К истории педагогики раннего возраста
Программа материала
Оглавление:
К истории педагогики раннего возраста
(обзор исследований по педагогике раннего возраста)
Кононова И.М., канд. пед. наук, профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ, Москва
Раннее детство — особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.
Научно обоснованная педагогика и система общественного воспитания детей раннего в …
К истории педагогики раннего возраста
(обзор исследований по педагогике раннего возраста)
Кононова И.М., канд. пед. наук, профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ, Москва
Раннее детство — особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.
Научно обоснованная педагогика и система общественного воспитания детей раннего возраста были созданы Н.
Будучи по профессии неврологом, психиатром, психологом В.М. Бехтерев признавал необходимость комплексного подхода к изучению ребенка с момента рождения. Поэтому в созданном им институте работали физиологи, врачи, психологи, педагоги: Н.М. Щелованов, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Каптерев.
В 1919 г. исследовательская деятельность по изучению ребенка в онтогенезе была продолжена Н.М. Щеловановым и его коллегами в Институте Мозга, который также был создан В.М. Бехтеревым.
Из истории педагогики периода конца XVII — начала XX в. известно, что в России в силу тяжелых социально-экономических условий большое число детей разных возрастных периодов, включая раннее детство, находилось в тяжелом физическом состоянии. В целях сохранения жизни и здоровья детей государство пыталось открывать на благотворительные средства приюты, воспитательные дома для малолетних детей. Хотя приюты и ставили своей задачей сохранить жизнь и здоровье детей с ее решением они не справлялись: 68—80% детей погибали в первые месяцы жизни. (Медицинская энциклопедия. М., 1958. Т. 8.)
«Фабриками ангелов» называли в России детские приюты. Глубокая физическая и психическая отсталость детей были характерны для этих учреждений.
В середине XIX в. организуются ясли для детей раннего возраста. Инициатором первых яслей в большинстве случаев были частные благотворители или передовые земские врачи. Так первые ясли на 10 мест были организованы в 1845 году в Санкт-Петербурге княгиней Барятинской, а в 1892 году были открыты ясли в Москве.
К 1917 г. в России было всего 550 мест в постоянных яслях, функционировало 37 домов младенца для подкидышей и детей сирот.
Началась работа по педагогическому просвещению персонала учреждений для детей раннего возраста (яслей и домов ребенка). Издавались методические пособия, где были освещены особенности возрастных периодов раннего детства, обоснованы вопросы организации жизни детей, режимов дня, давались рекомендации по развитию речи, движений, предметной и игровой деятельности (Н.М. Аксарина, Е.Г. Бибанова, Н.И. Касаткин, Е.К. Кричевская, Н.С. Фигурин и М.П. Денисова, Е.И. Тихеева, А.А. Файвусиович).
После выхода правительственного постановления (май 1959 г.) «О мерах по дальнейшему развитию дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» широкое распространение в нашей стране получили объединенные детские учреждения «Ясли—сад». В 1962 г. вышла первая Программа воспитания в детском саду детей от рождения до 7 лет. Разделы Программы воспитания детей от рождения до 3 лет были разработаны под руководством Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной.
50—60-е годы характеризуются повышенным вниманием к вопросам воспитания детей раннего возраста. Учеными разрабатываются многочисленные методические пособия по разным разделам педагогики, защищаются кандидатские диссертации. Среди них: несколько пособий под редакцией Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной с авторским коллективом (М.Ю. Кистяковская, С.М. Кривина, Н.Ф. Ладыгина, Г.М. Лямина). Особенности речевого развития детей с методическими рекомендациями освещены в работах В.А. Петровой, Е.К. Кавериной, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Г.М. Ляминой, И.М. Кононовой.
По проблеме становления предметной и игровой деятельности известны исследования Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Е.И. Радиной, С.Л. Новоселовой.
Проблему взаимоотношений детей в раннем детстве изучали Г.М. Лямина, И.Б. Теплицкая. Авторами доказано, что уровень детских взаимоотношений во многом зависит от уровня той деятельности, в которой они возникают. Названными авторами определены условия, способствующие воспитанию положительных взаимоотношений младших детей.
Среди важных разделов воспитательной работы с детьми признавалось музыкальное воспитание. По мнению Т.С. Бабаджан, музыка воспринимается детьми раньше других видов искусства. Ею разработано содержание и методика музыкального воспитания детей 1—3 года жизни.
Период 70—90-х годов характеризуется дальнейшим развитием науки о воспитании детей раннего возраста.
В этот период значительно увеличивается число детей в группах раннего возраста. Для работников дошкольных учреждений актуальным становится вопрос об организации адаптации детей, впервые поступающих в дошкольное учреждение. Одной из первых на важность этой проблемы указала Н.М. Аксарина. Она горячо пропагандировала необходимость охраны нервной системы ребенка, бережного, внимательного отношения к нему в период привыкания к детскому саду. В этот период вопросы организации социальной адаптации детей стали предметом внимания врачей, педагогов, психологов (Р.
После публикации Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) создаются вариативные и базисные Программы дошкольных образовательных учреждений.
В программах «Истоки», «Кроха», «Детство» разделы по младенческому и раннему возрасту разработаны на основе многолетних психологических и педагогических исследований.
Программы, соответствуя базисному стандарту, предполагают возможности для широкого творчества педагогов.
Большое число психологических исследований было посвящено проблеме общения со взрослыми и сверстниками (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, М.Г. Елагина, Л.Н. Галигузова, Д.Б. Годовикова, Е.О. Смирнова).
В этот период была продолжена работа в области содержания и методики речевого развития детей (К.Л. Якубовская, И.М. Кононова, В.В. Гербова, Г.М. Лямина, М.М. Кольцова, К.Л. Печора).
Период раннего детства привлекал ученых и с позиции возможности осуществления трудового воспитания детей. Под руководством А. М. Фонарева была выполнена диссертационная работа С.Н. Теплюк. Автором разработана эффективная, соответствующая возрастным возможностям детей третьего года жизни методика трудового воспитания с использованием природного окружения на прогулке.
Под руководством В.И. Логиновой выполнена диссертационная работа Е.Н. Герасимовой по формированию трудовых процессов в самообслуживании у детей второго и третьего года жизни.
Ряд ученых (Н.М. Аксарина, В.Н. Аванесова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, Э.Л. Фрухт, Ш. Абдулаева) занимались исследованием проблемы обучения в раннем детстве. В их трудах освещены особенности организации и методики, проведения занятий с детьми разных возрастных периодов раннего детства по развитию речи, мышления, предметной деятельности, сенсорному воспитанию.
В разных регионах нашей страны функционируют медицинские центры пренатального воспитания, интегрирующие данные разных наук: физиологии, педиатрии, психологии, педагогики. Среди них научно-практический центр пренатального воспитания «Благовест-Н», Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, где ученые работают над созданием российской пренатальной педагогики.
Даже неполный перечень научных исследований свидетельствует о том, что идеи, высказанные в начале ХХ в. о необходимости внимания к периоду раннего детства, о воспитании с момента рождения, получили дальнейшее развитие в трудах современных ученых и могут быть использованы в практике.
Рассказать друзьям:
«Основоположники педагогики раннего возраста Н.М.Щелованов, Н.М. Оксарина»
Иванова Валентина Павловна
1 год назад
в 30-х годах XX века педагогика раннего возраста начала оформляться как особая отрасль научного знания, и Н. М. Щелованов по праву считается ее основоположником. Становление педагогики раннего возраста как науки происходило в рамках рефлексологического подхода, и потому разработанная система воспитания была направлена на формирование культуры функций центральной нервной системы, обеспечение внешних воздействий, стимулирующих и формирующих нервную деятельность.
В 40-50-е годы продолжается изучение особенностей высшей нервной деятельности детей раннего возраста (Н.И. Касаткин, Н.И. Красногорский, М.М. Кольцова и др.), большое внимание уделяется вопросам физического воспитания (К.Д. Губерт, М.Г. Рысс и др.), а также речевого развития детей (Е.К. Каверина, Г.Л. Розен- гарт-Пупко, Н.Х. Швачкин и др.).
Щелованов Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца // Вопросы материнства и младенчества. 1938. № 3. С. 16.
Значительный вклад в развитие педагогики раннего возраста вносит Н.М. Аксарина, в 1944 году защитившая кандидатскую диссертацию «Особенности развития детей третьего года жизни и воспитание их в яслях и домах ребенка». В период с 1951 по 1974 год Н.М. Аксарина заведует кафедрой физиологии развития и воспитания детей Центрального института усовершенствования врачей. Под ее руководством проводятся исследования различных проблем воспитания детей первых лет жизни, что позволяет существенно обогатить содержание учебно-методических пособий. Так, в 1955 году под общей редакцией Н.М. Аксариной и Н.М. Щелованова издается пособие «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях». А в 1969 году Н.М. Аксарина публикует новый учебник для подготовки сестер-воспитательниц под названием «Воспитание детей раннего возраста», в дальнейшем четырежды переизданный.
В 60-х годах XX века научная работа, осуществляемая в области педагогики раннего возраста, значительно активизируется. Причиной этому послужило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года о создании нового объединенного типа детских учреждений — яслей-сада. Данное постановление поручало Академии медицинских наук СССР совместно с Академией педагогических наук РСФСР «разработать единую программу воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста»[4]. Но если работа отечественных детских садов строилась на основе программных документов, начиная еще с 1932 года, то для яслей подобных руководств не существовало.
Более того, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина полагали, что «маленький ребенок не учится, как ребенок школьного возраста, приобретая знания по определенной программе»[5]. Многие знания и умения малыш осваивает «в процессе игры, в результате постоянного общения с близкими ему взрослыми и детьми, а также путем наблюдения за всем тем, что привлекает его внимание и заинтересовывает, — продолжают авторы. — В работе с маленькими детьми эти особенности не всегда учитываются. Часто усилия воспитателей бывают направлены лишь на то, чтобы дети усвоили определенный круг представлений, знаний и навыков, которые считаются для них доступными»[6].
Такого же мнения придерживались и отечественные психологи, вслед за Л.С. Выготским считавшие, что «особенностью обучения ребенка до трех лет является то, что ребенок этого возраста учится по своей собственной программе»[7]. По словам З.М. Богуславской, «в этот период никто не предъявляет еще особых требований к срокам усвоения ребенком тех или иных знаний и навыков, к последовательности этого процесса»[8].
Противоположную позицию занимали некоторые представители дошкольной педагогики (А.П. Усова, В.И. Аванесова, Е.И. Радина и др.), доказывающие возможность определения круга знаний и умений, который воспитатель в обязательном порядке «должен был дать, а дети должны были усвоить за время пребывания» в той или иной возрастной группе[9].
Поэтому между членами межведомственной комиссии по созданию программы (председателем которой была назначена
А.П. Усова, а заместителем — Н.М. Щелованов) развернулась острая дискуссия о возможности планомерного и обязательного усвоения детьми раннего возраста программного материала, о правомерности и специфике дидактического процесса в данном периоде.Обоснованное решение выдвинутых проблем требовало проведения специальных исследований и, разумеется, времени.Предельная сжатость сроков подготовки программного документа обусловила относительную «победу» позиции Н. М. Щелованова.
В 60-70-е годы под руководством Н.М. Аксариной осуществляется дальнейшая разработка различных аспектов педагогики раннего возраста, расширяется круг рассматриваемых вопросов (в частности, поднимаются проблемы адаптации детей к условиям учреждения, планирования образовательного процесса и др.).
Материалы исследований (С.М. Кривиной, Н.Ф. Ладыгиной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры (Якубовской), Э.Л. Фрухт и др.) публикуются в сборниках научных трудов, отражаются в учебнометодических пособиях.
Однако дальнейшее совершенствование «Программы воспитания в детском саду» происходит уже без участия Н.М. Щело- ванова и Н.М. Аксариной. В третьем и последующих изданиях «Программы…» (1969, 1972 и т.д.) находят отражение результаты исследований, проводимых учеными НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В данном институте еще в 1960 году была открыта лаборатория воспитания детей раннего возраста, сотрудники которой под руководством Евгении Ильиничны Радиной (1901-1969) пытались, прежде всего, доказать, что дети раннего возраста «несмотря на большие индивидуальные различия в темпах развития, способны более или менее равномерно овладевать определенным кругом элементарных сведений и умений программного характера»1.
Отделение дошкольного образования и ухода
Отделение дошкольного образования и ухода | Работать над тем, чтобы все семьи Новой Мексики и маленькие дети имели равный доступ к высококачественным возможностям для детей младшего возраста.Начиная с 1 мая 2022 года, все семьи, участвующие в программе помощи по уходу за детьми в штате Нью-Мексико, больше не будут платить доплаты за услуги по уходу за детьми, что делает услуг по уходу за детьми бесплатными .
Подробнее
Работа в раннем детстве имеет большое влияние на будущее. Профессионалы в этой области меняют жизнь каждый день. Для людей, которые любят младенцев и маленьких детей, это значимая, радостная работа. А на данный момент возможности в области раннего детства быстро расширяются . Если вы хотите учить, помогать детям с задержкой речи или готовить здоровую пищу и закуски, для вас найдется профессия в области раннего детства.
Узнать больше
Управление программой ухода за детьми — тяжелая работа, но вам не обязательно делать это в одиночку. Получите доступ к бесплатному бизнес-коучингу , программному обеспечению для управления уходом за детьми и коучингу сообщества , чтобы оптимизировать трудоемкие бизнес-задачи.
Подробнее
У вас есть ребенок в возрасте от рождения до трех лет? Вам интересно, достигают ли они своих вех развития? Если да, то вы можете заполнить онлайн-опросник «Возраст и этапы» !
Узнать больше
Младенцы всегда учатся, и у вас уже есть все необходимое для их обучения. От завтрака до сна вас ждет множество простых повседневных моментов, которыми вы делитесь со своим малышом и которые могут направить его на путь к светлому будущему.
Подробнее
Начиная с 1 мая 2022 г. все семьи, участвующие в программе помощи по уходу за детьми штата Нью-Мексико, больше не будут платить доплаты за услуги по уходу за детьми, что делает бесплатным уходом за детьми .
Подробнее
Работа в раннем детстве имеет большое влияние на будущее. Профессионалы в этой области меняют жизнь каждый день. Для людей, которые любят младенцев и маленьких детей, это значимая, радостная работа. И в настоящее время возможности в области раннего детства быстро расширяются . Если вы хотите учить, помогать детям с задержкой речи или готовить здоровую пищу и закуски, для вас найдется профессия в области раннего детства.
Подробнее
У вас есть ребенок в возрасте от рождения до трех лет? Вам интересно, достигают ли они своих вех развития? Если да, то вы можете пройти онлайн-анкету Ages and Stages Questionnaire!
Узнать больше
Управление программой ухода за детьми — тяжелая работа, но вам не обязательно делать это в одиночку. Получите доступ к бесплатный бизнес-коучинг, программное обеспечение для управления уходом за детьми и коучинг для сообщества , помогающие оптимизировать трудоемкие бизнес-задачи.
Узнать больше
Младенцы всегда учатся, и у вас уже есть все необходимое для их обучения. От завтрака до сна вас ждет множество простых повседневных моментов, которыми вы делитесь со своим малышом и которые могут направить его на путь к светлому будущему.
Узнать больше
Информационный бюллетень сообщества дошкольников ECECD: 24 октября 2022 г.
24 октября 2022 г. Подпишитесь, чтобы получать еженедельные обновления от ECECD по электронной почте! Что внутри? Напоминания/Объявления Мероприятия Профессиональные…
УВЕДОМЛЕНИЕ: Заседания Консультативного совета по раннему обучению штата Нью-Мексико
Консультативный совет по раннему обучению (ELAC) — это группа, которая дает рекомендации и консультирует правительство и законодательные органы по…
Информационный бюллетень сообщества ECECD для детей младшего возраста: 17 октября 2022 г.
17 октября 2022 г. Подпишитесь, чтобы получать еженедельные обновления от ECECD по электронной почте! Что внутри? Напоминания/объявления События Профессиональные…
Губернатор Лухан Гришам объявляет об историческом повышении заработной платы для детей младшего возраста
Из канцелярии губернатора Мишель Лужан Гришам ДЛЯ НЕМЕДЛЕННОГО ВЫПУСКА. 6, 2022КОНТАКТ Пресс-секретарь Норы Мейерс Сакетт,…
ECECD публикует стратегический план создания системы раннего развития мирового класса
ДЛЯ НЕМЕДЛЕННОГО ВЫПУСКАОкт. 5, 2022КОНТАКТЫ Мика Маккой Директор по связям с общественностью ECECDЭлектронная почта: [email protected]Мобильный телефон: 505-629-96751120…
Проверьте, имеете ли вы право на получение помощи по уходу за ребенком
Раннее детство и образование — Законодательное собрание Нью-Мексико
- Skip Navigation Links
- Комитеты /
- Временные комитеты /
- Законодательный финансовый комитет /
- Раннее детство и образование
Отчет группы оценки: достаточность финансирования Мартинес-Яззи, сентябрь 2022 г. LegisStat: Посещение на дому в рамках программы Medicaid и в дошкольных учреждениях, август 2022 г. Краткая информация о слушаниях: слушания о жестоком обращении с детьми – август 2022 г. Краткий отчет о слушаниях: повышение эффективности в высших учебных заведениях — июль 2022 г. Краткий обзор слушаний: предложения о продлении времени обучения — июль 2022 г. Краткий отчет о слушаниях: судебный процесс по увеличению финансирования студентов из числа коренных американцев, июнь 2022 г. Презентация подкомитета: бюджет государственного образования и вопросы политики, август 2021 г. Отчет о подотчетности: раннее детство – август 2021 г. Краткий отчет о слушаниях: комментарии суда Мартинес-Яззи относительно студентов из числа коренных американцев — июль 2021 г. Краткий обзор слушаний: формула финансирования высшего образования – июнь 2021 г. Краткий отчет о слушаниях: предложения по выполнению решения Мартинеса-Яззи и повышению успеваемости учащихся — октябрь 2020 г. Краткий отчет о слушаниях — изменение масштабов и переосмысление высшего образования — октябрь 2020 г. Краткий отчет о слушаниях: расходы и результаты услуг по защите детей – август 2020 г. Краткий отчет о слушаниях: Департамент дошкольного образования и ухода за детьми — август 2020 г. Доступ в Интернет для дистанционного обучения — август 2020 г. Краткий обзор слушаний: Финансовая помощь высшему образованию — январь 2020 г. Государственные школы: обзор ассигнований и бюджетов на 2020 ФГ — октябрь 2019 г.Краткий отчет о слушаниях: средние школы раннего колледжа — июль 2019 г. Краткий обзор слушаний: Инвестиции в благосостояние детей – август 2019 г. Краткая информация о слушаниях: планирование и возможности детей младшего возраста — август 2019 г. Отчет о подотчетности: Раннее детство — август 2019 г. Краткий отчет о слушаниях: капитальные затраты государственных школ – июль 2019 г. Отчет о подотчетности: Раннее детство — октябрь 2018 г. Реорганизованная платформа Yazzie Proposed Remedy Platform — 9 октября, 2018 Отчет о подотчетности: результаты помощи по уходу за детьми — август 2018 г. Совместный отчет о подотчетности государственных школ – декабрь 2017 г. Панели данных — декабрь 2017 г. Краткий отчет о слушаниях: Служба защиты детей – сентябрь 2017 г.
Чтобы получить больше информации:
Отдел оценки программ выпускает различные исследовательские отчеты, в которых подробно рассматривается эффективность и результативность государственных услуг и программ.
Финансовые факты — это одностраничные объяснения определенного аспекта государственного управления, от того, как составляется бюджетный законопроект, до краткого описания программ для детей младшего возраста.