Почему мы не помним куда положили ключи: как работает память
Мнемонист Ягодкин: запоминание информации связано с избирательностью внимания человека
Мозг человека полон загадок. Известно, что этот «прожорливый» орган потребляет 20 процентов энергии всего организма при том, что человек использует лишь 10 процентов его возможностей. Обрабатывая за день терабайты информации, человек запоминает лишь малую часть происходящего. Зачастую самая нужная информация забывается, а ненужная, напротив, остается в памяти. Эти парадоксы сознания интересовали еще античных философов, которые придумывали техники, расширяющие умственные способности.
С чем связано такое «поведение» мозга? Почему взрослый человек может помнить стихотворение, выученное еще в детском саду, но не помнить, куда недавно положил ключи? Почему в одной и той же ситуации люди помнят совершенно разные детали? В чем причина такой избирательности памяти?
На эти вопросы эксклюзивно для 5-tv. ru ответил специалист по развитию мозга и навыков обучения Николай Ягодкин.
Как связаны внимание и память
«Говоря об избирательности памяти, сначала следует сказать об избирательности внимания. То, что мы считаем важным, мозг запоминает, а что нет — забывает. Ежесекундно через зрение, слух и органы чувств в мозг поступает колоссальное количество информации, из которой только 10 процентов откладывается в памяти. На что направлено внимание человека, то он и вытаскивает из этого потока», — объяснил мнемонист.
При этом «настройки мозга» регулируются каждым человеком индивидуально в зависимости от воспитания в семье, пережитого опыта, привычек, уровня образования, личных качеств, круга интересов или профессиональной деятельности.
«По моим наблюдениям, женщины часто запоминают, кто и во что был одет, а мужчины в компании акцентируют внимание на то, кто и о чем говорил. У всех разный фильтр внимания, который зависит от воспитания, привычек, настроения или профессии», — аргументировал специалист по нейрофитнесу Ягодкин.
Если представить себя режиссером, создающим композицию кадра, то в ракурсе внимания, как правило, окажутся предметы крупные и контрастные по цвету или форме. Аналогично и в повседневной жизни мозг фиксирует что-то необычное. Если человек спустился в метро, то он, скорее всего, не будет обращать внимание на звук колес и движение поезда, за исключением случаев, когда транспорт внезапно не затормозит в тоннеле.
«Бывает, что мы так увлечены чем-то, что не слышим ни громкую музыку, ни то, что происходит вокруг. Некоторые люди не ощущают даже, что из их кармана вытаскивают ключи. Почему так происходит? Все просто — разное воспитание было в семье и генетика тоже. Кто-то более тревожный, а кто-то — нет», — подчеркнул эксперт.
В эмбиент-маркетинге ключевым принципом является эффект неожиданности и эмоциональной вовлеченности покупателя. Как правило, такая реклама вписана в окружающую среду.
Она не столько кричащая или раздражающая, сколько креативная и запоминающаяся. Например, компания Nestle для продвижения бренда KitKat в Великобритании оформила скамейки в виде плитки шоколада, что моментально вызвало приятные ассоциации и эмоции у покупателей.
Крупные компании часто прибегают к таким уловкам. Именно поэтому детский стишок, песенка из рекламы или навязчивый припев из песни остаются в памяти, тогда как формулы, иностранные слова или недавно забытые где-то ключи не получают эмоционального подкрепления.
И напротив, чтобы отвлечь нежелательное внимание человека, маркетологи используют ряд приемов. В частности, создание «белого шума», который представляет собой «смесь» звуков, воспроизводимых одновременно на всех частотах и воспринимаемых ушами. Например, такая музыка может звучать в кафе-ресторанах или продуктовых магазинах, чтобы заглушить разговор посетителей и звук столовых приборов.
При чем тут «невидимая горилла»
Чаще всего люди запоминают события, связанные с сильными эмоциональными переживаниями. При этом человек может считать, что важнее всего сдать экзамен на отлично и очень волнуется, однако вместо исторических дат и математических формул в его памяти останется момент, когда он чуть не пролил на себя горячий кофе. Дело в том, что в действительности бытовая ситуация представляла для организма большую опасность, нежели провал на тестировании. Сигнал угрозы, поступивший в мозг, стимулировал выработку кортизола (гормона стресса) и вызвал эмоцию страха, поэтому эпизод остался в памяти.
«Если человек ждет подвоха, то мозг улавливает сигнал опасности. Один мой клиент всегда садится напротив дверей и никогда не поворачивается спиной к окнам. Профессия у него такая, что он довел свой навык до автоматизма. Ему теперь попросту некомфортно сидеть иначе», — привел пример Ягодкин.
Человек привык думать, что видит все, но, если попросить его закрыть глаза и описать черты лица собеседников, надпись вывески магазина и другие детали, то есть большая вероятность, что он не сможет это сделать. Этот феномен известен как «слепота невнимания» (в ориг.– inattentional blindness), или перцептивная слепота, которая не связана с проблемами зрения, а носит исключительно психологический характер.
www.globallookpress.com / kati
Впервые этот термин в 2004 году ввели американские нейробиологи и психологи Дэниел Саймонс и Кристофер Шабри. В своем труде «Невидимая горилла, или История о том, как обманчива наша интуиция» они рассказали об иллюзиях, связанных с восприятием, вниманием, психикой и памятью.
В одном из своих экспериментов ученые собрали группу студентов и попросили их передавать друг другу баскетбольный мяч. Задачей испытуемых было посчитать количество подач той или иной команды. И вот в самый разгар игры между ними прошел человек в костюме гориллы. Когда же исследователи показали видеоролик, лишь половина участников призналась, что обратили внимание на гориллу. Остальные игроки оказались настолько увлечены, что не заметили, как между ними в разгар действия прошла горилла.
Явление слепоты невнимания часто, например, используется иллюзионистами при исполнении фокусов. Политики также прибегают к этому приему в своих выступлениях, чтобы отвлечь внимание избирателей.
Селективность восприятия зависит от многих факторов. Если в опыте с гориллой мозг игнорировал информацию, которая не приносила бонусов игрокам, то в жизни зачастую человек не отдает себе отчета в том, что он попросту не желает замечать какие-то неприятные для него вещи.
«Тревожный человек, скорее всего, заметит, когда у него пытаются вытащить ключи из кармана, чем тот, кто испытывает радость и не замечает ничего вокруг. Отсюда и избирательность памяти. Когда я нахожусь в своих мыслях, я тоже бываю невнимателен — однажды даже чуть не заметил дерево прямо перед собой! Но дерево меня заметило», — с иронией отметил Ягодкин.
Так называемый феномен перцептивной защиты был сформулирован еще в работах Зигмунда Фрейда, а позднее Джерома Брунера. Это явление характеризуется желанием человека оградить себя от переживаний в ситуациях «непереносимости неопределенности».
То есть если в большинстве случаев, опасная или шоковая ситуация активизирует внимание и память, то слишком ранимые люди сознательно «надевают розовые очки», чтобы не травмировать свою психику.
Это доказывает эксперимент, в ходе которого Брунер с помощью тахистоскопа показывал испытуемым нейтральные и нецензурные слова. В результате люди чаще игнорировали неприятные и волнительные нецензурные слова, которые не могли опознать. Таким образом перцептивная защита позволяет сохранить спокойствие и веру в справедливый мир.
миф о 10 процентах и аргументы в пользу 100
Головной мозг – самый сложный орган позвоночных и человеческого организма, в частности. Каждую секунду он обрабатывает феноменальное количество информации, и до сих пор ученые некоторые его структурные особенности и функции не изучили досконально. Он отвечает за процесс сознания, мышление, речь, координацию движений, сон и бодрствование, эмоциональные переживания, гормональные изменения, дыхание, многочисленные рефлексы и т. д.
На фоне этих фактов утверждение, что человек задействует свой мозг только на 10, а не на 100 процентов выглядит правдоподобным. Подобное убеждение прочно укоренилось в сознании многих, но специалисты говорят, что оно не соответствует истине и относится к легенде .
Они приводят ряд доводов в пользу того, что это всего лишь миф – человеческий мозг задействован на 100 %.
Не существует точных данных, откуда зародилась эта легенда, но выдвигаются предположения.
- В конце 19 века У. Джеймс и Б. Сидис, изучая способности ребенка в рамках теории ускоренного развития, пришли к выводу, что мозг человека может быть развит не на 100 процентов и потенциал его велик. После чего Л. Томас в предисловии к книге Д. Карнеги упомянул об этом предположении и сказал, что люди используют свой мозг только на 10 процентов.
- Некоторые нейробиологи, опираясь на исследования о функционировании отделов коры больших полушарий, ответили на вопрос «сколько процентов мозга использует человек» – «в каждый момент времени – 10 %», что впоследствии привело к усечению утверждения.
С того момента легенда стала основой для написания многих художественных книг, создания фильмов. Ею стали пользоваться некоторые предприимчивые «психологи» и «экстрасенсы», создавая тренинги и курсы, которые призывают раскрыть свой потенциал.
Миф о том, что мозг развит или задействует только 10 процентов, оказался живуч, благодаря своей привлекательности – человеку приятно верить в то, что он может усовершенствовать свой мозг, что он способен на большее и, возможно, обладает сверхъестественными возможностями, которые «спят».
На самом деле
Многочисленные исследования смогли ответить на вопрос «на сколько процентов работает мозг человека». Они показали, что при выполнении обычных действий (легкий разговор, ходьба, прослушивание музыки) требуется активация абсолютно всех участков головного мозга.
Другие аргументы в пользу того, что действуют все 100 % :
- Черепная травма средней и тяжелой степени всегда приводит к нарушению или выпадению функций. Если бы человеческий мозг был развит только на 10 процентов, то никакой разницы бы человек не смог заметить.
- Он не смог бы увеличиться до таких больших размеров, каков он сейчас. Если бы была задействована только одна десятая часть, то она бы составила не более 140 грамм – что примерно соответствует мозгу овцы.
- Непреложен факт, что на работу мозговых процессов затрачивается 20 процентов энергии человеческого тела. Это большое количество, и маловероятно, что оно бы выделялось на обслуживание «спящего» органа.
- Никакой, даже самый гениальный ученый, не смог бы высчитать процент работающих нейронов в начале двадцатого века по причине отсутствия таких технических средств.
Некоторыми в подтверждение того, что мозг развит только на 10 %, приводятся аргументы, касающиеся ускорения и улучшения мыслительных процессов. Однако они связаны с различными методами обучениями и тренировкой, но не активизацией «спящих» зон.
Итак, на вопрос «сколько процентов мозга использует человек?», существует единственно правильный ответ – 100. Задействование только 10 процентов невозможно – организм должен все время функционировать для поддержания своей деятельности. Миф остается еще весьма укорененным в сознании многих, а некоторые специалисты утверждают, что на его поддержание тратятся немалые средства: киноиндустрия, ТВ-программы и шоу часто используют его в качестве завлечения.
Что социальные сети делают с вашим мозгом
В среднем человек проводит более 3 часов в своем телефоне каждый день, в том числе примерно 2,5 часа в социальных сетях. Хотя это может показаться безобидным времяпрепровождением, исследования показывают, что повторяющиеся действия в течение длительного времени могут вызвать физиологические изменения в мозге. Возникает вопрос: что на самом деле социальные сети делают с нашим мозгом?
Изменения во вниманииСоциальные сети могут как привлекать, так и рассеивать ваше внимание. Благодаря простому «обновлению» постоянная новая информация всегда у вас под рукой. Благодаря процессу, называемому «подкрепление с переменным соотношением», вы постоянно получаете удовольствие и вознаграждение, когда видите свежие новые сообщения.
Исследования показывают, что эта способность привлекать ваше внимание оказывает неблагоприятное воздействие на ваш мозг. Два с половиной часа в социальных сетях — это примерно столько же времени, сколько потребуется, чтобы доехать до Нью-Йорка из Филадельфии, пробежать полумарафон или посмотреть любой из фильмов о Гарри Поттере . Хотя мысль видеть Гарри, Рона и Гермиону каждый божий день может показаться вам приятной, то, что вы делаете каждый день, может изменить структуру вашего мозга и то, как он обрабатывает информацию.
Активные пользователи социальных сетей хуже справляются с когнитивными тестами, особенно с теми, которые проверяют их внимание и способность к многозадачности. По сравнению с умеренными и слабыми пользователями социальных сетей, активным пользователям нужно прилагать больше усилий, чтобы оставаться сосредоточенным перед лицом отвлекающих факторов. Исследователи предполагают, что, поскольку социальные сети легко доступны и конкурируют за ваше внимание с обещанием постоянного нового контента, активные пользователи социальных сетей в целом менее способны игнорировать отвлекающие факторы. Это не только приводит к ухудшению когнитивных функций, но и сокращает участки мозга, связанные с поддержанием внимания. Эта способность мозга к изменениям называется нейропластичностью, и она оказывает большое влияние на ваше внимание и когнитивные функции.
C зависания в путях вознаграждения
Помимо снижения вашей способности удерживать внимание на любой выбранной теме, социальные сети делают вас зависимыми от ваших экранов. Оно обеспечивает немедленное вознаграждение в виде выброса дофамина (гормона счастья) каждый раз, когда вы публикуете или получаете уведомление от приложения. Этот постоянный шквал поверхностных вознаграждений заставляет ваш мозг хотеть больше того, что вызвало выброс дофамина, что приводит к зависимости от социальных сетей. Исследования показывают, что сканирование мозга активных пользователей социальных сетей очень похоже на тех, кто пристрастился к наркотикам или азартным играм.
Изменения в процессах памятиИсследования также показывают, что интенсивное использование социальных сетей связано с дефицитом памяти, особенно вашей оперативной памяти. Этот тип памяти включает в себя решение, какая информация достаточно важна для хранения в вашем мозгу, а какая информация может быть передана извне.
Центральная функция социальных сетей, обмен и хранение вашего опыта, может на самом деле изменить то, какие воспоминания вы храните, а какие нет. В одном исследовании участников попросили записать опыт, используя свои заметки или социальные сети, а другим группам было предложено просто пережить событие, не записывая его. В конце исследования те, кто записал событие или поделился им, показали худшие результаты и более выраженный дефицит памяти, чем те, кто пережил событие, не записав его. Экстернализация опыта ухудшила память участников, потому что их мозг получил сообщение о том, что ему не нужно удерживать информацию, которая хранится в другом месте. Следовательно, люди не только потеряли часть памяти о своем первоначальном опыте, но и могут испытывать долгосрочные нарушения размера и функции своего мозга.
Существует множество положительных аспектов социальных сетей, включая новых друзей, возможности карьерного роста, знакомство с новыми культурами и движениями и связь с ними, и это лишь некоторые из них. Тем не менее, наука говорит нам, насколько важно осознавать и защищаться от негативного воздействия социальных сетей, поскольку они в буквальном смысле уменьшают ваш мозг. Вынос? Несмотря на то, как социальные сети, возможно, изменили вашу жизнь к лучшему, и неважно, насколько вам нравится носить с собой мини-дозатор дофамина, умеренность является ключевым фактором.
Если вы хотите узнать больше об улучшении памяти и функций мозга, посетите наш сайт www.neurogrow.com.
Этот блог был написан Лиззи Льюис и отредактирован доктором Маджидом Фотухи.
Со временем люди смогут загрузить свой мозг в роботов
Илон Маск и Граймс на гала-концерте Института костюма «Небесные тела: мода и католическое воображение» в Музее искусств Метрополитен
Джейсон Кемпин | Гетти Изображений Развлечения | Гетти Изображений
Илон Маск говорит много, казалось бы, фантастических вещей. Например: миллиардер Tesla и генеральный директор SpaceX, кажется, верит, что люди в конечном итоге смогут жить вечно, загрузив свой мозг в роботов.
«Я думаю, что это возможно», — сказал недавно 50-летний Маск Insider. «Да, мы могли бы загрузить вещи, которые, по нашему мнению, делают нас такими уникальными. Теперь, конечно, если вы больше не находитесь в этом теле, это определенно будет иметь значение, но что касается сохранения наших воспоминаний, нашей личности. , я думаю, мы могли бы сделать это».
По словам Маска, такая технология будет постепенной эволюцией современных форм компьютерной памяти. «Наши воспоминания хранятся в наших телефонах и компьютерах с фотографиями и видео», — сказал он. «Компьютеры и телефоны расширяют нашу способность общаться, позволяя нам делать вещи, которые считались бы магическими… Мы уже значительно расширили наш человеческий мозг с помощью компьютеров».
Идея продления человеческой жизни путем загрузки сознания в синтетические тела десятилетиями была неотъемлемой частью научной фантастики.64 научно-фантастическом романе «Дюна», в котором такие существа называются «цимексами».
Некоторые эксперты сегодня считают, что технология «загрузки разума» может однажды стать реальностью, но сроки невероятно неясны.В эссе Wall Street Journal за 2019 год Майкл С.А. Грациано, профессор психологии и неврологии Принстонского университета, написал, что для загрузки разума потребуются две технологии: искусственный мозг и сканирование мозга человека, которое может «точно измерить как его нейроны связаны друг с другом, чтобы иметь возможность копировать этот образец в искусственном мозге».
Создать искусственный мозг, отметил Грациано, будет относительно просто. «Но для загрузки человеческого мозга нам, вероятно, нужен сканер, который не убивает субъекта, и нам потребуется, чтобы он сканировал примерно в сто миллионов раз больше деталей», — написал он. «Такой технологии еще не существует. Самые оптимистичные прогнозы предполагают, что загрузка сознания займет несколько десятилетий, но я не удивлюсь, если на это уйдут столетия».
Один из нынешних стартапов Маска, Neuralink, работает над созданием «интерфейсов мозг-машина», которые, по словам самого Маска, однажды позволят людям «сохранять ваши воспоминания в качестве резервной копии и восстанавливать их». Но в разговоре с Insider Маск подчеркнул, что текущие цели его компании гораздо более практичны.
«В краткосрочной перспективе Neuralink занимается лечением травм головного мозга, травм позвоночника и подобных вещей», — сказал он. «Поэтому в течение многих лет продукты Neuralink будут просто полезны для тех, кто потерял способность использовать свои руки или ноги или просто получил какую-либо черепно-мозговую травму».
Примечательно, что сам Маск, похоже, не хочет жить вечно — и он не поддерживает эту идею ни для кого другого. «Я не думаю, что мы должны пытаться заставить людей жить очень долго», — сказал он. «Это вызовет удушье общества, потому что правда в том, что большинство людей не меняют своего мнения. Они просто умирают. Поэтому, если они не умрут, мы застрянем со старыми идеями, и общество не будет развиваться».
Если загрузка разума станет возможной в относительно ближайшем будущем, в семье Маска есть некоторые предположения относительно того, кто хотел бы попробовать это: в недавнем интервью Vanity Fair со-родитель и бывший партнер Маска Граймс назвал Amazon и основатель Blue Origin Джефф Безос как человек, который «собирается стать цимеком».