Мыслить системно: что это значит и как научиться? — Блог Викиум

Содержание

что это значит и как научиться? — Блог Викиум

Все в этом мире подчинено системам. Это упорядоченные структуры, состоящие из различных элементов: природа, общество, быт, работа. Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, нужно развивать системное мышление.

Мышление — одна из базовых функций головного мозга, оно позволяет нам обретать опыт, обучаться навыкам, применять их в деятельности, решать задачи. Системное мышление (СМ) — это способность понимать связи между объектами, предметами, явлениями, а также целостно их рассматривать. Логика направлена на упрощение любой системы, ведь она позволяет как раз разделить ее на составные элементы. А выявить глобальные закономерности можно лишь при помощи системного подхода. Таким образом, для развития СМ необходимо обладать развитым логическим мышлением.

Зачем нужно

Системное мышление полезно людям абсолютно разных профессий — творческих, аналитических, прикладных. Оно позволяет проследить процессы развития тех или иных явлений, разрушить стереотипы, рассматривать ситуации объективно — т.

е. со стороны. Если говорить простыми словами, то такой мыслительный процесс позволяет здраво оценивать мир вокруг и допускать меньше ошибок. Это пригодится для управления в любом виде — от руководства компанией до воспитания детей, создания комфортных условий для жизни, аналитики, прогнозирования. Вместе с критическим мышлением, СМ позволяет объективно оценивать поступающую информацию и правильно ее применять.

Где познакомиться

Поскольку понятие СМ появилось относительно недавно, сейчас многие ученые активно изучают его принципы, а также формулируют основы развития. Дети самостоятельно создают почву для развития этого склада ума. Пример — сборка конструктора. Для взрослых же разрабатываются инструкции, упражнения, игры, книги.

Например, в книге «Технология системного мышления», которая создана целым коллективом авторов, разобрана пошаговая инструкция:

  1. Определите цели, составьте список действий для их достижения.
  2. Разберите достижение цели на несколько процессов (прикладные задачи).
  3. Проанализируйте порядок выполнения процессов, внесите необходимые изменения.
  4. Создайте структуру: выявите составные элементы процессов, взаимосвязи между ними.
  5. Спрогнозируйте трудности, ошибки, определите способы их устранения.
  6. Составьте готовый проект реализации плана.
  7. Определите ресурсы для реализации своего плана.

Авторы Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт в своей книге «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем» также дают несколько полезных рекомендаций:

  1. Определите, что за система перед вами — детальная (много элементов) или динамическая (много взаимосвязей).
  2. Больше связей — больше возможностей. Анализируйте все способы взаимодействия элементов.
  3. Изменения влекут за собой изменения. Меняя что-то в одном месте, обязательно изменится все в целом.

Как развить

Системное мышление не развивается вместе с остальными когнитивными функциями, его необходимо тренировать дополнительно. Этот навык формируется в процессе обучения следующими методами:

 

  • Выявление. Проявляйте любопытство к окружающему миру — находите систему, пробуйте разобрать ее на составляющие элементы. Проводите связь между ними и оценивайте, как эти связи отражаются на работе в целом.
  • Расширение кругозора. Изучая новые области, познавая направления вне своей привычной деятельности, вы столкнетесь с новыми системами, сможете подробно изучить новые способы взаимодействия их элементов.
  • Разрушение стереотипов. Наш мозг любит шаблоны, так он экономит энергию. При решении любой задачи рассматривайте альтернативные варианты, пробуйте найти неожиданный подход.

 

Креативное решение проблем. Фундаментальная стратегия развития СМ основана на всемирно признанной Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это методика направленного поиска ответа, которая позволяет выявить закономерности развития любой системы и применить их в качестве рабочего инструмента. Подробно эта методика разобрана в нашем курсе «Творческое мышление».

Читайте нас в Telegram — wikium

Правило 7. Учитесь мыслить системно. Нарушай правила! И еще 45 правил гения

Читайте также

Время мыслить: спиральная динамика

Время мыслить: спиральная динамика Эта книга посвящена внутренним силам человеческих спиралей, которые вьются в умах людей, двигают организации к новым вершинам и подталкивают общества к развитию через разные уровни сложности. В нашей книге мы также расскажем о знании,

Глава 7. Преимущество трейдера — мыслить категориями вероятностей

Глава 7. Преимущество трейдера — мыслить категориями вероятностей Что значит мыслить категориями вероятностей, и почему такого рода стиль мышления является столь существенным для стабильного успеха на рынке? Если вы попытаетесь проанализировать предыдущее

Глава 11. Мыслить как трейдер

Глава 11. Мыслить как трейдер Если вы попросите меня свести трейдинг к его простейшей формуле, я определил бы его как числовую игру по распознаванию моделей. Мы пользуемся методами рыночного анализа для идентификации моделей, определения рисков и уровней фиксирования

Упражнение 3: «Учимся мыслить позитивно»

Упражнение 3: «Учимся мыслить позитивно» Если вы хотите культивировать в себе созидательные, жизнеутверждающие мысли и эмоции, способствующие достижению поставленной вами цели, возможно, вам поможет в этом методика позитивного мышления. Эта методика основана на

7.3. Системно-энтропийный характер мирового финансовоэкономического кризиса

7.3. Системно-энтропийный характер мирового финансовоэкономического кризиса Современная либерально-рыночная модель развития глобальной и российской экономики относится к экономике энтропийно-инерционного типа. Либерально-инерционная модель рыночной экономики имеет

Мыслить с цифровых позиций

Мыслить с цифровых позиций В своей первой книге о бизнесе я рассказывал историю своего друга, который хотел открыть розничный магазин. Он проводил много времени, обсуждая с дизайнерами оформление интерьера, рассматривая предложения об аренде и т. д. Хотя его продукт был

МЫСЛИТЬ ГЛОБАЛЬНО, А ДЕЙСТВОВАТЬ ЛОКАЛЬНО

МЫСЛИТЬ ГЛОБАЛЬНО, А ДЕЙСТВОВАТЬ ЛОКАЛЬНО Вышеупомянутые культурные различия породили девиз «Мыслить глобально, а действовать локально». Это подразумевает достижение некого равновесия согласно фундаментальному положению, выдвинутому Бартлеттом и Гошал (1991): «Для

Правило 25. Учитесь учиться

Правило 25. Учитесь учиться Умение учиться – это метанавык, то есть навык, применяемый к самому себе. Он умножает знания и ускоряет развитие. Когда вы научитесь быть своим собственным учителем, то сможете приобрести любой навык и сможете быстро надстроить новые умения

Правило 33. Учитесь и совершайте ошибки

Правило 33. Учитесь и совершайте ошибки Когда речь идет о творчестве, ошибки – это подсказки. Каждая из них частично приоткрывает завесу тайны, которую вы пытаетесь разгадать.На самом деле если вы уже знаете, как реализовать проект, то не нуждаетесь в креативности.

Учитесь мыслить «с нуля»

Учитесь мыслить «с нуля» Если вы хотите сохранять максимальную гибкость мышления, вам поможет инструмент, который вы сможете применять не только сегодня, но и на протяжении всей последующей карьеры. Этот аналитический инструмент – один из лучших среди тех, которые

Глава 5 Развитие системно-комплексной методологии

Глава 5 Развитие системно-комплексной методологии Василий Васильевич Бойцов, на труды которого я уже не один раз ссылался, прозорливо заметил: «Внедрение систем управления качеством в инженерную практику, кроме достижения основной цели — значительного повышения

Почему полезно мыслить позитивно?

Почему полезно мыслить позитивно? Иногда наши желания сбываются без усилий, сами. Просто многие чаще обращают внимание на неприятности. Вспомните приметы. Ведь есть приметы к удаче и есть — наоборот. Многие авторы склоняются к идее о том, что начинать работу над собой

Привычка мыслить креативно

Привычка мыслить креативно Тренируйте креативные мышцы В седьмом классе учитель по математике как-то сказал моей маме: «Виктория Эдуардовна, у вашего сына очень плохая успеваемость. Честно говоря, я думаю, математика не для него. Для Андрея было бы лучше, если бы вы

Развивайте привычку мыслить креативно

Развивайте привычку мыслить креативно Андерс Эриксон исследовал креативность молодых скрипачей и пианистов в возрасте двадцати с небольшим лет, обучавшихся в Музыкальной академии в Западном Берлине. Он попросил профессоров музыки разделить студентов на три группы:

Глава 2 Привычка позитивно мыслить

Глава 2 Привычка позитивно мыслить Солт-Лейк-Сити, 3 декабря 1969 г…Когда мы наконец стали снижаться, диспетчер, который позднее засвидетельствовал, что находился на дежурстве шестнадцать часов без перерыва и к тому же лечился от тяжелого гриппа, сказал нам, что мы

Системное мышление для руководителей и предпринимателей

СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Мыслить системно – значит видеть взаимосвязи во всем. Это помогает принимать правильные решения и прогнозировать события. А еще с помощью системного мышления можно планировать организационные изменения, искать новые идеи и управлять сотрудниками.

Для каждой вашей задачи найдется свой системный инструмент, а для каждой проблемы — системное решение:

  • Усилить мотивацию — пирамида мышления
  • Распределить задания — системное целеполагание
  • Создать систему согласования задач — практическое применения метода графов
  • Распределить полномочия, с учетом личных качеств и профессиональных деформаций — теория системной динамики
  • Создать новую идею — техника анализа целей и потребностей
  • Сделать трудный выбор — многокритериальный анализ

«Системное мышление» — тренинг, который дает инструменты для:

▶ прогнозирования организационных кризисов;

▶ выбора направления развития бизнеса;

▶ создания устойчивой организации;

▶ поиска новых возможностей развития.

Вам нужно на обучение, если вы:

РУКОВОДИТЕЛЬ

Любого уровня.  Вне зависимости от того, на какой ступеньке иерархии вы находитесь. Системный подход позволяет находить решения сложных задач и за счет этого строить карьеру.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

После тренинга вы сможете модернизировать свою компанию. Системный подход даст возможность лучше понять ваш бизнес. И создать для него новые возможности.

Пора создавать!

Веками наш мир создавали гении. Поэтому он построен из решений, которые приходили «свыше». Приходили к людям, которым природой было дано вырваться за рамки стандартных схем. К людям, которые ломали стереотипы и предрассудки. Которые стремились жить в новом мире. И обладали достаточной силой для того, чтобы менять старый. В старом мире им приходилось сражаться со сложившейся системой, доказывая свою правоту. Поэтому они были фанатично преданы собственным идеям и полны отрицания существующего порядка вещей. Так происходило веками.

Но раньше цивилизации хватало одной достаточно мощной идеи, чтобы измениться. Сейчас нужны тысячи идей. Поэтому руководитель нового типа – этот тот, кто умеет не только чувствовать процессы, но и понимать, почему происходят те или иные вещи. Тот, кто умеет хранить баланс между традициями и непрерывным развитием. Тот, кто умеет думать системами. И знает, что его мысли и действия меняют мир.

Поэтому настало время учиться системному мышлению и создавать новые подходы.

Программа обучения:

Думаем системами

  • Что такое системное мышление и как оно поможет руководителю
  • Чем отличается системное мышление от структурированного
  • Иерархия систем
  • Анализ элементов: как выделить проблемные зоны
  • Контекстное мышление: как направить свое внимание на актуальные проблемы

Компания – это система

  • Философия компании: от видения к действию. Приводим в порядок терминологию и учимся последовательно создавать систему.
  • Иерархия системных регуляторов (Видение, миссия, ценности, принципы)
  • Целеполагание: как описать и взаимосвязать цели в системе

Кризисы и выходы

  • Динамика системы: что такое настоящий баланс
  • Управляемый конфликт функций – двигатель развития
  • Системные функции: как соблюдать баланс для устойчивого развития (создание сбалансированных планов на основе анализа ведущей функции системной динамики)

Принятие решений на основе системного подхода

  • Как спрогнозировать действие локальных решений на систему в целом.
  • Как сделать выбор, когда все варианты хороши. Или наоборот, найти меньшее зло.

Практика системного подхода

  • Применение системного подхода к разрешению конфликтов
  • Применение системного подхода в подготовке переговоров
  • Планирование собственного развития и развития сотрудников с помощью системного подхода

_________________________________________________

Закажите проведение обучения в вашей компании: [email protected]

Прокачиваем умение мыслить системно играючи

Мир, окружающий современного человека, состоит из огромнейшего числа сложных и простых систем. Именно поэтому возникла потребность в методологии, которая бы повысила эффективность понимания и управления сложными социальными, природными, техническими системами и другими системами.

Такой методологией стал системный анализ. Системный анализ – это метод исследования сложных и развивающихся систем, учитывающий связи между элементами этих систем. Основа такого подхода понимание, что система не есть сумма всех элементов, все элементы системы и их взаимосвязи.

Развитие системного анализа как науки привело к понятию системное мышление.

Умение мыслить системно, в отличии от линейного и логического мышления, позволит вам видеть целое, а не разрозненные элементы, не мгновенные состояния, а закономерности изменений, не элементы, а связи между ними. Системное мышление позволит вам строить эффективные стратегии, предвидеть критические ситуации и быть готовым к ним.

Иными словами, системное мышление – это способность применить методы системного анализа на практике.

Чтобы понять основы системного анализа я порекомендовал бы вам всего 2 книги

  • Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт.  Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем
  • Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ

Это лучшее и того что мне удалось найти по данной теме. Прочтя эти книги вы освоите методы и приемы системного анализа (что само по себе уже неплохо) и даже будете применять их на практике. Иногда. Но…

Мыслить системно вы не научитесь

Назревает классический вопрос: Что Делать?

Как же прокачать умение мыслить системно?

На самом деле все просто. Вспомните как дети познают мир и получают определенные навыки. Вспомнили7

Правильно. Играя.

Мы тоже можем развить умение мыслить системно с помощью игр. Помогут нам интеллектуальные игры. Такие игры помимо системного и стратегического мышления развивают логическое мышление и пространственное воображение, память и внимание, способности к анализу и синтезу.

Пожалуй лучшей игрой для развития системного мышления являются, конечно же, шахматы. Однако, эта игра довольно сложна для изучения. И если вы не научились в детстве играть в шахматы, то это не просто сделать, когда тебе 25 лет или 40, например. К тому же эта игра занимает очень много времени, которого у современного человека зачастую просто нет.

Щахматы нам не подходят. Если вы хорошо играете в них, то у вас уже развито в достаточной степени системное мышление, и эта статья не для вас. Если не умеете, то придется долго учиться.

Для развития умения мыслить системно идеально подходит игра Реверси (в англоязычных странах ее называют Отелло). Этой игре очень легко научиться. Однако, учиться играть можно всю жизнь. Здесь необходимо разрабатывать свою стратегию игры, просчитывать на несколько ходов вперед.

Навыки, необходимые для победы, как в шахматах. Однако, эта игра молниеносная. Это как раз для современного человека – то, что доктор Фаина Ивановна Кац прописала.

Эту идею фишку-технику подсказал на своем вебинаре Колесов Павел Борисович, за что ему респект и уважуха

Еще хорошо может  помочь такая игра как шашки. Для усложнения задачи лучшим вариантом будет игра в 100клеточные шашки.

План такой. Устанавливаем на мобильник или планшет, т.е. на гаджет, который всегда под рукой, Реверси или Шашки (лучше обе). Именно на мобильник, а не на компьютер. Теперь вы можете играть где угодно и когда угодно. Попали в пробку – сыграйте пару партий, стоите в очереди – опять сыграйте, и т. д.

Пока другие скучают – вы развиваете свое мышление.

Да прибудет с вами сила

что это такое и как развить? Особенности системности, глобальное системное мышление и решение проблем

Каждый человек ежедневно сталкивается со множеством проблем, требующих быстрого и эффективного решения. Справиться с задачами любой сложности и при этом избежать множества ошибок помогает сформированное системное мышление.

Что это такое?

Само понятие появилось во второй половине ХХ века. К этому времени мир сильно усложнился, и применения логического мышления стало недостаточно для эффективного выполнения многогранных задач, поставленных перед человечеством современной многомерной действительностью. Появилась необходимость в задействовании более сложного типа мыслительного процесса. Системное мышление даёт возможность человеку оценивать любое событие целостно, наблюдать и применять все взаимосвязи и взаимозависимости действий и явлений реального мира.

Человеческий мозг способен воспринимать любой предмет как часть системы. Кроме того, он может всю систему разложить на отдельные структурные части. Люди могут прогнозировать их возникновение, развитие и разрушение. Это значит, что личность умеет мыслить системно.

Суть понятия можно изложить простыми словами. Любой объект относится к какой-либо системе. Все её части упорядочены и связаны между собой так, чтобы весь процесс шёл в нужном направлении к достижению единой цели. Системность позволяет каждой отдельной частичке обладать всеми признаками целостной системы.

Например, человек представляет собой сложное создание, состоящее из множества отдельных элементов. Структура человеческого организма складывается из сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной, опорно-двигательной, половой, покровной, выделительной, иммунной систем. Иными словами, все органы человека объединены в конкретные системы. Человек может существовать только при их одновременном функционировании.

Все отдельные элементы объединены сложными, многоплановыми связями в единое целое. Любой сбой в одной из систем приводит к изменениям других её частей. Важно понять, что человеческий организм – целостная система. При заболевании одного из органов лечение надо проводить комплексно, с учётом всех системных связей. Таким образом, каждая система содержит в себе множество подсистем, которые дробятся на более мелкие детали. Любой, даже самый малозначимый элемент влияет на состояние системы в целом.

Но и целостный объект является частичкой более крупного структурного образования. Человек выступает в качестве члена семьи. Ячейка общества относится к какому-то этносу, принадлежащему определённому государству. Оно, в свою очередь, является частью человечества, представляющего собой частичку живой природы земли. Земной шар есть элемент вселенной. Кроме того, любая личность может являться членом какого-то рабочего или спортивного коллектива, сообщества в социальных сетях, клубах.

Системное мышление основано на способности мозга объективно оценивать существующую реальность. Выставление диагноза пациенту врачом или размышление специалиста над устройством автомобиля, определением поломки в нём связаны с непосредственным обозрением формы и внутреннего строения локальных систем. Иными словами, принятие решения на основе увиденного с помощью глаз относится к локальному уровню. Мысленный охват экономической модели и способность воспроизводить её образ расширяют сознание до глобального уровня.

Управление всеми процессами, происходящими с человеком, требует задействования системного мышления. Его часто сопоставляют с логическим мыслительным процессом, подразумевающим анализ и синтез умственных операций. Но принцип определённого алгоритма не всегда эффективен при решении трудных жизненных задач. Он не позволяет взглянуть на проблему с разных сторон, увидеть все её внутренние и внешние связи. Решение задачи посредством логического анализа без применения системной мыслительной деятельности может привести человека к заблуждению.

Примером служит мелиорация, повсеместно проводившаяся в советские времена. Логические рассуждения позволили людям сделать вывод, что сжиженные и неприятно пахнущие участки земли не нужны. Было принято решение осушить болотистые местности с целью получения добавочных участков, оснащённых плодородной почвой. Исчезновение болот должно было уничтожить скопища комаров, змей, избавить от повышенной влажности.

С логической точки зрения процесс должен был принести пользу человечеству. Но оказалось, что болотистые участки подпитывали мелкие речушки и ручейки. После их уничтожения обмелели крупные реки, уменьшилось количество родников, снизился урожай, исчезли заливные луга, на которых паслись животные. Логическое мышление не позволило учесть многогранную взаимосвязь экосистемы. В результате мелиорации вымерли некоторые виды насекомых, животных, растений.

Любая система представляет собой целостное и неделимое образование, отдельные части которого взаимодействуют друг с другом различным образом. Функционирование всей системы зависит не от элементов, а от способа их взаимодействия. Иной раз они могут быть противоречивы и парадоксальны, но системное мышление позволяет увидеть и учесть все нюансы взаимодействия элементов системы.

Принципы системного мыслительного процесса сводятся к открытости, целеустремлённости, многомерности, контролируемости и нетривиальности.

Для чего используют?

Системное мышление необходимо людям, занятым в сфере науки, искусства, образования, политики, бизнеса, менеджмента. Его используют в качестве конкретного и структурированного инструмента в области инженерии, физики, логистики. Технология распределённого учёта даёт новую жизнь информационным системам в сфере программной инженерии. Системный мыслительный подход помогает человечеству ориентироваться в запутанном мире новых и старых способов работы. Он выявляет лучшие из многочисленных практик предприятия и способствует эффективному развитию проекта.

Выбор правильных методов управления и внедрение новых технологий помогают устранить ошибки. С помощью системного мышления решают различные производственные, исследовательские и жизненные проблемы. Этот вид мыслительной деятельности является важной составляющей для руководителей, так как мыслящий системно человек обладает рядом свойств:

  • умением эффективно управлять любыми системами, в том числе и организовывать труд других людей;
  • гибкостью ума, готовностью к развитию и изменению своих убеждений;
  • умением переключаться с одного объекта на другой;
  • способностью разглядеть закономерность процессов и обратную связь;
  • умением грамотно построить цели и найти способы их достижения;
  • возможностью восприятия ситуации с различных ракурсов;
  • способностью оценивания событий и сведений в комплексе, то есть целостно;
  • умением различать связи между отдельными частями всей системы, а также объектами, расположенными вне её;
  • искусством создания моделей реальных событий, с помощью которых можно установить причинно-следственные связи и увидеть различные варианты их развития;
  • способностью прогнозирования и выбора подходящей тактики поведения в любой сложившейся ситуации.

Системный подход используется при создании новых технических и организационных систем, объединении знаний из разных теоретических данных. Он даёт возможность правильно анализировать ситуацию. Чёткое понимание устройства мира снижает количество совершаемых ошибок. Системное мышление используется в построении личных взаимоотношений, помогает индивиду осознать происходящие вокруг события.

Люди, обладающие данным видом мыслительной деятельности, редко становятся жертвами мошенников и манипуляторов. Они правильно анализируют искажённые сведения, представленные СМИ, так как могут объективно оценивать факты.

Личность, умеющую мыслить системно, сложно ввести в заблуждение.

Уровни

Люди, способные мыслить системно, находятся на разных уровнях владения таким мышлением. Некоторые могут заметить только один признак из большого количества характеристик целой системы. Другие способны увидеть все признаки, но не могут выявить взаимодействия между ними. Третьим присуща способность выявления всех признаков и нахождения связей между ними. Наконец, существуют люди, обладающие высшим уровнем системной мыслительной деятельности, которые могут сами проектировать признаки и создавать собственную систему.

Системное мышление основано на методологии научного познания. С точки зрения познавательной деятельности, мыслительный процесс любой личности может иметь какой-то свой уровень способности думать системно.

Нулевой

Нулевому уровню присуща некомпетентность. Обычно люди, имеющие нулевой уровень, не владеют навыками системного мышления. Они не могут анализировать ситуацию и действуют интуитивно. Им сложно вычленить главные моменты, оценить риск, спрогнозировать последствия событий.

Самые важные обстоятельства ситуации они оставляют без должного внимания. Необдуманные, спонтанные решения принимаются такими индивидами очень часто. Они не задумываются о последствиях.

Первый

Начальный уровень характерен людям, способным разглядеть влияющие на события факторы, структурировать информационные сведения, применить значимые критерии и сформулировать логичные выводы. Системный подход к ситуации у такой личности прослеживается исключительно в тех областях, где человек хорошо ориентируется. Только в этих сферах он способен установить причинно-следственные связи.

Второй

Люди с данным уровнем способны анализировать большое количество различных сведений, в том числе комплексных и многофакторных явлений. Они могут отделить главную информацию от второстепенных фактов, увидеть причинно-следственные связи. Неплохо анализируют ситуации, выходящие за пределы их профессиональной компетенции. Им присуща вариативность мышления, которая позволяет разработать несколько вариантов решения одной проблемы. Эти индивиды способны уловить барьер, препятствующий достижению цели, обойти его или преодолеть препоны другим способом.

Третий

Личность с таким уровнем системного мышления способна к созданию новых концепций, позволяющих найти решение для трудных практических задач. Индивиду присуще умение эффективно достраивать недостающие звенья системы. Он способен делать правильный вывод на основе частичных или противоречивых сведений.

Как развить?

Научиться мыслить системно может человек, которому вообще не присущ этот вид мыслительной деятельности. А люди с врождёнными способностями системного восприятия действительности имеют возможность развивать их, придавая им осознанность и организованность.

Формирование системного мыслительного процесса тесно связано с познавательными функциями. Оно предполагает внимательное и детальное наблюдение за окружающим миром, проникновение в глубинную суть предметов и явлений, восприятие всех мельчайших деталей и нюансов. Функционирование той или иной системы, протекание каких-либо процессов внутри её, а также последствия дают возможность индивиду изучить работу всего механизма и научиться решать проблемы с помощью приобретённых познаний.

Расширение собственного кругозора и развитие разносторонних интересов помогают человеку выработать умение мыслить системно и слаженно. Необходимо избавляться от стереотипов, сформировавшихся на протяжении жизни. В нестандартной ситуации они мешают принять правильное решение. Немаловажное значение имеет развитие памяти. Оно нацелено на запоминание получаемых знаний с их анализом и систематизацией.

При системном подходе активно работают все виды запоминания: слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная, моторная, сенсорная, эмоциональная память. Нужно уделять большое внимание умению сосредоточиться. Оно развивает способность быстрого переключения внимания с одного объекта на другой.

Такое умение даёт возможность человеку работать сразу над несколькими проектами, при этом удерживать в уме различные задачи.

Тренировать системный мыслительный процесс у взрослых можно путём создания ситуаций неопределённости. Человеку предлагают найти эффективное решение посредством создания модели задачи и её решения. Придумывание ситуаций неопределённости и поиск путей разрешения приучают мыслительный процесс к системности. Приобретённый навык нередко используется в жизни. Не каждое событие имеет стопроцентную определённость, жизненные обстоятельства порой неожиданно меняются. Это требует применения подходящего способа решения проблемы.

Сформировать компетенцию малыша в области системного мышления очень сложно. Выработать системный подход к восприятию окружающего мира у детей можно посредством расширения их ментальных убеждений. Важно научить малышей фильтровать поступающие сведения, чтобы они могли выделять важную информацию и отбрасывать ненужные, второстепенные факты. Для обучения конструированию нужно создавать ситуации, которые дети должны додумывать.

Очень важно развивать способность видения обратной связи. Малыш должен научиться прогнозировать как одномоментные последствия принятых решений, так и их долгосрочные перспективы. Необходимо создавать различные ситуации, требующие поиска разных путей.

Самым эффективным методом развития системного мышления является решение творческих задач и головоломок.

Упражнения

Системный подход к выполнению заданий не ограничивается жёсткими рамками стандартов. Хорошо проводить групповые игры с присутствием соревновательного момента. Для развития системного мыслительного процесса рекомендуют выбрать абсолютно любой объект и разделить выполнение упражнения на 2 этапа.

  1. Выбранное понятие нужно записать на листочке. Затем надо выписать в два столбика различные подсистемы, входящие в структуру этого объекта. Например, в центре листка фиксируют слово «торт». Справа от него появляются такие понятия, как «красивый», «круглый», «свечи», «вкусный», «сладость», «лакомство», «десерт», «разрезанный», «кусочек», «слой», «ярус», «начинка». Слева от слова «торт» выписываются слова «мука», «тесто», «сливки», «крем», «сгущёнка», «мёд», «фрукты», «масло», «корж», «суфле», «конфитюр», «клубника», «малина», «орехи», «сахарная пудра», «сода», «дрожжи».
  2. Необходимо определить более крупную систему, в которую входит данное понятие, частью чего оно является. Тут может быть день рождения, юбилей, свадьба, банкет, торжество, праздник, чаепитие, кулинарный отдел, кондитерский цех.

Существует много детских игр, нацеленных на развитие системного мышления. Детям предлагают составить иерархию частей системы, назвать целый предмет на основании его частей, продолжить уменьшение или увеличение до предела, найти общее, вычленить главное. Например, сформировать навык отделения главного свойства от второстепенных признаков помогает игра, в которой дети должны поделиться десятью мыслями с прилетевшим на Землю инопланетянином.

Следующее задание сводится к тому, что малыш размышляет, из каких главных деталей состоят различные предметы (автомобиль, стиральная машинка, кровать, детская коляска, кастрюля), как они связаны между собой. Без каких ингредиентов невозможно сварить суп, а какие компоненты использовать необязательно.

Ребёнку развивают системное мышление любые ребусы, арифметические головоломки, шахматные задачи. Например, несложная задачка для начинающих шахматистов сводится к тому, что слон нарядился в привидение с целью напугать своих знакомых. Его задача – обойти ёлки, не перепрыгивая через них. Нельзя вставать на клетки, где ладья может сбить его. Для запугивания персонажа он должен попасть на клетку с его изображением. Сколько ходов надо совершить слону, чтобы побыстрее перепугать всех героев?

Никогда не решайте задачи за малыша, лучше помогите ему наводящими вопросами. Не заставляйте ребёнка выполнять задания насильно. Хвалите его даже при небольших успехах.

Что такое системное мышление и как ему научиться?

Современные условия и ритм жизни требуют от тебя быстрого реагирования на самые разные внешние факторы. Так получается, что для преодоления одного барьера или решения определённой задачи тебе нужно выстраивать целую цепочку последовательных мероприятий. Чтобы целостность этой цепочки не нарушилась и результат оправдал твои ожидания, ты должна иметь максимально полное представление о ситуации, оценивать её с разных сторон и рассчитывать возможное её развитие при осуществлении того или иного шага. Это возможно при развитом системном мышлении.

В чём суть системного мышления?

Фото автора Bruno Thethe: Pexels

Под мышлением понимается деятельность человека, направленная на познание и понимание окружающего мира. В нейропсихологии оно считается одной из основных высших психических функций и разделяется на такие подвиды, как:

  • логическое;
  • творческое;
  • наглядно-действенное;
  • теоретическое и другие.

Со времён Античности, высшим проявлением мыслительной деятельности считалось логическое мышление.

Однако с течением времени реальность человеческого бытия настолько расширила свои границы, что его стало объективно не хватать. Появилась надобность в системном подходе к восприятию реальности и адаптации к сложным и постоянно меняющимся условиям жизни. Таким образом, под термином “системное мышление” можно понимать практический подход к восприятию реальности, не завуалированный абстрактными теориями.

Проще говоря, ты имеешь конкретный набор исходных данных и должна оперативно собрать из них правильный пазл. В этом занятии тебе не нужны ни эмоции, ни предположения: только объективный анализ, основанный на имеющихся фактах. Умение рассуждать с точки практики и есть системным мышлением.

Чем системность отличается от систематичности

На работе у тебя всё разложено по полочкам: ты знаешь, когда и какой план нужно передавать на подпись руководству, вовремя связываешься с бизнес-партнёрами, знаешь, в каком шкафу стоит нужная папка с бумагами… Однако то, что ты при этом называешь системным подходом к обустройству своего рабочего места, соблюдению графика и выполнению плана работ на деле является лишь дисциплинированностью, старательностью и стремлением к предусмотрительности.

Что такое системное мышление?

По факту, это не система, а систематичность. В отличие от последней, системное мышление — гораздо более широкое понятие, которое позволяет тебе не грамотно расставлять папки в шкафу, а быть хорошим руководителем и успешным человеком.

Умение мыслить системно предполагает широкое видение ситуации в перспективе. Заключается оно не только в погружении в детали, но и поиске оптимального варианта действий как в случае успеха, так и при поражении. В быту такой подход применим в массе самых разных сфер, в которых требуется рациональный подход без примесей творчества и эмоциональности. Например, это:

  • военное дело;
  • политика;
  • управление;
  • инженерия;
  • предпринимательская деятельность и торговля;
  • менеджмент;
  • бизнес и другое.

Что хорошего в системном мышлении

Древнегреческий философ и основоположник логики Аристотель утверждал что “целое всегда больше суммы его частей”. Однако эта парадоксальная на первый взгляд теория вполне объяснима: разобранный на составляющие организм при его объединении по факту остаётся трупом, ведь отдельные компоненты (в частности, способность мыслить) нельзя ни вычленить, ни вернуть на место.

Умение мыслить системно помогает оставлять этот “организм” нетронутым. Обладая такой способностью, ты можешь:

  • комплексно оценивать ситуацию без необходимости анализа каждой отдельной её составляющей;
  • воспринимать проблему или ситуацию с различных, часто диаметрально противоположных точек зрения;
  • выстраивать прогнозы вероятного развития событий и устанавливать стратегию действий, выбирая для себя наиболее приемлемый исход;
  • устанавливать взаимосвязь между фрагментами внутри системы и за её пределами;
  • проектировать модели реальности с учётом имеющихся у тебя данных и устанавливать причинно-следственные связи;
  • креативно устанавливать связи-ассоциации, которые будут способствовать самореализации.
Giphy

Навыки системного мышления позволят тебе видеть перспективы того или иного действия, а также позволят с наименьшими рисками преодолеть конкретные жизненные трудности. Умение мыслить системами станет хорошим защитным щитом при общении с манипуляторами и обманщиками.

Как научиться мыслить системно

Системное мышление – не генетическая способность или наследственная черта, а индивидуальное достижение. Для его развития требуются теоретическая база и тренировки. Сегодня этот процесс упрощает специальная литература, тренинги, различные психологические инструментарии для построения модели для изучения систем.

Элементарным тренингом для развития системного мышления являются логические задачи и ребусы. 

Также ты должна:

  • Отказаться от шаблонности и навешивания ярлыков. В психологии “ярлык” позволяет “заточить” в определённые рамки всё что угодно. В результате бывший муж остаётся для тебя парнокопытным, а ты для него — ночной бабочкой. Менее личные примеры ты можешь найти прямо на рабочих местах: дворник — плохо учился, продавец — обвешивает, директор — берёт взятки или “свой” человек и т. д.

Эта особенность относится к манипулятивным технологиям воздействия и фреймированию. Последнее же предполагает отказ от анализа данных и интерпретации событий по упрощённой схеме. Грубо говоря, тебе проще ориентироваться на “ярлык”, чем решать задачу самостоятельно. Системное мышление этого не приемлет.

Лишь с натяжкой мышление стереотипами позволяет выпутаться из банальных ситуаций, но при нестандартном развитии событий этот опыт не только помешает, но и окажется опасен, ведь ты окажешься не подготовлена к действиям в новых для себя обстоятельствах.

Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels
  • Развивайся и расширяй кругозор. Хорошо быть специалистом в своей сфере, но ещё лучше знать и ориентироваться в совершенно разных направлениях жизнедеятельности. Ты можешь любить квантовую физику, но при этом правильно читать схемы вышивания крестиком. Можешь увлекаться выращиванием калопсиса и иных диковинок мира флоры, но с завязанными глазами грамотно чинить электронику в иномарке супруга…

Все эти знания и умения делают тебя более приспосабливаемой и живучей. Интеллектуальная неограниченность является отличной тренировкой системного мышления. Она расширяет имеющиеся у тебя исходные данные, которыми ты сможешь воспользоваться при построении нужной тебе системы в будущем.

  • Наблюдай. Каждый окружающий тебя элемент действительности – система, функции которой нужно изучить для понимания её сущности и свойств. Начни с малого: проанализируй процесс уборки. Для этого придётся выстроить последовательность действий, проанализировать результат выполнения именно этой последовательности. Методом проб и ошибок в малом, ты сможешь получить практический опыт системного мышления, который пригодится для больших дел.
  • Развивай память. Целостное восприятие мира предполагает запоминание его деталей посредством работы всех видов памяти: зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, сенсорной, моторной, вкусовой и эмоциональной. Запоминание информации на основе всех базовых чувств позволяет тебе более осознанно анализировать и систематизировать данные.

Кроме того, важно учиться быстро переключать внимание с одного предмета или явления на другой, избегая зацикленности и сужения кругозора. Также это поможет держать под контролем сразу несколько систем и их модификаций.

Учитесь мыслить системно – Учительская газета

Издательство «Просвещение» выпустило новую книгу «Сборник игр для развития системного мышления» Денниса Медоуза и Линды Бут Свини. Ее презентация была организована «Учительской газетой» и прошла в клубе «Пеликан».

Это событие вызвало бурный интерес среди журналистов и учителей, которые смогли увидеть одного из авторов книги – Денниса Медоуза, всемирно известного ученого, автора многочисленных книжных бестселлеров. На пресс-конференции также выступили член-корреспондент РАН, академик РАО Геннадий Ягодин, директор Института химии и проблем устойчивого развития РХТУ имени Менделеева Наталия Тарасова, заведующий кафедрой управления природными ресурсами факультета государственного управления МГУ Дмитрий Кавтарадзе.

Основные научные интересы Денниса Медоуза связаны с системной динамикой и проблемами окружающей среды. Разработанные им системы обучающих игр и тренингов по тематике устойчивого развития широко используются в программах школ, университетов, крупных корпорациях по всему миру. Примерами могут служить образовательные программы Мирового банка, Всемирной организации здравоохранения, министерства здравоохранения Италии. Десять книг американского ученого признаны мировой общественностью, а «Пределы роста», вышедшие еще в 1972 году, до сих пор являются «путеводителем» для начинающих специалистов.

Основная цель «Сборника игр для развития системного мышления» – научить людей разного возраста развивать свои творческие способности, память, наблюдательность, умение создать команду и работать в коллективе. Каждая из 30 игр в книге снабжена подробной инструкцией, методикой обсуждения, может легко быть адаптирована к культуре любого народа. Игры Медоуза, которые он продемонстрировал публике, с успехом могут применяться на занятиях в вузах, на школьных уроках, при обучении взрослых, и, что самое важное, для этого не нужно абсолютно никакого специального оборудования. Вполне достаточно двух авторучек и нескольких листов бумаги.

5 шагов к систематическому мышлению

Систематическое мышление — это образ жизни тех, кто преуспевает в своей жизни и профессии. Это позволяет вам решать проблемы, находя практические, работающие решения, будь то в бизнесе или в жизни.

Здесь мы сосредоточимся на том, как каждый может развить привычку мыслить систематически. Но сначала краткий обзор шагов в систематическом мышлении.

Шаги в систематическом мышлении
Вот шаги в систематическом мышлении для решения проблем

  • 1.Определите и проанализируйте проблему, прежде чем приступить к действиям
  • 2. Сформулируйте несколько вариантов
  • 3. Определите и установите критерии выбора
  • 4. Будьте смелыми и примите окончательное решение

5 шагов к достижению систематического мышления
Мышление систематически — это бесконечный процесс, который может начаться в любом возрасте. Но рано начинать тем лучше по понятным причинам.

1. Установите высокую планку
Преодолев каждое препятствие, вы можете начать думать маленькими шагами, чтобы проложить путь к вашей большой цели.

2. Поразмышляйте надолго
Короткие мысли могут привести к прекрасным решениям, но не всегда. Поскольку деловые и жизненные проблемы становятся все более и более сложными по мере того, как вы продвигаетесь по дороге, поиск быстрого выхода может быть серьезной ошибкой. Тяжелые и длительные размышления о проблемах могут открыть путь к полезной информации.

3. Бросить вызов мифам
Сложные проблемы иногда требуют радикального мышления. Не бойтесь опровергнуть мифы. Галилей искоренил естественное убеждение, что Земля не круглая.Обход Земли не показал бы Галилею, что Земля круглая. Вместо этого он решил мыслить радикально. На протяжении всей истории те, кому не удавалось бросить вызов статус-кво, часто оказывались неправы.

4. Канализируйте свои мысли
Документирование и запись ваших мыслей помогает взглянуть на вещи в перспективе и сохраняет их для дальнейшего изучения. Каждый день каждый день приходит в голову множество идей и мыслей. Даже непрактичные мысли заслуживают изучения, прежде чем отбрасывать их.Томасу Эдисону понадобилось несколько лет, чтобы разработать эту лампочку, пробуя различные варианты, но он никогда не забывал записывать каждый из своих шагов, включая неудачи, что в конечном итоге не позволяло ему дублировать свои усилия.

5. Работайте в рамках временных рамок
Назовите себе конкретные временные рамки для решения конкретной проблемы. В противном случае вы можете никогда не дойти до конца.

Систематическое мышление позволяет решать проблемы, находя практические, работающие решения, будь то в бизнесе или в жизни.Вышеупомянутые шаги предоставят вам инструменты, необходимые для более эффективного и действенного мышления и решения проблем.

Системное мышление

Любое существенное решение, действие или процесс будут существовать в отношении целого ряда других отношений и взаимозависимостей. Если не принимать во внимание возможные разветвления на этих ссылках, существует больший, чем это необходимо, риск отказа или дублирования усилий.

Большая часть содержания нашей приветственной страницы отражает наше твердое предпочтение системному подходу, потому что, по нашему опыту, именно он обеспечивает наиболее успешные и надежные результаты в бизнесе.

Трудно оценить огромные затраты на неудачные проекты или ежедневную переработку глобального бизнеса. Цифра была бы огромной. Многого этого можно было бы избежать, если бы кто-то взглянул на ситуацию более системно.

Основываясь на нашей многолетней работе с высшими руководителями и менеджерами, способность системного мышления является не только ключевым атрибутом самых эффективных лидеров сегодня, но и обычно игнорируется при назначении на ключевые должности! Сосредоточенность на краткосрочности, столь очевидная в бизнесе, также препятствует рассмотрению всей системы.

Системное мышление, когда оно присутствует, позволяет нам чувствовать себя более уверенно при оценке, согласовании и поддержании устойчивых результатов во всех ситуациях. Это достигается за счет понимания более широкой «системы» — разветвлений и последствий, которые могут возникнуть из более широкого контекста и более широкого набора отношений, внутри которых существует конкретная ситуация.

Чем больше мы сможем идентифицировать и понять, как существующая ситуация, спор или переговоры вписываются в более широкий контекст, тем больше у нас шансов найти решение, которое будет устойчивым с течением времени.

Системное мышление позволяет нам…

  • Станьте одним из небольшой группы лидеров, способных способствовать устойчивым изменениям
  • Понимать лежащие в основе связи, ценности и культуры, вовлеченные в коммерческие отношения, проект, переговоры или спор… и их последствия
  • Определите возможности и препятствия в любой инициативе по изменениям

Определяя и работая со всей системой, мы можем:

  • Определить и укрепить положительные петли в системе
  • Определите, где устранить отрицательные петли в системе
  • Понять влияние этих изменений на всю систему
  • Гарантировать, что любое вмешательство, которое мы предпринимаем, будет устойчивым в течение долгого времени

Как мыслить системно

Более системное мышление предполагает понимание не только конкретных деталей самой возможности или текущей проблемной ситуации, но и…

  • Определение общего объема системы, т. е.е. все элементы, которые каким-то образом связаны друг с другом для предоставления текущего набора результатов и взаимосвязей между этими элементами
  • Определение того, создают ли отношения петли положительной или отрицательной обратной связи между составными частями системы
  • Другие «колебания» и последствия, которые могут быть вызваны ситуацией как внутри, так и за пределами непосредственных отношений или контекста. Сюда могут входить косвенные результаты, возникающие из индивидуальных или организационных систем ценностей, и возможное столкновение между ними.

Когда мы впервые открываем для себя эту концепцию, она может показаться несколько расплывчатой ​​или эзотерической. Один из способов улучшить понимание — рассмотреть его в более конкретном контексте. Например, с коммерческой точки зрения системы могут работать на разных уровнях: глобальном, страновом, отраслевом, отдельной компании, конкретных отношениях или отдельном вопросе. В коммерческих переговорах более системное мышление включало бы…

  • Рассмотрение последствий любой предыдущей истории и послужного списка в сделках между сторонами, как положительных, так и отрицательных.
  • Влияние на все стороны на эмоциональном уровне, а также более ощутимые практические соображения.
  • Влияние других нераскрытых заинтересованных сторон, которые, хотя обычно находятся вне поля зрения, будут иметь большое влияние на известных личностей.

Полезные вопросы, которые помогут понять более крупную систему:

  • На кого и что еще могут повлиять эти отношения или решение?
  • Как наша существующая стратегия и тактика сочетаются для достижения наших текущих результатов?
  • Что было бы, если бы мы не поступали таким образом?
  • Что мы знаем о других заинтересованных сторонах, которые могут тайно влиять на очевидных принципалов?
  • Если мы рассмотрим более необычные аспекты чьего-либо отношения или поведения, что еще они могут означать?
  • Как мы можем определить другие скрытые или скрытые последствия этой сделки?
  • В споре, что другая сторона получит от , кроме , путем переговоров об урегулировании?

Что мешает нам мыслить системно?

Трудно оценить систему изнутри самой системы, поэтому способность мысленно «выйти за пределы» системы является критическим фактором. Это одна из причин, по которой мы решительно выступаем за коучинг и фасилитацию, когда коуч / фасилитатор является внешним по отношению к системе, но обладает навыками для внедрения в нее системного мышления.

Ценности (настоящие, а не поддерживаемые) отдельного человека или организации являются основным фактором, определяющим процветание системного мышления. Этот тип мышления становится состоянием по умолчанию только на 7-м уровне могилы (желтый). На предыдущих уровнях системное мышление рассматривается с разной степенью скептицизма:

  • Уровень 2 (фиолетовый) не будет иметь реального смысла в каких-либо системах за пределами его собственных непосредственных обстоятельств.При этом глубина понимания на местном уровне может быть чрезвычайно детальной и системной — все общины, живущие в отдаленных частях Амазонии, и народы регионов Калахари и Каприви на юге Африки обладают невероятными знаниями о флоре и фауне своего региона. и их взаимосвязь с жителями и временами года.
  • Уровень 3 (красный) нелегко распознает возможные последствия своих действий, особенно сложных, поэтому будет уделять мало внимания или вообще не обращать внимания, поскольку это будет сочтено неуместным для сегодняшней непосредственной возможности.
  • Уровень 4 (синий) не отреагирует должным образом, так как он сочтет всю идею излишне сложной и идентифицирует целую кучу нежелательных рисков. Мы бы предположили, что наиболее эффективным способом обсуждения более широкой системы на уровне 4 будет выявление конкретных, основанных на фактах последствий и, возможно, указание на возможность возникновения чувства вины, если они будут проигнорированы.
  • Уровень 5 (оранжевый) нацелен на успех, достижения и, в случае нездоровой ситуации, на цену акций и, возможно, не захочет тратить время на то, чтобы обдумать то, что он считает маловероятными последствиями.В худшем случае нездоровый апельсин будет полностью уверен в своем подходе и подавит или проигнорирует любые предложения против него. Уровень 5 обычно очень яркий, и нормальный режим должен позволить полезный диалог о более широких системах.
  • Уровень 6 (зеленый) часто будет иметь некоторое внезапное представление о более крупных системах, связанных с существующей проблемой, но часто уклоняется от столкновений, которые могут быть необходимы для устранения рисков, которые может выявить подход.Несмотря на эту потенциальную проблему, «здоровый» Уровень 6 продемонстрировал особое мужество и некоторый успех в выражении экологических и экологических проблем компаниям, занимающимся такими видами деятельности, как горнодобывающая промышленность, разведка нефти и газа, выращивание пальмового масла и рыболовство.

Содержание и подход этой книги не имеют большого отношения к тем, кто находится на 2, 3 и 4 уровнях, поэтому большинство ее читателей будут работать на уровнях 5, 6 или 7. (Несмотря на это обобщение, есть свидетельства того, что такие сообщества, как бушмены в Ботсване и ряд племен в бассейне Амазонки, живущие преимущественно на уровне 2 Грейвса, могут иметь форму значительной системной осведомленности на уровне их связи с физической средой. )

Большая часть книги (включая ее название) отражает системный взгляд на мир, поэтому она будет наиболее естественно апеллировать к ценностям 7 уровня. Но многие на уровнях 5 и 6 оценят некоторые преимущества в применении системного мышления в контексте своих собственных ценностей и захотят узнать больше.

Мы обнаружили, что один из лучших способов начать любой разговор о преимуществах системного и системного мышления в организационной среде — это предложить для обсуждения следующее предложение:

  • любая система или взаимосвязь, включая эту, тщательно спроектирована , чтобы обеспечить именно тот результат, который она дает.

Как поощрять системное мышление

Опубликовано: , автор: CATALYSIS

Когда меня попросили написать об одном из принципов синго, я сразу подумал о своем любимом — «Системное мышление». В конце я объясню, почему это один из моих любимых.

Сколько раз вы слышали, как коллеги говорили о своей работе по усовершенствованию, с волнением в голосе, но затем начинали задумываться, не выполнялась ли эта работа изолированно? Почему? Потому что иногда то, что улучшилось для них или их части потока создания ценности, может создать для вас или других больше работы, которая не является добавленной стоимостью.Или работа иногда может повлиять на работу, которую вы выполняете, и вас не спрашивали о возможных последствиях или вкладе в процесс. При системном мышлении такие явления и разочарования сводятся к минимуму или исключаются.

Системное мышление означает понимание того, что процессы и системы часто взаимосвязаны и взаимосвязаны. В модели Shingo этот принцип классифицируется в аспекте выравнивания предприятия, наряду с постоянством цели.

Чтобы убедиться, что вы мыслите системно, вот несколько вопросов, которые вы должны задать, прежде чем приступить к решению проблемы или внесению улучшений.

Какое влияние оказывает этот процесс на восходящий и нисходящий поток?

Скорее всего, существуют другие отделы, бизнес-единицы или рабочие группы, которые взаимодействуют с пациентом или клиентом до и после того, как это сделает ваша рабочая область. Эти области производят предшествующие и последующие процессы или владеют ими. Если вы «бросаете работу через стену» вслепую, не принимая во внимание всю систему, это может иметь непредвиденные последствия, которые создадут больше проблем, которые необходимо решить — как для клиентов, так и для коллег.

Работая над решением проблемы или над идеей улучшения, группа должна учитывать восходящие и последующие процессы и то, как изменение может повлиять на них. Это может быть так же просто, как пойти в другой отдел и задать вопрос, или, может быть, вы можете получить некоторые данные, которые помогут вам определить последствия. В любом случае, чтобы убедиться, что вы мыслите системно, убедитесь, что вы можете ответить на этот вопрос.

Кто должен участвовать в этом вопросе?

Задав этот вопрос, вы сможете выйти из своей разрозненности и собрать команду с представителями других областей потока создания ценности.Члены команды должны состоять из тех, на кого может повлиять изменение, тех, кто испытывает проблему, и, возможно, тех, кто может обладать уникальными сильными сторонами, которые будут ценны для команды.

Многие организации используют такие инструменты, как Myers Briggs и Strengths Based Leadership, как часть своего личного и командного развития. Если у вас есть доступ к подобной информации для людей в вашей команде или в вашей организации, это может быть полезно при выборе членов вашей команды по решению проблем.

Как это улучшение соотносится с True North?

Помните, что принцип системного мышления является частью измерения согласованности на предприятии.Организация состоит из множества взаимосвязанных систем, которые работают для достижения одной и той же цели. Итак, когда вы начинаете работать над решением проблемы или над возможностью улучшения, убедитесь, что вы можете четко сформулировать, как то, над чем вы работаете, связано или влияет на Истинный Север.

Кен Снайдер из Shingo Institute говорит: «Понимая отношения и взаимосвязь внутри системы, мы можем принимать более обоснованные решения и улучшать».

В следующий раз, когда вы обнаружите проблему, спросите себя: «Как это связано с Истинным Севером, какова цель? На кого еще это могло повлиять? Кто еще должен иметь отношение к этому вопросу? У кого может быть понимание или сильные стороны, которые были бы полезны при рассмотрении этой проблемы с разных точек зрения? » Если можно задать эти вопросы и ответить на них, вы на пути к системному мышлению.

Мое почему

Системное мышление всегда было одним из моих любимых принципов по одной основной причине: одна из моих наиболее часто используемых сильных сторон — это взаимосвязанность. Нет ничего более полезного (по крайней мере для меня), чем возможность взглянуть на систему в целом и увидеть, как части сочетаются друг с другом. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях между офисами и клиентами. Это похоже на движения на шахматной доске (тоже стратегические), где предвидится, как один ход повлияет на другой — сейчас и в будущем.

Мне бы хотелось услышать ваши примеры системного мышления и то, как вы использовали свои команды для улучшений на протяжении всего потока создания ценности.

Стефани Ван Врид, руководитель программы
Катализ

Сопутствующие товары

Практикум по принципам и поведению в области операционного превосходства

Посещений исполнительного сайта

Сеть создания ценности для здравоохранения Catalysis

Индивидуальные услуги

Эта запись была размещена в Блог, Доставка, Руководящие принципы и помечена как изменение культуры, руководящие принципы, принципы синго. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ — Сосредоточение внимания на целом, а не на частях сложной системы, создание синергетического эффекта (ваш первый электронный бизнес-тренер)

Фундаментальные предположения системного мышления

Основное предположение на котором основана концепция системного мышления, состоит в том, что все системный. Все взаимодействует (влияет и подвергается влиянию) с вещами вокруг себя.

Почему системное мышление?

Многочисленные связи ждут своего открытия сегодня, особенно в бизнесе Мир. Нас окружают простые и очевидные идеи, которые могут увеличить наш доход и успех резко. Проблема в том, что мы их просто не видим «. ~ Джей Абрахам

Системное мышление — это просто техника мышления для получения системного понимания сложных ситуаций и проблемы.

Творческое решение проблем: Восприятие переключения

Превратите проблемы в возможности: 6 подсказок

Если вы хотите получить разные результаты от ситуации, вы должны изменить систему, которая поддерживает ситуацию в таким образом, чтобы он давал разные результаты.Другими словами, вы должны заниматься делами системно. Вы не можете справиться с частями ситуации в изоляция; вы должны иметь дело с ними согласованно. Вы должны иметь дело с обоими элементы ситуации и то, как они взаимодействуют друг с другом.

Системный Подход к Стратегический менеджмент

В настоящее время доминирующий взгляд на бизнес стратегия ресурсная теория основан на взгляд на компанию как на совокупность → возможности.Такой взгляд на стратегию имеет согласованную и интегрирующую роль, которая ставит его далеко впереди других механизмы принятие стратегических решений . .. Подробнее

Инновационный процесс: отвлечение и преобразование идей

→ Джаз инноваций

→ Свободное облегающее Руководство

Процесс инновации — это ритм поиска и отбора, анализа и синтеза, циклы дивергентного мышления, за которыми следует конвергенция… Подробнее

Kore 10 инновационных инструментов мышления

Kore 10 инновационных инструментов мышления помогают тем, кто меняет изобретать новые вещи, находить → креативные решения к сложным проблемам, мастер систематический и системное мышление, создать синергию, предвидеть ходы оппонентов, проектировать новаторский бизнес-стратегии, обучите и оцените силу инновационных команд. >>>

Предложение 4 — Национальный совет по стандартам профессионального обучения

Как и в большинстве других профессий, преподавание требует от практикующих оставаться открытыми, стремящимися к постоянному росту и преданными делу. Поскольку они работают в области, отмеченной постоянно меняющимися вопросами и расширяющимся объемом исследований, учителя несут профессиональную ответственность за то, чтобы стать постоянными учениками своего дела. Опытные педагоги стремятся расширить свой репертуар, углубить свои знания и навыки и стать мудрее в вынесении суждений.Они остаются изобретательными в своем обучении, осознавая необходимость приветствовать новые открытия и расширять свое обучение в качестве профессионалов. Опытные учителя готовы использовать идеи и методы, разработанные другими преподавателями, для достижения своих учебных целей, а именно, для улучшения обучения учащихся и улучшения их практики. Таким образом, примером совершенства является преклонение перед ремеслом, признание его сложности и приверженность обучению и размышлениям на протяжении всей жизни.

Учителя делают трудный выбор, проверяющий их профессиональные суждения

Энтузиазм и приверженность постоянному профессиональному развитию отличает опытных учителей и является примером критического настроя, которое они воспитывают в своих учениках.

Часто требования преподавания представляют собой огромные проблемы, которые не поддаются простым решениям. Для достижения противоречивых целей опытные учителя регулярно находят компромиссы, удовлетворяющие разные стороны. Например, учитель всемирной истории, пытающийся совместить потребность в широком охвате и глубоких знаниях, будет делать то, что необходимо для перехода от древних цивилизаций к современным нациям, одновременно развивая понимание учащимися истории как постепенной эволюции, а не дискретной серии хронологические события.Точно так же универсал среднего возраста найдет способ научить студентов основополагающим принципам орфографии и грамматики, одновременно познакомив их с пониманием письма как способа общения и мыслительного процесса. Опытные учителя могут подходить к таким обстоятельствам по-разному, но все они демонстрируют силу и гибкость в достижении конкурирующих целей.

Учителя также могут столкнуться с ситуациями, которые заставят их изменить приоритеты своих целей на основе размышлений, что приведет к изменению их учебных планов.Например, учитель может отложить часть ежедневного урока, чтобы наладить отношения в классе. Другой преподаватель может устранить недопонимание учащихся, переучивая критическую концепцию, вместо того, чтобы двигаться дальше. Обстоятельства, подобные этим, требуют от учителей использования своих профессиональных знаний о том, что составляет здоровую практику, уделяя первостепенное внимание интересам учащихся. Опытные учителя могут разработать множество успешных планов для уравновешивания соперничающих целей, но их решения неизменно будут основываться на устоявшихся теориях и аргументированных суждениях, основанных на опыте.

Учителя используют отзывы и исследования, чтобы улучшить свою практику и положительно повлиять на обучение учащихся

Опытные учителя ищут возможности для совершенствования своего обучения. Как подкованные ученики собственного обучения, они знают, как важно просить коллег, администраторов и других преподавателей наблюдать за ними и критиковать их методы обучения. Они также пишут о своей работе и запрашивают реакцию студентов и их семей на свое обучение. Опытные учителя разрабатывают стратегии для получения обратной связи и идей от ряда заинтересованных сторон, чтобы они могли осмысленно осмыслить свой педагогический выбор и улучшить свою практику.

Опытные учителя также следят за текущими исследованиями и, при необходимости, применяют новые открытия в своей практике. Они пользуются возможностями профессионального развития, такими как конференции, семинары и цифровое обучение. Поскольку проверка новых подходов и гипотез является обычной привычкой среди таких учителей, они могут проводить, публиковать и представлять свои собственные исследования, если они того пожелают. Опытные преподаватели понимают законность и ограничения разнообразных источников, которые они используют для информирования своего обучения, и разумно используют эти источники для обогащения своей практики.

Энтузиазм и преданность постоянному профессиональному развитию отличает опытных учителей и является примером критического настроя, которое они воспитывают в своих учениках. Таким образом, мышление, рассуждение и обучение, которые характеризуют первоклассное обучение, имеют двойную ценность: вдумчивые учителя не только могут более эффективно и результативно обучать своих учеников, они также служат мощными моделями аналитического мышления, которое они стремятся развить у детей. и молодые люди.Учителя, являющиеся образцами тщательного, логического обдумывания — с учетом целей, сбора доказательств и согласования результатов — с большей вероятностью сообщат своим ученикам о важности критического мышления и продемонстрируют, как это достигается. Эти учителя моделируют и другие важные черты характера, такие как стремление к творчеству в своей работе или готовность идти на риск при изучении новых интеллектуальных, эмоциональных, физических и художественных сфер.

Таким образом, опытные учителя служат образцом непрерывного обучения и достижений.Характер и компетентность в равной степени способствуют их воспитательной манере. Такие учителя воплощают в себе достоинства, которые они передают своим ученикам: любопытство и любовь к учебе, терпимость и непредубежденность, справедливость и справедливость, признание нашего культурного и интеллектуального наследия и уважение человеческого разнообразия и достоинства. Более того, они воплощают интеллектуальные способности, которые они развивают: способность тщательно рассуждать, рассматривать различные точки зрения, подвергать сомнению полученную мудрость, применять исследовательский подход, решать проблемы и проявлять настойчивость.Во всех аспектах своих действий и поведения опытные учителя передают значение размышлений и обучения, стремлений и достижений.

Системное мышление, прежде чем систематическое мышление | автор: O.G. Rose

Короткая деталь

Если мы будем усердно работать с неправильным инструментом, мы мало что сделаем.

Фото Сэма Мокадама

То, как мы думаем о чем-либо, может быть столь же важным, как , насколько сильно мы об этом думаем. Если я попытаюсь забить гвоздь гаечным ключом, это может сработать, но это также может испортить работу.Для гвоздей нужны молотки, и есть работы, при которых, если я попытаюсь использовать молоток, когда понадобится отвертка, я могу сломать то, над чем я работаю.

Асинхронные разговоры # Ep2

Однако, если мы действительно хороши в обращении с гаечным ключом, и нам всю жизнь твердили, что гаечные ключи — это все, что нам нужно (или, может быть, мы выросли в мире, где единственным инструментом, который когда-либо использовался, был гаечный ключ), вполне вероятно, что мы окажемся в ситуациях, когда мы будем использовать гаечные ключи, хотя на самом деле этого не следует.

Это происходит постоянно с «ментальными инструментами» и «ментальными моделями».

Мы рождаемся в социально порожденных системах мышления, которые мы так привыкли использовать, что они становятся «невидимыми» для нас (вспомните дверную ручку Хайдеггера). Мы даже не считаем себя «системными мыслителями», а просто «мыслителями»: мы сами по себе «(системные) мыслители». Чтобы избежать этого, нам нужно «сделать невидимое видимым» и стать «системными мыслителями», теми, для кого «систематическое мышление» осмысленно возможно. Но за это нас скорее всего откажут.

I

То, как мы думаем о науке, отличается от того, как мы думаем об искусстве, но мы обычно думаем об искусстве как о науке.

То, как мы думаем об истории, отличается от того, как мы думаем о науке, тем не менее, если мы, историки, легко пытаемся думать о научных проблемах, как о исторических проблемах.

И так далее.

Обычно мы не думаем об инструментах, которые используем, чтобы думать о разных предметах; вместо. мы просто используем то, что находим под рукой (как часто выбирает для нас социальная система), и делаем это. А затем мы задаемся вопросом, почему результаты плохие…

Когда система научила нас мыслить определенным образом, пытаться отучиться от этих тенденций так же сложно, как пытаться отучить наш родной язык.Когда мы выросли с английским, забыть, как говорить по-английски, будет трудно, а то и невозможно.

На мой взгляд, правильный порядок обдумывания проблемы…

Системное мышление:

Определите, какая система или «ментальная модель» лучше всего подходит для понимания x.

Систематическое мышление:

Теперь подумайте логически внутри и в соответствии с «ментальной моделью», которую мы сочли лучшей для x.

Если мы сразу перейдем к «систематическому мышлению» без предварительного «системного мышления», мы можем мыслить логически и блестяще, но мы все равно можем думать неправильно или неэффективно (используя неправильный инструмент).

За список ментальных моделей мне очень нравится Фарнам-стрит.

II

Логика «ментальных моделей» может также использоваться в общем «системном мышлении»: можно сказать, что модели являются «микроментальными инструментами», а системы — «макроментальными каркасами», но есть много кроссовера.

Все мы думаем в рамках по крайней мере одной системы, и если это единственная система, в которой мы думаем, она, вероятно, делает большую часть нашего мышления за нас. Если мы «системный мыслитель» (в отличие от «мыслителя системы и »), системы не существует: она «невидима» для нас.Одиночные системы кажутся только тем, кто знает о системах : мы должны быть плюралистичными, чтобы понимать сингулярности. Таким образом, существует вполне реальный смысл, в котором не существует такой вещи, как «системное мышление», есть только «системное мышление и », потому что «системное мышление» на самом деле просто «мышление» в опыте (когда мы находимся в системе и не осознают этого, что можно обозначить фразой «(системное) мышление»). Это проблема.

Когда мы застреваем в системе, она учит нас не думать за себя, и поэтому система стремится сохранить себя.Чтобы избежать целеустремленного мышления, которое система имеет тенденцию к инкубации, мы сначала должны осознать, что система существует, что влечет за собой понимание того, что природа системы состоит в том, чтобы постепенно и медленно становиться «невидимыми» для нас (как дверная ручка постепенно и медленно становится «невидимым», чем больше мы его используем, и он становится частью дома, снова ссылаясь на Хайдеггера).

«Принадлежность снова» О.Г. Принято во внимание, что все социальные порядки и «данности» могут стать в них системами (которые прячутся сами за себя), и со временем они почти всегда это делают — привлекательность (кажущейся) эффективности слишком велика.Как только система возникает, возникает также тенденция к появлению «монотеоризма» в соответствии с этой системой — особого образа мышления, который постепенно делает систему «невидимой». Как только это происходит, система стремится «думать за нас», и тогда нам не нужно беспокоиться о систематическом мышлении, потому что система заботится об этом от нашего имени. Но проблематично, что если эта система заставляет нас постоянно использовать гаечный ключ, когда мы сталкиваемся с проблемами, требующими использования молотка, мы все равно попытаемся использовать гаечный ключ. Тоже очень систематически … (и поэтому мы будем систематически усугублять проблему).

Беспокойство о систематическом мышлении не беспокоит людей, которые являются только «системными мыслителями», поэтому, если мы решили стать «системными мыслителями», у нас есть дополнительная работа. Звучит не очень весело, но если мы не справимся с этой задачей, мы неизбежно столкнемся с проблемами, которые наша система и соответствующее мышление не могут решить. Кроме того, мы не будем думать за себя, что может сделать нас счастливее, — пока внезапно не перестает.

(Имейте в виду, что если мы находимся в системе x и рассматриваем варианты 1 и 2 внутри x, мы не являемся «системным мыслителем», потому что мы не рассматриваем 1 и 2 с по x, а затем с 1 и 2 по г.Однако 1 и 2 могут ощущаться как , перемещающиеся между системами, поэтому нам нужно внимательно следить за этим трюком.)

III

Общество естественным образом порождает «(системных) мыслителей» и сопротивляется «системным мыслителям». Если мы живем в «пространстве между» системами, мы можем быть аутсайдерами и считаться сумасшедшими. Нас могут не воспринимать всерьез, потому что мы такие нестандартные. Таким образом, если мы «системные мыслители», то «(системным) мыслителям», вероятно, будет трудно прислушаться к нам, чтобы узнать, что они на самом деле «(а) системные мыслители» (делая скрытое видимым) .

Часто именно катастрофа или «проигрыш» в системе выгоняет людей из системы, а затем, когда они оказываются за ее пределами (и, возможно, становятся «системными мыслителями»), их считают сумасшедшими, злыми и и так далее (возможно, козлы отпущения, вслед за Рене Жираром).

Звучит весело?

Вовсе нет.

Таким образом, есть стимул использовать гаечный ключ вечно…

Каждый от природы является «системным мыслителем», и те, кто становятся «системными мыслителями», могут столкнуться с отказом.И все же без «системного мышления» систематическое мышление невозможно осмысленно, и, вероятно, большинство людей будут ограничены в своих умственных и интеллектуальных возможностях. Когда эти люди сталкиваются с проблемой, требующей молотка, имея только гаечный ключ, они и общество в целом пострадают.

Можно утверждать, что общества терпят поражение без «системных мыслителей», но все же в природе обществ их отвергать. Я считаю, что выживание — это умение справляться с парадоксами.

.

.

.

Для получения дополнительной информации посетите O.G. Rose.com. Кроме того, подписывайтесь на наш канал на YouTube и подписывайтесь на нас в Instagram и Facebook.

Систематическое мышление — Стипендия Йельского университета

Страница из

НАПЕЧАТАНО ИЗ СТИПЕНДИИ ЙЕЛЬСКОГО ОНЛАЙН (www.yale.universitypressscholarship.com). (c) Copyright Yale University Press, 2021. Все права защищены. Отдельный пользователь может распечатать PDF-файл одной главы монографии в YSO для личного использования.дата: 01 ноября 2021 г.

Глава:
(стр.134) Глава 4 Системное мышление
Источник:
Не очень здравый смысл
Автор (ы):

Шон У. Розенберг

Издатель:
Yale University Press

DOI: 10.12983000 / yale276.00804. 0004

В этой главе рассказывается о систематическом мышлении. Систематическое мышление возникает с объективизацией конкретных и закрепленных отношений, построенных в ходе линейного мышления.Систематическое мышление предполагает, что, помимо присущих им или конкретных качеств, детали взаимодействия и дискурса имеют более существенное, относительное значение. Интеграция, абстракция и интерпретация характерны для этого типа мышления. Обсуждения охватывают способ и структуру систематического мышления; природа социальных рассуждений; политическая аргументация; и систематическая оценка.

Ключевые слова: систематичность, социальная аргументация, политическая аргументация, систематическая оценка

Для получения доступа к полному тексту книг в рамках службы для стипендии

Yale онлайн требуется подписка или покупка.Однако публичные пользователи могут свободно искать на сайте и просматривать аннотации и ключевые слова для каждой книги и главы.

Пожалуйста, подпишитесь или войдите для доступа к полному тексту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *