Наблюдение метод психологии: Наблюдение как метод психологического исследования

Что такое естественное наблюдение? — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Психологические эксперименты и исследования Последнее обновление: 04/05/2016

Естественное наблюдение — довольно часто используемый психологами метод исследования. Этот метод подразумевает наблюдение за субъектами в их естественной среде. Он используется в ситуациях, когда провести адекватное исследования в лаборатории представляется нереальной задачей, повлечет за собой непомерные расходы или будет чрезмерно влиять на поведение субъекта.

Естественное наблюдение отличается от других методов наблюдения тем, что подразумевает отсутствие вмешательства со стороны исследователя.

Например, исследователи, заинтересованные в изучении конкретных аспектов поведения объектов в учебных условиях — взаимодействие между студентами или даже динамику отношений между преподавателем и студентами, — скорее предпочтут использовать естественное наблюдение в своих исследованиях.

Проведение таких исследований в лаборатории затруднительно, так как предполагало бы воссоздание обстановки в классе, и, скорее всего, повлияло бы на поведение участников исследования. Наблюдая за субъектами в естественной для них обстановке (в аудитории, где они учатся каждый день), исследователи могут получить больше информации об их поведении, поскольку они демонстрируют его в реальных условиях.

Преимущества и недостатки наблюдения за людьми в естественных условиях

Естественное наблюдение позволяет изучать явления, которые невозможно перенести в лабораторные условия из-за вопросов этики. Например, заинтересовавшись поведением человека в условиях лишения свободы, исследователи фактически ограничены в возможностях, поскольку по-настоящему воссоздать такие условия в лаборатории нельзя. Так что единственный выход — собирать информацию в реальных местах лишения свободы.

Это может поддержать валидность исследования. Конечно, результаты исследования, проведенного в лабораторных условиях, в большинстве случаев можно обобщить для населения в целом, но совсем другое дело — получить реальные данные.

Необходимо, однако, учитывать и потенциальные недостатки этого метода. Прежде всего, исследователям трудно установить точную причину того или иного поведения. Да и экспериментатор не в силах контролировать внешние факторы.

Проблема заключается еще и в том, что люди могут вести себя иначе, если знают, что за ними следят. Иногда люди стараются вести себя лучше, чем обычно, чтобы соответствовать социальным критериям. Или ожиданиям специалистов, проводящих исследование.

Кроме того, став свидетелями одного и того же явления, два наблюдателя могут сделать абсолютно разные выводы, поскольку интерпретация поведения во многом зависит от профессиональных убеждений каждого исследователя.

Теги: Исследования, методы исследований

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

§ 4. Методы психологии

Каким же образом психология добывает факты и устанавливает закономерности? Для изучения психических процессов и психологических особенностей личности, различных видов деятельности психология применяет определенные методы (приемы, способы) исследования. Знакомство с ними имеет и практическое значение для непосредственных организаторов учебно-воспитательного процесса — учителей. Дело в том, что многие из этих методов пригодны не только для собственно-научного исследования,- но и для организации углубленного изучения детей в практических учебно-воспитательных целях. Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся, своеобразия их личности, что является предпосылкой для нахождения наиболее целесообразных и эффективных методов, приемов и форм воспитательного воздействия на школьников,

Методы психологического изучения должны быть объективны ми, давать достоверный, надежный материал свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов. Методы эти позволяют не только описывать, регистрировать психические явления, но и научно объяснять их.
Основные методы психологии — наблюдение и эксперимент. Применяются и частные методы: метод беседы, анкетный метод, анализ процесса и продуктов деятельности, тестовый метод и некоторые другие.
Наблюдение. Наблюдение как метод изучения психики человека широко применяется в психологии. Разумеется, психику непосредственно наблюдать нельзя. Толь¬ко в деятельности, в действиях и поступках в широком смысле слова (когда и воздержание от определенного действия психологически рассматривается как своеобразное действие, своеобразный поступок) выражается личность человека, его психика.
Метод наблюдения и предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. Иначе говоря, по объективным, внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику) психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), о психическом состоянии школьника, о чертах его личности, темперамента, характера. Характерная особенность метода наблюдения та, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Таким образом, и изучение школьников производится не в отрыве от учебно-воспитательной работы, а в процессе ее.

Каким же должно быть наблюдение, чтобы не превратиться в пассивное созерцание, а отвечать своему назначению?
Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Отсюда следует, что психологическое наблюдение обязательно проводится по определенному плану, схеме или программе, что обеспечивает наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он заранее наметил. Без определенного плана или программы теряется основная линия наблюдения, в результате чего можно упустить главное и существенное в психической деятельности человека.
Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Поэтому психологическое наблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чем длительнее наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче ему будет отделить типичное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы.
Длительное наблюдение применяется, например, при изучении возрастных особенностей детей, в частности особенностей развития их речи и мышления, эмоциональных проявлений, интересов, черт характера и способностей. Результаты такого длительного наблюдения фиксируют в дневнике, где анализируют процесс психического развития ребенка (часто за несколько лет) или оформляют в виде психологических характеристик.
Суждения о личности человека, школьника должны опираться на объективно выраженные показатели, точные, проверенные факты, которые следует сопоставлять друг с другом. Недопустимы предвзятость и пристрастность при истолковании, объяснении и оценке этих показателей, поспешность в определении психических особенностей ребенка, школьника на основании поверхностного анализа незначительного числа фактов, первых впечатлений, безотчетной симпатии или антипатии. Важно, чтобы человек не знал, что за ним специально и внимательно наблюдают (так как в этом случае поведение его может стать неестественным).

Чтобы наблюдение дало полноценные результаты, необходимо принять во внимание многообразие проявлений психики человека, наблюдать эти проявления в различных условиях. Решить, например, выдержанный ли тот или иной ученик, можно с уверенностью лишь в том случае, если наблюдать его поведение не только в школе, но и дома, на улице, в общественных местах. Психолог тщательно учитывает ситуацию, обстановку, в которой школьник совершает определенные поступки, а также его состояние. Оказавшись в необычной ситуации, ученик может проявить совершенно несвойственные ему черты. Надо учитывать и такие моменты, как состояние здоровья, самочувствие, степень утомления ребенка,— это также может влиять на его психические проявления.
Наблюдая поведение детей, совершенно необходимо правильно разбираться в мотивах (побудительных причинах) их действий и поступков. Надо иметь в виду, что внешне сходные действия могут совершаться по различным мотивам и, следовательно, могут быть проявлением различных черт личности. Так, если ученик на собрании прямо и открыто осудил неблаговидный поступок своего товарища, то это не всегда есть следствие его высокой принципиальности и честности — это может быть, например, проявлением «детского карьеризма», выражением желания получить одобрение со стороны учителя, отличиться в его глазах, или стремлением уйти от наказания, переложив вину на другого, или даже своеобразным способом сведения личных счетов. В зависимости от мотива один и тот же поступок получит различную нравственную оценку.
Эксперимент. Очень важную роль в психологических исследованиях играет эксперимент. В эксперименте экспериментатор, т. е. человек, который проводит опыт, также осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами у испытуемого (человека, с которым проводится опыт). Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он, не дожидаясь, пока наступят интересующие его процессы, сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого.
Создавая необходимые условия и тщательно контролируя их, экспериментатор имеет возможность обеспечить их постоянство. Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.
Важное преимущество эксперимента заключается в том, что для контроля можно многократно повторять опыт, а также вмешиваться в протекание психических процессов. Экспериментатор по своему усмотрению может варьировать (изменять, пробовать разные варианты) условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частности, дает возможность находить наиболее рациональные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя условия заучивания того или иного учебного материала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее быстрым, прочным и точным. Поочередно меняя одно и сохраняя неизменными все другие условия проведения опыта, экспериментатор тем самым получает возможность оценить влияние на протекание психических процессов каждого из этих условий (например, установить, как влияют различного рода помехи на процесс мышления или каков эффект заучивания учебного материала в зависимости от распределения повторений его во времени).
В психологии применяют два типа эксперимента: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Часто, хотя и не всегда, его проводят в специально оборудованных для этой цели помещениях (лабораториях) с применением сложной аппаратуры. В случае лабораторного эксперимента испытуемый, конечно, знает, что над ним проводят какой-то опыт, но обычно не знает ни цели, ни задач эксперимента. Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания

психических процессов, например быстроту реакций человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели протекания психических явлений при строго определенных условиях, например при изучении чувствительности органов чувств, при изучении процесса узнавания, процессов памяти (запоминания и воспроизведения), мышления, внимания. Примером лабораторного эксперимента может служить исследование процесса узнавания при помощи специальной установки (рис; 1), которая позволяет на особом экране (типа телевизионного) постепенно предъявлять испытуемому разное количество зрительной информации (от нуля до показа предмета во всех его деталях), чтобы выяснить, на каком этапе человек узнает изображаемый предмет.
На рис. 2 изображен другой вид лабораторного эксперимента, не требующий ни специального помещения, ни технического оборудования.
Более ограниченное применение имеет пока лабораторный эксперимент при исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, здесь очень сложен и многогранен- объект исследования, с другой — известная искусственность лабораторной ситуации представляет немалые трудности. Например, исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в естественно-жизненных обстоятельствах. Однако и здесь советские психологи успешно разрабатывают целый ряд оригинальных методик, пытаясь максимально снять искусственность ситуации, приблизить условия эксперимента к естественным. Применяется, например, экспериментальная методика для исследования самооценки и уверенности в своих силах. Учащимся предлагают ряд карточек с задачами, располагающимися по возрастающей степени трудности. Испытуемые должны сами выбрать себе задачу по силам (как они считают). Им предоставляют возможность сделать несколько новых выборов, после того как они попробуют решить выбранные ими задачи. Анализируя, какие задачи и в какой последовательности выбирал каждый школьник и сумел ли он их решить, исследователь определяет уровень самооценки школьника, степень его уверенности или неуверенности в своих силах, устойчивость самооценки, а также соответствие (адекватность) само оценки школьника его фактическим возможностям.
Лабораторный эксперимент содействует глубокому и всестороннему изучению психической деятельности людей. Успехи современной научной психологии были бы невозможны без применения этого метода. Однако наряду с достоинствами лабораторный эксперимент имеет и определенные недостатки. Наиболее существенный недостаток этого метода — его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а следовательно, к неправильным выводам. И действительно, одно дело, когда ученик запоминает важный и интересный для него учебный материал, другое дело, когда ему предлагают запомнить экспериментальный материал, непосредственно не представляющий для ребенка реального интереса, да еще в необычных условиях. Поэтому лабораторное исследование психической деятельности должно быть -тщательно организовано и по возможности сочетаться с другими, более естественными методами.
Указанные недостатки лабораторного эксперимента до известной степени устраняются при организации естественного эксперимента, который проводится в обычных, естественных условиях поведения и деятельности человека.
Естественный эксперимент сочетает в себе, положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность эксперимента. Естественный эксперимент строится так, что испытуемые (в частности, дети, школьники) не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию,— это обеспечивает естественность их поведения. Такой естественной экспериментальной обстановкой, предназначенной для изучения психической деятельности школьников, могут быть игры, специально организованные уроки, общественные поручения, выполнение домашних заданий. При организации естественного эксперимента также возможно применение технических средств (но при условии, что испытуемые не знает об этом). Можно записывать урок с помощью системы магнитофонов, которые должны быть замаскированы и не видны учащимся. Возможна киносъемка урока с помощью специально установленных, но невидимых учащимся киноаппаратов.
Для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту. В соответствии с задачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психической деятельности.
Если перед исследователем стоит задача изучить такие особенности детей, как сообразительность, находчивость, смелость, то, организуя с этой целью игру детей, экспериментатор включает в нее соответствующие требования, правила и создает для детей такие затруднения, которые выявляют степень развития у детей этих психических качеств. Желая выявить отношение ученика к себе и товарищам, экспериментатор подбирает (или создает) вариант коллективной спортивной игры, обращая внимание на то, как испытуемый школьник относится к своим успехам и неудачам в игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, как относится к товарищам но команде и соперникам, как. воспринимает похвалу и упреки, какую роль (руководителя или рядового игрока) предпочитает, кому приписывает победу, как относится к побежденному.
Анализ решения учащимися на уроке специально подобранных задач дает возможность изучить возрастные и индивидуальные особенности мышления, установить уровни развития обобщенного и причинно-следственного мышления и т. д.
Вот пример естественного эксперимента. Воспитанники одного из детских домов обычно участвовали в заготовке топлива. В этих естественных условиях подросткам (в порядке индивидуального дежурства) предлагали принести дрова для кухни по выбору — из дровяного склада или из оврага. Дровяной склад был расположен в 300 м от кухни между жилыми домами, к нему вела удобная, хорошая дорога, но дрова там были сырые. В овраге лежали сухие дрова, и расположен он был намного ближе, но зато находился в стороне, был темным и считался «страшным». Эксперимент ставили тогда, когда в детском доме в это же время проводилось нечто интересное (показ кинофильма, коллективное чтение книги). За поведением подростков вели незаметное для них наблюдение. Какой путь выберет испытуемый — короткий, позволяющий быстро доставить сухие дрова и скорее вернуться к интересному занятию, или втрое более длинный, отдаляющий приятную перспективу возвращения и связанный с некачественным выполнением поручения (сырые дрова), но зато спокойный и вполне «безопасный»? Эксперимент позволял отмечать и случаи колебания, перемены решения, наблюдать проявления своеобразной борьбы различных побуждений у школьника.
Метод беседы, анкетный метод. Определенное значение имеют и методы психологического исследования, связанные со сбором
и анализом словесных показаний (высказываний) испытуемых, метод беседы со школьником (равно как и о нем с хорошо знающими его людьми — родителями, учителями, воспитателями, товарищами), анкетный метод. При правильном их проведении они позволяют выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения школьника к жизненным фактам и явлениям, другим людям, собственным поступкам.
Сущность этих методов заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает (устно — в случае беседы или письменно — при применении анкетного метода). Содержание и форма вопросов определяются, во-первых, задачами исследования и, во-вторых, возрастом испытуемых. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записывают (можно с применением магнитофона). Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также за поведением, выражением лица, мимикой испытуемых. Беседа должна быть живой и непринужденной, проводиться в атмосфере доверия, доброжелательности и искренности, в обстановке максимальной естественности, не настораживающей школьников.
Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство это го метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой — отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможности варьировать характер вопросов в зависимости от ответов, а также не всегда позволяет сопоставить ответы с деятельностью и поведением изучаемых людей. Здесь также важно правильно подобрать вопросы. Они должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ. Для обеспечения достоверности показателей ответы на один вопрос необходимо контролировать «ответами на скрыто-аналогичные вопросы (при расхождении такие ответы не принимают во внимание, так как они не могут быть признаны достоверными). Анкетный метод обычно не применяют по отношению к младшим школьникам, так как они не в состоянии точно сформулировать письменный ответ.
Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением за поведением школьников.
В последние годы большую популярность в возрастной и педагогической психологии приобрел специфический вариант анкетного метода — так называемая социометрическая методика. Ее специально используют при изучении детских коллективов и групп — их направленности, внутриколлективных и внутригрупповых отношений, при изучении микрогрупп в коллективе, положения в коллективе отдельных его членов (проблема популярности и непопулярности в коллективе, проблема лидерства, «вожачества»). Методика эта несложна. Например, каждый член коллектива индивидуально письменно отвечает на следующие вопросы: «Назови по порядку трех человек в своем классе, с которыми ты хотел бы, и трех человек, с которыми ты не хотел бы: 1) сидеть за одной партой; 2) жить в лагере в одной палатке; 3) выполнять вместе общественные поручения; 4) кого ты пригласил и не пригласил бы на своей день рождения; 5) к кому ты обратился бы за помощью в учебной работе (если бы такая нужда возникла) и к кому никогда не обратился бы; 6) хотел или не хотел бы иметь их звеньевыми». Статистическая обработка полученных ответов дает возможность выявить в составе коллектива наличие малых групп и их взаимоотношения, определить наиболее и наименее популярных в классе учеников — с одной стороны, своего рода «вожаков», с другой — учеников, которых коллектив не любит и не принимает, игнорирует.
Тесты. Широко применяют в современной психологии метод тестов (английское слово «тест» означает «проба», «испытание»). Тест — это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют не только для получения каких-либо новых психологических данных и закономерностей, но чаще для оценки уровня развития какого-либо психологического качества у данного человека в сравнении со средним уровнем (установленной нормой или стандартом). Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития учащихся, Навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучений индивидуальных особенностей протекания психических процессов.
Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения (час то это просто бланк с текстами задач). Результат решения теста допускает количественное выражение и тем самым открывает Возможность математической обработки.
Тесты широко практикуются за рубежом. Буржуазная тестология подвергалась и подвергается очень серьезной критике как со стороны советских, так и со стороны прогрессивных зарубежных психологов прежде всего за неопределенность или прямую подмену предмета исследования. Легко показать, например, что тесты способностей, которые применяют буржуазные психологи, фактически направлены на исследование не способностей, а наличных знаний, уровня культуры.
Вот здесь и кроется возможность оправдания классового, расового, национального неравенства в буржуазном обществе, потому
что дети привилегированных слоев населения находятся в более благоприятных условиях и, естественно, у них уровень культуры, общеобразовательных знаний обычно выше, чем у детей представителей эксплуатируемых классов. Делая ложный вывод о боль фей одаренности представителей состоятельных классов и «высших» рас, буржуазные психологи служат классовым интересам буржуазии. Кроме этого, тесты зарубежных психологов отличаются рядом других серьезных недостатков. Например, тестовые исследования предполагают только оценку результата решения тестовой задачи. Процесс же достижения этого результата буржуазного тестолога не интересует. Но известно, что один и тот же результат может быть достигнут совершенно различными психологическими путями. И анализ процесса поисков решения может дать очень важные материалы для характеристики мышления человека, его способностей. Разве все равно, например, как решена задача — оригинальным или стандартным способом, рациональным или неэкономным путем?
Отметим и то, что в процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленных условий, которые так или иначе влияют на результаты,— настроения испытуемого, его само чувствия, отношения к тестированию. Неприемлемыми являются и попытки с помощью тестов установить предел, «потолок» возможностей данного человека, прогнозировать, предсказывать уровень его будущих успехов.
Тесты, которые применяют советские психологи, строятся на широкой научной основе, базируются на принципах, в корне отличных от принципов буржуазной тестологии. Советские психологи добиваются, чтобы тесты были свободны от тех недостатков, на которые указано выше. Вот некоторые тесты, применяемые советскими психологами: «Часовая стрелка часов передвинулась на 45 °. Сколько прошло времени?» (Исследуются пространственные представления.) «Кирпич весит килограмм и еще плюс полкирпича. Сколько весит кирпич?» (Исследуется соотношение абстрактных и наглядно-образных сторон мышления.) А вот тест на оценку внимания и умственной работоспособности: ученику дают бланк с напечатанными в случайном порядке буквами (30 строк, по 60 букв в строке). Задание — вычеркнуть всюду букву «О», кроме тех случаев, где перед ней стоят бук вы «Г» и «К», Учитывают время решения и количество ошибок.
Психологический анализ процесса и продуктов творческой деятельности. О психической жизни, об особенностях человека, и в частности ребенка, можно судить также косвенно — по продуктам его деятельности, т. е. по таким материалам, как рисунки, письменные сочинения (стихи, проза), технические поделки, тематические альбомы, коллекции и т. д.
Когда изучают творческую деятельность ребенка, очень важно анализировать не только продукт, но и проследить сам процесс создания им этого продукта, выяснить, как ребенок добился определенных результатов. Помимо содержательной стороны этих продуктов деятельности (тематика, сюжет, содержание), некоторое значение для познания личности школьника имеет и их оформление, в частности стиль письменной речи, манера рисования и т. д. Все это позволяет раскрыть не только особенности творческой деятельности, интересов и способностей ребенка, школьника, но и получить дополнительные данные о его отношении к тем или иным явлениям окружающей жизни.
Самонаблюдение. Самонаблюдением называют наблюдение и описание человеком протекания у себя самого тех или иных психических процессов и переживаний (например, когда ученик рассказывает о том, как он мыслил при решении математической задачи). Самостоятельного значения как метод непосредственного исследования психики на основе анализа собственных психических проявлений метод самонаблюдения не имеет. В советской психологии его используют как вспомогательный прием, требующий проверки материалами, полученными другими методами. Причина ограниченного его применения — явная возможность непроизвольного искажения и субъективного истолкования наблюдаемых явлений. Дело в том, что очень трудно одновременно осуществлять какую-либо психическую деятельность и наблюдать за ней (например, решать задачу и одновременно наблюдать за ходом ее решения, переживать чувство радости или страха и наблюдать за тем, как они проявляются). Человек обычно может делать либо то, либо другое. Попробуйте специально понаблюдать за тем, как у вас проявляется чувство гнева, и оно немедленно пройдет. Психологи обычно говорят: либо «некому наблюдать», либо «нечего наблюдать» (т. е. если у человека протекает какой-либо психический процесс, то ему самому трудно одновременно быть в позиции наблюдателя этого процесса, а когда он переключается на позицию наблюдателя, то обычно нарушается течение наблюдаемого процесса). Поэтому при самонаблюдении отчет дается обычно уже после, по воспоминаниям, а это не очень надежный источник. К тому же школьники младшего, да и под росткового возраста часто не умеют анализировать свои мысли и переживания и испытывают серьезные затруднения, пытаясь подобрать точные словесные формулировки. Тем не менее некоторая польза самонаблюдения несомненна, так как словесные отчеты испытуемых, сопровождающие эксперимент с ними, дают порой весьма интересный материал.
Психолого-педагогический эксперимент. В советской детской и педагогической психологии широко применяют психолого-педагогический эксперимент. Это своеобразная форма естественного эксперимента, так как проводят его в естественных условиях жизни и деятельности детей. Существенная же особенность психолого-педагогического эксперимента та, что он имеет целью не собственно изучение, а активное, целенаправленное изменение, преобразование, формирование той или иной психической деятельности, психологических качеств личности. Соответственно различают два его вида — обучающий и воспитывающий психолого-педагогический эксперимент.
С помощью психолого-педагогического эксперимента выясняют зависимость между характером тех или иных педагогических воздействий на ученика и результатом этих воздействий — сдвигами в психическом развитии ребенка. Так выявляют наиболее рациональные способы обучения и воспитания. Исследователь, например, изучает, в каких условиях обучения быстрее всего формируются умственные приемы или навыки самоконтроля в учебной работе или какие воспитательные мероприятия наиболее эффективны для формирования выдержки у учащихся. Причем в отличие от педагогического эксперимента психолог выясняет, по чему и каким образом именно эти условия закономерно приводят к определенному результату, или, иначе говоря, изучает психологический механизм влияния указанных условий.
Приведем пример такого эксперимента. В практике школьного обучения орфографии некоторые орфографические правила усваивались вне связи друг с другом, изолированно друг от друга. Исследователь сравнил эффективность такого обучения с обучением по другому принципу — правила изучались одновременно, путем их сопоставления — сравнения и различения. В обоих случаях после объяснения этих правил они заучивались испытуемыми школьниками и закреплялись одинаковым количеством упражнений. В результате успешность выполнения контрольных диктантов при обучении первым способом была 7,2 процента, при обучении вторым способом — 94 процента, т. е. повысилась почти на 1/3 и приблизилась к стопроцентной. Исследователь при этом показал, какое конкретно значение имеет подобное сопоставление, сравнение при усвоении орфографических правил и почему результат является закономерным.
Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Вопросы для повторения
1. Что такое психология и что она изучает?
2. В чем сущность материалистического понимания психики в отличие от идеалистического ее толкования?
3. Расскажите об основных задачах психологии. В чем значение пси¬хологии?
4. Какие требования предъявляют к наблюдению как методу изучения психической жизни людей?
5. Каковы сущность и значение эксперимента в психологии?
6. Какова роль методик сбора и анализа словесных показаний?
7. Что такое тесты? Охарактеризуйте условия их научного применения.
8. Что понимается под психолого-педагогическим экспериментом?

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Методы наблюдения | SAGE Publications Ltd. Две теории познания

 

Томас Кун

Революции как изменение мировоззрения

Джонатан Крэри

Методы наблюдателя

Уильям Томпсон

Интерпретация

Эффекты наблюдателя

 

Мишель Фуко

Видеть и знать

Эмиль Дюркгейм

Правила наблюдения социальных фактов

Дженнифер Платт

Верстехен Вебера и история качественных исследований 6 119 9004 9004 Недостающее звено

 

Макс Вебер

Определения социологии и социального действия

Альфред Шц

Социальные отношения между современниками и косвенное социальное наблюдение

Альфред Шц

Некоторые основные проблемы интерпретирующей социологии

Маттиас Гросс

Неожиданные взаимодействия

4 15

4 Георг Зиммель и наблюдение за природой

 

Мартин Джей

Объемные режимы современности

Джон Райхман

Искусство видеть Фуко

Часть вторая: Размышления о практике наблюдения

Джозеф-Мари Барон де Герандо

Выдержка из наблюдения за дикими народами

Raymond Gold

Роли в социологическом поле. Этнография перформанса

Роберт Дингуолл

Отчеты, интервью и наблюдения

Роберт Эмерсон

Полевые наблюдения

Жан-Мишель Шапули

Эверетт К. Хьюз и развитие полевых исследований в социологии

Дженнифер Платт

Чикагская школа и данные из первых рук

Пенни Саммерфилд

Массовое наблюдение

444

Социальные исследования или общественное движение?

 

 

ТОМ ВТОРОЙ:

Михал Бодеманн

Проблема социологической практики

Случай интервенционного наблюдения в полевых работах

 

Торин Монахан и Джилл Фишер

Преимущества «Эффекта наблюдателя»

Уроки с мест

 

Джудит Стейси

Возможна ли феминистская этнография?

Линда Тухивай Смит

На сложной земле

Изучение натива в эпоху неопределенности

 

Рэймонд Корби

Этнографические демонстрации, 1870-1930

Джон Бергер

Почему смотрите на животных

Часть первая: этика, риск и наблюдение

Jun Li

этические вызовы в наблюдении участников

Размышления об этнографической полевой работе

 

Роберт Лабари

Риск стать наблюдателем

Преодоление скрытых дилемм, связанных с тем, чтобы быть инсайдером-участником-наблюдателем

 

Элизабет Мерфи и Роберт Дингуолл

Информированное согласие, предварительное регулирование и этнографическая практика

Дэвид Калви

Искусство и политика тайных исследований

Выполнение «Ситуативной этики в полевых условиях»

 

Ричард Гильберт

Скрытое наблюдение за участниками

О его природе и практике

 

Питер Лугоши

Между открытым и скрытым исследованием

Сокрытие и раскрытие в этнографическом исследовании коммерческого гостеприимства

 

Пол Спикер

Тайное этическое исследование

Хелен Сэмпсон и Мишель Томас

Одинокие исследователи в море

Гендерный риск и ответственность

 

Мартин Балмер

Когда маскировка оправдана? Альтернативы наблюдению за участием в скрытом участии

Kai Erikson

Комментарий к замаскированному наблюдению в социологии

Laud Humphreys

Нью -Джерси: Труда

Michael Lenza

Споры, окружающие Лаудасис,

666666666666 гг. Тревожный пример политики и власти в методологической критике

 

Найджел Филдинг

Работа во враждебных условиях

Памела Нилан

Повторная проверка опасных полевых работ

Вопрос о субъектной позиции исследователя

 

Кристин Ойе, Энн Карен Бьелланд и Айна Скорпен

Наблюдение за участниками в психиатрической больнице

Возобновление исследовательской этики

 

Джефф Пирсон

Исследователь в роли хулигана

Где наблюдение «участника» означает нарушение закона

 

Мария Перес-и-Перес и Тони Стэнли

Этнографическая близость

Размышляя об этике социальных исследований в сексуальных мирах

 

 

ТОМ ТРЕТИЙ

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: НАБЛЮДЕНИЕ УЧАСТНИКА

Майкл Петтит

Аферист как модель организма

Методологические корни драматургической самости Эрвинга Гоффмана

 

Colin Bell

Примечание об наблюдении участников

Jiri Kolaja

Вклад в теорию наблюдения участников

Howard Becker

Проблемы с выводом и доказательством. 0004

Часть акции или «Переход на родной язык»? Учимся справляться с «политикой интеграции»

С. М. Миллер

Участник-наблюдатель и «сверхпонимание»

Жаклин Уэйд

Ролевые границы и расплата

«Переключение шляп» в наблюдении за участниками

 

Клиффорд Гирц

Deep Play

Заметки о балийских петушиных боях

 

Фредерик Диас

Включенное наблюдение как инструмент для понимания области охраны и безопасности

Джеймс Джейкобс

Включенное наблюдение в тюрьме

Сьюзан Мюррей

Открытие «Наблюдателя» в Participant Observer

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ

Николас Вулфингер

О написании полевых заметок

Стратегии сбора и исходные ожидания

 

Clifford Geertz

Толстый Описание

К интерпретативной теории культуры

 

Джудит Окли

Анализ полевых исследований

М. Блур

Об анализе данных наблюдений

Обсуждение ценности и использования индуктивных методов и проверки респондентов

 

Кеннет Стоддарт

Представление повседневной жизни

Некоторые текстовые стратегии для «адекватной этнографии»

 

Николас Холт

Репрезентация, легитимация и автоэтнография

Автоэтнографическая письменность

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЭКРАНЫ НАБЛЮДЕНИЯ: ФОТОГРАФИЯ, ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ Фотография, расизм и близость в исследованиях

 

Ela Beaumont

Использование видеонаблюдения для изучения посетителей в Новой художественной галерее, Уолсолл, Великобритания

Angela Garcia et al

Этнографические подходы к Интернету и компьютерной коммуникации

Брайан Уилсон

Этнография, Интернет, молодежная культура

Стратегии изучения социального сопротивления и отношений «онлайн-офлайн»

 

 

ТОМ ЧЕТВЕРТЫЙ:

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОЧИМИ МЕСТАМИ И РАБОТНИКАМИ

Саймон Кармель

Социальный доступ на рабочем месте

6 Являются ли этнографы сплетниками

 

Энни Марион Маклин

Летняя потогонная мастерская

Сандра Данзигер

Наблюдение за доктором

Полевая работа в медицинских учреждениях

 

Энни Марион Маклин

Две недели в универмагах

Эбигейл Бакл и Дэвид Фаррингтон

Наблюдение за магазинными кражами

Эми Таннер

Взгляд на разум девушки0004

Гэри Алан Файн

Выдержки из книги «Жизнь на кухне» и Приложение: «Этнография на кухне»

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ИЗУЧЕНИЕ: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕНАБЛЮДАЕМЫМ

Лора Надер

905

00403 Антрополог Перспективы, полученные в результате изучения

 

Джордж Маркус

Этнография в Мир-Системе

Возникновение многоукладной этнографии

 

Хью Гастерсон

Повторное изучение

Дэвид Миллс и Ричард Рэтклифф

После метода? Этнография в экономике знаний

Дуглас Холмс и Джордж Маркус

Быстрый капитализм

Параэтнография и подъем символического аналитика

 

Карен Хо

Антропология идет на Уолл-Стрит

Морис Панч

Исследование полицейских девиаций

Личная встреча с ограничениями и недостатками полевой работы

 

Ричард Спано

Потенциальные источники предвзятости наблюдателя в данных полицейского наблюдения

Томас Кемпл и Лаура Хьюи

Наблюдение за наблюдателями

Изучение наблюдения и противодействия наблюдению на Skid Row

 

Джойс Ротшильд и Теренс Мите

Раскрытие информации о нарушениях и ответные действия руководства

Битва за контроль над информацией об организационной коррупции

 

Объясните метод наблюдения, используемый в педагогической психологии, с его достоинствами и недостатками.

ИГНОУ СЕРВИС 22 мая 2021 г.

Наблюдение — старейший и наиболее используемый метод педагогической психологии. Он считается наиболее подходящим методом для изучения человеческого поведения. С помощью этого метода мы можем получить информацию о поведении человека, наблюдая за его действиями. Психическое состояние человека можно понять, наблюдая за внешним поведением человека.

Во время наблюдения мы узнаем об окружающей среде через наши органы чувств. Следующее в методе наблюдения выполняются шаги:

  • Ø  Планирование и подготовка к наблюдение
  • Ø  Наблюдение за поведением
  • Ø  Анализ и интерпретация наблюдаемые факты
  • Ø  Обобщение результатов

Наблюдение может быть контролируемые или неконтролируемые. Контролируемое наблюдение также называется Экспериментальное наблюдение. Наблюдение в контролируемых условиях называется контролируемое наблюдение. Неконтролируемое наблюдение называется натуралистическим. Наблюдение. Это наблюдение означает наблюдение за поведением других в неконтролируемые или естественные условия

 

Достоинства Наблюдение

  • Ø  Метод наблюдения более научный чем метод интроспекции. Он изучает поведение субъекта в его натуральная и оригинальная форма.
  • Ø  Метод наблюдения является действительным и надежный метод для проведения любого исследования.
  • Ø  Метод наблюдения изучает настоящее поведение. Следователь не должен заботиться о прошлом история или поведение человека.
  • Ø  Поведение можно изучать повторно пока не будет получен надлежащий ответ. Поведение можно наблюдать с помощью одного наблюдатель, как и многие.
  • Ø  Метод наблюдения является экономичным. Нам не нужна специальная лаборатория, время, деньги и труд. Мы также не нуждаемся в специально обученный человек для исследования поведения этим методом.
  • Ø  Мы не можем только изучать поведение людей, но мы также можем изучать поведение растений, животных, птиц, и т. д. с помощью метода наблюдения. Этот метод имеет широкую область применения и применение в педагогических исследованиях.
  • Ø  Метод наблюдения помогает сбор как качественных, так и количественных данных для целей исследовать.
  • Ø  Можно использовать в любое время и в любое время. в любом месте.

 

Недостатки Наблюдение

  • Ø  Обучиться очень сложно наблюдатели. При отсутствии подготовленного наблюдателя работа по наблюдению обязательно страдать. Таким образом, нужны опытные наблюдатели, чтобы нерелевантные данные не собрал.
  • Ø  Наблюдение субъективно. на результаты наблюдения могут повлиять субъективные факторы следователь. Интересы, ценности, предвзятость и предубеждения исследователя могут исказить результаты наблюдения.
  • Ø  Иногда объект ведет себя искусственно в некоторых случаях. Это также может привести к неправильному наблюдению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *