это что такое, виды и методы исследования
Самым старым методом получения информации является наблюдение. Исследователь изучает внешнее поведение других людей, чтобы получить интересующую информацию, провести анализ полученных данных, сделать заключение. При этом не происходит преднамеренного вмешательства в жизнь выбранного субъекта. Наблюдение в психологии применяется и по сей день, считаясь эффективной техникой.
Суть и задачи метода
Наблюдение — метод проведения исследований, используемый для получения информации. На практике применяется два типа слежки:
- ведущее — основной метод исследования;
- подкрепляющее — проводится в комплексе с опросом.
Задачи метода:
- получение предварительных данных для планирования действий;
- создание иллюстрированных материалов;
- обработка первичной информации.
Предмет исследования
Предметом исследования:
- вербальные — продолжительность, содержательность, интенсивность речи;
- невербальные — движения, мимика;
- перемещения субъекта;
- дистанция между людьми;
- физические проявления — побои, толчки, удары, касания.
Целью исследования выступают только те проявления, которые можно объективно зафиксировать в документах, на фото или видео.
Сферы применения
Наблюдение применяются в различных сферах:
- медицине;
- психологии;
- педагогике;
- криминалистике.
Полученная информация помогает раскрывать преступления, помогать людям в сложных ситуациях, преподавать новые знания.
Классификация
Методы наблюдения в психологии классифицируются зависимо от разных факторов. Разделение по систематичности:
- Систематическое — исследование проводится согласно четкому плану, разработанному заранее. При этом учитываются условия окружающей среды.
- Несистематическое — ученые создают общую картину о поведении одного человека или группы. При этом не фиксируют отдельные проявления поведения.
В психологии также выделяют такие виды наблюдения:
- Выборочное — наблюдатель записывает, фотографирует или снимает на камеру только определенные параметры поведения, проявления активности со стороны субъекта.
- Сплошное — исследователь фиксируют любые изменения поведения, действий человека.
Формы наблюдения:
- осознанное;
- неосознанное внешнее;
- неосознанное внутреннее;
- неосознанное окружающее.
Во время осознанного наблюдения индивида заранее предупреждают об исследовании. Иногда ученые рассказывают испытуемому о главных задачах, целях проведения слежки, но чаще эти данные скрываются, называются совершенно другие мотивы, чтобы человек вел себя естественно.
Особенности осознанной формы наблюдения:
- ученые влияют на поведение испытуемого, что может негативно сказаться на результате;
- объект наблюдения может нарочно изменять свое поведение.
Во время неосознанного внутреннего наблюдения, ученый не вмешивается в жизнь испытуемого, становится частью его окружающего мира. При этом он может завести разговор с объектом слежки.
Особенности:
- Наблюдатель может пользоваться различными способами получения информации.
- Возникает множество сложностей с фиксированием информации, так как наблюдаемый субъект может выезжать из страны, длительное время пребывать дома, на работе. Невозможно построить четкий график для наблюдения, из-за чего слежка затягивается на неопределенный промежуток времени.
В редких случаях наблюдатель может утерять свою скрытность при личном общении с субъектом.
При неосознанном внешнем наблюдении человек не знает, что за ним ведется слежка, а исследователь отказывается от любых контактов с субъектом. Управлять процессом наблюдения невозможно. Часто наблюдатели меняются, чтобы человек не смог заподозрить их в слежке.
Преимущества и недостатки метода
В психологии у метода наблюдение выделяют определенные достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при применении техники. Преимущества:
- Возможность фиксировать изменения поведения в естественных условиях.
- Достижение многомерности охвата. Благодаря этому можно фиксировать несколько параметров, к которым относятся вербальные и невербальные.
- Возможность проводить исследования, задействую группу лиц, записывая особенности отношений между отдельными людьми и оценивая их поведение в одинаковых ситуациях.
- Не нужно создавать определенные условия для проведения наблюдения, использовать лабораторное оборудование, подготавливать человека.
Недостатки:
- некоторые факторы могут помешать проведению исследования;
- наблюдение требует больших затрат —денег, людей, времени;
- нужно уметь правильно отмечать важные моменты, сопоставлять полученные данные между собой, делать выводы.
На результат проведения слежки процесс может повлиять:
- неправильно составленный план действий;
- усталость человека, который проводит слежку;
- гало-эффект;
- ошибки в моделировании разных ситуаций;
- неверное первое впечатление;
- наличие собственных предубеждений;
- социальный статус испытуемого, экспериментатора;
- настроение, в котором находится наблюдатель при выполнении порученной работы.
Некоторые исследователи не учитывают жизненных ситуаций наблюдаемого субъекта, из-за чего результаты получаются неправильными.
Инструменты
Для проведения наблюдения понадобится несколько инструментов:
- записная книжка;
- видеокамера;
- диктофон;
- фотокамера.
Выбор инструментов зависит от вида наблюдения.
Принципы проведения и этапы исследования
Последовательность проведения исследования:
- Определяется объект проведения слежки.
- Проводится оценка окружающей ситуации, выявляются обстоятельства, при которых проживает наблюдаемый.
- Создается план проведения слежки. Необходимо выделить основные моменты, чтобы не растеряться при слежке.
- Выбирается метод обработки полученных данных.
- Подготавливаются инструменты для слежки.
После выполнения всех действий, сбора информации, необходимо сопоставить полученные данные, провести анализ, сделать выводы.
В Америке существует этический кодекс, согласно которому слежку можно проводить только при соблюдении ряда правил:
- Согласие на проведение слежки можно не спрашивать, если она будет проводиться в общественном месте. В остальных случаях потребуется разрешение.
- Психолог должен минимально вмешиваться в жизнь наблюдаемого.
- Категорически запрещено раскрывать информацию о наблюдаемых людях, указывать в общедоступных документах точные данные.
- Если объекту слежки что-то угрожает, исследователь должен минимизировать риск причинения травм человеку.
Ошибки, из-за которых получаются неправильные результаты:
- Неправильная корреляция. Ученый объясняет проявление одних признаком, на основании других.
- Неправильное первое впечатление. Исследователь фиксирует данные, опираясь на свои первые впечатления.
- Эффект снисхождения. Психолог по своей натуре дает преимущественно положительные оценки.
- Ошибки контраста. Наблюдатель привык характеризовать других людей по чертам, которых нет у него.
- Ошибки центральной тенденции. Ученый старается дать нейтральную оценку проявлениям активности.
- Гало-эффект. Исследователь зацикливается на действиях субъекта и не замечает мелочей.
Наблюдение применяется в различных сферах человеческой жизни. С помощью этого метода можно получить общую информацию о привычках, поведении, нахождении человека в обществе. Для его выполнения достаточно держать цель в поле зрения, отмечать важные моменты в записной книжке, делать фотографии, записывать видео.
15 лучших книг по психологии и психотерапии
На видео представлена подборка книг по психологии, которые помогут Вам погрузиться глубже в мир психологии и получить ответы на многие, интересующие Вас вопросы.
Методы диагностики — Начальная школа
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Наблюдение
1) Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение как научный эмпирический метод широко применяется с конца 19 в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, с начала 20 в.- в психологии труда.
Наблюдение — метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого.
2) Виды наблюдения:
1.Систематическое и несистематическое
Несистематическое — не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.
Систематическое — предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.
2. «Сплошное» и «выборочное»
При сплошном наблюдении исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.
При выборочном наблюдении психолог обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.
3. Непосредственное и опосредованное
Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д. Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а, следовательно, и достоверность полученных результатов.
4. Включенное и внешнее
Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним. Есть два варианта включенного наблюдения:
1. наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем;
2. наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла).
В любом случае важнейшую роль играет личность психолога — его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе.
Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и
поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее
наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется
там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть
выделены и оценены извне. Оно должно исходить из единства внутреннего и
внешнего, субъективного и объективного. Так называемое объективное, т.
е. внешнее, наблюдение — самый простой и наиболее распространенный из
всех объективных методов исследования.
Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях; в частности, ребенка можно наблюдать в условиях обучения в школе. Однако при изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. При этом всегда существенно сохранять в поле зрения конкретного испытуемого, живого ребенка, подлежащего изучению.
3) Этапы процедуры исследования методом наблюдения:
1. Определение предмета наблюдения (поведение), объекта (отдельные индивиды или группы), ситуаций.
2. Выбор способов наблюдения и регистрации данных.
3. Построение плана наблюдения (ситуации — объект — время).
4. Выбор метода обработки результатов.
5. Обработка и интерпретация полученной информации.
Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.
Предметом наблюдения могут быть различные особенности вербального и невербального поведения.
Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением общих законов познания, свойственен и другим не экспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.
4) Недостатки метода наблюдения. В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу.
А.А. Ершов выделяет типичные ошибки наблюдения:
Галло-эффект, т.е. обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
Эффект снисхождения выражается в тенденции всегда давать положительную оценку происходящему. Ошибка центральной тенденции происходит, когда наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.
Ошибка корреляции наблюдается, когда оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
Ошибкой контраста является склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черт, противоположных собственным.
Ошибка первого впечатления возникает, когда первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо
исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить
поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в
качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод,
включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за
испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются
важнейшей дополнительной информацией для исследователя.
Беседа – специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.
Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.
Она предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в реальном двухстороннем общении с испытуемым. Однако при проведении беседы перед исследователем встает ряд трудноразрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемых, их отношения к исследователю. Успех беседы зависит от квалификации исследователя, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выражать свои мысли и «отделять» личные отношения от содержания беседы.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме пост-экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью.
Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.
Интервью – целенаправленный опрос, определяется как «псевдобеседа». Широкое распространение получила в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, главная сфера его применения — социология.
Опрос – метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.
Задачи интервьюера — не упускать из внимания план, вести разговор в нужном русле, сохранение нейтральной позиции в процессе интервью, стараться не демонстрировать свое отношение к содержанию ответов и вопросов, к собеседнику.
Анкетирование
1) Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа.
Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
2) Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:
Анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.
Анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа.
Анкеты — шкалы; при ответе на вопросы анкет — шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.
Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии.
Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.
Таким образом, основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда — стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т. п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.
Достоинство диагностических методов состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов, — от исследования степени овладения дошкольниками различными персептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.
Полная информация о важности методов наблюдения в психологии
Навигация
Статья поделилась
РЕКЛАМА:
Каждая наука основана на наблюдении за фактами, и, следовательно, методы наблюдения наиболее распространены в каждой науке. Как и все другие науки, психология также использует этот метод для изучения своего предмета.
Наблюдение может быть объективным или субъективным. При объективном наблюдении может наблюдать один наблюдатель или несколько наблюдателей, чьи выводы могут быть перепроверены и подтверждены. Обычный человек может наблюдать за внешней или явной деятельностью, и этот тип наблюдения является объективным наблюдением. Но когда человек чувствует боль, голод или усталость, другие не могут наблюдать эти переживания. Только сам человек может осознавать эти переживания и наблюдать за собой. Такой тип наблюдения называется субъективным наблюдением, иначе известным как самоанализ.
Психология изучает как открытую, так и скрытую деятельность, используя соответственно объективные и субъективные наблюдения. Наблюдение может производиться либо в лаборатории путем создания искусственной ситуации, либо в естественных условиях, где происходят события. Наблюдение за событиями в естественных условиях называется натуралистическим наблюдением.
РЕКЛАМА:
Буквальное значение наблюдения — ясное восприятие каких-то объектов или событий. Наблюдение составляет основу любого научного исследования. Научное наблюдение нельзя рассматривать как простое восприятие неспециалиста. Когда некоторые объекты или события наблюдаются научным образом, эти объекты или события изучаются систематически. Объективное наблюдение связано с событиями внешнего мира.
Психологи используют объективное наблюдение для изучения внешней активности организма. Субъективное наблюдение, называемое самоанализом, просит человека заглянуть внутрь себя и сообщить о своих ментальных переживаниях. Оба метода находят широкое применение в психологии. В последнее время для записи внутренних переживаний используется множество психологических инструментов. Однако у наблюдательных методов есть свои преимущества.
Наблюдение может проводиться в искусственной обстановке лаборатории (лабораторное наблюдение) или в естественных полевых условиях (натуралистическое наблюдение). Наблюдатель может быть частью наблюдаемой ситуации (включенное наблюдение) или может наблюдать на расстоянии, не будучи частью события (включенное наблюдение). Наблюдатель может систематически изучать внешнюю деятельность других людей (объективное наблюдение) или может наблюдать за собой, заглядывая внутрь себя и анализируя свои мыслительные процессы (субъективное наблюдение). В зависимости от того, как и где происходит наблюдение и с какой целью, существуют различные виды методов наблюдения.
Несколько методов наблюдения:
РЕКЛАМА:
1. Натуралистическое наблюдение
2. Наблюдение участника
3. Наблюдение без участия
4. Субъективное наблюдение
Напишите краткую заметку о функционализме в психологии
Напишите краткую заметку о психологическом консультировании
Метод наблюдения
- Домашний
- Библиотека
- Маркетинг
- Маркетинговые исследования
- Метод наблюдения
Метод наблюдения включает в себя человеческое или механическое наблюдение за тем, что люди на самом деле делают или какие события происходят во время покупки или потребления. Информация собирается путем наблюдения за рабочим процессом. Ниже приведены несколько ситуаций: —
- Станции технического обслуживания — Представьтесь клиентом, зайдите на станцию технического обслуживания и понаблюдайте.
- Чтобы оценить эффективность демонстрации подушек Dunlop Pillow Cushions в универмаге, наблюдатель отмечает: а) сколько проходит; б) Сколько остановилось посмотреть на дисплей; в) Сколько решают купить.
- Супермаркет. Где лучше всего разместиться на полке? Используются скрытые камеры.
- Определить типичный порядок продаж и узнать энтузиазм, проявляемый различными продавцами. Обычно это делает следователь с помощью скрытого магнитофона.
Преимущества метода наблюдения
- Если исследователь наблюдает и записывает события, нет необходимости полагаться на готовность и способность респондентов дать точный отчет.
- Эффект предвзятости интервьюеров либо устранен, либо уменьшен. Таким образом, данные, собранные путем наблюдения, являются более объективными и в целом более точными.
Недостатки метода наблюдения
- Наиболее ограничивающим фактором в использовании метода наблюдения является невозможность наблюдения за такими вещами, как отношение, мотивация, настроение клиентов/потребителей, их покупательские мотивы и их образы.
- Сыщику также требуется время, чтобы дождаться определенного действия.
- Личные и интимные действия, такие как просмотр телевизора поздно ночью, легче обсуждать с помощью анкет, чем наблюдать.
- Стоимость — последний недостаток метода наблюдения. В большинстве случаев получение данных наблюдений обходится дороже, чем данные других обследований. Наблюдатель должен ждать, ничего не делая, между событиями, чтобы быть наблюдаемым. Непродуктивное время — это повышенная стоимость.
❮❮ Предыдущий Next ❯❯
Статьи по теме
Просмотреть все статьи
Авторство/ссылки — Об авторе(ах)
Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team .