НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ — Реферат — Наблюдение как метод детской психологии
Реферат — Наблюдение как метод детской психологии
Скачать все файлы (30.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx | 31kb. | 19.02.2014 00:01 | скачать |
НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Изучение психики ребенка составляет сложную задачу ученых, а также воспитателей детских учреждений. Средствами психологического исследования выступают методы — определенные пути отбора научных фактов, которые потом служат предметом теоретического анализа. Проблема метода в любой науке является центральной, поскольку от методологии исследований и совершенства применяемых методов зависят достоверность и глубина получаемого знания. А.Н.Леонтьев [1] подчеркивал, что “нет ничего более трудного, чем методологические проблемы наук, и среди них может быть самыми трудными являются методологические проблемы психологии”. Л.С.Выготский в связи с проблемой изучения развития ребенка писал: “Опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение – значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем детской психологии” [2].
Психический факт имеет внутреннюю сущностную составляющую и внешнее проявление, производное от внутреннего своего существа. Воспринимать мы можем только внешние составляющие психического факта, а внутренние остаются для окружающих скрытыми. Исследователь должен охватывать и изучить психический факт в его целостности, раскрывая внутренние (ненаблюдаемые) его составляющие, опираясь на внешние их проявления (С. Л. Рубинштейн, С. Костюк, Г. А. Люблинская, А. В. Петровский).
Так, исследователь может зафиксировать вербальные и невербальные проявления поведения, действия, движения, мимические реакции ребенка, в которых преимущественно и выявляются (уточняются) психические явления (процессы, состояния, свойства). Эти внешние проявления выступают показателями внутренних ненаблюдаемых составляющих психических фактов.
Дополнительными показателями служат выразительные движения: мимика, жесты, интонации речи.
К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности.
Ведущим методом в дошкольном психологии является наблюдение, которое предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.
Научное наблюдение тщательно планируется: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов. Широко использовал наблюдения в исследовании детей дошкольного возраста известный психолог М. Я. Басов. Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая своей роли как испытуемых.
Они воспринимают исследование как обычные общения, беседы, задачи вроде систематически получаемых в детском саду. Кроме того, самосознание и жизненный опыт ребенка отмечаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых.
Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран психологами в результате наблюдения за развитием собственных детей. М.Я.Басов рассматривал объективное наблюдение как основной метод детской психологии [3]. В 1924 г. он предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми, направленную против субъективизма в описании поведения. Им была составлена специальная схема, в которой были соотнесены особенности психических функций (двигательной сферы, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, сферы чувств, волевых процессов) детей дошкольного возраста и поведенческие моменты, в которых эти особенности, как правило, проявляются [4].
Различают несколько видов наблюдения. По систематичности различают:
Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений. Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях.
Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.
По фиксируемым объектам различают:
Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.
Благодаря наблюдениям исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и раскованностью. Во время наблюдения ребенок ведет себя свободно и непринужденно, занимаясь привычными для себя делами, что облегчает для исследователя решения задачи получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о ребенке. Вместе этого не достаточно для обеспечения объективности наблюдения, на его результаты и выводы значительно влияет позиция самого исследователя. Первое попавшееся проявление поведения может быть интерпретировано как закономерное и устойчивое. Чтобы избежать такой ошибки, наблюдения следует проводить систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем встает сложная и разнообразная палитра фактов и очень трудно отделить характерное, существенное, от случайного и второстепенного.
Приведем пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается есть, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует сделать вывод о том, что малыш капризный? Конечно, нет. Ведь причинами описанной поведения могут быть, например:
— Требовательность как устойчивая характеристика личности ребенка;
— Переутомление или болезнь ребенка;
— Переживание обиды, если ребенку не дали желанную игрушку;
— Неудовлетворенность ребенка стилем общения воспитателя с ней (резкие окрики, несправедливые замечания и др. ).
Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения ребенка.
Для объективности результатов наблюдения важна непредвзятая позиция исследователя. Он должен до максимально возможного уровня освободиться от социальных стереотипов и собственных установок, в результате которых воспринимает и интерпретирует психологические факты искажены, искривлено. Важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного или отрицательного. Как известно, ребенок, который вызывает у взрослого симпатию оценивается им более снисходительно, чем тот, который «не нравится». Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления четко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать фактами. Повысить объективность исследования помогает прием, названный «стереоскопичность взгляда» на ребенка, предусматривающий обращение к мнению родителей и других взрослых, работающих с ним.
Проведение наблюдений за поведением ребенка требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности при выполнении задания фиксации проявлений детского поведения в протоколах различных видов. Одна из возможных форм ведения протокола — «фотографическая запись», которая, по определению М. Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические проявления эмоций; дословно, без изменений передает речи ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп. Запись детально отражает все операции, из которых состоят действия ребенка. «Фотографическая запись» раскрывает целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики и действия взрослых, сверстников, направленные на него.
Специальные навыки необходимы и при обработке протоколов наблюдений. При этом следует широко использовать математическую обработку полученных результатов.
Конечно, метод наблюдения имеет и свои недостатки. Он несколько замедляет отбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2-5 человек). При наблюдении исследователь занимает пассивную выжидательную позицию, ибо не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, что также замедляет динамику исследования.
В период становления детской психологии существовали научные учреждения, в которых метод наблюдения был основным. Так, Н.М.Щелованов в Ленинграде в 1925 г. организовал клинику нормального развития детей [5]. Наблюдение специалистов за поведением детей велось в этой клинике круглосуточно. Именно там были открыты основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка (появление комплекса оживления, становления ходьбы и хватания) [6].
По мере развития детской психологии и детского психоанализа удельный вес использования методологии наблюдений в них изменялся. Постепенно в детской психологии стали использовать экспериментальные исследования, появились нормативы развития, отраженные в нормах выполнения тестовых заданий, появились и лонгитюдинальные исследования детского развития. Методы эксперимента и срезовых измерений стали центральными в области академической психологии развития, а метод наблюдения стал использоваться все реже.
В современной психологии развития метод наблюдений используется не часто. “В настоящее время большинство психологов к методу наблюдения как основному способу исследования детей относятся скептически” [7]. Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Леонтьев А.Н. О системном анализе в психологии [Текст] / Психологич. журнал, 1991- №12 (4). с 17–20.
Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. [Текст] / Л.С.Выготский. Том 3 — История развития высших психических функций, М.: 1983
Басов М.Я. Опыт методики психологических наблюдений над детьми дошкольного возраста. [Текст] / М.Я. Басов. Избранные психологические произ ведения. М., 1975. с 103.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005.
Щелованов Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца. [Текст] / Н.М. Щелованов. Лишенные родительского попечения. Хрестоматия. Под ред. В.С.Мухиной. М.: 1991. с18–21.
Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей от рождения до одного года [Текст] / Н.Л. Фигурин. Этапы развития поведения детей от рождения до одного года. М., 1949.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. [Текст] / Л.Ф. Обухова. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1996.
Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологической диагностики. Аппаратурные методы диагностирования социально-психологических явлений
Психологическая библиотека
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача.
М., 2001.
ЧАСТЬ II. ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
РАЗДЕЛ VII. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Глава 24. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
§ 1. Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологической диагностики. Аппаратурные методы диагностирования социально-психологических явлений
Наблюдение и эксперимент — это общенаучные методы, с древних времен применявшиеся как в естественных, так и в гуманитарных науках. Применяя эти методы, психолог-диагност имеет возможность непосредственно фиксировать объективные параметры диагностируемого объекта.
Под наблюдением в методической литературе принято понимать целенаправленное непосредственное восприятие внешне и объективно проявляемых параметров, свойств изучаемого объекта с последующей фиксацией результатов в рабочих документах (протокол, карточка или дневник наблюдения). От обыденного наблюдения научное наблюдение отличается целенаправленностью, четкой схемой и заданностью единиц наблюдения (что воспринимать) и не менее четкой фиксацией результатов восприятия.
Помимо способов фиксации методики наблюдения могут различаться по другим основаниям. В методической литературе принято различать, в частности, включенное и невключенное наблюдение. Включенное характеризуется тем, что наблюдатель включен в деятельность группы, за которой ведется наблюдение, на правах ее члена. Тем самым во многом снимается негативный эффект влияния личности наблюдателя, особенно если он прибегает к скрытому типу наблюдения, когда люди не догадываются, что за ними ведется наблюдение. Невключенное, внешнее наблюдение осуществляется со стороны. Оно может быть как скрытым, так и открытым, когда наблюдаемые знают, что за ними ведется наблюдение. Скрытым оно будет в том случае, когда наблюдатель или наблюдатели остаются незамеченными для диагностируемых. В лабораторных условиях наблюдатель может размещаться за стеклянной стеной, прозрачной в одном направлении (для наблюдателей) и непрозрачной — в другом (для наблюдаемых). В полевых условиях скрытое наблюдение осуществлять намного сложнее.
Правда, миниатюрные технические средства, в частности видеокамеры, позволяют осуществлять наблюдение скрытой камерой. Но здесь возникает ряд этических проблем. Ведь диагностируемые не преступники, за которыми с санкции прокурора по закону может быть установлено негласное наблюдение. Скрытое наблюдение нарушает права личности. Поэтому этика психолога требует информировать объект наблюдения (индивидов, группу) о записи их поведения. Правда, отечественная и зарубежная социальная психология и социология знают примеры включенного скрытого наблюдения [24].Еще одним основанием, позволяющим различать виды наблюдения, является степень его формализации, стандартизации. В связи с этим различают полусвободное и формализованное наблюдение. Некоторые ученые выделяют еще по этому основанию и свободное наблюдение. Но последнее противоречит самому определению этого метода. Целенаправленность уже предполагает выделение для наблюдения и фиксации из всего многообразия явлений только те, которые соответствуют поставленной проблеме и цели диагностирования.
В качестве примера формализованного наблюдения можно привести ставшую уже классической схему Р. Бэйлса, разработанную им для изучения взаимодействия членов группы в определенных фазах групповой деятельности [7]. Выделенные им 12 единиц наблюдения позволяют достаточно подробно описать действия каждого участника группы при выполнении ею группового задания. Известны и другие схемы формализованного наблюдения.
То же самое можно сказать и о так называемом социометрическом наблюдении, когда в качестве единицы наблюдения избирают частоту и направленность контактов. Регистрация контактов производится в определенной карте.
В методической литературе выделяют также полевое и лабораторное наблюдение. Полевое осуществляется в естественных для диагностируемых условиях, а лабораторное — в искусственно организованных. Соответственно и поведение диагностируемых при наблюдении за ними в лаборатории может значительно изменяться.
В социальной психологии выделяют также метод наблюдения значимых ситуаций [13, 26]. Суть этой разновидности метода наблюдения, предложенной в отечественной психологии Е. С. Кузьминым, заключается в наблюдении за испытуемыми в особых, значимых для них, условиях [41].
Выделяют систематическое и несистематическое (случайное) наблюдение. При этом следует отметить, что термин «систематическое наблюдение» страдает некоторой неопределенностью: он характеризует как периодичность, так и всесторонность наблюдения за изучаемым объектом или же наблюдение за ним в различных ситуациях, состояниях.
С точки зрения времени наблюдения выделяют продольный и поперечный срезы. Продольный срез относится к пролонгированным методам, т. е. к наблюдению в течение достаточно продолжительного времени. В данном случае наблюдение наиболее тесно переплетается с биографическим методом изучения личности.
Заслуживает внимание карта наблюдения Д. Скотта, предназначенная для выявления дезадаптации школьников. Она позволяет установить: а) степень недоверия к новым людям; б) наличие депрессии; в) уход в себя; г) тревожность; д) враждебность; е) недостаток социальной нормативности; ж) невротические симптомы; з) неблагоприятные условия среды; и) сексуальное развитие; к) умственную отсталость; л) болезни и физические дефекты, а также некоторые другие характеристики.
При организации наблюдения следует учитывать, что в определенных ситуациях должны срабатывать как правовые, так и этические ограничения.
Метод наблюдения весьма тесно связан с методом эксперимента [8, 14, 15,21,32].
Сутью последнего является создание диагностом контролируемой ситуации, в которой на диагностируемый им объект (предварительно изученный и описанный) осуществляется воздействие экспериментальным фактором (независимой переменной), а последующие изменения объясняются следствием воздействия этого фактора. При этом создаются как экспериментальные, так и контрольные группы.
В реальной практике из всего множества параметров, характеризующих диагностируемый объект, выбирается ограниченное число наиболее значимых [20, 23].
В методической литературе выделяют эксперименты натурные, мысленные, полевые и лабораторные.
Натурный (естественный) эксперимент предполагает реальное воздействие на реальный объект с целью его диагностирования.
Мысленный эксперимент предполагает манипулирование не с реальным объектом, а с информацией о нем, его моделью. Однако для этого модель должна быть более или менее адекватна реальному объекту. Достичь такого подобия в социальной сфере очень трудно.
Поэтому в настоящее время применяется в основном натурный эксперимент.Полевой эксперимент отличается от лабораторного тем, что организуется в естественных для диагностируемого объекта условиях. Он может проводиться на всех уровнях, во всех сферах социальной жизни. Но здесь помимо методологических трудностей возникает масса этических и даже правовых проблем. Главный этический принцип при проведении всех экспериментов звучит достаточно просто и лаконично: «Не навреди». Это значит, что экспериментальная ситуация, создаваемая специалистом, не должна ухудшать положение диагностируемых, вести к росту напряженности и конфликтам, экстремальным ситуациям, угрожающим жизни и здоровью людей (А.Н. Сухов, 1978). При проведении правового эксперимента необходимым условием является согласование (и разрешение) вопроса с правовыми органами, а в ряде случаев и законодательными.
Перечисленные выше методологические, организационные и этические трудности значительно сужают диапазон применения эксперимента в социально-психологической диагностике, так как нередко данные, полученные в лабораторных условиях, не «работают» в реальной жизни.
Практика ставит вопрос о теоретическом и правовом обосновании проведения социальных экспериментов. Уйти от проведения социальных экспериментов невозможно. Существует реальная потребность в социальных изменениях и инновациях. Дело остается за их грамотным, компетентным проведением.
Аппаратурные методы социально-психологической диагностики относятся к разновидностям экспериментальных методик. В основе этой группы методов лежат технические устройства, аппараты, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику диагностируемого объекта; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характеристик; в) фиксируются и частично подсчитываются результаты диагностирования. Выполнение хотя бы одной из перечисленных функций позволяет относить методику к аппаратурной.
В работе ленинградских социальных психологов «Методы социальной психологии» раскрыты различные гомеостатические методики, «анализатор программ» средств массовой коммуникации и устройство полуавтоматизированной анкеты [20, 23].
Учеными были разработаны и коэффициенты — интегральные показатели успешности работы диагностируемых групп [20].
В лабораториях ЛГУ под руководством Е. С. Кузьмина, Н. Н. Обозова и других были созданы гомеостатические методики, основанные на электрических цепях и целой системе вспомогательных физических, электронных приборов. Принципиальной схемой большинства таких электрических гомеостатов явился классический в электротехнике «мост Уинстона» — четыре сопротивления, соединенные в виде ромба. Каждое «плечо» этого ромба делается из переменных сопротивлений (резисторов) [20].
В современной социально-психологической диагностике разработано множество различных модификаций как гомеостатических, так и других аппаратурных методик. Например, «Арка», «Эстакада», «Лабиринт», «Групповой ритмограф», «Групповой волюнтограф», «Сенсорный интегратор» и т. д. Все они предполагают решение групповой задачи лишь при условии взаимодействия всех членов группы, приспособления их друг к другу.
Существуют также аппаратурные методики для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы («Анализаторы программ») или для подсчета ответов в ходе автоматизированного анкетного опроса («Полуавтоматическая анкета») [20]. Использование данных методик совместно с компьютерной техникой значительно повышает их эффективность.
НАВЕРХ
Метод наблюдения
5 минут
Наблюдение является одним из основных элементов научного метода. Это позволяет получить ценную информацию об объекте исследования. Мы рассмотрим метод, основанный на этом процессе: метод наблюдения.
Последнее обновление: 20 октября 2022 г.
Наблюдательный метод, как следует из названия, связан с наблюдением. Это не что иное, как активное получение информации о явлении. Наблюдать — значит внимательно воспринимать объект, действие, при котором исследователь знает, что он хочет проанализировать и почему (Диас, 2011).
Наблюдение представляет собой процесс, основной функцией которого является сбор информации . Сбор предполагает деятельность по кодированию. Это означает, что выбранная необработанная информация транслируется с помощью кода для передачи (Fabbri, 1998). Наблюдение — это не просто процесс восприятия, который делает ощущения сознательными, это также процесс организации.
Как научный метод наблюдение характеризуется:
- Служением цели исследования.
- Планируется систематически.
- Быть контролируемым и связанным с более общими предложениями.
- При условии проверки достоверности и надежности.
Метод наблюдения
Метод наблюдения — это научная процедура, в ходе которой выявляется возникновение воспринимаемого поведения. Это поведение организовано и проанализировано (как качественно, так и количественно). Он проводится с использованием инструментов и параметров, позволяющих выявить взаимосвязь между ними. (Ангуэра, 2003).
Метод наблюдения сопоставляет гипотезы, воспроизводит полученные результаты и способствует теоретическому развитию дисциплинарной области, к которой он относится. Кроме того, он помогает исследователю отслеживать переменные на протяжении всего процесса исследования (Anguera and Hernández, 2014).
В этом методе исследователь не манипулирует поведением, как в экспериментальных или квазиэкспериментальных исследованиях. Однако они контролируют возможные посторонние переменные, которые могут повлиять на данные или исказить их . С помощью этого контроля они гарантируют, что независимые переменные являются единственными, ответственными за влияние на зависимые переменные.
Этапы метода наблюдения
Далее мы рассмотрим восемь этапов метода наблюдения, предложенных Anguera (2003).
1) Исследовательская фазаЦель этой фазы состоит в том, чтобы исследователь определил объект исследования и уменьшил или устранил реактивность наблюдаемого субъекта. Также повышать уровень подготовки наблюдателя и собирать информацию. На этом этапе они получают подробные знания и знакомятся с ситуацией наблюдения.
2) Предварительное расположениеНа этом этапе метода наблюдения исследователь должен принять во внимание следующие аспекты. Они призваны облегчить процедуру и избежать ошибок:
- Поддержание межсессионного постоянства. Чтобы гарантировать максимальное равенство между различными сеансами наблюдения.
- Поддержание внутрисессионного постоянства. Чтобы гарантировать, что сеанс не будет прерван непредвиденным событием, вызывающим перерыв в работе.
- Лечение временных сбоев. Гарантировать решение ситуаций, прерывающих процесс наблюдения.
- Время. Подготовка плана или повестки дня, связанной с последовательностью действий, которые должны выполняться на протяжении всего процесса наблюдения.
- Идентификация сеанса наблюдения. Включает информацию, относящуюся к физическому окружению, деятельности, которую необходимо выполнить (инсценировка повествования, просоциальные эпизоды, изучение нового поведения и т. д.), социальному уровню наблюдаемых субъектов, информации институционального или институционального характера и организационные (длительность деятельности в их обычном контексте).
На этом этапе исследователь планирует, когда будут проводиться наблюдения для получения соответствующей записи . Оптимальной ситуацией для них было бы получение непрерывной записи, эквивалентной всей реальности, которую они намерены изучать.
Некоторые элементы, которые они должны учитывать, включают период наблюдения, частоту сеансов, минимальное количество сеансов и критерии начала и окончания сеансов.
4) Подготовка инструментаНа этом этапе исследователь создает инструмент для записи собранной информации . Двумя примерами являются система категорий и формат поля. Система категорий имеет более высокий ранг, а форматы полей более гибки и подходят для сложных эмпирических ситуаций.
5) Регистрация и шифрованиеЭтот этап метода наблюдения включает сбор данных из реальности и перевод их на конкретный носитель . Исследователь должен расшифровать данные в описательной записи. Затем они разбивают его на единицы поведения, чтобы получить полусистематизированную запись. Позже они постепенно систематизируют запись.
6) Получение параметровНа этом этапе исследователь записывает следующие параметры:
- Частота. Количество наблюдаемых действий или проявлений поведения.
- Заказ. Последовательность различных вариантов поведения.
- Продолжительность. Время появления поведения.
- Задержка. Время, которое проходит между предъявлением стимула и появлением поведения.
После сбора данных они должны гарантировать качество данных. Самым основным требованием контроля является надежность записи наблюдений. Они также должны обеспечивать достоверность. Это означает, что они измерили то, что намеревались.
8) Анализ данныхПоследним этапом метода наблюдения является анализ данных. Из этого исследователь получает свои результаты. Эти выводы должны быть логически связаны с целями, поставленными в начале расследования. А также к любой литературе по подобным вопросам.
Преимущества и ограничения метода наблюдения
Наконец, мы рассмотрим некоторые преимущества и ограничения метода наблюдения.
Преимущества- Исследователи получают информацию по мере ее поступления.
- Они способны учиться и изучать многие формы поведения.
- Они могут изучать субъектов, которые не могут предоставить устные отчеты. Например, младенцы, животные и т. д.
- Они могут использовать метод в тех случаях, когда есть сопротивление исследованию со стороны субъектов.
- Возможность вмешательства внешних и скрытых факторов.
- Практическая возможность применения методов наблюдения ограничена продолжительностью событий.
- Не все наблюдаемые данные могут быть определены количественно, хотя обычно это возможно.
В заключение, метод наблюдения не основан на обычном и простом наблюдении. На самом деле, это сложное и научное наблюдение. Он стремится предоставить объективные, действительные и надежные знания. Благодаря его строгому и систематическому применению исследователь может понять реальность, которую он хочет изучить. Они также могут собирать соответствующую информацию для достижения целей своего исследования.
Это может вас заинтересовать…Метод наблюдения, его сущность и реализация
Метод наблюдения
Метод наблюдения является наиболее часто используемым методом, особенно в исследованиях, связанных с науками о поведении. Таким образом все мы наблюдаем за окружающими нас вещами, но такое наблюдение не является клиническим наблюдением. Наблюдение становится научным инструментом и подходом к сбору данных для исследователя, когда оно служит сформулированной исследовательской функции, методично подготавливается и фиксируется и проходит проверку и контроль на достоверность и надежность. При наблюдении информация ищется методом собственного непосредственного наблюдения исследователя без запроса респондента (Мейсон 84).
Не используйте плагиат. Получите индивидуальное эссе на тему
«Метод наблюдения, его сущность и реализация»
НОВИНКА! интеллектуальное сопоставление с писателем
Зачем выбирать наблюдение
Наблюдение может позволить ученым понять гораздо больше о том, что происходит в сложных сценариях реального мира, чем они могут узнать, просто задавая вопросы тем, кто их испытывает, и глядя только на то, что происходит. о них говорится в опросах и интервью. Это может быть связано с тем, что интервьюируемые и участники опроса в некоторых случаях неохотно делятся тем, что они знают, возможно, чувствуя, что это было бы неуместно или бестактно, или потому, что некоторые вещи они считают неважными или неважными.
Тем не менее, более вероятно, что они не могут предоставить подробности о конкретных событиях или действиях, если их спросить напрямую, поскольку они происходят настолько рутинно или кажутся такими обыденными и обыденными, что они почти не обращают на них внимания.
Несмотря на коннотации этого термина, наблюдение — это гораздо больше, чем просто взгляд. Конечно, взгляд лежит в основе любого наблюдения, но лучшие исследователи-наблюдатели владеют техникой целенаправленного и систематического наблюдения.
На самом деле наблюдение включает в себя целый ряд навыков, из которых наблюдение — лишь один из них. Другие включают в себя слушание, участие, содействие, преследование, вопросы, общение, взаимодействие, обмен, воздержание, отступление, переговоры, определение времени, запись, описание и так далее. Если вы планируете проводить наблюдательные исследования, вы должны быть готовы к некоторым или всем этим видам деятельности, иногда одновременно, что может быть в лучшем случае сложным, а в худшем — утомительным (Wilkinson 117).
Прежде чем приступить к своим наблюдениям, самое первое, что нужно сделать, это решить, подходит ли вам этот исследовательский инструмент; подходит ли ваш подход
к исследованиям и к проблеме, проблеме или вопросу, который вас интересует, для методов исследования с наблюдением.
Когда использовать наблюдение в вашем исследовании
- Когда то, как люди ведут себя и взаимодействуют друг с другом в социальной среде, важны для вашего исследования.
- Когда вы заинтересованы в изучении социальной среды и того, что в ней происходит.
- Когда лучший способ изучить то, что вы хотите узнать, – испытать это на себе.
- Когда контекст событий, которые вы исследуете, важен. В качестве полезного дополнения к другим исследовательским инструментам.
- Когда необходим гибкий подход к исследованиям (Wilkinson117).
Преимущества и недостатки
Сбор данных о том, где и когда происходит событие или действие.
Не зависит от готовности или способности людей предоставить информацию. Позволяет вам напрямую видеть, что люди делают, а не полагаться на то, что люди говорят, что они делали. Этот метод особенно подходит для исследований, в которых участвуют испытуемые (т. е. респонденты), которые по той или иной причине не способны вербально описать свои чувства (Cothari 96).
Каковы недостатки наблюдения
Подвержен предвзятости наблюдателя.
Подвержены «эффекту боярышника», т. е. люди обычно работают лучше, когда знают, что за ними наблюдают, хотя косвенное наблюдение может уменьшить эту проблему. Может быть дорогим и трудоемким по сравнению с другими методами сбора данных. Не увеличивает ваше понимание того, почему люди ведут себя так, а не иначе.
Типы наблюдения
Открытое и скрытое
Наблюдения могут быть открытыми (все знают, что за ними наблюдают) и скрытыми (никто не знает, что за ними наблюдают, а наблюдатель скрыт). Преимущество скрытого наблюдения заключается в том, что люди с большей вероятностью будут вести себя естественно, если не будут знать, что за ними наблюдают. Однако, как правило, вам придется проводить открытое наблюдение из-за этических проблем, связанных с сокрытием вашего наблюдения.
Прямое и косвенное
Наблюдения также могут быть прямыми или косвенными. Прямое наблюдение — это когда вы наблюдаете за взаимодействиями, процессами или поведением по мере их возникновения; например, наблюдение за учителем, преподающим урок по письменному учебному плану, чтобы определить, насколько точно он преподает его. Косвенные наблюдения — это когда вы наблюдаете за результатами взаимодействий, процессов или поведения; например, измерение количества отходов тарелок, оставленных учащимися в школьной столовой, чтобы определить, приемлема ли для них новая еда.
Структурированное или неструктурированное
В случае, если наблюдение характеризуется точным определением наблюдаемых единиц, стилем записи наблюдаемой информации, стандартизированными условиями наблюдения и выбором соответствующих данных наблюдения, тогда наблюдение называется структурированным наблюдением. Но когда наблюдение должно происходить без предварительного обдумывания этих характеристик, это называется неструктурированным наблюдением. Структурированное наблюдение считается подходящим в описательных исследованиях, тогда как в поисковых исследованиях процедура наблюдения, скорее всего, будет относительно неструктурированной (Cothari 9).6).
Участник против неучастника
Мы часто говорим о типах наблюдения с участием и без участия в контексте исследований, особенно социальных наук. Это различие зависит от того, разделяет или не разделяет наблюдатель жизнь группы, за которой он наблюдает. Если наблюдатель наблюдает, становясь более или менее членом группы, за которой он наблюдает, чтобы он мог испытать то, что испытывают члены группы, такое наблюдение называется включенным наблюдением. Но когда наблюдатель наблюдает как отстраненный эмиссар без какой-либо попытки с его стороны пережить через участие то, что чувствуют другие, наблюдение такого типа часто называют наблюдением без участия. (Когда наблюдатель наблюдает таким образом, что его присутствие может быть неизвестно людям, за которыми он наблюдает, такое наблюдение называется скрытым наблюдением.)
Есть несколько преимуществ участия в наблюдении: (i) Исследователь получает возможность записывать естественное поведение группы. (ii) Исследователь может даже собрать информацию, которую было бы нелегко получить, если бы он наблюдал незаинтересованным образом. (iii) Исследователь может даже проверить истинность заявлений, сделанных информантами в контексте вопросника или списка. Но есть и определенные недостатки этого типа наблюдения, а именно: наблюдатель может потерять объективность в той мере, в какой он участвует эмоционально; проблема наблюдения-контроля не решена; и это может сузить диапазон опыта исследователя (Cothari 96).
Контролируемое и неконтролируемое
Иногда мы говорим о контролируемом и неконтролируемом наблюдении. Если наблюдение происходит в естественных условиях, оно может быть названо неконтролируемым наблюдением, но когда наблюдение осуществляется в соответствии с определенными заранее подготовленными планами, включающими экспериментальную процедуру, то оно называется контролируемым наблюдением. При неконтролируемом наблюдении не предпринимается никаких попыток использовать точные инструменты. Основная цель этого типа наблюдения — получить спонтанную картину жизни и людей. Он имеет тенденцию обеспечивать естественность и законченность поведения, оставляя достаточно времени для наблюдения за ним. Но при контролируемом наблюдении мы используем механические (или прецизионные) инструменты для обеспечения точности и стандартизации.
Такое наблюдение имеет тенденцию предоставлять формализованные данные, на основе которых можно с некоторой степенью уверенности строить обобщения. Основной ловушкой неконтролируемого наблюдения является субъективная интерпретация. Существует также опасность ощущения, что мы знаем о наблюдаемых явлениях больше, чем на самом деле. Как правило, контролируемое наблюдение имеет место в различных экспериментах, которые проводятся в лаборатории или в контролируемых условиях, тогда как неконтролируемое наблюдение прибегают в случае поисковых исследований (Котари 9).