Карточный толк: как интеллектуальные игры омолаживают мозг | Статьи
У каждого десятого пожилого человека имеются выраженные нарушения памяти, затрудняющие самостоятельное проживание и самообслуживание, к такому выводу пришли ученые Российского геронтологического научно-клинического центра. Исследователи установили, что сохранить разум в преклонном возрасте помогают, в частности, интеллектуальные игры. Что эффективнее для молодости мозга — шахматы или покер, выяснили «Известия».
Узелок на память
Забывчивость не так уж безобидна, как кажется на первый взгляд. По словам научного сотрудника лаборатории нейрогериатрии Российского геронтологического научно-клинического центра, кандидата медицинских наук, доцента кафедры болезней старения Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова, врача-невролога Марии Чердак, даже незначительные нарушения памяти могут в дальнейшем привести к развитию деменции.
— Риск развития деменции у таких людей в течение года составляет 10–15%, а в течение пяти лет — 30–80%, — отмечает эксперт.
Фото: Pexels/Shvets
Чтобы избежать серьезных возрастных недугов, специалисты советуют при появлении первых жалоб на ухудшение памяти незамедлительно обращаться за врачебной помощью. При этом не стоит обращать внимание на принятые в обществе стереотипы.
— Мы часто слышим, что старение неизбежно связано с ухудшением памяти. Люди считают это нормой, не обращают внимания на такие изменения, не идут за помощью к врачу. Но последние данные показывают, что, несмотря на достаточно высокую частоту заболеваний, сопровождающихся подобными нарушениями, всё-таки можно жить долго и иметь хорошую память
Доктора считают необходимым тщательное медицинское наблюдение за состоянием здоровья: контроль за давлением, уровнем сахара в крови и холестерина. Но не только визит в поликлинику важен, если есть желание встретить старость с острым умом и в твердой памяти. Лучшей профилактикой снижения интеллекта в пожилом возрасте ученые называют поддержание и умственной, и физической активности. Невролог уверена: высшие психические функции можно и нужно тренировать. И речь даже не о том, чтобы заниматься какой-то высокоинтеллектуальной деятельностью. Один из возможных способов — различные интеллектуальные игры.
— Даже самые простые игровые формы обеспечивают должную тренировку и поддержание высших психических или когнитивных функций — способностей запоминать новую информацию, говорить и понимать обращенную речь, ориентироваться в пространстве, правильно распознавать зрительные образы и совершать сложные движения, например играть на музыкальных инструментах и писать, взаимодействовать с другими людьми, — разъясняет Мария Чердак.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
Практический психолог Татьяна Кржиновская напоминает, что новые нейронные связи формируются, пока жив мозг, то есть всю жизнь. И для эффективной работы этого органа, как и для всего нашего организма, регулярные посильные нагрузки просто необходимы. Иначе мозг начинает «ржаветь», появляется шаблонность мышления, ригидность, то есть жесткость.
С точки зрения невролога, важно, когда люди не ограничиваются домашним кругом, а проводят время за интеллектуальными занятиями в компании единомышленников. Например, в кружках и клубах здорового долголетия.
Шахматы или карты?
Специалисты отдела когнитивных нарушений ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» ФМБА России отмечают, что, согласно исследованиям, участие в интеллектуальных играх, таких как шахматы, шашки и викторины, положительно влияет на сохранение когнитивных способностей человека. Ученые полагают, что это, скорее всего, связано с понятием «когнитивный резерв». Оно подразумевает способность головного мозга справляться с возрастными изменениями или с последствиями его повреждения, а также способность к компенсации нарушенных функций и уменьшению выраженности клинических проявлений когнитивных расстройств.
Это получается за счет вовлечения в работу альтернативных (а не тех, что обычно используются) стратегий реализации познавательной деятельности.Ученые обращают внимание на то, что люди с высоким когнитивным резервом имеют более низкий риск развития деменции и у них дольше поддерживается «нормальное» функционирование головного мозга даже при наличии патологии.
Фото: Pexels/Tima Miroshnichenko
Академик РАН, физиолог Святослав Медведев считает, что интеллектуальные игры — это нечто вроде размышления, медитации. По словам ученого, они сильно развивают возможности мозга, пусть и не все. Иначе говоря, ум можно и нужно тренировать.
— Когда я был студентом, вышел сборник тестов IQ Айзенка. У нас была сильная группа — теоретической физики. Все студенты по IQ набирали в районе 170, то есть запредельно выше среднего значения. Но, на мой взгляд, не по той причине, что были умнее всех. А потому, что мы уже решали в аудитории подобные задачи — понять, что и где пропущено; определить, глядя на три картинки, какая будет четвертой.
