, оперирования обобщёнными положениями и косвенного, опосредованного разрешения, — они требуют теоретического мышления; другие же практические задачи могут быть решены на основании тех данных, которые представлены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. Для мышления, направленного на разрешение именно таких задач, характерно, что оно совершается в ситуации действия, в непосредственном действенном контакте с объективной действительностью, — так что «поле зрения» мышления совпадает с полем действия; у мышления и действия одна и та же область оперирования; ход мыслительной операции непосредственно включён в действенную ситуацию, в ход практического действия; в нём практическое действие реализует каждый этап решения задачи и подвергается постоянной непосредственной проверке практикой.

Протекание мыслительного процесса в действенной ситуации, непосредственная связь её с практическим действием накладывают на неё специфический отпечаток. В тех случаях, когда действие не входит в течение самой мыслительной операции, всё решение задачи должно быть целиком продумано субъектом, все звенья его от начала и до самого конца должны быть проведены и учтены мысленно. Между тем в непосредственно-действенной ситуации можно сначала уяснить себе лишь начальный этап решения, только то, что, как бы ни пошло решение дальше, сначала необходимо во всяком случае сделать то-то. Если сейчас же и реализовать первый этап решения в практическом действии, то это действие, реально изменяя проблемную ситуацию, помимо намеченного и заранее предусмотренного изменения её, сплошь и рядом повлечёт за собой и выявит ряд попутных изменений, которые до совершения практического действия могли быть не предусмотрены и которые после его совершения непосредственно видны. Действие, вклинивающееся в течение мыслительной операции, реализуя ближайший намеченный этап решения, освобождает от необходимости заранее предусмотреть, представить, вообразить себе и учесть всё многообразие тех изменений в проблеме ситуации, которые оно вносит и которые нужно было бы заранее предусмотреть и мысленно учесть при решении задачи, протекающей не непосредственно в самом ходе действия. Практическое действие, таким образом, частично заменяет мыслительную операцию по предвидению и предварительному учёту некоторых последствий, вытекающих из предшествующих этапов решения задачи, и является постольку как бы непосредственным компонентом процесса решения задачи. В этом смысле можно было бы, пожалуй, — очень условно, конечно, — оказать, что здесь имеет место мышление действиями. В этой функции, выполняемой практическим действием, заключается специфическое преимущество мыслительной операции, непосредственно включённой в ход практического действенного разрешения задачи.

Но такая мыслительная операция предъявляет, с другой стороны, и свои специфические требования, отличные от требований, предъявляемых задачей при обобщённом теоретическом решении. Она сплошь и рядом требует более изощрённой наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям, предполагая умение использовать для решения задачи в данном частном случае то особенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит полностью и без остатка в теоретическое обобщение; она требует также умения быстро переходить от размышления к действию и обратно. Для одних такие смены являются облегчением, передышкой; для других — медлительных и систематических умов — они воспринимаются как перебои, создающие существенные затруднения, иногда даже вносящие дезорганизацию в мыслительный процесс.

Специфична также в одном и другом случае мотивация мыслительного процесса; одно дело, если стимулом для мыслительного процесса служит практическая, действенная ситуация, непосредственная необходимость для субъекта немедленно выйти из затруднения, в котором он оказался; совсем другое дело, когда речь идёт о разрешении теоретической проблемы, прямо не связанной с практической ситуацией, в которой в данный момент находится человек. Совершенно очевидно, что каждый из этих случаев создаёт различную психологическую ситуацию для мыслительного процесса: у разных людей, в зависимости от их интересов, от всего склада их ума и личности в целом, она естественно должна дать различные результаты.

В конечном счёте, таким образом, специфические особенности различных видов мышления обусловлены у разных людей прежде всего специфичностью задач, которые им приходится разрешать; они связаны также с индивидуальными особенностями, которые у них складываются в связи с характером их деятельности.

Какой вы тип мыслителя? Разница между экстравертным и интровертным мышлением

Способность использовать логику и рассуждение имеет важное значение для полноценной жизни человека. Каждый тип Майерс-Бриггс использует мышление, даже если на индикаторе они получили результат, основанный на ощущениях. Если бы мы не использовали мышление, у нас не было бы никакой логической основы для наших решений, и мы все были бы в очень плохом положении.

Есть два разных типа мышления; интровертное и экстравертное мышление. Один больше сосредоточен на внутреннем, организуя внутренний мир и применяя рациональное мышление к внутреннему набору ценностей; другое, экстравертное мышление, более ориентировано на внешний мир, применяя рациональное мышление к внешнему миру.

Не знаете, какой у вас тип личности?  У Personality Hacker есть самый точный бесплатный онлайн-индикатор личности, который мне удалось найти. Нажмите здесь, чтобы взять его.

Мне нужно больше деталей! Что такое экстравертное мышление? У меня есть?

Типы личности с доминирующим экстравертным мышлением:
ENTJ и ESTJ

Типы личности с вспомогательным экстравертным мышлением:
INTJ и ISTJ

Вышеуказанные четыре типа MBTI будут наиболее продвинутыми в использовании экстравертного мышления; при этом ESTJ и ENTJ являются наиболее очевидными и опытными экстравертными мыслителями.

Типы личности с третичным экстравертным мышлением:
ESFP и ENFP

Типы личности с неполноценным экстравертным мышлением:
INFP и ISFP

решения. Если проблему нельзя решить с помощью чувств, они вернутся к экстравертному мышлению. В условиях стресса INFP и ISFP могут попасть «в тиски» неполноценного экстравертного мышления. Это может привести к тому, что они станут нехарактерно резкими, критическими и негативными по отношению к другим. Это не похоже на них и обычно проявляется только в случаях сильного или хронического стресса.

Как работает экстравертное мышление

 

Экстравертное мышление — это процесс понимания и организации внешнего мира посредством рационального, логического мышления. Пользователи с экстравертным мышлением хотят, чтобы все было логично, чтобы все было в порядке, а задачи и проекты выполнялись быстро. У них мало терпения для обдумывания и обдумывания решений, но они любят придумывать быстрые, осуществимые планы, которые они могут обеспечить или выполнить сразу же. Они отлично умеют планировать, планировать и организовывать среду, иногда используя диаграммы, графики, схемы и т. д. Они прекрасно делегируют полномочия для выполнения работы и организуют людей для реализации планов и идей. Доминирующие мыслители-экстраверты (ENTJ и ESTJ) берут на себя ответственность и могут стать великими лидерами, президентами и предпринимателями.

INTJ и ISTJ, обладающие вспомогательным экстравертным мышлением, принимают решения чуть дольше. Это потому, что они будут обрабатывать информацию с помощью интуиции (для INTJ) или ощущений (для ISTJ), прежде чем придут к выводу. Тем не менее, когда они логически обдумывают проблемы, это обычно делается для того, чтобы выложить что-то в мир или выполнить задачу. Никола Тесла, Стивен Хокинг и Уоррен Баффет были людьми со вспомогательным экстравертным мышлением. Они могли поглощать огромное количество информации, но затем действовать очень быстро и решительно, когда того требовало время.

Эмпирическое мышление лежит в основе экстравертного мышления; вот почему многие мыслители-экстраверты высоко ценят «научный метод». Экстравертный мыслитель может увидеть план, идею или концепцию и быстро придумать способ воплотить ее в жизнь.

Наполеон Бонапарт, ENTJ, однажды сказал : «Честолюбие никогда не спешит больше, чем я. Оно просто идет в ногу с моим образом мышления».

Это точно описывает сообразительность ENTJ, а также характерные для них стремление и амбиции. Те-пользователи склонны быстро думать и обычно очень решительны. Они постоянно анализируют плюсы и минусы различных решений и пытаются определить, какой из них наиболее логичен и приведет к оптимальным результатам.

Экстравертное мышление очень ориентировано на действие, потому что оно больше фокусируется на внешнем мире людей и вещей, чем на внутреннем мире. Вот почему ENTJ и ESTJ кажутся чрезвычайно целеустремленными, мотивированными и готовыми двигаться вперед при принятии решения или разработке плана. Те, у кого есть вспомогательное Экстравертное Мышление; INTJ и ISTJ будут консультироваться с внутренним миром интуиции или ощущений, прежде чем они получат доступ к экстравертному мышлению. Это заставляет их казаться немного более тихими и задумчивыми, прежде чем они перейдут к действиям или принятию решений.

Мыслители-экстраверты часто очень умны и любят учиться и учиться. Тем не менее, они также любят доводить дело до конца. Они не только получают идеи, но и претворяют планы в жизнь. У них почти всегда будет проект, над которым они будут работать. Поддержание контроля над внешней средой очень важно для пользователей Te; поддержание организованности, актуальности и эффективности является ключевым моментом.

Я мыслитель-интроверт? Как я могу знать?

Типы личности с доминирующим интровертным мышлением:
ISTP и INTP

Типы личности со вспомогательным интровертным мышлением:
ESTP и ENTP

Эти типы личности будут наиболее искусными мыслителями-интровертами; ISTP и INTP используют его наиболее эффективно.

Типы личности с третичным интровертным мышлением:
ISFJ и INFJ

Типы личности с неполноценным интровертным мышлением:
ESFJ и ENFJ экстравертное чувство. Когда дело доходит до принятия решений, эти типы гораздо больше заинтересованы в гармонии и ориентированных на людей решениях, чем в логике и рациональности. Типы с неполноценным интровертным мышлением могут «попадать в тиски» этой функции при длительном стрессе; становится нехарактерно резким, расчетливым и холодным; проявление нездорового интровертного мышления.

Как работает интровертное мышление

Интровертное мышление (или Ти, как его называют для краткости) — это процесс внутренней организации мира посредством логики и рационального мышления. Пользователи Ti формируют внутреннюю структуру того, как устроен мир; и они постоянно модифицируют его, чтобы освободить место для улучшений или новых уроков, которые они извлекли. В то время как пользователям Te нравится принимать решения и придерживаться их, пользователи Ti всегда открыты для новых идей и способов усовершенствовать идею.

Мыслители-интроверты хотят создать обширную сеть знаний и найти способы, которыми все взаимосвязано. Им нравится учиться ради обучения. Речь идет не столько о том, чтобы выпустить что-то в мир, сколько о том, чтобы сделать независимое открытие или сформировать внутренний план того, как устроен мир. Пользователи Ti скептически относятся к правилам и научному методу, в то время как пользователи Te любят брать заранее установленные правила и использовать их для эффективной организации внешнего мира или совершения новых открытий.

Доминантные и вспомогательные пользователи Ti любят разбирать вещи и выяснять, как они работают, им нравится устранять неполадки, анализировать и разбираться во всем. Они не хотят, чтобы их торопили, они хотят сделать все правильно. В то время как пользователи Te часто уважают лидерство и любят брать на себя ответственность; По сравнению с ними пользователи Ti несколько бунтарские мыслители против истеблишмента. Альберт Эйнштейн, INTP, однажды сказал: « Образование — это то, что остается после того, как человек забыл, что он выучил в школе». Он также сказал, ««Чтобы наказать меня за презрение к авторитетам, Судьба сделала меня авторитетом».

Клинт Иствуд, ISTP, повторил тот же мыслительный процесс, когда сказал : «Оставьте всех в покое. Пусть все остальные делают, что хотят. Просто держись подальше от чужих волос».

Несмотря на то, что они не любят, когда на них оказывают давление, пользователи Ti любят находить способы делать вещи эффективно. Им также нравится выяснять, как они могут сделать что-то с наименьшим объемом работы; что иногда можно спутать с ленью. Хотя это может показаться «ленивым» или похожим на ярлык для других типов, их процесс невероятно эффективен. Это же правило относится и к речи; мыслители-интроверты не многословны и предпочитают говорить то, что нужно сказать, кратко и эффективно. Они «доходят до сути» быстро и эффективно сообщают то, что нужно сказать. Это может несколько отличаться у ENTP и ESTP, которые используют интровертное мышление в качестве вспомогательной (второстепенной) функции; они могут быть немного более разговорчивыми и описательными, чем ISTP и INTP с доминирующим интровертным мышлением. Это связано с тем, что они сначала обращаются к экстравертной интуиции или экстравертному восприятию, а затем к интровертному мышлению, и поэтому это может привести к более подробному изложению различных путей или идей.

Мыслители-интроверты любят решать проблемы; и они отлично умеют улучшать системы и обеспечивать их эффективную работу. Они хотят иметь полное, глубокое знание чего-либо, прежде чем двигаться вперед и исправлять это. В то время как пользователь Te любит получить краткое представление о проблеме, а затем сразу же приступить к ее устранению, пользователь Ti захочет узнать все компоненты и разобраться во всей системе, прежде чем исправлять ее. По этой причине пользователи Te могут сделать многое быстрее, но также могут совершать больше ошибок и не придумывать столь совершенную систему, как пользователь Ti.

Оба типа мышления необходимы и имеют свои сильные и слабые стороны. Не следует хвалить одного за то, что он превосходит другого. Простой способ увидеть разницу между ними состоит в том, что пользователи Тэ будут гораздо более быстрыми, открыто говорят о своей логике и будут больше заниматься организацией внешнего мира. Пользователи Ti будут более комплексными и медленными в принятии решений, сохранят свою логику более внутренней и будут больше заинтересованы в глубокой и интенсивной работе над конкретными внутренними структурами. 9
Логический и рациональный Продуктивность
— Отлично справляется с проектами
— Сильные лидерские качества
— Трудолюбивый

Пользователи Te — Плохие (не все пользователи Te будут иметь эти черты. Они, как правило, более распространены среди нездоровых/неуравновешенных пользователей Te):
— Может быть бестактным и резким
— Может показаться слишком контролирующим
— Нетерпеливым
— Непреклонным
— Осуждающим
— Властным
— Может отсутствовать эмоциональный интеллект
— Может попирать потребности других людей, пытаясь «достичь цели» .
— Может быть снисходительным к людям, которые не принимают их взгляды.

Ti Пользователи – хорошие:
– логичные и рациональные
– эффективные
– хорошие в построении каркасов
– отличные в устранении неполадок
— Аналитик
— Хорошо решает проблемы
— Обширный багаж знаний
— Хорошо находит несоответствия
— Хорошо умеет улучшать системы
— Непредубежденный
— Объективно мыслит

Эти черты, как правило, более распространены среди нездоровых/неуравновешенных пользователей Te)::
– Часто упрямый
– Может отсутствовать тактичность и чувствительность
– Очень закрытый
– Ненавидит правила и рекомендации
– Может легко заскучать
— Может быть оскорбительным и снисходительным по отношению к другим
— Может параноидально относиться к тому, что другие контролируют их
— Может начать много проектов, но не закончить их.

Что вы думаете?

Как вы используете интровертное или экстравертное мышление? Вы когда-нибудь чувствовали, что вас неправильно понимают из-за ваших предпочтений в мышлении? Давайте поговорим об этом в комментариях! Я хотел бы услышать от вас!

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Более

Конвергентное мышление — IResearchNet

Термин конвергентное мышление определяется как процесс поиска единственного наилучшего решения проблемы или вопроса, например, получения ответа на вопрос с несколькими вариантами ответов или выяснения того, как запрограммировать ваш видеомагнитофон. Конвергентное мышление, введенное Дж. П. Гилфордом в 1950 году, представляет собой процесс поиска правильного или наилучшего возможного решения из множества возможностей. К некоторым типам вопросов, требующих конвергентного мышления, относятся тесты с несколькими вариантами ответов, логические головоломки и вопросы на понимание текста. Вопросы конвергентного мышления часто требуют от субъекта решения, объяснения, идентификации или определения.

Конвергентное мышление обычно противопоставляется дивергентному мышлению, которое определяется как поиск множества релевантных решений проблем, имеющих множество возможных ответов, например, когда кто-то проводит мозговой штурм в поисках тем для написания стихотворения. Некоторые примеры вопросов, которые задействуют дивергентное мышление, включают предсказание того, что может произойти, если фондовый рынок рухнет, или представление возможных результатов различных маркетинговых кампаний для нового продукта. Вопросы дивергентного мышления часто требуют, чтобы субъект предсказывал, представлял, сочинял или создавал. Дивергентное мышление включает в себя способность генерировать несколько идей из одной отправной точки. Процесс дивергентного мышления не обязательно свободен от всех ограничений. При написании стихотворения можно следовать точным правилам, изложенным для сонета или хайку, и все же заниматься дивергентным мышлением. Конвергентное мышление обычно проверяется выполнением задач, требующих аналитических и логических навыков, в то время как считается, что тесты, измеряющие дивергентное мышление, отражают креативность.

С точки зрения развития, многие психологи-педагоги считают, что нынешняя система образования склонна отдавать предпочтение конвергентному мышлению, а не дивергентному, и что этот акцент побуждает детей совершенствовать связанные навыки и черты, а не другие. Студентам часто рекомендуется запоминать факты и алгоритмы, а не заниматься творческими проектами. Большинство обычных форматов тестирования, таких как вопросы с множественным выбором, верно/неверно и вопросы с заполнением пропусков, предназначены для отражения процессов конвергентного мышления. Кроме того, большинство стандартизированных тестов достижений также отражают конвергентное мышление. В последнее время некоторые исследователи выступают за подход к образованию, который признает и поощряет навыки дивергентного мышления в дополнение к конвергентному мышлению.

Существуют некоторые личностные различия между людьми с более конвергентным стилем мышления и людьми с более дивергентным стилем мышления. Конвергентные мыслители, как правило, более нетерпимы к двусмысленности по сравнению с дивергентными мыслителями и, следовательно, склонны чувствовать себя некомфортно в областях, которые не делают акцент на правильных ответах, таких как философия или искусство. Кроме того, люди с конвергентным стилем мышления, как правило, более интровертированы, чем люди с дивергентным мышлением. Наконец, конвергентные мыслители, как правило, имеют внешний локус контроля по сравнению с дивергентными мыслителями. Хотя эти исследования носят корреляционный характер, они дают представление об индивидуальных различиях, связанных с каждым стилем мышления.

Таким образом, конвергентное мышление — это процесс нахождения единственного наилучшего возможного решения проблемы. Ему противопоставляется дивергентное мышление, которое определяется как поиск множества ответов на одну проблему. Конвергентное мышление подчеркивается на протяжении всей жизни; однако навыки дивергентного мышления также считаются важными для развития.

Ссылки:

  1. Брофи, Р. (2000–2001). Сравнение атрибутов, действий и производительности дивергентных, конвергентных и комбинированных мыслителей. Журнал исследований творчества, 13 , 439–455.
  2. Чардиелло, (2003 г.). Типы вопросов: Уровень 2 — конвергентное мышление . Получено с http://www.sasaustin.org/library/ConvergentThinkingQuestions.htm
  3. .
  4. Конвергент (2001). Энциклопедия психологии Гейла (2-е изд.). Детройт, Мичиган: Гейл Групп. Получено с http://www.findarticles.com/cf_dls/g2699/0004/269

    27/p1/article.jhtml

  5. .
  6. Кропли, Дж. (1999). Творчество и познание: создание эффективной новизны. Roeper Review, 21 , 253–260.
  7. Гилфорд, П. (1950). Творческий подход. Американский психолог, 5 , 444–454.
  8. Шанк, (2000). Окрашивание вне линий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *