Мышления качество – .

ВАЖНЕЙШИЕ КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ

Важнейшими качествами мышления являются следующие.

1.   Самостоятельность мышления – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

2.   Инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.

3.   Глубина – способность проникать в сущность вещей и явлений понимать причины и глубинные закономерности.

4.   Широта – способность видеть проблемы многосторонне, взаимосвязи с другими явлениями.

5.   Быстрота – скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей.

6.   Оригинальность – способность производить новые идеи, личные от общепринятых.

7.   Пытливость – потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.

8.   Критичность – объективная оценка предметов и явлений стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.

9.   Торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

Мышление имеет потребностно-мотивированный и целенаправленный характер. Все операции мыслительного процесса определяются:

Ø  потребностями,

Ø  мотивами,

Ø  интересами личности,

Ø  ее целями задачами.

Нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность в целом. Большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.

Одной из сложных проблем обучения в школе и вузе (особенно техническом) является акцент на развитии формально-логического мышления в ущерб образному мышлению. В результате, учащиеся и студенты становятся как бы закрепощены собственным формально-логическим мышлением. В связи с этим, стремление к творчеству, высокие духовные запросы кажутся некоторым из них абсолютно ненужными. Необходимо, чтобы оба этих типа мышления развивались гармонично, чтобы образное мышление не оказывалось бы скованным рассудочностью и чтобы не иссякал творчески потенциал человека.

По мнению Д. Гилфорда, творческое мышление имеет следующие особенности:

1. Оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна,

2. Способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения,

3. Образная адаптивная гибкость, которая проявляется в способности изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения,

4. Семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей.

Серьезным препятствием на пути к творческому мышлению является приверженность старым методам решения. К ним можно отнести:

Ø  склонность к конформизму,

Ø  боязнь показаться глупым и смешным,

Ø  экстравагантным или агрессивным;

Ø  страх ошибиться и страх критики;

Ø   завышенная оценка собственных идей;

Ø  высокий уровень тревожности;

Ø  психическая и мышечная напряженность.

5. Условиями успешного решения творческих задач являются более частое обнаружение и применение новых способов:

Ø  успешное преодоление сложившихся стереотипов;

Ø  умение идти на риск, освободившись от страха и защитных реакций;

Ø  сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения;

Ø  разнообразие и различная направленность знаний и умений, ориентирующих мышление на новые подходы.

 

 

students-library.com

Качества мышления и индивидуальные стили мышления

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью.

«Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» Айзенк

Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Можно выделить следующие индивидуальные стили мышления (А. А. Алексеев, Л. А. Громова).

Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз Синтезатора: «Что если…». Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят строить теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность Идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство различных позиций, легко, без внутреннего сопротивления, воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить. «Куда мы идем и почему?» — классический вопрос Идеалистов.

Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим…». Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя сложившиеся обстоятельства в свою пользу, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, Аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они склонны воспринимать мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным и хотят это нечто исправить.

Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, способы поведения, личностные особенности человека.

psyera.ru

Качества мышления.

Количество просмотров публикации Качества мышления. — 1891

Мышление людей подчиняется общим психологическим закономерностям и одновременно характеризуется индивидуальными особенностями. Отличия мышления проявляются в разнообразных качествах. Индивидуальные отличия мышления людей обусловлены, прежде всœего, особенностями их жизни, характером деятельности, обучением.

Определœенное влияние на особенности мышления оказывает тип высшей нервной деятельности, соотношения первой и второй сигнальных систем. Наиболее существенными качествами, в которых проявляются индивидуальные отличия мышления, являются его самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта͵ последовательность, скорость.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека ставить новые задачи и разрешать их, не обращаясь к помощи других людей. Самостоятельность мышления основывается на учете знаний и опыта других людей, но человек, которому свойственно это качество, творчески подходит к познанию действительности, находит новые, собственные пути и способы решения познавательных и иных проблем.

Самостоятельность мышления тесно связанна с критичностью человека.

Критичность мышления проявляется в способности человека не попадать под влияние чужих мнений, объективно оценивать положительные и негативные аспекты явления или факта͵ проявлять ценное и ошибочное.

Человек с критичным умом требовательно оценивает свои мнения, тщательно проверяет решения, взвешивает всœе аргументы “за” и “против”, проявляя тем самим самокритичное отношение к своим действиям.

Критичность и самостоятельность мышления в большей мере зависят от жизненного опыта человека, богатства и глубины его знаний.

Гибкость мышления проявляется в умении человека быстро менять свои действия при изменении ситуации и освобождаться от зависимости закрепленных предыдущим опытом способов и приемов решения аналогичных задач. Гибкость мышления проявляется в готовности быстро переключаться от одного способа решения задачи к другому, изменять тактику и стратегию решения, находить новые нестандартные способы действий в меняющихся условиях.

Глубина мышления проявляется в умении проникать в суть сложных вопросов, раскрывать причины явлений, утаенные за напластованиями несущественных проявлений, видеть проблему там, где ее не замечают другие, предусматривать возможные последствия событий и процессов.

Именно эта черта свойственна людям с глубоким умом, которые в простых, хорошо известных фактах умеют замечать противоречия и на этом основании раскрывать закономерности природы и общественной жизни.

Широта мышления проявляется в способности охватить широкий круг вопросов, творческом мышлении в разных отраслях знания и практики. Широта мышления является показателœем эрудированности человека, его интеллектуальной разносторонности.

Последовательность мышления проявляется в умении соблюдать логическую последовательность при высказывании суждений, их обосновании. Последовательным можно назвать мышление человека, который строго придерживается темы мышления, не отклоняется в сторону, не перепрыгивает от одной мысли к другой, не подменяет предмет мышления.

Для последовательного мышления характерно соблюдения определœенных принципов рассмотрения вопроса, ясность плана, отсутствие противоречий и логических ошибок в аргументации мысли, доказательность и объективность в выводах.

Скорость (быстрота) мышления — ϶ᴛᴏ способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать правильное решение и принять его. Скорость мышления зависит от знаний, меры совершенства мыслительных привычек, опыта в соответствующей деятельности и подвижности нервных процессов.

Скорость мышления нужно отличать от поспешности и суетливости, которые демонстрируют некоторые люди, не продумывая до конца принимаемых решений, не прогнозируя возможных последствий, действуя наспех, необоснованно принимая решения.

Все качества мышления человека формируются и развиваются в деятельности. Содержательная и организованная в гармоническую целостность деятельность способствует развитию ценных качеств мышления человека.

referatwork.ru

Виды мышления. Качества мышления — Психология

Виды мышления:

1. По характеру решаемых задач:

— теоретическое – направлено на нахождение общих закономерностей.

— практическое — направлено на разрешение частных конкретных задач.

2. По способу решения задач (по генезису развития):

-наглядно-действенное (предметно-действенное) — инструментом является предмет.

Особенность — с его помощью нельзя решить поставленную задачу без участия практических действий. Поэтому у него такая тесная связь с практикой.

-наглядно-образное – непосредственно связано с восприятием человека окружающей действительности и без него совершаться не может . Отличительные признаки: симультанность (одновременность), импульсивность и синтетичность.

-словесно-логическое (понятийное) – используя этот вид мышления, человек может анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения.

— абстрактно-логическое (отвлеченное) — выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

3. По степени развёрнутости:

-дискурсивное (логическое) — опосредованно логикой рассуждений, а не восприятия.

-интуитивное — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

4. по степени новизны и оригинальности:

-творческое (продуктивное) — мышление на основе творческого воображения.

-воссоздающее (репродуктивное) — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

5. По средствам мышления:

— вербальное — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

— наглядное — мышление на основе образов и представлений предметов.

6. По функциям:

— критическое — направлено на выявление недостатков в суждениях других людей

— творческое — связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Качества мышления :

1. самостоятельность ( умение человека выдавать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения без посторонней помощи)

2. широта ( наличии у человека широкого кругозора, способность видеть явления с разных сторон и во взаимосвязи с другими явлениями)

3. глубина ( умение проникать в суть сложных задач, способность видеть проблему там, где ее не видят другие)

4. гибкость ( умение быть свободным от принятых шаблонов, быстро менять свою деятельность под влиянием обстоятельств )

5. инициативность ( постоянное стремление к самостоятельному поиску и решению проблем)

6. быстрота ( скорость решения задач и легкость в восприятии идей)

7. оригинальность ( способность генерировать новые идеи)

8. пытливость ( потребность всегда находить оптимальное решение задач)

9. критичность ( объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергнуть сомнению существующее гипотезы)

10. торопливость ( непродуманность аспектов исследования проблемы, рассматривая только отдельны её стороны , не точные ответы и суждения)

ifreestore.net

Виды мышления и качество ума

В психологии различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно действенное мышление генетически наиболее раннее. С этой стадии начинает развиваться мышление младенца. Наглядно-действенное мышление в своем высшем развитии присуще людям профессий, требующих практического анализа, думанья, относящегося к предметам и действию с ними в пространстве: конструкторам, механикам.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение мыслительной задачи происходит с помощью оперирования предметами, включая в себя действование и манипулирование с образами этого оперирования. Сравнение, анализ, обобщение в этом виде мышления осуществляется на основе предметно-практических процедур.

Наглядно-образное мышление – это мышление, которое опирается именно на образ как целостное представление о предмете или явлении и оперирует, прежде всего, образами. Наглядно-образное мышление свойственно, прежде всего, художникам, актерам, поэтам, людям искусства.

Роль наглядно-образного мышления состоит в том, что оно позволяет человеку красочно, ярко и разнообразно отражать жизнь. Важной особенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

Словесно-логическое мышление – это вид мышления, который отличается опорой на понятия, т.е. на оформленные в словах значения предметов и явлений, которые не имеют прямого чувственного основания. Словесно-логическое мышление осуществляется на базе языка и использует логические конструкции (силлогизмы). Представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления. Именно в словесно-логическом мышлении формируются различные виды обобщений.

Мышление людей подчиняется общим психологическим закономерностям и одновременно характеризуется индивидуальными отличиями, которые называются качествами ума, иными словами ум – это индивидуально-психологическая характеристика мышления конкретного человека.

Наиболее существенными качествами человеческого умаявляются: самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, последовательность и скорость.

Самостоятельность проявляется в умении человека увидеть проблему, поставить вопросы, сформулировать задачу и решить ее своими силами.

Критичность – свойство ума, сущность которого проявляется в способности человека объективно оценивать положительные и отрицательные аспекты тех или иных явлений, тщательно и бесстрастно проверять истинность решений.

Гибкость – это свойство ума, которое позволяет человеку быстро пересматривать свои решения и действия, а также стратегию решения задач, находить новые, нестандартные способы действий.

Глубина ума – это такое его свойство, которое позволяет человеку проникать в сущность происходящего, видеть проблему там, где другие ее не замечают, и находить решения, которые исчерпывают проблему, а также прогнозировать развитие событий.

Широта ума – это способность человека охватить, осмыслить разнообразные аспекты явлений и проблем, мыслить о многом, и не только в пределах одной области знаний. Широта ума обеспечивает интеллектуальную разносторонность человека, его эрудированность.

Последовательность ума – это способность человека строго придерживаться порядка мыслей, не подменять предмет мышления, рассматривать задачу в соответствии с определенным планом, не допуская противоречивости и сбоев в способах рассуждения.

Скорость ума – это быстрота мыслительных операций и принятия решений. Скорость ума не следует смешивать с поспешностью и суетливостью, свойственных необоснованным решениям. Скорость ума зависит от знаний, умения мыслить, гибкости и подвижности нервных процессов.

Все качества человеческого ума проявляются и формируются в деятельности. Развитие мышления бесконечно, как бесконечен процесс познания бесконечной Вселенной.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте определение понятию «мышление».

2. Приведите четыре основных свойства человеческого мышления, отличающие его от мышления животных. Укажите главную особенность теоретического мышления.

3. Обоснуйте социальную природу человеческого мышления.

4. Опишите основные этапы эволюции мышления от животных к человеку.

5. Дайте характеристику двух основных уровней мышлении и перечислите их особенности.

6. Назовите и охарактеризуйте основные формы мышления, принятые в логике.

7. Охарактеризуйте и приведите примеры простейших алгоритмов умозаключения, а также мыслительных операций.

8. Дайте описание этапов мышления при решении задач.

9. Приведите примеры профессий, требующих различных видов мышления.

10. Обоснуйте, какими качествами ума должен обладать современный гуманитарий.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.

2. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1983.

3. Петухов В.В. Психология мышления: Учебно-методическое пособие. – М.: МГУ, 1987.

4. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984.

5. Коул М., Скритнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. – М: Наука, 1972.

6. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. – М: Мысли, 1974.

7. Хомский Н. Язык и мышление. – М.: Прогресс, 1972.

8. Выготский Л. С. Мышление и речь: Собр. соч. в 6 томах. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.

9. Леонтьев А. А. Язык и разум человека. – М.: Педагогика, 1965.

 

Глава 7. Речь


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).

Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

Например, для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым, что в значительной мере обеспечивает продуктивность умственной деятельности. Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции.

Быстрота мышления — скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

Самостоятельность мышления — умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления — способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышления как умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к  привычным ходам мысли, в трудности переключения от  одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов — минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления — число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков,  которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления — умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления — качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на  уже  известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Эти индивидуальные особенности необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейший признак всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальныхособенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

students-library.com

Качественные характеристики мышления

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств (табл. 9.1).

Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то — при решении практических вопросов.

 

Развитие мышления в процессе онтогенеза

Мышление формируется у человека не сразу. У новорожденного оно отсутствует, его деятельность определяется исключительно безусловными рефлексами — однозначными ответными реакциями на определенные раздражители. У грудного младенца в возрасте нескольких месяцев мышления также нет, но у него уже формируются условные рефлексы. Это означает, что его мозг может гибко связывать между собой два раздражителя и адекватно на них реагировать — например, младенец улыбается матери и плачет при виде незнакомого человека. Только к концу первого года жизни у ребенка начинают проявляться первые элементы мышления, причем оно существенно отличается от мышления взрослого. Согласно представлениям швейцарского психолога Жана Пиаже, существует четыре стадии развития мышления (табл. 1).

Таблица 1.Основные стадии развития мышления по Ж. Пиаже

Основные виды мышления

По мере развития психики человека в процессе его социализации основной способ его мышления постепенно меняется от конкретного к более абстрактному, от внешнего, предметного к внутреннему (рис.1).

 

Рис 1.Виды мышления человека

Первый способ мышления ребенка — наглядно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3 лет), то есть мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.

Следующая ступень — наглядно-образное, то есть мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога

в ощущениях (сказочные персонажи).

В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы — чаще зрительные (у музыкантов — слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедли-вость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль» являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься непосредственно органами чувств человека.

Помимо классификации мышления по форме, существуют и иные способы выделения отдельных видов мышления. Они могут различаться по степени развернутости, по характеру решаемых задач и т. д. (рис. 2).

 

Рис. 2.Классификация мышления

Теоретическое — Мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законов и правил

Практическое — Мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности

Дискурсивное (аналитическое) — Мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не

восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека

Интуитивное — Мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Репродуктивное — Мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное — Мышление на основе творческого воображения.

 

Формы мышления

Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие— мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений.

Например, в понятие «человек» входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, прямохождение, членораздельная речь и т. д.

Отличие понятия от представления состоит в том, что представление — это всегда образ, а понятие — это мысль, выраженная в слове. Кроме того, представление включает в себя как существенные, так и несущественные признаки, а понятие — только существенные. (Образ автомобиля у разных людей может отличаться — кто представит себе КамАЗ, кто «Жигули», а для кого-то автомобиль — это как минимум «Мерседес».) А понятие «автомобиль» более однозначно — это «безрельсовый вид транспорта с двигателем внутреннего сгорания, имеющий более трех колес».

Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение— есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.

Так, суждение «Предприниматель — это активный, предприимчивый человек, желающий улучшить свое благосостояние путем экономиче-ской деятельности» отражает связь между психологическими свойствами предпринимателя и способом его действий.

Суждения могут быть разных видов, что отображено на рис. 3.

 

Рис. 3.Виды суждений

 

Примеры суждений:

_ истинное: «Диплом о высшем образовании выдается студенту после нескольких лет успешного обучения в вузе»;

_ ложное: «Диплом о высшем образовании выдается ученику после окончания учебы в средней школе»;

_ общее: «Все студенты сдают экзамены»;

_ частное: «Некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины»;

_ единичное: «Студент Иван Разгильдяев дважды провалил экзамен по экономической теории».

Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления — умозаключение.

Умозаключение— такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение.

Примером умозаключения является знаменитый сократовский силлогизм, при помощи которого греческий философ две с половиной тысячи лет назад пришел к печальной мысли, что он когда-нибудь обязательно умрет (рис. 4).

 

Рис. 4.Структура простого силлогизма

 

 

Известны три основных вида умозаключения:

_ индуктивное;

_ дедуктивное;

_ по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, то есть от общих фактов к единичному выводу.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Мыслительные операции

Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

 

Сравнение — Вскрытие сходства и различия между вещами. Результатом сравнения является классификация. Например, менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность (по их аккуратности, исполнительности,

энергичности, компетентности и т. д.)

 

Анализ — Мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.

 

Синтез — Объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека.

 

Абстрагирование — Выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежности» как низкой вероятности поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.

 

Обобщение — Выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.

 

Конкретизация — Операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные

булочки, решает выпекать их новый вид — с кунжутом и клубничной начинкой.

 

7. Речь сложившаяся исторически в ходе материальной, преобразующей деятельности людей, форма общения, опосредованная языком.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь, могучий фактор, психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

Речь явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения, и выраженные данным индивидом объективные реальности и отношения к ней.

8. Свойства речи:

1) Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствию действительности.

2) Понятность речи, достигается синтаксически правильным построением предложения, а также применение в соответствующих местах пауз и выделение слов с помощью логического ударения.

3) Выразительность речи, связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией и акцентом.

4) Действенность речи, определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей индивида.

Функции:

1) Сообщения, состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

2) Обозначения, состоит в способности человека посредством слова давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

3) Воздействие. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если непосредственно не на поведение, то на мысли и чувства, на сознание других людей.

4) Функция выражения заключается в том, что с одной стороны благодаря речи человек может передавать свои чувства, переживания, отношения, ну а с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможность общения.

 

 

Виды речи

Внутренняя речь Внешняя речь

 

Устная Письменная

 

Монологическая Диалогическая

 

Устная речь – это общение вербальное, т.е. словесное, посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическаяречь – это развернутая и связанная речь (лекция, доклад и т.п.). При подготовке такая речь, нередко неоднократно перестраивается, отбираются нужные слова и предложения и часто письменно фиксируется план. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности при и изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Диалогическаяречь – речь, при которой активны в разной степени все ее участники. Характерны все реплики которыми обмениваются говорящие, повторение фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.

Письменнаяречь – речь посредством письменных знаков. Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мысли.

Внутренняяречь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Задания для СРС:

1. Обзорная схема: Язык и речь.

2. Основные свойства и виды речи. Таблица

 

Практическое занятие №5

 

В психологии проблема мышления тесно связана с проблемой речи. Человеческое мышление и речь протекают на основе общих элементов — слов. Речь возникла одновременно с мышлением в процессе общественно-исторического развития человека.

Прежде чем мы рассмотрим особенности и требования, предъявляемые к речи современного образованного делового человека, предлагается ответить «да» или «нет» на вопросы теста, позволяющего определить, насколько эффективно вы владеете своей речью и умеете излагать собственные мысли:

1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?

2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре собеседника?

3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?

4. Ваши распоряжения достаточно кратки?

5. Если собеседник не задает вам вопросов после того, как вы высказались, считаете ли вы, что он вас понял?

6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь?

7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказываний?

8. Выясняете ли вы, что было не ясно в ваших высказываниях? Побуждаете ли задавать вопросы?

9. Задаете ли вы вопросы собеседникам, чтобы понять их мысли и настроения?

10. Отличаете ли вы факты от мнений?

11. Стараетесь ли вы опровергнуть мысли собеседника?

12. Стараетесь ли вы, чтобы собеседники всегда соглашались с вами?

13. Используете ли вы профессиональные термины, далеко не всем понятные?

14. Говорите ли вы вежливо и дружелюбно?

15. Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими словами?

16. Делаете ли вы паузы для обдумывания?

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ

1. Простота и ясность изложения (следует избегать сленговых, а также слишком сложных предложений, а также воздерживаться от применения непонятных терминов),

2. Последовательность и четкость объяснения.

3. Убедительность и логичность приводимых доводов.

4. Нацеленное выступление (человек должен заранее знать, что он хочет сказать, и подбирать аргументы соответственно).

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ РЕЧИ

1. Отчетливое произношение.

2. Нормальный и средний темп.

3. Соразмерность силы голоса.

4. Смена темпа, умение сделать паузу, чтобы дать возможность собеседнику осмыслить сказанное вами.

5. Богатый словарный запас. Отсутствие лишних слов, жаргонных и вульгарных выражений.

Человек может планировать свои действия, предвидеть события, заглядывать в будущее. Приступая к труду, он предварительно строит его результат в своей голове, учитывает условия деятельности, творчески использует ранее полученные знания и представления. Люди могут создавать образы и таких объектов, которых пока еще нет в жизни. Такая возможность человека основана в значительной мере на его воображении.

Литература:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов н/Д,2005.-672 с (электронный вариант).

2. .Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.-Спб.: Питер, 2004.-583 (электронный вариант)

3.Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. -М., 1988 (электронный вариант).

Лекция 6. Воображение

Цель:Сформировать у студентов знания о воображении как познавательном процессе

План:

1.Понятие воображения

2.Виды воображения

 

Основные понятия: воображение, мечты, грезы

Воображение это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Оно возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, чего человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает.

Другими словами, воображение есть особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью (характерно только для человека).

Воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений и знаний. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта. По мнению И. М. Сеченова: «Через голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли, которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого правила» .

Воображение своеобразно отражает действительность. Оно обусловлено жизнью.

Образы воображения отличаются от образов представлений. Образы воображения — это образы предметов и явлений, которых мы раньше не воспринимали (например, атомного взрыва и его последствий или состояния невесомости в космосе и др.). Они могут возникнуть лишь на основе имеющихся представлений, благодаря их переработке и комбинированию. А это невозможно без мышления. Но воображение тесно связано не только с памятью, представлениями и мышлением. Большое влияние на него оказывают потребности человека, его желания, интересы, воля, отношение к действительности. В свою очередь под влиянием воображения возникают те или иные чувства и желания.

В зависимости от содержания деятельности различают такие виды воображения, как художественное, научное, техническое и др.

Хорошо развитое воображение – одно из условий новаторства во всех областях жизни. Оно необходимо не только ученому, художнику, писателю, но и конструктору, инженеру, специалисту в области менеджмента и маркетинга, представителям большого числа других профессий и специальностей.

Виды воображения

1. Непроизвольное (илипассивное), то есть образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).

Неудовлетворение материальной или духовной потребности может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой эта потребность могла бы быть удовлетворена. Возникающие в той или иной обстановке чувства и эмоциональные состояния также могут быть причиной появления образов непроизвольного воображения.

2. Произвольное (илиактивное) — пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы.

Произвольное воображение связано с активностью второй сигнальной системы, с ее возможностью регулировать функции первой сигнальной системы, которая лежит в основе, прежде всего, образного отражения действительности. Основными формами произвольного воображения являются:

а)воссоздающее процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия речи, текста, чертежа, карты, схемы и т. д.;

б)творческое более сложный процесс — это самостоятельное создание образов объектов, которых пока еще нет в действительности. Благодаря творческому воображению рождаются новые, оригинальные образы в различных областях жизни.

3. Мечта — своеобразный вид воображения – это представление желаемого будущего. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет его развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами.

Если же мечта реальна и связана с действительностью, она помогает человеку мобилизовать все силы для достижения цели. В этом случае мечта является стимулом к действию и развитию лучших качеств личности.

 

Задания для СРС:

1. Презентация в слайдах. Виды воображения

2. Развернутый конспект в тетеради

Практическое занятие №6

1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен, хотя бы отчасти, удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4. Формирование внутреннего плана действий — способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

5. Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Важное значение воображения состоит в том, что оно позволяет человеку представить результаты труда до его начала. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем, человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Литература:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов н/Д,2005.-672 с (электронный вариант).

2. .Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.-Спб.: Питер, 2004.-583 (электронный вариант)

3.Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. -М., 1988 (электронный вариант).

Лекция 7. Внимание

Цель:Сформироватьу студентов знания о внимании как познавательном процессе.

План:

1. Определение внимания

2.Характеристики внимания

3.Виды внимания

 

Основные понятия: внимание, устойчивость, концентрация, переключаемость

Внимание это активная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего остального. Внимание — это такая организация психической деятельности, при которой определенные образы, мысли или чувства сознаются отчетливее других.

Другими словами, внимание есть не что иное, как состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Актуальные, личностно-значимые сигналы выделяются вниманием. Выбор осуществляется из множества всех сигналов, доступных восприятию в данный момент. В отличие от восприятия, связанного с переработкой и синтезом информации, поступающей от входов разной модальности, внимание ограничивает лишь ту ее часть, которая будет реально обрабатываться.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ

Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики: устойчивость, концентрацию, распределение, переключаемость и предметность.

Устойчивость — это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Она может определяться периферическими и центральными факторами. Устойчивость, определяемая периферическими факторами, не превышает 2-3 секунд, после чего внимание начинает колебаться. Устойчивость центрального внимания может составлять значительно больший интервал – до нескольких минут. Понятно, что колебания периферического внимания при этом не исключаются, оно возвращается все время к одному и тому же объекту. При этом длительность привлечения центрального внимания, по мнению С. Л. Рубинштейна [279], зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание. Можно сказать, что чем интереснее для нас объект, тем устойчивее будет наше внимание. Устойчивость внимания тесно связана с его концентрацией.

Концентрация определяется единством двух важных факторов — повышением интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.

Подраспределением понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно это качество дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делать одновременно семь не связанных между собою дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако есть все основания предполагать, что одновременно протекает только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одномоментности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Таким образом, распределение внимания по существу является обратной стороной его переключаемости.

Переключаемость определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Важную роль этой характеристики легко продемонстрировать при анализе такого известного и широко распространенного явления, как рассеянность, которая сводится по преимуществу к плохой переключаемости.

Теперь обратимся к следующей характеристике внимания — предметности. Как уже было подчеркнуто, центральные механизмы внимания действуют путем изменения чувствительности (порогов) органов чувств разной модальности. Но человек оперирует с конкретными объектами, а не с обобщенной модальностью. Например, можно слушать оркестр, не замечая кашля соседа и шума вентилятора, смотреть кинофильм, не замечая шляпы впереди сидящего зрителя, то есть выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с центральными установками, личной значимостью, актуальностью.

Упомянутые характеристики внимания (устойчивость, концентрация и др.) в какой-то мере свойственны не только человеку, но и животным. Но особое свойство внимания — произвольность — является истинно человеческим. Животные обладают лишь непроизвольным вниманием.

Виды внимания.

Произвольное — сознательно регулируемое, сосредоточенное на объекте.

Непроизвольное — возникает не специально, а под влиянием особенностей предметов и явлений, такое внимание позволяет ориентироваться в изменениях окружающей обстановки.

Послепроизвольное – возникает сознательно вслед за произвольным и не требует усилий, для того чтобы не отвлекаться.

В процессе восприятия при соответствующем напряжении внимания у человека создаются субъективные образы объективных предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы ощущений. Часть этих образов возникает и видоизменяется во время ощущений и восприятий. Но есть такие образы, которые остаются после прекращения ощущений и восприятий или при переключении этих процессов на другие объекты. Такие образы называются представлениями.

Представления и их связи (ассоциации) могут долго сохраняться у человека. В отличие от образов восприятия, представления вызываются образами памяти.

 

Задания для СРС:

1. Рассмотреть перечень мер предупреждения рассеянности внимания.

2. Составить таблицу: Основные виды внимания.

Практическое занятие №7

Для определения внимательности предлагается тест (.№ 3) -скорее, даже игра, чем повод для серьезных выводов, но все же, может быть, он заставит вас кое о чем задуматься. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Часто ли вы проигрываете из-за невнимательности?

2. Разыгрывают ли вас друзья и знакомые?

3. Умеете ли вы заниматься каким-либо делом и одновременно слушать то, о чем говорят вокруг вас?

4. Находили ли вы когда-нибудь на улице деньги или ключи?

5. Смотрите ли вы внимательно по сторонам, когда переходите улицу?

6. Способны ли вы вспомнить о деталях фильма, который посмотрели два дня назад?

7. Испытываете ли вы раздражение, когда кто-то отрывает вас от чтения книги, газеты, просмотра телепередачи или какого-либо иного занятия?

8. Проверяете ли вы сдачу в магазине сразу у кассы?

9. Быстро ли находите в квартире нужную вещь?

10. Вздрагиваете ли, если вас внезапно кто-то окликнет на улице?

11. Бывает ли, что вы одного человека принимаете за другого?

12. Увлекшись беседой, можете ли пропустить нужную вам остановку?

13. Можете ли вы, не мешкая, назвать даты рождения ваших близких?

14. Легко ли пробуждаетесь ото сна?

15. Найдете ли вы в большом городе без посторонней помощи то место (музей, кинотеатр, магазин, учреждение), где побывали единожды в прошлом году?

Литература:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов н/Д,2005.-672 с (электронный вариант).

2. .Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.-Спб.: Питер, 2004.-583 (электронный вариант)

3.Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. -М., 1988 (электронный вариант).




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *