Н м аксарина воспитание детей раннего возраста: 404 — Страница не найдена

К истории педагогики раннего возраста

Программа материала
Оглавление:

    К истории педагогики раннего возраста
    (обзор исследований по педагогике раннего возраста)

Кононова И.М., канд. пед. наук, профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ, Москва
    
    Раннее детство — особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.
    Научно обоснованная педагогика и система общественного воспитания детей раннего в …

    К истории педагогики раннего возраста
    (обзор исследований по педагогике раннего возраста)

Кононова И.М., канд. пед. наук, профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ, Москва
    
    Раннее детство — особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.
Научно обоснованная педагогика и система общественного воспитания детей раннего возраста были созданы Н.

М. Щеловановым, Н.М. Аксариной и их последователями. Истоки же этого раздела педагогики лежат в научно-исследовательской работе, начатой в 1908 г. в Петербурге в Психоневрологическом институте, руководителем которого был В.М. Бехтерев.
Будучи по профессии неврологом, психиатром, психологом В.М. Бехтерев признавал необходимость комплексного подхода к изучению ребенка с момента рождения. Поэтому в созданном им институте работали физиологи, врачи, психологи, педагоги: Н.М. Щелованов, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Каптерев.
    В 1919 г. исследовательская деятельность по изучению ребенка в онтогенезе была продолжена Н.М. Щеловановым и его коллегами в Институте Мозга, который также был создан В.М. Бехтеревым.
Из истории педагогики периода конца XVII — начала XX в. известно, что в России в силу тяжелых социально-экономических условий большое число детей разных возрастных периодов, включая раннее детство, находилось в тяжелом физическом состоянии. В целях сохранения жизни и здоровья детей государство пыталось открывать на благотворительные средства приюты, воспитательные дома для малолетних детей.
Хотя приюты и ставили своей задачей сохранить жизнь и здоровье детей с ее решением они не справлялись: 68—80% детей погибали в первые месяцы жизни. (Медицинская энциклопедия. М., 1958. Т. 8.)
    «Фабриками ангелов» называли в России детские приюты. Глубокая физическая и психическая отсталость детей были характерны для этих учреждений.
    В середине XIX в. организуются ясли для детей раннего возраста. Инициатором первых яслей в большинстве случаев были частные благотворители или передовые земские врачи. Так первые ясли на 10 мест были организованы в 1845 году в Санкт-Петербурге княгиней Барятинской, а в 1892 году были открыты ясли в Москве.
К 1917 г. в России было всего 550 мест в постоянных яслях, функ­ционировало 37 домов младенца для подкидышей и детей сирот.
    В первые годы советского государства правительство издало декрет об организации Отдела охраны материнства и младенчества. В 1920 г. на совещании по охране материнства и младенчества был поставлен вопрос о недостаточности медико-гигиенического ухода и питания за детьми в детских учреждениях, о необходимости воспитания детей с периода младенчества.
Началась работа по педагогическому просвещению персонала учреждений для детей раннего возраста (яслей и домов ребенка). Издавались методические пособия, где были освещены особенности возрастных периодов раннего детства, обоснованы вопросы организации жизни детей, режимов дня, давались рекомендации по развитию речи, движений, предметной и игровой деятельности (Н.М. Аксарина, Е.Г. Бибанова, Н.И. Касаткин, Е.К. Кричевская, Н.С. Фигурин и М.П. Денисова, Е.И. Тихеева, А.А. Файвусиович).
После выхода правительственного постановления (май 1959 г.) «О мерах по дальнейшему развитию дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» широкое распространение в нашей стране получили объединенные детские учреждения «Ясли—сад». В 1962 г. вышла первая Программа воспитания в детском саду детей от рождения до 7 лет. Разделы Программы воспитания детей от рождения до 3 лет были разработаны под руководством Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной.
50—60-е годы характеризуются повышенным вниманием к вопросам воспитания детей раннего возраста. Учеными разрабатываются многочисленные методические пособия по разным разделам педагогики, защищаются кандидатские диссертации. Среди них: несколько пособий под редакцией Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной с авторским коллективом (М.Ю. Кистяковская, С.М. Кривина, Н.Ф. Ладыгина, Г.М. Лямина). Особенности речевого развития детей с методическими рекомендациями освещены в работах В.А. Петровой, Е.К. Кавериной, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Г.М. Ляминой, И.М. Кононовой.
В области физического воспитания работали К.Д. Губерт, М.Г. Рысс, Л.Г. Голубева, С.Г. Сорочек, З.С. Уварова. Их рекомендации к проведению гимнастики и массажа, характеристика гимнастических пособий получили широкое внедрение в практике воспитания детей раннего возраста.
По проблеме становления предметной и игровой деятельности известны исследования Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Е.И. Радиной, С.Л. Новоселовой.
Проблему взаимоотношений детей в раннем детстве изучали Г.М. Лямина, И.Б. Теплицкая. Авторами доказано, что уровень детских взаимоотношений во многом зависит от уровня той деятельности, в которой они возникают.
Названными авторами определены условия, способствующие воспитанию положительных взаимоотношений младших детей.
Среди важных разделов воспитательной работы с детьми признавалось музыкальное воспитание. По мнению Т.С. Бабаджан, музыка воспринимается детьми раньше других видов искусства. Ею разработано содержание и методика музыкального воспитания детей 1—3 года жизни.
Период 70—90-х годов характеризуется дальнейшим развитием науки о воспитании детей раннего возраста.
В этот период значительно увеличивается число детей в группах раннего возраста. Для работников дошкольных учреждений актуальным становится вопрос об организации адаптации детей, впервые поступающих в дошкольное учреждение. Одной из первых на важность этой проблемы указала Н.М. Аксарина. Она горячо пропагандировала необходимость охраны нервной системы ребенка, бережного, внимательного отношения к нему в период привыкания к детскому саду. В этот период вопросы организации социальной адаптации детей стали предметом внимания врачей, педагогов, психологов (Р.
В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина, Г.М. Лямина, Р. Желеску).
После публикации Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) создаются вариативные и базисные Программы дошкольных образовательных учреждений.
    В программах «Истоки», «Кроха», «Детство» разделы по младенче­скому и раннему возрасту разработаны на основе многолетних психологических и педагогических исследований.
Программы, соответствуя базисному стандарту, предполагают возможности для широкого творчества педагогов.
Большое число психологических исследований было посвящено проблеме общения со взрослыми и сверстниками (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, М.Г. Елагина, Л.Н. Галигузова, Д.Б. Годовикова, Е.О. Смирнова).
В этот период была продолжена работа в области содержания и методики речевого развития детей (К.Л. Якубовская, И.М. Кононова, В.В. Гербова, Г.М. Лямина, М.М. Кольцова, К.Л. Печора).
Период раннего детства привлекал ученых и с позиции возможности осуществления трудового воспитания детей. Под руководством А. М. Фонарева была выполнена диссертационная работа С.Н. Теплюк. Автором разработана эффективная, соответствующая возрастным возможностям детей третьего года жизни методика трудового воспитания с использованием природного окружения на прогулке.
Под руководством В.И. Логиновой выполнена диссертационная работа Е.Н. Герасимовой по формированию трудовых процессов в самообслуживании у детей второго и третьего года жизни.
Ряд ученых (Н.М. Аксарина, В.Н. Аванесова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, Э.Л. Фрухт, Ш. Абдулаева) занимались исследованием проблемы обучения в раннем детстве. В их трудах освещены особенности организации и методики, проведения занятий с детьми разных возрастных периодов раннего детства по развитию речи, мышления, предметной деятельности, сенсорному воспитанию.
Проблема контроля за развитием детей освещена в трудах Р.В. Тонковой-Ямпольской, Л.Г. Голубевой, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт. Детально разработанная авторами методика диагностики физического и психического развития детей в настоящее время успешно внедряется в дошкольных учреждениях.
В разных регионах нашей страны функционируют медицинские центры пренатального воспитания, интегрирующие данные разных наук: физиологии, педиатрии, психологии, педагогики. Среди них научно-практический центр пренатального воспитания «Благовест-Н», Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, где ученые работают над созданием российской пренатальной педагогики.
Даже неполный перечень научных исследований свидетельствует о том, что идеи, высказанные в начале ХХ в. о необходимости внимания к периоду раннего детства, о воспитании с момента рождения, получили дальнейшее развитие в трудах современных ученых и могут быть использованы в практике.

Рассказать друзьям:

«Основоположники педагогики раннего возраста Н.М.Щелованов, Н.М. Оксарина»

Иванова Валентина Павловна

1 год назад

в 30-х годах XX века педагогика раннего возраста начала оформляться как особая отрасль научного знания, и Н. М. Щелованов по праву считается ее основоположником. Становление педагогики раннего возраста как науки происходило в рамках рефлексологического подхода, и потому разработанная система воспитания была направлена на формирование культуры функций центральной нервной системы, обеспечение внешних воздействий, стимулирующих и формирующих нервную деятельность.

В 40-50-е годы продолжается изучение особенностей высшей нервной деятельности детей раннего возраста (Н.И. Касаткин, Н.И. Красногорский, М.М. Кольцова и др.), большое внимание уделяется вопросам физического воспитания (К.Д. Губерт, М.Г. Рысс и др.), а также речевого развития детей (Е.К. Каверина, Г.Л. Розен- гарт-Пупко, Н.Х. Швачкин и др.).

Щелованов Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца // Вопросы материнства и младенчества. 1938. № 3. С. 16.

Значительный вклад в развитие педагогики раннего возраста вносит Н.М. Аксарина, в 1944 году защитившая кандидатскую диссертацию «Особенности развития детей третьего года жизни и воспитание их в яслях и домах ребенка». В период с 1951 по 1974 год Н.М. Аксарина заведует кафедрой физиологии развития и воспитания детей Центрального института усовершенствования врачей. Под ее руководством проводятся исследования различных проблем воспитания детей первых лет жизни, что позволяет существенно обогатить содержание учебно-методических пособий. Так, в 1955 году под общей редакцией Н.М. Аксариной и Н.М. Щелованова издается пособие «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях». А в 1969 году Н.М. Аксарина публикует новый учебник для подготовки сестер-воспитательниц под названием «Воспитание детей раннего возраста», в дальнейшем четырежды переизданный.

В 60-х годах XX века научная работа, осуществляемая в области педагогики раннего возраста, значительно активизируется. Причиной этому послужило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года о создании нового объединенного типа детских учреждений — яслей-сада. Данное постановление поручало Академии медицинских наук СССР совместно с Академией педагогических наук РСФСР «разработать единую программу воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста»[4]. Но если работа отечественных детских садов строилась на основе программных документов, начиная еще с 1932 года, то для яслей подобных руководств не существовало.

Более того, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина полагали, что «маленький ребенок не учится, как ребенок школьного возраста, приобретая знания по определенной программе»[5]. Многие знания и умения малыш осваивает «в процессе игры, в результате постоянного общения с близкими ему взрослыми и детьми, а также путем наблюдения за всем тем, что привлекает его внимание и заинтересовывает, — продолжают авторы. — В работе с маленькими детьми эти особенности не всегда учитываются. Часто усилия воспитателей бывают направлены лишь на то, чтобы дети усвоили определенный круг представлений, знаний и навыков, которые считаются для них доступными»[6].

Такого же мнения придерживались и отечественные психологи, вслед за Л.С. Выготским считавшие, что «особенностью обучения ребенка до трех лет является то, что ребенок этого возраста учится по своей собственной программе»[7]. По словам З.М. Богуславской, «в этот период никто не предъявляет еще особых требований к срокам усвоения ребенком тех или иных знаний и навыков, к последовательности этого процесса»[8].

Противоположную позицию занимали некоторые представители дошкольной педагогики (А.П. Усова, В.И. Аванесова, Е.И. Радина и др.), доказывающие возможность определения круга знаний и умений, который воспитатель в обязательном порядке «должен был дать, а дети должны были усвоить за время пребывания» в той или иной возрастной группе[9].

Поэтому между членами межведомственной комиссии по созданию программы (председателем которой была назначена

А.П. Усова, а заместителем — Н.М. Щелованов) развернулась острая дискуссия о возможности планомерного и обязательного усвоения детьми раннего возраста программного материала, о правомерности и специфике дидактического процесса в данном периоде.Обоснованное решение выдвинутых проблем требовало проведения специальных исследований и, разумеется, времени.Предельная сжатость сроков подготовки программного документа обусловила относительную «победу» позиции Н. М. Щелованова.

В 60-70-е годы под руководством Н.М. Аксариной осуществляется дальнейшая разработка различных аспектов педагогики раннего возраста, расширяется круг рассматриваемых вопросов (в частности, поднимаются проблемы адаптации детей к условиям учреждения, планирования образовательного процесса и др.).

Материалы исследований (С.М. Кривиной, Н.Ф. Ладыгиной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры (Якубовской), Э.Л. Фрухт и др.) публикуются в сборниках научных трудов, отражаются в учебнометодических пособиях.

Однако дальнейшее совершенствование «Программы воспитания в детском саду» происходит уже без участия Н.М. Щело- ванова и Н.М. Аксариной. В третьем и последующих изданиях «Программы…» (1969, 1972 и т.д.) находят отражение результаты исследований, проводимых учеными НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В данном институте еще в 1960 году была открыта лаборатория воспитания детей раннего возраста, сотрудники которой под руководством Евгении Ильиничны Радиной (1901-1969) пытались, прежде всего, доказать, что дети раннего возраста «несмотря на большие индивидуальные различия в темпах развития, способны более или менее равномерно овладевать определенным кругом элементарных сведений и умений программного характера»1.

Отделение дошкольного образования и ухода

Отделение дошкольного образования и ухода | Работать над тем, чтобы все семьи Новой Мексики и маленькие дети имели равный доступ к высококачественным возможностям для детей младшего возраста.

Начиная с 1 мая 2022 года, все семьи, участвующие в программе помощи по уходу за детьми в штате Нью-Мексико, больше не будут платить доплаты за услуги по уходу за детьми, что делает услуг по уходу за детьми бесплатными .

Подробнее

Работа в раннем детстве имеет большое влияние на будущее. Профессионалы в этой области меняют жизнь каждый день. Для людей, которые любят младенцев и маленьких детей, это значимая, радостная работа. А на данный момент возможности в области раннего детства быстро расширяются . Если вы хотите учить, помогать детям с задержкой речи или готовить здоровую пищу и закуски, для вас найдется профессия в области раннего детства.

Узнать больше

Управление программой ухода за детьми — тяжелая работа, но вам не обязательно делать это в одиночку. Получите доступ к бесплатному бизнес-коучингу , программному обеспечению для управления уходом за детьми и коучингу сообщества , чтобы оптимизировать трудоемкие бизнес-задачи.

Подробнее

У вас есть ребенок в возрасте от рождения до трех лет? Вам интересно, достигают ли они своих вех развития? Если да, то вы можете заполнить онлайн-опросник «Возраст и этапы» !

Узнать больше

Младенцы всегда учатся, и у вас уже есть все необходимое для их обучения. От завтрака до сна вас ждет множество простых повседневных моментов, которыми вы делитесь со своим малышом и которые могут направить его на путь к светлому будущему.

Подробнее

Начиная с 1 мая 2022 г. все семьи, участвующие в программе помощи по уходу за детьми штата Нью-Мексико, больше не будут платить доплаты за услуги по уходу за детьми, что делает бесплатным уходом за детьми .

Подробнее

Работа в раннем детстве имеет большое влияние на будущее. Профессионалы в этой области меняют жизнь каждый день. Для людей, которые любят младенцев и маленьких детей, это значимая, радостная работа. И в настоящее время возможности в области раннего детства быстро расширяются . Если вы хотите учить, помогать детям с задержкой речи или готовить здоровую пищу и закуски, для вас найдется профессия в области раннего детства.

Подробнее

У вас есть ребенок в возрасте от рождения до трех лет? Вам интересно, достигают ли они своих вех развития? Если да, то вы можете пройти онлайн-анкету Ages and Stages Questionnaire!

Узнать больше

Управление программой ухода за детьми — тяжелая работа, но вам не обязательно делать это в одиночку. Получите доступ к бесплатный бизнес-коучинг, программное обеспечение для управления уходом за детьми и коучинг для сообщества , помогающие оптимизировать трудоемкие бизнес-задачи.

Узнать больше

Младенцы всегда учатся, и у вас уже есть все необходимое для их обучения. От завтрака до сна вас ждет множество простых повседневных моментов, которыми вы делитесь со своим малышом и которые могут направить его на путь к светлому будущему.

Узнать больше

Информационный бюллетень сообщества дошкольников ECECD: 24 октября 2022 г.

24 октября 2022 г. Подпишитесь, чтобы получать еженедельные обновления от ECECD по электронной почте! Что внутри? Напоминания/Объявления Мероприятия Профессиональные…

УВЕДОМЛЕНИЕ: Заседания Консультативного совета по раннему обучению штата Нью-Мексико

Консультативный совет по раннему обучению (ELAC) — это группа, которая дает рекомендации и консультирует правительство и законодательные органы по…

Информационный бюллетень сообщества ECECD для детей младшего возраста: 17 октября 2022 г.

17 октября 2022 г. Подпишитесь, чтобы получать еженедельные обновления от ECECD по электронной почте! Что внутри? Напоминания/объявления События Профессиональные…

Губернатор Лухан Гришам объявляет об историческом повышении заработной платы для детей младшего возраста

Из канцелярии губернатора Мишель Лужан Гришам ДЛЯ НЕМЕДЛЕННОГО ВЫПУСКА. 6, 2022КОНТАКТ Пресс-секретарь Норы Мейерс Сакетт,…

ECECD публикует стратегический план создания системы раннего развития мирового класса

ДЛЯ НЕМЕДЛЕННОГО ВЫПУСКАОкт. 5, 2022КОНТАКТЫ Мика Маккой Директор по связям с общественностью ECECDЭлектронная почта: [email protected]Мобильный телефон: 505-629-96751120…

Проверьте, имеете ли вы право на получение помощи по уходу за ребенком

Раннее детство и образование — Законодательное собрание Нью-Мексико

    Skip Navigation Links
  1. Комитеты
  2. /
  3. Временные комитеты
  4. /
  5. Законодательный финансовый комитет
  6. /
  7. Раннее детство и образование

Отчет группы оценки: достаточность финансирования Мартинес-Яззи, сентябрь 2022 г. LegisStat: Посещение на дому в рамках программы Medicaid и в дошкольных учреждениях, август 2022 г. Краткая информация о слушаниях: слушания о жестоком обращении с детьми – август 2022 г. Краткий отчет о слушаниях: повышение эффективности в высших учебных заведениях — июль 2022 г. Краткий обзор слушаний: предложения о продлении времени обучения — июль 2022 г. Краткий отчет о слушаниях: судебный процесс по увеличению финансирования студентов из числа коренных американцев, июнь 2022 г. Презентация подкомитета: бюджет государственного образования и вопросы политики, август 2021 г. Отчет о подотчетности: раннее детство – август 2021 г. Краткий отчет о слушаниях: комментарии суда Мартинес-Яззи относительно студентов из числа коренных американцев — июль 2021 г. Краткий обзор слушаний: формула финансирования высшего образования – июнь 2021 г. Краткий отчет о слушаниях: предложения по выполнению решения Мартинеса-Яззи и повышению успеваемости учащихся — октябрь 2020 г. Краткий отчет о слушаниях — изменение масштабов и переосмысление высшего образования — октябрь 2020 г. Краткий отчет о слушаниях: расходы и результаты услуг по защите детей – август 2020 г. Краткий отчет о слушаниях: Департамент дошкольного образования и ухода за детьми — август 2020 г. Доступ в Интернет для дистанционного обучения — август 2020 г. Краткий обзор слушаний: Финансовая помощь высшему образованию — январь 2020 г. Государственные школы: обзор ассигнований и бюджетов на 2020 ФГ — октябрь 2019 г.Краткий отчет о слушаниях: средние школы раннего колледжа — июль 2019 г. Краткий обзор слушаний: Инвестиции в благосостояние детей – август 2019 г. Краткая информация о слушаниях: планирование и возможности детей младшего возраста — август 2019 г. Отчет о подотчетности: Раннее детство — август 2019 г. Краткий отчет о слушаниях: капитальные затраты государственных школ – июль 2019 г. Отчет о подотчетности: Раннее детство — октябрь 2018 г. Реорганизованная платформа Yazzie Proposed Remedy Platform — 9 октября, 2018 Отчет о подотчетности: результаты помощи по уходу за детьми — август 2018 г. Совместный отчет о подотчетности государственных школ – декабрь 2017 г. Панели данных — декабрь 2017 г. Краткий отчет о слушаниях: Служба защиты детей – сентябрь 2017 г.


Чтобы получить больше информации:

Отдел оценки программ выпускает различные исследовательские отчеты, в которых подробно рассматривается эффективность и результативность государственных услуг и программ.

Финансовые факты — это одностраничные объяснения определенного аспекта государственного управления, от того, как составляется бюджетный законопроект, до краткого описания программ для детей младшего возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *