Наблюдение как метод исследования в психологии
Московский государственный гуманитарный
Университет им. М. А. Шолохова.
Факультет психологии
Кафедра общей и практической психологии
Реферат
по Общей психологии
на тему: Наблюдение как метод исследования в психологии.
Выполнила студентка
заочного отделения 3/3 УКП
М.Ш.
Проверила:
Гурьева Л.П.
Москва
2011 год
Оглавление
- Введение…………………………………………………………
…..1
2. Наблюдение……………………………………………………
3. Виды наблюдений………………………………………………….
4. Заключение……………………………………………………
5. Литература……………………………………………………
1. Введение
В данной работе речь пойдет о наблюдении как методе психологического исследования. Наблюдение является не только методом исследования, но и одним из видов восприятия. Можно вести клиническое наблюдение больного, вести следственное наблюдение или наблюдать за развитием ребенка, но при этом не проводить исследования. Как метод психологического исследования наблюдение призвано выявить новые факты, явления, претендуя на их достоверность, объективность. Можно предположить, что наблюдение с целью познания людьми друг друга возникло с появлением человека, поскольку необходимость во взаимодействии и получение от него желаемого результата во многом зависели от того, насколько правильно через наблюдение удавалось понять намерения и ожидания другого. Постепенно с развитием языка люди научились передавать в слове результаты своих наблюдений, где четко давалась характеристика человеческой сущности. В пословицах, поговорках фиксировались характеристики разных типов людей.
Дело это не было праздным, поскольку подобные знания оказывались чрезвычайно важны для устройства общества, распределения ролей, развития взаимоотношений, а иногда — для сохранения жизни. Когда читаем пословицы, мы понимаем, насколько наблюдательны были наши предки. Обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, также являются свидетельствами прекрасной наблюдательности, благодаря которой развивалась связь времен и поколений, выделялись устойчивые, особые группы людей, а в конечном счете складывались этносы.
- Наблюдение
Наблюдение является одним из основных методов в психологии. Основными характеристиками психологического метода наблюдения являются целенаправленность, опосредованность теоретическими представлениями и планомерность. С методической точки зрения наблюдение в психологии характеризуется «универсальностью», то есть применением его к изучению такого широкого круга психических явлений, какого, пожалуй, не имеет никакой друго й метод психологии, гибкостью, то есть возможностью по ходу наблюдения изменять по необходимости «поле охвата» изучаемого объекта или проверяемую гипотезу, и отсуствием или минимальными требованиями к аппаратному обеспечению проведения наблюдения.
Что можно наблюдать? Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение- отдельный человек (или животное), группа людей в их совместной деятельности, общности.
К достоинствам наблюдения можно отнести следующие факторы: 1.Непосредственность наблюдения — наблюдение может непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. Результаты наблюдения отображают конкретные события в конкретных ситуациях.
2. Возможность анализировать поведение группы. Наблюдение может одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определенным задачам.
3.Преимущества по сравнению
с собственным описанием
4. Независимость от готовности наблюдаемых лиц.
5. Многомерность охвата.
6. Широта наблюдения.
К недостаткам данного метода можно отнести следующие факторы:
1. Субъективное настроение
2. Социальное положение
3. Тенденция ожидания у
4. Комплексность наблюдаемых
5. Однократность наблюдаемых
6. Предшествующие личностные
7. Необходимость квалифицировать
результаты наблюдения. Это приводит
к неверности в передачи
8. Обнаружение последующих
3. Виды наблюдения
Наблюдение имеет несколько вариантов:
Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда. когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.
Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.
Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.
Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.
Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.
Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.
4. Заключение
Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением общих законов познания, свойственен и другим не экспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.
Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.
5. Литература:
1. Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Метод. указания. Часть I / Под ред. М.Б. Михалевской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 3-20, 24-25 с.
2. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — М., 1946. — 31-37 с.
3. Регуш Л. А.
Практикум
по наблюдению и наблюдательнос
и дополненное. — СПб.: Питер, 2008. — 16 с.
4. Немов Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд.,- 8-10 с.
5. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2002. – 302 с.
6. Рогов Е.И. Общая психология. — М.: ВЛАДОС, 1998. – 256 с.
7. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2006.- 26 с.
8. Экспериментальная психология: В 6-ти вып./ Под ред. П.Фресса, Ж. Пиаже. — М.,1966. — 611 с.
С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> Объективное наблюдение Новый специфический характер приобретает в нашей психологии и внешнее, так называемое объективное, наблюдение.
Объективное наблюдение Новый специфический характер приобретает в нашей психологии и внешнее, так называемое объективное, наблюдение. И оно должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Наблюдая внешнее протекание действий человека, мы изучаем не внешнее поведение само по себе, как если бы оно было дано в отрыве от внутреннего психического содержания деятельности, а именно это внутреннее психическое содержание, которое должно раскрыть наблюдение. Таким образом, во внешнем, так называемом объективном, наблюдении внешняя сторона деятельности является лишь исходным материалом наблюдения, а подлинным его предметом служит ее внутреннее психическое содержание. В этом основная принципиальная установка наблюдения в нашей психологии в отличие от поведенческой психологии, которая делала именно внешнюю сторону единственным предметом психологического наблюдения. Так называемое объективное, т. е. внешнее, наблюдение — самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования. Он широко применяется в психологии, так же как и в других науках.
Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением и восприятием. Необходимо поэтому прежде всего установить основные общие условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, для того чтобы подняться над уровнем случайных житейских наблюдений и стать научным методом.
Первое основное требование — это наличие четкой целевой установки. Ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем, давая ему правильную установку на предмет наблюдения. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению, и создать хотя бы минимальное единообразие условий наблюдения. При отсутствии единообразного плана наблюдения производятся каждый раз из колеблющихся, изменяющихся установок, изменения которых невозможно учесть. Поэтому остается неизвестным, за счет чего должны быть отнесены установленные изменения в наблюдениях — за счет ли не поддающихся учету изменений в условиях, при которых проводилось наблюдение, или за счет самих наблюдаемых явлений. Объективность наблюдения зависит прежде всего от его плановости и систематичности.
Если наблюдение должно исходить из четко осознанной цели, определяющей правильную установку на соответствующий предмет наблюдения, то оно должно приобрести избирательный характер. Это требование избирательности находится как будто в противоречии с другим требованием, обычно предъявляемым к объективному наблюдению, — с требованием полноты или даже фотографичности наблюдения. Однако это противоречие кажущееся: лишь при выполнении первого условия и на его основе возможным оказывается выполнить и второе. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому неизбежно носит избирательный, или выборочный, частичный характер. Отбор материала осуществляется не стихийно и потому случайно, а сознательно, значит, планово. Лишь при этом условии оказывается возможной относительная полнота наблюдения внутри созданных таким образом рамок.
Требование фотографичности, которое технически стали осуществлять в психологии путем использования не только фотографии, но и кинематографа, должно означать не только, а иногда не столько требование полноты, сколько требование объективности наблюдения, т. е. фиксации фактического материала независимо от объективного его истолкования. При этом надо учесть, что хотя и следует различать факты и их более и менее субъективное истолкование, но нельзя описание фактов и их истолкование друг от друга оторвать. Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез, с тем чтобы проверить их на новых наблюдениях и, отмечая исключения, уточнить первоначальные гипотезы или заменить их новыми. Такой организацией наблюдения объясняется тот факт, что некоторые науки без эксперимента смогли достичь большого совершенства и так полно выявить свои законы, как, например, социальные науки в исследованиях К. Маркса и как астрономия. Действительно, научно плодотворным объективное наблюдение становится постольку, поскольку оно связано с установлением и проверкой гипотез. Таким образом, фактический материал и его истолкование, не смешиваясь, объединяются теснейшим образом. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез. При этом весь процесс познания движим внутренними противоречиями, единством и борьбой между различными его сторонами — между регистрацией фактов и их теоретическим истолкованием. Исследование всегда исходит из какого — то понимания и является истолкованием изучаемого. Исходя из определенного понимания, оно, однако, обычно рано или поздно вскрывает факты, разрушающие или видоизменяющие старое, исходное понимание, которое привело к их раскрытию и ведет к новому; а новое понимание ориентирует исследование на новые факты, и т. д.
Лишь учтя эти общие методические соображения, относящиеся к методу наблюдения вообще, можно разрешить основную принципиальную трудность, с которой связано объективное наблюдение специально в психологии. Как можно посредством объективного, внешнего наблюдения изучать психические, внутренние процессы? Что собственно является предметом объективного психологического наблюдения? Сторонники объективной поведенческой психологии отвечают: только внешние реакции, различные движения, жесты и ничего больше, потому что только они — объективные факты. Но наблюдение, которое ограничилось бы внешними реакциями, могло бы быть объективным, но оно не было бы психологическим. Описание поведения, которое может представлять какой — либо интерес в психологическом плане, всегда должно содержать в себе психологическое истолкование. Недаром даже сугубо объективные описания такого крайнего представителя бихевиоризма, как Дж. Б. Уотсон, испещрены выражениями, заключающими психологическое содержание, как — то: «ребенок стремился достать игрушку», или «он избегал прикосновения» и пр. В действительности объективное наблюдение в психологии направлено не на реакции, не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. При этом приходится считаться с тем, что внешний акт непосредственно не тожествен с внутренней операцией и потому неоднозначно ее определяет. Поэтому точка зрения тех психологов, которые считают, что психологическое содержание интуитивно, т. е. непосредственно, дано во внешнем объективном наблюдении чисто описательного типа, в конечном счете так же несостоятельна, как и точка зрения тех, которые считают психологическое содержание вообще недоступным для объективного наблюдения.
Психологическое истолкование внешних данных (движений и прочее) должно быть найдено на основе гипотез, которые не могут и не должны быть устранены в процессе объективного психологического наблюдения, но которые могут и должны быть в нем проверены. Судьба этих психологических истолкований решается в зависимости от того, приводит ли данное психологическое истолкование к раскрытию закономерных связей психических явлений, т. е. переходит ли описание в объяснение. Описание явлений на основе наблюдения правильно, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней психологической стороны внешнего акта дает закономерное объяснение его внешнего протекания в различных условиях.
Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях; в частности, ребенка можно наблюдать в условиях обучения в школе. Однако при изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. При этом всегда существенно сохранять в поле зрения конкретного испытуемого, живого ребенка, подлежащего изучению. Широко пользуется объективным наблюдением, в частности, психология ребенка. Значительное количество записей, дневников зафиксировало обширный материал по психологии раннего детства. Дневники велись частично и неспециалистами. Таковы главным образом дневники матерей (см. дневники А. Павловой, В. А. Рыбниковой — Шиловой, Э. Стачинской). Как на классический образец применения объективного наблюдения к психологическим проблемам можно в качестве примера указать на изучение выразительных движений в известном труде Ч. Дарвина «О выражении ощущений. . .
С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.
Идея урока: Понимание исследований с наблюдением
Этот урок разработан, чтобы помочь учащимся понять различные типы методов наблюдения. Он также дает реальные примеры наблюдений для обсуждения.
Понимание того, как психологи проводят наблюдательные исследования, является ключевой частью изучения методологии исследования. Наблюдения особенно распространены в качественных исследованиях. Следующий урок предназначен для того, чтобы помочь учащимся понять различные типы методов наблюдения.
Деятельность
Вот несколько очень кратких обзоров реальных исследований, проведенных с использованием методов наблюдения.
- Вместе с партнером определите различные методы наблюдения, используемые в каждом из этих исследований.
IB Психология Студенты HL должны уметь описывать различные типы обсервационных исследований по крайней мере с двумя характеристиками: натуралистические, открытые и скрытые, с участием и без участия.
Подробнее:
- Практический документ 3 – Осмотр больниц
- Сотовые телефоны за обеденным столом: качественное наблюдение (Радески и др.)
Кукла Бобо Бандуры
Дети наблюдали, как взрослый играет или сражается с надувной куклой. Затем их оставили в комнате с той же куклой и кучей игрушек. Исследователи наблюдали за ними из-за двустороннего зеркала, собирая данные об их поведении.
Видео здесь.
Исследование куклы Бобо Бандуры — одно из самых известных исследований в области социальной психологии.
Остров Святой Елены
На маленьком острове Святой Елены посреди Атлантического океана до середины 1990-х не было телевизора. Один из способов, которым исследователи собирали данные наблюдений, заключался в том, чтобы установить видеокамеры на игровой площадке и снимать играющих детей. Они сравнили уровень агрессивного поведения до внедрения ТВ и после.
На этом крошечном острове посреди Атлантического океана был проведен естественный эксперимент по влиянию телевидения на насилие у детей.
Культ Фестингера. Когда пророчество не сбывается
Леон Фестингер и его коллеги тайно присоединились к культу, верившему, что наступит конец света. Они хотели посмотреть, как отреагируют члены культа после того, как конец света не наступит.
Подробнее здесь.
Лидер банды на один день
Судхир Венкатеш, социолог, присоединился к банде, чтобы изучить их поведение. Его похитили, когда он впервые попытался собрать данные о членах банды с помощью анкеты. Они сказали ему, что он не может понять их так, и что ему действительно нужно быть связанным с бандой, чтобы действительно понять, на что это похоже. Он изучал их в течение длительного периода времени, но опубликовал книгу под названием Лидер банды на один день , потому что он был псевдолидером всего один день.
Видео здесь.
Розенхан в психиатрических больницах
Розенхан хотел узнать, насколько точным был диагноз психологических расстройств в 1960-х годах. Он и группа его добровольцев побывали в разных психиатрических больницах США и сказали им, что слышат голос, говорящий «глухой», «глухой» и «пустой». После того, как их поместили в психиатрическую больницу, им сказали, что они должны вести себя нормально, и они записывали то, что наблюдали. Персонал больницы никогда не знал, что они были исследователями, хотя некоторые другие пациенты считали что-то странным в том, как они делали записи.
Видео здесь.
«Араратский сумасшедший дом». Исследование Розенхана пролило свет на условия содержания в психиатрических больницах в 1960-х годах.
Безличный секс в общественных местах (торговля чайными)В этом крайне противоречивом исследовании участвовал исследователь, наблюдавший за тем, что происходит в общественных туалетах между мужчинами. Он был разработан, чтобы понять практику анонимного однополого секса в 1960-х годах, которая тогда была незаконной.
Страница Википедии здесь.
The Tearoom Trade — отличный пример, который можно использовать при обсуждении этики в психологии.
Расширение Fast Finisher
- Не могли бы вы объяснить, как и почему можно использовать альтернативный метод исследования для изучения вышеуказанных тем? (Эксперименты, корреляционные исследования, интервью или тематические исследования).
Трэвис Диксон
Трэвис Диксон — преподаватель психологии IB, автор, руководитель семинара, экзаменатор и модератор IA.
Глава 1.3: Типы исследований
Психология 101 Содержание1: Как изучать психологию — 1.1: Влияние исследований на психологию — 1.2: Экспериментальные исследования — 1.3: Типы исследований3: Биопсихология — 2.1: Нейротрансмиттеры — 2.2: Мозг и нервная система3: Введение в развитие, личность и Теории стадий — 3.1: Моторное и когнитивное развитие — 3.2: Стадии психосоциального развития по Эриксону — 3.3: Стадии психосексуального развития по Фрейду — 3.4: Структурная и топографическая модель Фрейда — 3.5: Механизмы защиты Эго Фрейда — 3.6: Механизмы защиты Эго Фрейда — — 3.7 : Стадии морального развития Кольберга4: Введение в теорию обучения и поведенческую психологию — 4.1: Классическое и оперантное обусловливание — 4.2: Подкрепление и схемы подкрепления5: Ощущение и восприятие — 5.1: Ощущение — 5.2: Восприятие6: Память, интеллект и состояния ума — 6.1: Память и забывание — 6.2: Интеллект — 6.3: Релаксация и гипноз7: Мотивация и эмоции — 7.1: Мотивация — 7.2: Эмоции8: Социальная психология — 8. 1: O Наш взгляд на себя и других8.2: Послушание и власть8.3: Роль групп9: Психопатология — 9.1: Классификация психопатологии — 9.2: Психиатрические расстройства — 9.3: Стигма, стереотипы и психически больные10: Психотерапия — 10.1: Типы психотерапии10.2: Терапевты Ссылки
То, на чем мы сосредоточились, называется экспериментальными методами. , настоящий эксперимент. Он включает в себя рандомизированное распределение испытуемых, стандартизированные инструкции и, по крайней мере, одну внутривенную и одну DV. Есть несколько других типов исследований, которые не столь строги, но о которых вы должны знать.
Натуралистическое наблюдение
Возможно, самой простой формой исследования является Натуралистическое наблюдение.
Наблюдение за поведением в их естественной среде
Часто включает подсчет поведения, такого как количество агрессивных действий, количество улыбок и т. д.
Преимущества: поведение происходит естественным образом, исследователем не манипулируется, и оно может предоставить более качественные данные в отличие от просто количественной информации.
Ограничения: даже присутствие наблюдателя может заставить наблюдаемых изменить свое поведение. Убеждения исследователя также могут изменить его наблюдения. Кроме того, очень сложно координировать работу нескольких наблюдателей, поскольку наблюдаемое поведение должно быть определено операционально (например, что представляет собой агрессивное действие)
Пример из практики
После одного случая, как правило, в течение длительного периода времени
Может включать натуралистические наблюдения, включая психологическое тестирование, интервью, интервью с другими людьми и применение лечения или наблюдения
Преимущества: Может собирать обширная информация, как качественная, так и количественная, может быть полезна для лучшего понимания редких случаев или очень специфических вмешательств. Может занимать очень много времени и может включать другие проблемы, характерные для используемых методов, включая предвзятость исследователя.
Опрос
Все, наверное, слышали об этом, и многие из вас участвовали в исследованиях, связанных с опросами. Они часто используются в новостях, особенно для сбора мнений зрителей, например, во время президентской гонки
Преимущества: Может собирать большие объемы информации за относительно короткое время, особенно сейчас, когда в Интернете проводится множество опросов.
Ограничения: Данные опроса основаны исключительно на ответах испытуемых, которые могут быть неточными из-за откровенной лжи, непонимания вопроса, эффекта плацебо и даже манеры, в которой вопрос задается.
Корреляционные исследования
Корреляция означает взаимосвязь, поэтому цель корреляционного исследования состоит в том, чтобы определить, существует ли взаимосвязь, в каком направлении она направлена и насколько она сильна.
Преимущества: Может оценить силу отношений. Популярен среди непрофессионалов, потому что его относительно легко объяснить и понять.
Ограничения: Не может делать каких-либо предположений о причине и следствии (объяснять, как может быть задействована третья переменная или как переменные могут влиять друг на друга).