Виды и формы мышления — Студопедия
Поделись
Мыслительная деятельность человека разнообразна и многопланова. Это особенно проявляется в существовании различных видов мышления.
В психологии наибольшую популярность получили классификации мышления по следующим основаниям:
1. по форме;
2. по характеру решаемых задач;
3. по степени развернутости;
4. по степени новизны и оригинальности.
Дадим краткую характеристику каждому виду мышления.
1) По форме выделяют 3 вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление связано с первой стадией развития мышления человека и характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощь реального, физического преобразования проблемной ситуации. Другими словами, осуществляемые операции происходят во внешней, практической форме посредством осуществления манипуляций с предметами. Данный вид мышления, соответственно, наблюдается и у высших животных.
Наглядно-образное мышление наблюдается в ситуациях, когда для нахождения решения индивид использует конкретные образы. Имея возможность активно изменять представления о предметах, полученные благодаря органам чувств, человек может формировать разностороннее видение проблемы, что позволяет найти наиболее оптимальное решение. Наглядно-образное мышление особенно характерно для дошкольников и младших школьников. Поэтому не случайно, что ученики начальных классов стремятся наполнить абстрактные понятия конкретными образами.
Абстрактно-логическое (или словесно-логическое) мышление основывается на использовании понятий и рассуждений для решения стоящих задач. Т.е. в основе функционирования данного вида мышления лежит использование слов, которые отражают различные отвлеченные понятия Поэтому именно благодаря ему, человек способен обобщенно отражать окружающую действительность. Абстрактно-логическое мышление в онтогенезе возникает на более поздних этапах развития.
У зрелого человека все рассмотренные виды мышления тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга. В то же время часто можно говорить о преобладании того или иного вида мышления.
2) По характеру решаемых задач условно выделяют теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление связано с постижением законов, закономерностей, свойств предметов и явлений. Практическое мышление определяет успешность решения реальных, практических задач. Поэтому оно подразумевает разработку планов и постановку целей, а также практическую их реализацию, ведущую к изменению действительности.
Чаще всего наиболее оптимальным является гармоничное сочетание теоретического и практического мышления. В ином случае мы вправе говорить об определенной ограниченности познавательной сферы человека.
3) По степени развернутости также выделяют 2 вида мышления: дискурсивное и интуитивное. Если в ходе мыслительной деятельности человек осознает все ее этапы, говорят о дискурсивном (развернутом) мышлении. Когда же мы наблюдаем ситуацию, когда решение задачи приходит быстро и неожиданно, человек не осознает последовательность основных этапов, данное мышление обозначают как интуитивное.
4) Результат мыслительное деятельности может быть рассмотрен и с точки зрения новизны (оригинальности). Репродуктивное (воспроизводящее) мышление – вид мышления, при котором человек использует имеющиеся способы решения задачи. Продуктивное (творческое мышление) связано с созданием новых, до этого не используемых подходов, способов к решению мыслительной задачи.
Качества мышления. Мыслительная деятельность людей имеет значительные индивидуальные различия, которые выражаются в следующих качествах:Глубина мышления – способность проникнуть в сущность проблемы, увидеть главные причины и на основе этого уметь представить развитие дальнейших событий. Противоположное качество – поверхностность мышления.
Широта мышления – охват различных аспектов вопроса (проблемы), умение сопоставить разноплановые данные. Противоположное качество – узость мышления.
Гибкость мышления – умение адекватно и своевременно изменять решения в связи с учетом новых факторов, изменения ситуации. Противоположное качество – стереотипность мышления.
Оригинальность мышления – способность творчески решать задачи, находить новые подходы. Противоположное качество – стандартность мышления.
Критичность мышления – склонность человека любую информацию подвергать сомнению, анализировать разные доводы в пользу того или иного решения. Противоположное качество – некритичность мышления.
Быстрота мышления – скорость решения человеком стоящей задачи, определяемая его способностью оперативно перерабатывать информацию, находить и реализовывать принятое решение. Противоположное качество – медлительность мышления.
Выделенные качества мышления связаны с различными психическими процессами и свойствами. Особое значение имеют особенности функционирования и уровень развития всех познавательных процессов. Также значительное влияние на индивидуальное своеобразием мышления будут оказывать психические свойства человека (темперамент как сочетание свойств нервной системы, характер, способности).
Формы мышления. К основным формам мышления относят: понятие, суждение и умозаключение.Понятие – форма мышления, в которой отражается закрепленные в слове обобщенные знания о существенных признаках предметов и явлений.
Усвоение понятия по своей сути есть не что иное, как усвоение общественного опыта. Только человек имеет возможность посредством слов передавать из поколения в поколения накопленную информацию. Неслучайно, что во многих теориях обучения в качестве одного из ведущих принципов выделяется усвоение понятий.
Понятия можно разделить на несколько видов. В частности, по характеру отражаемых связей и отношений выделяют конкретные и абстрактные понятия. Конкретными называются понятия, в которых отражаются связи и отношения между конкретными предметами и явлениями окружающей действительности в целостной и структурно-обособленной форме. В качестве примера можно привести такие понятия, как «компьютер», «собака», «река», «дом», «дорога».
По другому признаку, по общности, различают общие и единичные понятия. Общие понятия («школа», «игра», «река») отражают круг однородных явлений (предметов), имеющий общий признак.
Единичные понятия (ОШ № 48 г. Минска, КВН, «река «Припять») обозначают один, конкретный предмет (явление).
Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметами (явлениями) или между их свойствами.
Ввиду того, что предметы и явления, а также их свойства обозначаются соответствующими понятиями, можно утверждать, что в суждении устанавливается связь между понятиями. Выделяют две классификации суждений. В зависимости от того, соответствует ли суждение объективной реальности, различают истинные и ложные суждения. При этом в качестве критерия истинности суждения признается реальная жизнь (практика).
В зависимости от того, насколько широкий круг явлений отражается в суждении, выделяют – общие, частные и единичные. Общие суждения распространяются на всю совокупность предметов (явлений), содержащихся в понятиях (например, «Все школьники летом отдыхают»). Частные суждения касаются только части предметов (явлений), относящихся к понятию (например, «Некоторые школьники увлекаются футболом»). В единичном суждении приводится указание на конкретное понятие («Ученик Федоров стал победителем Х международной олимпиады по биологии»). Т.о, в суждениях представлена мысль о связи предметов (явлений) в развернутой и дифференцированной форме, о характере причинно-следственных связей.
Умозаключение – форма мышления, характеризующаяся тем, что на основе известных человеку суждений или понятий логически формулируется (выводится) новое суждение.
Умозаключения могут выводится тремя способами, на основе которых выделяются соответствующие умозаключения:
— индуктивные умозаключения – выведение общего привила из частных фактов;
— дедуктивные умозаключения – распространение общего правила на конкретный случай;
— умозаключения по аналогии – новое суждение выводится по сходству с уже известным.
Таким образом, умозаключение представляет собой высшую форму мышления, которая позволяет человеку использовать различные мыслительные операции для нахождения новых решений, для формирования новых суждений. При этом человек может не прибегать к непосредственному, чувственному опыту, а оперирует абстрактной информацией (т.е. речь идет о теоретическом мышлении).
Отличительные особенности выраженности формы мышления у юношей и девушек 10 и 11 классов
Библиографическое описание:Снегирёва, В. О. Отличительные особенности выраженности формы мышления у юношей и девушек 10 и 11 классов / В. О. Снегирёва, Т. А. Синельникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 1 (1). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/young/archive/1/25/ (дата обращения: 12.12.2022).
Во все времена на протяжении многих лет была и остается проблема взаимопонимания между мужчиной и женщиной. То, что женщине кажется очевидным, мужчине трудно понять, и наоборот. С точки зрения науки, мужчины и женщины — это два совершенно разных создания. У них разные интересы, взгляды на мир, социальные роли в обществе и т. д. Хоть мы и говорим на одном языке, иногда все-таки, не понимаем друг друга.
Может быть, все эти противоречия связаны в разновидностью выраженных видов и способов мышления мужского и женского полов? Если такие отличия существуют, тогда возникает вопрос: «Почему мужчины и женщины думают по-разному?». Оказывается, этим вопросом заинтересовались уже давно психологи, социологи, конфликтологи.
Изучив имеющие данные по проблеме: видеофильмы «Любовь глазами мужчин» и «Любовь глазами женщин», материалы исследований [4, 5, 8, 9 и др.], я узнала о том, что «среднестатистические» мужчины и женщины думают по-разному, а потому понять с точки зрения мужской логики ход размышления женщины, разумеется, трудно. Мужчина часто опирается на логику и чаще рассматривает происходящее объективно. У женщины же, все «пропитано» чувствами; она оценивает многие обстоятельства субъективно, часто опирается на свою интуицию, мыслит образами.
Из выше сказанного, можно предположить, что у женщин больше развито наглядно-образное мышление, а у мужчин — словесно-логическое мышление. Мне очень интересна эта тема, так как она затрагивает тему взаимопонимания разных полов.
В той связи, мною была выдвинута следующая гипотеза: у мужчин развиты по большей части словесно-логические виды мышления, а у женщин — наглядно-образные.
Изучая общие представления о понятии процесса мышления с помощью толковых словарей, мною были сделаны выводы о том, что мышление можно представить как процесс познавательной деятельности человека посредством его восприятия, переработки и воспроизведения полученной информации [1, 2, 3, 6, 7].
Рассматривая среди множества различных трактовок видов классификаций мышления [10, 11], особым образом выделила виды мышления по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-логическое).
Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.
Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации под определенный образ. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств.
Абстрактное или словесно-логическое мышление происходит с опорой на понятие, суждение, без использования эмпирических данных.
Для проведения экспериментального исследования, я привлекла учащихся 10–11 классов общеобразовательной средней школы в возрасте 15–17 лет. Всего были обследованы: 31 ученик и 31 ученица старшего школьного (юношеского) возраста.
Итого: 62 человека. Была использована методика «Тип мышления» (методика определения типа мышления в модификации Г. В. Резапкиной). В случае проведения данной методики, можно выявить выраженность у юношей и девушек выше перечисленные виды мышления. Диаграммы и выводы представлены ниже (Рисунок 1, 2, 3, 4).Рис. 1. Диаграмма показателей выраженности предметно-действенного мышления у юношей и девушек 10–11 классов
Вывод: у большего количества девушек, чем юношей обладает предметно-действенное мышление.
Рисунок 2. Диаграмма показателей выраженности наглядно-образного мышления у юношей и девушек 10–11 классов
Вывод: большее количество девушек в сравнении с юношами имеют показатели преимущества выраженности наглядно-образного мышления.
Рис. 3. Диаграмма показателей выраженности абстрактно-символического мышления у юношей и девушек 10–11 классов
Вывод: если брать выборку показателей высокого уровня развития абстрактно-символического мышления, то количество девушек с такими показателями больше. Но если в общей сумме взять за основу высокие и средние результаты показателей девушек и юношей, то оказывается, что юношей с выраженностью данного феномена больше, чем девушек (58,05 % и 41, 92 % соответственно).
Существует мнение, что абстрактно-символическим мышление обладают люди, которые могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Также, говорится о том, что мужское мышление — цифровое, женское — аналоговое. У женщины нет такого абстрактного мышления, как у мужчины [12].
Сравнительные данные выраженности и преобладания определенных видов мышления у юношей и девушек, обучающихся в 10 и 11 классах школы, требуют дальнейших исследований. Имеющиеся показатели на данном этапе эксперимента, свидетельствуют о том, что отличия выраженности наглядно-образного, предметно-действенного и абстрактно-символического мышления у юношей и девушек все-таки, существуют.
Литература:
1. Ожегов. С. И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов /С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова.-24-е изд, испр.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. — 640с.
2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
3. Советский энциклопедический словарь/ главный редактор А. М. Прохоров, стр.351
4. http://lurkmore.to/Женская_логика.
5. http://inosmi.ru/world/20120908/198829777.html.
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мышление.
7. http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_myshleniya.
8. http://the-cinema.ru/film2011/1651-lyubov-glazami-muzhchin.html.
9. http://films-online.su/news/ljubov_glazami_zhenshhin_2011/2011–03–07–4949.
10. http://psyznaiyka.net/view-michlenie. html?id=vidy-myshleniya.
11. http://www.psychologos.ru/articles/view/chto_takoe_intuiciya_dvoe_zn__zhiznennyy_op ytzpt_mistika_ili_deshevaya_pridumka_vop_zn._
12. http://inosmi.ru/world/20120908/198829777.html.
Основные термины (генерируются автоматически): наглядно-образное мышление, абстрактно-символическое мышление, диаграмма показателей выраженности, девушка, женщина, мужчина, юноша, предметно-действенное мышление, словесно-логическое мышление, вид мышления.
Есть 5 стилей мышления. Знаете ли вы свое? — Откровенно
by Carolyn Firestone
Еще в 1970-х годах психолог по имени Роберт Брэмсон решил исследовать, как люди думают. В то время, как он сказал Wall Street Journal, он пытался понять, «почему умные менеджеры принимают ужасные решения».
Перенесемся на 50 лет вперед, и хотя мы все еще сталкиваемся с плохими звонками высшего руководства, исследование Брэмсона проливает довольно увлекательный свет на различные типы мыслителей, которые составляют наш мир.
Согласно Брамсону, существует пять стилей мышления. Каждый цвет определяет то, как мы подходим к разным ситуациям и обрабатываем их. И когда дело доходит до наших целей, наш стиль мышления может сильно повлиять на нашу способность их достигать.
Как и все человеческие черты, каждый из пяти стилей мышления имеет свои плюсы и минусы. Любопытно, какой стиль мышления вы? Вот как это ломается.
1. СинтезистСинтезисты — это творческие мыслители, которые приветствуют любые точки зрения и идеи, но не боятся бросить вызов другим. Они смешивают вещи и видят связи между вещами, которые не всем очевидны.
Признаки того, что вы можете быть синтезатором:
Вам нравится вмешиваться и вносить изменения.
Вы предпочитаете творчество логике.
Вы любопытны и любите слушать разные идеи. Хотя, вы также не боитесь подвергать сомнению эти идеи.
Вы умеете устанавливать связи между удивительными и неожиданными вещами. Подумайте о шоколадном молоке и морской соли.
Вы готовы бросить вызов другим и вступить в дискуссию. Некоторые могут осмелиться назвать это « спорным ».
Вы не из тех, кто легко уступает или соглашается с группой.
Синтезист Неудачи:
Вы можете показаться воинственным. Возможно, вам придется приложить дополнительные усилия, чтобы убедиться, что люди знают, что вы их слышите.
Когда вас нажимают, вы склонны доставлять другим неприятности. Посмотрим правде в глаза, вы, вероятно, знаете, как обойти резкое оскорбление.
Вы склонны слишком часто отбрасывать логику.
через GIPHY
2. ИдеалистИдеалисты твердо верят в то, что великие идеи могут быть достигнуты, и что их лучше всего реализовать в команде. Известно, что они придерживаются высоких (осмелимся сказать, идеальных) стандартов, усердно работают и стремятся угодить. Как любой целеустремленный человек, придерживающийся золотых стандартов, он может бороться с завышенными ожиданиями.
Признаки того, что вы можете быть идеалистом:
Вы постоянно ищете идеальное (или идеальное) решение. Вероятно, вам не раз бросали слово « перфекционист ».
Вы очень хотите всех выслушать. Разве не отсюда рождаются лучшие идеи?
Вы задаете вопросы и слушаете ответы.
Вы ориентированы на поиск решений, у вас большие мечты и цели.
В своих решениях вы стремитесь угодить всем, иногда даже слишком.
Вы безмерно верите в силу всестороннего консенсуса.
Вы мыслите с точки зрения этики и ценностей и заботитесь о том, что волнует окружающих вас людей.
Вы умеете ставить цели, но склонны перебарщивать.
Идеалист Неудачи:
Вы можете установить слишком высокие стандарты (для себя и окружающих), поэтому постарайтесь освободить место для других типов мышления.
Вы склонны чувствовать себя разочарованными или легко ранимыми. Вы знаете? Этот несчастный побочный эффект заботы о том, что думают другие люди .
Известно, что вы теряете из виду конкретные детали, когда сосредоточены на конечной цели.
через GIPHY
3. ПрагматикПрагматики разумны, логичны и трудолюбивы. Они попадают туда, чтобы сделать что-то одно за другим. Все они нацелены на быстрые результаты и вычеркивание пунктов из списка дел, но в процессе они могут упустить из виду более крупные и мечтательные цели.
Признаки того, что вы можете быть прагматиком:
Вы готовы приступить к работе и добиться успеха.
Вы все делаете шаг за шагом.
Вы используете логику и творческий подход для получения быстрых результатов.
Вы умеете приспосабливаться, всегда готовы приспособиться, чтобы все заработало.
Вы сияете, когда дело доходит до поиска новых способов ведения дел, не изобретая заново велосипед, e.g. можно преобразить комнату без замены мебели.
Вы ищете, что работает, не вникая в причины всего этого.
Ты хорошо ладишь с людьми. Вы здесь не для того, чтобы ерничать.
Прагматики Неудачи:
Вы не склонны мыслить масштабно и можете потерять представление о долгосрочной перспективе. Какая пятилетка?
Ваш подход может показаться немного странным, даже если вы постоянно вычеркиваете пункты из своего списка дел.
Вы могли бы расширить свой кругозор и достичь большего количества звезд. В противном случае дела могут немного застопориться.
через GIPHY
4. АналитикПризнаки того, что вы можете быть аналитиком:
Вам не терпится погрузиться в детали и данные.
Вы не торопитесь, чтобы предпринять правильные шаги. Вы заботитесь о том, чтобы сделать это правильно.
Вы сделаете работу и получите необходимую информацию, прежде чем сделать последний звонок.
Люди склонны описывать вас как «логичных» или «практичных».
Ты не о эго, Ты просто здесь ищешь правильный ответ и правильный путь к нему.
Неудачи аналитика:
Вы можете зайти слишком далеко
Иногда бывает слишком осторожно, так что не бойтесь рискнуть.
Хотя вы хорошо ладите с другими, вы можете показаться немного замкнутым. Кому нужна драма противостояния?
через GIPHY
5. РеалистКак и аналитики, реалисты любят достоверные факты, и они полагаются на собственный опыт, чтобы получить информацию о том, как лучше действовать. Реалисты любят действовать и решать проблемы. Они думают с точки зрения решений и того, что нужно, чтобы добраться туда, куда им нужно идти.
Признаки того, что вы можете быть реалистом:
Вы здесь, чтобы узнать факты.
Суть всегда на виду.
Когда дело доходит до принятия решений, вы хотите услышать мнение экспертов.
Вы судите по результатам. Потому что это главное.
Вы полагаетесь на собственный опыт, чтобы разобраться во всем.
Вы любите решать проблемы.
Вы хорошо мотивируете других и работаете над поиском решений.
Реалистичные неудачи:
Вы можете потратить слишком много времени, пытаясь заставить других ладить или соглашаться. Потому что все разумные взрослые люди могут видеть глаза в глаза, не так ли?
Вы можете запутаться в деталях, так что остерегайтесь туннельного зрения.
Вы склонны волноваться при стрессе. «Нетерпение» — это честный ответ на вопрос интервьюера о вашей самой большой слабости.
Телевизионные шоу «Решатели проблем» GIF из телешоу GIF
Я думаю, что знаю свой стиль. Так, что дальше?К какой бы категории мыслителей вы ни относились, вам не нужно слишком беспокоиться о том, что вы будете ограничены своими когнитивными наклонностями. Многие люди попадают более чем в одну категорию мыслителей, и каждый может расширить свой образ мышления.
Зная свои склонности, вы можете получить представление о местах, где это может помочь вам расти и приспосабливаться.
Например, если вы идеалист, вы можете напомнить себе не увлекаться идеей «совершенства» и уделять больше внимания мелким деталям, которые приведут вас туда, куда вы хотите.
Если вы прагматик, вы можете осмелиться помечтать немного больше и начать ставить цели, более захватывающие, чем следующий пункт в вашем списке дел.
Синтезаторы могут поработать над тем, чтобы приправить свои творческие способности небольшим количеством логики… и, гм, не быть такими конфронтационными.
Аналитики могут изменить свою рутину и пойти на больший риск.
Реалисты могут отказаться от некоторых своих чрезмерно предприимчивых взглядов и постараться не слишком увязнуть в деталях.
В конце концов, «идеального» мыслителя не существует. Но если вы чем-то похожи на меня, самодиагностированного идеалиста/синтезатора, вам будет весело продолжать достигать.
Кэролайн — независимый писатель и редактор. Ее любимое занятие — писать о своих любимых вещах, особенно когда у них есть хоть малейший шанс улучшить чье-то другое (настроение, отношения, планы поездок или набор туалетных принадлежностей) немного лучше. Вы можете найти больше ее статей здесь.
Эта статья предназначена только для информационных целей. Оно никоим образом не предназначено для использования вместо профессиональных консультаций, лечения или профессионального ухода. Эта статья не предназначена и не должна заменять профессиональный уход, консультацию или лечение. Пожалуйста, проконсультируйтесь со своим врачом или поставщиком медицинских услуг, прежде чем менять какой-либо режим здоровья. Эта статья не предназначена для диагностики, лечения или предотвращения заболеваний любого рода. Прочтите наш Положения и условия и Политика конфиденциальности .ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕCarolyn Firestone Carolyn Firestone, Most Popular1 Комментарий
0 лайков15 Когнитивные искажения виноваты в вашем негативном мышлении
Искаженное мышление или когнитивное искажение — а их много — это преувеличенный образ мыслей, не основанный на фактах. Следовательно, это приводит к тому, что вы смотрите на вещи более негативно, чем они есть на самом деле.
Другими словами, когнитивные искажения — это ваш разум, убеждающий вас верить в негативные вещи о себе и своем мире, которые не обязательно являются правдой.
Наши мысли сильно влияют на то, как мы себя чувствуем и как себя ведем. Когда вы относитесь к этим негативным мыслям как к фактам, вы можете видеть себя и действовать таким образом, который основан на ошибочных предположениях.
Все люди время от времени страдают от когнитивных искажений. Это часть человеческого опыта. Это происходит, особенно когда мы чувствуем себя подавленными.
Но если вы слишком часто погружаетесь в негативные мысли, ваше психическое здоровье может пострадать.
Вы можете научиться определять когнитивные искажения, чтобы понимать, когда ваш разум играет с вами злую шутку. Затем вы сможете переформулировать и перенаправить свои мысли так, чтобы они оказывали меньше негативного влияния на ваше настроение и поведение.
К наиболее распространенным когнитивным искажениям или искаженным мыслям относятся:
- фильтрация
- поляризация
- чрезмерное обобщение
- discounting the positive
- jumping to conclusions
- catastrophizing
- personalization
- control fallacies
- fallacy of fairness
- blaming
- shoulds
- emotional reasoning
- fallacy of change
- global labeling
- always being right
Вы можете идентифицировать себя с одними больше, чем с другими, или признать, что склонны использовать какой-то конкретный тип в определенных ситуациях. Это естественно.
Самоанализ может быть первым шагом к обращению вспять негативного мышления и некоторых из этих моделей мышления.
Вот более подробный список когнитивных искажений:
Фильтрация
Ментальная фильтрация истощает и напрягает все положительное в ситуации и вместо этого зацикливается на ее отрицательном.
Даже если в ситуации или человеке больше положительных сторон, чем отрицательных, вы фокусируетесь исключительно на отрицательных сторонах.
Пример
В вашей компании наступило время аттестации, и ваш руководитель несколько раз хвалит вас за усердную работу. В конце они делают одно предложение по улучшению. Вы уходите с собрания в подавленном настроении и целый день размышляете над одним предложением.
Поляризация или мышление по принципу «все или ничего»
Поляризованное мышление — это мышление о себе и мире по принципу «все или ничего».
Когда вы думаете о черном или белом, без оттенков серого, это тип когнитивного искажения ведет вас.
Пример
Ваша коллега была святой, пока не съела ваш бутерброд. Теперь ты терпеть ее не можешь. Или вы получили четверку на последнем тесте, значит, вы не смогли быть хорошим учеником, несмотря на то, что до этого получали только пятерки.
Мышление по принципу «все или ничего» обычно приводит к крайне нереалистичным стандартам для себя и других, которые могут повлиять на ваши отношения и мотивацию.
Черно-белые мысли также могут привести вас к неудаче.
Пример
Вы решили есть здоровую пищу. Но сегодня у вас не было времени приготовить еду, поэтому вы едите бургер с беконом. Это немедленно приводит вас к выводу, что вы разрушили свой режим здорового питания, поэтому вы решаете больше даже не пытаться.
Когда вы занимаетесь поляризованным мышлением, все находится в категориях «или/или». Это может заставить вас упустить сложность большинства людей и ситуаций.
Чрезмерное обобщение
Когда вы что-то чрезмерно обобщаете, вы берете изолированное негативное событие и превращаете его в нескончаемую картину потерь и поражений.
При чрезмерном обобщении такие слова, как «всегда», «никогда», «все» и «ничего», часто встречаются в вашем потоке мыслей.
Пример
Вы выступаете на собрании группы, и ваши предложения не учитываются в проекте. Вы уходите с собрания с мыслью: «Я разрушил свои шансы на повышение. Я никогда не говорю правильных вещей!
Чрезмерное обобщение также может проявляться в ваших мыслях о мире и его событиях.
Пример
Вы опаздываете на работу и по дороге проехали на красный свет. Вы думаете: « Ничто из никогда не пойдет мне навстречу!»
Дисконтирование позитива
Дисконтирование позитива похоже на ментальную фильтрацию. Главное отличие состоит в том, что вы отбрасываете это как нечто бесполезное, когда думаете о положительных аспектах.
Пример
Если кто-то делает комплимент тому, как вы сегодня выглядите, вы думаете, что он просто ведет себя хорошо.
Если ваш начальник говорит вам, насколько исчерпывающим был ваш отчет, вы не принимаете его во внимание, как это мог бы сделать любой другой человек.
Если вы хорошо прошли это собеседование, вы думаете, это потому, что они не поняли, что вы не так хороши.
Поспешные выводы
Когда вы делаете поспешные выводы, вы негативно интерпретируете событие или ситуацию без доказательств, подтверждающих такой вывод. Затем вы реагируете на свое предположение.
Пример
Ваш партнер приходит домой с серьезным видом. Вместо того, чтобы спросить, как они, вы сразу предполагаете, что они злятся на вас. Следовательно, вы держите дистанцию. На самом деле у вашего партнера был плохой день на работе.
Поспешные выводы или «чтение мыслей» часто являются ответом на настойчивую мысль или беспокойство.
Пример
Вы не уверены в своих отношениях. Итак, когда вы видите, что ваш партнер выглядит серьезно, вы предполагаете, что он может потерять к вам интерес.
Катастрофизация
Катастрофизация связана с поспешными выводами. В этом случае вы делаете наихудший из возможных выводов в каждом сценарии, каким бы невероятным он ни был.
Это когнитивное искажение часто сопровождается вопросами «что, если». Что, если он не позвонил, потому что попал в аварию? Что, если она не пришла, потому что очень не хотела проводить со мной время? Что, если я помогу этому человеку, а он в конечном итоге предаст или бросит меня?
В ответ на одно событие может последовать несколько вопросов.
Пример
Что, если будильник не сработает? Что, если я опоздаю на важную встречу? Что, если меня уволят после того, как я так усердно работал на этой работе?
Персонализация
Персонализация заставляет вас думать, что вы несете ответственность за события, которые в действительности полностью или частично находятся вне вашего контроля.
Это когнитивное искажение часто приводит к тому, что вы чувствуете себя виноватым или возлагаете вину на себя, не учитывая всех вовлеченных факторов.
Пример
Ваш ребенок попал в аварию, и вы вините себя за то, что позволили ему пойти на эту вечеринку.
Вам кажется, что если бы ваш партнер проснулся раньше, вы были бы готовы к работе вовремя.
Благодаря персонализации вы также принимаете вещи на свой счет.
Пример
Ваш друг говорит о своих личных взглядах на воспитание детей, и вы воспринимаете их слова как нападки на ваш стиль воспитания.
Ошибки управления
Слово «ошибка» относится к иллюзии, неправильному представлению или ошибке.
Ошибки контроля могут проявляться двумя противоположными путями: либо вы чувствуете ответственность или контроль над всем в своей жизни и жизни других людей, либо вы чувствуете, что вообще ничего не контролируете в своей жизни.
Пример
Вы не смогли заполнить отчет, который нужно было сдать сегодня. Вы сразу думаете: «Конечно, я не мог это сделать! Мой босс перегружает меня работой, а сегодня в офисе все так шумели. Кто может сделать что-нибудь подобное?»
В этом примере вы возлагаете весь контроль над своим поведением на кого-то другого или внешние обстоятельства. Это ошибка внешнего контроля.
Другой тип заблуждения о контроле основан на убеждении, что ваши действия и присутствие влияют на жизнь других людей или контролируют их.
Пример
Вы думаете, что делаете кого-то счастливым или несчастным. Вы думаете, что все их эмоции прямо или косвенно контролируются вашим поведением.
Заблуждение справедливости
Это когнитивное искажение относится к оценке любого поведения и ситуации по шкале справедливости. Обнаружение того, что другие люди не придают той же ценности справедливости событию, вызывает у вас возмущение.
Другими словами, вы считаете, что знаете, что справедливо, а что нет, и вас расстраивает, когда другие люди не согласны с вами.
Ошибочная справедливость приведет вас к конфликту с определенными людьми и ситуациями, потому что вы чувствуете потребность во всем быть «справедливым» в соответствии с вашими собственными параметрами.
Но справедливость редко бывает абсолютной и часто может быть корыстной.
Пример
Вы ожидаете, что ваш партнер придет домой и помассирует вам ноги. Это «справедливо», потому что ты весь день готовила им ужин.
Но они приходят уставшие и хотят только помыться. Они считают, что «справедливо» уделить минутку отдыху от дневного хаоса, чтобы они могли уделить вам все внимание и насладиться ужином, а не отвлекаться и уставать.
Обвинение
Обвинение означает возложение ответственности на других за то, что вы чувствуете.
«Ты заставил меня чувствовать себя плохо» — вот что обычно определяет это когнитивное искажение. Однако, даже когда другие ведут себя оскорбительно, вы все равно контролируете свои чувства в большинстве ситуаций.
Искажение возникает из-за веры в то, что другие могут влиять на вашу жизнь, даже больше, чем вы сами.
Пример
Ваш партнер комментирует ваше новое платье, и вы расстроены до конца дня. «Ты заставляешь меня чувствовать себя плохо», — говорите вы им.
Должен
Являясь когнитивными искажениями, утверждения «должен» представляют собой субъективные железные правила, которые вы устанавливаете для себя и других без учета специфики обстоятельств.
Вы говорите себе, что вещи должны быть определенным образом без каких-либо исключений.
Пример
Вы думаете, что люди должны всегда приходить вовремя, или что тот, кто независим, должен также быть самодостаточным и никогда не просить о помощи.
Когда дело касается вас самих, вы можете подумать, что всегда должны заправлять свою постель или всегда смешить людей.
«Тебе следует стать лучше», — постоянно говорите вы себе.
Когда эти вещи не происходят — они действительно зависят от многих факторов — вы чувствуете вину, разочарование, разочарование или разочарование.
Возможно, вам кажется, что вы пытаетесь мотивировать себя такими утверждениями, как «Я должен ходить в спортзал каждый день».
Однако, когда обстоятельства меняются, и ты не можешь сделать то, что должен , ты злишься и расстраиваешься. Например, вы поздно вышли с работы и не смогли попасть в спортзал.
Эмоциональное мышление
Эмоциональное мышление заставляет вас поверить, что то, что вы чувствуете, является отражением реальности. «Я так отношусь к этой ситуации, следовательно, это должно быть фактом», — определяет это когнитивное искажение.
Пример
Чувство неадекватности ситуации превращается в «Я никуда не принадлежу».
Это когнитивное искажение может также заставить вас поверить, что будущие события зависят от того, как вы себя чувствуете.
Пример
Вы можете твердо верить, что сегодня произойдет что-то плохое, потому что проснулись в тревоге.
Вы также можете оценить случайную ситуацию, основываясь на своей эмоциональной реакции. Если кто-то говорит что-то, что вас злит, вы сразу делаете вывод, что этот человек плохо с вами обращается.
Ошибка перемен
Ошибка перемен заставляет вас ожидать, что другие люди изменят свой образ жизни в соответствии с вашими ожиданиями или потребностями, особенно когда вы оказываете на них достаточное давление.
Пример
Вы хотите, чтобы ваш партнер сосредоточился только на вас, несмотря на то, что вы знаете, что он всегда был очень общительным и ценил время с друзьями.
Итак, каждый раз, когда они уходят, ты даешь им понять, что с тобой не все в порядке. В конце концов, вы, , знаете, что изменят свой образ жизни и захотят все время оставаться дома.
Глобальная маркировка
Маркировка или неправильная маркировка относится к взятию одного атрибута и превращению его в абсолют.
Это происходит, когда вы судите, а затем определяете себя или других на основе отдельного события.
Назначаемые метки обычно отрицательные и крайние.
Пример
Вы видите, как ваш новый товарищ по команде наносит макияж перед встречей, и вы называете его «поверхностным». Или они не сдают отчет вовремя, и вы называете их «бесполезными».
Это крайняя форма чрезмерного обобщения, при которой вы судите о действии, не принимая во внимание контекст. Это, в свою очередь, приводит к тому, что вы видите себя и других неточно.
Присвоение ярлыков другим может повлиять на то, как вы взаимодействуете с ними. Это, в свою очередь, может добавить трения в ваши отношения.
Когда вы навешиваете на себя такие ярлыки, это может повредить вашей самооценке и уверенности в себе, вызывая чувство неуверенности и беспокойства.
Всегда быть правым
Это желание превращается в когнитивное искажение, когда оно превосходит все остальное, включая доказательства и чувства других людей.
В этом когнитивном искажении вы видите свои собственные мнения как факты жизни. Вот почему вы пойдете на многое, чтобы доказать, что вы правы.
Пример
Вы ссоритесь со своим братом или сестрой из-за того, что ваши родители недостаточно поддерживали вас. Вы убеждены, что так было всегда, в то время как ваш брат или сестра считает, что это менялось в зависимости от ситуации.
Поскольку ваш брат или сестра не чувствует того же, вы злитесь и говорите вещи, которые раздражают вашего брата или сестру.
Вы знаете, что они расстроены, но продолжаете спор, чтобы доказать свою точку зрения.
Большинство иррациональных моделей мышления можно изменить, как только вы о них узнаете. Это относится и к негативному мышлению.
Тем не менее, когнитивные искажения иногда сопровождаются расстройствами психического здоровья, такими как расстройства личности. Это усложняет рефрейминг.
Обращение к специалисту по психическому здоровью может помочь, если вы чувствуете, что процесс слишком утомительный.
А пока постарайтесь помнить, что во многих случаях вас расстраивают не события, а ваши мысли.
Возможно, вы не сможете изменить ход событий, но вы можете поработать над тем, чтобы перенаправить свои искаженные мысли.
Может быть полезно начать с небольших изменений. Вот несколько советов:
1. Думайте о своих мыслях
Если какое-то событие расстраивает вас, отойдите от него, если можете, и постарайтесь сосредоточиться на том, что вы говорите себе об этом событии.