Наблюдение в общей психологии: 3. Метод наблюдения в психологии.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДРУГИЕ (КОСВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, БЕСЕДА, ТЕСТ, АНКЕТА, ГЕНЕТИЧЕСКИЙ, ПСИХОПАТОЛОГИИ)

а) В системе методов психологического исследования существенное место занимает изучение продуктов деятельности или, точнее, изучение психических особенностей деятельности на основании продуктов этой деятельности. Этот метод обращается от прямого изучения протекания самой деятельности к изучению её продуктов, для того чтобы по ним косвенно судить о психологических особенностях деятельности и, далее, действующего субъекта; потому этот метод иногда называют методом косвенного наблюдения (Рибо).

Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные уже для непосредственного наблюдения или экспериментирования.

При этом речь должна идти не о том, чтобы вывести — в духе идеализма — закономерности развития культуры из психологических закономерностей, а о том, чтобы понять закономерности психологического развития человека, опираясь на закономерности его общественно-исторического развития.

Этим наше понимание этого метода принципиально коренным образом отличается от того его по существу идеалистического применения, которое он получил, например, в десятитомной «Психологии народов» Вундта, рассматривавшего идеологические образования как проекцию человеческой психологии. Всякая попытка психологизировать общественные, идеологические образования, сводя их к психологическим закономерностям, в корне несостоятельна. Психологический анализ, исходящий из объективно материализованных продуктов человеческой деятельности, должен не подменять социально-исторический метод их изучения, а опираться на него.

Широко и очень плодотворно пользуются в детской психологии продуктами детского творчества для психологического изучения ребёнка. Так, например, изучение детских рисунков пролило значительный свет на особенности детского восприятия.

б) Существенным звеном в методике психологического исследования является

беседа, планово организованная исследователем в соответствии с задачами исследования. Беседа является вспомогательным средством для дополнительного освещения внутреннего протекания тех процессов, которые прочие объективные методы, исходящие из внешней деятельности, изучают в их объективном внешнем обнаружении. Беседа при этом не должна превращаться в попытку переложить решение проблем исследования с исследователя на исследуемого: она ни в коем случае не может сводиться к простой регистрации непосредственных данных самонаблюдения. Высказывания изучаемого лица должны соотноситься с объективными данными, со всей ситуацией, в которой происходит беседа, и подвергаться опосредованному истолкованию.

Вопросы, задаваемые в беседе, могут (при изучении мышления, например) представлять собой как бы задания, направленные на выявление качественного своеобразия изучаемых процессов. Но при этом задания эти должны быть максимально естественны и нестандартны. В беседе каждый последующий вопрос экспериментатора должен явиться новым средством, служащим для опосредованного определения тех особенностей внутренней операции, которые оказались не однозначно определёнными ответами на предыдущие.

В силу этого их нужно варьировать от случая к случаю. Каждый последующий вопрос должен ставиться с учётом той изменённой ситуации, которая создалась в результате ответа испытуемого на предшествующий вопрос. Будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стандартного характера; она всегда должна быть максимально индивидуализированной. Соблюдение этих условий представляет, конечно, известные трудности; оно требует большого мастерства со стороны исследователя, но лишь при этих условиях беседа окажется плодотворной.

Такая беседа должна либо предшествовать, либо следовать за объективным изучением (посредством объективного наблюдения, эксперимента). Она может, наконец, и предшествовать и следовать за ним. Но она должна во всяком случае сочетаться с другими объективными методами, а не превращаться в самодовлеющий метод.

Беседа получает в психологии различное методическое оформление в зависимости от различия исходных установок различных исследователей. Фрейд ввёл в целях психоанализа своеобразный вид психоаналитической беседы. Её задача заключается в том, чтобы привести собеседника к осознанию и преодолению вытесненных из сознания влечений.

Другим вариантом беседы, получившим довольно широкое распространение в детской психологии, является «клиническая беседа» Пиаже. Клиническая беседа Пиаже строилась так, чтобы выявлять исключительно спонтанные представления ребёнка.

Наша беседа включает в себя сознательный и целенаправленный момент воздействия экспериментального и при изучении психологии детей — педагогического.

Наряду с выше перечисленными позитивными частными методами психологического исследования, в обзоре методов, которыми фактически пользовались в психологии, нельзя не упомянуть анкетный и тестовый метод, с тем чтобы подвергнуть их специальному критическому анализу. Вопрос об анкетах и тестах приобрёл у нас большую остроту в связи с той ролью, которую эти методы играли в порочной и вредной «теории» и практике педологов.