Вершиной интеллектуальной активности по праву считаются шахматы. Специалисты с сожалением констатируют, что этот вид досуга в наши дни нечасто используется. Лишь немногие увлечены столь интеллектуальной, но достаточно сложной игрой.
— Шахматы — это прежде всего отличная память. Гроссмейстер помнит тысячи партий. Как он может играть на 30 досках одновременно? Потому что играет одну и ту же игру с небольшими вариациями. Он тренируется в анализе позиций и прогнозе, развил в себе эти способности, а мозг научился это делать. Конечно, человек без определенных задатков гроссмейстером не станет. Не стоит также говорить, что шахматист умнее всех оттого, что он хорошо играет, но это отличная тренировка на выполнение определенных действий, — рассуждает Святослав Медведев.
Помимо памяти интеллектуальные игры, как и любая головоломка, развивают логическое мышление. Впрочем, если душа не лежит, например, к шахматным партиям, то огорчаться не стоит. С точки зрения ученых, тренировке ума способствуют даже игральные карты.
Фото: Global Look press/Robert Kneschke
— Карточная игра — это прежде всего счет, анализ. Когда приходит определенный набор карт, мы должны понять, есть ли вероятность того, что у противника карты хуже, какова вероятность определенного расклада. В этом случае работает логическое мышление. Однако чем проще игра, тем она менее полезна. «Дурак» и «пьяница» — это не то. А вот преферанс, покер и бридж я отношу к интеллектуальным — тут человек должен хорошо думать, — отмечает физиолог Медведев.
Между тем в отделе когнитивных нарушений напоминают, что карточные игры относятся к азартным и занимают одну из лидирующих позиций среди нехимических аддиктивных расстройств. Поэтому специалисты не советуют отдавать предпочтение развлечениям подобного рода. Большое значение имеет в этом случае психика человека, в частности, склонен ли он к игровой зависимости.
Секрет вечной молодости
Ученые сходятся в том, что тренировки ума сродни занятиям в фитнес-центрах. У людей не вызывает сомнений то, что ради хорошей физической формы надо обеспечивать мышцам регулярную нагрузку, чтобы они не атрофировались. Но не все задумываются о том, что если не заниматься тренировкой ума, то атрофируется мозг. Интеллектуальные игры, как и мыслительная деятельность, по словам физиолога Медведева, должны стать ежедневной активностью. Тогда человек дольше сохранит молодость, будет лучше соображать в старости, чем тот, кто ничего не делает.
— Если вы возьмете нашу академию, то я в свои 72 года считаюсь здесь одним из самых молодых. У нас есть люди в возрасте за 90. У них могут быть морщинки и седина, но интеллектуально большинство абсолютно сохранны. Мне с ними легко разговаривать. Никаких примет старческого расстройства у них нет, а всё потому, что они всю жизнь занимаются тренировкой ума, решают различные интеллектуальные задачи.
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин
Для поддержания молодости ума важна любая постоянная работа, связанная с интеллектом. По словам академика, главное — каждый раз человек должен делать что-то новое. Если погружаться в рутину, то можно со временем деградировать. Святослав Медведев делает отсыл к размышлениям своей матери, крупного исследователя мозга Натальи Бехтеревой. Известный нейрофизиолог считала, что мозг изначально был связан лишь с выполнением работы, направленной на поддержание различных функций организма. С развитием человека на мозг легла еще и задача интеллектуальной деятельности. Так как других нейронов у организма не было, то одни и те же нейроны параллельно, например, с обеспечением функционирования внутренних органов стали заниматься и работой мышления.
— Когда вы выполняете задачу в первый раз, то задействован практически весь мозг. Если же человек делает что-то в сотый раз, то активируется лишь небольшое количество нейронов — тут играет роль минимизация территорий. Это свойственно для любой рутинной деятельности. Если активируются все нейроны, то они заодно как бы стимулируют работу и внутренних органов, а также органов движения. Поэтому умные живут дольше. Решение нестандартных задач способствует долголетию — об этом говорилось в последней статье Натальи Бехтеревой, — разъясняет Святослав Медведев.
Рецепт вечной молодости, с точки зрения ученого, прост — чтобы жить долго и качественно, мозг нужно постоянно тренировать.
