Мысли мудрых человека создает природа но развивает и образует его общество: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский)

Виссарион Григорьевич Белинский цитата: Природа создает человека, а формирует его общество.

—  Виссарион Григорьевич Белинский

Последнее обновление 29 июня 2022 г.

Темы
мужчины, природа, человек, общество

Виссарион Григорьевич Белинский
130русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист… 1811–1848

Похожие цитаты

„Создает человека природа, но развивает и образует его общество.“

—  Виссарион Григорьевич Белинский русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ-западник 1811–1848

„Причина, по которой люди создают общество, — сохранность их собственности.“

—  Джон Локк британский педагог и философ 1632–1704

„Человека формирует всё великое.“

—  Иоганн Вольфганг Гёте немецкий поэт 1749–1832

„Удовлетворенность исходит из природы, а не из общества.“

—  Мартин Бопре

„Человек рождает мысль; мысль формирует человека.

—  Илья Николаевич Шевелев 1921

„Человек не отделён от природы как ее часть, но решение вопроса о его жизни и смерти связано с гармонией развития законов общества и природы.“

—  Зафар Мирзо 1972

„Изучение природы создаёт людей не хвастливых и велеречивых, и не выставляющих напоказ образование, предмет соперничества в глазах толпы, но людей смелых…“

—  Эпикур Древнегреческий философ -341–-269 до н.э.

„Женщины — это половина общества, которая рождает другую половину общества. В основе именно они формируют Умму. <…> О если бы каждая жена превратила свой дом в логово, из которого выходили бы львы.“

—  Мус’ад Анвар

умма — мусульманская община

„Нет такого демократичного общества, в котором богатство не создавало бы своего рода аристократии.“

—  Эдвард Бульвер-Литтон британский писатель, драматург и поэт 1803–1873

„Только умение трансформировать знания в навыки формирует из человека знающего — человека мудрого.

—  Джулиана Вильсон

„Обязанность творческого человека не только в том, чтобы развлекать и занимать зрителя, но так же в том, чтобы служить на благо общества, создавать канву общества, внушать ценности людям. Творческий человек — будь он художником, поэтом, актером или танцором — дает это все обществу. Он заставляет людей задуматься над насущными проблемами и стать более восприимчивыми.“

—  Аамир Кхан индийский актёр, продюсер, кинорежиссёр и сценарист 1965

„Хорошие люди всегда немного застенчивы. Только по этому признаку можно формировать окружение.“

—  Дмитрий Александрович Емец российский писатель-фантаст 1974

„Природа аристократичнее человека. Различия званий и состояний в европейских обществах, а также кастовые различия в Индии ничтожны в сравнении с различиями в умственных и нравственных качествах людей, полагаемыми самой природой.“

—  Артур Шопенгауэр немецкий философ 1788–1860

„Это не люди создают поездки — поездки создают людей.

—  Джон Эрнст Стейнбек 1902–1968

„Люди без жизней любят тусоваться с людьми, у которых тоже нет жизней. Таким образом они формируют жизнь.“

—  Дуглас Коупленд канадский писатель 1961

Рабы «Майкрософта»

„О природе человека. Человек представляет собой организм, которому надо есть, спать, поддерживать физическую форму и воспроизводить себе подобных. Человек — это также существо, которое может чувствовать и создавать.“

—  Брюс Ли киноактёр, популяризатор и реформатор боевых искусств 1940–1973

„Природа не имеет органов речи, но создаёт языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует.“

—  Иоганн Вольфганг Гёте немецкий поэт 1749–1832

„Веселый человек создает себе веселый мир, мрачный человек создает себе мир мрачный.“

—  Сэмюэл Смайлс шотландский писатель и реформатор 1812–1904

„69. С природой дружить надо, любовь проявить. А любовь жизнь создает. А в жизни есть воздух вода, земля.“

—  Иванов, Порфирий Корнеевич 1898–1983

Не обижается на это Паршек. 1982.09

„Когда СМИ формируют мировоззрение, значит у человека не хватает силы воли, чтобы думать своей башкой.“

—  Анатолий Шарий 1978

Связанные темы

  • Мужчины
  • Природа
  • Человек
  • Общество

Афоризмы, цитаты, высказывания великих людей про Общество

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) Владимир Ильич

Неравенство естественным образом приводит к материализации высшего класса, опошлению среднего и озверению низшего.

АРНОЛД Мэтью

Ни одна женщина не бывает так ветрена и непостоянна, как общественное мнение.

Неустановленный источник

Чем шестерня меньше, тем больше ей приходится вертеться.

ЖУКОВ Александр Николаевич

Первая проблема родителей — научить детей, как себя вести в приличном обществе; вторая — найти это приличное общество.

Роберт Орбен

Все зависит от окружения. Солнце на небе не столь высокого мнения о себе, как свечка, зажженная в погребе.

Мария-Эбнер Эшенбах

Овца и волк по разному понимают слово “свобода”, в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе.

Авраам Линкольн

Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”. Таковых находишь одну две за всю жизнь. В них душа расцветает. И ищи ее. А толпы бегай или осторожно обходи ее.

Василий Розанов

Бывать в обществе просто скучно. А быть вне общества — уже трагедия.

Оскар Уайльд

Общество часто прощает преступника. Но не мечтателя.

Оскар Уайльд

Общественное мнение правит людьми.

Блез Паскаль

Каждое общество прежде всего требует взаимного приспособления и принижения, а потому, чем оно больше, тем пошлее. Каждый человек может быть вполне самим собою только пока он одинок. Стало быть, кто не любит одиночества — не любит также и свободы, ибо человек бывает свободен лишь тогда, когда он один. Принуждение есть нераздельный спутник каждого общества; каждое общество требует жертв, которые оказываются тем тяжелее, чем значительнее собственная личность.

Артур Шопенгауэр

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Владимир Ленин

Творец, даровав человеку локти, приспособил его к жизни в обществе.

Александр Кумор

Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам.

Федор Достоевский

Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество.

Виктор Гюго

Человечество всегда будет наказывать тех немногих, кто обладает особым даром, которого нет у остальных, и поэтому они никогда не признают его настоящим.

Чак Паланик

Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни.

Андре Моруа

Не раз уже отмечено, что те, кто занимается физикой, естественной историей, физиологией или химией, обычно отличаются мягким, уравновешенным и, как правило, жизнерадостным нравом, тогда как авторы сочинений по вопросам политики, законоведения и даже морали — люди угрюмые, склонные к меланхолии и т.

д. Объясняется это просто: первые изучают природу, вторые — общество;
первые созерцают создания великого творца, вторые вглядываются в дело рук человека. Следствия не могут не быть разными.

Антуан Ривароль

Человек немыслим вне общества.

Лев Толстой

Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда и, верно, будет когда нибудь опять.

Михаил Лермонтов

Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту.

Бернардо Бертолуччи

Создает человека природа, но развивает и образует его общество.

Виссарион Белинский

Чем больше развивается общество, тем больше оно само начинает выделять яд, который заставляет его вырабатывать антитела.

Бернард Вербер

Научиться вести себя в обществе — так же мучительно, как научиться кататься на коньках. Единственный способ пережить позор — смеяться над собой вместе со всеми.

Джордж Шоу

Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также если смоет край Мыса и разрушит Замок твой и Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе.

Джон Донн

Человек не создает общества путем свободного договора: он рождается в недрах общества, и вне общества он не мог бы жить, как человек, ни даже стать человеком, ни мыслить, ни говорить, ни хотеть, ни действовать разумно. Ввиду того что общество формирует и определяет его человеческую сущность, человек находится в такой же абсолютной зависимости от общества, как от самой физической природы, и нет такого великого гения, который всецело был бы свободен от влияния общества.

Михаил Бакунин

Человек — это слабое животное существо при своем рождении и по своей природе, тем самым поставленный в необходимость сближения с себе подобными, в совокупности с ними приобретает огромные силы, беспрестанно возрастающие, вследствие чего народы сближаются с народами, люди все более и более толпятся и все человечество стремится к соединению в одно целое, — и этим самым человек решительно разнится от всех животных вообще и от петуха в особенности.

Иван Якушкин

Спасти свободу можно только через братство.

Виктор Гюго

В уединении мы счастливей, чем в обществе. И не потому ли, что наедине с собой мы думаем о предметах неодушевленных, а среди людей — о людях?

Никола Шамфор

Тот, кто желает в одиночку бороться против общественных интересов, должен знать, что погибнет.

Маркиз Сад

Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками — там нужна разменная монета, в особенности мелочь.

Никола Шамфор

Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные.

Фрэнсис Бэкон

Последнее слово всегда остается за общественным мнением.

Наполеон I

Учись опускаться до уровня тех, среди которых находишься.

Филип Честерфилд

В любом обществе простые люди должны жить наперекор существующему порядку вещей.

Джордж Оруэлл

Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве.

Людвиг Фейербах

Никакой наукой не составите общества, если нет благородного материала, живой и доброй воли, чтоб жить честно и любовно. Наука укажет выгоды и докажет только, что в честным.

Федор Достоевский

Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря.

Дени Дидро

Удаление от общества необходимо для правды общественной.

Федор Достоевский

Социальная солидарность является первым человеческим законом, свобода составляет второй закон общества. Оба эти закона взаимно дополняют друг друга и, будучи неотделимы один от другого, составляют сущность человечности.

Михаил Бакунин

Мы не в силах пренебречь презрением окружающих: у нас слишком мало самолюбия.

Люк Вовенарг

Здоровое общество перенесет даже нездоровую критику.

Жарко Петан

Объединяйтесь, люди! Смотрите: ноль — это ничто, но два ноля уже кое что значат.

Станислав Лец

Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое.

Артур Шопенгауэр

Королей и слуг называют лишь по имени, а не по фамилии. Это две крайние ступени общественной лестницы.

Артур Шопенгауэр

Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается.

Джонатан Свифт

Не обязано ли общество и государство, — предполагая, что оно богаче и средствами, и мыслями, — помогать достижению всестороннего развития способностей и добрых склонностей ребенка? И эти обязанности общества и государства не делаются ли еще священнее там, где они признают воспитание своей монополией?

Николай Пирогов

Тиран — это смесь трусости, тупости, произвола, безответственности и самовлюбленности. Таким образом, он действительно представляет собой большинство общества.

Габриэль Лауб

Нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера.

Жан дАламбер

Двое — трое — это уже Общество. Один станет Богом, другой — дьяволом, один будет вещать с кафедры, другой — болтаться под перекладиной.

Томас Карлейль

Избавляться от недостатков, присущих землякам твоим. Вода приобретает хорошие или дурные свойства от почв, по которым струится, а человек — от края, в котором родится.

Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение.

Клод-Адриан Гельвеций

Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести.

Лев Толстой

Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.

Карл Маркс

Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание.

Виссарион Белинский

Общество — это лечебница для неизлечимых.

Ралф Эмерсон

Общественное мнение — страшный трус: оно боится само себя.

Уильям Гэзлитт

Хорошо воспитанные люди не беседуют в обществе ни о погоде, ни о религии.

Мария-Эбнер Эшенбах

Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека.

Фридрих Энгельс

Легкомыслие нашего общества проявляется в том, что оно давно разучилось над собой смеяться.

Гилберт Честертон

Высочайший и священнейший интерес общества есть его собственное благосостояние, равно простертое на каждого из его членов.

Виссарион Белинский

Если бы не существовало таких точек, в которых сходились бы интересы всех, не могло бы быть и речи о каком бы то ни было обществе.

Жан-Жак Руссо

Общественное мнение — это судебная инстанция такого рода, что порядочному человеку не подобает ни слепо верить его приговорам, ни бесповоротно их отвергать.

Никола Шамфор

Человек часто остается наедине с самим собой, и тогда он нуждается в добродетели; порою он находится в обществе других людей, и тогда он нуждается в добром имени.

Никола Шамфор

В природе каждое явление — запутанный клубок, в обществе каждый человек — камешек в мозаичном узоре. И в мире физическом, и в мире духовном все переплетено, нет ничего беспримесного, ничего обособленного.

Никола Шамфор

Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества в людях могут быть устранены только двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и обеспечением человека от нужды.

Николай Чернышевский

Между цивилизованным обществом и самой кровавой тиранией нет, в сущности, ничего, кроме тончайшего слоя условностей.

Олдос Хаксли

Люди, обладающие характером — это совесть общества…

Ралф Эмерсон

Для блага общества необходимо, чтобы гений имел право подстрекать к бунту, богохульствовать, оскорблять общественное мнение, развращать юные умы — иными словами, шокировать наших тетушек и дядюшек.

Джордж Шоу

Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один.

Уильям Блэкстон

Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим.

Даниел Уэбстер

Только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

Карл Маркс

Человеческая сущность природы существует только для общественного человека: ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком…

Карл Маркс

Созидается общество началами нравственными.

Федор Достоевский

Общество нужно изучать по людям и людей по обществу: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой.

Жан-Жак Руссо

Все формы организации общества, как хорошие, так и дурные, имеют одну и ту же первоначальную основу, которую следует иметь в виду при каком бы то ни было изменении этой организации. Эта основа — человеческие страсти. Под страстью не следует понимать просто порочное влечение к чему — нибудь, а вообще всякое страстное желание, жажду, помыслы, стремления, надежды и потребности человека.

Вильгельм Вейтлинг

Добродетель и порок, моральное добро и зло — во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества.

Вольтер

Мы не можем жить только для себя. Тысячи нитей соединяют нас с другими людьми; и через эти нити, эту симпатическую связь, наши действия становятся причинами и возвращаются к нам как следствия.

Герман Мелвилл

Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.

Эразм Роттердамский

Общество производит плутов, а образование делает одних плутов умнее, чем другие.

Оскар Уайльд

Все достойное уважения совершено в уединении, то есть вдали от общества.

Жан Поль

Общество всегда должно требовать от своих членов чуть больше, чем они могут дать.

Джордж Оруэлл

Общество несравненно более дичает от систематического применения карательных мер, нежели от эпизодически совершаемых преступлений.

Оскар Уайльд

Каждый рассуждает об общественном мнении и действует от имени общественного мнения, то есть от имени мнения всех минус его собственное.

Гилберт Честертон

Общественность покупает свои мнения так же, как покупают мясо и молоко: ведь это дешевле, чем держать собственную корову. Беда лишь в том, что это молоко состоит в основном из воды.

Сэмюэл Батлер

Общество можно считать тоталитарным, когда все его структуры становятся вопиюще искусственными, то есть когда правящий класс утратил свое назначение, однако цепляется за власть силой или мошенничеством.

Джордж Оруэлл

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела.

Александр Герцен

Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: “Это мое!” и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто, выдернув колья или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: “Остерегитесь слушать этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земли — для всех, а сама она — ничья!”

Жан-Жак Руссо

Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно.

Иоганн Фихте

Некоторые авторы настолько смешали понятия “общество” и “правительство”, что между ними не осталось никакого или почти никакого различия; между тем это вещи не только разные, но и разного происхождения. Общество создается нашими потребностями, а правительство — нашими пороками; первое способствует нашему счастью положительно, объединяя наши благие порывы, второе же — отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое порождает рознь. Первое — это защитник, второе — каратель.

Томас Пейн

Ни один человек, который привносит что то в материальное, интеллектуальное и нравственное благосостояние того общества, в котором он обитает, никогда не остается долгое время невознагражденным.

Букер Вашингтон

Общество живет признанными истинами.

Оноре Бальзак

Быть рабом или быть гражданином — это общественные определения, отношения человека А к человеку В. Человек А как таковой — не раб. Он — раб в обществе и посредством общества.

Карл Маркс

Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.

Карл Маркс

Я бы хотел жить в обществе, которое пользуется поддержкой власти.

Януш Васильковский

Общественное мнение не терпит резких изменений.

Оноре Бальзак

Люди добрые, умные, жалостливые, собравшись вместе, становятся гораздо хуже. Отсутствие чувства личной ответственности пробуждает дурные инстинкты. Боязнь показаться смешным лишает их доброты.

Сара Бернар

Не надо осмеивать общеуважаемые мнения, вы этим только оскорбляете людей, но не убеждаете их.

Люк Вовенарг

Внеобщественный человек не может иметь морали.

Вольтер

К тому времени, как мы созреваем для общества, нам становятся видны все его отрицательные стороны.

Джордж Галифакс

Единственным состоянием людей до образования общества была война, и не только война в обыкновенном ее виде, но война всех — против всех.

Томас Гоббс

Жизнь есть счастье только тогда, когда человек может вполне и свободно пользоваться своими силами в расширяющемся направлении, и самая полная и всесторонняя жизнь есть самая счастливая жизнь. А всесторонняя жизнь — только общественная.

Николай Шелгунов

Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки.

Георг Лихтенберг

Жизнь общества управляется законами, не зависящими ни от чьего произвола.

Лев Мечников

Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим.

Ралф Эмерсон

Монастырь — это темница, куда ввергают тех, кого общество выбросило за борт.

Дени Дидро

В тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок.

Бернард Мандевиль

Причина, побуждающая чувствующую душу бежать от общества, заключается в стремлении обрести общество.

Ралф Эмерсон

Постигая зло, заложенное в природе, преисполняешься презрения к смерти; постигая пороки общества, научаешься презирать жизнь.

Никола Шамфор

Стоит ли исправлять человека, чьи пороки невыносимы для общества? Не проще ли излечить от слабодушия тех, кто его терпит?

Никола Шамфор

Человеку, взятому в отдельности, почти ничего невозможно совершить, но все возможно совершить в обществе и обществом.

Михаил Петрашевский

Нет достоинства при отсутствии ясных и четких понятий общего блага.

Дени Дидро

Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; импульс деградирует, если не получает сочуствия от всего общества.

Уильям Джеймс

Общество чрезвычайно способствует развитию нашего воображения. Фантазии наши расцветают за столом столь же пышно, как цветы на хорошо взрыхленной клумбе.

Антони Шефтсбери

Общество в любом своем состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае — зло нестерпимое…

Томас Пейн

Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять “общество”, как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного… является проявлением и утверждением общественной жизни.

Карл Маркс

Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она вовне, — она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества.

Виссарион Белинский

Бывают времена, когда нет мнения зловреднее, чем общественное мнение.

Никола Шамфор

Добродетели общества пороки святого.

Ралф Эмерсон

Мудр тот, кто идет за веком вместе с обществом; а кто стремится вернуться назад… тот безумец.

Жорж Санд

Грубость стародумовского общества измеряется необходимостью доказывать материальную пользу добродетели.

Василий Ключевский

Как общество рассуждает, так им и управляют. Его право — говорить глупости, право министров — делать глупости.

Никола Шамфор

Нельзя не проникнуться мелочностью воли тому, кто живет в обществе, не имеющем никаких стремлений, кроме мелких житейских расчетов.

Николай Чернышевский

Социальная испорченность принимает окраску той социальной среды, где она развивается.

Оноре Бальзак

Общество признает и уважает только те достоинства, которые доказаны на деле. Кто хочет точно знать, чего он стоит, может узнать это только от народа и, следовательно, должен отдать себя на его суд.

Клод-Адриан Гельвеций

Это такое общественное устройство, при котором достойнейшие люди, истинная ценность которых наиболее велика, располагают наибольшей возможностью достичь высшего положения независимо от того, куда их поместила случайность рождения.

Анри Сен-Симон

Единственная сила, способная умерять индивидуальный эгоизм, — это сила группы.

Эмиль Дюркгейм

Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, действительно человеческая мораль, станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике.

Фридрих Энгельс

Кто в силу таинственной власти и необходимости, орудием которой служат все вещи, допускает, что все события жизни, хотя и совершаются по внешним, независящим от нас причинам, все же могут быть рассматриваемы как осуществленные лишь ради нас и по отношению к нам (подобно собственным нашим сновидениям), — тому уже нетрудно отнести это и к тому, что, не касаясь нас на деле, совершается вне нас, т. е. к приметам.

Артур Шопенгауэр

Фонд конституционных прав

ФОНД КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
Билль о правах в действии
ОСЕНЬ 2008 г. (Том 24, № 2)

Политика

Как появились политические партии  | Упрощение голосования и защита от фальсификаций на выборах  | Развитие конфуцианства в Древнем Китае    

Развитие конфуцианства в Древнем Китае

Конфуций провел большую часть своей жизни, путешествуя по Китаю, проповедуя важность долга, ритуалов и добродетели. Он учил, что правитель должен подавать пример, чтобы вдохновлять людей на стремление к нравственной жизни. Спустя годы после его смерти студенты собрали его учения в книгу « Аналекты» , и возникла новая школа мысли — конфуцианство. Эта философия глубоко влияла на Китай на протяжении большей части его истории.

Ряд династий или правящих семей веками правили Китаем. Первой великой династией была Шан, правившая большей частью Китая около 400 лет. Следующей династией была Чжоу. Династия Чжоу цеплялась за власть около 800 лет — с 1027 по 256 год до н. э. Но он правил только номинально последние 500 лет. Племена варваров атаковали, и династии Чжоу в конце концов пришлось перенести свою столицу. Отбросив свою верность династии Чжоу, дворяне сражались друг с другом за контроль над частями Китая.

В это беспорядочное и опасное время китайское общество разваливалось. По мере того как упадок династии Чжоу продолжался, войны учащались. Чтобы обеспечить войну, правители ввели высокие налоги, призывали мужчин на военную службу и оставляли женщин и пожилых мужчин возделывать поля. Еды часто не хватало, и люди иногда голодали. Это было время большой неуверенности.

Это было также время большого интеллектуального брожения. Многие мыслители выдвигали идеи построения лучшего общества. В воздухе витало так много идей, что возникли так называемые Сотни школ мысли, каждая из которых пыталась повлиять на правителей и изменить общество. Это был золотой век китайской философии. Четырьмя наиболее важными школами мысли были даосизм, мохизм, легизм и конфуцианство.

Конфуцианство было первой и, в конечном итоге, самой влиятельной из всех школ. В нем рекомендовалось исцелить китайское общество, вернувшись к традициям ранней династии Чжоу.

Другой школой был даосизм. Даосы советовали вернуться в более простое время, более гармонирующее с природой. Согласно легенде, основатель даосизма настолько разочаровался, что покинул Китай, оставив основной текст школы, Дао Дэ Цзин ( Книга Пути и ее сила 9).0034). Это поэтическое произведение призывает правителей быть справедливыми и мягкими и не принимать слишком много законов: «Когда правительство расслаблено, народ расслаблен».

Третьей школой был мохизм, названный по имени ее основателя Мо Цзы (470–391 до н. э.). Он отверг конфуцианские и даосские призывы вернуться к прошлому. Моисты верили, что нужно любить всех людей одинаково и помогать простым людям. Они думали, что люди должны жить просто. Правитель должен развивать экономику и избегать наступательных войн. Они считали музыку, традиции и роскошь расточительным или легкомысленным.

Последней школой был законничество. Легисты считали, что все остальные школы непрактичны. Способ навести порядок состоял в том, чтобы создать свод строгих законов, сделать его достоянием общественности и награждать тех, кто соблюдал законы, и сурово наказывать тех, кто их нарушал.

Конфуций (551–479 до н. э.)

Основателем конфуцианства был человек по имени Кун Ци. Позже он был известен как Конг Фузи или Мастер Конг. На Западе его зовут Конфуций. Он родился в 551 г. до н.э. на северо-востоке Китая в штате Лу. (Сегодня Лу является частью китайской провинции Шаньдун.)

Конфуций жил простой жизнью, проводя большую часть своего времени в качестве учителя. О его жизни известно всего несколько фактов. Но поскольку он считается одним из величайших китайских мыслителей, о нем возникло множество историй.

Его семья была бедной, и его отец умер, когда ему было 3 года. Его учила мать, и он усердно учился. К 15 годам он решил посвятить свою жизнь обучению. Он читал и изучал классические китайские произведения.

Когда он начал преподавать, Конфуций быстро привлек группу преданных учеников. Он сказал, что обучал всех, кто приходил к нему, «от самых бедных и выше… никто никогда не приходил ко мне, не получив наставления».

В Китае его называют «первым учителем». До Конфуция богатые люди нанимали репетиторов для обучения своих детей. Конфуций не считал, что обучение должно быть уделом только богатых. Он считал, что каждый мужчина в Китае должен учиться. Он видел в обучении способ улучшить жизнь людей и изменить общество.

Когда ему было около 50 лет, он был назначен на работу в правительство Лу. Он хотел применить свои идеи, чтобы сделать общество лучше. Вскоре его сделали министром юстиции, но Конфуций видел, что те, кто выше его, не любят его идеи. Итак, он ушел.

Следующие 12 лет он провел, путешествуя по Китаю в поисках правителя, который прислушивался бы к его идеям. Он так и не нашел ни одного. Однако его ученики продолжали следовать за ним. Когда ему было 67 лет, он вернулся в Лу и продолжил преподавать и изучать пять китайских книг, известных как «Пять классических произведений» . Они есть:

1. Книга Перемен ( И Цзин ). Этот поэтический текст описывает две противоположные, но дополняющие друг друга силы жизни— инь и ян . Эта древняя книга часто использовалась для предсказания будущего или руководства действиями. И конфуцианские, и даосские мыслители приняли его как часть своей философии.

2. Книга истории ( Шу Цзин ) содержит официальные документы, относящиеся к глубокой истории Китая.

3. Книга стихов ( Ши Цзин ). Конфуций сказал: «В Книге Поэзии 300 стихотворений. Но суть их можно выразить одним предложением: «Не имейте развратных идей».

4. Книга ритуалов ( Ли Цзи ) подробно описывает церемонии и ритуалы династии Чжоу.

5. Летопись весны и осени ( Линь Цзин ) описывает историю государства Лу с 722 по 479 г. до н.э., в год смерти Конфуция. Написанный лаконичной прозой, он следует за важными событиями в правительстве.

Конфуций также изучал шестую классическую книгу, «Музыкальную книгу ».0034 ( Юэ Цзин ). Конфуций считал музыку жизненно необходимой. Но эта работа не сохранилась. Споры окружают каждый из других текстов: кто это написал? Когда это было написано? Кто написал комментарии к тексту?

Конфуций утверждал, что он просто «передавал» учения классиков. Но его интерпретация классики создала новую школу мысли в Китае. Five Classics (за исключением Yi Jing ) стали единственной областью конфуцианства. Другие школы мысли создали свои собственные работы.

Конфуций умер в 479 г. до н.э. Через много лет после его смерти его ученики (или ученики его учеников) записали учение Конфуция в книгу под названием Лун Юй . На английском эта книга обычно называется Analects . В нем сотни коротких отрывков. Большая часть того, что мы знаем о Конфуции, исходит из этого источника.

конфуцианство

Конфуций высоко ценил прошлое. Он хотел, чтобы люди приняли древние истины. Он считал, что, приняв их, общество вернется к миру и гармонии.

Конфуций выделял несколько основных идей. Самый важный из них ren . Он состоит из китайских иероглифов, означающих «мужчина» и «два», показывая связь людей друг с другом. Рен — это то, что делает человека человеком и делает жизнь достойной жизни. Его можно перевести как «человечность» или «добро». Целью каждого должно быть достижение ren . Конфуций называет человека, достигшего рен , «высшим человеком», «идеальным человеком» или «мудрецом». Чтобы стать превосходным человеком, человек должен делать правильные вещи.

Одна из правильных вещей — это yi , выполнение своих обязанностей. Конфуций считал, что у каждого есть долг перед всеми остальными. Когда его спросили, какая идея должна руководить действиями человека, он ответил: «А как же справедливость? Чего не любишь делать с собой, не делай другим».

Конфуций говорил об обязанностях в неравных отношениях: родители и дети, старший ребенок и младший ребенок, муж и жена, брат и сестра, старший друг и младший друг, учитель и ученик, правитель и подданные. В каждых отношениях человек более высокого ранга должен заботиться о человеке более низкого ранга. В свою очередь, нижестоящее лицо должно подчиняться и чтить вышестоящего. Например, родители должны хорошо относиться к своим детям и бережно их воспитывать. Дети должны слушаться и быть верными своим родителям.

Каждый должен правильно играть свою роль: «Пусть правитель будет правителем, министр — министром, отец — отцом, а сын — сыном». Когда люди правильно выполняют свою роль, общество работает гладко. Когда их нет, он разваливается.

Другая часть высшего человека — это de , добродетель или моральная сила. Конфуций сказал: «Высший человек заботится о добродетели ( de ). Низший человек заботится о вещах».

Ритуал ( li ) также был важен. Ритуалы должны были быть не пустыми жестами, а средством выражения ren , yi и de. Конфуций сказал: «Если человек лишен человечности ( ren ), то какое значение имеет ритуал ( li )?»

Ритуал может означать церемонии. Сюда же входят и действия повседневной жизни: приветствие людей, разговор, просьба об одолжении, прощание. Ритуалы — это правильные формы действий, и они творят чудеса. Это может показаться странным, но подумайте о волшебных словах «пожалуйста» и «извините» и их силе. Например, вы можете переместить кого-то намного крупнее себя, просто сказав: «Извините». Конфуций рассматривал ритуалы как способ сделать жизнь общества гладкой.

Конфуций считал, что правителям не нужно применять силу, чтобы вернуть гармонию в общество. Конфуций сказал: «Если вы будете управлять ими с помощью добродетели ( de ) и поддерживать среди них порядок с помощью ритуала ( li ), люди обретут собственное чувство стыда и исправятся».

Конфуций стремился восстановить гармонию и порядок, которые, по его мнению, царили в государстве Чжоу сотни лет назад. Конфуций учил, что идеальным правителем того времени был герцог Чжоу, брат короля. Когда король умер, герцог правил, пока сын короля не достиг совершеннолетия.

По словам Конфуция, герцог в первую очередь думал о потребностях своего народа и привел династию Чжоу к периоду мира и процветания. Конфуций пришел к выводу, что успех герцога был обусловлен не его военной доблестью, а его моральной добродетелью, которая подавала хороший пример своему народу. «Моральный облик правителя — это ветер, моральный облик тех, кто ниже его, — это трава. Когда дует ветер, трава гнется».

Конфуций считал, что отказ правителей от добродетели с того времени привел к отсутствию морали, которое он видел вокруг себя.

Конфуций учил, что правители несут священную ответственность добродетельно править. Это означало править с самодисциплиной, вниманием к древним ритуалам и ставить на первое место благополучие и счастье своих подданных. Такое правление, говорил Конфуций, подает пример нравственной добродетели всем остальным.

Основываясь на своем исследовании «Пяти классических произведений» , Конфуций полагал, что люди естественным образом будут следовать за добродетельным правителем и поддерживать его, не прибегая к суровым законам и наказаниям. Такой правитель действовал бы подобно герцогу Чжоу и другим «царям-мудрецам», которые первыми создали гармоничное нравственное общество, которое хотел восстановить Конфуций.

Мэн-цзы (371–289 до н. э.): защитник конфуцианства.

Спустя столетие после смерти Конфуция жизнь в Китае стала еще хуже. Государства собирали огромные армии и постоянно воевали друг с другом. Дебаты между Сотней Школ продолжались. Возник новый голос в защиту конфуцианства.

Мэн Цзы (известный на Западе как Мэн-цзы) родился в 371 г. до н.э. Выросший в небольшом штате, соседнем с родным штатом Конфуция, он изучал Five Classics и Analects , чтобы стать ученым-конфуцианцем. Подобно Конфуцию, он путешествовал из одного государства в другое, преподавая и занимая государственные должности.

Мэн-цзы беседовал со многими правителями государства. Он стремился найти того, кто будет ставить нужды людей на первое место. Он терял терпение, когда казалось, что правители заинтересованы только в личных удовольствиях и военной славе. После 40 лет путешествий он вернулся домой, чтобы преподавать и писать до конца своей жизни.

Мэн-цзы принял учение Конфуция, но выдвинул новые идеи об экономике, правительстве и человеческой природе. Подобно Конфуцию, он утверждал, что является передатчиком. Но, как и Конфуций, он создавал новые интерпретации.

Он внес конкретные предложения по сельскому хозяйству. Он считал, что восемь семей должны обрабатывать квадрат из девяти полей. Семьи будут помогать друг другу и «жить в любви и согласии». У каждой семьи будет свое поле, но сначала нужно обработать центральное поле. Продукция с центрального поля пойдет к правителю. «Если не нарушать сезоны земледелия, зерна будет больше, чем можно съесть».

Конфуций никогда подробно не рассматривал человеческую природу. Однако Мэн-цзы учил, что все люди рождены для добра. Он проиллюстрировал свою точку зрения, рассказав историю о том, как любой, увидев ребенка, который вот-вот упадет в колодец, почувствовал бы тревогу. Мэн-цзы утверждал:

Чувство сострадания [к ребенку] есть начало человечности ( ren ). Чувство стыда есть начало послушания ( yi ). Чувство скромности и уступчивости есть начало ритуала ( ли ). Чувство правильного и неправильного есть начало мудрости.

Мэн-цзы считал, что все эти чувства естественно внутри нас, но их нужно развивать. Он думал, что чувства добра слабы, и низменные желания человека легко могут их подавить. Ведь примеры эгоизма и аморального поведения он видел повсюду. Мэн-цзы заключил: «Те, кто следует своей великой части, — великие люди, а те, кто следует своей маленькой части, — маленькие люди».

Если бы люди развили свою добрую натуру, общество получило бы большую пользу. Но Мэн-цзы не утверждал, что люди должны развивать его именно по этой причине. Вместо этого они должны развивать его, потому что это то, что делает нас людьми:

Человек мало чем отличается от птиц и зверей. Большинство людей отбрасывают то, что отличает нас от других. Высший человек сохраняет его.

Мэн-цзы считал, что правитель должен быть примером для своего народа и помогать ему развивать гуманность (9).0033 и ). Идеальным правителем был бы мудрец. Люди будут тянуться к нему, любить его и поддерживать его. Ему никогда не придется бояться восстания или военного поражения.

Идеальный правитель поставил бы людей на первое место. По словам Мэн-цзы:

Больше всего надо ценить людей, потом состояние зерна и земли, меньше всего — правителя. Таким образом, завоевав расположение простых людей, вы становитесь императором. . . .

Радикально повернув конфуцианство, Мэн-цзы представил идею о том, что если какой-либо правитель действует как тиран и угнетает свой народ, народ имеет право восстать и даже убить его. Он оправдывал это тем, что тиран не действовал как правитель. Следовательно, он не был правителем. Когда Мэн-цзы спросили, разрешено ли когда-либо убивать правителя, он ответил:

Тот, кто крадет человечность ( ren ), называется разбойником; тот, кто грабит обязанности ( yi ), называется вредителем; а тот, кто грабит и разрушает, называется вне закона. Я слышал, что преступник Чжоу [правитель-тиран] был казнен. Я не слышал, чтобы это было убийством правителя.

Мэн-цзы так и не нашел правителя, который действовал в соответствии с конфуцианскими добродетелями. После смерти Мэн-цзы в 289 г. до н. э. его ученики составили Книгу Мэн-цзы 9.0034 о его учениях. Позже он стал еще одним классическим произведением конфуцианства.

Конец сотни школ

Сотня школ, золотой век китайской философии, закончился, когда правитель государства Цинь завоевал все остальные государства. Он стал «первым императором» объединенного Китая. Приняв философию законников, император Ши Хуанди возглавил жестокий режим строгих законов и суровых наказаний. Он объявил вне закона и сжег классические книги. Он приказал всех ученых, кроме законников, похоронить заживо.

Династия Цинь была недолгой и закончилась жестоким восстанием. Новая династия Хань восстановила конфуцианство и сделала его официальной системой мышления Китайской империи. Хань создала крупную правительственную бюрократию, управляемую учеными-конфуцианцами. Они получили свои должности, сдав сложные экзамены на государственную службу, основанные на Five Classics , Analects , Book of Mencius и других произведениях.

Конфуцианство сквозь века

На протяжении веков конфуцианство то появлялось, то теряло популярность в Китае. К началу династии Сун в 960 году нашей эры даосизм и буддизм, религия, зародившаяся в Индии, набирали популярность по сравнению с конфуцианством. Однако новое движение ученых возродило учения Конфуция и Мэн-цзы. Величайшим ученым-неоконфуцианцем был Чжу Си (1130–1200). Он призвал императора Сун подать надлежащий моральный пример и таким образом положить конец широко распространенной коррупции, которая ослабляла его империю. Разгневанные советники императора нанесли ответный удар, назвав Чжу и других неоконфуцианцев «мятежной кликой ложных знаний».

Однако сто лет спустя династия Юань (монгольская) сделала собственные интерпретации конфуцианства Чжу обязательным чтением для экзаменов на государственную службу. Влияние Чжу на экзамены для государственной службы сохранялось до 1905 года, когда династия Цин отказалась от них. Цин была последней китайской имперской династией. После того, как революция заменила его республикой в ​​1912 году, новые лидеры отвергли конфуцианство, потому что его внимание к прошлому игнорировало науку, технику и демократию 20-го века.

После коммунистического захвата Китая в 1949 году Мао Цзэдун попытался искоренить все остатки конфуцианства. Он рассматривал его акцент на мудрости древних мудрецов как угрозу собственным «мудрецам» коммунизма: Карлу Марксу, Владимиру Ленину и ему самому.

Нынешние коммунистические лидеры Китая приняли неуловимый идеал конфуцианства о гармоничном обществе в качестве своей собственной цели. Спустя 2500 лет идеи Конфуция все еще живы в Китае.

Для обсуждения и написания

1. Какой была жизнь в Китае на закате династии Чжоу?

2. В какие основные идеи верили Конфуций и Мэн-цзы? Какие из них вы считаете наиболее важными? Почему?

3. Конфуций сказал: «Пусть правитель будет правителем, министр — министром, отец — отцом, а сын — сыном». Что он хотел этим сказать?

4. Греческий философ Аристотель (384–322 до н. э.) сказал: «Человек — политическое животное». Что это значит? Конфуций или Мэн-цзы согласились бы или не согласились бы с Аристотелем? Почему? Ты с ним согласен? Почему?

Для дальнейшего чтения

Лоден, Торбьорн. Новое открытие конфуцианства. Фолкстон, Кент, Великобритания: Global Oriental, 2006.

Уэйли, Артур, пер. Аналекты Конфуция. Лондон: Джордж Аллен и Анвин, 1945.

АКТИВНОСТЬ

Диалог с философами

В этом упражнении студенты получат возможность изучить некоторые известные цитаты из политических философов разных эпох.

1. Сформируйте небольшие группы из четырех или пяти учащихся.

2. Назначьте каждой группе одну из пяти приведенных ниже цитат.

3. Каждая группа должна сделать следующее:

а. Обсудите и ответьте на следующие вопросы:

(1) Что означает цитата?

(2) Конфуций или Мэн-цзы согласились бы или не согласились бы с цитатой?

(3) Согласны ли вы с цитатой?

б. Будьте готовы сообщить классу о своих ответах и ​​причинах их появления. Процитируйте материал из чтения, если это возможно, при ответе на вопрос № 2.

Цитаты

1. «Лучше [для правителя] бояться, чем любить…»
От Принц Никколо Макиавелли (1469–1527 гг. Н.э.), итальянский политический философ.

2. Те, кто «подчинены монарху, не могут… отбросить монархию и вернуться к беспорядку разрозненного множества; и [они не могут] перейти… к другому человеку, [или] другому собранию людей: ибо они связаны. .. [с монархом]».
— Из « Левиафан » Томаса Гоббса (1588–1679 гг. н. э.), английского политического философа.

3. «Расширение прав женщин — основной принцип всякого социального прогресса». От Теория четырех движений Шарля Фурье (1772–1837 гг. Н.э.), французского политического философа.

4. «Мы должны обвинять не человеческую природу, а презренные условности, извращающие ее».
— Из «О драматической поэзии » Дени Дидро (1713–1784 гг. Н. Э.), Французского философа.

5. «Правители государства — единственные, кто должен иметь привилегию лгать, будь то дома или за границей; им может быть позволено лгать на благо государства».
— Из «Республика » Платона (ок. 428–ок. 347 до н. э.), греческого философа.

Томас Пейн: Здравый смысл

Томаса Пейна


О происхождении и замысле правительства в целом,


с краткими примечаниями к английской конституции

НЕКОТОРЫЕ авторы настолько смешали общество с правительством, что не оставили между ними почти никакого различия; тогда как они не только различны, но и имеют разное происхождение. Общество создается нашими желаниями, а правительство — нашей злобой; первое способствует нашему счастью ПОЛОЖИТЕЛЬНО, объединяя наши привязанности, второе НЕГАТИВНО, сдерживая наши пороки. Один поощряет общение, другой создает различия. Первый покровитель, последний каратель.

Общество в любом состоянии является благом, но правительство, даже в его лучшем состоянии, является лишь необходимым злом; в наихудшем состоянии — невыносимое: ибо, когда мы страдаем или подвергаемся тем же бедствиям от ПРАВИТЕЛЬСТВА, которых можно было бы ожидать в стране БЕЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА, наше бедствие усугубляется мыслью о том, что мы доставляем средства, которыми мы страдаем. Правительство, как и одежда, является знаком утраченной невинности; дворцы королей построены на руинах райских беседок. Ибо если бы побуждения совести были ясны, однородны и подчинялись бы непреодолимо, то человеку не нужен был бы другой законодатель; но в противном случае он считает необходимым отказаться от части своего имущества, чтобы обеспечить средства для защиты остальной части; и к этому его побуждает то же самое благоразумие, которое во всех других случаях советует ему из двух зол выбрать наименьшее. А потому, поскольку безопасность является истинным замыслом и целью правительства, из этого неопровержимо следует, что любая ее форма, которая представляется нам наиболее вероятной для ее обеспечения с наименьшими затратами и с наибольшей выгодой, предпочтительнее всех других.

Чтобы получить ясное и правильное представление о замысле и цели правительства, предположим, что небольшое количество людей поселилось в какой-то изолированной части земли, не связанной с остальными; тогда они будут представлять первое заселение любой страны или мира. В этом состоянии естественной свободы общество будет их первой мыслью. К этому их побудит тысяча мотивов; сила одного человека настолько несоразмерна его нуждам, а его ум настолько неспособен к вечному одиночеству, что он вскоре вынужден искать помощи и облегчения у другого, который, в свою очередь, нуждается в том же. Четверо или пятеро, объединившись, могли бы воздвигнуть сносное жилище посреди пустыни, но один человек мог бы прожить обычный период жизни, ничего не сделав; когда он срубил свое дерево, он не мог ни убрать его, ни воздвигнуть после того, как оно было удалено; между тем голод заставит его бросить работу, и каждая другая потребность позовет его по-разному. Болезнь, даже несчастье, были бы смертью; ибо, хотя ни один из них не может быть смертным, тем не менее любой из них лишит его возможности жить и низведет его до состояния, в котором он скорее погибнет, чем умрет.

Таким образом, необходимость, как притягательная сила, вскоре объединит наших вновь прибывших эмигрантов в общество, взаимные блага которого заменят и сделают ненужными обязательства закона и правительства, пока они останутся совершенно справедливыми друг к другу; но так как ничто, кроме Неба, неуязвимо для порока, то неизбежно произойдет, что по мере того, как они будут преодолевать первые трудности эмиграции, которые связывали их вместе в общем деле, они начнут ослабевать в своем долге и привязанности друг к другу: и эта небрежность укажет на необходимость установления какой-либо формы правления, чтобы восполнить недостаток моральной добродетели.

Какое-нибудь подходящее дерево даст им Государственный Дом, под ветвями которого вся колония может собираться для обсуждения общественных дел. Более чем вероятно, что их первые законы будут носить название только правил и не будут применяться никаким другим наказанием, кроме общественного неуважения. В этом первом парламенте каждый человек по естественному праву будет иметь место.

Но по мере роста колонии будут возрастать и общественные заботы, а расстояние, на котором члены могут быть разделены, сделает слишком неудобным для всех их собираться по каждому поводу, как сначала, когда их число было небольшим, их жилища рядом, и публичные заботы немногочисленны и пустячны. Это укажет на удобство их согласия оставить законодательную часть под управлением избранного числа, избранного из всего органа, которые должны иметь на кону те же интересы, что и назначившие их, и которые будут действовать в так же, как действовало бы все тело, если бы они присутствовали. Если колония будет продолжать увеличиваться, станет необходимым увеличить число представителей, и чтобы интересы каждой части колонии могли быть учтены, будет найдено, что лучше всего разделить все на удобные части, каждая из которых будет посылать своего надлежащего члена. число: и что ИЗБРАННЫЕ никогда не могут сформировать для себя интерес, отдельный от ВЫБОРЩИКОВ, благоразумие укажет на уместность проведения выборов часто, потому что, поскольку ИЗБРАННЫЕ могут таким образом вернуться и снова смешаться с общим телом ВЫБОРЩИКОВ в Через несколько месяцев их верность публике будет обеспечена благоразумным размышлением о том, чтобы не делать себе розги. И так как этот частый обмен установит общие интересы с каждой частью общества, они взаимно и естественно будут поддерживать друг друга, и от этого (а не от бессмысленного имени короля) зависит СИЛА ПРАВИТЕЛЬСТВА И СЧАСТЬЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА. УПРАВЛЯЕМЫЙ.

Здесь зарождение и возвышение правительства; а именно, способ, ставший необходимым из-за неспособности моральной добродетели управлять миром; здесь также замысел и цель правительства, а именно. Свобода и безопасность. И как бы глаза наши ни ослеплялись зрелищем, или наши уши не обманывались звуками; как бы предубеждение ни искажало нашу волю, а интересы не затуманивали наше понимание, простой голос природы и разума скажет: «Это правильно».

Я черпаю свое представление о форме правления из принципа природы, который никакое искусство не может опровергнуть, а именно. что чем проще какая-либо вещь, тем меньше она подвержена беспорядку и тем легче ее починить, когда она беспорядочна; и, имея в виду это изречение, я предлагаю несколько замечаний по поводу столь хваленой конституции Англии. То, что это было благородно для темных и рабских времен, в которые оно было возведено, допустимо. Когда мир был захвачен тиранией, малейшее удаление от нее было славным спасением. Но то, что оно несовершенно, подвержено конвульсиям и неспособно производить то, что, как кажется, обещает, легко показать.

Абсолютные правительства (несмотря на позор человеческой природы) имеют одно преимущество: они просты; если люди страдают, они знают голову, из которой исходит их страдание; знай также лекарство; и не сбиты с толку разнообразием причин и способов лечения. Но конституция Англии настолько чрезвычайно сложна, что нация может годами страдать, не будучи в состоянии обнаружить, в какой части лежит ошибка; кто-то скажет в одном, кто-то в другом, и каждый политический врач посоветует другое лекарство.

Я знаю, что трудно преодолеть местные или давние предрассудки, но если мы позволим себе исследовать составные части английской конституции, мы обнаружим, что они представляют собой остатки двух древних тираний, смешанные с некоторыми новыми Республиканские материалы.

Первый. — Остатки монархической тирании в лице короля.

Во-вторых. — Остатки аристократической тирании в лицах пэров.

В-третьих. — Новые республиканские материалы в лице палаты общин, от добродетели которых зависит свобода Англии.

Первые два, будучи наследственными, независимы от Народа; поэтому в КОНСТИТУЦИОННОМ СМЫСЛЕ они ничего не способствуют свободе государства.

Сказать, что конституция Англии есть СОЮЗ трех держав, взаимно ПРОВЕРЯЮЩИХ друг друга, было бы фарсом; либо слова не имеют смысла, либо это плоские противоречия.

Первый. — Что королю нельзя доверять без присмотра; или, другими словами, что жажда абсолютной власти есть естественная болезнь монархии.

Во-вторых. — Что общины, назначенные для этой цели, либо мудрее, либо более достойны доверия, чем корона.

Но поскольку та же самая конституция, которая дает Палате общин право сдерживать Короля, отказывая в поставках, дает впоследствии Королю власть сдерживать палату общин, уполномочивая его отклонять другие их законопроекты; он снова предполагает, что король мудрее тех, кого он уже считал мудрее его. Просто абсурд!

В составе Монархии есть что-то чрезвычайно смешное; сначала он исключает человека из средств информации, но дает ему возможность действовать в тех случаях, когда требуется высший суд. Состояние короля закрывает его от мира, но дело короля требует, чтобы он знал его досконально; поэтому различные части, неестественным образом противопоставляясь и уничтожая друг друга, доказывают, что весь характер абсурден и бесполезен.

Некоторые писатели так объясняют английскую конституцию: король, говорят они, один, народ другой; пэры — дом от имени короля, общины от имени народа; но это имеет все признаки дома, разделившегося сам с собой; и хотя выражения приятно расположены, все же при рассмотрении они кажутся праздными и двусмысленными; и всегда будет так, что самая красивая конструкция, на которую способны слова, применительно к описанию чего-то, что либо не может существовать, либо слишком непостижимо, чтобы быть в рамках описания, будет только звуковыми словами, и хотя они могут забавлять слух, они не могут информировать ум: ибо это объяснение включает в себя предыдущий вопрос, а именно. КАК ЦАРЬ ПРИШЕЛ СИЛОЙ, КОТОРОЙ НАРОД БОИТСЯ ДОВЕРЯТЬ, И ВСЕГДА ОБЯЗАН ПРОВЕРЯТЬ? Такая сила не могла быть подарком мудрых людей, как и никакая сила, НУЖДАЮЩАЯСЯ ПРОВЕРКЕ, не может быть от Бога; тем не менее положение, которое делает конституция, предполагает существование такой власти.

Но обеспечение не соответствует задаче; средства либо не могут, либо не будут достигать цели, и все дело представляет собой Felo de se: поскольку больший вес всегда будет нести меньший и поскольку все колеса машины приводятся в движение одним, то только Остается узнать, какая власть в конституции имеет наибольший вес, ибо она будет править; поскольку они не могут остановить его, их усилия будут безрезультатными: первая движущая сила наконец добьется своего, и то, что ей нужно в скорости, доставляется временем.

То, что корона является этой властной частью английской конституции, нет нужды упоминать, и что все ее значение вытекает просто из того, что она дает места и пенсии, самоочевидно; поэтому, хотя мы были достаточно мудры, чтобы закрыть и запереть дверь перед абсолютной монархией, мы в то же время были достаточно глупы, чтобы дать короне ключ.

Предубеждение англичан в пользу их собственного правительства королем, лордами и общинами возникает в большей или большей степени из национальной гордости, чем из разума. Отдельные лица, несомненно, находятся в большей безопасности в Англии, чем в некоторых других странах, но воля короля является законом страны в такой же степени в Британии, как и во Франции, с той разницей, что вместо того, чтобы исходить непосредственно из его уст, она передается в руки людей под грозной формой акта парламента. Ибо судьба Карла Первого лишь сделала королей более хитрыми, а не более справедливыми.

Поэтому, отложив в сторону всякую национальную гордость и предубеждения в пользу способов и форм, истина состоит в том, что ЭТО ПОЛНОСТЬЮ ИЗ-ЗА НАРОДНОЙ КОНСТИТУЦИИ, А НЕ КОНСТИТУЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА, что корона не так деспотична в Англия как в Турции.

Расследование КОНСТИТУЦИОННЫХ ОШИБОК в английской форме правления в настоящее время крайне необходимо; ибо, как мы никогда не находимся в надлежащем состоянии воздавать должное другим, пока мы продолжаем находиться под влиянием какой-либо руководящей пристрастности, так и мы не способны делать это по отношению к себе, пока остаемся скованными каким-либо упрямым предубеждением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *