На сколько процентов работает мозг человека? (Ответ)
Многим людям доводилось слышать, что человек задействует не всю мощность мозга. Кто-то говорит о 50%, 25, 10 или даже 5. Но всё-таки чаще всего можно услышать оценку в 10%. Конечно, исследованию мозга и его возможностей уделяется огромное внимание со стороны нейробиологов со всего мира. И что же думают по этому вопросу специалисты? Детально изучив актуальные данные, постараемся разобраться с этим популярным мифом о 10%.
Кратко о человеческом мозге
Какая часть мозга задействована?
Мозг человека используется на 100%. Просто он состоит из разных участков, часть из которых без необходимости не работает в полную силу.
Кто придумал миф о 10%?
Вообще часто это утверждение приписывается Альберту Эйнштейну. На самом деле впервые его упомянул писатель Лоуэлл Томас, написавший предисловие к книге Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». На что он опирался до сих пор неизвестно.
Можно ли развить мозг?
С помощью специальных упражнений можно тренировать мышление, память, скорость реакции и другие характеристики. Но это позволяет продуктивнее использовать активные части мозга, а не задействовать неактивные.
Что будет, если мозг заработает на 100?
Оказывается, все части мозга могут одновременно заработать на максимальной мощности. Но происходит это не в момент гениальных просветлений, а при эпилептическом припадке. Так себе гениальность, не находите ли?
На сколько процентов работает мозг?
Сегодня все ведущие нейробиологи мира сходятся во мнении, что мозг человека задействован на 100 процентов. Это подтверждается как многочисленными испытаниями, так и здравым смыслом. Исследование разных частей мозга во время разных нагрузок (физических и интеллектуальных) позволило точно определить, что они работают с полной отдачей.
К тому же, если бы какая-то часть мозга не использовалась, то в процессе эволюции человеческое тело явно отказалось бы от неё – такие человеческие особи получили бы значительное преимущество и явно доминировали бы, оставляя более многочисленное потомство. Остальные же, носящие в черепной коробке бесполезный вес, неминуемо были бы вытеснены. Также стоит отметить, что мозг, чья масса составляет лишь 2% от массы тела, потребляет 50% глюкозы, какое вырабатывает печень. Едва ли вся эта энергия расходуется впустую.
Как работает мозг человека
Миф о 10% работающего мозга был правдоподобным в конце 19 века (когда он собственно и зародился). Тогда даже передовые ученые не имели представления о том, для чего нужна та или иная часть мозга. Однако сегодня функция каждого фрагмента тщательно изучена. Ученые давно установили для чего используется тот или иной участок.
К примеру, теменная доля отвечает за логику и счет, чтение и письмо. А функции височной доли: память и слуховой анализатор. Мозжечок же нужен, чтобы удерживать равновесие и координировать движения. Безусловно, при разной деятельности активность разных частей мозга изменяется. К примеру, если человек сидит в комфортном кресле и читает книгу, то максимально задействована теменная доля – мозжечок расслаблен и почти не действует. И наоборот, при выполнении физических нагрузок мозжечок работает на пределе возможностей, а вот височная и теменная доли не слишком-то активны. Это позволяет сосредоточиться на определенной задаче и передать все имеющиеся ресурсы именно туда, где они нужнее всего.
А вот вопрос, как работает мозг человека, если разные его части выполняя свои функции, создают единое человеческое сознание до сих пор остается без ответа. Приходится только надеяться, что в будущем и эта тайна будет раскрыта.
Как заставить мозг работать?
Тело является сложнейшим инструментом, каждую из частей которого можно сделать более мощным. И если возможно накачать мышцы, то почему нельзя накачать мозги? Оказывается, это вполне реально. Причем лучше всего заниматься этим в детстве – до 7 лет. Это возможно и в более позднем возрасте, но именно в детстве происходит основная «настройка» инструмента – дальше идет только тонкая «калибровка».
Упражнений для этого очень много. Легкая атлетика, гимнастика и танцы позволяют развивать мозжечок. Если необходимо развивать именно интеллект, то и здесь существует довольно много упражнений. Причем лучший из них – чтение. Причем можно чтобы человек читал сам или же ему читали. В любом случае мозг активно развивается – идет укрепление связей между нейронами. Как результат — улучшается память, развивается воображение, повышается скорость мышления. Ещё один хороший пример – математика. Решение математических примеров разной сложности позволяет всегда держать мозг в тонусе. Давно доказано, что у людей, занимающихся математикой или много читающих, болезнь Альцгеймера наступает куда позже, чем у сверстников, или не наступает вообще.
Другими словами, развиваются именно те функции, на которые идет нагрузка. Помня об этом, можно развивать мозг в нужном направлении, просто давая подходящие нагрузки.
Можно ли задействовать мозг на 100?
Многим интересно узнать, как заставить мозг работать на 100 процентов. Как уже говорилось, в разные моменты деятельности человека задействуются разные части мозга. А что же будет, если на максимальную мощность выйдут все части сразу? Вообще это против природы человека. Едва ли кому-то нужно бежать на максимальной скорости по узкой тропинке, где приходится удерживать равновесие, при этом решая сложную математическую задачу, вспоминая забытое стихотворение и пытаясь написать картину.
Но всё-таки иногда это происходит – мозг может быть задействован на 100% — каждая область активна на пределе возможности. Правда, происходит это при эпилептических припадках – едва ли это можно назвать гениальностью или сверхспособностью.
Мифы и правда о том, как учится мозг
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Руководитель международного департамента Стратегии Образования компании Promethean Джон Коллик (John Collick) развеивает популярные мифы о мозге и рассказывает, как использовать открытия нейронауки для достижения максимального эффекта в обучении.
Нейромифы
Благодаря магнитно-резонансной томографии (МРТ), за последние 15 лет человечество узнало о мозге больше, чем за все предыдущие годы. Многие прошлые представления были опровергнуты последними открытиями в области нейронауки. Но некоторые так прижились, что в них продолжают верить миллионы людей. Вот только самые популярные из них.
- Миф первый: мы используем только 10 процентов нашего мозга.
Сложно понять, откуда взялась эта идея. Ее приписывают Генри Форду и даже Альберту Эйнштейну. Скорее всего, это сказали врачи 19-го века, которые сами понимали мозг лишь на 10 процентов.
Правда:
Мы всегда используем весь наш мозг, потому что мозг сам не позволяет себе быть неэффективным. Он всегда старается использовать как можно больше самого себя с максимальным полезным действием.
- Миф второй: левое полушарие отвечает за логику и имеет дело с языком и числами, а правое полушарие — за творчество и искусство и реагирует на музыку, формы и цвета.
Идея о том, что мозг разделен на две половины, появилась в 1970-х годах. Это очень грубая модель, которая искажает действительность.
Правда:
Да, у мозга есть разные части, и они работают по-разному. Но все устроено гораздо сложнее.
- Миф третий: разные люди учатся по-разному, в зависимости от их стиля обучения.
Принято считать, что часть людей воспринимают информацию визуально, другие — на слух, а третьи запоминают кинестетически, то есть реагируют на движение.
Правда:
Эта теория была опровергнута в 1990-х годах, но до сих пор люди по всему миру говорят о разных стилях обучения.
- Миф четвертый: по мере того, как мы становимся старше, мы хуже учимся и запоминаем.
Согласно этой точке зрения, пик интеллекта приходится на поздний подростковый возраст. А с 20 лет способность учиться, понимать и запоминать начинает ухудшаться, и нужно просто сдаться.
Правда:
При условии, что мозг не будет страдать от какого-либо серьезного когнитивного заболевания в более позднем возрасте, продолжать учиться и развиваться можно на протяжении всей жизни.
Как работает мозг на самом деле
Мозг состоит из миллионов тонких клеток, на концах которых есть набор ответвлений. Вдоль них располагаются нейроны, похожие на крошечные узелки.
Когда у человека появляется мысль, импульс, электрический заряд, проходит по клетке мозга и достигает конца нейрона. Он преобразуется в химическое вещество, называемое нейротрансмиттером, и «перепрыгивает» к следующей клетке мозга через зазор между нейронами, где снова превращается в заряд и продолжает движение.
Химическое вещество сохраняется в течение нескольких минут, что соответствует продолжительности кратковременной памяти.
Если импульс пройдет только один или два раза, зазор между нейронами исчезает и больше не будет функционировать. Но если сигнал продолжается, передача становится быстрее и быстрее с каждым разом. Пока, в конце концов, зазор физически не закроется и не станет постоянной связью.
Можно представить человеческий мозг как лес или рощу. Если пройти через лес всего однажды, тропинка очень быстро исчезнет. Но если ходить одним и тем же путем день за днем, неделю за неделей, дорожка станет видимой. Примерно так работает мозг: повторяя действие, мысль или идею, которые создали первый переход через нейронную связь, мы укрепляем ее, и она становится постоянной. У молодого человека это занимает около двух недель.
Долговременная память
Многие помнят, как учились кататься на велосипеде. На это, как правило, требуется около двух-трех недель, пока в голове образуется постоянная нейронная связь. Разучиться кататься на велосипеде невозможно именно благодаря ей.
Постоянная связь — это анатомическое изменение. В мозге создается не одно соединение, а сложная структура — энграмма. Это происходит все время: каждый день, каждую минуту. Все ощущения, которые испытывает человек, поступают в мозг, и мозг их фиксирует. Именно поэтому люди хорошо распознают образы и реагируют на них, запоминают лица.
Ложные воспоминания
Даже когда мозг просто отдыхает и ничего особенного не делает, он использует до 20 процентов всей энергии, потребляемой человеком, — это очень много. Мозг изо всех сил стремится сокращать ее и действует по принципу: меньше энергии — максимум эффективности. Для этого мозг даже изменяет память.
Например, когда ребенку было пять лет, он отправился на море с семьей. Он сидел на пляже и ел мороженое. От всех ощущений — вкус, шум волн, солнечный свет и виды вокруг — сформировался некий образ в мозге, который стал воспоминанием.
Став старше, уже подростком, он снова отправляется на море. Это будет другое место, другой пляж и мороженое с другим вкусом. Но человеческий мозг смотрит на образ, созданный им ранее, и на образ, который создается в моменте, и решает: «Окей, эти паттерны настолько похожи, что я объединю их в один». Вместо двух отдельных воспоминаний появляется «мастер-воспоминание».
В следующий раз, когда человек решит поехать на море, мозг снова скажет:
«У меня уже есть в запасе похожая картинка, поэтому снова просто объединим их вместе».
Многие воспоминания, о которых люди думают, что они настоящие, на самом деле, — мета-воспоминания, созданные мозгом для большей эффективности и меньшего потребления энергии.
Это приводит к очень интересному феномену, известному как дежавю — когда человеку кажется, что с ним уже происходило некое событие или он находится в знакомом месте, даже если он там в первый раз.
Запоминание деталей
Люди часто обнаруживают, что могут помнить вещи до определенного уровня детализации, но после этого все становится немного размытым, трудно сосредоточиться. Обычно это происходит с лицами. Мы не можем вспомнить, как выглядели наши бабушки и дедушки на самом деле, и это вызывает беспокойство.
Есть две причины, почему так происходит:
- Мозг помнит, пока считает это полезным.
Запоминание деталей прошлого для него — это трата места и вычислительной мощности.
- Мозг склонен создавать мастер-воспоминания.
Поэтому память о человеке из прошлого — это, вероятнее всего, составное воспоминание о нем в разных местах и в разное время, слитое воедино. Вместо деталей мозг предлагает архетип.
Как знания о мозге сказываются на обучении
- Многозадачности не существует.
Поскольку мозг хочет быть максимально эффективным, он может обрабатывать три мысли одновременно. Если мыслей больше, это становится трудным. Энергопотребление, вычислительная мощность увеличивается, и мозгу это не нравится, он начинает бороться, работая хуже. Поэтому идея многозадачности — это миф!
- Лучший способ учиться — играть.
Когда играют млекопитающие высшего порядка, такие как кошки, собаки или люди, они практикуют действия, которые необходимы для выживания. Эти действия навсегда отпечатываются в долговременной памяти.
- Серотонин улучшает способность учиться и запоминать.
Если человек пытается что-то сделать и добивается успеха, в мозге выделяется химическое вещество — серотонин. Он работает, как масло для мозга, улучшая его работу. НО! Если сделать что-то и потерпеть неудачу, уровень серотонина повышается намного-намного сильнее. Поэтому люди лучше всего учатся, когда… терпят неудачу. Даже наблюдение за ошибками других людей, повышает уровень серотонина, поэтому фраза «учиться на чужих ошибках» работает.
Нужно не бояться неудач и думать о них, как о чем-то позитивном.
- Проблемы с математикой — это нормально.
Мозг может обрабатывать только три понятия одновременно. Это относится и к числам.
Возьмем два племени. Пираха имеет свою систему счета: 1, 2, много. Система исчисления племени Мундуруку: 1,2,3,4,5, много. Дальше они не считают.
Для человеческого мозга традиционная числовая линия — это то, что трудно понять. На уровне инстинктов дети понимают соотношения. Но в процессе обучения эти понятия перевернуты.
- Счастливые дети учатся лучше.
Эмоции очень важны в обучении. Возможно, это одно из самых главных открытий нейробиологии за последние 20 или 30 лет.
Если посмотреть на изображение человеческого мозга, будет видно маленькую зеленую каплю — миндалевидное тело. Это небольшая часть мозга, которая управляет и контролирует реакции на стресс.
Когда человек находится в опасной или стрессовой ситуации, миндалевидное тело:
- посылает сигнал остальной части тела, чтобы подготовить его к борьбе или бегству. Это повышает уровень адреналина, увеличивает скорость крови и учащает дыхание;
- посылает сообщение в мозг, приказывая ему перестать думать, остановить сознательное мышление. По сути, намеренно делает мозг глупым. Ведь, если тратить время и энергию на размышления, можно проиграть в борьбе за выживание.
Проблема с миндалевидным телом заключается в том, что оно предназначено для враждебной среды 100 000 лет назад, а не для современности.
Лучшая среда для преподавания и обучения — это безопасная и спокойная среда. Счастливые дети учатся лучше, несчастные или напуганные — борются, и это настоящий биологический факт.
Материалы по теме:
- Энграммы и сотни паттернов: как устроен мозг подростков
Партнерский материал
11 забавных фактов о вашем мозге
Здоровые советы
Опубликовано в октябре 2019 г.
3 фунта замечательной материи
Мозг, состоящий из миллиардов нейронов (или нервных клеток), соединенных триллионами соединений, называемых синапсами, является одним из самых сложных и увлекательных органов в вашем теле. Поддержание вашего мозга здоровым и активным жизненно важно.
Узнайте, насколько это мощно, с этими интересными фактами.- Шестьдесят процентов человеческого мозга состоит из жира . Мало того, что это самый жирный орган в человеческом теле, эти жирные кислоты имеют решающее значение для работы вашего мозга. Убедитесь, что вы правильно подпитываете его здоровыми, стимулирующими работу мозга питательными веществами.
- Ваш мозг не полностью сформирован до 25 лет. Развитие мозга начинается с задней части мозга и движется к передней части. Поэтому ваши лобные доли, отвечающие за планирование и рассуждение, в последнюю очередь укрепляют и структурируют связи.
- Объем памяти вашего мозга считается практически неограниченным. Исследования показывают, что человеческий мозг состоит примерно из 86 миллиардов нейронов. Каждый нейрон образует соединения с другими нейронами, что может составить до 1 квадриллиона (1000 триллионов) соединений. Со временем эти нейроны могут объединяться, увеличивая емкость памяти.
- Мозговая информация распространяется со впечатляющей скоростью 268 миль в час. Когда нейрон стимулируется, он генерирует электрический импульс, который распространяется от клетки к клетке. Нарушение этой регулярной обработки может вызвать эпилептический припадок.
- В среднем ваш спинной мозг перестает расти в возрасте 4 лет. Ваш спинной мозг, состоящий из пучка нервной ткани и опорных клеток, отвечает за отправку сообщений из мозга по всему телу.
- Спинной мозг является основным источником связи между телом и головным мозгом. БАС, или боковой амиотрофический склероз, вызывает гибель нейронов в головном и спинном мозге, влияя на контролируемое движение мышц. Другим заболеванием, поражающим как головной, так и спинной мозг, является рассеянный склероз (РС). При рассеянном склерозе иммунная система атакует защитный слой, покрывающий нервные волокна, вызывая проблемы со связью между мозгом и телом.
- Это миф, что вы используете только 10 процентов своего мозга. Вы на самом деле используете все это. (Да, даже когда вы спите.) Неврологи подтверждают, что ваш мозг всегда активен.
- Человеческий мозг весит 3 фунта. (Это примерно столько же, сколько полгаллона молока.) Однако размер не всегда означает интеллект. Мужчины, как правило, имеют больший мозг, чем женщины.
- Заморозка мозга на самом деле является клиновидно-небной ганглионевралгией. Эта боль возникает, когда холод воздействует на рецепторы внешней оболочки головного мозга, называемые мозговыми оболочками. Холод вызывает расширение и сужение артерий, вызывая быстро возникающую головную боль.
- Кусочек мозговой ткани размером с песчинку содержит 100 000 нейронов и 1 миллиард синапсов. Однако повреждение нейронов может иметь серьезные последствия. Во время инсульта, например, кровь не может доставить кислород к мозгу. В результате клетки мозга могут умереть, а способности в этой конкретной области мозга могут быть потеряны. Точно так же болезнь Паркинсона возникает, когда клетки части вашего мозга, называемой черной субстанцией, начинают умирать.
- Человеческий мозг может генерировать около 23 Вт энергии (достаточно для питания лампочки). Вся эта сила требует столь необходимого отдыха. Адекватный сон помогает поддерживать пути в вашем мозгу. Кроме того, лишение сна может увеличить накопление белка в вашем мозгу, связанного с болезнью Альцгеймера.
У вашего мозга большая работа. Обязательно позаботьтесь об этом.
Вам также может понравиться
Здоровые советы
Подробнее о Можно ли заболеть артритом от хруста суставов пальцев?Можно ли заболеть артритом от хруста костяшками пальцев?
Ревматолог взвешивает.
arrow_forward Читать далее
Здоровые советы
Подробнее о Вредно ли хрустеть спиной?Вреден ли хруст спины для вас?
Это может быть приятно, но может вызвать больше проблем.
arrow_forward Читать далее
Здоровые советы
Подробнее о Синдром беспокойных ног мешает вам спать?Синдром беспокойных ног мешает вам спать?
Синдром беспокойных ног — это настоящее расстройство, и его можно лечить.
arrow_forward Читать далее
«Мы очень мало знаем о мозге»: эксперты описывают проблемы в нейробиологии
Автор Вивиан ЛамОпубликовано
Самая большая проблема в области неврологии, по мнению двух экспертов , заключается в том, что мы до сих пор не понимаем основ.
Около сорока студентов, ученых и членов сообщества недавно собрались на открытии ежеквартальной серии выступлений Стэнфордского клуба китайской семьи и преподавателей, чтобы узнать больше.
Нейробиолог Лу Чен, доктор философии, начал с общего обзора анатомии нервной системы. По ее словам, хотя мы добились успехов в нейробиологии с помощью улучшенных инструментов визуализации, нам еще многое предстоит узнать.
«Мы очень мало знаем о мозге. Мы знаем о связях, но не знаем, как обрабатывается информация», — сказала она. Обучение, например, требует не только хорошей памяти, но также зависит от скорости, творчества, внимания, сосредоточенности и, самое главное, гибкости. Она объяснила, что точное понимание того, как функционируют нервные пути, может привести к улучшению лечения депрессии, генетических заболеваний и многих других состояний.
Нейробиолог и лауреат Нобелевской премии Том Зюдхоф, доктор медицинских наук, поддержал эти чувства, сказав аудитории: «Медицина — это ремесло… Она эмпирическая, но мы не знаем, как лечить [проблемы], если мы не понимаем болезнь и лежащую в ее основе биологию».
Картирование компонентов мозга гораздо сложнее, чем картирование генома человека, сказал Зюдхоф. Он призвал исследователей, решающих большие задачи , «держаться этого», и напомнил аудитории о постепенном характере научных открытий: «Никогда не бывает ни одного открытия, которое меняет науку… Наука работает как процесс, который длится десятилетиями».
Зюдхоф также призвал исследователей сосредоточиться на основах нейронауки, прежде чем пытаться понять абстрактный опыт продуктивности и сознания. «Мы все еще нуждаемся в понимании основ», — сказал он.
Из разговора ясно, что один шаг назад может оказаться лучшим способом разгадать оставшиеся загадки мозга.
Ранее: Соблазн исследований: как лауреат Нобелевской премии Томас Зюдхоф начал работать в области фундаментальных наук, Для отмеченного наградами ученого завершенный эксперимент подобен законченному произведению искусства и Лагерь нейробиологии: подростки узнают о психическом здоровье
Photo by Джон Хейн
Популярные посты
Категория:COVID-19
Неконтролируемые иммунные реакции вызывают длительные проблемы с дыханием при COVID
Исследователи из Stanford Medicine исследовали механизм легочного фиброза, вызванного длительным COVID.