Не надейтесь на кроссворды
И всё-таки в наши дни пожилые люди чаще всего скрашивают свой досуг решением кроссвордов и судоку. По мнению мозговедов, нет ничего плохого в том, что человек предпочитает кроссворды, но одного этого занятия мало. Интеллектуальные упражнения должны быть разнообразными, чтобы одновременно воздействовать на различные аспекты познавательной деятельности.
— Решение кроссвордов следует разбавлять занятиями на мелкую моторику и координацию рук (этому может помочь складывание пазлов, собирание конструкторов). Важны упражнения, которые воздействуют на интеллект, логику и мышление (например, решение ребусов и головоломок). Подобные интеллектуальные занятия мы называем когнитивным тренингом, проще говоря — «зарядкой для ума», — комментирует Мария Чердак.
Фото: Pexels/Levent Simsek
По словам эксперта, главное — чтобы упражнения для ума не были слишком простыми и монотонными. Как и при двигательной активности, человеку должно быть немного сложно, поскольку незамысловатые задания снижают эффективность тренировки. Врачи всё больше внимания обращают на совокупность различных факторов, от которых зависит, какими будут процессы изменения высших психических функций при старении — нормальными или патологическими.
— Недавно американские ученые опубликовали результаты долгосрочного исследования на тему, как образ жизни связан с риском болезни Альцгеймера. Помимо физической активности, правильного питания и вредных привычек специалисты оценивали и различные виды когнитивной нагрузки — варианты умственной активности. Учитывались игра в шахматы и шашки, складывание пазлов, решение кроссвордов, посещение выставок и музеев. Для людей, которые вели максимально здоровый образ жизни, совмещая его с интеллектуальными занятиями, риск болезни Альцгеймера в поздние годы жизни снижался в два с половиной раза по сравнению с теми, кто пренебрегал рекомендациями врачей, — рассказывает Мария Чердак.
Думать о деменции с пеленок
Сотрудники ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» ФМБА России ссылаются на результаты французского исследования, которое установило снижение риска развития деменции на 15% у людей в возрасте 65 лет и старше, регулярно участвовавших в интеллектуальных играх.
Чтобы встретить старость красиво, не нужно откладывать профилактику возрастных проблем в долгий ящик. Мало того, внимание интеллектуальному развитию надо уделять практически с рождения. И сколько бы скептики не смеялись над всевозможными «развивашками», которыми в наши дни одержимы молодые матери, смысл в таких занятиях однозначно есть.
Фото: Global Look press/Jaap Arriens
— Формирование нервной системы начинается внутриутробно, а важнейший период ее созревания и закладывание прочности нервной сети совершается в раннем детском возрасте. Поэтому считается, что важнейшим фактором, определяющим риск деменции в старости, является уровень образования в раннем периоде жизни. Правда, при этом, конечно же, нужно учитывать особенности психики ребенка, его готовность к интеллектуальной деятельности в определенном возрасте, — говорит невролог.
Мария Чердак уверена в том, что детям крайне важно получить полноценное базовое образование и иметь возможность реализовать свои дополнительные интересы. На гармоничное развитие ребенка хорошо влияют изобразительное искусство, занятия на музыкальных инструментах и физическая активность. Чем больше человек учится на протяжении своей жизни и чем более разносторонним является, тем благотворнее это для здоровья головного мозга.
Музыка и мозг человека
Знания о выгодах и уникальных шансах, которые дает музыка растущему ребенку, побуждают также думать о ней прагматически, измерять ее мерой утилитарности, а не только высокой духовности. Исследования человеческого мозга и его взаимодействия с музыкой находятся на самом передовом крае науки!
§ 1 Музыка и мозг
Музыка продлевает молодость мозга! Ученые-нейрофизиологи удивили всех выводом, что по скорости реакций мозг пожилых музыкантов не только превосходит мозг их ровесников, но и сравним с реакциями молодых людей, которые только начинают заниматься музыкой.
Музыка может спасти жизнь! Уникальная история юного пианиста-виртуоза Николая Мирошниченко, родившегося с двумя инсультами, чтобы умереть — фантастический тому пример. Мальчик не мог поднять даже один палец, когда начинал заниматься музыкой. Сейчас он — виртуоз, играющий с оркестром, при этом не может запомнить таблицу умножения! Это резервы мозга и музыки, о которых мы даже не догадывались.
Изучение нейрологического воздействия музыкальных тонов созвучий показало, что мозг способен изменять длину и активность мозговых волн, реагируя на темп и характер музыки. Например, при прослушивании музыки в медленном темпе мозг переходит к функционированию в режиме альфа-волн (состояние легкого расслабления).
Во время комплексных исследований ученые сканировали головной мозг людей, испытывавших блаженство и удовольствия от прослушивания музыки. При этом было выявлено, что музыка активизирует те же центры удовольствия, которые задействованы при переживании эмоционального и духовного подъема, радостного энтузиазма, любви.
Давно доказано, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных систем (слышу-вижу-ощущаю), познавательных, мотивационных; систем, ответственных за движение, память. Например, музыкальное обучение пению по релятивной системе З. Кодаи повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики.
В головном мозге человека нет специализированного центра, ответственного за восприятие музыки. В переработке музыкальной информации участвуют височные, лобные доли мозга, подкорковые структуры и другие многочисленные области, обычно задействованные в разных формах мозговой деятельности. В том числе, и те, которые отвечают за понимание речи, математические вычисления, пространственные ощущения и т.д. Размер активности этих зон зависит от личного музыкального опыта человека. Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией сразу нескольких зон за пределами чисто слуховой коры. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный, эмоциональный, пространственный, двигательный, речевой опыт человека!
Современные ученые в области нейробиологии высказали предположение, что каждый ребенок на Земле рождается с предустановленными программами для восприятия речи и языков, что позволяет любому здоровому ребенку с легкостью освоить родной язык. Похоже, и для восприятия музыки такая «предустановленная» программа тоже есть! Возможность увидеть внутриутробное развитие человека подтвердила, что еще до появления на свет младенец реагирует на музыку, особенно на пение матери. Груднички 2-3 месяцев узнают знакомую мелодию, они реагируют на музыку всем телом, «ловят» ее даже ртом. При этом счастливо улыбаются или плачут, подтверждая способность понимать музыку без всякого научения и слов!
Наблюдательным музыкальным руководителям известно из собственной практики, что маленькие дети легко различают контрастные выразительные средства, такие как «громко-тихо», «весело-грустно», «высоко-низко», «быстро-медленно», могут на них избирательно реагировать. Конечно, это понимание во многом основывается на имеющемся речевом и бытовом опыте ребенка, но синестезия всех видов опытов в музыкальном восприятии поражает воображение педагогов.
Полученные данные указывают на то, что восприятие музыки имеет биологическую основу и опосредовано функциональной организацией мозга.
«Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, значит, активен весь человек» (Weinberger 1998, p. 38). Музыкальное обучение увеличивает число нейронов, реагирующих на звуки, и образует новые связи между ними. Площадь активных зон у профессионального музыканта на 25% больше, чем у обычного человека.
В завершении статьи этот известный на весь мир ученый пишет: «Есть ли на свете что-нибудь такое же радостное и одновременно полезное для образования? Нет! Музыку сравнить не с чем». Именно поэтому творческое обучение посредством музыки нам кажется сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой. (Weinberger 1998, p. 41).
Так для чего же все-таки мозг человека так великолепно приспособлен к восприятию музыки? Разве могла природа создать Музыку (сложнейший метаязык), дать людям всей Земли универсальные способности для ее понимания – и все только для того, чтобы неграмотные педагоги и несведущие управленцы использовали музыкальное воспитание для украшательства и достижения своих амбиций?!
Когда-то К. Орф сказал, что ежедневные музыкальные занятия необходимы для развития хорошего человека… Надо навсегда оставить украшательские представления о роли музыки и музыкального воспитания. Музыкальные способности – часть биологического наследия человека, и они должны быть использованы в системе образования по прямому назначению: служить развитию ребенка.
Насколько велик человеческий мозг?
показать/скрыть слова, чтобы знать
Ассоциативная область: часть коры головного мозга, которая связывает сенсорную и моторную информацию.
Мозг: орган, который координирует чувства, интеллект и деятельность вашей нервной системы.
Кора головного мозга: внешний слой головного мозга, который составляет большую часть головного мозга.
Орган: группа тканей, которые работают вместе для выполнения общей функции. … еще
Ваши глаза перескакивают через слова на странице, и вы быстро понимаете сообщение. Как вы можете прочитать предложение, использовать компьютер или вспомнить, как добраться до дома? Вы делаете все это с помощью своего мозга — большого органа, который находится внутри вашей головы. Мозг координирует все ваши чувства, заставляет вас двигаться и позволяет хранить воспоминания.
Мозг также способен на гораздо большее. Это командный центр вашего тела. Это дает вам вашу индивидуальность и вашу способность говорить, рассуждать и мечтать. Как ни странно, вы способны думать о том, что у вас есть мозг, только потому, что у вас есть мозг.
Человеческий мозг весит около трех фунтов и имеет объем около 1300 кубических сантиметров, что соответствует размеру десяти теннисных мячей. У людей один из самых больших мозгов по сравнению с другими животными. Это особенно верно, если учесть размер мозга по отношению к размеру тела. У людей мозг составляет около двух процентов массы тела.
Давайте посмотрим, как это число соотносится с другими млекопитающими. При объеме 400 кубических сантиметров, что примерно равно размеру трех теннисных мячей, мозг шимпанзе — наших ближайших ныне живущих родственников — составляет всего 0,8 процента массы их тела. Мозг слона, хотя и имеет колоссальные 7200 кубических сантиметров, составляет всего 0,1 процента его массы. Теперь вы можете начать понимать, что размер человеческого мозга на самом деле впечатляет.
Однако в основном у человека больше не определенная часть мозга. Самая большая часть человеческого мозга — это кора головного мозга — внешняя складчатая часть мозга. Морщины позволяют большому мозгу уместиться на маленьком участке, как скомканный лист бумаги. Кора головного мозга играет ключевую роль в мышлении, восприятии (то есть понимании и интерпретации) и языке.
Ассоциативные зоны коры головного мозга особенно велики у человека. Эти области объединяют информацию из разных частей мозга. Они важны в таких функциях, как планирование. Вы когда-нибудь видели, как крыса составляет план или читает книгу? Крысы не могут выполнять эти действия, потому что кора головного мозга крысы очень маленькая и простая. Мозг крысы не имеет сложных складок, которые можно найти в мозге человека.
Почему у людей развился такой большой мозг?
Представьте, что у вас есть большой автомат для игры в пинбол, который вы должны каждый день кормить монетами. Если бы вы никогда не играли в пинбол, вы, вероятно, избавились бы от него. Если, с другой стороны, подача в машину всех этих монет делала игры более увлекательными, то вам хотелось бы сохранить ее, даже если она стоит больших денег. Точно так же мы можем думать о размере мозга.
Для роста и поддержания мозга требуется много энергии. Это делает их дорогим органом. Должно быть преимущество в том, чтобы иметь большой мозг, чтобы размер мозга увеличивался в ходе эволюции человека. Подумайте о том, какие преимущества могут быть связаны с наличием большого мозга. Для человека больший мозг означает больший интеллект. Наш интеллект позволяет нам обрабатывать и хранить информацию. Это также позволило языку развиваться.
Люди зависят от языка, социального обучения и культуры. Представьте, что вы живете в обществе без языка и сильных социальных связей. Звучит довольно одиноко. Язык упростил и ускорил обучение и общение друг с другом. Это также укрепило социальные связи между членами семьи и друзьями. Наличие большего мозга могло позволить нашим предкам развить сложную культуру.
Дополнительные изображения из Викисклада. Сравнение черепов Кристофера Уолша, Гарвардская медицинская школа.
Ваш сложный мозг
- Мышление, восприятие и поведение
- Заболевания и расстройства
- Анатомия и функции мозга
- Неврология в обществе
- В лаборатории
- Исследовать
- 3D мозг
- Основные концепции
- Для преподавателей
- Спросите эксперта
- Глоссарий
- Книга фактов о мозге
- О нас
- Моя учетная запись
- Мышление, восприятие и поведение
- Заболевания и расстройства
- Анатомия и функции мозга
- Неврология в обществе
- В лаборатории
- Мозг — самый сложный орган тела.
- В человеческом мозгу около 86 миллиардов нейронов, и все они используются.
- Каждый нейрон взаимодействует со многими другими нейронами, образуя цепи и обмениваясь информацией.
- Надлежащее функционирование нервной системы включает в себя скоординированное действие нейронов во многих областях мозга.
- Нервная система влияет и находится под влиянием всех других систем организма (например, сердечно-сосудистой, эндокринной, желудочно-кишечной и иммунной систем).
- У людей сложная нервная система, которая развилась из более простой.
- Этот сложный орган может работать со многими нарушениями, что приводит к расстройствам, имеющим огромное социальное и экономическое значение.
3D мозг
Интерактивная карта мозга, которую можно вращать в трехмерном пространстве.
Взаимодействие с мозгом
Спросите эксперта
Задайте нейробиологу свои вопросы о мозге.