в) Анкетный метод ставит себе целью путём опроса некоторого круга лиц по определённой схеме собрать материал для разрешения определённой психологической проблемы. Эта схема фиксируется в анкете или опросном листе. Данные, которые получаются посредством анкеты, основываются большей частью не на систематическом наблюдении заполняющего её лица и не допускают никакой проверки и дифференцированного анализа. Поэтому выводы, которые могут быть сделаны на основании каждой анкеты в отношении отдельного лица, не имеют ни малейшей научной ценности.

Сферой применения анкетного метода служат по преимуществу массовые явления более или менее внешнего порядка. Так, посредством анкетного метода могут обследоваться читательские или профессиональные интересы определённой группы лиц.

Если охват испытуемых в анкетном обследовании широк, то глубина его незначительна. Пользоваться анкетным методом для решения сколько-нибудь глубоких психологических проблем совершенно невозможно.

Анкеты как средство исследований подвергаются обычно статистической обработке и используются для получения статистических средних. Но статистические средние, как известно, имеют для исследования минимальную ценность, если они получаются в результате перекрытия величин, значительно отклоняющихся от этой средней как в одну, так и в другую сторону.

Такие статистические средние не выражают закономерностей. Но в психологии при изучении высших, наиболее сложных психических процессов дело по большей части обстоит именно так. Поэтому анкеты, которые служат для получения таких статистических средних, не представляют сколько-нибудь значительной ценности для углублённого психологического исследования, направленного на раскрытие психологических закономерностей.

Зародившись в Англии (анкета Гальтона в 1880 г.), анкетный метод в психологии получил особенно широкое распространение в Америке. Со стороны европейских психологов он вначале встретил отрицательное отношение. Рибо писал: «Анкетный метод опирается на число. Это применение всеобщего голосования к проблемам психологии, и слишком часто он немногим отличается от тех вопросов на всевозможные темы, с которыми журналисты обращаются к широкой публике». Таково же в основном было отношение к этому методу ряда других видных психологов. Все указывали, что анкетный метод более пригоден для установления простых внешних фактов, чем для постановки сложных психологических проблем; он не даёт сколько-нибудь надёжных данных для их разрешения.

Но анкетный метод получил затем всё же некоторое распространение при изучении массовых явлений (сдвиги интересов и т. п.).

Анкетным методом у нас недопустимо злоупотребляли в педологической практике. Не учитывали поверхностности, а часто и сомнительного характера данных, доставляемых анкетами, неправомерности переноса выводов, полученных в результате статистической обработки, на конкретного индивида и того грубо антипедагогического воздействия, которое оказывали на детей часто совершенно в этом отношении недопустимые, бессмысленные вопросы «педологических» анкет.

г) Ещё значительно острее стоит вопрос о тестах. Термин «тест» (test значит по-английски «проба» или «испытание») был введён в конце прошлого столетия американским психологом Кеттелем. Широкое распространение и практическое значение тесты приобрели с тех пор, как Бине, совместно с Симоном, разработал свою систему тестов для определения умственного развития или одарённости детей, а Мюнстерберг несколько позднее (в 1910 г. ) начал разработку тестов в целях профессионального отбора.

Тесты Бине-Симона подвергались затем многочисленным переработкам Терменом (в Америке), Бэртом (в Англии) и др.

Тесты в собственном смысле слова — это испытания, которые ставят своей целью градуирование, определение рангового места личности в группе или коллективе, установление её

уровня. Тест направлен на личность; он должен служить средством диагноза в целях прогноза.

Термин «тест» получил в последнее время и более расширительное употребление, распространяемое собственно на всякое задание, даваемое испытуемому в ходе экспериментирования.

Метод тестов в первоначальном специфическом значении слова вызывает целый ряд серьёзнейших возражений. Важнейшие из них следующие.

Когда два индивида решают или не решают один и тот же тест, то психологическое значение этого факта может быть самым различным: одно и то же достижение может быть обусловлено различными психическими процессами. Поэтому внешний факт решения или нерешения теста не определяет ещё внутренней природы соответствующих психических актов.

В основе метода тестов, который ставит диагноз о личности на основании статистической обработки внешних данных — результатов решения индивидуумом тех или иных задач, лежит механистический поведенческий подход к личности. Метод тестов пытается ставить диагноз о развивающейся личности на основании испытания, оторванного от наблюдения процесса её развития и организации этого развития посредством обучения и воспитания.

Эта ошибка ещё усугубляется, когда на основании того же тестового обследования делают прогноз, предполагая, что уровень, установленный посредством тестового испытания на одном этапе развития, будет характеризовать данного испытуемого и впредь. Тем самым принимают фатальную предопределённость всего дальнейшего пути развития человека наличными условиями и, сознательно или несознательно, отрицают возможность переделки человека: взрослого — в процессе общественной практики, ребёнка — в процессе обучения и воспитания.

Когда различным индивидам, прошедшим различный путь развития, формировавшимся в различных условиях, предъявляют одни и те же стандартные тесты и на основании их решения непосредственно заключают об одарённости подвергшихся этому испытанию лиц, то допускают явную ошибку, а именно — не учитывают зависимости результатов от условий развития. Двое учеников или рабочих могли по-разному справиться с тестами, потому что у одного из учеников была меньшая подготовка и у одного из рабочих меньшая тренировка. Но в процессе обучения первые могут опередить вторых.

Тот факт, что определённые тесты решаются 75 процентами детей данного возраста определённой классовой среды, не даёт основания признать их автоматическим критерием для определения «одарённости» или умственного развития детей, формирующихся в совсем иных условиях. Делать такое заключение, лежащее в основе тестовой методики, значит не учитывать обусловленности результатов испытания условиями развития тех конкретных живых людей, которые подвергались этим испытаниям.

Именно этот антинаучный подход к методике исследования, выражающийся в том, что результаты развития берутся безотносительно к условиям развития, и составляет теоретическую основу политически реакционных выводов тестологии.

На том основании, что представители порабощённых национальностей или эксплуатируемых классов капиталистического общества хуже справляются с тестами, приноровленными к словесному образованию, доступному в капиталистических государствах лишь представителям господствующего класса господствующей национальности, буржуазные тестологи неоднократно заключали о низшей одарённости представителей этих классов и национальностей. Но делать такие заключения значит не только выявить свою политическую реакционность, но и обнаружить непонимание одного из основных и элементарных требований научного мышления.

Неудовлетворительность этого метода ещё усугубляется тем, что в качестве диагностического средства используются стандартные системы или шкалы тестов и делается попытка штамповать личность посредством испытаний, сама постановка которых строится не на учёте индивидуальных различий, а на пренебрежении ими.

Нельзя, наконец, не отметить и казуистического, иногда провокационного, содержания тестовых испытаний, обычно не учитывающего специфической подготовки данного испытуемого. Давая задания, не связанные с обучением, они, однако, претендуют — совершенно неправомерно — на то, чтобы из них делались выводы именно относительно обучаемости испытуемых.

Критика методов тестов и анкет упирается в конечном счёте в принципиальный вопрос, правильное решение которого должно придать новое направление всей методике нашего психологического исследования. Речь по существу идёт о понимании личности и специфическом подходе к ней в процессе исследования.

Одной из основных особенностей методики современной зарубежной психологической науки является её обезличенный характер. В процессе исследования человек становится для экспериментатора только испытуемым, переставая быть личностью, которая прошла определённый специфический путь развития, относится определённым образом к тому, что происходит в экспериментальной ситуации, и действует в зависимости от этого отношения. Такое направление исследования оказывается принципиально несостоятельным, особенно там, где изучению подлежат более сложные психические проявления личности.

д) В основе генетического метода лежит та мысль, что каждое явление познаётся в его развитии. Эта мысль может получить две резко отличные реализации: в духе эволюционистского и в духе диалектического понимания развития.

Если эволюция мыслится как только количественное нарастание и усложнение, а не качественная перестройка, высшие, более поздние формы в эволюционном ряду отличаются от предшествующих только усложнённостью. В таком случае закономерности высших, т. е. более сложных, форм могут изучаться на низших, где они выступают в менее осложнённой, а поэтому более доступной для изучения форме. Вот почему исследователи, стоящие на этой точке зрения, сдвигают центр исследования к младенческим годам.

Поэтому же в плане сравнительной психологии исследования производятся по преимуществу над низшими, элементарными формами рефлекторного поведения животных, с тем чтобы полученные там закономерности механически перенести на высшие формы человеческого поведения. В первых в наименее усложнённой и наиболее доступной для исследования форме непосредственно даны законы высших. Таково основное положение этой методики. Центральная идея, которая лежит в основе эволюционной трактовки генетического метода, заключается в следующем: законы поведения на всех ступенях развития одни и те же; психологические законы — неизменные, «вечные» законы.

Основная идея диалектического понимания генетического метода, напротив, гласит: законы психологии не «вечные», они исторические законы; на каждом этапе развития они другие. Это та великая мысль, которую впервые сформулировал Маркс. Маркс применил её к изучению общественных формаций. Она должна быть осуществлена и в психологии. Основное положение — явления познаются в их развитии — получает новый углублённый смысл: сами законы не представляют из себя чего-то неподвижного, неизменного; каждая ступень развития имеет свои законы. Равно неправомерно как механическое перенесение законов низших ступеней на высшие, так и высших — на низшие. С переходом на новую ступень развития изменяются не только явления, но вместе с ними и законы, их определяющие. Одно и то же явление может на разных ступенях развития подчиняться различным законам (Маркс показал это на примере закона увеличения народонаселения в различных общественных формациях). Задача генетического метода — раскрыть происходящие в процессе развития изменения самых законов.

Объяснение этих изменений, являющихся изменениями психики в целом, требует выявления выходящих за пределы психики объективных условий развития. Генетическое изучение развития не только явлений, но и законов, их определяющих, раскрывает движущие силы развития и определяет его условия.

Генезис и развитие психики может также изучаться в процессе биологического развития данного рода или вида. Генетический метод в таком случае осуществляется в форме филогенетического метода. Изучение психики на предшествующих этапах филогенетического развития служит средством познания психики человека. Психология животных — зоопсихология — изучается обычно в таком плане сравнительной психологии.

Применительно к психологии человека перед генетическим методом встаёт ещё другая задача — раскрыть пути развития человеческой психики на протяжении социально-исторического развития человечества: генетический метод осуществляется в форме исторического метода. Исследуя психическое развитие человечества, прослеживая пути формирования сложных процессов (например речи, мышления) от их примитивных к их современным, развитым формам, он обнаруживает движущие силы психического развития в изменении социальных отношений.

Генезис и развитие психики может изучаться в процессе развития отдельного индивида от его рождения до зрелого возраста: генетический метод в таком случае осуществляется в форме онтогенетического метода. Так, развитие психики ребёнка служит средством понимания психики взрослого человека, причём одновременно психика ребёнка и пути её развития освещаются посредством закономерностей более развитых форм зрелой психики.

Каждая из ступеней психического развития как в фило-, так и в онтогенезе должна быть реальным, датированным образованием, однозначно отнесённым к объективно определённым условиям, а не абстрактной конструкцией, переходящей путём абстрактной диалектики в другую такую же абстрактную конструкцию: метод Маркса не должен быть подменён методом Гегеля.

е) Использование патологии, нарушений психической жизни для познания закономерностей нормальной психики оказало за последние десятилетия большие услуги психологии. Некоторые из авторитетных современных психологов даже утверждали, что «психопатология за последние 50 лет была главным фактором прогресса в психологии» (Lаlandе).

Каждая функция и процесс могут быть изучены и в их патологической форме: восприятие — на галлюцинациях и «духовной слепоте», память — на «амнезиях», речь — на афазиях, воля — на абулиях и т. д. При этом всякое патологическое нарушение представляет собою как бы естественный эксперимент, организованный самой природой. Выключая или изменяя одну какую-нибудь функцию внутри целостно функционирующей психики, оно даёт тем самым возможность как бы экспериментально установить роль этой функции внутри целого, связи её с другими функциями и их взаимозависимости. Так, психопатологические исследования последних лет (Г. Хэда (Head), А. Гельба, К. Гольдштейна и др.), раскрыв исключительной глубины связи между нарушениями речи (афазия), познания (агнозия) и действия (апраксия), проливают яркий свет на взаимосвязи речи, познания и действия в их нормальных проявлениях.

Однако, как ни велико значение психопатологии для психологии, не следует его преувеличивать и механически переносить полученные на патологическом материале результаты на нормальную психику. При нарушении одной функции видоизменённой оказывается вся психика больного. Значит, и взаимоотношения между функциями в психике больного человека иные, чем у здорового. Совершенно неправомерно поэтому отожествлять более ранние формы психики, имевшие место в процессе исторического или индивидуального развития, с распадом высших форм, получающимся в результате патологических нарушений. Черты сходства, которые могут быть таким образом установлены между больной и здоровой психикой, часто носят поверхностный и всегда частичный характер. В частности в корне порочны попытки определить или охарактеризовать психологические особенности предшествующих зрелости возрастов посредством параллелей с какими-нибудь патологическими формами (как это делал особенно в отношении подросткового возраста, например, Кречмер).

Система основных психологических методов, в совокупности своей позволяющая психологии разрешать все стоящие перед нею задачи, развёрнута в своих основных звеньях. В этой ориентировочной характеристике методов даны, конечно, лишь общие рамки. Каждый метод, чтобы стать действительным средством научного исследования, должен явиться сначала результатом исследования. Он не форма, извне накладываемая на материал, не внешний только технический приём. Он предполагает знание реальных зависимостей: в физике — физических, в психологии — психологических.

Рефлексологический метод в физиологии, который служит средством физиологического исследования, был построен на предварительном открытии и изучении рефлексов; он и результат и средство изучения закономерностей рефлекторной деятельности — сначала результат и лишь затем средство; точно так же ассоциативный эксперимент опирается на учение об ассоциациях. Поэтому каждая психологическая дисциплина имеет свою методику, отличную от методики других; методы психологии животных отличны от методов психологии человека: отпадает самонаблюдение, и преобразуются другие методы. И каждая отдельная проблема имеет свою специальную методику, предназначенную для её изучения. В связи с определением предмета психологии здесь намечены только основные виды методов и общие принципы их построения.

Методы исследования в психологии

            Методы исследования в психологии                  

Введение                                                             

Любая наука  развивается динамично  и прогрессивно , если она располагает с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой – достаточно объективными точными и надежными методами, позволяющими проверить эти идеи. Роль метода как способа познания и исследования явлений природы и социальной жизни заключается в том, чтобы с помощью специальных методов проникать за пределы явлений, доступных непосредственному наблюдению, т. е. проникать в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления. По определению С.Л. Рубинштейна, метод- это путь познания, способ посредством которого познается предмет  науки.                                                                                            Современный ученый, работающий в общей психологии, ориентирован в своей методологии на то, что существуют общие для всех людей закономерности психологической реальности, которые обнаруживают себя во взаимодействии людей в исторических условиях конкретного времени их жизни. Для изучения этих закономерностей он прибегает к исследованиям, к воздействию на психическую реальность с целью познания ее закономерностей. Воздействие осуществляется методами наблюдения и эксперимента. В современной психологической науке использование методов обусловлено научным подходом к изучению психических явлений, котором руководствуется определенное психологическое направление.              Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами получениями фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность; все методы психологии опираются на основные закономерности предмета науки. Таким образом, целью нашей работы, рассмотреть какие психологические методы существуют, в чем их различие. 
 
 
 
 
 

    

              Методы психологических исследований 
 

Основные  методы психологического исследования

1.Наблюдение: внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее (самонаблюдение), свободное, стандартизированное, включенное, стороннее.

2.Опрос: устный, письменный, свободный, стандартизированный.

3.Тесты: тест — опросник, тест — задание, проективный тест.

4. Эксперимент: естественный, лабораторный.

5.Моделирование: математическое, логическое, техническое, кибернетическое.1

Наблюдение  имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный  опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.

Письменный  опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь Стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты бывают субъективные (наблюдение и опрос) и объективные (тесты и эксперимент). От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Естественный  эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Математическая  модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.

Логическое  моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной.

Кроме перечисленных методов, предназначенных  для сбора первичной информации, в психологии широко применяются  различные способы и приемы обработки  этих данных, их логического и математического  анализа для получения вторичных  результатов, т. е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются разнообразные методы математической статистики, без которых  зачастую невозможно получить достоверную  информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного  анализа. 
 
 

                     

                           

      
 
 
 
 
 
 

                       Метод наблюдения

Метод наблюдения в психологии является одним  из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Он основывается на полномерном наблюдении за деятельностью  людей, которое проводится в обычных  жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства  со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и  точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная  цель психологического наблюдения: оно  должно, исходя из фактов, раскрыть их психологическое содержание. Наблюдение- это метод,  которым пользуется все люди. Однако научное наблюдение и наблюдение, которых пользуется большинство людей в повседневной жизни, имеют ряд существенных различий. Научное наблюдение характеризуется  систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью  получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются  специальные знания и содействующие объективности психологической        интерпретации  качества.      Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах — как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение                                                             Самонаблюдение, или интроспекция, т. е. наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Самонаблюдение может быть лишь фазой, моментом, стороной исследования, которое при попытке проверить его данные само неизбежно переходит в объективное наблюдение. Наблюдение, исследование и в психологии должно вестись в основном объективными методами. Новый специфический характер приобретает в нашей психологии и внешнее, так называемое объективное, наблюдение. И оно должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Наблюдая внешнее протекание действий человека, мы изучаем не внешнее поведение само по себе, как если бы оно было дано в отрыве от внутреннего психического содержания деятельности, а именно это внутреннее психическое содержание, которое должно раскрыть наблюдение. Таким образом, во внешнем, так называемом объективном, наблюдении внешняя сторона деятельности является лишь исходным материалом наблюдения, а подлинным его предметом служит ее внутреннее психическое содержание. В этом основная принципиальная установка наблюдения в нашей психологии в отличие от поведенческой психологии, которая делала именно внешнюю сторону единственным предметом психологического наблюдения.

Так называемое объективное, т. е. внешнее, наблюдение — самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования. Он широко применяется в психологии, так же как и в других науках. Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях; в частности, ребенка можно наблюдать в условиях обучения в школе. Однако при изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. При этом всегда существенно сохранять в поле зрения конкретного испытуемого, живого ребенка, подлежащего изучению.

Различают несистематическое и систематическое  наблюдение. Не- систематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию (о нем речь пойдет далее).

Различают «сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т. п. Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д. Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, например, при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним. Есть два варианта включенного наблюдения: наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется. В любом случае важнейшую роль играет личность психолога — его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя. Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований «методом обмана», когда его цели скрываются от исследуемых людей и когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций. Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является «трудовой метод», который очень часто использовали зарубежные и отечественные психологи в 20 — 30-х годах нашего века. Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п. Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением общих законов познания, свойственен и другим не экспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности. Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя исключить? В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Возможными ошибками наблюдения являются гало — эффект, эффект снисхождения, ошибка центральной тенденции, ошибка корреляции, ошибка контраста, ошибка первого впечатления. Гало-эффект, т.е. обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий. Эффект снисхождения выражается в тенденции всегда давать положительную оценку происходящему. Ошибка центральной тенденции происходит, когда наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению. Ошибка корреляции наблюдается, когда оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи). Ошибкой контраста является склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черт, противоположных собственным. Ошибка первого впечатления возникает, когда первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения. Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя

РЕШЕНИЕ: Concorde Career College, общая психология, натуралистическое наблюдение, эссе

Вопрос 1 Социальный класс. Для этого обсуждения вы должны прочитать главу 7 текста «Социология: за гранью здравого смысла» и посмотреть два видеоролика «Социальный класс в Америке», текстовые фильмы McGraw-Hill, 1957 г. (ссылки на внешний сайт.) [Транскрипт ] (старое видео, но отличный пример) и How Class Works — Richard Wolff Examines Class (ссылки на внешний сайт). Затем просмотрите документ «Знание скрытых правил социального класса». Прочитайте описания повседневных дел и общих знаний для людей низшего, среднего и высшего класса. Распечатайте его и поставьте «X» рядом с вещами, которые вы умеете делать [вы также можете просто отметить свои отметки «X»] и посмотрите, сколько у вас отметок «X» в каждой категории [Если вы не не иметь детей, используйте себя и своих братьев и сестер в качестве референтной группы]. Это поможет вам получить представление о само собой разумеющихся или скрытых знаниях, которые вам нужны, чтобы выжить в различных социальных классах. Выполнив эти задания, рассмотрите следующие вопросы: Социальный класс в США. Как бы вы классифицировали типы знаний? Как и где можно приобрести и изучить эти знания? Как вы получаете доступ к людям и местам, где это можно узнать? Является ли этот доступ в целом равным в США? Вы как Социальное Существо На каких анкетах вы получили больше и меньше всего баллов? Вы были удивлены результатом? Есть ли у вас равный доступ к людям и местам, необходимым для получения знаний, которых у вас в настоящее время нет? Выводы Какие выводы вы можете сделать о природе скрытых знаний, необходимых для достижения успеха в каждом социальном классе? Ваш начальный пост должен содержать не менее 250 слов в длину. Подкрепите свои утверждения примерами из необходимого материала(ов) и/или других научных ресурсов и надлежащим образом процитируйте любые ссылки. Вопрос 2. Социальное строительство. Для этого обсуждения вы должны прочитать главу 8 и главу 9.текста «Социология: за гранью здравого смысла», статью «Гендерный миф о розовом и голубом» (ссылки на внешний сайт) и посмотреть три видеоролика «Социальное строительство» (ссылки на внешний сайт), [стенограмма] RACE : мы такие разные? (Ссылки на внешний сайт.) и A Girl Like Me (Ссылки на внешний сайт.) [Стенограмма]. [Обратите внимание, что в «Девушке, похожей на меня» используются слова или выражения, которые некоторые зрители считают непристойными, вульгарными или оскорбительными. Эшфордский университет не одобряет такое содержание, которое может быть нежелательным; тем не менее, это видео используется из-за его воздействия и образовательной ценности для понимания социального строительства.] После просмотра этих ресурсов, посвященных различным аспектам социального строительства, ответьте на следующие вопросы: Что такое социальное строительство? Какой пример из предоставленных ресурсов вы нашли? наиболее убедительным в построении ваших знаний о социальном строительстве? Опишите его и объясните, почему он показался вам наиболее полезным. Ваш первоначальный пост должен содержать не менее 250 слов. Подкрепите свои утверждения примерами из необходимого материала(ов) и/или других научных ресурсов и надлежащим образом процитируйте любые ссылки. Необходимые ресурсыТекстДуркин, К.