14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни
Фразы философов, которые актуальны и сегодня.
Древняя философия продолжает очаровывать современных людей тысячи лет спустя по одной простой причине: высказывания мыслителей до сих пор не теряют своей пользы и актуальности, они направляют нас на верный путь и помогают корректировать наши действия. Аристотель давал советы о том, как не стать жадным, Сократ – как наполнить жизнь смыслом, а Конфуций рассказывал, в чем разница между удовлетворением и достижениями.
Мы подобрали для вас несколько мудрых советов от великих философов, которые подходят для жизни в крупных мегаполисах точно так же, как подходили для жизни в равнинах Ганга или у подножия Олимпа.
1. «Все течет, все меняется. И никто не был дважды в одной реке. Ибо через миг и река не та, и сам он уже не тот». – Гераклит, 544-483 гг. до н. э., Эфес (современная Турция)
wikipedia.org
Гераклит Эфесский родился в богатой семье в Ионии, городе на греческом побережье. Но, несмотря на состояние, жил в лесу, чтобы созерцать Вселенную.
Уже около 2300 лет назад у него была своя гипотеза, которая впоследствии отразилась на развитии науки: Вселенная находится в постоянном движении. Точно так же, как и мы сами, согласно цитате выше.
2. Мудрость можно использовать в любых ситуациях, она ничего не тратит. Она – воплощение света. – Лао Цзы, жил в 600-х гг. до н. э. в Китае
wikipedia.org
Лао Цзы установил принципы даосизма 2500 лет назад в Китае. По словам ученых, он полулегенда, ведь Лао Цзы означает «старик», поэтому никто не знает, какова настоящая личность философа.
Но важно не это, а то, что он оставил нам свой труд – «Дао Дэ Цзин». Книга полна наблюдений, подобных приведенному выше, которое гласит, что из каждой ситуации, какой бы тяжелой она ни была, можно выкрутиться.
3. «Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой». – Сенека, 4 г. до н. э. – 65 г. н. э., Рим
wikipedia. org
Луций Анней Сенека был римским философом-стоиком и советником императора Нерона.
Уже в свое время Сенека говорил о том, что современные психологи называют «локусом контроля». Люди с внешним локусом считают, что события в их жизни полностью зависят от внешних факторов, например от судьбы или высших сил. А люди с внутренним – что они сами ответственны за свою жизнь. Именно они из лимонов-жизненных неудач могут приготовить лимонад-мудрость. К этому и призывает всех нас Сенека.
Смотрите также
Вдохновляющие цитаты, которые востребованы во все времена
4. «Страдание существует». – Будда Шакьямуни, 563-483 гг. до н. э., равнина Ганга (территория современной Индии)
Panithi Utamachant / Shutterstock
Наблюдение Сиддхартха Гаутамы (имя Будды при рождении), что страдание просто существует, – это основа религии, построенной вокруг его учения, буддизма.
Когда вы понимаете, что в жизни есть страдание и от него никуда не деться, с этим намного легче справиться.
5. «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ею жить». – Сократ, 470-450 гг. до н. э., Афины
«Смерть Сократа» историческая картина Жака-Луи Давида, 1787. / wikipedia.org
Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. Его деятельность оказала большое влияние на развитие античной философии. А высказывание, приведенное выше, воплотило в себе фундаментальный дух западной мысли: человек ответственен за свою судьбу, он автор своей жизни.
Поэтому, по его словам, мы должны изучить все, включая самих себя.
Смотрите также
42 трогательные цитаты из мультфильмов Диснея
6. «Ценить усилие дороже награды за него – это называется любовью». – Конфуций, ок. 551-479 гг. до н.э., Китай
Китайский философ Конфуций, или Кун Фу-цзы, (551 — 479 до н. э.), около 500 г. до н. Rischgitz / Getty Images
Китайский философ Конфуций, или Кун Фу-цзы – одна из самых влиятельных фигур в истории Китая. Настолько, насколько Сократ на Западе.
Акцент страны и всего восточноазиатского региона на семейных ценностях и долге перед государством берет начало в учении мыслителя – конфуцианстве. Своей фразой он подчеркнул, что истинная ценность – в попытках чего-то достичь, а не в самих достижениях.
7. «Жизнь стяжателя как бы подневольная, и богатство – это, конечно, не искомое благо, ибо оно полезно, т. е. существует ради чего-то другого». – Аристотель, 384-322 гг. до н. э., Древняя Греция
wikipedia.org
Мало того что Аристотель был одним из первых, кто изложил идеи о мире природы, которые можно считать научными, он сделал критический анализ капитализма за 2000 лет до рождения Карла Маркса.
Аристотель заметил, что жить только ради денег – плохо, поскольку деньги полезны только тогда, когда они используются как инструмент для получения чего-то другого. Например, безопасности или статуса.
Смотрите также
6 цитат Будды, которые изменят то, как вы видите мир и себя
8. «Когда вас вдохновляет какая-то великая цель, какой-то необычный проект, все ваши мысли разрушают их узы». – Патанджали, ок. 200 – ок. 150 гг. до н.э.
wikipedia.org
Патанджали считается автором религиозных и философских трактатов на санскрите, которые включают в себя йога-сутры и философию, лежащую в основе приветствия Солнца – обряда, с которого нужно начинать день.
У приведенной выше цитаты есть продолжение:
«Ваш ум выходит за привычные ограничения, сознание расширяется сразу во всех направлениях, и вы оказываетесь в новом, великом и прекрасном мире. Спящие силы, способности и таланты оживают, и вы обнаруживаете, что стали гораздо больше, чем когда-либо мечтали стать».
9. «Даже если вы будете убивать всю жизнь, то не истребите всех своих недоброжелателей.
Но если вы подавите собственный гнев, вы убьете истинного врага». – Нагарджуна, жил в Индии примерно в 200-х гг. н.э.wikipedia.org
Нагарджуна был одним из самых важных буддийских философов после самого Будды. Приведенная выше цитата акцентирует внимание на необходимости близости с собственным внутренним миром.
Он был строгим логиком, который утверждал, что любое заявление может быть каким-то образом сфальсифицировано. Поэтому, если вы ищете правду, вероятнее всего, вы не получите ее через слова. В этом поможет прямой опыт, а именно медитация.
10. «Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности». – Эпикур, 342(341) — 271(270) до н. э, Древняя Греция
wikipedia.org
Эпикур – древнегреческий философ и основатель эпикуреизма, философского течения, согласно которому наслаждение жизнью без тревог, физической боли и страха перед смертью и богами считается высшим благом.
Как следует из приведенной выше цитаты, философ полагал, что жить хорошо – значит иметь дело с собственными желаниями и не тратить время в погоне за вещами, которых никогда не достичь.
11. «Счастье обитает не в стадах и не в золоте. Душа –местожительство этого демона». – Демокрит, ок. 460 – ок. 370 гг. до н.э., Абдеры, Греция
Эверетт — Искусство / Shutterstock
Греческий философ Демокрит наиболее известен разработкой атомной теории Вселенной и материалистической философии.
Труды грека многогранны и содержат идеи не только о науке, но и о жизни, включая следующую цитату: «Все, что существует во Вселенной, – плод случайности и необходимости».
12. «Успех вызывает гордость и слепоту в сердцах людей, а страдание учит их быть терпеливыми и сильными». – Ксенофонт, ок. 430-356 гг. до н.э., Греция
kyrien / Shutterstock
Ксенофонт – древнегреческий историк, философ, полководец и политический деятель. В 30 лет он руководил отрядом из 10 тысяч греков, которые пытались свергнуть персидского царя Артаксеркса II. Позднее он стал учеником Сократа.
Свой военный опыт и философский взгляд он изложил в трудах, наиболее известные из которых – «Анабасис», описание военного похода греков, и «Меморобилия», воспоминания о Сократе.
13. «Жизнь – это открытие, и чем дальше мы путешествуем, тем больше правды сможем постичь». – Гипатия Александрийская, жила в 400-х гг. н. э. в Александрии, Египет
German Vizulis / Shutterstock
Гипатия Александрийская – позднеэллинистический философ, астроном и математик. Помимо своих научных работ, она известна своими смелыми заявлениями против организованной религии. В 415 году н. э. ученая была зверски убита группой парабаланов, монахов из египетской пустыни.
14. «Важно не то, что с тобой происходит, а то, как ты на это реагируешь». — Эпиктет, 50-138 гг. н. э., Эпир (территория современной Турции)
Marusya Chaika/Shutterstock
Эпиктет был греческим философом-стоиком. Он родился в семье рабов и жил в Риме, пока не был изгнан императором Домицианом. Тогда он отправился в Северо-Западную Грецию и основал в Никополе свою философскую школу. Философские беседы Эпиктета были записаны его учеником Аррианом.
Философ провел большую часть своей жизни, размышляя о месте человека во Вселенной, о понятии свободы и счастья. Одна из его самых знаменитых цитат: «Существует только один путь к счастью – перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле».
Источник статьи: 14 quotes from ancient thinkers that show they figured life out 2,000 years ago
8 философских идей, которые перевернут ваше мировоззрение
22 февраля 2017 Образование Вдохновение
История философии вовсе не является историей абстрактных, не имеющих никакого отношения к жизни вещей. Многие философские идеи оказали большое влияние как на развитие европейской науки, так и на этические идеалы общества. Лайфхакер предлагает вам ознакомиться с некоторыми из них.
Ансельм Кентерберийский: «Бог существует реально, потому что мы обладаем понятием Бога»
Доказательство существования Бога — одна из главных задач христианской теологии. И самый интересный аргумент в пользу божественного бытия выдвинул итальянский богослов Ансельм Кентерберийский.
Суть его следующая. Бог определяется как совокупность всех совершенств. Он есть абсолютное благо, любовь, добро и так далее. Существование — это одно из совершенств. Если что-то существует в нашем уме, но не существует вне его, значит, оно несовершенно. Поскольку Бог совершенен, значит, из идеи о его существовании должно выводиться его реальное существование.
Бог существует в уме, следовательно, он существует и вне его.
Это довольно интересный аргумент, иллюстрирующий то, что представляла из себя философия в Средние века. Хотя он был опровергнут немецким философом Иммануилом Кантом, попробуйте самостоятельно поразмыслить над ним.
Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»
Можете ли вы хоть что-либо утверждать с абсолютной уверенностью? Существует ли хотя бы одна мысль, в которой вы ни капли не сомневаетесь? Вы скажете: «Сегодня я проснулся. В этом я абсолютно уверен». Уверены? А вдруг ваш мозг час назад попал в колбу учёных и теперь они посылают в него электрические сигналы, чтобы искусственно создать у вас воспоминания? Да, это выглядит неправдоподобно, но теоретически возможно. А речь идёт об абсолютной уверенности. В чём тогда вы уверены?
Рене Декарт нашёл такое не подлежащее сомнению знание. Это знание находится в самом человеке: я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение не подлежит сомнению. Задумайтесь: даже если ваш мозг находится в колбе, само ваше мышление, пусть и неверное, существует! Пусть всё, что вы знаете, ложно. Но ведь нельзя отказывать в существовании тому, что мыслит ложно.
Теперь вы знаете самое бесспорное утверждение из всех возможных, ставшее едва ли не лозунгом всей европейской философии: cogito ergo sum.
Платон: «Реально существуют понятия вещей, а не сами вещи»
Главной проблемой древнегреческих философов были поиски бытия. Не пугайтесь, этот зверь вовсе не страшен. Бытие — это то, что есть. Вот и всё. «Тогда что его искать, — скажете вы, — вот оно, везде». Везде, да вот только возьмёшь какую-нибудь вещь, подумаешь о ней, как бытие куда-то исчезает. Например, ваш телефон. Он вроде есть, но вы же понимаете, что он сломается и его утилизируют.
Вообще, всё, что имеет начало, имеет и конец. Но у бытия нет ни начала, ни конца по определению — оно просто есть. Получается, поскольку ваш телефон есть какое-то время и его существование зависит от этого времени, его бытие какое-то ненадёжное, нестабильное, относительное.
Философы по-разному решали эту проблему. Кто-то говорил, что бытия вообще нет, кто-то упрямо продолжал настаивать на том, что бытие есть, а кто-то — что человек вообще не может сказать ничего определённого о мире.
Платон нашёл и аргументировал самую сильную позицию, которая оказала невероятно сильное влияние на развитие всей европейской культуры, но с которой интуитивно сложно согласиться. Он сказал, что бытием обладают понятия вещей — идеи, сами же вещи относятся к другому миру, миру становления. В вашем телефоне есть частичка бытия, но ему самому как материальной вещи бытие не свойственно. А вот ваша идея телефона, в отличие от самого телефона, не зависит ни от времени, ни от чего-либо ещё. Она вечна и неизменна.
Платон уделил немало внимания доказательству этой идеи, и тот факт, что он до сих пор многими считается величайшим философом в истории, должен заставить вас немного сдержать готовность однозначно отвергнуть позицию реальности идей. Лучше почитайте «Диалоги» Платона — они того стоят.
Иммануил Кант: «Человек конструирует мир вокруг себя»
Иммануил Кант — это гигант философской мысли. Его учение стало своеобразной ватерлинией, отделившей философию «до Канта» от философии «после Канта».
Он первым выразил мысль, которая в наши дни, может, и не прозвучит громом среди ясного неба, но о которой мы совсем забываем в повседневной жизни.
Кант показал, что всё, с чем имеет дело человек, является результатом творческих сил самого человека.
Монитор перед вашими глазами не существует «вне вас», вы сами создали этот монитор. Проще всего объяснить суть идеи может физиология: образ монитора сформирован вашим мозгом, и именно с ним вы имеете дело, а не с «реальным монитором».
Однако Кант мыслил в философской терминологии, а физиологии как науки тогда ещё не было. К тому же, если мир существует в мозге, где тогда существует мозг? Поэтому вместо «мозга» Кант использовал термин «априорное знание», то есть такое знание, которое существует в человеке с момента появления на свет и позволяет ему создать монитор из чего-то недоступного.
Он выделил различные типы этого знания, но первичными его формами, которые отвечают за чувственный мир, являются пространство и время. То есть ни времени, ни пространства нет без человека, это сетка, очки, сквозь которые человек смотрит на мир, одновременно создавая его.
Альбер Камю: «Человек — это абсурд»
Стоит ли жизнь того, чтобы её проживать?
У вас возникал когда-нибудь такой вопрос? Вероятно, нет. А жизнь Альбера Камю была буквально пронизана отчаянием от того, что на этот вопрос не получается ответить утвердительно. Человек в этом мире подобен Сизифу, бесконечно выполняющему одну и ту же бессмысленную работу. Выхода из этого положения нет, что бы человек ни делал, он всегда будет оставаться рабом жизни.
Человек — абсурдное существо, неправильное, нелогичное. У животных есть потребности, и в мире есть вещи, способные их удовлетворить. У человека же есть потребность в смысле — в том, чего нет.
Существо человека таково, что оно требует осмысленности во всём.
Однако само его существование бессмысленно. Там, где должен быть смысл смыслов, оказывается ничто, пустота. Всё лишается своей основы, ни у одной ценности не оказывается фундамента.
Экзистенциальная философия Камю очень пессимистична. Но согласитесь, определённые основания для пессимизма есть.
Карл Маркс: «Вся человеческая культура — это идеология»
В соответствии с теорией Маркса и Энгельса история человечества — это история подавления одних классов другими. Для того чтобы поддерживать свою власть, господствующий класс искажает знание о реальных общественных отношениях, создавая феномен «ложного сознания». Эксплуатируемые классы просто не догадываются, что их эксплуатируют.
Все порождения буржуазного общества объявляются философами идеологией, то есть совокупностью ложных ценностей и представлений о мире. Это и религия, и политика, и любые практики человека — мы в принципе живём в ложной, ошибочной реальности.
Все наши убеждения априори ложны, потому что они изначально появились как способ сокрытия от нас истины в интересах определённого класса.
У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология — это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья.
Что в таком случае реально? Экономические отношения, то есть такие отношения, в которых формируется способ распределения жизненных благ. В коммунистическом обществе все идеологические механизмы рухнут (это значит, не будет ни государств, ни религий, ни семей), а между людьми установятся истинные отношения.
Карл Поппер: «Хорошую научную теорию можно опровергнуть»
Как по-вашему, если есть две научные теории и одна из них легко опровергается, а к другой вообще невозможно подкопаться, какая из них будет более научной?
Поппер, методолог науки, показал, что критерий научности — это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Теория не только должна иметь стройное доказательство, она должна иметь потенциальную возможность быть разбитой.
Например, утверждение «душа существует» нельзя считать научным, потому что невозможно представить, как его опровергнуть. Ведь если душа нематериальна, то как можно убедиться наверняка, существует ли она? А вот утверждение «все растения осуществляют фотосинтез» вполне себе научно, поскольку, чтобы его опровергнуть, достаточно найти хотя бы одно растение, не преобразующее энергию света. Вполне возможно, что его никогда не найдут, но сама возможность опровержения теории должна быть очевидной.
Такова судьба любого научного знания: оно никогда не бывает абсолютным и всегда находится в готовности сложить с себя полномочия.
Общие > | |
| |
Философия | Что такое философия? | По отраслям/доктринам | По историческому периоду | По Движению/Школе | Отдельный философ Если вы цитируете этот материал, будьте вежливы и дайте ссылку. Цитаты | Часто задаваемые вопросы | Запросы | Политика конфиденциальности |
Сократ (ок. 469 — 399 до н.э.) был чрезвычайно важным греческим философом классического периода (часто называемого в его честь сократическим периодом). В отличие от большинства философов-досократиков, которые были до него, которые были гораздо более заинтересованы в установлении как устроен мир , Сократа больше интересовало как люди должны вести себя , и поэтому он был, возможно, первым крупным философом этики. Загадочная фигура известная нам только по рассказам других людей (главным образом диалогов его ученика Платона), он считается одним из основателей западной философии. Некоторые считают его полной противоположностью софистов своего времени, которые утверждали, что имеют 0006 знания, Он внес важный и продолжительный вклад в области этики, эпистемологии и логики, и особенно в методологию философии (его метод Сократа или «elenchus» ). Его взгляды сыграли важную роль в развитии многих основных философских течений и школ, пришедших после него, включая платонизм (и неоплатонизм и аристотелизм, которые он породил), цинизм, стоицизм и гедонизм. Сократ родился , насколько нам известно, в Афинах около 469 г. до н.э. Наши сведения о его жизни отрывочны и происходят в основном из трех современных источников, диалогов Платона и Ксенофонта (ок. 431 — 355 до н.э.) и пьес из Аристофана (ок. 456 — 386 г. до н.э.). Согласно Платону, отцом Сократа был Софрониск (скульптор и каменщик), а его матерью была Фенарета 9.0007 (акушерка). Его семья была респектабельной по происхождению, но скромной по средствам. По-видимому, у него было не более обычного греческого образования (чтение, письмо, гимнастика и музыка, а позже геометрия и астрономия), прежде чем он почти полностью посвятил свое время интеллектуальным интересам . Его обычно описывают как непривлекательного по внешности и низкорослого по росту, и он, по-видимому, редко мылся или менял одежду. Но он все же женился на Ксантиппа , женщина намного моложе его и прославившаяся своей проницательностью (Сократ оправдывал свой брак тем, что дрессировщик лошадей должен оттачивать свое мастерство на самых энергичных животных). Она родила ему трех сыновей, Лампрокла , Софрониска и Менексена , которые были совсем маленькими детьми во время суда и смерти их отца и, согласно Аристотелю, оказались ничем не примечательными , глупо и скучно. Точно неизвестно, кем были его учителей , но, по-видимому, он был знаком с учениями Парменида, Гераклита и Анаксагора. Платон записал тот факт, что Сократ встретил Зенона Элейского и Парменида во время их путешествия в Афины, вероятно, около 450 г. до н.э. Другие упомянутые влияния включают ритора по имени Продик , ученика Анаксагора по имени Архелай и двух женщин (помимо его матери): Диотима (ведьма и жрица из Мантинеи, научившая его всему «эросу» или любви), и Аспасия (любовница греческого государственного деятеля Перикла , научившая его искусству похоронных речей ) . Непонятно, как Сократ зарабатывал на жизнь. Некоторые источники предполагают, что он продолжил профессию каменщика от своего отца. Очевидно, какое-то время он был членом сената Афин, а также служил (и, как сообщается, отличился) в 9-м0006 Афинская армия во время трех походов на Потидею , Амфиполь и Делий . Однако большинство текстов, кажется, указывают на то, что Сократ не работал , посвятив себя исключительно обсуждению философии на площадях Афин . Используя метод, теперь известный как Сократический метод (или Сократический диалог или диалектика ), он прославился тем, что черпал знания у своих учеников, отвечая на серий вопросов 9.0007 и изучение последствий их ответов . Часто он подвергал сомнению необоснованную уверенность людей в истинности популярных мнений, но обычно не предлагал им ясного альтернативного учения. Аристофан изображал Сократа как управляющего школой софистов и принимающего плату за обучение , но другие источники явно отрицают это. Самая известная часть жизни Сократа — его пробная версия и исполнение . Несмотря на заявление о полной лояльности своему городу, стремление Сократа к добродетели и его строгое соблюдение истины столкнулись с курсом афинской политики и общества (особенно после постыдных поражений Афин в Пелопоннесской войне). Война года со Спартой). Сократ поднял вопросы об афинской религии , но также и об афинской демократии и, в частности, о его 0006 похвалил главного соперника Афин Спарту , что заставило некоторых ученых интерпретировать его суд как выражение политической борьбы . Однако, скорее всего, это произошло из-за его самопровозглашенного положения афинского социального и морального критика и его настойчивости в попытках улучшить чувство справедливости афинян (вместо того, чтобы поддерживать статус-кво и принимать развитие афинян). безнравственность ). Его «преступление» было, вероятно, просто тем, что его парадоксальная мудрость заставила некоторых видных афинян выглядеть глупо на публике. Какой бы ни была мотивация, он был признан виновным (с небольшим перевесом в 30 голосов из 501 присяжных) в нечестии и развращении умов молодежи Афин, и он был приговорен к смертной казни пить смесь, содержащую яд болиголова в 399 г. до н.э., в возрасте 70 лет. Хотя у него, видимо, была возможность сбежать , он предпочел не делать этого, полагая, что истинный философ не должен не бояться смерти , что нарушение его принципов общественного договора с государством путем уклонения от его правосудия и что он, вероятно, живет не лучше в другом месте, даже если он сбежит в изгнание.
Как уже упоминалось, сам Сократ не писал любые философские тексты, а наши знания о человеке и его философии основаны на трудах его учеников и современников , особенно на диалогах Платона, а также на трудах Аристотеля, Ксенофонта и Аристофана . Поскольку это либо пристрастные философские тексты его сторонников, либо произведения драматические , а не исторически достоверные замыслы, трудно найти настоящего Сократа (часто называемого Сократом).0006 «Сократовская проблема» ). В частности, в «Диалогах о Сократе» Платона почти невозможно сказать, какие из взглядов, приписываемых Сократу, на самом деле принадлежат ему, а какие принадлежат Платону. Возможно, самый важный и прочный единственный вклад Сократа в западную мысль — это его диалектический метод исследования, который он называл «elenchus» (грубо говоря, «перекрестный допрос»), но который стал известен как Метод Сократа или Дебаты Сократа (хотя некоторые комментаторы утверждали, что Протагор на самом деле изобрел метод Сократа). Он был назван отрицательным методом устранения гипотез , поскольку лучшие гипотезы находятся путем постоянного выявления и устранения тех , которые приводят к противоречиям . Даже сегодня метод Сократа все еще используется в классах и юридических школах как способ обсуждения сложные темы , чтобы выявить основных вопросов как в теме, так и в говорящем. Его влияние, пожалуй, сильнее всего ощущается сегодня в использовании научного метода , в котором гипотеза является лишь первым этапом на пути к доказательству. В самом простом случае метод Сократа используется для решения проблемы путем разбиения проблемы на серий вопросов , ответы на которые постепенно приводят к все более и более лучшим решениям. И спрашивающий, и допрашиваемый исследуют последствия позиций другого, чтобы стимулировать рациональное мышление и осветить идеи . Таким образом, Сократ противопоставил бы любому утверждению контрпример , который опровергает утверждение (или, по крайней мере, показывает его неадекватность). Это привело бы к модифицированному утверждению , которое Сократ затем снова проверил бы с другим контрпримером. Через несколько итераций такого рода исходное утверждение постоянно корректируется и становится все более и более трудно опровергнуть , что, по мнению Сократа, означало, что оно все ближе и ближе к истине . Сократ горячо верил в бессмертие души , и был убежден, что боги выбрали его как своего рода божественного посланника , чтобы убедить народ Афин в том, что их моральные ценности ошибочны, и что вместо того, чтобы так заботиться о своих семьях, карьере и политических обязанностях, им следовало бы беспокоиться о «благополучие их душ» . Однако он также задавался вопросом, действительно ли «arete» (или «добродетель») можно научить , как считали софисты. Он заметил, что многие успешные отцы (например, выдающийся военный генерал Перикл ) не произвели на свет сыновей, соответствующих их собственным качествам, что навело его на мысль, что моральное превосходство было скорее вопросом божественного завещания , чем родительского воспитания. Он часто заявлял, что его мудрость был ограничен осознанием собственного невежества (хотя он утверждал, что знает « искусство любви «). Таким образом, он на самом деле никогда не называл мудрым, только для того, чтобы понять путь, любящий мудрость должен идти по нему. Его заявление о том, что он знал одну и только одну вещь, что он ничего не знал , возможно, повлияло на более позднюю школу скептицизма. Он видел свою роль не как учителя или теоретика, а как аналог акушерка , которая могла воплотить в жизнь теории других , хотя для этого ему, конечно, нужно было бы иметь опыт и знание того, о чем он говорил. Он считал, что любой может быть философом, а не только тот, кто хорошо обучен и образован, и что каждый обязан задавать философские вопросы (известно его высказывание о том, что « неисследованная жизнь не стоит жилой «). Многие из верований, традиционно приписываемых историческому Сократу, были охарактеризованы как «парадоксальные» потому, что они кажутся противоречащими здравому смыслу , например: никто не желает зла, никто не заблуждается или не поступает неправильно намеренно или сознательно ; всякая добродетель есть знание; добродетели достаточно для счастья. Он считал, что проступок был следствием невежества и что те, кто совершал проступки , не знали лучшего (иногда называемого этическим интеллектуализмом). Он считал, что лучший способ жить для людей — это сосредоточиться на саморазвития , а не стремление к материальному богатству, и он всегда предлагал другим попытаться сосредоточиться больше на дружбе и чувстве истинного сообщества . Он был убежден, что люди обладают определенными добродетелями (особенно важными философскими или интеллектуальными добродетелями), и что добродетель является самым ценным из всех владений, и что идеальная жизнь должна быть проведена в поисках Добра (раннее изложение эвдемонизма или этики добродетели). Политические взгляды Сократа , представленные в диалоге Платона «Государство» , были резко против демократии , которая так недавно была восстановлена в Афинах его времени, и даже против любой формы правительство , которое не соответствовало его идеалу идеальной республики во главе с философами , которые , как он утверждал , были единственным типом людей подходящих для управления другими . Он считал, что воля большинства не обязательно была хорошим методом принятия решений, но гораздо важнее было, чтобы решения были логичными и обоснованными . Однако это могут быть в большей степени собственные взгляды Платона, чем взгляды Сократа, «Республика» работа «среднего периода», которую часто считают не репрезентативной взглядов исторического Сократа. В «раннем» диалоге Платона, «Апология Сократа» , Сократ отказался заниматься обычной политикой на том основании, что он не мог вникать в дела других (или указывать людям, как жить своей жизнью), когда он еще не понимал, как жить своей собственной . Некоторые утверждали, что он считал правление «Тридцати тиранов» (пришедших к власти ненадолго при его жизни во главе с Критием , родственником Платона и бывшим учеником самого Сократа) даже менее легитимный , чем демократический сенат, приговоривший его к смертной казни. Аналогичным образом, в диалогах Платона Сократ часто кажется сторонником мистической стороны, обсуждая реинкарнацию и мистические религии (популярные религиозные культы того времени, такие как Элевсинские мистерии , ограниченные те, кто прошел определенные тайные обряды инициации ), но сколько из этого атрибутивного Сократу или самому Платону не ясно (и никогда не будет). Сократ часто ссылался на то, что греки называли «демоническим знаком» , своего рода внутренним голосом , который он слышал только тогда, когда собирался совершить ошибку (например, знак, который, по его утверждению, мешал ему войти в политика ). Хотя сегодня мы считали бы это интуицией , Сократ думал об этом как о форме «божественного безумия» , своего рода безумии, которое является 0006 дар богов и дает нам поэзию , мистику , любовь и даже философию себя. Взгляды Сократа были инструментальными в развитии многих основных философских течений и школ, пришедших после него, особенно платонизма его основного ученика Платона (и неоплатонизма и аристотелизма, которые он породил). Его представление о жизни аскезы в сочетании с благочестием и мораль (в значительной степени игнорируемая Платоном и Аристотелем) была существенной для основных убеждений более поздних школ, таких как цинизм и стоицизм. Статус Сократа в западной философии вернулся в полную силу с Ренессансом и Эпохой Разума в Европе, когда политическая теория начала возрождаться под руководством таких философов, как Джон Локк и Томас Гоббс. Аристипп из Кирены (ок. 435 — 360 до н. э.), основатель школы гедонизма, тоже был учеником Сократа, хотя и скорее искажено Учение Сократа.
См. дополнительные источники и список рекомендуемой литературы ниже или проверьте полный список на странице книг по философии. Всякий раз, когда это было возможно, я связывал книги с моим партнерским кодом Amazon, и как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках. Покупка по этим ссылкам помогает поддерживать работу веб-сайта, и я благодарен за вашу поддержку!
|