📖 16. Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 16. Читать онлайн
Социометрия это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.
Метод социометрии применяется также для диагностики межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрия позволяет изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Цели социометрической процедуры:
1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров.
Данные социометрии по измерению авторитета формального и неформального лидеров успешно используются для перегруппировки людей в командах, позволяющей снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни.
Социометрическое исследование может проводиться в группе и не требует больших временных затрат (до 15 мин.).
Социометрия не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность методики социометрии зависит от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Процедура социометрии включает постановку задач исследования и выбор объектов измерений, после чего формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Социометрия не подразумевает полной анонимности, так как иначе она была бы мало эффективной. В связи с этим требования экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии может вызвать внутренние затруднения у опрашиваемых и нежелание участвовать в опросе.
Выбранные критерии социометрии заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждого члена группы просят ответить на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.
Всех членов группы просят написать под цифрой 1 фамилию члена группы, которого они выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 кого бы они выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 кого бы они выбрали, если бы не было первого и второго. Следующим идет вопрос о личных отношениях.
Для подтверждения достоверности ответов исследование проводят несколько раз, но уже с другими вопросами.
Формы социометрической процедуры:
1) непараметрическая процедура испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Достоинства: возможность выявления так называемой эмоциональной экспансивности каждого члена группы, возможность сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Недостатки: трудности анализа, большая вероятность получения случайного выбора.
2) параметрическая процедура испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Достоинства: увеличивается надежность, облегчается статистическая обработка. Недостатки: невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе, можно выявить только наиболее субъективно значимые связи.
9. Социометрия в системе методов социальной психологии.
Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Якоб Морено. Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.
Социометрический тест включает 4 типа вопросов:
Выбор( С кем бы вы хотели)
Отклонения (не хотели)
Ожидания выбора или отклонения (Кто по вашему мнению вас выберет)
Отсутствие ожидания или отклонения
!Это опрос группы, но индивидуальный!
Что изучает социометрия?
— индивидуальные особенности личности (статус в группе, лидерские качества)
— межличностные отношения в группе
Одной из инноваций Морено является т. наз. социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.
Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.
Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии.
Ну и немного из интернета, хотя по сути то же самое, только другими словами. (кому как проще)
Метод социометрии и его использование в социальной психологии
Социометрический опрос существенно отличается от других видов социологического опроса по характеру исходных данных, способам их представления, процедуре опроса и методам анализа собранной информации.
В данном виде опроса результатом измерения здесь является не характеристика респондента, а отношение между респондентами. Метод социометрии исследует межличностные отношения в малых группах. Социометрия, по определению Морено, является одной из трех составных частей социономии – науки о социальных законах и представляет собой науку об измерении межличностных отношений. В узком смысле под социометрическими методами понимаются методы исследования структуры межличностных отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию. Назначение социометрической процедуры может быть трояким:
измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;
выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»;
обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
С помощью этого способа можно установить популярность – непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.
Социометрия как метод оценки социально-психологического климата в аптеках Натальи Андриенко, Риты Сагайдак-Никитюк, Натальи Демченко, Натальи Алехиной :: SSRN
ScienceRise: Pharmaceutical Science, 4 (20), 15–21, 2019. doi :10.15587/2519-4852.2019.178131
7 страниц Опубликовано: 7 января 2021 г.
Смотреть все статьи Андриенко Натальи
Национальный фармацевтический университет
Национальный фармацевтический университет
Национальный фармацевтический университет
Национальный фармацевтический университет
Дата написания: 31 августа 2019 г.
Резюме
Цель. Цель исследования — адаптация социометрического метода оценки социально-психологического климата в аптеке за счет дизайна анкеты, построения социометрической матрицы и построения социограммы.
Материалы и методы. В исследовании использовались методы обобщения, анализа и синтеза, контент-анализа. С помощью социологического опроса определялся уровень социально-психологического климата в аптечном учреждении. В опросе участвовали все члены коллектива, работающие в учреждении. Исследование охватило все регионы Украины. Общее количество аптек, принявших участие в социологическом опросе, составляет 9.2 аптеки. Была действительна 51 анкета. Некоторые фармэксперты выбрали неправильные ответы — «выбираю всех» или «со всеми». Такие ответы объясняются равнодушием и аморфностью отношений внутри коллектива или заведомо неправильными ответами.
Результаты. Исследованы теоретические основы оценки социально-психологического климата. Обоснована актуальность изучения межличностных отношений и конфликтных ситуаций, сложившихся в коллективе. Доказана целесообразность использования социометрического метода оценки социально-психологического климата в аптечном учреждении. Предложен алгоритм проведения социометрического исследования в аптечном учреждении. Разработана социометрическая карта, с помощью которой можно оценить социально-психологический климат аптечного учреждения. Приведены форма итоговой социоматрицы и целевая социограмма. Предлагается определять величину социометрического статуса и эмоциональную экспансивность специалистов аптеки.
Выводы. Проведенное исследование позволило сделать вывод о целесообразности использования социометрического метода, адаптированного к условиям фармации, для оценки социально-психологического климата в фармации.
Ключевые слова: социально-психологический климат; аптека; социометрия; оценка; специалист аптеки
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Андриенко, Наталья и Сагайдак-Никитюк, Рита и Демченко, Наталья и Алехина, Наталья, Социометрия как метод оценки социально-психологического климата в аптеках (31 августа 2019 г. ). ScienceRise: Pharmaceutical Science, 4 (20), 15–21, 2019. doi:10.15587/2519-4852.2019.178131, доступно в SSRN: https://ssrn.com/abstract=3727900
Социометрия: характеристика, история, общие задачи
Социометрия — это метод количественного психосоциального исследования, целью которого является измерение социальных отношений внутри конкретной группы, как общих, так и индивидуальных.
Социометрия позволяет применять количественные методы измерения в социальных структурах и измерять способности и психологическое благополучие ее членов.
Пример социограммы
Социометрия, разработанная и продвигаемая национализированным румынским психотерапевтом Джейкобом Леви Морено, позволила визуализировать уровни социального взаимодействия между членами различных групп в образовательной и профессиональной сферах.
Те причины, которые обусловливают социальное взаимодействие и которые не могут быть сознательно восприняты индивидами, могут объяснить социометрию.
В социометрическом методе используются типичные для количественного подхода методологические инструменты, такие как опрос и анкета, составляющие социометрический тест.
Социометрия возникла в начале 20 века в Северной Америке на основе работы « Основы социометрии », сделанной Морено. Из этого предложения появятся методы, которые превратят социометрию в технику, способную приближаться, диагностировать и прогнозировать динамику социального взаимодействия внутри малых групп в различных социальных контекстах.
История социометрииЯкоб Леви Морено, психиатр, получивший образование в Вене и ученик Фрейда, впервые приступил к социометрическому анализу, когда ему пришлось работать в организации колонии беженцев в Австрии.
Благодаря знанию межличностных проблем Морено пришла в голову идея организовать этих людей с помощью социометрического планирования.
В 1925 году Морено переехал в Соединенные Штаты и начал разрабатывать теоретическую основу для своего нового метода. Другие исследователи поддержали его в основании теоретического и практического движения социометрии, такие как Уильям А. Уайт, Фэни Ф. Морс, Гарднер Мерфи и другие.
Его первый крупномасштабный социометрический подход был проведен в североамериканской тюрьме Синг-Синг в Нью-Йорке. Это позволило бы ему гораздо шире увидеть разнообразие переменных, охватывающих межличностные отношения между различными группами в данном пространстве.
На основе этого опыта Морено разработал социограммы, диаграммы, которые изучают симпатии и антипатии среди людей определенной группы.
Морено опубликовал и распространил свои социограммы среди научного сообщества Северной Америки, что оказало очень положительное влияние, придав широкую известность социометрии как эффективному методу количественного и психологического анализа.
В тридцатые годы он опубликовал работу о человеческих отношениях, которая в конечном итоге заложила основы социометрии.
С тех пор эта практика получила такой бум, что применялась в различных сценариях и аналитических проектах; У него было собственное специализированное издание, журнал под названием «Социометрия: издание о межличностных отношениях», , издававшийся после 1936 года. Институт Морено .
Общие цели социометрииСреди основных целей социометрии, согласно ее автору Джейкобу Морено, являются:
- Знать уровень принятия, который человек может иметь в своей группе.
- Узнайте, почему это так.
- Оценить уровень сплоченности среди всех членов одной группы.
Для социометрии важно классифицировать и идентифицировать лиц, которые больше всего страдают от отторжения, и тех, кто больше всего ценится остальными, чтобы иметь возможность индивидуально работать с первыми в пользу лучшего групповые отношения, и оценить потенциал лидерства группы, которым могут обладать секунданты.
Идентификация изолированных лицДругая цель — выявить субъектов, которые считаются изолированными; то есть они не оказывают никакого влияния, положительного или отрицательного, на динамику и групповые отношения.
Динамика исследовательской группыЭта цель состоит в том, чтобы предсказать, как группа будет изучена, как она сможет реагировать и адаптироваться к изменениям, которые включают в себя включение в группу новых членов и уход старого члена.
Исследуемая группа должна быть в состоянии вести себя динамично и позитивно перед возможными внутренними изменениями.
Все эти цели действительны для социометрии, применяемой к образовательной и даже профессиональной рабочей среде, двум наиболее популярным группам, изучаемым социометрией.
Социометрический методСоциометрический метод гораздо шире используется в образовательной сфере, чтобы иметь лучшее представление о степени взаимодействия и сплоченности среди сокурсников, а также выявить положительные или отрицательные стороны, которые могут существовать между ними, и как это влияет на общую образовательную динамику.
Основными функциями социометрии являются, прежде всего, диагностика межличностных отношений групп, подчеркивая, что группы, занимающиеся социометрией, никогда не бывают действительно многочисленными, чтобы гарантировать, что результат может быть как можно более успешным.
После диагностики сценария и его переменных, то есть состояния межличностных отношений в данной группе, применяется метод с использованием социометрического теста.
Он состоит из анкеты, которую каждый человек заполняет в соответствии со своими предпочтениями, без каких-либо обязательств или давления. Тест предлагает сценарии и свободу индивидуума выбирать, кто больше или меньше хотел бы выполнять те или иные гипотетические действия, а также причины, по которым он принимает такое решение.
Таким образом, и из индивидуальных результатов каждого участника, вы можете получить гораздо более четкое и объективное представление о межличностной динамике группы, а также о причинах, по которым некоторые люди имеют большее признание или неприятие среди них.
После применения и изучения инструмента метод продолжается другими функциями: прогнозом. Он состоит в том, чтобы придумать наиболее подходящий и эффективный способ разрешения напряжения, которое может существовать, и максимизировать существующие и позитивные групповые отношения.