Ф., и Каррозерс, Р.М. (2015). Социология: за гранью здравого смысла [Электронная версия]. Получено с https://content.ashford.edu/Глава 7: Социальная стратификацияГлава 8: Раса и этническая принадлежностьГлава 9: Статьи о гендере и сексуальности, Хаммонд, К. (18 ноября 2014 г.). Гендерный миф «розовый против синего» (ссылки на внешний сайт). Получено с http://www.bbc.com/future/story/20141117-the-pink-… Этот ресурс предоставляется в качестве альтернативной и дополнительной точки зрения к тексту и содержит более подробную информацию по теме социального строительства. гендера. Заявление о доступности (ссылки на внешний сайт). Политика конфиденциальности (ссылки на внешний сайт). Пейн, Р. (2005). Знание скрытых правил социального класса: Анкета. Адаптировано из A Framework for Understanding Poverty (4-е изд. ). Денвер, Колорадо: Aha Process Inc. Этот ресурс предназначен для завершения обсуждения One и содержит более подробную информацию по теме социального класса. Этот ресурс доступен для загрузки в вашем онлайн-классе. МультимедиаKnickerbocker Productions [мохнатые локоны]. (2012, 14 августа). Социальный класс в Америке (пропаганда с 1957) (Ссылки на внешний сайт.) [Видео файл]. Получено с Видео показывает исторический взгляд на социальный класс, который все еще актуален, и обеспечивает визуальную интерпретацию социального класса, которая дополняет текст. Заявление о доступности (ссылки на внешний сайт.) Политика конфиденциальности (ссылки на внешний сайт). СМИ, которые имеют значение. (2007, 4 мая). Такая девушка, как я (Ссылки на сторонний сайт.) [Видеофайл]. Получено из Многие социологи согласны с тем, что этот документальный фильм помогает понять, как социальная конструкция и изображения расы пронизывают общество. Видео изображает взгляды молодых женщин и цветных детей и дает визуальную интерпретацию социального построения расы и этнической принадлежности, которая дополняет текст. Обратите внимание, что в «Девушке, похожей на меня» используются слова или выражения, которые некоторые зрители считают непристойными, вульгарными или оскорбительными. Эшфордский университет не одобряет такое содержание, которое может быть нежелательным; тем не менее, видео используется из-за его влияния и образовательной ценности для понимания социальной конструкции. Заявление о доступности (ссылки на внешний сайт.) Политика конфиденциальности (ссылки на внешний сайт.) ГОНКА: мы такие разные? (2009 г., 8 июля). РЕЙС: Мы такие разные? (Ссылки на внешний сайт.) [Видео файл]. Получено из этого видео рассказывается об истории расы в Америке и дается визуальная интерпретация социальной конструкции расы и этнической принадлежности, которая является дополнением к тексту. Заявление о доступности (ссылки на внешний сайт.) Политика конфиденциальности (ссылки на внешний сайт. ) Социальные изображения. (2008, 16 сентября). Социальная конструкция (Ссылки на внешний сайт.) [Видео файл]. Получено из Видео изображает социальную конструкцию различными способами, чтобы помочь учащимся понять концепцию более доступным способом, и обеспечивает визуальную интерпретацию социальной конструкции, дополняющую текст. Заявление о доступности (ссылки на внешний сайт.) Политика конфиденциальности (ссылки) на внешний сайт.) theDossier.info. (2011, 8 декабря). Как работает класс — Ричард Вольф проверяет класс (Ссылки на внешний сайт.) [Видеофайл]. Получено из Видео представляет современный взгляд на социальный класс и обеспечивает визуальное изображение социального класса, которое является дополнением к тексту. Заявление о доступности (ссылки на внешний сайт.) Политика конфиденциальности (ссылки на внешний сайт.)

Ваша ошибка в моих руках: исследование замедления после ошибки наблюдения

. 2019 фев; 26 (1): 298-304.

doi: 10.3758/s13423-018-1495-9.

Франческо Чеккарини 1 , Умберто Кастьелло 2 3

Принадлежности

  • 1 Кафедра общей психологии Падуанского университета, Падуя, Италия. [email protected].
  • 2 Кафедра общей психологии Падуанского университета, Падуя, Италия.
  • 3 Centro Interdisciplinare Beniamino Segre, Accademia dei Lincei, Рим, Италия.
  • PMID: 29934787
  • DOI: 10.3758/s13423-018-1495-9

Франческо Чеккарини и др. Психон Бык Преподобный. 2019 Февраль

. 2019 фев; 26 (1): 298-304.

doi: 10.3758/s13423-018-1495-9.

Авторы

Франческо Чеккарини 1 , Умберто Кастьелло 2 3

Принадлежности

  • 1 Кафедра общей психологии Падуанского университета, Падуя, Италия. [email protected].
  • 2 Кафедра общей психологии Падуанского университета, Падуя, Италия.
  • 3 Centro Interdisciplinare Beniamino Segre, Accademia dei Lincei, Рим, Италия.
  • PMID: 29934787
  • DOI: 10.3758/s13423-018-1495-9

Абстрактный

Для людей отслеживание чужих ошибок имеет важное значение для эффективного целенаправленного поведения. В самом деле, простое наблюдение за ошибками других людей является богатым источником информации, которую можно использовать, чтобы избежать потенциальных ошибок и улучшить свою работу без непосредственного опыта. Недавние исследования показали, что замещающий опыт ошибок влияет на открытое поведение наблюдателя. Предполагается, что это наблюдаемое замедление после ошибки (oPES) отражает стратегическое усиление контроля, направленное на снижение вероятности ошибки. Поскольку последствия наблюдения за ошибкой исследовались исключительно с помощью произвольных ответов на нажатия кнопок, которые ограничивают исследование процессами, предшествующими движению, неясно, влияет ли наблюдение за ошибкой также на онлайн-контроль целенаправленных действий. В настоящем исследовании мы впервые исследовали влияние наблюдения за ошибками на движение «дотянуться до захвата» с помощью кинематического анализа. Результаты показали, что эффекты наблюдения за ошибками не ограничиваются процессами, предшествующими движению, — они также стратегически влияют на траектории движения в пространстве. Наши результаты существенно дополняют предыдущую литературу, показывая, что oPES распространяется на выполнение движений, когда используется более реалистичная, экологически обоснованная задача.

Ключевые слова: Наблюдение за ошибками; Кинематика; постошибочное замедление; Дотянуться, чтобы схватить.

Похожие статьи

  • Изменения корково-спинномозговой возбудимости, связанные с постошибочным замедлением.

    Чеккарини Ф., Герра С., Бетти С., Вергаззини А., Сартори Л., Кастьелло У. Чеккарини Ф. и др. кора. 2019ноябрь; 120:92-100. doi: 10.1016/j.cortex.2019.05.015. Epub 2019 15 июня. кора. 2019. PMID: 31284025

  • Захватывающая сторона замедления после ошибки.

    Чеккарини Ф., Кастьелло У. Чеккарини Ф. и др. Познание. 2018 Октябрь; 179: 1-13. doi: 10.1016/j.cognition.2018.05.026. Epub 2018 7 июня. Познание. 2018. PMID: 29886094

  • Замедление после передачи наблюдаемых ошибок между задачами.

    Ван Л., Пан В., Тан Дж., Лю С., Чен А. Ван Л. и др. ПЛОС Один. 2 марта 2016 г.; 11(3):e0149836. doi: 10.1371/journal.pone.0149836. Электронная коллекция 2016. ПЛОС Один. 2016. PMID: 26934579 Бесплатная статья ЧВК.

  • О нейросхеме захвата: влияние намерения действия на кинематическую асимметрию в действиях захвата.

    Флиндалл Дж., Гонсалес CLR. Флиндалл Дж. и др. Atten Percept Psychophys. 2019 окт;81(7):2217-2236. doi: 10.3758/s13414-019-01805-5. Atten Percept Psychophys. 2019. PMID: 312

    Обзор.

  • Наблюдение за ошибками как окно мониторинга производительности в социальных контекстах? Систематический обзор.

    Musco MA, Zazzera E, Paulesu E, Sacheli LM. Муско М.А. и соавт. Neurosci Biobehav Rev. 2023 Apr; 147:105077. doi: 10.1016/j.neubiorev.2023.105077. Epub 2023 8 февраля. Neurosci Biobehav Rev. 2023. PMID: 36758826 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Самопроизвольное возникновение ритмической координации по очереди.

    Замм А., Дебенер С., Себанц Н. Замм А. и др. Научный представитель 2023 г., 24 февраля; 13 (1): 3259. doi: 10.1038/s41598-022-18480-6. Научный представитель 2023. PMID: 36828878 Бесплатная статья ЧВК.

  • Ошибки и мониторинг действий: Errare Humanum Est Sed Corrigere Possibile .

    Видаль Ф., Бурле Б., Хасбрук Т. Видаль Ф. и др. Передний шум нейронов. 2020 9 января; 13:453. doi: 10. 3389/fnhum.2019.00453. Электронная коллекция 2019. Передний шум нейронов. 2020. PMID: 31998101 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Рекомендации

    1. Познание. 2007 март; 102 (3): 415-33 — пабмед
    1. Behav Brain Sci. 27 февраля 2004 г. (1): 3–24; обсуждение 24-78 — пабмед
    1. Познание. 2008 Февраль; 106 (2): 894-912 — пабмед
    1. Передний нейроробот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *